Впервые зимние шины получат управляемые шипы! Компания Nokian разрабатывает зимние шины с выдвижными шипами Выдвижные шипы на шинах от nokian.

Впервые зимние шины получат управляемые шипы! Компания Nokian разрабатывает зимние шины с выдвижными шипами Выдвижные шипы на шинах от nokian.

К 80-летию первой зимней покрышки финской компании Nokian ее инженеры разработали концептуальную шину, которая может вообще изменить классификацию зимних шин на фрикционные и шипованные. Более того, уже есть не просто разработка в виртуальном пространстве, а опытные образцы, которые тестируются на закрытом треке White Hell испытательного полигона Nokian Tyres в финском Заполярье.

Суть разработки – в новой зимней шине шипы выдвижные, т. е. при движении по асфальту они будут прятаться в протекторе, а как только покрышка войдет в контакт с обледенелой дорогой, им будет дана команда «выйти» наружу. Это настоящая «шина-мечта», максимально адаптированная под нынешний переменчивый климат, когда ползимы мы ездим по асфальту, а еще половину - по льду и снегу. Более того, так как эти покрышки не будут изнашивать асфальтово-бетонное покрытие дорог, на них не должны распространяться законодательные ограничения по количеству шипов, их весу и размеру. При этом финские шинники могут сделать шип таких размеров и установить их такое количество, что на льду можно будет получить сцепные свойства, сравнимые с раллийными шипованными шинами с высотой твердосплавного сердечника 5-8 миллиметров. Это именно те покрышки, которые позволяют ехать по льду, почти как по асфальту.

Как конструктивно будет реализовано выдвижение шипов, финны держат в глубочайшем секрете. Это может быть и пневмопривод, и электромагнитный, и пружинный, а может быть, еще какой-нибудь из области фантастики. Пока лишь известно, что на опытных образцах водитель сам активирует шипы с помощью специальной кнопки в салоне автомобиля. Хотя в реальной жизни это, вероятнее всего, будет осуществляться с помощью интеллектуальной электроники. Например, команду шипам вступить в работу может давать система, контролирующая тип дорожного покрытия. Об испытании одной из таких систем в Финляндии мы уже писали почти год назад. Его суть - будет проводиться мониторинг работы тормозных систем автомобилей с ABS и ESP, которые ездят по дорогам общего пользования. На основании этих данных с помощью специального программного обеспечения будут определяться обледенелые участки дорог, где шипы получат команду вступить в работу.

Не исключен вариант и более доступной системы обнаружения гололеда, которая будет размещена на автомобиле и сканировать дорогу перед траекторией качения колес. Для распознавания льда могут использоваться, например, закон преломления лучей света при отражении от разных покрытий дороги - асфальта, снега, льда, сравнение угловых скоростей колес разных осей или какой-либо другой способ. Однако все это пока догадки. Можно лишь предположить, что, если эти концептуальные шины и получат путевку в жизнь (что не гарантировано, так как не все концепты имеют будущее), цены на них в прайсах будут немаленькими и на первом этапе производства супер-покрышки можно будет встретить только в колесных арках моделей премиум-сегмента.

Как и полагается в особо торжественных случаях, явление этого финского инженерного чуда было окутано флером инфернальной таинственности. Короткий зимний день уже перешел в ночь. Огромный ангар для ледовых испытаний шин (650 метров в длину и 20 в ширину) испытательного центра «Nokian Tyres» возле заполярного городка Ивало погружен во тьму. Ее с трудом пробивают фары двух автомобилей, поставленных в торце ангара, света не хватает на всю длину зала, но лучи выхватывают из тьмы ледяной пол, отшлифованный до зеркального блеска, на него и ступить страшно и опасно — так скользко!

Руководитель службы технической поддержки клиентов бренда Матти Мори нагнетает обстановку: «Мы будем здесь всего несколько минут! Смотрите, фотографируйте, но никаких вопросов!» Из динамиков рыкнул рок. И вот с дальнего темного торца ангара на нас летит, ослепляя светом фар, серебристый Porsche Cayenne. Он пролетает мимо нас, зажглись стоп-сигналы, но авто замедляет движение неохотно, скользя (ясно, что машина «обута» во фрикционные шины или, как у нас их называют, шины-липучки). Тут «порш» развернулся, снова исчез в конце ангара, развернулся и вот уже вновь мчится на нас. Но на этот раз, подъехав, энергично затормозил и скоренько остановился как вкопанный.

Пока мы соображали, в чем «фишка», водитель подъехал к нам вплотную, притормозил, и мы увидели на льду следы от шипов! Но откуда, ведь «немца» не «переобували»! Тест-пилот открыл дверь и показал на кнопку слева под рулем, горящую зеленым фирменным цветом «Nokian». Он снова нажал на кнопку, она погасла — и шипы убрались в свои миниатюрные фланцы. Нажал — шипы плавно вышли, еще раз нажал — они так же неспешно убрались, как когти у кошки. Шипы на всех четырех шинах появлялись и утапливались одновременно.

Под наши аплодисменты и щелканье затворов фотокамер Матти Мори разъясняет:

— Не ждите, что эта первая в мире шина с выдвижными шипами через неделю появится в продаже, это концепт, презентация наших идей, уникальных технологий и возможностей, это пока еще намек на будущее зимней шины…

В концепт-шине — технологическом прорыве знаменитого финского бренда — использован протектор и конструктивные решения, примененные в новой, представленной нам здесь, в Ивало, на презентации и во время тест-драйва новой шипованной шины Nokian Hakkapelita 8 SUV для внедорожников (о ней мы еще поговорим). При этом тело шипа (фланец) остается неподвижным, двигается вперед-назад лишь подвижная деталь этой мини-конструкции, жесткий металлический сердечник — сам шип.

И как тут не вспомнить, что первую попытку создать шину «Q Celsuis» с выдвигающимися шипами предприняли американцы в 2007 году. Ее конструкция содержала пневматическую камеру, которая надувалась и выталкивала шипы. Изобретатели, как сообщают информированные источники, даже договорились с китайскими шинниками, которые вроде согласились запустить новинку в производство. Но что-то не срослось, с тех пор каких-либо новых сведений о «Q Celsuis» не появлялось.

С другой стороны, когда нам рассказывали на презентации о конструкции шины Hakkapelita 8 SUV, то обратили наше внимание на такую характерную деталь: фланец шипа не только утоплен в резиной смеси — под него подложена прокладочка из мягкой резины, действующая как пружина-амортизатор. Тем самым смягчается воздействие шипа на дорожное полотно и снижается шумность шины — показатели, особо важные для тяжелых внедорожников. А если эту «прокладочку-пружину» можно было бы поддувать на ходу и снижать в ней давление воздуха нажатием «зеленой кнопки»? Не здесь ли кроется секрет технологии чудо-шины? Впрочем, это лишь мои догадки…

Опыт показывает, что «Nokian Tyres» попросту денег не тратит, финны — большие прагматики. Не завтра, так послезавтра, через полгода, через год, но эта или очень похожая финская чудо-шина появится в продаже. Таков тренд, а финны — одни из законодателей мировой моды в этой области.

Эта демонстрация с большой интригой была лишь эпизодом в тест-драйве, устроенном фирмой для прессы на полигоне в Ивало в финской Лапландии — царстве Санта-Клауса, где к дороге частенько выходят северные олени. И был приурочен этот тест-драйв к юбилею: 80 лет назад, еще в 1934 году, «Nokian Tyres» вывела на рынок первую в мире зимнюю шину для коммерческого транспорта, изготовленную из морозостойкой резиновой смеси, «сваренной» по особому запатентованному рецепту. Через два года фирма предложила клиентам морозостойкую шину для легковых автомобилей — Lumi-Hakkapelа (этот «зимний» бред теперь один из самых популярных в мире), а с 1961 года компания выпускает шипованные шины.

Михаил РОСТАРЧУК,

Ивало — Москва

На носу зима, а это значит, что автомобилисты уже озадачились поиском зимней резины для своих автомобилей. И вполне закономерно, что перед водителем возникает дилемма: выбрать резину шипованную или же, наоборот, отдать предпочтение той, что без шипов? А некоторые еще и . К сожалению, даже опытные автомобилисты не всегда могут ответить, в чем же принципиальная разница между этими двумя типами?

Шипованная резина кажется лучше нешипованной, ведь в ней есть шипы, а потому ездить, по идее, будет удобнее, да и смотрится это круто! К тому же, сегодня все чаще и чаще можно услышать такое понятие, как «плавающие шипы». Но что собой представляют зимние шины с плавающими шипами, почему-то никто не может ответить. Давайте разбираться вместе.

Виды зимней резины

Итак, повторюсь, что выделяют два варианта зимней резины: та, у которой есть шипы и у которой, соответственно, их нет. Наличие или отсутствие шипов обусловлено некоторыми условиями, в которых находится водитель со своей машиной. Если он живет или проводит большинство времени в городских условиях, где дороги постоянно чистятся, то лучше отдать предпочтение нешипованным покрышкам. Если среда обитания автомобилиста за городом, – шипованная резина должна стать его верным помощником. Объясню, почему.

Задача шипа в шине – прокалывать поверхность, на которую он попадает, то есть, как бы «сцепляться» со снегом и льдом. Благодаря такому сцеплению, можно не бояться не войти в поворот на скорости, когда на дороге гололед.


Ехать с шипованной резиной по расчищенному асфальту – однозначно плохая идея. Во-первых, движение будет несколько утруднено, может наблюдаться небольшое подтормаживание за счет, опять же, шипов. Во-вторых, на чистой поверхности эти покрышки очень сильно шумят, что достаточно дискомфортно. И, в-третьих, какой бы дорогой не была ваша резина, шипы быстро сотрутся об асфальт или просто повылетают.

Шины с плавающими шипами

Не так давно некоторые производители покрышек заявили о запуске новой резины, которая оснащена революционной технологией: плавающими шипами. Если быть точнее, то резина обладает интеллектом: она способна распознавать асфальт и прятать шипы. Когда машина вновь выезжает на заснеженную поверхность, шипы вновь появляются. К сожалению, на деле такой ход оказался лишь маркетинговым, небольшой уловкой. Однако, согласитесь, было бы прекрасно заиметь такие шины?

Подходите к выбору покрышек для своего автомобиля с умом, ведь неправильный выбор может вылиться в дополнительные растраты, а может даже стоить здоровья, или, еже хуже, жизни!



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков