Внеклассное мероприятие «Компьютер друг или враг….

Внеклассное мероприятие «Компьютер друг или враг….

18.04.2019

Тема: «Автомобиль-друг или враг?»

Цель: выявить положительные и отрицательные стороны использования автомобиля в жизни человека.

Задачи:

1.Учить оценивать автомобиль с двух точек зрения: как помощник и как предмет опасный для жизни человека.

2.Обобщить знания о машинах специального назначения.

3.Повторить телефоны экстренных служб.

4. Познакомить с видами транспортных средств.

5.Создать проект «Автомобиль будущего».

Оборудование: проектор, презентация, картинки транспортных средств, конверты с карточками по командам.

Х о д з а н я т и я

    Орг. Момент. Эмоциональный настрой.

Ребята, сегодня на нашем занятии по курсу внеурочной деятельности «Азбука безопасности» присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.

Сегодня для работы на занятии нам необходимо будет работать в командах, их номера вы видите на своих столах. Ответственный в 1-й команде будет…, во 2-й – …, в 3-й – …, в 4-й –…. Эти ученики будут рассказывать о результатах работы своей команды. Также для работы вам понадобятся фломастеры, лист бумаги и конверт с заданиями.

II . Актуализация знаний.

Итак, мы начинаем наше занятие с прослушивания фрагмента песни «Папа купил автомобиль» (с 16сек. – по 30 сек.).

Можете ли вы сформулировать тему нашего занятия? (Автомобили). (слайд 1)

Ребята, поднимите, пожалуйста, руку у кого в семье есть автомобиль?

А задумывались ли вы о том друг для нас автомобиль или враг?

Ответственные ученики в каждой группе возьмите конверт, достаньте карточки зеленого цвета и разложите их в центре стола. Ребята, ваша задача распределить эти высказывания в два столбика, так, чтобы в левый столбик попали высказывания, доказывающие, что автомобиль наш друг, а в правый - что он может быть нашим врагом.

Как вы закончите работу, ответственный ученик поднимет руку.

Итак, работа в командах закончена. Всем интересно было бы узнать о результатах вашей работы. Я распределила данные высказывания - вот так. (слайд 2)

Совпали ли наши мнения?

Итак, мы с вами убедились в том, что автомобиль может быть нашем другом и нашем врагом, смогли это доказать.

Молодцы! Уберите карточки с высказываниями назад в конверт.

III . Этап освоения новых знаний.

Следующий вопрос, какие транспортные средства кроме автомобилей вы встречаете на дороге?

Вы молодцы, назвали много транспортных средств.

Принято выделять 2 вида транспортных средств (слайд 3)

Среди транспортных средств выделяют грузовые и пассажирские. Какие транспортные средства относятся к пассажирским? (картинки на доске)

Итак, грузовые и пассажирские средства мы вспомнили. А теперь поговорим о специальных транспортных средствах. Я читаю вам загадки, а вы отгадайте о каком специальном транспортном средстве идет речь.

1) Мчится красная машина, Можно ей по середине! Воет, лампочкой мигает Ей дорогу уступают. Сверху лестница чудная, Как антенна раздвижная. (Пожарная машина) (слайд 4)

2) Замигает синим глазом И в погоню рвется сразу. (Полицейская машина) (слайд 5)

3)И в ясный день, и даже в полночь. Всегда спешит к больным на помощь. Дорогу ей все уступают И с уваженьем пропускают (Скорая помощь) (слайд 6) (слайд 7- машина газовой службы)

Молодцы! Ребята, а кто знает, как вызвать на помощь экстренные службы?

Ответственные ученики достаньте из конверта карточки желтого цвета. У каждой команды какой-то один номер экстренной службы.

1-я команда назовите ваш номер телефона…,2-я,3-я,4-я.

Ребята, вы должны помнить, что есть единый телефон службы спасения.112

Мы с вами повторили сейчас специальные транспортные средства.

Перед выполнением следующего задания, давайте немножко отдохнем.

IV . Физкультминутка

V .Подведение итогов занятия.Выполнение проекта.

Итак, мы с вами решаем сегодня вопрос о том автомобиль друг или враг? Какого ваше мнение? Да, действительно автомобиль наш друг, например, специальные службы на своих машинах быстро приходят на помощь к людям. Мы назвали много транспортных средств, и мы знаем какую работу они выполняют.

Но я вам сейчас хочу дать необычное и интересное задание, придумайте несуществующий автомобиль будущего. Который будет помогать людям, выполнять какую-либо работу.

Мы работаем на белых листах, придумайте название автомобилю, сделайте его набросок, через 5 минут каждая команда представит свой автомобиль.

Число датчиков слежения и средств контроля и безопасности в машинах растет. Пора окончательно разобраться, хорошо это или плохо, прогресс это - или новый риск. Итак, каким образом автомобиль уже сейчас может следить за вами?

Как автомобиль следит за вами

Навигационная система постоянно отслеживает текущее местоположение автомобиля во время движения, ведь GPS-регистрацию данных можно использовать для получения информации о пробках или в случае экстренных вызовов.

Скорость, ускорение и время поездки регистрируются различными датчиками. Эта информация поступает, в частности, в систему, управляющую подушками безопасности и в ESP (систему динамической стабилизации). Кроме того, пользу такой сбор данных приносит и в ситуации автономного вождения.

Также собирает данные о водителе и система распознавания усталости. Для этого анализируются данные о том, как водитель использует световые сигналы, как жмет на педали и так далее.

Собранные данные не только поддерживают работу самой системы, но и помогают механикам в мастерской. Для уведомлений о неисправностях также требуется большое количество информации.

Информационный спрут под маской автомобиля

На данный момент законодательно не регулируется, какие данные автомобиль может и должен собирать и передавать. В будущем автопроизводители хотели бы дополнить приборную панель специальной функцией, чтобы водители могли видеть, какая именно информация будет сохранена.

Одним из важнейших и до сих пор юридически не регулируемых вопросов является использование таких данных в суде. В случае серьезных аварий данные о поведении водителя и информация системы распознания усталости могут быть использованы в качестве доказательства.

Страховые компании также заинтересованы в получении информации, сохраненной автомобилем. Уже сейчас некоторые страховщики предлагают оснащать авто передатчиком, который сообщает о поведении водителя за рулем в страховую компанию. Кто ездит аккуратно, будет экономить на страховке.

В будущем возможно такое же техническое развитие ИТ-составляющей автомобиля, как это произошло со смартфонами, по крайней мере, в теории. Остановились вы на своем авто у кафе или приехали к магазину, продающему электронику - на приборной панели вашей машины или на экране смартфона, связанного с системой автомобиля, может появиться соответствующая реклама или другая информация.

Инна Гирас
Конспект игры-занятия по правилам пожарной безопасности «Огонь - друг или враг»

Игра-занятие по правилам пожарной безопасности

Тема: «Огонь без присмотра - пожар» (Огонь – друг или враг)

Подготовила воспитатель

Инна Николаевна Гирас

Цель: Способствовать формированию ответственного отношения детей к личной безопасности.

Задачи:

Расширять представления о роли огня в жизни человека.

Познакомить детей с причинами пожаров.

Закреплять знания о правилах пожарной безопасности.

Формировать представления о поведении при угрозе пожара.

Приобщать к правилам безопасного поведения человека в окружающем мире.

Уточнять знания о профессии "Пожарный".

Воспитывать внимание, аккуратность, осторожность в обращении с предметами, которые могут стать источником пожара.

Оборудование: подборка мультфильмов по данной тематике, презентация на тему "Огонь - друг или враг", ноутбук, картинки с изображением правил пожарной безопасности, раскраски, атрибуты пожарного.

Ход игры-занятия. Организационный момент:

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам гости пришел…. А кто пришел, вы сейчас отгадаете. Послушайте загадку (2 слайд):

Жарю, парю и пеку,

В доме каждом быть могу.

Людям много - много лет

Я несу тепло и свет.

Обожгу – меня не тронь.

Называюсь я (Огонь).

Правильно, это огонь (3 слайд). Вот он наш огонек. Посмотрите, он улыбается вам, он добрый. Он хочет рассказать вам про себя.

Показ презентации на тему «Огонь- друг или враг».

Огонь научились добывать еще очень давно. Древние люди использовали палочки, которые терли друг о друга и из-за трения возникал огонь. (4 слайд) Либо при помощи двух камней, ударяя один камень о другой. (5 слайд)

А как вы думаете, для чего древним людям нужен был огонь? (6 слайд) (Чтобы согреться и приготовить еду).

А сейчас, в наше время, мы используем огонь? Для чего? (Чтобы приготовить пищу, свет, тепло.)

Правильно. С помощью огня мы с вами освещаем комнату, используя свечку, когда дома отключают электричество (7 слайд, с помощью огня мы готовим еду (8 слайд) – в квартирах это газовые плиты, в природе мы разводим костер. Еще мы с вами можем у костра согреться (9 слайд).

Ребята, Огонек мне говорит, что может быть и опасным, а как вы думаете, почему? (Может возникнуть пожар.)

А из-за чего возникает пожар? (Спички, утюг, неаккуратное обращение с электроприборами.)

Да, ребята, огонь может быть очень опасным, если не знать правила пожарной безопасности.

Слайд 10 – со спичками и зажигалками играть нельзя.

Слайд 11 – не играй с электроплитой.

Слайд 12 – не забывай выключать утюг.

Слайд 13 – не играй с розетками.

А как вы думаете, ребята, что же надо делать, если вдруг случился пожар? (Вызывать помощь.)

По какому номеру телефона мы будем вызывать помощь? (101, 112) (14 слайд)

Кого будем вызывать? (Пожарных) (15 слайд)

Правильно, ребята, будем вызывать пожарных по телефонам 101 или 112. А кто такие пожарные? (Люди, которые тушат пожар.)

Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный? (Быть смелым, сильным, ловким.)

А что для этого нужно? (Заниматься спортом, делать зарядку.)

Что им нужно для того, чтобы потушить пожар? (Пожарная машина с водой) (16 слайд)

Вспомните, что показывали вам пожарные, когда мы с ними встречались? (17 слайд)

Ребята, а сейчас я вам предлагаю встать и представить себя пожарными.

Физкультминутка

Чтобы сильным стать и ловким- (сгибание и разгибание рук к плечам – в стороны)

Приступаем к тренировке: - (ходьба на месте)

Носом вдох, а выдох ртом. – (руки вверх – вдох, вниз – выдох).

Дышим глубже, а потом -

Смело боремся с огнем.

Воду набираем – (изображаем как накачиваем воду) и огонь поливаем –(имитируют движения тушения огня (ш-ш-ш).

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: А чем еще можно затушить огонь? (песком, огнетушителем, накрыть покрывалом)

Очень трудная и опасная работа пожарного. Пожарным могут стать только сильные, смелые, ловкие люди.

Огонь – удивительная сила природы, которая может быть доброй и опасной. Добрый огонь помогает приготовить пищу, освещает дом, если нет электричества. (18 слайд) Но, если с огнем обращаться неосторожно, он может принести много вреда. От непотушенного костра может сгореть лес, а баловство со спичками приведет к пожару в доме, от которого могут погибнуть люди. (19 слайд) Поэтому всегда нужно помнить и соблюдать правила пожарной безопасности. А вы их знаете? Сейчас Огонёк и проверит это.

Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья» . Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны – хлопайте в ладоши, а если не согласны – топайте ногами.

Кто из вас заметив дым,

Набирает 101?

Кто забыл вчера из вас

Отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает,

И другим не разрешает?

Красный отблеск пробежал,

Кто со спичками играл?

Дым, увидев не зевая,

Кто пожарных вызывает?

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Правила, кто точно знает,

И всегда их выполняет?

Игра с мячом «Горит, не горит» Слова:

Бумага Гвоздь

Шторы Снег

Одежда Вода

Деревья Камень

Сухая трава Стекло

Книги Металл

Подвижная игра «Затуши огонь» Дети показывают движения при тушении пожара.

Воспитатель : За то, что вы все внимательно слушали и отвечали, Огонек приготовил вам подарок. Первый - это мультфильм. Давайте посмотрим… (Смешарики: «Азбука безопасности» - «Игры с огнем», «Тушение электроприборов»)

И еще один подарок – это раскраски.

Воспитатель благодарит детей за работу.

Список используемой литературы: 1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012. – 416 с.

2. Аралина, Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности: пособие для воспитателей и родителей детей-дошкольников / Н. А. Аралина. - М. : Скрипторий, 2007. – 72 с.

3. Загвоздкина, Т. В. Учим дошкольников: группы «Малыши» и «Почемучки»: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольное образование / Т. В. Загвоздкина. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 128 с.

4. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Сценарий развлечения по пожарной безопасности в средней группе «Огонь - наш друг и враг!» Сценарий развлечения по пожарной безопасности в средней группе «Огонь наш друг и враг!» Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками:.

Занятия-опыты по пожарной безопасности «Огонь - друг или враг?» ТЕМА: «Занятия – опыты по пожарной безопасности» Проект: «ОГОНЬ - ДРУГ ИЛИ ВРАГ». Цель КТВ: помочь показать детям, когда огонь является.

Конспект НОД по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь-друг, огонь-враг» Цель: Закрепить знания детей о пожарной безопасности. Образовательные задачи: 1. Познакомить детей с историей использования огня человеком.

Конспект развлечения в средней группе по пожарной безопасности «Огонь - друг, огонь - враг» Цели: Формировать у детей знания о правилах пожарной безопасности. Дать детям понятие о пользе и вреде огня. Развивать понятие быть.

НОД по пожарной безопасности «Огонь-друг, огонь-враг» Открытое итоговое занятие по пожарной безопасности старшей группе «Огонь-друг, огонь-враг» Цель: Привитие элементарных знаний и навыков.

Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности во второй младшей группе «Огонь-друг,огонь-враг» Выполнила: воспитатель.

Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности игра-квест «Огонь-друг, огонь-враг» Меня зовут Егорова Анастасия Юрьевна, воспитатель МБДОУ д/с №4 "Олененок" г Перевоза Нижегородской области. Я рада видеть Вас на страницах.

Сценарий развлечения по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Огонь - друг, огонь - враг!» Сценарий развлечения по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста. «Огонь – друг, огонь- враг!» Миронова Мария Васильевна,.

Сценарий развлечения по пожарной безопасности в средней группе. Тема: «Огонь наш друг и враг!» Сценарий развлечения по пожарной безопасности в средней группе. Тема:«Огонь наш друг и враг!» Цель совместной деятельности воспитателя.

Занятие по пожарной безопасности в подготовительной группе: «Огонь - друг и враг» Занятие по пожарной безопасности в подготовительной группе: "Огонь – друг и враг» Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной.

Библиотека изображений:

Перефразируя одно из эзоповских выражений, можно сказать: самое прекрасное и удивительное, что создал человек, – это автомобиль; самое ужасное и неотвратимое, что он создал, – это тоже автомобиль. В чем же проблема? Как мог homо sapiens допустить, чтобы автомобиль стал хозяином ситуации и чтобы человек вынужден был приспосабливаться к господству машины?

Сущность проблемы

“Ходоки” стали преданием. Сегодня мы экономим время, покрывая значительные городские пространства с большим или меньшим комфортом в собственном автомобиле, на такси, в общественном транспорте. Благодаря техническому прогрессу иногда вовремя приезжают скорая медицинская помощь, пожарная машина и другие службы спасения. Здесь автомобиль – наш помощник и друг.

Но когда в открытое окно даже ночью врываются выхлопные газы, когда нервы предельно напрягаются в автомобильной пробке или в толпе людей на остановке общественного транспорта, когда мы с риском для жизни перебегаем улицу на мигающий зеленый, когда просачиваемся между машинами к входу в здание, когда слышим ужасающие цифры погибших под колесами автомобилей, когда нас одолевают болезни, вызванные гиподинамией, когда...

…Тогда появляется ностальгия по тому времени, когда человек мог наслаждаться свежим воздухом, тишиной, размеренным ритмом жизни. Люди постепенно привыкают к зависимости от автомобиля, покорно приспосабливаются к своей участи. Человек стал заложником машин и механизмов. Особенно агрессивен индивидуальный автотранспорт, который размножается с неимоверной силой и заполоняет улицы, площади, дворы, газоны, тротуары, загрязняет воздух, воду, почву, захватывает наземное, подземное и надземное городское пространство. Новые дороги, мосты, паркинги, тоннели становятся малы для растущей лавины частных автомобилей.

Вместе с тем выжить в городской круговерти без помощи автомобиля мы уже не в силах. Мало того, укоренилась психология престижности автомобиля в противовес общественному транспорту – для неимущих. Каждый автовладелец хочет с комфортом доехать от двери до двери. Вездесущий сервис выдвинул лозунг: “Жить, не выходя из машины”. В малоэтажной Америке не выходят, а выезжают из дома, надобность в тротуарах там отпала.

Как выйти из этой ситуации? Ведь на самом деле симбиоз автомобиля и человека неотвратим. И если мы когда­то упустили время и не справились с нарастающими угрозами ущемления прав и чувств человека, то, может, хоть сейчас перестанем безропотно приспосабливаться…

Когда и где мы упустили, выпустили на волю монстра?

Корни проблемы

Мечта человечества сбылась, когда появилось колесо. С тех пор средства передвижения постоянно совершенствовались. Стремительно ускорялось появление новых транспортных образцов, хотя и старые не уходили. В настоящее время впереди колес можно еще увидеть рикшу, лошадь или осла.

Новые средства передвижения потребовали создания соответствующих пространственных условий. Появились нескончаемо длинные улицы­коридоры, мудреные развязки. А ведь совсем недавно в Древнем Риме градостроители ратовали за создание уличных пространств, которые несли бы на себе требуемые эстетические и семантические характеристики. Прямолинейные отрезки улиц не могли быть длиннее 250–400 метров в зависимости от значимости улицы. Даже незначительный поворот этих улиц визуально закреплялся триумфальной аркой или другими заметными объемами. Пересечения главных улиц как места кульминации особых свойств городского пространства отмечались постановкой тетрапилов. Большое значение в формировании улиц имело раскрытие боковых или перпендикулярных визуальных осей. Площадифорумы были недоступны для всадников. Среда создавалась для человека.

Когда оказалось, что быстро мчащиеся колесницы представляют угрозу для человека, в Древнем Риме был изобретен тротуар, дублирующий проезжую часть улицы. Очевидно, это и явилось предвестником последующих уступок в признании приоритета транспортных средств. В средневековье Леонардо да Винчи подтвердил первостепенность средств передвижения, предложив создавать двухъярусные тротуары, где верхний уровень отводился богатым, дабы защитить их от грязи изпод колес. Однако именно Леонардо в своих рассуждениях о “правильном зодчестве” на первое место ставил триаду “человек – жизнь – здоровье”. Исходя из этого, он предложил свою концепцию Идеального города, в котором наземные улицы отдавались благородным людям, а для повозок отводились улицы под землей.

И все же максимальная ширина улиц пока еще определялась удобством общения людей, идущих по противоположным сторонам улицы, а также возможностью разойтись двум повозкам. Мы любим бывать на таких улочках, уютных, сомасштабных человеку, где за каждым поворотом открывается ожидаемая неожиданность.

Но уже в конце XIX века Камилло Зитте в своей книге “Художественные основы градостроительства” (Вена, 1889) с горечью отмечал, что технические достижения привели к непомерно прямолинейным улицам “длиной в несколько часов”, к абсолютно регулярным площадям, к потере “художественных эффектов” в застройке, к лидирующей роли в формировании городской среды “дорожных инженеров”. Он считал, что “прямая линия никого не возбуждает”, а большие незастроенные пространства неблагоприятно влияют на психику людей. К. Зитте призывал “искусственно предусматривать разные уличные изгибы, повороты, нерегулярность”. Эта своего рода “вынужденная нерегулярность, преднамеренная случайность” будет способствовать сохранению человечности городской среды.

Следует заметить, что К. Зитте ратовал в основном за сохранение эстетически гуманного городского пространства. О физической и экологической опасности тогда практически еще не задумывались. Ведь медики в то время утверждали, что человек не вынесет в автомобиле скорость, превышающую 40 км в час.

Прошло более века, и сегодня мы живем под лозунгом “Все для автомобиля!”. Ущемление физического, психического и морального достоинства человека растет вместе с техническим прогрессом.

Попытки решения проблемы

Догадался ведь человек, что удобнее всего провести чистую воду в дом сразу на кухню, а использованную отвести по скрытым трубам, уйдя от сточных канав посреди улиц. Найти правильное решение было просто. Вода движется сама по себе, а потребляем мы ее в определенных точках. А от автомобиля человек практически неотделим: мы всегда или в нем, или рядом с ним. Решение этой проблемы оказалось гораздо сложнее.

В современной, казалось бы, тупиковой ситуации при утверждении, что виной всему является индивидуальный транспорт, против его агрессии повсеместно проводятся общественные акции. Так, создано неформальное общественное объединение “Москвичи за трамвай”. В 1999 г. в Нижнем Новгороде прошла акция “Уступи дорогу человеку”. Горожанами горячо поддерживается проведение Международного дня без машин (22 сентября). В 2003 г. несколько общественных организаций и активистов объединились в общественное движение “Россия без машин”.

Общественное мнение стремится подстегнуть государственные органы в принятии конструктивных мер. Однако на деле укоренилась такая практика: не способные или не желающие предвидеть грядущие угрозы автомобиля власть имущие впопыхах ищут возможность решения лишь отдельных конфликтов. И лишь тогда, когда эти конфликты проявляются с наивысшей силой. В результате появились многоярусные развязки, магистралидублеры, тоннели, ограниченное количество пропускных пунктов через улицу для пешеходов, “лежащие полицейские”, заграждения из цепей и высоких глухих заборов на автотрассах. Решили, что удобнее изолировать человека от транспорта путем размещения ряда городских функций под землей, обеспечив там искусственное освещение, воздух из кондиционеров, лабиринты витрин различных коммерческих услуг. А где­то там, где господствует автомобиль – солнечный свет, бездонное небо, шелест листвы и искристость снега. Справедливо ли это? Но сегодня человек сам покорно на все это идет. И мы, архитекторы, ему помогаем.

Возможно, и не стоит так себя уничижать. Поиски радикальных решений проблемы велись постоянно. Правда, большинство их осталось на бумаге. В конце XIX века Артуро Сорияи­Мата, предвидя ведущую роль механических транспортных средств в организации пространства жизнедеятельности, предложил идею линейного города, который может связывать сложившиеся центричные города (рис.1). Такими линиями, считал он, можно покрыть большие пространства, соединив крупные города континента. Вспомним предложение Ле Корбюзье по планировочной организации города на 3 млн человек (1922). Здесь улицы являлись “чем­то вроде длинного заводского коридора со сложной системой городских коммуникаций” (рис. 3). Такая улица со всеми ее атрибутами не прокладывается единовременно, а постоянно формируется (“строится”). Она имеет как минимум три уровня, предназначенных для различных видов транспорта. В идеях архитекторов 20–30х годов прошлого столетия (М. Барщ, М. Охитович, Н. Соколов, Н. Леонидов и др.), прогнозирующих формы социалистического расселения, транспорт имел свои коридоры трассировки, а люди, касаясь его по осевым направлениям, непосредственно контактировали с природным окружением (рис. 2). В концептуальном проекте НЭР (А. Гутнов, И. Лежава и др.) стержневой задачей являлось разделение среды обитания на “мир машин” и “мир человека”. Предусмотрены точки, линии, зоны, где они при необходимости соприкасаются (рис. 4).

Концептуальных вариаций на тему разделения (но не отделения!) пространств человека и автомобиля существует достаточно много. Стоит вспомнить работы и наших соотечественников: диссертационное исследование о городе пешеходов И. Люблинского (1974), дипломные проекты о разделении сфер деятельности человека и машины А. Колонтая (1974), о дифференциации городского пространства по значимости субъектов пользования О. Сатиновой (2004) и А. Майструк (2005).

Все эти примеры говорят о том, что поиски идут в одном направлении. Самое трудное найти пути их реализации. Тем более что мировой опыт свидетельствует: полумеры в самых смелых разработках, направленных на решение транспортных проблем, приносят “лишь временное облегчение больному”. Пример тому город Бостон. Уже в 1950е гг. уличная сеть города не выдерживала транспортных нагрузок. Было решено построить магистральную эстакаду с развязками, спусками и подъемами. Прошло несколько десятков лет, и на ней стали образовываться заторы. Начали строить огромный дорогостоящий тоннель. Технические неполадки усложнили его работу. Однако уже сегодня предрекают, что это не спасет город.

Резюме, или (будем нескромными) наше мнение

1. Если коренным образом не изменить отношение к планировке городского пространства и к формированию в нем путей сообщения, то тупиковая ситуация неминуема. Помимо угрозы для человека автомобиль в городе станет просто неэффективен: низкие скорости, объезды, затруднения с парковкой.

2. Следует признать, что для сложившихся форм расселения в крупных и крупнейших городах, их агломерациях трудно найти и еще труднее реализовать радикальные решения транспортных проблем. Требуются огромные материальные, финансовые затраты, все еще ограничены технические возможности.

3. Необходимо максимально учесть и чужие ошибки, и удачный опыт. Такой опыт имеется – Амстердам, Копенгаген, Стокгольм, Осло, Хельсинки, Торонто, Милан, Богота (Колумбия), Куритиба (Бразилия). В целом этот опыт связан со стимулированием или ограничением использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу. При этом акцент делается на развитии комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.

Мы полагаем, что в сложившихся условиях нельзя принимать однозначные решения. Методы выхода городов из кризисной ситуации должны быть комбинированными. Для конкретных условий необходимо подбирать свой алгоритм комбинаций. В самом общем случае наиболее конструктивными решениями следует считать:

– Формирование в условиях массовой застройки на свободной территории линейных структур вдоль вылетных межселенных путей сообщения со скоростным пассажирским транспортом. Организация в остановочных узлах этих путей сообщения автостоянок­перехватчиков. Такая система будет дороже наших вновь построенных (а скорее изначально архаичных) огромных массивов застройки с лабиринтом улиц. Дороже в первую очередь изза удлинения инженерных сетей. Но известно, что скупой платит многократно больше.

– Создание вдоль заглубленных или другим способом изолированных вылетных магистралей (пространство для машин), по которым люди пешком не ходят, жилых, общественных или производственных комплексов, свободных от автомобилей (пространство для человека). Эти комплексы примыкают к остановочным узлам – фокусам, вокруг которых формируются жизненно важные функции в оптимальной доступности к скоростному общественному транспорту. Возникновение дополнительных местных видов средств передвижения – дело времени. Ведь есть же возможность воздушных сообщений, беспроводной связи. Удачные решения создания свободных от автомобиля комплексов имеются как в реалии, так и в проектах (рис. 5–7).

– Поэтапная целенаправленная реконструкция с разумным реструктурированием сложившегося городского пространства, с постепенным разделением пространств для человека и пространств для автомобиля. Начинать, очевидно, необходимо с четкой социально­функциональной дифференциации городских пространств общего пользования – пешеходные, пешеходно­транспортные, транспортно­пешеходные, транспортные. При этом два промежуточных линейных звена этой системы пространств следует постепенно сводить к узлам, в которых происходят необходимые контакты человека и автомобиля. На первичных этапах реконструкции возможно использование уже известных частных планировочных приемов: создание системы пешеходных пространств, организация улицстоянок, подземных и наземных парковок, создание разноуровневых открытых пространств, всемерное стимулирование альтернативных автомобилю средств передвижения (сегодня это в основном велосипед) и др.

Мы намеренно не касались самых острых в настоящее время проблем парковки автомобилей, особенно в центрах городов. Этот самостоятельный и сложный вопрос требует отдельного обсуждения. В любом случае, если с ответственностью подойти к решению транспортной проблемы, которая благодаря нам как снежный ком катится на наших потомков, необходимо разработать специальную государственную программу, что­то вроде “Мирное сосуществование человека и автомобиля”.


В конце сентября ученики 9-го «а» класса Старополтавской школы с руководителем историко-краеведческой группы «Истоки» Г.М. Козенко провели экологический форум «Автомобиль: друг или враг?». Гостями мероприятия стали мировой судья Л.В. Чуб, сотрудник ОУПДС С.А. Грасмик, главный эколог района Ю.А. Суббота, водитель с сорокалетним стажем, награжденный орденами Трудовой Славы II и III степени, В.П. Марченко и член родительского комитета Ю.Ф. Бербенцева.

Форум проходил в виде своеобразной викторины: дети разделились на 4 команды, а пришедшие гости стали судейской комиссией, секретарем которой была педагог Старополтавской СШ И.В. Дмитриева. Школьники представили свои команды под следующими названиями: «БАД» (Быстрые, Активные, Дружные, капитан Андрей Нуждин), «Гринпис» (капитан Рита Сопельняк), «Автомобиль» (капитан Дария Масеева), «Экология» (капитан Расим Халиев). Школьники пытались ответить на вопрос: автомобиль – друг нам или враг? Ответы участников представляли разные точки зрения, в зависимости от роли техники в современной жизни.

Организаторы форума постарались осветить тему с разных сторон. Так, С.А. Грасмик высказал мнение о необходимости автомобилей в современной жизни, о том, как вести себя пешеходу на проезжей части дороги и важности соблюдения правил дорожного движения. Л.В. Чуб поведала подросткам о том, какие меры предусмотрены при нарушении тех или иных правил, установленных законодательством. Владимир Павлович Марченко рассказал о своей трудовой деятельности, связанной с управлением грузовыми автомобилями. В советское время он работал в совхозе «Старополтавский», колесил по всему Советскому Союзу, перевозя зерно. Запомнилась поездка на Север, потому что попал в сильный мороз, каких не бывает в наших степях. О проведенных за «баранкой» рабочих годах ветеран труда не жалеет, профессия ему нравилась.

Потом участники форума отвечали на вопросы. В их обсуждении участвовали все члены команды, а отвечал капитан. Судьи оценивали правильность и четкость ответа, присуждали играющим очки. Задания были разнообразными: например, что необходимо предпринять, чтобы уменьшить ущерб окружающей среде, наносимый выхлопными газами из автомашин; перечислить марки производителей авто; угадать название песни о машинах и пр. Интересно, но общим стало мнение, что альтернативой автомобилям с ДВС могут стать электромобили, что значительно снизит вред, наносимый природе. И, как отметили и дети, и взрослые, это произойдет в недалеком будущем. Соревновательный процесс перемежался с познавательным, когда участники делились фактами о роли автомобилей в нашей жизни. Например, первая паровая машина двигалась со скоростью 4 км/ч, а сейчас скорость машины с современным двигателем равна 455 км/ч (и это не гоночный автомобиль). Всем присутствовавшим было любопытно узнать подобные факты. В ходе конкурса участники вступали в споры, отстаивая свою точку зрения.

По итогам работы судейской коллегии наибольшее количество очков набрала команда «БАД», ее участникам был вручен сладкий приз. Все присутствовавшие с удовольствием участвовали в этом поучительном проекте, в конце мероприятия они насладились экологически чистым продуктом – натуральным соком. Г.М. Козенко поблагодарила всех за участие и внимание. Встреча запомнилась всем непринужденностью и желанием детей познавать мир и быть полезными.

Материал взят из архива газеты Д. МЕКТЕПОВА



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков