Турбокомпрессор где находится. Для чего нужна турбина в автомобиле и как она работает

Турбокомпрессор где находится. Для чего нужна турбина в автомобиле и как она работает

Мощность, развиваемая двигателем внутреннего сгорания, зависит от количества топлива и воздуха, поступающего в двигатель. Мощность двигателя возможно повысить за счет увеличения объема этих составляющих. Постоянная гонка инженеров за увеличением мощности ДВС привела к появлению турбокомпрессоров. Данное решение оказалось самым эффективным как на бензиновых, так и на дизельных моторах. Становится вполне очевидным, что итоговая мощность ДВС пропорциональна количеству топливовоздушной рабочей смеси, которая попадает в цилиндры двигателя.

Закономерно, что двигатель с большим объемом способен пропускать больше воздуха и тем самым выдавать больше мощности сравнительно с двигателем меньшего объема. Если перед нами стоит задача добиться от малообъемного ДВС такой же мощности, которую демонстрируют моторы большего объема, тогда необходимо принудительно уместить как можно больше воздуха в цилиндрах такого двигателя. То есть увеличение подачи топлива бессмысленно, если не увеличивается поступление воздуха, необходимого для его сгорания. Поэтому воздух, поступающий в цилиндры двигателя, приходится сжимать. Система принудительной подачи воздуха может работать, используя энергию отработанных газов или с применением механического привода. Турбокомпрессор или турбонагнетатель - устройство, предназначенное для нагнетания воздуха в двигатель с помощью энергии выхлопных газов. Основные части турбокомпрессора - турбина и центробежный насос, которые связывает между собой общая жесткая ось. Эти элементы вращаются со скоростью - около 100.000 об/мин, приводя в действие компрессор.

Устройство турбокомпрессора

Устройство турбокомпрессора: 1 - корпус компрессора; 2 - вал ротора; 3 - корпус турбины; 4 - турбинное колесо; 5 - уплотнительные кольца; 6 - подшипники скольжения; 7 - корпус подшипников; 8 - компрессорное колесо. Турбинное колесо вращается в корпусе, имеющем специальную форму. Оно выполняет функцию передачи энергии отработавших газов компрессору. Турбинное колесо и корпус турбины изготавливают из жаропрочных материалов (керамика, сплавы). Компрессорное колесо засасывает воздух, сжимает его и затем нагнетает его в цилиндры двигателя. Оно также находится в специальном корпусе. Компрессорное и турбинное колеса установлены на валу ротора. Вращение вала происходит в подшипниках скольжения. Используются подшипники плавающего типа, то есть зазор имеют со стороны корпуса и вала. Моторное масло для смазки подшипников поступает через каналы в корпусе подшипников. Для герметизации на валу устанавливаются уплотнительные кольца. Для лучшего охлаждения турбонагнетателей в некоторых бензиновых двигателях применяется дополнительное жидкостное охлаждение. Для охлаждения сжимаемого воздуха предназначен интеркулер - радиатор жидкостного или воздушного типа. За счет охлаждения увеличивается плотность и соответственно давление воздуха. В управлении системой турбонаддува основным элементом является регулятор давления. Это перепускной клапан, который ограничивает поток отработавших газов, перенаправляя часть его мимо турбинного колеса, обеспечивая нормальное давление наддува.

Принцип работы

В своей работе турбокомпрессор использует энергию отработавших газов. Эта энергия вращает турбинное колесо. Затем это вращение через вал ротора передается компрессорному колесу. Компрессорное колесо нагнетает воздух в систему, предварительно сжав его. Охлажденный в интеркулере воздух подается в цилиндры двигателя.

Хотя у турбокомпрессора нет жесткой связи с валом двигателя, эффективность работы турбонаддува зависит от частоты его вращения. Чем больше число оборотов двигателя, тем сильнее поток отработавших газов. Соответственно увеличивается скорость вращения турбины и количество поступающего в цилиндры воздуха. При работе системы турбонаддува возникают некоторые негативные моменты. Задерживается увеличение мощности при резком надавливании на педаль газа («турбояма»). После выхода из «турбоямы» резко повышается давление наддува («турбоподхват»). Явление «турбоямы» обусловлено инерционностью системы. Это влечет за собой несоответствие между производительностью турбокомпрессора и требуемой мощностью двигателя. Для решения этой проблемы существуют следующие способы: использование турбины с изменяемой геометрией; применение двух параллельных или последовательных компрессоров; комбинированный наддув. Турбина с изменяемой геометрией оптимизирует поток отработавших газов, изменяя площадь входного канала. Широко применяется в дизельных двигателях.

Турбина с изменяемой геометрией

Турбина с изменяемой геометрией: 1 - направляющие лопатки; 2 - кольцо; 3 - рычаг; 4 - тяга вакуумного привода; 5 - турбинное колесо. Параллельно работающие турбокомпрессоры применяют для мощных V-образных двигателей (по одному на ряд цилиндров). Эта схема помогает решить проблему за счет того, что у двух маленьких турбин инерция меньше, чем у одной большой. Установка 2-х последовательных турбин позволяет достичь максимальной производительности, используя разные компрессоры при разных оборотах двигателя. При комбинированном наддуве применяется и механический, и турбонаддув. При работе двигателя на низких оборотах работает механический нагнетатель. При увеличении оборотов включается турбокомпрессор, а механический нагнетатель останавливается.

Преимущества и недостатки турбонаддува

1 . Турбокомпрессор широко используется ввиду простоты конструкции и хороших эксплуатационных параметров. Турбонаддув позволяет увеличить мощность двигателя на 20-35%. Двигатель, вырабатывая повышенные крутящие моменты на средних и высоких оборотах, увеличивает скорость и экономичность автомобиля. 2 . Турбокомпрессор в большинстве случаев не может быть причиной неисправностей двигателя, так как его работа зависит от работоспособности газораспределительной, воздушной и топливной систем. 3 . Двигатель с турбокомпрессором имеет меньший выброс вредных газов в атмосферу, так как вырабатываются дополнительные выхлопные газы в двигатель. У сгораемого топлива становится меньше отходов. 4 . Происходит экономия топлива на 5-20%. В небольших двигателях энергия сжигаемого топлива используется эффективней, увеличивается КПД. 5 . На высокогорных дорогах такие двигатели работают более стабильно и с меньшими потерями мощности, чем их атмосферные аналоги. 6 . Турбокомпрессор сам по себе является глушителем шума в системе выпуска.

Недостатки турбонаддува

У турбированных двигателей кроме возникновения явлений «турбояма» и «турбоподхват» есть и другие недостатки. Обслуживание их дороже в сравнении с «классическими». При эксплуатации приходится применять моторное масло специального назначения - его приходится регулярно менять. Двигатель с турбокомпрессором перед пуском должен несколько минут проработать на холостых оборотах. Также сразу не рекомендуется глушить мотор до остывания турбины.

Дополнительные элементы системы турбонаддува

Blow-Off Если говорить о конкретных модификациях мотора, а также о компоновке различных элементов в подкапотном пространстве, турбокомпрессор может иметь ряд дополнительных элементов. Мы уже упоминали такие детали системы, как Wastegate и Blow-Off. Давайте рассмотрим их более подробно.

Блоу-офф представляет собой перепускной клапан. Данное устройство устанавливается в воздушной системе. Местом расположения становится участок между выходом из компрессора и дроссельной заслонкой. Главной задачей блоу-офф клапана становится предотвращение выхода компрессора на характерный режим работы surge. Под таким режимом стоит понимать момент резкого закрытия дросселя. Если описать происходящее простыми словами, то скорость воздушного потока и сам расход воздуха в системе резко понижаются, но турбина еще определенное время продолжает вращение по инерции. Инерционно турбина вращается с той скоростью, которая уже больше не соответствует новым потребностям мотора и упавшему таким образом расходу воздуха. Последствия после циклических скачков давления воздуха за компрессором могут быть плачевны. Явным признаком скачков является характерный звук воздуха, который прорывается через компрессор. С течением времени из строя выходят опорные подшипники турбины, так как они испытывают сильные нагрузки в момент указанных скачков давления при сбросе газа и последующей работе турбины в этом переходном режиме. Блоуофф реагирует на разницу давлений в коллекторе и срабатывает благодаря установленной внутри пружине. Это позволяет выявить момент резкого перекрытия дросселя. Если дроссель резко закрылся, тогда блоу-офф осуществляет стравливание в атмосферу внезапно появившегося в воздушном тракте избытка давления. Это позволяет существенно обезопасить турбокомпрессор и уберечь его от избытка нагрузок и последующего разрушения.

Данное решение представляет собой механический клапан. Вестгейт установливают на турбинной части или же на самом выпускном коллекторе. Задачей устройства является обеспечение контроля за тем давлением, которое создает турбокомпрессор. Стоит отметить, что некоторые дизельные силовые агрегаты используют в своей конструкции турбины без вейстгейта. Для моторов, которые работают на бензине, в большинстве случаев наличие такого клапана является обязательным условием. Главной задачей вейстгейта становится обеспечение возможности беспрепятственного выхода для выхлопных газов из системы в обход турбины. Запуск части отработавших газов в обход позволяет осуществлять контроль за необходимым количеством энергии этих газов. Взаимосвязь очевидна, ведь именно выхлоп вращает через вал колесо компрессора. Данный способ позволяет эффективно управлять давлением наддува, которое создается в компрессоре. Наиболее частым решением становится контроль вейстгейта за давлением наддува, который осуществляется при помощи противодавления встроенной пружины. Такая конструкция позволяет контролировать обходной поток выхлопных газов. Вейстгейт может быть как встроенным, так и внешним. Встроенный вейстгейт конструктивно имеет заслонку, которая встроена в турбинный хаузинг. Хаузинг в народе попросту называют «улитка» турбины. Дополнительно wastegate имеет пневматический актуатор и тяги от данного актуатора к дроссельной заслонке. Гейт внешнего типа представляет собой клапан, который установлен на выпускной коллектор перед турбиной. Необходимо заметить, что внешний гейт имеет одно неоспоримое преимущество сравнительно со встроенным. Дело в том, что сбрасываемый им обходной поток можно возвращать обратно в выхлопную систему достаточно далеко от выхода из турбины, а на спортивных авто и вовсе осуществить прямой сброс в атмосферу. Это позволяет заметно улучшить прохождение отработавших газов через турбину благодаря тому, что наблюдается отсутствие разнонаправленных потоков. Все это очень важно применительно к ограниченному компактному объему «улитки».

Втулочные и шарикоподшипниковые турбины

Турбины втулочного типа были сильно распространены достаточно долгое время. Они имели ряд конструктивных недостатков, которые не позволяли в полной мере наслаждаться преимуществами турбомотора. Появление более эффективных шарикоподшипниковых турбин нового поколения постепенно вытесняет втулочные решения. Для примера можно упомянуть шарикоподшипниковые турбины Garrett, которые являются венцом инженерной мысли и используются на многих гоночных двигателях. На сегодняшний день шарикоподшипниковые турбины являются оптимальным решением, так как требуют значительно меньшего количества масла сравнительно с втулочными аналогами. Учтите, что установка масляного рестриктора на входе в турбокомпрессор является очень желательной, особенно если давление масла в системе находится на отметке выше 4 атм. Осуществлять слив масла необходимо путем специального подвода в поддон, причем с учетом того, что слив должен быть выше уровня масла.

Всегда помните, что слив масла из турбины происходит самостоятельно и под действием силы гравитации. Знание этого диктует необходимость ориентирования центрального картриджа турбины так, чтобы слив масла был направлен вниз.

Тот показатель, который определяет реакцию турбины на нажатие педали газа, демонстрирует сильную зависимость от самой конструкции центрального картриджа турбины. Шарикоподшипниковые решения от Garrett способны на 15% быстрее выйти на наддув сравнительно с втулочными аналогами. Шарикоподшипниковые турбины снижают эффект турбо-ямы и делают использование турбомотора максимально похожим на езду с таким атмосферным двигателем, который имеет большой рабочий объем. Шарикоподшипниковые турбины имеют еще один положительный момент. Такие турбины требуют заметно меньшего потока масла, которое проходит через картридж и осуществляет смазку подшипников. Решение ощутимо снижает вероятность возникновения утечки масла через сальники. Шарикоподшипниковые турбины не являются излишне требовательными к качеству масла, а также менее подвержены закоксовке после плановой или внезапной остановки двигателя.

Турбина (турбокомпрессор) стала определяющим агрегатом в деле увеличения мощности моторов.

Что такое турбина и для чего она нужна?

Турбина — устройство в автомобиле, которое направлено на увеличение давления во впускном коллекторе автомобиля для того, чтобы обеспечить большее поступление воздуха, а значит и кислорода, в камеру сгорания.
Главное назначение турбины – с ее помощью можно значительно увеличить мощность автомобиля. При увеличении давления во впускном коллекторе на 1 атмосферу в камеру сгорания попадет в два раза больше кислорода, а значит от небольшого турбового двигателя можно ожидать мощности как от атмосферника с объемом в два раза больше — грубая теоретическая арифметика не лишенная смысла…

Принцип работы турбокомпрессора

Принцип работы турбины несложен: горячие выхлопные газы через выпускной коллектор поступают в горячую часть турбины, проходят через крыльчатку горячей части приводя ее и вал на который она крепится в движение. На этом же вале закреплена крыльчатка самого компрессора в холодной части турбины, эта крыльчатка при вращении создает давление во впускном тракте и впускном коллекторе, что обеспечивает большее поступление воздуха в камеру сгорания.

Турбина состоит из двух улиток — улитки компрессора, через которую всасывается воздух и нагнетается во впускной коллектор, и улитки горячей части, через которую проходят выхлопные газы вращая колесо турбины и выходят в выхлопной тракт. Из крыльчатки компрессора и крыльчатки горячей части. Из шарикоподшипникового картриджа. Из корпуса, который соединяет обе улитки, держит подшипники, так же в корпусе находится охлаждающий контур.

В процессе работы турбина подвергается очень большим термодинамическим нагрузкам. В горячую часть турбины попадают выхлопные газы очень большой температуры 800-9000 °С, поэтому корпус турбины изготавливают из чугуна особого состава и особого способа отливки.

Частота вращения вала турбины достигает 200 000 об/мин и более, поэтому изготовление деталей требует большой точности, подгонки и балансировки. Помимо этого в турбине высокие требования к используемым смазочным материалам. В некоторых турбинах служит так е системой охлаждения подшипниковой части турбины.

Система охлаждения турбин

Система охлаждения турбин двигателя служит для улучшения теплоотдачи частей и механизмов турбокомпрессора.
Существует два самых распространенных способа охлаждения деталей турбокомпрессора — охлаждение маслом, которое используется для смазки подшипников и комплексное охлаждение маслом и антифризом из общей системы охлаждения автомобилем.

Оба способа имеют ряд преимуществ и недостатков.
Охлаждение маслом.
Преимущества:

  • Более простая конструкция
  • Меньшая стоимость изготовления самой турбины

Недостатки:

  • Меньшая эффективность охлаждения по сравнению с комплексной системой
  • Более требовательна к качеству масла и к его более частой смене
  • Более требовательна к контролю за температурным режимом масла

Изначально, большинство серийных двигателей с турбонаддувом оснащались тубинами с масляным охлаждением. При прохождении через шарикоподшипниковую часть масло сильно нагревалось. Тогда, когда температура выходила за пределы нормального рабочего температурного диапазона, масло начинало закипать, коксоваться забивая каналы и ограничивая доступ смазки и охлаждения к подшипникам. Это приводило к быстрому износу, заклиниванию и дорогостоящему ремонту. Причин у неполадки могло быть несколько — некачественной масло или не рекомендованное для данного типа двигателей, превышение рекомендованы сроков замены масла, неисправности в системе смазки двигателя и пр.

Комплексное охлаждение маслом и антифризом
Преимущества:

  • Большая эффективность охлаждения

Недостатки:

  • Более сложная конструкция самого турбокомпрессора, как следствие большая стоимость

При охлаждении турбины маслом и антифризом повышается эффективность и такие проблемы, как закипание и коксование масла, практически не встречаются. Но данная систем охлаждения имеет более сложную конструкцию т.к. имеет раздельные масляный контур и контур охлаждающей жидкости. Масло как и прежде служит для смазки подшипников и для охлаждения, а , который используется из общей системы охлаждения двигателя, не дает перегреться и закипеть маслу. Как следствие увеличивается стоимость самой конструкции.

При работе турбины воздух под действием компрессора сжимается и, как следствие, очень сильно греется, что приводит к нежелательным последствиям т.к. чем выше температура воздуха, тем меньшее количество кислорода в нем содержится — тем меньше эффективность наддува. С этим явлением призван бороться — промежуточный охладитель воздуха.

Нагрев воздуха не единственная проблема, с которой пытаются справиться конструкторы при проектировании турбодвигателя. Насущной проблемой является инерционность турбины (лаг турбины, турбояма) — задержка в реакции мотора на открытие дроссельной заслонки. Турбина выходит на пик своих возможностей при определенных оборотах двигателя, отсюда и появилось мнение, что турбина включается при определенных оборотах. Турбина в большинстве случаев, работает всегда, а значение оборотов при которых ее эффективность максимальная у каждого двигателя и у каждой турбины разные. В погоне за решением этой проблемы появились системы их двух турбин (твин-турбо , twin-turbo , би-турбо , biturbo ), твин-скрол (twin-scroll ) турбины, турбины с изменяемой геометрией сопла и изменяемым углом наклона крыльчатки (VGT ), изменяются материалы частей чтобы повысить прочность и увеличить вес (керамические лопатки крыльчатки) и пр.

Twin-turbo (твин-турбо) — система при которой используются две одинаковые турбины. Задача данной системы повысить объем или давление поступающего воздуха. Используется когда необходима максимальная мощность на высоких оборотах, например в драг-рейсинге. Такая система реализована на легендарном японском автомобиле Nissan Skyline Gt-R с двигателем rb26-dett.

Такая же система, но с маленькими одинаковыми турбинами позволяет добиться прироста мощности при небольших оборотах и держать наддув постоянным до красной зоны.

Biturbo (би-турбо) — систем а с двумя разными турбинами, которые соединены последовательно. Система устроена таким образом, что при низких оборотах работает маленькая турбина, обеспечивая хороший отклик на малых оборотах, при определенных условиях «включается» большая турбина и обеспечивает наддув при высоких оборотах. Это позволяет автомобилю уменьшить лаг двигателя и получить хороший прирост производительности во всем диапазоне работы двигателя.

Такая систем турбонаддува используется в автомобилях BMW biturbo.

Турбина с изменяемой геометрией (VGT ) — система при которой лопатки крыльчатки в горячей части могут изменять угол наклона к потоку выхлопных газов.

При малых оборотах двигателя пропускное сечение прохода выхлопных газов становится более узкое и «выхлоп» проходит с большей скоростью и большей отдачей энергии. Когда обороты двигателя увеличиваются проходное сечение становится шире и и уменьшается сопротивление движению выхлопных газов, но при этом достаточно энергии для создания необходимого давления компрессором. Чаще систему VGT используют на дизельных двигателях т.к. там меньше тепловые нагрузки, меньшая скорость вращения ротора турбины.

Twin-scroll (двойная улитка) — система состоит из двойного контура движения выхлопных газов энергия которых вращает один ротор с крыльчаткой и компрессором. При этом существует два типа реализации когда выхлопные газы идут по обоим контурам сразу, при этом система работает как twin-turbo в одном корпусе — выхлопные газы делятся на два потока каждый из которых идут в свой контур горячей части раскручивая ротор турбины. Второй тип реализации работает на подобии системы biturbo горячая часть имеет два контура с разной геометрией, при низких оборотах выхлопные газы направляются по меньшему контуру, который увеличивает скорость и энергию прохождения за счет небольшого диаметра, при повышении оборотов двигателя выхлопные газы двигаются по контуру диаметр которого больше — тем самым сохраняется рабочее давление в системе впуска и не создается запора на пути выхлопных газов. Это все регулируется клапанами, которые переключают поток из одного контура в другой.

Что такое турбокомпрессор, принцип действия, из чего состоит турбина и для чего он нужен. Как помогает турбина вашему автомобилю. Вся информация в нашей статье.

Что такое турбокомпрессор, из его состоит и как работает. Подробная статья на тему устройства турбины и принципа действия. Какие бывают неисправности и проблемы при эксплуатации турбин, почему нельзя ремонтировать своими руками и многое другое.


Устройство турбокомпрессор в машине - что это такое

Предназначением такого автомобильного устройства, как турбокомпрессор является создание такого давления воздушных потоков в полости коллектора впуска, которое впоследствии позволяет отработавшим газам насытить топливно-воздушную смесь, необходимым, для осуществления горения, элементом - кислородом.

Это позволит развить силовой установке, расположенной в подкапотном пространстве, требуемую мощность. Величина этой мощности зависит от изменения положения дроссельной заслонки, находящейся в топливной системе. На нее, в свою очередь, производит воздействие акселератор, более известный, как педаль газа. Получение высоких показателей мощности, возможно, другими способами.

Повышение числа цилиндров двигателя, вследствие чего увеличивается объем мотора. Помимо этого можно увеличить объем самих цилиндров, что также приведет к увеличению объемных параметров камер сгорания топлива.



Однако эти варианты являются не очень приемлемыми, поскольку потребление топлива, а также количество выбросов выхлопных газов в атмосферу значительно увеличатся. Поэтому установка турбины является, на данный момент, самым оптимальным вариантом, позволяющим получить хорошие мощностные показатели двигателя внутреннего сгорания, при этом сохранив на прежнем уровне или даже преувеличив экологические и экономические результаты.

Подшипниковый узел - представляет собой корпус, вылитый из стали обеспечивающий место расположения плавающих подшипников на поверхности валов. Скорость вращения данной системы может достигать отметки в 170 000 об/мин. Агрегат обладает сложным геометрическим устройством системы охлаждения. Требования, предъявляемые к данному узлу: сопротивление износу, деформации и коррозии.



Колесо турбины - оно расположено в полости корпуса турбоустановки и имеет штифтовое соединение с крыльчаткой компрессора. Температура среды, в которой эксплуатируется данное изделие, достигает величины в 760 градусов Цельсия. Поэтому сплавы материалов, из которых оно выполнено, обладают высокой прочностью и стойкостью. Также изделия проходит этап покрытия поверхности сплавом из никеля.

Перепускной клапан - управление им осуществляет пневматический привод. Его назначение заключается в том, что бы обеспечить безопасной работы турбины и предотвратить перегрев элементов. Когда давление повышается до недопустимой величины, клапан обеспечивает отвод определенного количества воздушной массы по пути, проходящему за пределами турбины. Этот элемент обеспечивает защиту мотора внутреннего сгорания от получения избыточного давления в камерах сгорания. Это помогает предотвратить перегрузку двигателя.

Кожух турбированного устройства - материалом изготовления этого агрегата является сфероидированный сплав из чугуна. Тепловое воздействие не грозит изделиям, выполненным из этого материала. Обработка корпуса производится в полном соответствии с формой лопастей, расположенных на крыльчатке. В качестве установочной базы крепления турбины используется фланец впуска. Основными качествами, которыми должен обладать турбоагрегат:

  1. Ударная прочность.
  2. Антиокислительная стойкость.
  3. Прочность.
  4. Стойкость к жару.
  5. Возможность легкой механической обработки.

Подшипники скольжения специальной модификации - Высокие температуры, на которых им приходится работать, не сказываются на износе и долговечности работы подшипников. Также, на этапе производстве, большое внимание уделяется точности изготовления протоков масла и стопорных колец. Поглощение осевого давления осуществляется с помощью гидродинамического подшипника. На завершении производства подшипников скольжения проводится этап калибровки и центрирования.

Корпус компрессорный- он состоит из одного цельного элемента. В зависимости от типа, его производят с использованием сплавов алюминия. Литье может быть выполнено вакуумным способом, либо песочным. Конечным этапом является обработка, с помощью которой достигаются нужные габариты, необходимые для обеспечения корректного функционирования детали.

Колесо компрессора - так же как и кожух его, выплавляется из алюминия. Однако крыльчатки, которые размещённые на нем, в связи с большими показателями нагрузки и температуры при функционировании, выполняются из титанового сплава. Для обеспечения оптимального функционирования компрессорной установки, необходимо, что бы лопасти крыльчатки были выполнены с высокой точности и пошли повышенную механическую обработку. На конечном этапе происходит расточка и полировка, что позволяет повысить коэффициент сопротивления усталости. Располагается крыльчатка в центре вала. Основными требованиями, предъявляемые ко всем элементам компрессорного колеса является: способность сопротивляться растяжению и коррозии.

Компрессор турбоустановки плотно закреплен с выпускным коллектором силовой установки с помощью болтового соединения. Выхлопные газы из выпускной системы попадают в турбинный корпус с помощью специально отведенных каналов и производят раскрутку турбины, работающей по принципу газотурбинного двигателя. Вал осуществляет соединение турбины компрессорной установкой, расположенной на стыке воздушного фильтра и впускного коллектора.



Выхлопные газы попадают на поверхности лопаток турбины, тем самым осуществляя ее вращение. Чем больше объем потока выхлопных газов, тем выше скорость вращения турбоустановки. Компрессорная установка по типу напоминает насос центробежного действия.

Работа его осуществляется следующим образом: отработанные газы попадают на поверхности лопастей крыльчатки, после чего происходит разгон их в сторону центра компрессорного колеса и дальнейший выход их по воздухопроводам в полость впускного коллектора.

Который в свою очередь обеспечивает попадание их в цилиндры двигателя. Компрессор осуществляет сжатие воздуха и организацию последующего поступление его в рабочие камеры цилиндров.

Какие бывают неисправности и проблемы при эксплуатации турбин

Утечка масла из полости турбокомпрессора приводит к его сгоранию в цилиндрах двигателя. Проявляется данный дефект выбросом отработавших газов сизого оттенка в атмосферу при разгоне автотранспортного средства. На постоянной частоте вращения коленчатого вала это не наблюдается.

В рабочих камерах цилиндров силовой установки сгорает обогащенная топливно-воздушная смесь. Это явление наблюдается, когда происходит утечка части воздушной массы в одном из следующих элементов: воздушная магистраль или интеркулер. Также недостаток кислорода в смеси с топливом, может не хватать, поскольку система управления турбина неисправна либо вышла из строя. Признаком эту является выброс черных отработанных газов и трубы выхлопа.

Признаками того, что корпус турбины треснул или деформировался по причине касания лопастями поверхностей корпуса турбоустановки, является появление характерного скрежета во время работы турбокомпрессора.

Корпус оси турбины может за коксоваться и работа систем смазки поэтому может быть нарушена. Об этом свидетельствуют подтеки масла на поверхности турбинного корпуса, на стороне, где расположен компрессор.

Видео: какие бывают неисправности турбины

  • "Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры". Автор А.Б. Баренбойм
  • "Турбокомпрессоры". Автор Д.Н. Мисарек
  • "Турбокомпрессоры дизелей". Автор Межерицкий А.Д.

Принцип действия турбины ТГМ6

В ТГМ6 установлен турбокомпрессор марки ТК-30. Его принцип работы заключается в прохождении по каналам коллекторов выхлопных газов, последующее поступление их в турбированный компрессор. Внутри него движение осуществляется по сопловому аппарату, расположенному перед дисковыми лопастями.

Благодаря этому движению отработанных газов, ротор набирает частоту вращения вала пропорционально объему воздушного потока. Этот объем зависит от мощности всасывания компрессорного колеса, который в свою очередь работает по сигналу органов управления. После этого нагнетаемые газы поступают в воздухоохладительный агрегат, а после во впускной коллектор, который производит их распределения в полости цилиндров двигателя.

Турбокомпрессор на автомобиль ВАЗ

Установленный, на автомобиле ВАЗ, турбокомпрессор, говорит о том, что автомобиль подвергался тюнингу и дополнительной модернизации. На них устанавливаются разные варианты турбокомпрессорных установок, однако самый распространённый турбокомпрессор имеет маркировку TD04HL.

Он устанавливается на двигатели, объем которых от 1.5 литра до 2.0. литров. При достижении давления избытка 1 бар, возможно достижение крутящего момента, равного 300Нм. Мощностные параметры также увеличиваются до 250 л.с.



Турбокомпрессор обладает следующими техническими параметрами. Рабочее число оборотов находится в диапазоне от 30 до 120 тыс. об/мин. Степень сжатия на максимальных оборотах достигает отметки в 2.9. Расходуемый воздух - 0,26 кг/с.

Максимальная температура газов, перед попаданием в полость турбины, равно 700 градусов. Масло при выходе может иметь давление от 0.3 до 7 МПа. Масса турбины не превышает 9,8 кг. Чтобы осуществить установить установку турбины на автомобиль Камаз, необходимо обладать следующим ремонтным комплектом: 4 шпильки, металлические прокладки, коллекторную прокладку и прокладку для трубы, по которой подводится масло.

Где купить турбокомпрессор и какая цена в Москве

Продажа турбокомпрессоров в Москве осуществляется во многих магазинах и рынках. В зависимости от, предъявляемых покупателем, требований к турбоустановке, цены на них могут сильно отличаться. Самый известный магазин по продаже компрессоров - это Турбоост.

Он занимается поставкой высококачественных агрегатов, на которые дается гарантия в 1 год. Цены варьируются от 20 000 до 70 000 рублей. Качество турбин, продаваемых на рынках и не специализированных точках продаж, вызывает сомнения. Однако и цены там, в среднем на 5-15 тысяч меньше на аналогичные товары, чем в оригинальных магазинах.

Почему нельзя ремонтировать своими руками

Турбина требует своевременного технического обслуживания и использования, качественных горюче-смазочных материалов и фильтров. На заводе-изготовителе изделия проходить несколько этапов контроля качества и соответствия размеров заданным параметрам.

Работа турбированного устройства напрямую влияет на динамические качества автотранспортного средства. Если ремонтировать турбину своими руками, можно деформировать ее элементы или засорить их посторонними предметами.

Это может вызвать некорректное функционирование и последующий выход их строя турбоэлемента. При резком ускорении автомобиля при обгоне или маневрировании, выход из строя турбины может подвергнуть опасности участников дорожного движения.

Предназначением устройства конденсации является: осуществление создания и последующего поддержания наиболее низких показателей давления отработавшего пара на выпуске из турбины, а также осуществление конденсации и возврата его в полости питающих систем паровых агрегатов. Принцип действия заключается в том, что кинетическая энергия получается путем преобразования потенциальной энергии сжатых и нагретых паров воды в лопатках парового колеса.

После этого происходит преобразование полученной кинетической энергии в механическую. Вследствие этого увеличивается частота вращения турбинного вала парового агрегата.

Физика движения отработанных газов может меняться с помощью переменного сопла. Работа его напоминает принцип действия щипцов. При движении автотранспортного средства в различные моменты необходимо получение отличающихся параметров мощности. Для этого и создали систему, которая изменяет геометрию движения воздушных потоков в турбине.

Данная система оснащается вакуумным приводом, направляющими лопатками, и механизмом управления. Принцип действия заключается в том, что изменение положения направляющих лопастей и потока движения выхлопных газов осуществляется по средствам смены угла сечения, по которому проходят газы выхлопа. Тем самым на выходе получается давление, которое обеспечивает получение производительного мощностного параметра.

На мощностные характеристики, которые демонстрирует автомобиль, непосредственно влияет показатель наполнения цилиндров воздушно-топливной смеси. В целях увеличения степени обогащения этой смеси компании-производители оборудуют транспортные средства турбокомпрессорами . Вместе с тем, далеко не каждая модель и модификация той или иной марки автомобиля имеет под капотом турбированный мотор. Это первая причина, по которой владельцы устанавливают турбину на авто. Кроме того, турбонагнетатель имеет свойство со временем изнашиваться. В этом случае нужна замена турбины.

В чем преимущества турбин на автомобиле?

Турбированный силовой агрегат приобретает все большую популярность, и для этого есть множество причин, поскольку перечень преимуществ турбонагнетателя весьма обширен. Привлекательность турбины состоит в следующем:

  • значительное увеличение мощности транспортного средства;
  • существенное снижение топливного расхода;
  • быстрая окупаемость турбины, что зависит от частоты использования автомобиля;
  • экономия, поскольку имеющийся в машине двигатель не требуется менять на более мощную версию, что достаточно дорого;
  • стабильность функционирования двигателя;
  • экологичность - у авто с турбированным двигателем наблюдается меньшая степень токсичности выхлопных газов.

Как правильно выбрать турбину?

Турбина и двигатель должны функционировать сбалансировано, и каждый тип мотора требует определенной турбины. Разумеется, лучше всего приобретать оригинальный турбонаддув , в этом случае производитель учитывает все особенности двигателей своих же автомобилей и выпускает турбины под конкретные силовые агрегаты, которые идеально им подходят. Поскольку такие турбины стоят недешево, стоит обратить внимание на неоригинальные модели, но выпускаемые известными изготовителями, имеющими лицензии на такое производство. В этом случае турбины на каждом этапе производства проходят тщательное тестирование.

Каковы критерии выбора?

При выборе турбины следует определиться с тремя основными факторами:

  1. как планируется эксплуатировать автомобиль - для гонок или простых повседневных поездок;
  2. каковы характеристики мотора - чем меньше рабочий объем двигателя, тем меньшая турбина требуется, и наоборот. Для двигателей с объемом 3 и более литра понадобится сдвоенная или большая турбина;
  3. какой тип мотора планируется оснащать ей - от этого зависит материал, из которого она изготовлена. Дизельные и бензиновые агрегаты работают в разном температурном режиме, и турбина должна обладать соответствующей жароустойчивостью.

Не следует переоценивать возможности автомобиля и «вешать» на него силовые нагрузки, к которыми он может не справиться. Чтобы не ошибиться в выборе, лучше проконсультироваться со специалистом.

Статья о том, что такое турбонаддув, как он работает, его основные плюсы и минусы. В конце статьи - видео об особенностях и принципах работы турбонаддува.


Содержание статьи:

Автомобильный двигатель должен обладать такими характеристиками, которые позволили бы ему не отставать от современности. Технические усовершенствования с каждым годом даются все труднее, потому что велосипед-то изобретать никому не хочется, а улучшать качество мотора необходимо.

Поэтому весьма неплохим решением является использование системы принудительного нагнетания воздуха в камеру сгорания. Самые последние инженерные конструкции охватывают не только улучшение принудительного нагнетания воздуха в топливную систему, но и установку такого же устройства в систему выхлопа отработанных газов.

Для чего нужен турбонаддув


Чтобы понимать важность работы турбонаддува и принцип его действия, необходимо знать, что двигатель не может потреблять топливо в чистом виде. Для вспышки бензина в герметичной емкости нужен воздух, иначе двигатель работать не будет.

То есть, в камеру сгорания должна поступать смесь, состоящая из топлива и воздуха в нужной пропорции. В цилиндре эта смесь сгорает. Появившиеся в результате сгорания газы совершают свою главную работу и затем удаляются через систему выхлопа.

Обычный турбонагнетатель дает возможность увеличить мощность двигателя путем нагнетания дополнительного давления воздуха в цилиндре. За счет этого воспламеняемость смеси многократно увеличивается, и мощность мотора, разумеется, тоже повышается.


Проще говоря, с помощью турбонаддува воздух сжимается, и в камеру сгорания он поступает в большем количестве, нежели при атмосферном давлении.

Устройство и принцип работы турбонагнетателя


Главная деталь нагнетателя, выполняющая основную функцию – это крыльчатка с лопастями. Вращаясь с огромной скоростью (200 тыс. оборотов в минуту) и действуя как компрессор, она закачивает воздух в турбинную камеру.

После этого происходит сжатие воздуха, за счет чего объем, который этот воздух занимает, уменьшается. Однако давно известно, что по законам физики во время сжатия воздух имеет свойство нагреваться. И это является главным недостатком системы турбонаддува.

Разумеется, эта проблема не могла пройти мимо внимания конструкторов. Решая эту задачу, специалисты попробовали использовать промежуточное охлаждение воздуха на пути его перехода в двигатель.

В результате появился интеркулер. В этом устройстве применяется эффект теплообменника, который имеет свойство охлаждать воздух за счет хладагента. Интеркулер способен увеличить мощность мотора до 20%, и при этом он еще снижает вероятность детонации выхлопных газов.

Особой разницы между турбонаддувом бензиновых и дизельных двигателей почти нет. Отличие лишь в степени наддува. Дизельные двигатели требуют большего давления, и поэтому они оснащены более мощными нагнетателями воздуха. В бензиновых моторах установлены нагнетатели меньшей мощности, потому что при слишком большом давлении в камере сгорания может возникнуть детонация.

Преимущества турбонаддува


«Дармовая» дополнительная мощность. Существует расхожее мнение: наличие добавочной турбины на выхлопном коллекторе мотора порождает добавочную энергию, которая должна вращать точно такую же турбину на впуске, в результате чего выхлопные газы становятся бесплатным источником энергии для нагнетателя.

Однако эта концепция весьма спорная, потому что существует так называемое сопротивление выпуска. Автомобильные конструкторы многие десятилетия добивались снижения этого сопротивления, потому что именно в этом случае повысится мощность двигателя.

Для этого в систему монтируется специальное генерирующее устройство, которое значительно снижает выходное сопротивление. Поэтому было бы неправильным считать работу турбонаддува на дармовой энергии. «Дешевая придаточная энергия» - это будет звучать более точно.

В техническом отношении этот процесс не представляет ничего сложного. Нагнетатель представляет собой устройство, состоящее из двух колес – компрессорного и турбинного. Турбинное колесо захватывает выхлопные газы, приводящие его в движение. В результате начинает вращаться и компрессорное колесо, которое и служит для сжатия воздуха.

Компрессор в обязательном порядке контактирует с системой охлаждения, потому что в процессе действия его температура поднимается довольно высоко. Сила наддува регулируется с помощью перепускного клапана. В случае необходимости он может переводить часть выхлопа мимо турбины, чтобы понизить внутрисистемное давление.

Повышение мощности двигателя без увеличения его объема и массы. Технология турбонаддува позволяет повышать мощность двигателя без увеличения объема цилиндров и их количества. В результате легкие и небольшие по размеру моторы приобретают отличные характеристики, и, кроме этого, сокращается общая масса автомобиля, уменьшаются тормозной путь и время разгона.

Экономичность. Расход топлива у двигателей, оснащенных системой турбонаддува, в разы меньше, нежели расход топлива у мотора такой же мощности с простым атмосферным нагнетанием воздуха. Это объясняется тем, что в цилиндрах с турбонаддувом на один ход поршня тратится намного меньше топлива за счет полного его сгорания. То есть, бедная смесь компенсируется дополнительным напором воздуха, и в результате мощность увеличивается.

Недостатки


Зависимость от оборотов. «Турбояма». Проблема заключается в следующем: нет активного ускорения при разгоне на малых оборотах. Динамика разгона слабая, уступающая даже машинам с атмосферным нагнетанием. А все дело в том, что при малых оборотах энергия выхлопных газов слабая, и, соответственно, турбина нагнетателя тоже вращается слабо, создавая минимальное давление смеси в камере сгорания. То есть, нужный эффект от турбонаддува возникает только при высоких оборотах двигателя.

Кроме этого, есть еще одна проблема: медленность процесса нагнетания воздуха. Действительно, для того, чтобы создать нужное давление на впуске, необходимо некоторое время. Специалисты проводят инженерные исследования в этой области, и уже в какой-то степени удалось уменьшить этот интервал в динамике работы нагнетателя.

Помимо этого, наличие вариатора или автоматической трансмиссии дает возможность машине во время разгона автоматически переключаться на пониженную передачу. За счет этого вредные последствия от инертности нагнетателя ликвидируются.

Сегодня имеются следующие способы решения проблемы инертности турбонаддува:

  • битурбонаддув (двойной наддув);
  • турбина с адаптивной геометрией;
  • комбинированный наддув.
При двойном турбонаддуве применяются две небольшие турбины, которые в совокупности работают намного быстрее, чем одна с номинальным размером. Число цилиндров распределяется между этими турбинами поровну. Аналогом такой системы может быть применение нескольких компрессоров, которые приходят в движение на разных оборотах мотора, каждый в своем режиме.

Турбина с адаптивной геометрией способна изменять размер впускного канала и тем самым регулировать силу потока выхлопных газов, что также повышает эффективность работы системы.

Комбинированный наддув состоит из турбокомпрессора и механического нагнетателя. Нагнетатель создает нужное давление на малых оборотах, но как только обороты возрастают до определенной величины, в работу включается турброкомпрессор.

Высокая температура. Как уже было сказано, сжатие воздуха влечет за собой его нагрев, что отражается на работе мотора не самым лучшим образом. Поэтому зачастую приходится подключать дополнительное охлаждение, и на это уходит часть энергии.

Однако несмотря на перечисленные недостатки, турбонаддув – это отличное средство для повышения мощности и эффективности ДВС, а также его экономичности. Кроме того, многолетний опыт специалистов показывает, что варианты усовершенствования этой системы еще не исчерпаны.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков