Впервые зимние шины получат управляемые шипы! Виды зимней резины.

Впервые зимние шины получат управляемые шипы! Виды зимней резины.

К 80-летию первой зимней покрышки финской компании Nokian ее инженеры разработали концептуальную шину, которая может вообще изменить классификацию зимних шин на фрикционные и шипованные. Более того, уже есть не просто разработка в виртуальном пространстве, а опытные образцы, которые тестируются на закрытом треке White Hell испытательного полигона Nokian Tyres в финском Заполярье.

Суть разработки – в новой зимней шине шипы выдвижные, т. е. при движении по асфальту они будут прятаться в протекторе, а как только покрышка войдет в контакт с обледенелой дорогой, им будет дана команда «выйти» наружу. Это настоящая «шина-мечта», максимально адаптированная под нынешний переменчивый климат, когда ползимы мы ездим по асфальту, а еще половину - по льду и снегу. Более того, так как эти покрышки не будут изнашивать асфальтово-бетонное покрытие дорог, на них не должны распространяться законодательные ограничения по количеству шипов, их весу и размеру. При этом финские шинники могут сделать шип таких размеров и установить их такое количество, что на льду можно будет получить сцепные свойства, сравнимые с раллийными шипованными шинами с высотой твердосплавного сердечника 5-8 миллиметров. Это именно те покрышки, которые позволяют ехать по льду, почти как по асфальту.

Как конструктивно будет реализовано выдвижение шипов, финны держат в глубочайшем секрете. Это может быть и пневмопривод, и электромагнитный, и пружинный, а может быть, еще какой-нибудь из области фантастики. Пока лишь известно, что на опытных образцах водитель сам активирует шипы с помощью специальной кнопки в салоне автомобиля. Хотя в реальной жизни это, вероятнее всего, будет осуществляться с помощью интеллектуальной электроники. Например, команду шипам вступить в работу может давать система, контролирующая тип дорожного покрытия. Об испытании одной из таких систем в Финляндии мы уже писали почти год назад. Его суть - будет проводиться мониторинг работы тормозных систем автомобилей с ABS и ESP, которые ездят по дорогам общего пользования. На основании этих данных с помощью специального программного обеспечения будут определяться обледенелые участки дорог, где шипы получат команду вступить в работу.

Не исключен вариант и более доступной системы обнаружения гололеда, которая будет размещена на автомобиле и сканировать дорогу перед траекторией качения колес. Для распознавания льда могут использоваться, например, закон преломления лучей света при отражении от разных покрытий дороги - асфальта, снега, льда, сравнение угловых скоростей колес разных осей или какой-либо другой способ. Однако все это пока догадки. Можно лишь предположить, что, если эти концептуальные шины и получат путевку в жизнь (что не гарантировано, так как не все концепты имеют будущее), цены на них в прайсах будут немаленькими и на первом этапе производства супер-покрышки можно будет встретить только в колесных арках моделей премиум-сегмента.

Как и полагается в особо торжественных случаях, явление этого финского инженерного чуда было окутано флером инфернальной таинственности. Короткий зимний день уже перешел в ночь. Огромный ангар для ледовых испытаний шин (650 метров в длину и 20 в ширину) испытательного центра «Nokian Tyres» возле заполярного городка Ивало погружен во тьму. Ее с трудом пробивают фары двух автомобилей, поставленных в торце ангара, света не хватает на всю длину зала, но лучи выхватывают из тьмы ледяной пол, отшлифованный до зеркального блеска, на него и ступить страшно и опасно — так скользко!

Руководитель службы технической поддержки клиентов бренда Матти Мори нагнетает обстановку: «Мы будем здесь всего несколько минут! Смотрите, фотографируйте, но никаких вопросов!» Из динамиков рыкнул рок. И вот с дальнего темного торца ангара на нас летит, ослепляя светом фар, серебристый Porsche Cayenne. Он пролетает мимо нас, зажглись стоп-сигналы, но авто замедляет движение неохотно, скользя (ясно, что машина «обута» во фрикционные шины или, как у нас их называют, шины-липучки). Тут «порш» развернулся, снова исчез в конце ангара, развернулся и вот уже вновь мчится на нас. Но на этот раз, подъехав, энергично затормозил и скоренько остановился как вкопанный.

Пока мы соображали, в чем «фишка», водитель подъехал к нам вплотную, притормозил, и мы увидели на льду следы от шипов! Но откуда, ведь «немца» не «переобували»! Тест-пилот открыл дверь и показал на кнопку слева под рулем, горящую зеленым фирменным цветом «Nokian». Он снова нажал на кнопку, она погасла — и шипы убрались в свои миниатюрные фланцы. Нажал — шипы плавно вышли, еще раз нажал — они так же неспешно убрались, как когти у кошки. Шипы на всех четырех шинах появлялись и утапливались одновременно.

Под наши аплодисменты и щелканье затворов фотокамер Матти Мори разъясняет:

— Не ждите, что эта первая в мире шина с выдвижными шипами через неделю появится в продаже, это концепт, презентация наших идей, уникальных технологий и возможностей, это пока еще намек на будущее зимней шины…

В концепт-шине — технологическом прорыве знаменитого финского бренда — использован протектор и конструктивные решения, примененные в новой, представленной нам здесь, в Ивало, на презентации и во время тест-драйва новой шипованной шины Nokian Hakkapelita 8 SUV для внедорожников (о ней мы еще поговорим). При этом тело шипа (фланец) остается неподвижным, двигается вперед-назад лишь подвижная деталь этой мини-конструкции, жесткий металлический сердечник — сам шип.

И как тут не вспомнить, что первую попытку создать шину «Q Celsuis» с выдвигающимися шипами предприняли американцы в 2007 году. Ее конструкция содержала пневматическую камеру, которая надувалась и выталкивала шипы. Изобретатели, как сообщают информированные источники, даже договорились с китайскими шинниками, которые вроде согласились запустить новинку в производство. Но что-то не срослось, с тех пор каких-либо новых сведений о «Q Celsuis» не появлялось.

С другой стороны, когда нам рассказывали на презентации о конструкции шины Hakkapelita 8 SUV, то обратили наше внимание на такую характерную деталь: фланец шипа не только утоплен в резиной смеси — под него подложена прокладочка из мягкой резины, действующая как пружина-амортизатор. Тем самым смягчается воздействие шипа на дорожное полотно и снижается шумность шины — показатели, особо важные для тяжелых внедорожников. А если эту «прокладочку-пружину» можно было бы поддувать на ходу и снижать в ней давление воздуха нажатием «зеленой кнопки»? Не здесь ли кроется секрет технологии чудо-шины? Впрочем, это лишь мои догадки…

Опыт показывает, что «Nokian Tyres» попросту денег не тратит, финны — большие прагматики. Не завтра, так послезавтра, через полгода, через год, но эта или очень похожая финская чудо-шина появится в продаже. Таков тренд, а финны — одни из законодателей мировой моды в этой области.

Эта демонстрация с большой интригой была лишь эпизодом в тест-драйве, устроенном фирмой для прессы на полигоне в Ивало в финской Лапландии — царстве Санта-Клауса, где к дороге частенько выходят северные олени. И был приурочен этот тест-драйв к юбилею: 80 лет назад, еще в 1934 году, «Nokian Tyres» вывела на рынок первую в мире зимнюю шину для коммерческого транспорта, изготовленную из морозостойкой резиновой смеси, «сваренной» по особому запатентованному рецепту. Через два года фирма предложила клиентам морозостойкую шину для легковых автомобилей — Lumi-Hakkapelа (этот «зимний» бред теперь один из самых популярных в мире), а с 1961 года компания выпускает шипованные шины.

Михаил РОСТАРЧУК,

Ивало — Москва

Финская компания Nokian объявила о том, что разработала новые инновационные под названием "non-studded winter tire with studs", что в оригинальном переводе означает "не шипованная ".

В настоящий момент новая резина существует в качестве концепции, но не исключено что в скором времени новые шины начнут производиться на заводе Nokian.


Новая зимняя резина Nokian имеет уникальные шипы, которые в зависимости от погодных условий адаптируются по необходимое дорожное покрытие. Так, если дорога покрыта льдом, то шины становятся шипованными. Если же дорога имеет влажное покрытие, а наледь на дороге отсутствует, то шины становятся нешипованными.


Металлические шипы управляются из автомобиля с помощью специальной кнопки. Для того, чтобы сделать шины шипованными и улучшить сцепление колес на льду, необходимо активировать в автомобиле режим "шипы", что выведет из резины металлические шипы. Также можно деактивировать данную функцию, что сделает шины не шипованными, это увеличит безопасность на мокрой дороге, так как шипованная резина имеет плохое сцепление на влажной дороге.

Напомним, что еще в 2008 году компания "Q Tires" анонсировала идею адаптивных зимних шин, которые могут быть шипованными, так и без шипов. Но к сожалению эта идея так и не воплотилась в жизнь. Теперь, когда эту идею подхватила компания с мировым именем, которая является крупнейшим мировым производителем резины, то есть большая вероятность, что в ближайшем будущем новая высокотехнологичная резина появится на автомобильном рынке.


Если разработки компании Nokian окажутся удачными и новая инновационная резина пройдет все испытания, то она сможет стать серьезной альтернативой для традиционных зимних колес. Отметим, что во многих странах действуют законы регулирующие обязательное применение зимней резины. В некоторых государства в зимние время с шипами. В других напротив необходимо ставит зимние колеса без шипов. Поэтому новая адаптивная резина позволит использовать ее в большинстве стран мира.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков