Лучшие машины-амфибии последних лет. Советские автомобили - амфибии

Лучшие машины-амфибии последних лет. Советские автомобили - амфибии

Всем известно, что автомобилестроение как отрасль возникло уже достаточно давно. За все это время инженеры стремились создать идеальный автомобиль, который мог бы удовлетворить запросы максимального количества людей. И потому вовсе не удивителен факт создания автомобиля под Ее предназначение, разновидности и особенности мы рассмотрим в данной статье.

Определение

В первую очередь давайте выясним, каково краткое описание этого автомобиля. С технической точки зрения машина-амфибия - транспортное средство, которое наделено способностью одинаково хорошо перемещаться как по суше, так и по водной поверхности. Проще говоря, агрегат может ехать по асфальту, по грунту, преодолевать реки вброд и т.д. Все прекрасно понимают, что гражданская и военная промышленности всегда шли в некоторой степени рядом. Как показала практика, именно военные были инициаторами создания машин, для которых не существовало бы водных препятствий.

Если рассматривать период, когда существовал то стоит отметить, что тогда наблюдался технический прогресс, в том числе и автомобилестроение переживало стабильный подъем. Отдельного внимания заслуживают именно машины-амфибии СССР.

Так, например, автомобиль НАМИ-055 был спроектирован на базе машины «Москвич-410». В данной амфибии корпус был выполнен цельнометаллическим, сварным, оборудованным гладким днищем. Все колеса были ведущими, а сами подвески при необходимости убирались в специально созданные ниши. В воде перемещение транспорта становилось возможным благодаря наличию гребного винта, установленного на выдвижной колонне. Скорость перемещения в воде у автомобиля составляла 12,3 км/ч.

В 1989 году была разработана многоцелевая машина-амфибия НАМИ-0281. Основным предназначением ее была доставка воинских подразделений быстрого реагирования к месту выполнения ими постановленных задач. Корпус автомобиля имел две полудвери, за которыми на двух четырехместных сиденьях мог расположиться из 8 человек. Силовой привод машины был установлен в кормовой части. Изюминкой транспортного средства являлась независимая регулируемая типа. Именно она позволяла менять дорожный просвет. Передаточная коробка имела два вала. Через нее передавалась мощность на привод и осуществлялась принудительная остановка дифференциалов. По сухому покрытию автомобиль способен развивать скорость до 125 км/ч.

Удивительные экземпляры

Современная машина-амфибия - это уже не только армейский слуга, но и автомобиль для гражданских лиц с широким спектром возможностей. В частности, Sea Lion является эксклюзивной разработкой, которая способна развить скорость на воде до 96 км/ч, а на суше - 201 км/ч. Собственно говоря, этот автомобиль был специально придуман для фиксации мировых рекордов.

Gibbs Quadski - еще одна новинка, увидевшая свет в 2012 году. В ней сочетается квадроцикл и катер. Машина способна ехать как по суше, так и воде со скоростью 72 км/ч. У нее имеется реактивный морской двигатель и система втягивания колес.

Gibbs Aquada. Удивительный автомобиль, который вошел в историю. В 2004 году на нем пересекли пролив Ла-Манш всего лишь за один час, сорок минут и шесть секунд.

Rinspeed Splash. Отличительной чертой этой машины можно считать наличие двухцилиндрового двигателя, который функционирует на природном газе и не наносит никакого вреда окружающей среде.

Машины-амфибии своими руками создает инженер Именно ему принадлежит творение под названием SeaRoader Его футуристический внешний вид сочетается с мощью двигателя и прекрасными функциональными возможностями.

Плавающий дом на колесах

Такой автомобиль, который по своей конфигурации больше похож на автобус, носит название Terra Wind. Машина производится американской компанией Cool Amphibious Manufacturers International. Огромный салон имеет как набор любого кухонного оборудования, так и роскошную мебель, домашний кинотеатр и даже джакузи. Отделка внутри выполнена из дерева и кожи. Скорость перемещения кемпера по воде равна 13 км/ч, а по земле - 128 км/ч. Стоимость машины составляет порядка 1,2 миллиона американских долларов.

Рекордсмен "Книги рекордов Гиннесса"

В 2010 году автомобиль WaterCar Python был занесен в эту книгу как самая быстро плавающая машина на планете. Несмотря на довольно жутковатый внешний облик (в создании автомобиля были задействованы запчасти от пикапов и спорткаров), амфибия имела под капотом 640 лошадиных сил, трансформирующихся в 500 сил в режиме водометного перемещения. Это, в свою очередь, позволило набрать ей во время езды по воде скорость 96 км/ч. На земле же машина разгонялась до 100 км/ч всего лишь за четыре с половиной секунды.

В заключение отметим: любая машина-амфибия, отзывы о которой могут быть различны в зависимости от ее возможностей и качества сборки, все же является чудом технического прогресса, поскольку ее многофункциональность обеспечила ей востребованность на долгие годы вперед. И как показывает реальность, инженеры дня сегодняшнего не перестают совершенствовать данную технику.

Технику, способную передвигаться не только по суше, но и по воде, до недавнего времени создавали в основном для военных нужд. Выпуск гражданских автомобилей-амфибий пока не получил массового распространения, хотя уже создано немало интересных конструкций. С некоторыми из них вы можете познакомиться в нашем обзоре.


Это одновременно и квадроцикл, и катер, выпущенный в свет компанией Gibbs Sports Amphibians в 2012 году. Амфибия развивает скорость до 72 км/ч, как на воде, так и на суше, оснащена реактивным морским двигателем и системой втягивания колёс. Трансформация между двумя режимами функционирования занимает лишь 5 секунд.





Автомобиль-амфибия 1961 года. Разработан в Германии компанией Quandt Group специально для экспорта в США. Он проигрывал в скорости и надежности, как автомобилям, так и лодкам, так что было выпущено лишь около 4000 моделей до остановки производства в 1965 году. Тем не менее, Amphicar до сих пор считается одной из самых успешных машин-амфибий всех времён и ценится среди коллекционеров.





Ещё одно творение Gibbs Sports Amphibians - скоростной автомобиль-амфибия. Развивает до 160 км/ч на суше и 50 км/ч в воде. В марте 2004 года Aquada вошёл в историю, когда предприниматель Ричард Брэнсон установил на нём новый рекорд, переплыв пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.





Швейцарская фирма Rinspeed разработала свою машину-амфибию в 2004 году. Максимальная скорость на воде - 50 км/ч, на суше - 200 км/ч. Уникальная особенность - двухцилиндровый двигатель амфибии работает на природном газе и не загрязняет окружающую среду.





Первая в мире Lamborghini-амфибия была создана инженером Майклом Райаном из компании SeaRoader на основе Lamborghini Countach. «Если у машины есть колёса, то я заставлю её плавать!» — хвастался Райан и переделывал для водных путешествий джипы, мотоциклы, такси и даже фургончик с мороженым. Превратить суперкар в амфибию - затея не из дешёвых, замена только одного стекла обошлась изобретателю в три тысячи долларов.





Это пятиместная амфибия с полным приводом и двигателем V8 мощностью 350 лошадиных сил. Скорость на суше - 160 км/ч, в воде - 65 км/ч. Gibbs Sports Amphibians создали его специально для перемещения в дикой и труднодоступной местности, и он основан на той же технологии, что и Gibbs Aquada.





Современный гибрид гоночного ретро-автомобиля и моторной лодки Hydra Spyder был разработан компанией CAMI. На суше он разгоняется до 201 км/ч, в воде - 85 км/ч. Модель весит 3300 кг и оснащена шестилитровым двигателем V8 Corvette LS2 мощностью 400 лошадиных сил.





Это амфибия, продуманная до мелочей. Одним нажатием переключателя она меняет «режим суши» на «режим воды». На суше её спонсоны (выступы по бокам) поднимаются и становятся крыльями автомобиля, в воде - опускаются на 20 см., за считанные секунды превращая машину в гоночный катер. Корпус сделан из нержавеющей стали, двигатель - от Chevrolet мощностью 762 лошадиные силы.





Разработанная специально для того, чтобы устанавливать рекорды на суше и воде, Sea Lion является одной из быстрейших амфибией в мире. На суше максимальная скорость достигает 201 км/ч, в воде - 96 км/ч. Технически, это даже не автомобиль. Создатель назвал её буквально: «Машина-амфибия для установления мировых рекордов».





WaterCar Panther, является любимым детищем американского изобретателя Дэйва Марка. Его предыдущая амфибия - WaterCar Python, по скорости догоняла Sea Lion. Panther не такая быстроходная, но замечательно подходит на роль внедорожника - ей нипочём бездорожье, грязь и песок. Дизайн амфибии основан на Jeep CJ8 Scrambler.





Российский вездеход-амфибия ВИКИНГ проектировался, чтобы противостоять экстремальным условиям эксплуатации: от Арктики до тропиков и пустыни. Это единственный в мире вездеход-амфибия, прошедший сертификацию на соответствие требованиям ЕЭК ООН. По шоссе ВИКИНГ развивает до 80 км/ч. Плавучесть амфибии обеспечивают не только большие шины низкого давления, но и герметичная лодка-основание. А уж водяной движитель и подавно превращает вездеход в полноценный катер. Он уверенно плавает и маневрирует, развивая скорость до 12 км/ч.






Автомобили-амфибии - весьма специфические представители автопрома. Эти автомобили позволяют с одинаковым успехом передвигаться как по дорогам, там и по водной глади. В этом обзоре речь пойдет о наиболее популярных и качественных образчиках такого транспорта, созданных в нынешнем и прошлом веке.

Научно-технический прогресс традиционно стимулируется двумя вещами – кризисом чего-либо и войной. Откровенно говоря, ничто так не двигает науку, как война. Вот и во время Второй мировой войны мир получил просто невероятно количество самых необычных образцов техники. Одним из таких стала машина-амфибия VW Type 166.

Автомобили семейства Gibbs Aquada почти все амфибии. Выпускаются в нескольких модификациях. Есть, в том числе и амфибия-внедорожник. В конце 90-х годов прошлого столетия на Gibbs Aquada был установлен абсолютный рекорд по скорости движения по воде среди автомобилей данного класса. Пилотировал машину Ричард Брэнсон. Стоит также отметить, что Gibbs Aquada разрабатывалась главным образом для нужно полиции и спасателей.

3. Bond’s Lotus Esprit

Концептуальный автомобиль Bond’s Lotus Esprit появился уже достаточно давно. Единственно, что существенно отличает его от всех других автомобилей данного класса, так это возможность превращения в полноценную подводную лодку, пускай и с небольшой глубиной погружения.

Даже сегодня старичок Amphicar остается одной из лучших амфибий. Все дело в том, что этот малоприглядный автомобиль обеспечивает лучшую проходимость по водной глади, благодаря особенностям формы кузова и невероятной мощности двигателя. Рассчитан он правда, всего на двух человек.

5. Ferrari Barchetta

Именно так, Ferrari также пытались создавать амфибии. Наглядным примером тому является модель Barchetta. Первый подобный автомобиль был сконструирован инженерами широко известного бренда еще в середине прошлого столетия. Последний образец, на сегодняшний день, выпускался в 90-е годы XX века.

Самая необычная амфибия – это Wooden F50. Как можно увидеть на фото, машина почти полностью сделана из дева. Что же касается характеристик, то плавает она действительно очень неплохо, как впрочем, и любое другое бревно, попавшее в воду.

Автомобиль-амфибия Dutton Surf никогда не был серийным, хотя бы, потому что является уникальной кустарной моделью. Создан он был на базе автомобиля марки Suzuki. За такую модификацию конструктор-энтузиаст по некоторым данным чуть не угодил в тюрьму. Худшего не произошло, но машины он больше не модифицирует.

8. Watercar Python

Амфибия Watercar Python на сегодняшний день является одной из самых быстрых. Более того, это одна из немногих моделей, у которой есть допуск к плаванью в открытом море. На воде кабриолет развивает просто потрясающую скорость.

9. Buick Riviera

Сложно поверить, однако Buick Riviera – тоже автомобиль-амфибия. Несмотря на солидный возраст, машина может похвастаться неплохими ездовыми и плавательными качествами. Более того, ее можно использовать для морских прогулок.

10. Rinspeed Splash

А вот самая, самая необычная амфибия. В отличие от большинства других машин подобного типа, Rinspeed Splash использует специальные выдвижные лыжи для скольжения по воде. Создан автомобиль был еще в 2004 году.

В середине прошлого века автомобили-амфибии были одними из тех вещей наряду, например, с космическими кораблями, которые формировали у людей образ будущего.
И хотя широкого применения за пределами военных миссий водоплавающие автомобили в итоге не нашли, они представляют из себя весьма интересный феномен. Предлагаем вам краткий экскурс в историю советских амфибий.

ГАЗ-46 «МАВ»

«МАВ» расшифровывалось как Малый Автомобиль Водоплавающий. Эту оснащенную четырехцилиндровым двигателем от «Победы» и трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69 машину начали выпускать в 1953 году. По воде ГАЗ-46 передвигался с помощью гребного винта. Назначение вполне стандартное: переправа десантников, инженерные работы на воде и прочие военные миссии. Модель была скопирована с американского Ford GPA и просуществовала до 1958 года.

ЗИС-485 «БАВ»



«БАВ», как вы, наверное, уже догадались - это Большой Автомобиль Водоплавающий. ЗИС-485 мог перевозить 25 человек или 25 тонн груза, включая даже автомобили и артиллерийские орудия, а скопирована модель была с другой американской амфибии - GMC DUKW-353. Выпущенный в 1950 году «БАВ» прожил в серийном производстве 12 лет.

ЛуАЗ-967



Эта полноприводная моторизированная тележка была создана по заказу ВДВ для эвакуации раненых с поля боя и стала прототипом для легендарного советского вездехода ЛуАЗ-969 «Волынь». Габариты у ЛуАЗа, как и грузоподъемность, были крайне малыми. Объем двигателя не превышал одного литра, а в движение он приводился колесами. При особой необходимости управлять амфибией можно было в полулежачем состоянии.

НАМИ-055



Предшественница этой модели амфибия НАМИ-011, как и ГАЗ-46, была скопирована с американского Ford GPA. У НАМИ-055 был более обтекаемый цельнометаллический корпус, 41-сильный двигатель от «Москвича-410» и задний гребной винт. В итоге амфибия даже при полной загрузке в полторы тонны на воде развивала скорость до 12 километров в час. Над модификацией НАМИ-055В уже работал создатель легендарных пассажирских «Ракет» Ростислав Алексеев - в итоге модель на подводных крыльях через 40 секунд после старта разгонялась до 55 километров в час.

ВАЗ-Э2122



Своя амфибия, оказывается, была и у ВАЗа - ее тольяттинцы по заказу Минобороны СССР сконструировали в 1976 году на базе «Нивы». От других советских амфибий водоплавающая «Нива» отличалась, прежде всего тем, что как раз таки на амфибию она была почти не похожа. Однако этот оснащенный 1,6-литровым двигателем автомобиль мог передвигаться по воде со скоростью 5 километров в час. Правда, конвеера тольяттинская амфибия так и не увидела.

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом «совершенно секретно» и были известны лишь высшим военным чинам, пусть большинство из них так и не вышло из стадии опытных образцов, вся эта небольшая водоплавающая армия амфибий «от мала до велика» на деле доказала настойчивость, творческий талант советских конструкторов и мощь отечественного Военно-промышленного комплекса.

В нашем сериале о секретной автотехнике СССР мы уже рассказывали , об уникальнейших уральских амфибиях, закамуфлированных или .

В этом обзоре, поскребя по сусекам, вспомним о других не менее оригинальных и секретных амфибиях для Советской армии.

ВАЗ-2122 «Река» (1976–1987 гг.)

Начнем с достаточно известного плавающего варианта легендарного вездехода ВАЗ-2121 «Нива», который по велению Министерства обороны был преобразован в разведывательную амфибию ВАЗ-2122 «Река», способную передвигаться по скоростным магистралям и скользить по поверхности неглубоких внутренних водоемов.

Идея создания собственного простого и недорогого плавающего джипа на шасси внедорожника «Нива» возникла в начале 1970-х, а для маскировки он значился как «автомобиль для рыбаков и охотников, способный преодолевать водные преграды». Летом 1976-го были построены первые 80-сильные образцы Э2122 с цельнометаллическим водоизмещающим кузовом, а все последующие годы конструкторы провели в многократных доработках первенца, которые свелись к улучшениям системы охлаждения двигателя.

Только в 1984-м Волжский автозавод собрал пробную партию из 10 машин пятой серии ВАЗ-2122.500, а вся эта долгая эпопея завершилась через два года, когда появились три последних доработанных образца ВАЗ-2122.600. Перестройка и бурное разоружение страны заставили ВАЗ свернуть свои смелые эксперименты за государственный счет. В целом он собрал 21 опытный джип серии 2122.

УАЗ-3907 «Ягуар» (1983–1989 гг.)
(Фотографии из архива УАЗ)

Являясь ведущим советским предприятием по производству легких вездеходов, Ульяновский автозавод не мог не прийти к воплощению заманчивой идеи создания на их основе собственного плавающего варианта. Работа над ним началась в 1977-м, но только через шесть лет появился многоцелевой автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» для Советской армии и погранвойск, способный доставлять грузы до 600 кг, легкое вооружение или раненых на носилках.

Автомобиль оборудовали цельнометаллическим кузовом с аркой безопасности и двумя боковыми герметично закрывавшимися дверями с рычажными запорами (задрайками). Унифицированная с серией УАЗ-469, амфибия оснащалась 77-сильным мотором и раздаточной коробкой с отбором мощности на гребные винты и лебедку. Два водяных винта устанавливались под ее днищем непосредственно за передними колесами, которые при отклонении в разные стороны служили для управления машиной на плаву. В середине 1980-х собрали еще два пробных образца с узлами от УАЗ-3151.

До 1989 года УАЗ собрал 14 амфибий, удачно прошедших заводские и военные испытания. Среди них был один экземпляр пограничного автомобиля «Баклан» для северных регионов, который укомплектовали двумя парами лыж и клеткой для розыскной собаки.

В 1991 году амфибию УАЗ-3907 приняли на вооружение, но с распадом Советского Союза все работы по ней были свернуты.

НАМИ-0281 (1989–1990 гг.)
(Фотографии из архива НАМИ)

Бесславно завершив разработку легких амфибий НАМИ-032, , Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ) в течение почти 30 лет воздерживался от соприкосновения с этой тематикой. Только в 1989-м по заказу Министерства обороны там построили оригинальный низкопрофильный заднемоторный транспортер НАМИ-0281 класса 1,25–1,5 тонны для доставки подразделений быстрого реагирования.

Конструктивно он представлял собой комбинацию легкого транспортера переднего края и открытой боевой машины с центральным размещением рабочего места водителя. В ее открытом несущем корпусе на двух продольных сиденьях спинками друг к другу помещался боевой расчет из восьми человек. Главными новинками являлись независимая гидропневматическая подвеска, двухвальная раздаточная коробка с отводом мощности на гребной винт и принудительная блокировка дифференциалов.

На шоссе машина развивала скорость 125 км/ч и внешне напоминала скорее экскурсионно-прогулочный катер, чем эффективную боевую машину. Это была последняя работа НАМИ в области легких армейских амфибий.

Урал-375П (1975–1976 гг.)
(Фотографии из архивов НАМИ и Андрея Карасева)

В одной из первых глав нашего сериала, посвященной , мы упоминали предшествовавшие им разработки других советских предприятий. Так в середине 1970-х, в процессе создания перспективного военного семейства «Суша», важную роль сыграл институт НАМИ. Он занимался «изучением возможности придания плавучести грузовику Урал-375», проводил научно-исследовательскую разработку будущей машины, сборку и испытания опытного образца.

Уникальный плавающий автомобиль Урал-375П был построен в НАМИ в 1975 году под руководством главного конструктора Н. И. Коротоношко. Будучи предшественником семейства «Суша», эта машина не требует подробного рассказа о своей конструкции: она уже давно и достаточно подробно описана в статье, посвященной . Здесь же стоит лишь отметить главные черты московского образца: стальной герметизированный кузов с высокими бортами, обеспечивавший плавучесть, волноотражающий щит с воздуховодом и навесные поплавки с пенополиуретановым наполнителем.

В отличие от будущей амфибии Урал-43221 «Суша» на нем установили только один гребной винт и люк во всю ширину крыши серийной кабины, в которой водителю приходилось работать в водонепроницаемом костюме.

В начале 1960-х, после передачи с Московского автозавода ЗИЛ в Брянск всей документации по четырехосным машинам, для СКБ под руководством В. А. Грачева наступил критический момент. Оно лишилось государственной поддержки и было вынуждено самостоятельно изыскивать заказчиков и источники финансирования. Как ни странно, именно к этому периоду относились самые смелые и наиболее оригинальные проекты вездеходов, в том числе плавающей машины ЗИЛ-135П.

ЗИЛ-135П «Дельфин» (1965–1970 гг.)
(Фотографии из архивов СКБ ЗИЛ и Романа Данилова)

Уникальная советская амфибия ЗИЛ-135П (8х8) претендовала на звание самой быстроходной в мире колесной плавающей машины, а с технической точки зрения являлась одним из направлений развития . В прежние времена она считалась лишь «гадким утенком Грачева», хотя достигала высшего мирового уровня, и в СССР не получила никакого применения.

С 1961 года работы по автомобилю ЗИЛ-135П были нацелены на применение его в качестве самоходного парома «Челнок», имевшего все шансы превзойти выпускавшиеся за границей паромные машины, но уже в процессе проектирования его признали ненадежным и слишком дорогим. После переделки в законченном виде амфибия с условным названием «Дельфин» появилась зимой 1965 года.

Амфибия ЗИЛ-135П со стеклопластиковым кузовом на испытаниях в Балтийском море

1 / 2

2 / 2

Модернизированный вариант ЗИЛ-135П имел компоновку с передней кабиной управления, силовыми агрегатами в кормовом отсеке и центральным расположением пассажирского салона для размещения 22 человек. Его базой являлось длиннобазное сухопутное шасси ЗИЛ-135К с двумя 180-сильными моторами, бортовыми трансмиссиями, жесткой подвеской всех колес и системой регулирования давления воздуха в шинах, на котором смонтировали несущий корпус из стеклопластика. Привод двух гребных винтов осуществлялся от коленчатых валов двигателей через редукторы и карданы, а сами винты помещались в кольцевых подъемных и поворотных насадках, что позволило отказаться от водяных рулей.

Свои первые испытания на Москве-реке машина провалила. Повторные пробы состоялись в Балтийске на базе Балтийского флота, где в соответствии с потребностями ВМФ СССР ее переоборудовали открытым грузовым отсеком, превратив в мореходную транспортную амфибию ЗИЛ-135ТА.

Летом 1970-го представилась возможность испытать ЗИЛ-135П в качестве перегру­зочного плавсредства (лихтера) для челночной доставки грузов с рейдовых судов на берег и обратно. Для этого уже заброшенная машина была реанимирована и оснащена перегрузочным краном, а потом короткое время возила грузы на побере­жье Северного Ледовитого океана. По возвращении в лоно родного завода ее разукомплектовали.

Паромная амфибия ПММ «Волна» (1974–1985 гг.)

В истории советской автотехники для форсирования водных преград самой необычной и прогрессивной считается система самоходных четырехосных паромов с кодовым наименованием «Волна», которая до сих пор применяется в Российской армии.

Проектирование упомянутой выше паромной машины «Челнок» на базе стеклопластиковой амфибии ЗИЛ-135П привело к необходимости оснащения такой техники более прочными цельнометаллическими конструкциями. С конца 1960-х дальнейшей разработкой таких систем занималось СКБ инженерно-переправочных средств Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) из Кременчуга. В 1974-м там построили первый прототип понтонно-мостовой машины (ПММ), входившей в состав самоходного понтонного парка (СПП).

Амфибия ПММ, ее алюминиевый корпус и движители были разработаны и собраны в Кременчуге на сухопутном 300-сильном шасси , на котором смонтировали упрощенную трехместную кабину от модели ЗИЛ-135ЛМ с почти плоской передней стенкой. Передвижение на воде обеспечивали два гребных винта, расположенные в подъемных кольцевых насадках с водяными рулями.

На плоской грузовой платформе (палубе) помещались две пары уложенных друг на друга понтонов (передних и задних) и четверо средних подъемных аппарелей. На плаву они откидывались в разные стороны и вместе с палубой образовывали типовой однозвенный паром с полезной нагрузкой 42 тонны. При взаимном соединении таких машин друг с другом можно было создавать более тяжелые самоходные паромные системы или плавающие мосты для пропуска тяжелой военной техники. Все 24 амфибии, входившие в состав парка СПП, можно было в течение 30–40 минут объединить в крупные 50-тонные переправы длиной до 260 метров.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков