История марки зил, модельный ряд с техническими характеристиками и фотографиями. Основные базовые модификации автомобилей зил Автомобили зил модельный ряд

История марки зил, модельный ряд с техническими характеристиками и фотографиями. Основные базовые модификации автомобилей зил Автомобили зил модельный ряд

Основные базовые модификации автомобилей ЗИЛ


ЗИЛ выпускает грузовые двухосные и трехосные автомобили, классифицируемые как автомобили общетранспортного назначения.

Двухосные грузовые автомобили

Семейство двухосных грузовых автомобилей предназначено для перевозки 6000 кг груза по автомобильным дорогам всех видов в составе одиночных автомобилей и в составе автопоездов с прицепами или полуприцепами с грузом массой 8000 кг.

Все автомобили имеют одинаковую компоновку агрегатов и колесную формулу 4х2.

Автомобиль-тягач ЗИЛ -431410 является базовой модификацией семейства двухосных автомобилей (рис. 1).

На автомобиле над передним мостом расположен силовой агрегат, состоящий из карбюраторного двигателя, однодискового сцепления, синхронизированной пятиступенчатой коробки передач. Ведущий мост автомобиля задний, в нем расположена главная передача (одинарная гипоидная либо двойная с косозубой и прямозубой парами). Усилие от силового агрегата к заднему мосту передают два последовательно расположенных вала с карданными шарнирами. Задний конец переднего вала имеет промежуточную опору, подвешенную к поперечине рамы.

Подвеска автомобиля выполнена на листовых полуэллиптических рессорах. Передняя подвеска имеет телескопические гидроамортизаторы.

Колеса дисковые с пневматическими камерными шинами, задние колеса двухскатные.

Управление автомобилем осуществляется через колеса переднего моста, привод управления снабжен гидроусилителем.

Торможение автомобиля происходит тормозными механизмами барабанного типа, воздействующими на все колеса. Привод тормозных механизмов пневматический.

Электрооборудование однопроводное, напряжение рассчитано на 12 В.

Кабина автомобиля цельнометаллическая, трехместная, двухдверная, с широким панорамным стеклом. Платформа комбинированная, деревянная, с металлическими поперечинами, откидными боковыми и задним бортами. Платформа может быть оборудована тентом с каркасом типа домик или надставками на передний и боковые борта.

Рис. 1. Автомобиль-тягач ЗИЛ -431410

Автомобиль-тягач ЗИЛ -431510 отличается от базового автомобиля увеличенными по длине размерами базы, карданного вала и платформы (рис. 2). Боковые борта платформы состоят из двух самостоятельных частей. Автомобиль предназначен для перевозки длинномерных грузов и грузов малой плотности.

Седельный тягач ЗИЛ -441510 служит для работы в составе автопоезда с полуприцепом полной массой 14 400 кг (рис. 3). Автомобиль отличается от базовой модификации укороченной базой, наличием двух топливных баков вместимостью 125 л каждый и отсутствием места для установки запасного колеса, которое размещено на полуприцепе. Карданная передача имеет один вал.

Рис. 2. Автомобиль-тягач ЗИЛ -431510

Рис. 3. Седельный тягач ЗИЛ -441510

На базе всех модификаций двухосных автомобилей завод производит автомобили ЗИЛ моделей 431810, 431610, 441610,

работающие на двух видах газового топлива - сжатом и сжиженном газе. Эти автомобили предназначены для работы в тех же условиях, что и базовой модификации, работающие на бензине.

Автомобили, работающие на газовом топливе, максимально унифицированы с базовыми модификациями и оснащены газовыми приборами, необходимыми для работы на газовом топливе, а также специальными емкостями для газа. На автомобилях предусмотрена в качестве резервной бензиновая система питания с наличием соответствующих емкостей для топлива. Для обеспечения пожарной безопасности на эти автомобили не устанавливаются пусковые подогреватели двигателя.

Трехосные грузовые автомобили

Семейство трехосных грузовых ацтомобилей высокой проходимости с колесной формулой 6 хб (все мосты ведущие) предназначено для перевозки грузов, людей и буксирования прицепов по дорогам всех видов и бездорожью.

Бортовой автомобиль ЗИЛ -131Н, на котором установлены силовой агрегат и кабина, является базовой модификацией этого семейства (рис. 4). Конструкция и компоновка силового агрегата и кабины аналогичны силовому агрегату и кабине, применяемым на двухосных автомобилях (со специфическими конструктивными особенностями).

Рис. 4. Бортовой автомобиль ЗИЛ -131Н

Усилие от силового агрегата на ведущие мосты передается карданной передачей открытого типа через раздаточную коробку, имеющую две передачи - прямую и низшую.

Передняя подвеска по конструктивной схеме аналогична подвеске, применяемой на автомобиле ЗИЛ -431410, но отличается размерами.

Задняя подвеска балансирная - на продольных листовых полуэллиптических рессорах. Толкающее усилие и реактивные моменты передаются реактивными штангами.

Колеса дисковые, оборудованы пневматическими камерными шинами переменного давления. На автомобиле смонтирована система регулировки давления воздуха в шинах, способная работать на движущемся автомобиле.

Автомобиль преодолевает брод глубиной до 1,4 м.

По заказу потребителя на автомобиль устанавливается передняя механическая лебедка с предельным тяговым усилием 50 кН и длиной троса 65 м.

Деревянная грузовая платформа со стальными поперечинами имеет откидной задний борт и приспособлена для перевозки 24 человек, размещаемых на откидных скамейках вдоль боковых бортов и дополнительной - по середине платформы. Платформа может быть оборудована тентом на деревянных дугах.

Электрооборудование автомобиля однопроводное, экранированное, герметизированное, с бесконтактно-транзисторным зажиганием, напряжение постоянного тока 12 В.

Автомобиль ЗИЛ -131HA является модификацией базового автомобиля ЗИЛ -131Н и отличается от него применением обычного электрооборудования с контактно-транзисторным зажиганием, отсутствием устройств герметизации агрегатов. В связи с этим автомобиль преодолевает брод глубиной до 0,9 м. В грузовой платформе автомобиля не устанавливается средняя скамейка, поэтому он имеет 16 посадочных мест для перевозки людей

Рис. 5. Седельный тягач ЗИЛ -131НВ

Автомобиль предназначен для эксплуатации в условиях, ха рактерных для сельской местности, а также для отдаленных районов страны.

Седельный тягач ЗИЛ -131НВ, разработанный на базе автомобиля ЗИЛ -131Н, служит для буксирования специальных полуприцепов, в которых учтены особенности автомобиля-тягача - значительная высота расположения плиты (в сравнении с седельным тягачом ЗИЛ -441510), большой задний свес рамы, колеса односкатные (рис. 5).

Полуприцепы общего назначения, имеющие низкое расположение опорной плиты, нельзя использовать для буксирования седельным тягачом ЗИЛ -131НВ. Кроме того, йри эксплуатации седельного тягача с полуприцепом общей массой 10 000… 12 000 кг нельзя снижать давление воздуха в шинах.

На седельном тягаче задняя тележка, колеса и рама закрыты крыльями. Кронштейны запасного колеса имеют два гнезда - для запасных колес тягача и полуприцепа.

Грузовой автомобиль ЗИЛ -133ГЯ

Грузовой автомобиль ЗИЛ -133ГЯ повышенной грузоподъемности (до 10 000 кг) с колесной формулой 6х4 предназначен для перевозки важнейших грузов в составе автопоезда на дорогах всех категорий, в том числе на грунтовых проселочных дорогах кроме периодов снежных заносов и дорожной распутицы (рис. 6).

Рис. 6. Грузовой автомобиль ЗИЛ -133ГЯ

По компоновочной схеме - это трехосный автомобиль с передним управляющим неведущим мостом и передними рессорами по типу автомобиля ЗИЛ -431410, задней балансирной подвеской, аналогичной подвеске автомобиля ЗИЛ -131Н. Кабина автомобиля ЗИЛ -431410 расположена за двигателем.

Автомобиль ЗИЛ -133ГЯ широко унифицирован с автомобилями действующего производства по ряду деталей, агрегатов, в том числе с автомобилями ЗИЛ моделей 431510 и 131Н. Отличие конструкций автомобиля и отдельных его агрегатов от базовых модификаций автомобилей основного производства заключается в следующем:

установлен силовой агрегат с дизелем КамАЗ-740 специальной комплектации, в основном унифицированный с силовым агрегатом, используемым в автомобиле КамАЗ-5320.

Основное отличие силовых агрегатов КамАЗ заключается в изменении места расположения вентилятора (для автомобиля ЗИЛ -133ГЯ вентилятор поднят выше оси коленчатого вала) и установке рычага переключения передач непосредственно на кулисный механизм коробки передач;
— установлен механизм блокировки межосевого дифференциала в конструкции промежуточного моста для улучшения проходимости автомобиля на скользкой дороге;
— применены дисковые колеса с шинами высокого давления, задние колеса двускатные;
— автомобиль оборудован вспомогательной тормозной системой- заслонкой в системе выпуска газов, что эффективно при движении по горным дорогам;
— электрооборудование рассчитано на два номинальных напряжения - 24 В в режиме пуска (Для стартера) и 12 В в остальных режимах;
— грузовая платформа усилена дополнительной балкой (в связи с увеличением грузоподъемности платформы по сравнению с автомобилем ЗИЛ -431510).

Северные модификации автомобилей

Все грузовые автомобили обычного исполнения работают при температуре окружающего воздуха до -40 °С. В районах Севера и Северо-Востока страны имеются обширные зоны, отличающиеся особенно суровым климатом и специфическими дорожными условиями.

Из-за ограниченного количества и протяженности постоянных дорог автомобильные перевозки в этих районах осуществляются только зимой и в большей части по временным дорогам (зимникам). Покрытие дорог может быть самым разнообразным: неровным на таежно-тундровых и скальных участках, гладким (лед рек, озер), укатанным, посыпанным мелкой крошкой пустой породы (отходы) и т. д.

Температура воздуха в указанных районах достигает 30 °С летом (30 … 50 дней) и - (60 … 65) °С зимой (примерно 200 … 250 дней). Короткий световой день, обильные снегопады, сопровождаемые сильными ветрами осенью, пурга весной осложняют условия работы водителя на автомобиле.

Такие суровые условия потребовали доработки базовых модификаций автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 131Н для обеспечения работоспособности их в этих условиях, т. е. создания северных модификаций автомобилей, которым присвоены обозначения ЗИЛ -431411 и ЗИЛ -131 НС.

Основное отличие этих автомобилей от их базовых модификаций заключается в следующем:
— кабины дополнительно теплоизолированы матами из ПВХ волокон; на дверях установлены утеплители; все окна с двойным остеклением, между стеклами ветрового и заднего окон имеется влагопоглощающий порошок силикагель;
— на рычаге переключения передач раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ -131 НС установлен брезентовый чехол, защищающий от прямого проникновения окружающего воздуха в кабину;
аккумуляторная батарея размещена в кожухе, утепленном жестким пенополиуретаном, и обогревается отработавшими газами двигателя. Газ для обогрева подводится через патрубок, вваренный в левую приемную трубу глушителя. Труба обогрева расположена внутри кожуха под аккумуляторной батареей.

В приемном штуцере установлена заслонка, которая управляется приводом с рукояткой, расположенной в кабине. Заслонка регулирует подачу газа в трубу обогрева. При вытягивании рукоятки заслонка открывается. В передней стенке кожуха установлен термодатчик, работающий в зависимости от изменения температуры воздуха. Указатель температуры воздуха размещен на панели приборов. Необходимо постоянно контролировать температуру воздуха в кожухе и не допускать ее увеличения выше 40 °С.

При движении автомобиля температура воздуха должна быть в пределах 0 … 30 °С;
— установлены противотуманные фары внутри передних буферов, для чего в них предусмотрены окна с решетками, защищающими стекла фар;
— шины колес, приводные ремни, шланги, резиновые прокладки, утеплительный чехол радиатора и капота изготовлены из мате-териалов, морозостойкость которых обеспечивает работоспособность при температуре - 60 °С;
— применены специальные арктические масла для двигателя и агрегатов трансмиссии, а также специальные консистентные смазочные материалы;
— на автомобиле ЗИЛ -431411 установлены передняя тяговая лебедка, аналогичная лебедке автомобиля ЗИЛ -131Н, и прожектор, управляемый из кабины;
— все двухосные автомобили в северном исполнении окрашены в красный или оранжевый цвет;
— для улучшения обзорности при разъездах и обгонах на всех двухосных автомобилях предусмотрен вывод газов из глушителя с правой стороны.

Техническая характеристика

Технические характеристики автомобилей и массы основных агрегатов и узлов приведены в табл. 1.1-1.4, размеры - на рис. 1.7.

Эффективность выпускаемых грузовых автомобилей оценивается рядом параметров, среди которых основным является производительность. Производительность автомобиля, в свою очередь, зависит от двух основных показателей - грузоподъемности и скорости движения.

В условиях все большего возрастания плотности движения на дорогах и ограниченных в связи с этим возможностей повышения скорости движения ведущее положение занимает грузоподъемность. На грузовых автомобилях ЗИЛ -431410 за последние годы были проведены конструктивные мероприятия, позволяющие увеличить массу перевозимого груза с 5000 кг при разработке до 6000 кг. Автомобили ЗИЛ -133ГЯ проектировались на массу перевозимого груза 8000 кг. На последней стадии испытаний масса перевозимого груза была доведена до 10 000 кг. В результате снижения собственной массы на 250 кг увеличена масса перевозимого груза автомобиля ЗИЛ -131Н.

Все автомобили ЗИЛ с V-образными двигателями работают как автомобили-тягачи. Использование автомобилей в составе автопоездов позволяет в 1,5 раза увеличить их производительность, что на 25 … 30% снижает себестоимость перевозок.

В случае доставки груза по заранее известному маршруту, пролегающему по дорогам с твердым гладким покрытием, может быть увеличена масса:
— перевозимого груза до 5000 кг для автомобилей ЗИЛ моделей 131И и 1.31 НА при движении без прицепа;
— прицепа до 6500 кг, масса груза в кузове автомобиля-тягача при этом должна быть не более 3750 кг;
— полуприцепа до 12 000 кг (10 000 кг при маршруте, пролегающем по улучшенным грунтовым дорогам), нагрузка на тягово-сцепное устройство при этом не должна превышать соответственно 50 и 40 кН.

Действующими правилами дорожного движения установлены основные предельные габаритные размеры автомобилей и автопоездов, которые не должны превышать по ширине 2,5 м, по высоте 4 м, по длине автопоезда с одним прицепом 20 м, а с двумя прицепами 24 м.

На всех бортовых автомобилях ширина платформы по бортам 2,5 м. Ширину седельного тягача определяют по размерам выступающих деталей кронштейна запасного колеса (за кабиной) и по ширине полуприцепа, которая не должна превышать 2,5 м. На автомобиле ЗИЛ -441510 ширину определяют по расстоянию между наружными плоскостями задних наружных колес. Она равна 2420 мм для моста с гипоидной главной передачей и 2360 мм для моста с двойной главной передачей. Для улучшения проходимости автомобилей при работе в полевых условиях на ведущие мосты устанавливают колеса с широкопрофильными или другими шинами. В этом случае допускается превышение предельной ширины автомобиля. Колея задних колес при этом также увеличивается.

Зеркала заднего бокового обзора в рабочем положении выступают за габарит, что не является нарушением.

В зависимости от применяемой конструкции главной передачи ведущего моста на автомобилях ЗИЛ моделей 431510 и 441510 могут быть два размера колеи задних колес. При установке заднего моста с гипоидной главной передачей размер колеи равен 1850 мм.

Требуемое конструктивное распределение нагрузки полуприцепа на оси автомобиля-тягача достигается смещением вперед оси тягово-сцепного устройства относительно оси заднего моста на автомобиле ЗИЛ -441510 на 132 мм и оси тележки на автомобиле ЗИЛ -131НВ на 50 мм.

При составлении автопоезда руководствуются данными справ-вочного материала о габаритных размерах прицепного состава и согласовывают их с габаритными размерами автомобилей. Например, при составлении автопоезда из седельного тягача и полуприцепа учитывается высота взаимного расположения плиты тягово-сцепного устройства седельного тягача и опорной плиты полуприцепа, передний угол свеса, а также габаритные радиусы оси тягово-сцепного устройства седельного тягача и внутренний габаритный радиус полуприцепа.

Установка надставок бортов на автомобилях ЗИЛ моделей 431410, 431510 и 133ГЯ увеличивает их высоту до 926 мм.

Платформа автомобиля ЗИЛ -133ГЯ имеет три боковых борта с каждой стороны: два длиной 2317 мм и один - 1340 мм.

Рис. 7. Размеры грузовых автомобилей: а - двухосный, б - трехосный

Эксплуатационные показатели являются контрольными для сравнения с фактическими показателями, получаемыми в результате проверок технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации.

Проверку соответствия автомобиля приведенным показателям проводят с соблюдением определенных условий:
— загрузка автомобиля должна быть номинальной;
скоростные свойства, путь свободного качения, тормозной путь, контрольный расход топлива должны определяться на дороге с ровным твердым сухим покрытием. Окна и форточки кабины должны быть закрыты, тепловой режим агрегатов необходимо довести до рабочего состояния. Заезды проводятся в двух направлениях, полученные результаты осредняются;
— радиусы поворота следует измерять на ровной площадке.

К атегория: - Автомобили ЗИЛ

Самосвалы Зил выпускаются в большом количестве разнообразных модификаций. Это могут быть сочлененные самосвалы, а также полуприцепы, но все они настолько качественны по своим характеристикам и универсальны по комплектации, что из них создавали автокраны, пожарные машины, фургоны, а также автоцистерны. ЗИЛ грузовик эффективен как на территории бездорожья, так и в стесненных городских условиях. На высоте находятся такие важные для транспортного средства показатели, как грузоподъемность и экономичность.

Популярные модификации

На платформе автомобиля ЗИЛ производятся следующие модификации грузовых машин. У автомобиля ЗИЛ модельный ряд довольно разнообразен:

  1. Грузовой ЗИЛ-130Г – перевозка габаритных грузов и буксирование прицепов с общей весовой категорией до 8 тонн.
  2. ЗИЛ-130В1 – седельного типа тягач, который изначально спроектирован для буксировки груза массой до 14 тонн.
  3. ЗИЛ-130Д1 – это специальная платформа для построения самосвалов ЗИЛ-ММЗ-4502 и ЗИЛ-ММЗ-555.
  4. ЗИЛ-130Б2 – это платформа с особым пневматическим выводом, предназначенным для построения тягача, применяемого в сельском хозяйстве.
  5. Грузовой ЗИЛ-130Г – платформенная машина со специальными 2-ух секционными бортами. Здесь присутствует база колес 4 500 мм и уникальный по характеристикам мотор.
  6. ЗИЛ модель 130Д – это платформа для самосвала узкого строительного назначения, имеющая короткую базу колес — 33 см.
  7. ЗИЛ-130Б платформа для техники особого сельскохозяйственного назначения с общей базой колес, равной 3 800 мм.

Все без исключения модели отличаются оптимальной комплектацией и возможностью идеально функционировать в разных климатических условиях.

Кузов ЗИЛа — габариты и характеристики

ЗИЛ кузов данного транспортного средства может быть не только грузовым, но также пассажирским. Для этой цели присутствуют откидные скамейки и возможность установки тента.

Что касается средних габаритных показателей ЗиЛа, то его длина составляет 6 672 мм, ширина – 2 500 мм, общая высота – 2 400 мм. Объем платформы равен 5.10 кубических метров, а площадь пола составляет 8.72 квадратных метра.

Салон

У ЗИЛ кабина – это трехместный салон, который располагается сразу за двигателем. Сиденье можно отрегулировать по высоте, по длине, а также по наклону спинки. Среди присутствующих основных опций салона можно выделить:

  • Стеклоочиститель;
  • Отопитель;
  • Специальное устройство для промывки стекол;
  • Крыша салона оснащена двумя вентиляционными люками.

Кабина выполнена из цельного металла, а сиденья выполнены из мягких материалов. Все в ней продумано до мелочей, что делает салон максимально комфортным для водителей и для пассажиров. Здесь эргономично расположены основные приборы и механика управления.

Транспортное средство оснащено гидравлическим усилителем руля, благодаря чему значительно увеличилась общая простота управления автомобилем и его безопасность. При случайном разрыве переднего колеса, грузовику легко будет удержаться на дорожном участке.

Основные технические характеристики

Транспортное средство комплектуется 4-тактным восьмицилиндровым двигателем. У грузовика ЗИЛ двигатель мощный, этот параметр составляет 3000 оборотов в минуту. Общий рабочий объем двигателя достигает 6 литров. Особого внимания заслуживает специальная система смазки, которая характеризуется, как комбинированная с возможностью разбрызгивания и разными показателями давления. Система питания установленного движка относится к категории принудительной, также есть встроенная жидкостная система охлаждения.

Тормозная система

На грузовике установлена особая тормозная система, которая присутствует на всех колесах. Это тормоза особого барабанного типа, которые функционируют под влиянием современной пневмосистемы. Основной резерв воздушной массы находится в специальном резервуаре под достаточно сильным давлением. В рабочее состояние тормоза приводятся при помощи водяного насоса и установленной передачи. Работа компрессора осуществляется с двумя тысячами оборотами в минуту. Всего воздушных баллонов существует всего два, каждый по 20 литров.

Положительные и отрицательные свойства

Все большее количество автолюбителей принимают решение купить данные машины грузового назначения. Из данного средства можно сделать уникальное авто, так как присутствует возможность проведения оптимального апгрейда. Среди иных положительных факторов можно отметить такие важные показатели, как доступная стоимость транспортного средства, небольшие габариты, оптимальная ремонтопригодность и маневренность устройства. При необходимости можно без проблем найти нужные детали для проведения ремонта. Высокие показатели проходимости машины основаны на наличии встроенного рулевого усилителя, также мотор работает идеально.

Среди недостатков машины можно отметить небольшую скорость, которую в состоянии развить вездеходы, неидеальный мотор и грузоподъемность также не является рекордной. По причине давнего года выпуска детали довольно часто выходят из строя. Несмотря на достаточные комфортные условия салона, он немного уступает по меркам настоящего времени. Кресла можно регулировать, но они не совсем удобны для современных водителей. Мотор в кабине автомобилей ЗИЛ не слышен, машина и ее основные модификации передвигаются тихо. За свою 40-летнюю историю данные автомобили зарекомендовали себя, как прочный и очень надежный грузовой транспорт, относительно простой в процессе эксплуатации и в ремонте. И сейчас на дорогах страны можно встретить узнаваемый всеми ЗИЛ и ЗИС, который приобретают в качестве средства, решающего большое количество разных задач.

Завод, известный сегодня под именем ЗИЛ (завод имени Лихачева) был основан более ста лет назад, 2 августа 1916 года. За это столетие конвейеры завода покинуло свыше 8 миллионов транспортных средств. Модельный ряд ЗИЛ включает в себя как легковые, так и грузовые автомашины, а также различные типы спецтехники. На сегодняшний день завод практически прекратил свое существование: уже не производятся, выпуск легкового транспорта также практически свернут. Тем не менее данное предприятие оставило очень яркий след в истории отечественной автомобильной промышленности.

Легенда автопрома - ЗИС 5 «Захар Иванович»

В 1933 году увидела свет ставшая впоследствии эпохальной для автозавода машина - знаменитейший ЗИС 5 (широко известный под прозвищем «Захар Иванович», или даже просто «Захар»). Вплоть до 1948 года только на московском заводе ЗИЛ было выпущено более 500 тысяч экземпляров этого автомобиля, способного перевозить грузы весом до 3000 килограмм. В целом же с учетом производственных мощностей заводов в Ульяновске (УльЗИС, будущий УАЗ) и Миассе (УралЗИС) тираж выпуска превысил один миллион экземпляров.

Автомобиль получил массу изменений и доработок по сравнению с предыдущей моделью - АМО 3. Грузоподъемность была повышена до трех тонн, мощность двигателя объемом 5,6 литра достигла 73 л. с. Грузовик был оснащен механическими тормозами, причем на ряде модификаций, в первую очередь выпускавшихся во время Великой Отечественной войны, тормоза устанавливались только на задние колеса. На базе модели ЗИС 5 за многие годы были выпущены самые различные модификации ЗИЛ, включая автомашины с газовым генератором и газовым баллоном, а также вариации ЗИС 11 и 12 с удлиненной базой.

В 1937 году на московском заводе состоялся выпуск первой опытной модели нового поколения грузового транспорта - ЗИС 150. Расчетный показатель грузоподъемности новой машины составляла пять тонн при движении по хорошей дороге и 3,5 тонны - по бездорожью или грунтовке.

Отличительные особенности нового грузовика.

Прототипы новой модели несколько раз выпускались еще до начала Великой отечественной войны, однако в серийное производство новый грузовой автомобиль попал лишь в 1947 году. В первые годы после войны автомобили ЗИЛ 150 имели кабину, выполненную частично из древесины, ведь с металлом в стране была огромная проблема. Показатель грузоподъемности был снижен до четырех тонн, зато мощность двигательной установки объемом 5,6 литра повышена до 90, а позже и до 95 лошадиных сил.

ЗИС 150 (позже - ЗИЛ 164) выпускался в самых различных модификациях, включая бортовой ЗИЛ и многие другие. Общий выпуск составил свыше 750 тысяч автомобилей.

Рекордсмен ЗИЛ 130 и его развитие

Вне всяких сомнений, абсолютным рекордсменом является грузовик . Разработка этой усовершенствованной модели началась в 1956 году. Планируемая грузоподъемность машины составляла четыре тонны, автомобиль должен был быть оснащен 130-сильным двигателем V6. Однако в процессе разработки вместимость была повышена до 5 тонн, а с учетом планов по созданию таких модификаций, как грузовик с постоянным прицепом и седельный тягач ЗИЛ, машина в результате была оснащена мотором V8. Объем установки составлял 6 литров, в его основе лежал агрегат, применявшийся в представительских ЗИС 111 и имевший мощность 150 л. с., которую многие изначально расценивали как избыточную.

Грузовики ЗИЛ 130 поступили в серийное производство в 1963 году и выпускались вплоть до 1995, то есть более 30 лет! За это время так называемый «колхозник» был выпущен в количестве свыше 3,5 миллиона штук. На его базе было изготовлено огромное количество модификаций, включая полноприводный тягач, вездеход с пластиковой кабиной, имитирующей американские машины и многие другие.

Со временем тест-драйв ЗИЛ выявил, что мощности двигателя в 150 л. с. уже оказывается недостаточно, поэтому модификация ЗИЛ 133 была оснащена дизельным мотором ЯМЗ-641, а позже - КамАЗ 740. Этот обновленный ЗИЛ 4×4 получил также усиление задней подвески и новые тормоза. Серийный выпуск новой модели начался в 1979 году.

Машина, габариты которой варьировались в зависимости от модификации, а объем кузова ЗИЛ позволял перевозить грузы массой до 10 тонн, была оснащена дизельным двигателем, имевшим объемом 10,85 литра при мощности 210 л. с. и максимальной скорости 85 км/ч. Трехосный ЗИЛ марки 133, оснащаемый различными моделями силовых установок, производился вплоть до 2000 года.

В 1968 году, задолго до выпуска капотного грузовика с дизельным мотором, заводу было выдано задание разработать восьмитонный полноприводный грузовик, имеющий кабиной без капота и три оси, позволяющие снизить нагрузку на дорожное покрытие. Первым образцом этой модели в 1968 году стал автомобиль ЗИЛ 170В75, из последних цифр в маркировке которого можно понять, что его серийный выпуск был запланирован на 1975 год. Передняя часть кабины автомобиля была украшена крупными буквами «ЗИЛ», однако впоследствии на базе этой разработки были выпущены шасси КамАЗ моделей 5510 и 5320. Отличительными особенностями новой модели стали:

  • мощность двигателя, равная 210 л. с.;
  • улучшенный расход бензина;
  • 5-ступенчатая коробка переключения передач, оснащенная делителем;
  • колесная формула 6×4;
  • функция блокировки межосевого дифференциала.

В 1971 году были проведены госиспытания автомобилей. Их серийный выпуск, как и планировалось, начался в 1975 году в Набережных Челнах и под маркой КамАЗ 5320, хотя на кабинах первых опытных образцов красовался логотип ЗИЛ.

ЗИЛ Завод имени Лихачева - старейшая российская автомобилестроительная компания. Полное наименование - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва» (сокращенно - АМО ЗИЛ).

Начиная с 1916 года завод носил разные названия:

1 января 1916 года - Ремонтно-производственные мастерские.
20 июля (2 августа) 1916 года - Автомобильный московский завод, АМО.
30 апреля 1923 года - Автомобильный московский завод им. П.Ферреро.
1925 год - 1-й Государственный автомобильный завод.
1 октября 1931 года - «1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина» (ЗИС).
26 июня 1956 года - Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. А. Лихачёва (ЗИЛ). (Постановление ЦК КПСС СМ СССР № 865).
13 июля 1971 года - Московский трижды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автозавод им. И. А. Лихачёва Производственное Объединение (ПО ЗИЛ) (на основании приказа Министерства автомобильной промышленности СССР от 1 июля 1971 г. № 221).
23 сентября 1992 года предприятие было преобразованно в Акционерное московское общество открытого типа «Завод имени И. А. Лихачёва» АМО ЗИЛ (Москва, регистрационная палата, серия МРП, регистрационный номер № 007.127, реестр РСФСР, код ОКПО 00231395 и решение правления АМО ЗИЛ).
15 июля 1996 года в Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва» АМО ЗИЛ (Московская регистрационная палата, регистрационный № 7121-iu3).

Около 64 % акций АМО ЗИЛ контролирует правительство Москвы. В 2003 году столичные власти передали ЗИЛ в управление Московской автомобильной компании («МАК»), дочернему предприятию Центра инвестиционных проектов и программ («ЦИПП»). Основанный бизнесменом Григорием Лучанским в конце девяностых, ЦИПП специализируется на управленческом консалтинге, антикризисном управлении и организации проектного финансирования. В начале 2011 года МАК отстранена от управления АМО ЗИЛ по причине низкой эффективности работы. По словам Сергея Собянина, деятельность МАК на предприятии будет подвергнута проверке.

Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом "Кузнецов, Рябушинские". Договор на постройку завода предусматривал следующие условия:

27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К˚» заключили договор на поставку 1500 машин. Полный заказ составляет общую сумму в 27 000 000 рублей. Завод поставщика должен быть пущен не позднее 7 октября 1916 года. К 7 марта 1917 года должно быть изготовлено не менее 10 процентов всей поставки (то есть 150 автомашин).

В счет причитающихся по настоящему договору денег поставщику предоставляется право получения аванса в размере 32,5 % контрактной суммы. Ссуда выдается при подписании договора в размере 10 процентов стоимости заказа (в размере 2 миллиона 700 тысяч рублей).

В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15 Ter образца 1915 года. Договор, заключённый Рябушинскими с фирмой FIAT, предусматривал довольно жесткие условия. За каждый автомобиль «АМО» необходимо было выплачивать итальянской фирме 1000 франков при выпуске 1500 штук в год. За каждый автомобиль, выпущенный сверх этого количества - 500 франков. Кроме этого FIATу выплачивалось 1 100 000 франков при пуске завода и по 200 000 в последующие годы. Также Рябушинские обязались не экспортировать свою продукцию за рубеж.

Устав «Товарищества на паях автомобильного Московского общества» был утвержден 18 мая 1916 года, а 2 августа (20 июля по старому стилю) того же 1916 года в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода. Первым директором был назначен Дмитрий Дмитриевич Бондарев. Постройка завода велась под руководством выдающихся специалистов А. В. Кузнецова и А. Ф. Лолейта. Фасады некоторых корпусов разработал архитектор К. С. Мельников.

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.

Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 ед. в 1917 г., 779 ед. - в 1918 г. и 108 ед. - в 1919 г. Когда комплекты деталей закончились - недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.

15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков.

17 февраля 1919 года АМО, в числе других недостроенных заводов, вошёл в состав образованного постановлением ВСНХ Автотреста, а в марте 1921 года - в состав ЦУГАЗа.

В 1919 - 1923 гг. завод занимался ремонтом грузовиков иностранных марок и налаживал производство моторов. Наиболее массовой восстанавливаемой (фактически заново) моделью в этот период был американский 3-тонный грузовик White TAD, который АМО капитально отремонтировал в количестве 131 ед. При этом машины получали новый двигатель, сцепление и КПП. К концу 1922 года АМО изготавливал уже до 75 % комплектующих автомобилей White. Модернизированный таким образом грузовик получил название Уайт-АМО. Его даже хотели запускать в производство, но предпочтение было всё же отдано более лёгкому FIAT 15 Ter, на который имелась конструкторская документация. А документация по Уайт-АМО (вместе с приспособлениями для ремонта) была передана для освоения на Первый государственный авторемонтный завод (бывший Завод Лебедева), где на её основе был создан грузовик Я-3, который выпускался с 1925 по 1928 год и стал родоначальником всех довоенных ЯГов.

Всего предприятие за эти годы капитально отремонтировало 230 автомобилей, произвело средний ремонт 18 и текущий ремонт 67 автомобилей, а также отремонтировало 137 мотоциклов. С 1920 года АМО участвовало в советской танковой программе, в частности с февраля по июль было изготовлено 24 танковых двигателя для танка «Русский Рено».

30 апреля 1923 года заводу АМО было присвоено имя итальянского профсоюзного деятеля Пьетро Ферреро (1892 - 1922), убитого фашистами.

После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил все тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923 - 1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади, а 25 ноября, в полдень, три машины из первой десятки (№ 1, № 8 и № 10) отправились с Красной площади в первый для отечественных машин испытательный пробег по маршруту: Москва - Тверь - Вышний Волочек - Новгород - Ленинград - Луга - Витебск - Смоленск - Рославль - Москва. Успех автопробега подтвердил достаточный уровень качества продукции АМО и с марта 1925 года началось серийное производство автомобилей АМО-Ф-15 - в 1925 году изготовили 113 машин, а в следующем, 1926 году - уже 342 экземпляра.

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало, и к 1931 году было сделано 6971 экз. АМО-Ф-15 из которых 2590 ед. было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.

Однако, стоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов и изготавливавшейся кустарными методами, была непомерно велика: в 1927/28 годах себестоимость АМО-Ф-15 составляла 8500 руб., в то время, как автомобиль Ford в агрегатах с доставкой в страну, стоил 800-900 руб. Да и масштабы стапельного производства были совершенно неудовлетворительными для страны, разворачивавшей индустриализацию. В 1928 году назрела неотложная необходимость полной реконструкции завода и перехода на совершенно новую модель грузового автомобиля.

В 1930 для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 г. и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с. После модернизации в 1933 году грузовик был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения коренной реконструкции предприятия (до 100 000 автомобилей в год) этот легендарный в будущем грузовик пошёл в массовую серию. Суточный объём выпуска ЗИС-5 превысил 60 автомобилей. На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций из которых 19 пошли в серию.

ЗИС (ЗИЛ) неоднократно был пионером применения в отечественном автомобилестроении многих конструктивных новинок: среди них гидравлический привод тормозов (1931 г.), 12-вольтовая система оборудования (1934 г.), восьмицилиндровый двигатель и радиоприемник (1936 г.), гипоидная главная передача и стеклоподъёмники с сервоприводом (1946 г.), четырёхкамерный карбюратор и кондиционер (1959 г.), четырёхфарная система освещения (1962 г.), дисковые тормоза (1967 г.).

В 1953 году согласно cоветско-китайскому «Договору о дружбе, союзе и взаимной помощи» по документации советского завода ЗИС на безвозмездной основе был построен и полностью оснащен Автомобильный завод № 1, позже ставший Первой Автомобилестроительной Компанией (First Automotive Works - FAW), остающейся и сегодня лидером быстрорастущей автомобильной индустрии Китая. Первые молодые специалисты FAW проходили обучение и стажировку в СССР на заводе ЗИС. В их числе был и будущий руководитель КНР (1993-2003) и генеральный секретарь ЦК КПК (1989-2002) Цзян Цзэминь.

АМО ЗИЛ специализируется на производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов малого класса длиной 6,6-7,9 м (производство под заказ) и легковых автомобилей представительского класса (производство под заказ). В 1975-1989 гг. завод ежегодно собирал по 195-210 тыс. грузовиков. В 1990-х объём производства катастрофически упал до 7,2 тыс. грузовиков (1996), после 2000 года возрос до 22 тыс., затем снова стал снижаться. В 2009 году произведено 2,24 тыс. автомобилей. С 1924 по 2009 завод произвёл 7 млн 870 тыс. 089 грузовых автомобилей, 39 тыс. 536 автобусов (в 1927-1961 гг., 1963-1994 гг. и с 1997 года) и 12 тыс. 148 легковых автомобилей (в 1936-2000 гг.; из них 72 % - ЗИС-101). Кроме того, в 1951-2000 гг. было изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников и в 1951-1959 гг. - 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей.

ЗИЛ неоднократно был пионером применения в отечественном автомобилестроении многих конструктивных новинок. Среди них:
гидравлический привод тормозов (1931 г.),
12-вольтовая система оборудования (1934 г.),
восьмицилиндровый двигатель; радиоприёмник (1936 г.),
гипоидная главная передача и стеклоподъёмники с сервоприводом (1946 г.),
четырёхкамерный карбюратор; кондиционер (1959 г.),
четырёхфарная система освещения (1962 г.),
дисковые тормоза (1967 г.).

После распада СССР предприятие стало быстро деградировать: производственные мощности разрушаются, объёмы выпуска продукции многократно снизились.

В 2004 году компания АМО ЗИЛ приняла участие в создании в Елгаве (Латвия) завода AMO Plant. Завод и сейчас является одним из акционеров предприятия.

В 2008 году АМО ЗИЛ планировало организовать СП с китайской компанией «Sinotruk» по производству тяжёлых дизельных грузовиков марки HOWO А5 и HOWO А7. Из-за кризиса проект реализован не был.

За 2009 год АМО ЗИЛ (вместе с филиалами) отгрузил потребителям 2253 грузовых автомобиля (49,6 % к 2008 году) и 4 автобуса (44,4 % к 2008 году). В 2009 году выручка компании составила 2,702 млрд руб. (74,8 % к 2008 году).

За 2010 год компания произвела 1258 грузовых автомобиля и 5 автобусов (по данным ОАО «АСМ-Холдинг» собственный выпуск АМО ЗИЛ составил 1106 грузовых автомобилей и 5 автобусов, а также 125 ед. автосамосвалов производства ЗАО СААЗ). Также в 2010 году ЗИЛ закончил изготовление нескольких экземпляров кабриолета ЗИЛ-410441, предназначенных для участия в парадных церемониях.

В 2009 году было достигнуто соглашение с Белоруссией по сборке на мощностях ЗИЛа грузовиков МАЗ и тракторов Беларус в объёме до 500 ед. в год для нужд городского хозяйства Москвы. В ходе оптимизации производства территория предприятия должна быть сокращена до 62 га (в 1916-м - 63 га).

В 2010 году АМО ЗИЛ возобновило попытки наладить партнерские отношения с компанией из КНР. Во время торжественной передачи двух гибридных автобусов «Foton Lovol» в дар городу Москве, АМО ЗИЛ и компания «Foton Lovol» подписали меморандум о взаимопонимании и выразили желание организовать в будущем совместное предприятие по производству грузовых автомобилей.

По состоянию на 2011 год предприятие находится в глубоком кризисе, значительная часть производственных площадей разрушена[неавторитетный источник?]. Новые топ-менеджеры АМО ЗИЛ находятся в поисках зарубежного партнера, для организации контрактного производства автомобилей или для сдачи в аренду производственного комплекса. Руководство проводило встречи и переговоры с представителями китайской компании «Sinotruk», итальянской компании «FIAT», нидерландской «DAF Trucks» с предложением организации производства их автомобилей на АМО ЗИЛ в России, но пока не встретило заинтересованности.

Руководство индийского концерна «Tata Motors» и китайской компании «Sinotruk» выходило на представителей департамента внешнеэкономической деятельности правительства Москвы с предложением о возможной безвозмездной передаче концерну от 50 % акций АМО ЗИЛ, объяснив это тем, что для вложений инвестиций в нынешнем виде АМО ЗИЛ требует серьёзной реконструкции и модернизации. Но предложение со стороны правительства Москвы не встретило особого интереса. Нач. департамента внешнеэкономической деятельности правительства Москвы 22 июля 2011 Евгений Дридзе заявил:
Нам такое предложение индийского концерна «Tata Motors» китайской компании «Sinotruk» неинтересно, если мы объявим о продаже своих акций АМО ЗИЛ, к нам выстроится большая очередь, у нас много желающих построить на этом участке коммерческую недвижимость, а они предлагают бесплатно им отдать, хотя мы их понимаем - вложения инвестиций требуют гарантий.

В сентябре 2011 года, после долгого простоя, конвейер ЗИЛа вновь был запущен.

В 2011 году между ОАО «Завод им. И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ) и ЗАО «Управляющая компания „Развитие“» был подписан договор на управление частью недвижимости и выполнение научно-исследовательских работ по девелопменту территории предприятия.

По данным ОАО «АСМ-Холдинг» за 2011 год компания АМО ЗИЛ произвела 1199 грузовых автомобилей и ни одного автобуса. Также в 2011 году ЗИЛ изготовил 1 экземпляр кабриолета ЗИЛ-410441. В конце 2011 года производство семейства «Бычок» было перенесено в Саратовскую обл. на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ». На предприятии ЗАО «ПЗА АМО ЗИЛ» 26 декабря состоялся торжественный запуск сборочной линии по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок». Производство автомобилей ЗИЛ-5301 (и ЗИЛ-4327) было перенесено из Москвы с головной площадки АМО ЗИЛ. До конца 2011 года ЗАО «ПЗА АМО ЗИЛ» изготовило первые 3 автомобиля «Бычок», а в дальнейшем намеревается делать и его полноприводное подсемейство ЗИЛ-4327.

15 февраля 2012 года заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов заявил, что власти Москвы ведут переговоры с Fiat о сборке автомобилей этой марки на ЗИЛе. По его словам, интерес к заводу также проявляли южнокорейские автопроизводители.

В конце 2012 правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода, площадью 50 га (вся территория завода занимает 300 га), остальные площади будут заняты под технопарк и строительство жилых зданий.

Награды

В июне 1942 г. ЗИС был награждён первым орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения.
В октябре 1944 года завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
В ноябре 1949 года завод награждён вторым орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.
В 1971 году завод награждён третьим орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.
В 1975 году завод награждён Орденом Октябрьской революции за успешное завершение работ по созданию мощностей на выпуск 200 тысяч автомобилей в год.

Легковые модели автомобилей ЗИЛ

ЗИС-101 (1936-1940)
ЗИС-101С (1937-1941)
ЗИС-101А (1940-1941)
ЗИС-102 (1939-1940)
ЗИС-102А (1940-1941)
ЗИС-101А-Спорт (1939)
ЗИС-110 (1945-1958)
ЗИС-110А (1949-1957)
ЗИС-110Б (1945-1958)
ЗИС-110П (1955)
ЗИЛ-111 (1958-1962)
ЗИЛ-111А (1958-1962)
ЗИЛ-111В (1960-1962)
ЗИЛ-111Г (1962-1967)
ЗИЛ-111Д (1964-1967)
ЗИЛ-114 (1967-1976)
ЗИЛ-114АЕ (1967-1976)
ЗИЛ-114Е (1967-1976)
ЗИЛ-114К (1967-1976)
ЗИС-115 (1949)
ЗИЛ-117 (1971-1983)
ЗИЛ-117Е (1971-1983)
ЗИЛ-117В (1973-1979)
ЗИЛ–115 (1976-1983)
ЗИЛ-4104 (1976-1983)
ЗИЛ-41042 (1976-1983)
ЗИЛ-41043 (1980-1983)
ЗИЛ-41044 (1981)
ЗИЛ-41045 (1983-1986)
ЗИЛ-41046 (1983)
ЗИЛ-4105 (1983)
ЗИЛ-41048 (1984)
ЗИЛ-41049 (1984)
ЗИЛ-41051 (1984)
ЗИЛ-41047 (1985-2009)
ЗИЛ-41041 (1986-2009)
ЗИЛ-41052 (1987-1999)
ЗИЛ-4107 (1988-1999)
ЗИЛ-41072 (1989-1999)
ЗИЛ-4112Р (с 2012)
ТМ 1131 «Туляк» («Мишка») (с 2012)

Гоночные модели автомобилей ЗИЛ

ЗИЛ-112С
ЗИС-101А-Спорт
ЗИС-112 (1951)
ЗИЛ-112С (1962)

Грузовые модели автомобилей ЗИЛ

ЗИЛ-130
ЗИЛ-131
ЗИЛ-5301Е2 «Бычок»
ЗИЛ-4362 и ЗИЛ-433180
Пожарная установка АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131 в Виннице
Fiat-15 Ter (1917-1919)
АМО-Ф-15 (1924-1931)
АМО-2 (1930-1931)
АМО-3 (1931-1933)
ЗИС-5 (1933-1941)
ЗИС-5В (1942-1946)
ЗИС-6 (1934-1941)
ЗИС-22 (1941)
ЗИС-22М (1941)
ЗИС-32 (1941)
ЗИС-42 (1942-1944)
ЗИС-42М (1942-1944)
ЗИС-50 (1946-1948)
ЗИС-150 (1947-1957)
ЗИС-151 (1948-1958)
ЗИЛ-164 (1957-1964)
ЗИЛ-157 (1958-1991)
ЗИЛ-130 (1963-1976)
ЗИЛ-130-76 (1976-1980)
ЗИЛ-130-80 (1980-1986)
ЗИЛ-131 (1966-1986)
ЗИЛ-131Н (1986-1990)
ЗИЛ-138 (1975-1993)
ЗИЛ-138А (1983-1994)
ЗИЛ-133Г1 (1975-1979)
ЗИЛ-133Г2 (1977-1984)
ЗИЛ-133ГЯ (1979-1992)
ЗИЛ-4314 (1986-1995)
ЗИЛ-4331 (1986-2002)
ЗИЛ-133Г4 (1992-2002)
ЗИЛ-534330 (1999-2003)
ЗИЛ-433360 (с 1992)
ЗИЛ-5301 «Бычок» (с 1996)
ЗИЛ-4334 (с 1995)
ЗИЛ-4327 (с 1998)
ЗИЛ-6309 (1999-2002)
ЗИЛ-432930 (с 2003)
ЗИЛ-433180 (с 2003)
ЗИЛ-436200 (с 2009)

Автобусы ЗИЛ

АМО-Ф-15 (1926-1931) - малый городской, почтовый, туристический (открытый) на шасси АМО-Ф-15
АМО-4 (1932-1933) - городской на шасси АМО-3
ЗИС-8 (1934-1936) - городской на шасси ЗИС-12
ЗИС-16 (1938-1941) - городской на шасси ЗИС-15
ЗИС-16С (1940-1941) - санитарный на шасси с кабиной ЗИС-12
ЗИС-154 (1947-1949) - большой городской, с дизель-электрической силовой установкой заднего расположения
ЗИС-155 (1949-1957) - большой городской с использованием элементов шасси ЗИС-150
ЗИС-127 (1955-1961) - большой междугородный дизельный
ЗИЛ-129 - большой городской, опытный (заднемоторный)
ЗИЛ-158 (1957-1959) - большой городской с использованием элементов шасси ЗИЛ-164
ЗИЛ-118 «Юность» (1961-1970) - малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-111
ЗИЛ-118К «Юность»(1971-1991) - малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-114/ЗИЛ-115
ЗИЛ-3207 «Юность» (1991-1999) - малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-41047
ЗИЛ-3250 (1997- н. в.) - малый городской, представительский, специальный на шасси ЗИЛ-5301

Опытные модели автомобилей ЗИЛ

ЗИС-153 - полугусеничный транспортёр
ЗИЛ-Э167 - снегоход (1963)
ЗИЛ-4102
ЗИС-Э134
ЗИЛ-170 - будущий КамАЗ-5320.

Спецтехника ЗИЛ

ЗИС-152 (БТР-152) (1950-1955) - бронетранспортёр, колёсная формула 6×6
ЗИС-152В (БТР-152В) (1955-1957) - бронетранспортёр, колёсная формула 6×6
БТР-152В1 (1957-1962) - бронетранспортёр, колёсная формула 6×6
ЗИС-485 (БАВ) (1952-1958) - амфибия, колёсная формула 6×6
ЗИЛ-485А (БАВ) (1959-1962) - амфибия, колёсная формула 6×6
ЗИЛ-135Л (1961-1962) - специальный автомобиль высокой проходимости, колёсная формула 8×8
ЗИЛ-135К, ЗИЛ-135М (1961-1962) - специальный автомобиль высокой проходимости, колёсная формула 8×8
ЗИЛ-135ЛМ (1963-1964) - специальный автомобиль высокой проходимости, колёсная формула 8×8
ЗИЛ-135П (1965) - мореходная амфибия
ЗИЛ-135Э (1965) - специальное шасси с электрической трансмиссией с моторколесами
ПЭУ-1 (1966-1979) - поисково-эвакуационная установка
ЗИЛ-4904 - шнекороторный снегоболотоход
Проект 490 - поисково-спасательный комплекс «Синяя птица», состоящий из трёх вездеходов:
ЗИЛ-4906 (1975-1991) - грузовой вездеход
ЗИЛ-49061 (1975-1991) - грузопассажирский вездеход
ЗИЛ-29061 (1979-1983) - шнекороторный снегоболотоход
ЗИЛ-497200 (c 1992) - автомобиль высокой проходимости с кузовом-фургоном КЦ-4972
МДК-433362 (c 2006) - комбинированная дорожная машина
АЦ 3,2-40 (с 1998) - пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ-433104 и ЗИЛ-433114
АЦ 0,8-40/2 (с 2000) - пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ-530104
ЗИЛ-5301АР (с 2003) - автомобиль-эвакуатор, колёсная формула 4×2
ЗИЛ-5302АР (2004-2008) - автомобиль-эвакуатор с краном-манипулятором, колёсная формула 6×2
ЗИЛ-4329КМ (с 2009) - машина дорожного мастера

Вездеходы ЗИЛ

ЗИЛ-132С
ПКЦ-1 "Аэролл"
ШН-68 "Шнек"
ЗИЛ-4904
ЗИЛ-3906 "Аэролл"



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков