Расчет зарплаты водителям грузовых автомобилей. Тарифные ставки при оплате работы водителя

Расчет зарплаты водителям грузовых автомобилей. Тарифные ставки при оплате работы водителя

Тема 6. Заработная плата на автомобильном транспорте

Наиболее распространенной должностью на предприятиях автомобильного транспорта, осуществляющих перевозки пасса­жиров и грузов, является должность водителя. Численность во­дителей на большинстве предприятий составляет более 50% от общей численности работников.

Труд водителей может оплачиваться повременно и сдельно. При выборе системы оплаты за основу принимаются вид пере­возок, условия их выполнения и другие факторы.

В частности, труд водителей маршрутных такси, автобусов, осу­ществляющих городские, пригородные, междугородные и заказные перевозки пассажиров, оплачивается повременно. При этом размер часовых тарифных ставок водителей устанавливается по видам пе­ревозок и зависит от вместимости автобусов: с увеличением вмес­тимости часовая ставка повышается. На практике и при установлении размеров ставок с помощью соответствующих коэффициен­тов выдерживается определенное соотношение между ними. Минимальное значение коэффициента устанавливается водителю, работающему на автобусе марки ПАЗ. Водителям, работающим на автобусах марки ЛАЗ-655, коэффициент составит 1,1; на автобусах марки ЛИАЗ и ЛАЗ 699, - 1,23; на автобусах марки «Икарус», - 1,38.

Кроме заработной платы, водителям маршрутных такси и ав­тобусов выплачиваются предусмотренные трудовым законодатель­ством надбавки и доплаты (за классность, разрывной характер работы, за отработанное время в каждой смене с двумя выход­ными, сверхурочное время, время простоя в резерве, участие в ремонте и т.д.)

Премирование водителей, занятых на всех видах перевозок пассажиров, производится как за индивидуальные результаты, так и за общие результаты работы бригады, измеряемые доходами (выручкой) от перевозок. За индивидуальные результаты премия начисляется за выполнение плана по доходам и за выполнение планового количества рейсов. Премирование за общие резуль­таты бригады осуществляется за выполнение плана по доходам всей бригадой водителей. Премия за коллективные результаты распределяется между членами бригады с учетом коэффициен­та трудового участия.

Премия начисляется за фактически отработанное время на линии с учетом доплат и надбавок, выплачиваемых в установ­ленном порядке: за классность, работу в ночное время, разрыв­ной график, предусматривающий разделение смены на части. Кроме того, премия водителям может быть установлена за от­сутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя, нарушений правил техники безопасности об охране труда, за содержание автомобиля в технически исправном состоянии, соблю­дение санитарных норм и правил, выполнение приказов и рас­поряжений качественно и в срок.

Оплата труда водителей такси в большинстве городов России устанавливается в определенной доле от выручки, полученной за каждый заказ. При данном способе водитель заинтересован в перевозке пассажиров на дальние расстояния.

Труд водителей грузовых автомобилей в зависимости от ус­ловий работы может оплачиваться повременно и сдельно. При­менение повременной системы оплаты труда экономически оп­равдано в тех случаях, когда нет возможности для точного уче­та производительности автомобиля в тоннах и тонно-километрах или когда эта производительность в силу объективных причин недостаточна (например, на перевозках, связанных с хозяйствен­ным обслуживанием предприятий, являющихся заказчиками транспортных услуг, при транспортировке мелких партий гру­за, при перевозках с заездами, при эксплуатации автомобилей специального назначения - топливозаправщиков, автомобилей технической помощи, автоклавов и др.).

При повременной оплате применяются часовые тарифные ставки, дифференцированные по маркам автомобилей в зависи­мости от грузоподъемности последних. Водители грузовых ав­томобилей, труд которых оплачивается повременно, получают разнообразные надбавки, доплаты и премии, предусматриваемые положениями об оплате труда и премировании, которые действуют на каждом предприятии.

Некоторые особенности имеет оплата труда водителей-сдель­щиков. При сдельной системе оплаты труда водителей грузовых автомобилей зарплата рассчитывается по сдельным расценкам, которые могут быть установлены за тонну, тонно-километр, рейс, пробег. В расценку входит оплата подготовительно-заключитель­ного времени и за отработанное время.

Сдельные расценки за перевозку 1 т груза (С т) и за произве­денную работу в 1 т-км (С ткм) рассчитываются по формулам

С т = С м · t пр · 100 · 60 , тенге / т;

Т м · 60 · q · γ

С ткм = С м (t дв + t пз ) ·100 ,тенге/т-км,

Т м · 60 · V т · q · γ · β

где С м - месячная тарифная ставка водителя третьего класса, тенге;

t пр - время простоя автомобиля под погрузкой и разгруз­кой в расчете на одну ездку, ч;

Т м - месячный фонд времени водителя;

q- грузоподъемность автомобиля, т;

γ - коэффициент использования грузоподъемности;

t дв - время в движении;

t пз - подготовительно-заключительное время, ч;

V т - техническая скорость автомобиля, км/ч;

β - коэффициент использования пробега.

Оплата труда водителей, работающих на автомобиле с прице­пом, производится по тем же расценкам, что и при работе без прицепа, но за общее количество перевезенных тонн (на авто­мобиле и прицепе) и за общее количество выполненных т-км.

Кроме зарплаты водителям, как сдельщикам, так и повремен­щикам, занятым на перевозке грузов, могут быть установлены доплаты и надбавки, предусмотренные трудовым законодатель­ством (за классность, совмещение обязанностей экспедитора или грузчика, за работу в ночное время и др.).

Премирование может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы по следующим показателям:

1) выполнение и перевыполнение месячного, дневного, смен­ного планов (заданий) по перевозкам или доходам от перевозок;

2) улучшение эксплуатационных показателей (коэффициен­тов использования пробега, грузоподъемности, сокращения по­терь линейного времени и времени простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой);

3) соблюдение графика перевозки грузов и пассажиров и др.

При перевозке массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами широкое применение находит сдельно-премиаль­ная оплата труда водителей, при этом расценка может рассчи­тываться за каждый рейс на определенное расстояние при усло­вии полного использования номинальной грузоподъемности автомобилей. При применении прицепов размер сдельной рас­ценки может быть увеличен. Для удобства и ускорения расче­тов по начислению зарплаты водителям автомобилей-самосва­лов на каждом АТП целесообразно иметь заранее заготовленные таблицы, содержащие сдельные расценки за рейс, при разных рас­стояниях перевозок. Премия может быть установлена за выпол­нение установленного задания при высоком качестве и в срок.

Расценка на 1 т-км или за 1 км пробега применяется при оплате труда водителей большегрузных автомобилей с универсальным кузовом, осуществляющих доставку груза на большое расстоя­ние. При этом при перевозке ценных грузов устанавливаются доплата водителю за экспедирование данного груза в процентах от тарифной ставки и премия за выполнение установленного задания в срок.

При оплате труда водителей автомобилей, осуществляющих междугородные перевозки грузов, может найти применение по­временно-премиальная система, при которой тарифная ставка устанавливается за каждый день при определенном значении пробега за указанный период и коэффициенте использования пробега. При увеличении (снижении) вышеуказанных показателей начисление заработной платы осуществляется пропорциональ­но их фактическому значению. В сумму дневной заработной платы входят оплата подготовительно-заключительного времени, за отработанное время, доплата за экспедирование груза и за пе­ревозку опасных грузов, премия за выполнение установленного задания качественно и в срок.

Широкое распространение в настоящее время получает сдель­ная система оплаты труда, при которой заработная плата води­теля грузового автомобиля начисляется в размере установленного норматива в процентах на 1 тенге. доходов без учета НДС. Дан­ный способ начисления заработной платы предусматривает при­менение на АТП дифференцированного учета доходов от экс­плуатации каждого автомобиля.

"Консультант Бухгалтера", N 8, 2000

Без использования наемного труда водителей в настоящее время невозможно представить деятельность любого хозяйствующего субъекта в Российской Федерации, в связи с чем знание правил организации и оплаты труда данной категории работающих является очень актуальным.

При этом ряд требований действующего законодательства распространяется не только на предприятия, учреждения и организации (далее по тексту - предприятия) министерств и ведомств, но и к хозяйствующим субъектам коммерческой сферы.

Законодательство о порядке организации труда водителей

Труд водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности, предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов и (или) пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд, а также иным лицам, регулируется Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 25.06.1999 N 16 (далее по тексту - Положение о рабочем времени).

В соответствии с п.12 Положения в рабочее время водителя, за которое он имеет право на получение заработка, предусмотренного условиями коллективного соглашения администрации предприятия и трудового коллектива (трудового договора между работником и работодателем), включаются:

  • время управления автомобилем;
  • время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно - заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
  • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
  • время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В течение всего своего рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.

Каждый из элементов рабочего времени водителей имеет свои особенности.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем устанавливается из расчета нормального рабочего времени в 40 часов за рабочую неделю, при этом период ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии - с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

Остановка для кратковременного отдыха водителя предусматривается после первых трех часов непрерывного управления автомобилем и ее продолжительность составляет не менее 15 минут. В дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля. При предоставлении водителю перерыва для отдыха и питания указанные остановки для отдыха не предусматриваются.

Состав и продолжительность подготовительно - заключительных работ, включаемых в подготовительно - заключительное время, и время проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (например, при разработке коллективного договора или внутреннего трудового распорядка), а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3 затраченного на это время.

Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю. Вместе с тем соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%.

Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

В связи с этим следует отметить, что дневное задание водителю (расстояние, на которое водитель может быть отправлен для выполнения задач в течение одного рабочего дня) должно определяться исходя из принятых Положением о рабочем времени правил (необходимых элементов рабочего времени, средней скорости маршрутов движения и т.п.).

Организация учета рабочего времени водителей

Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля, путевых листов и других первичных учетных документов.

Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно в путевых листах и табелях учета использования рабочего времени (формы N N Т-12, Т-13), формы которых утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, и к ним относятся:

  • путевой лист легкового автомобиля (форма N 3);
  • путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.);
  • путевой лист легкового такси (форма N 4);
  • путевые листы грузового автомобиля (формы N N 4-с, 4-п);
  • путевой лист автобуса (форма N 6);
  • путевой лист автобуса не общего пользования (форма N 6 спец.).

Для учета путевых листов предназначен журнал учета движения путевых листов.

Путевые листы выписываются в одном экземпляре, и как правило на одни сутки. На более длительный срок путевые листы выдаются только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

В путевых листах обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Путевые листы грузового автомобиля используются в зависимости от того, на каких условиях производится оплата работы автомобиля. Если расчеты между заказчиком и транспортной (автомобильной) организацией осуществляется на основании сдельных расценок используется форма N 4-с (сдельная), если по повременному тарифу - форма N 4-п (повременная).

В обязательном порядке в оформленных путевых листах должны найти свое отражение показания счетчика на начало и конец рабочего дня и маршруты передвижения.

При заполнении путевых листов грузового автотранспорта необходимо руководствоваться, кроме того, Приложением N 7 "Порядок изготовления, заполнения и обработки путевого листа для грузового автомобиля" к Инструкции Минфина СССР и ЦСУ СССР от 30.11.1983 N 156/354/7. При этом не следует забывать, что передвижение грузовых автомобилей, а следовательно, и производственный характер расходуемых ГСМ может быть подтверждено товарно - транспортными накладными, выданным водителю заданием, заказом или заявкой, данные которых отражаются в графах "Задание водителю" путевого листа.

Во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами следует обратить внимание на следующее:

  • путевые листы заполняются по строго установленной форме;
  • листы следует оформлять не более чем на один день или на одну поездку (при длительных перевозках), по окончании дня или выполнения перевозки (задания) листы закрываются;
  • по возможности следует отражать все передвижения, связанные с выполнением перевозок или служебных заданий и избегать общих фраз типа "выполнение служебного задания", "поездка по городу" и т.п.

При наличии на предприятии персонального служебного автомобиля руководителя (заместителей, других работников) расходы на ГСМ при выполнении служебных (деловых, представительских) поездок относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), расходы же на поездки частного характера следует производить за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Распределение соответствующих долей производится также на основании путевых листов.

Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая учитывается в часах). Работа водителей, которым установлен ненормированный рабочий день, сверх нормальной продолжительности смены не считается сверхурочной.

При переводе водителя на другие работы (ремонт автомобиля и др.) учет его рабочего времени производится в порядке, действующем на этих работах (табель, наряд и т.д.).

В месте командировки рабочее время водителя учитывается на общих основаниях в порядке, установленном на предприятии. Если в месте командировки организована работа по графику, отличному от графика в месте постоянной работы, то рабочее время водителей учитывается по его фактической продолжительности.

Началом работы для водителя считается момент явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности.

Окончанием работы считается конец установленного нормативного времени для проведения заключительных работ после возврата автомобиля к месту стоянки, исходя из чего время возвращения автомобиля должно устанавливаться с таким расчетом, чтобы заключительные работы были произведены работником до окончания рабочего дня.

Для водителей, работающих посменно и с разделением смены на две части, место явки на работу (гараж, пункт смены, стоянки), начало и окончание смены определяется графиком сменности.

При дальних междугородных перевозках началом работы водителя в смене считается время истечения установленного графиком сменности отдыха, а окончанием смены - время начала отдыха по графику в пути или в пункте оборота.

Учет времени простоев водителей автомобилей ведется путем заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе.

Вопросы организации оплаты труда водителей

Для оплаты труда водителей используется повременная, сдельная и бестарифная формы оплаты труда, а также система многообразных повышений тарифных ставок (окладов), надбавок и доплат.

Повременная форма оплаты труда

Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц.

Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц не должна быть менее минимального размера оплаты труда.

На предприятиях и в организациях министерств и ведомств, находящихся на бюджетном финансировании, размер тарифной ставки зависит от присвоенного водителю тарифного разряда Единой тарифной сетки (ЕТС), который присваивается в зависимости от характера выполняемых работ.

Тарифно - квалификационные характеристики по должности "Водитель автомобиля" утверждены Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31 "Об утверждении тарифно - квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" (в ред. последующих изменений и дополнений, в частности Постановления Минтруда России от 03.03.1993 N 43). В соответствии с данным нормативным актом профессия водитель тарифицируется с 4 по 7 разряд в зависимости от вида и грузоподъемности управляемого транспортного средства, а также выполняемого на них комплекса работ.

На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:

  • работы на 2 - 3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
  • выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей.

Кроме того, следует заметить, что должность водителя автомобиля включена в перечень специальностей, по которым высококвалифицированным рабочим и рабочим, выполняющим ответственные работы, могут за счет экономии по фонду заработной платы устанавливаться 9 - 10 разряды по оплате труда.

Тарифным разрядам, которые могут присваиваться водителям, с 1 апреля 2000 г. (Постановление Правительства РФ от 18.03.1999 N 309) и 1 января 2001 г. (Постановление Правительства РФ от 30.03.2000 N 284) при размере минимальной тарифной ставки 1-го разряда ЕТС в 132 руб. (Постановление Правительства РФ от 30.03.2000 N 282) соответствуют следующие тарифные коэффициенты и тарифные ставки:

Разряды
оплаты
труда
Тарифные
коэффици-
енты до
1 января
2001 г.
Тарифные
коэффици-
енты пос-
ле 1 ян-
варя
2001 г.
Тарифные ставки
с 1 апреля
2000 г.
Тарифные ставки
с 1 января
2001 г.
4 1,73 1,91 228 руб. 36 коп. 252 руб. 12 коп.
5 1,82 2,16 240 руб. 24 коп. 285 руб. 12 коп.
6 2,00 2,44 264 руб. 00 коп. 322 руб. 08 коп.
7 2,27 2,76 299 руб. 64 коп. 364 руб. 32 коп.
8 2,54 3,12 335 руб. 28 коп. 411 руб. 84 коп.
9 2,91 3,53 384 руб. 12 коп. 465 руб. 96 коп.
10 3,27 3,99 431 руб. 64 коп. 526 руб. 68 коп.

Пример 1 . Водителю легкового автомобиля организации, состоящей на бюджетном финансировании, при поступлении на работу 5 августа 2000 г. присвоен 6-й разряд по оплате труда, которому соответствует тарифная ставка в 264 руб.

В связи с сокращением службы технического обслуживания с 1 сентября 2000 г. работнику поручается выполнение всего комплекса ремонтных работ. С этого же числа приказом по организации ему присваивается 7-й разряд по оплате труда с установлением тарифной ставки в месяц в размере 299 руб. 64 коп.

На предприятиях и в организациях коммерческой сферы и в организациях, не состоящих на бюджетном финансировании, суммы ежемесячной оплаты труда (в том числе суммы тарифных ставок в месяц) устанавливаются по соглашению между работодателем и трудовым коллективом в разрабатываемых коллективном договоре или иных актах, регулирующих вопросы оплаты труда на предприятии, или непосредственно по соглашению между работодателем и работником.

При этом во всех случаях размер месячной оплаты труда (без учета премий, доплат и надбавок) за полностью отработанную норму рабочего времени за месяц в соответствии с КЗоТ РФ должен быть не меньше размера минимальной месячной оплаты труда.

Сдельная форма оплаты труда

Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении.

Особенно использование сдельной формы оплаты труда характерно для водителей грузовых автомобилей.

Для организации расчетов по сдельной оплате труда, в частности, могут использоваться положения Постановления Госкомтруда России и ВЦСПС от 13.03.1987 N N 153/6, 142, которым утверждены Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей (далее по тексту - Единые нормы). При этом расценки следует откорректировать в зависимости от уровня заработной платы на каждом конкретном предприятии.

Единые нормы предназначены для нормирования и оплаты труда водителей, работающих на бортовых автомобилях и автомобилях - фургонах общего назначения, специализированных автомобилях: самосвалах, фургонах, цистернах, рефрижераторах, контейнеровозах и др., а также тягачах с прицепами и полуприцепами.

Пример 2 . При оплате труда водителей используется сдельная форма оплаты труда, при которой заработок работника зависит от количества перевезенного груза и расценки за единицу перевезенного груза.

Допустим, за перевозку одной тонны груза на расстояние в 100 км расценка составляет 30 руб.

Всего за месяц работник перевез 100 т груза на расстояние в 100 км и 50 т на расстояние в 150 км.

Его заработок составит:

а) 30 руб. х 100 т = 3000 руб.;

б) 30 руб. х 50 т х (150: 100) = 2250 руб.

Всего заработная плата за месяц = 5250 руб.

Бестарифная форма оплаты труда

Бестарифная форма оплаты труда вводится, как правило, на коммерческих предприятиях и фирмах.

При такой форме оплаты труда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия в целом и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.

Гарантированный минимум уровня заработной платы при такой системе оплаты труда все тот же - не менее минимального размера оплаты труда за полностью отработанный рабочий месяц.

Пример 3 . В розничном магазине для оплаты труда работников используется бестарифная оплата труда, при которой за полностью отработанный месяц работникам гарантируется условиями трудового договора заработная плата в 500 руб. и получение добавочных видов заработной платы в зависимости от выручки от реализации продукции.

Всего доставкой товаров в магазине заняты три водителя.

За рабочий месяц на оплату их труда выделено добавочной заработной платы в размере 5000 руб. с понижающим коэффициентом 0,5 водителю В за совершенное по его вине ДТП и необходимостью в связи с этим проведения ремонта за счет средств магазина.

Добавочные суммы подлежат распределению в зависимости от фактически отработанного времени по путевым листам исходя из обоснованных норм времени на проезд и перевезенного груза.

Водитель А - отработано 120 часов по путевым листам.

Водитель Б - отработано 100 часов.

Водитель В - отработано 130 часов.

Всего отработано 350 часов, из них на водителей приходится соответственно 0,34; 0,29 и 0,37.

Количество перевезенного груза составило соответственно:

водитель А - 100 тонн;

водитель Б - 90 тонн;

водитель В - 100 тонн.

Всего перевезено 290 тонн, из них по водителям соответственно 0,34; 0,32 и 0,34.

Расчетные величины для определения добавочных сумм заработной платы по водителям соответственно составляют:

В - 0,71 х 0,5 (понижающий коэффициент) - 0,35.

Всего - 1,64.

Суммы заработной платы составят:

водитель А - 500 руб. + (5000 руб. : 1,64 х 0,68) = 2573 руб.;

водитель Б - 500 руб. + (5000 руб. : 1,64 х 0,61) = 2360 руб.;

водитель В - 500 руб. + (5000 руб. : 1,64 х 0,35) = 1567 руб.

Оплата труда работников автомобильного транспорта

При оплате труда работников автомобильного транспорта используется отраслевая тарифная сетка или тарифная сетка, принятая непосредственно на предприятии (то есть отраслевая сетка является рекомендательной).

Так, Отраслевым тарифным соглашением по автомобильному транспорту от 11.03.1997 утверждена следующая отраслевая сетка оплаты труда:

Регулированию в отрасли подлежит размер минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда, исходя из которого исчисляются оклады (ставки) и других работников.

Размер минимальной ставки 1-го разряда подлежит периодической индексации.

Непосредственно тарифные ставки водителям устанавливаются в зависимости от тарифно - квалификационных характеристик, принятых предприятием.

Пример 4 . Допустим, минимальный размер 1-го разряда в отрасли принят на уровне 800 руб. в месяц.

Предприятие исходя из своих производственных возможностей устанавливает минимальный размер 1-го разряда на уровне 850 руб.

В соответствии с принятыми тарифно - квалификационными характеристиками при приеме на работу водителю установлен 6 разряд, тарифная ставка по которому составляет 2125 руб. (850 руб. х 2,5).

Дополнительная оплата труда

В соответствии с действующим законодательством работодатель (администрация предприятия) вправе вводить любые формы дополнительной оплаты труда, при этом для бюджетных учреждений введение доплат и надбавок предусматривается только в рамках утвержденного фонда заработной платы на год (лимита расходов на оплату труда).

При оплате труда водителей наиболее часто используются следующие виды доплат и надбавок:

  1. доплата за сверхурочную работу;
  2. доплата за работу в ночное время;
  3. доплата за совмещение профессий;
  4. надбавка за классность;
  5. доплата за разделение рабочего дня на части.

Доплата за сверхурочную работу, оплата труда при суммированном учете рабочего времени

Сверхурочными признаются работы, выполненные:

  • при поденном учете рабочего времени - сверх нормальной продолжительности рабочего дня;
  • при суммированном учете рабочего времени - сверх нормы рабочего времени учетного периода (как правило, месяца или квартала).

Суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц) устанавливается водителям в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. При этом на перевозках пассажиров в курортной местности в летне - осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период в соответствии с Положением о рабочем времени может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Во всех случаях продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, а решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

В связи с этим, если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя, а сам такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

В случаях, когда работник находится не на суммированном учете рабочего времени, а фактическая продолжительность рабочего дня превышает дневную норму рабочего времени, часы, отработанные сверх нормы, признаются сверхурочными с повышенной их оплатой.

Время, отработанное сверх продолжительности смены по графику и в свободные от работы дни по графику, не отнесенные к дням еженедельного отдыха, также считается сверхурочным и компенсируется дополнительной оплатой в установленном порядке. Общее количество сверхурочных часов за учетный период определяется как разница между фактически отработанным временем и нормой часов за этот период.

Оплата сверхурочных часов производится в порядке, предусмотренном ст.88 КЗоТ РФ: при повременной оплате труда за каждый из первых двух часов сверхурочные работы оплачиваются не менее чем по полуторной, а за каждый последующий час - не менее чем по двойной часовой ставке.

Если применяется суммированный учет рабочего времени, при котором фактическая продолжительность ежедневной работы различается, в полуторакратном размере оплачивается то количество сверхурочных часов, которое не превышает 2-х часов, умноженных на количество рабочих дней в учетном периоде, остальные сверхурочные часы оплачиваются не менее чем в двойном размере.

На предприятиях автомобильного транспорта оплата всех сверхурочных часов обычно производится не менее чем в двойном размере, что предусматривается соответствующими положениями коллективного соглашения между администрацией и трудовым коллективом.

Пример 6 . Водителю предприятия установлена тарифная ставка в размере 2000 руб.

Всего за август 2000 г. работником отработано 190 часов.

Рассчитаем заработок работника в зависимости от того, в каком порядке учитывается его рабочее время.

  1. Работник находится на поденном учете рабочего времени с ежедневной продолжительностью рабочего дня в 8 часов. В один из дней отработано 4 часа, в другой - 2 часа.

Заработок работника составит:

а) тарифная ставка - 2065 руб. (2000 руб. : 184 часа (норма рабочего времени за август));

б) доплата за сверхурочную работу за первые два часа - 21 руб. 74 коп.

(2000 руб. : 184 часа (норма рабочего времени за август) х 2 часа х 2 дня х 0,5);

в) доплата за сверхурочную работу за остальные часы - 21 руб. 74 коп.

(2000 руб. : 184 часа х 2 часа х 1).

Всего заработок работника - 2108 руб. 48 коп.

  1. Работник находится на суммированном учете рабочего времени:

а) тарифная ставка - 2065 руб.;

б) доплата за работу в сверхурочное время - 32 руб. 60 коп. (2000 руб. : 184 часа х 6 часов х 0,5).

Всего заработок работника - 2097 руб. 60 коп.

В двойном же размере подлежат оплате сверхурочные часы, превышающие первые 46 часов за целый месяц (23 рабочих дня в августе х 2 часа).

При использовании сдельной формы оплаты труда сверхурочная работа оплачивается в таком же порядке, как и при повременной оплате труда.

Доплата за работу в ночное время

Ночным рабочим временем считается время с 22 часов до 6 часов утра.

Работа в ночное время в соответствии со ст.90 КЗоТ РФ оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом коллективным договором (положением по оплате труда, иным локальным актом) предприятия, но не ниже, чем это предусмотрено законодательством.

При установлении доплат водителям за работу в ночное время предприятия, использующие их труд, могут руководствоваться Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 985-р - их размер составляет 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Предприятия автомобильного транспорта на практике закрепляют коллективным соглашением размер доплат за работу в ночное время на уровне 40 процентов.

Коммерческие предприятия вправе устанавливать любой иной размер доплат, относя их в полной мере на себестоимость продукции (работ, услуг) на основании Положения о составе затрат.

Пример 7 . Тарифная ставка работника в месяц составляет 2000 руб.

За август месяц отработано 180 часов, из них 6 часов - в ночное время.

На предприятии установлена доплата за работу в ночное время в размере 35%.

а) тарифная ставка - 1956 руб. 52 коп. (2000 руб. : 184 часа (норма рабочего времени за август) х 180 часов));

б) доплата за работу в ночное время - 22 руб. 83 коп. (2000 руб. : 184 часа х 6 часов х 35%).

Всего заработок работника за месяц - 1979 руб. 35 коп.

Доплата за совмещение профессий

Доплата за совмещение профессий устанавливается работникам, выполняющим на одном и том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Размер доплаты за совмещение профессий устанавливается по соглашению между работодателем и работником (ст.87 КЗоТ РФ). И, как правило, такая доплата устанавливается в пределах заработной платы по штатному расписанию (иному документу) по совмещаемой профессии.

При организации доставок товарно - материальных ценностей с целью экономии рабочего времени других работников водителям может устанавливаться доплата за совмещение профессий (должностей):

а) грузчика на закрепленных за ними машинах при перевозке малых партий и легковесных грузов, а также на ассенизационных автомобилях и автомобилях - мусоровозах;

б) агента, экспедитора, приемосдатчика грузов - за оформление и сдачу товарно - транспортных накладных;

в) ремонтных рабочих (при выполнении всего комплекса ремонтных работ водителям может устанавливаться повышенный разряд по оплате труда);

г) санитара (водителям автомобилей медицинских учреждений);

д) киномеханика (водителям передвижных киноустановок).

Пример 8 . Работник занят доставкой, разгрузкой товаров, оформлением, получением и сдачей товарно - транспортных и сдаточных документов. Тарифная ставка в месяц - 1000 руб.

Согласно приказу по предприятию работнику установлены доплаты:

за выполнение обязанностей грузчика - 10% от тарифной ставки;

за выполнение обязанностей экспедитора - 5% от тарифной ставки.

Заработная плата в месяц составит:

тарифная ставка - 1000 руб.;

доплата за выполнение обязанностей грузчика - 1000 х 10% = 100 руб.;

доплата за экспедитора - 1000 х 5% = 50 руб.

Всего - 1150 руб.

Надбавка за классность

Тарификационный разряд водителям устанавливается исходя из наличия у работника 3 класса.

Для работников, которым в установленном порядке присвоен 1-й или 2-й классы, устанавливается (если это предусмотрено соответствующими нормативными актами) надбавка к заработной плате.

Надбавка за классность, как правило, устанавливается в размере: за 2 класс - 10%, за 1 класс - 25%, и выплачивается за время работы в качестве водителя (за время ремонта надбавка выплачивается пропорционально фактически отработанному времени на автомобиле).

При выплате надбавки следует учитывать, что в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (раздел "Автомототранспорт и городской электротранспорт" Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады) квалификация третьего, второго и первого класса может быть присвоена водителям автомобилей, которые прошли соответствующую подготовку и получили удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

Так, присвоение водителю 3-го класса производится при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок "В" или "С", или только "Д"; водителю 2-го класса - "В", "С", "Е" или только "Д" ("Д" или "Е"), а водителю 1-го класса - "В", "С", "Д" и "Е".

При этом квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, а квалификация 1-го класса - при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.

В связи с вышеизложенным хозяйствующим субъектам можно предложить следующую систему установления надбавок за классность:

а) надбавка устанавливается постоянно действующей на предприятии комиссией, созданной руководителем, в состав которой могут быть включены работники ДПС (ГИБДД) или организаций автомобильного транспорта;

б) присвоение класса квалификации производится исходя из наличия соответствующих разрешающих отметок в водительском удостоверении и непрерывного стажа работы в качестве водителя соответствующей квалификации в порядке, рассмотренном выше;

в) при прибытии на предприятие новых работников, класс квалификации присваивается комиссией по результатам аттестации работника с учетом наличия у него на дату поступления на работу соответствующего класса и выполнения требований по разрешающим отметкам и общего непрерывного стажа работы в качестве водителя соответствующего класса (т.е. подтверждает работник соответствующий класс или нет, следует понизить класс или повысить и т.п.);

г) в случае отсутствия продолжительного фактического времени работы в качестве водителя (рекомендуется принимать срок в три года, указанный ранее при присвоении очередной классности) классность должна быть подтверждена работником по результатам его аттестации с учетом действующих на дату аттестации разрешающих отметок в водительском удостоверении (по результатам аттестации оформляется аттестационный лист или иной такого рода документ).

Выплата надбавки за классность, кроме того, предусмотрена:

  • до 25% тарифной ставки - водителям служебного транспорта организаций и учреждений Пенсионного фонда РФ (Постановление Правления Пенсионного Фонда РФ от 08.06.1999 N 73);
  • в размере 10% тарифной ставки за 2-й класс, 25% за 1-й класс - водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов лесного хозяйства (п.2.2 Отраслевого тарифного соглашения по лесному хозяйству РФ на 1999 - 2000 гг., зарегистрированное в Минтруде России под N 404АР).

Правомерность введения надбавок за классность в бюджетных учреждениях подтверждена (дело в том, что в отдельных учреждениях в этих случаях применяется общеустановленное правило о том, что квалификация работников уже учтена в их тарифных ставках) Письмом Минтруда России от 18.01.1993 N 63-РБ "О надбавках, доплатах и других выплатах стимулирующего характера".

Данным Письмом подтверждено, что согласно п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" руководители учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право самостоятельно устанавливать работникам надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, в том числе и надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей, автобусов и других транспортных средств, в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Пример 9 . Водителем предприятия (тарифная ставка 2000 руб.) за август непосредственно отработано на автомобиле 140 часов.

Остальное рабочее время в месяце работник простаивал в связи с поломкой автомобиля, в течение которого он привлекался к работам на самом предприятии с закреплением за ним права на получение тарифной ставки в размере 100%.

Работник имеет квалификацию водителя 1 класса.

Заработок работника за месяц составит:

б) надбавка за классность - 380 руб. 43 коп. (2000 руб. : 184 (норма рабочего времени за август) х 140 часов х 25%).

Всего заработок работника за месяц - 2380 руб. 43 коп.

Оплата труда при разделении рабочего дня на части

Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через 4 часа после начала работы.

При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха предоставляется в месте дислокации, а время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Режим разделенного рабочего дня сопровождается производством доплаты до 30% тарифной ставки (оклада).

Дополнительная оплата труда водителей предприятий и организаций автомобильного транспорта

Водителям предприятий и организаций автомобильного транспорта положениями коллективных соглашений между трудовым коллективом и администрацией обычно предусматриваются следующие виды дополнительной оплаты труда (такие положения коллективных соглашений разрабатываются на основании Отраслевого тарифного соглашения по предприятиям автомобильного транспорта):

  • доплата за работу по графику с разделением смены на части - в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время;
  • оплата времени простоя не по вине работников - в размере не менее 100% тарифной ставки, установленных им разрядов, а для водителей маршрутного пассажирского транспорта - не менее 80% их среднечасового заработка;
  • оплата сверхурочных часов - не менее, чем в двойном размере;
  • доплата за работу в ночное время - в размере 40% тарифной ставки (оклада);
  • доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере не менее, чем предусмотрено ранее действовавшими нормативными актами.

На предприятиях и в организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, устанавливаются следующего рода надбавки:

  • за классность водителям 1 класса - в размере 25%, водителям 2 класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время;
  • за условия и интенсивность труда водителям - в размере 24% тарифной ставки.

Кроме того, предприятия автомобильного транспорта вправе самостоятельно вводить и иные стимулы для поощрения - за непрерывный стаж работы на предприятии, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы и другие.

Оплата труда при использовании ненормированного рабочего дня

Согласно п.11 Положения о рабочем времени для водителей легковых автомобилей (кроме автомобилей - такси), а также водителей других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятых на геолого - разведочных, топографо - геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Режим ненормированного рабочего времени в обязательном порядке должен сопровождаться компенсацией, в качестве которой могут быть:

а) дополнительный отпуск до 12 рабочих дней, присоединяемый к основному отпуску, продолжительностью не менее 24 рабочих дней;

б) установление доплаты (надбавки) за работу в режиме ненормированного рабочего времени.

Если каких-либо компенсаций для работников с ненормированным рабочим днем не предусмотрено, то при выполнении работ сверх норм рабочего времени следует их признать сверхурочными с производством повышенной оплаты труда.

Особенности оплаты труда водителей учреждений здравоохранения

Согласно п.5.1 Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, водителям санитарного автотранспорта учреждений здравоохранения, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций, производится доплата за работу в ночное время в размере 50% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время из расчета часовой тарифной ставки (оклада).

Водителям, в том числе состоящим в штате автотранспортных предприятий, выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, а также водителям выездных бригад отделений плановой и экстренной консультативной медицинской помощи устанавливается надбавка за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 30% оклада (ставки) за первые три года и по 25% за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80% оклада.

Повышение тарифных ставок (окладов) водителям учреждений, предприятий и организаций отдельных министерств и ведомств Российской Федерации

Оплата труда работников учреждений, предприятий и организаций отдельных министерств и ведомств (в особенности это характерно для Минобороны России, МВД России, ФПС России, ФСБ России и иных министерств и ведомств) предусматривает наряду с введением дополнительных форм оплаты труда, кроме того, и повышение установленных им тарифных ставок (окладов). При этом в обязательном порядке введение таких повышений подлежит согласованию с Минтрудом России.

Особенно широк круг таких повышений для водителей таких учреждений, предприятий и организаций.

Так, например, в соответствии с Постановлением Минтруда России от 04.03.1993 N 47 "О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно - учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации" гражданскому персоналу, занятому вождением автомобилей, тарифные ставки повышаются:

а) занятым на грузовых автомобилях за время работы в технологическом процессе на открытых горных работах и вскрышных работах, добыче нерудных материалов, сырья и закладочных материалов для основного производства промышленности строительных материалов, на вывозке древесины на лесозаготовках, на перевозках сажи, гипсового камня - до 12%;

б) занятым на отдельных карьерах и разрезах - до 24%;

в) за время работы на автомобилях на подземных работах - до 50%;

г) за время работы на автомобилях с прицепами (для водителей - повременщиков) - до 20%;

д) за время работы в г.г. Москве и Санкт - Петербурге - на 10%.

Следует заметить, что для стимулирования труда водителей в определенных условиях и другие предприятия вправе вводить повышения тарифных ставок.

Пример 10 . Тарифная ставка водителя предприятия составляет 2000 руб. в месяц.

За август месяц работником отработано 184 часа (норма рабочего времени за август).

При этом за месяц на основании путевых листов работник осуществлял перевозки по г. Москве на протяжении 120 часов. За работу на территории г. Москвы на предприятии установлено повышение тарифной ставки в размере 10%.

Работник имеет квалификацию 2-го класса и ему установлена надбавка за классность в размере 10%.

Заработок работника за месяц составит:

а) тарифная ставка - 2000 руб.;

б) повышение тарифной ставки за работу в г. Москве - 130 руб. 43 коп. (2000 руб. : 184 часа х 120 часов х 10%);

в) надбавка за классность - 213 руб. 04 коп. ((2000 руб. + 130 руб. 43 коп.) х 10%).

Всего заработок работника за месяц - 2343 руб. 47 коп.

Льготы и компенсации, связанные с трудовой деятельностью

Водительский состав в соответствии с действующим законодательством имеет право на отдельные льготы и компенсации, связанные с трудовой деятельностью.

Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты

Наравне с другими категориями работающих водительский состав имеет право на получение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты на работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Обеспечение производится работодателем с включением затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с пп."ж" п.2 Положения о составе затрат по Перечням работников, профессий и должностей, которым предусматривается выдача средств индивидуальной защиты, разрабатываемым на каждом предприятии и прикладываемым к коллективному соглашению между трудовым коллективом и администрацией предприятия.

В свою очередь, Перечни разрабатываются на основании типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными Минтрудом России (например, Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работников автомобильного транспорта утверждены Постановлением Минтруда России от 16.12.1997 N 63).

Непосредственно вопросы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируются Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Постановлением Минтруда России от 18.12.1998 N 51.

Возмещение расходов работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер работы

Работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, в соответствии с Постановлением Минтруда России от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации" (с изменениями от 15.06.1995) выплачивается надбавка в процентах к месячной тарифной ставке (должностному окладу) без учета коэффициентов и доплат в следующих размерах:

  • если работники находятся в разъездах 12 и более дней в месяц - 20 процентов;
  • если работники находятся в разъездах менее 12 дней в месяц - 1,5 процента в сутки;
  • при разъездах, связанных с выполнением работ в пути - 1,5 процента в сутки.

При этом разъездной характер работы и установление соответствующих надбавок предусматриваются положениями коллективного договора.

Размеры надбавок во всех случаях в соответствии с Постановлением Минтруда N 51 не должны превышать размера установленной нормы суточных при командировках на территории Российской Федерации (в настоящее время 55 руб.).

Пример 11 . Тарифная ставка водителя в месяц 2000 руб.

Работа носит постоянный разъездной характер.

Всего за август отработано 20 рабочих дней (из 23 дней по графику), из них 10 дней в разъездах.

Заработная плата работника за месяц составит:

а) тарифная ставка - 1739 руб. 13 коп. (2000 руб. : 23 дня х 20 дней);

б) надбавка за разъездной характер работы - 300 руб. (2000 руб. х 1,5% х 10 дней) (ежедневная надбавка составляет 30 руб., что меньше нормы суточных).

Всего заработок работника за месяц - 2039 руб. 13 коп.

Особенности возмещения расходов по найму жилого помещения работникам, направленным в краткосрочные командировки в зарубежные страны

Предприятия и организации, использующие труд водителей на международных линиях, при оплате им командировочных расходов вправе воспользоваться Распоряжением Совмина СССР от 19.09.1983 N 1764-р, согласно которому водителям, осуществляющим международные перевозки, могут выплачиваться средства в иностранной валюте для возмещения расходов по найму жилого помещения в гостиницах зарубежных стран исходя из сроков продолжительности рейса и без подтверждения указанных расходов оплаченными счетами.

При этом размер средств, выплачиваемых для возмещения расходов по найму жилого помещения, устанавливается в размере 50% от норм, установленных Минфином России при командировках на территории зарубежных стран (такие нормы установлены Письмом Минфина России от 13.02.1997 N 14 "О предельных нормах возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории ряда зарубежных стран" для республик бывшего СССР, Письмами Минфина России от 26.04.1993 N 52 (в ред. изменений и дополнений) и от 29.03.1996 N 34 - для других зарубежных стран).

Компенсация за использование работниками личных автомобилей для служебных поездок

В настоящее время коммерческие предприятия набирают на работу водителей с условием наличия у них собственного автотранспорта и использования его в своих производственных целях (обычно, для целей грузовых перевозок). В таких случаях работник вправе потребовать от работодателям компенсации за использование личного автомобиля.

Выплата компенсации производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N 414 "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях" (с учетом предельных норм возмещения в настоящее время, установленных Приказом Минфина России от 04.02.2000 N 16н) и Письмом Минфина России от 21.07.1992 N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных автомобилей для служебных поездок".

Компенсация не предусмотрена работникам, использующим личные грузовые автомобили или автобусы (в том числе микроавтобусы).

Предельные нормы компенсаций приведены в Приказе Минфина России от 04.02.2000 N 16н и соответственно составляют:

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях указанные нормы подлежат увеличению на 10%.

Для получения компенсации работники представляют личное заявление с приложением копии технического паспорта личного автомобиля, заверенной в установленном порядке (или копия доверенности в случае, если он не является собственником автомобиля).

Выплата компенсации производится ежемесячно на основании приказа по организации. Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного автомобиля для служебных поездок с учетом возмещения затрат по эксплуатации используемого автомобиля (сумма износа, затраты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт) с учетом установленных норм.

Предприятия вправе производить компенсации и в большем размере, но при этом они должны учитывать, что в целях налогообложения (исчисления налога на прибыль) расходы по выплате компенсации должны быть скорректированы с учетом установленных норм.

Следует заметить, что размер компенсации установлен в зависимости от марки автомобиля, рабочий объем двигателя которого соответствует следующим (куб. дм) границам: особо малый (до 1,2); малый (от 1,2 до 1,8); средний (от 1,8 до 3,5); большой (свыше 3,5). В связи с этим нормы компенсаций для автомобилей иностранного производства следует определять в зависимости от объема двигателя и соответствующей ему нормы компенсации.

Не выплачивается компенсация за время нахождения работника в отпуске, командировке, невыхода на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам (в том числе поломка автомобиля) когда автомобиль не эксплуатировался.

Предоставление дополнительных отпусков за условия труда

Согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (в ред. последующих изменений и дополнений), дополнительные отпуска за условия труда предоставляются:

  1. По разд.XXXIII "Транспорт. Е. Автомобильный транспорт и шоссейные дороги":
  • водителю автомобиля, работающему на автобусе регулярных линий, в том числе заказных, - 12 рабочих дней;
  • водителю автобуса, работающему на маршрутных такси, - 12 рабочих дней;
  • водителю автомобиля, работающему на автомобиле медицинской помощи и санитарной, - 6 рабочих дней;
  • водителям автомобилей, в том числе специальных (кроме пожарного), грузоподъемностью от 3 т и выше - 12 рабочих дней;
  • водителям автомобилей, в том числе специальных (кроме пожарного), грузоподъемностью от 1,5 до 3 т - 6 рабочих дней;
  • водителю автомобиля пожарного грузоподъемностью от 1,5 до 5 т - 6 рабочих дней;
  • водителю автомобиля пожарного грузоподъемностью свыше 5 т - 12 рабочих дней;
  • водителю легкового автомобиля - такси при работе в городах республиканского, краевого, областного подчинения и на междугородных трассах - 6 рабочих дней;
  • водителю автомобиля, занятому перегоном автомобилей, - 6 рабочих дней.

Дополнительные отпуска предоставляются ежегодно сверх основного отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней.

На дополнительный отпуск за условия труда имеют также право (Письмо ЦК Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 28.03.1997 N 01/04-И-151):

  1. на станциях (в отделениях) скорой и неотложной медицинской помощи и отделениях выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц:
  • водители автомобилей - 6 рабочих дней;
  • водитель автомобиля при одновременном выполнении обязанностей санитара при эвакуации психически больных - 30 рабочих дней;
  • водитель автомобиля при одновременном выполнении обязанностей санитара при эвакуации инфекционных больных - 12 рабочих дней.
  1. в санитарно - профилактических учреждениях:
  • водитель автомобиля, одновременно выполняющий обязанности санитара по эвакуации инфекционных больных, - 12 рабочих дней;
  • водитель автомобиля, занятый эвакуацией инфекционных больных, - 6 рабочих дней;
  • водитель автомобиля, обслуживающий подвижную дезинфекционную установку и непосредственно выполняющий работу по дезинфекции, - 12 рабочих дней.

Заработная плата водителя составляет: часовая тарифная ставка водителя * на количество отработанных часов за определённый период времени (месяц).

Определение часовой тарифной ставки:

Оклад водителя, согласно установленному разряду по ЕТКС делится на среднее количество рабочих часов за год. Например, среднее количество рабочих часов за 2005 год составляет 162,2 (сумму рабочих часов за каждый месяц разделить на 12). Количество рабочих часов за месяц можно узнать путём умножения количества рабочих дней (без выходных) на 8 часов. Например, если в месяце рабочих дней было 21, то рабочих часов: 21*8 = 168. Следовательно, часовая тарифная ставка водителя 4 разряда составляет:

Оклад по ЕТКС 1683-87 руб. / Среднее количество рабочих часов за год 162,2 = 10-38 руб.

10-38 руб.* 8 ремонтных часов * 2/3 = 83-04 руб. * 2/3 = 55-36 руб.

Эта сумма также прибавляется к общей сумме заработной платы.

Оплата работы водителя на машине с прицепом:

Работа на машине с прицепом оплачивается выше, т.к. считается более сложной, и в табеле также должны указываться отдельно часы, когда и сколько водитель работал на машине с прицепом. Доплата водителю за прицеп по действующему на предприятии Положению об оплате составляет 20%.

Например, время работы на машине с прицепом составляет 50 часов за месяц, т.е. доплата за прицеп рассчитывается так:

50 часов * тарифная ставка водителя 10-38 руб. * 20% = 519 * 0,2 = 103-80 руб.

Оплата командировочных дней:

По принятому на предприятии Положению об оплате оплата 1 командировочного дня составляет 100 руб. и ночное время – 12 руб.

Например, время командировки составило 7 дней, следовательно, оплата будет составлять: 7*100 = 700 руб. + 12*7 = 84 руб. = 700 + 84 = 784 руб. Ночное время принято считать с 22 часов до 6 часов. Водителям выплачивается также надбавка за классность, если таковая имеется и подтверждается соответствующим документом. Водитель 1 класса получает надбавку 25% от суммы заработной платы; 2 класса – 10%. Заработная плата водителя за месяц умножается на % классности:

1868-40 * 10% = 186-84 руб.

Расчёт премии водителей:

По принятому на предприятии Положению о премировании разработаны следующие показатели премирования:

1) выполнение плана выхода на линию в часах – 10%;

2) соблюдение маршрута движения – 10%;

3) выполнение плана грузоперевозок в тн/км – 15%.

При невыполнении условий премирования работники лишаются премии.

Составление плана грузооборота:

Количество рабочих дней за определённый период времени (месяц) умножается на среднее количество километров, которое должен проделать автомобиль за 1 день и на грузоподъёмность автомобиля. Например, у грузовой автомашины с грузоподъёмностью 7т при рабочем времени 21 день, средний пробег за 1 день должен составлять ≈ 75 км.

Следовательно, план грузооборота для данной машины на 1 месяц составляет: 75 км * 21 день * 7т = 11025 тн/км. Средний пробег за 1 день у каждой машины может быть различным, учитывая нагрузку машины и её использование в работе. План грузооборота составляется на каждый месяц и доводится без учёта времени технического обслуживания машин (ремонта). Корректировка плана производится на основании актов проведения ремонта автомашин. При расчёте премии обязательно учитывается план грузооборота и его корректировка в связи с ремонтом (Приложение А).

План выхода на линию:

Составляется путём умножения количества рабочих дней в месяц на 8 часов. Например, 20 рабочих дней * 8 часов = 160 часов. Он также корректируется в связи с ремонтом машин при наличии акта ремонта. Такие планы составляются ежеквартально с разбивкой по месяцам отдельно на каждую автомашину (Приложение Б).

Расчёт премии водителей производится при помощи таблицы 8, в которой отражены все необходимые данные:

Таблица 8 - Данные для расчёта премии водителей

водителя

Отработано

чел./часов

Грузооборот

Суркин В.И.

Галиев В.А.

На основании этих показателей производится расчёт суммы премии, который также удобно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 9 - Расчёт суммы премии

водителя

Заработная

плата, руб.

% премирования за

выполнение показателей

Всего премия

План выхо-

да на линию

План грузо-

перевозок

Суркин В.И.

Галиев В.А.

В чем особенности оплаты труда водителей автомобилей? Как оплачивать труд водителя на период ремонта автомобиля?

Водители автотранспорта - особая категория сотрудников организации. Для них установлен особый режим работы и отдыха и, как следствие, оплата труда водителей автомобилей может отличаться от порядка выплаты зарплаты остальным сотрудникам компании. В этой статье мы поговорим о порядке оплаты труда водителей организации, рассмотрим ее виды и особенности начисления.

Положение об оплате труда водителей грузовых автомобилей

Оплата труда водителя грузового транспорта компании - это вознаграждение, которое он получает за выполнение своих трудовых функций. Уровень заработной платы водителей, а также система выплаты вознаграждений регулируется законодательством, а также нормативными актами и положениями, принятыми в организации.

Одним из таких является положение об оплате труда водителей грузовых автомобилей на предприятии. Документ регулирует порядок начисления денежных вознаграждений за работу данной категории сотрудников, а также учитывает систему работы компании, график труда водителей грузовых автомобилей, уровень сложности выполняемых ими задач по перевозке грузов и другие вопросы.

Уровень оплаты труда водителя грузового транспорта зависит от таких нюансов, как:

  • категория грузового транспорта;
  • классность водителя;
  • рабочие смены (дневной график или ночной);
  • наличие переработок (выполнение плановых показателей, время работы, тоннаж перевозимого груза, расстояния и др.).

Водители грузового транспорта делятся на несколько категорий. Принадлежность к какой-либо из них оценивается исходя из грузоподъемности транспорта и расстояний, в радиусе которых осуществляются перевозки.

Расчет зарплаты такого работника зависит от отношения водителя к определенной категории. Это может быть:

1. Почасовая ставка. Такая система оплаты труда водителя грузового автомобиля возможна, если сотрудник в процессе выполнения трудовых обязанностей не преодолевает больших расстояний. При этом вес перевозимого груза небольшой.

2. Сдельная ставка. Вознаграждение сотрудника по такой системе производится с учетом перевезенных тонн груза или прохождения тонно-километров. Сдельная система заработной платы применяется для водителей грузового транспорта, которые перевозят объемные грузы на большие расстояния.

Сдельная оплата труда водителей грузовых автомобилей

Сдельная оплата труда водителей грузовых автомобилей применяется на основе выработки транспортного средства. Уровень заработной платы в этом случае напрямую зависит от самого сотрудника.

К критериям расчета вознаграждения водителя относятся:

  • пройденный километраж;
  • объем перевезенного груза в тоннах;
  • тонно-километры.

Сдельная система расчета вознаграждения применяется, если:

  • повременная система оплата труда не представляет выгоды для сотрудника и не является целесообразной;
  • имеются тонкости обслуживания транспортного средства и сложности при выполнении трудовых обязанностей;
  • необходимо мотивировать работника к высокой выработке с целью увеличения производительности труда.

Такая система расчета денежного вознаграждения выгоднее повременной для водителей, которые за определенный промежуток времени производят трудоемкие и результативные работы на транспорте.

Сдельная оплата труда водителей грузового транспорта может быть:

  • коллективной - актуальна, когда транспортное средство находится в работе непрерывно. Применяется если сотрудникам необходимо выделить время на отдых, которое не будет приводить к ущербу производительности компании. При коллективной сдельной оплате труда для каждого сотрудника вознаграждение рассчитывается исходя из их личной производительности и удельного веса их функционального участия;
  • индивидуальной - актуальна, когда положением об охране труда не требуется выделения дополнительного времени на отдых и водитель укладывается в оптимальный график (смена не должна превышать 12 часов).

Индивидуальная система наиболее приемлема и оптимальна для компании. В этом случае водитель отвечает за транспортное средство и объем производительности самостоятельно.

Система оплаты труда устанавливается нанимателем. Она не должна противоречить нормативным документам или трудовому соглашению с сотрудником.

Положение об оплате труда водителей легковых автомобилей

Оплата труда водителей автомобилей также зависит от категории и классности водителя. Этот показатель определяется в компании посредством прохождения аттестации. Классность присваивается водителю специальной комиссией и утверждается приказом нанимателя. Этот показатель имеет три уровня:

  • III - водитель, который только начал работу на этой должности и не работал ранее в другой организации;
  • II - водитель, имеющий непрерывный стаж работы в компании от трех лет;
  • I - водитель, который проработал в компании, имея II класс, не менее двух лет.

За классность водителю положена надбавка, размер которой устанавливается нанимателем и прописывается в положении об оплате труда водителей легковых автомобилей.

Кроме того, этот документ содержит основные условия оплаты труда, минимальные тарифные ставки, размеры компенсации за определенные условия выполнения трудовых обязанностей и т.д.

Водителям также могут быть положены премиальные вознаграждения. Их размер и основания для начисления прописываются в положении, утвержденном компанией. Премиальные выплаты возможны за следующие достижения:

  • высокую производительность труда сотрудника и перевыполнение плановых показателей за отчетный период;
  • высокий уровень качества производимых работ на транспортном средстве;
  • оперативное выполнение срочных дополнительных задач;
  • добросовестное отношение к выполнению основных функций и интенсивность труда.

Положение, утвержденное руководством компании, вступает в законную силу с момента его подписания. Этот документ действует на бессрочной основе.

Оплата труда водителя в период ремонта автомобиля

На время непредвиденной поломки автомобиля водитель вынужден освободиться от исполнения своих прямых трудовых обязанностей. Но работник же не виноват! А как это сказывается на его зарплате? Давайте разберем порядок оплаты труда водителя на период ремонта автомобиля.

Итака, есть два варианта:

Вариант 1. Если водитель самостоятельно устраняет поломку, то на период проведения ремонта можно установить для него тарифную ставку автомеханика в зависимости от объема работ.

Вариант 2. Если водитель не принимает прямого участия в устранении поломки, то на период проведения ремонтных работ для него устанавливается средняя ставка оплаты труда.

Применяемые варианты должны определяться в положении об оплате труда водителя.

Если поломка требует отправки автомобиля на ремонт в СТО, то в этом случае можно предложить водителю временный труд на другом транспортном средстве. Такой перевод возможен только с письменного согласия сотрудника.

В целях рационального использования рабочего времени можно попробовать договориться с работником и предложить ему оформить отпуск не по графику, а на период поломки автомобиля. Реализация такого плана зависит только от желания водителя, и настаивать на этом работодатель не вправе.

Так же стоит учесть начисление премий и надбавок. Зачастую наниматели не выплачивают премиальные за период ремонта, так как плановые показатели работником не выполняются. Однако целесообразнее выплатить сотруднику премию за качественный и оперативный ремонт, стимулируя его, тем самым, выполнять такие работы быстрее. Это возможно, если подобные выплаты не противоречат принятому положению.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков