Скорость движения автобусов при неблагоприятных дорожных условиях. Изучение с водительским составом особенностей эксплуатации автомобильной техники в различных условиях дорожной обстановки, резкого повышения аварийности

Скорость движения автобусов при неблагоприятных дорожных условиях. Изучение с водительским составом особенностей эксплуатации автомобильной техники в различных условиях дорожной обстановки, резкого повышения аварийности

А.А. Клясова, Ю.И. Магарас - ООО «Синоп», Москва, Россия

А.В. Добринский - ОАО «Московские дороги», Москва, Россия

Построение интеллектуальной транспортной системы налагает определенные обязательства, связанные с применением высоких технологий для повышения качества услуг на всех этапах создания и эксплуатации дорожно-транспортной инфраструктуры. Строительство и эксплуатация дорог, туннелей, мостов во многих регионах России нуждается в самых современных системах метеорологического обеспечения, так как погодные условия, особенно в районах с нестабильным климатом, напрямую влияют на состояние дорожного покрытия, а значит на удобство и, главное, безопасность дорожного движения. Дорожные администрации сегодня озабочены рациональным и, в то же время, эффективным расходованием денежных средств и противогололедных реагентов, используемых при зимнем содержании автомобильных дорог.

Таким образом, метеопрогнозирование в последние годы стало реальным резервом снижения негативных последствий влияния неблагоприятных погодных условий на дорожно-транспортную инфраструктуру. Появление новых технологий и технических средств позволяют с существенным экономическим эффектом интегрировать метеорологическую информацию в операционную деятельность автотранспортных компаний и процесс принятия управленческих решений.

Сегодня метеорологическая система должна предоставлять не только точные текущие метеоданные, но и максимально корректный прогноз погоды, адаптированный по конкретной территории и включающий не только общие метеопараметры, но и специализированные данные для автотранспортной отрасли, такие как температура и состояние дорожного покрытия, в том числе на мостах, эстакадах, в туннелях и т.д. Следующее поколение метеорологических систем идет еще дальше – здесь уже можно говорить о прогнозировании вероятности возникновения рисковой ситуации, вызванной опасными погодными явлениями, и об оценке возможного ущерба для наземной инфраструктуры.

В странах Европы и Северной Америки для управления транспортной инфраструктурой системы метеопрогнозирования применяют уже более 20 лет. Так в Германии еще в начале 90-х годов прошлого века было начато централизованное внедрение информационной системы оповещения о состоянии дорог и прогнозируемых погодных условиях, основанной на прогнозах национальной метеорологической службы и на показаниях дорожных датчиков. Аналогичные или подобные метеосистемы применяются сейчас в США, Канаде, Финляндии, Австрии, некоторых других странах Европы.

В России сегодня целый ряд транспортных магистралей также оборудованы дорожными метеорологическими станциями и датчиками состояния и температуры дорожного покрытия, при этом дальнейшее развитие применения данных систем напрямую зависит от развития систем обработки данных и систем поддержки принятия решений.

Только системный подход позволяет превратить количество установленного метеорологического оборудования в качество управления и принятия решений органами управления дорожным хозяйством и эксплуатирующими организациями.

Наиболее известным международным проектом построения ИТС, включающей систему метеопрогнозирования, является интеллектуальный транспортный коридор Хельсинки – Санкт-Петербург - Москва, который был запущен правительствами России и Финляндии. Предполагаемая к созданию в рамках проекта автоматизированная система метеорологического обеспечения позволит получать текущие данные с установленных дорожных метеостанций, обрабатывать их в ситуационном центре и информировать участников дорожного движения о фактических погодных условиях различными способами, включая оповещения на мобильные устройства, радиосообщения и вывод данных на придорожные информационные табло.

Такой подход в значительной степени решает проблему доступности актуальных метеоданных для всех участников дорожного движения, но отсутствие точной прогностической информации о погодных и дорожных условиях на любом участке транспортного коридора значительно осложняет процедуру принятия решения водителями при выборе оптимального графика движения. Подробная детализированная и локализованная прогностическая информация также крайне необходима дорожным службам для осуществления оперативных и плановых мероприятий. Таким образом, первые шаги по созданию интеллектуальной транспортной инфраструктуры уже реализуются, но это еще только начало пути.

Для более полного удовлетворения потребностей участников дорожного движения и дорожных служб в специализированной гидрометеорологической информации (СГМИ) представляется перспективным создание специализированного web-сайта с публикацией в режиме реального времени информации о фактической метеообстановке, прогнозов погоды и других видов СГМИ в форме, адаптированной для неспециалиста в области метеорологии. Подобный специализированный сайт/портал, генерирующий и интегрирующий различные виды СГМИ с возможностью локализации данных для настраиваемого перечня объектов или определённой части дорожной инфраструктуры на основе интерактивного программного интерфейса приведен в настоящей работе.

Для создания продукта, удовлетворяющего современным требованиям к качеству прогноза погоды и удобного для применения неспециалистами в области метеорологии, необходимо решить несколько принципиально важных задач. На Рис.1 представлены основные проблемы в гидрометеорологическом обеспечении, характерные для погодозависимых отраслей экономики.

Рис.1 Существующие проблемы в метеорологическом обеспечении хозяйственно-экономической деятельности и способы их и решения

Первые две связаны с недостаточной детализацией как измеряемых, так и прогнозируемых параметров. Под необходимой детализацией мы понимаем достаточно определённый набор показателей с соответствующим временным и пространственным разрешением. К таким показателям относятся, в частности, плотность наблюдательной метеорологической сети, частота производимых измерений, измеряемые параметры, наличие специализированных датчиков, информация которых необходима в той или иной сфере экономической и хозяйственной деятельности. Пространственное и временное разрешение прогностической информации, частота её обновления, перечень прогнозируемых параметров также оказывают существенное влияние на оценку развития ситуации и принятие взвешенного и обоснованного решения. Для обслуживания автотранспортной отрасли установлено достаточное количество автоматических дорожных метеостанций, измеряющих кроме стандартного набора метеопараметров также температуру и состояние дорожного покрытия. Однако практическое использование данных дорожных метеостанций находится на крайне низком уровне, информация о текущей метеорологической и дорожной обстановке если и используется, то скорее благодаря опыту и интуиции работников автотранспортной отрасли.

Прогностическая информация, как правило, имеет невысокую заблаговременность (4-6 часов), что позволяет, как правило, оперативно реагировать на складывающуюся неблагоприятную ситуацию, но такая заблаговременность недостаточна для проведения масштабных превентивных мероприятий, которые позволят минимизировать последствия непогоды, а также сделают реальным планирование ремонтных и регламентных работ в наиболее благоприятных для этого погодных условиях.

К вопросу рационального и эффективного использования метеорологической информации относятся наши предложения, сформулированные в пунктах 3 и 4 приведенного рисунка. Необходимо перейти от прогноза погоды к прогнозу погодных рисков, а именно к прогнозированию определённых последствий влияния неблагоприятных и опасных гидрометеорологических условий на объекты конкретной инфраструктуры и донесению этой информации до лица, принимающего решение, в удобной и понятной неспециалисту-метеорологу форме.

Абсолютное большинство частных метеопровайдеров как в России, так и зарубежом, при приготовлении прогноза пользуются результатами тех модельных расчетов, которые являются открытыми для доступа. Разные провайдеры в разных странах предпочитают и разные модели, которые им кажутся либо более точными для определённого региона, либо более удобными для использования результатов. Однако любые модельные расчёты нуждаются в «калибровке», т.е. в устранении систематической ошибки. Этот процесс должен быть постоянным и непрерывным и базируется на использовании информации о фактической погоде, т.е. на данных метеорологических станций. Соответственно, только наиболее крупные и хорошо оснащённые как в техническом, так и в интеллектуальном плане провайдеры могут проводить «калибровку» одной выбранной ими модели и только по населённым пунктам, откуда к ним поступают данные изменений фактической погоды. Этим объясняется возможное разнообразие прогнозов по одному и тому же населённому пункту от разных провайдеров: за основу брались результаты разных моделей и применялись разные методы устранения систематической ошибки. Принципиально важным является разработка такого алгоритма прогнозирования, который бы опирался не на одну единственную модель, а позволял комбинировать и совмещать доступные прогнозы различных прогностических систем. Существенными дополнительными и необходимыми условиями являются анализ пространственной структуры прогностических и фактических метеорологических данных и обобщение алгоритмов построения «синтезированных» прогнозов для точек произвольной расчетной сетки, в которых нет данных наблюдений. Подобная задача решена в прогностической технологии, используемой в предлагаемой ниже системе. Практически ни один из провайдеров не предоставляет потребителю услугу, учитывающую возможные негативные последствия комплексного совместного влияния прогнозируемых погодных условий непосредственно на деятельность отрасли с оценкой вероятности наступления таких последствий. У лица, принимающего решение, отсутствует инструмент оценки возможных рисков, вызванных гидрометеорологическими явлениями. Подобная ситуация не позволяет эффективно проводить необходимые мероприятия, направленные на предварительную мобилизацию сил и средств для минимизации возможных потерь и обеспечения нормальной работы всей инфраструктуры. В своей работе мы также предложили решение этой проблемы.

Система СИНОП сегодня является принципиально новым для России решением, позволяющим автоматически производить прогнозы метеорологической обстановки и погодных рисков в режиме реального времени. Система состоит из четырех основных блоков, включающих метеопрогнозирование, информационно-аналитические инструменты, прогнозирование гидрометеорологических рисков и управление в рисковых ситуациях.

Блок метеопрогнозирования. Для мониторинга текущих погодных условий используются данные практически всех существующих метеорологических станций России и Европы, а также данные собственных автоматических метеостанций заказчика. При участии Гидрометцентра РФ создана уникальная, не имеющая аналогов в России, технология автоматической генерации мультимодельного синтезированного прогноза основных метеорологических характеристик с высокой степенью детализации для произвольной географической области. Система предоставляет почасовой прогноз погоды на 72 часа с ежечасным автоматическим обновлением. Сегодня в России это наиболее точный локальный метеорологический прогноз, который используется также при прогнозировании специальных параметров – в дорожной отрасли это, как правило, температура и состояние дорожного покрытия, коэффициент сцепления (скользкости).

Все данные выводятся на географическую (транспортную) карту, где выделяются зоны повышенной опасности в зависимости от фактического состояния погоды или прогнозируемых условий: гололедица, гололёд, налипание мокрого снега или образование гололёдно-изморозевых отложений на проводах контактной сети городского транспорта и ЛЭП, продолжительные или интенсивные осадки, аномально низкие или высокие температуры и др. (Рис.2 и 3).

Рис.2,3 Отображение прогноза метеорологических элементов и зон повышенной опасности на географической карте. Вся информация в одном окне.

Информационно-аналитический блок. Данный блок отвечает за идентификацию и формализацию погодных рисков для определённой отраслевой инфраструктуры и последующее формирование матрицы погодных рисков, отражающей возможные последствия (Рис.4). На основании данных о причинах, характере и параметрах вновь произошедших событий, вызванных неблагоприятными метеорологическими условиями, производится корректировка матрицы рисков и ущерба.

Рис.4 Пример упрощенной матрицы погодных рисков

Приведенная выше плоская матрица весьма условна. На самом деле подобная матрица многомерна, т.к. обычно учитывает не один, а несколько качественных факторов, влияющих на производное событие, и каждый из этих факторов может иметь также количественную характеристику или диапазон значений. Более того, при хорошо формализованном описании конкретных объектов инфраструктуры, возможен и количественный прогноз ущерба, выраженный в финансовых показателях. Как пример многомерного подхода к формированию понятия «прогноз события» приведём такое хорошо известное автомобилистам явление как «чёрный лёд». "Черный лед" - вид зимней скользкости, возникающий на сухой поверхности автомобильной дороги в виде ледяной пленки за счет сублимации водяного пара из воздуха при температуре поверхности автодороги ниже 0°C и ниже температуры точки росы. Это определение приведено из ОДМ 218.8.001-2009 "Методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства". Даже из этого короткого определения можно сделать вывод, что чёрный лёд образуется при определённых комбинациях значений температуры и влажности воздуха, температуры дорожного покрытия и при отсутствии осадков. Эти условия являются необходимыми, но не всегда достаточными. Могут влиять местные особенности, предшествующая погода, время суток, облачность и т.п. В первом приближении записать условия формирования чёрного льда можно следующим образом, который приведен на Рис.5.


Рис.5 Упрощённый пример формирования условий возникновения чёрного льда по заданным метеопараметрам.

Карта с обозначением территорий, где прогнозируется образование чёрного льда, автоматически построенная на основании прогноза метеопараметров и заданных условий, приведена на Рис.6.

Рис.6 Территория, подверженная образованию черного льда по данным метеопрогноза и матрицы рисков.

Прогнозирование погодных рисков. Для решения этой задачи в рамках системы СИНОП создана технология автоматической генерации специализированного прогноза места и времени возникновения и дальнейшего развитии рисковой ситуации. Прогноз производится в режиме реального времени на основе взаимодействия блоков метеопрогнозирования и аналитики. На основании прогноза гидрометеорологической обстановки и матрицы погодных рисков в автоматическом режиме прогнозируются возможные последствия влияния неблагоприятных погодных условий на объекты инфраструктуры. Гибкий интерфейс позволяет задавать специализированные критерии неблагоприятных условий, форм представления метеорологических данных, определения алгоритмов оповещения о наступивших и прогнозируемых событиях. При этом пользователь может самостоятельно определять и корректировать критерии уровня опасности для каждого из значимых метеорологических параметров или комплексного влияния суммарного воздействия нескольких из них на инфраструктуру.

Рис.7 Разными цветами показаны ареалы автоматически спрогнозированных различных опасных погодозависимых событий.

Система в автоматическом режиме направляет сообщения о прогнозируемых и наступивших опасных или неблагоприятных для автотранспортной инфраструктуры гидрометеорологических явлениях, а также о прогнозируемых последствиях в режиме реального времени, в том числе и на мобильные устройства.

Дополнительная интеграция системы СИНОП с ГИС и BI-системами позволяет расширить аналитические возможности, в том числе для оценки вероятности возникновения и размера ущерба.

Управление рисками. Помимо прогноза погодных рисков система предоставляет информацию, необходимую при оперативном планировании. В системе реализована функциональность оценки предполагаемого ущерба и необходимых для восстановления ресурсов, инструментарий для поддержки выработки оптимальных погодозависимых управленческих решений с учетом вероятностной оценки масштабов последствий спрогнозированного риска. Также в систему интегрируется стандартный сценарий поведения и решения, которые должны быть приняты при возникновении конкретного сочетания погодных и дорожных условий. Это важно, во-первых, для снижения влияния человеческого фактора и неправильной оценки ситуации, а во-вторых, для оперативности принятия решений.

Однако важно понимать, что сам факт наличия метеорологической системы не способен повлиять на эффективность деятельности предприятия. Эффект использования системы во многом зависит от стратегии компании в области реагирования на прогнозируемые опасные гидрометеорологические явления. Для решения этой задачи необходима комплексная проработка не только метеорологического наполнения системы, но также методологии применения метеоданных (определение критических значений метеопараметров по степени воздействия опасного гидрометеорологического явления на инфраструктуру, составление матриц рисков и прогностических карт воздействия на инфраструктуру). Однако ключевым шагом, определяющим успешность применения метеорологической системы, становится разработка структурированного и исчерпывающего комплекса мероприятий по управлению погодными рисками, включая распределение полномочий между лицами, принимающими решения (ЛПР). Следует учитывать, что несогласованность взаимодействия ЛПР разного уровня является самостоятельным фактором риска, который увеличивает степень ущерба от опасных погодных условий.

Система СИНОП является сегодня одной из самых современных интеллектуальных метеорологических систем, на основе которой возможно создание комплексного решения для управления дорожно-транспортной инфраструктурой. На общей транспортной карте помимо метеоданных возможно размещение изображений с фото- и видеокамер, показателей траффика, инфраструктурных объектов, сведений о дислокации обслуживающих бригад и других данных. Таким образом, вся информация, необходимая для эффективного контроля ситуации на дорогах, оказывается доступна в режиме реального времени и в единой информационной системе, что полностью укладывается в рамки концепции построения интеллектуальной транспортной системы.

Литература:

1. ОДМ 218.8.001-2009 "Методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства". Утверждено Распоряжением Росавтодора от 26.11.2009 N 499-р.

Всегда ставьте безопасность выше пунктуальности. Лучше приехать в пункт назначения позже, но целым и невредимым, чем идти на ненужный риск. Надеемся, вам помогут приведенные ниже советы по управлению автомобилем в сложных ситуациях - поговорим об особенностях вождения в различных неблагоприятных погодных условиях: при сильном дожде, ветре, в гололед и снегопад.

Прежде чем отправиться в путь... Изучите свою машину. Спланируйте маршрут и запомните его, чтобы не искать дорогу по указателям или карте. Настройте радио на информационный канал «Для тех, кто в пути».

Особенности вождения автомобиля в любую погоду

Эти советы по управлению автомобилем актуальны при любой плохой погоде. В ненастье главное правило - ограничить скорость и сохранять дистанцию. Эта особенность вождения автомобиля важна и в сырую погоду, и в мороз, когда тормозной путь намного длиннее. Если видимость ограничена из-за тумана, дождя или метели, держитесь достаточно далеко от впереди идущего, автомобиля. Если вы не видите дальше, чем на 100 м, включите фары.

На мокрой дороге тормозной путь в два раза длиннее, чем на сухой. В сырую погоду при 64 км/час соблюдайте тормозную дистанцию не менее 60 м (на шесть корпусов машины больше, чем в сухую погоду) и желательно в три раза больший тормозной путь.

Сильный встречный ветер может вызвать раскачивание автомобиля. Кроме того, на дорогу могут упасть сломанные ветром ветки деревьев и другой мусор. Смотрите в оба, чтобы не прозевать опасность, и крепко держите руль обеими руками. Будьте особенно внимательны, если на дороге есть автомобили с прицепом и велосипеды.

Крупногабаритные автомобили могут защищать от ветра, в то время как вы их обгоняете. По завершении маневра будьте готовы выдержать внезапный порыв ветра.

Подготовьте машину к плохой погоде. Не садитесь за руль при экстремальных погодных условиях без крайней нужды. , обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • Почистите лобовое стекло и зеркала, счистите лед со всех стекол.
  • Проверьте аккумулятор.
  • Зимой используйте антифриз и противообледенитель для лобового стекла.
  • Проверьте давление в шинах и протекторы, включая запаску.
  • Проверьте все лампы, включая противотуманные фары.

Что понадобится. Противообледенитель, скребок, мобильник, фонарь, буксирный трос, провод большого сечения для пуска двигателя от постороннего источника энергии, домкрат и запасное колесо, совковая лопата, знак аварийной остановки, мешковина для подкладывания под увязшие колеса, теплая одежда, одеяло, горячее питье, в сильный снегопад - колесная цепь.

Снег и лед: собенности вождения автомобиля зимой

Тщательно подготовьтесь к поездке и ведите машину с большой осторожностью , чтобы избежать бокового скольжения и заноса.

Наденьте удобную сухую обувь, которая не будет скользить на педалях. Не трогайтесь в путь, пока лобовое стекло не оттаяло (о замерзших стеклах автомобиля ). Счистите щеткой снег с крыши.

Осторожное маневрирование и постоянная скорость - именно это необходимо для движения вперед. Отъезжайте на второй скорости, чтобы избежать пробуксовки ведущего колеса. Если в машине автоматическая коробка передач, проверьте, знаете ли вы, как включать понижающую передачу, чтобы меньше зависеть от тормозов. Если у вас есть «зимний» режим переключения передач, выберите его: он блокирует первую передачу, чтобы уменьшить пробуксовку ведущего колеса.

Ведите машину на низкой скорости, на самой высокой из возможных передач, не тормозите и не разгоняйтесь резко. Перед тем как тормозить, переключитесь на низкую передачу быстрее, чем обычно, а затем, при отсутствии системы антиблокировочного торможения, нажимайте на тормоз осторожно и ритмично.

Когда дорога покрывается прозрачной ледяной коркой, снижайте скорость. Если машину заносит при торможении и у вас механическая коробка передач, отпустите тормоз и включите сцепление.

Чтобы въехать на склон, сбросьте передачу, а затем поднимайтесь на постоянной скорости. Спускайтесь с холма на низкой передаче, чтобы не пришлось тормозить.

Тормозите перед поворотом, где легко потерять управление. Не вывертывайте руль, ведите машину плавно.

Если машина застряла в снегу, выправите руль, отгребите снег из-под колес, уложите мешковину перед ведущими колесами и мягко нажмите на педаль акселератора. Как только машина сдвинется с места, продолжайте движение, пока дорога не станет лучше.

В метель, когда стеклоочистители не справляются со снегом, поищите убежище. Сильный снегопад может в считанные минуты сделать дороги непроходимыми.

Если вы оказались запертыми в машине, завернитесь в куртки, одеяла, годятся даже газеты. Экономно расходуйте топливо, включая двигатель и обогреватель на 15 минут каждый час, чуть приоткрыв окно. Старайтесь не спать. Если вы застряли в компании других водителей, объединитесь в одной машине, чтобы было теплее.

Предусмотрите в два раза больший тормозной путь.

Время от времени слегка нажимайте на тормозную педаль: трение поможет поддерживать тормоза в сухом состоянии.

Ведите машину с притушенными фарами, чтобы уменьшить слепящий блеск дорожного покрытия.

При недостаточном сцеплении шин с дорогой машина может пойти юзом. Не тормозите, а сбавьте обороты двигателя, чтобы постепенно замедлить ход. Крепко держите руль: когда восстановится сцепление шин, машина может вильнуть.

В этой статье мы рассмотрим особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях, точнее, в условиях ограниченной видимости.

Какие условия для движения по дорогам можно отнести к сложным? Например, ясный день, видимость — до горизонта, машин на дороге мало, пешеходов нет. Это нормальные условия или сложные? Или, тот же день, но на дороге интенсивное движение и много большегрузных машин.

Или, например, все это происходит или во время дождя, или в туман. Или, что хуже, в снегопад. Однозначно ответить нельзя. К тому же, обычная ситуация для бывалого водителя может показаться трудной для того, кто недавно сел за руль. И это нормально.

Сложные дорожные условия это, в общем, совокупность факторов, в результате которых может быть или недостаточная видимость, или ухудшается управляемость автомобиля.

Сюда можно отнести

  • погодные условия (дождь, туман, снегопад, яркое солнце, гололед);
  • дорожно-транспортные условия (крупногабаритные ТС: грузовые автомобили, тягачи с полуприцепами, автобусы; перекрестки и придорожные территории с ограниченной видимостью; закрытые повороты, подъемы; объекты вблизи дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт, здания и др.)
  • собственно, сам автомобиль (все, что внутри салона может мешать обзору, а также работоспособность отдельных узлов, таких как стеклоомыватель, стеклоочиститель, отопитель салона, обогреватель стекла и др.).

Все перечисленные факторы объединяет одно: в таких ситуациях по разным причинам всегда плохо видно дорожную обстановку, т.е. смело можно сказать, что видимость ограничена или она недостаточная. В эти две фразы имеют разные определения (их нужно запомнить для решения ), но в жизни, применительно к дорожным ситуациям, это одно и то же.

Другая неприятность во время дождя – это лужа. Ее коварство заключается в том, что она может оказаться как мелкой, так и глубокой, скрывая под собой яму, всякие неровности, камни и пр. И чем эта луже ближе к обочине, тем больше будет слой грязи на ее дне. Ни в коем случае не пытайтесь преодолеть лужу на высокой скорости – рискуете потерять контроль над управлением. Вдобавок, возможно попадание воды в подкапотное пространство, а это чревато проблемами в электрике и электронике вплоть до того, что может заглохнуть двигатель.

Перед тем, как в эту лужу заехать, необходимо заблаговременно снизить скорость. А выехав из лужи, особенно если она оказалась глубокой, нужно не забыть проверить тормоза и, если необходимо, просушить тормозные колодки, несколько раз нажав не педаль тормоза в движении.

Когда идет частый и сильный дождь, то создается ощущение, что все вокруг как будто погружается в туман. Если это происходит ночью, то видимость дополнительно осложняется отражением света встречных фар от мокрой дороги. Ехать во время сильного дождя нужно так же осторожно, как при езде в тумане. Правда, в случае с дождем на помощь приходят исправно работающие стеклоочистители.

Щетки «дворников» должны плотно прилегать к стеклу, чтобы на поверхности не оставалось слепых мест, но они хорошо работают только на чистом стекле при достаточном количестве дождевой воды или омывающей жидкости. Поэтому, если на лобовом стекле имеются следы засохшей грязи (например, от насекомых, если птичка не промахнулась и пр.), то лучше будет удалить эту грязь вручную. Или с помощью воды, или с помощью очистителей. Если щетки износились и не справляются с работой, то их следует заменить.

Движение в сильный снегопад

Когда идет плотный снег, то создается такое же ощущение, как и в сильный дождь — впереди белая стена, особенно, если снег уже покрыл землю и не тает. Что можно видеть вокруг? Тени, контуры, огни. Все, как в тумане. Когда снегопад густой, единственное, что вы в состоянии видеть, — это правый край дороги, возможно, будет видна осевая линия, габаритные огни передних автомобилей, которые, между прочим, периодически будут теряться в снежной пелене. Видимость, опять же, недостаточная.

Что можно сделать для улучшения видимости выбором тактики движения? Еще раз – снижайте скорость ! Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах вашей видимости. Увеличивайте дистанцию . Помните, что в условиях ограниченной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра и остановки.

Если видимость настолько ограничена, что вы не в состоянии правильно определить расположение на проезжей части других участников движения, лучше всего не рисковать — не подвергать опасности себя и других. Лучше покинуть дорогу, найдя для этого удобное место, и подождать там улучшения условий видимости. Никакие срочные дела не стоят подобного риска. А когда остановитесь, не забудьте включить аварийную сигнализацию.

В следующей статье рассмотрим особенности .

Навигация по серии статей

Нынешняя зима - самое настоящее испытание для автомобилистов. Постоянная смена погоды - от сильных заморозков до оттепелей, после которых температура резко снижается, - способствует резкому всплеску аварийности, в том числе и со смертельными исходами.

Руководство ГАИ призывает водителей при плохих погодных условиях без крайней потребности не выезжать на дороги общего пользования, однако многим последовать такому совету сложно: кому-то нужно добраться до рабочего места, а у других работа и вовсе связана с поездками на автомобиле.

Опрошенные эксперты из числа сотрудников автоинспекции и автоспортсменов считают, что ездить зимой и избегать аварий можно, однако для этого водителю нужно придерживаться элементарных правил безопасности, содержать свой автомобиль в исправном техсостоянии.

Но даже самые опытные водители время от времени допускают ошибки при управлении автомобилем, которые приводят к тому, что автомобиль буксует, «срывается» с траектории движения, а также его может занести или даже развернуть. Усложняет ситуацию критическое состояние автодорог: их чистят от снега и льда далеко не всегда и не везде, а в тех местах, где снегоуборочная техника все же прошла, на месте снегового покрытия обнажаются глубокие ямы.

Для профилактики аварийности водителю нужно изучать спецприемы вождения, которые помогут выйти из критической ситуации и, вполне возможно, спасут жизнь и здоровье.

Особенности вождения авто зимой

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Прежде всего сконцентрируйтесь: если под колесами лед, стоит отказаться от разговоров по мобильному даже при помощи «хендс-фри». После того как завели двигатель, стартуйте с места очень осторожно, работая педалями максимально плавно, а если под колесами чистый лед, слегка прикрытый снегом, есть смысл пробовать тронуться со второй передачи. Стандартная зимняя авария - автомобиль «повело» при трогании с места, в результате чего пострадала машина соседа.

СКОРОСТЬ. В плохих дорожных условиях скорость автомобиля должна быть, в первую очередь, безопасной - согласно ПДД, это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Причем не стоит путать ее с разрешенной - далеко не всегда на скорости 60 или 80 км/час можно вовремя остановиться перед внезапно выскочившем на дорогу пешеходом. Определить безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего пользования попробуйте экстренное торможение и оцените, насколько увеличился тормозной путь по сравнению с привычной реакцией автомобиля, а также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию.

ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. Одно из главных правил, которое надо помнить на скользкой дороге, - необходимо всегда оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких маневров. Дело в том, что снег или лед почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, соответственно, увеличивается тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до впереди идущей машины в полтора-два раза большую привычной. Учтите, что даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, идущие впереди старенькие «Жигули» может внезапно развернуть на 360 градусов, а при столкновении виновным признают именно вас - за нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности или препятствия водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки).

ТОРМОЖЕНИЕ. Резкий удар по педали тормоза на скользкой дороге – одна из самых распространенных ошибок начинающих водителей. Дело в том, что если автомобиль не оснащен АБС, колеса блокируются и потерявшее управляемость авто в лучшем случае юзом пройдет еще 100-150 метров, в худшем - остановится о впереди идущий автомобиль. Но даже если скольжению воспрепятствует антиблокировочная система, нажатие на педаль тормоза с одновременным поворотом руля приведет к развороту авто на 180-360 градусов. Тормозить нужно короткими качками - сильно нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль. Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю). И еще один совет - не нажимайте на педаль сцепления до полной остановки автомобиля; даже если двигатель заглохнет, сэкономленные сантиметры спасут от столкновения.

Эффективная рулежка

Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, водитель должен грамотно воздействовать на рулевое колесо. Как ни странно это звучит, для этого он прежде всего должен выбрать правильную посадку. Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья, выжмите педаль сцепления и положите вытянутые руки на руль - запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП. Опытный водитель держит рулевое колесо, совсем от него не отталкиваясь, при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный - «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как баранка используется им в качестве точки опоры.

Получить необходимые навыки правильной рулежки можно на тренажере в любой автошколе, либо самостоятельно, при помощи нехитрого упражнения: вывесить передние колеса (поднять авто на домкрате или платформе) и вращать руль от упора до упора на время. «Намотавшие» по дорогам свыше 30 тыс. км пять циклов «от упора до упора» выполняют за 15-16 секунд, а «спортсмены» - за 8-9 сек. Условный рефлекс приобретается за 2,5 часа изнурительного труда, срабатывая затем в аварийной ситуации.

Контраварийные приемы: контролируйте авто рулем и газом

Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию - не допускать заноса, а если он и произошел, контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Для того чтобы автомобиль не потерял траекторию, нужно водить «плавно». Планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением - потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя.

Различают два основных вида заносов. Собственно занос (или избыточная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче желаемого, и задние колеса выносит в сторону. Это результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой. Снос (или недостаточная поворачиваемость) может возникнуть, если повернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля.

ЗАДНИЙ ПРИВОД. Например, при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить влево, и он как бы пытается развернуться поперек дороги. В этом случае не следует выжимать сцепление и тормозить, а надо не резко несколько уменьшить подачу топлива, снизить скорость и мягко и четко поворачивать рулевое колесо влево. Автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения.

При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращается аналогичным приемом поворота рулевого колеса вправо и последующим выходом на прямолинейное движение.

ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ - в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения. При этом нет необходимости в корректирующих действиях рулевым колесом.

Однако увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то перестанут направлять автомобиль, и он, став неуправляемым, будет двигаться по более пологой, чем необходимо, кривой - наступает снос и увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в заданном ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого немного поднажать.

Отметим, что мы лишь описали теорию выхода из заноса (сноса). Для того чтобы применить ее на практике, нужны практические навыки, получить которые можно лишь на курсах контраварийного вождения, которые проводят на закрытых площадках и под руководством профессиональных инструкторов.

Если буксуют колеса

Одна из самых распространенных сезонных неприятностей, в которую попадают практически все без исключения водители (от владельцев малолитражек до владельцев джипов), - снежно-ледяной плен, когда автомобиль, как ни крути двигатель - «ни туда и ни сюда». В большинстве случаев достаточно попросить прохожих подтолкнуть автомобиль сзади, но если это не помогает, приходится доставать лопату и копать.

ЗАСТРЯЛИ ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА. Откопать нужно то колесо, которое буксует. Причем смотрите - не легли ли его рычаги, привод на снег. Легли? Значит, нужно копать и под ними. Затем для обоих ведущих колес прокапываете колейки - впереди автомобиля и позади него - сантиметров по 50 в каждую сторону. Если есть возможность, в колеи лучше положить щебенку, насыпать песка или заложить их ветками. И затем, враскачку, не газуя, внатяг выбирайтесь на твердое место.

МАШИНА СЕЛА НА ДНИЩЕ. Загляните под машину - должен быть просвет. Нет? Копайте лопатой до тех пор, пока он не появится. Иногда есть смысл поддомкратить по очереди ведущие колеса и вымостить под ними описанные выше колейки. Но вот только для домкрата нужна опора, в качестве которой можно использовать диск запасного колеса. Подкопайте под нее место в снегу под домкратным гнездом, выстелите его подручными материалами (ветками, щебенкой) или ковриком из салона, сверху - запаску. Ставьте на нее домкрат, поднимайте колесо и очищайте под днищем до твердой почвы.

Движение по трассе

Оказавшись на скользкой или заснеженной дороге, нужно забыть о быстрой езде и лучше всего держаться среднего или правого ряда. Помните лучше о том, что если на сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40-45 м, то на скользкой он возрастает до 90-140 м. Также учтите состояние дороги: ширину проезжей части, наличие крутых подъемов, спусков, поворотов, интенсивности движения автомобилей, времени суток, освещенности, обзорности, технического состояния автомобиля, наконец, собственного самочувствия. Учтите, что после длительного движения на высокой скорости происходит привыкание: после езды со скоростью 100 км/ч снижение до 50 км/ч вызывает впечатление чуть ли не остановки автомобиля. Однако субъективное впечатление обманчиво - ориентируйтесь по приборам.

Будьте осторожны при встречном разъезде: часто водители испытывают ощущение недостаточной ширины дороги и, чтобы избежать кажущегося столкновения, в момент разъезда пытаются резко сманеврировать рулем, что может привести к аварии. Также учтите, что восприятие дороги в перспективе может быть искаженным: пологие подъемы, начинающиеся вслед за длинными спусками, кажутся крутыми, а плавные повороты издалека выглядят, как крутые изломы.

Езда в туман и снегопад

При движении в условиях ограниченной видимости водителю важно обозначить свое присутствие для других участников дорожного движения. Во-первых, включите заднюю противотуманку и, даже днем, ближний свет фар, что также позволит вовремя увидеть остановившийся впереди автомобиль и безопасно его объехать.

Если видно совсем плохо, рекомендуется включать аварийку: мигающий свет заставляет водителя-наблюдателя заднего автомобиля сосредоточиться на сигнале и решить важный вопрос - движется автомобиль или нет. Кстати, если нужно остановиться на обочине, оставляйте включенными габариты, аварийку и желательно выставить за 50 м знак аварийной остановки.

Облегчают управление машиной передние противотуманные фары (если они установлены), а если видимость составляет не более 100 м, включайте дальний свет вместе с противотуманными фарами (при разъезде со встречными автомобилями дальний свет переключают на ближний, а противотуманные фары гасят). Двигаясь в тумане, постарайтесь пристроиться за большим автомобилем, который несколько рассеивает туман, не забывая, конечно, о дистанции. Отметим, что если видимость не превышает 10 м, то скорость движения должна быть не выше 5 км/ч.

Особую осторожность следует соблюдать на светофорах: туман не просто ухудшает видимость и способность ориентироваться, но и искажает восприятие желтых и зеленых световых лучей (желтый кажется красноватым, а зеленый - желтоватым). Также особое внимание требуется на нерегулируемых перекрестках: даже если имеете преимущество (следуете по главной дороге), сбавляйте скорость - идущий справа или слева «шумахер» может не увидеть знак (часто они не освещены) и спровоцировать ДТП.

ОГАИ Северодонецкого ГО ГУМВД

Многие из начинающих автомобилистов, и даже автомобилисты со стажем, не всегда знают, как правильно и безопасно управлять автомобилем в сложных дорожных условиях, основными из которых считаются движение на автомобиле в гололед, сильный дождь, туман (условия ограниченной видимости), а также, в снегопад, или на зимней дороге.

Краеугольным камнем безопасного управления автомобилем во всех дорожных условиях, и в особой степени в сложных является хорошее техническое состояние автомобиля, исправная работа стеклоочистителей и световых приборов, а также соответствие типа шин времени года и климатическим особенностям региона.

Туман

При управлении автомобилем в туман , или в условиях ограниченной видимости, в обязательном порядке необходимо снизить скорость движения до уровня, позволяющего совершить экстренное торможение автомобиля перед возможным неожиданным препятствием.

Кроме этого, необходимо включить дополнительные световые приборы, или противотуманные фары, а в качестве дополнительного источника привлечения внимания, включить аварийную сигнализацию, которая привлечет внимание других участников движения и создаст дополнительную зону безопасности.

Категорически не рекомендуется при движении автомобиля в условиях ограниченной видимости, использование дальнего света фар в качестве источника дополнительного освещения, ведь в данном случае, дальний свет, не только ухудшает видимость, но и приводит к повышенной утомляемости зрения водителя автомобиля.

Дождь

Сильный дождь , вносит свои коррективы в любое движение, так, при управлении автомобилем в дождливую погоду, необходимо снизить скорость движения и, увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля.

Следует избегать резких перестроений, ускорений, и торможения, стараясь максимально прямолинейно управлять автомобилем, а при возникновении эффекта аквапланирования вызванного резким ухудшением контакта автомобильных покрышек с дорожным покрытием, необходимо плавно и постепенно отпустить педаль газа, осуществляя таким образом мягкое торможение, и возобновление контакта шин с покрытием.

Неплохим решением, будет включение дополнительных источников света, а в случае очень сильного дождя и аварийной сигнализации.

Гололед

При движении на автомобиле в гололед , и в условиях сильного снегопада, следует учитывать увеличенную тормозную дистанцию, поэтому, расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть максимально большим.

Категорически запрещаются резкие ускорения, торможения и перестроения, все эти маневры совершаемые в гололед и в снегопад, даже на ровной дороге, неизбежно приводят к потере сцепления с покрытием, и последующим срывом автомобиля в занос.

Скоростной режим движения необходимо выбирать не только, исходя из общей скорости транспортного потока, но, и с учетом индивидуальных свойств автомобиля, а также, типа установленных автомобильных покрышек.

Необходимо тщательно следить за работой двигателя и режимом движения, при этом, желательно держать обороты двигателя на отметке, близкой к началу уровня максимальной тяги двигателя, - ведь в этом случае, при неожиданном заносе, резким нажатием на педаль газа можно увеличить тягу двигателя до максимальной, и моментально выйти из начинающегося заноса.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков