Чем зарядить автомобильный аккумулятор. Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством

Чем зарядить автомобильный аккумулятор. Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством

Современный автомобиль оснащен сложными электронными устройствами, питаемыми от бортовой электрической сети автомобиля напряжением, как правило, 12 вольт. Питаются эти устройства от автомобильного аккумулятора «аккумуляторной батареи, АКБ», который при работе двигателя заряжается от электрического генератора. Двигатель же может быть запущен лишь электрическим стартером, приводимым в движение запасенной аккумулятором энергией.

При длительных простоях двигателя аккумулятор разряжается от работающих устройств либо в результате саморазряда, и пуск двигателя становится невозможным. Выходом из положения является пуск двигателя от пускового устройства либо зарядка аккумуляторной батареи от зарядного устройства. Немаловажное значение для этого имеет знание, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством.

Аккумулятор вырабатывает электрическую энергию в результате химической реакции, происходящей между помещенными в электролит аккумуляторными пластинами.

АКБ бывают необслуживаемые и обслуживаемые. При связанных с зарядом и разрядом АКБ химических реакциях из электролита испаряется вода, поэтому необходимо периодически проверять уровень электролита, и при понижении уровня доливать дистиллированную воду.

Аккумуляторы AGM «аккумуляторы с абсорбирующими стеклянными матами» и гелевые – необслуживаемые. На автомобили, в зависимости от их назначения, могут устанавливаться следующие типы АКБ, характеристики которых сведены в таблицу

Прежде заряда АКБ следует выбрать зарядное устройство «ЗУ», которым в дальнейшем предполагается пользоваться.

  • Предпусковые ЗУ. Самые простые, позволяют заряжать АКБ для восстановления ее электрической емкости. Заряжать АКБ можно как в отдельном помещении, так и не снимая с автомобиля «предварительно отсоединив АКБ от бортовой электросети автомобиля».
  • Зарядно-пусковые устройства «ЗПУ». Обеспечивают очень большой выходной ток, достаточный для работы стартера и пуска двигателя. Также позволяют заряжать АКБ.

Что необходимо знать о заряде АКБ

При регулярных поездках на автомобиле АКБ регулярно подзаряжается и находится в состоянии постоянной готовности. Но при длительных простоях автомобиля АКБ необходимо ежемесячно заряжать до полного восстановления емкости. Аккумулятор обладает следующими паспортными характеристиками, которые определяют режим зарядки АКБ:

  • Номинальное напряжение – для легкового автомобиля обычно составляет 12 В;
  • Электрическая емкость – обычно выбирается исходя из рабочей емкости двигателя в пределах 55-200 ампер-часов «Ач».

Напряжение ЗУ выбирается согласно номинальному напряжению АКБ, и должно быть несколько выше его для обеспечения необходимого зарядного тока.

Время полного заряда разряженной АКБ определяется ее электрической емкостью и током заряда. Чем выше ток, тем быстрее батарея заряжается, но одновременно возрастает ее износ, и прибегать к режиму ускоренного заряда следует лишь при крайней в том необходимости.

Нормальный зарядный ток АКБ составляет 10% от ее номинальной емкости. В качестве примера – при емкости батареи 66 Ач нормальный ток заряда составляет 0,1 х 66 = 6,6 А.

Подготовка АКБ к зарядке

Перед зарядкой АКБ следует тщательно изучить инструкцию к используемому ЗУ, где, помимо описания принципа действия и устройства ЗУ, содержатся сведения о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

Прежде всего, осмотрите АКБ, проверьте уровень электролита в ней, целостность корпуса.

Степень разряда батареи можно оценить, замерив ее напряжение под нагрузкой нагрузочной вилкой. Напряжение на выводах полностью разряженной свинцово-кислотного аккумулятора с номинальным напряжением 12 В обычно не превышает 7,8 В. При разряженной на 50% батарее напряжение падает до 9 В.

Некоторые аккумуляторы снабжены цветовым индикатором разряда, установленным на крышке корпуса. Схема с пояснениями, как пользоваться индикатором, обычно наклеена вблизи индикатора.

При недостатке электролита следует долить до необходимого уровня дистиллированную воду. На крышке АКБ есть вентиляционное отверстие для выхода испарений при работе АКБ либо ее зарядке. Убедитесь, что вентиляционное отверстие не засорено.

Не следует заряжать аккумулятор в жилом помещении вследствие испарения во время зарядки электролита. Заряжать АКБ можно не снимая ее с автомобиля, либо в нежилом помещении.

Прежде всего, следует правильно, с соблюдением полярности, подключить батарею к ЗУ. При неправильном подключении, скорей всего, перегорят предохранители в ЗУ.

Используются два режима заряда АКБ:

  • с постоянством напряжения заряда «при этом меняется зарядный ток»;
  • с постоянством зарядного тока «при этом приходится менять напряжение заряда».

Способ заряда постоянным напряжением наиболее прост. Увеличивайте регулятором напряжение ЗУ, начиная с минимального напряжения, пока не установится зарядный ток, равный 10% емкости АКБ. В дальнейшем, вплоть до конца заряда, напряжение ЗУ не регулируется и остается неизменным. По мере заряда батареи ее напряжение повышается, и зарядный ток уменьшается.

При полном уменьшении тока заряда батарея считается заряженной «впрочем, полностью в таком режиме она не заряжается». Подобная зарядка занимает по времени 10-13 часов.

Под зарядом с постоянством тока понимается зарядка в 3 ступени, с меняющимися на каждой ступени зарядным током. Вначале выставляется ток заряда в 10% емкости АКБ «6,6 А в примере».

При заряде следует следить за напряжением аккумулятора в режиме заряда «это напряжение показывает вольтметр ЗУ».

По мере заряда напряжение будет возрастать, и при достижении значения 14 В следует уменьшить зарядный ток в 2 раза «до 3,3 А в примере» во избежание закипания электролита. При возрастании напряжения до 15 В следует понизить ток еще в 2 раза «до 1,6-1,7 А в примере». В этом режиме АКБ заряжается до полного ее заряда, что определяется по неизменности напряжения в течение часа.

Проверить, зарядился ли аккумулятор, можно, отключив его от ЗУ и проверив его работоспособность нагрузочной вилкой. Напряжение полностью заряженного аккумулятора АКБ под нагрузкой составляет 10,2 В «не ниже».

Также показателем работоспособности заряженного аккумулятора является возможность работы от него стартера с последующим пуском автомобильного двигателя.

Даже обладающие начальными сведениями по электротехнике автолюбители зачастую сталкиваются с задачей, как правильно заряжать аккумулятор автомобильный. Прежде всего, следует решить, нужно ли вам пуско-зарядное устройство либо же достаточно простого зарядного устройства. После приобретения зарядного устройства следует определиться с предпочтительным способом заряда АКБ.

На выбор предоставляются форсированный режим заряда большим током, к которому следует прибегнуть лишь в случае крайней необходимости ускоренного заряда, либо один из двух более щадящих режимов заряда – с постоянством зарядного напряжения или трехступенчатый с постоянством зарядного тока на каждой из ступеней и необходимостью трехкратного регулирования напряжения заряда.

Вооруженные знанием, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор, вы продлите срок его службы и будете всегда уверены в его готовности к работе.

С окончанием летнего сезона у автомобилистов все чаще возникает вопрос зарядки своего автомобильного аккумулятора. По многочисленным просьбам читателей портала сайт , мы публикуем инструкцию «правильной» зарядки АКБ.

Заряд АКБ

Заряд свинцовых аккумуляторных батарей необходимо производить от источника постоянного (выпрямленного) тока. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения. При этом зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100% ее фактической емкости).

Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, отрицательный - с отрицательным.

В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения. Оба эти метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи. При выборе зарядного устройства следует руководствоваться информацией, приведенной ниже.

Заряд при постоянстве тока

Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 х С20 (0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда). Это значит, что для батареи емкостью 60 А ч ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.

Недостаток такого способа - необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.

Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (3 Ампера для батареи емкостью 60 А ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения. При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60 А ч).

Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.

Заряд при постоянстве напряжения

При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В - на 85-90%, а при напряжении 16 В - на 95-97%. Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.

В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда до 20-25 А.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. Обычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4±0,1 В. При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется более суток.

Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете. Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.

У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см3 Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см3.

Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см3), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектной банке аккумулятора будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/смі), чем в остальных ячейках.

Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денситометрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см3 или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3.

При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки. Одновременно необходимо замерить температуру электролита. Результат измерения плотности приводят к +25°C. Для этого к показаниям денситометра надо прибавить или отнять поправку, указанную в специальной литературе.

Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см3, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.

Источник: www.livi-car.ru

11 Отзывы ›

    Тарас, если есть пробки заливных горловин, то всё просто- плотность электролита должна быть 1,27-1,28г/куб.см. (для умеренного климата)
    На «Северах» АКБ специально «разгоняют» до 1,30-1,32 по специально муторной методике, практически выпаривают, т.е. заряжают с периодической «подливкой» корректирующего электролита с плотностью 1,4г/куб.см
    А если пробок нет, то достоверно НИКАК…
    По НРЦ=12,7В можно определить примерно через 1-2недели отстоя после зарядки, либо несколько раз после зарядки нагрузить нагрузочной вилкой и через какое-то время проверять НРЦ, удостоверившись, что оно достигло равновесного значения…как-то так…

    Вот ведь как интересно- Олег написал бред собачий, к тому же явно нервическим стилем, с апелляцией к народу (что уже должно вызывать сомнения…), а Георг его сильно за это благодарит…
    Здесь уже интерес не технического, а психологического характера…

    На мой взгляд в статье НЕ ВСЕ верно. Привязка ко времени — вообще бесполезна. Почему — догадайтесь сами. Потому позолю себе посоветовать на счет КИСЛОТНЫХ автоаккумуляторов
    1. Заряжайте при постоянстве тока НЕ 5 — 6 , а 2 — 3 А.
    2. Заряд продолжайте до напряжения 16 — 16,5 Вольт.
    3.При полном заряде, плотность электролита не должна менятся в течении 1 — 1,5 часа.
    4. Если имеется возможность, заряд производите в режиме десульфатации.
    При таком методе заряда и периодической (5 — раз в год) зарядке в режиме десульфатации, аккумуляторы служат до 9 лет. Один прослужил 11 лет.

    • по п.1 правильнее, видимо, было бы сказать «не 10%, а 5% от емкости 20ти часового разряда»
      по п.2 хорошо было бы уточнить, о каком напряжении идёт речь (кто в теме, поймёт…)
      по п.3- как быть с АКБ без пробок (их сейчас, наверное, больше, особенно у импортных производителей
      А со всем остальным трудно не согласиться… или акб типа СА-СА или Calcium или оно же Са/Са.

      ибо на вашей совести будут тонны загубленных обычных свинцовых акб с свободным или не свободным электролитом. обычных обслуживаемых, не обслуживаемых герметичных или гелевых аккумуляторов.

      так как обычные обслуживаемые акб, герметичные (от ИБП (UPS) и тому подобные)
      имеют МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ ток зарядки 10% от ёмкости. то есть заряжать можно и меньшим током.
      допускается кратковременное превышение зарядного тока чем 10% для ускоренной зарядки. но только в начале зарядного процесса.
      но этот метод допускается только в аварийных ситуациях. так как повышенный ток приводит к ускоренному разрушению активной массы! а у некоторых производителей акб такой метод заряда вообще запрещён.

      так же зарядный ток 20-30% от ёмкости акб присущ для заряда ЩЕЛОЧНЫХ акб

      зарядное напряжение для основной массы кислотных свинцовых акб (особенно не обслуживаемых герметичных) не должно превышать 14.9в!
      обслуживаемый акб ещё может пережить незначительное превышение напряжение. но всё равно долгое кипение и перезаряд негативно сказывается и сокращается срок службы.

      в не обслуживаемых превышение более 14.9в приводит к моментальному кипению электролита. повышенное количество выделение газов не успевает абсорбироваться в акб и выходит наружу. идёт высыхание электролита, уменьшение ёмкости. и при продолжении зарядки завышенным напряжением идёт лавинное убивание акб.

      в общем люди. если у вас не КАЛЬЦИЕВЫЙ акб. а обычный свинцовый кислотник (обслуживаемый или не обслуживаемый) для автомобиля, мотоцикла, эхолота. фонарика, ИБП и подобных. и вы хотите, чтоб ваш аккумулятор служил долго. при зарядке вашего акб не превышайте зарядный ток больше 10% от ёмкости (А/ч) и не превышайте зарядное напряжение более 14.9в

        • ток заряда должен упасть примерно до 100мА а может и меньше до 100% вряд ли получиться зарядить либо нужно будет очень долго заряжать а до 98% возможно. при отключении от зарядного устроиства напряжение на аккумуляторе не должно падать ниже 12.6-12.7В. в некоторых АКБ 13 – 13,2 В

Зарядные устройства для автомобилей бывают 3 разных типов: работающие от постоянного тока, постоянного напряжения или комбинированные. Оптимальный вариант выбора – комбинированные решения, они максимально автоматизированы, а поэтому и заряжаются проще всего. От вас требуется только включить оборудование согласно инструкции, в то время как первые два типа зарядки предполагают знание некоторых тонкостей.

Процедуру лучше всего проводить на свежем воздухе или в гараже, подальше от любых легковоспламеняющихся материалов. В процессе зарядки могут выделяться взрывоопасные газы, так что поблизости не должно быть ничего, что способно высечь искру.

Подготовка

Зарядка аккумуляторов требует нехитрых приготовлений:
  1. Какой тип зарядного оборудования вы используете? Зарядно-предпусковое устройство не требует отключения аккумулятора от электрической системы авто. То есть извлекать аккумуляторы не нужно, достаточно выключить всю электронику на время зарядки. Если же вы используете зарядно-пусковое устройство, тогда АКБ следует принести домой (см. также какую зарядку АКБ выбрать).
  2. Замерзший аккумулятор перед зарядкой должен оттаять. После следует очистить его от грязи.
  3. Далее вам потребуется ариометр – прибор, измеряющий плотность электролита в аккумуляторе. Электролит должен полностью закрывать свинцовые пластины, так что не исключено, что его потребуется долить. А вот показания ариометра должны быть в пределах 1,25-1,27 г/см3. Только убедившись, что электролиты в норме, можно приступать к зарядке.

Зарядка

На этом подготовительный этап заканчивается и начинается непосредственно зарядка аккумуляторов.
  1. Снимите крышки с банок и соедините клеммы зарядки с клеммами батареи. Тут все предельно просто: плюс подключается к плюсу, минус – к минусу, перепутать невозможно. Зато важна последовательность: сначала соединяются плюсы. Только зарядное включается в сеть.
  2. Теперь разберемся с важным вопросом: каким током заряжать аккумулятор? После включения устройства вам придется задать его величину. Тут действует простое правило, которое должно быть и в руководстве по пользованию зарядным устройством: ток зарядки = 1/10 * емкость аккумулятора. А вообще, чем меньше будет ток зарядки, тем лучше, таким образом, имея в запасе сутки можно использовать следующую формулу: ток зарядки = 1/24 * емкость аккумулятора. Например, 60А/часов(штатный АКБ ВАЗ 2110)/24 часа = 2,5А (ток зарядки).
  3. Сколько заряжать автомобильный аккумулятор ? Если ток зарядки равен 1/10 от емкости АКБ, тогда приблизительный срок зарядки будет 10–12 часов.
  4. Когда начнется подзарядка аккумулятора, обратите внимание на движение стрелки на приборе. Она должна постепенно склоняться к нулю.
  5. Зарядные устройства работающие от постоянного тока. Следите за температурой электролитов, если они сильно нагреются, тогда во избежание их закипания нужно убавить ток зарядки аккумулятора приблизительно вдвое.
  6. Комбинированное зарядное устройство само отключится после того, как аккумулятор будет полностью заряжен и убережет электролиты от перегрева.
На фото показана типичная инструкция зарядного устройства:


Как убедиться, что вы все сделали правильно, и зарядка прошла успешно? Если в течение 2 часов после отключения приборов напряжение аккумуляторов не меняется и плотность электролитов остается стабильной – вы справились с задачей на «отлично».

В заключении хотелось бы отметить, что летом зарядку аккумулятора без присмотра лучше не оставлять, а время от времени проверять уровень и нагрев электролитов. Дело в том, что в жаркое время года электролиты закипают намного быстрее, а пластины могут портиться на свежем воздухе.
Кстати, если срок службы аккумулятора уже окончен, тогда может быть нет смысла его заряжать, а лучше купить новый (см.

Пока силовая установка автомобиля бездействует, питание бортовой сети осуществляется от внешнего источника питания – автомобильной аккумуляторной батареи. Также посредством электроэнергии аккумулятора производится и сам запуск силовой установки.

Любой автомобилист должен знать как и чем зарядить аккумулятор своего автомобиля

Необходимость правильной зарядки автомобильного аккумулятора

Но аккумуляторная батарея энергию для запитывания сети не вырабатывает, она лишь хранит ее в себе, при надобности отдает, после чего восстанавливает свой заряд от .

Цикличность заряда-разряда идет не на пользу самой батарее, со временем ее заряд уменьшается, то есть батарея потихоньку разряжается, полностью восстановить количество энергии от генератора не удается, в конечном итоге заряда батареи уже не будет хватать для запуска мотора. В таком случае остро встает вопрос: как зарядить аккумулятор автомобиля. Производится данная операция зарядными устройствами. Но перед описанием процесса зарядки аккумулятор, разберемся, какие бывают аккумуляторы на машинах, их основные параметры, которые учитываются при подзарядке, виды зарядных устройств, принцип их функционирования, правила зарядки автомобильного аккумулятора и что не следует делать при выполнении операции.

Видео: Взрыв аккумулятора

Все АКБ конструктивно схожи. Имеется набор пластин, которые играют роль электродов, одни – положительных, другие — отрицательных. Чтобы между пластинами происходила химическая реакция, в результате которой выделяется электроэнергия, пространство между пластинами заполняется электролитом. В зависимости от вида АКБ в качестве электролита выступает либо раствор кислоты с водой, либо раствор щелочи с водой.

Виды аккумуляторных батарей

На автомобилях применяются аккумуляторы следующих видов: кислотные, щелочные и гелевые. Есть еще один вид батареи – литий-ионных, но в силу своих особенностей данные АКБ не могут запустить двигатель, поэтому в авто они применяются пока только, как дополнительный элемент питания.

Так устроен аккумулятор автомобиля

У кислотных батарей электроды выполнены из свинца, в котором имеются дополнительные примеси. Свинец, как материал электродов, используется потому, что этот материал имеет хорошую энергоемкость и может за малый промежуток времени выдать токи больших значений. Электролитом у этих АКБ выступает раствор кислоты. Это самые распространенные батареи, которые применяются на автомобиле.

У щелочных батарей установлены не свинцовые, а никель-кадмиевые или никель-железные пластины. А пространство между ними заполнено раствором едкого калия. Эти АКБ на легковых авто применяются не часто, поскольку сила тока у них ниже, чем у кислотных.

Появились сравнительно недавно. По сути, этот тот же кислотный аккумулятор, только у него электролит приведен в желеобразное состояние. Эти АКБ являются перспективными, но ряд технологических особенностей данных батарей не позволяет их широко использовать, да и стоят они не солидно.

Помимо этого АКБ делятся еще на обслуживаемые и необслуживаемые. Кислотные аккумуляторы бывают только обслуживаемыми. А все потому, что при химической реакции часть воды из раствора испаряется. Для того чтобы электролит имел соответствующую плотность, периодически нужно проверять состояние электролита и при надобности доливать воду.

Вода для доливки в аккумулятор используется только дистиллированная.

Необслуживаемыми являются гелевые АКБ. Они имеют герметичный корпус. При химической реакции вода у них не испаряется. Поэтому и доливки не требует.

Виды зарядных устройств для зарядки аккумулятора

В дальнейшем будем рассматривать правильную зарядку аккумулятора на примере распространенных кислотных АКБ. Но пока пройдемся по зарядным устройствам.

Зарядное устройство для аккумулятора

Любое зарядное устройство – это преобразователь электроенергии. Самая простая схема зарядного устройства (ЗУ) – это трансформатор понижающий и диодный мост. Принцип работы таков: переменное напряжение сети 220 В, проходя через трансформатор и диодный мост, преобразуется в постоянное напряжение в 14-15 В, которое требуется для зарядки АКБ.

Часто в конструкцию зарядного устройства включают дополнительные контрольные датчики – амперметры и вольтметры, регуляторы напряжения и силы тока, предохранители. Хотя есть и ЗУ, у которых сила тока и напряжение для каждого АКБ подбираются в автоматическом режиме.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Особенности зарядки аккумулятора автомобиля

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует учесть несколько параметров для зарядки аккумулятора.

  • Самой оптимальной силой тока для зарядки аккумулятора является показатель в 10% от номинальной энергоемкости АКБ. То есть, при показателе энергоемкости батареи в 60 Ач сила тока должна не превышать 6 А.
  • Оптимальное напряжение на клеммах ЗУ — это +10% от номинального напряжения полностью заряженной батареи. Для примера, у полностью заряженного аккумулятора напряжение на клеммах составляет 12,6 В. 10% от номинального напряжения — это 1,26 В, добавляем его к 12,6 В и получаем оптимальное напряжение в 13,86 В.
  • Провести быструю зарядку батареи возможно. Выполняется такая зарядка токами больших значений – 20-30 А. Но такая зарядка повреждает батарею, поэтому от такой зарядки лучше воздержаться.
  • При зарядке гелевого аккумулятора важно не превышать критического для такого АКБ напряжения, которое обычно составляет 14,2 В.

Это основные критерии, учитывающиеся для того, чтобы правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Перейдем непосредственно к тому, как зарядить аккумулятор автомобиля.

Подготовительные работы

Вначале нужно убедиться, что аккумулятор действительно разряжен. Для этого его нужно извлечь из ниши в автомобиле. Помимо естественного разряда батареи из-за его эксплуатации, причиной разряда может быть повреждение корпуса АКБ, в результате чего электролит вытек и химическая реакция в нем не проходит. Поэтому после извлечения его нужно отчистить от пыли, грязи и следует внимательно осмотреть корпус аккумулятора. Если трещина имеется и через нее вытек электролит – такой АКБ дальше использовать нельзя.

Определить, разряжена ли аккумуляторная батарея, можно по цветовому индикатору, который часто устанавливают на крышке корпуса. Цвета в индикаторе могут быть разные, поэтому следует обратить внимание на наклейку с пояснением, которая обычно наклеена рядом с индикатором.

Проверить состояние заряда батареи можно и по напряжению на клеммах. Для этого можно воспользоваться обычным тестером. При разряженной батарее напряжение будет ниже номинального.

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует также проверить электролит. Через заливные пробки можно проследить за состоянием и количеством электролита, в нормальном состоянии электролит должен быть чистым, прозрачным и не иметь примесей, а уровень его должен быть выше пластин. При меньшем уровне – нужно долить дистиллята.

Следует проверить и вентиляционное отверстие в крышке АКБ. Оно не должно быть забито, иначе испарениям не будет выхода.

Как зарядить аккумулятор автомобиля? Процесс зарядки

Далее можно выполнить непосредственно зарядку батареи. Важным моментом является испарение электролита при подзарядке, поэтому не стоит это делать в жилом здании. Также сначала подключают зарядное устройство к батарее, а уже потом в сеть. Внимательно нужно отнестись к правильности подключения ЗУ к батарее, иначе при неправильном подключении выйдут из строя предохранители зарядного устройства.

Видео: Как зарядить автомобильный аккумулятор

Процесс зарядки аккумулятора зарядным устройством производится двумя методами :

  1. при первом методе зарядка производится при постоянном значении напряжения, обычно это значение 14-16 В. А сила тока – величина изменяемая. В начале зарядки сила тока большая, может достигать 25-30 А, но по мере зарядки сила тока снижается.
  2. при втором методе сила тока является постоянной, а напряжение меняется. Данный метод более сложный, и нужно полностью знать, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор таким зарядом.

Заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством, у которого используется метод постоянного напряжения – несложно. Достаточно выставить регулятором силу тока на уровне 10% от энергоемкости батарей. По мере подзарядки сила тока будет падать. Сигналом того, что батарея полностью восстановила заряд, будет опускание стрелки амперметра до «0». Обычно на полную подзарядку с такой силой тока уходит 10-13 часов.

Подзарядка устройством методом постоянного тока сложнее, и нужно знать, как подзарядить аккумулятор автомобиля таким ЗУ. Поскольку у данного устройства задается параметр силы тока, то вначале зарядки задается сила тока в размере 10% от энергоемкости. При такой силе тока АКБ заряжается до показателя напряжения в 14 В, после чего следует понизить силу тока наполовину и заряжать таким током до показателя напряжения в 15 В, после чего еще следует понизить вдвое ток. Сигналом полной зарядки АКБ будет удержание показателя напряжения на одном уровне в индикаторе на протяжении часа.

Проверка напряжения аккумулятора

После зарядки, если есть возможность, проверить напряжение на клеммах АКБ путем применения нагрузочной вилки. Если же ее нет, убедиться в полном заряде аккумулятора можно, установив ее на автомобиль. Заряженная батарея должна «бодро» крутить стартер и запускать силовую установку. В принципе, вот и все, что нужно и важно знать для зарядки аккумулятора своего автомобиля.

О роли аккумулятора в процессе эксплуатации автомобиля уже сказано и написано немало. Поэтому мы не станем повторяться о том, что аккумулятор одно из важных устройств. По сути, как и любое оборудование автомобиля.

Как грамотно проверить автомобильный аккумулятор?

Прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса: зарядка автомобильного аккумулятора своими руками, нужно уяснить для себя, что на современные авто уже идут АКБ необслуживаемые. По ГОСТу они классифицируются как безуходные.

Но, кто знает как могут повернуться обстоятельства, и на вашем авто окажется аккумулятор второго типа – обслуживаемый. Поэтому рассмотрим вопрос о том, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Знания еще ни для кого не были лишними.

АКБ не «умирает» сразу в одночасье. Существуют первичные признаки по которым можно смело определить, что аккумулятор вашего авто требует проверки. Помимо лампочки индикатора на приборном щитке о разрядке аккумулятора сигнализируют перебои во время запуска автомобиля.

Способы проверки автомобильного аккумулятора:

  • Проверка плотности электролита . Производится ареометром. Для замера берется проба из каждой банки аккумуляторной батареи. Плюс измеряется температура электролита. Если температура выше 30-ти градусов, то к показаниям ареометра прибавляется величина поправки. Если же температура ниже 0 градусов, то вычитается. В случае, если в зимний период разряжена хотя бы одна банка, более чем на 25% (летом допуск цифры – 50%), то требуется зарядка аккумулятора. По степени плотности при помощи специальной таблицы вычисляется уровень зарядки и делаются соответствующие выводы.
  • Проверка уровня напряжения . Производится нагрузочной вилкой. Проверка производится как без нагрузки на АКБ, так и с нагрузкой. При полностью заряженной и исправной АКБ, напряжение в каждой из банок аккумуляторной батареи должно быть 1,7-1,8 В.

Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор?

Для зарядки автомобильного аккумулятора своими руками понадобится: электролит и зарядное устройство, которое на «народном» сленге называют «выпрямитель» или « зарядник». Зарядное устройство для аккумулятора стоит относительно недорого. Поэтому нет смысла, пользуясь советами умельцев, изготавливать его самостоятельно.

Кроме того, вопрос о том, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор, зависит от надежности «зарядника», качества электролита и правильного выполнения технологического процесса зарядки АКБ.

Технология зарядки аккумулятора

  • Проверяем и доливаем уровень электролита до необходимого.
  • Пробки банок должны быть сняты.
  • Подсоединяем клеммы зарядного устройства к аккумулятору и включаем «зарядник» в сеть. Не наоборот. Ток, выставляемый на зарядном устройстве, должен составлять примерно 10-ю часть от ёмкости вашей батареи. Если, например, ёмкость 60а/ч, то ток устанавливается на 6 ампер.
  • Во время зарядки вы должны наблюдать, что стрелка амперметра клонится к нулю. Это значит, что АКБ заряжается.
  • После зарядки аккумулятора проверяем уровень и плотность электролита, и при необходимости доливаем дистиллированную воду.

Если вы приобретаете сухозаряженную батарею, то ей также необходима частичная зарядка. Разница в том, что в сухозаряженный аккумулятор вы должны долить электролит и дать ему постоять 2-3 часа. Затем замерьте напряжение и, как правило, всегда производится зарядка АКБ.

Зарядка необслуживаемых аккумуляторов также возможна. Но, эксперты рекомендуют производить подзарядку необслуживаемых АКБ профессионально на сервисе.

Теперь вы знаете как проверить и зарядить автомобильный аккумулятор. И даже если вам эти знания не понадобятся, они не будут лишними. Автомобиль иногда преподносит сюрпризы своему владельцу, и лучше быть к ним готовым.

Удачи вам, любители своего автомобиля.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков