Можно ли реанимировать аккумулятор. Как восстановить старый аккумулятор автомобиля

Можно ли реанимировать аккумулятор. Как восстановить старый аккумулятор автомобиля

Как можно самостоятельно реанимировать аккумулятор телефона

Аккумуляторы современных телефонов остаются их слабым местом. Увеличиваются мегагерцы процессоров, гигабайты памяти и дюймы дисплеев. А вот технологии аккумуляторных батарей за ними не успевают и обеспечивают непродолжительное время автономной работы. Да и срок службы аккумуляторов оставляет желать лучшего. К примеру, распространённые литиевые батареи телефонов служат 2─3 года после чего теряют больше половины своей ёмкости. В результате удобство от использования гаджета резко падает. А когда батарея выходит из строя, часто встаёт вопрос о покупке нового телефона или замене батарейки. Сегодня мы поговорим о том, можно ли реанимировать аккумулятор телефона.

Прежде чем мы рассмотрим некоторые методы реанимации аккумуляторной батареи телефона, нужно сказать важное замечание. Некоторые методы восстановления, которые описаны ниже, приносят эффект только на небольшой промежуток времени. Долгосрочное восстановление литиевых АКБ невозможно, поскольку в процессе эксплуатации литий в них разрушается. И эту деградацию не получиться повернуть вспять. Так, что здесь речь идёт о восстановлении на некоторое время, чтобы вытащить из телефона какие-то важные данные (контакты, фото и т. п.).


Долгосрочное восстановление возможно лишь в том случае, если у вас в телефоне или аккумуляторы. Но такие аппараты сейчас уже не выпускаются. В продаже остались телефоны с литий─ионными и литий─полимерными аккумуляторами. Если вам кто-то говорит, что знает, как починить аккумулятор телефона литиевого типа на долгосрочной основе, то речь, вероятно, идёт о перепаковке батареи (замена банки). В этой статье будут рассмотрены методы реанимации литиевых батарей телефонов, которые приносят положительный результат на короткий временной интервал.

Не стоит рассчитывать на многое в результате использования этого метода. Но он помогает толкнуть и реанимировать аккумулятор телефона, который длительное время бездействовал. Привести его в полноценное рабочее состояние не получиться, а вот запустить телефон с помощью этой батарейки на какое-то время возможно.

Что вам потребуется?

  • Адаптер питания, выдающий напряжение от 6 до 12 вольт. Такие блоки питания идут в комплекте с большинством приставок, роутеров, модемов;
  • Мультиметр для того чтобы контролировать подаваемое на батарею напряжения;
  • Сопротивление от 300 до 1500 Ом мощностью 0,5 Вт или больше. Лучше всего будет использовать подстроечный резистор.


Что нужно делать?

  • Используя провода, выводим плюс и минус от адаптера питания;
  • Провода соединяем с выводами АКБ с соблюдением полярности. Предварительно определите полярность выводов батареи с помощью мультиметра;
  • В разрыв провода от плюсового контакта ставится резистор.

Рекомендуется использовать ток величиной 50 мА. Чтобы вычислить необходимое сопротивление резистора, используем закон Ома R = U / I. Из расчёта напряжения 12 вольт получаем R = 12 / 0,05 = 240 Ом. Если вы поставите подстроечный резистор, то сопротивление можно будет регулировать, как требуется.

Кстати, можно попробовать толкнуть аккумулятор телефона от . Для этого напрямую соединяются минусовые контакты аккумуляторов. А проводом от плюсового контакта телефонной батареи производятся кратковременные касания положительного вывода автомобильной АКБ. После того, как напряжение на аккумуляторе телефона поднимется, он вставляется в аппарат и проводится штатная зарядка.

Внимание! Не оставляйте без присмотра собранную и включённую схему. Неисправная батарея может легко загореться. Это очень даже реально. Возгорание литиевого аккумулятора вы можете посмотреть на следующем видео.

Постоянно контролируйте температуру аккумулятора. Если нет термопары для этого, то просто на ощупь рукой. При сильном нагреве сразу отключайте адаптер питания от сети.

Реанимация аккумулятора телефона холодом

Сразу отметим, что для литиевого аккумулятора способ реанимировать батарейку бесполезный. На некоторых информационных ресурсах и форумах можно встретить положительные отзывы об этой методике. Но речь, судя по всему, идёт о в старых телефонных аппаратах. Суть здесь в том, что при эксплуатации щелочных аккумуляторах в их электродах образуются дендриты. В результате количество активного вещества уменьшается, и оно исключается из электрохимических процессов в АКБ.

Поэтому и появился вариант, когда аккумуляторная батарея охлаждается в морозильной камере. Под действием холода дендриты становятся хрупкими и после охлаждения в результате встряхивания или лёгких ударов они разрушаются. В результате восстанавливается объём активного вещества электродов и АКБ восстанавливает ёмкость.

Но всё это справедливо в отношении щелочных батарей. Что касается литиевых аккумуляторов, то польза от такого метода сомнительная. Больше информации можно получить в статьях , .

Замыкание контактов аккумулятора телефона

Можно встретить ряд отзывов о том, что это помогает реанимировать аккумулятор телефона. Этот способ крайне рискованный в плане сохранения «здоровья аккумулятора». Так, что замыкание разноимённых контактов батареи следует использовать, только когда все остальные методы не принесли положительного результата. Для этого вам понадобятся инструменты для разборки батареи, а также провод или другой металлический предмет, чтобы закоротить выводы .


Аккумуляторы разных производителей разбираются по-разному и какого-то универсального рецепта здесь нет. В большинстве случаев металлический корпус литиевого аккумулятора заключён в рамку из пластика. В нём находится управляющая плата аккумулятора, к которой подключены плюсовой и минусовой контакты батареи. Они-то вам и нужны. Их нужно закоротить на очень короткий промежуток времени. Как и в остальных методах реанимации аккумулятора телефона нет никаких гарантий восстановления его работоспособности.
Возможно, вас заинтересует статья о том, телефона.

Поскольку любая батарея (аккумулятор) является источником постоянного электрического тока, то рано или поздно заряд её неизбежно истощится. С каждой подзарядкой ёмкость её будет всё меньше и меньше . Таковы законы физики.

Можно только ненадолго продлить её работу. Рассмотрим, как восстановить литий ионный аккумулятор чтобы выиграть время, необходимое для замены батареи.

ВАЖНО. Если вы новичок в технике, то дальше, вообще, ничего не стоит читать - просто идите за новой батареей или пригласите грамотного товарища. (Кума звать не надо!).


Кроме того, вы узнаете о причинах возгорания, взрывоопасности, старении ЛИА. Эта информация поможет определить - что именно произошло с батареей, а также даст возможность избежать ошибок в эксплуатации.

Итак, - литий-ионного типа аккумуляторы (ЛИА) применяются в широком спектре различной современной техники как источник эл. энергии от мобильных телефонов до накопителей в энергетических системах.

Их основные показатели работы могут различаться в таких пределах (это зависит от их хим состава):

  • Напряжение (номинал) - 3,7 В или 3,8 В;
  • Напряжение максимальное - 4,23 В или 4,4 В;
  • Напряжение минимальное - 2,5–2,75 В или 3,0 В;
  • Количество заряд-разрядов - 600 (при потере 20% ёмкости);
  • Сопротивление внутреннее 5–15 мОм/Ач;
  • При нормальных условиях значение саморазряда - 3% в месяц;
  • Рабочий диапазон температур - от минус 20°C до плюс 60°C, оптимальная - плюс 20°C.
  • Если при зарядке ЛИА произойдёт превышение напряжения, то может произойти его возгорание. Для защиты от этого в корпус вставляется контроллер. Его функция - отключить ЛИА. (Также контролируя ток, перегрев и глубину разряда).
  • Для снижения себестоимости не каждый литиевый аккумулятор снабжается контроллером (либо выполняет защиту не по всем параметрам).

ИНТЕРЕСНО: Первым изготовителем литиевых аккумуляторов стала в 1991 г. корпорация Sony.

Устройство и преимущества ЛИА

ЛИА состоит из катода (на фольге из алюминия) и анода (на фольге из меди), разделённых электролитическим сепаратором и помещённых в герметичную «банку».

Катод и анод присоединяются к токосъёмным клеммам.

Корпус иногда оснащён клапаном для сброса давления при аварийных моментах эксплуатации.

В литий-ионном аккумуляторе (ЛИА) заряд переносится ионом лития. Его характерной способностью является способность внедриться в кристаллическую решётку прочих материалов (в нашем случае это графит, окислы или соли металлов), образуя при этом химсвязи.

В настоящее время используются три разновидности материалов для катодов:

  • Лития кобальтаты (благодаря кобальту увеличивается количество зарядноразрядных циклов, а также появляется возможность эксплуатации при пониженных температурах);
  • Литий-марганец;
  • Лития феррофосфат (низкая себестоимость).
  • Преимущества ЛИА состоят в низком саморазряде, большом количестве циклов.

Недостатки ЛИА

Взрывоопасность аккумуляторов Li-ion в первом поколении была обоснована возникновением газообразных образований, которые приводили к замыканию между электродами. Теперь это устранено заменой анодного материала с металлического лития на графит.

Взрывоопасность также возникала в оксиднокобальтовых ЛИА при нарушениях эксплуатации.

ЛИА на литиевоферрофосфатной основе полностью лишены подобного недостатка.

ВАЖНО. Разрядка ЛИА при низких температурах (особенно повторная) приводит к снижению энергии на отдачу до десятков процентов. Кроме того, ЛИА «остро» реагируют на температуру при зарядке: оптимальная - +20 °C, а +5 °C - уже не рекомендована.

Эффект памяти

Исследования подтвердили существование эффекта памяти в ЛИА. Но суть состоит в его принципиальном наличии, а не в его влиянии на работу в целом.

Объяснение этого процесса звучит так: работа батареи заключается в периодическом высвобождении и захвате литиевых ионов и этот процесс при неполной зарядке ухудшается из-за нарушения микроструктуры электрода.

ВАЖНО. Специалистами выделены два правила продления службы ЛИА:

  • Недопущение полного разряда;
  • Не заряжать вблизи источников тепла.

Старение

ЛИА стареют даже вне эксплуатации. Двадцать процентов ёмкости теряются уже через два года. Не следует покупать их «в стол». Смотреть при покупке на дату производства.

Низкие температуры и мощность

До пятидесяти процентов мощности батарей теряется при температуре эксплуатации ниже 0 °C.

Самовозгорание

ЛИА склонны к самовозгоранию. При термическом разгоне неисправного (повреждённого) аккумулятора выделяются вещества ускоряющие его саморазогрев (кислород плюс горючие газы). Поэтому гореть он способен и при отсутствии воздуха.

Для тушения в таких случаях предусмотреть понижение температуры и предотвращать распространение огня.

Приступаем к восстановлению

После того как вам уже известна из вышеизложенного «физика» и «химия» работы ЛИА и его начинка, вы сможете самостоятельно выбрать один из способов для лечения своей батареи, а также оценить «разумность» нижеприведённых методов.

Избавляемся от газов

Нам уже известно, что при неправильной эксплуатации внутри «банки» могут образовываться газообразные вещества.

Суть этого способа состоит в том, что от них нужно избавиться. Для этого сначала снимают верхний блок (контроллер), потом прокалывают обнаруженный колпачок, а затем прижимают к твёрдой поверхности каким-то прессом для высвобождения газов.

После этого заклеивают отверстие эпоксидной смолой и возвращают на место контроллер.

Но перед тем как оживить аккумулятор телефона таким образом помните об ожидаемых опасностях этого способа:

  • Повреждение устройства чрезмерным воздействием;
  • Повреждение электроники под колпачком;
  • Возможность взрыва (самовозгорания) при замыкании катода с анодом.

Кратковременный «возврат» ёмкости

Ненадолго оживить батарею можно если провести «оживление» с помощью блока питания на 5–12 Вольт, резистора от 330 до 1000 Ом и мощностью не менее 500 мВт.

Для этого контакты блока питания соединяют с контактами ЛИА: минус к минусу, а плюс к плюсу через резистор, полярность которого проверяется мультиметром. Время потребления - не более двух-трёх минут.

Обратите внимание, что параметры подаваемого тока должны соответствовать требуемым, а вольтметром или тестером контролируйте напряжение.

Используем холодильник

Следуя этому нехитрому способу, восстановление аккумулятора проводится так:

извлечённый из смартфона аккумулятор нужно поместить в холодильник на время от двадцати до тридцати минут, предварительно поместив в полиэтиленовый пакетик. Затем подключить на одну минуту к зарядке , а потом подождать пока он не прогреется до температуры помещения.

Якобы после этих манипуляций его можно будет использовать как обычно.

Способ заряд-разряд

Этот метод нужно было бы назвать способом реанимации аккумулятора для школьника пятого класса.

По мнению популяризаторов этого «прикола» «привести в чувство» батарею телефона можно путём «несколькократного» (количество раз не указывается) стопроцентного заряда и последующего полного разряда батареи. Для разряда советуют воспользоваться какой-либо ресурсоёмкой игрой или утилитой AnTuTu, каждый раз для этого извлекая и вставляя обратно в мобильник.

Остаётся непонятным каким образом батарея будет заряжаться несколько раз до 100 процентов если она уже находится в нерабочем состоянии ?

«Дикий» метод восстановления

Заключается этот «манёвр» в том, что после снятия защитного контроллера нужно замкнуть между собой каким-либо металлическим предметом выводящиеся клеммы-токосниматели. После этого контроллер возвращается на место.

При этом добавляется ещё один многозначительный момент - в начале процедуры почему-то нужно отклеить наклеечку с техническими характеристиками ЛИА. Вот уж поистине «танцы с бубном»!

Раскачиваем ЛИА, отключённый контроллером

Для предотвращения глубокого разряда литий ионные аккумуляторы снабжены контроллером, который погружает его в «отключку» . В таком случае при замере напряжения на его клеммах перед контроллером - можно обнаружить значение около 2,5 вольт. Значит, батарея ещё жива!

Для этого сначала отключается (отпаивается) схема защиты.

«Банка» подключается к универсальному устройству для заряда-разряда (например, Turnigy Accucell 6). При этом прибор сам отслеживает процесс и восстановление проходит под его контролем.

Кнопкой «TYPE» выбирается программа заряда «Li-Po», ведь наш ЛИА на 3,7V.

С помощью коротких нажатий «СТАРТ» выбираются параметры заряда. Для Li-ion - значение 3,6 V, для Li-pol - 3,7 V.

Нужно выбрать для параметра значение «AUTO», так как в нашем случае заряд не начнётся из-за низкого заряда батареи.

Ток заряда нужно устанавливать на уровне десяти процентов от ёмкости аккумулятора (в нашем случае 150 mA). Значение устанавливается кнопками «+» и «-».

При достижении заряда в батарее 4.2 V устройство будет переведено в режим стабилизации напряжения, а по завершении процесса раздастся звуковой сигнал, а на дисплее будет сообщение «FULL».

И напоследок видео о том, как не нужно восстанавливать батареи

Замечания по технике безопасности

Перед тем как восстановить литий-ионный аккумулятор вы должны вспомнить о нижеприведённых правилах:

  • Нельзя оставлять проблемный ЛИА при проведении ремонта без присмотра. Спонтанное возгорание - это не угроза, а реальный факт.
  • Необходимо периодически контролировать температуру аккумулятора телефона выносной термопарой, можно электронным термометром или хотя бы рукой. Если поверхность показалась горячей, а не тёплой, нужно немедленно прекратить ремонт.
  • Не используйте высокие токи для зарядки. Возможный допустимый максимум - это 50 мА. Рассчитывается такой параметр путём деления напряжения питания БП на ёмкость резистора. Например, при 12 В и 500 Ом - это будет 24 мА.
  • Вместо резистора допустимо использование стандартного 80-мм вентилятора для компьютера.

Помните, что приведённые способы не дают стопроцентного результата, а ответственность в любом случае лежит на вас самих. Особенно это касается гуманитариев.

Не переоценивайте свои знания и возможности. Лучше лишний раз посоветуйтесь со знающими людьми.

А своим опытом делитесь с друзьями и пишите в комментариях.

Пожалуй, главная проблема современных гаджетов — это их автономность, батареи, даже обладающие внушительным количеством миллиампер в час, во время эксплуатации теряют свою ёмкость, устройства разряжаются гораздо быстрее. Сейчас уже нормой считается от 2000 mA/час, но и количество процессов, потребляющих драгоценную энергию, и общее использование увеличивается. Каждый цикл заряда и разряда сокращают и емкость, и эффективность, особенно, если эти циклы происходят беспорядочно, разными силами тока и некачественными зарядниками. Конечно, энергоэффективность зависит не только от батареи и всего железа аппарата, но и от программного обеспечения, а возможно и в большей степени. За платформой андроид закрепилась «слава» очень прожорливой, у iOS от Apple дела обстоят немного лучше, связано это с преимуществом полного цикла производства и более ограниченной в кастомизации устройств. Довольно теории и размышлений, перейдем к делу.

Если все сделать правильно, то можно восстановить батарею и увеличить емкость.

Стали замечать, что смартфон плохо держит зарядку, при обычном использовании так и просится к розетке? Значит емкость аккумулятора упала, и он требует калибровки, сделать это довольно просто.

Простой способ

  1. Нужно зарядить устройство полностью (как обычно, поставить заряжать на ночь).
  2. Разрядить батарею полностью, использовать, как обычно пока он не выключится.
  3. Зарядить полностью, не снимая с зарядки до 100% (не использовать без необходимости).
  4. Повторить процесс 5-6 раз (важно все продумать и не смотря ни на что, соблюдать правила).

В принципе это все, что можно сделать, не применяя дополнительного оборудования. После проведенной процедуры можете установить приложение, которое программно настраивает батарею Battery Doctor , доступно для iOS и Andriod . Не стану утверждать, что они эффективны, но пользовательский рейтинг и количество установок внушают доверие.

Если после процедуры изменений не последовало, и батарея по-прежнему умирает к полудню, остается только одно — ее замена. Если батарея съемная, это легко, в противном случае сервисный центр вам в помощь. Выбор батареи тоже целая наука, очень много подделок, и вводящих в заблуждение повышенной емкостью аналогов. Используйте оригиналы или же проверенные бренды.

Оптимизируйте запущенные приложения, отключив ненужные, либо редко использованные, настройте режим энергосбережения и не перегревайте устройство. Правильная эксплуатация поможет продлить жизнь батареи и функционирование аппарата согласно заявленным параметрам. Выбирайте качественные, исправные зарядные устройства.

Все эти простые действия лишь отчасти помогут привести батарею в режим боеготовности, но есть более совершенный способ, а именно аппаратный.

iMAX B6 многофункциональное зарядное устройство

Если у вас в доме есть хоть один аккумулятор — это устройство вам точно необходимо. Ее возможности впечатляют: восстановить или правильно зарядить батарею от смартфона, телефона, любого аккумуляторного инструмента или кислотной батареи с током до 5A. Не всякое устройство это может при том, что все это уменьшается в небольшом корпусе.

Возможности

Заряд аккумуляторов Li-ion, Li-pol, LiFe, NiCd, NiMH, PbAcid (свинцовые всех типов)
Полностью автоматический процесс заряда, управляемый микроконтроллером. Отсечка по току и напряжению для литиевых аккумуляторов, по температуре и ΔV для никелевых. Для всех типов - выключение по максимальному времени и емкости.
Тренировка NiCd и NiMH. Балансировочный заряд Li-pol аккумуляторов(для батарей с несколькими банками)
Ток заряда до 5А (0.1~5.0 A,), разряда - до 1А (0.1~1.0 A,).
Экран с показаниями текущего напряжения, тока, емкости. Выгрузка всех этих параметров на компьютер и построение графиков.
Работает от источника постоянного тока напряжением 10 ~ 18 В (например, от аккумулятора автомобиля, или сетевого блока питания).
Блок питания в комплект НЕ ВХОДИТ
рабочее напряжение: 11.0~18.0 вольт,
максимальная мощность: 50 Вт заряд, 5 Вт разряд,
ток балансировки LiPo: 300 мА/банку,
количество элементов в NiCd/NiMH батарее: 1~15,
Можно тренировать аккумулятор шуруповерта
количество элементов в LiIo/LiPo/LiFe батарее: 1~6,
напряжение Pb (свинец) батареи: 2~20 вольт,
Рекомендации по установке Delta Peak для NiMh и NiCd батарей:
NiMh - 0.5 mV
NiCd - 0.8 mV
Рекомендуемый ток заряда: 0.3 A

Автопроизводители стремятся обеспечить достойный срок эксплуатации своих изделий в целом, а также их отдельных элементов. Однако, есть способы, помогающие расширить рамки установленные этими компаниями. Примером может служить реанимация основного электрического прибора в авто. В статье подскажем, как восстановить автомобильный аккумулятор, чтобы он отработал несколько дополнительных месяцев или нет.

Покупка новой АКБ в этом случае не отменяется, а лишь откладывается на этот период. Для экспериментов подойдут изначально качественные батареи. Сопутствующие материалы, помогающие «оживить» выработанный агрегат, доступны для любого автовладельца.

Когда аккумулятор подвергается частой полной разрядке и длительному простою в таком положении, то при такой эксплуатации возникает основная «болезнь» АКБ – сульфатация пластин. Следствием этого процесса является заметное понижение емкости. Из-за этого такая батарея не может прокручивать стартер во время запуска мотора.

Сульфатация пластин АКБ

Узнать о начинающейся сульфатации можно по нескольким признакам:

  • повышенное напряжение на клеммах;
  • заметный разогрев пластин во время работы;
  • иногда закипает электролит;
  • снижается емкость заряда.

Еще одной причиной поломки может стать разрушение пластин, которое приводит к короткому замыканию между ними. Иногда случается полный отрыв пластины со своего места. Причиной для этого повреждения может стать переизбыток напряжения, поданного для заряда АКБ при недостатке электролита в емкости.

Нужно знать, что как недостаточный, так и избыточный заряд способен привести к разрушению автомобильного аккумулятора.

После проведения ремонтных работ с батареей, чтобы оживить аккумулятор автомобиля, необходимо будет избавиться от источника разрушения электрического элемента.

Наружные повреждения батареи

Перед началом устранения определим разновидности неполадок и возможности их устранения. В качестве внешних неисправностей присутствует окисление клемм. За счет покрытия слоем окалины, не происходит качественного контакта между поверхностью аккумуляторного электрода и контактирующим с ней проводом.

Зачистив поверхности можно восстановить выходные электрические характеристики АКБ. Иногда клемма насажена достаточно плотно, прикипает к электроду, поэтому требуется раскрутить соединение и проконтролировать наличие хорошего сопряжения.

Второй по популярности внешней проблемой является повреждение корпуса батареи. Происходит это вследствие внешнего механического повреждения или из-за внутренних неисправностей. Восстановление автомобильного аккумулятора и заделывание пробоины возможно только на обслуживаемых АКБ. Для этого откидываются контакты, снимается батарея, сливаются остатки электролита и паяется наружная стенка с помощью пластиковой латки. Проверить герметичность можно с помощью дистиллята. Лишь затем в емкости вливается свежий электролит.

Внутренние поломки АКБ

Основной проблемой, которая портит аккумулятор изнутри, является покрытие пластин солями реакции кислоты и свинца. Они препятствуют перемещению заряженных частиц от одного электрода к другому. Параллельно растет сопротивление, что приводит к снижению общей емкости батареи. Ранние периоды такого процесса являются обратимыми, но если реакция значительно повредила пластины, то возобновление работоспособности агрегата невозможно.

Прибор для измерения плотности электролита

Иногда возможно осыпание частиц с пластин, приводящее к замыканию. Если это случилось не так давно, то выручит промывка внутренности дистиллированной водой. Чтобы не получить раздутие корпуса от сильных длительных морозов, не стоит оставлять батарею в автомобиле. Расширившийся за счет этого процесса электролит разрушит конструкцию АКБ, который после такого «стресса» не получится восстановить.

Способы восстановления аккумулятора

Опишем наиболее популярные способы возобновления работоспособности, при которых ремонт аккумулятора автомобиля даст ему дополнительное время жизни.


Защита аккумулятора

Как правильно эксплуатировать аккумулятор

Оттянуть ремонт аккумулятора автомобиля и продлить срок его службы можно с помощью выполнения простых правил:

  • хотя бы раз в сезон необходимо контролировать плотность электролита;
  • во время морозов выше 20-25 С необходимо доводить плотность до 1,35-1,4 г/мл;
  • для зарядки АКБ применяется сила тока, меньшая в 10 раз от числового значения емкости;

если автомобиль может оказаться на открытой стоянке во время мороза от -25 С, то его желательно укрыть или забрать с собой, чтобы замерзший электролит не вывел агрегат из строя.

Запуск автомобильных двигателей и других силовых установок осуществляется стартером, представляющим собой специальный электрический двигатель. Для создания пускового момента ему требуется электроэнергия, получаемая от внешнего источника - аккумуляторной батареи. Однако с течением времени в процессе эксплуатации у батареи могут возникнуть различные неисправности, и тогда у владельцев появляется вопрос, как восстановить аккумулятор. Эта задача решается различными способами, в зависимости от конструкции и технического состояния батареи, с использованием специального оборудования и инструмента.

Устройство кислотного аккумулятора

Основная функция аккумулятора состоит в кратковременной подаче мощного электропитания к стартеру, обеспечивающему запуск различных силовых установок. На короткое время АКБ снабжает электричеством все бортовые приборы до запуска двигателя, после чего питание к ним начинает вырабатываться генератором. Для автомобилей выпускаются устройства двух типов - кислотный и щелочной аккумулятор. Восстановительные мероприятия чаще всего касаются первого варианта, который и будет рассмотрен более подробно в качестве примера.

Все батареи имеют достаточно надежную конструкцию, но несмотря на это все равно случаются повреждения и неисправности из-за неправильного обслуживания или неаккуратной эксплуатации. Если кислотный аккумулятор старый, то ремонтировать его нет никакого смысла. Как правило восстановительные мероприятия проводятся в отношении сравнительно новых АКБ. Для этого нужно хорошо представлять конструкцию данных устройств.

Любая батарея помещается в закрытом пластиковом корпусе, из которого наружу выходят две клеммы плюса и минуса. Конструкция предполагает возможность обслуживания аккумулятора или же модель является необслуживаемой. В первом случае в верхней части корпуса имеются отверстия, закрывающиеся пробками. Во втором случае данные конструктивные элементы отсутствуют, за исключением одного небольшого отверстия, через которое отводятся газы. Подобные устройства обладают улучшенными характеристиками.

Внутреннее пространство корпуса разделено на 6 частей, называемых секциями или банками. Они заполнены рабочими элементами - свинцовыми пластинами с положительным или отрицательным значением, на которые нанесено активное вещество. Пластины аккумулятора располагаются поочередно таким образом, чтобы плюс чередовался с минусом. Между ними расположен сепаратор, исключающий возможность случайного соприкосновения. Пластины соединяются в общие блоки на каждом из которых установлена выводная перемычка, соединенная с мостом. Таким образом, все элементы соединяются в единый мост и выводятся на клеммы.

Принцип работы АКБ

Образование и передача электроэнергии в АКБ осуществляется путем химических реакций. С этой целью в каждую банку заливается электролит, представляющий собой раствор, в котором в строго определенных дозах смешаны кислота и дистиллированная вода.

Аккумулятор не может самостоятельно вырабатывать электроэнергию, он лишь получает ее из посторонних источников и сохраняет в течение определенного времени. В процессе зарядки электричество поступает на клеммы, после чего происходит его преобразование в химическую энергию. Разряжаясь, батарея вступает в обратный процесс, когда химическая энергия превращается в электрический ток.

Когда к аккумулятору подключается нагрузка, начинается реакция между губчатым свинцом, расположенным на отрицательных пластинах, двуокисью свинца с положительной пластины и электролитом. В результате происходит высвобождение электроэнергии, которая затем и используется по назначению. В это же время отрицательные пластины покрываются слоем сульфата свинца. Во время зарядки АКБ весь процесс происходит в обратной последовательности, после чего сульфат оказывается растворенным в электролите, а положительные пластины покрываются слоем диоксида свинца.

Основные неисправности батареи

Положительные и отрицательные пластины аккумулятора помещаются в закрытую пластмассовую емкость, внутрь которой заливается электролит, представляющий собой раствор соляной кислоты. Совместно со свинцовыми пластинами он образует так называемую гальваническую пару. К клеммам поступает ток от генератора или зарядного устройства. Когда он накапливается в достаточном количестве, аккумулятор сам превращается в источник электричества.

Потери электроэнергии, затраченной на пуск и другие нужды, восполняются с помощью генератора. Однако через определенное время накопленных запасов становится недостаточно для нормальной работы. В процессе эксплуатации наступает старение пластин. В отдельных случаях батарею можно реанимировать. Но для этого нужно вначале точно установить причину нерабочего состояния аккумулятора, чтобы восстановить АКБ автомобиля в домашних условиях.

Чаще всего батарея выходит из строя из-за сульфатации свинцовых электродов. В случае глубокой разрядки кристаллы не успевают раствориться. Кроме того, сульфатация возникает по причине регулярной недостаточной зарядки и продолжительного хранения АКБ в состоянии полной разрядки. Она легко определяется визуально, достаточно всего лишь открутить пробки и взглянуть на пластины, покрытие светло-коричневым налетом.

В других случаях при наличии сульфатации батарея начинает быстро закипать при зарядке, при полной зарядке она не вращает двигатель стартера и садится в течение нескольких минут даже под самой незначительной нагрузкой. Корпус покрывается белым налетом и вернуть первоначальное состояние уже проблематично.

Другая широко известная причина неисправности АКБ заключается в разрушении пластин и их дальнейшем осыпании. Основным внешним признаком является черный цвет электролита. В случае разрушения многих решеток ремонт такого аккумулятора становится невозможным и восстановлению он уже не подлежит.

Неисправность батарей нередко связана с замыканием пластин, расположенных рядом. Они деформируются или осыпаются, а на дне корпуса образуется осадок, вызывая замыкание одной из секций. В этом случае электролит в данной банке при зарядке не закипает, или кипение наступает очень медленно. Напряжение вообще не растет или поднимается крайне слабо. В этом случае неизвестно, можно ли вернуть устройство в начальное состояние.

Иногда аккумулятор выходит из строя по причине замерзания электролита. Это случается, когда батарея находится на морозе в состоянии сильной разрядки. Если корпус разорван льдом, то и пластины скорее всего тоже деформировались и замкнулись. При целом корпусе батарею следует разморозить в теплом месте и затем попытаться решить задачу, как восстановить аккумулятор.

Перед началом ремонта корпус нужно очистить. С его поверхности удаляется грязь, после чего он промывается содовым раствором с целью нейтрализации электролита. Клеммы очищаются от налета средней наждачной бумагой. Иногда после очистки клемм батарея сразу же частично восстанавливает свою работоспособность.

Десульфатация методом КТЦ

В результате сульфатации на поверхностях пластин оседает сернокислый свинец, препятствующий проникновению электролита в глубину активной массы. По этой причине какая-то часть массы уже не принимает участия в химической реакции. Поэтому в АКБ наблюдается рост внутреннего сопротивления, из-за чего емкость падает. Аккумулятор не может полностью зарядиться и очень быстро теряет набранный заряд.

Одним из основных методов решения проблемы, как восстановить автомобильный аккумулятор, считается контрольно-тренировочный цикл, с помощью которого сульфатация может быть ликвидирована на ранней стадии, а емкость АКБ восстановлена. Суть метода состоит в зарядке и разрядке, которые выполняются единым циклом. Необходимо заранее подготовить зарядное устройство, вольтметр, ареометр, потребитель в качестве нагрузки и можно восстанавливать работоспособность.

Вначале батарея полностью заряжается. Для этого используется сила тока, составляющая 10% от номинальной ёмкости АКБ. То есть, батарее на 60 ампер-часов потребуется ток, силой 6 ампер. По окончании зарядки выполняется проверка плотности электролита во всех банках, который в норме должен быть 1,27. Если показатель меньше номинала, необходимо поднять плотность до нужного уровня и еще полчаса заряжать батарею для перемешивания электролита.

Далее выполняется контрольная разрядка при помощи нагрузки, подключенной к клеммам. При этом потребляемая электроэнергия составляет не более 10% от емкости аккумулятора. В процессе разрядки выполняются периодические замеры напряжения, которое должно снизиться на клеммах до 10,2В. Данный показатель соответствует полному разряду устройства. Одновременно нужно следить за временем разрядки. Новой батарее для этого требуется примерно 10 часов. Меньшее время разрядки соответствует большей потере емкости АКБ. Таким образом, решается задача, как восстановить аккумулятор автомобиля.

Аккумулятор не должен оставаться разряженным слишком долго. После полного разряда он должен быть сразу же поставлен на зарядку до тех пор, пока заряд полностью не восстановится. В результате этой операции ёмкость восстанавливается, а внутреннее сопротивление батареи снижается после понижения сульфатации.

Замена электролита

Иногда электролит, содержащийся в банках, становится мутным и приобретает черный цвет. В этом случае требуется его замена. Подобное состояние характерно для коротких замыканий или старых аккумуляторов, которые не использовались в течение длительного времени. Одним из способов восстановления аккумулятора автомобиля, считается замена электролита.

Испорченную жидкость нужно слить путем вытягивания ее резиновой грушей. Откачивать электролит рекомендуется не только с испорченной, но и со всех остальных банок.

В пустые банки заливается дистиллированная вода, после этого корпус АКБ нужно немного покачать и выполнить слив. Переворачивать батарею нельзя, иначе частички осадка могут застрять между пластинами. Процедура повторяется неоднократно, пока сливаемая вода не будет чистой.

  • Заливается электролит с плотностью 1,28 и отстаивается в течение суток, пока изнутри не выйдет весь воздух.
  • Зарядка током силой 0,1 А пока плотность полностью не восстанавливается. Электролит не должен сильно кипеть, а корпус - сильно нагреваться. Если нужно, зарядка прерывается, чтобы жидкость остыла. Батарея должна зарядиться до 14-15 вольт.
  • После проверки показаний ареометра, ток уменьшается и остается еще на 2 часа. Если плотность за это время осталась на прежнем уровне, зарядку можно прекратить.

С помощью тока 0,5 ампер старый аккумулятор разряжается до 10 вольт. При достижении напряжением этой отметки менее чем за 8 часов следует повторить весь предыдущий цикл. Если же все в норме, батарея заряжается до своего номинального значения.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков