Смазка ступичных подшипников ваз 2106. Смазка для подшипников ступицы - какая лучше? Советы по выбору

Смазка ступичных подшипников ваз 2106. Смазка для подшипников ступицы - какая лучше? Советы по выбору

Срочно искать по каталогам и Интернету, чем смазать ступичный подшипник, народ начинает в основном в тот момент, когда в колесах начинает слышать подозрительные нездоровые звуки. Укорять за это водителей вряд ли разумно: современная жизнь отличается просто невообразимым ритмом. Выражение Льюиса Кэрролла «изо всех сил бежать, чтобы остаться на месте» стало понятным большинству людей только в 21 веке.

К тому же, автомобиль – механизм сложный и многосоставной, и каждый его узел требует внимания. Рядовой водитель, больше озабоченный зарабатыванием денег на благо семьи, вряд ли в состоянии запомнить, что и когда надо проверять, смазывать, менять и контролировать.

Везет тем, кто в состоянии оплатить регулярное техобслуживание: мастера не упустят ни одной мелочи и проверят все, что подлежит ревизии. Но таких счастливчиков немного, большинство автовладельцев вспоминают о чем-то несделанном только тогда, когда оно напомнит о себе: звуками, нестандартным поведением машины или странным выхлопом.

Чем смазать ступичный подшипник, во многом зависит от модели автомобиля, условий его эксплуатации, в том числе климата, водительского стиля и т.п. Но хотя бы базовые знания о смазках должны иметь все водители.

Виды смазок для ступичных подшипников

Первейшее и главнейшее замечание: для их обработки применяются только консистентные, то есть пластичные смазки. Однако внутри группы есть разновидности, обусловленные различным составом.

  • Солидольные . Они хорошо известны автолюбителям. В его достоинствах числится весьма высокая водостойкость. Но он плохо сопротивляется температурам. Если же в основе заменить кальциевое «мыло» на натриевое, получим новую модификацию – консталин. Он прекрасно противостоит градусам, зато с легкостью вымывается водой. В основном консталиновые смазки используются для консервации автомобилей;
  • Литолы лишены обоих недостатков. Именно поэтому давно лидируют, оставив позади солидолы и консталины. Им свойственны износо-, влаго- и термоустойчивость с повышенными показателями, они обладают высокими антикоррозийными качествами – и вполне демократическую стоимость;
  • Высокотемпературные смазки являются частным случаем литиевых. Чтобы повысить термо сопротивляемость, в них вводятся никелевые либо медные порошки.
И главное – смазку следует возобновлять каждые 20-40 тыс. км (точнее скажет производитель конкретного автомобиля в прилагаемом руководстве). Ну, или хотя бы когда подшипник ступицы только начинает реагировать, а не воет непрерывно.

Что выбрать?

Нормальных смазок довольно много. Однако для начала можно взять что-нибудь из проверенных брендов.

  • Немецкий «Mobil » наиболее известен и используем. Даже те, кто не знает названия, помнит смазку под именем «синяя такая». Считается универсальной, хорошо адаптирована под российские условия;
  • Молибденовая «Castrol Moly Grease » особенно рекомендована для экстремальных нагрузок, можно даже сказать – перегрузок, поскольку образует дополнительный слой так называемой сухой смазки из дисульфида молибдена. Хорошо проявляет себя в тех случаях, когда вероятно образование задиров;
  • Пластичные смазки «Divinol » обладают огромной гаммой особенностей и подогнаны под любые условия эксплуатации машины. К примеру, «Divinol Fett L 2» имеет повышенные водоотталкивающие свойства, а «Divinol Kupferpaste» устойчив к крайне высоким температурам;
  • Компания «Molykote » тоже озаботилась разнообразием продукции: «Molykote G - 4700» температуроустойчивая. И при этом нейтральна к очень разным материалам; «Molykote BR 2 Plus» предотвращает заедания и отодвигает износ с истиранием, а «Molykote Multilub» сохраняет свои свойства, чуть ли не под водой.

Основополагающие правила смазки

Даже если вы отчаянный экспериментатор, не стоит шутить с настолько важным узлом вашего автомобиля. Варьируйте, разнообразьте – но с соблюдением определенных требований.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не смешивайте смазки разных производителей. Даже если основной состав у них совпадает, модификаторы и загустители могут кардинально различаться и противоборствовать друг с другом.

Замена смазки должна сопровождаться гигиеническими процедурами. Подшипник весьма тщательно промывается бензином – и это жизненно важное условие! Кстати, если вы решили по своим причинам сменить смазку, проделайте манипуляцию дважды.

Дозировка смазки должна быть четкой. Перелив ее влечет за собой потери в энергетическом плане, а лишнее выдавится наружу. Недолив же закончится преждевременным истиранием и ступицы, и подшипника. Нормальная же доза смазки обеспечит ее ротацию – смену выработанной новой порцией. И тогда вам еще нескоро придется вновь задумываться, чем смазать ступичный подшипник.

Одним из важнейших условий безопасного управления автомобилем является техническое состояние ступичного узла передних колёс. Каждый водитель обязан следить, чтобы смазка для подшипников ступицы была своевременно заменена. Мало кто знает, что снимать ступицы и проводить замену смазочного материала подшипников следует после каждых 20-30 тыс. км. пробега.

Подавляющее большинство автолюбителей ездят от поломки до поломки, не понимая, что зачастую они сами виноваты в необходимости незапланированной покупки дорогостоящих запасных частей. Любой из автомобилей ВАЗ, отличаясь простым техническим устройством, позволяет каждому водителю самостоятельно проводить проверку состояния ходовой части и менять смазку.

Какой должна быть смазка для ступицы?

Как известно, все вращающиеся узлы оборудованы подшипниками. Ступица переднего колеса любого из классических автомобилей ВАЗ имеет по два роликовых конических . Конусы подшипников направлены в разные стороны, что позволяет с помощью регулировочной гайки контролировать степень затяжки. Если подшипники слегка износились, и на колесе обнаружился чрезмерный люфт, устранить его можно подкрутив гайку.

В ступице подшипники находятся в своеобразной закрытой с двух сторон обойме, которая всегда должна быть заполнена смазкой. Для обеспечения работоспособности подшипников используют смазку типа Литол-24 или её аналоги, коих в настоящее время в продаже имеется множество. Любая из выбранных смазок подходит для подшипников, только если отвечает некоторым требованиям.

Основные параметры смазки, которые подлежат оценке, таковы:

  • прочность и вязкость – эти параметры характеризуют текучесть материала и способность удерживаться на поверхности рабочих частей;
  • смазочная способность – необходимое качество, которое обеспечивает максимальное снижение силы трения между деталями;
  • термоустойчивость – способность смазки сохранять свои качества при значительном изменении температуры;
  • механическая, физико-химическая стабильность – свойство материала позволяющее сохранять свойства, структуру и состав при значительной механической деформации в контакте с разнородными деталями;
  • противоизносные и противозадирные свойства – характеризуют способность смазки уменьшить износ деталей и противостоять появлению задир;
  • антикоррозионные качества – любая смака должна защищать детали от коррозии.

Как снять ступицу для замены смазки подшипников

Порядок разборки и сборки ступицы должен быть знаком каждому автолюбителю. Для выполнения этого задания необходимо иметь стандартный набор , домкрат, верстак с тисками. На случай замены подшипников полезно обзавестись набором съёмников для подшипников, но вполне можно обойтись и подручными средствами.

Перед началом работ следует приобрести расходные материалы:

  • смазка Литол-24;
  • бензин или керосин для промывки;
  • новые сальники и гайки ступиц;
  • ветошь.

Снятие передней ступицы происходит в следующем порядке:

  • автомобиль фиксируется стояночным тормозом;
  • часть автомобиля, где будет производиться замена, поднимается домкратом;
  • снимается колесо и металлический колпак ступицы;
  • откручивается и подвешивается суппорт ;
  • откручивается гайка ступицы, снимается упорная шайба, а за ней сепаратор наружного подшипника;
  • удерживая , снимается ступица.

На этом этапе снятие ступицы завершено, оба подшипника становятся доступными и дальнейшую работу необходимо проводить на верстаке. Так как ресурс работы сальников, установленных за внутренними подшипниками, значительно меньше, чем у подшипников, их следует менять после каждого технического обслуживания. Цена этих деталей невелика, но от их состояния зависит качество и наличие смазки в ступице.

После того, как будет извлечён старый сальник, можно доставать сепаратор внутреннего подшипника.

  • полость ступицы, наружные обоймы и сепараторы подшипников с помощью ветоши освобождаются от старой смазки, всё тщательно промывается бензином, протирается.
  • необходимо внимательно осмотреть поверхность рабочих частей обойм и роликов подшипников. Они должны быть чистыми и гладкими.
  • если обнаружены раковины, заусеницы, царапины – подшипник подлежит замене.
  • если повреждений не обнаружено, то можно приступать к смазке подшипников.
  • обильно смазанные сепараторы с роликами устанавливаются на штанное место, запрессовывается сальник.

В полость между подшипниками необходимо заложить около 40 гр. смазки. Сборка ступицы происходит в порядке, обратном разборке. На этом этапе важно правильно отрегулировать гайку ступицы для того, чтобы не допустить чрезмерной затяжки или большого люфта.

Как правильно выбрать смазку для подшипников ступицы?

Достаточно частыми среди автолюбителей стали споры о том, какую лучше использовать смазку для ступичных подшипников. В любом из автомагазинов на полках всегда можно найти до нескольких десятков видов смазок от разных производителей. Приведённая в статье смазка Литол-24 является базовой, которая способна гарантировать работу ходовой части на достаточно хорошем уровне. Покупая новую смазку необходимо отталкиваться от рекомендаций производителей подшипников. На упаковке часто можно найти указание на то, какой смазкой пользоваться.

Эксперименты со смазочными материалами для ШРУС или деталей, работающих под повышенной нагрузкой, проводить не стоит. Все эти смазки рассчитаны для совершенно других условий эксплуатации. Очередной раз, снимая ступицу, следует обратить внимание на качество старой смазки. Если она скаталась комками, пересохла и потрескалась, а ролики сухие – необходимо выбрать смазку другого производителя.

Автомобилисты могут вздохнуть с облегчением, поскольку времена, когда единственной смазкой на все случаи жизни был литол, давно прошли. Но теперь появилась другая проблема. Она заключается в огромном ассортименте, из-за чего проблематично разобраться в том, какую смазку лучше использовать для подшипников.

Богатый выбор нельзя назвать недостатком, поскольку это позволяет применять различные составы в зависимости от конкретной ситуации и задач, стоящих перед подшипником.

Не всем хочется детально разбираться в эксплуатационных характеристиках и физико-химических свойствах разных продуктов. Это за них сделали профильные специалисты и другие автомобилисты. Опираясь на их опыт и мнение, формируются всевозможные списки и рейтинги лучших смазок для подшипников. Они упрощают задачи по выбору, а также позволяют приобрести проверенный, действительно качественный и хорошо себя зарекомендовавший продукт.

Категории рейтинга

Чтобы сделать выбор ещё проще, рейтинг был разделён на несколько подкатегорий. В каждой из них сформировалась своя группа лидеров, которым отдают предпочтение автолюбители и специалисты в области обслуживания узлов, где одним из ключевых компонентов выступает подшипник.

  • смазки для узлов с высокой нагрузкой;
  • смазочные средства общего назначения;
  • пластичные смазки;
  • масла и специальные покрытия.

Теперь остаётся лишь взглянуть на фаворитов и лидеров каждой из категорий.

Смазки для узлов с высокими нагрузками

Зачастую в таких смазках предусмотрена несколько меньшая кинематическая вязкость в сравнении со смазками общего назначения. Снижение вязкости позволяет обеспечить лучшее проникновение в пары трения. Ещё в смазках для высоконагруженных систем используется большее количество присадок с антифрикционным эффектом.

Признанными лидерами в этом сегменте являются такие составы:

  • Motul Tech Grease 300. Это многофункциональный , который имеет неплохой диапазон рабочих температур. Минусом можно назвать высокую стоимость. Но тут используется не минеральная основа, а полусинтетическая, чем можно оправдать немного завышенный ценник. Антифрикционные задачи выполняются за счёт литиевого комплекса. Обладает одними из лучших антифрикционных свойств и великолепной устойчивостью к влаге и воде. Отлично подходит для работы подшипников в тяжёлых условиях. Хотя по противозадирным свойствам конкурентам в рейтинге немного уступает.

  • SKF LGWA 2. Это смазка, которую разрабатывает и производит один из лидеров рынка по изготовлению самих подшипников. То есть компания прекрасно знает, что она делает и какой продукт нужен для работы подобных механизмов. Основан состав на минеральном масле, который загустили с помощью литиевых присадок. Но не путайте с обычным литолом. Представленная смазка обладает образцовой температурной устойчивостью, выдерживая пиковую нагрузку до 220 градусов Цельсия. Ещё состав хорошо справляется с влагой, не вымывается и не вступает в реакцию с водой. При тяжелых условиях работы подшипников это один из лучших вариантов. Есть только одна существенная проблема. Найти на российском рынке эту смазку от SKF довольно трудно, плюс цена не самая низкая. Но вы точно не пожалеете, если обработаете подшипники таким составом.

  • Mobilgrease Special. Продукт от американского производителя. Во многом один из лучших вариантов того, какой смазкой будет лучше смазывать различные подшипники, которые работают в условиях постоянных вибраций. Разработчики специально адаптировали состав под высокие вибрационные нагрузки. Потому смазку активно используют в подшипниках экскаваторов, кранов, строительной техники и обычных автомобилей. В состав включён дисульфид молибдена, что сводит к минимуму износ компонентов узла. Особый состав лития предотвращает утечку смазки. Консистенция предельно густая, что позволяет эффективно цепляться за внутренности подшипника. С адгезией проблем никаких нет. Но температурная устойчивость не образцовая. Растекание состава возможно при нагреве металла выше отметки 130 градусов Цельсия. А температура затвердевания около -20.

  • Renolil Duraplex 2 от Fuchs. Состоит из высококачественных масел и загустителей на основе лития. С помощью пакета присадок была увеличена стабильность состава и устойчивость к экстремальным нагрузкам. Превосходный по эффективности продукт для обработки подшипников, работающих в условиях постоянного вращения и высоких температур. Ещё смесь отличается достойной антикоррозийной устойчивостью и не взаимодействует с влагой. Смазка не вымывается даже при подаче прямого напора воды на подшипник. Рабочий диапазон температур составляет от -30 до +160 градусов Цельсия. Кратковременно выдерживает температурную нагрузку до 200 градусов Цельсия.

  • Valvoline Moly Fortified MP Grease. Если вас интересует лучшая смазка, предназначенная для подшипников качения и скольжения, работающих в условиях повышенной влажности, то вам стоит обратить внимание на продукт компании из Нидерландов. В основе составе лежит дисульфид молибдена. Главное преимущество заключается в образцовой влагостойкости. Смазки не окисляется даже при подаче прямого напора воды, не выбивается, не провоцирует образование коррозии, надёжно консервирует металлические компоненты подшипников. Ещё вещество прекрасно показывает себя в условиях ударных регулярных нагрузок. Рекомендуется к применению на подшипниках промышленного оборудования, автомобилей, станков, сельскохозяйственной техники, которые эксплуатируются при высоком уровне влажности. Из-за слабой устойчивости к загрязнениям в конструкции подшипника рекомендуется наличие защитного пыльники.

  • Luqui Moly LM50. По мнению многих специалистов и автомобилистов, это лидер рынка смазочных материалов. Если вас интересует, какая смазка будет лучше проявлять себя в условиях закрытых подшипников, то ответом станет разработка от Liqui Moly. Это высокотемпературный смазочный продукт с отменными противозадирными характеристиками. Стабильно удерживается в паре трения, абсолютно устойчива к вымыванию, не боится воды, защищает от коррозии. Хотя температурный диапазон от -30 до +160 градусов Цельсия нельзя назвать рекордным, всё равно этого достаточно для работы большинства подшипников. При всех своих очевидных преимуществах, даже цена не оказалась слабым местом этой смазки.

Смазки общего назначения

  • Castrol LMX Li Komplexfett. Состав отличается пластичной гелевой структурой, за счёт которой он с лёгкостью проникает в подшипники. В качестве загустителя использовали литиевый комплекс, а основа состоит из минерального масла. Дополнительно применяются присадки. Фактически это отличная смазка, ориентированная на использование в подшипниках электроинструментов. Но это не мешает добавлять такой состав в автомобильные подшипники. Средство отличается высокой механической стабильностью и длительным сохранением своих начальных физико-химических свойств. При нагреве металла состав не вытекает. Смазка адаптирована к работе на высокой скорости. Выбить или вымыть средство практически невозможно, что говорит о высоком уровне адгезии.

  • BP Energrease LSEP2. Разработка британских специалистов. Они позиционируют эту смазку как средство обработки подшипников на станках, хотя также активно применяют его в автомобильных подшипниках. Создавался смазочный материал на маслах высокой степени очистки с добавлением ингибиторов и антифрикционных присадок. Хорошо прокачивается, имеет высокую устойчивость на сдвиг, легко переносит вибрационные нагрузки. Температурный предел средний, и составляет до +140 градусов Цельсия.

  • Газпромнефть ЕР2. Довольно неожиданно для многих в топ среди лучших смазок для подшипников попал продукт отечественного производства. Средство получилось дешёвым, но достаточно эффективным. Фактически это популярный Литол 24, но разбавленный специальным пакетом присадок для увеличения стабильности и улучшения физико-химических характеристик. За счёт усовершенствования состава температурный диапазон повысился до 130 градусов Цельсия. Антифрикционные свойства не на высшем уровне, но для ряда подшипников качения и скольжения смазка российского производства подойдёт прекрасно.

  • MucOff Bio Grease. Изготовители смазочных материалов также думают об экологии. Этот продукт создан на основе биоразлагаемых компонентов. Стоит сразу акцентировать внимание на то, что смазка такого типа предназначена для малонагруженных узлов. Производитель и вовсе позиционирует состав как средств обработки и обслуживания велосипедов. Смазка имеет умеренно густой состав, хорошо проникает в пары трения, не боится воды. В качестве основного компонента применяется дисульфид молибдена. Ценник далеко не маленький, но если вам требуется смазать малонагруженный подшипник, а также получить высокоэффективную смазку для бытовых задач, это будет достойный выбор.

Потребитель сам должен решить, какая смазка будет лучше конкретно для его автомобиля и используемых подшипников. Для этого необходимо знать тип подшипника, условия его эксплуатации, нагрузки и прочие факторы.

Лучшие пластичные смазки

Далее переходим к отдельной подкатегории, где собраны высококачественные и эффективные смазочные материалы пластичного типа. Они как нельзя лучше подходят для того, чтобы обработать закрытый подшипник, в основе которого лежит качение или скольжение.

Вам стоит обязательно взглянуть на то, какой состав самый работоспособный, и обеспечит ваш автомобиль надёжной и устойчивой работой всех подшипников.

  • Efele MG 211. Высокоэффективная противозадирная смазка на литиевой основе. Идеальный вариант для подшипниковых узлов, работающих в условиях повышенных нагрузок. Температурный рабочий диапазон составляет от -30 до +120 градусов Цельсия. Смазка получила широкое применение в компонентах ходовой части транспортных средств, станках, промышленном оборудовании, электродвигателях и пр. Характеризуется отличными , противозадирными возможностями, не боится воды, состав устойчив к смыванию, может похвастаться образцовым сроком службы.

  • Molykote Multilub. Литиевая пластичная смазка широкого спектра применения, обеспечивающая продолжительные смазывающие характеристики обрабатываемых деталей. Температурный диапазон не образцовый, но пределы от -25 до +120 градусов Цельсия для множества ситуаций вполне приемлемые. Используется в узлах трения ходовой части машин, в подшипниках автомобилей, вентиляторов, электромоторов, шариково-винтовых передачах, станках для металлообработки и пр. Хорошо проявляет себя во влажной среди, не вымывается водой, обладает богатым набором антикоррозийных и противоизносных присадок.

  • Mobilux EP2. Ещё один пример качественной и эффективной пластичной литиевой смазки, адаптированной к эксплуатации в тяжёлых условиях. Температурный рабочий диапазон от -20 до 130 градусов Цельсия. Подходит для использования в автомобилях, промышленном оборудовании, втулках. Состав отлично себя проявляет в условиях повышенных нагрузок, высоких скоростей и ударных нагрузок. Средство содержит качественные противоизносные и антикоррозийные свойства, не вымывается водой даже в условиях длительного постоянного воздействия.

  • Renolit EP2. Многофункциональная литиевая смазка, включающая в свой состав противозадирные и . Актуальный диапазон рабочих температур составляет от -25 до 130 градусов Цельсия. Во многом напоминает предыдущую смазку, обладает теми же свойствами и возможностями.

  • Shell Gadus S2 V100 2. Многоцелевая смазка на основе лития. Интересно то, что производитель указывает лишь верхний температурный предел, составляющий 130 градусов Цельсия. Смазка получила широкое распространение в подшипниках электродвигателей, водяных насосов. Рекомендуется к применению в закрытых подшипниках, которые смазываются лишь один раз за весь период эксплуатации. К сильным сторонам можно отнести высокую антикоррозийную, окислительную и механическую стабильность.

    Главная сложность заключается в том, чтобы подобрать смазочный материал в соответствии с особенностями самого подшипника, узла, в котором он находится и функционирует, принять во внимание условия эксплуатации и предполагаемые нагрузки. Не забывайте, что помимо основных нагрузок, актуальных при стабильной работе, бывают ещё и пиковые нагрузки. Справится ли с ними смазка — тоже большой вопрос, на который следует получить ответ заранее.

13 сентября 2017

Подшипниковые узлы передних и задних колес функционируют в тяжелых условиях, испытывая нагрузки от трения, веса автомобиля и удары из-за неровностей дорожного покрытия. Вдобавок они подогреваются со стороны тормозов, поскольку металл хорошо проводит тепло. Уменьшить воздействие этих факторов поможет нанесение на рабочие поверхности качественного состава, снижающего силу трения. Чтобы продлить срок службы деталей и не навредить, надо решить вопрос, какой смазкой смазывать подшипники ступицы и как это правильно делать.

Требования к смазывающему материалу

В конце прошлого века сепараторы различных подшипников наполнялись двумя видами составов – «Литол-24» и «Циатим-201». Сейчас на полки автомагазинов выставляется огромное количество изделий от разнообразных брендов, среди которых немудрено запутаться. Опять же, не всякая густая смазка годится для ступиц легковых машин.

Чтобы выяснить, какая смазка лучше, необходимо сформулировать требования к ней и сравнить с инструкцией на упаковке:

  1. Материал не должен растекаться при нагреве. В летний период температура дорожного покрытия достигает 70 °С, прибавьте сюда трение и работу тормозов. На повышенных нагрузках обоймы подшипника разогреваются до 140 °С, столько обязана выдержать и смазка.
  2. Загустевший на сильном морозе состав не даст шарикам или роликам катиться и они начнут скользить. Отсюда задиры и ускоренный износ элементов. Значит, материал должен оставаться пластичным до температуры минус 40 °С.
  3. Поскольку колеса постоянно контактируют с водой, она неизбежно попадает в ступицы. Смазывающий состав не должен терять свойства после контакта с влагой и вдобавок защищать металлические детали от коррозии.
  4. Лучше использовать смазку, меняющую консистенцию в зависимости от нагрузки и нагрева. Колесо быстрее вращается – подшипник греется – материал разжижается и смазывает деталь интенсивнее. При замедлении происходит обратный процесс.
  5. Состав должен быть химически стойким и нейтральным по отношению к полимерам и резине, из которых изготавливаются пыльники и элементы сальников.

Важно, чтобы смазочный материал сохранял перечисленные свойства как можно дольше, тогда и ресурс подшипникового узла способен увеличиться до 100 тыс. км пробега.

Разновидности ступичных смазок

Как и жидкие масла, составы для смазывания трущихся деталей делаются на минеральной либо синтетической основе со специальными присадками – загустителями. Последние играют основную роль при формировании свойств материала. Существует несколько видов добавок:

  • так называемое литиевое мыло;
  • то же, с добавлением фталоцианина меди, натрия либо других металлов;
  • загуститель на основе полимочевины с добавлением силикагеля и стабилизирующего вещества – кальций-сульфаната;
  • политетрафторэтиленовая присадка (иначе – тефлон) служит загустителем для дорогих перфторполиэфирных смазок.

В жидкие и густые масла также принято добавлять дисульфид молибдена, улучшающий противозадирные и антикоррозионные свойства.

Смазочные материалы с литиевой добавкой отличаются светлой, черной либо коричневой окраской и на данный момент уже считаются устаревшими. Обладают довольно высокими антифрикционными свойствами и нередко служат по 80–100 тыс. км. При одном условии: если снаружи не попала вода через поврежденный пыльник: смазка слабо защищает узел от коррозии. К подобным изделиям как раз относится широко известный «Литол-24», зарубежные аналоги – British Petroleum и Renolit.

Литиевая высокотемпературная смазка для ступичных подшипников, содержащая фталоцианин меди, окрашена в синий либо зеленый цвет и по характеристикам превосходит предшественника. Сохранив длительность и эффективность работы, состав обрел повышенные антикоррозионные свойства и потому широко применяется для обслуживания легковых авто. Максимальная рабочая температура смазывающего материала – 180 °С. Примеры подобных изделий – Litho HT, Castrol LMX и LM 50.

Более современная смазка для подшипников ступицы, сделанная на минеральной основе с добавлением полимочевины способна работать в диапазоне температур от минус 20 до плюс 180 °С, выигрывая у литиевых составов по долговечности и коррозионной стойкости. Яркий представитель – изделие AIMOL Greasetech Polyurea EP 2, кратковременно выдерживающее температуру +220 °С без растекания. Поскольку в загустителе не применяются соли различных металлов, то исключены процессы окисления, поэтому срок службы материала равен ресурсу самого подшипника.

О перфторполиэфирных смазках стоит упомянуть вкратце, поскольку они слишком дорогие. Некоторые японские и немецкие производители закладывают их в подшипники, но для рядовых пользователей цена слишком велика.

Молибденосодержащие масла, давно вошедшие в моду, заслужили неплохую репутацию. Но применительно к механизмам ступиц данные материалы грешат одним недостатком: при попадании в узел влаги и воздуха дисульфид молибдена вступает с ними в сложную реакцию, отчего выделяется серная кислота, пусть и в мизерных количествах. Это сокращает ресурс деталей, вместо того чтобы продлевать.

Чем нельзя смазывать подшипники?

Далеко не все густые составы пригодны для работы в автомобильных ступицах. Например, традиционный солидол – не лучшая смазка для подобных узлов, поскольку не способен компенсировать трение деталей в условиях больших перепадов температур. К этой же категории относится целый ряд других смазывающих материалов:

  1. Графитная смазка отлично переносит нагрузки, но содержит абразивные частицы, быстро разрушающие металлические детали подшипника.
  2. Составы на вазелиновой либо силиконовой основе теряют антифрикционные свойства вследствие повышения рабочей температуры до 60 °С, чего явно недостаточно для подшипникового узла.
  3. Группа смазок, включающая соединения кальция и натрия, уменьшает трение деталей, но не защищает от коррозии.
  4. Популярное изделие под названием «Шрус-4», предназначенное для работы в грубых шарнирных механизмах.

Какие вещества содержит тот или иной материал, должно быть указано на упаковке. Прежде чем смазать ролики подшипника новой смазкой, внимательно ознакомьтесь с этим перечнем.

Обслуживание ступичного узла

Для начала следует уяснить, что в большинстве современных легковых машин иностранного производства устанавливаются роликовые необслуживаемые подшипники закрытого типа. Это значит, что на заводе в сепаратор заложено требуемое количество смазочного материала, рассчитанного на полный срок службы элемента. Специально разбирать его в процессе эксплуатации нет нужды.

Тем же путем движутся отечественные производители машин и запчастей к ним. В среднем ресурс закрытого подшипникового узла на переднеприводных автомобилях ВАЗ составляет 60 тыс. км., после чего устанавливается новая запчасть. Смазать подшипник можно и раньше, но существенного продления «жизни» вы не добьетесь.

Зачастую автолюбители покупают зарубежные высококачественные аналоги от брендов FAG, SKF, NTN, NSK или Koyo, способные отработать до 300 тыс. км без всякого обслуживания.

Чтобы добраться до подшипника переднего колеса, придется разобрать часть подвески:

  1. Поставьте машину на ровную площадку, зафиксируйте «ручником» и снимите колесо.
  2. Разблокируйте и вытащите тормозные колодки, затем демонтируйте суппорт, подвязав его проволокой к кузову.
  3. Съемником выдавите шаровой палец тяги и открутите нижнее крепление поворотного кулака.
  4. Ослабьте и выверните гайку крепления ступицы, после чего аккуратно разъедините ее с шарниром полуоси.

Несколько слов о том, как смазать ступичный подшипник. Старый материал необходимо удалить и промыть все детали, затем уложить новый и собрать узел. Помните, что смазки не должно быть много – максимум 30% от внутреннего объема самого элемента.

Подшипники обеспечивают движение в механизмах. С их помощью происходит скольжение элементов системы. Для долгого и качественного функционирования деталей следует обеспечить за ними соответствующий уход. Смазка для подшипников является одним из главных элементов, обеспечивающих их движение. Как правильно выбрать скользящую субстанцию, следует изучить перед началом обслуживания элементов механизма.

Функции смазки подшипников

Смазку применяют с определенной целью. Основными функциями субстанции можно назвать следующее:

  • уменьшение трения между составляющими частями детали;
  • увеличение скольжения поверхностей в результате их деформаций при возникновении нагрузки;
  • образуя прослойку, смазка для подшипников уменьшает удары частей детали при работе, продлевая их долговечность;
  • позволяет равномерно распределить тепло, вырабатываемое при трении составных элементов друг о друга;
  • выполняет функцию охлаждающего вещества при повышенных температурах работы;
  • защита от воздействия коррозии;
  • препятствует попаданию внутрь детали пыли, загрязнений извне.

Чтобы мазь для велосипедных, автомобильных подшипников, а также в электродвигателях и прочих системах выполняла все перечисленные функции, необходимо учитывать условия использования детали.

Температурный режим

При низких температурах высокотемпературная смазка для подшипников кристаллизируется, густеет. Не рассчитанная для эксплуатации при большом нагреве субстанция будет коксоваться, высыхать.

Поэтому, используя средство для двигателя, например, электродвигателя, необходимо применять пастообразные средства. Они обеспечат нормальную работу системы при температуре от +200 до +1000 градусов. До поднятия этого показателя до черты в +280 градусов высокотемпературные смазывающие вещества по типу пасты выполняют роль противозадирного покрытия. Это защищает деталь от заклинивания.

Для работы детали в диапазоне от -30 до +120 градусов лучшая смазка для подшипников будет иметь минеральную основу.

При температурах от -40 до -70 градусов следует использовать силиконовые средства для скольжения элементов деталей. В быту их используют реже, чем два предыдущих варианта.

Температура - далеко не единственный фактор, который учитывается при выборе скользящего средства. Какую из них лучше выбрать, подскажет частота вращения детали, тип среды и нагрузки, действующие на систему.

Вращение, нагрузки и среда работы подшипника

При достижении предела оборотов, на которые рассчитана смазка, она будет растекаться к краям. Внутри деталь начинает пересыхать.

Предельная скорость задана индивидуально для такого средства, как смазка для подшипников. Какая лучше, следует определить, опираясь на этот показатель. Для высокоскоростных механизмов применяют синтетические средства.

Негативные факторы, влияющие на субстанцию скольжения, следует учитывать при выборе лучшей смазки для подшипников. Вода, пыль, кислота или пар влияют на нее.

Для обслуживания оборудования, применяемого в условиях влияния кислот, растворителей, следует отдать предпочтение средствам, устойчивым к таким влияниям.

Например, смазка для подшипников велосипеда должна быть устойчивой к большому количеству влаги и пыли.

Нагрузка также учитывается при выборе средства по уходу за деталями. Чем она выше, тем сильнее выдавливается субстанция из контактного места. Имея в составе твердые вещества (графит, молибден), смазка обеспечит надежную работу системы. Существуют даже абсолютно сухие средства скольжения.

Смазка подшипников ступицы

Подшипник ступицы представляет собой одну из неотъемлемых частей ходовой автомобиля. При ее поломке возникает стук в процессе управления машиной.

Функции, возложенные на средство скольжения представленной детали, следующие:

  • уменьшение трения составляющих деталей ступицы;
  • защита от коррозий, загрязнений;
  • создать устойчивость к повышению температур;
  • иметь свойства уплотнения.

Неправильный выбор и эксплуатация смазки ступичных подшипников станет причиной поломки техники.

Смазка подшипников качения

Представленный тип средств для эксплуатации подшипников применяют для разнообразных видов техники. В зависимости от типа механизмов используют жидкие масла, пластичные и твердые вещества.

Смазка, применяемая для данного вида элементов, помимо главных факторов может учитывать условия работы агрегата в условиях повышенных требований к его чистоте, возможности использования механизма на пищеблоке. Она может обеспечить низкий уровень шума и экологическую чистоту.

Чтобы решить, какую смазку следует использовать для подшипников, следует учесть, что наиболее предпочтительным материалом для этих целей является жидкое масло. Это вещество обладает лучшими показателями отвода тепла, изношенных частиц корпуса детали, вырабатываемых при трении. Масло обладает хорошей проникающей способностью.

Однако, в силу увеличения конструкционных расходов и возможности утечки вещества, чаще применяются пластические средства. Они долговечнее жидких разновидностей смазки. Это позволяет уменьшить конструкционные расходы.

Подшипники электродвигателя

Смазка для подшипников электродвигателей обеспечивает их чистоту и предотвращает появление пыли, песка или грязи внутри детали.

Для каждого типа двигателя применяют соответствующее масло. Менять его следует периодически.

В тихоходных электродвигателях используется смазка марки 30 (Л). Для быстроходных разновидностей подходит вещество с маркировкой 20 (#3). Для среднеходных электродвигателей подойдут оба типа представленных средств.

Любая система нуждается в периодической доливке масла. Это следует делать раз в 10 дней. Также высокотемпературная смазка для подшипников нуждается в полной замене через каждые 3 недели при постоянном использовании оборудования.

Подшипники велосипеда

На продуктах для систем не следует экономить. Качество этого материала напрямую влияет на работу техники.

Периодичность обслуживания подшипников велосипеда зависит от типа конструкции узлов. Втулки на закрытых картриджах обслуживаются гораздо реже, чем на открытых.

Смазка для подшипников велосипеда насыпного типа конструкции подлежит замене не реже одного раза в сезон или два раза в год.

Лучше всего для этого подойдет гигроскопичная разновидность средства с большим диапазоном колебания температур и хорошей адгезией, прозрачного типа.

Комплексные кальциевые, натриевые смазки

Из термостойких средств комплексные кальциевые смазки выступают наиболее распространенными разновидностями, так как они обладают относительно невысокой стоимостью.

Их существует два вида. Первый тип - униол, получаемый путем загущения масел нефти кСа-мылом синтетических жирных кислот. Второй - ЦИАТИМ-221. Его получают при загущении кСа-мылом полисиликсановых жидкостей.

К первой группе относятся такие вещества, как "Униол-ЗМ", "Униол-1", "Униол-2".

Ко второй разновидности комплексных кальциевых смазок принадлежат ВНИИНП-207, 214, 219, 220. Они содержат до 3 % дисульфида молибдена.

Из натриевых термостатических смазок сохранилось производство только НК-50. Ее создали еще до Второй мировой войны.

Пигментные смазки

Одними из первых стали применять в работе оборудования при достижении высоких температурах пигментные вещества.

Одной из самых известных является синяя смазка для подшипников ВНИИНП-246 (ГОСТ 18852-73). Она выглядит как довольно мягкая мазь. Ее особенностью является большой предел рабочих температур: от -80 до +200 градусов.

Синюю смазку для подшипников используют для малонагруженных скоростных деталей качения, в электродвигателях, механизмах зубчатых передач, работающих в условиях широкого температурного разбега или вакууме.

Однако это дорогостоящий продукт. Существуют другие, более дешевые варианты подобных веществ. В таком же диапазоне температур применяют темно-фиолетовую мазь ВНИИНП-235. Но для полного вакуума она не подходит. Применяется этот продукт в малоскоростных подшипниках качения, системах управления самолетами.

Литиевые смазки

Специальными смазками для подшипников являются литиевые их разновидности. Они обладают высокими водоотталкивающими свойствами.

Литиевая смазка для подшипников имеет один из самых широких диапазонов рабочих температур. Поэтому она известна как наиболее универсальное средство для скольжения.

Продукт готовится на синтетических материалах или их смеси с минеральными маслами. В качестве загустителя используются разные органические и неорганические вещества.

При увеличении скорости вращения деталей снижается вязкость вещества.

К самым известным смазкам представленного типа относятся ЦИАТИМ-201, 202, ОКБ 122-7. Для подшипников закрытого вида применяют ЦИАТИМ-203, ВНИИНП-242.

Твердые смазки

При определенных условиях, например, полном вакууме, холоде, высоком нагреве, когда недопустимо даже незначительное загрязнение составных частей подшипника маслом, применяют твердые разновидности скользящего средства.

Самыми известными представителями выступают графит и дисульфид молибдена.

Чтобы определить, какую смазку использовать для подшипников, нужно ознакомиться со свойствами этих веществ.

Твердые субстанции обладают высокими антифрикционными качествами, которые основаны на их пластинчатой структуре. Сдвиг фракции не требует больших усилий, что обеспечивает низкий показатель трения поверхностей.

Для этих целей используют также дисульфид вольфрама, окислы, нитрид бора или фтористые соединения.

Подобные вещества устойчивы к истиранию. Однако для обеспечения продолжительной работы пленки твердых разновидностей применяют связующие с хорошей адгезией. Оптимальная толщина подобной пленки должна составлять 5-25 мк.

Из самосмазывающихся твердых средств применяются металлокерамические композиции с дисульфатом молибдена. Также подобные смеси выполняются на основе полимеров. Самыми пригодными для этих целей считаются фторопласты.

Выводы

Рассмотрев существующие виды скользящей основы, следует сделать вывод, что для каждого типа оборудования применяется особый вид вещества. Обслуживание детали достаточно несложно провести в домашних условиях, вооружившись всеми необходимыми знаниями о данном процессе.

Смазка для подшипников учитывает все условия и требования к работе оборудования. Правильно подобранное и грамотно эксплуатируемое средство обеспечит длительный срок функционирования механизма независимо от того, к какой системе он относится.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков