Жестяная лиззи. Ford T

Жестяная лиззи. Ford T

18.05.2019

Представьте, что вам надо каждый день идти пешком пять километров до школы и обратно, что поездка за покупками в ближайший город - целое событие в вашей жизни. Когда Генри Форд построил свой первый автомобиль - «Жестяную Лиззи», миллионы людей смогли купить дешевую и надежную машину.

(1863- 1947) изобрел конвейер. Он превратил автомобилестроение в ведущую отрасль мировой промышленности.

Генри Форду было немногим больше двадцати, когда в 1885 году немецкий инженер Карл Бенц создал первый в мире автомобиль с бензиновым двигателем. Автомобиль имел три колеса, был медленным, неудобным, трудным в управлении. Кто бы мог предположить, что он даст начало мощной автомобильной промышленности, которая изменит облик нашей цивилизации?

Жажда нового

Когда стало известно об изобретении Бенца, Форд работал механиком в Детройте. В прессе появлялись все новые и новые сведения о работах Бенца и его конкурентов. Эти публикации так заинтересовали Форда, что вскоре он взялся за постройку собственного бензинового двигателя, а затем в 1896 году собрал целиком автомобиль. У автомобиля было четыре колеса от велосипеда; Форд назвал его «Квадрисайкл».

В 1903 году, уже набравшись опыта (он несколько лет проработал на автомобильном заводе в Детройте), Форд основал свою собственную компанию «Форд мотор».

Общедоступный автомобиль

Форд оказался не только блестящим инженером, но и талантливым бизнесменом. Он заметил, что большинство производителей автомобилей ориентируются на богатых, которым машина нужна для развлечения. Они предпочитали дорогие и скоростные модели. Форд сумел заглянуть в будущее и понять, что в скором времени многие семьи захотят купить автомобиль. Он должен быть относительно недорогим, простым в управлении и ремонте и не требовать много горючего. Форд решил выпускать автомобили для простых людей, для тех, кого сегодня называют «массовыми потребителями».

Были и другие автомобилестроители, выпускавшие автомобили для небогатых людей, например Рассел Олдс, производивший знаменитые «олдсмобили». Но Форд нашел своих покупателей - миллионы простых американских фермеров, таких, как его отец.

Рабочая лошадь из железа

Этим людям нужна была надежная рабочая лошадь, которая бы помогала им переделать множество работ: присмотреть за скотом, пасущимся на отдаленном пастбище; доставить зерно на рынок; забрать почту; съездить в ближайший город за покупками и отвезти семью в гости к соседям.

Простому фермеру ни к чему роскошная скоростная машина. Ему нужен надежный, простой в обслуживании автомобиль, чтобы можно было легко устранить поломку. И, кроме того, цена должна быть не слишком высокой. Генри Форд поставил себе цель - сделать машину, отвечающую всем этим требованиям.

Первым автомобилем компании «Форд мотор» стала «модель А», появившаяся в 1903 году. За ней последовали другие. Форд постоянно совершенствовал конструкцию своих машин, пока не достиг цели.


Фабрика Форда в Хайленд-Парке, открывшаяся,в 1906 году.

В 1906 году компания переехала в новое здание. Здесь можно было наладить выпуск машины, которую сконструировал Генри Форд. 1 октября 1908 г. завод приступил к производству нового автомобиля. Это был «форд» модели Т.

Не упустить успех

Первые «модели Т » стоили 850 долларов. Это было недешево, но машина была мощнее, экономичнее, проще в обслуживании и более универсальной, чем другие автомобили за ту же цену.

Посыпались заказы на новую машину, но производство не успевало с ними справляться. Автомобиль пользовался успехом, а у Форда не было возможности удовлетворить все заявки. Чтобы как-то справиться со сложившейся ситуацией, Форд в 1909 году объявил, что его завод полностью переходит на выпуск «модели Т» и что покупатель может сам покрасить черную машину в любой цвет, какой пожелает.

Факты и события

  • В 1922 году впервые было выпущено более миллиона «моделей Т» за год.
  • Всего было произведено 15 007 033 «модели Т», не считая миллионов запасных частей, необходимых для обслуживания этих машин.
  • Рекорд производства автомобилей одной модели - 15 007 033 штуки - продержался до 1972 года, когда он был побит моделью «Битл» компании «Фольксваген».
  • Методы производства, впервые примененные Фордом, приняли на вооружение в Европе после

того, как Джованни Ангелини из итальянской компании «Фиат» посетил в 1912 году Хайленд-Парк. Вскоре после его возвращения в Италию компания «Фиат» собралась строить новую фабрику около Турина.

Но, несмотря на эти нововведения, компании не удавалось сделать столько автомобилей, сколько требовалось. Форду было обидно упускать выгоду. Он понимал, что люди, которые не смогли купить «модель Т», купят машину другой фирмы. Ведь пробиться на рынок стремилось множество производителей, больших и малых. Он также сознавал, что если удастся увеличить количество выпускаемых автомобилей, то можно будет снизить цену и покупателей прибавится.

Массовое производство

Чтобы решить стоящие перед ним проблемы, Форд начал совершенствовать технологию массового производства. Раньше одинаковые предметы, такие, как часы или обувь, от начала до конца делал один человек. Все детали изготавливались отдельно, и поэтому готовые изделия мало отличались друг от друга.

При массовом производстве готовая продукция собирается из заранее заготовленных одинаковых деталей, каждую из них можно заменить другой. Это не только ускоряет производство, но и упрощает ремонт: запасные части всегда под рукой.


На рисунке изображен начальный этап конвейерного производства на заводе Форда. Весь процесс изготовления автомобиля разбит на последовательные операции. Это упрощает и ускоряет сборку. Кузов машины с уже закрепленным на нем задним сиденьем съезжает по наклонной плоскости вниз к движущейся по конвейеру ходовой части автомобиля. Стоящие по бокам рабочие устанавливают кузов на место, и конвейер доставляет автомобиль к следующему этапу сборки.


«МодельТ» 1913 года выпуска, собранная на конвейере.

Массовое производство было известно давно. Этот способ применялся с 1800 года при изготовлении ружей и пистолетов, а затем часов, швейных и печатных машинок. В 1902 году Рассел Олдс начал собирать свои «олдсмобили» по этому принципу.

Форд первым применил для сборки автомобилей движущуюся ленту - конвейер. Вначале на конвейер ставили кузов машины, потом конвейер перевозил его к следующему этапу сборки, где ему приделывали колеса, и т.д. По мере того как автомобиль перемещался по конвейеру, к нему добавлялись все новые детали. Каждый рабочий стоял на своем месте и выполнял одну-единственную операцию. Необходимые детали доставлялись прямо к рабочим местам. После введения в 1913 году конвейера выпуск автомобилей резко возрос, но впереди Форда ждали новые трудности.

Неприятности на конвейере

Рабочим на заводе Форда конвейер пришелся не по вкусу. Теперь они делали вдвое больше автомобилей, а денег зарабатывали столько же. Скоро они начали увольняться с завода: скучная, монотонная работа на конвейере очень утомительна. Стало не хватать рабочих - уменьшилось количество выпускаемых автомобилей.

Тогда Форд разработал систему оплаты, при которой рабочие были заинтересованы в прибыли компании. Чем больше они делали машин, тем больше получали денег. При новой системе зарплата рабочих удвоилась. Форд снова нашел выход из трудной ситуации.

С тех пор «модель Т » становилась все популярнее и популярнее. К 1916 году каждый день производилось по 2 тысячи машин, и цена на них упала до 360 долларов. В 1922 году Форд преодолел миллионный рубеж - было выпущено свыше 1 миллиона 200 тысяч автомобилей. «Модель Т» была снята с производства только в 1927 году. К тому времени на дорогах было уже больше 15 миллионов таких машин. Даже в 50-е годы в Америке еще можно было встретить «модели Т». Крепкие и надежные, они до конца служили своим хозяевам.

Ford T

первый автомобиль с левым рулём

Если родителями автомобиля считают Бенца и Даймлера, то воспитателем этого главного технического приспособления современности с полным основанием можно считать Генри Форда. Действительно, что представлял собой автомобиль до него? Дорогую техническую игрушку, которая, по мнению тогдашних экспертов, никогда не могла бы в полной мере заменить лошадь. Более того, не существовало даже единого мнения, каким должен быть автомобиль по типу двигателя – паровым, бензиновым или электрическим.
И только Форд поставил точку в этом споре, длившемся два первых десятилетия существования автомобиля. Этой точкой и стала знаменитая модель Т .
Фирму по производству безлошадных экипажей Генри Форд основал в 1903 году. Первые годы производство шло не шатко и не валко, пока на завод Форд а не пришел его тезка инженер Генри Виллз. Твердо поставить «Форд » на все четыре колеса довелось именно ему. Разработку этого автомобиля Вилллз начал в 1907 году, и в октябре следующего года первый экземпляр поступил в продажу. Машина, весившая 1940 фунтов (880 кг), отличалась такой простотой конструкции, что даже по тому времени она считалась примитивной. Так, в машине отсутствовали водяной и масляный насосы – вода циркулировала в системе охлаждения за счет разности температур, а смазка двигателя осуществлялась разбрызгиванием. В целях упрощения и удешевления автомобиля Вилллз отказался от механизма регулировки клапанов, и даже колеса сделал несъемными – демонтироваться могла только шина. Топливо из 45-литрового цилиндрического бака, расположенного под сиденьем, поступало в карбюратор самотеком, так как бензонасос тоже отсутствовал. Однако в конструкции применили и многие прогрессивные технические новшества: съемную головку цилиндров, четыре цилиндра, отлитые в едином блоке, и объединенную в общий агрегат с двигателем коробку передач.
Об этой коробке следует рассказать особо. Она была планетарной – оси и шестерни, помимо вращения, совершали круговые движения. Эта необычная трансмиссия обеспечивала две передачи вперед и одну назад, причем для включения заднего хода служила особая педаль, расположенная между сцеплением и тормозом. Однако это не означает, что в автомобиле было четыре педали – роль привычной для водителей педали газа выполнял небольшой рычажок с правой стороны под рулевой колонкой. При этом заслонка карбюратора не имела пружины, и удерживать газ постоянно водителю не приходилось. Достаточно было повернуть рычажок на определенный угол, и подача газо-воздушной смеси в двигатель оставалась постоянной до тех пор, пока ее не изменял сам водитель.


Электрические стартеры тогда еще не получили распространения (они в те времена были только на Роллс-Ройсах), и заводить автомобиль приходилось заводной ручкой. Сцепление тогда тоже не было сухим, и поэтому при заводке автомобиля в холодную погоду сцепление могло выключиться не полностью. Из-за этого были нередки случаи, когда заводящий мотор водитель был задавлен рванувшим с места собственным автомобилем. Вообще, заводить Форд Т было сущим наказанием. Из-за малой мощности магнето искра была слабой, и двигатель заводился с третьей-четвертой попытки. Первыми начинали работать первый и третий цилиндры, а через две-три секунды к ним присоединялись второй и четвертый. Многие шофера придумывали свои маленькие хитрости. Так, некоторые из них останавливали машины на горке и заводили машину, сначала отпустив сцепление и дав ей возможность покатиться, а потом, отпускали педаль. При степени сжатия в три с половиной единицы двигатель таким способом заводился довольно быстро. Если же водитель собирался ехать не один не один, то он просил своего пассажира подтолкнуть Форд Т , и машина быстро заводилась с толкача. Очень быстро нью-йоркские, чикагские и филадельфийские пацанята нашли для себя новый способ заработка. Увидев остановившийся Форд Т , они ожидали возвращения водителя и предлагали ему за двадцать пять центов подтолкнуть автомобиль.

Двигатель автомобиля, изготовление которого было отдано на субподряд братьям Додж, при 95,25-миллиметровомдиаметре цилиндра и 101,6-миллиметровом ходе поршня имел рабочий объем, равный 2893 см 3 и развивал мощность в 22,5 л. с. при 1800 об/мин. Если перевести расход топлива из миль на галлон в литры на сто километров, то получится довольно малый по тем временам расход в 11 литров. Для сравнения, его одноклассник, наш , появившийся на пять лет позднее, имевший на 682 см 3 меньший рабочий объем и на 0,4 единицы большую степень сжатия и такую же мощность двигателя, расходовал на той же дистанции 16 литров. Вы скажете, что столько он расходовал на русских дорогах. Да, но американские дороги были в те годы ничуть не лучше. Более того, широкой автомобилизации Америки препятствовало именно отсутствие хороших дорог и… хорошо развитый пригородный железнодорожный транспорт. Всё дело в том, что Форд Т весил меньше примерно на 440 килограмм, то есть где-то в полтора раза.
Плохая заводимость не была единственным недостатком «Лизи», как называли модель Т тогдашние американцы. Отсутствие бензонасоса приводило к тому, что Форд Т глох на подъеме, а малое передаточное число в главной передаче, сниженное в погоне за скоростью с 3,67 сначала до 3,0, а потом и до 2,75 способствовало тому, что Форд Т глох уже тогда, когда только пытался въехать на горку.
Правда, последний недостаток компенсировался тем, что максимальная скорость «Лизи» с 78 км/ч повысилась сначала до 96, а потом и до 104. В те же самые годы разгонялся лишь до 70 верст в час, то есть до 74,669 километров.


Именно скоростные качества Форда позволили американскому автомобилю наконец выиграть в нелегкой конкурентной борьбе… с лошадью. Сейчас это может показаться смешным, но тогдашние футурологи спорили о том, сколько через сто лет понадобится дворников, если в городе с десятимиллионным населением будет семь с половиной миллионов лошадей. Их расчеты показали, что для уборки с улиц такого количества навоза следует задействовать почти треть городского населения.
Эта историческая победа над гужевым транспортом состоялась в июне 1909 года, когда Форд Т , выиграв ралли Нью-Йорк – Сиэтл, затратил на эту поездку 22 дня 0 часов и 52 минуты. После этого Америка поверила в автомобиль.
Да, действительно, Форд часто ломался. Но его преимущество оказалось в том, что его можно было быстро отремонтировать. А быстро отремонтировать его можно было потому, что на этом автомобиле была впервые применена стандартизация деталей. Сейчас это звучит странно, но тогда деталь от одного Паккарда, Студебеккера или Олдсмобиля не подходила к другому автомобилю той же марки, модели и модификации. Каждая деталь вытачивалась специально и подгонялась на месте. И только с появлением «Лизи» появилось и понятие запчастей. А августе 1913 года «Лизи» свершила новую революцию, впервые встав на конвейер. Идею конвейерного производства выдвинул инженер Эвери – специалист в области оборудования и станков. Вместе со своим напарником. Кланном он пришел к выводу, что «монтаж на ходу» поможет значительно ускорить и удешевить производство автомобилей. Форд быстро смекнул, какие громадные прибыли сулит предложение двух инженеров, и поддержал его.

Форд ТТ – грузовой вариант Форда Т
Все эти новшества привели к тому, что «Лизи» не только завоевала Америку, но и оттяпала значительную часть европейского рынка. Много Фордов поставлялось в Россию и в СССР, а на одной из этих машин, хлебнув для куража самогону, лихо рассекал знаменитый комдив Гражданской войны Василий Иванович Чапаев.

Цена модели на протяжении времени всё время снижалась. Если в 1909 году Форд Т стоил 850 долларов , то в 1913 году его цена упала до до 550 долларов, в 1915 – до 440, а к концу производства Форда Т продавался за 260 долларов .
Выпуск Форда Т продолжался до октября 1927 года. За эти годы было выпущено 15007003 машины. Однако модель Т не ушла в небытие. На ее основе была создана модель , грузовая модификация которой впоследствии превратилась в нашу знаменитую .
Многие Форды Т продолжали эксплуатироваться ещё долгие годы после прекращения их производства, а на вооружении армии США модель стояла до 1937 года. Поэтому двигатель для этой модели продолжал выпускаться до 4 августа 1941 года.

Смотрите также: style="font-family: Times New Roman">


Недавно на киноэкраны нашей некогда единой страны вышел фильм, посвященный известному актеру, поэту, певцу, легенде брежневских времен Владимиру Семеновичу Высоцкому – Высоцкий. Спасибо, что живой . На съемках этого фильма был задействован автомобиль Мерседес 1974 года выпуска, который является точной копией голубого Мерседеса Владимира Высоцкого. Подробнее →

Послевоенная модель отличалась от довоенной отсутствием запасного колеса и более крупным багажником, а также наличием более крупных задних фонарей и дополнительных верхних стоп-сигналов, которые также могли выполнять функцию указателей поворота. Модификация, появившаяся в 1951 году, называлась 15 CV .


Шелленберг в исполнении Олега Табакова прибывает на аэродром Темпельхоф. В роли его автомобиля – настоящий автомобиль Шелленберга Хорьх-853А. На заднем плане стоит с нанесёнными на него немецкими опознавательными знаками.


Надев черный мундир с , Штирлиц, позавтракав, вышел из дома. Сев за руль, он хлопнул открывающейся назад передней дверкой и повернул ключ зажигания. 55-сильный шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель с рабочим объемом 2229 куб. см завелся лишь с третьей попытки – конструкторы машины в мирном 1935 году не могли даже предположить, в бак их детища будут заливать искусственный бензин, производимый из каменного угля. .


Чуть более полувека назад, в ноябре 1953 года в Кустанайскую степь прибыли первые подготовительные бригады покорителей Целины. И хотя официально подъем Целины начался в 1954 году, начало ее освоению было положено тогда, когда на место будущих целинных совхозов прибыли бригады строителей, которые за зиму возвели бараки для будущих первоцелинников. Многие сейчас ставят под сомнение целесообразность подъема Целины.

Подробнее →


Этот автомобиль создавался как машина Сталина. Но Сталин, как вы помните, ездил на автомобиле Packard 14-й серии. Однако для партийно-советской номенклатуры этот автомобиль оказался весьма кстати.

Подробнее →

Рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха доктор философии Пауль Йозеф Геббельс любил выдавать себя за аскета. В отличие от своего коллеги по партии Германа Геринга, он не любил крепко выпить, и крепко выругаться, но как и Геринг, Геббельс любил роскошные спортивные автомобили. Их у него было множество, но самым любимым был кабриолет Мерседес 540К. На этом Мерседесе он, отпустив шофера и охрану, ездил в маленький городок Бабельсберг.


История этого автомобиля началась в преддверии вступления США во вторую мировую войну, когда увеличилась потребность американской армии в грузовиках повышенной проходимости для перевозки войск и буксировки орудий. В конце 1940 года армия решила разместить заказ на трехосные грузовики грузоподъемностью 2,5 тонны на "General Motors". На базе выпускавшегося в 1938 году грузовика Т 16 Special, производившегося для французской армии, корпорация разработала модель GMC AFWX, впоследствии прозванную Джимми . Переделка заключалась в удлинении базы и добавлении третьей оси.

Многие из вас запомнили американский детективный сериал, показывавшийся разными телеканалами в последние годы. Его герой – лейтенант полиции Лос-Анджелеса в измятом плаще и со столь же измятым лицом. На первый взгляд лейтенант Фúлип Коломбо это неуклюжий простак с неловкими манерами и походкой. Под стать неуклюжей внешности сыщику подобрали и внешне неуклюжий автомобиль, определить марку которого затрудняются даже знатоки автомобильной истории.

Митинг на заводе Михельсона подошел к концу. Ленин сошел с трибуны и, наклонив голову вперед, широкими шагами направился к выходу из гранатного цеха. Пройдя в сопровождении толпы девять саженей, он подошел к ожидавшему его во дворе Роллс-Ройсу. Ленин успел лишь ответить, что своим недавним декретом он отменил грабежи. В этот момент и раздались выстрелы. Две пули попали в Ленина: одна пуля, войдя над левой лопаткой, проникла в грудную полость, повредила верхнюю долю легкого, вызвав кровоизлияние в плевру и застряла в...


К 1 октября 1931 г. реконструкция завода завершилась. АМО переименовали в Завод имени Сталина, а грузовики стали собирать из отечественных комплектующих. Для ЗиС-5, как стал называться грузовик, изготовили новый двигатель. На АМО-3, как и на его американском прототипе, стоял рядный шестицилиндровый двигатель Геркулес мощностью 60 л.с. при 2000 оборотах в минуту. При диаметре цилиндра, равном 3,75 дюйма (95,25 мм), и ходе поршня в 4,5 дюйма (114,3 мм) рабочий объем составлял 4882 см3.

Многие из вас, несомненно, помнят цикл фильмов о Фантомасе, снятых в 1960-х годах. Тогда, в шестьдесят пятом, когда Фантомас во втором фильме сильно разбушевался, к фильму всерьез отнеслись даже наши спецслужбы. В частности, они приказали авто– и авиаконструкторам создать летающий автомобиль, такой, какой был у экранного Фантомаса.

П ервый таксомотор Российской империи появился не в Питере, не в Москве, не в Киеве и не в Варшаве. Первый таксомотор появился в Верном – столице тогдашней Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Его владельцем стал коммерсант из ныне киргизского Токмака (тогда бóльшая часть Киргизии входила в Семиреченскую область) Бабахан Нурмухаммедбаев, который в 1906 году привёз в Верный автомобиль марки Берлие .

Alfa Romeo Giulietta была выбрана Шакалом отнюдь не случайно: ещё в Лондоне, просматривая автомобильные журналы, он выяснил, что из всех машин итальянского производства только Alfa Romeo Giulietta имела мощную стальную раму с глубокой выемкой в центральном ребре жесткости.

В период с 1944 по 1949 годы Хрущев ездил на американском автомобиле Кадиллак – Флитвуд 75 1939 года выпуска, который стал трофеем советских войск в 1944 году. Именно этот автомобиль в 1938 году был заказан для американского консула в Берлине, а после вступления США в войну с Германией, был конфискован и отправлен в ставку Гитлера Вервольф , под Винницей. В дальнейшем, вплоть до того момента, как автомобиль попал в руки советских военных, на нем ездил начальник личной охраны фюрера Ганс Раттенхубер.


Ещё в том же 1916 году тогдашними владельцами завода братьями Рябушинскими в качестве базовой модели грузовика для нужд Императорской армии был выбран Fiat 15 Теr образца 1912 года, хорошо зарекомендовавший себя в условиях ливийского бездорожья во время Итало-турецкой войны. Пуск двигателя осуществлялся при помощи кривого стартера - заводной рукоятки. Вместо генератора искру зажигания вырабатывало магнето, а шестивольтовый аккумулятор служил лишь для питания фар. Энергии аккумулятора не хватало даже для звукового сигнала, и потому в АМО-Ф-15 комплектовался клаксоном.


Автомобиль представлял собой грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Длина его при 4980-миллиметровой колёсной базе составляла 6600 миллиметров, а ширина равнялась 2235 мм. На автомобиле был установлен тот же рядный шестицилиндровый с карбюраторный двигатель водяным охлаждением, что устанавливался и на ЗиС-5.


В 2010 году Ульяновский автомобильный завод возобновил производство автомобиля УАЗ-469 образца 1972 года. Этот автомобиль, унаследовавший прозвище Козёл от своего предшественника ГАЗ-69, в своём первоначальном виде выпускался в Ульяновске 13 лет. В 1985 году его переименовали в УАЗ-3151, снабдили вакуумным усилителем тормозов и увеличили мощность мотора, а в 1993 году уазик наконец-то оборудовали кузовом с жёсткой крышей. Однако стране был нужен максимально дешевый уазик.

Вчерашний съемочный день сериала Boardwalk Empire проходил на улице, и в сцене были задействованы старые автомобили. Сегодня ни слова про кино, а только про машины. Тем более, что я уже давненько про них не писал.

Все автомобили были одной модели - это был легендарный Форд-Т в различных модификациях. В интернете встречается его название "Жестянка Лиззи", что является просто прямым переводом американского прозвища "Tin Lizzy", что на мой взгляд не очень верно, если попробовать разобраться в его происхождении. Существует несколько версий происхождения названия, и ни одна из них не подтверждена. Мне ближе всего та, в которой говорится, что Лиззи была самой распространенной кличкой у рабочих лошадей, на смену которым и пришел недорогой и надежный Форд-Т. Его сразу же окрестили тем же именем, что и лошадь. Tin - это луженое железо - жесть, из которого делали консервные банки. Правильнее будет говорить "Жестяная Лиззи". Автомобилей Форд модели Т было выпущено так много, а служили они так долго, что впоследствии Tin Lizzy стали называть любую старую разваливающуюся технику. Мы сейчас называем старую машину-развалюху "ведром", а американцы называли tin lizzy.


2.

Сам Генри Форд называл свой Форд-Т "универсальным автомобилем", владельцы же, помимо Жестяной Лиззи называлие его просто Ти, колымагой, драндулетом, развалюхой, клоповником на бензиновом ходу и множеством других не менее ярких прозвищ. Но это все конечно же от любви. Ведь именно благодаря Лиззи Америка села за руль автомобиля и поехала.

3.

4. "Автомобиль может быть любого цвета при условии, что этот цвет черный" - сказал как-то Генри Форд. Причиной было конвейерное производство и то, что из всех эмалей использовавшихся при покраске, быстрее всего высыхала именно черная. Всего за 48 часов, тогда как другие цвета могли сохнуть несколько недель. С развитием химии эта проблема отпала, и Форд стал предлагать кузова в других цветах, однако крылья и некоторые элементы по прежнему оставались черными из-за специфики конвейерной сборки.

5. Подвеска состояла из двух поперечных рессор. Из-за этого автомобиль довольно прилично раскачивался из стороны в сторону на ухабах и неровностях. А дороги тогдашней Америки целиком состояли из этих самых ухабов и неровностей. Скоростных магистралей в Америке тогда не было, а вот плохих дорог было хоть отбавляй. Благодаря большому дорожному просвету автомобиль прекрасно преодолевал любое бездорожье, а если и застревал, то вытащить машину весом всего 850 килограмм на узких шинах не представляло серьезной проблемы. Несколько взрослых мужчин с легкостью могли вытолкать его даже из самой глубокой грязи.

6. Ветровое стекло состояло из двух горизонтальных частей. Дворник стал стандартным оборудованием только на поздних версиях. Никелированными были очень немногие детали. На этих машинах только крышка радиатора, ободки на фарах, дверные ручки, колпаки на ступицах, и некоторые элементы отделки салона.

7. Заводка автомобиля ручкой не была сильно сложной операцией, но тут все равно нужен был опыт и определенная сноровка. Более чем уверен, что никто из современных водителей не сможет этого сделать не изучив прежде инструкцию. Заводить следовало только левой рукой. В мороз, когда масло было густым, двигатель не полностью разъединялся с трансмиссией, и кривой стартер мог сбить владельца с ног.

8. Процесс заводки можно посмотреть на этом видео с 8:36.

9. Кнопки блокировки открывание двери тогда были обычными сдвижными засовами. А вот боковые стекла поднимались и опускались вполне привычным для нас способом.

10. Механизм открывания верхней половины лобового стекла. Никаких солнцезащитных козырьков в салоне еще нет.

Если что напутал пишите, исправлю.

Слава пришла к Генри Форду (1863-1947) благодаря невзрачному автомобилю модели «Т», в шутку прозванному в Америке машиной неудачников. В течение 19 лет в почти неизменном виде выпускалась эта модель, и по дорогам земного шара таких автомобилей ездило больше, чем всех остальных.

Почему модель «Т» называли машиной неудачников? По представлению американцев, удачник зарабатывает тысячи или миллионы долларов. Такой не купит модель «Т», он купит «Кадиллак» или «Паккард». Все остальные - «неудачники». Но именно на них рассчитывал Форд. Ведь их гораздо больше, чем миллионеров.

Деятельность молодого Форда как изобретателя-конструктора отступила на задний план в 1899 году, когда он основал Детройтскую автомобильную компанию. На разработку дешевой массовой машины, на введение поточного производства его вдохновляли не столько творческие замыслы, сколько бизнес.

Форд установил на модель «Т» небольшую (до 1000 долл.) цену, но выпускал десятки тысяч, потом - миллионы машин в год, став одним из самых богатых людей в мире. Замысел Форда заключался в том, чтобы разделить работу по изготовлению автомобиля на множество операций, поручить каждую операцию одному-двум рабочим, освободить их от доставки со склада, сортировки и подгонки деталей. Изготовляемые детали и собираемые механизмы должны двигаться мимо рабочих на цепях, лентах, рольгангах. Так возник конвейер.

Ныне он известен всем. Если выпускать много одинаковых, стандартных автомобилей, то можно применить сложнейшие дорогие станки и прочее производственное оборудование, которые заменят ручной труд. Затраты на оборудование понемногу раскладываются на тысячи выпускаемых машин. При индивидуальном же изготовлении каждого автомобиля, как это делалось всеми заводами начала XX века, механизация не оправдывается, ложится тяжелым бременем на продажную цену автомобиля. Однако всякое техническое усовершенствование, изобретение, открытие можно обратить во вред человеку. Достаточно пустить конвейер чуть быстрее - почти незаметно для рабочего, чтобы извлечь нужную прибыль. А через некоторое время - еще чуть быстрее… И получается «научная система выжимания пота», подвергнутая В. И. Лениным резкой критике.

Устройство Форда модели “Т”

Модель «Т» имела все необходимое, по понятиям своего времени, для безопасного движения, была свободна от излишеств. Простота устройства плюс прочные материалы обеспечили машине массу в 550 кг, т. е. в 3-5 раз маньшую, чем у больших машин. Достаточно было 20-сильного двигателя, чтобы на «Форде» развить скорость до 70 км/ч.

Автомобиль массового производства уже не мог быть специально приспособленным к индивидуальным запросам, он должен был стать универсальным. «Форд-Т» по числу мест (пять) приближался к большим автомобилям, а по простоте конструкции и отделки - к «вуатюреткам».

Простота его устройства начинается с двигателя, четыре цилиндра которого отлиты в одном блоке (вместо отдельных или спаренных цилиндров). Топливо подается к двигателю самотеком из бака, установленного под сиденьем; не нужно создавать давление в баке ручным насосом или отработавшими газами. В коробке только две передачи, этого достаточно для легкого автомобиля. Вместо четырех продольных рессор - две поперечные. На машине нет аккумулятора, фары получают ток от магнето системы зажигания.

Покупая «Форд-Т», будущие владельцы не думали, что им придется позднее расплачиваться за его дешевизну и простоту. На крутых подъемах бак оказывался ниже двигателя, и горючее не поступало к карбюратору. В связи с этим рассказывают, что некий фермер заявил продавцу, что купит машину, если она способна будет преодолеть подъем к его дому. Продавец не смутился. При демонстрации он лихо заехал на середине подъема в переулок, круто повернул колеса, остаток пути двигался задним ходом и сказал покупателю: «Вот видите, этот холм - сущие пустяки для вашей будущей машины, она его берет даже задним ходом!» Для заправки бака пассажир должен был освобождать сиденье. Фары светили слабо и мигали, если двигатель работал на малых оборотах. Поэтому в темноте водители намеренно повышали обороты, двигаясь на пониженной передаче. При пуске машины в холодную погоду застывшее масло блокировало коробку передач, двигатель соединялся напрямую с задними колесами (механизм сцепления находился в коробке передач). Вращая заводную рукоятку, водитель крутил не только вал двигателя, но и… колеса. Они начинали катиться, и нужно было увертываться от машины, прыгать на ходу на сиденье, чтобы быстро нажать на педаль газа, иначе двигатель заглохнет. Иные водители, прежде чем заводить машину, поднимали заднее колесо домкратом, который убирали после разогрева масла. У холодного двигателя не сразу начинали действовать все цилиндры, и он работал толчками, сотрясая автомобиль.

Однако днем в теплую погоду машина уверенно работала, что вполне удовлетворяло тогдашних автомобилистов. Мирились и с необходимостью частого обслуживания механизмов; в этом был даже особый интерес, тем более что к автомобилю прилагался набор полезного во всяком хозяйстве инструмента. Мирились и с тем, что почти все «Форды» были окрашены в черный цвет. (Форд в шутку говорил: «Вы можете купить у нас автомобиль любого цвета при условии, что этот цвет - черный».) В общем, Форд угодил тогдашнему «среднему американцу».

Хотя карикатуристы любили издеваться над скромной внешностью модели «Т», она по-своему была красива. Красота ее - в простоте. Кажется, ничего не убавишь и не прибавишь. Но наступил момент, когда автомобилисты увидели в простоте «Форда» убогость. То, что казалось простым, представилось теперь недостаточно строгим, угловатым. Все же пример «Форда» показывает, что именно простая форма автомобиля способна «прожить» сравнительно долго.

Конвейерное производство автомобилей

Конвейерный метод производства и надежность автомобилей могли, однако, стать реальностью лишь после кооперации предприятий (или создания такого, как у Форда, гигантского комплекса заводов), достижения точности обработки, взаимозаменяемости деталей, применения в конструкции автомобиля новых материалов.

В автомобиле сочетались три сложных элемента - экипаж, двигатель и трансмиссия. Экипажные заводы, ставшие теперь автомобильными, не все делали сами, а покупали на стороне рессоры, подушки сидений, поковки. Возникли специальные заводы автомобильных двигателей, приборов питания и зажигания. Внутренняя структура предприятий и их внешние связи усложнялись.

Поскольку обслуживали и ремонтировали автомобили зачастую в условиях, когда поблизости нет механических мастерских, понадобилось заменять поврежденные части другими, которые легко можно было купить. Поначалу автостроителям и в голову не приходило, что сложную машину можно делать как-то иначе, чем индивидуальным изготовлением и подгонкой деталей. Разве сравнишь автомобиль с ружейным затвором, который изготовлялся уже из взаимозаменяемых частей? Да и мастерство автостроителей еще не шло в сравнение с квалификацией оружейников.

В 1907 году американский конструктор и технолог, руководитель фирмы «Кадиллак» Генри Лиланд (1843-1932) построил три автомобиля из тщательно обработанных деталей. Чтобы продемонстрировать взаимозаменяемость их частей, машины разобрали и превратили в груду металлических предметов. На глазах у сотен зрителей (дело происходило на стадионе) механики, выбирая наугад детали из груды, снова смонтировали три машины. Затем на этих машинах был совершен 800-километровый пробег без единой поломки, что для того времени было большим достижением.

Высокая точность изготовления деталей и сборки двигателя привела, например, к тому, что его мощность увеличилась вдвое. Был сделан еще один шаг к массовому производству автомобилей.

Следующий шаг - применение прочных и легких стальных сплавов - подсказали конструкторы гоночных машин. На основе их опыта были созданы высокопрочные стали, в частности ванадиевая, широко использованная в конструкции «Форда-Т». Автомобилестроители требовали от металлургов создания металлов и сплавов с постоянными химическими и механическими свойствами, нержавеющей стали, калиброванного гладкотянутого листа. Появились мощные станы для прокатки этого листа, прессы для формовки из него панелей кузова, точнейшие станки для нарезки бесшумных шестерен.

Развитие автомобильной промышленности

Автомобильная промышленность стала потреблять добрую половину произведенных стали и чугуна, три четверти резины и кожи, треть никеля и алюминия, седьмую часть дерева и меди. Автостроение вышло по объему производства на первое место среди других отраслей машиностроения, стало оказывать серьезное влияние на хозяйственную жизнь государств. К началу первой мировой войны парк автомобилей на земном шаре составил около 2 млн. Из них 1,3 млн. приходилось на США, 245 тыс. - на Англию, 100 тыс. - на Францию, 57 тыс. - на Австро-Венгрию, 12 тыс. - на Италию, 10 тыс. - на Российскую империю.

При всем разнообразии кузовов и агрегатов техническая характеристика большинства «ветеранов» вписывается в классическую схему с кузовом «дубль-фаэтон», штампованной рамой (вместо прежней дубовой, окованной сталью) и, как правило, четырехцилиндровым двигателем. Варианты теперь сводятся уже только к зажиганию батарейному или от магнето: к расположению коробки передач отдельно (все реже) или в блоке с двигателем; к передаче усилия на колеса цепью (тоже редко) или карданным валом; подвеске жестких осей на четырех продольных (кроме «Форда-Т») полуэллиптических рессорах, иногда с дополнительной задней поперечной рессорой; к ленточным или колодочным тормозам на задних колесах; к наличию или отсутствию амортизаторов, электрического освещения и складного тента.

Технико-эксплуатационные показатели достигли в среднем следующих значений: среднее число мест - 4 (вместо 3,5 в самом начале века); удельная мощность - 19,5 л. с/т (вместо 9 л. с / т); максимальная скорость - 80 км/ч (вместо 50 км/ч); время разгона с места до скорости - 60 км/ч около 15 с (вместо 30-40 с); расход топлива уменьшился всего на 5-10%. Расчетный показатель эффективности увеличился в 1,5 раза. Как будто очень скромно. Но надо учесть, что главными целями развития в этом периоде были динамика и комфорт, а они достигались не только благодаря совершенствованию двигателя, но и в результате утяжеления автомобиля почти в 1,5 раза. Могут возразить: ведь и число мест увеличено! Да, но все же масса машины, приходящаяся на одного пассажира, возросла на 30%. В конечном счете значение общего оценочного показателя (напомню: в самом начале века он едва превосходил единицу) увеличилось вдвое.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков