Масло трансмиссионное sae 90 api gl 3. Классификатор качества трансмиссионных масел по API

Масло трансмиссионное sae 90 api gl 3. Классификатор качества трансмиссионных масел по API

23.07.2019

Единой системы классификации трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам, качеству и назначению нет. Общепризнанной во всем мире является система классификации API (American Petroleum Institute ), масел для механических трансмиссий. По этой системе масла обозначаются знаком класса API GL . Имеются пять классов от API GL-1 до API GL-5 и несколько проектных. В Европе применяется классификация ZF TE-ML (Zahnradfabrik Friedrishafen ), которая охватывает все масла, включая жидкости для гидромеханических передач.

По системе API GL масла подразделяются на классы качеств. Основными признаками классификации являются конструкция и условия работы передачи, дополнительными признаками - содержание противоизносных и противозадирных присадок.

Классификация описана в документе API "Обозначение эксплуатационных смазочных масел для коробок передач ручного управления и для мостов. Публикация API 1560, февраль 1976 г." (API Publication 1560, Lubricant Service Designation for Automotive Manual Transmissions and Axles, February 1976 ).

Классы качества по API:

API GL-1

Масла для передач, работающих в легких условиях.
Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, легкие депрессорные и противопенные присадки.
Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.

API GL-2


Содержат противоизносные присадки.
Предназначены для червячных передач транспортных средств.
Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.

API GL-3

Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
Содержат до 2.7% противоизносных присадок.
Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей.
Не предназначены для гипоидных передач.

API GL-4

Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести - от легких, до тяжелых.
Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок.
Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста.
Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.

API GL-5

Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях.
Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок.
Основное предназначение - для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей.
Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач).
Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
Могут применяться для дифференциала повышенного трения, если соответствуют требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например, API GL-5+ или API GL-5 SL.

Для механических коробок передач (кроме гипоидных), в основном применяются масла API GL-3 и API GL-4 ;
для гипоидной главной передачи :
API GL-4 - для средне нагруженных передач и
API GL-5 - для сильно нагруженных передач , в том числе гипоидных со значительным смещением осей. Нефтекомпании выпускают универсальные масла, предназначенные одновременно как для коробки передач с синхронизаторами, так и для сильнонагруженных гипоидных передач.

В 1995 г. API ввел новую категорию МТ-1, ужесточив требования по термической стабильности и высокотемпературным отложениям.

API MT-1

Масла для высоконагруженных агрегатов.
Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).
Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.

В 1998 г. API, работая в контакте с SAE и ASTM, предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 - для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов ; PG-2 - для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов ). В обеих категориях масел особое внимание было уделено высокотемпературным свойствам. Категорию PG-2 в технической литературе иногда обозначают группой GL-7 .

API PG-2 (проект)

Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.
Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.

Кроме классификации по API часто используется спецификация армии США MIL-L-2105 А, В, С и D и спецификации отдельных фирм-производителей автомобилей и агрегатов: Chrysler; Ford; General Motors; Mack; MAN; MercedesBenz; Volvo; ZF; Rockwell и др.

ВОЕННЫЕ СПЕЦИФИКАЦИИ США

MIL-L-2105 А - технические условия на смазочные материалы для коробок передач автомобилей; примерно соответствуют API GL-4 .

MIL-L-2105 В - наиболее употребляемые в настоящее время технические условия на трансмиссионные масла для гипоидных передач; могут быть сравнены с API GL-5 .

MIL-L-2105 С - действующие с 1976 г. технические условия для всесезонных трансмиссионных масел классов вязкости 75W, 80W/90 и 85W/140. Они превосходят спецификацию MIL-L-2105 В и соответствуют API GL-5 .

Кроме спецификаций армии США имеются спецификации отдельных фирм - производителей автомобилей и агрегатов: Chrysler; Ford; General Motors; Mack; MAN; MercedesBenz; Volvo; ZF; Rockwell и др. Эти спецификации указываются на банках и канистрах, в которых расфасовано масло.

Трансмиссионные масла используются в большинстве механических коробок передач, раздаточных коробках, промежуточных и ведущих мостах, червячных и реечных передачах рулевого управления автомобиля. В ряде случаев трансмиссионные масла применяются наравне с для обеспечения высокого ресурса работы узлов трения: шарниров рулевых тяг, карданных передач, шаровых опор. При этом к герметичности этих узлов предъявляются повышенные требования.

Многообразие требований к трансмиссионным маслам, различные условия их применения и обилие марок приводят к необходимости обобщения спецификаций производителей и потребителей масел и созданию единой классификационной системы их обозначения.

В настоящее время за рубежом действует несколько классификаций трансмиссионных масел. Наиболее известные из них – SAE и API. В России для разделения по классам вязкости и эксплуатационным группам, а также установления стандартных обозначений принят ГОСТ-17479.2-85. По данному стандарту трансмиссионные масла в зависимости от величины вязкости при температуре +100 °С подразделяются на четыре класса: 9, 12, 18, 34, а по уровню эксплуатационных свойств и возможным областям применения – на пять групп: 1, 2, 3, 4, 6, 5.

Так как по обозначению ГОСТ достаточно трудно определить температурный диапазон применения трансмиссионных масел, отечественные производители дополнительно указывают их по SAE. Классификация SAE J306 разделяет трансмиссионные масла по вязкости на "зимние" (70W, 75W, 80W, 85W) и "летние" (80, 85, 90, 140, 250). Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например, 75W-90, 80W-140 и т. д.

Классификация API подразделяет трансмиссионные масла по эксплуатационным свойствам на семь групп: GL-1, GL-2 , GL-3 , GL-4 , GL-5 , GL-6 и МТ-1. В агрегатах трансмиссии легковых автомобилей чаще всего используются масла GL-4 (для цилиндрических, спирально-конических и гипоидных зубчатых передач при умеренных условиях эксплуатации) и GL-5 (для гипоидных передач при жестких условиях эксплуатации).

Таблица. Выбор трансмиссионных масел

Категория по API Тип Применение Соответствие ГОСТ
GL-1 Минеральное масло без присадок ТМ1
GL-2 Содержит жирные продукты Червячные передачи, промышленное оборудование ТМ2
GL-3 Содержит противозадирные присадки ТМ3
GL-4 Ручные КПП, спирально-конические передачи (КПП и задние мосты грузовых автомобилей) ТМ4
GL-5 Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки Гипоидные и другие типы передач (ведущие мосты легковых автомобилей) ТМ5
При выборе масла для узлов трансмиссии обычно ориентируются на два критерия: удельные нагрузки, действующие в механизме, и скорости относительного скольжения.

В зависимости от этого подбирают трансмиссионные масла, различающиеся вязкостью и количеством присадок, в первую очередь, противозадирных. Последние, как правило, содержат сернистые соединения, вызывающие в критических режимах химические изменения (модификацию) металла. Поверхностный слой материала не вырывается, образуя задиры, а превращается в тонкую пленку, которая впоследствии становится продуктом износа. Несмотря на то, что металл при этом химически "разъедается", общий износ в тяжелых условиях работы оказывается меньше.

В каждом конкретном случае выбор того или иного сорта трансмиссионного масла должен обусловлен, прежде всего, указаниями заводской инструкции по эксплуатации автомобиля. Использование жидкости более низкой категории по градации API недопустимо, поскольку ведет к выходу агрегата из строя, а более высокой – нецелесообразно, в первую очередь, по экономическим соображениям. Если же специальных указаний нет, то принцип выбора заключается в следующем.

Работу агрегатов грузовых автомобилей со спирально-коническими передачами достаточно надежно обеспечивают масла с уровнем эксплуатационных свойств GL-3. Что касается редукторов с гипоидным зацеплением шестерен, то для них во всех случаях пригодно только масло класса GL-5. В равной мере это относится и к грузовым, и к легковым автомобилям. Масло более низкой группы не сможет предохранить зубья гипоидной пары от задиров.

Потребность легковых автомобилей в общем случае такова: масло класса GL-5 используется для ведущих мостов, класса GL-4 – для механических коробок передач.

Однако выбор трансмиссионного масла определяется не только уровнем его эксплуатационных свойств, но и вязкостью смазочного материала. В зоне умеренных температур лучше ориентироваться на значение вязкости 90. Если рациональнее использовать "всесезонное" масло, то речь может идти о сортах с индексами 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Причем последнее не очень подходит для суровой зимы, масло класса 80W-90 достаточно универсально, a 75W-90 позволяет не испытывать трудностей даже в период самых сильных морозов.

Покупайте только качественные фирменные продукты. Трансмиссионные масла таких известных компаний как Mobil, Esso, Molykote помогают предотвратить износ и перебои в работе систем передачи мощности и их составляющих, максимизируют интервалы между сменами масла.

Классификация трансмиссионных масел сложна и обширна. Но для простых автолюбителей нет необходимости разбираться в многочисленных стандартах. Достаточно иметь представление о самых распространенных. Трансмиссионные масла, как и моторные, классифицируются по вязкости и своим эксплуатационным свойствам . Они используются в коробках передач, рулевом управлении, ведущих мостах и редукторах, раздаточных коробках.

Классификация по вязкости

Изначально американская теперь система классификации по стандарту SAE стала международной. Такая классификация трансмиссионных масел предусматривает 9 сортов: 4 зимних и 5 летних. Зимние сорта обозначаются буквой W. Всесезонные отличаются двойной маркировкой: 1 значение соответствует зимним сортам, 2 – летним. К примеру, SAE 75W-90. Зимние сорта имеют обозначение:

  • 70W – для использования при температурах до минус 55°С;
  • 75W – для использования при температурах до минус 40°С;
  • 80W – для использования при температурах до минус 26°С;
  • 85W – для использования при температурах до минус 12°С.

Летние сорта имеют цифровые обозначения SAE 80, SAE 85, SAE 90, SAE 140 и SAE 250. SAE 90 используется в трансмиссиях бюджетных машин с относительно маломощными моторами. SAE 140 предназначен для внедорожников и крупных машин с мощными двигателями. SAE 250 применяется в трансмиссиях спортивных и гоночных машин.

Вернуться к оглавлению

Классификация по свойствам

По своим эксплуатационным свойствам смазочные жидкости делятся на 6 классов согласно стандартам API и ГОСТ. Стандарт API GL-1 (соответствующий ему ГОСТ ТМ-1) предназначен для коробок передач, работающих в условиях низких нагрузок, а также для малонагруженных цилиндрических, червячных и конических зубчатых передач. Стандарт API GL-2 (ГОСТ ТМ-2) отличается от предыдущего наличием в маслах антифрикционных компонентов. Категория API GL-3 (ГОСТ ТМ-3) предназначена для ступенчатых коробок передач, механизмов рулевого управления, главных и гипоидных передач, работающих в не очень жестких условиях. Устаревший стандарт для автомобилей и другого безрельсового транспорта. В отличие от GL-2 имеет лучшие противоизносные свойства. Класс API GL-4 (ГОСТ ТМ-4) в настоящее время наиболее широко используется в трансмиссиях, передачах и рулевых механизмах современных автомобилей при умеренных условиях эксплуатации. Трансмиссионные смазочные материалы этой группы характеризуются высоким содержанием различных присадок, в том числе высокоэффективных противозадирных присадок.

Класс API GL-5 (ГОСТ ТМ-5) является вторым по распространенности смазочных жидкостей, применяющимся в редукторах и коробках передач, функционирующих в умеренных и жестких условиях эксплуатации. Продукция, относящаяся к этой группе, неизменно применяется в ручных коробках передач и карданных приводах мотоциклов, чьи условия эксплуатации отличаются ударными и знакопеременными нагрузками. Отличаются высоким содержанием серофосфоросодержащей противозадирной присадки. Жидкости категории API GL-6 (ГОСТ ТМ-6) применяются в механизмах, работающих в условиях высоких скоростей, огромных крутящих моментов и ударных нагрузок. Фактически данная группа не используется, и при необходимости применяется группа GL-5 с повышенными эксплуатационными свойствами. В 1998 году была разработана категория PG-2, уделяющая высокое внимание высокотемпературным свойствам масел, в технической литературе часто именуется API GL-7.

Кроме стандарта API существует множество других спецификаций: стандарт армии США, нормативные документы отдельных автопроизводителей, классификации рабочих жидкостей для автоматических коробок передач.

Единой классификации масел для АКПП не существует. Каждый производитель разрабатывает свою собственную классификацию. Например, у General Motors трансмиссионные масла имеют буквенное обозначение Dextron и цифру от I до IV. Dextron IV применяется в самых современных автомобилях с автоматическими коробками. Концерн Ford обозначает свои масла как Mercon. Компания Honda – ATF. Отдельные стандарты для рабочих жидкостей АКПП объясняются тем, что внутри автоматических коробок масло выполняет не только смазывающую функцию, но и функцию передачи механической энергии.

Поэтому к этой группе масел предъявляются более высокие требования по сравнению со смазочными жидкостями для механических трансмиссий.

Производитель коробок передач ZF свои масла обозначает как ZF TE-ML с цифрой от 1 до 14. Категория TE-ML 1 применяется для несинхронизированных МКПП. Категория TE-ML 2 – для механических и автоматических трансмиссий грузовиков и автобусов. Цифра 3 обозначает масла для гидротрансформаторов мобильных механизмов. Цифра 4 – масла для судовых трансмиссий. Группа TE-ML 5 применяется в ведущих мостах внедорожной техники. TE-ML 6 – для трансмиссий и гидроприводов тракторов. TE-ML 7 – для гидрообъемных, механических и электрических приводов, приводов подъемных и поворотных механизмов. Жидкости группы TE-ML 8 применяются в рулевых механизмах, не имеющих гидроусилителей. Жидкости группы TE-ML 9 – в рулевых механизмах с гидроусилителями. 10-я, 11-я и 14-я группы – для АКПП легковых автомобилей. 12-я – для ведущих мостов легковых, грузовых автомобилей и автобусов. TE-ML 13 – для специальных агрегатов военной техники.
Так же как и моторные, трансмиссионные масла бывают минеральными, синтетическими и полусинтетическими.

Трансмиссионные смазочные жидкости используют в коробках передач, раздаточных коробках, мостах и механизмах рулевого управления. Есть немало автомобилей, где заливают то же моторное масло. Но в отдельных механизмах, которые подвергаются особо тяжелым и сложным нагрузкам, и куда каплям масла и туману из него попасть трудно, требуется подвод под давлением трансмиссионного масла.

Разделяют различные группы и виды моторной жидкости. Классификация трансмиссионного масла также бывает разной.

Принятые классификации

Одной из международных классификаций является разделение по вязкости. Эта классификация трансмиссионных масел называется SAE. В ней смазки делят на семь классов, четыре из которых — зимние (обозначаются буквой W), а три оставшиеся — летние. Всесезонная маркировка предполагает двойное обозначение, например, 80W90, 75W140 и другие.

Другая классификация трансмиссионного масла, получившая название API, предполагает деление на шесть групп. Их используют в зависимости от целей, из-за чего предусматривается свой тип зубчатой передачи, удельные нагрузки и температура.

Классификация трансмиссионных масел по SAE в общих чертах

Эта классификация была разработана Американским обществом инженеров. Она стала широко известной. Многие автомобилисты ее знают лучше, чем любую другую.

Класс смазочной жидкости по вязкости находится в руководстве по эксплуатации каждого автотранспортного средства.

Выбор из того, что предлагает эта классификация трансмиссионных масел, осуществляется на основе температурных показателей окружающей среды, где будет эксплуатироваться автомобиль. Вязкостные свойства определяются по отношению к достижению 150 тысяч сР по Брукфильду. Если данное значение будет превышено, подшипники вала-шестерни начнут процесс разрушения. Чтобы этого не произошло, следует строго соблюдать рекомендации по низкотемпературным данным, выбирая подходящую смазку.

Если автомобиль планируется эксплуатировать при температуре порядка минус тридцати градусов и ниже, то для МКПП подходящими будут гидрокрекинговые или синтетические смазки, а также полусинтетика вязкости 75W-XX с пределом вязкости 5000 сР.

Высокая температура определяется при 100 градусах. По ее достижении детали не должны начинать разрушаться, даже если приходится находиться под таким воздействием в течение 20 часов и больше.

Классификация трансмиссионных масел по вязкости: подробности

Здесь так же, как и в моторных, смазочные жидкости разделяют по сезонному признаку:

  • зимние — 70W, 75W, 80W, 85W;
  • летние — 80, 85, 90, 140, 250.

В данной классификации такое разделение является условным, так как у разных производителей имеются свои особенности разработок.

Но стандарт SAE J306, например, имеет такие требования, которым должны соответствовать трансмиссионные жидкости. Так, в них должна содержаться единственная степень зимнего или летнего ряда, или комбинация обеих степеней. Не могут быть сразу две зимние степени.

Кроме того, если моторные смазки обозначаются в диапазоне от 0 до 60, то трансмиссионные варьируются от 70 до 250.

Так разработчики постарались предотвратить возможные ошибки при выборе масла. Таким образом, если моторные и трансмиссионные жидкости и имеют одинаковую вязкость, то по SAE их значения будут разными.

API в общих чертах

Универсальная классификация трансмиссионных масел для всех видов, увы, пока не создана. Но по классу API классифицировать смазки удобнее всего.

По ней легковые автомобили применяют масла группы GL-4 или GL-5. GL-4 подходит для механики и редукторов гипоидными или спирально-коническими парами и используется в умеренных климатических условиях. А GL-5, кроме умеренного, могут быть применены и в жестких условиях на разных видах передач.

Отдельные группы API

Рассмотрим подробнее все группы, которые представляет классификация трансмиссионного масла API.

Группе GL-1 принадлежат минеральные смазочные жидкости. В этих маслах отсутствуют присадки, кроме тех, которые обладают антиокислительными и противопенными свойствами.

К GL-2 относятся масла с которые служат для червячных передач с малой вращающейся скоростью.

GL-3 - это смазки, уже обладающие немалым количеством присадок, к которым относятся, и имеющие износостойкие свойства. Их применяют в КП с несколькими ступенями и для рулевого управления, в главных и гипоидных передачах. С маслом работают спирально-конические пары шестеренок, предназначенные для эксплуатации на малых скоростях и не в жестких условиях.

Группа GL-4 имеет высокий процент содержания присадок. В их число входят те, которые имеют антизадирные свойства. Их главным образом применяют в машинах с обычными КП. Смазка способна исправно функционировать в таких коробках передач, где бывают высокоскоростные вращения и малые крутящие моменты или наоборот.

К GL-5 принадлежат смазочные жидкости, способные работать в сложных условиях, где необходимо прилагать много усилий и преодолевать сильные нагрузки. Такие масла используются на разных моделях автомобилей и мотоциклов. Применимы для гипоидных передач, парах шестеренок, работающих с ударами. Смазки содержат большое количество присадок, базирующихся на серофосфорных элементах и снижающих вероятность металлических задиров.

Масла GL-6 обеспечивают хорошую работу даже при жестких условиях эксплуатации. Они эффективно выдерживают скорость вращения, большие крутящие моменты и ударные нагрузки. Им присуще наличие самого большого количества антизадирных присадок по сравнению с остальными группами. Но масла этой группы используются не часто.

Основное число трансмиссионных масел изготовлено на минеральной основе. Синтетика используется очень редко.

Другие классификации

Классификация трансмиссионного масла по САЕ и API является наиболее распространенной. Но есть и другие деления. Например, к отдельной категории относятся смазки для автоматических КП. На них не распространяется API как классификация трансмиссионного масла. «Зик», «Тотал», «Мобил» и другие производители руководствуются собственными показателями при изготовлении смазочных жидкостей.

Классификация ATF

Масла для автоматов часто окрашивают в яркий цвет, чтобы автолюбитель не перепутал и не залил его в МКПП. Также не допускается смешивание разноцветных жидкостей,

Классификации для АКПП, которая была бы так же унифицирована, как для МКПП, в них нет. Поэтому этим вопросом занимаются сами производители. Так, в используют классификацию Dexron, а в Ford - Mercon.

Классификация ZF

Широкую известность приобретает классификация компании Zahnradfabrik Friedrichshafen, коротко ZF. Это лидер среди европейских производителей коробок передач и моторных установок. Разработав собственную классификацию, компания предлагает ориентироваться на их классы по показателям качества и вязкости.

Для каждой КП допускаются свои масла. В делении предусматривается как буквенный код, так и цифровой.

На чем основываться при выборе

Классификация трансмиссионных масел по API, SAE и так далее существенно облегчает выбор. Но, приобретая смазочную жидкость, также следует понимать, какие задачи она должна решать. Среди них выделяются:

  • предотвращение слишком сильного трения и увеличенного износа поверхностей шестеренок или других трансмиссионных компонентов;
  • затраченная энергия из-за создания пленки должна быть сокращена;
  • создание отвода тепла;
  • остановка или сведение к минимуму процесса окисления;
  • отсутствие отрицательного влияния на реакцию трансмиссионных деталей на поверхности;
  • невступление в реакцию с водой;
  • сохранение первоначальных свойств при длительном хранении;
  • снижение шума и вибрации, возникающей при трансмиссионной работе;
  • невыделение токсичных паров при нагревании.

Правильно подобранное трансмиссионное масло будет успешно решать свои задачи и поможет продлить срок службы механизмов.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков