Радость снега: как правильно выбираться из сугроба во дворе или на обочине. Учимся правильно выезжать из снежных заносов

Радость снега: как правильно выбираться из сугроба во дворе или на обочине. Учимся правильно выезжать из снежных заносов

Зимнее вождение требуют от водителя определенного опыта и готовности к различным непредвиденным ситуациям, одной из которых является увязание автомобиля в сугробе. Для новичков, только что покинувших стены автошколы , эта наука весьма трудна для понимания. Чаще всего это происходит после свежего снегопада и на дорогах с малой интенсивностью движения.

Для того чтобы уменьшить вероятность застрять в снегу, машину следует подготовить заранее. Перед поездкой по заснеженной трассе следует уменьшить давление в шинах до 1 атмосферы. При этом увеличивается площадь контакта колес с дорожным покрытием и препятствует пробуксовке. Большее уменьшение давления шин чревато самопроизвольной разбортировкой, поэтому допускать этого не следует. В багажник следует положить лопату и, по возможности, пару досок (они могут пригодиться).

Как ни парадоксально, новые зимние шины имеют большую предрасположенность к закапыванию в сугробе. Свежий протектор при пробуксовке достаточно быстро вырывает под собой яму, закапывая автомобиль. Старая резина выкапывает снег не столь интенсивно. Трогаться с места на свежем снегу следует максимально плавно, не допуская проскальзывания ведущих колес. Если слой свежевыпавшего снега превышает 15 сантиметров, не лишне подкопать его примерно на полметра перед колесами. Но, несмотря на все принятые меры, застрять в сугробе может любой водитель.

Что делать если машина все же застряла в сугробе? Идеальным в этой ситуации будет наличие трактора поблизости, но так бывает далеко не всегда. Однако можно попробовать выбраться из сугроба самостоятельно. Для этого следует примять и подкопать снег перед колесами, сделав своеобразную колею. При начале движения нельзя допускать проскальзывания колес. Если они все же проскальзывают, следует включить заднюю передачу и постараться сдвинуть автомобиль назад. Далее следует попытаться выехать из сугроба путем «раскачивания» автомобиля на первой передаче. Если это не помогло, и ведущие колеса автомобиля добрались до льда, можно попробовать подложить под них запасенные заранее деревянные доски и попробовать выехать по ним. При отсутствии досок, лед под ведущими колесами можно попробовать растопить, посыпав его пищевой солью или полив небольшим количеством незамерзающей жидкостью для стеклоомывателя. Еще одним способом выехать из сугроба является надевание цепей противоскольжения на ведущие колеса. При отсутствии цепей можно воспользоваться буксировочным тросом, обмотав им колесо поперек.

Большинство легковых автомобилей не имеют блокировки дифференциала, и выехать из сугроба в случае, когда одно из колес теряет контакт с дорожным покрытием, довольно сложно. В этом случае под колесо следует подложить доски, ветки, старые тряпки и т.п., чтобы колесу было за что зацепиться. Намного легче вытаскивать машину из сугроба, если на помощь могут прийти пару человек, способных подтолкнуть машину.

В случае, когда помощи ждать неоткуда, выталкивать машину придется самостоятельно. В этом случае следует более тщательно откопать снег, попробовать максимально снизить давление в шинах, поперечной раскачкой машины утоптать снег под днищем автомобиля, и только после этого попробовать плавно выехать из сугроба.

Альтернативный, более трудоемкий способ выезда из сугроба заключается в следующем: с помощью домкрата приподнять машину и под освободившееся ведущее колесо подложить нескользящий материал (например, ветки дерева). При отсутствии нескользящего материала можно попробовать сделать новый наст из снега под колесом. Процедуру следует провести и с другим ведущим колесом. Если машина села на днище, то же самое следует проделать и с оставшимися колесами. После этого следует медленно и плавно выезжать из сугроба. При этом следует следить за тем, чтобы передние колеса находились в прямом положении — это увеличит шанс освободиться от снежного плена.

Главное на рыхлом грунте — не буксовать. При прокручивании колесо работает как фреза, переставая двигать автомобиль. Оно выбрасывает грунт из-под себя и зарывается еще глубже. Поэтому при пробуксовке легко подкопаться и еще сильнее зарыть автомобиль по оси. Самое худшее начнется, когда он сядет на днище или на рычаги. Тогда содрать машину с места можно только трактором.

Все это справедливо и по отношению к сугробу. Если хоть одно колесо зажужжит, а стрелка тахометра поползет вверх, необходимо сразу бросать педаль газа. Толку от пробуксовки все равно не будет.

Дело в том, что в современной трансмиссии ведущие колеса никогда не соединяются между собой. Они висят на индивидуальных валах и вращаются с разными скоростями. А связываются валы в хитром устройстве, именуемом дифференциалом. Нужен он, чтобы улучшить управляемость машины в поворотах. Особенность дифференциала такова, что при блокировке одного из колес в грязи весь момент этот механизм направляет на свободновращающееся другое колесо.

Поэтому, сколь не топчи педаль, а тяга от двигателя пойдет на это «бесполезное» колесо. Автомобиль в итоге не тронется с места. Поэтому для предотвращения пробуксовки используется ряд методов.

Торможение вместе с газом

Если сугроб небольшой и хоть как-то колесо за него цепляется, победить пробуксовку поможет педаль тормоза. Если научиться поджимать ее левой ногой с одновременной и дозированной подачей газа, можно искусственно имитировать работу межколесного дифференциала. Такие устройства ставят на внедорожники. На суровых вездеходах с механической раздаткой они включаются тяжелой рукояткой. Блокировки позволяют связать два колеса на одной оси в единое целое. Тогда вал будет отдаленно напоминать штангу с блинами на концах. Если один конец увяз, то второй вытянет его по инерции.

Торможение с одновременным легким газованием не дает одному из колес в снегу сорваться в пробуксовку, а подача газа дает ему тягу для карабкания на свободу. Главное в этой филигранной операции — не переусердствовать и не давить на педали слишком сильно. Если подходить к делу без деликатности, можно сжечь колодки или угробить сцепление.

Кстати, метод торможения использует и электроника на современных кроссоверах. С помощью кратковременного поджимания колодок компьютер не дает дифференциалу включаться и оживляет вставшие колом колеса.

Подсыпать песка

Если это не помогает или торможение левой ногой еще недостаточно отработано, то подойдет другой способ: победа над пробуксовкой с помощью увеличения силы трения. Колеса буксуют только на поверхности с небольшим коэффициентом трения. Если посыпать лед (или укатанный снег) песком или тертой гранитной крошкой, то зацеп будет намного лучше, и автомобиль без проблем тронется с места. Но где же их взять во дворе? Пригодятся подручные вещи: тряпки, ветки, доски. К примеру, некоторые водители высыпают под колеса сухие гранулы от кошачьих туалетов. Гранулы помимо прочего способны собирать влагу и осушать поверхность, что тоже на руку водителю.

Подручные гусеницы

Если скольжение продолжается, можно прибегнуть к «эффекту танка» и заменить поверхность, по которой должно проехать транспортное средство. Делается это с помощью гусениц. Танки и трактора с помощью гусениц могут передвигаться по очень скользким дорогам и заболоченным грунтам. В личном автомобиле роль временных гусениц могут сыграть резиновые коврики из салона. Они имеют ряды зацепов с внутренней стороны, что помогает победить лед. Если аккуратно подсунуть по коврику под ведущие колеса, автомобиль получит нужную поверхность для старта. Он тронется с места, а дальше, набрав по инерции скорость, переберется и через сугроб. Главное при трогании на ковриках — не переусердствовать с газом и стартовать медленно, чтобы не вырвать их из-под колес и не запустить обрывки на несколько метров назад.

Понизить давление

Если и этот метод не сработал, попробуйте совместить его с понижением давления в шинах. Чем меньше атмосфер в колесе, тем больше пятно контакта колес, следовательно, покрышка меньше зарывается в снег и лучше выдерживает давление автомобиля на поверхность. На колесах низкого давления ездят по снегу специальные снегокаты и вездеходы. Такой же эффект частично применим и в обычной машине. Если отвернуть колпачок и нажимая на ниппель стравить давление до 0,5-0,7 атмосфер, автомобиль будет намного лучше ползать по раскисшей каше.

Пятиться назад

Существует еще один способ выбраться из снежной ловушки — это движение задним ходом. Обычно края снежной насыпи, созданной грейдером, леденеют, и проскочить через них трудно. С помощью лопаты можно продолбить проход, но остатки насыпи все равно остаются. При движении машина запрыгивает на них, поднимает нос и соскальзывает вниз. Колеса не могут поднимать тяжелый передок с мотором и висящей на нем трансмиссией вверх по ледяному пригорку.

Поэтому можно попробовать выскочить из западни задним ходом. При движении вспять ведущие колеса переднеприводной машины не карабкаются вверх, а наоборот толкают корму по ходу движения. Вес автомобиля немного перемещается, ведущая ось еще больше загружается и придавливается к земле. А чем больше давление на колеса, тем выше их сцепление с дорогой. Когда корма минует скользкий холмик, можно поддать газу, чтобы передок перескочил его по инерции. Но такой способ справедлив только для переднеприводных автомобилей.

Как выбраться из снега – приемы, которые помогут увереннее ездить зимой.
Как выбираться из снега, трогаться на льду, преодолевать сугробы – знание этих приемов облегчит зимнюю езду. Одна из главных проблем, по которой многие автомобилисты отказываются от поездок зимой за рулем – это боязнь не справиться с трудностями зимних дорог – забуксовать на накатаном снегу или льду, застрять в сугробе, при выезде с парковки и пр. Между тем, простейшие зимние приемы, подкрепленные навыками, помогут побороть боязнь и не отказываться от автомобиля тогда, когда он сильнее всего нужен – в холода, метели, слякоть.



Итак, трогаемся на льду. Современные зимние шины, даже нешипованные, при правильном обращении с органами управления позволяют уверенно и безопасно трогаться даже на участках голого льда или отполированного до блеска укатанного снега. Самое главное в таких случаях – отпускать педаль сцепления как можно плавнее. Не давайте двигателю при этом развивать высокие обороты – чем они ниже, тем лучше. На машинах с коробкой-«автоматом» нужно как можно плавнее давить на газ, если у АКП есть зимний режим (W) или возможность принудительно включить вторую передачу – сделайте это. Также со второй передачи можно трогаться и на «механике» – это уменьшает вероятность буксования колес.

Если из-за буксования после нескольких попыток тронуться не удалось, попробуйте сдать назад и повторить попытки на новом участке, где снег или лед еще не отполированы вашими колесами. Препятствовать троганию могут лунки, которые вырыли под собой во льду (или укатанном снегу) ваши ведущие колеса. Выбраться из них обычно несложно, нужно раскачать машину, попеременно быстро включая то первую, то заднюю передачи. После нескольких таких «качаний» поймайте момент, когда машина движется, к примеру, вперед, включите первую передачу и, используя силу ее инерции, выезжайте из лунки вперед.

Все сказанное не касается случаев трогания на подъеме, которые действительно могут стать проблемой даже для опытных драйверов. Поэтому избегайте парковок, уезжая с которых, вам потребуется трогаться на подъем. Если все же это случится, понадобится небольшая порция песка (отсева, шлака, земли), которую придется подсыпать под ведущие колеса, создав им нескользкую дорожку длиной полтора-два метра. Обычно их хватает, чтобы тронуться и набрать скорость для дальнейшего движения.

Выехать из рыхлого снега малоопытному водителю бывает также проблематично. Выбраться помогут похожие на вышеописанные приемы. Если тронувшись, машина сразу вязнет в снегу, не давайте ей зарываться, прекращайте буксование и возвращайтесь (или скатывайтесь) на задней передаче назад, к исходной точке. Там включайте первую и, набрав по возможности скорость, снова двигайтесь вперед.

Используя силу своей инерции, машина продвинется вперед немного больше. Повторяя эту операцию несколько раз, можно раскатывать колею вперед-назад, прокладывая себе дорогу для более-менее продолжительного разгона и решительного штурма в нужном направлении. Может случиться так, что, буксуя, вы вырыли в снегу лунки под колесами, причем настолько глубокие, что удлинить их для последующего разгона не получается. Тогда придется немного поработать лопатой (монтировкой, веткой): удлините лунку, превратив ее в колею длиной хотя бы полметра, чтобы машина могла хоть немного разогнаться и выехать на ровную поверхность.

Сугробы на дороге следует преодолевать сходу, крепко держа руль и не сбавляя оборотов двигателя. Главное, однако, предварительно убедиться, что перед вами все же – прямой участок заметенной дороги, а не кювет, поворот или перекресток с высокими бордюрами. И еще одно важное замечание – сходу, на относительно высокой скорости можно преодолевать только те глубокие сугробы, в которые ваша машина попадет обоими колесами. Если же сугроб «несимметричный» — перекрывает только одну часть дороги, или очень разной глубины, следует опасаться разворота машины из-за того, что колеса одной стороны (скажем, правые) встретят большее сопротивление, нежели другой (левые). Такие наметы снега лучше преодолевать поэтапно, пробивая дорогу взад-вперед короткими участками, как рекомендовалось выше для выезда из сугробов.

Практически каждый автомобилист хоть раз за зиму попадает в занос. Главное в таком случае – не теряться, не бросать руль и не давить резко на тормоз. В первый же момент, когда задок машины при движении вперед «поплыл» в сторону, нужно коротким движением повернуть руль в сторону заноса и тут же вернуть его назад в центральное положение. Одновременно с тем нужно отпустить акселератор.

Машина стабилизируется, выровнявшись на дороге. Однако, если корректирующие действие рулем оказалось не очень точным (а так в первый раз скорее всего и будет), занос может повториться, но уже в другую сторону. И снова нужно повернуть руль в сторону заноса. Это движение рулем должно стать у вас автоматическим. Чтобы выработать такой навык, стоит немного потренироваться на пустой заснеженной площадке достаточно больших размеров и желательно без каких-либо бордюров.

Не следует думать, что едва ли не каждое зимнее путешествие может закончиться подобными проблемами. Они могут возникнуть только в ваших первых зимних поездках. Однако, самостоятельно преодолев данные трудности, вы получите опыт, который поможет вам уже в следующий раз не попадать в такие ситуации.


Приготовьтесь помахать лопатой. Пробивать сугроб бампером - не лучшая идея, если только у вас не подготовленный к такой работе внедорожник. Когда вы начнете выезжать, снег, уже спрессованный, окажется под брюхом машины и сильно затруднит движение. Напомню, что слежавшийся снег убирать значительно труднее, чем свежевыпавший. Не откладывайте это на потом, даже если машина не нужна именно сейчас. Она может понадобиться, когда вам будет некогда ее откапывать.

Если нет подходящей лопаты дома или в машине - попросите у соседей или дворника. Кстати, дворнику можно предложить и подзаработать, если не хочется или нет возможности браться за лопату самостоятельно.

Теперь нужно определить, куда именно будете выезжать, и раскапываться в этом направлении. Прежде чем начинать движение, автомобиль стоит , чтобы не навредить двигателю, так как нагрузка во время старта будет выше обычной. Да и стекла должны быть чистыми, чтобы видеть соседние машины и прохожих и никого не зацепить.

Машина не движется вперед? Может быть, есть возможность откатиться назад. Так будет проще убрать снег перед машиной, чтобы затем взять разгон. Можно использовать метод «враскачку» - то есть раскачивать машину первой и задней передачами. Это возможно даже с автоматической коробкой. Нужно только действовать быстро и поймать ритм колебаний.

Чтобы машине было легче выезжать, поставьте колеса прямо. Если явно не хватает зацепа, попробуйте найти его, покачав руль на небольшие углы, когда пытаетесь тронуться. Чтобы улучшить сцепление, под колеса можно подсыпать реагента (принеся в лопате с дороги) или даже наполнитель для кошачьего туалета. В совсем безнадежных случаях можно чуть приспустить колеса, чтобы пятно контакта с дорожным покрытием увеличилось и тем самым улучшилось сцепление. Правда, этот способ можно использовать, только если в багажнике имеется компрессор. Ведь для дальнейшего движения колеса следует вновь накачать до рекомендованных производителем значений.

Чуть-чуть не хватает импульса, чтобы выехать? Не стесняйтесь попросить подтолкнуть машину соседей по двору или прохожих. Отказывают редко. А получилось выехать - предложите свою помощь оставшимся в плену водителям. При слаженной работе в паре вызволить машину удается намного быстрее, чем в одиночку.

Если придется , проверьте надежность крепления и попросите водителя буксира начинать движение плавно и следить за вашими сигналами.

Заезжая на сложный участок дороги, снизьте скорость, переключитесь на пониженную передачу и двигайтесь осторожно, без остановок. Движение с осторожностью подразумевает то, что нужно учесть несколько факторов:

  • плотность потока;
  • состояние дороги;
  • сложные климатические условия;
  • возможности вашего автомобиля.

Остановившись, автомобиль может увязнуть в снегу, его придется долго выкапывать.

Пробивая дорогу по снежной целине, играйте рулем, поворачивая вправо-влево. Тем самым увеличивается возможность зацепиться за грунт и создается переваливание автомобиля, что может улучшить сцепление колес с дорогой. Если едете по колее, всегда держите руль крепко, чтобы не выбило.

Если автомобиль застрял в снегу, то не суетитесь – включите аварийку, выйдите из машины и оцените обстановку. По необходимости поставьте знак аварийной обстановки. Убедившись, что можете выехать самостоятельно – выезжайте. Если нет – первым делом уберите снег от выхлопной трубы – чтобы не задохнуться выхлопными газами.

Что делать если застрял в снегу на машине

Расчистите небольшую площадь вокруг колес и, при необходимости, уберите снег из-под автомобиля – пока машина висит «на пузе», нет смысла буксовать. Отключите противобуксовочную систему и систему курсовой устойчивости, так как они будут только мешать выехать из сугроба. Всегда помни – как заезжал, так и выезжай, ведь проще выехать по уже созданной колее.

Правильные действия

Сначала уберите рыхлый снег впереди машины, чтобы колеса получили правильное сцепление. После расчистки попытайтесь продвинуть машину вперед, а потом выезжайте назад. Таким образом шины сделают небольшую колею для разгона. Передвигая машину вперед-назад, появляется инерция, которая поможет вам выехать. Но здесь нужно быть осторожным, чтобы е спалить сцепление.

Спускаем давление в шинах

Еще можно попробовать немного спустить давление в шинах ведущих колес, чтобы увеличить площадь сцепления.

Сцепление колес

Если есть веревка или трос, их можно намотать на ведущие колеса, это значительно увеличит сцепление колес с дорогой. Как вариант, на колеса можно надеть противобуксовочные цепи, не зря их придумали несколько десятилетий назад. Используйте все, что можно положить под колеса, доски или ветки. Как вариант, можно посыпать дорогу наполнителем для кошачьего туалета или песком.

На автомате

Если ваш автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, можно сымитировать раскачку и выехать из снега. Включаете «drive», продвигаете машину по возможности вперед, останавливаетесь, нажимаете на тормоз, включаете заднюю передачу, держите на тормозе. Когда передача включилась, убираете ногу с тормоза, аккуратно добавляете газ, едете назад. И так несколько раз — таким образом появилась инерция, которая поможет вам выехать из снежного плена. На автомате главное – не спешить, не буксовать и не делать необдуманных резких движений.

С тросом

Если машина вытаскивается при помощи троса, то с педалью газа нужно быть осторожным – машина, зацепившись колесами за грунт, пожжет подпрыгнуть. Не делайте резких движений, так как можете оторвать бампер или получить по стеклу оторвавшимся крюком. При выполнении таких действий, соблюдайте правила техники безопасности.

Правильная установка шин

Будьте внимательны, переобувая свой автомобиль в зимнюю резину. Проследите, чтобы на шиномонтаже ее установили правильно. Направление монтажа резины указано на ней стрелочкой, а также есть отметка, внутренняя или наружная. Несмотря на это, казалось бы, простое правило, часто встречаются автомобили с неправильно установленными шинами.

Дополнение

Возьмите за правило – всегда возить с собой трос и домкрат, а в зимний период – и лопату. Следите не только за погодными условиями, но и за уровнем топлива в баке автомобиля.

Видео советы по тому как выехать, если застрял в снегу



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков