Полезные программы для автомобилиста. Программное обеспечение для вашего автомобиля Современное программное обеспечение для автомобиля

Полезные программы для автомобилиста. Программное обеспечение для вашего автомобиля Современное программное обеспечение для автомобиля

Автомобильный мир не так прост, как кажется на первый взгляд. В мире автопромышленности много непонятного и неоднозначного. Запутанные автомобильные инструкции различные непонятные сокращения новых технологий, аббревиатуры опций и многое другое сбивает нас с толку. И во всем этом разнообразие технологий больше всего нам понятны новые электронные инновации в сфере автомобильной развлекательной электроники. Девиз современного мира - лучше жить с помощью технологий, чем отказаться от них.

Когда речь заходит о новых потребительских автомобильных технологиях, то многие из нас начинают путаться во множестве . Чтобы пролить свет на многие технические новинки в автомобилях и не дать запутаться потребителям наше интернет издание подготовило для Вас специальный обзор самых свежих, последних и новых автомобильных технологий. Узнав о них подробнее, Вам будет проще ориентироваться и пользоваться ими в новых автомашинах.

Если Вы только , то почти наверняка при принятии окончательного решения ключевую роль будут играть новые электронные технологии. Мы специально отобрали самые распространённые современные технологии (функции), которые последние годы стали устанавливаться на современные автомобили. Большинство функций в обзоре присутствуют в новых автомобилях, стоимость которых не более 1,5 млн. рублей.

Поэтому Вам будет легко определить, какие функции Вы хотели бы видеть в своем автомобиле.

1) Bluetooth

Bluetooth достаточно недавно стала символом беспроводной автомобильной громкой связи. Но эта беспроводная технология, также может на небольшом расстоянии обеспечить подключение различных современных гаджетов к бортовому компьютеру автомобиля. Если у Вас есть современный смартфон под управлением современных операционных систем: Ios Android, BlackBerry или Windows Phone, то, скорее всего Ваше устройство имеет функцию Bluetooth.

Также почти в любом современном смартфоне есть профиль настройки профиля SMS сообщений с помощью технологии Bluetooth. Эти настройки помогут настроить Вам, отправлять SMS сообщение с помощью автомобильной громкой связи. Каким образом? Все очень просто. Вы за ранее можете в черновиках создать короткие шаблоны SMS сообщений. С помощью голосовой команды Вы будете отправлять в ответ, на поступившие сообщение, которое во многих автомобилях Вы можете прочитать на экране ЖК-экрана мультимедийной системы.


Также, к примеру, пользователи телефонов Apple могут с помощью встроенной Siri пользоваться телефоном (принимать, читать, отправлять SMS, принимать звонки и т.п.) через беспроводную громкую связь. Для ее активации необходимо нажать кнопку громкой связи на рулевом колесе. Конечно, для этого предварительно телефон должен быть подключен с помощью Bluetooth к системе автомобиля.


Практически все автомобили, оснащенные Bluetooth, могут принимать с Ваших гаджетов потоковую музыку. Этот тип соединения позволяет с Вашего телефона, смартфона, планшета или МР3-плеера воспроизводить музыку на динамиках автомобиля. В качестве удобства на многих современных автомобилях, для управления музыкой и громкостью звучания нет необходимости пользоваться электронными гаджетами, передающие по беспроводной системе музыкальный поток. Все это Вы можете делать на мультимедийной системе машины.

Во время воспроизведения потока музыки с Вашего мобильного устройства на экране своей автомобильной информационно-развлекательной системы Вы видите название композиции, таймер, и другую важную информацию.

2) Порты USB


Порты USB являются отличным средством для подзарядки электронных гаджетов и для подключения электронных устройств (к примеру, для воспроизведения музыки) в которых отсутствует возможность подключения к системе автомобиля по технологии Bluetooth. К примеру, старые МР3-плееры, мобильные телефоны. Также с помощью этого порта Вы сможете подключить к автомобилю свою флэшку, на которой записана музыка.

Воспроизведение музыки через USB порт имеет ряд преимуществ перед Bluetooth. Так при передаче музыкального потока по беспроводной технологии, система Bluetooth сжимает аудио файл, для быстрой передачи по каналу беспроводной радиосвязи, что ухудшает качество звучания мелодий.

3) Бесконтактный ключ автомобиля и зажигания


У нас есть более важные дела, чем копаться в кармане или в сумке в поисках ключа от автомобиля. Для этого есть технология беспроводного электронного ключа автомобиля. Принцип действия прост. В вашем кармане или сумке лежит электронный ключ, который когда Вы подходите к машине посылает в автомобиль специальный код для открытия двери. Подойдя к машине, Вы просто открываете дверь, садитесь в автомобиль и нажимаете кнопку запуска двигателя, не вставляя ключ в замок зажигания. Очень удобная функция, которая в последнее время устанавливается на многие новые автомобили.

4) Интеграция приложений


К сожалению, подобные технологии пока в нашей стране не сильно развиты в связи с дороговизной и качеством мобильного интернета. За рубежом картина совершенно иная. Так в некоторых премиум автомобилях стали появляться специальные блоки, куда встроен мобильный интернет модем, раздающий по WiFi интернет, как на электронные пользовательские гаджеты, так и для возможности выхода в сеть с помощью информационно-развлекательной системы. К примеру, доступ в сеть может пригодиться для прослушивания онлайн музыки или просмотра пассажирами потокового онлайн видео.

5) Распознавание голоса


Взаимодействие с программным обеспечением автомобиля с помощью голоса на первых порах представляло собой не очень надежную и качественную технологию. Первое время подобные системы действовали со сбоями и ошибками. К счастью электронные технологии не стоят на месте, и прогресс движется вперед. Современное программное обеспечение и современные электронные чипы, позволяют с помощью голоса управлять многими системами автомобиля.

Если раньше система требовала точного произношения определенной команды, то сегодня достаточно сказать часть команды и система распознает, чего Вы хотите.

Новая система распознавания речи позволяет с удобством управлять навигационной системой. Раньше, для того, чтобы голосом задать адрес маршрута, необходимо было по отдельности произносить название населённого пункта, улицу, дом и т.п. то сегодня большинство мобильных навигационных автомобильных систем могут распознать точный адрес пункта назначения при произнесении полного адреса сразу.

6) Удаленное управление автомобилем


Как Вы думаете, возможно ли С системой дистанционного управления транспортным средством такое возможно. Для этого в App Store или Google Play существуют специальные приложения. Так с помощью этих программ, Вы можете отключить сигнализацию или включить. Также на расстояние Вы можете заблокировать автомашину при необходимости. Некоторые автомобили позволяют программам со смартфона получать данные о температуре в салоне и на улице, смотреть соответствующие диагностические данные, такие как уровень топлива, расход топлива, запас хода, а также получать данные со спутниковой навигации о местоположение транспортного средства и многую другую информацию.

7) Система контроля слепых зон


Мировые исследования показывают, что большая доля ДТП происходит из-за слепых зон автомобиля. В попытке остановить эту эпидемию аварий, большинство автопроизводителей стали оснащать свои транспортные средства системой контроля слепых зон. Действует все очень просто. Если во время движения автомобиля в мертвой, не просматриваемой зоне, находится автомобиль или другой объект, система предупреждает водителя об этом. На боковом зеркале или на приборной панели появляется предупреждающий знак.

8) Система контроля полосы


Эта технология призвана помочь водителям контролировать полосу движения. Специальные сенсорные датчики и камеры следят за дорожной разметкой. В случае пересечения полосы автомобиль предупреждает водителя об этом либо подачей звукового сигнала, либо вибрацией, которая передается на рулевое колесо. Во многих роскошных автомобилях, таких как Acura, Mercedes-Benz, и Audi, недавно появилась новое поколение подобной системы, которая при определенных настройках может автоматически сама изменять положение рулевого колеса, для того чтобы выравнивать автомобиль в случае неконтролируемого съезда с полосы.

9) Телематика


Эта новая технология позволяет Вам не просто подключить Ваш смартфон к информационно-развлекательной системе автомобиля, но и получить ряд . Если автомобиль, оборудованный мобильным интернет модемом и который подключен к безлимитному тарифному плану, то Вы можете совершать звонки с телефона, через автомобильный интернет, пользуясь интерфейсом автомашины. Это не только сэкономит вам мобильный трафик телефона, но сделает общение более удобным.

Также функции телематики предусматривают программирование информационной системы автомобиля на экстренные звонки с помощью Вашего сотового телефона в случае аварии. В таком случае система в автоматическом режиме сама пошлет экстренный вызов через ваш смартфон.

В том числе некоторые автопроизводители встраивают в мультимедийную систему услуги консьерж сервиса, на который Вы можете позвонить с помощью своего смартфона который автоматически подключается к системе автомобиля,как только вы садитесь в него или нажать просто специальную кнопку в машине. По сути, опция телематика представляет собой ангела-хранителя.

10) Адаптивный круиз-контроль


Многие системы предупреждения столкновения автопромышленности в области безопасности. В ближайшем будущем появятся практически на всех современных автомобилях. Это также крайне необходимо, как и подушки безопасности, без которых сейчас не обходится не один автомобиль.

Большинство систем предупреждения столкновения работают с помощью миллиметрового радара или стереоскопических камер, отслеживающие обстановку вокруг машины и сканируют пространство на предмет возможных опасностей. Когда препятствие обнаружено система предупреждает водителя об опасности столкновения.


Более продвинутые версии технологии предупреждения столкновения могут самостоятельно (без участия водителя) нажать педаль тормоза в случае опасности (если система определяет что столкновение неизбежно).

На основе этой системы автопроизводители изобрели новое поколение самой любимой и популярной автомобильной системы круиз-контроля. Так новая функция получила название адаптивный круиз-контроль. Для его работы используются те же стереоскопические камеры или радар, для обнаружения препятствия во время движения. При включении этой функции и настройки крейсерской скорости движения, система автоматически поддерживает заданную скорость и определенную дистанцию до впереди идущего автомобиля.

В некоторых дорогих роскошных автомобилях система расширена возможностью в случае приближения автомашины к препятствию, автоматически без участия водителя, затормозить, избегая столкновения. Как только опасность столкновения исчезнет, автомобиль снова наберет необходимую скорость.

Обычно адаптивный круиз-контроль работает при движение автомобиля на скорости от 40 до 150 км/час.

Статья о том, что из себя представляет программное обеспечение современного автомобиля. Особенности софта, процессы и технологии. В конце статьи - интересное видео о 5 нужных лайфхаках для вашей машины!


Содержание обзора:

Ни один современный автомобиль не мыслим без электронной начинки, которая предполагает сложное программное обеспечение. Управляя автомобилем, мы почти не задумываемся о том, какие при этом процессы протекают у него внутри – монитора-то как у компьютера нет, а, значит, действие программ не визуализировано, словно бы их и нет. Но они есть.

Особенности автомобильного софта


Современное программное обеспечение для вашего автомобиля весьма надежно: коэффициент сбоя оборудования - всего лишь один на миллион операций в течение года, и то в качестве исключения.

Сейчас в каждом автомобиле имеется в наличие несколько электронных блоков управления (ЭБУ) – electronic control unit, ECU, которые взаимодействуют между собой через электронную сеть автомобиля.


Взаимодействие между этими блоками выполняется благодаря шинным архитектурам, которые представляют собой совокупность контроллеров - CAN, controller area network, а также специальную сеть, предназначенную для передачи информации специального цифрового оборудования - MOST, media-oriented systems trans, FIexRay, а также систему Local interconnect, (LIN).

Если сравнить перечисленные шины с Ethernet, который предназначен для ПК, они работают с пониженной скоростью, так как объем обрабатываемых данных в автомашинах небольшой. Но это минимальное количество информации должно обрабатываться буквально за считанные миллисекунды.

С ростом числа ECU разработчикам приходится создавать усложненные структуры внутриавтомобильных сетей, которые требуют более сложного строения. Рассмотрим основную разницу между ПО автомашины и цифровыми технологиями других предназначений.

  • Надежность - системные программы автомашины в достаточно сложной сети ECU в продолжение всего периода использования должны работать максимально надежно;
  • Безопасность выполняемых функций - ESC и система торможения должны действовать безотказно, и это уже предполагает довольно серьезные требования к ПО и к самому процессу их разработок;
  • Скорость взаимодействия – мгновенная реакция электронных узлов автомобиля (до миллисекунд) невозможна без специальной программной архитектуры и усовершенствованных операционных систем;
  • Надежная архитектура - ПО автомобиля должно осуществлять максимальную электромагнитную совместимость, а также не поддаваться влияниям искаженных сигналов;
  • Связь узлов электронно-механического цикла.
Внимание: Ни в коем случае не допускать перезагрузку ECU во время работы!

Основные составляющие ECU


ECU представляет собой довольно сложную плату, на которой, помимо микроконтроллера, имеются сотни других элементов. Рассмотрим основные детали.
  1. Аналого-цифровой преобразователь(ADC) - это оборудование предназначено для снятия показателей с определенных автомобильных датчиков, и с датчика кислорода в том числе. Дело в том, что процессор способен воспринимать только цифровые значения, а, например, показатель кислорода выдает лишь электрические сигналы напряжением от 0 до 1,1V. ADC преобразует эти данные в десятибитное двоичное число, и оно становится понятным для процессора.
  2. Драйвер – программа, предназначенная для управления цифровым оборудованием за счет преобразования сигналов.
  3. Цифро-аналоговый преобразователь (DAC) - предоставляет аналоговые сигналы, чтобы запустить определенные компоненты двигателя автомобиля.
  4. Чип связи – эти чипы позволяют реализовать самые разные стандарты связи, имеющиеся в автомобиле. В производстве имеется несколько таких стандартов, но самым распространенным из них является CAN - Controller-Area Networking. Он обеспечивает скорость 500 к/бит в секунду, что крайне необходимо для модулей, которые совершают до сотни операций в ежесекундно.

Процессы и технология


С тех пор, как появилось первое ПО для автомобилей, многое изменилось. Если изначально программное обеспечение мог контролировать всего лишь один производитель, то теперь это стало практически невозможно.

Изначально в прошлом столетии в качестве ПО использовался ассемблер. Язык же Си стал распространяться в 90-е годы. Компания Robert Bosch и многие другие производители начали разрабатывать ПО с помощью Mathlab/Simulink и ASCET (управляющие и моделирующие технологии).

Системы шин CAN делают ПО автомашины достаточно сложным. Причина заключается в том, что они не исключают взаимодействия между программами разных ECU. Современные автомобили класса люкс могут содержать сложную сеть, состоящую из 80 ECU, которые в общей сложности имеют до 100 млн. строк кода.

В связи с тем, что ПО постоянно усложняется, возникает необходимость усовершенствования технологий инжиниринга. Поэтому в отрасли постоянно возникают параллельные технические и организационные процессы для сознания нового программного обеспечения.


Инженерные решения на уровне процессов и архитектуры тоже становятся одним из главных условий аутсорсинга. В связи с этим обстоятельством компания Bosch некоторые разработки начала отдавать на сторону еще с начала 90-х годов прошлого столетия.

В настоящее время работа над ПО для автомашин проводится несколькими объединениями, распределенными по всему миру. И такого рода деятельность стала довольно оптимальной для бизнеса.

Управление двигателем


Постановления международного законодательства по вопросам экологии требуют уменьшения расхода топлива автомобилей и соответствующего сокращения загрязнения окружающей среды. Значит, есть стимул для усовершенствования трансмиссии в целях гарантии оптимального времени впрыскивания топлива и срабатывания зажигания.

Например, современные дизельные двигатели способны впрыскивать топливо в минимальном количестве семь раз за один такт. А это для двигателя с четырьмя цилиндрами, который развивает скорость вращения до 1800 оборотов в минуту, составляет 420 раз в секунду. Все это требует новых функций ПО и более продуманных алгоритмов управления, чтобы любые отклонения свести к минимуму.

Необходимость уменьшения вредных выбросов потребовала обновленных технологий и методов обеспечения движения. Поэтому, дополняя обычные двигатели внутреннего сгорания, в будущем львиной долей авторынка будут владеть электродвигатели и смешанные разработки. Кроме того, возрастет необходимость в альтернативном топливе, и главным рычагом к решению этих задач послужит программное обеспечение.

Центром управления трансмиссиями автомашин является модуль управления двигателем. Современные модули имеют объем более 2 мегабайт цифровой памяти и функционируют с частотой тактов до 160 МГц. При этом задействуются программы до 300 тыс. строк кода.

Стандартизация


При разработке современных цифровых программ для автомашин однозначно учитывается специфика необходимого ECU: ПО непосредственно взаимодействует с определенным оборудованием. Благодаря постоянному возрастанию количества автомобильных ECU, вторичное использование ПО становится в приоритете. Поэтому в такой ситуации уместно говорить о стандартизации.

В 2003 году поставщиками и производителями было создано объединение «Automotive Open System Architecture»(Autosar). Цель создания организации – выполнение общего стандарта и единых технологий. Сегодня это объединение охватывает свыше 150 организаций, которыми сообща разрабатывается новое строение ECU, базовое ПО и все необходимое для создания рабочего программного обеспечения.

Такого рода взаимодействие предполагает создание узлов, которые не зависят от оборудования. Это дает возможность поставщикам и производителям обмениваться разработками, а также использовать их повторно на самых разных ECU.

Строение Autosar состоит из нескольких абстрактных уровней, в которых ПО отделяется от аппаратного обеспечения. На самом верху находится прикладное ПО, которое реализует всю прикладную деятельность. Ниже следует базовое, номинальное ПО. Оно гарантирует нужную абстракцию от аппаратного обеспечения точно так же, как это происходит, например, в персональном компьютере. Autosar Runtime Environment (среда исполнения в реальном времени) осуществляет связи внутри ECU.

Технология Autosar содержит все необходимые форматы обмена и шаблоны, которые используются как для генерации и конфигурации инфраструктуры, так и для ее описания.

Самыми распространенными в современном автомобилестроении являются шины (высокоскоростные) Ethernet. Они надежно поддерживают связи между ECU, а также новые опции, в том числе и в отношении безопасности.


Самая разнообразная информация качественно анализируется в целях создания объективной модели окружающей среды, что позволяет формировать новые опции, которые поддерживают водителя в экстремальных случаях.

Например, водитель во время следования отвлекся на пассажира. В этом случае приложение определяет торможение движущегося впереди автомобиля, затем предупреждает водителя или самостоятельно включает торможение. Кстати, водитель может даже сразу не узнать о наличие такого ПО, пока не окажется в опасном положении.

Заключение

В современном автомобилестроении на сегодняшний день возникают предпосылки для очередной научно-технической революции в области разработки программ, потому что более широко начинают использоваться цифровые технологии и возможности бытовой электроники. Не за горами то время, когда автомобили начнут подключаться к Интернету через все стационарные и мобильные устройства. И при этом будет возрастать роль свободного программного обеспечения для решения практических задач.

5 нужных лайфхаков для автомобиля - в видео:

В конструкциях автомобилей все более широкое применение находят электронные системы управления. Проведение диагностирования современного автомобиля без использования средств для анализа работы электронных систем управления может дать недостаточно полную информацию о его техническом состоянии.

Диагностические средства для определения технического состояния электронных систем управления можно подразделить на три категории:

  1. стационарные (стендовые) диагностические системы
  2. бортовое диагностическое программное обеспечение, которое позволяет индицировать неисправности соответствующими кодами
  3. бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное считывающее устройство

Стендовые диагностические системы

Эти системы не подключаются к бортовым электронным блокам управления и, таким образом, не зависят от бортовой диагностической системы автомобиля. Они обычно диагностируют отдельные механизмы двигателя и системы зажигания, поэтому их часто называют мотор-тестерами. Основными элементами мотор-тестера являются датчики, а также блок обработки и индикации результатов измерений воспринимаемых сигналов. Датчики и регистрирующие приборы соединены с кабелями с помощью штекеров и зажимов.

Рис. Мотор-тестер

Мотор-тестеры выполняются на базе компьютеров, имеют клавиатуру, дисплей, дисководы, привод CD-ROM. В комплект обычно входит набор соединительных проводов и кабелей, стробоскоп, а в отдельных случаях - и газоанализатор отработавших газов. Информация вводится в компьютер с помощью соответствующего анализатора, в котором размещены аналогово-цифровые преобразователи, компараторы, усилители и другие устройства предварительной обработки сигналов. Анализатор подключается к необходимым элементам на автомобиле с помощью комплекта кабелей, который представляет собой набор проводов, подключаемых к отрицательной, положительной клеммам аккумулятора и катушке зажигания, провода высокого напряжения к катушке зажигания и к свече первого цилиндра, а кроме того, бесконтактный датчик тока на шине зарядки аккумулятора, датчик температуры масла в двигателе (вставляется вместо щупа), датчик разрежения во впускном коллекторе и т.п.

Основная часть мотор-тестера - осциллоскоп, на экране которого появляются различные осциллограммы, отражающие режим работы и техническое состояние проверяемых деталей и приборов системы зажигания. Оценка сигнала, появляющегося на экране осциллоскопа, основывается на анализе изменений (при наличии неисправностей) характера электрических процессов, протекающих в цепях низкого и высокого напряжения. По отдельным частям изображения можно судить также о работе некоторых элементов систем питания и зажигания, а характер изменения позволяет выявлять причины неисправностей.

Компьютер мотор-тестера обрабатывает информацию, полученную от двигателя, и представляет результаты на дисплее или в виде распечатки на принтере. С мотор-тестером может поставляться комплект лазерных компакт-дисков с технической информацией о различных моделях автомобилей, а также с инструкциями оператору о порядке подключения мотор-тестера к автомобилю и о последовательности проведения контрольных операций.

Перед проведением диагностирования вводят модель автомобиля, тип двигателя, трансмиссии, системы зажигания, впрыска топлива и другие параметры, характеризующие объект диагностирования. Мотор-тестеры способны диагностировать большинство автомобильных систем, в том числе системы пуска, электроснабжения, зажигания, оценивать компрессию в цилиндрах, измерять параметры системы питания.

Современные мотор-тестеры могут выдавать информацию о состоянии системы зажигания в виде цифр или осциллограммы процесса. Примером служит мотор-тестер М3-2 (Беларусь), с помощью которого можно определять состояние двигателя (по развиваемой мощности, балансу мощности по цилиндрам, относительной компрессии), стартера, генератора, реле-регулятора, аккумулятора, прерывателя-распределителя, электропроводов, свечей зажигания, лямбда-датчика, форсунок системы впрыска бензиновых двигателей, дизельной топливной аппаратуры, измерять с помощью стробоскопа углы опережения зажигания для бензиновых двигателей и впрыска для дизельных двигателей.

По мере усложнения автомобильной электроники расширяются и функциональные возможности стационарных систем, поскольку необходимо диагностировать не только управление двигателем, но и тормозные системы, активную подвеску и т.д.

Универсальность компьютерных мотор-тестеров определяется их программным обеспечением. Многие из них работают в привычной большинству пользователей операционной системе Windows.

К недостаткам мотор-тестеров следует отнести то, что с их помощью трудно обнаружить непостоянные неисправности в сложных электронных системах, когда неисправность в одной системе проявляется в виде симптомов в других системах, функционально связанных с первой.

Бортовое диагностическое программное обеспечение, которое позволяет индицировать неисправности соответствующими кодами

Системы программного обеспечения автомобилей большинства ведущих стран мира начиная с 80-х годов XX в. обеспечиваются функцией считывания кодов неисправностей с помощью контрольной лампы, например Check engine - проверь двигатель. Это наиболее простой вид бортового диагностирования, которое заключается в условном присвоении ряду неисправностей электронной системы управления цифровых кодов. Эти коды при проявлении соответствующих им неисправностей заносятся в память электронного блока управления системой. После проведения определенных манипуляций данные коды могут отображаться контрольной лампочкой в виде ряда длинных и коротких импульсов. После визуального считывания импульсов их значение может быть расшифровано с помощью специальных таблиц.

Рис. Пример размещения индикатора Сheck engine (позиция 1)

Бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное считывающее устройство

Считывание информации с такого программного обеспечения осуществляется с помощью специальных устройств - сканеров. Контролируемые параметры и коды неисправностей считываются непосредственно с электронного блока управления и интерпретируются специалистами сервиса.

Сканером, или сканирующим прибором, называют портативные компьютерные тестеры, служащие для диагностирования различных электронных систем управления посредством считывания цифровой информации с диагностического разъема автомобиля.

Сканер, как правило, имеет небольшой по размеру жидкокристаллический дисплей, поэтому просматривать данные на нем, даже используя прокрутку кадра, не всегда удобно. Обычно имеется возможность подключения сканера к компьютеру через последовательный порт для передачи данных. Специальное программное обеспечение позволяет просматривать данные со сканера в табличном и графическом виде на мониторе компьютера, сохранять их, создавать базы данных по обслуживаемым автомобилям.

Рис. Программируемый сканер ДСТ-2М (Россия) без персонального компьютера

Сканеры различаются своими функциональными возможностями и спектром тестируемых автомобилей.

Наиболее широкими возможностями обладают специализированные сканеры, используемые для диагностирования автомобилей только одной марки. Применение таких сканеров вследствие их узкой специализации ограничивается отдельными предприятиями автосервиса, обслуживающими автомобили конкретных моделей. Более широкое распространение получили сканеры, предназначенные для диагностирования систем впрыска и других механизмов, агрегатов и систем автомобилей различных моделей.

Имеются программы, позволяющие вводить непосредственно в компьютер информацию через последовательный порт с автомобильного диагностического разъема с помощью соответствующего соединительного кабеля. Персональный компьютер в таком случае выполняет функции сканера, его иногда так и называют - компьютерный сканер. При использовании персонального компьютера нет необходимости иметь комплект программных картриджей для различных систем и моделей, так как емкость жесткого диска компьютера позволяет хранить на нем все необходимые данные и программы.

Система самодиагностики транспортного средства в процессе его работы непрерывно сравнивает текущие величины сигналов с эталонными значениями в памяти электронного блока управления. Кроме того, она отслеживает реакцию исполнительных механизмов. Любые несоответствия параметров друг другу или эталонным значениям расцениваются как неисправность, каждой из которых присвоен свой код. Ранее системы управления могли определить и запомнить 10-15 кодов, современные системы хранят до нескольких сотен кодов, относящихся не только к двигателю, но и к автоматической коробке передач, антиблокировочной системе (АБС), подушкам безопасности, климат-контролю и т.д.

В некоторых блоках управления самодиагностика позволяет корректировать угол опережения зажигания, а на автомобилях без нейтрализатора - регулировать содержание оксида углерода в отработавших газах. Кроме того, на современных моделях сканеров реализовано так называемое тестовое диагностирование: входные сигналы подаются в определенный момент с последующей проверкой датчиков и реакции исполнительных элементов.

Сканер проверяет входные и выходные параметры электрических цепей и информирует оператора об их величине. Таким образом, он всего лишь фиксирует наличие или отсутствие неисправностей в каком-либо узле, но не позволяет определять их причины, которых может быть много для одних и тех же значений контролируемых параметров.

По способу хранения информации аппаратные сканеры делятся на картриджные и программируемые. Для приведения картриджного сканера в рабочее состояние необходим картридж с диагностическим кабелем, соответствующим проверяемой модели автомобиля. Комплект такого сканера состоит из трех основных частей: самого сканера, сменных картриджей и соединительных кабелей, предназначенных для присоединения к диагностическому разъему проверяемого автомобиля. Каждый картридж предназначен для работы с блоком управления своего типа.

Рис. Картриджный сканер для диагностирования автомобилей одной или определенных марок

Указанного недостатка лишены программируемые сканеры. Их встроенную память (Flash-память) можно многократно перепрограммировать с помощью персонального компьютера. Устаревшие версии программного обеспечения можно обновить через интернет либо компакт-диск, поставляемый производителем транспортного средства или сканера. Такие сканеры хорошо приспособлены к эксплуатации в условиях автосервиса. Более того, они позволяют диагностировать системы движущегося автомобиля.

Более информативными являются сканеры, соединенные с персональным компьютером. Для согласования данных, получаемых компьютером с блока управления, используется адаптер.

Рис. Программируемый сканер с персональным компьютером

В настоящее время наибольшее распространение получили сканеры KST-500 и KST-520 фирмы «Бош», используемые с персональным компьютером, а также сканеры ДСТ-2, ДСТ-10-Кф (Россия) и др.

Сканеры имеют несколько режимов работы. В режиме «Ошибки» на экране высвечиваются цифровые коды той или иной неисправности, хранящиеся в памяти блока управления на автомобиле. Режим «Параметры» позволяет оценить работу двигателя при движении автомобиля: напряжение в бортовой сети, детонацию, частоту вращения коленчатого вала, состав смеси, скорость движения и т.д. Для просмотра изменения параметров работы двигателя в динамике предусмотрен режим «Сбор данных». Некоторые сканеры, например KST-520, для наблюдения за работой системы впрыска и других систем автомобиля в динамике могут выдавать графическое изображение сигналов на экране, т.е. позволяют наблюдать их визуально. Возможности сканеров при проверке системы впрыска конкретного автомобиля определяются диагностическими функциями блока управления данного автомобиля, однако, как правило, все сканеры считывают и стирают коды неисправностей, выводят цифровые параметры в реальном масштабе времени, могут приводить в действие некоторые исполнительные механизмы (форсунки, реле, соленоиды).

Сканер подключается через специальный разъем на автомобиле к конкретному блоку управления или электронной системе в целом.

До 2000 г. большинство автомобилей было оборудовано диагностическими разъемами, имеющими разное количество и расположение штырьков, что не позволяло применять универсальные сканеры для съема информации. Поэтому в 2000 г. большинством производителей транспортных средств был принят стандарт OBD-II по оборудованию электронных систем управления. Требования этого стандарта предусматривают:

  • стандартный диагностический разъем
  • стандартное размещение диагностического разъема
  • стандартный протокол обмена данными между сканером и автомобильной бортовой системой диагностики
  • стандартный список кодов неисправностей
  • сохранение в памяти электронного блока управления кадра значений параметров при появлении кода ошибки («замороженный» кадр)
  • мониторинг бортовыми диагностическими средствами элементов, отказ которых может привести к увеличению объемов токсичных выбросов в окружающую среду
  • доступ как специализированных, так и универсальных сканеров к кодам ошибок, параметрам, «замороженным» кадрам, тестирующим процедурам и т.д.
  • единый перечень терминов, сокращений, определений, используемых для элементов электронных систем автомобиля и кодов ошибок

На рисунке показан 16-штырьковый диагностический разъем, являющийся стандартным на автомобилях, соответствующих требованиям OBD-II.

Рис. Стандартный диагностический разъем

Диагностический разъем размещается в пассажирском салоне (обычно под приборной панелью) и обеспечивает доступ к системным данным. К такому разъему может быть подключен любой сканер.

Считывание диагностических кодов

Коды неисправностей могут быть считаны двумя способами. Первый (для уже уходящих в прошлое систем самодиагностики) - светодиодным пробником, подключаемым к диагностическому разъему, или с помощью контрольной диагностической лампы. Расшифровка кодов производится с использованием уже упоминавшихся таблиц, входящих в состав эксплуатационных документов на автомобиль. Второй, современный, способ - получение кодов сканером. Как правило, эти приборы не только извлекают коды ошибок, но и расшифровывают их.

Для предупреждения водителя о неисправности электронной системы управления на панели приборов имеется контрольная лампа. После включения зажигания на исправном автомобиле лампа горит в течение 3…10 с, а затем должна погаснуть. Если лампа не гаснет, это свидетельствует о неисправности системы управления, и следует проверить эту систему по определенным кодам. По требованиям нормативных документов по безопасности движения некоторых стран, автомобиль, имеющий активные коды неисправности определенных электронных систем управления, не допускается к эксплуатации.

Коды неисправностей иногда условно делят на «медленные» и «быстрые».

Рассмотрим «медленные» коды. При обнаружении неисправности ее код заносится в память и на панели приборов включается соответствующая контрольная лампа. Выяснить, какой это код, можно одним из следующих способов (в зависимости от конкретного исполнения блока управления):

  1. считать информацию по светодиоду на корпусе блока управления, который периодически вспыхивает и гаснет
  2. соединить проводником определенные клеммы диагностического разъема или замкнуть определенную клемму разъема на «массу» и включить зажигание, после чего контрольная лампа начнет периодически мигать, передавая информацию о коде неисправности
  3. подключить светодиод или аналоговый вольтметр к определенным контактам диагностического разъема и по вспышкам светодиода (или колебаниям стрелки вольтметра) получить информацию о коде неисправности

Так как «медленные» коды предназначены для визуального считывания, частота их передачи очень низкая (около 1 Гц), объем передаваемой информации мал.

Коды обычно выдаются в виде повторяющихся последовательностей вспышек. Код содержит несколько цифр, смысловое значение которых затем расшифровывается по таблице неисправностей, входящей в состав эксплуатационных документов на автомобиль. Длинными вспышками (1,5.2,5 с) передается старший (первый) разряд кода, короткими (0,5.0,6 с) - младший (второй) разряд.

Пример высвечивания кода 1-3-1-2, соответствующий неисправности электронной форсунки впрыска первого цилиндра двигателя Hyundai, приведен на рисунке:

Рис. Пример высвечивания кода неисправности

После обнаружения неисправности она локализуется путем последовательной проверки тех элементов электронной системы управления, которые находятся в электрической цепи, отвечающей за генерирование считанного кода (датчиков, разъемов, проводки и т.д.).

«Медленные» коды просты, надежны, не требуют дорогостоящего диагностического оборудования, но малоинформативны.

«Быстрые коды» обеспечивают выборку из памяти электронного блока управления большого объема информации через последовательный интерфейс. Этот интерфейс и диагностический разъем используются как при проверке и настройке автомобиля на заводе-изготовителе, так и при диагностировании.

Одной из функций, реализуемых сканерами, является проверка сигнала датчика на рациональность, т.е. на соответствие требуемым (штатным) сигналам. Датчик может быть неисправен и посылать в блок управления неверную информацию. Если проверка сигнала датчика на рациональность в программе блока управления не предусмотрена, то в них управляющие алгоритмы реализуются с использованием неверной информации датчика. При этом будут неправильно рассчитаны важные выходные параметры, например угол опережения зажигания и длительность импульса отпирания форсунок, что приведет к ухудшению ездовых характеристик автомобиля, двигатель может глохнуть после запуска и т.д. Однако пока в количественном выражении неверный сигнал с датчика будет в пределах нормы, никакие коды ошибок в память электронного блока не запишутся и неисправность никак не обозначится.

Для обнаружения неисправности реализуется функция отключения «подозрительного» датчика. Тогда электронный блок запишет в память код ошибки и изменит сигнал с датчика на расчетное (резервное) значение. Например, при отключении датчика массового расхода воздуха его сигнал заменяется резервным сигналом, рассчитанным по положению дроссельной заслонки и частоте вращения коленчатого вала двигателя. Если после отключения «подозрительного» датчика работа двигателя улучшится, это означает, что датчик неисправен.

В современных блоках управления по мере совершенствования программного обеспечения появляется возможность выявлять подобные неисправности. Это так называемая проверка на рациональность и правильное функционирование, которая реализуется в бортовых диагностических системах второго поколения (OBD-II). Она заключается в том, что текущие значения сигналов со всех датчиков постоянно проверяются на взаимооднозначное соответствие штатным сигналам для данного режима работы двигателя. Штатные значения сигналов хранятся в постоянной памяти микропроцессора электронного блока.

Для удобства измерения входных и выходных сигналов электронного блока управления применяют разветвитель сигналов. Он представляет собой комплект кабелей и разъемов, подключаемых между электронным блоком управления и жгутом проводов для доступа к входным и выходным сигналам. В состав разветвителя входит коммутационная панель для подключения контрольно-измерительных приборов к любой цепи жгута.

Рис. Разветвитель сигналов РС-2 (Россия)

Работа отдельных датчиков может быть сымитирована специальным имитатором датчиков, например типа ИД-4. Он предназначен для имитации выходного напряжения потен- циометрических и резистивных датчиков электронной системы управления инжекторных двигателей. Данный имитатор позволяет имитировать сигнал датчика положения дроссельной заслонки, потенциометра регулировки содержания оксида углерода, датчиков давления во впускном коллекторе, атмосферного давления, массового расхода воздуха и других датчиков. Входящие в состав имитатора кабели позволяют подключаться к разъемам различных типов.

Рис. Имитатор датчиков ИД-4 (Россия)

Удаление кодов неисправности

После ремонта все коды следует удалить из памяти блока управления, иначе блок будет ошибочно учитывать их при последующем управлении системами автомобиля.

Применяют три метода удаления (стирания) кодов неисправностей:

  1. Стирание кодов по команде со сканера, подключенного к диагностическому разъему. На некоторых автомобилях ранних моделей такая процедура невозможна, поскольку она не поддерживается блоком управления. Этот метод является наиболее предпочтительным и рекомендуемым производителями.
  2. Если нет сканера или электронный блок не поддерживает стирание кодов сканером, следует отключить питание блока путем извлечения соответствующего предохранителя. Вместе с кодами ошибок из памяти блока сотрется и информация для адаптивного управления.
  3. Отключение от «массы» шины аккумуляторной батареи. Следует иметь в виду, что в этом случае вместе с кодами стирается и прочая информация (установка времени на электронных часах, коды радиоприемника и т.д.).

Маленькое предисловие

Вместо того, чтоб писать 3 отдельных статьи на схожую тематику, я решил эти 3 статьи объединить в одну. Просто я их вначале написал, и они у меня были уже готовы, а потом уже намерился сделать такое вот объединение 🙄 ➡ .

Какие же это записи?

  1. Обзор автомобильных сканеров для диагностики.
  2. Диагностическое оборудование для автомобилей.
  3. Мультимарочные сканеры для диагностики авто. Какой выбрать?

Статья 1. Обзор автомобильных сканеров для диагностики

Автомобильные сканеры предназначены для диагностики электронного блока управления автомобилем. С их помощью можно не только выявить возможную причину неисправности, но и оптимизировать параметры системы.

Классификация автомобильных сканеров

В настоящее время есть несколько типов автомобильных сканеров. Помимо марки производителя они отличаются набором функций, принципом работы и набором действующих диагностических протоколов.

Но несмотря на эти различия, они предназначены для выполнения задач одного типа – диагностирование параметров автомобиля, определения причин неисправности или улучшения фактических характеристик. С помощью специального разъема
сканер подключается к бортовому компьютеру машины.

Основные параметры выбора:

  • Наличие протокола OBD-II. Несмотря на то, что он изначально предназначался только для машин, выпущенных в США, протокол начал применяться в Европе. С 2001 г - для марок с бензиновым двигателем и с 2004 г - для моделей с дизельным;
  • Тип автосканера: мультимарочный или одномарочный. С помощью первой модели можно делать диагностику практически всех моделей автомобилей. Одномарочные относятся к разряду профессионального диагностического оборудования;
  • Способ вывода информации. Существует условное разделение по этому критерию – подключение к компьютеру или наличие в комплекте прибора графического вывода информации и изменения параметров;
  • Русификация интерфейса. В меню большинства моделей в опции выбора языка есть русский. Если же такого нет, то для получения автосканера для диагностики автомобилей на русском языке необходима прошивка;
  • Возможность обновления программного обеспечения.

После анализа этих характеристики можно приступать к выбору оптимальной модели сканера для диагностики автомобиля.

Мультимарочные сканеры: обзор популярных моделей, цены

Мультимарочные сканеры для диагностики автомобилей и прошивки предназначены для тестирования машин различных марок. Их недостатком является относительно низкая степень достоверности данных. Несмотря на свою многофункциональность для
анализа характеристик конкретного авто необходимо приобретать специальное программное обеспечение, которое не поставляется в стандартной комплектации.

Carman Scan AT

Относится к разряду профессионального оборудования. Внешне прибор представляет собой широкоформатный жидкокристаллический экран с элементами управления. Для подключения к бортовым компьютерам разного типа имеется набор переходников.

Устройство предназначено для комплектации СТО, использование в личных целях нецелесообразно из-за высокой стоимости.

Средняя цена на автосканер Carman Scan AT составляет 203 тыс. рублей.

Технические и эксплуатационные особенности:

  • Работа практически со всеми азиатскими марками машин, некоторыми европейскими и американскими брендами. Возможна активация русского языка интерфейса;
  • Полный набор диагностических функций и исправления найденных ошибок;
  • Подключение к компьютеру и установка дополнительных блоков через разъем USB.

Недостатком этой модели является частичная русификация. Для решения проблемы необходима профессиональная прошивка, и тогда вы получите отличный автосканер для диагностики автомобилей на русском языке.

Launch X-431 для Андроид

Главным отличием от вышеописанного устройства является возможность подключения к смартфону или планшету, которые работают на системе Android и IOS. Состоит из переходника, соединяющего ПК с бортовым компьютером. В меню можно
выбрать русский язык.

Благодаря постоянно обновляемому программному обеспечению пользователь может скачать пакет ПО для диагностики конкретной марки автомобиля. Но, как у всех сканеров этого типа, наблюдается относительно небольшой набор функций:

  • Чтение и исправление неисправностей;
  • Контроль за текущими параметрами системы;
  • Вывод информации об автомобиле.

В течение года после приобретения пользователь может бесплатно скачивать обновленное ПО с сайта разработчика. В дальнейшем придется оплачивать. Средняя цена автосканера X-431 составляет 30700 рублей.

Ultrascan Pro

Относится к разряду профессиональных сканеров для диагностики автомобилей и прошивки. В комплектацию входит электронный блок с жидкокристаллическим дисплеем и набор переходников для подключения к авто. Преимуществом является
наличие четырехканального осциллографа.

С помощью этого устройства можно выполнять диагностику различных марок и моделей машин. Помимо стандартного набора функций для подобного оборудования можно выделить такие технические особенности сканера Ultrascan Pro:

  • Получение текущей информации от датчиков: количество числа оборотов двигателя, напряжение электросети, фактическая скорость авто и т.д.;
  • Функция «Черный ящик». Прибор фиксирует данные о работе компонентов авто во время его движения. В дальнейшем с помощью этой информации можно оптимизировать параметры, выявить скрытую неисправность;
  • Возможность сброса сервисных интервалов.

Цена этого устройства высока и составляет 290 тыс. рублей. Однако его многофункциональность и возможность одновременного выполнения нескольких операций помогут оптимизировать работу СТО.

Одномарочные сканеры

Эти модели предназначены для диагностики автомобилей конкретных марок. Основная область применения – комплектация специализированных СТО и автосервисов. Зачастую изготовлением подобных устройств занимаются производители машин:

  • Rheingold – BMW;
  • VIDA DiCE – Volvo;
  • Toyota Mini VCI – Toyota.

Они имеют расширенный функционал и намного точнее определяют фактические параметры автомобиля, чем мультимарочные сканеры. Но узкая специализация не позволяет применять их на стандартных СТО.

Статья 2. Диагностическое оборудование для автомобилей

Технический прогресс и неуклонное совершенствование автомобильной техники требуют создания специальных приборов и устройств, позволяющих своевременно обнаружить и правильно диагностировать возникающие неисправности в разных
блоках, узлах и агрегатах машины.

Сегодня практически ни одна станция технического обслуживания или автомастерская не может обойтись без специального диагностического оборудования. Ведь именно от его наличия и качества во многом зависит количество клиентов автосервиса, а, следовательно, и успех бизнеса.

Уже из самого термина «диагностическое оборудование» следует, что оно предназначено для проведения диагностики различных систем и агрегатов автомобиля. С его помощью специалист может проверить практически все параметры и характеристики машины, и от точного выявления поломки зависит успех ремонта.

Ассортимент современного диагностического оборудования достаточно широк – это универсальные портативные и стационарные мультимарочные сканеры, мотор-тестеры, диагностические компьютерные центры, наладочно-регулировочные стенды, а также аппаратура, имеющая узкую специализацию – дымомеры, люфтомеры, газоанализаторы, детекторы, установки для очистки инжекторов, стенды для регулировки светотехнического оборудования и прочее.

Стоит отметить, что, если первые образцы автосканеров представляли собой достаточно простые устройства, позволяющие лишь считывать коды ошибок, сегодняшнее универсальное диагностическое оборудование для автомобилей превратилось в
сложные многофункциональные комплексы.

Основой диагностических сканеров, которые зачастую называют автосканерами, является портативный или стационарный компьютер с предустановленным специальным программным обеспечением, оснащенный специальным коммуникативным кабелем
для подключения к диагностическому порту автомобиля.

В зависимости от модели, автосканеры могут представлять собой как автономное устройство, оснащенное встроенным микропроцессором и программным обеспечением, так и специальную приставку, подключаемую к персональному компьютеру.

Диагностические сканеры оснащены электронным блоком, который подсоединяется к универсальному диагностическому разъему и считывает информацию, получаемую с датчиков, установленных на основных узлах и агрегатах автомобиля.

Информация, считываемая автосканерами, отображается в формате кодов ошибок – специальных цифровых и буквенных индексов, каждый из которых соответствует той или иной неисправности. Помимо того с помощью диагностических сканеров можно выявлять даже самые незначительные неисправности в узлах и агрегатах, не оснащенных датчиками. Диагностика в этих случаях ведется с учетом анализа косвенных признаков.

Таким образом главной и важнейшей функцией всех автосканеров является возможность проведения комплексной диагностики. Проведение комплексной диагностики позволяет рассматривать автомобиль в качестве единой системы узлов и агрегатов и проводить анализ с учетом взаимодействия и связи всех элементов.

Важнейшим, но не единственным критерием при выборе диагностического оборудования является покрытие – т.е. перечень совместимых со сканером марок и моделей автомобилей, а также перечень электронных систем и датчиков, с которых
устройство может получать информацию.

По этому параметру все диагностическое оборудование делится на три большие категории – марочные сканеры, мультимарочные сканеры и дилерские сканеры. Основными покупателями этих устройств являются автосервисы, станции
технического обслуживания, частные ремонтные мастерские. Естественно, при приобретении автосканеров необходимо учитывать специализацию, возможности и перечень услуг, предлагаемых обслуживающим предприятием.

Расскажем более подробно об устройствах, входящих в вышеперечисленные категории.

Марочные автосканеры – наиболее массовая и относительно дешевая категория диагностического оборудования. Они, как правило, предназначены для работы с определенными марками автомобилей. Так, сканеры модели VAG-COM совместимы с
марками машин, выпускаемыми группой VAG, в которую входят VW, Audi, Skoda и SEAT, сканеры Opel OP-COM работают с автомобилями Opel, устройства MB Star Mersedes – предназначены для одноименных машин.

При этом следует учитывать, что названные устройства не могут одинаково эффективно работать со всеми моделями автомобилей, выпускаемых компаниями. Добиться одинаково высокого уровня унификации и функциональности диагностических сканеров просто невозможно. В линейке предлагаемых на рынке марочных сканеров наибольшей
функциональностью обладают вышеназванные модели Opel OP-COM и VAG-COM. Тем не менее, стоит отметить, что при всей широте своих возможностей эти устройства не могут конкурировать с дилерскими автосканерами, о которых мы расскажем
ниже.

Как правило, основными пользователями марочных автосканеров являются небольшие автомастерские и точки обслуживания, не предоставляющие услуг по углубленной комплексной диагностике. Нередко их приобретают и автолюбители, желающие
самостоятельно проводить диагностику своей машины. Отметим, что популярность марочных сканеров среди автолюбителей растет год от года, чему способствуют их относительно доступные цены и простота эксплуатации.

Мультимарочные автосканеры имеют более широкие возможности, так как функционал этих устройств позволяет проводить диагностику около сорока различных марок автомобилей. В данном сегменте представлен широкий модельный ряд устройств
от разных производителей, среди которых есть безусловные лидеры. Однако при выборе устройств следует учитывать, что идеального варианта, подходящего всем без исключения обслуживающим центрам, сегодня пока не создано.

Опытные специалисты-диагностики отмечают, что идеальным вариантом для широкопрофильных автосервисов является приобретение двух-трех мультимарочных сканеров с различным покрытием. Так, одно из устройств может быть совместимо с
большинством моделей автомобилей европейского производства, другое должно быть адаптировано под наиболее популярные азиатские марки.

Таким образом для правильного выбора следует учитывать множество параметров, таких как модельный ряд автомобилей, обслуживаемых в автосервисе, глубину проводимой диагностики, возраст обслуживаемых машин – некоторые устройства предназначены для диагностики машин выпуска 1990-2000 годов, другие совместимы с более молодыми автомобилями. Помимо того необходимо обратить внимание на формат исполнения автосканеров. В настоящее время на рынке представлены компактные автономные устройства с цветным дисплеем, которые наиболее удобны в использовании за счет того, что они не ограничивают возможности передвижения специалиста, проводящего диагностику. Правда, за этот комфорт придется выложить немалые деньги. В сравнении с автономными сканерами, стационарные устройства с черно-белым монитором более
доступны по цене. Помимо этого в сегменте мультимарочных сканеров представлены и специальные программные приставки, которые подключаются к стандартному персональному компьютеру. К преимуществам подобных устройств следует отнести
удобный интерфейс, работу с хорошо знакомой операционной системой, возможность оперировать с широкими информационными базами данных, возможность сохранения в памяти компьютера результатов диагностики и т.д. Ну а недостатком этих сканеров является невозможность их использования без подключения к компьютеру или ноутбуку.

Отметим, что среди пользователей распространено ошибочное мнение о том, что цена оборудования для диагностики автомобилей через компьютер должна быть более низкой. Однако это не так, потому что рыночная стоимость устройства формируется не за счет его себестоимости.

Ну и раз мы заговорили о ценах, более подробно остановимся на этом важном параметре, который зачастую становится определяющим при выборе диагностической аппаратуры.

Мультимарочные сканеры по цене можно классифицировать на три основные группы:

  • устройства, работающие на базе адаптера K-L-Line в зависимости от своих функциональных возможностей и комплектации, продаются по цене от 80 до 300 долларов.
  • аппаратура, работающая на базе адаптера Uniscan, обладает функционалом и возможностями устройств на базе K-L-Line, а также позволяет проводить диагностику некоторых электронных систем автомобилей, выпущенных до 2001 года. Такие
    сканеры можно приобрести за 350-700 долларов, в зависимости от параметров и комплектации.
  • наиболее дорогими являются мультимарочные сканеры с максимальным покрытием по регионам и маркам. Их стоимость колеблется в интервале от 2200 до 3000 долларов.

Еще одним немаловажным параметром при выборе устройства является язык интерфейса. Русифицированное диагностическое оборудование для автомобилей на нашем рынке представлено широко, в интерфейс большинства сканеров внедрен русский язык. Правда, качество перевода при этом заметно хромает, что может приводить к ошибкам при проведении диагностики. Вообще, опытные специалисты предпочитают использовать оригинальную, англоязычную версию программного обеспечения во избежание возникновения различных нестыковок с техдокументацией. Тем не менее, если англоязычная версия вас не устраивает, возникшие проблемы можно решить, воспользовавшись специализированными автомобильными словарями.

Ну и наконец, несколько слов о так называемых дилерских автосканерах .

Эти устройства изготавливаются автопроизводителями и поставляются на дилерские станции обслуживания. В отличие от мультимарочных сканеров, они совместимы лишь с одной или несколькими конкретными марками автомобилей определенной
компании-производителя.

Дилерские сканеры предназначены для проведения комплексной диагностики автомобиля и поддерживают весь функционал, заложенный в электронные блоки управления систем и узлов конкретной марки.

Стоимость подобных устройств достаточно высока – цены на них стартуют с 2 тысяч долларов - однако наличие дилерских сканеров является обязательным условием для сервисных центров, специализирующихся на проведении углубленной комплексной диагностики.

Как было отмечено выше, диагностическое оборудование приобретает все большую популярность у автолюбителей. Приборы для проведения диагностики автомобиля своими руками стали относительно доступными по цене, однако для самостоятельной диагностики автолюбителю необходимо обладать определенными знаниями и навыками.

Как правило, необходимость в проведении самостоятельной диагностики у автолюбителей возникает в следующих случаях:

  • оценка технического состояния автомобиля при покупке;
  • выявление причин появления индикации ошибки «chek engine» на приборной панели автомобиля;
  • самостоятельная оценка и контроль качества сервисного обслуживания.

Для проведения диагностики машины автолюбителям потребуются диагностический адаптер или сканер с соответствующим программным обеспечением и персональный компьютер, подключенный к интернету для расшифровки информации и кодов
ошибок. При отсутствии подключения к интернету базы данных необходимо заранее скачать с соответствующих ресурсов в Сети. Для проведения обычной диагностики основных систем автомобилей, выпущенных в период с 1996 по 2004 годы,
вполне подойдет диагностический адаптер KKL USB, поставляемый в комплекте со специальным программным обеспечением. Для более современных моделей машин, диагностика которых проводится по CAN-шине, потребуется выбрать марочный
автосканер, совместимый с маркой конкретного автомобиля.

Автолюбителям также потребуется узнать место расположения диагностического разъема на своем автомобиле. На большинстве моделей он расположен в районе рулевой колонки или на приборной консоли, однако некоторые производители
устанавливают разъем под капотом.

Статья 3. Мультимарочные сканеры для диагностики авто. Какой выбрать?


Современная автотехника буквально нашпигована всевозможными электронными устройствами и датчиками. При этом «умными системами» оснащаются не только флагманские модели ведущих компаний, но и базовые комплектации самых массовых бюджетных автомобилей. Так, система антиблокировки тормозов, инжекторный двигатель, подушки безопасности присутствуют практически в каждой современной машине.

Естественно, все эти агрегаты, узлы и блоки нуждаются в регулярном обслуживании и ремонте. Однако, если раньше автомеханик мог просто осмотреть автомобиль и обнаружить неисправность визуальным путем, с сегодняшней техникой все обстоит несколько иначе. Даже самый опытный диагност не в состоянии провести эффективную диагностику авто без использования специального электронного оборудования – автосканеров и прочих электронных приборов.

Наиболее распространенными устройствами для проведения диагностики автомобиля являются мультимарочные сканеры. Разные модели мультисканеров обладают определенным функционалом и совместимы с разными моделями автомобилей. На рынке представлено множество моделей этих устройств от различных производителей, и малоопытному пользователю нелегко определиться с выбором необходимого ему гаджета .

В нашем обзоре попытаемся дать некоторые рекомендации по вопросу, какой именно выбрать мультимарочный сканер для диагностики авто?

Прежде всего следует учитывать, что мультисканеры предназначены для проведения поверхностной диагностики, и ни один из них, даже самый «продвинутый», не может конкурировать с дилерскими сканерами, поставляемыми автопроизводителями своим дилерским организациям. Разница между этими устройствами, прежде всего, в программном обеспечении. Стоимость софта для дилерских автосканеров стартует с 15-20 тысяч рублей, и платить такие суммы небольшим ремонтным мастерским и автолюбителям для эпизодического использования устройства просто нецелесообразно. Помимо того, такое оборудование нуждается в высоком профессионализме оператора и регулярном обновлении программного обеспечения.

Теперь, собственно, о мультисканерах . Несмотря на достаточно широкий выбор, представленный на рынке, особого внимания заслуживают устройства производства компаний-лидеров данного сегмента, к которым относятся Launch , Autel , UltraScan, CarmanScan, Texa . При всем уважении к другим производителям, которые поставляют на рынок достаточно качественную и эффективную аппаратуру, лидерство указанных компаний не вызывает сомнений и, в первую очередь, оно достигается за счет регулярного и своевременного обновления программного обеспечения.

Отметим, что наибольшей популярностью в сегменте диагностической аппаратуры для автомобилей пользуется продукция компании Launch . Первые устройства под этим брендом появились в начале нулевых и в течение нескольких лет завоевали существенную долю рынка.

Модель мультисканера Launch X 431 пользуется наибольшей популярностью в России и странах СНГ. Высокое качество, доступная цена, высокое покрытие, регулярное обновление программного обеспечения являются слагаемыми успеха этого устройства.

Стоит отметить, что некоторые китайские автопроизводители позиционируют эту модель в качестве дилерского автосканера . При всех своих достоинствах Launch X 431 не лишен и недостатков. Устройство не всегда корректно расшифровывает ошибки, особенно при диагностике новых европейских моделей. К минусам можно причислить и платное обновление софта, правда, за апгрейд платить много не потребуется. Следует учитывать, что на рынке представлено немало подделок Launch X 431, обновление программного обеспечения которых в России провести невозможно.

В последние годы серьезную конкуренцию признанным лидерам составил итальянский производитель универсальных сканирующих устройств – компания Texa . В линейке продукции указанной компании представлено несколько мультимарочных автосканеров разного класса, наиболее востребованными из которых являются следующие устройства:

  • мультимарочный программный сканер AXONE Smart , укомплектованный 3,5-дюймовым жидкокристаллическим дисплеем. Это автономное устройство с внедренным программным обеспечением, не требующее подключения к персональному компьютеру.
  • серия аппаратных сканеров Navigator , работающих в сочетании с персональными компьютерами. Эти сканеры оснащены софтом IDC4, позволяющим не только осуществлять полноценную системную диагностику, но и содержащим глобальные базы данных. В серию Navigator включены модели TXC и TXT.

Первая из них совместима с большим числом моделей легковых автомобилей и мотоциклов, а вторая может применяться для проведения диагностики грузового автотранспорта, сельскохозяйственной и строительной техники, мото- и квадроциклов .

Отметим, что другим популярным сканером, предназначенным для проведения диагностики грузовой и специальной автотехники, является устройство Multi Diag Trucks от компании Actia .

Помимо упомянутых компаний, свою продукцию на наш рынок поставляют компании Autoboss , Autel , Scanmatic , Bars .

Своим качеством и функциональностью из этого ряда выделяется диагностическое оборудование Autoboss . Последние разработки компании – мультимарочные программные сканеры V-30 с жидкокристаллическим дисплеем и аппаратные PC-MAX, работающие в паре с персональным компьютером. Эти сканеры привлекают внимание пользователей благодаря своему удобному интуитивному интерфейсу и высокой функциональности. Обе модели имеют масштабное покрытие и совместимы с большинством европейских, японских, американских и китайских автомобилей. Устройства позволяют читать, расшифровывать и стирать ошибки, зафиксированные электронными датчиками автомобиля, активировать исполнительные механизмы, сбрасывать сервисные интервалы.

Помимо названных стандартных функций мультисканеры от Autoboss обладают возможностями, присущими только дорогостоящим дилерским устройствам, такими как адаптация и кодировка электронных блоков управления.

Мультимарочные автосканеры производят и российские компании. Стоит отметить, что, вопреки распространенному мнению, отечественные устройства по своему качеству и функциональным возможностям не только не уступают, но по ряду параметров и превосходят зарубежные аналоги. Примером тому сканер Scandoc , разработанный и производимый компанией Quantex Lab . Устройство отличается высоким качеством сборки, проработанностью программного обеспечения, большим покрытием по маркам автомобилей и регионам. При этом Scandoc стоит значительно дешевле аналогов. Разработчики постоянно совершенствуют сканер, стремясь охватить больший ряд совместимых моделей автотехники.

Другая российская разработка – мультимарочный сканер Scantronic 2, по сути, являющийся копией Launch X431 с расширенным функционалом. Устройство в режиме реального времени считывает информацию со всех датчиков автомобиля. Стоимость Scantronic 2 достаточна высока – около 1000 евро, однако за эту сумму покупатель получает весь комплект ранее выпущенного программного обеспечения, возможность бесплатного обновления софта и 5-летнюю гарантию.

Еще одна отечественная модель – Askan 10. Это дилерское устройство, совместимое исключительно с российскими автомобилями ВАЗ, УАЗ и ГАЗ. Askan 10 покрывает и некоторые модели иностранного производства, однако, его прямое назначение – российский автомобиль.

Диагностическое оборудование постоянно совершенствуется и модернизируется, в результате чего на рынке регулярно появляются новые устройства, предлагающие оригинальные решения для диагностики автомобилей. Однако следует помнить, что при выборе сканера следует обращать внимание не столько на его широкий функционал, а на его совместимость к тем маркам автомобилей и формам обслуживания, на которых специализируется ваше сервисное предприятие. Так, если вы ремонтируете исключительно российские машины, вам следует брать специализированное под эти задачи устройство, а не тратить деньги на приобретение универсальных сканеров с большим покрытием.

В любом случае, главным критерием выбора мультимарочного сканера должно стать сравнение его технических параметров. К тому же не рекомендуется ориентироваться на дешевые устройства – качественная техника, по определению, не может стоить дешево. Также следует избегать подделок – давно известно, что даже самая качественная копия хуже оригинала.

На Женевском автосалоне, прошедшем буквально несколько недель назад, компания Apple официально заявила о запуске продукта CarPlay. Как стало известно, многие производители автомобилей уже купили права на данное программное обеспечение. Это означает, что, возможно, уже через несколько месяцев, обрутившись в любой салон, где ведется продажа иномарок в Москве, можно будет приобрести новый автомобиль с установленным CarPlay.
Что же принципиально нового содержится в ПО от Apple? На первый взгляд, это всего лишь компьютерная программа, которая обеспечивает интерфейс автомобильных новинок. Список возможностей: развлекательные функции, карты, обмен сообщениями, голосовое управление. И почему вообще производители автомобилей стали активно участвовать в разработке программного обеспечения?
Вероятнее всего, в предыдущие годы автомобильные компании осознали, что их традиционный подход к автоэлектронике в современном мире обречен. Когда все развлечения в автомобиле включали лишь радио и проигрыватель компакт-дисков, автомобильные компании чувствовали себя в пределах своей зоны комфорта. Но как только у водителей появились новые потребности, в ответ на которые приборные панели стали оснащаться программным обеспечением, автомобильные компании поняли, что они не способны создать интересный для потребителя продукт самостоятельно. Ведь до сих пор навигационные и развлекательные системы, установленные стандартно в автомобилях, остаются намного менее функциональными, чем приложения, доступные для смартфонов и планшетов.
Однако теперь времена меняются и автомобильное ПО просто должно стать сложнее и удобнее, в нем должны появиться такие функции как возможность хранения музыкальных файлов, возможность прослушивания радиостанций онлайн, навигация, напоминания, адресная книга, подключение к социальным сетям и многое другое. Однако это должно быть не устройство, автономно встроенное в автомобиль, а система, помогающая использовать имеющийся у нас девайс (планшет или смартфон) для управления развлекательными функциями автомобиля. Так вот именно такую функцию и будет выполнять CarPlay.
Вероятно, в США это изобретение вызовет всплеск спроса на новые автомобили, оснащенные новой функцией. А также все больше пользователей смартфонов будут производить обмен старого авто на новый, уже содержащий новейшее программное обеспечение.

Об авторе: Андрей Страшко

    Другие новости



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков