Коды ошибок балансировочных станков. Конструкция, устройство и безопасная эксплуатация рельсовых путей башенных кранов Условный проход трубы, мм

Коды ошибок балансировочных станков. Конструкция, устройство и безопасная эксплуатация рельсовых путей башенных кранов Условный проход трубы, мм

КОНСТРУКЦИЯ, УСТРОЙСТВО И БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ БАШЕННЫХ КРАНОВ

РД 22-28-35-99

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий документ распространяется на рельсовые пути башенных кранов, кранов-лесопогрузчиков (далее - кран) с нагрузкой от колеса на рельс до 325 кН и устанавливает требования к конструкции, устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей.

1.2. Требования настоящего документа не распространяются на рельсовые пути кранов, используемых в специфических условиях эксплуатации:

в районах вечномерзлых грунтов и со снежными балластными призмами;

в районах с повышенной сейсмичностью;

в местностях с карстовыми явлениями;

на макропористых просадочных грунтах;

на слабых или переувлажненных грунтах и в заболоченных местах;

на косогорах с поперечным уклоном свыше 1:10;

непосредственно на конструкциях возводимых объектов;

над инженерными сетями, проложенными без учета последующего устройства рельсовых путей;

на криволинейных участках;

на участках разового перегона крана с одного объекта на другой;

для стреловых кранов на рельсовом ходу;

при суммарной нагрузке от колес на опоры (рельсы) более 1300 кН, то есть с использованием двух рельсов на одной «нити».

1.3. Требования настоящего документа подлежат выполнению работниками проектных, строительных и эксплуатирующих рельсовые пути организаций.

1.4. Организации, разрабатывающие проекты рельсовых путей, должны иметь лицензию Госгортехнадзора России на право проектирования подъемных сооружений.

1.5. При разработке специальных проектов должны быть учтены требования РД 22-28-35-99 и дополнительные данные, вытекающие из специфических условий эксплуатации кранов.

1.6. Опытная эксплуатация новых конструкций элементов верхнего строения рельсового пути допускается только по рекомендациям головной организации ().

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И НОРМАТИВНЫЕ
ССЫЛКИ

2.1. В настоящем РД используются следующие термины и определения:

Рельсовый путь - конструкция, воспринимающая и передающая крановые нагрузки на основание и обеспечивающая безопасную работу крана на всем пути его передвижения.

Устройство рельсового пути - подготовка, возведение и обустройство рельсового пути.

Содержание рельсового пути - поддержание рельсового пути в работоспособном состоянии.

Нижнее строение рельсового пути - земляное полотно, обеспечивающее заданную несущую способность грунта, и водоотвод.

Верхнее строение рельсового пути - совокупность элементов конструкции пути, укладываемых на земляное полотно, воспринимающих и передающих нагрузки от колес крана на земляное полотно.

Путевое оборудование - устройства, обеспечивающие безопасную эксплуатацию крана (тупиковые упоры, выключающие линейки, ограждения, знаки безопасности и др.).

Заземление - электрическое соединение рельсового пути с заземляющим устройством.

Заземляющее устройство - совокупность заземлителя и заземляющих проводников.

Заземлитель - металлический проводник (группа проводников), непосредственно соприкасающийся с землей.

Заземляющий проводник - металлический проводник, соединяющий заземляемые части рельсового пути с заземлителем.

Водоотвод - сооружение для отвода воды.

Балластная призма - элемент верхнего строения пути, служащий для распределения нагрузок от колес крана через опорные элементы на земляное полотно.

Плечо земляного полотна «а» - расстояние по горизонтали от нижнего края балластной призмы до бровки земляного полотна.

Плечо балластной призмы - расстояние от верхнего края балластной призмы до торца опорного элемента (без учета подсыпки).

Боковое плечо балластной призмы « d » - плечо балластной призмы до торца полушпалы или продольной поверхности железобетонной балки.

Торцевое плечо балластной призмы « d Т » - плечо балластной призмы до продольной поверхности крайней полушпалы или торца железобетонной балки.

Опорные элементы - элементы (шпалы, полушпалы, балки, плиты), служащие для передачи нагрузки от рельсов на балластную призму.

Рельсовая «нить» - рельсы, связанные между собой болтовыми соединениями с накладками, воспринимающие и передающие нагрузки на балластную призму от опор крана на всем протяжении пути.

Старогодные рельсы - рельсы, годные к эксплуатации, ранее использовавшиеся на железных дорогах или других объектах промышленности.

Тупиковый упор - устройство, предназначенное для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков рельсового пути в аварийных ситуациях при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

Копир (выключающая линейка) - устройство, обеспечивающее отключение механизма передвижения крана при его перемещении за пределы рабочей длины пути.

Стяжка - элемент конструкции пути, установленный между рельсовыми «нитями» и обеспечивающий стабильность колеи пути.

Продольный уклон - разность отметок головок рельсов, отнесенная к длине 10 м.

Поперечный уклон - разность отметок рельсов в поперечном сечении пути, отнесенная к колее.

Длина рельсовой «нити» - суммарная длина рельсов.

Рабочая длина пути - расстояние, на которое может беспрепятственно перемещаться вдоль пути кран при работе без наезда на выключающие линейки.

2.2. В настоящем документе использованы ссылки на нормативные документы, приведенные в .

3. КОНСТРУКЦИЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ

Рис. 1. Путь:

а - на деревянных полушпалах; б - на железобетонных балках;
1 - земляное полотно; 2 - водоотвод; 3 - балластная призма;
4 - рельс; 5 - полушпала; 6 - железобетонная балка; 7 - стяжка;
8 - выключающая линейка; 9 - копир; 10 - упор тупиковый
безударного типа; 11 - упор тупиковый ударного типа;
К - колея; А - ширина земляного полотна;
S - размер опорных
элементов (поперек оси пути);
а - плечо земляного полотна;
d - боковое плечо балластной призмы;
h 6 - толщина балластной призмы; h - толщина слоя подсыпки
балласта;
h к - глубина котлована; l - расстояние от края
балластной призмы до края дна котлована;
d т - торцевое плечо
балластной призмы;
L - длина рельсовой «нити» пути;
L ЗП - длина земляного полотна пути

Длина пути на период монтажа крана или эксплуатации неподвижно установленного крана (без его перемещения вдоль пути) должна равняться 1,5-кратной величине базы крана, но не менее 12,5 м.

3.1. Нижнее строение пути

В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и водоотвод.

3.1.1. Протяженность земляного полотна принимается из условия обеспечения рабочей длины пути крана с учетом требований настоящего документа.

3.1.2. Ширина земляного полотна, мм, (см. ) определяется по формуле

A ³ K + S + 2(a + d ) + 3h d ,

где К - колея, мм;

S - размер опорного элемента поперек пути, мм;

а - плечо земляного полотна (а ³ 400 мм);

d - боковое плечо балластной призмы (d ³ 200 мм);

3 h d - размер двух проекций откосов балластной призмы толщиной h d , мм.

3.1.3. Длина земляного полотна, мм, (см. рис. 1) определяется по формуле

L ЗП ³ L + 2 d т + 3 h d ,

где L - длина рельсовой «нити», мм;

d т - торцевое плечо балластной призмы, мм (d т ³ 1000).

3.1.4. Земляное полотно допускается выполнять полностью из насыпного грунта (грунт должен быть однородным с основным или песчаным) либо частично - из насыпного и основного грунта.

3.2.3. Толщина балласта определяется расчетом из условия прочности земляного полотна.

3.2.4. Откосы боковых сторон балластной призмы должны быть выполнены с уклоном 1:1,5.

3.2.5. Верх балластной призмы выполняют в одном уровне с нижними поверхностями опорных элементов.

Верх балластной призмы после укладки опорных элементов (полушпал) и рельсов дополнительно подсыпают слоем балласта h не менее чем на 50 мм (см. ).


Характеристики балласта

Материал балластной призмы

Крупность частиц

Фракция частиц, мм

Допуски

Примечание

Максимальный размер частиц, мм

менее нормального размера

более нормального размера

песка

Щебень из естественного камня

Крупный (нормальный)

Частиц размером менее 0,15 мм должно быть не более 2 %

Гравий карьерный

Гравий сортированный

Крупный и средний

Частиц размером менее 0,15 ммдолжно быть не более 10 % по массе, в том числе глины не более 3 %

Шлак гранулированный

Частиц размером менее 0,1 мм допускается не более 4 % по массе

Доменный шлак

Размером до 3 мм 20-50

Щебеночного под железобетонными балками

Песчаного под железобетонными балками

Щебеночного под деревянными полушпалами

при принятых типах рельсов и земляном полотне из грунта

песчаного

глинистого, суглинистого или супесчаного

песчаного

глинистого, суглинистого или супесчаного

песчаного

От 200 до 225

От 225 до 250

От 250 до 275

От 275 до 300

От 300 до 325


3.2.6. Выбор опорных элементов производят на основе расчета на прочность. При нагрузке от колеса на рельс до 275 кН применяют деревянные или железобетонные полушпалы. При большей нагрузке рекомендуется применять железобетонные балки типа БРП-62.8.3 (), допускающие подбивку балластного материала под балкой, или плиты.

Рис. 2. Железобетонная балка типа БРП-62.8.3

Применение других типов железобетонных балок, а также плит допускается по согласованию с головной организацией.

3.2.7. Для пути применяют деревянные полушпалы, изготовленные путем распиливания на две равные части деревянных шпал по ГОСТ 78 .

Полушпалы изготовляются из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра.

Допускается применение полушпал из бревен с отесанными поверхностями или из деревянных брусьев по ГОСТ 8486 ().

Полушпалы должны иметь длину не менее 1375 мм и размеры в соответствии с

Рис. 3. Поперечное сечение деревянных полушпал:
а - обрезная; б - необрезная; в - брус

Рис. 5. Подкладки рельсов с креплением:
а - с помощью шурупов; б - с помощью костылей

3.2.13. Размеры подкладок должны соответствовать данным .

железнодорожные костыли по ГОСТ 5812 .

Для крепления в деревянных полушпалах должны быть просверлены отверстия:

диаметром 12 мм и глубиной 130 мм (для костылей);

диаметром 18 мм и глубиной 155 мм (для шурупов).

Схемы крепления рельса к полушпале приведены на .

Рис. 6. Крепление рельса к полушпале:
а - шурупами; б - костылями;
1 - рельс; 2 - подкладка; 3 - полушпала; 4 - шуруп путевой;
5 - прижим; 6 - костыль

3.2.16. Прижимы могут изготовляться нормальными или облегченными из стали марки Ст3сп4 по ГОСТ 535 ().

Рис. 7. Прижим:
а - нормальный; б - облегченный

Размеры прижимов для рельсов типов Р43, Р50 и Р65 должны соответствовать данным .

Размеры прижимов, мм

3.2.17. Рельсы одной «нити» пути должны соединяться между собой с помощью двух двухголовых накладок по ГОСТ 8193 , ГОСТ 19127 и ГОСТ 19128 , стягиваемых путевыми болтами по ГОСТ 11530 с использованием пружинных шайб по ГОСТ 19115 и гаек по ГОСТ 11532 ().

Рис. 8. Накладки двухголовые:

а - шестидырные; б - четырехдырные

Размеры накладок должны соответствовать данным .

Рис. 9. Конструкции стяжек:
а - на путях с деревянными полушпалами; б - на путях с
железобетонными балками; в - крепление стяжек;
1 - стяжка из трубы; 2 - стяжка из швеллера; 3 - стяжка из уголков;
4 - рельс; 5 - полушпала; 6 - железобетонная балка; 7 - прокладка;
8 - планка прижимная; 9 - болт; 10 - гайка; 11 - шайба пружинная;
12 - прижим

Размеры стяжек

Колея,
м

Условный проход трубы, мм

Номер профиля

Размеры, мм

при полушпалах

при ж/б балках

А1 при типе рельса

Б

швеллер

уголок

швеллер

3.3. Путевое оборудование

К путевому оборудованию относятся:

ограждение;

знаки безопасности;

тупиковые упоры;

выключающие линейки (копиры);

лотки (настилы) для кабеля.

3.3.1. Ограждение

Ограждение пути должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 23407 .

Допускается применять другие типы ограждений, если они предусмотрены проектом пути.

3.3.2. Знаки безопасности

Вдоль пути должны быть выставлены знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026 .

Место установки знаков безопасности должно быть указано в проекте пути.

3.3.3. Тупиковые упоры

3.3.3.1. На каждой «нити» пути должны быть установлены безударные или ударные тупиковые упоры, рекомендованные для данной типоразмерной группы кранов.

3.3.3.2. Тупиковый упор должен устанавливаться на рельс на расстоянии не менее 500 мм от центра последней полушпалы () или от крайней точки опирания рельса на железобетонную балку ().

3.3.3.3. К эксплуатации допускаются тупиковые упоры, прошедшие приемочные испытания и рекомендованные Госгортехнадзором России.

3.3.3.4. Тупиковые упоры должны быть окрашены в яркий отличительный цвет и хорошо различимы из кабины крановщика.

3.3.3.5. Тупиковые упоры должны иметь паспорта по форме, принятой в РД 22-226.

3.3.4. Копиры (выключающие линейки)

3.3.4.1. На одной из «нитей» пути перед тупиковыми упорами должны быть размещены копиры (выключающие линейки).

3.3.4.2. Копиры (выключающие линейки) должны быть установлены таким образом, чтобы отключение электродвигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии S , не менее полного пути торможения, указанного в паспорте крана, до тупиковых упоров.

Положение ходовой части крана для выбора места установки копира (выключающей линейки) по отношению к тупиковым упорам в момент отключения электродвигателя определяется:

Рис. 12. Схемы заземления пути:
а - расположение очагов заземления у концов пути;
б - расположение очагов заземления вдоль пути;
1 - заземляющий проводник; 2 - путь; 3 - кран; 4 - перемычка;
5 - распределительный пункт; 6 - четырехжильный кабель;
7 - очаг заземления

3.4.3. При глухозаземленной нейтрали помимо схемы заземления «нити» пути дополнительно соединяют с глухозаземленной нейтралью через нулевой провод линии, питающей кран.

3.4.4. При изолированной нейтрали заземление осуществляют путем соединения «нитей» пути с заземляющим контуром питающей подстанции или с устройством очага заземления.

Рис. 13. Схема соединения вертикальных заземлителей:
1 - заземлитель; 2 - заземляющий проводник

При коротком сроке эксплуатации крана на объекте (до 3 мес) допускается установка заземлителей в грунт без приямков. При этом длина выступающей части заземлителей должна быть не менее 100 мм.

3.4.8. Очаг заземления должен присоединяться к обоим «нитям» двумя проводниками.

3.4.9. Для заземляющих проводников и перемычек в стыках рельсов следует применять круглую сталь диаметром 6 - 9 мм или полосовую сталь толщиной не менее 4 мм с площадью сечения не менее 48 мм 2 .

Применение изолированных проводов для заземляющих проводников и перемычек не допускается.

Приварка перемычек и заземляющих проводников к рельсам должна производиться к вертикальной стенке по ее нейтральной оси через промежуточную стальную пластину (). Размеры промежуточной пластины должны быть 30 ´ 3 мм, а длина пластины должна обеспечить сварной шов с проводником длиной не менее 30 мм.

Рис. 14. Приварка заземляющих проводников и перемычек к рельсам:
1 - промежуточная пластина; 2 - перемычка; 3 - накладка, 4 - рельс;
5 - заземляющий проводник

3.4.10. Все соединения заземляющего устройства следует производить сваркой внахлестку.

3.4.11. Выступающие части заземлителей, заземляющие проводники и перемычки следует окрашивать в черный цвет.

3.4.12. При сдаче-приемке пути в эксплуатацию необходимо проверить сопротивление растеканию тока заземляющего устройства. Оно должно быть для крана, питающегося от распределительного устройства с глухозаземленной нейтралью, не более 10 Ом, с изолированной нейтралью - не более 4 Ом. Результаты измерения сопротивления растеканию тока заземляющего устройства должны заноситься в акт сдачи пути в эксплуатацию.

При сопротивлении заземляющего устройства более указанных величин необходимо устраивать дополнительный очаг заземления или увеличивать число заземлителей.

3.4.13. Путь не требует заземления при питании крана через четырехжильный кабель от отдельной передвижной электростанции, находящейся на расстоянии не более 50 м от кранового пути и имеющей собственное заземляющее устройство. В этом случае нулевой провод кабеля должен присоединяться к рельсам.

4. УСТРОЙСТВО РЕЛЬСОВОГО ПУТИ

4.1. Устройство земляного полотна должно производиться после выполнения работ, связанных с прокладкой подземных коммуникаций. Рекомендуется использовать машины, оборудование, инструмент и приспособления, приведенные в .

4.2. Площадку пути до начала возведения земляного полотна следует очистить от строительного мусора, посторонних предметов и растительного слоя, а в зимнее время - от снега и льда.

4.3. Планировку земляного полотна, как правило, следует начинать с участков, прилегающих к строящемуся объекту или бровке котлована.

Для планировки применяют экскаваторы на пневмоколесном ходу с ковшом 0,25 м 3 , экскаваторы-планировщики на пневмоколесном ходу с ковшом 0,4 м 3 или бульдозеры класса тяги 3 - 10 т.

4.4. Насыпной грунт должен укладываться слоями с обязательным послойным уплотнением. Толщину уплотняемых слоев (от 100 до 300 мм) указывают в проекте в зависимости от применяемых машин и оборудования для уплотнения грунта.

4.4.1. Пылеватые и глинистые грунты следует уплотнять укаткой или трамбованием, за исключением мест примыкания земляного полотна к бровке котлована, в которых следует применять только трамбование. Песчаные и малосвязные грунты уплотняют укаткой или вибрацией.

4.4.2. Уплотнение земляного полотна следует производить при оптимальной влажности грунта, приведенной в .

4.4.4. Степень уплотнения грунта следует определять до укладки балластной призмы методами: режущих колец, пенетрии, радиометрическим или др.

При устройстве пути с деревянными полушпалами замеры степени уплотнения производят не реже чем через 12,5 м, при устройстве пути с железобетонными балками - не менее чем в одной точке под каждой балкой.

4.4.5. Повторное уплотнение производится после того, как вся ширина земляного полотна охвачена следами предыдущих проходов. Предыдущий след необходимо перекрывать последующим не менее чем на 100 мм.

4.4.6. При возведении земляного полотна из насыпного грунта помимо ограничений, приведенных в подпункте , не допускается:

вести отсыпку земляного полотна во время снегопада;

уплотнять грунт поливкой в зимнее время.

4.4.7. При возведении земляного полотна в зимнее время должно учитываться время смерзания грунта при температуре воздуха: - 5 °С - 90 мин; - 10 °С - 60 мин. Интенсивность работ должна исключать образование мерзлой корки на ранее отсыпанном слое.

4.4.8. Засыпка и уплотнение траншей, канав и пазух, находящихся на земляном полотне пути, должны производиться с соблюдением установленных норм и правил.

4.5. После выполнения работ по устройству земляного полотна должен быть составлен Акт освидетельствования скрытых работ. Форма Акта приведена в .

4.6. Устройство балластных призм осуществляется после завершения работ по подготовке земляного полотна.

4.6.1. При устройстве балластных призм (погрузке, разгрузке и распределении материала) необходимо исключать возможность его загрязнения и засорения.

4.6.2. Балластные призмы следует устраивать с равномерным уплотнением по всей площади.

Для устройства балластных призм применяют самоходные погрузчики грузоподъемностью 2 т, автомобили - самосвалы, автогрейдеры мощностью до 80 кВт или бульдозеры класса тяги 3 - 10 Т .

4.6.3. Работы по устройству песчаных балластных призм в зимнее время должны быть организованы таким образом, чтобы балласт был доставлен, уложен и уплотнен до его смерзания.

Время смерзания песчаного балласта принимается такое же, что и фунта земляного полотна.

4.6.4. Расход балласта V B , м 3 , на устройство пути (см. ) при раздельных призмах определяется по формуле

V B = 1,2 ´ 2(nl + 2 d т + 1,5h 6)/h 6 (S + 2 d + 1,5h 6),

где 1,2 - коэффициент, учитывающий дополнительный расход балласта (в том числе и на подсыпку материала);

2 - количество раздельных балластных призм;

п - количество звеньев пути одной «нити»;

l - длина звена пути;

1,5 - коэффициент, учитывающий откосы балластной призмы.

4.8. Инвентарные секции пути собирают, как правило, на базах механизации, реже - непосредственно на строительной площадке.

Перед сборкой инвентарных секций рельсы, крепления и опорные элементы должны быть проверены на соответствие их качества требованиям нормативных документов.

4.9. На пути должен быть предусмотрен участок длиной 12,5 м с допускаемыми поперечным и продольным уклонами не более 0,002 для стоянки крана в нерабочем состоянии. Около участка нужно выставить табличку с надписью: «Место стоянки крана».

4.10. Полушпалы необходимо располагать перпендикулярно оси рельса с креплением последнего к полушпалам полным комплектом путевых шурупов или костылей. Торцы полушпал должны располагаться по прямой линии.

4.10.1. Не допускается:

прикреплять рельсы к деревянным полушпалам шурупами без установки прижимов;

прожигать отверстия в рельсах с помощью электросварки.

4.10.2. Рельсовые стыки должны быть сболчены полным числом болтов. Болты должны быть смазаны и поставлены гайками поочередно внутрь и наружу колеи пути.

Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 6 мм при температуре 0 ° С и длине звена 12,5 м. При изменении температуры допуск на зазор изменяется на 1,5 мм на каждые 10 °С.

Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане и по высоте 1 мм.

4.10.3. Размер колеи следует проверять на каждом рельсовом звене в его средней части и в зоне болтовых стыков стальной рулеткой с ценой деления 1 мм. Отклонение размера колеи от проектного значения не должно превышать ±10 мм.

4.10.4. Отклонение рельсов от прямой в плане на длине пути 10 м не должно превышать 10 мм.

Прямолинейность пути проверяют натянутой струной или геодезическими методами.

4.10.5. Продольный и поперечный уклоны пути следует проверять нивелировкой по головке рельса с установкой рейки на каждой секции в средней части и в зоне болтовых стыков.

Продольный и поперечный уклоны пути на всем протяжении не должен превышать 0,004.

4.10.6. Бровки балластных призм должны быть выровнены параллельно «нитям», обеспечивая одинаковый откос и необходимый размер плеча балластных призм на всем протяжении пути.

4.11. Тупиковые упоры необходимо устанавливать таким образом, чтобы в аварийной ситуации наезд крана происходил одновременно на два тупиковых упора.

5. СДАЧА РЕЛЬСОВОГО ПУТИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

5.1. После выполнения всех работ согласно разд. 4 путь следует обкатать краном без груза не менее 10 раз и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом, после чего необходимо провести нивелировку пути по головкам рельсов и просевшие участки выправить подбивкой балласта под опорные элементы.

Перечень использованных нормативных документов

Перечень машин, оборудования, инструмента и приспособлений для устройства и эксплуатации рельсовых путей

Акт освидетельствования скрытых работ

Акт сдачи-приемки рельсового пути башенного крана в эксплуатацию



Устройства безопасности механизмов передвижения


Предохранительными устройствами, обеспечивающими безопас­ность передвижения крана (грузовой тележки) в рабочем и нерабо­чем состояниях являются опорные детали, ограничители передвиже­ние и перекоса, противоугонные устройства, буфера, анемо­метры.

Перед ходовыми колесами кранов и их тележек должны быть установлены щитки, предотвращающие возможное попадание посто­ронних предметов под колеса. Наибольший зазор между предохра­нительными щитками и рельсом не должен превышать 10 мм.

Для обеспечения безопасности работы кранов, управляемых из кабины и имеющих скорость передвижения моста (тележки) 0,5 м/с и более, устанавливают ограничители передвижения, при необходимости автоматически отключающие механизм передвиже­ния.

Рис. 52. Ограничители передвижения

Рис. 53. Установка ограничителей пере­движения на двух работающих в одном пролете кранах: 1 - конечный выключатель, 2 - удлинитель, 3 - скоба, 4 - металлоконструкция крана

Работа ограничителя передвижения тележки показана на рис. 52. При наезде отключающей линейки на ролик рычаг конечного вык­лючателя поворачивается по ходу ее движения (положение II), что вызывает размыкание его контактов. После схода линейки с ролика (при движении крана в обратном направлении) рычаг пружиной возвращается в исходное положение I, и ограничитель вновь готов к работе. Так же работают ограничители взаимного пе­ремещения кранов, работающих на одних путях.

Как правило, ограничитель передвижения механиче­ского типа состоит из рычажного конечного выключателя с само­возвратом в исходное положение и отключающей линейки. Конечный выключатель механизма передвижения крана устанавливают на самом кране, а отключающую линейку укрепляют на крановом пути перед тупиковым упором. Для ограничения хода крановой тележки приближении к другому крану с закрепленной на нем скобой. От­ключение механизма передвижения последнего крана производится устройством, показанным на рис. 53.

Рис. 54. Эластичный буфер:
1-упругий элемент, 2- корцус, 3-крепежные болты

Отключающую линейку необходимо устанавливать таким обра­зом, чтобы отключение механизма происходило на расстоянии от тупикового упора, равном не менее половины тормозного пути машины. Взаимное отключение механизмов передвижения мостовых (консольных) кранов, приближающихся друг к другу по одному подкрановому пути, должно производиться на расстоянии не менее 0,5 м.

Для смягчения последствий возможного удара о тупиковые упоры или кранов друг о друга при подходе крана (тележки) к краю пути предназначены бу­фера. Упругие элементы - буфера выполняют эластич­ными, пружинными, пружинно- фрикционными и гидравличе­скими и устанавливают на ме­таллоконструкции крана или раме тележки. Два последних типа буферов применяют на кранах большой грузоподъем­ности при высоких скоростях передвижения. Эластичный буфер с монолитным резиновым элементом обладает высокой упругостью (рис. 54). В последнее время в эластичных буферах в качестве рабочего элемента вместо резины применяют полимерный материал.

Рис. 55. Пружинные буфера:
а-для крановых тележек, б-для кранов; 1 - корпус, 2 - пружина, 3 - упор, 4 - дополни­тельная концентрнчно установленная пружина

Допускается применение в качестве буферов мягких пород дерева. Пружины для буферов тележек изготовляют навивкой из круглой стальной проволоки (рис. 55, а). В крановых буферах применяют составные (концентрические) пружинные упругие элементы, имею­щие при тех же габаритах большую энергоемкость (рис. 55, б).

Под противоугонными устройствами следует пони­мать механизмы, предназначенные для удержания крана от угона при воздействии ветрового давления, величина которого регламен­тируется требованиями ГОСТ 1451-77. Указанными устройствами оборудуют все краны, имеющие запас удерживающей силы меха­низма передвижения менее 1,2 и работающие на открытом воздухе.

По принципу действия противоугонные устройства подразделяют на стопорные (фиксаторы), со­единяющие кран с неподвижной опорой с помощью закладных пальцев, крюков или выдвижных упоров; остановы (нажимного ти­па) , действие которых основано на создании сил трения между рельсом и заторможенным коле­сом кцана; клещевые захваты, основанные на непосредственном зажатии рабочими поверхностями головки кранового рельса. Наи­большее распространение полу­чили именно клещевые захваты.

По типу привода противоугон­ные клещевые захваты делят на ручные и машинные, а по харак­теру нагружения - на захваты с постоянным и переменным по ве­личине усилием торможения и соответственно с плоскими или эксцентричными рабочими по­верхностями. Замыкание захватов с ручным приводом производят только принудительным порядком, тогда как машинный привод пред­усматривает как принудительное, так и автоматическое замыкание. Простой по конструкции и надежный в работе противоугонный кле­щевой захват с плоскими рабочими поверхностями и постоянным уси­лием торможения показан на рис. 56. Захват состоит из двух сим­метричных рычагов (клещей), шарнирно закрепленных на осях. Нижние концы рычагов снабжены сменными губками, взаимодей­ствующими с боковыми гранями голозки рельса, а верхние выпол­нены в форме двусторонних балок, связанных с гайками. Послед­ние имеют правую и левую внутреннюю резьбу и связаны с ходо­вым винтом, при вращении которого гайки перемещаются поступа­тельно вдоль оси винта в противоположные стороны, управляя по­ложением рычагов.

Существуют и другие конструкции противоугонных захватов (эксцентриковые, с гидротолкателем и пр.).

Рис. 56. Противоугонный захват:
1-крановый рельс, 2-серьга, 3-рычаги, 4-концевая балка, 5-гайки, 6-конечный выключатель, 7-винт с правой и левой резьбой, 8-цепь, 9-звездочка

Для предупреждения возможного угона крана ветром, оповеще­ния крановщика звуковым сигналом об опасных для работы ско­рости или давлении ветра и автоматического включения привода противоугонных устройств на козловых кранах грузоподъемностью более 8 т рекомендуется устанавливать специальные устройства-- анемометры. Наибольшее распространение получил прибор, из­меряющий силу ветра,- сигнальный анемометр типа М-95 Рижского опытного завода гидрометеорологических приборов. Прибор состоит из датчика (трехлопастной вертушки, совмещенной с тахогенера- тором), устанавливаемого на наиболее высокой части крана, не на­ходящейся в аэродинамической тени (в закрытой зоне), и указа­тельного пульта (регистрирующего прибора), размещаемого в кабине в поле зрения машиниста.

При допустимой скорости ветра на шкале прибора регистри­руются ее абсолютные значения. В случае достижения скорости, близкой к предельной, на пульте управления включаются сигналь­ные лампы и срабатывает реле управления, контакты которого включают звуковой предупредительный сигнал и отключают все механизмы крана. При этом остается возможным только опускание груза. В данной ситуации крановщик обязан прекратить работу, обесточить кран и закрепить его всеми имеющимися противоугон­ными устройствами за рельсовый путь.

К атегория: - Остальное о мостовых кранах

Как устроен и работает мостовой кран?

Мостовые краны (рис. 2.5) устанавливают в заводских цехах и на скла­дах. Мост 4 крана перемещается по надземному крановому пути 2, который уложен на колоннах, поэтому кран не занимает полезную площадь помещения. Мостовые краны общего назначения могут иметь грузоподъемность от 5 до 50 т и пролет до 34,5 м.

Рис. 2.5. Мостовой кран:

1 - кабина; 2 - крановый путь; 3 - грузовая тележка; 4 - мост

Мостовой кран состоит из двух основных частей: моста и перемеща­ющейся по нему грузовой тележки 3. На тележке расположены меха­низм подъема и механизм передвижения тележки. Кроме основного механизма подъема на тележке может быть установлен вспомогатель­ный механизм, грузоподъемность которого в 3 - 5 раз меньше грузо­подъемности основного механизма.

Механизмы крана имеют электрический привод. Они обеспечивают три рабочих движения крана для перемещения груза в любую часть цеха: подъемопускание груза, передвижение грузовой тележки, пере­движение моста.

Кран-балка - это мостовой кран, у которого грузовой тележкой яв­ляется электрическая таль. Выпускают кран-балки грузоподъемностью до 5 т. Управление такими кранами осуществляется с пола с исполь­зованием подвесного пульта.

Как устроен козловой кран?

Мост козлового крана (рис. 2.6) опирается на наземный крановый путь 1 при помощи опор 2 и ходовых тележек 7. Консоли 3 - это части мо ста, выступающие за опоры, консоли увеличивают зону обслуживания крана. На рисунке изображен козловой кран с подвесной грузовой те­лежкой 5, совместно с которой перемещается кабина управления 6.

Рис. 2.6. Козловой кран:

1 - крановый путь; 2 - опора; 3 - консоль; 4 - мост; 5 - грузовая тележка; 6 - кабина; 7 - ходовая тележка

Козловые краны применяют для погрузочно-разгрузочных работ на открытых складах. Козловые краны общего назначения могут иметь грузоподъемность до 60 т и пролет до 34,5 м.

Как устроены башенные краны?

Башенные краны (рис. 2.7) различаются по конструкции, типу стрел, способу установки.

1. По конструкции:

    кран с поворотной башней (рис. 2.7, а);

    кран с неповоротной башней (рис. 2.7, б).

2. По типу стрел:

    кран с подъемной стрелой (рис. 2.7, a);

    кран с балочной стрелой (рис. 2.7, б).

Рис. 2.7. Башенные краны:

а - кран с поворотной башней и подъемной стрелой; б - кран с неповоротной башней и балочной стрелой; 1 - рама; 2 - опорно-поворотное устройство; 3 - платформа; 4 - противовес; 5 - башня; 6 - кабина; 7 - стрела; 8 - ходо­вая тележка; 9 - консоль; 10 - оголовок; 11 - грузовая тележка

3. По способу установки:

    кран стационарный;

    кран передвижной (см. рис. 2.7, а, 6).

Башенные краны выполняют четыре рабочих движения: подъем-опу­скание груза, изменение вылета, поворот крана, передвижение крана.

Поворотная платформа 3 кранов с поворотной башней опирается на ходовую раму 1 с помощью опорно-поворотного устройства 2. На поворотной платформе таких кранов смонтированы башня 5 со стре­лой 7, противовес 4 и механизмы крана. К поворотной части кранов с неповоротной башней относятся оголовок 10 со стрелой и консолью 9 противовеса. У кранов с подъемной стрелой вылет изменяется по­воротом (подъемом) стрелы относительно опорного шарнира. У кра­нов с балочной стрелой вылет изменяется за счет передвижения гру­зовой тележки 11 по неподвижно закрепленной стреле.

Передвижные башенные краны перемещаются по крановым путям с помощью ходовых тележек 8. Краны с высотой подъема более 70 м изготавливают стационарными (приставными), их устанавливают на фундамент и закрепляют к строящемуся зданию.

В настоящее время в строительстве в основном работают башенные краны грузоподъемностью 5... 12 т. Высота подъема некоторых пере­движных кранов может достигать 90 м, а приставных 220 м.

Как устроены стреловые краны?

Все стреловые краны (рис. 2.8) имеют собственный источник энергии (силовую установку) - дизельный двигатель, поэтому они могут ра­ботать там, где отсутствует электроэнергия.

Рис. 2.8. Стреловые краны:

а - автомобильный кран; б - гусеничный кран; в - кран на специальном шас­си; г - пневмоколесный кран; 1 - стрела; 2 - гидроцилиндр; 3 - платформа; 4 - опорно-поворотное устройство; 5 - ходовая рама; 6 - выносная опора; 7 - башенно-стреловое оборудование; 8 - гусек; 9 - выдвижные секции

Стрела 1 таких кранов шарнирно закреплена на поворотной платфор­ме 3, которая с помощью опорно-поворотного устройства 4 разме­щается на ходовом устройстве 5. На поворотной платформе разме­щаются механизмы крана: механизм подъема груза, механизм изме­нения вылета, механизм поворота. Краны большой грузоподъемно­сти могут оборудоваться основным и вспомогательным механизмами подъема.

Автомобильные краны (рис. 2.8, а), краны на специальном шасси (рис. 2.8, в), короткобазовые краны являются наиболее мобильными, они перемещаются по автомобильным дорогам в транспортном положе­нии, но могут выполнять подъем груза только на выносных опорах.

Гусеничные (рис. 2.8, б) и пневмоколесные (рис. 2.8, г) краны могут перемещаться по строительной площадке с грузом на крюке, при этом грузоподъемность пневмоколесных кранов примерно в 2 раза мень­ше, чем на выносных опорах.

Стреловые краны различаются по исполнению стрелового оборудова­ния и типу привода механизмов.

1. По исполнению стрелового оборудования различают краны:

    с гибкой подвеской стрелового оборудования (см. рис. 2.8, б, г);

    жесткой подвеской стрелового оборудования (см. рис. 2.8, а, в).

2. По типу привода механизмов различают краны:

    с электрическим приводом механизмов;

    гидравлическим приводом механизмов.

Стрела кранов с гибкой подвеской удерживается и изменяет угол на­клона с помощью канатов. В этом случае применяется стрела решетча­той конструкции. Для увеличения зоны обслуживания стрела снабжа­ется гуськом 8 или применяется башенно-стреловое оборудование 7.

Стрела кранов с жесткой подвеской удерживается и изменяет угол наклона с помощью гидроцилиндров 2. В этом случае применяется телескопическая стрела, состоящая из основной секции и двух-четырех выдвижных секций 9. Изменение вылета у кранов с жесткой под­веской осуществляется за счет изменения угла наклона стрелы, а так­же за счет выдвижения секций стрелы (телескопирования).

Гусеничные и пневмоколесные краны имеют обычно электрический привод механизмов и гибкую подвеску стрелового оборудования. Гид­равлический привод механизмов и жесткую подвеску стрелового обо­рудования имеют автомобильные краны, короткобазовые краны и краны на специальном шасси автомобильного типа.

Какие приборы и устройства безопасности обеспечивают безопасность работы кранов?

    ограничитель грузоподъемности;

    ограничители рабочих движений для автоматической остановки механизмов подъема грузозахватного органа в его крайнем верх­ нем и крайнем нижнем положениях, изменения вылета, передвижения рельсовых кранов и их грузовых тележек;

    ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов крана на безопасном расстоянии до проводов линий электропередачи (ЛЭП). Устанавливаются на стреловых кранах;

    регистратор параметров работы крана;

    координатная защита для предотвращения столкновения с препят­ствиями в стесненных условиях работы. Устанавливается на стре­ловых и башенных кранах;

    звуковой сигнал;

    указатель грузоподъемности, соответствующей вылету;

    указатель угла наклона крана (креномер).Устанавливается на стреловых кранах;

    анемометр - указатель скорости ветра, автоматически включа­ющий звуковой сигнал при достижении скорости ветра, опасной для работы крана. Устанавливается на башенных, портальных и козловых кранах;

    противоугонные устройства. Устанавливаются на кранах, передвигающихся по крановому пути на открытом воздухе. В качестве противоугонных устройств применяют рельсовые захваты и кли­новые упоры.

В каком случае ограничитель грузоподъемности выключает механизмы крана?

Все краны стрелового типа оборудуют ограничителем грузоподъем­ности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема и изменения вылета. Отключение происходит при подъеме груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вы­лета:

более чем на 15 % - для портальных кранов и башенных с грузовым моментом до 20 т м включительно;

более чем на 10 % - для стреловых кранов и башенных с грузовым моментом более 20 т м.

Краны мостового типа оборудуют ограничителем грузоподъемности, если возможна их перегрузка по технологии производства. Ограничи­тель грузоподъемности таких кранов не должен допускать перегруз­ку более чем на 25 %.

После срабатывания ограничителя грузоподъемности возможно опу­скание груза и уменьшение вылета.

Как работает ограничитель механизма подъема?

Ограничитель механизма подъема груза предназначен для автомати­ческой остановки механизма в крайнем верхнем положении грузозах­ватного органа.

Рис. 2.9. Устройства безопасности кранов:

а - ограничитель механизма подъема; б - указатель грузоподъемности; 1 - крюковая подвеска; 2 - груз; 3 - концевой выключатель; 4 - стрела; 5 - шкала; 6 - стрелка

Ограничителем является концевой выключатель 3 (рис. 2.9, а), элект­рические контакты которого замкнуты под весом небольшого груза 2. Перемещаясь вверх, крюковая подвеска 1 поднимает груз, размыкает электрические контакты концевого выключателя, в результате чего выключается двигатель механизма подъема.

Грузозахватный орган должен останавливаться на расстоянии не ме­нее 200 мм до упора. После автоматической остановки механизма при работе на подъем он может быть включен на опускание.

Как определить грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета?

Согласно производственной инструкции стропальщик должен уметь определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в зави­симости от вылета и положения выносных опор.

На кранах с гибкой подвеской стрелового оборудования указатель грузоподъемности (рис. 2.9, б) устанавливают в нижней части стрелы 4. Такой указатель имеет стрелку 6, которая всегда располагается в вер­тикальном положении независимо от угла наклона стрелы. Стрелка указывает значение грузоподъемности на шкале 5, соответствующее данному вылету и положению выносных опор.

Современные стреловые краны с жесткой подвеской стрелового оборудования имеют указатель грузоподъемности, который располагает­ся в кабине крановщика. В этом случае стропальщик должен уточнить грузоподъемность крана на данном вылете у крановщика.

Какие бывают грузозахватные органы?

Грузозахватные органы - это устройства, предназначенные для подвешивания или захватывания груза. Наиболее распространенными из них являются крюк, грейфер, электромагнит. В зависимости от вида грузозахватного органа различают краны:

    крюковой;

    грейферный;

    магнитный.

Для обслуживания грейферных и магнитных кранов стропальщики не требуются.

Как устроены грузовой крюк и крюковая подвеска?

Грузовой крюк (рис. 2.10) предназначен для подвешивания грузов с помощью съемных грузозахватных приспособлений, например стро­пов, которые размещаются в его зеве 1. Предохранительный замок 2 удерживает стропы от самопроизвольного выпадения из зева.

Крюки изготовляют из малоуглеродистой стали (сталь 20), которая пластична, не склонна к хрупкому разрушению под нагрузкой. По способу изготовления крюки бывают следующих видов: кованые, штампованные, пластинчатые.

Краны грузоподъемностью более 30 т комплектуются двурогим крю­ком (рис. 2.10, б), имеющим два зева для размещения большего числа стропов.

Рис. 2.10. Однорогий (о) и дву­рогий (б) грузовые крюки:

1 - зев; 2 - замок; 3 - хво­стовик; h- высота рабочего сечения

Рис. 2.11. Крюковая подвеска:

1 - канат; 2 - щека; 3 - блок; 4 - ось; 5 - гайка; 6 - подшипник; 7 - траверса; 8 - крюк

Крюковая подвеска изображена на рис. 2.11. Она соединяет крюк 8 с грузовыми каната­ми 1 крана. Подвеска состоит из двух щек 2, соединенных болтами. В верхней части под­вески располагается ось 4 канатных блоков 3, в нижней части - траверса 7, на которой ус­тановлен крюк.

Крюк крана устанавливают на упорном под­шипнике 6, что позволяет ему вращаться и исключает закручивание грузовых канатов при перемещении груза. Гайка 5 крепления крюка должна быть укреплена стопорной планкой для исключения самопроизвольно­го свинчивания.

Работа крана не допускается при следующих неисправностях крюка:

    трещины и надрывы на поверхности крюка;

    крюк не вращается;

    отсутствует или неисправен предохранительный замок;

    крюк разогнут;

    износ зева составляет более 10% от первоначальной высоты h (см. рис. 2.10) рабочего сечения крюка.

Как устроены грузоподъемные электромагниты?

Грузоподъемные электромагниты предназначены для перемещения проката черных металлов, чугунных чушек, стружки, металлолома и других грузов, обладающих магнитными свойствами.

Грузоподъемный электромагнит (рис. 2.12) подвешивают с помощью цепей 4 на крюк крана. В корпусе 1 расположены электромагнитные катушки 2, на которые по кабелю 3 подается постоянный электриче­ский ток напряжением 220В. Электрический ток создает сильное маг­нитное поле, удерживающее груз.

ВНИМАНИЕ! В качестве грузозахватных органов электромагниты недоста­точно надежны из-за возможного отключения электроэнергии, поэтому при их использовании необходимы дополнительные меры безопасности.

Какие бывают грейферы?

Грейфер - это двухчелюстной или многочелюстной ковш для переме­щения сыпучих, крупнокусковых грузов и круглого леса. Грейферы различаются по конструкции и типу привода.

1. По конструкции различают следующие виды грейферов:

    двухчелюстные, предназначенные для сыпучих грузов (рис. 2.13);

    многочелюстные, предназначенные для крупнокусковых грузов и металлолома;

    трех- и четырехпалые, предназначенные для круглого леса.

2. По типу привода механизма замыкания челюстей:

    канатные (см. рис. 2.13);

    моторные.

Грейферы с канатным замыканием челюстей бывают одноканатные и двухканатные. Двухканатные грейферы устанавливают на грейферных кранах, которые предназначены для перегрузки больших объемов сыпучих грузов.

Рис. 2.12. Грузоподъемный электромагнит:

1 - корпус; 2 - катушка; 3 - кабель; 4 - цепь

Рис. 2.13. Двухчелюстной канатный грейфер

Одноканатные грейферы применяют в случае пере­мещения небольших объемов сыпучих грузов, например в строитель­стве. Такой грейфер навешивается на крюк крана и является съемным грузозахватным приспособлением.

Каждый грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием пред­приятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида ма­териала, для которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала. При утрате таблички она должна быть восстановлена. Масса грейфера с грузом не должна превышать грузо­подъемность крана на рабочем вылете.

Как устроен рельсовый крановый путь?

Для башенных, козловых и других рельсовых кранов укладывают рель­совый путь (рис. 2.14) на подготовленное земляное полотно с водоот­водными канавками 1. Крановый путь состоит из балластного слоя (призмы) 2, деревянных или железобетонных шпал 3 и рельсов 4. Рель­сы прикрепляют к деревянным шпалам костылями или путевыми шу­рупами, а к железобетонным - болтами с гайками. В стыках рельсы соединяют накладками 7.

На концах пути устанавливают тупиковые упоры 6, предотвращающие сход крана с рельсов. Перед тупиковыми упорами закрепляют выключающие линейки 5, предназначенные для автоматической остановки механизма передвижения крана.

Рис. 2.14. Крановый путь:

1 - канавка; 2 - балластный слой; 3 - шпала; 4 - рельс; 5 - выключающая линейка; 6 - тупиковый упор; 7 - накладка; 8 - перемычка

Работа крана не допускается при следующих неисправностях крано­вых путей:

    трещины и выколы рельсов;

    отсутствие, разрушение или неполный комплект крепежных дета­лей;

    излом, поперечные трещины, гниль в деревянных шпалах;

    сплошные опоясывающие трещины, обнажения арматуры в железобетонных шпалах;

    отсутствие или неисправность тупиковых упоров;

    неисправное заземление кранового пути.

Что такое защитное заземление? Как оно защищает человека?

Защитное заземление - это преднамеренное соединение корпуса электроустановки с заземляющим устройством. Заземление необходимо для защиты обслуживающего персонала, так как в случае нарушения изоляции частей электроустановки, находящихся под напряжением, корпус электроустановки также оказывается под напряжением.

В трехпроводных электрических сетях (рис. 2.15, а) корпус электроустановки 1 соединяют заземляющим проводником 2 с заземляющим устройством. Электрическое сопротивление тела человека R 4 не менее 1 000 Ом. Электрическое сопротивление заземления R 3 должно быть не более 4 Ом. В таком случае человек, прикоснувшийся к корпусу электроустановки под напряжением, окажется присоединенным параллельно малому электрическому сопротивлению защитного зазем­ления. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению, поэтому через тело будет протекать ток, не являющийся опасным для жизни и здоровья человека.

Рис. 2.15. Схемы устройства защитного заземления в трехпроводной (а) и четырехпроводной (б) электрических сетях:

1 - электроустановка; 2, 3 - проводники; 4 - нулевой провод

При включении электроустановки в четырехпроводную сеть (рис. 2.15, б) с заземленным нулевым проводом 4 корпус электроустановки соеди­няют с этим проводом проводником 3. Такой способ защитного зазем­ления называют занулением. В этом случае пробой на корпус превра­щается в короткое замыкание, при котором срабатывает предохрани­тель, поврежденная цепь размыкается, предупреждая поражение человека.

Как выполняют заземление крана?

У рельсовых кранов заземляется крановый путь. Все рельсы соединя­ют стальными перемычками 3, 4 (рис. 2.16) с помощью сварки. Кра­новый путь соединяют с заземлителями 6 не менее чем двумя зазем­ляющими проводниками 5. Заземлителями являются стальные трубы или уголки, вбитые в грунт. При подключении к четырехпроводной сети крановый путь также соединяют стальным проводником 7 с кор­пусом рубильника 1, подающего напряжение на кран.

Стреловые краны с электроприводом должны быть заземлены в слу­чае подключения к внешней электрической сети. Для этого нулевой провод питающего кабеля соединяют с корпусом крана.

ВНИМАНИЕ! При неисправности или отсутствии заземления стропаль­щик, прикоснувшись к любой части крана, может оказаться под действи­ем электрического тока.

Рис. 2.16. Защитное заземление крана:

1 - рубильник; 2 - кабель; 3,4 - перемычки; 5,7 - проводники; 6 - заземлитель

Почему стропальщик должен знать расположение рубильника, пода­ющего напряжение на кран?

При возникновении на кране пожара стропальщик должен отклю­чить источник электропитания. Также необходимо обесточить элек­трооборудование при попадании человека под действие электриче­ского тока.

Рубильник (автоматический выключатель) 1 (см. рис. 2.16) располо­жен на пункте подключения крана к электрической сети.

18.01.2017 27.01.2018

Приветствую всех любителей замечательной программы Adobe Photoshop!

Часто при работе в программе возникает необходимость отмерить точное расстояние от объекта к объекту, нарисовать прямоугольник со сторонами определенных размеров, расположить фото на заданном расстоянии и т.п. Для таких целей в программе фотошоп существует инструмент Линейки (Rulers). Не путать с инструментом Линейка , который находится в боковой панели инструментов!

Как включить и выключить линейки в фотошоп

Включить инструмент Линейки (Rulers ) можно двумя способами: нажать сочетание клавиш Ctrl + R либо же перейти в меню Просмотр-Линейки (View-Rulers).

Слева и вверху появится новая мини панель со шкалой:

Для того, чтобы спрятать шкалу линеек, повторно нажмите Ctrl + R .

Как изменить единицы измерения шкалы

По умолчанию в качестве единицы измерения будут стоять сантиметры. Чтобы изменить единицы измерения шкалы, нужно щелкнуть ПКМ по панели линеек и в выпадающем меню выбрать желаемую единицу измерения:

Изменить градации шкалы можно перейдя в меню Редактирование-Настройки-Единицы измерения и линейки (Edit -Preferences-Units & Rulers):


Откроется следующее окно настроек:

Это же окно можно открыть двойным щелчком левой кнопкой мыши по шкале линеек:

Как добавить направляющую

Добавлять линейки мы уже научились, но как же они нам помогут в размещении объектов или рисовании прямоугольника, спросите вы? Чтобы не потеряться в огромном множестве черточек на линейке, фотошоп предусмотрел еще одну полезную функцию - Направляющие (Guide). Направляющие бывают двух типов - Горизонтальные и Вертикальные.

Добавить направляющую можно несколькими способами. Самый простой - при любом активном инструменте фотошопа подведите мышку к шкале линеек , и потяните клавишу мыши сверху вниз для добавления Горизонтальной направляющей , и слева вправо для создания Вертикальной направляющей . Отпустите клавишу мышки у необходимой отметки. Вот как выглядят направляющие на холсте:

Добавить направляющую можно и через меню Просмотр-Новая направляющая (View- New Guide ):

Появится следующее окно, в котором можно выбрать расположение направляющей и ввести цифровые значения ее положения:

Вот мы и узнали, как в фотошопе включить линейки. Это было не сложно, не правда ли?

Ограничитель передвижения. Ограничитель передвижения состоит из конечного выключателя, укрепленного на ходовой тележке крана, и отключающего устройства в виде линейки или упора, установленных на крановом пути. Работа ограничителей показана на рис. 101. При движении крана в направлении, показанном стрелкой, рычаг конечного выключателя поворачивается отключающим устройством, вследствие чего контакты выключателя размыкают электрическую цепь.

Конструкция отключающего устройства зависит от типа конечного выключателя.

Рис. 101. Ограничители передвижения: а - с отключающей линейкой, 6 - с отключающим упором; 1 - конечный выключатель КУ-701, 2 - линейка, 3 - конечный выключатель ку-704, 4 - упор конечным выключателем КУ-704,

Отключающая линейка 2 (рис. 101, а) применяется с конечным выключателем КУ-701, имеющим возвратное устройство, под действием которого рычаг выключателя, будучи выведен из рабочего положения, возвращается в это положение после снятия нагрузки. Отключающий упор (рис. 101, б) применяется вместе с не имеющим возвратного устройства. Рычаг этого выключателя может находиться в трех положениях: рабочем и двух отключенных. Рычаг поворачивается в отключенное положение и возвращается в рабочее при обратном движении крана с помощью упора.

Регулирование ограничителей передвижения заключается в установке отключающих линеек или упоров.

Рис. 102. Ограничители поворота: а - с приводным конечным выключателем, б - с рычажным конечным выключателем и перекидной вилкой; 1 - поворотная платформа, 2 - венец опорноповоротного устройства, 3 - шестерня, 4 - конечный выключатель ВУ-250, 5 - кронштейн, 6 - поворотная часть крана, 7 - конечный выключатель КУ-701, 8 - вилка, 9, 11 - винтовые фиксаторы, 10 - неповоротная часть крана, 12 - рычаг конечного выключателя

Ограничитель поворота. В ограничителе поворота, показанном на рис. 102, а, применен конечный выключатель ВУ-250, вал которого через встроенный в выключатель редуктор (с передачей 1-50) с помощью шестерни 3 связан с зубчатым венцом 2 опорно-поворотного шарикового круга. Конечный выключатель крепится на кронштейне к поворотной платформе 1". Вращение крана вызывает поворот вала конечного выключателя и размыкание контактов выключателя при достижении валом определенного положения. Регулируют ограничитель изменением положения кулачковых шайб в выключателе


ВУ-250. Такие ограничители поворота установлены на большинстве кранов серии КБ.

На ряде кранов применяется ограничитель поворота (рис. 102, б), который состоит из рычажного конечного выключателя 7, установленного на поворотной части 6 крана, и вилки 8, шарнирно укрепленной на неповоротной 10 части крана. При повороте крана вправо рычаг 12 конечного выключателя наезжает на наклонную плоскость вилки, поворачивается и контакты конечного выключателя размыкаются. При повороте влево рычаг конечного выключателя после поворота крана на 360° входит в вилку, поворачивает ее в положение, указанное на рис. 102, б пунктирной линией, и проходит дальше до возвращения в исходное положение (через 360°). При дальнейшем вращении крана влево рычаг наезжает на наклонную плоскость вилки и конечный выключатель размыкает электрическую цепь.


Ограничитель обеспечивает возможность двух оборотов крана от исходного положения. Регулируют ограничитель, устанавливая уровень вилки с помощью винтовых фиксаторов 9 и 11.

Ограничители пути тележки и угла наклона стрелы. На кранах с грузовой тележкой ограничитель вылета обычно выполняют с помощью конечного выключателя ВУ-250, вал которого связан цепной передачей с валом редуктора грузовой тележки. На ряде кранов ограничитель вылета устроен аналогично ограничителю передвижения крана, причем конечные выключатели устанавливаются на стреле в начале и конце движения тележки, а отключающий упор устанавливается на самой тележке.

На кранах с подъемными стрелами конечный выключатель ограничителя вылета различными способами связан со стрелой и срабатывает, когда стрела подходит к максимальному или минимальному рабочему вылету.

Рис. 103. Конструктивная схема ограничителя-указателя вылета: 1 - валик, 2, 4 - конечные выключатели, 3 - кулачки, 5 - градуированная шкала, 6 - стрелка, 7 - рычаг, 8 - тяга, 9 - сгон, 10 - кронштейн стрелы

В ряде случаев ограничитель вылета совмещен с указателем вылета (рис. 103). Валик 1 ограничителя через рычаг 7 и тягу 8 соединен с кронштейном стрелы 10. В крайних положениях, соответствующих минимальному и максимальному вылету, укрепленные на валике кулачки 3 отключают конечные выключатели 2 или 4. Соединенная с валиком стрелка 6 указывает вылет по градуированной шкале 5. Регулируют ограничитель, изменяя длину тяги 8 с помощью сгона 9.


Ограничитель высоты подъема. Эти ограничители устанавливают на кране так, чтобы после остановки лебедки при подъеме без груза зазор между крюковой подвеской и конструкцией стрелы или грузовой тележки был не менее 200 мм. Работа ограничителя высоты подъема, как правило, основана на том, что крюковая подвеска упирается в груз (или скобу), связанный с рычагом конечного выключателя, либо непосредственно, либо с помощью каната и отводных блоков.

Рис. 104. Ограничитель высоты подъема: а - для кранов с подъемными стрелами, б - для кранов с грузовыми тележками; 1 - конечный выключатель, 2 - канат ограничителя, 3 - серьга, 4 - груз, 5 - направляющая скоба, 6 - грузовой канат, 7, 13 - крюковая подвеска. S - конечный выключатель, 9 - блоки, 10 - канат ограничителя, 11 - грузовая тележка, 12 - груз ограничителя

Ограничитель высоты подъема, применяющийся на кранах с подъемными стрелами (рис. 104, а), состоит из конечного выключателя 1 и груза 4 с двумя направляющими скобами 5, в которые заведены ветви грузового каната 6. Груз через серьгу 3 и канат 2 связан с рычагом конечного выключателя. В нормальном положении груза контакты выключателя замкнуты. Когда крюковая подвеска упирается в груз и приподнимает его, освобожденный от груза рычаг конечного выключателя поворачивается под действием собственной пружины и размыкает контакты.

В ограничителе высоты крана с грузовой тележкой (рис. 104, б) груз 12 ограничителя подвешивают на канате или цепи к грузовой тележке и связывают его при помощи каната 10 небольшого диаметра с конечным выключателем 8. Один конец каната укреплен на головной секции стрелы, а второй - на рычаге выключателя. Канат пропущен через систему отклоняющих и направляющих блоков 9, установленных на стреле, тележке и грузе. Такая система запасовки обеспечивает натяжение каната и, следовательно, рабочее положение рычага конечного выключателя при перемещениях грузовой тележки. Конечный выключатель 8 может быть установлен на стреле или в любом другом месте металлоконструкции крана.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков