По эксплуатации свинцово. Автомобильные аккумуляторные батареи, общие сведения, подбор, техническое обслуживание

По эксплуатации свинцово. Автомобильные аккумуляторные батареи, общие сведения, подбор, техническое обслуживание

3. Обслуживание свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

Современные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи являются надёжными устройствами и обладают значительными сроками эксплуатации. Батареи хорошего качества имеют срок службы не менее пяти лет при условии тщательного и своевременного ухода. Поэтому мы рассмотрим правила эксплуатации аккумуляторов и методы регулярного технического обслуживания, которые позволят существенно повысить их ресурс при минимальных затратах времени и финансов.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Аккумуляторную батарею в процессе эксплуатации необходимо периодически осматривать на наличие трещин корпуса, содержать в чистоте и в заряженном состоянии.
Загрязнение поверхности аккумулятора, наличие окислов или грязи на штырях, а также неплотная затяжка зажимов проводов вызывают быстрый разряд аккумуляторной батареи и препятствуют нормальному её заряду. Во избежание этого следует:

  • Содержать в чистоте поверхность аккумулятора и следить за степенью затяжки контактных клемм. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытирать сухой ветошью или ветошью, смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды (10%-ный раствор). Окислившиеся контактные штыри аккумуляторной батареи и клеммы проводов очистить, неконтактные поверхности смазать техническим вазелином или солидолом.
  • Следить за чистотой дренажных отверстий аккумулятора. В процессе работы электролит выделяет пары, и при забивании дренажных отверстий эти пары выделяются в других всевозможных местах. Как правило, это происходит около контактных штырей аккумуляторной батареи, что приводит к усиленному их окислению. При необходимости очистить их.
  • Периодически проверять напряжение на контактных штырях аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Эта процедура позволит вам оценить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение, в зависимости от оборотов коленчатого вала, находится в пределах 12,5 -14,5 В для легковых машин и 24,5 - 26.5 В для грузовых машин, то это означает что агрегат исправен. Отклонения от указанных параметров говорит об образовании различных окислов на контактах проводки на линии подключения генератора, его износе и необходимости произвести диагностику и устранение неисправностей. После ремонта повторить контрольные мероприятия в разных режимах работы двигателя, в том числе при включенных фарах и иных потребителях электрического питания.
  • При длительном простое автомобиля отключать от "массы" аккумуляторную батарею, а при длительном хранении - периодически подзаряжать её. Если аккумуляторная батарея часто и длительное время находятся в разряженном или даже полузаряженном состоянии, возникает эффект сульфатации пластин (покрытие пластин аккумулятора крупнокристаллическим сернокислым свинцом). Это приводит к снижению ёмкости аккумуляторной батареи, к увеличению её внутреннего сопротивления и постепенной полной неработоспособности. Для подзарядки используются специальные устройства, которые понижают напряжение до необходимого уровня и после этого переходят в режим зарядки аккумулятора. Современные зарядные устройства по большей части автоматические и в процессе их применения не требуют контроля со стороны человека.
  • Избегать длительного пуска двигателя, особенно , в холодное время года. При запуске холодного двигателя стартер потребляет большой пусковой ток, который может вызвать "коробление" пластин аккумуляторной батареи и выпадание активной массы из них. Что в конечном итоге приведёт к полной неработоспособности аккумулятора.

Исправность аккумуляторной батареи проверяется специальным прибором - нагрузочной вилкой. Аккумулятор считается рабочим в том случае, если его напряжение не падает в течение минимум 5 секунд.

УХОД ЗА НЕОБСЛУЖИВАЕМОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Аккумуляторы данного типа получают всё большее распространение и пользуются всё большей популярностью. Уход за необслуживаемым аккумулятором сводится к стандартным действиям, требующимся для всех типов аккумуляторных батарей, описанный выше.

Необслуживаемые аккумуляторные батареи не имеют технологических отверстий с пробками для контроля уровня и доливки электролита до нужного уровня и плотности. В некоторые аккумуляторы этого типа встроены ареометры. В случае критического падения уровня электролита или снижения его плотности, аккумулятор подлежит замене.

УХОД ЗА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Аккумуляторные батареи данного типа имеют технологические отверстия для заливки электролита с плотными резьбовыми пробками. Общее техническое обслуживание автомобильного аккумулятора данного типа производится в том же порядке, что и для всех, но дополнительно необходимо выполнить работы по проверке плотности и уровня электролита.

Проверка уровня электролита производят визуально или с использованием специальной мерной трубки. На обнажённых (в следствие падения уровня электролита) частях пластин происходит процесс сульфатации. Для поднятия уровня электролита, в банки аккумуляторной батареи доливают дистиллированную воду.

Плотность электролита проверяется кислотомером-ареометром и по ней оценивается уровень заряда аккумуляторной батареи.
Перед проверкой плотности, если доливали электролит в аккумуляторную батарею, нужно запустить двигатель и дать ему поработать, чтобы при подзаряде аккумулятора электролит перемешался либо воспользуйтесь зарядным устройством.

В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот, аккумуляторную
батарею снять с автомобиля, подключить к зарядному устройству, выполнить заряд силой тока 7 А. В конце процесса зарядки, не отключая зарядное устройство, довести плотность электролита до значений, указанных в табл.1 и табл.2 . Процедуру нужно проводить в несколько приёмов, при помощи резиновой груши, методом отсасывания либо доливки электролита или дистиллированной воды. При переходе на летнюю эксплуатацию доливать дистиллированную воду, при переходе на зимнюю эксплуатацию доливать электролит плотностью 1,400 г/см 3 .
Разницу в плотности электролита в различных банках аккумуляторной батареи тоже выравнить доливанием дистилированной воды или электролита.
Промежуток между двумя добавками воды или электролита должен быть не менее 30 мин.

УХОД ЗА РАЗБОРНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Техническое обслуживание разборных аккумуляторов не отличается от условий обслуживания неразборных обслуживаемых батарей, только дополнительно требуется следить за состоянием поверхности мастики. Если на поверхности мастики появились трещины, их необходимо устранить оплавлением мастики при помощи электрического паяльника или другого нагревательного прибора. Не следует допускать натяжения проводов при подключении аккумулятора к автомобилю, так как это приводит к образованию трещин в мастике.

ОСОБЕННОСТИ ЗАПУСКА СУХОЗАРЯЖЕННЫХ БАТАРЕЙ.

В случае приобретения вами не залитой сухозаряженной батареи ее необходимо заправить электролитом с плотностью в 1,27 г/см 3 до установленного уровня. Через 20 минут после заливки, но не позднее двух часов, произвести замер плотности электролита при помощи кислотомера-ареометра . Если падение плотности не превысило 0,03 г/см 3 , батарею можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. Если же произошло падение плотности электролита выше нормы, необходимо подключить зарядное устройство и произвести зарядку. Ток заряда не должен превышать 10 % от номинального значения и процедура проводится до появления обильного выделения газов в банках аккумулятора. После этого повторно контролируется плотность и уровень. При необходимости в банки доливается дистиллированная вода. Затем вновь подключается зарядное устройство на полчаса для равномерного распределения электролита по всему объёму банок. Теперь аккумулятор готов к применению и может быть установлен на автомобиль для эксплуатации.

Регулярный уход за аккумуляторной батареей позволит продлить срок её эксплуатации и избежать сульфатизации пластин или их механического разрушения. Правильная эксплуатация аккумулятора существенно увеличивает его ресурс, что даёт возможность снизить издержки на эксплуатацию автомобиля.

Герметичный свинцово-гелиевый аккумулятор 6-DZM-12 (12V/12Ah)

используемый для электрических велосипедов

Руководство по эксплуатации

Характеристики батареи:

Данный аккумулятор является аккумулятором закрытого типа.

Батарея с большим запасом энергии, с минимальным саморазрядом, высокой удельной энергией, длительным сроком службы. Она является безопасной и надежной.Это идеальный тип питания для электровелосипеда.

Установка на электровелосипед:

Аккумуляторные батарея заряжалась перед отправкой с завода. Если разница между сроком изготовления батареи и сроком начала эксплуатации батареи более 1 месяца, то для того чтобы компенсировать потери энергии при хранении и транспортировке, пользователь должен зарядить аккумулятор перед установкой на электровелосипед.

Зарядка проводится следующем образом:

Вставьте зарядное устройство в гнездо для подключения зарядного устройства электровелосипеда и подключите зарядное устройство к сети переменного тока 220В. Примерное время до полной зарядки аккумулятора составляет 4 до 5 часов, или до момента, когда индикатор зарядного устройства переключается с красного цвета на зеленый.

Разрядка аккумулятора:

Во время движения электровелосипеда, аккумуляторная батарея находится в режиме разрядки.

Нельзя допускать полного разряда батареи. Минимальным допустимым напряжением для батареи 12В - является 10,5V.

Зарядка аккумулятора:

Зарядку аккумулятора необходимо производить тогда, когда 70% запаса энергии израсходовано.

Метода зарядки заключается в следующем:

зарядное устройство должно быть с интеллектуальным управлением и поляризовано (+/-).

Процесс зарядки разделен на три этапа.

    На первом этапе при постоянном напряжении ток 0.18 (A).

    На втором этапе при постоянном токе напряжение заряда не должно превышать напряжение 14.8V для одной батареи (12 В).

    Третий этап заключается в капельном заряде, постоянное напряжение 13,8В для одной батареи (12 В).

Возьмем, к примеру блок батареи 36V/10Ah, зарядный ток и напряжение приведены следующим образом:

Если электровелосипед не используется в течение длительного периода (например, один или два месяца), чтобы сохранить работоспособность электро аккумулятора и избежать сокращения его срока службы - необходимо регулярно проводить полный заряд аккумуляторной батареи.

Меры предосторожности:

  • Для того, чтобы избежать повреждения батареи, батарея не должна быть полностью разряжена.
  • Зарядное устройство в электровелосипеде должно быть стандартным.
  • Категорически запрещается использовать зарядное устройство низкого качества.
  • В противном случае батарея может быть повреждена или разрушиться.
  • Аккумулятор не следует помещали в герметичный сосуд, не следует: оставлять рядом с открытым пламенем;
  • не бросать в огонь, не бросать в воду.
  • Категорически запрещается подвергать воздействию прямых солнечных лучей в течение длительного периода времени.
  • Если корпус батареи деформирован или имеет трещины, батарея должна быть заменена.
  • Электролит - кислотный раствор. При попадании электролита на кожу его необходимо смыть холодной водой.
  • Аккумулятор заряжается при температуре окружающего воздуха от 10 - 30"C и в проветриваемом помещении.
  • Более низкая температура будет иметь негативное влияние на эффективность зарядки, что может привести к сольватации пластин батареи.
  • Более высокие температуры могут привести к нестабильности параметров между частями устройство, что в свою очередь, может создать тепловой пробой и разрушить либо деформировать корпус аккумулятора.
  • Аккумулятор не должен иметь короткого замыкания.
  • Не кантовать.

Во избежание травм ЗАПРЕЩАЕТСЯ самостоятельно разбирать аккумулятор.

Страница 1 из 10

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАЦИОНАРНЫХ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ

АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Обозначения и сокращения.

Основные свойства свинцово-кислотных аккумуляторов.

Меры безопасности.

Общие правила эксплуатации.

Свойства, особенности конструкции и основные технические характеристики.

Аккумуляторы свинцово - кислотные типа СК.

Аккумуляторы типа СН.

Свинцово – кислотные фирменные аккумуляторы.

Основные сведения из монтажа аккумуляторных батарей, приведение их к рабочему состоянию и консервации.

Приведение к рабочему состоянию аккумуляторных батарей типа СК.

Приведение к рабочему состоянию аккумуляторных батарей типа СН.

Приведение к рабочему состоянию фирменных аккумуляторных батарей

Порядок эксплуатации аккумуляторных батарей.

Режим постоянного подзаряда.

Режим заряда.

Уравнительный заряд.

Разряд аккумуляторных батарей.

Контрольный разряд.

Доливка аккумуляторов.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей.

Виды технического обслуживания.

Профилактический контроль.

Текущий ремонт аккумуляторов типа СК.

Текущий ремонт аккумуляторов типа СН.

Капитальный ремонт.

Техническая документация.

Приложение №1.

Приложение №2.

Знание настоящей инструкции обязательно для:

1. Начальника, мастера группы ПС и ЦРО СПС.

2. Оперативного и оперативно – производственного персонала групп подстанций.

3. Аккумуляторщика ЦРО СПС.

Настоящая инструкция составлена на основании действующих: ОНД 34.50.501-2003. Эксплуатация стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. ГКД 34.20.507-2003 Техническая эксплуатация электрических станций и сетей. Правила. Правила устройства электроустановок (ПУЭ), изд. 6-е, переработанное и доп. - Г.: Энергоатомиздат, 1987; ДНАОП 1.1.10-1.01-97 Правила безопасной эксплуатации электроустановок, второе издание.

1. Нормативные ссылки.

В этой инструкции есть ссылки на такие нормативные документы:
ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования;
ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ Взрывобезопасность. Общие требования;
ГОСТ 12.4.021-75 СБТ Системы вентиляционные. Общие требования;
ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ Цвета сигнальные и знаки безопасности;
ГОСТ 667-73 Кислота серная аккумуляторная. Технические условия;
ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия;
ГОСТ 26881-86 Аккумуляторы свинцовые стационарные. Общие технические условия

2. Обозначение и сокращение.

АБ - аккумуляторная батарея;
АЭ - аккумуляторный элемент;
ОРУ - открытая распределительная установка;
ЭС - электростанция;
КЗ - короткое замыкание;
ПС - подстанция;
СК - стационарный аккумулятор для коротких и продолжительных режимов;
СН - стационарный аккумулятор с пластинами намазного типа.

3. Основные свойства свинцово-кислотных аккумуляторов.

Принцип действия аккумуляторов основан на поляризации свинцовых электродов. Под действием зарядного тока электролит (раствор серной кислоты) разлагается на кислород и водород. Продукты разложения вступают в химическую реакцию со свинцовыми электродами: на положительном электроде образуется двуокись свинца, а на отрицательном электроде – губчатый свинец.
В результате образуется гальванический элемент с напряжением около 2 В. При разряде такого элемента в нем происходит обратный химический процесс: химическая энергия превращается в электрическую. Под влиянием разрядного тока из электролита выделяются кислород и водород.
Кислород и водород, вступая в реакцию с двуокисью свинца и губчатым свинцом, восстанавливают первую и окисляют второй. По достижении равновесного состояния разряд прекращается. Такой элемент обратимый и может быть повторно заряжен.
Процесс разряда . При включении аккумулятора на разряд ток внутри аккумулятора протекает от катода к аноду, при этом серная кислота частично разлагается, и на положительном электроде выделяется водород. Совершается химическая реакция, при которой двуокись свинца превращается в сульфат свинца и выделяется вода. Остаток частично разложившейся серной кислоты вступает в соединение с губчатым свинцом катода, также образуя сульфат свинца. На эту реакцию расходуется серная кислота и образуется вода. Благодаря этому удельный вес электролита по мере разряда снижается.
Процесс заряда. При разложении серной кислоты во время заряда водород переносится к отрицательного электроду, восстанавливает на нем сульфат свинца до губчатого свинца и образует серную кислоту. На положительном электроде образуется двуокись свинца. При этом образуется серная кислота и расходуется вода. Удельный вес электролита повышается.
Внутреннее сопротивление аккумулятора складывается из сопротивлений аккумуляторных пластин, сепараторов и электролита. Удельная проводимость активной массы пластин в заряженном состоянии близка к проводимости металлического свинца, а разряженных пластин – сопротивление велико. Поэтому сопротивление пластин зависит от степени заряженности аккумулятора. По мере разряда сопротивление пластин возрастает.
Рабочая емкость аккумулятора – это количество электричества, отданное аккумулятором в определенном режиме разряда до предельного для данного режима разряда напряжения. Рабочая емкость всегда меньше его полной емкости. Отбирать полную емкость от аккумулятора нельзя, так как это приведет к его невосстановимому истощению. В последующем изложении рассматривается только рабочая емкость АЭ.
Температура электролита . На емкость АЭ заметное влияние оказывает температура. При повышении температуры электролита емкость АЭ увеличивается примерно на 1% на каждый градус повышения температуры над 25°С. Повышение емкости объясняется снижением вязкости электролита, а следовательно, усилением диффузии свежего электролита в поры пластин и уменьшением внутреннего сопротивления АЭ. При понижении температуры – растет вязкость электролита – снижается емкость. Емкость при снижении температуры с 25°С до 5°С может упасть на 30%.

Так или иначе, используя свинцово-кислотный аккумулятор для ИБП

ИБП для газового котла

Давая практические советы по эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторов ИБП, хотелось, помочь, сберечь их как можно дольше, а так же повысить эффективность использования, дабы даже обычный пользователь смог выжимал из своих батарей по максимуму. Независимо от того, насколько глубокие познания в свинцово-кислотных аккумуляторах, каждый сможет найти здесь что-то полезное.

Продлеваем жизнь свинцово-кислотным аккумуляторам для ИБП

Так или иначе, используя свинцово-кислотный аккумулятор для ИБП пусть даже статично, происходит просачивание электролита. И что бы избежать его дальнейшего испарения, достаточно следовать нескольким правилам:

  • Своевременно проверять аккумулятор (особенно в летнее время);
  • Протирать поверхность батареи пищевой содой или мыльным раствором (несколько раз в месяц);
  • Контролировать уровень электролита, доливая иногда дистиллированную воду.

При низкой температуре свинцово-кислотный аккумулятор следует:

  • Перенести в более теплое место, так как при падении температуры, рабочие параметры данного типа батарей ощутимо снижаются;
  • Не допускать хранения при температуре -30°C, что в половину снижает емкость аккумулятора, а впоследствии приводит к его вздутию и окончательному разрушению;

Оптимальные условия хранения для свинцово-кислотных аккумуляторов:

  • Содержать постоянно в состоянии полного заряда;
  • При хранении в условиях −20°C, поддавать раз в год 48-часовому напряжению 2,45В на одну секцию, а при комнатной температуре подавать напряжению 1 раз в 8-месяцев, 2,35В, на протяжении 6-12 часов;
  • Удалять появляющуюся грязь и накипь с поверхности аккумулятора;
  • Иногда проводить контрольные циклы разряда/заряда токами номинальной величины;
  • А при длительном пребывании на холоде, дать 7-9 часов на согревание, после которого аккумулятор придет в полное рабочее состояние.

Аккумуляторы в ИБП для газового котла

По сути система автономного отопления и не рассчитана для размещения на улице. Это и позволяет предположить, что ИБП для газового котла вряд ли будет находиться вне помещения. Значит минус свинцово-кислотных аккумуляторов, а именно отсутствие какой-либо стойкости к низким температурам, можно со всей смелостью вычеркнуть из списка недостатков. Поле чего все достоинства кислотно-свинцовой технологии не оставят выбора конкурентам: дешевизна и доступность.
Подумайте перед тем как покупать дорогой и навороченный аккумулятор, чья сверхфункциональность будет абсолютно невостребованной, но деньги обратно вернуть уже не удастся.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков