Отличие робота от автомата: что лучше. В автомобиле коробка робот и автомат: в чем разница, что надежнее, лучше, дешевле? Чем отличается коробка робот от коробки автомата и вариатора в автомобиле: сравнение визуальное и в принципе действия

Отличие робота от автомата: что лучше. В автомобиле коробка робот и автомат: в чем разница, что надежнее, лучше, дешевле? Чем отличается коробка робот от коробки автомата и вариатора в автомобиле: сравнение визуальное и в принципе действия

1897 Просмотров

При покупке машины, будущий автовладелец сталкивается с проблемой выбора. Он бывает самым разнообразным: объем двигателя, комплектация, кузов, . В наше время КПП бывают самыми разными: механическими, автоматическими, роботизированными и вариаторными. Больше всего автовладельцев заботит вопрос выбора «автомата» или «робота», так как далеко не все знают, чем они отличаются, и что лучше. Ниже мы постараемся рассказать, в чем различия между этими двумя видами АКПП, и что выбрать.

Как работает автомат

Автоматическая коробка передач примечательна тем, что может переключать передаточные числа самостоятельно. Но делается это почти без использования электроники на «голой» механике.

Основную роль тут играют редуктор и гидротрансформатор. Последний следит за тем, чтобы переключение осуществлялось без рывков и ездоков не трясло при переходе с одной ступени на другую. Примечательно, что в автоматической КПП может быть установлено 5, 6, и, даже, 8 скоростей. Такое большое их количество обусловлено тем, что автомобиль может более плавно и гибко менять ступени в зависимости от скорости езды.

Переключение происходит во время повышения или понижения оборотов. Чем быстрее крутится мотор, тем больше увеличивается давление масла в гидротрансформаторе. Чем больше давление, тем выше скорость. Схема проста и незамысловата. Также, подобный подход, как уже говорилось выше, позволяет собирать функциональные автоматические коробки передач почти без использования электроники.

Как работает робот

Тут все устроено совершенно иначе. Если в предыдущем случае контроль велся при помощи редуктора, а переключение производилось под давлением масла, то тут работу по слежению за оборотами возложили на электронное устройство, а переключение производится как в механической (ручной) коробке передач.

Вся разница заключается лишь в наличии управляющего блока.

При достижении определенных оборотов микрокомпьютер решает, что пора переключаться на более высокую скорость и приводит в движение штоки, которые блокируют шестерни. Собственно говоря, из-за такого симбиоза механики и электронных мозгов, данную коробку переключения передач и назвали «роботом».

Плюсы и минусы автомата

Начнем «разбор полетов» с плюсов:

  1. Переключение передач в автоматической коробке передач происходит более гладко и без рывков.
  2. Коробки автомат могут быть оборудованы 8-ю ступенями. Это позволяет подбирать наиболее оптимальные обороты двигателя для переключения. То есть, рабочая скорость вращения вала может находиться в пределах 2-3 тысяч оборотов. Таким образом, машина всегда будет двигаться с оптимальным расходом, мощностью или скоростью.
  3. Автомат надежнее робота.

И минусы:

  1. Автомат потребляет немного больше топлива.
  2. передач производится, хоть и не так часто, но стоит дороже.
  3. требует периодической замены масла, что также сказывается на кошельке владельца.

Плюсы и минусы робота

И тут тоже начнем с выяснения, чем робот лучше автомата:

  1. Тут меньше расход топлива.
  2. С учетом того, что аналогична механической, стоимость ее ремонта обходится намного дешевле.

И минусы:

  1. Учитывая, что здесь переключение скоростей происходит за счет жесткой сцепки зубчатых колес, при переключении могут наблюдаться рывки. Особенно хорошо это заметно к тому моменту, когда роботизированная коробка передач уже требует ремонта.
  2. Из предыдущего выплывает следующий пункт: детали коробки передач изнашиваются быстрее. То есть, тут все шестерни соединяются «на сухую» без использования масла. Соответственно, если ваш стиль вождения агрессивен, то в скором времени на металле появятся сколы и задиры, а стружка будет заполнять коробку передач, еще больше приводя в негодность ее элементы.

На основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Если для вас в приоритете стоит надежность и срок бесперебойной работы, то автоматическая коробка передач однозначно выигрывает у роботизированной, поскольку все части постоянно смазываются маслом и переключаются более плавно, еще больше увеличивая срок службы деталей.
  2. Роботизированная КПП потребляет меньше топлива.
  3. В свою очередь, для любителей экзотики роботизированная коробка передач, в отличие от АКПП, может предложить интересную опцию: ручное переключение передач. То есть, ручка управления может быть переведена в специальное положение, когда водитель может самостоятельно выбирать, переключиться на повышенную или пониженную передачу.
  4. Во время движения робот, по сравнению с автоматической КПП «зависает», переключение происходит с некоторой задержкой.
  5. Однако же, роботизированная коробка передач конструктивно исполнена проще, а соответственно, и ремонт ее обойдется намного дешевле, да и провести данный ремонт можно самому или доверить «гаражным экспертам» — они справятся!

Заключение

Как видите, и там и там есть свои положительные и отрицательные стороны относительно КПП. И каждый из кандидатов на покупку может противопоставить своему конкуренту весомое отличие. Но большинство автолюбителей из нашей страны отдают предпочтение КПП автомату, даже не смотря на его расход и дороговизну ремонта. Почему? Решающим фактором является следующая разница: АКПП надежнее роботизированной КПП. И это является решающим фактором.

Один энтузиаст даже провел исследование и выяснил, что сумма, сохраненная на топливе и удешевлении ремонта, меньше той, которая сберегается на редкости поломок. В итоге, АКПП обходится владельцу просто дешевле роботизированной коробке переключения передач. И именно поэтому КПП автомат для наших условий подходит лучше.

Но, в то же время, практически вся Европа и Америка уже пересели на «роботов». Почему так? Что заставляет западных жителей считать, что робот лучше? Все дело в национальной проблеме, имя которой «дороги». При движении по нормальным трассам без ям, кочек и выбоин робот – действительно надежная и экономичная штука. А при стиле езды, популярным у нас: «разогнался-сбросил скорость», — переключение происходит настолько часто, что детали быстро изнашиваются и разбиваются.

Автопроизводители стремятся найти оптимальные технические решения во время проектирования различных узлов транспортного средства. В результате появляются конструкционные новинки. Примером служит эволюция трансмиссии. Сейчас можно наблюдать различные варианты коробок переключения передач, которые успешно конкурируют между собой. Существуют механические, автоматические, роботизированные КПП либо бесступенчатые вариаторы.

В статье выясним, что такое роботизированная коробка передач, какими достоинствами и недостатками она обладает по сравнению с другими типами трансмиссии. Ведь часто от степени комфорта управления автомобилем зависит не только наше настроение, но и безопасность на дороге.

Начнем с того, что робот — это по сути механика, у которой переключаются передачи и выжимается сцепление автоматикой. Если взять, к примеру, тойоту короллу на роботе, которая выпускалась с 2007 года, то у нее роботизированная коробка — это один в один механика, у которой убрали обычный рычаг КПП и сцепление и вместо них поставили специальные сервоприводы — актуаторы. Из этого следует, что ездовые качества авто будут во многом схожи с обычной механикой, только не придется самому переключать передачи.

Работа этих КПП заключается в том, чтобы принять от водителя информацию в цифровом виде, а затем, правильно и быстро обработав ее, перевести все в механические манипуляции с шестернями и валами. Для управления выбором передач вместо обычного рычага, который соединен тросами или тягами с коробкой используется рычаг — джойстик, который лишь указывает электронике нужную передачу. За логическую часть отвечает электронный блок управления (ЭБУ).

Внешний вид рычага управления роботом на тойоте королле

Учитывая отзывы пользователей, отметим, что этот тип автомобильных редукторов обладает большинством достоинств автоматической трансмиссии и сочетает экономность и надежность автомобильной «механики». Для покупателя робот обойдется дешевле, чем классический «автомат», а это значит, появляется дополнительный позитивный аргумент в их пользу.

Большинство популярных автоконцернов занимаются выпуском моделей различных ценовых сегментов с установленными на них роботизированными узлами трансмиссии. Даже в бюджетном сегменте Renault в 2016 году выпустил автомобиль с «роботом» на борту.

Как работает роботизированная коробка

За основу роботизированного блока переключения скоростей в большинстве автомобилей взята механическая КПП. При этом манипуляции с переключением между ступенями занимаются специальные конструкционные надстройки, которые называются сервоприводами. В некоторых источниках эти переключатели имеют название – актуары. Один из них занимается включением/выключением сцепления, а миссией второго является физическое перемещение шестеренок в коробке. Это значит, что их работа помогает избавиться в салоне автомобиля от педали сцепления.

Внешний вид актуатора сцепления робота

Не все конструкции приводов одинаковые. Инженеры создали две их разновидности. В первом случае работоспособность поддерживается с помощью электричества, а во втором случае за плавность и быстроту переключений отвечает гидравлика. Обычно отзывы не всегда однозначные, поэтому опишем оба варианта.

  1. Популярным устройством является электропривод . Данная конструкция отличается меньшей стоимостью и может ставиться даже на машины бюджетного класса. В основе управления заложен электромотор с редуктором и исполнительный механизм.
  2. В гидравлической системе переключение передач выполняется с помощью цилиндров, толкаемых силой электромагнитных клапанов. Принцип работы в этом случае схож с классическим «автоматом». Вторым названием таких устройств является «электрогидравлический привод». Конструкция дороже обычного электропривода, но это компенсируется быстротой переключения между передачами. Также водитель не ощущает возникновение каких-либо резких провалов. Блок ставится на более дорогие автомобили.

Управление всеми операциями возложено на встроенный компьютеризированный узел. Он проводит контроль за оборотами двигателя, текущей скоростью автомобиля, получает информацию от ABS, антизаносной системы и отдает команды на исполнительный механизм.

Устройство сцепления в роботе

Первые «роботы» в автомобилях устанавливались с одним сцеплением. Эксперимент получился неоднозначным. Выявилось достаточное количество недостатков такой конструкции. В результате разработок появились КПП с удвоенным сцеплением. Рассмотрим эти типы коробок и их работу.

Устройство робота с двумя сцеплениями

  1. Одно сцепление. Основой коробки переключения скоростей являются два вала: первичный и вторичный. На первичный (ведущий) вал подается вращение от двигателя. С мотором его разделяет сцепление. От вторичного (ведомого) вала посредством шестерен вращение передается на колеса. По команде электроники первый сервопривод разъединяет сцепление, а второй после разрыва занимается перемещением синхронизаторов так же, как это бы делал водитель рычагом на механической коробке. Однако, электроника «бережет» сцепление, и разрыв мощности часто становится заметен в салоне (эффект «кивания головой» пассажиров, когда временно пропадает тяга).
  2. Два сцепления. Снизить эффект от негативного воздействия провалов тяги конструкторы попытались с помощью двойного сцепления. В результате появились конструкции, получившие общее название DCT (Dual Clutch Transmission). Позже концерном Volkswagen были разработаны шестиступенчатые коробки DSG (Direkt Schalt Getrieb). Эта аббревиатура, являющаяся просто товарным знаком, стала синонимом всех коробок с двойным сцеплением, также как слово «ксерокс» вошло в обиход не торговой маркой, а бумажной копией. У DSG в конструкции есть два первичных вала, один из которых находится внутри другого. Оба вала имеют соединение с мотором с помощью индивидуальных сцеплений. «Умная» коробка, запуская автомобиль в движение, включает первую скорость, но одновременно на втором валу входит в зацепление шестерня для второй передачи. Второй вал ждет замыкания своего сцепления и одновременного размыкания с первой передачей. Это экономит время переключения и обеспечивает плавность перехода между ступенями. Есть второе название таких коробок – «преселективные» (предугадывающие выбор). Например, для автомобилей Гольф время переключения роботизированной коробки составляет лишь 8 миллисекунд.

Инженеры, усовершенствую конструкцию двойного сцепления, разработали две разновидности этого узла. В первом случае было решено оставить окружение сцепления воздушным («сухой» тип), а во втором случае в узел залили рабочую жидкость («мокрый» тип). У водителей, предпочитающих агрессивный стиль вождения и резкие, глубокие нажатия на педаль газа, сухое сцепление будет часто перегреваться, что приведет к быстрому выходу его из строя.

Для снижения негативного воздействия на фрикционы в блоке залито масло. Отрицательный эффект также появился за счет проскальзывания и небольшой потери мощности в это время, но узел стал выдерживать более суровые нагрузки. Это положительно сказалось на его долговечности.

Преселективные трансмиссии в своем арсенале имеет большинство ведущих автоконцернов, среди которых Fiat, BMW, Ford, Mitsubishi. Показателем перспективности является то, что даже в Porsche признали уместность данной конструкции, ведь компания берет на вооружение только проверенные и перспективные модели. Разработки в этом направлении продолжаются.

Плюсы и минусы роботизированной коробки передач

К преимуществам относятся :

  1. Конструкция узлов скомпонована на основании проверенных временем механических коробок передач. За счет этого повышается общая надежность агрегата, которая выше, чем у вариаторов.
  2. Занимаемый объем в подкапотном пространстве существенно меньше, чем у классических «автоматов», соответственно расход на масло во время эксплуатации для данной коробки будет ниже, чем у аналогов.
  3. Работоспособность сцепления, особенно мокрого типа, у «роботов» на 25-30% выше.
  4. Также отличие роботизированной коробки передач от автоматической заключается в стоимости производства и ремонта этого агрегата, говорящее в пользу «роботов», а не «автоматов» и вариаторов.
  5. Большинство современных коробок с роботизированным управлением имеет возможность переключать ступени в ручном режиме, что схоже с Типтроником на автоматических КПП.
  6. Масса коробки-робота значительно меньше АКПП. Это дает преимущества при установках на малогабаритные авто, где масса даже в несколько десятков килограмм играет существенную роль.
  7. Расход топлива на автомобилях, агрегатированных «роботами», сопоставим с расходом на механических КПП и меньше, чем у остальных конструкций при прочих равных условиях.

К недостаткам относятся :

  1. Есть конструкции с роботизированными коробками, у которых задержка между переключениями передач достигает двух секунд. Это относится к электрическим переключателям. При такой езде теряется динамика и может возникать дискомфорт для водителя.
  2. Использование гидроприводов для ускорения переключений повышает скорость между включением ступени до 0,05 с. Однако, эта конструкция значительно удорожает весь узел. Тормозную жидкость, используемую в качестве рабочей жидкости, необходимо постоянно удерживать под высоким давлением, что отнимает часть мощности у двигателя. Гидравлика становится эффективной больше у мощных автомобилей или машин премиального класса.
  3. Более дешевые модели не обеспечивают адаптивной подстройки автоматики под стиль вождения владельца автомобиля.
  4. Преселективные модели пока еще достаточно дорогие в ремонте. Хотя механическая часть весьма надежна как и у простой механики, при недоработанных прошивках ЭБУ и неидеальной конструкции сцеплений часто случается преждевременный износ последних. А все «навесное» оборудование робота (сцепления, ЭБУ, актуаторы) стоит приличных денег. Поэтому при покупке авто с пробегом стоит проверять робот с особой тщательностью и узнать сроки последнего его обслуживания, посмотреть чеки на выполненные работы.

Но все же большинство положительных факторов достаточно легко перекрывают все негативные моменты. Поэтому для того чтобы насладиться всеми «плюсами» роботов, необходимо выбирать новые варианты конструкций, в которых основные недостатки минимизированы или полностью устранены.

Заключение

Процесс окончательного усовершенствования роботизированных коробок еще не наступил. Инженеры стремятся сделать конструкцию более надежной и быстрой, и по некоторым показателям это им удается. При этом авто с «роботами» находят своих поклонников уже сейчас.

Покупая автомобиль, каждый автолюбитель хочет получить не только комфорт и надежность, но и экономичность. Выбор будет зависеть от многих характеристик авто: класс, модель, а также разновидность трансмиссии.

При этом особое внимание нужно обращать не только на ДВС, но и на выбор трансмиссии. Современные автомобили сегодня оборудованы : механическая коробка, «классический автомат», вариатор, роботизированная коробка типа АМТ или DSG ().

С учетом такого многообразия автоматов, важно знать, как отличить КПП автомат от робота. Далее мы рассмотрим, как отличить автомат от робота визуально, а также чем вообще отличаются указанные коробки передач.

Читайте в этой статье

Что такое автомат и что такое коробка робот

Итак, рассмотрим автоматическую и роботизированную КПП. Прежде всего, основной функцией всех АКПП и механики МКПП является передача на колеса, а также изменение величины тяги в зависимости от ряда условий.

Если на механике водитель изменяет передаточное отношение вручную, то автомат выполняет эту задачу самостоятельно. Также АКПП отличаются по своему устройству и принципу работы. Другими словами, назначение у всех КПП одно, но конструктивно они все разные.

Если же вернуться к роботам () и классическим автоматам (), отличия хорошо видны в сравнении. Автоматическая трансмиссия в основе с гидромеханическим агрегатом АКПП – довольно сложное в конструктивном плане решение.

Такой автомат представляет собой гидравлическую систему управления ( , заменяющий сцепление и гидроблок), а также планетарный редуктор, содержащий все пары шестерен, находящихся в постоянном зацеплении. В зависимости от оборотов двигателя переключение передач в коробке осуществляется автоматически (без участия водителя).

Роботизированная трансмиссия (РКПП) – коробка, которая по своей конструкции напоминает , только с блоком управления (гидро- и сервоприводы, управляющие работой сцепления и переключения передач и режимов).

Как отличить КПП автомат от робота: конструктивные и технические отличия

АКПП и РКПП в техническом плане очень разные коробки. Как уже было сказано выше, АКПП представляет собой коробку с гидротрансформатором и электроникой, а РКПП — обычная механическая коробка со специальными сервоприводами (актураторами), позволяющими автоматизировать такие процессы как: включение/выключение сцепления и выбор/включение конкретной передачи.

Основные отличия классического автомата от простого (однодискового) робота:

  • АКПП намного дороже РКПП;
  • отсутствие сервомеханизмов у АКПП;
  • расход топлива и количество (объем) смазывающей жидкости в АКПП больше;
  • надежность АКПП по сравнению с РКПП выше;
  • по сравнению с роботом, ремонт автоматической коробки может быть дороже и дольше;
  • коробка автомат, в отличие от робота, переключает передачи плавно и мягко (без толчков и рывков);
  • конструктивные отличия (автомат – гидромеханический агрегат, робот- это механика с ЭБУ);
  • АКПП — более стабильная и удобная трансмиссия;

Еще добавим, что также именно среди роботов существуют так называемые преселективные коробки. Эти КПП являются все той же механикой, однако отличаются от аналогов наличием двух сцеплений и более сложным исполнением.

Как отличить автомат от робота визуально

Классический автомат от робота без опыта отличить в ряде случаев визуально практически невозможно, особенно если речь идет о преслективных роботах типа DSG. Дело в том, что и консоль коробок часто практически одинаковы.

Однако робот часто не имеет отдельных , которые часто есть на АКПП (L2, L1). Хотя, если АКПП оснащена режимом , то таких режимов также может не быть.

Отличие зачастую можно почувствовать только во время вождения и, соответственно, при переключении скоростных режимов. Например, в роботизированной коробке переключение скоростей нередко происходит с паузами (характерно для ).

Это доставляет дискомфорт и неудобство во время движения, особенно в городском потоке (переходя на другую передачу, автомобиль на какое — то время перестает ускоряться, после чего с рывками начинает движение).

  • Кстати, производитель Volkswagen первым решил эту проблему, выпустив роботизированную коробку с двумя сцеплениями (DSG, S-tronik и PD). Это позволило сократить расход топлива на 15–20% в сравнении с АКПП.

Более того, работа роботизированной трансмиссии с двумя сцеплениями стала сильно напоминать гидроавтомат (такой робот, как и автомат, быстро переключает передачи, рывков, пауз и провалов нет, тяга ровная и предсказуемая).

Роботизированные коробки, как и большинство автоматических коробок, снабжены функцией ручного выбора передач (Типтроник). Это очень удобно для на затяжных горных спусках. Однако наличие такого режима еще больше усложняет задачу визуального определения типа АКПП на конкретной модели авто.

Подведем итоги

Как видно, вопрос, как отличить робот от автомата внешне, является сложным. Дело в том, что для упрощения взаимодействия производители делают все типы АКПП похожими друг на друга как по режимам, так и по органам управления в салоне.

С одной стороны, это упрощает взаимодействие водителя с агрегатом, а с другой может доставлять трудности при определении типа коробки. Получается, лучше отдельно изучить информацию о конкретной модели авто и типах коробок, которые могут быть установлены.

Напоследок отметим, что использование АКПП в наше время становится очень актуальным, так как трансмиссия автомат удобна и безопасна, особенно в больших городах. Однако каждый из типов автоматов имеет как плюсы, так и минусы.

При этом роботизированная коробка по своей популярности не сильно отстает от «классической» автоматической коробки. В первую очередь, такой спрос на РКПП обусловлен популяризацией и более дешевым производством, что отражается на конечной стоимости авто.

Читайте также

Чем отличается коробка вариатор от коробки автомат или коробки робот: основные отличия CVT от АКПП, а также роботизированных трансмиссий типа AMT или DSG.

  • Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: "однодисковый" робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.
  • Несмотря на то, что трансмиссия современных машин насчитывает около трех основных видов, автолюбители по-прежнему продолжают споры о том, какая КПП лучше. Отсюда вытекает вопрос: в чем отличие коробки автомат от робота и что надежнее? Естественно, конкретный и содержательный ответ способны дать не все автовладельцы.

    Оно и понятно – отечественные водители привыкли к старой доброй механике . Но времена меняются и, возможно, вскоре простые механические коробки передач останутся лишь в истории автомобилестроения.

    Отличие коробки автомат от робота не одно – их сразу несколько. И именно они будут детально рассмотрены ниже . Естественно не лишним будет расписать достоинства и недостатки обоих видов трансмиссий.

    Особенности АКПП

    • Конструктивные особенности коробки автомата предусматривают наличие редуктора и гидротрансформатора;
    • Гидротрансформатор отвечает за плавное переключение передач, которое происходит без рывков. Если говорить доступным языком, то данный модуль в автомате заменяет сцепление;
    • Редуктор АКПП состоит из пар шестеренок, находящихся в постоянном зацеплении друг с другом. У этого модуля есть всего три основных ступеней 4, 5, 6. Их возможности напрямую зависят от количества скоростей коробки.

    Достоинства АКПП

    • Если говорить о светлых сторонах автомата, то подобного рода трансмиссии существенно упрощает вождение за счет того, что нет необходимости постоянно выживать сцепление и пользоваться рычагом КПП. Можно полностью сконцентрировать внимание на вождении и управлять машиной только двумя педалями;
    • Обычное сцепление, которое присуще механике, . В то время как гидротрансформатор отличается большой износостойкостью и долговечностью;
    • АКПП меньше чем механика нагружает двигатель, за счет того, что при переключении передач не происходит существенного увеличения оборотов;
    • Машины на автомате оборудованы пассивной системой безопасности, что исключает откат автомобиля стоящего на уклоне.

    Недостатки

    К минусам можно отметить следующее:

    • Динамика разгона автомобиля меньше, чем при механике;
    • На малоступенчатых АКПП можно наблюдать ;
    • АКПП требует ;
    • У автомобиля на «автомате» снижается КПД и динамика;
    Теперь стоит разобрать роботизированную коробку передач.

    Особенности РКПП

    Современные автомобили оборудуются , но с сохранением опций механики. То есть по сути это та же МКПП, но только с автоматическим управлением.

    В РКПП передачи переключает электроника. Поэтому педаль сцепления здесь, как и в случае с автоматом, отсутствует. Однако есть все же модели авто, в которые устанавливают КПП подобного типа, но с возможностью ручного переключения передач. Соответственно здесь сцепление все же есть.

    Достоинства Робота

    • Роботизированные коробки передач наиболее экономичны, если сравнивать с автоматом. Уровень экономичности приближен к МКПП;
    • Стоимость РКПП куда ниже, чем АКПП. Сюда также стоит отнести и низкие затраты на обслуживание и ремонт;
    • Автомобиль получает больше динамики.

    Недостатки

    Недостатков у роботизированных коробок куда больше, чем достоинств.

    Перед автолюбителями при выборе нового авто встаёт вопрос, какой коробке переключения передач отдать предпочтение: классической автоматической, вариаторной либо роботизированной. Каждая из них имеет как позитивные, так и негативные стороны. Попробуем разобраться, какие у них отличия, и на чём остановить свой выбор.

    Принцип работы КПП (коробки переключения передач)

    Главное предназначение любого устройства, переключающего передачи, - принимать, преобразовывать, передавать и изменять направление крутящего момента. Современные автопроизводители выпускают транспортные средства с механической, автоматической КПП и автоматической в разных вариациях.

    В механической переключение передач происходит при помощи человека. В остальных процесс автоматизирован, участия водителя не требуется. Чтобы разобраться в плюсах и минусах автоматической коробки переключения передач (АКПП), вариаторной (CVT) и роботизированной, детально остановимся на принципах работы каждой из них.

    Классический «автомат» (гидротрансформатор)

    Коробка-автомат с гидротрансформатором впервые была выпущена в 40-х годах минувшего века. Массово ею стали оснащать авто с 60-х годов. Она представляет собой целый комплекс механизмов:

    гидротрансформатор, состоящий из турбинного и реакторного колёс, центробежного насоса, обгонной и блокировочной муфт;

    планетарная коробка передач, основными деталями которой являются планетарные редукторы, фрикционные и обгонные муфты, соединительные валы, барабаны, тормозная лента.

    Коротко принцип работы можно описать следующим образом: гидротрансформатор, размещённый между КП и двигателем, меняет передачу крутящего момента. Работа гидротрансформатора базируется на беспрерывной циркуляции жидкости, транспортирующей энергию от мотора к трансмиссии. Масло передаётся от центробежного насоса к турбинному колесу, затем на реактор, где её поток увеличивается и провоцирует увеличение оборотов насосного колеса.

    При задействовании обгонной муфты осуществляются вращательные движения реакторного колеса. Переключение передач между поочерёдно соединёнными планетарными редукторами осуществляется с помощью муфт. Работа этих механизмов обеспечивается благодаря гидроцилиндрам, процесс работы которых контролирует электронный блок управления.

    Стандартными режимами работы АКПП, которые выбирает водитель при помощи рычага селектора, являются:

    Р (Park), П - парковочная блокировка; R (Reverse), ЗХ - задний ход; N (Neutral), Н - нейтральная передача; D (Drive), Д - движение вперёд; L (Low), ПП (принудительно понижающая) или ТХ (тихий ход).

    Преимущества АКПП:

    плавность при смене передач;высокая надёжность;комфортность управления авто;щадящая эксплуатация мотора и КП.

    Недостатки коробки-автомата всё же имеются:

    дороговизна;высокий расход топлива;высокая стоимость ремонта;требуется больше времени для разгона;небольшой срок службы;невозможность заведения «с толкача».

    Сегодня классическая АКПП существенно доработана - есть модели, которые отличаются хорошей реактивностью, имеют зимний, спортивный, экономичный режимы работы, до 8 передач.

    Вариатор

    Вариаторная КП - это вариация «автоматики». Однако её устройство и принцип работы имеют существенные отличия от классической АКПП. Это бесступенчатая трансмиссия, в состав которой входят:

    собственно вариатор;узел, осуществляющий разъединение двигателя с вариатором;система управления;механизм заднего хода.

    Вариаторная КП может быть двух типов:

    клиноременного;

    тороидного.

    Принцип работы основан на том, что два раздвижных шкива (ведущий и ведомый), соединённых металлическим ремнём, автоматически меняют свой диаметр, изменяя при этом передаточное число. Запускается вариатор с помощью рычага селектора. Режимы передач идентичны с АКПП.

    Позитивные стороны вариатора перед другими КП:

    эффективность при использовании мощности мотора;высокая экономия топлива;комфортность управления и самого движения;плавность хода авто;ровный разгон и оперативный набор скорости;малая нагрузка на мотор;экологичность;высокий КПД.

    Если вы всё-таки решили отдать предпочтение вариатору, то стоит учесть и его недостатки:

    сложность конструкции и ремонта, в покупке запчастей;малое количество сервисов, способных осуществлять ремонт;быстрый износ при езде по плохим дорогам и бездорожью;специфический шум при работе;короткий срок эксплуатации;не ставится на мощные машины.

    Важно! Опытные автослесари и автолюбители советуют отказаться от приобретения авто с вариатором, которое уже было в употреблении. Если покупка уже сделана, то необходимо вовремя осуществлять полную замену масла, датчиков скорости и уровня топлива.

    Роботизированная КПП

    Роботизированная коробка передач вобрала в себя элементы «механики» и «автоматики». По сути, она представляет собой механическую КП с электронным блоком управления, осуществляющим выключение и включение муфты сцепления и переключения передач.

    При управлении роботизированной КПП водитель, как и в автоматике, просто переводит селектор в необходимый режим, а переключение передач производит электронный блок. Также производители авто сохранили возможность перехода в ручной режим.

    В «роботе» предусмотрены режимы: нейтральная передача (N), задний ход ®, движение вперёд (А/М либо Е/М), переключение передач (+/-).

    Достоинства КП:

    низкая цена (обычно «роботами» оснащены бюджетные авто);экономный расход топлива;возможность переключения в режим ручного управления.

    Недостатками такого вида КП считают:

    присутствие пауз, рывков и толчков при переключении передач;заторможенность;невозможность буксировки.

    Стоит отметить, что производители стараются стабильно усовершенствовать трансмиссии. Так, сегодня самым современным вариантом роботизированной КП второго поколения является преселективная трансмиссия с двумя сцеплениями. Её составляющими являются 2 вала для чётных и нечётных передач. Каждый вал соединён с двигателем отдельным сцеплением.

    Преимущества преселективной трансмиссии уже успели оценить:

    возможность быстрого разгона;экономичность при расходе масла и топлива;максимально возможный на сегодня КПД среди «автоматики».

    К недостаткам тоже не стоит подходить снисходительно. Сюда относятся:

    высокая стоимость;дорогостоящие ремонтные работы и замена масла;рывки и провалы в динамике авто.

    Чем отличается вариатор от «автомата» и «робота»

    При покупке авто даже опытный автомобилист не всегда сможет разобраться, какая коробка передач в нём установлена. Приводим советы, как отличить АКПП, CVT и «робота» визуально.

    Найти отличия между автоматической и вариаторной коробкой передач при посадке в салон авто невозможно. И та и другая выглядят идентично: один рычаг управления, одинаковое обозначение режимов.

    Существует 4 основных признака, по которым можно определить тип КП:

    Количество режимов. Вариаторы могут содержать меньшее количество режимов - обычно 4: «P», «N», «D», «R». В современных «автоматах» присутствуют ещё и дополнительные. Указание типа КП рядом с маркой автомобиля.

    Чтобы разобраться, какая же всё-таки КП установлена в машине, следует осмотреть её снаружи сзади. Большинство производителей около обозначения марки и модели сообщают и тип трансмиссии - «AT» или «CVT». Разница в «поведении» транспорта в ходе езды. У авто с АКПП будут присутствовать рывки и толчки. У транспортных средств с вариатором их не будет. Кроме того, у последних будут слышны щелчки в коробке. Разное «поведение» машины при подъёме на горку. Если при движении под гору затормозить и отпустить педаль газа, автомобиль с АКПП будет плавно двигаться вперёд без отката назад. Автос вариатором сделает откат назад и не будет осуществлять движение вперёд на холостых оборотах.

    При отсутствии возможности воспользоваться вышеперечисленными способами за информацией о типе трансмиссии следует обратиться:

    к добросовестному продавцу, к опытному автослесарю, к сопроводительной документации авто.

    Видео: отличия вариатора, автомата и робота

    Отличить вариатор от «робота» проще - достаточно взглянуть на внешний вид коробки передач в салоне и обозначения режимов. В вариаторе основным режимом движения вперёд является D, в «роботе» - А/М или Е/М (хотя в преселективной трансмиссии такого отличия уже нет).

    Советы по уходу

    Чтобы АКПП прослужила как можно дольше, следует строго придерживаться некоторых правил эксплуатации:

    При остановке на спуске либо подъёме нужно пользоваться стояночным тормозом. Производить переключение в режимы P, R после остановки движения машины. Незамедлительно обращаться в автосервис при наличии толчков и рывков в ходе переключения передач, а также горелого запаха, шума либо гула в районе КП.

    Важно! При поломке машины с АКПП её нужно буксировать на нейтральной передаче с включённым мотором. Транспортировка на буксире на расстояние больше 80 км со скоростью свыше 30 км/ч. не рекомендуется из-за риска повреждения узлов и деталей самой коробки.

    Чтобы продлить срок службы вариаторной коробки передач, следует:

    Осуществлять постоянный контроль за уровнем масла, менять его после каждых 30 тысяч км пробега. Использовать лишь качественное масло от хорошо зарекомендовавших себя производителей и строго подходящее к авто. В холодное время года не перегружать трансмиссию на старте движения. Периодически проверять состояние разъёмов и проводки. Предоставлять ремонт и диагностику вариатора только специалистам из автосервиса. Самостоятельно проникать в КП не стоит.

    Осуществлять буксировку лишь при работающем двигателе на недлин«««ные расстояния. Стараться не допускать резких разгонов и торможений, ударов трансмиссии. Не ездить по бездорожью либо просёлочным дорогам. Не буксировать другие транспортные средства. Следить за состоянием датчика скорости.

    Роботизированная КП прослужит дольше, если придерживаться таких правил эксплуатации:

    Не допускать буксования в холодное время года. Производить простой автомобиля, включив режим «Е». При плохом дорожном покрытии осуществлять старт, не газуя, со 2-й передачи. При кратковременной остановке переходить в режим «А». Проводить диагностику несколько раз в год.

    Какой вариант лучше и почему

    Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, какая коробка переключения передач лучше, ведь каждый автомобилист будет выбирать её в соответствии с собственными целями и предпочтениями. Среди автомобилистов по-прежнему популярны авто с АКПП. Усовершенствованные вариаторы также не сдают свои позиции. Простые «роботы» отходят в прошлое. Им на смену приходят более современные трансмиссии (например, преселективная).

    Знаете ли вы? Самым быстрым серийным легковым автомобилем сегодня является Bugatti Veyron Super Sport. В 2017 году на нём был установлен рекорд скорости в 457,4 км/ч.

    В целом же, если подвести итоги, то среди рассмотренных нами вариантов наиболее оптимальным на сегодня решением является классическая «автоматика». Объясняется это следующими причинами:

    надёжностью; доступностью ремонта и замены запчастей; возможностью ездить по любым дорогам.

    Машины с вариаторными КП подойдут для тех, кто любит плавный ход. «Роботы» - тем, кто предпочитает небольшие автомобили, любит спокойную езду, передвигается по городским дорогам и шоссе, ставит во главу угла экономичность. Любителям активной езды, скорости и манёвров следует присмотреться к преселективной трансмиссии.

    Если же верить экспертам мирового автомобильного рынка, то будущее за вариаторными и преселективными КП. Именно простым, комфортным и экономичным моделям автомобилисты всё чаще будут отдавать предпочтение.

    Видео: какой вариант коробки передач лучше выбрать

    Таким образом, современные автомобили всё чаще оснащаются автоматическими коробками переключения передач и их вариациями - вариаторной и роботизированной. Каждая из них имеет достоинства и недостатки. Общим преимуществом для них являются простота в управлении и обеспечение плавного хода авто. Подбор КП следует осуществлять в соответствии со стилем вождения, собственными предпочтениями и предназначением автомобиля.



    © 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков