Датчик температуры охлаждающей на. Принцип действия датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей на. Принцип действия датчика температуры охлаждающей жидкости

01.03.2019

Автомобильные проблемы - это тот вопрос, который сегодня встает все чаще. Дело здесь в том, что машин становится больше, соответственно, и водителей больше, и проблемы их не увеличиваются, а просто начинают, образно говоря, бить по площадям. Ничего особенно печального в технических неполадках нет, особенно если вы способны самостоятельно закрутить несколько гаек. Если же опыт больше, например пять-десять лет регулярного техобслуживания своими руками, то и говорить не о чем. Но для начинающих автолюбителей даже самые очевидные вещи становятся серьезными проблемами, которые надо как-то решать. Одна из таких - это отслеживание температуры охлаждающей жидкости в моторе.

Зачем вообще нужен датчик температуры двигателя?

На самом деле, прибор очень прост, и с ним вообще не должно возникать никаких проблем. А вот указать он может на многое. Загвоздка состоит в том, что двигатель внутреннего сгорания - это сложный механизм, который собирается из множества частей. Последние должны работать в унисон, и главное, в строгой последовательности.

Высокая или, наоборот, чересчур низкая температура двигателя может привести к действительно серьезным проблемам. Настолько большим, что своими силами справиться не удастся и придется обращаться в ремонтную мастерскую, что чревато большими тратами, которые никому не нужны. К тому же если ездить на машине с холодным движком, то срок службы последнего сильно уменьшится. Вот так маленький датчик температуры двигателя становится незаменимой деталью автомобиля.

Какие они бывают?

Чаще всего, когда речь заходит о таких измерительных приборах, то речь идет об охлаждающей жидкости. Это основной путь применения, но бывают и немного другие. Например, датчик температуры двигателя может измерять теплоту масла. Некоторые модели автомобилей, в основном предназначенные для гонок, имеют устройства для отслеживания нагрева коробки передач и масла в дифференциале.

Почему новое лучше старого?

Если говорить в общих чертах, то принцип работы не изменился. Собственно, измениться он и не может - ведь измеряется все тот же параметр, и тут ничего не поделаешь. Но вот определенный момент, в котором датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя в современном агрегате отличается - это динамика показателей.

Старые модели заточены под измерение температуры в определенном месте, обычно это та емкость, куда заливается данная жидкость. То есть информацию вы получаете достаточно статическую, которую можно трактовать совершенно по-разному.

Современные же модели устроены по-иному - это целая плеяда различных измерителей, которые буквально оплетают охлаждающие (и в некоторых случаях масляные) каналы. Таким образом вы можете увидеть, какая часть мотора перегревается больше всего, и предпринять что-то конкретное. Правда, та же эволюция автомобилей позволяет не особо заботиться об этом прямо на дороге. Бортовой компьютер, считав данные, которые предоставил датчик температуры двигателя, самостоятельно внесет изменения в режим работы или же выведет предложения по оптимизации на экран.

Как устроен такой прибор?

Ответить на этот вопрос достаточно просто, поскольку, несмотря на множественность деталей конструкции, все сводится к трем основным частям. В первую очередь, это, конечно, само устройство, которое снимает показатели. Еще нужно отметить блок датчика, который одновременно контролирует работу первого и передает полученную информацию. Третьим и последним элементом становится простой провод, соединяющий два первых.

Как это ни смешно звучит, проблема частенько заключается именно в нем. То есть обе детали конструкции работают нормально, но происходит все не слаженно, поскольку связи между ними нет.

Виды датчиков

На данный момент производят два основных типа измерителей. Они могут быть магнитными или биметаллическими. Эта информация не особенно влияет на работу, поскольку принцип разный, но результат остается одним и тем же.

Определить, какой именно установлен в вашем автомобиле, легко - при включении двигателя проследите за стрелкой указателя. Если она сразу срывается с места, то здесь работает магнитный датчик. В том же случае, когда проходит некоторое время, после которого начинается медленное движение, это биметаллический прибор.

Магнитный датчик

Здесь все устроено по очень простому принципу - есть несколько катушек, которые располагаются на разных сторонах поворотного якоря, где закреплена стрелка. Все это подключено напрямую к электросети машины - один заземляется прямо так, а вот другой проходит через блок управления, сопротивление которого и будет давать показатель температуры.

Работа основывается на протекающем сквозь катушки токе.

Так создается магнитное поле, что вызывает движение якоря при изменении температуры. Почему она двигается, это уже немного другой вопрос - из-за разницы магнитных полей. Катушки ведь находятся на разных сторонах якоря, снаружи и внутри.

Биметаллические устройства

Собственно говоря, принцип работы здесь основан как на физике, так и на химии.

Все вещества могут изменяться в размерах, в зависимости от окружающей среды, в данном же случае роль раздражителя играет температура.

В самом приборе функция снятия показателя падает на металлический стержень, который расширяется и сужается на незаметные для человеческого глаза величины. Но этого вполне достаточно, чтобы изменить показатели на приборной панели.

Также именно из-за такого достаточно сложного принципа работы снятие показателей немного замедляется, если сравнивать с магнитными датчиками.

Капиллярные приборы

Старые автомобили часто оснащены третьим типом, который сегодня практически нигде не используется. Например, датчик температуры двигателя ВАЗ‘а вполне может быть именно таким, если машине лет семь-десять.

Устройство здесь достаточно сложное и хрупкое, потому его и сняли с производства. Соль в том, что через весь двигатель, от приборной панели к баку с охлаждающей жидкостью, проходит трубка измерителя. Повредить её - раз плюнуть, а менять придется всю систему целиком.

Принцип работы описывать смысла нет, поскольку столкнуться с таким устройством в «полевых условиях» достаточно тяжело. К тому же лучше будет обратиться именно к профессионалу, так как при замене вполне можно что-то повредить.

Где находится датчик температуры двигателя в автомобиле?

Самый распространенный вариант - это установка прямо в корпусе мотора. Блок же, в свою очередь, может находиться в одном из трех мест. Это бывает корпус термостата, головка блока цилиндров или же верхний шланг радиатора.

Так что искать долго не придется, нужно всего лишь осмотреть верхнюю часть корпуса движка.

Внешний вид тоже не уникален. Фото датчика температуры двигателя, приведенное здесь, подходит для большинства автомобилей. Просто потому, что они делаются одинаковыми. Проблем с идентификацией и поиском замены не возникнет.

Некоторые особенности национального автомобилестроения

Проблемы возникают с этим прибором не очень часто. Но для некоторых моделей моторов это может быть печальной привычкой. Например, датчик температуры, 406 двигатель которым укомплектован, ломается достаточно часто. Существуют даже специализированные справочники по теме, так что информацию найти несложно.

Наиболее часто звучат предложения просто поменять модель на 402-ю. Тогда проблем станет гораздо меньше, и жить станет намного проще.

Тем не менее о том, где датчик температуры двигателя находится, вы уже знаете, а потому сможете разобраться и с простейшей диагностикой. Бортовой компьютер в любом случае выведет ошибку при неисправности, например появится горящая надпись «проверьте двигатель». Или же вы сами можете заметить, что указатель барахлит, вечно показывая одну и ту же температуру, или могут начаться скачки туда-сюда. Вполне вероятно также полное «умирание» прибора, так что стрелка будет оставаться на нуле.

В конструкцию двигателя внутреннего сгорания входит специальный датчик температуры, показывающий до какой степени нагрелась охлаждающая жидкость. Именно от ее температуры и зависит оптимальность и качество топливной смеси. Термодатчик охлаждающей жидкости является одним из очень важных элементов в конструкции транспортного средства, который следит за температурой мотора и сообщает водителю о всех происходящих изменениях. Если прибор вышел из строя или начал давать недостоверные показания, необходимо заменить деталь. Предлагаю обсудить эту тему самым детальным образом.

Расположен этот датчик возле корпуса термостата и устанавливают его таким образом, что бы был прямой контакт с теплоносителем, в противном случае нет смысла говорить про качество и надежность сигнала.
При эксплуатации мотора, температура его основных узлов повышается. Что бы забрать концентрирующее в цилиндрах тепло и необходима охлаждающая жидкость. При заборе тепла меняется температура блока и цилиндров, термодатчик охлаждающей жидкости фиксирует эти колебания с последующей их передачей на электрический блок управления транспортного средства. После принятия сигнала, состояние двигателя становится понятным — нагретый он или холодный, каким образом прогревается и работает ли при необходимой температуре.

Благодаря этим особо важным для системы мотора фактам, можно поправить основные показатели работы двигателя. Если температура движка известна, электронный блок управления может выбрать нужный режим работы, что положительно влияет на управляемость автомобиля. При помощи ДТОЖ, система выполняет следующие функции:

1.Выставление запаздывания или опережения зажигания. При правильно выставленном угле зажигания, количество отработанных газов существенно уменьшится, автомобиль будет использовать меньше топлива, а работа мотора будет более целесообразной.



2. Если автомобиль оборудован системой впрыска топлива, бензин способен обогащаться. При получении блоком управления сигнала о слишком низкой температуре мотора, он сразу поднимает продолжительность импульса, передающегося форсункам, что позволяет исключить колебания при прогревании мотора и обеспечить оптимальность его эксплуатации на холостом ходу. Когда повышается температура, топливная смесь обедняется блоком, что позволяет машине выдавать меньший выхлоп и снизить расход горючего. При неисправном термодатчике электрический блок
управления не контролирует процессы в двигателе, что делает смесь избыточно обогащенной, загрязненной и она потребляется в большем количестве.

Кроме того, температурный датчик осуществляет контроль над вращением коленвала и повышает обороты в случае эксплуатации на холостом ходу.

Признаки неисправности в эксплуатации термодатчика
охлаждающей жидкости

Определить неисправность термодатчика охлаждающей жидкости, можно посмотрев на его внешний вид. Первыми признаками неисправности этого датчика являются трещины, сильная коррозия или утечка охлаждающего вещества. Однако, иногда внешний вид датчика может быть вполне нормальный. Существует еще несколько факторов, свидетельствующих о неисправностях в датчике температуры охлаждающей жидкости:

1.Если увеличился расход бензина.

2. Если электронный блок управления показывает
данный код проблемы.

3. Если контрольная лампа на приборной панели сигнализирует о перегреве мотора.

4. Если двигатель остановился или нестабилен.

5. Если сложно запустить мотор на холостых оборотах.


Проверка рабочего состояния термодатчика охлаждающей жидкости, ход работы поэтапно

Что бы проверить термодатчик охлаждающей жидкости, необходимо рассмотреть все более детально. Главными показателями, по которым проверяется неисправность датчика является напряжение и сопротивление. Для правильной проверки необходимо вооружится мультиметром или омметром, термометром, имеющим предел измерения до ста градусов и термостойкой емкостью, которая имеет объем более чем о.5 литра.

Затем, измеряем сопротивление термодатчика охлаждающей
жидкости при разнообразных температурах. Что бы произвести такую процедуру, необходимо опустить датчик в цистерну
с охлаждающей жидкостью и подогреть его. В меру того, как вода будет остывать, необходимо делать замер сопротивления через каждые 20 минут. Полученная информация должна быть максимально близка в сравнении с данными из таблицы, которую можно довольно легко найти в сети интернет.

Принцип работы устройства довольно прост — чем меньше температура мотора, тем больше электрическое сопротивление термодатчика или чем больше температура, тем меньше сопротивление. Перед проверкой термодатчика охлаждающей
жидкости, убедитесь, что охлаждающая система мотора исправна. Проверьте правильность заполнения системы — систему охлаждения, радиатор, срок годности и состав охлаждающей жидкости. Зачастую, в состав охладителя входят антифриз и вода в одинаковых пропорциях, однако, производитель может немного изменить состав. Кроме того, обратите внимание на работу вентилятора, который способен значительно снизить риск перегрева двигателя.

Как снять датчик температуры охлаждающей жидкости своими руками, ход работы поэтапно

1.Сначала нужно слить охлаждающую жидкость. В принципе, можно сливать не всю, а только определенную часть. Тут важно, что бы ее уровень не был выше термодатчика
охлаждающей жидкости. Для этого, необходимо найти пробку сливного отверстия блока цилиндров, обычно она расположена под модулем блока зажигания. Пробку нужно открутить накидным ключем и подождать несколько минут пока не вытечет требуемое количество жидкости.


2. Далее, необходимо снять воздушный фильтр, что бы работать было удобней. Для этого, необходимо снять его крышку и ослабить хомут, закрепляющий воздуховод. Откручиваем все винты, на которых крепится крышка воздуховода. Затем снимаем фильтрующее устройство.

3. Затем, нужно снять с устройства резиновый чехол, но обязательно запомните в каком положении расположена маркировка датчика.

4. Теперь мы выкручиваем прибор ключем на 21.


Замена датчика температуры жидкости своими руками, подробно

1.Монтируем термодатчик охлаждающей жидкости, не забывая каким образом была расположена маркировка термодатчика.

2. Устанавливаем воздушный фильтр обратно.

3. Заливаем новую охлаждающую жидкость.

Кстати, существует два вида термодатчиков
охлаждающей жидкости — биметаллические и магнитные. Каждый водитель может самостоятельно определить, какой именно датчик стоит в вашем транспортном средстве. Что бы это понять, заведите автомобиль и посмотрите зак стрелкой указателя. Если у вас вмонтирован биметаллический датчик, стрелка будет двигаться постепенно, а в случае магнитного — подпрыгивать для отображения данных.

Существуют также термодатчики старого образца или капиллярные, которые работают следующим образом — жидкость, которая содержится в датчике располагает низкой температурой кипения, а при нагревании устройства, способна испаряться и кипеть. Таким образом, давление в колбе повышается и индикаторная стрелка двигается.

Поломанный термодатчик охлаждающей жидкости способен привести к высокому расходу топлива и к нарушению работы двигателя. Знания о самостоятельной замене датчика температуры никогда не будут лишними, напротив, они помогут вам сохранить свои финансовые средства и позволят не беспокоиться о двигателе и о его длительной и бесперебойной эксплуатации. Мотор в любых погодных условиях будет быстро прогреваться, и даже в наиболее жесткие морозы, а температура охлаждающей жидкости всегда будет оптимальной при самых разных режимах работы двигателя вашего автомобиля.

В современном автомобилестроение применяется все больше датчиков и анализаторов, для автономного поддержания работоспособности автомобиля. Сегодня, датчики являются важной частью транспортного средства, которая контролирует состояние важнейших автомобильных систем. Одним из наиболее важных, является датчик контроля за температурой жидкости в охладительной системе. Датчик температуры охлаждающей жидкости находиться в отсеке двигателя автомобиля и выполняет важную функцию, передачу термических показателей рабочей смеси электронному блоку правления. Несмотря на то что функция анализатора крайне важна для правильной работы важнейшей системы транспортного средства, датчик имеет достаточно простое устройство.

Помимо контроля за температурой охлаждающей жидкости, анализатор имеет важное значение для работы многих систем транспортного средства. Анализируя показания датчика охлаждающей жидкости, блок управления контролирует работу топливной системы, устройств питания и других важнейших компонентов автомобиля. Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости, способствует неправильным действиям электронного блока, что может привести к достаточно неприятным последствиям. В связи с этим необходимо поддерживать работу анализатора на должном уровне и своевременно проверять его функциональность. Столкнувшись с неисправностью рассматриваемого устройства, некоторые автолюбители путают его с датчиком указателя охладительной смеси. Дело в том, что указатель температуры отвечает только за трансляцию показаний на приборную панель, в то время как датчик температуры охлаждающей жидкости взаимодействует с электронным блоком управления. После того как блок управления получает информацию о повышенной температуре рабочей смеси, он принимает соответствующие меры для нормализации работы системы. Температура охлаждающей жидкости, может регулироваться при помощи специального вентилятора.

Основные функции датчика температуры охлаждающей жидкости.

Благодаря функции анализатора охлаждающей жидкости, электронная система управления выполняет следующие функции:

— Установка правильного угла зажигания. Получая сигнал анализатора, система корректирует запаздывание и опережение зажигания. Корректно выставленное зажигание, в значительной мере снижает показатель отработанных газов и способствует меньшему потреблению топливной смеси. Помимо этого, правильный угол зажигания благоприятно влияет на продуктивность работы двигателя автомобиля.

— Насыщение топливной смеси на транспортных средствах с системой впрыска. После того как блок получает информацию от анализатора о низкой температуре движка, он продлевает воздействие на форсунки. Таким образом, настраивается работа мотора на холостом ходу и обеспечивается отсутствие посторонних колебаний при нагреве двигательной системы. В случае если блок получает сигнал о перегреве, насыщенность рабочей смеси снижается до необходимого уровня для поддержания должного расхода топливной смеси и снижения уровня выхлопных газов. Если функция анализатора нарушена, электронный блок управления не имеет возможности контролировать состояние рабочих систем автомобиля. В таком случае происходит неправильное обогащение смеси и сбивается правильная работа важнейшей системы транспортного средства.

— Определение и корректировка характеристик горючего состава при закрытом или свободном контуре. В случае неправильной работы устройства, блок никак не отвечает на информацию кислородного анализатора и его работа нарушается в большей мере.

Помимо этого, термический анализатор имеет важную роль для функционирования коленчатого вала, вентиляции фильтра и настройки холостого хода автомобиля. Еще одной важной функцией устройства, является отключение гидравлического трансформатора коробки передач в случае перегрева.

Как устроен датчик температуры охлаждающей жидкости?

До недавнего времени в автомобилестроении широко применялись механические анализаторы, представляющие собой простое термическое реле. Такое устройство, имело несколько меньше функций чем его современный аналог. Механический датчик, поддерживал термические показатели при закрытом контакте и насыщал рабочую смесь при открытым контакте.

Современное устройство имеет гораздо более широкий набор функций и соответственно более сложную структуру. Несмотря на это, современные датчики достаточно просты в эксплуатации, не требуют излишнего внимания и редко приходят в неисправность. Надежный принцип функционирования, позволяет поддерживать правильную работу автомобиля долгие годы.

Настоящие датчики, представляют собой особые термические резисторы, которые в максимально короткий временной период способны изменить сопротивление при возрастании или понижении температуры. Как правило, современные анализаторы производят из специального сплава никеля и кобальта, а также других материалов, обладающих хорошей проводимостью. При изменении температуры, в резисторе изменяется количество свободных электронов. Таким образом, изменяется сопротивление анализатора.

Само устройство расположено в защитном корпусе, обладающим специальным разъемом соединения и крепежом. Температурные показатели устройства являются отрицательными, и датчик увеличивает свое сопротивление в случае пониженной температуры двигателя. При нагреве двигателя, сопротивление уменьшается и соответственно изменяется напряжение анализатора. Реагируя на изменения в датчике, электронный блок управление производит контроль состояние двигательной системы, изменяя температуру охлаждающей жидкости.

В последнее время, процесс анализа температуры постоянно усложняется. На большинстве современных автомобилей, установлен дополнительный датчик для контроля за термическим состояние мотора. Благодаря такой системе, контроль за состоянием двигателя становится более надежным и продуктивным. Установка дополнительного датчика, позволяет электронному блоку более точно следить за состоянием важнейшей системы транспортного средства.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости своими руками?

Несмотря на надежность современных устройств, как и любой компонент автомобиля датчик имеет свойство приходить в неисправность. Даже незначительные перебои в работе датчика могут приводить к неблагоприятным последствиям. Поэтому возникает необходимость поддерживать работу анализатора на должном уровне. Значительно поврежденный датчик не подлежит восстановлению, а требует обязательной замены. Но перед этим, необходимо в обязательном порядке выявить причины неисправности. Для продуктивной проверки датчика, требуется наличие соответствующего оборудования. Диагностическое устройство способно определить код ошибки, тем самым вывив характер и причину неисправности. Поэтому для проверки датчика потребуется обратиться в специализированный сервис. После получения номера неисправности, можно продолжить работу самостоятельно.

Если сброс ошибки не принес необходимого результата, требуется заменить неисправный датчик. Для этого, необходимо найти оригинальное устройство завода изготовителя. Использование аналогов, как правило, не приносит должного результата. При этом могут возникнуть сложности при его установке. Поэтому крайне не рекомендуется использовать иные анализаторы.

Диагностику неисправного устройства можно провести самостоятельно путем визуального осмотра. В ходе такого обследования можно выявить характерные неисправности, такие как: утечку охладительной смеси, нарушение структуры анализатора путем механического воздействия, образование коррозии на держателях.

Конечно, такие неполадки не требуют замены самого датчика, но в значительной мере могут повлиять на работоспособность устройства. После визуального осмотра, необходимо провести анализ напряжения и сопротивления элемента. Для этого, необходимо воспользоваться электроизмерительным прибором. Полученные значения, сравниваются с указанными в комплектующей инструкции.

Полная проверка элемента, поможет успешно выявить причины неисправности, и принять меры к их устранению.

Как правило, причинами утраты функции датчика являются:

  • Неправильная работа вентилятора охлаждение или нарушение функции термостата.
  • Нарушение герметичности проводников.
  • Потеря напряжения.

Определить причину неисправности можно только после проведения качественной диагностики. Замена устройства производится только при достаточном сливе охлаждающей жидкости. При смене, датчик должен находиться выше уровня рабочей смеси.

Удачной диагностики!



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков