Тракторов lanz с калильным шаром. Интересная конструкция - трактор Lanz Bulldog

Тракторов lanz с калильным шаром. Интересная конструкция - трактор Lanz Bulldog

— Эх вы! Жизни не нюхали?! А я цельное лето, цельное лето: утром покос, вечером надои, то корова опоросится, то куры понеслись… А тут вишня взошла! Свекла заколосилась!.. Пашешь, как трактор… А ежели дождь во время усушки, а?


К чему это я? А, продолжим про "неубиваемых".

Сегодня у нас представитель другой немецкой марки: Lanz. Во время подготовки нашел интересный материал: краткий, по существу, с историей и большим количеством иллюстраций, а главное на русском. Честно говоря не вижу смысла ни его копипастить, ни особо перерабатывать - мне там почти все нравится. Бонусом в конце там идет годный пример "моделизма руками". Поэтому для интересующихся тупо даю ссылку - там есть на что посмотреть.

Краткое резюме всё-же набросаю по фирме Ланц для приличия:
- 1859 год - Генрих Ланц (Heinrich Lanz), сын владельца немецкой экспедиторской фирмы, открывает в рамках фирмы своего отца (J.P. Lanz & Co) подразделение и небольшую мастерскую по ввозу и ремонту английских сельскохозяйственных машин, попутно занимаясь активной популяризацией механизации сельского хозяйства среди немецких фермеров;
- 1870 - Генрих Ланц создает собственную фирму Heinrich Lanz & Co;
- 1878 год -вместо мастерской открывается полноценное предприятие в городе Мангейме (Mannheim) по выпуску разнообразного сельскохозяйственного оборудования, главным образом это были локомобили и молотилки;
- 1900 год - участие в Парижской выставке, где был представлен мощнейший на тот момент времени локомобиль, выдававший мощность в 260 л.с., а с кратковременной перегрузкой и вовсе 450 л.с.;
- 1905 год - Генрих Ланц умирает, оставляя компанию сыну - Карлу Ланцу. На тот момент это одно из крупнейших, а то и крупнейшее предприятие Европы может похвастаться штатом в 3000 сотрудников, годовым производством примерно в 900 молотилок и 1400 локомобилей, представительствами практически по всей Европе, включая Москву, Одессу, Ростов-на-Дону и Варшаву;
- 1910 год - новый рекорд - на выставке в Брюсселе показан локомобиль мощностью 1000 л.с.;
- 1911 год - начало производства дирижаблей Schütte-Lanz, которых до 1918 года построили 22 шт;
- 1912 год - постройка самоходного культиватора "Köszegi" с четырехцилиндровым двигателем в 70 л.с. В том же году строится тяжелый трактор Ланц «Ландбаумотор» (Landbaumotor), который закупало военное ведомство для буксировки артиллерийских орудий. Фирма Ланц становится в том числе крупным военным поставщиком;
- 1921 год - первый выпущенный трактор Bulldog - HL 12, конструкции Фрица Хубера (Fritz Huber), родоначальник семейства одноцилиндровых полу-дизельных тракторов, потомки которого продолжали производиться до 1960 года;
- 1926 год - вышел трактор HR2 - компоновочные решения этого трактора создали основу для всех последующих тракторов Lanz;
- 1945 год - завод разрушен на 90% . Начинается восстановление и выпуск довоенных моделей тракторов с постепенной доработкой их конструкций;
- 1956 год - поглощение фирмы Lanz концерном John Deere и выпуск новых тракторов под маркой John Deere - Lanz;
- 1960 год - прекращение выпуска тракторов Bulldog и начало выпуска тракторов фирмы JohnDeere;
- исчезновение имени Lanz из названия фирмы - завод в Манхайме теперь просто один из европейских заводов John Deere.

Хороший пример модельного исполнения трактора Lanz от Schuco показал коллега vestto .
В рамках европейской журнальной серии Hachette выпустили послевоенный вариант трактора Lanz D 8506. 85 серия (HR 7) тракторов использовала горизонтальный 10,3-литровый 1-цилиндровый двухтактный двигатель. В долговременном режиме он развивал до 30 л.с., при кратковременной (до 1 часа) работе на шкиве ВОМ можно было снять до 35 л.с. В чем главная причина популярности этих машин? Во-первых это их всеядность - двигатель мог работать как на дизельном топливе, керосине, нефти, так и на отработанном или даже растительном масле. Во-вторых машины были технически просты и как следствие - недороги. Большое количество исполнений (сельскохозяйственные на стальных, обрезиненных колесах и с пневмошинами; гусеничные варианты, дорожные тягачи с разными типами кабин и более "скоростными" КПП) также способствовало объемам производства. И конечно это были достаточно надежные машины, что позволило большому их количеству дожить до наших дней, в т.ч. не прерывая трудового стажа. В Германии это очень популярный тип "ретро-трактора", имеющий большое количество клубов поклонников и собирающих свои фестивали. Так что по "легендарности" они вполне сопоставимы с Ханомагами и другими заслуженными немецкими марками.

Характерен пуск этих машин. Для начала требовалось разогреть калильную головку двигателя с помощью паяльной лампы. После её разогрева и подкачки топлива ручным насосом снималось со своего штатного места рулевое колесо и с его помощью раскручивался маховик, насаженный на коленвал двигателя. Можно посмотреть видео . После этого на этом пыхтящем и трясущемся агрегате можно и в поле, и так покататься:)

Дедушки Русского флота немецкого сельхоз-тракторостроения:

Вернемся немного назад по времени и с некоторой натяжкой покажу вам предка представленного выше трактора. Одной из важных вех в истории компании стал трактор HL12, вышедший в 1921 году. Я вам покажу фото из одной своей "оффлайновой" книги, а рассмотрю модельку одной из очень похожих машин.

Начинаю главную мистификацию поста: подменю немца довольно похожим итальянцем.

Тракторы Ланц много производили другие фирмы как по лицензии, так иногда и без, но под сильным влиянием. Примером подобной машины, как мне кажется, выступит итальянский трактор Bubba UTB 3 1926 года. Сама по себе фирма Bubba начинала с того, что в конце XIX века, являясь небольшим семейным предприятием со штатом около 20 человек кузнецов и плотников, приняласьстроить молотилки. В то время Италия, как и остальная Европа, неспешно, но уверенно механизировала свое сельское хозяйство, поэтому на рынке за отсутствием крупных фирм, которые, например, в США к тому моменту уже успели сформироваться, были в основном небольшие фирмочки, выросшие из бывших мастерских. Вот и Bubba, выпустив в 1896 году свою первую молотилку начали постепенно наращивать производство этих полезных машин.

Производством тракторов семейство Бубба занялось, как и многие фирмы в отрасли, после Первой мировой войны. В 1917-1919 годах на итальянскомрынке появились распродаваемые по небольшим ценам американские тракторы, которые были закуплены Италией для компенсации уменьшения рабочих рук в сельском хозяйстве во время войны. Из 6500 купленных Италией тракторов 4527 были проданы в частный сектор. Появление их увеличило интерес к тракторам и стимулировало рост спроса на тракторную технику. На этой волне, чтобы не отставать от конкурентов, Bubbaв 1924 году выпускают собственную модель трактора. В отличии от американского рынка на итальянском рынке двигатели работающие по циклу Отто не прижились, считаясь ненадежными и сложными в обслуживании. Основные итальянские производители того времени, такие как Landini, Orsi, Breda и Casali выпускали подобные Ланцам машины с калильными головками и одним горизонтальным цилиндром, термосифонным охлаждением и другими параллелями в конструкции. Первые модели Bubba не стали исключением - UTC3, UTC4 и UTC5 (Ulisse trattore Case) были получены толи установкой собственного калильного двигателя на трактор Case, толи капитальной переделкой родного двигателя.

Улисс - внук главы семейства Пьетро Бубба, стал главным конструктором тракторов ещё не закончив Политехнического института в Турине. Он считается одним из самых плодовитых и талантливых конструкторов калильных двигателей в Италии. В 1926 году Bubbaвыпускают модель UTB3, модель которой и сделали Hachette для европейской журнальной серии. Этот трактор строили уже на собственном шасси. Одноцилиндровый двигатель объёмом 11.756 см3(диаметр поршня - 240мм, ход - 260мм)выдавал 25-30л.с. при 500 об/мин. КПП с двумя прямыми и одной задней передачей. Весил трактор около 3 тонн. В 1927 году умирает глава семьи - Пьетро Бубба. В 1929 году компания, как и многие другие, сильно страдает от мирового финансового кризиса, в результате которого в 1930 году её перекупают другие собственники. В результате из семейной фирмы SaS Pietro Bubba & Co преобразуется в Bubba SA, а за членами семьи остается только техническое руководство производством. В 1929-30 годах с большими финансовыми и другими трудностями Bubbaвыпускают один из самых своих успешных и очень надежных тракторов - UT2. Очень многие из примерно 500 выпущенных экземпляров дожили до наших дней. Также Bubba выпускают несколько гусеничных тракторов:в 1936 году первенца C 35, сменившегося позже моделями D 42, Centauro и Ariete.

В 1936 году Улисс Бубба, сразу после разработки C 35, ссорится с директором - Луиджи Лодиджиани (Luigi Lodigiani) и уходит из фирмы вместе со своим отцом Федерико Бубба. В 1941 году общество переименовывают в società Italtractor и переводят производство в город Вогера (Voghera). После войны будет еще несколько смен собственников и названий, основным из которых будет Arbos-Bubba. Послевоенные тракторы уже использовали полноценные дизельные двигатели, которые закупали у Perkins и Deutz. В 1956 году в названии фирмы остается только Arbos. Также периодически меняя собственников и структуру эта фирма выпускает зерноуборочные комбайны, пока окончательно не закрывается в 1994 году.

upd: вынесу в отдельную строку ссылку с видео работающего трактора, а то на старом месте она была по недоработке.

Как бы "семейное" фото:

По сложившейся традиции выкладываю «эталонные» фото:

Всем спасибо за внимание!

«Кто понял жизнь, тот больше не спешит». Уж не знаю, зачитывался ли достопочтенный немецкий дедушка Хуберт Вирт поэзией Омара Хайяма, но его образ жизни абсолютно вписывается в философию, обозначенную знаменитой строкой персидского философа. Пенсионер из баварского городка Форххайма любит путешествовать, а в качестве средства передвижения он использует старинный немецкий трактор Lanz Bulldog, который тянет за собой пивную бочку на колесах (на самом деле это переоборудованная под кемпер передвижная сауна).

Но почему на тракторе? Герр Вирт на этот вопрос отвечает примерно так: дескать, я пенсионер, свободного времени у меня много, и я люблю смотреть мир. Но не бегом, а с чувством, с толком, с расстановкой. И с остановками каждые сто километров. Старенький (но вполне бодрый) железный Бульдог способен делать не более 20 км/ч, так что за день много не проедешь. Да и не хочется особо: общительный немец, по его словам, любит заводить новые знакомства. С этим проблем нет: его незаурядная персона, восседающая за рулем довоенного механизма, всегда вызывает самый живой интерес у публики. Вот только как с Хубертом общаться, если по-английски дедушка не разговаривает в принципе, не говоря уже о русском?

В Москве тракторист остановился на территории кемпинга в Сокольниках, куда я и отправился, чтобы познакомиться и с ним, и с его достопримечательным трактором. Техника и в самом деле прелюбопытнейшая. Начнем с того, что Lanz Bulldog - это самый распространенный в мире трактор. В свое время он был настолько популярен как в самой Германии, так и за ее пределами, что само название модели у немцев стало нарицательным: все небольшие трактора они величают бульдогами. А еще «бульдожка» интересен своим мотором.



Для того чтобы запустить двигатель, приходится вначале разогревать калильную камеру при помощи паяльной лампы, которая устанавливается непосредственно под запальным шаром. Процесс запуска занимает порядка 5–10 минут в зависимости от температуры воздуха. Зрелище почти инфернальное!

Для того чтобы запустить двигатель, приходится вначале разогревать калильную камеру при помощи паяльной лампы, которая устанавливается непосредственно под запальным шаром. Процесс запуска занимает порядка 5–10 минут в зависимости от температуры воздуха. Зрелище почти инфернальное!


Это так называемый калильный двигатель (он еще известен как нефтяной) внутреннего сгорания. Ключевая особенность - наличие калильной камеры, которая также именуется калоризатором или запальным шаром (в английском языке эта штука обозначается как hot bulb - горячая лампа). Принцип работы основан на воспламенении от сжатия, и в этом смысле калильный мотор близок к дизелю. Топливо впрыскивается через форсунку и испаряется от соприкосновения с разогретыми стенками камеры, а затем смешивается с воздухом, поступающим через дроссель, и, сжимаясь, воспламеняется. Степень сжатия у такого мотора невелика - порядка 6:1 (для сравнения - у дизеля этот же показатель варьируется от 18:1 до 22:1). Работать калильный мотор может почти на всем, что пахнет: от сырой нефти и креазота до растительного масла. Хуберт Вирт кормит своего Бульдога дизтопливом.

Интересная конструкция - трактор Lanz Bulldog. Довоенная история фирмы Lanz.

Лишь любитель истории авто- и мото-техники сможет сегодня вспомнить название немецкой фирмы Lanz, а между тем, в первой половине 20го века это был один из крупнейших производителей тракторов и различной сельскохозяйственной техники в Европе. Фирма ведет свою историю с 1859 года, когда молодой предприниматель Генрих Ланц (Heinrich Lanz), основал транспортно-экспедиционную компанию J.P. Lanz & Co. Позже при компании была построена ремонтная мастерская, которая преобразовалась в собственное полноценное производство, открытое в Манхайме 1870 г. Фирма специализируется на литье чугуна и выпуске различных сельскохозяйственных машин, ручных и паровых молотилок, локомобилей, многофункциональных двигателей и даже…дирижаблей! Чтобы оценить масштаб этого предприятия, достаточно перечислить города, в которых располагались представительства фирмы в начале XX века: Бреслау, Берлин, Регенсбург, Амстердам, Афины, Москва, Мадрид, Лиссабон, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Данциг, Гамбург, Кёнигсберг, Кёльн, Каир, Константинополь, Одесса, Мюнхен, Париж, Ростов-на-Дону, София, Тунис, Варшава. География впечатляет!

Основатель фирмы Хайнрих Ланц

Логотип компании

В 1912 г. один из первых тяжелых тракторов фирмы Lanz «Ландбаумотор» (Landbaumotor) с 15-литровым двигателем мощностью 90 л.с. стал использоваться в германской армии для буксировки тяжелых пушек и мишеней. Различные версии этого трактора получили широкое распространение па полях Первой мировой войны, выполняя различные роли. Самая мощная версия с бензиновым двигателем «выжимала» 120 л.с.
фото трактора Landbau-motor

фото трактора Landbau-motor

фото трактора Landbau-motor

фото трактора Landbau-motor

Артиллерийский тягач Ланц времен Первой мировой войны

Кроме того, компания даже выпускала паровые катки!

После поражения Германии в Первой мировой войне фирме пришлось сконцентрироваться на выпуске мирной продукции. В 1921 году появился первый трактор Lanz-Bulldog, ставший родоначальником большого семейства тракторов, которые находились в производстве с 1921 по 1960 год. За это время было выпущено более 220 тысяч «Бульдогов». Благодаря использованию 1-цилиндровых калильных двигателей трактора Ланц Бульдог обладали двумя важными достоинствами: неприхотливостью и низкой стоимостью, что обеспечило высокий спрос среди бюргеров.

На фото: Самый первый Бульдог, построенный в 1921 году.

Модель 1929 года с фарами в виде карбидовых ламп.

Модель, которая могла передвигаться по рельсам и использовавшаяся на крупных заводах и фабриках.

Самая маленькая модель бульдога, которая носила название Мопс.

Теперь сконцентрируемся на основной части этой статьи. Более поздние бульдоги, выпускавшиеся в 30-40х годах являются основными героями данной работы, так как я собирал модели именно таких тракторов. От ранних машин они отличались более высокой мощностью двигателя (диапазон от 20 до 55 л.с.), размерами, а также ходовой частью. Можно выделить несколько основных видов, (причем в рамках одного вида имелись трактора разных моделей, которые могли радикально отличаться друг от друга внешним обликом, мощностью двигателя, назначением и т.д.:

Lanz Acker-Bulldog – трактора с цельнометаллическим колесами для сельского хозяйства. Конструкция их колес подразумевала использование тракторов на рыхлой почве и перемещение, в основном по грунтовым дорогам. Создавались сугубо для осуществления работ в поле.

На фото: Acker-Bulldog, агрегатированный с хлебоуборочной жаткой

На фото: Acker-Bulldog`и на сборочной линии завода

Lanz Ackerluft-Bulldog – сельскохозяйственные трактора с обычными покрышками, которые расширяли возможности использования тракторов. На них можно было комфортно перемещаться и по дорогам с твердым покрытием, соответственно спектр решаемых задач не ограничивался полевыми работами. Эти трактора могли буксировать и прицепы с грузами между деревней и городом.

На фото: Ackerluft-Bulldog`и на пахотных работах

Обратите внимание, что на снимке трактор с двухскатными задними колесами для уменьшения давления на грунт

Lanz Verkehrs-Bulldog – трактора-тягачи для буксирования грузов на прицепе, оснащавшиеся колесами с резиновыми бандажами или с обычными покрышками. Изначально создавались для перемещения по дорогам с твердым грунтом и использования вне сельского хозяйства. Широко использовались транспортными компаниями, в промышленности при дорожном строительстве.

На фото: некий водяной насос, прицепленный к Lanz Verkehrs-Bulldog

На фото: перевозка какой-то бочки, явно лёгкой.

Lanz Bulldog Raupe. Это гусеничная версия обычного бульдога, которая заметно отличалась конструктивно от основной версии. Главным отличием была гусеничная ходовая и рычаги управления вместо руля. Предназначалась, также, в основном для нужд сельского хозяйства, обеспечивая гораздо лучшую проходимость и меньшее удельное давление на грунт, чем у колесных версий.

Lanz Bulldog Raupe

Lanz Bulldog Raupe

Lanz Bulldog Raupe

Lanz Eil-Bulldog (скоростной бульдог). В отличие от классических тракторов, их оснащали открытыми кабинами, оснащенными дверьми, ветровыми стеклами и складными крышами или полностью закрытыми кабинами как у грузовых автомобилей, передними и задними крыльями, автомобильными фарами, 6-ступенчатыми коробками передач, более мягкой подвеской и пневматическими шинами. Эти тягачи служили для буксировки по шоссе большегрузных прицепов полной массой 5–10 т, развивая скорость 35–40 км/ч. В основном они использовались частными транспортными компаниями для буксировки всевозможных грузов.

Lanz Eil-Bulldog

Lanz Eil-Bulldog

Lanz Eil-Bulldog

Lanz Holzgas Bulldog – эта ветвь эволюции появилась вынужденно, в связи с острой нехваткой топлива в Германии в годы второй мировой войны. Трактора версий Ackerluft-, Verkehrs- и Eil-Bulldog оборудовались котлами для обеспечения возможности перемещаться на угле или дровах. Таким образом, котлом мог быть оборудован как стандартный с\х Бульдог, так и тягач или Скоростной бульдог.

Lanz Holzgas Bulldog

Lanz Holzgas Bulldog

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
1-цилиндровые калильные двигатели с горизонтально расположенным цилиндром работали практически на всём, что горит - от сырой нефти и газолина до растительного масла и отработки. Первичное зажигание осуществлялось следующим образом: перед запуском двигателя калильный шар нагревался с помощью обычной паяльной лампы (!).

Лампа нагревала калильную головку, выполненную в виде сферической полости, попадая в которую топливо мгновенно испарялось. Воспламенение паров топлива происходило, как в обычных дизелях - от сжатия. Для уверенного пуска предусматривалась возможность подачи топлива спринцовкой непосредственно в калильную головку. Для дальнейшей работы внешний нагрев калильной камеры был не нужен, её температура поддерживалась на нужном уровне за счёт сгорания основного топлива. Непременной деталью конструкции всех «Бульдогов» был очень массивный маховик, позволявший трактору двигаться, пока единственный цилиндр собирался с мыслями для очередного рабочего хода. Конечно, эффективность калильного мотора была не высока, но возможность лить в топливный бак любую горючую жидкость, обеспечивала высокий спрос на эти трактора, тем более, что с каждым годом войны в рейхе усиливался дефицит топлива.

Единственным серьёзным эксплуатационным недостатком была тряска от тяжёлого чугунного поршня горизонтально перемещавшегося в цилиндре объёмом более 10 литров, и хоть в более поздних моделях применялись компенсирующие сектора на маховиках, полностью устранить вибрации оказалось невозможно.

На фото: "Рентген" передней части трактора

Видеоролик, хорошо иллюстрирующий процесс запуска двигателя трактора Lanz Bulldog. Кроме того, можно оценить очень своеобразный звук работающего мотора.


Когда я занялся постройкой мини-серии тракторов Lanz-Bulldog в 35 масштабе, то даже не мог предположить на сколько эта тема захватит меня. Начав собирать информацию об этих тракторах, я был просто сбит с толку обилием видов и модификаций. Дабы немного разгрести ту кашу, которая образовалась в голове после ознакомления с литературой и сайтами, посвященными Бульдогам, решил написать небольшую статью. Основным ее фокусом стали те модели Бульдогов, которые находились в производстве в 1930-40 годах и использовались вермахтом. Данный материал не претендует на роль серьезного исторического исследования, а скорее является попыткой структурировать собранную информацию.
_______________________________________________________________________
Лишь любитель истории авто- и мото-техники сможет сегодня вспомнить название немецкой фирмы Lanz, а между тем, в первой половине 20го века это был один из крупнейших производителей тракторов и различной сельскохозяйственной техники в Европе. Фирма ведет свою историю с 1859 года, когда молодой предприниматель Генрих Ланц (Heinrich Lanz), основал транспортно-экспедиционную компанию J.P. Lanz & Co. Позже при компании была построена ремонтная мастерская, которая преобразовалась в собственное полноценное производство, открытое в Манхайме 1870 г. Фирма специализируется на литье чугуна и выпуске различных сельскохозяйственных машин, ручных и паровых молотилок, локомобилей, многофункциональных двигателей и даже…дирижаблей! Чтобы оценить масштаб этого предприятия, достаточно перечислить города, в которых располагались представительства фирмы в начале XX века: Бреслау, Берлин, Регенсбург, Амстердам, Афины, Москва, Мадрид, Лиссабон, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Данциг, Гамбург, Кёнигсберг, Кёльн, Каир, Константинополь, Одесса, Мюнхен, Париж, Ростов-на-Дону, София, Тунис, Варшава. География впечатляет!

Завод фирмы Ланц

Основатель фирмы Хайнрих Ланц

Логотип компании

В 1912 г. один из первых тяжелых тракторов фирмы Lanz «Ландбаумотор» (Landbaumotor) с 15-литровым двигателем мощностью 90 л.с. стал использоваться в германской армии для буксировки тяжелых пушек и мишеней. Различные версии этого трактора получили широкое распространение па полях Первой мировой войны, выполняя различные роли. Самая мощная версия с бензиновым двигателем «выжимала» 120 л.с.

фото трактора Landbau-motor


Артиллерийский тягач Ланц времен Первой мировой войны

Кроме того, компания даже выпускала паровые катки!

После поражения Германии в Первой мировой войне фирме пришлось сконцентрироваться на выпуске мирной продукции. В 1921 году появился первый трактор Lanz-Bulldog, ставший родоначальником большого семейства тракторов, которые находились в производстве с 1921 по 1960 год. За это время было выпущено более 220 тысяч «Бульдогов». Благодаря использованию 1-цилиндровых калильных двигателей трактора Ланц Бульдог обладали двумя важными достоинствами: неприхотливостью и низкой стоимостью, что обеспечило высокий спрос среди бюргеров.

Самый первый Бульдог, построенный в 1921 году.

Модель 1929 года с фарами в виде карбидовых ламп.

Модель, которая могла передвигаться по рельсам и использовавшаяся на крупных заводах и фабриках.

Самая маленькая модель бульдога, которая носила название Мопс.

Теперь сконцентрируемся на основной части этой статьи. Более поздние бульдоги, выпускавшиеся в 30-40х годах являются основными героями данной работы, так как я собирал модели именно таких тракторов. От ранних машин они отличались более высокой мощностью двигателя (диапазон от 20 до 55 л.с.), размерами, а также ходовой частью. Можно выделить несколько основных видов, (причем в рамках одного вида имелись трактора разных моделей, которые могли радикально отличаться друг от друга внешним обликом, мощностью двигателя, назначением и т.д.:

Lanz Acker-Bulldog – трактора с цельнометаллическим колесами для сельского хозяйства. Конструкция их колес подразумевала использование тракторов на рыхлой почве и перемещение, в основном по грунтовым дорогам. Создавались сугубо для осуществления работ в поле.

Lanz Ackerluft-Bulldog – сельскохозяйственные трактора с обычными покрышками, которые расширяли возможности использования тракторов. На них можно было комфортно перемещаться и по дорогам с твердым покрытием, соответственно спектр решаемых задач не ограничивался полевыми работами. Эти трактора могли буксировать и прицепы с грузами между деревней и городом.



Обратите внимание, что на снимке трактор с двухскатными задними колесами для уменьшения давления на грунт

Lanz Verkehrs-Bulldog – трактора-тягачи для буксирования грузов на прицепе, оснащавшиеся колесами с резиновыми бандажами или с обычными покрышками. Изначально создавались для перемещения по дорогам с твердым грунтом и использования вне сельского хозяйства. Широко использовались транспортными компаниями, в промышленности при дорожном строительстве.


Кроме того, существовало два радикально отличающихся семейства: гусеничные и скоростные Бульдоги.

Lanz Bulldog Raupe. Это гусеничная версия обычного бульдога, которая заметно отличалась конструктивно от основной версии. Главным отличием была гусеничная ходовая и рычаги управления вместо руля. Предназначалась, также, в основном для нужд сельского хозяйства, обеспечивая гораздо лучшую проходимость и меньшее удельное давление на грунт, чем у колесных версий.


Lanz Eil-Bulldog (скоростной бульдог). В отличие от классических тракторов, их оснащали открытыми кабинами, оснащенными дверьми, ветровыми стеклами и складными крышами или полностью закрытыми кабинами как у грузовых автомобилей, передними и задними крыльями, автомобильными фарами, 6-ступенчатыми коробками передач, более мягкой подвеской и пневматическими шинами. Эти тягачи служили для буксировки по шоссе большегрузных прицепов полной массой 5–10 т, развивая скорость 35–40 км/ч. В основном они использовались частными транспортными компаниями для буксировки всевозможных грузов.


Lanz Holzgas Bulldog – эта ветвь эволюции появилась вынужденно, в связи с острой нехваткой топлива в Германии в годы второй мировой войны. Трактора версий Ackerluft-, Verkehrs- и Eil-Bulldog оборудовались котлами для обеспечения возможности перемещаться на угле или дровах. Таким образом, котлом мог быть оборудован как стандартный с\х Бульдог, так и тягач или Скоростной бульдог.


____________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
1-цилиндровые калильные двигатели с горизонтально расположенным цилиндром работали практически на всём, что горит — от сырой нефти и газолина до растительного масла и отработки. Первичное зажигание осуществлялось следующим образом: перед запуском двигателя калильный шар нагревался с помощью обычной паяльной лампы (!).

Лампа нагревала калильную головку, выполненную в виде сферической полости, попадая в которую топливо мгновенно испарялось. Воспламенение паров топлива происходило, как в обычных дизелях - от сжатия. Для уверенного пуска предусматривалась возможность подачи топлива спринцовкой непосредственно в калильную головку. Для дальнейшей работы внешний нагрев калильной камеры был не нужен, её температура поддерживалась на нужном уровне за счёт сгорания основного топлива. Непременной деталью конструкции всех «Бульдогов» был очень массивный маховик, позволявший трактору двигаться, пока единственный цилиндр собирался с мыслями для очередного рабочего хода. Конечно, эффективность калильного мотора была не высока, но возможность лить в топливный бак любую горючую жидкость, обеспечивала высокий спрос на эти трактора, тем более, что с каждым годом войны в рейхе усиливался дефицит топлива.

Единственным серьёзным эксплуатационным недостатком была тряска от тяжёлого чугунного поршня горизонтально перемещавшегося в цилиндре объёмом более 10 литров, и хоть в более поздних моделях применялись компенсирующие сектора на маховиках, полностью устранить вибрации оказалось невозможно.


Видеоролик, хорошо иллюстрирующий процесс запуска двигателя трактора Lanz Bulldog. Кроме того, можно оценить очень своеобразный звук работающего мотора!

_________________________________________________________________
НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
В годы Второй мировой войны трактора Lanz Bulldog активно использовались не только в тылу, но и в составе вооруженных сил. Как известно, с началом милитаризации Германии, вся автотранспортная техника была подвергнута стандартизации в интересах армии и упрощения массового производства. Например, грузовики и полугусеничные тягачи по своим характеристикам делились на несколько основных классов и заводы могли выпускать лишь эти машины. Все остальное снималось с производства. В 1939 году, программа военной стандартизации производства коснулась и тракторов фирмы Lanz. Bulldog-Programm включала в себя шесть типов тракторов, отличающихся мощностью двигателя (15, 20, 25, 35, 45, 55 л.с.). В течение всей войны эти трактора активно использовались в вермахте для буксировки различных прицепов и грузов, а в люфтваффе и кригсмарине в качестве аэродромных и портовых тягачей.



После окончания войны, «Бульдоги» не утратили популярности, ведь в опустошенной Германии потребность во всеядных и неприхотливых тракторах только увеличилась! Осовремененные Бульдоги выпускались до 1960 года. Более того, в целом ряде стран в конце 40х годов стали производится копии Бульдогов: Lanz Iberica в Испании, Le Percheron во Франции, KL Bulldog в Австралии, Ursus в Польше и El Pampa в Аргентине.

Страницы из инструкции по использованию тракторов Бульдог

Страницы из инструкции по использованию тракторов Бульдог

В 1956 году компания Heinrich Lanz AG была перекуплена крупным американским призводителем сельхозтехники Deere & Company, и переименована в “John Deere-Lanz”. В 1960 году вместе со снятием с производства семейства тракторов Bulldog, имя Lanz кануло в лету. Но на этом история не заканчивается, имя Бульдог – стало нарицательным. До сих пор, все небольшие трактора в Германии называют Бульдогами.

Кстати, в настоящее время в Германии существует несколько клубов ценителей тракторов Lanz Bulldog и огромное количество этих интересных машин разбросано по частным коллекциям. Любой желающий может увидеть все это многообразие воочию, во время регулярных слетов-состязаний владельцев тракторов и в дни сельских праздников.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков