Большой расход бензина: причины. Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб

Большой расход бензина: причины. Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб

Акценты этой статьи:

  • норм ы расхода ГСМ для автотранспорта установлены действующим законодательством;
  • к базовым нормам применяются повышающие или понижающие корректировочные коэффициенты;
  • при списании топлива в учете надо сравнить фактический и нормативный рас ход топлива.

Почти каждое предприятие в своей хозяйствен-ной деятельности использует автотранспорт. Фактический расход топлива часто отличается от установленной нормы. Причины перерасхода могут быть самые разные: погодные условия, состояние дорог, пробег авто, а также нерациональное использование топлива водителем. Поэтому возникает вопрос: по каким нормам нужно списывать топливо? И как отражать в бухгалтерском и налоговом учете перерасход топлива? Ответы на эти вопросы вы найдете в консультации.

Нормы расхода ГСМ на автотранспорте

Нормы расхода ГСМ для автомобилей утверждены приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее – Нормы № 43). Там приведены базовые линейные нормы расходов топлива для более чем 1 200 моделей (модификаций) автомобилей, нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы и на работу специального оборудования, а также система коэффициентов кор-ректировки нормативных расходов топлива.

Согласно п. 1.1 Норм № 43, на предприятиях могут использоваться следующие нормы и коэффици-енты корректировки:

  • баз овая линейная норма на пробег автомо­биля;
  • норма на выполнение транспортной работы;
  • норма на тонну снаряженной массы;
  • норма на одну поездку с грузом;
  • норма на пробег при выполнении специальной работы;
  • норма на работу спецоборудования, установленного на автомобилях;
  • базовая норма на работу автономного (независимого) обогревателя.

Понижающие и повышающие коэффициенты

К нормам расхода топлива применяются различные корректирующие коэффициенты, которые повышают или понижают нормы. Причины, приводящие к применению таких коэффициентов, приведены в табл. 1 на следующей странице.

Если вам надо применить одновременно несколько корректировочных коэффициентов, тогда вы должны рассчитать суммарный коэффициент корректировки, равный сумме таких надбавок.

Таблица 1

Причины, приводящие к применению коэффициентов корректировок норм расхода топлив а

Повышение норм расхода (п. 3.1 Норм № 43)

Понижение норм расхода (п. 3.2 Норм № 43)

Работа в холодное время года.

Работа в горной местности и/или на маршрутах с холмистым рельефом.

Работа на дорогах со сложным планом.

Работа в городских условиях.

Работа с частыми остановками.

Работа, которая требует снижения скорости.

Работа в карьерах, езда по полям, на лесных или степных участках.

Работа в сверхтяжелых дорожных условиях.

Эксплуатация новых автомобилей и двигателей.

Поездка на автомобиле с длительным сроком эксплуатации.

Почасовая работа грузовых авто.

Учебная езда.

Необходимость поддержания комфортных температурных условий в салоне.

Езда на дорогах общего пользования за пределами города и на дорогах, проходящих через населенные пункты.

Использование специальных транспортных средств, оборудованных специальной звуковой сигнализацией, для выполнения неотложных служебных заданий

Работа за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования.

Эксплуатация городских автобусов в режиме «на заказ» или с другой целью, но не на постоянных маршрутах.

Решение руководства предприятия

Бухгалтерский и налоговый учет

В бухгалтерском учете стоимость израсходованного топлива отражается в зависимости от цели использования автотранспорта и списывается с кредита субсчета 203 «Топливо» в дебет соот-ветствующих субсчетов (15, 20, 23, 28, 91–94).

В налоговом учете правила признания расходов описаны в п. 138.4, 138.5 Налогового кодекса (далее – НК):

  • расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненн ых работ, предоставленных услуг, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны дохо-ды от реализации;
  • прочие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором о ни были понесены.

Из этого следует вывод:

  • стоимость ГСМ, включенных в себестоимость произведенной продукции (выпо лненных работ, предоставленных услуг) и в первоначальную стоимость приобретенных товаров, попадет в состав расходов предприятия только в периоде признания доходов от реализации такой продукции (товаров, работ, услуг);
  • затраты на приобретение ГСМ, стоимость которых включена в состав прочих расходов предприятия (административных, расходов на сбыт, прочих операционных расходов), участвуют в расчете базы налог ообложения в том периоде, в котором они были понесены (т. е. в пери-оде списания израсходованных ГСМ с баланса).

Для целей налогового учета самое важное – доказать хозяйственность километража. Так, согласно п. 138.2 НК налоговые расходы признаются на основании первичных документов, подтверждающих фактические затраты налогоплательщика и их связь с его хоздеятельностью.

Кроме того, необходимо сделать расчет и сравнить нормативный и фактический расход топлива. Если фактический расход не превышает норму, то в состав расходов предприятия спокойно попадает вся стоимость фактически израсходованного топлива. Если же фактический расход превышает нормативный, тогда в состав налоговых расходов вы сможете включить только стоимость ГСМ в пределах норм (пп. «и» пп. 138.8.5, п. 140.3 НК).

Какие последствия по НДС возникают в случае сверхнормативного расхода ГСМ?

Предприятию придется признать условную поставку на сумму такого перерасхода, то есть начислить налоговые обязательства по НДС исходя из стоимости приобретения топлива (пп. «г» п. 198.5 НК).

Нужно ли включать стоимость перерасхода топлива в налогооблагаемый доход водителя и удерживать НДФЛ, начисленный на сумму перерасхода?

Если перерасход топлива возник не по вине работника, то оснований для удержания НДФЛ нет.

Однако возникший по объективным причинам (сложные погодные условия, техническое состояние авто и др.) перерасход должен быть подтвержден документально. Например, актом о техническом состоянии автомобиля с выводами комиссии, в котором указана причина перерасхода и фактический расход топлива.

Если будет доказано, что перерасход топлива произошел по вине работника, тогда предприятие может взыскать с него стоимость такого топлива. Например, удержать стоимость бензина из его зарплаты. При этом рекомендуем оформить документы, подтверждающие вину работника: нужна объяснительная записка работника и его заявление на удержание этой суммы, а также приказ о дисциплинарном взыскании.

А если вина работника доказана, однако предприятие не станет взыскивать с него стоимость перерасхода топлива, тогда придется удержать с работника НДФЛ, начисленный на стоимость перерасходованного топлива. Ведь в этом случае стоимость бензина будет считаться допблагом, полученным от работодателя (пп. 164.2.17 НК). При этом база налогообложения определяется с учетом натуркоэффициента (п. 164.5 НК).

Списание топлива в учете

На предприятии ООО «Весна» (находится в г. Днепропетровске) в ноябре 2014 года для исполнения служебных обязанностей (поездок по городу) административного персонала использовался автомобиль Mitsubishi Pajero. Согласно данным путевых листов расход ГСМ составил 350 л (в связи с техническим состоянием автомобиля), пробег – 1 660 км.

Пользуясь Нормами № 43, рассчитаем нормативный расход бензина для этого автомобиля:

базовая линейная норма – 14,8 л/100 км пробега;

повышающие коэффициенты:

– за работу в холодное время года – 2 % (пп. 3.1.1.1 Норм № 43);

– за работу в условиях города – 15 % (пп. 3.1.4 Норм № 43).

Нормативный расхода топлива согласно п. 4.1 Норм № 43 рассчитывается по формуле

Qн = 0,01 х Нs х S х (1 + 0,01 х K),

где Qн – нормативный расход топлива, л;

Нs – базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

K – суммарный корректировочный коэффициент, %.

Подставим в эту формулу значения из нашего примера:

= 0,01 х 14,8 х 1 660 хx (1 + 0,01 х 17) = 287,45 л.

Таким образом, перерасход составил 62,55 л (350 л – 287,45 л).

Отразим данные по перерасходу в табл. 2.

Таблица 2

Наименование и цена (грн/л)

Фактическое количество (л)/стоимость (грн.)

По норме: количество (л)/стоимость (грн.)

Сверх установленных норм (перерасход) (л)/стоимость (грн.)

Бензин – 15,00

Бухгалтерский и налоговый учет при перерасходе топлива

(грн.)

Первичныедокументы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Списано топливо

Путевой лист

Отражен сверхнормативный расход топлива

Путевой лист, учетные регистры

Начислены налоговые обязательства по НДС (938,25 х 20 %)

Налоговая накладная

1. Стоимость перерасхода топлива:

в бухгалтерском учете – списывается на прочие операционные расходы;

налоговом учете – не включается в состав расходов, так как считается, что такие ГСМ не были использованы в хозяйственной деятельности. Также предприятие должно начислить налоговые обязательства по НДС на стоимость перерасхода.

2. Если перерасход топлива возник не по вине работника, то причину перерасхода необходимо документально зафиксировать и пояснить. Тогда стоимость «лишнего» топлива не надо будет удерживать с работника и облагать НДФЛ.

Заметив увеличение расхода бензина у своего автомобиля, не стоит оставлять этот факт без внимания, в очередной раз обвинив производителей и продавцов топлива. Причин у этой проблемы может быть сотни, причем некоторые из них могут привести к более серьезным последствиям.

Основные причины перерасхода топлива

Повышенный расход бензина может быть обусловлен как техническими неисправностями, так и человеческим фактором. В первом случае перерасход обусловлен нарушением работы элементов топливной системы, системы зажигания, механизмов газораспределения, сцепления и др. Что касается человеческого фактора, то он охватывает все остальные моменты, когда расход зависит исключительно от сознательности водителя.

К техническим причинам повышенного расхода бензина относятся:

  • неправильная регулировка карбюратора (для карбюраторных моторов);
  • засорение воздушного фильтра;
  • неполадки в работе форсунок (для инжекторных двигателей);
  • неправильно выставленный угол опережения зажигания;
  • нарушены зазоры свечей зажигания;
  • неисправность механизма газораспределения, неправильно выставленные клапанные зазоры;
  • износ деталей поршневой группы;
  • износ деталей сцепления или неправильная его регулировка;
  • неисправность датчиков массового расхода воздуха (МРВ) и кислорода (первого и второго лямбда-зонда).

Причинами перерасхода бензина по вине водителя могут быть:

  • «агрессивный» характер езды на машине;
  • включенные приборы освещения, отопления или вентиляции;
  • движение на автомобиле с непрогретым двигателем;
  • неправильно отрегулированный угол развала-схождения колес;
  • низкое давление в шинах;
  • слишком затянутые подшипники ступиц колес или заклинивание тормозных колодок в разведенном состоянии;
  • большая загруженность автомобиля;
  • нарушение аэродинамических свойств машины;
  • использование некачественного бензина или бензина с пониженным октановым числом.

Рассмотрим более детально, как и насколько перечисленные факторы влияют на расход топлива.

Возможные причины Примерный перерасход бензина
Технические причины
Неправильно отрегулированный карбюратор 10-40 %
Засорение воздушного фильтра 10 %
Неисправность (засорение) форсунок 10-20 %
Позднее зажигание 1 % (на каждый лишний угол)
Неправильно отрегулированный зазор свечей зажигания до 10 %
Неисправность механизма газораспределения до 20 %
Износ деталей поршневой группы 10 % на 1 сниженную атмосферу компрессии
Износ сцепления 10-15 %
Неисправность датчиков МРВ и кислорода 10-50 %
Причины, вызванные человеческим фактором
«Агрессивная» манера езды 15-50 %
Езда с включенными приборами освещения, отопления, вентиляции 10-20 %
Движение с непрогретым двигателем до 20 %
Неправильная регулировка угла развала-схождения колес до 10 %
Низкое давление воздуха в шинах до 10 %
Слишком затянутые ступицы или заклинившие колодки до 15 %
Чрезмерная загруженность авто 10 % на каждые лишние 100 кг
Нарушение аэродинамических свойств до 15 %
Использование низкокачественного бензина до 5 %

Технические причины перерасхода топлива

Что касается карбюратора, то увеличение потребления топлива может быть причиной:

  • большого уровня бензина в поплавковой камере, что является причиной неправильной регулировки «язычка» поплавка, или нарушением его (поплавка) целостности;
  • засорения жиклеров воздушного торможения;
  • нахождения клапана экономайзера в постоянно открытом положении;
  • неполного открывания воздушной заслонки;
  • несвоевременного отключения системы холостого хода;
  • больше нормы открученного винта регулировки количества топлива.

Все перечисленные проблемы устраняются путем комплексной диагностики и регулировки карбюратора с чисткой и калиброванием жиклеров.

Забитый воздушный фильтр существенно снижает количество воздуха, поступающего в камеры сгорания. Расход топлива при этом, естественно, увеличивается, за счет неконтролируемого обогащения топливной смеси. Проблема устраняется путем замены фильтрующего элемента.

В автомобилях с инжекторными моторами часто причиной повышенного расхода бензина являются проблемы с работой форсунок. Обычно к этому приводит их засорение, из-за чего топливо не распыляется, а, попросту, льется в камеры сгорания. Устранить подобную неисправность можно путем чистки (промывания) форсунок с использованием специальных жидкостей и оборудования.

Существенно влияет на расход и состояние системы зажигания. Неправильно выставленный угол опережения, особенно смещенный в сторону «запаздывания», приводит к тому, что горючая смесь будет воспламеняться слишком поздно и, не успевая полностью сгорать, вылетать в буквальном смысле в трубу.

Примерно то же получится и при неправильно отрегулированных зазорах свечей зажигания, или при перебоях в их работе. Если какая-то из свечей выходит из строя, топливо будет поступать в цилиндр, но не сгорать.

Исправить ситуацию можно путем правильной регулировки зажигания, выставления зазоров, или замены свечей зажигания.

При неисправностях механизма газораспределения (износ толкателей, гидрокомпенсаторов, неправильно выставленные тепловые зазоры клапанов, смешение ремня ГРМ) также может наблюдаться увеличение потребления топлива, причем на фоне падения мощности двигателя. Проблемы с ГРМ устраняются после диагностики методом регулировки клапанного механизма, выставления шкивов распредвала и коленвала по меткам с заменой ремня.

Износ деталей поршневой группы приводит к потере компрессии, что в свою очередь, становится причиной перерасхода бензина. Определяется неисправность путем замера компрессии в каждом из цилиндров. Это самая сложноустранимая причина, ведь, столкнувшись с ней, скорее всего, придется делать капитальный ремонт двигателя.

Неисправность механизма сцепления или неправильная его регулировка ведет к тому, что двигатель не может передавать вращающий момент от маховика на первичный вал КПП в полной мере. Это значит, что частично он будет работать вхолостую, используя топливо неоправданно. Устраняется неисправность заменой или настройкой элементов механизма.

При выходе из строя датчиков МРВ или лямбда-зондов, электронный блок управления двигателем будет получать недостоверную информацию о количестве кислорода в топливной смеси или выхлопных газах, в результате чего в цилиндры будет поступать обогащенная горючая смесь. Проверка и замена датчиков поможет исправить ситуацию.

Причины перерасхода бензина, вызванные человеческим фактором

Очень часто причиной перерасхода бензина становятся действия или бездействие самого водителя. «Агрессивная» манера езды (резкие старты, перегазовки, движение на высокой скорости) существенно увеличивает потребление топлива. Большинство лихачей, конечно, знает об этом, поэтому речь о какой-то экономии тут не идет.

Включенный свет фар, кондиционер, отопитель, мультимедийная система также являются дополнительной нагрузкой на двигатель, вызывающей больший расход топлива. В некоторых случаях, это, конечно, оправдано, ведь не очень-то и поездишь ночью без света, а зимой без отопителя. А вот без постоянно включенного кондиционера или магнитолы с целью экономии можно обойтись.

Что касается непрогретого двигателя, то это палка о двух концах. Если начинать движение с холодным мотором, это даст лишнюю нагрузку на него. Расход топлива, при этом, увеличится до момента нагрева силового агрегата до рабочей температуры. Примерно такое же количество бензина придется потратить, и прогревая двигатель на холостых оборотах. Греть, или не греть, решать, конечно, самому водителю.

Дополнительную нагрузку мотор получит и в случае неправильной регулировки углов установки колес (развала-схождения), низкого давления в шинах, подклинивания колес вследствие «перетяга» ступиц, или же упирающихся тормозных колодок. Все эти факторы приводят к потере инерции автомобиля (наката).

Не стоит перегружать автомобиль, превышая его полную массу, предусмотренную заводом-изготовителем. Каждый лишний килограмм, причем, неважно в багажнике или прицепе – это несколько миллилитров «лишнего» бензина.

К перерасходу топлива ведут и необдуманные решения по изменению формы кузова (спойлеры, обвесы и др.). Все эти конструкции не учитывались конструкторами при разработке автомобиля, поэтому они, естественно, будут создавать дополнительное сопротивление воздушному потоку в движении, а это также лишняя нагрузка на двигатель.

Ну и, конечно, сам бензин. Говорить о его качестве на наших заправках вряд ли стоит, но то, что применение бензина с более низким октановым числом, чем предусмотрено заводом-изготовителем, приводит к перерасходу, так это точно.

Нередко, в ходе эксплуатации транспортного средства, водитель может заметить повышенный расход топлива. Редкий автомобилист, останется равнодушным при возникновении указанной неисправности. В связи с этим возникает вопрос - с чем связан повышенный расход топливной смеси? Ответов на данный вопрос существует множество, и даже опытному автолюбителю порой бывает сложно выявить причину повышенного расхода бензина. Поэтому придётся обратить внимание на работу важнейших систем транспортного средства.

Существует несколько, наиболее распространённых причин неисправности, на которые стоит обратить внимание в первую очередь. Изучим причины большого расхода бензина.

Частые причины большого расхода топливной смеси.

Неправильная работа электронного блока управления мотором.

Нарушение функции электронной системы контроля за двигателем, является одной из наиболее популярных причин повышенного расхода. Электронная система контроля использует показания датчиков, для оптимизации количества топливной смеси. Если, нарушается работа одного из датчиков и система принимает неправильный сигнал, состав топливной смеси становится некорректным. Поэтому при увлечении расхода топливной смеси, необходимо обратить свое внимание на состояние следующих анализаторов.

Датчик, определяющий термические характеристики антифриза и коллектора впуска.

Принцип функционирования данного устройства создан на основе термического резистора. Если анализатор имеет механические повреждения, блок контроля принимает некорректный сигнал и нарушается образование смеси. При этом смесь может становиться как перенасыщенный, так и обедненной. В какую бы сторону ни изменились показания смеси, двигатель автомобиля начинает терять свою продуктивность и расходует большее количество бензина.

Анализатор положения дросселя.

При неправильной функции датчика, ЭБУ получает ложные показатели нагрузки на мотор. В результате неверно подготавливается топливовоздушная смесь и нарушается продуктивность двигателя.

Анализаторы поступающего воздушного потока.

В зависимости от количества воздуха, которое поступает в двигатель, требуется больше или меньше бензина для образования правильной смеси. Неправильная функции датчика воздуха, неизбежно приводит к повышенному расходу бензина.

Существует несколько датчиков, которые следят за количеством поступаемого воздушного потока: анализатор разряжения воздуха в коллекторе впуска, анализатор скоростного показателя поступающего потока.

Анализаторы кислорода.

Данные датчики, отправляют показатели обогащения топливовоздушной смеси в ЭБУ мотора. В случае если электронный блок контроля получает ошибочный сигнал, нарушаются расчёты для оптимального образования смеси и повышается расход бензина.

На потребление бензина также влияют вторичные элементы, выполняющие неосновную функцию в работе двигательной системы. Большинство современных машин, оснащены специальными устройствами, которые позволяют уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу, настраивая работу выхлопной совокупности. При неисправности клапана контролирующий системы, газы поступают в коллектор впуска и нарушают параметры топливовоздушной смеси. В таком случае мотор нарушает свою работу в режиме холостых оборотов. В связи с этим повышается расход смеси, в условиях, когда автомобиль продолжительное время функционирует в режиме холостых оборотов.

Конечно, для выявления неисправностей в ЭБУ, необходимо использовать соответствующие оборудования. Компьютерная проверка, позволяет успешно выявить причину повышенного расхода бензина в небольшие сроки. Для выявления причин неполадки можно воспользоваться методом перебора всех датчиков системы, но для этого потребуется значительное количество времени и усилий. Поэтому наиболее продуктивным методом диагностики является проверка системы управления двигателем в специализированный мастерской.

Нарушенное давление в топливной системе автомобиля.

Для расчёта впрыска топливной смеси, электронный блок управления двигателем использует постоянство показателей давления бензина. Если давление в топливной системе повышается, то топливная смесь становится более обогащенной. Как правило, давление в топливной системе повышается крайне редко. Для поддержания необходимых показателей в топливной системе, существует регулятор давления.

Наибольшее влияние на перерасход топлива, оказывает низкое давление в топливной системе. В данном случае, значительно снижается продуктивность ДВС, уменьшается динамика разгона автомобиля и ЭБУ не может восстановить недостаток топлива в предоставленный период времени. Существует ещё несколько факторов неправильного давления, которые в значительной мере снижают производительность двигательной системы.

Дело в том, что при постоянно открытом дросселе падает разряжение в коллекторе впуска. В связи с этим анализаторы воздуха передают электронному блоку ложный сигнал нагрузки на мотор.

При этом если автомобиль укомплектован автоматической коробкой передач, то увеличивается время работы на низких передачах и уменьшается производительность движка, из этого следует перерасход топлива.

Основные причины заниженного давления в системе.

Неисправность топливного фильтра, или сеточки бензонасоса. В таком случае давление может быть стабильно в режиме холостого хода, но в случае разгона автомобиля, стремительно падает.

Нарушение функции топливного насоса в результате использования бензина низкого качества.

Нарушение функции инжектора движка.

Одной из наиболее распространённых причин большого расхода топлива смеси, является несвоевременное обслуживание инжекторов. Эксплуатация засорённых инжекторов, неизбежно влечёт за собой перерасход топлива. К неправильному образованию смеси и снижению продуктивности двигателя, могут приводить нарушения формы факела распыления и качество распыления смеси. В данном случае, двигатель начинает троить и немалая часть топливной смеси попросту догорает в коллекторе выпуска или катализаторе транспортного средства, в результате чего снижается срок их эксплуатации.

Грязные инжектора, влекут за собой ряд неприятных последствий, среди которых:

  • Ухудшение характеристик разгона автомобиля.
  • Долгая работа мотора на повышенных оборотах.
  • Долгое переключение передач.
  • Перерасход топлива.

Также увеличивается нагрузка на свечи зажигания, проводники высокого напряжения, катушку системы зажигания.

Поэтому одним из наиболее действенных способов экономии топлива, является своевременная чистка инжекторов двигателя.

Нарушение функции катализатора.

Причиной стремительной потери мощности мотора и неоправданно высокого расхода бензина, может быть разрушенный катализатор.

В случае высокого сопротивления выхлопам, баланс смеси топлива и воздуха нарушается. При этом смесь, становится более насыщенный, поскольку при недостаточном разряжение в коллекторе впуска, блок контроля за двигателем фиксирует высокую нагрузку и увеличивает время открытия инжекторов. Таким образом, забитый катализатор приводит к избыточному обогащению смеси и разрушает сам себя.

Существует несколько наиболее распространённых причин нарушения функции катализатора, среди которых: эксплуатация топливной смеси низкого качества, несвоевременное обслуживание инжекторов, использование неисправных свечей системы зажигания, неправильная работа управляющего блока или автоматической коробки передач.

Забитый или неисправный воздушный фильтр.

Несмотря на то что каждый автолюбитель, знает роль фильтрующего элемента в системе автомобиля, нередко его заменяют уже после появления неисправности. При нарушении функции фильтрующего элемента, нарушается не только подача воздуха, но и сбиваются показания контрольных анализаторов.

Электронный блок управления движком, получает некорректный сигнал от датчика, в связи с чем неправильно происходит образование смеси топлива и воздуха.

АКПП.

Если автомобиль укомплектован автоматической трансмиссией, то коробка передач в немалой степени влияет на показатели расхода топливной смеси. Расход бензина, может повышаться при нарушении функции блокировки гидравлического трансформатора. Современные трансмиссии, оснащены технологичными системами безопасности, которые при распознавании неисправностей могут блокировать включение последующей передачи. Таким образом, система трансмиссии предотвращает дальнейшее разрушение, но приводит к повышенным затратам бензина.

Также современные автоматические коробки передач имеют электронный блок управления, который при распознавании неисправностей активирует аварийный режим. Некоторые автолюбители, по неопытности продолжают эксплуатировать трансмиссию, вместо проведения своевременной проверки и профилактических работ. В таком случае расход бензина продолжает возрастать.

Стиль управления транспортным средством.

Помимо технических причин увеличенного потребления смеси, существует ряд факторов влияющих на показатели потребления бензина, одним из которых является манера вождения автомобиля.

Как известно, быстрый разгон и резкое торможение приводят к повышенному расходу топливной смеси. Некоторые автомобили, оснащены специальной функцией контроля за смесью, которая позволяет видеть наглядно потребление топлива при ускорении. Часто, увидев наглядно как повышается расход топлива при той или иной манере вождения, автомобилисты перестают использовать резкий разгон.

Рабочая температура двигательной системы.

Расход топлива стабилен, при поддержании оптимальной рабочей температуры системы мотора. В случае повышения рабочей температуры двигателя, баланс смеси воздуха и топлива нарушается. При этом смесь разряжается из-за нагретого воздуха в коллекторе впуска. При таких условиях, цилиндры двигателя наполняются гораздо хуже, двигатель начинает работать нестабильно и в значительной мере теряет мощность.

Существует, несколько наиболее распространённых причин перегрева системы движка:

  • Неправильная работа термостата, или его фиксация в определённом положении.
  • Нарушение функции водяной помпы.
  • Плохо закрытая или механически поврежденная крышка радиатора, а так же загрязненный радиатор.
  • Появление налёта, в проводниках охлаждающей системы двигателя.
  • Нарушение функции вентилятора охлаждающей системы.

При холодным двигателе, электронный блок управления рассчитывает обогащение смеси для его прогрева. До тех пор, пока двигатель не наберёт необходимую температуру, блок управления продолжает выполнять обогащение смеси для оптимизации термического состояния. Поэтому при нарушении функция термостата двигатель потребляет большое количество топливной смеси.

В случае кратковременного использование двигателя, он не успевает набирать рабочую температуру и расход топлива не оптимизируется.

Существует ещё несколько причин по которым может увеличиваться расход топливной смеси.

1. Использование кондиционера в салоне автомобиля.

2. Правильность подбора диаметра колёс. Особенно актуально для автоматической трансмиссии.

3. Качество и состояние рабочих жидкостей в двигательной системе.

Предоставленные причины, помогут самостоятельно выявить и устранить неисправности двигателя. Иногда, для оптимизации расхода топлива стоит провести простую диагностику автомобиля своими руками. Если же, выявить причину повышенного расхода бензина самостоятельно не удалось, необходимо обратиться в специализированный сервис.

Для поддержания стабильного расхода бензина, регулярно диагностируйте авто и проводите все необходимые профилактические работы.

Удачного обслуживания!

Учет ГСМ по путевым листам – 2018-2019 (далее - ПЛ) должен быть правильно организован в любой организации. Он позволит навести порядок и контролировать расход материальных ресурсов. Наиболее актуально использование ПЛ для учета бензина и дизельного топлива. Рассмотрим алгоритм бухгалтерского и налогового учета ГСМ по путевым листам более детально.

Понятие ГСМ

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

О последних требованиях Минтранса к обязательным реквизитам в путевых листах читайте в материалах:

  • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа» ;
  • «С 15.12.2017 дня путевой лист оформляем по новой форме» ;
  • Путевые листы: с 1 марта 2019 порядок выписки меняется .

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться .

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены .

О недавних изменениях в форме путевого листа вы можете узнать из наших обсуждений в группе «ВК» .

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье .

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре 2018 года закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Учет ГСМ при поступлении

Сумма, руб.

Операция (документ)

Оприходован бензин (ТОРГ-12)

Отражен НДС (счет-фактура)

Рассчитываем среднюю себестоимость списания за сентябрь: (50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.

Вариант 1. Учет ГСМ при списании по факту

В ПЛ сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 - 20 = 20 л.

Сумма к списанию: 20 л × 40 руб. = 800 руб.

Вариант 2. Учет ГСМ при списании по нормам

В ПЛ сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 2 500 км, в конце — 2 550 км. Значит, было пройдено 50 км.

В п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р есть формула для расчета расхода бензина:

Q н = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где: Q н — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива (л/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (его значения приведены в приложении 2 к распоряжению № АМ-23-р).

По таблице в подп. 7.1 по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8 л.

По приложению 2 коэффициент D = 10% (для Московской области).

Считаем расход бензина: 0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л

Сумма к списанию: 4,4 л × 40 руб. = 176 руб.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Итоги

ГСМ — существенная статья расходов во многих организациях. Это значит, что бухгалтерам нужно уметь вести учет ГСМ и обосновывать эти расходы. Использование путевых листов — один из способов определения количества использованных ГСМ.

С помощью ПЛ можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

После определения фактического или нормативного объема использования сумму к списанию можно рассчитать путем умножения стоимости единицы на объем.

Учет ГСМ, списанного в результате работы спецтехники, не имеющей одометра, может производиться на основании акта списания ГСМ.

Особое же внимание нужно уделять признанию расходов на ГСМ в рамках налогового учета.

Мы рассмотрели, как подсчитывать нормативное количество ГСМ для целей учета. Очевидно, что литры в расходы не спишешь, им нужно дать денежную оценку. А еще решить, как быть со стоимостью ГСМ, потраченных сверх нормативов. Но довольно прелюдий, давайте к делу.

Списываем стоимость нормативного количества ГСМ в расходы по итогам месяца

Как оценить потраченное количество? Конечно, с помощью привычных методов - ФИФО или по средней стоимости. Для целей налогообложения есть еще метод ЛИФО, но, поскольку в бухучете его нет, применять его нерационально. Бесполезен и метод оценки по себестоимости каждой единицы: ГСМ слишком «обезличены», за каждым литром не уследиш ьп. 16 ПБУ 5/01 ; п. 8 ст. 254 НК РФ .

Посчитав, стоимость потраченных за месяц ГСМ, вы списываете эти суммы с кредита счета 10-3 «Топливо» в дебет счета затрат, а оттуда в конце месяца - в дебет счета 90-2 «Расходы на продажу».

В налоговом учете стоимость нормативного количества ГСМ, как и любые другие затраты, может быть прямым или косвенным расходом. Объяснять разницу между этими двумя видами, думаем, не надо, вам она известна и без нас. Единственный совет - учитывайте стоимость ГСМ для целей налогообложения так же, как в бухучете, чтобы не было разни цпп. 1, 2 ст. 318 НК РФ ; Письмо Минфина от 07.12.2012 № 03-03-06/1/637 .

Если в бухучете это производственные затраты (дебет счета 20 «Основное производство»), значит, и в налоговом учете стоимость ГСМ лучше относить к прямым расходам и уменьшать на них налоговую базу по мере реализации продукции. Если же в бухучете стоимость ГСМ в составе общехозяйственных расходов списывается в дебет счета 90-2 «Расходы на продажу» полностью по итогам месяца, то и при исчислении налогооблагаемой прибыли эту стоимость разумно квалифицировать как прочий расход. Естественно, такой порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.

Учитываем «сверхнормативные» ГСМ

Разбираться с каждым случаем перерасхода ГСМ должна комиссия, состоящая из начальника транспортного отдела, кадровика и кого-то третьего, например механика или диспетчер аст. 247 ТК РФ . Созывается комиссия приказом руководителя. Его можно издать один раз, указав, что комиссия в таком-то составе собирается всегда, когда появляется сверхнормативный расход.

Задача комиссии - выяснить причину перерасхода и составить акт по итогам разбирательств. Совсем не обязательно, что водитель, автомобиль которого сжег слишком много ГСМ, хитрил. Есть вероятность, что всему виной сама техника или качество горючего. Либо, скажем, чересчур забитые дороги: все знают, что в пробках расход топлива подскакивает многократно, и повышающий «городской» коэффициент к норме расхода мог просто отстать от жизни.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Без акта комиссии с обоснованием уважительных причин перерасхода, стоимость «сверхнормативных» ГСМ учитывать для целей налогообложения опасно. Проверяющие доначислят налог на прибыль, и суд их, скорее всего, поддержи тПостановление ФАС ЗСО от 05.04.2012 № А27-8757/2011 .

Если комиссия придет к выводам, что вины водителя нет, в акте, который составляется по итогам разбирательств, нужно подробно обосновать причины перерасхода. Тогда стоимость сверхнормативного количества ГСМ можно будет списать на затраты так же, как и ГСМ в пределах норм. А еще очевидно, что если перерасход случается от месяца к месяцу, то пора что-то менять в нормативах. Либо базовую норму, либо коэффициенты к ней.

Комиссия посчитала виновным водителя? Что же, в акте фиксируется и это. Далее учет зависит от того, намерена ли фирма взыскать стоимость «сверхнормативных» ГСМ с шофера.

ВАРИАНТ 1. Стоимость «сверхнормативных» ГСМ, включая НДС, не взыскивается с водителя

В этом случае безопаснее восстановить вычет НДС в сумме, приходящейся на сверхнормативное количеств оПисьмо Минфина от 04.07.2011 № 03-03-06/1/387 . Стоимость «сверхнормативных» ГСМ в «прибыльных» расходах не учитываетс яп. 1 ст. 252 НК РФ . А еще, скорее всего, проверяющие сочтут прощенную сумму ущерба экономической выгодой водителя, а это НДФЛ и взнос ыст. 41 , подп. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ ; ч. 1 ст. 7 , ч. 1 ст. 8 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

Проводки надо сделать следующие.

ВАРИАНТ 2. Стоимость «сверхнормативных» ГСМ, включая НДС, взыскивается с водителя

Если комиссия в акте установила, что ГСМ израсходованы сверх норм по вине водителя, нужно письменно запросить у него объяснение произошедшего. Срок, в течение которого он должен ответить, в ТК не прописан, но можно по аналогии с дисциплинарным проступком дать на это 2 рабочих дня с момента, когда человек получил требование объяснитьс ястатьи 193 , 247 ТК РФ .

Если водитель отказался это сделать или промолчал (что фиксируется отдельным актом) либо его доводы показались неубедительными, директор вправе издать приказ о взыскании ущерба в пределах среднего месячного заработка провинившегося. На это дается месяц со дня подписания акта членами комисси ист. 248 ТК РФ .

В случае когда перерасход оказался больше среднемесячного заработка водителя, величину превышения можно взыскать по письменному соглашению с шоферо мст. 248 ТК РФ . Он не идет на это? Тогда все зависит от того, заключен ли с водителем договор о полной материальной ответственности:

  • <если> договора нет, придется организации смириться с ущербом, списать сумму превышения и учесть ее так же, как в варианте 1;
  • <если> договор есть, остаток взыскивается через суд.

    В бухучете произошедшее отразите так.

    Содержание операции Дт Кт
    Восстановлен вычет НДС в части, приходящейся на стоимость «сверхнормативных» ГСМ 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»
    Отражена стоимость «сверхнормативных» ГСМ 10-3 «Топливо»
    Отражен НДС по «сверхнормативным» ГСМ 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»
    Стоимость ГСМ, включая НДС, отнесена на расчеты с водителем 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
    Стоимость ГСМ, включая НДС, удержана из зарплаты водителя (внесена водителем в кассу) 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (50 «Кас-са») 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

    Как видите, забот с учетом ГСМ предостаточно, и потери из-за воровства могут быть большими. Если вы только выбираете, обзавестись ли своим автопарком или воспользоваться транспортом со стороны, обязательно учтите это. Вполне может оказаться, что работать по договорам перевозки будет выгоднее. Достойны внимания и договоры аренды автомобилей с экипажем при условии, что приобретение ГСМ - забота арендодателя, а вы платите только за аренду.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков