Музей городского автобуса. Модельный ряд Львовского автобусного завода

Музей городского автобуса. Модельный ряд Львовского автобусного завода

Автобус общего назначения среднего класса. Выпускается Львовским автобусным заводом с 1976 г. Кузов - вагонного типа, с несущим основанием, 3-дверный (две 4-створчатых двери для пассажиров и одна одностворчатая навесная дверь для водителя). Планировка сидений 4-рядная. Расположение двигателя - заднее. Сиденье водителя - подрессорное, регулируется по высоте, длине и наклону спинки. Система отопления - воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Ранее выпускался автобус ЛАЗ-695М (1970-1976 гг.).

Модификации

ЛАЗ-695НЭ и ААЗ-695НТ - автобусы для экспорта в страны соответственно с умеренным и тропическим (сухим и влажным) климатом, ЛАЗ-695НГ - автобус, двигатель которого работает на сжатом природном газе или бензине.

Двигатель

Мод. ЗИЛ-130Я2Н (он же ЗИЛ-508.10), бензиновый, V-обр., 8-цил., 100x95 мм, 6,0 л, степень сжатия 7,1, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8; мощность 110 кВт (150 л.с.) при 3200 об/мин; крутящий момент 402 Н-м (41 кгс-м) при 1800-2000 об/мин; карбюратор К-90; воздушный фильтр - инерционно-масляный.

Трансмиссия

Сцепление - однодисковое с периферийными пружинами, привод выключения - гидравлический. Коробка передач - 5-ступ, передат. числа: I-7,44; II-4,10; III-2,29; IV-1,47; V-1,00; ЗХ-7,09; синхронизаторы на II-V передачах. Карданная передача состоит из одного вала. Главная передача - двойная разнесенная (коническая и планетарная). Передат. число 6,98.

Колеса и шины

Колеса - дисковые, ободья 7,5-20, крепление на 10 шпильках. Шины 10,00-20 мод. ОИ-73А, НС - 12, рисунок протектора - дорожный, давление в шинах передних и задних 6,0 кгс/см. кв. Число колес 6+1.

Подвеска

Зависимая, передняя - на полуэллиптических рессорах с корректирующими пружинами, два амортизатора; задняя - то же, без амортизаторов.

Тормоза

Рабочая тормозная система - двухконтурная, с пневматическим приводом, барабанными механизмами (диаметр 4 20 мм, ширина накладок: передних 70, задних 1 80 мм, разжим-кулачковый. Стояночный тормоз - на механизмы задних колес, привод-механический. Запасной тормоз - один из контуров рабочей тормозной системы. Давление в пневмоприводе тормозов 6,0-7,7 кгс/см. кв.

Рулевое управление

Мод. ЗИЛ-124, глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передат. число 23,5. Люфт рулевого колеса до 150.

Электрооборудование

Напряжение 12 В, ак. батарея ЗСТ-150ЭМС (2 шт.), генератор Г287-К с встроенным интегральным регулятором напряжения Я112-А, стартер СТ130-АЗ, распределитель Р137, транзисторный коммутатор ТК102, катушка зажигания Б114-Б, свечи А11. Топливный бак - 154 л, бензин А-76;
система охлаждения - 40 л, вода;
система смазки двигателя (с масляным радиатором) - 8,5 л, всесезонно М-8В, или М-6/10В, зимой ДВ-АСЗп-10В;
картер рулевого управления - 1,2 л. ТСп-15К или ТСп-10;
коробка передач - 5,1 л, ТСп-15К или ТСп-10;
картер ведущего моста и колесные редукторы - 14 (8+6) л, ТСп-15К или ТСп-10;
гидравлическая система привода сцепления - 0,95 л, тормозная жидкость "Томь";
амортизаторы - 2x0,85 л, АЖ-12Т;
бачок омывателя ветрового стекла - 2л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов (в кг)

Двигатель с оборудованием и сцеплением — 502,
коробка передач — 120,
карданный вал — 16,
передний мост — 316,
задний мост — 665,
кузов — 3080,
колесо в сборе с шиной — 110,
радиатор — 35.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вместимость:
число мест для сидения 34
общее число мест 67
число служебных мест 1
Снаряженная масса, кг 6800
В том числе:
на переднюю ось 2200
на заднюю ось 4600
Полная масса, кг 11630
В том числе:
на переднюю ось 4100
на заднюю ось 7530
Макс.скорость, км/ч 86
Время разгона до 60 км/ч, с 40
Макс. преодолеваемый подъем, % 25
Выбег с 60 км/ч, м 1100
Тормозной путь с 60 км/ч, м 32,1
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/ 100 км 33,9
Радиус: поворота, м:
по внешнему колесу 8,5
габаритный 9,6
Полное название: ЗАО «Львовский Автобусный Завод»
Другие названия: «Завод коммунального транспорта» (ЗКТ), ЗАО «Львовский автомобильный завод»
Существование: 1945 - наши дни
Расположение: (СССР), Украина, г. Львов, ул. Стрыйская, 45
Ключевые фигуры: Чуркин Игорь Анатольевич - топ-менеджер
Продукция: Автобусы, троллейбусы
Модельный ряд: 692:

695:
ЛАЗ-695 «Львiв»






ЛАЗ-695Д «Дана»
ЛАЗ-695Д11 «Таня»

42xx:
;

LAZ Liner 10
52xx:
;

История предприятия ЛАЗ.

Постановление о создании автосборочного завода во Львове было принято 3 апреля 1945 года. Буквально через полтора месяца, 21 мая, определили основные вопросы по его строительству.

Постановлением Совмина СССР в 1949 году еще не достроенному заводу предписывают освоить производство автобусов и электромобилей, при этом сам завод получает название «Львовский автобусный завод имени 50-летия СССР». Тогда же, ещё до окончания строительных работ, налаживается процесс изготовления для автокранов запасных частей.

ЛАЗ занял в СССР почетное место производителя автобусов, предназначенных для туристических, междугородных и пригородных перевозок. Завод стал лидером по производству автобусов во всем Советском Союзе.

Какое-то время спустя, Совнарком решил начать изготовление оборонной промышленности, из-за чего программа ЛАЗа была кардинально изменена. Новое задание выглядело следующим образом: в год завод должен производить автомобильные краны АК-32 в количестве 3 000 и массой в три тонны каждый (их производство на завод передали из Днепропетровска), автобусы ЗИС-155 в количестве 2 000, а также 1 000 электромобилей.

На заводе начинают осваивать производство автомобильных кранов ЗИС-150.

Через несколько лет заводу поручают производство новых автомобилей-фургонов. Это стало результатом постановления правительства в 1953 году: «О дальнейшем развитии советской торговли». Завод должен был начать выпуск ЛАЗ-150Ф - автомобилей-фургонов, а также ЛАЗ-729; ЛАЗ-742Б; ЛАЗ-712; 1-АПМ-3 – группы прицепов, и настроить выпуск прицепов-автолавок. Уже к 1955 году ассортимент продукции, выпускаемой Львовским автозаводом, заметно расширился. Хотя основа производства по-прежнему оставалась на кранах (производство которых удвоилось всего-лишь за 5 лет работы завода), завод также начал делать хлебные прицепы, запасные части и шасси для прицепов, разные виды прицепов.

17 августа 1955 года было проведено расширенное заседание техсовета завода. На заседании было определено новую техническую политику завода, а также разработан типаж будущих Львовских автобусов, которые должны будут удовлетворять потребности народного хозяйства. Новая политика предусматривала выпуск автобусов средней вместимости, которые были максимально приспособлены для советских условий эксплуатации.

В это же время, шла организация нового, молодого конструкторского коллектива, руководство которым взял на себя В.В.Осепчугов (в это время как-раз строился новый завод). Изначально планировали производить на Львовском автобусном заводе автобуса ЗИС-155. Эта перспектива не устроила молодой коллектив КБ. Новый руководитель Осепчугов «заразил» молодых конструкторов, которые совсем недавно окончили высшее учебное заведение, «автобусной болезнью», которой он успешно болел сам.

Группа молодых конструкторов создала собственную модель автобуса и отправила ее на рассмотрение «верхам». Эта модель оказалась успешной, и была утверждена. Для ЛАЗа закупили образцы самых современных автобусов Европы: Магирус, Неоплан, Мерседес. Эти образцы Их изучали, испытывали, рассматривали. Результатом этих испытаний и изучений стала новая конструкция львовского «автобуса-первенца», «рожденного» к концу 1955 года. За основу для автобуса взяли конструкцию «Мерседес Бенц 321», а внешняя стилистика была подсмотрена у западногерманского автобуса «Магирус».


Впервые в СССР на автобусе, произведенном во Львове, применили компоновку с продольным задним расположением двигателя и несущее основание: у ЛАЗ-695 кузов имел силовое основание, представленное в виде пространственной фермы из труб прямоугольного сечения. Также новшеством стала зависимая подвеска колес рессорно-пружинного типа. Подвеску разработали совместно со специалистами из НАМИ. С увеличением нагрузки жесткость подвески росла, это обеспечивали комфортабельные условия в салоне. Особенно во время езды. Благодаря этому, машинам ЛАЗ завоевали высокую оценку у потребителей.

При ЛАЗе в 1967 году было создано ГСКБ - Главное союзное конструкторское бюро.

В том же году, одна из львовских машин победила в номинации «Лучший европейский автобус» в Брюсселе. Через два года продукция ЛАЗ получила еще одно Гран-при в Ницце. На этом же фестивале в этом же году ЛАЗ получает золотую медаль за самую лучшую конструкцию кузова автобуса, водитель этого автобуса С.Борим, инженер-испытатель, получил золото за лучшее представленное на конкурсе вождение. Кроме названых, ЛАЗ получил призы от Президента Франции, а также два Больших приза отличия.

Автобусы, произведенные Львовским заводом, оценивали просто и лаконично – «Лучшие в СССР». Машины были надёжны в эксплуатации, неприхотливы в обслуживании, обладали высокой проходимостью. И, мало того, они были комфортабельны! Продукты ЛАЗа можно было видеть в любой части Бывшего Союза.

С 1969 по 1973 г. завод выпустил несколько образцов двух моделей автобусов - ЛАЗ-696 и ЛАЗ-698. Производители надеялись. Что 1974 г. станет годом выпуска первой промышленной партии, но этого не случилось. Не смотря на то, что образцы новых моделей автобусов во многом выигрывали у существующего ЛАЗ-695: они были более приспособлены к пассажироперевозкам в крупных городах, но они все-равно в серийное производство так и не попали. Основная продукция ЛАЗа не менялась - автобусы ЛАЗ-695. Основная причина, которая послужила отказом от выпуска новых моделей - закупки венгерских «Икарусов». Из-за наличия ряда обязательств перед странами соцлагеря Советский Союз прекратил вести свои конструкторские разработки автобусов с повышенной вместимостью.


Сооружение нового главного корпуса завода завершили в 1979 году. Площадь корпуса превышала все производственные площади как минимум вдвое. Подобные масштабы позволили развернуть в заводе выпуск новых городских автобусов ЛАЗ-4202.

80-е годы для «ЛАЗ» были «золотыми» - завод стал самым крупным Европейским производителем автобусов. Ежегодно здесь выпускали до 15 тыс. машин.

В 1981 год завод отпраздновал свой 200-тысячный автобус.

1984 год – завод выпускает 250-тысячный автобус. В этот же год начинается выпуск среднего пригородного автобуса ЛАЗ-42021, оснащенного дизельным двигателем.

1986 год ознаменовался для завода началом выпуска автобусов ЛАЗ-695НГ, в которых применяется газовое топливо.

В 1988 году было выпущено рекордное для заводов СССР количество автобусов - 14646 единиц.

В 1991 году было начато выпуск ЛАЗ-42071- новых междугородных автобусов.

Из-за распада СССР после 1991 года, в Львовском заводе сильно сократились объёмы производства. За 10 лет своей работы (с 1989 по 1999) завод стал производить в 60 раз меньше машин. За весь период кризиса на заводе предпринимали несметное количество попыток новые версии базовых автобусов.

1992 год – начался серийный выпуск ЛАЗ-5252.

Современное положение дел.

В 1994 году было создано на базе существующего предприятия ОАО «Львовский автобусный завод».

Октябрь 2001 года ознаменовался изменением владельцев - контрольный пакет акций «ЛАЗа», который входит 70,41% был выставлен на аукцион и на конкурсной основе приобретен украинско-российским ОАО «Сил-Авто». Стоит отметить. Что покупатель получил завод в очень тяжелое время – целый I квартал года предприятие полностью простояло в нерабочем состоянии. К концу 2001 года на заводе выпустили всего 514 машин, а это на 45% меньше, чем было выпущено в предыдущем году.

С новыми владельцами жизнь завода начала преображаться: обновили продукция, сняли с производства устаревшие модели автобусов ЛАЗ-699 и ЛАЗ-695. В мае 2002 года завод принял участие в Киевском международном автосалоне, где представил семейство обновлённых автобусов. С этого времени предприятие полностью переквалифицировалось на выпуск унифицированных автобусов разной длины: 9, 10 и 12-ти метров. Результатом стали автобусы: «Лайнер-9» (длиной в 9 метров), «Лайнер-10» (длиной в 10 метров) и «Лайнер-12» (длиной в 12 метров). Данные автобусы большей частью поставлялись в Казахстан и Россию. Также предприятие выпустило сочлененный автобус А-291, который прошел успешные испытания.


В конце 2002-го Кабмин Украины подписал постановление о возможном создании компании ЗАО ЛАЗ. Главная специализация новосозданного предприятия – производство троллейбусов, автобусов, а также специальных и грузовых автомобилей.

Стоит отметить, что в декабре этого же года ЗАО «ЛАЗ» получил сертификат УкрСЕПРО и международный сертификат TUV CERT.

В мае следующего года были представлены два вида городского транспорта: «Аэропорт»- перронный ЛАЗ-АХ183 и «Сити» - низкопольный автобус ЛАЗ-А183.

В 2006 году 7 июня ЗАО «ЛАЗ» переименовали в «Завод коммунального транспорта».Этот год стал еще более знаменательным. Поскольку именно тогда на заводе были впервые использованы во время разработки и конструирования автобусов лицензионные пакеты для трехмерного моделирования «3-D». В том же 2006 году впервые провели обновление технологических процессов на заводе, обновили производственное оборудования уже не после создания новой модели. Как было принято делать раньше, а перед ее созданием.

На сегодняшний день Львовский автобусный завод сохранил за собой статус лидера по производству пассажирских лайнеров, что покрывает всю территорию бывшего СССР.

В наше время ЛАЗ – это крупное предприятие, которое занимает более 70 га. Общая площадь корпусов завода достигает – 280 тыс. кв.м., 188 тыс. кв.м. которых – это непосредственно производственные площади. На предприятии работает 4 800 единиц оборудования (как отечественного, так и импортного), что дает возможность создавать до 8 тыс. автобусов и троллейбусов (всех типоразмеров и любых назначений) в год.

ЛАЗ пытается соответствовать требованиям современного мира. Одним из новшеств, давно используемых в странах Европы, стало введение в работу заводу новой технологии по сборке кузова: ранее сборка происходила методом сварки, на сегодняшний день сварку заменили склейкой. Кроме того, большинство процессов механизировали, отныне грунтовку, шлифовку, нанесение клея выполняют современные аппараты. Стоит отметить, что клеящие смеси, мастики и герметики, используемые при установке стекол и панелей, являются также дополнительными элементами шумозащиты. Также на заводе присутствуют лазерные установки, которые режут металл. Благодаря наличию точных программ весь процесс происходит максимально точно и экономично. Каркас кузова фосфатируют, благодаря чему значительно повышается уровень коррозийной устойчивости металла. Завод дает десятилетнюю гарантию на свои автобусы.

Также на предприятии функционирует более десятка поточно-механических линий, сотни единиц полуавтоматического и автоматического оборудования, различных станков с ЧПУ. Общая длина производственного конвейера достигла 6000 м. Каждый автобус, перед выпуском, тестируют на уникальной станции диагностики.

Стоит отметить и современный метод нанесения краски, который используют на заводе. Это порошковый метод, который обеспечивает не только высокое качество и яркость красок, но также и их долговечность.

В любом случае, можно утверждать о том, что Львовские автобусостроители совершили немалый рывок вперед: в очень краткие сроки работники завода разработали и запустили в производство новые модели автобусов.

Всего за последние годы с заводского конвейера сошло семь абсолютно новых и уникальных моделей: пригородный Лайнер-10 и туристический Лайнер-12, сочлененный городской автобус А-291, ЛАЗ-5252J - большой городской автобус, полутораэтажный городской автобус NeoLAZ, аэропортовый LAZ SkyBus и большой низкопольный CityLAZ.

Начиная от дня своего основания, завод произвел более 364 тыс. автобусов. Из этого количества за последние два десятилетия было создано и продано 39 тыс. машин. С каждым годом ЛАЗ все больше развивается и вновь становится главным флагманом автобусостроения. Немалая часть его продукции уже удовлетворяет не только рынок Украины, но и экспортируется на рынок России.

Р. Разумовский

Марка Львовского автобусного завода хорошо известна во всем СНГ. Днем его основания заводчане считают 21 мая 1945 г., однако промышленные корпуса строились на протяжении 10 лет. В это время выпускались прицепы, автокраны и другая продукция. Только в 1956 г. из экспериментального цеха завода вышел первый автобус ЛАЗ-695, а со следующего года началось его серийное производство. Машина принципиально отличалась от всего, что тогда выпускалось в СССР. И завод очень скоро стал флагманом отечественного автобусостроения.

Сейчас уже мало кто помнит, что в 1967 г. одна из львовских машин была удостоена в Брюсселе Гран-при в номинации «Лучший европейский автобус». В 1969 г. лазовцы получили еще один Гран-при, на этот раз в Ницце. Там же им была вручена золотая медаль за лучшую конструкцию кузова автобуса, а водителю – золотая медаль за лучшее вождение. В конце 60-х – начале 70-х годов собирались опытные автобусы с пневмоподвеской. Выпускались даже модификации, ставшие сегодня обычными – автобусы с биотуалетами.

Как известно, почтенный возраст предприятия – признак стабильности, правильности стратегии и доверия к торговой марке. К сожалению, в начале 90-х годов из-за перестроечной дестабилизации экономики ЛАЗ утратил присущую ему динамику развития. Но даже тогда предприятие продолжало выпуск серийных и разработку новых, перспективных моделей. И сегодня разработками Львовского КБ в той или иной мере пользуются многие российские автобусные заводы.

Серьезные преобразования начались на ЛАЗе только с 2001 г., когда завод приобрел статус полностью приватизированного предприятия с коллективной формой собственности. В короткий срок здесь произошли удивительные перемены. Ситуация на рынке сбыта складывалась отнюдь не в пользу ЛАЗа, поэтому новое руководство завода пошло на освоение универсальных технологий и расширение номенклатуры выпускаемой продукции. Проведенные конструкторские разработки и применение новейших технологий позволили организовать производство принципиально нового унифицированного семейства автобусов ЛАЗ.

Первые львовские машины, в отличие от клепаных конструкций ЗИСов, а потом и ЗИЛов, выпускались полностью сварными. Именно для ЛАЗа в 60-е годы институтом Патона была разработана технология сварки каркасных конструкций в углекислой среде, которая стала настоящим прорывом в отечественном машиностроении. Сегодня сварные операции усовершенствованы, а выпускаемые с их помощью на специальном участке каркасы кузовов – гарант надежности и долговечности изделий львовских мастеров.

Главным новшеством в технологии сборки кузова на ЛАЗе является не сварка, а в первую очередь, склейка боковин и стекол салона. Процессы грунтовки, шлифовки и нанесения клея механизированы, в них широко используется пневмоинструмент.

Современный львовский автобус – это шумозащищенная машина с интересным дизайном. Кстати, клееные панели и стекла – основа шумозащиты. Клеящие смеси, герметики и мастики фирмы Dinol AB (Швеция), используемые при сборке кузовов, создают резиновую прокладку между каркасом и боковыми панелями, гасящую вибрации и, соответственно, создаваемый ими шум во время движения автобуса. Резка металла проводится на лазерных установках Bystronik Lazer AG (Швейцария). Благодаря программному управлению она с максимальной точностью и экономией раскраивает металлический лист.

Используются и другие современные технологии: антикоррозионная обработка каркаса и внутренней поверхности кузова проводится на оборудовании Lankvitzer (Германия) материалами Dinitrol (Швеция), стыки и точки сварки защищены герметиками и пласт-изоляторами, а днище кузова покрыто антикоррозионной мастикой Glazurit (Германия). Каркас кузова (трубы прямоугольного сечения) фосфатируется по технологии компании Protex, что значительно повышает коррозионную стойкость металла. Облицовка кузова и днище современных автобусов ЛАЗ выполняются из оцинкованной стали, скрытые полости (колесные арки, подножки и пр.) – из нержавеющей стали, крышка моторного отсека и технологические люки – из алюминиевого листа. Благодаря этому, а также технологии покраски DuPont, сегодня заводчане дают своим автобусам 10-летнюю гарантию.

На предприятии действуют десятки поточных линий, сотни единиц автоматического и полуавтоматического оборудования, станков с ЧПУ, более 6 000 м различных конвейеров. Перед выпуском каждый автобус тестируется на уникальной диагностической станции. Согласно стандарту ISO 9001-95 на заводе используется главная кредитно-инвестиционная карточка, которая вместе с технологическим паспортом автобуса позволяет отследить весь цикл производства от момента заключения контракта с потребителем до сдачи продукции.

Нововведения на ЛАЗе направлены не только на улучшение качества продукции и разумную экономию собственных ресурсов, но и позволили сделать производство гибким, выпускать автобусы с изменениями по требованию конкретных покупателей. А требования эти, кроме выбора основных агрегатов, бывают очень разнообразны: установка аудио-видеосистемы, кондиционера и другого оборудования, все элементы которого нужно своевременно учесть и заложить в кузов или в корпус. Даже цвет будущего автобуса определяет покупатель. Привлекательный внешний вид машинам придают двухкомпонентные низкотемпературные краски DuPont и мастики Wenol.

До неузнаваемости изменились и салоны автобусов ЛАЗ. Порошковый метод нанесения краски, применяемый в производстве, обеспечивает и качество, и долговечность, и стильный дизайн внутри. При сборке также учитываются требования заказчика по материалам для оклеивания пола, обтяжки сидений и внутренней облицовки салона.

За последние годы львовские автобусостроители совершили большой рывок вперед: в короткий срок разработан и запущен в производство новый модельный ряд. С конвейера завода сходят пять совершенно новых моделей, получивших звучное название «Лайнер»: пригородные и туристические Лайнер-9, Лайнер-10, Лайнер-12, а также большой городской автобус ЛАЗ-5252 и сочлененный А-291.

У Лайнер-9 подвеска рессорно-пневматическая, приспособленная для плохих дорог, при этом обеспечивающая большую комфортность. Эта модель стала хорошей заменой легендарному ЛАЗ-695. Конструкторы учли все недостатки предыдущих конструкций и создали неприхотливую и удобную в обслуживании машину. В автобусе существенно увеличен клиренс, что положительно сказалось на его проходимости. Эта модель выпускается только в пригородном исполнении.

Автобус средней вместимости Лайнер-10 выпускается с пневматической подвеской в туристическом и люксовом вариантах. Он отвечает всем международным требованиям и хорошо подойдет для предприятий, организующих перевозку своих сотрудников до места работы и домой. Этот 10-метровый Лайнер можно оборудовать кондиционером Webasto (Германия), видео- и аудиосистемой и другими опциями.

Модель Лайнер-12 предназначена для перевозки большого количества пассажиров на любые расстояния. Этот автобус выпускается с пневматической подвеской в пригородном, туристическом и люксовом вариантах. В исполнении «люкс» автобус может оснащаться кондиционером, баром, гардеробом, аудио- и видеосистемой. На автобусы ЛАЗ в основном устанавливаются двигатели Ярославского моторного завода, но используются и силовые агрегаты Raba, Deutz, коробки передач Praga и ZF. Все модели оснащены мостами Raba. Автобусы имеют просторные салоны с раздельными анатомическими сиденьями, плюс большие багажные отсеки. Тонированные вклеенные стекла создают уют и теплую атмосферу, циркуляцию воздуха в салоне обеспечивает хорошая вентиляционная система и автономный отопитель Webasto с функцией предпускового подогрева двигателя.

Среди автобусов ЛАЗ преобладают модели междугородные, туристические и исполнения «турист-люкс». Эта ниша является традиционной для Львовского завода, она и остается важнейшей. Вот почему новый модельный ряд завод начал с семейства «Лайнеров» и нужно сказать, удалось многое. Диплом «Лучший междугородный (туристический) автобус» получила новая полутораэтажная машина повышенной комфортности НеоЛАЗ (ЛАЗ-5208), представленная на 6-м Российском международном автосалоне. Помимо этой награды львовский автобус также удостоен диплома Союза дизайнеров России, как «Лучший в автомобильном дизайне» из представленных на автосалоне. Серийный выпуск НеоЛАЗа начнется в конце 2004 г.

В производственной программе завода немало и других интересных разработок. Например, весьма привлекателен школьный автобус ЛАЗ-А1414М. В его салоне установлено 49 сидений с подголовниками и ремнями безопасности, а также кнопки вызова для предупреждения водителя о необходимости остановки. При посадке и высадке маленьких пассажиров автобус как добрый слон ложится на «брюхо». Пол в салоне – ровный, без ступенек и покрыт материалом с высоким коэффициентом трения. Новая модель уже получила высокую оценку у специалистов.

Еще одно направление, которое ЛАЗ планирует развивать, – городские автобусы. Для завода это интересный и перспективный рынок, поэтому он не останется без внимания. Уже проведена работа по улучшению конструкции и качества машины городского семейства. ЛАЗ-5252 – это только первый шаг, вторым станет производство низкопольной машины.

Два года назад, когда на завод пришло новое руководство, оно понимало, что технический уровень используемого оборудования остался в 70-х – 80-х годах, и знало, как с этим бороться. В 2003 г. в обновление станочного парка инвестированы многие миллионы долларов. Оно идет быстрыми темпами, основной упор делается на универсальное оборудование, легко перенастраиваемое и переналаживаемое, чтобы максимально расширить гамму производимой продукции. Для повышения квалификации специалистов, работающих сегодня на предприятии, расширяются контакты с зарубежными партнерами, приглашаются фирмы-консультанты, позволяющие оптимизировать производственные процессы, персонал обучается работе на современном оборудовании, новейшим методикам конструирования и проектирования автобусной техники.

Конечно, сбытовая и сервисная сети пока не столь обширны, как нужно. У завода только десять дилеров в России и два торговых дома – в Москве и Киеве. Именно эти структуры продвигают продукцию и торговую марку Львовского автобусного завода. И они не только декларируют гарантийные обязательства, но и готовы их выполнять, создавать и развивать систему технического обслуживания по всему СНГ. В 2003 г. открыт технический центр ЛАЗ в Подмосковье, организованы сервисные центры в Днепродзержинске и Харькове (Украина), а также в Брянске, Красноярске, Москве, Новосибирске, Омске, Свердловске, Самаре, Санкт-Петербурге, Челябинске и других городах России.

Сегодня завод выпускает всего 300 – 400 автобусов в год, но это хорошая, надежная, безопасная продукция, удовлетворяющая самым современным потребностям. Все автобусы ЛАЗ выпускаются сегодня с АБС, все «Лайнеры» – с тахографом, вся продукция имеет российский сертификат качества. Похоже, что с такой продукцией львовские автобусостроители будут прекрасно себя чувствовать и на общероссийском рынке и на требовательном московском.

Предприятие резко повысило требования к комплектующим. Большую часть компонентов ЛАЗ берет у российских предприятий, немного у украинских, однако мало что из этого удовлетворяет заводчан. По пальцам одной руки можно пересчитать смежников, продукцию которых на ЛАЗе не опасаются ставить на свои автобусы. Поэтому все чаще завод предпочитает комплектующие восточно- и западноевропейских производителей.

Львовский завод имеет сегодня самую большую гамму моделей – от средней девятиметровой машины до сочлененного городского автобуса. Вот почему автобусы из Львова выигрывают множество российских тендеров и пользуются популярностью. Согласитесь, приятнее работать с одним производителем, у которого есть весь модельный ряд.

Со дня своего основания ЛАЗ произвел и реализовал более 364 тыс. автобусов. За последние 10 лет продано еще 39 тыс., из которых 47% остались на территории Украины. Возрождение ЛАЗа началось с кардинального изменения кадровой политики нового собственника. Была подобрана команда топ-менеджеров, которые успешно решают поставленные задачи. Самым главным достижением нового менеджмента можно назвать определение собственной маркетинговой стратегии, без которой сейчас не работает ни одно современное предприятие. ЛАЗу становится тесно в рамках Украины, и он уже возвращается в Россию. Нужно сказать, этому никто не препятствует, имя предприятия хорошо известно каждому россиянину, а в новом качестве оно звучит еще интереснее.


Модельный ряд автобусов ЛАЗ

История автобусов ЛАЗ

ЛАЗ-695
Этот автобус является одним из старейших и наиболее рапространенных автобусов на территории СНГ. Пожалуй, нет ни одного уголка бывшего Союза, где бы не эксплуатировались автобусы этой модели.

ЛАЗ-695 стал первенцем Львовского автобусного завода, строительство которого было начато в 1952 году. В феврале 1956 года коллектив контрукторов завода ЛАЗ под руководством В.В.Осепчугова построил первые опытные образцы автобуса ЛАЗ-695 с расположенным сзади двигателем ЗиЛ-124, двухдисковым сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач. Они были взяты от автобуса ЗиЛ-158. Кузов ЛАЗ-695 имел совершенно иную конструкцию. Все нагрузки воспринимались силовым основанием, которое представляло из себя пространственную ферму из труб прямоугольного сечения. С основанием жестко связан каркас кузова. Наружная облицовка боковин кузова - из дюралевого листа. (Кстати, отличные строительные материалы на сайте Rosblok.Ru)

Из-за ограниченности во времени за основу взяли конструкцию западногерманского автобуса "Магирус", сохранив для ЛАЗ-695 и общность конструкции по внешнему виду.

Интересным новшеством являлась зависимая рессорно-пружинная подвеска колес автобуса, разработанная совместно со специалистами НАМИ. Дополнительно корректирующие пружины обеспечивали в целом подвеске нелинейную характеристику - ее жесткость с увеличением нагрузки росла, в результате независимо от нагрузки создавались комфортабельные условия для пассажиров. Это обстоятельство завоевало высокую репутацию машинам ЛАЗ. Но как городской автобус ЛАЗ-695 был несовершенен: отсутствовала накопительная площадка у входной двери, проход между сиденьями и двери имели недостаточную ширину. Автобус наиболее удачно мог использоваться для пригородного сообщения, туристских и междугородних поездок. Поэтому сразу же были заложены в унифицированный ряд еще 2 модели: туристскую ЛАЗ-697 и междугороднюю ЛАЗ-699.

Несмотря на определенные минусы, ЛАЗ-695 выделялся среди других отечественных автобусов. Тонкие оконные стойки кузова со сдвигающимися форточками, встроенные в радиусные скаты крыши гнутые стекла придавали автобусу легкий, "воздушный" вид. Большие радиусы скруглений на гранях и углах кузова создавали зрительный эффект обтекаемой машины.

Если сравнить ЛАЗ-695 с массовым городским автобусом того времени ЗиС-155, то первый вмещал на 4 пассажира больше, был на 1040 мм длиннее, но на 90 кг легче и развивал такую же наибольшую скорость - 65 км/час.

С конца 1957 г. машину модернизировали: усилено основание кузова, введен пневмопривод открывания дверей вместо механического, остекление скатов крыши сохранено только для туристской модификации. Более того, с 1958 г. вместо боковых заборников воздуха применен выведенный на заднюю часть крыши широкий раструб. Через него в моторный отсек поступал воздух, содержащий заметно меньше пыли. Такой машине дали индекс "695Б", и она выпускалась вплоть до 1964 г.

Как только ЗиЛ начал производство V образного восьмицилиндрового двигателя, однодискового сцепления и новой пятиступенчатой коробки передач, встал вопрос о комплектации ими автобусов ЛАЗ. Такая машина под индексом ЛАЗ-695Е изготовлялась с 1961 по 1970 г.

ЛАЗ, совместно с лабораторией автоматических трансмиссий НАМИ начал разработку гидромеханической трансмиссии для городского автобуса. В итоге с 1965 г. появились (гидротрансформатов и двуступенчатая коробка передач) городские машины ЛАЗ-695Ж. Они выпускались отдельными партиями до 1970 г. Комплекс нововведений, реализованных в 1969 г., позволил серьезно усовершенствовать базовую модель, которая стала называться ЛАЗ-695М. Он предусматривал установку на машину более высоких оконных стекол с соответсвующими изменениями в конструкции каркаса кузова. Автобус имел гидроусилитель руля, задний мост "Раба"(ВНР) c планетарными редукторами в ступицах колес, новые воздухозаборники позади заднего окна. Машина стала на 100 мм короче, а ее снаряженная масса больше.

В дальнейшем, получив с 1973 г. новую переднюю панель кузова с более высокими лобовыми стеклами машина стала называться ЛАЗ 695Н.

ЛАЗ-699
С 1964 г. Львовский автобусный завод начал мелкосерийный выпуск модели ЛАЗ-699А, в конструкции которой воплотились многие технические решения, опробованные на опытных машинах. В основе этой модели унифицированный кузов ЛАЗ-695-697, но удлиненный на одну оконную секцию. По тех. основе ЛАЗ-699А близок к ЛАЗ-695Е.

В салоне - 41 комфортабельное сиденье, калорифер для отопления, радиоприемник. Под рядам сидений - багажные отсеки обьемом 4,5 м куб, с доступом через бортовые люки. Две противотуманные фары и прожектор, пневматический сигнал, гидроусилитель руля, пневматические тормоза с раздельным приводом на передние и задние колеса обеспечивали безопасную езду и ночью, в сложных погодных и дорожных условиях. Кроме того, автобус имел пневматическую подвеску переменной жесткости всех колес (для передних независимую) с телескопическими аммортизатрами. Двигатель ЗиЛ-375-Я5, сблокированный с 5-ти ступенчатой коробкой передач ЯМЗ. Задний мост с планетарными редукторами в ступицах - от автомобиля МАЗ-500. ЛАЗ-699А имел снаряженную массу 8300 кг и мог развивать скорость до 96 км/час. Это был один из наиболее технически интересных отечественных автобусов периода 1956-70 гг. К сожалению его выпуск длился недолго - до 1966 г.

После семилетнего перерыва, в 1973 году ЛАЗ снова присткпил к выпуску 699-й модели. Новая модификация была унифицирована с автобусом ЛАЗ-695Н. Ее технические характеристики были унифицированы с тех. характеристиками ЛАЗ-699А, но внешне ЛАЗ-699Н значительно отличался от своего предшественника. Через пять лет, в 1978, ЛАЗ-699 перетерпел незначительные изменения - максимальная скорость была увеличена до 102 км/час, немного изменился дизайн машины. В таком виде ЛАЗ-699Р выпускается по сей день.

Современный ЛАЗ

ЛАЗ-4207 / "Лайнер-10"
Универсальный автобус среднего класса – пригород, турист, люкс. Пригородный вариант этого 10-ти метровый Лайнера предназначен для регулярных перевозок пассажиров, а так же хорошо подойдет для предприятий, организующих перевозку своих сотрудников до места работы и домой. Салон автобуса рассчитан на общую вместимость 73 человека и 43 посадочных места.

Туристический вариант автобуса оборудуется мягкими регулируемыми креслами (39 мест) и системой принудительной вентиляции салона с возможностью индивидуальной подачи воздуха каждому пассажиру. Увеличенные багажные отделения имеют объем 3,5 куб. м.

Лайнер-10 в комплектации “Люкс” оснащается кондиционером “WEBASTO”, который создаст в салоне приятный климат в любую погоду, аудио-видеосистемой, улучшенными креслами с индивидуальным освещением – всем необходимым, чтобы хорошо провести время в пути.

ЛАЗ-5207 / "Лайнер-12"
Лайнер-12 – междугородний и туристический автобус - хороший выбор для маршрутов, предназначенных для перевозки пассажиров между отдаленными пунктами. Это настоящий труженик магистралей.

В автобусе устанавливаются 47 мягких кресел, салон оборудован полками с возможностью индивидуального освещения и подачи воздуха для каждого из пассажиров. Объем багажных отделений увеличен до 5,8 куб. м.

В „люксовом” исполнении автобус оснащается кондиционером, баром, гардеробом, аудио- и видео- системами. Такая богатая комплектация позволяет использовать автобус и в представительских целях.

В пригородном варианте Лайнера-12 устанавливается 51 посадочное место, а общая пассажировместимость автобуса составляет 80 человек.

ЛАЗ-AX183 "Аэропорт"
Автобус разработан конструкторами ЗАО "Львовский автомобильный завод" специально для обслуживания пассажиров в аэропортах. Благодаря удачной компоновке кузов имеет одинаковый ровный пол по всей длине салона.

В низкопольном перронном автобусе ЛАЗ-AX183 органично сочетаются оригинальный дизайн и передовые технологии исполнения, прочность конструкции кузова и надёжность применяемых агрегатов и систем, лёгкость и безопасность управления, комфорт пассажиров и удобство работы водителя.

Долговечность службы кузова и длительный ресурс силового агрегата (1 000 000 км), а также внешний вид автобуса позволят эксплуатировать ЛАЗ-AX183 в течение многих лет, успешно решая задачи перевозки пассажиров и обеспечивая современный имидж аэропортов.

ЛАЗ-А183 "Сити"
Большой городской низкопольный автобус ЛАЗ-А183 "Сити" соответствует лучшим европейским образцам. В Европе городские автобусы без ступеней уже давно признаны стандартом. Еще до начала проектирования этой модели конструкторы завода ознакомились с разработками ведущих фирм, в частности, Mercedes-Benz, MAN, Scania и использовали их положительный опыт. На CytiStar – импортные комплектующие: подвески фирм RABA, ZF, двигатели DEUTZ, отвечающие экологическим нормам Euro-2 или Euro-3, автоматические коробки передач от ZF и VOITH, пневмоаппаратура “Knorr-Bremse”, рулевое управление ZF, система подъема и опускания кузова („kneeling”).

Автобус ЛАЗ-А183 "Сити" – современная машина, предназначенная для крупных городов. Трехдверный, без ступенек, он очень комфортен для инвалидов, детей, пожилых людей, а также более экономичный, так как на посадку-высадку пассажиров тратится меньше времени. Автобус изготовлен из экологически чистых материалов. Использование агрегатов ведущих европейских фирм значительно повышает ресурс автобуса.

ЛАЗ-5208ML / ЛАЗ-5208NL
Современный автобус европейского уровня - Дизайн, Безопасность, Комфорт.

При разработке внешнего вида НеоЛАЗа дизайн-студия завода достигла органичного сочетания лучших материалов и новейших идей автодизайна 21-го века, создав гармоничный и запоминающийся облик автобуса.

Безопасность пассажиров начинается с рабочего места водителя. На капитанском мостике НеоЛАЗа созданы все условия, позволяющие водителю полностью контролировать дорожную ситуацию. Электропневматическая тормозная система компании “Knorr-Bremse” с АБС и ПБС обеспечивает безопасное торможение в экстренных ситуациях. Салон автобуса оборудован современной аудио-видео системой, холодильниками, кофеваркой и туалетом. Удобные раздвижные сиденья, персональные системы обдува и климат-контроля, независимая передняя подвеска сделают поездку легкой и приятной.

ЛАЗ 695Н:

На территории СССР это были наиболее распространенные автобусы, которые с 1976 по 2002 год выпускал Львовский автомобильный завод. Несмотря на устаревшие дизайн и конструктивные особенности, их и сегодня продолжают эксплуатировать. ЛАЗ 695Н отличает вагонного типа кузов, имеющий несущее основание. Среди других характеристик следует отметить наличие 34-х сидячих мест, а также снабженное рессорами водительское сиденье, чья конструкция позволяет изменять положение в нескольких плоскостях. Автобус оборудован воздушной системой отопления салона, в которой для охлаждения двигателя используются тепловые системы охлаждения. В 1985 году специалистами завода была сконструирована модель 695НГ, работавшая на природном газе. Позже в период топливного кризиса именно эта модель на территории стран СНГ пользовалась большой популярностью. Технические характеристики автобусов ЛАЗ 695Н отличает силовой агрегат мощностью до 150 л.с, позаимствованный у ЗИЛа 130, механическая пятиступенчатая коробка передач, снабженная на 2-й и 5-й передачах синхронизаторами, и 2-контурная тормозная система с пневматическим приводом. Кроме того, у автобуса ЛАЗ 695Н зависимая подвеска колес: на передних колесах – полуэллиптические рессоры и амортизаторы, на задних – такая же конструкция, только без амортизаторов. Это неприхотливое в эксплуатации, выносливое и надежное транспортное средство.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков