Обозначение колесных шин. Маркировка шин – расшифровка скажет многое

Обозначение колесных шин. Маркировка шин – расшифровка скажет многое

Каждый, покупая и устанавливая шины, рассматривал их и обнаруживал множество различных символов. Что они значат и зачем нужны? Полная расшифровка обозначений маркировки на шинах легковых, грузовых и внедорожных авто.

Виды шин по типу автомобиля

В зависимости от типа авто обозначения на шинах могут несколько разнится

Для начала стоит разобраться в подвидах шин. Их бывает несколько:

  • Грузовые. Они могут нести на себе вес загруженной фуры и при этом не лопаться. Отличаются большой шириной и высоким профилем.
  • Шины для внедорожников. Обладают выраженным проектором, позволяющим автомобилю проходить через грязь, болота, пески и снег. Имеют высокий профиль и большую ширину.
  • Для легковых автомобилей. Обычная шина, отличается многообразием возможных параметров от совсем маленьких до поистине гигантских (заводские диски серийных автомобилей порой доходят до радиуса в 22 дюйма!)

Более узкая классификация типов в этом вопросе не имеет необходимости. Маркировки на данных шинах и их расшифровки будут даны ниже.

Индексы скорости (таблица)

Для начала таблица индексов скорости. Они распространяются на все виды шин - от легковых до грузовых.

Буква Максимальная скорость, км/ч
F 80
G 90
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
W 270
Y 300
Z >300

Обозначения надписей, цифр и букв на грузовых

Все типичные элементы маркировки грузовой шины можно увидеть на картинке снизу.

Все маркировки на грузовой шине КАМА

  1. Название компании-производителя.
  2. ALL STEEL - обозначает шину с металлическим кордом в брекере и каркасе. STEEL - только в брекере.
  3. REGROOVABLE - обозначает возможность нарезки протектора.
  4. TUBELESS - бескамерная шина. TUBE TYPE - камерная.
  5. RADIAL - колесо радиального типа. Второй тип (диаметральные) встречается крайне редко.
  6. Размерность колеса.
  7. Заводское наименование шины, данные о марке.
  8. Обозначает максимально возможную нагрузку на колесо.
  9. Скоростная категория. См. таблицу выше.
  10. Индексация давления.
  11. Соответствие постановлениям департамента транспорта США.
  12. Время производства. Первая пара цифр - неделя, остальные - год.
  13. Местонахождение индикации износа.
  14. Предельная нагрузка в фунтах (в скобках - килограммах-силах) при максимально возможном давлении в шинах.
  15. Применённые компоненты в каркасной структуре и брекере. STEEL - сталь.
  16. Показатель норм слойности автошин.
  17. Страна-изготовитель
  18. Дублирует 7-й пункт.
  19. Дублирует 6-й пункт.
  20. Нормативный акт, в соответствии с которым произведено колесо. В России - государственный стандарт или технические условия.
  21. Сертификат соответствия документам из 20 пункта.
  22. Цифровой индекс страны, выдавшей сертификат.

Внедорожные: что означает тот или иной текст

Все обозначения внедорожной шины

  1. Размер колеса. В этом случае - европейский вариант (метрическая система), однако встречается и американский - дюймовый (в формате 31x10,5–15LT как пример). Индекс LT обозначает Light Truck - лёгкий грузовик, что подразумевает усиленную боковину и расчёт на высокую нагрузку. Такой индекс несут почти все внедорожные шины.
  2. Направление вращения и установки (показатель важен для покрышек с асиммметричным рисунком).
  3. MAX LOAD - максимальная нагрузка на одну шину, MAX PRESSURE - предельно допустимое значение давления.
  4. Название фирмы-изготовителя.
  5. Из чего состоит корд и вид его конструкции. PLIES: TREAD - информация о слоях протектора, SIDEWALL - о слоях боковины, PLY 3 - число слоёв боковины.
  6. Различные коды производителя. Сюда входят: стандарт, по которому сертифицировалась шина: DOT - стандарт США, ETRTO - Европы, FCE - ООН (встречаются и другие обозначения), дата выпуска (аналогично грузовым шинам, первая пара цифр - неделя, остальные - год).
  7. Индексация нагрузки и скоростных характеристик.
  8. Вид шины. TUBETYPE - камерная, TUBELESS - бескамерная.
  9. Место изготовления продукта.
  10. Заводское наименование покрышки.
  11. Индикатор предельного износа шины.

Знаки на легковых автомобильных шинах и их расшифровка

Все нужные маркировки можно увидеть на картинке снизу.

Маркировка легковых шин

Цветовые маркировки на резине

На многих покрышках можно увидеть разные цветовые индикаторы. В таблице дано их значение.

Как можно расшифровать дополнительные параметры

Встречаются и некоторые дополнительные значения среди производителей шин, например:

  • Шины типа RunFlat (с усиленной боковиной) у разных производителей обозначаются по-разному. Например, у Kumho и Yokohama - RF, а у Continental - SSR.
  • AllSeason - всесезонная резина;
  • Reinforced - с усиленной боковиной или кордом;
  • Retread - покрышка, которая подлежала восстановлению;
  • XL - повышенная грузоподъёмность;
  • R + W - дорожная и зимняя;
  • FRVX - код, содержащий информацию о номере поставки или бригады рабочих-изготовителей;
  • Символ зонтика или снежинки - сезонность или специфика использования шины. В первом случае дождевая резина, во втором зимняя;
  • Temperature A/B/C - терпимость шины к перегреву, где A - лучший показатель;
  • Цветные полоски по протектору всей шины помогают работникам складов и магазинов быстрее распознавать ту или иную модель нужной покупателю продукции. Для пользователя интереса не представляют и браком не являются.

На каждой шине можно обнаружить множество различных маркировок. Выбирая новые колёса, нужно внимательно на них смотреть! Разобраться во всём их многообразии сложно только на первый взгляд.

Сегодняшний авторынок не страдает недостатком товаров для любой марки автомобиля, исключением не является и шины для «железного коня». Автомобильные покрышки отличаются друг от друга по маркировке, которая зачастую понятна лишь специалистам.

В зависимости от погодных условий и типа автомобиля необходимо выбирать подходящие шины. Если вам интересно, что обозначают символы на боковой стороне колеса и хотите правильно выбирать себе шины без помощи третьих лиц, то запомните следующие обозначения.

У каждого автомобиля существует руководство по эксплуатации. Там вы увидите, как самостоятельно заменить ту или иную деталь, а также найдете рекомендации завода-изготовителя в отношении подходящих шин. Для конкретной марки автомобиля обычно указывают сразу несколько маркировок. Они зависят от времени года, в котором будет эксплуатироваться резина, погодных условий, диаметра и мощности двигателя вашего автомобиля.

Если руководства поблизости нет, а резина нужна здесь и сейчас, то можно прочитать маркировку сбоку на колесе автомобиля. Такая надпись называется типоразмер и имеет следующий вид: 185/65 R15 90 V . Это и есть маркировка автомобильных шин, расшифровка которой выглядит следующим образом:

185 – ширина резины в мм.

65 – высота профиля резины в мм.

R – радиальный корд автошины.

Бытует заблуждение, что R – это радиус резины, но это далеко не так и не стоит ее путать с радиальной конструкцией шины. Кроме радиальной конструкции бывает и диагональная, которая именуется латинской буквой D, но резину с такой маркировкой уже давно сняли с производства, поскольку ее характеристики значительно хуже, чем у радиальной.

15 – диаметр диска в дюймах. Считается этот размер по внутренней стороне шины или наружней стороне диска.

V – обозначает индекс скорости шин. Показывает максимальную скорость, на которую рассчитана шина. Буква V соответствует скорости 240 км/ч. Чтобы посмотреть скорости по другим индексам, необходимо воспользоваться соответствующими таблицами.

90 – индекс нагрузки. Не стоит путать индекс нагрузки с предельно допустимой массой в килограммах. В нашем случае колесо с таким индексом может выдержать до 600 килограмм веса.

Индекс нагрузки указывается в маркировке не на весь автомобиль, а только на одно его колесо. Чтобы рассчитать максимальный вес нагрузки, который выдержит ваш автомобиль, просто умножьте максимально допустимую нагрузку одного колеса на число имеющихся колес в автомобиле. На нашем примере это 600 килограмм (максимальный вес, который выдерживает одна шина)*4 колеса обычного легкового автомобиля. Получается, что предельно допустимая нагрузка 2400 килограмм.

Метки на шинах, выделенные другим цветом

Шины маркируются не только буквенной и числовой аббревиатурой, но и цветными метками. Расшифровка маркировки шин в этом случае следующая:

  • Желтая метка в виде круга или треугольника на боковой части резины обозначает, что тут самое легкое место. При шиномонтаже колеса на диск геометрическую фигуру желтого цвета необходимо совместить с самым тяжелым местом диска. На этом месте обычно расположен ниппель. Совмещение легкого места резины и тяжелого места диска дает возможность поставить грузики с небольшим весом. На бывшей в употреблении резине, такое обозначение теряет свою актуальность, поскольку при износе характеристики резины меняются и метка уже не может отображать реальное положение.
  • Красная точка на боковой части шины обозначает место, где самая большая силовая неоднородность. Появляется она при совмещении нескольких слоев шины в момент ее производства. Различные неоднородности на шине вовсе не означают брак и являются нормой. Однако, красные точки ставятся только на те шины, которые поставляются на новые автомобили.
  • На резине также вы найдете и белый штамп, который обозначает номер инспектора, отвечающего за последний осмотр вашей шины перед выпуском ее в продажу.
  • Цветная полоска на протекторе (рисунке) шины делается только для того, чтобы резину было легко найти на складе. Все автошины, имеющие разные типоразмеры различаются маркировками этого типа. По разноцветным полоскам на колесе, кладовщик на складе может без труда определить, к какой модели и типоразмеру принадлежит та или иная стопка шин.

Дополнительная информация

Всю дополнительную информацию можно посмотреть на боковой части шины в маркировке:

XL или Extra load обозначают усилено-защищенную шину, у которой индекс нагрузки будет выше 3 единиц если сравнивать ее с шинами такого же типоразмера.

M&S или M+S (Mud + Snow) – в переводе грязь и снег или всесезонная резина. Такая резина отлично эксплуатируется в зимнюю пору.

AS или ALL Season – резина, предназначенная, для еды в любое время года.

Обозначение в виде * (снежинка) значит, что резину стоит использовать только зимой.

Если такого значка вы не обнаружили, то резина летняя и использовать ее следует при плюсовой температуре.

Aquacontact, Aquatred, Water, Aqua, Rain или рисунок зонтика на боку шины обозначает, что резина максимально приспособлена к дождливой погоде.

Inside и Outside – шины асимметричные. При установке такой резины необходимо обращать на надписи на обеих сторонах резины. Надпись Inside должна после установки быть с внутренней стороны автомобиля, а сторона с буквенным обозначением Outside – с наружней.

RSC (RunFlat System Component) – резина, на которой можно продолжать движение со скоростью до 80 км/ч при порезе колеса и давлении в шине ноль атмосфер. У каждого производителя есть рекомендации относительно километража, который можно преодолеть на такой резине, обычно это от 50 до 150 километров.

Rotation или стрелка – поможет установить правильное направление для вращения колеса. При установке резины необходимо неукоснительно соблюдать данную рекомендацию.

Tubeless – шина используется без камеры. Если такой надписи вы не обнаружили, то использование шины можно только с камерой.

Строение автомобильных шин легковых автомобилей.

Tube Type – без камеры шину с такой надписью эксплуатировать запрещено.

Max Pressure – обозначает максимальное значение давления в шинах, в кПа.

Max Load – максимальная нагрузка, которую может выдержать одно колесо автомобиля.

Reinforced или RF шина имеет 6 слоев. Буква С в самом конце типоразмера говорит о том, что покрышка грузовая и имеет 8 слоев.

Radial – маркировка автошин используется для определения типоразмера и указывает на радиальную конструкцию.

Steel - металлический корд входит в состав шины.

Е в кружке — шина изготовлена по всем европейским требованиям ЕСЕ (Economic Commission for Europe).

DOT (Department of Transportation)- стандарт качества, утвержденный американцами.

Temperature А, В или С – температурная прочность покрышки при езде на большой скорости, где А лучший показатель, а С – худший.

TWI (Tread Wear Indiration) – указывает на износ протектора на резине. Маркировка автомобильных шин с этим значением иногда имеет стрелу. Нет необходимости искать хаотично указатель по всему колесу, как правило, он расположен в 6 или 8 местах шины по всей ее окружности. Обозначает рисунок минимальную высоту протектора, при достижении которой, резину следует заменить.

Индикатор износа можно увидеть в виде выступа в 1,6 мм. Расположен этот индикатор в углублении протектора.

Дата производства покрышки

Как и любой продукт, шины имеют дату изготовления. Ее можно увидеть в виде 4 цифр, обведенных в овал. К примеру (2014). Первые два числа обозначают неделю, а две вторые – год. У нас это май 2014 года. На дату изготовления важно обращать внимание при покупке резины, которая ранее была в употреблении. Слишком старая шина, даже с небольшим пробегом прослужит вам очень короткое время и уже через 1-2 сезона ее опять придется менять.

Все современные автомобильные шины имеют маркировку, в которой нужно уметь разбираться, чтобы приобрести для своей машины подходящие колеса. В маркировочных знаках заложена информация о параметрах и технических характеристиках покрышек. Сегодня мы расскажем об особенностях маркировки и научим вас выбирать лучшую резину.

1 Требования производителя и основные параметры шин

В мануале (руководстве пользователя по эксплуатации) автомобиля прописаны важные рекомендации производителя транспортного средства по правильному подбору резины. Покупая новые шины, обязательно нужно учитывать тип дисков (легкосплавные или стальные), сезон их эксплуатации (зимние или летние), стандартный заводской размер.

Некоторые водители не придерживаются рекомендаций производителя и приобретают резину, которая не подходит для их марок автомобилей. Такие шины могут понизить удобство эксплуатации транспортного средства, будут быстро изнашиваться и даже способны привести к возникновению на дороге аварийных ситуаций.

Все обозначения на шинах нанесены на их боковины с обеих сторон. Обычно по стандартной маркировке можно получить информацию о типоразмере колес, производителе, индексе скорости и нагрузки, дате изготовления и сезонности эксплуатации. Помимо этого на покрышках могут присутствовать и дополнительные знаки, которые позволяют получить следующую информацию:

  • конструкция шины;
  • материал изготовления боковины;
  • допустимое давление;
  • термостойкость;
  • стандарт качества;
  • направление вращения и т. д.

Только разобравшись в маркировочных обозначениях цифр и букв, можно понять, подойдут ли шины для вашей модели автомобиля.

2 Разбираемся в основных параметрах современной резины

Проще всего найти на шинах информацию об их производителе. Марку бренда указывают крупными буквами на боковине резины, поэтому найти их не составит большого труда. Для своей машины нужно покупать резину только от надежных, проверенных производителей, например, от компаний:

  • Мишлен;
  • Нокиан;
  • Йокогама;
  • Данлоп;
  • Континенталь;
  • Пирелли.

Если на интересующих вас шинах указан малоизвестный производитель, то перед покупкой лучше проконсультироваться с продавцом или поискать отзывы о продукции фирмы в интернете.

Вторая важная характеристика, которую нужно найти на колесах – размерность шин. Выделяют 4 параметра, описывающих размер изделия:

Типоразмер обычно маркируют следующим образом: 185/65R15, где:

185 – ширина в мм;

65 – процентное соотношение высоты профиля и ширины, то есть: 185/100х65% = 120,25 мм;

R – радиальный тип конструкции (если в маркировке указана буква "D", то тип конструкции – диагональный);

15 – посадочный диаметр в дюймах.

Следующее обозначение в маркировке описывает скоростной индекс – допустимую скорость автомобиля, при которой шины гарантируют качественное сцепление с дорогой. Производители обычно завышают предельно допустимую скорость, поэтому настоятельно не рекомендуется разгонять автомобиль до максимальных скоростей. На рынке можно встретить автомобильные шины с латинскими буквами:

  • L – 120 км/ч;
  • M – 130;
  • N – 140;
  • P – 150;
  • Q – 160;
  • R – 170;
  • S – 180;
  • T – 190;
  • H – 210;
  • V – 240;
  • W – 270;
  • Y – 300.

На шинах для спортивных и скоростных автомобилей может использоваться специальная маркировка – индекс ZR, означающий, что резину можно использовать в критических условиях и при высоких скоростях – более 240 км/ч.

Следующий важный параметр – индекс нагрузки, описывающий максимально допустимую весовую нагрузку на каждое колесо в кг. Нужно учитывать, что вес авто разделяется между осями неравномерно, поэтому подобрать колеса за счет простого деления веса машины на 4 не удастся. Для определения шин с подходящим индексом нагрузки нужно отнять от массы легкового автомобиля 20% (30% от массы внедорожника) и только после этого разделять полученную цифру на 4.

Индекс нагрузки указывают на резине двумя цифрами. Означают цифры максимальную нагрузку на каждое колесо, к примеру:

  • 80 – до 450 кг;
  • 85 – до 515 кг;
  • 95 – до 690 кг и т. д.
  • Чем выше значение индекса, тем более толстым и грубым будет каркас шины, и тем худшими амортизационными качествами она будет обладать.

    3 Классификация шин по сезону эксплуатации

    По сезону эксплуатации все покрышки разделяют на три категории:

    • всесезонные;
    • зимние;
    • летние.

    Резина для использования в теплое время года обычно не имеет специальных знаков и обозначений. Ее легко отличить от других типов визуально по продольным канавкам протектора, которые предназначены для отвода воды. Летняя резина достаточно жесткая, она не имеет микрорисунка, отличается износостойкостью и может обеспечивать максимально качественное сцепление колес с дорогой при положительных температурах.

    Зимние шины маркируются или надписью "Winter", или рисунком снежинки. Они намного мягче летней резины, имеют высокий протектор со специальным микрорисунком. Наличие пиктограммы снежинки в маркировке – гарантия возможности безопасной эксплуатации автомобиля с такими шинами при самых сильных морозах.

    Иногда на автомобильных шинах можно увидеть маркировку в виде букв "M+S" или "M S". Некоторые автовладельцы ошибочно принимают такую маркировку за обозначение зимних шин. В действительности эти буквы указывают на возможность эксплуатации шин в особых условиях. Буквы M S на резине расшифровываются, как "Mud + Snow", то есть "грязь + снег". Такая маркировка может присутствовать на любых шинах (летних и зимних), и означает она, что резину можно безопасно эксплуатировать при езде по бездорожью, по дорогам, покрытым грязью и снегом.

    Если вы видите надпись "Winter" или изображение снежинки на протекторе колеса, то перед вами зимние покрышки

    На рынке представлены и универсальные шины, которые можно эксплуатировать зимой и летом. Всесезонные покрышки могут иметь различные обозначения, которые позволяют получить информацию о возможных условиях эксплуатации этой резины. Чаще всего встречаются изделия со следующими аббревиатурами:

    • "AW" – всесезонная резина для любой погоды (Any Weather);
    • "RW" – всесезонные для холодных областей (Road Winter);
    • "AS" – всесезонная (All Season).

    Всесезонная резина может иметь и дополнительные обозначения, расшифровка которых позволит понять, что ее можно использовать при сильных дождях. Дождевые покрышки могут иметь надписи "Water", "Aqua", "Aquacontact" или рисунок зонта. Они обладают возможностью отводить воду из плоскости, в которой происходит контакт машины с дорогой, что снижает до минимума вероятность аквапланирования.

    Всесезонные шины, несмотря на все их достоинства, невозможно безопасно эксплуатировать в экстремальных погодных условиях, например, при сильных морозах.

    4 Какие еще обозначения можно встретить на современной резине?

    Современный рынок предлагает водителям широчайший ассортимент автомобильных шин, на которых встречаются и другие, менее распространенные или важные обозначения. Надпись "Max Pressure", сопровождаемая цифровым значением, описывает допустимое давление в покрышке.

    Надпись "Rotation" с указующей стрелкой означает, что колесо имеет направленную конструкцию. Шину следует устанавливать таким образом, чтобы стрелка указывала на направление движения. Индекс термостойкости описывается обозначением "Temperature" с цифрами A, B или С. A – максимально возможный индекс.

    Надпись "Tubeless" встречается на бескамерных шинах, а словами "Tube Type" обозначают покрышки, предназначенные для применения с камерами. Буквами "RSC" маркируется специальная резина, позволяющая продолжать движение на автомобиле даже при повреждении покрышки – порезе или проколе. При спущенном колесе на такой шине можно проехать до 100 км.

    Аббревиатура "TWI" указывает, что в канавке протектора располагается специальный маяк, выполняющий функцию индикатора износа резины. Буквы "PR" означают прочность каркаса покрышки, описываемую количеством слоев резины.

    5 Что означают цветные линии и круги на шинах?

    Автовладельцы сегодня встречают на колесах не только цифровые и буквенные обозначения, но также различные цветовые маркеры. Цветные круги на боковине резины описывают ее индивидуальные конструктивные особенности:

    • зеленый круг – шины, предназначенные для установки на авто на заводе;
    • красный – тяжелый участок покрышки;
    • желтый – легкий участок покрышки.

    Желтые и красные круги встречаются только на покрышках с камерами. Покрышку ставят так, чтобы самая легкая зона резины прилегала к соску. Благодаря этому достигается идеальный баланс колеса при его вращении. Иногда на шинах встречаются специальные маркеры, представляющие собой цифры в белых геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг и т. д.). Такие обозначения свидетельствуют о прохождении шиной специального контроля качества и указывают на конкретного человека, выполнявшего проверку и ответственного за нее.

    Многие современные шины имеют разноцветные полоски на рабочей стороне. Для владельцев машины эти маркеры не имеют никакого значения. Они нужны для того, чтобы в хранилищах можно было без труда идентифицировать изделие и отличить его от аналогов. Работникам складов сложно определять размер и другие характеристики каждой шины, если в помещении их тысячи, а если ориентироваться на цвет полос, можно быстро определить класс колеса, его размер и получить другие сведения.

    X Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

    Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:

    • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
    • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
    • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

    И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ROADGID S6 Pro, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!

    Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.

    Здравствуйте, дорогие друзья! С моей последней публикации прошло чуть меньше месяца, все это время я расширял свой кругозор касаемо автомобильной тематики и поверьте, узнал много нового! Впереди вас ждут увлекательные, но в первую очередь полезные тексты, написанные простым и доступным языком. Мы будем говорить на самые разные темы и можете не сомневаться, все они будут определенно интересны любому водителю! Сегодня, я разложу по полочкам всю информацию касаемо колесной резины, благодаря которой, по большому счету и возможно движение транспортного средства. Конечно, особое внимание достанется процедуре под названием – расшифровка маркировки шин.

    Уверен многие из вас тут же спросят: «Зачем мне все это, ведь всегда в момент замешательства может подсказать продавец-консультант?». Вполне логичный вопрос, но тут нужно понимать, что в мире существует огромное количество производителей и все они выпускают разные по своим техническим особенностям шины. Их разнообразие не вместится ни в одну даже самую умную голову, что уж там консультант. Более того, львиная доля из всей подобной продукции непригодна для эксплуатации в условиях нашей страны. Поэтому, чтобы не купить «фуфло», доверяться подсказкам не стоит, лучше самому научиться расшифровывать заводскую маркировку.

    Классификация автомобильных шин

    В принципе, расшифровка маркировки шин автомобиля – процесс несложный, но как вы сами понимаете, для того чтобы его осуществить потребуется запомнить некоторые вещи. Разумеется, обязательно нужно знать на какие виды подразделяется та самая резина. Существует несколько групп автомобильных шин, различных по своим техническим характеристикам.

    • Автопокрышки для легковых автомобилей – предназначаются исключительно для транспортных средств небольшой массы, так как в их производстве применяется полимерный корт.
    • Летние шины – созданы для эксплуатации по асфальтированному дорожному покрытию исключительно при положительной температуре окружающего воздуха.
    • Зимние шины – используются при гололеде и на заснеженных дорогах, они способны вернуть нормальный уровень сцепление резины со скользким покрытием.
    • Всесезонные шины (All Season) – это такой себе микс из предыдущих двух вариантов, в условиях умеренного климата могут эксплуатироваться круглый год, что и символизирует маркировка AS.
    • Автопокрышки для внедорожников – также могут использоваться на протяжении 12 месяцев абсолютно на любом дорожном покрытии как твердом, так и мягком благодаря повышенной проходимости.
    • Автопокрышки для спецтехники – каждая модель такой резины индивидуальна (то есть направлена на конкретную сферу эксплуатации). Например, шины для грузовых авто, которые не только транспортируют тяжелые грузы, но и делают это с довольно высокой скоростью (а что расстояние из точки А в точку Б иногда исчисляется сотнями километров), разработаны с учетом специфики их рабочей деятельности.

    Вид покрышки, это лишь малая часть от той информации, которую может нам рассказать маркировка шин. Распознать ее несложно, в основном – это простые и понятные изображения. На территории нашей страны особо популярны шины с пометкой «M+S» (грязь+снег). Однако, установить полное представление об свойствах конкретной модели возможно только после полного прочтения этого заводского шифра. Этим мы и будем заниматься в дальнейшем, поэтому сконцентрируйтесь и приготовьтесь к самому интересному!

    Несекретный код от производителя

    Рядовой автолюбитель, как и тот, кто следит за последними веяниями моды при выборе покрышек, ключевое значение отдает бренду. И это в какой-то мере правильно, но есть несколько нюансов, которые крайне важно учитывать. Смотрите, на данный момент в тренде более дюжины производителей со всех уголков Земли.

    • Hankook и Marshal – Южная Корея.
    • Avon и Dunlop – Великобритания.
    • «Континенталь» и «Пнеумант» – Германия.
    • Mastercraft и Cooper – США.
    • «Бриджстоун» и Yokohama – Япония.
    • «Дебика» и «Дипломат» – Польша.
    • Nokian – Финляндия.
    • Pirelli и Marangoni – Италия.
    • Michelin и Cleber – Франция.
    • «Кама» и «Амтел» – Россия.

    Казалось бы – все просто и понятно, но это далеко не так. Дело в том, что львиная доля все перечисленных компаний имеет свое производство в других странах. Продукция, выпущенная в таких заводах, хоть имеет оригинальный логотип торговой марки, может существенно отличаться от оригинала. Так, например, французский и таиландский Michelin – это как говорят в Одессе, две разные вещи. И странного здесь мало, ведь обе страны отличаются между собой не только климатической зоной, но и инфраструктурой. Но, как бы там ни было, именно от фирмы изготовителя зависит итоговое качество продукции, поэтому советую запомнить самые авторитетные из них. Непосредственно на резине всегда присутствует полное название производителя, так что разобраться несложно. Что касается страны, ищите знакомые made in.

    Протектор и модели автопокрышек

    Опытные же автомобилисты рекомендуют в первую очередь обращать внимание на тип протектора и модель шины. Все существующие протекторы можно разделить на два вида: с рисунком, который влияет на многие факторы взаимодействия резины с дорожным покрытием (каждый тип покрышки имеет свой узор, помогающий установить лучшее ее сцепление в различных эксплуатационных условиях), и без рисунка – так называемые слики. Последние имеют особенную структуру благодаря чему, отлично держат машину на сухом, а главное – ровном дорожном покрытии, реально найти и модели для дождевой погоды.

    Как бы там ни было, огромный ассортимент протекторов, разделяет все известные автопокрышки на несколько категорий:

    • Универсальные;
    • Вседорожные;
    • Городские;
    • Дорожные;
    • Спортивные;
    • Полуспортивные.

    Все они имеют свои конструктивные особенности и пригодны для использования в определенных условиях. Найти соответствующую маркировку, по которой можно понять тип достаточно сложно, а иногда и вовсе невозможно. Соответственно, различают их непосредственно по рельефу протектора.

    Индексы автопокрышек

    В характеристики любой автопокрышки имеется три индекса, которые несут информацию о максимальной скорости, грузоподъемности и конструкции конкретной модели. Индекс скорости, как вы уже, наверное, поняли символизирует максимальное ее допустимое значение. Самый низкий показатель в 40 км/ч маркируется латинской буквой A, самый высокий (свыше 300 км/ч) – Z. Таблица, расположенная выше, продемонстрирует все обозначения под любую скорость.

    Индекс нагрузи представляет из себя двух, а иногда и трехзначное число, которое указывает на порог допустимой грузоподъемности при максимальном уровне давления воздуха внутри шины. Самое низкое значение обозначается цифрой 50 (190 кг), потолок – 100 (800 кг). Обратите внимание, что производитель может указывать вместо шифра непосредственно само значение. В таком случае нужно быть готовым увидеть примерно такие надписи: Max Load 220 KG или же Max Load 450 LBS (для английских фунтов). В общем, как и в предыдущем случае, полную картину в вопросе индекса нагрузки покажет таблица.

    Максимально допустимое давление в шинах также немаловажный показатель, его завод указывает на боковой поверхности автопокрышки в фунтах (psi) или Килопаскалях (kpa) на один квадратный дюйм. Учтите – все значения указываются для резины в холодном состоянии, выглядит такая маркировка примерно так: 300 kpa cold. Разумеется, пренебрежение этих требований может привести к плачевным последствиям, поэтому выбирайте модели с небольшим запасом как скорости и нагрузки, так допустимого давления в шинах.

    Индекс конструкции, помогает производителю донести до потребителя технологию производства конкретной модели автопокрышек. У нас чаще всего встречаются радиальные шины (неравновесная конструкция), маркирующиеся буквой R, они довольно эластичны и обладают большой грузоподъемностью. Автопокрышки с диагональной (нить располагается под углом в 30-40 градусов) конструкцией, обозначаются вот такими символами <<–>>. Что означает – равновесная конструкция шины.

    Размер и еще одна разновидность автомобильных шин

    Все мы, причем как опытные, так и неопытные автомобилисты, отправляемся за покупкой автошин определенных габаритов. Больше всего нас беспокоит, конечно же диаметр, но немаловажное значение имеют и другие значение. Итак, чтобы было понятней, возьмем для примера вот такой вот шифр с автопокрышки моей машины – 205/60 R14 94 H XL. Расшифровка размеров выглядит примерно так:

    • Ширина автопокрышки – 205 мм;
    • Пропорциональность – 60%;
    • R – индекс конструкции, в данном случае мы имеем дело с радиальным кордом;
    • Диаметр шины – 14 дюймов;
    • H – индекс скорости;
    • Индекс нагрузки – 94

    Существует еще и вариант обозначения типа вот такого 31Х10.5 R14, так сказать – на американский лад, разберем и его.

    • Диаметр внешнего кольца автошины – 31 дюйм;
    • Ширина шины – 10.5 дюйма;
    • R – индекс конструкции;
    • Диаметр внутреннего кольца покрышки – 14

    Как видим все достаточно просто: берем и читаем! Однако, мало кто знает об еще одной характеристике абсолютно всех автомобильных покрышек. Вернее, знать, то знает, наверное каждый, но догадаться, что данное свойство указанно прямо на шине смогут единицы. И то не без подсказки. Итак, как же маркируются камерная и бескамерная резина?

    • Tube Type (TT) – шины, использующиеся в паре с камерой.
    • Tubeless (TL) – бескамерные модели.

    Конечно, использовать покрышку марки TL в тандеме с камерой можно, но в таком случае нужно учитывать некоторые нюансы. Так, эксперты утверждают, что в такой модификации внутренняя полость шины не рассчитана на плотный контакт с камерой, чего как вы сами понимаете не избежать, отсюда и данный побочный эффект.

    Дополнительная маркировка

    И это еще не все, плюс ко всему написанному на теле автопокрышки можно найти еще много полезной информации. Здесь даже можно найти ее год выпуска, обычно он обозначается тремя или четырьмя цифрами, занесенными в овал. Также на большинствах моделях будет присутствовать значение, которое подсказывает на какие диски монтировать резину, на передние или задние. Вот еще несколько подобных обозначений:

    • Rear Wheel – шина предназначена для использования на заднем мосту.
    • Rotation или обычная фигурная стрелка – говорит о направлении, в котором нужно установить покрышку.
    • Tread: 2PL – Rayon: 2PL Steel – производитель говорит о высоком качестве своей продукции.

    В общем, примерно так и выглядит картина, касательно расшифровки заводской маркировки собственными силами. Мы с вами прошлись практически по каждой букве и цифре, которые могут присутствовать не теле автопокрышки. Для тех же, кого интересует аналогичная процедура в отношении ободов, смотрите видео, там происходит самая настоящая расшифровка дисков. На этом у меня все, преблагодарен вам за уделенное мне внимание. Надеюсь, я был полезен. Настоятельно рекомендую пристально следить за обновлениями блога, ведь впереди много чего интересного, тут не грех и друзей пригласить! Поклоняюсь и удаляюсь, всего доброго!

    ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

    Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.

    Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
    В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
    радиальные
    диагональные
    В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.

    1. Бортовое проволочное кольцо
    2. Боковина
    3. Продольная канавка протектора
    4. Плечевая часть протектора
    5. Центральное ребро протектора
    6. Протектор
    7. Нейлоновый слой брекера
    8. 2-й слой стального брекера
    9. 1-й слой стального брекера
    10. 2-й слой текстильного каркаса
    11. 1-й слой текстильного каркаса
    12. Бортовая лента
    13. Пятка борта
    14. Основание борта
    15. Носок борта
    16. Наполнительный шнур
    17. Герметизирующий слой
    18. Подканавочный слой протектора

    Покрышка имеет следующие составные части:
    - каркас - главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
    - брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
    - протектор - наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
    - боковина - слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
    - борт покрышки - жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
    В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
    Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.

    Об­щие све­де­ния

    Ши­ны по ис­пол­не­нию мо­гут быть ка­мер­ные и бес­ка­мер­ные, а по кон­ст­рук­ции ра­ди­аль­ные и ди­а­го­наль­ные. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния и ус­ло­вий экс­плу­а­та­ции ши­ны под­раз­де­ля­ют­ся на:
    до­рож­ные (в оби­хо­де на­зы­ва­е­мые лет­ни­ми), пред­на­зна­че­ны для при­ме­не­ния при по­ло­жи­тель­ных тем­пе­ра­ту­рах на шос­сей­ных до­ро­гах. Ши­ны это­го ти­па обес­пе­чи­ва­ют наи­луч­шее сце­п­ле­ние с су­хой и мок­рой до­ро­гой, об­ла­да­ют ма­к­си­маль­ной из­но­со­стой­ко­стью и наи­луч­шим об­ра­зом при­спо­соб­ле­ны для ско­ро­ст­ной ез­ды. Для дви­же­ния по грун­то­вым до­ро­гам (осо­бен­но мок­рым) и зи­мой они ма­ло­при­год­ны.
    зим­ние , ис­поль­зу­е­мые на об­ле­де­не­лых и за­сне­жен­ных до­ро­гах, сцеп­ные ка­че­ст­ва по­кры­тия ко­то­рых мо­гут из­ме­нять­ся в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции, от ми­ни­маль­ных (глад­кий лед или ка­ша из сне­га и во­ды) до не­боль­ших (ука­тан­ный снег на мо­ро­зе). Они об­ла­да­ют не­пло­хи­ми до­рож­ны­ми свой­ст­ва­ми, не­сколь­ко ус­ту­пая лет­ней “ре­зи­не”. Мно­гие зим­ние ши­ны по­з­во­ля­ют ус­та­на­в­ли­вать ши­пы про­ти­во­сколь­же­ния или име­ют их.
    все­се­зон­ные яв­ля­ют­ся ком­про­мисс­ным ва­ри­ан­том ме­ж­ду лет­ни­ми и зим­ни­ми ши­на­ми, по­э­то­му ус­ту­па­ют по обес­пе­че­нию сце­п­ле­ния и пер­вым и вто­рым в со­от­вет­ст­ву­ю­щих се­зо­ну ус­ло­ви­ях. Они по­з­во­ля­ют круг­ло­го­дич­но экс­плу­а­ти­ро­вать ав­то­мо­биль на од­ном ком­п­ле­к­те шин.
    уни­вер­саль­ные об­ла­да­ют свой­ст­ва­ми, по­з­во­ля­ю­щи­ми экс­плу­а­ти­ро­вать их как на шос­сей­ных, так и на грун­то­вых до­ро­гах. Их це­ле­со­об­раз­но при­ме­нять для все­до­рож­ни­ков, ко­то­рые со­вер­ша­ют при­мер­но рав­ные про­бе­ги по шос­се и до­ро­гам. Чет­кую гра­ни­цу ме­ж­ду ни­ми и все­се­зон­ны­ми ши­на­ми про­ве­с­ти бы­ва­ет до­воль­но тру­д­но.
    по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти рас­счи­та­ны для без­до­ро­жья и мяг­ких грун­тов. Ис­поль­зо­вать та­кие ши­ны же­ла­тель­но толь­ко при ред­ком дви­же­нии по шос­се. В про­тив­ном слу­чае они бу­дут бы­ст­рее из­на­ши­вать­ся и со­з­да­вать вы­со­кий уро­вень шу­ма.

    Ос­нов­ные раз­ме­ры шин:

    по­са­доч­ный диа­метр (d) на обод ко­ле­са, обо­зна­ча­ет­ся в дюй­мах;
    ши­ри­на про­фи­ля (s) смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки, обо­зна­ча­ет­ся в мил­ли­мет­рах или дюй­мах. Этот раз­мер дол­жен со­от­вет­ст­во­вать по­са­доч­ной ши­ри­не обо­да (табл. 1, 2, 3);
    се­рия (h) - от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах. Ес­ли се­рия от­сут­ст­ву­ет в мар­ки­ров­ке, зна­чит, это от­но­ше­ние 80% или бо­лее;
    на­руж­ный диа­метр (D ) - диа­метр смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки. Указывается в каталогах;
    вы­со­та про­фи­ля (H) - раз­ни­ца ме­ж­ду на­руж­ным и по­са­доч­ным диа­мет­ра­ми. В обо­зна­че­нии шин не при­во­дит­ся.







    Ри­сун­ки про­те­к­то­ра шин:

    не­на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото а) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но ра­ди­аль­ной пло­с­ко­сти ко­ле­са, про­хо­дя­щей че­рез его ось вра­ще­ния. Яв­ля­ет­ся наи­бо­лее уни­вер­саль­ным, по­э­то­му боль­шая часть шин вы­пу­с­ка­ет­ся с та­ким ри­сун­ком;
    на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото б) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но пло­с­ко­сти, про­хо­дя­щей че­рез се­ре­ди­ну про­те­к­то­ра. Он об­ла­да­ет улуч­шен­ной спо­соб­но­стью от­во­да во­ды из пят­на кон­та­к­та с до­ро­гой и по­ни­жен­ной шум­но­стью;
    асим­мет­рич­ный ри­су­нок (фото в) - не сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но цен­т­раль­ной пло­с­ко­сти вра­ще­ния ко­ле­са. Его ис­поль­зу­ют для ре­а­ли­за­ции раз­ных свойств в од­ной ши­не. На­при­мер, на­руж­ная сто­ро­на ши­ны луч­ше ра­бо­та­ет на су­хой до­ро­ге, а вну­т­рен­няя - на мок­рой.



    Обозначения шин:

    Со­дер­жит ин­фор­ма­цию о раз­ме­рах, кон­ст­рук­ции ши­ны, ин­де­к­сах ско­ро­сти и гру­зо­подъ­ем­но­сти. В со­от­вет­ст­вии с дей­ст­ву­ю­щи­ми стан­дар­та­ми обо­зна­че­ние размеров мо­жет быть мил­ли­мет­ро­вым, дюй­мо­вым или сме­шан­ным.
    1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
    2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
    3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
    4 - товарный знак завода-изготовителя;
    5 - ширина профиля;
    6 - серия;
    7, 15 - обозначение радиальной шины;
    8 - обозначение бескамерной шины;
    9 - посадочный диаметр;
    10 - индекс грузоподъемности;
    11 - индекс скорости;
    12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
    13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
    14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
    16 - наименование модели.

    При­ме­ры обо­зна­че­ния шин по ГОСТ 4754-97:
    1) 185/70R14
    2) 215/90-15С
    3) 5,90-13С
    Циф­ры и бу­к­вы оз­на­ча­ют:
    185; 215; 5,90 - ши­ри­на про­фи­ля в мм или дюй­мах;
    70; 90 - се­рия (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах;
    R - обо­зна­че­ние ра­ди­аль­ной ши­ны (в обо­зна­че­нии ди­а­го­наль­ной ши­ны бу­к­ву “D” не ука­зы­ва­ют);
    14; 15; 13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах;
    С - ин­декс, обо­зна­ча­ю­щий, что по­крыш­ка пред­на­зна­че­на для лег­ких гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей и ав­то­бу­сов осо­бо ма­лой вме­сти­мо­сти.

    В об­ра­ще­нии встречаются ши­ны с ины­ми обо­зна­че­ни­я­ми, на­при­мер:
    1) 6,15-13/155-13
    6,15 и 155 - ши­ри­на про­фи­ля в дюй­мах и мил­ли­мет­рах;
    13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах.
    Бу­к­вы R нет, зна­чит ши­на ди­а­го­наль­ная. По­с­коль­ку не ука­за­но зна­че­ние вы­со­ты про­фи­ля, оно пре­вы­ша­ет 80%.
    2) 31х10,5R15 (для шин все­до­рож­ни­ков, все раз­ме­ры в дюй­мах)
    31 - на­руж­ный диа­метр;
    10,5 - ши­ри­на про­фи­ля;
    R - ра­ди­аль­ная ши­на;
    15 - по­са­доч­ный диа­метр.



    Мар­ки­ров­ка шин оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва

    В со­от­вет­ст­вии с ГОСТ 4754-97 на по­крыш­ку на­но­сят­ся сле­ду­ю­щие обя­за­тель­ные над­пи­си:
    то­вар­ный знак и (или) на­име­но­ва­ние из­го­то­ви­те­ля;
    на­и­ме­но­ва­ние стра­ны - из­го­то­ви­те­ля на ан­г­лий­ском язы­ке - “Made in…”;
    обо­зна­че­ние ши­ны;
    тор­го­вая мар­ка (мо­дель ши­ны);
    ин­декс не­су­щей спо­соб­но­сти (гру­зо­подъ­ем­но­сти);
    ин­декс ка­те­го­рии ско­ро­сти (табл.4);
    “Tubeless” - для бес­ка­мер­ных шин;
    “Reinforced” - для уси­лен­ных шин;
    “M+S” или “M.S” - для зим­них шин;
    “All seasons” - для все­се­зон­ных шин;
    да­ту из­го­то­в­ле­ния, со­сто­я­щую из трех цифр, пер­вые две обо­зна­ча­ют не­де­лю из­го­то­в­ле­ния, по­с­лед­няя - год;
    “PSI” - ин­декс да­в­ле­ния от 20 до 85 (толь­ко для шин с ин­де­к­сом “С”);
    “Regroovable” - в слу­чае воз­мож­но­сти уг­луб­ле­ния ри­сун­ка про­те­к­то­ра ме­то­дом на­рез­ки;
    знак офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния “E” с ука­за­ни­ем но­ме­ров офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния и стра­ны, вы­дав­шей сер­ти­фи­кат;
    “ГОСТ 4754”;
    на­ци­о­наль­ный знак со­от­вет­ст­вия ГО­С­Ту (до­пу­с­ка­ет­ся на­но­сить толь­ко в со­про­во­ди­тель­ной до­ку­мен­та­ции);
    по­ряд­ко­вый но­мер ши­ны;
    знак на­пра­в­ле­ния вра­ще­ния (в слу­чае на­пра­в­лен­но­го ри­сун­ка про­те­к­то­ра);
    “TWI” - место рас­по­ло­же­ния ин­ди­ка­то­ров из­но­са;
    ба­лан­си­ро­воч­ная мет­ка (кро­ме шин 6,50-16С и 215/90-15С, по­ста­в­ля­е­мых в экс­плу­а­та­цию);
    штамп тех­ни­че­ско­го кон­т­ро­ля.

    Мар­ки­ров­ка зарубежных шин

    На них мо­гут быть не­ко­то­рые дру­гие обо­зна­че­ния:
    “Тous terrain” - все­се­зон­ная;
    “R+W” (Road + Winter) - до­рож­ная + зим­няя (универсальная);
    “Retread” - вос­ста­но­в­лен­ная;
    “Inside” - вну­т­рен­няя сто­ро­на;
    “Outside” - на­руж­ная сто­ро­на;
    “Rotation” - на­пра­в­ле­ние вра­ще­ния (для шин с на­пра­в­лен­ным ри­сун­ком);
    “Side facing inwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная внутрь;
    “Side facing outwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная на­ру­жу (для асим­мет­рич­ных шин);
    “Steel” - обо­зна­че­ние на­ли­чия ме­тал­ло­кор­да;
    “TL” - бес­ка­мер­ная ши­на;
    “ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - ка­мер­ная ши­на.

    Ре­ко­мен­да­ции

    Же­ла­тель­но, что­бы все ши­ны, ус­та­но­в­лен­ные на ав­то­мо­биль, бы­ли не толь­ко од­но­го раз­ме­ра и кон­ст­рук­ции, но и од­ной мо­де­ли и по воз­мож­но­сти од­но­го про­из­во­ди­те­ля. Не­с­мо­т­ря на внеш­нее сход­ст­во не­ко­то­рых ри­сун­ков про­те­к­то­ра, ка­ж­дая мо­дель шин об­ла­да­ет ком­п­ле­к­сом свойств, при­су­щих толь­ко ей. При ус­та­нов­ке на раз­ные оси ав­то­мо­би­ля шин с от­ли­ча­ю­щим­ся, хо­тя и очень по­хо­жим ри­сун­ком (это до­пу­с­ка­ет­ся Пра­ви­ла­ми до­рож­но­го дви­же­ния), сцеп­ные свой­ст­ва не­из­беж­но бу­дут от­ли­чать­ся, что мо­жет па­губ­но ска­зать­ся на уп­ра­в­ля­е­мо­сти в кри­ти­че­ских си­ту­а­ци­ях. В слу­чае вы­ну­ж­ден­ной ус­та­нов­ки не оди­на­ко­вых шин не­об­хо­ди­мо по воз­мож­но­сти из­бе­гать сле­ду­ю­щих со­че­та­ний:
    низ­ко­про­филь­ная “ре­зи­на” впе­ре­ди и вы­со­ко­про­филь­ная сза­ди;
    на ве­ду­щей оси пе­ред­не­при­вод­но­го ав­то­мо­би­ля ус­та­но­в­ле­ны ши­по­ван­ные ши­ны , а сза­ди без ши­пов ;
    впе­ре­ди ус­та­но­в­ле­ны но­вые ши­ны, а сза­ди пол­но­стью из­но­шен­ные или на­обо­рот и т.д.
    Осо­бен­но опас­ны два по­с­лед­них ва­ри­ан­та, так как на влаж­ном или об­ле­де­не­лом ас­фаль­те сце­п­ле­ние зад­них шин с до­ро­гой зна­чи­тель­но сни­жа­ет­ся, что мо­жет при­ве­с­ти к за­но­су и ДТП.
    Все ши­ны, да­же в пре­де­лах од­но­го ти­па, раз­ли­ча­ют­ся по хи­ми­че­ско­му со­ста­ву ре­зи­ны, вну­т­рен­ней кон­ст­рук­ции и ри­сун­ку про­те­к­то­ра. Это свя­за­но с тем, что сде­лать “иде­аль­ную” ши­ну, ко­то­рая бы обес­пе­чи­ва­ла ма­к­си­маль­ную ре­а­ли­за­цию ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля при всех до­рож­ных ус­ло­ви­ях, не­воз­мож­но. По­э­то­му про­из­во­ди­те­ли вы­пу­с­ка­ют ши­ны:
    с оп­ре­де­лен­ной спе­ци­а­ли­за­ци­ей, ко­гда наи­бо­лее раз­ви­ты од­но (или два) свой­ст­ва (как пра­ви­ло, в не­боль­шой ущерб дру­гим). На­при­мер, ши­на для ком­форт­но­го дви­же­ния по шос­се, об­ла­дая низ­кой шум­но­стью и хо­ро­шей плав­но­стью хо­да, мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шую ус­той­чи­вость и уп­ра­в­ля­е­мость на вы­со­ких ско­ро­стях. Или ши­на име­ет по­вы­шен­ный ре­сурс и обес­пе­чи­ва­ет сни­же­ние рас­хо­да то­п­ли­ва (по срав­не­нию с дру­ги­ми мо­де­ля­ми) за счет низ­ко­го со­про­ти­в­ле­ния ка­че­нию, но мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шей ком­форт­но­сти, ус­той­чи­во­сти и уп­ра­в­ля­е­мо­сти. Как пра­ви­ло, все круп­ные про­из­во­ди­те­ли (к со­жа­ле­нию, по­ка в ос­нов­ном за­ру­беж­ные) ука­зы­ва­ют в ре­к­лам­ных про­спе­к­тах, ка­ки­ми имен­но наи­луч­ши­ми свой­ст­ва­ми об­ла­да­ет дан­ная мо­дель ши­ны. Прав­да, при этом умал­чи­ва­ют, ка­ки­ми свой­ст­ва­ми “по­жер­т­во­ва­ли”;
    с ус­ред­нен­ны­ми, при­мер­но оди­на­ко­вы­ми по ве­ли­чи­не, свой­ст­ва­ми, для обес­пе­че­ния при­е­м­ле­мой ре­а­ли­за­ции ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля в ши­ро­ком ди­а­па­зо­не до­рож­ных ус­ло­вий.
    По­э­то­му пе­ред вы­бо­ром шин не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить:
    ка­кие свой­ст­ва шин, по­ми­мо на­деж­но­го сце­п­ле­ния, вам наи­бо­лее важ­ны - “спор­тив­ность”, ком­форт­ность, эко­но­мич­ность и т.п.
    ус­ло­вия, в ко­то­рых бу­дет боль­шее вре­мя экс­плу­а­ти­ро­вать­ся ав­то­мо­биль;
    ма­к­си­маль­ные гру­зо­подъ­ем­ность и ско­рость, га­ба­рит­ные раз­ме­ры ши­ны, ко­то­рые долж­ны со­от­вет­ст­во­вать ав­то­мо­би­лю.
    При пе­ре­хо­де на дру­гую раз­мер­ность же­ла­тель­но, что­бы не из­ме­нил­ся на­руж­ный диа­метр ши­ны, ко­то­рый мож­но рас­счи­тать по фор­му­ле: D = 25,4d+2sh,
    где d - по­са­доч­ный диа­метр ко­ле­са (дюй­мы), s - ши­ри­на про­фи­ля ши­ны (мм), h - серия шины (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля ши­ны к ее ши­ри­не в %). Рекомендуемые ва­ри­ан­ты за­ме­ны при­ве­де­ны в табл. 5.
    Не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что экс­плу­а­та­ция шин на пре­дель­ных ско­ро­стях и на­груз­ке зна­чи­тель­но сни­жа­ет их ре­сурс.



    Тонкости шинной МАРКИРОВКИ

    Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
    От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
    Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
    Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
    Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:

    Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.

    Маркировка Что означает Примечание
    All season или Tous terrain Всесезонная
    R+W (Road+winter) Дорожная +зимняя (всесезонная)
    M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) Грязь и снег
    XL (extra load) Повышенной грузоподъемности Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности
    R или Radial Радиальная конструкция шины
    Reinforced Усиленная
    Retread Восстановленная
    Regroovable Возможна нарезка/ углубление канавок
    Rotation (употребляется вместе со стрелкой) Направление вращения шины Только для шин с направленным типом протектора
    Inside или Side facing inwards Внутренняя сторона боковины
    Outside или Side facing outwards Внешняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
    С (commercial) Для легких грузовиков и микроавтобусов Обычно расположена в конце маркировки размерности шины
    P (passenger) Легковая
    LT (light truck) Для легких грузовиков и автобусов На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
    SUV Для вседорожников
    Steel или Steel belted Металлокордный брекер
    Tubeless или TL Бескамерная
    Tube type или TT С камерой
    TWI (Tread wear indication) Индикатор износа глубины протектора
    Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата.
    Maximum load … Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности
    Maximum Pressure … Максимально допустимое давление в шине по стандарту США
    ETRO Европейская техническая организация по шинам и дискам
    ECE Европейская комиссия по экономике
    DOT Министерство транспорта США
    FMVSS Федеральный стандарт безопасности транспортных средств

    Для гурманов
    Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
    DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
    GU – код завода-изготовителя;
    N4 – код размера:
    FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
    1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
    Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
    Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
    Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:

    Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
    Ставятся по требованию автопроизводителей:

    Примечание: Michelin рекомендует:
    1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
    2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.

    Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
    Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.

    О грыжестойкости
    Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
    Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.

    Тату на плечах


    1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
    Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.




    2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
    такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки



    3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»



    4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)



    5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.

    6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
    Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
    Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам. Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.

    В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин



    © 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков