Какой уровень кислоты должен быть в аккумуляторе. Диагностика автомобильного аккумулятора и его обслуживание

Какой уровень кислоты должен быть в аккумуляторе. Диагностика автомобильного аккумулятора и его обслуживание

Проявляя заботу о своем автомобиле многие автовладельцы, в том числе представительницы прекрасного пола, задумываются над одной и той же проблемой: какой уровень электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе? Поскольку уровень электролитического раствора – величина непостоянная и напрямую оказывает влияние на срок эксплуатации автомобильного аккумулятора, вопрос действительно серьезный.

Высокий уровень электролита может привести к окислению выходных клемм аккумулятора и повреждению узлов двигателя при его вытекании. А недостаток приводит к высыханию и разрушению внутренних пластин, а затем и к полному выходу из строя самого аккумулятора. Именно поэтому так важно контролировать уровень и плотность электролитического раствора в аккумуляторе.

Методы проверки уровня электролита в автомобильном аккумуляторе

Начнем с того, что текущий уровень электролита можно узнать самостоятельно, он определяется визуально, при осмотре. Для этого достаточно открутить пробки заливных отверстий и заглянуть внутрь. Если уровень в норме, то пластины будут погружены под слой жидкости толщиной от 12 до 15 мм.

Смотрим полезное видео, как проверить уровень электролита в аккумуляторе:

Также на некоторых автомобильных аккумуляторах присутствует специальная шкала, отображающая допустимый уровень электролита. Состоит она из двух рисок: Min и Max, именно в их пределах и должен находиться текущий уровень раствора. Далее вы просто смотрите на уровень электролита в банках по отдельности и решаете, что делать дальше.

Для того чтобы не на глаз, а точно измерить этот уровень, используют специальные полые стеклянные трубочки, внутренний диаметр которых составляет от 3 до 5 мм. Открутив пробку аккумулятора, трубочку опускают до упора в одну из секций АКБ. Перед тем как извлечь ее, пальцем зажимают верхнее отверстие стеклянной трубки для того, чтобы набравшаяся в нее жидкость осталась внутри.

Высота столбика жидкости образовавшейся внутри измерительной трубки будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе. Измерив его, таким образом, можно до миллиметра узнать текущий уровень жидкости. Данная процедура проводится для каждой из банок аккумулятора индивидуально.

Каким образом уровень жидкости в аккумуляторе может меняться?

Поскольку уровень жидкости при работе автомобильного аккумулятора может неуклонно уменьшиться, то проверка его состояния должна носить систематический характер. Испарение воды становится причиной повышения концентрации в аккумуляторе серной кислоты. Как быстро это происходит, зависит от нескольких факторов:

  • Во-первых, от характера вождения автомобилем и совокупности условий его эксплуатации;
  • Во-вторых, от состояния электрической системы автомобиля.

При не самом благоприятном стечении этих обстоятельств (резкие перепады температуры, длительные поездки по трассе и прочее) уровень электролитической жидкости может достигнуть критической массы уже через месяц эксплуатации. А при повреждении корпуса АКБ жидкость может вытечь уже через несколько минут после поломки.

Зная, какой уровень электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе, можно не только значительно увеличить срок эксплуатации самой батареи при постоянном контроле уровня жидкости, но и таким образом вовремя выявлять неполадки электросети автомобиля. Как пример, неисправность в работе стартера, может вести к закипанию электролита в АКБ и уменьшению его уровня.

Таким образом, при появлении перебоев в работе электроники автомобиля не поленитесь также проверить и уровень электролита в батарее, чтобы избежать не нужных затрат на покупку нового автомобильного аккумулятора.

Что делать при низком или высоком уровне электролита, или отклонениях в плотности АКБ?

При обнаружении во время осмотра избытка жидкости в аккумуляторе, следует "вооружиться" обычным шприцем или спринцовкой. При помощи данных приспособлений нужно изъять лишний раствор из банки, таким образом, доведя уровень до нужного показателя.

Помните, что проверку уровня электролита следует проводить после нескольких часов стоянки автомобиля, так как жидкость при нагреве имеет свойство расширяться, что не лучшим образом скажется на точности полученных данных об уровне раствора.

При выявлении пониженного уровня электролита в аккумуляторной банке, следует аккуратно добавить через специальное горлышко дистиллированную воду, температура которой должна быть в пределах 15-25 °C.

Помните, что добавляя воду, вы, таким образом, снижаете уровень плотности. Для того чтобы измерить этот показатель, необходимо использовать специально предназначенный для этого прибор - ареометр. Он представляет собой поплавок в емкости со шкалой и грушей для всасывания жидкости.

Замеры делают, проверяя плотность раствора в каждой из банок аккумулятора отдельно. Норма величины плотности аккумуляторной жидкости находится в пределах от 1,27 до 1,3 г/см³ и в каждой банке она должна быть примерно одинаковой.

При повышенной плотности электролит при помощи спринцовки или шприца разбавляют дистиллированной водой, в противном случае используют специальную автомобильную кислоту, предназначенную для повышения плотности аккумуляторного раствора. Доводя до нормы плотность электролита, необходимо помнить о его уровне, который регулируется уже после исправления показателя плотности.

Очень важно не только уметь хорошо управлять автомобилем, но и знать, из чего состоит машина, как за ней следить и правильно ее обслуживать. В этой статье рассмотрим актуальный вопрос для АКБ: каким должен быть уровень электролита в автомобильном аккумуляторе, и на что он влияет?

Электролит и его роль в аккумуляторе

Итак, начнем с определения, что же все-таки называется электролитом. Это попросту раствор серной кислоты и дистиллированной воды. Причем наличие каких-то посторонних примесей недопустимо, ведь тогда изменится его плотность, что самым негативным образом отразится на работе аккумуляторной батареи. Также очень важную роль играет и его уровень. Так, например, если он будет ниже нормы, произойдет высыхание внутренних пластинок и мощность снизится.

Не стоит думать, что выходом будет доливание жидкости сверх нормы, ведь в этом случае кислота разъест внешнюю часть агрегата. Кроме того, можно столкнуться и с такими проблемами, как быстрая саморазрядка батареи или выход из строя регулятора напряжения. В общем, залогом нормального функционирования вашего автомобиля служит надлежащий уровень электролита, поэтому периодически следует осматривать АКБ.

Как проверить уровень электролита в аккумуляторе?

Бытует мнение, что аккумуляторные батареи не нуждаются в техническом обслуживании, и, в принципе, так оно и есть, но учтите - речь идет о нормальных условиях эксплуатации. Любителям же путешествовать на своем «железном коне» или же жителям регионов, в которых царит очень жаркое лето, все-таки стоит контролировать вышеуказанный параметр. Ведь в состав электролита входит вода, а она, как известно, имеет свойство испаряться.

Кроме того, интенсивному выкипанию способствуют и неисправности реле-регулятора. О том, что пора проверить состояние аккумулятора, свидетельствуют следующие признаки:

  • из заливных отверстий сильно парит;
  • на корпусе АКБ можно увидеть капли электролита;
  • сам аккумулятор очень интенсивно нагревается.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе осуществляется разными способами. Наиболее простой – визуальный контроль. Обычно корпус батареи, в котором находится жидкость, делают прозрачным, и на него наносятся отметки, указывающие максимальный и минимальный уровень. И, соответственно, количество электролита должно находиться в этих пределах.

Снижается уровень электролита за счет испарения воды или вытекания состава из-за повреждения корпуса. В первом случае можно самостоятельно поправить состояние АКБ.

Но иногда такая возможность отсутствует, тогда необходимо действовать примерно так. Берем прозрачную трубочку диаметром в 5 миллиметров и опускаем ее в резервуар до упора. Затем плотно зажимаем пальцем наружное отверстие трубки и вытаскиваем ее. В ней будет находиться измеряемая жидкость. Уровень электролита будет соответствовать высоте его столба в данной трубочке.

В АКБ низкий уровень электролита – что делать автовладельцу?

Итак, высота жидкости в трубке должна быть в пределах 10–15 миллиметров. Если ее больше нормы, тогда следует убрать лишнюю. Сделать это довольно просто, нужна всего лишь резиновая груша или шприц, которыми за считаные секунды можно выкачать излишки. Естественно, после этой операции еще раз осуществляем проверку. А вот если анализ показал низкий уровень электролита, что делать тогда?

В таком случае заливать новый раствор не рекомендуется, так как это повлияет на плотность и также негативно отразится на состоянии батареи . Ведь испаряется только вода, а концентрация серной кислоты остается прежней. Поэтому следует добавлять дистиллированную воду комнатной температуры. Причем использование простой жидкости из крана категорически запрещено, так как батарея может разрядиться. Заливать сам электролит можно только в одном случае: если его уровень снизился из-за разбрызгивания либо вытекания.

Проявляя заботу о своем автомобиле многие автовладельцы, в том числе представительницы прекрасного пола, задумываются над одной и той же проблемой: какой уровень электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе? Поскольку уровень электролитического раствора – величина непостоянная и напрямую оказывает влияние на срок эксплуатации автомобильного аккумулятора, вопрос действительно серьезный.

Высокий уровень электролита может привести к окислению выходных клемм аккумулятора и повреждению узлов двигателя при его вытекании. А недостаток приводит к высыханию и разрушению внутренних пластин, а затем и к полному выходу из строя самого аккумулятора. Именно поэтому так важно контролировать уровень и плотность электролитического раствора в аккумуляторе.

Методы проверки уровня электролита в автомобильном аккумуляторе

Начнем с того, что текущий уровень электролита можно узнать самостоятельно, он определяется визуально, при осмотре. Для этого достаточно открутить пробки заливных отверстий и заглянуть внутрь. Если уровень в норме, то пластины будут погружены под слой жидкости толщиной от 12 до 15 мм.

Смотрим полезное видео, как проверить уровень электролита в аккумуляторе:

Также на некоторых автомобильных аккумуляторах присутствует специальная шкала, отображающая допустимый уровень электролита. Состоит она из двух рисок: Min и Max, именно в их пределах и должен находиться текущий уровень раствора. Далее вы просто смотрите на уровень электролита в банках по отдельности и решаете, что делать дальше.

Для того чтобы не на глаз, а точно измерить этот уровень, используют специальные полые стеклянные трубочки, внутренний диаметр которых составляет от 3 до 5 мм. Открутив пробку аккумулятора, трубочку опускают до упора в одну из секций АКБ. Перед тем как извлечь ее, пальцем зажимают верхнее отверстие стеклянной трубки для того, чтобы набравшаяся в нее жидкость осталась внутри.

Высота столбика жидкости образовавшейся внутри измерительной трубки будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе. Измерив его, таким образом, можно до миллиметра узнать текущий уровень жидкости. Данная процедура проводится для каждой из банок аккумулятора индивидуально.

Каким образом уровень жидкости в аккумуляторе может меняться?

Поскольку уровень жидкости при работе автомобильного аккумулятора может неуклонно уменьшиться, то проверка его состояния должна носить систематический характер. Испарение воды становится причиной повышения концентрации в аккумуляторе серной кислоты. Как быстро это происходит, зависит от нескольких факторов:

  • Во-первых, от характера вождения автомобилем и совокупности условий его эксплуатации;
  • Во-вторых, от состояния электрической системы автомобиля.

При не самом благоприятном стечении этих обстоятельств (резкие перепады температуры, длительные поездки по трассе и прочее) уровень электролитической жидкости может достигнуть критической массы уже через месяц эксплуатации. А при повреждении корпуса АКБ жидкость может вытечь уже через несколько минут после поломки.

Зная, какой уровень электролита должен быть в автомобильном аккумуляторе, можно не только значительно увеличить срок эксплуатации самой батареи при постоянном контроле уровня жидкости, но и таким образом вовремя выявлять неполадки электросети автомобиля. Как пример, неисправность в работе стартера, может вести к закипанию электролита в АКБ и уменьшению его уровня.

Таким образом, при появлении перебоев в работе электроники автомобиля не поленитесь также проверить и уровень электролита в батарее, чтобы избежать не нужных затрат на покупку нового автомобильного аккумулятора.

Что делать при низком или высоком уровне электролита, или отклонениях в плотности АКБ?

При обнаружении во время осмотра избытка жидкости в аккумуляторе, следует "вооружиться" обычным шприцем или спринцовкой. При помощи данных приспособлений нужно изъять лишний раствор из банки, таким образом, доведя уровень до нужного показателя.

Помните, что проверку уровня электролита следует проводить после нескольких часов стоянки автомобиля, так как жидкость при нагреве имеет свойство расширяться, что не лучшим образом скажется на точности полученных данных об уровне раствора.

При выявлении пониженного уровня электролита в аккумуляторной банке, следует аккуратно добавить через специальное горлышко дистиллированную воду, температура которой должна быть в пределах 15-25 °C.

Помните, что добавляя воду, вы, таким образом, снижаете уровень плотности. Для того чтобы измерить этот показатель, необходимо использовать специально предназначенный для этого прибор - ареометр. Он представляет собой поплавок в емкости со шкалой и грушей для всасывания жидкости.

Замеры делают, проверяя плотность раствора в каждой из банок аккумулятора отдельно. Норма величины плотности аккумуляторной жидкости находится в пределах от 1,27 до 1,3 г/см³ и в каждой банке она должна быть примерно одинаковой.

При повышенной плотности электролит при помощи спринцовки или шприца разбавляют дистиллированной водой, в противном случае используют специальную автомобильную кислоту, предназначенную для повышения плотности аккумуляторного раствора. Доводя до нормы плотность электролита, необходимо помнить о его уровне, который регулируется уже после исправления показателя плотности.

Современные автомобильные аккумуляторы практически не требуют ухода и обслуживания - таково мнения большинства автомобилистов и инструкторов автошкол. На самом деле это не совсем верно, и чтобы купленный аккумулятор честно отработал положенный ему срок, определенные мероприятия все же необходимы. Особенно при длительном использовании авто в условиях высоких температур.

Первое, что необходимо делать постоянно - следить за чистотой батареи, поскольку при скоплении на ее крышке токопроводящей грязи возможны короткие замыкания между ее выводами. Второе - постоянно следить за тем, чтобы АКБ была надежно зафиксирована в своем гнезде. И третье - достаточно регулярно проверять уровень электролита в аккумуляторе, поскольку его изменения крайне негативно отражаются на работоспособности и сроке общей эксплуатации.

При этом, не допускается как уменьшение уровня, так и его избыток. Делается это в любой батарее, при этом большинство не знают, как проверить уровень электролита в необслуживаемом аккумуляторе, хотя для этого не потребуется сложных манипуляций - на них имеются специальные индикаторы. Вне зависимости от типа индикатора и его названия, они позволяют провести проверку уровня электролита в аккумуляторе быстро и с высоким уровнем достоверности.

Для чего проверять содержание электролита

Производителем АКБ четко определяется нужный уровень раствора. Когда он в норме, все пластины, расположенные внутри батареи полностью им покрыты, что обеспечивает аккумулятору возможность нормально функционировать, и соответствовать заявленной емкости. Любые изменения вносят в «рабочий» процесс батареи нехорошие коррективы, и появляется множество проблем - от быстрого саморазряда до коротких замыканий и разрушения внутренних пластин. В последнем случае реанимация старого аккумулятора может оказаться полностью невозможной.

Уровень электролита в автомобильном аккумуляторе должен быть постоянным, так же как его плотность. Кроме этого, залитый раствор должен быть чистым, т. е. без содержания посторонних примесей. В их роли очень часто могут выступать различные химические элементы, которые существенно изменяют процесс нормальной работы, снижая срок эксплуатации батареи. Регулярно проверяя уровень электролита в АКБ можно самостоятельно определить присутствие некоторых загрязняющих элементов. Так, если при подзарядке электролит приобретает малиновый цвет, это говорит о присутствии марганца, а если раствор загрязнен медью - будет излишнее газообразование.

Как правильно проверять уровень

Перед тем как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее, необходимо определиться с помещением, которое должно быть пожаробезопасным и иметь хорошую вентиляцию. Порядок действий после этого будет следующим:


Все эти манипуляции уместны только в том случае, если на батарее нет отметок min-max. Итак, уровень электролита в стеклянной трубочке должен варьироваться в пределах 12-15 мм. эксплуатация аккумулятора с уровнем ниже 12 мм категорически не допускается. Посмотреть, как проверяется этот параметр можно на видео:

Внимание! Перед тем, как определить уровень электролита в аккумуляторе необходимо одеть плотные резиновые перчатки, поскольку кислота из электролита может привести к сильным ожогам кожных покровов.

Почему уровень электролита может падает

Можно выделить 4 основные причины снижения уровня электролита в АКБ.


Снижение уровня электролита происходит в результате выкипания воды - кислота остается на месте за счет того, что она тяжелее воды. Соответственно, если его необходимо восстановить, следует доливать лишь дистиллированную воду, и ничего более. Распространенная ошибка многих неопытных водителей, которые не знают, что делать, обнаружив низкий уровень электролита в аккумуляторе - долив нового электролита. Это приводит лишь к повышению его плотности, что негативно сказывается на его работоспособности и сроке службы.

Если вопрос - какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе и как его проверить - достаточно прост, то с вопросом определения плотности все не так однозначно. После восстановления уровня электролита АКБ необходимо зарядить. И только после этого можно приступать к замерам плотности электролита. Для этого необходимо воспользоваться специальным прибором - ареометром. По истечении некоторого времени с окончания зарядки аккумулятор ставится на ровную поверхность и откручиваются все пробки.

Резиновая груша ареометра сжимается чтобы вытеснить весь воздух из него, а его кончик погружается в первую банку АКБ. Отпустив грушу необходимо подождать пока прибор наполнится жидкостью. Поплавок, находящийся внутри колбы покажет плотность. Как правило, большинство приборов имеют цветные шкалы - нормальному значению будет соответствовать расположения поплавка в зеленом секторе. Если плотность ниже, в батарею следует добавить концентрированный раствор, если выше - дистиллированную воду. Повторные замеры необходимо проводить через 3-4 часа, когда вся жидкость приобретет одинаковую плотность. Трясти и «бултыхать» аккумулятор для форсирования процесса не следует. Более подробно о проверке рассказано на видео:

Последствия неправильного уровня электролита

Если уровень электролита аккумулятора автомобиля не проверять или не обращать внимания на полученные результаты, последствия не заставят себя ждать. Как говорилось выше, нормальный уровень в аккумуляторе составляет 12-15 мм. Если его оказывается меньше, а эксплуатация батареи продолжается - первыми начнут страдать пластины. Они начинают потихоньку разрушаться и осыпаться, вызывая образование шлама. Впоследствии это грозит образованием т. н. мостиков между пластинами, которые вследствие своей токопроводимости становятся источником постоянных коротких замыканий, серьезно ухудшающих работу аккумулятора, снижающие его мощность, делающими пуск двигателя все более трудным.

Если ездить с высоким содержанием электролита - это так же негативно скажется на пластинах, которые будет разъедать слишком высокое содержание кислоты. Кроме того, он начнет активно выплескиваться из аккумулятора, в т. ч. через отверстия, предназначенные для выхода газа. В результате они могут оказаться забитыми. Жидкость, попадающая на крышку батареи, быстро вызывает окисление контактов, в результате чего нарушается контакт и затрудняется пуск авто. Кроме того, это грозит теми же замыканиями.

От состояния аккумулятора зависит, сможете вы завести мотор своего автомобиля, или нет. Прочитав статью, вы узнаете, что влияет на уровень электролита и научитесь определять и регулировать его. Вы узнаете, как уровень электролита влияет на состояние аккумулятора и почему падение уровня снижает не только емкость, но и ресурс аккумуляторной батареи.

Что влияет на уровень электролита

Для ответа на этот вопрос, необходимо понимать, что происходит внутри аккумулятора во время заряда и разряда. При подаче зарядного тока диоксид свинца на катоде (отрицательном контакте) отдает не только свободные электроны, но и молекулы кислорода, превращаясь в свинец. На аноде (положительном электроде) наоборот, свинец впитывает из электролита электроны и молекулы кислорода, превращаясь в диоксид свинца. В обоих процессах из электролита выделяется свободный водород и незначительное количество кислорода, которые уходят в атмосферу. Чем сильней зарядный или разрядный ток, тем больше водорода и кислорода уходит в атмосферу. Помимо этого сильный зарядный или разрядный ток приводит к закипанию электролита, в результате чего в атмосферу уходит не только чистый водород и кислород, но и водяной пар. Все это со временем приводит к падению уровня электролита. Этот процесс происходит в любом аккумуляторе.

Почему снижается уровень

Если уровень электролита падает настолько, что открывает свинцовые пластины, то ресурс аккумулятора резко снижается. Это вызвано тем, что в реакции окисления и восстановления вмешивается газообразный кислород из атмосферы. В результате баланс чистого свинца и его диоксида меняется, а вместе с ним падает емкость и рабочее напряжение аккумулятора. Добавление дистиллированной воды позволяет , но не может восстановить их состояние. Еще одна причина, по которой может падать уровень электролита - механическое повреждение корпуса. Даже небольшая трещина, которую очень сложно заметить невооруженным взглядом, может стать причиной потери электролита. При утечке в размере 1 капли в час, за месяц аккумулятор потеряет 30-50 миллилитров электролита. Примерно 0,5 литра в течение года, то есть почти весь электролит одной банки аккумулятора.

Как проверить и восстановить уровень электролита

Для проверки электролита вам понадобятся:

  • чистая тряпка, чтобы очистить его поверхность от грязи;
  • широкая (не менее 1 см) плоская отвертка, с помощью которой вы будете откручивать заливные пробки;
  • фонарик.

Откройте капот и осмотрите аккумулятор. На некоторых автомобилях для проверки и доливки электролита приходится снимать аккумулятор. Если ничто не мешает выкручивать пробки и пользоваться фонариком, то тряпкой очистите аккумулятор от пыли, грязи и капелек жидкости. Его поверхность должна быть сухой и чистой. Если заливные пробки закрыты пластиковой накладкой, то снимите ее. Затем выкрутите все пробки и уберите их в сторону. Уровень электролита должен быть на 1,5-2 см ниже поверхности аккумулятора. Для более точной проверки уровня необходима стеклянная или пластиковая палочка. Вставьте ее в заливное отверстие и доведите до верхнего края пластин. Уровень электролита должен превышать пластины на 1,5-2 см. Если уровень ниже и, вы не видите электролит, посветите в заливное отверстие фонариком. Если видны пластины, значит, ресурс аккумулятора уже пострадал. Если восстановить уровень и плотность электролита, то он будет давать нормальный ток, но емкость снизится.

Если уровень электролита меньше, чем должен быть, проверьте его с помощью ареометра, который можно купить в любом автомагазине. Если плотность электролита разряженного аккумулятора ниже 1,2 г/см³, а полностью заряженного ниже 1,29 г/см³, проблема в корпусе аккумулятора. Испарение кислорода и водорода уменьшает объем, но повышает плотность электролита выше стандартной. Утечка не только снижает объем, но и . Аккумулятор, который теряет электролит чинить бесполезно, в большинстве случаев трещина незаметна. Иначе вокруг аккумулятора было бы мокрое пятно.

Убедившись, что проблема не в утечке электролита, приступайте в восстановлению его уровня. Для этого используйте только дистиллированную воду. Желательно наливать ее с помощью лейки. Это позволит избежать разлива воды по поверхности аккумулятора и попадания в банки различных загрязняющих веществ, которые станут участниками химических реакций. Заливайте воду тонкой струйкой, это позволит избежать превышения уровня. Подняв уровень электролита, прочистите отверстие (сапун) пробки и вкрутите ее в аккумулятор. Так поступите с каждой банкой аккумулятора.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков