Электронная система esp. Что такое ESP и как она работает

Электронная система esp. Что такое ESP и как она работает

Современная жизнь стремительно развивается, прогресс уже невозможно остановить. Различные новинки и инновации появляются во всех сферах жизни. Коснулся прогресс и автомобилей. На сегодняшний день в машинах различных электронных частей не меньше, чем в каком-либо высокотехнологичном оборудовании. Что-то из систем появилось пару лет назад, что-то изобрели давно и успешно применяют до сих пор. Так, одна из тех, которые разработаны в недалеком прошлом - система ESP. По-другому ее называют системой курсовой устойчивости. Для обычного водителя это очень полезный помощник, особенно зимой.

Роль ESP в движении

Впервые ESP была установлена на автомобиль в 1995 году, а разработали ее в 1959 году. Кстати, в качестве разработчиков выступает компания «Мерседес-Бенц». С 95 года данной системой комплектовались модели «Мерседес-Бенц CL 600», а затем и все модели S-класса. Сегодня ESP устанавливается в качестве опции - это актуально для любой модели. При этом нет зависимости от класса автомобиля. Система ESP может быть даже в недорогих моделях, например, в новой линейке автомобилей ВАЗ.

Данная система и тогда, и сейчас является логическим продолжением активных систем безопасности движения. Электронный контроль за устойчивостью авто невозможен без ABS, а также технологии, препятствующей пробуксовке колес ведущей оси. Эти решения не могут работать без определенных датчиков и группы исполнительных устройств.

Инновационность системы ESP в том, что она контролирует угол поворота машины вокруг своей оси. Другими словами, электроника вовремя может распознать снос или занос авто. ESP помогала вернуть контроль за управлением, если он по каким-либо причинам был потерян.

Устройство

Современные реализации ESP находятся в тесной взаимосвязи с системой ABS, антипробуксовочными системами, ЭБУ. В работе активно опрашиваются и используются датчики. ESP - это цельная система, которая работает комплексно и обеспечивает целый набор различных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий.

Система курсовой устойчивости ESP состоит из электронного блока-контроллера. Он постоянно опрашивает датчики, а также анализирует и просчитывает данные. Блок управления всегда знает, с какой частотой вращаются колеса, на какой угол повернуты рулевые колеса, какое давление сейчас в контурах тормозной системы.

Датчики

Основную информацию блок получает от двух важных элементов. Это датчик угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения - его иногда называют G-сенсором. Именно данный элемент призван фиксировать боковое скольжение на вертикальной оси, величину этого скольжения и другие параметры. В каждый из моментов ESP точно знает скорость автомобиля, какие обороты двигателя, идет ли машина прямо или ушла в занос.

В систему входят следующие компоненты. Это сенсоры количества оборотов для каждого из колес. Они являют собой обыкновенные элементы, имеющиеся во всех ABS. Работают на базе эффекта Холла.

В устройстве имеется датчик скорости, а также угла поворота машины вокруг своей оси. В современных решениях имеется датчик угла поворота автомобиля вокруг оси и контроллер ускорения вращения.

При необходимости система ESP воздействует на тормозные механизмы определенных колес. Для этого применяется гидроблок, являющийся частью системы контроля тормозных усилий. С помощью этого блока осуществляется зажим или отпускание тормозных дисков.

Не менее важной частью является датчик угла поворота руля, а также электронный блок управления.

Принцип действия

Главная задача, которая стоит перед такой системой - это выравнивание машины в сторону, в которую направлены передние колеса. Работает это следующим образом.

ЭБУ получает всю необходимую информацию с датчиков. Если информация не сходится, то система автоматически в принудительном режиме берет под свой контроль системы подачи топлива и тормозную. Этого достаточно, чтобы выровнять автомобиль по направлению пары управляемых колес на передней оси. Но все же важно понимать, что даже самая дорогая и качественная система стабилизации ESP не настолько умная, чтобы точно знать и определять, где на дороге безопасный участок. Водитель должен самостоятельно направлять колеса. А ESP помогает проделывать все прочие действия.

Система при необходимости замедляет определенные колеса на автомобиле или же ослабляет усилие на тормозной цилиндр, если водитель давит на соответствующую педаль. Система способна влиять на работу мотора, тем самым не позволяя передней оси испортить ситуацию.

Примеры

Опытные водители часто отключают данную систему, так как уверены, что в экстренной ситуации она не поможет, что они имеют большой опыт и могут полагаться только на него и свои умения. Однако часто это не больше, чем заблуждения. При необходимости система за счет электронного алгоритма подбирает единственно правильный уровень подачи топлива и задействует только те колеса, которые нужно оттормозить для того, чтобы стабилизировать движение.

Если передние колеса пошли в снос, потому что при входе в поворот была излишняя управляемость, то система задействует в работу задние тормозные механизмы и притормозит колеса, находящееся на внутреннем радиусе. Это позволит выровнять переднюю часть и предотвратить ДТП.

Иногда возникают и обратные случаи, когда машина плохо управляется и возникают скольжения в поворотах. При этом может занести заднюю часть. В такой ситуации электронная система ESP задействует передние тормоза, снижая скорость на том из колес, которое движется на внешнем радиусе.

ESP или опыт?

Некоторые водители, имеющие действительно большой опыт, считают, что электроника мешает движению. Многие опровергли этот миф. Первым делом, человек даже при условии полного контроля физических возможностей, при наличии феноменальных способностей не сможет действовать так же точно и быстро, как электроника. И далее, чтобы убедиться в эффективности электроники, можно выехать на ледяной полигон.

На высоких скоростях шансы не улететь за пределы дороги гораздо больше у авто, на борту которых имеются электронные помощники, в том числе и ESP. Люди, уверенные, что система стабилизации лишняя в машине, просто закрывают глаза и забывают некоторые законы физики, не зная принцип действия ESP.

Характерные неисправности

О любой неисправности в системе ESP будет сигнализировать контрольная лампа на панели приборов. Среди причин можно выделить обрыв в электрической проводке любого из датчиков, сбои и неисправности в электронном блоке, сбои в работе датчика тормозного усилия, выход из строя щеток блока ESP.

В случае если были обнаружены неисправности, следует срочно провести компьютерную диагностику автомобиля. Чаще всего проблемы владельцам доставляет система ESP «Форда».

Враг или друг?

Нужно признать, что данная система в очень редких ситуациях действительно может навредить водителю. Однако в водительской практике таких ситуаций очень мало, и из-за этого не стоит недооценивать ESP.

Некоторые водители заявляют, что это не помощник, а строгий электронный «ошейник». Так, система не позволяет хулиганить за рулем. Большинство автомобилей не имеет функции отключения ESP, и это препятствует полной реализации мощности авто в условиях бездорожья. Но для обычных водителей это очень полезная вещь.

Итак, мы выяснили, что собой представляет электронная система ESP в автомобилях.

Установленная в автомобиле система стабилизации движения часто сохраняет жизнь и здоровье водителю в аварийной ситуации. Каков же принцип работы этой системы?

Система стабилизации (она же система поддержания курсовой устойчивости или ESP) образует вместе с ABS, антипробуксовочной системой двигателя и блоком его управления систему предотвращения аварийных ситуаций. Конкретно система курсовой устойчивости имеет блок-котроллер для обработки поступающих сигналов и множество датчиков, анализирующих положение руля, скорость движения колеса, давление тормозной системы и многое другое.

Точная работа системы стабилизации движения осуществляется за счет двух датчиков:

  • датчик поперечного ускорения (он же G-сенсор);
  • датчик измерения угловой скорости от вертикальной оси.

Благодаря работе этих элементов измеряется боковое скольжение, его степень и опасность. Полученные сигналы принимает блок-контроллер и анализирует, соответствуют ли они заданным в программе изначально.

Датчики ESP сообщают системе всю необходимую информацию:

  • скорость автомобиля;
  • боковое скольжение;
  • количество оборотов двигателя в режиме реального времени;
  • угол поворота руля;
  • прочие характеристики движения.

Как только полученные данные расходятся с программными, блок-контроллер вмешивается в работу автомобиля, чтобы не допустить аварийную ситуацию.

Как контроллер действует:

  1. Выбирает, на каком колесе или группе колес запустить частичную систему торможения.
  2. Запускает саму систему, в зависимости от ситуации, с помощью гидромодулятора ABS.
  3. Подает сигнал к блоку управления двигателем.
  4. Сокращается подача топлива.
  5. Уменьшается крутящий момент колес.

Таким образом, система работает комплексно, воздействуя на все возможные рычаги управления автомобилем, чтобы выровнять ситуацию на дороге. Невзирая на то, разгоняется автомобиль, тормозит или плавно движется по дороге, система ESP работает. При этом, в зависимости от привода автомобиля, ситуации на дороге и состояния транспортного средства, реакция может быть разной. Так, к примеру, когда датчик углового ускорения фиксирует занос задней оси, блок-котроллер в первую очередь уменьшает подачу топлива через блок управления двигателем. Потом, если ничего не происходит, запускается система ABS, притормаживая одно из передних колес, и т. д.

Насколько удобно автомобилистам использовать систему ESP?

Для профессиональных гонщиков, любителей экстремальной езды система курсовой устойчивости будет только мешать и не принесет ничего полезного. Ведь когда автомобиль заносит, а водителю нужно с этим справиться, он давит на газ. А система стабилизации движения просто не будет давать это сделать, постоянно ограничивая скорость в данном случае. Ведь при заносе крутящий момент снижается, а также сокращается подача топлива в двигатель, в то время как водителю-гонщику нужно наоборот увеличение его количества.

Чтобы таким водителям было комфортно руководить современными автомобилями, во многих из них предусмотрели функцию отключения системы курсовой устойчивости. Это либо специальная кнопка, либо определенный порядок действий, при выполнении которых функция отключится. Кроме того, чтобы водителю во время экстренной ситуации хоть немного предпринять самостоятельные действия (ведь компьютер оценивает не все риски на дороге), система ESP запускается не сразу во время угрозы, а на миг позже, позволяя человеку вмешаться в ход событий.

Тем же, кто не обладает профессиональными навыками вождения и не использует экстремальную езду в повседневной жизни, лучше все же не отключать систему стабилизации движения. Ведь при малом опыте вождения или слабых навыках безопасность должна быть выше временных неудобств во время вождения. Автомобиль с ESP придает водителю больше уверенности в себе, но не следует думать, что эта система способна на чудо. Система позволяет лишь максимально сгладить последствия аварийной ситуации, но не устраняет их полностью, поэтому не стоит рисковать без надобности, думая о возможностях автоматики.

Насколько популярна система ESP сегодня?

ESP - сравнительно молодая технология. И если ранее она была доступна только на единичных автомобилях, то сейчас в ее установке нет проблем. Правда, некоторые производители до сих пор предлагают ее как опцию, за которую нужно доплатить, что выглядит странно. Большинство покупателей, которые все же поставили ESP, уверены в ее необходимости.

А как дело обстоит в Европе? Насколько водители этих стран лояльны к ESP? Ведь Европа - центр технологий и цивилизованности, поэтому там активно внедряются системы и приборы, улучшающие комфорт и безопасность. Но как оказалось, европейским водителям лучше лишнюю копейку потратить на повышение собственного комфорта, чем на систему безопасности, какой бы она ни была.

Так, согласно исследованиям британской группы The Society of Motor Manufacturers and Traders относительно системы стабилизации движения, сообщается, что только каждый десятый европеец знает, что такое ESP, и в чем принцип ее действия. Для остальных же этот вопрос не играет никакой роли. Им попросту неинтересна ни сама технология, ни те преимущества, которые она дает. Что тогда думать о жителях постсоветского пространства...

Грубо говоря, заказывая очередную модель автомобиля, житель Европы оставит в пренебрежении систему безопасности ради наличия кожаного салона, аудиосистемы, климат-контроля, ксеноновой подсветки и т. д. Наш рынок ничем не отличается по своим запросам от европейского - ситуация та же.

Важность наличия ESP в автомобилях свидетельствует хотя бы следующая статистика: американцы доказали, что если бы систему установили на все автомобили, количество ДТП снизилось бы в два раза. Компания Honda, в свою очередь, сообщает, что ее модели с ESP на 35% реже попадают в аварии.

Но эти данные, увы, не убеждают многих заказывать систему стабилизации движения. Так, в Великобритании только 35% покупателей желают дополнительно приобрести ESP, а в Германии показатель составляет 60%. Но если покупать модель авто от дорогого бренда, наверняка эта возможность будет уже предустановленной. Ниже список компаний, которые ставят ESP практически на все свои модели:

Исследования о ESP

Как говорилось выше, многие автолюбители Европы либо не знают о системе ESP, либо не видят в ней смысла. Поэтому британская ассоциация, упомянутая в статье, решила популяризовать эту систему, давая возможность водителям протестировать ее.

Так, сначала участников опросили, что они знают о системе курсовой устойчивости и готовы ли за нее платить. Более 30% признались, что не знают о ней, остальные же имели недостаточные знания.

Затем водителей просили ответить, что наиболее важно для них при выборе автомобиля:

  • марка;
  • имидж модели;
  • класс;
  • дизайн;
  • экономичность;
  • объем багажника и т. д.

Как правило, система стабилизации занимала у всех одно из последних мест в списке. Затем был проведен собственно заезд на авто с системой курсовой устойчивости. Его помогли организовать сотрудники Bosch. Водителям нужно было выполнить "лосиный тест" (объезд внезапно возникнувшего препятствия). В первом случае была активирована возможность работы системы ESP, во втором автомобиль двигался без нее. При этом скорость составляла около 80 км/ч. Эксперимент показал, что все водители не справились с управлением без системы безопасности. А в реальных условиях это означало бы аварию. Когда же система стабилизации работала, практически все водители справлялись с ситуацией, удерживали автомобиль и могли продолжать двигаться дальше.

Хоть эксперимент и показал ценность системы стабилизации движения, она остается непопулярной. В нашей стране также водители не отдают предпочтение этому необходимому элементу безопасности. Но с каждым годом автолюбители проявляют большую ответственность и заботу о безопасности себя и окружающих.

Нужна ли ESP в автомобиле?

Система стабилизации движения по-прежнему остается недооцененной. Клиенты предпочитают тратить лишние деньги на собственный комфорт, а не безопасность. Чтобы менять сознание людей и доносить до них важность использования ESP, нужно, чтобы они все больше узнавали о преимуществах этой системы.

Совет же всех, кто разбирается в безопасности движения, остается прежним: система ESP должна быть такой же необходимой частью автомобиля, как и ремень или подушка безопасности, ABS и прочее.

Прошло всего пара десятков лет с момента появления первой системы электронной стабилизации, а на рынке уже хорошо себя зарекомендовала ESP девятого поколения.

ЭВОЛЮЦИЯ ESP

ESP-Evolution für Pressebild 10"2014_dt und engl.ai

Для начала давайте вернемся в далекий 1978 год. Тогда впервые на автомобиле стали серийно устанавливать систему ABS (антиблокировочную систему), не позволявшую колесу во время торможения полностью блокироваться. Тем самым водитель получал возможность контролировать траекторию движения. Трудно оценить всю важность и необходимость этой системы, но тот, кто хоть раз в жизни, тормозя «в пол», пересекал четыре полосы по диагонали, не имея возможности корректировать направление движения, пользу ABS осознает в полной мере.

Прошло еще 8 лет, и на машины стали устанавливать систему TCS (Traction Control System) - противобуксовочную тормозную систему. Она предотвращает пробуксовку колес при старте. Эти системы, ABS и TCS, используют одни и те же датчики и исполнительные механизмы, разница лишь в программном обеспечении. И наконец, в 1995 году появляется первая программа стабилизации ESP. Электроника стала контролировать не только блокировку и пробуксовку колес, но и поворот автомобиля вокруг вертикальной оси - инженеры смогли обуздать занос автомобиля. Причем если первая ESP состояла из 11 элементов, то в современной системе стабилизации их всего четыре.

Основная задача этой системы - автомобиль должен ехать туда, куда повернут руль, при этом занос и рысканье исключаются. Работает она так: водитель с помощью руля задает траекторию движения, датчик угла поворота передает данные в блок управления, наряду с ними туда поступает информация от датчиков ABS, ускорения и углового вращения кузова. Два последних сейчас объединены в один корпус и размещаются непосредственно на гидроблоке. Это проще, дешевле и надежнее.

Как только данные с одного или нескольких датчиков превысят критические значения, записанные в базе данных блока управления, программа согласно заданному алгоритму действий начнет выправлять траекторию автомобиля. Сейчас это можно сделать только короткими тормозными импульсами, затормаживая то колесо, вокруг которого автомобиль должен повернуться и изменить траекторию своего движения. Если этого недостаточно и скорость входа в поворот велика, система может чуть «придушить» двигатель, тем самым уменьшая тягу на колесах. Многим активным «драйверам» такое не понравится, но для обычного водителя это хорошее подспорье.

2. Стоит ли переплачивать за ESP при покупке нового автомобиля?

Начиная с середины 2014 года все новые автомобили, выпускающиеся в Европе, должны иметь в базовой комплектации ESP. У нас пока все не так строго: новые автомобили, которые впервые получают омологацию, должны быть оборудованы этой системой, а если на них лишь продлевают сертификат, ее наличие необязательно. Надо учитывать, что если вам необходимы различные помощники, такие как система помощи при троганье в гору, имитация блокировки дифференциала, ассистент парковки и т.д., то без электронной стабилизации не обойтись. Тем, кто не хочет ездить с «электронным ошейником», можно посоветовать выбрать старую добрую классику (до 1995 года), но найти такой автомобиль в хорошем состоянии нынче весьма проблематично. Еще лучше купить новый, но с отключаемой системой ESP. В качестве примера можно привести модель MiTo компании Alfa Romeo. В зависимости от настроения и условий движения можно выбрать одну из трех базовых настроек. Dynamic - самая агрессивная , система безопасности срабатывает в последний момент, позволяя получить полное наслаждение от вождения. Режим All Weather заточен на безопасность, все электронные помощники срабатывают быстро и по максимуму. Natural - промежуточная настройка, предназначенная для повседневной езды.

3. Можно ли дооснастить автомобиль, оборудованный ABS, системой ESP?

Очень заманчиво - докупить недостающие датчики, установить их на машину с ABS и получить автомобиль, оборудованный ESP! Возможно ли это? Просмотрев несколько форумов, убедились, что не перевелись еще «кулибины». Владельцы Ford Focus второго и третьего поколений активно обсуждают тему и делятся инструкциями по переделке автомобиля. С экономической точки зрения это довольно затратное мероприятие, надо покупать новый гидроагрегат, недостающие датчики и трубки, а самое главное - иметь доступ к программам блока управления и правильно их инсталлировать.

Специалисты компании Bosch не советуют заниматься подобными экспериментами: даже если проводка будет совпадать, гидроблоки и блоки управления все равно окажутся разными. Причем могут отличаться даже версии ABS и, соответственно, в блоках управления будет загружен разный софт. Кроме того, отличаться могут и другие компоненты тормозной системы. Переделка системы активной безопасности в гаражных условиях может иметь опасные последствия. Все-таки сложными системами должны заниматься специалисты, а не любители.

4. Есть ли различия между системами ESP, которые устанавливаются на автомобили разных классов?

Конечно, есть, и это касается не только механики, но и программного обеспечения. Например, отличие гидроблоков ESP 9 Plus от Premium - в количестве поршней, создающих давление: у более дорогой Premium их шесть вместо двух у ESP 9 Plus. Бюджетному автомобилю не нужно многое из того, без чего не может обойтись бизнес-кар. Дополнительные опции сильно влияют на стоимость всей системы. Легко представить Renault Logan без просушки тормозов, однако отсутствие этой опции в списке оборудования Mercedes-Benz Е-класса недопустимо.

5. Как будут развиваться системы безопасности в ближайшем будущем?

Основная цель на ближайшее десятилетие - создать автомобиль с полностью автономной системой управления и запустить его в серию.


Для этого есть практически все необходимые предпосылки и наработки. Уже созданы прототипы, которые могут без участия водителя двигаться в обычном потоке машин, совершать различные маневры и довозить пассажиров до конечного пункта. Но такие автомобили, во-первых, очень дороги, во-вторых, пока не вполне надежны. Вначале автопилот будет работать на автотрассах, затем постепенно будет использоваться на обычных дорогах в городах. Правда, для этого надо решить ряд проблем.

Датчики, обеспечивающие анализ окружения на 360 0

По сути требуется создать систему, которая будет анализировать окружающую обстановку и выдавать правильное решение. Первый шаг уже сделан: активный круиз-контроль использует радиолокационные и видеодатчики для отслеживания дорожной ситуации впереди автомобиля.

Резервная архитектура системы

Автомобиль в ближайшее время станет намного безопаснее, у него, как и у современных самолетов, появятся различные дублирующие друг друга системы. Это, в первую очередь, необходимо для того, чтобы внезапный выход из строя одной из систем не привел к аварии.

Специалисты Bosch уже разработали технологию резервной тормозной системы. Электромеханический усилитель тормозов iBooster и ESP (электронная система курсовой устойчивости) позволяют остановить автомобиль независимо друг от друга.

Высокоточные картографические данные

Сейчас точность позиционирования современных систем навигации лежит в пределах одного метра. Для безопасного автопилота точность надо поднять как минимум раз в десять. Кроме этого актуализация карт должна происходить чаще. Наша привычка установить новые знаки на время ремонта дороги, а потом забыть их убрать может свести с ума кибернетический мозг автомобиля. Например, когда видеокамера зафиксирует «кирпич», а навигация определит дорогу как одностороннюю. Куда тогда двигаться? Ведь запрет нарушать правила дорожного движения будет основным у искусственного интеллекта.

Мы перечислили только три проблемы, в то время как на пути к созданию автопилота их десятки! И все-таки есть надежда, что лет через десять мы сможем выехать рано утром на дачу на «умном» автомобиле, а по дороге спокойно поспать еще в кресле водителя.

И , мы с вами уже поговорили, теперь настало время ESP. И вопрос звучит так: что же такое эта система в автомобиле? Отвечаем……..


ESP (Electronic Stability Program ) — если перевести на русский язык то (Противозаносная Система). Надо отметить, что эта система является самой совершенной на сегодняшний день, ибо ABS была изобретена в 70 — е года 20 го века, а первый раз ее установили на автомобили Mersedes Benz W116 (S-класс) и BMW 7-й серии. А вот система ESP появилась только в 1995 году, и создал ее тот же концерн Mersedes, впервые поставили на модели Mercedes-Benz А-класса. Основана полностью на электронике, поэтому с усовершенствованием электроники, усовершенствуется и сама система. Надо заметить, что появление системы у моделей Mercedes — Benz сказывалось не совершенной конструкцией, этих авто, попросту автомобили опрокидывались при резких поворотах, особенно резко эта проблема стояла на автомобилях A — класса. Также надо сказать, что Противозаносная система у разных производителей автомобилей называется по разному, например: у BMW — это ASC+T, у Lexus — это VSC, у Volvo — STC.

Принцип работы противозаносной системы

В современных системах автомобиля датчики являются как бы общими, поэтому ESP использует те же датчики что и ABS и EBD, однако система имеет ряд своих датчиков, такие как датчики угла, поворота рулевого колеса, боковых ускорений и вертикальных углов, то есть контролирует почти все.

Начинает работать, когда автомобиль уходит в развивающийся занос, то есть когда датчики выявляют несоответствие, между скоростями вращения колес, притормаживает определенное колесо или колеса (иногда используя и ABS) и машина стабилизируется не уходя с курса движения.

Но не смотря на всю практичность системы ESP, она не способна дать 100 % защиты, особенно при большой скорости автомобиля и при плохих дорожных условиях (снег, гололед, дождь или грязь). Если вы переборщили со скоростью, то польза от такой системы сокращается в геометрической прогрессии. И помните не одна даже самая совершенная система не спасет вас при большой скорости.

А сейчас небольшое видео, оно на английском но основные моменты понятны.

На этом все искренне ваш АВТОБЛОГГЕР

20 декабря 2017

Умение предотвратить занос и удержать на дороге скользящее боком авто всегда считалось признаком мастерства водителя. Чтобы освоить данный навык, рядовому автолюбителю надо проехать не одну сотню километров. Благодаря внедрению новой системы курсовой устойчивости (общепринятое название – аббревиатура ESP) многие автомобили «умеют» выходить из подобных ситуаций самостоятельно. Чтобы разобраться, как функция действует на практике, нужно понимать общее устройство и принцип работы ESP.

Как устроена система?

Указанная аббревиатура расшифровывается как Electronic Stability Program, что в переводе на русский язык означает «электронная система стабилизации». Следует отметить, что для бюджетных автомобилей данная функция недоступна, а в машины средней ценовой категории устанавливается опционально. Только дорогие авто оснащаются ESP в базовой комплектации, позже вы поймете почему.

Главный элемент схемы – отдельный электронный блок управления (он же – контроллер, ЭБУ), взаимодействующий со следующими датчиками:

  • измеритель вращения передних колес;
  • то же, для задних колес;
  • определитель положения рулевого колеса;
  • датчик динамических боковых нагрузок (другое распространенное название – G-сенсор, измеритель углового ускорения).

Кому доводилось разбираться в принципе действия антиблокировочной системы (ABS), наверняка увидит в приведенном списке знакомые детали – измерители вращения колес, передающие информацию контроллеру ABS.

Электронный блок ESP также управляет клапанами гидроцилиндров передних и задних тормозов плюс соединяется с основными «мозгами» автомобиля, ведающими подачей топлива в цилиндры двигателя. В автомобиле с подобным набором электроники отдельный контроллер противоблокировочной системе попросту не нужен, поскольку ABS входит в состав ESP и получает команды от главного ЭБУ.

Для поддержания курсовой устойчивости легковой машины ESP должна взаимодействовать с другими электронными «помощниками» водителя:

  • система, предотвращающая пробуксовку ведущих колес (ASR);
  • устройства автоматической блокировки свободного дифференциала (EDS);
  • система, распределяющая тормозные усилия в зависимости от условий движения (EBD).

Справка. В автомобилях премиум – класса ESP тесно связана еще с одним «помощником» – адаптивным круиз – контролем, способным полностью управлять движением авто по трассе и в городских условиях.

Нетрудно догадаться, что в бюджетных авто вышеуказанная электронная «начинка» отсутствует, а в машинысредней ценовой категории производители ставят антиблокировку колес и парочку других систем (зависит от марки и комплектации транспортного средства). Вот почему ESP доступна далеко не для каждого нового автомобиля.

Принцип действия электронной стабилизации

Во время движения авто система курсовой устойчивости работает постоянно, причем независимо от режима – в процессе разгона, торможения и езды с постоянной скоростью. Собирая данные от группы датчиков и других помогающих систем, контроллер сравнивает полученную картину с эталонной, заложенной в собственной памяти. Обнаружив отклонения, угрожающие безопасности автомобиля и пассажиров, электронный блок вмешивается в управление и старается исправить ситуацию.

Алгоритм работы ESP стоит показать на примере бокового сноса машины в левом повороте:

  1. Факт заноса отмечает датчик углового ускорения (G-сенсор) и передает информацию контроллеру.
  2. Дополнительные данные ЭБУ получает от датчиков вращения колес и положения баранки.
  3. По совокупности полученных сигналов электронный блок «понимает» скорость бокового смещения и его направление. В результате электромагнитным клапанам гидроблока отдается команда притормаживать левое заднее колесо с определенным усилием.
  4. Одновременно подается сигнал основному контроллеру автомобиля уменьшить подачу горючей смеси в цилиндры, дабы снизить передачу крутящего момента на ведущую ось.
  5. Результат: независимо от действий водителя автомобиль замедляется и выравнивается в повороте.

При взаимодействии ESP с другими электронными «помощниками» курсовая устойчивость автомобиля может обеспечиваться дополнительными средствами – временной блокировкой свободного дифференциала (межосевого и межколесного), включением антипробуксовочной системы и точным распределением тормозных усилий. В машине, оборудованной автоматической коробкой передач с электронным управлением (робот, вариатор), ESP может переключиться на пониженную скорость либо ввести в действие зимний режим.

Примечание. Если проблемы с нарушением курсовой устойчивости возникнут под управлением адаптивного круиз – контроля, последний станет действовать синхронно с остальными системами – подруливать передние колеса в нужном направлении.

По сути, активная система стабилизации избавляет автолюбителя от необходимости обучаться экстремальной езде. Входя в поворот, водитель просто вращает баранку, возлагая остальные действия на ESP. Но следует помнить, что возможности электроники не безграничны и не все аварийные ситуации она способна предотвратить.

Преимущества и недостатки ESP

Электронная система стабилизации автомобиля изобретена с единственной целью – повысить безопасность езды независимо от уровня подготовки водителя. Как говорилось выше, она всегда находится настороже и в любой момент готова подкорректировать действия автолюбителя в правильную сторону.

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что скорость реакции электроники на изменения условий движения гораздо выше, чем у любого человека . Датчики фиксируют занос на начальном этапе, а срабатывание распределенных тормозов занимает долю секунды. Дополнительный бонус – повышение комфорта в управлении при езде на длинные дистанции, когда усталость водителя играет большую роль.

Недостатки системы стабилизации автомобиля в процессе движения выглядят так:

  1. На данный момент контроллер курсовой устойчивости не умеет «вытаскивать» переднеприводный автомобиль из заноса путем повышения крутящего момента на передних колесах. Это очень действенный прием, практикуемый опытными водителями.
  2. То же касается внедорожников и легковых авто, оснащенных полным приводом на 4 колеса. В определенных условиях (например, гололед), разумное нажатие педали акселератора может дать лучший результат, чем торможение и снижение мощности на ведущей оси.
  3. ESP не слишком уверенно ведет себя в специфических условиях – при движении по рыхлому снегу либо по скользкой грунтовой дороге.
  4. Многие производители в инструкции по эксплуатации транспортного средства предупреждают, что стабилизационная электроника станет действовать некорректно, если на авто установлены шины другой размерности или баллоны не накачаны должным образом.

Для подавляющего большинства автомобилистов (особенно новичков) система курсовой устойчивости весьма полезна. Но некоторым категориям водителей ESP доставляет неудобства, например, поклонникам «месить грязь» за пределами асфальта или просто опытным автолюбителям, привыкшим ездить без вмешательства компьютера. На этот случай производители авто предусматривают отключение системы специальной кнопкой либо отдельный режим, активируемый селектором АКПП.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков