Автомат или механика - что выбрать? Почему вам не нужна механическая коробка передач.

Автомат или механика - что выбрать? Почему вам не нужна механическая коробка передач.

24.04.2019

Споры о коробках переключения передач в автомобилях вряд ли утихнут. Механическая коробка сильно отличается от автоматической, поэтому оба типа трансмиссии — предметы дискуссий. Прежде чем ответить на волнующий вопрос, стоит лучше в них разобраться.

Выбирайте КПП в зависимости от своих привычек и потребностей

Принцип управления автомобиля с МКПП — самостоятельное переключение передач. Сначала включается нейтральная скорость, затем выключается сцепление, а после включения передачи авто едет. Нужно трогаться с первой передачи, а по мере необходимости переключать их через нейтральную скорость, выключая сцепление.

О необходимости переключения передачи говорит мотор. Если его перегрузить, то есть ехать на большой скорости при неподходящей передаче, вы услышите характерный звук. Если ехать на низкой скорости при неподходящей передаче, авто заглохнет.

У авто с АКПП другой принцип. Машина на классическом автомате сама переключает передачи. Нужно регулировать режим и по мере необходимости нажимать две педали — «газ» и «тормоз». Если тип автомата — типтроник, у водителя появляется возможность самостоятельно переключать передачи. При этом авто адаптируется под манеру езды того, кто им управляет.

Существуют автомобили-гибриды с АКПП. У них такое же количество передач, как на механике, но переключаются они автоматически. Проблема таких авто — менее плавные переключения передач, чем у автомобиля с классической АКПП.

Вариатор — это удобнейший тип АКПП. Можно сказать, переключение передач вообще не происходит, ведь коэффициент передачи изменяется максимально плавно. Ездить на машине с данным типом АКПП удобно.

Что лучше механика или автомат и почему: плюсы и минусы

Механическая КПП имеет немало преимуществ:

  • Цена. Здесь речь идет о стоимости автомобиля и ремонте. Такой автомобиль гораздо проще и, следовательно, дешевле ремонтировать. Цена тоже будет ниже, чем такого же, только с автоматом.
  • Экономия масла. Авто на механике требует не более трех литров, а для содержания машины на автомате нужно от пяти до десяти литров.
  • Экономия топлива. Если авто с механической коробкой передач будет катиться на нейтральной скорости, ничего плохого с ним не произойдет. При этом экономится немало топлива. На машине с автоматом так ездить не рекомендуется.
  • Длительность срока эксплуатации. Авто на механике способно прослужить дольше, чем автомат.
  • Буксировка. Машину на механике перемещается при помощи эвакуатора и на жесткой или гибкой сцепке.
  • Запуск двигателя даже в сильный мороз. Авто на автомате заводятся зимой хуже.
  • Отличная разгонная динамика. Она быстрее, чем у машин с АКПП.
  • Буксовка в зимний период. Буксовать в снегу на автомате крайне не рекомендуется.

У МКПП есть недостатки:

  • Неудобство. Водить авто на автомате проще.
  • Малый срок эксплуатации двигателя. Автомобиль на коробке автомат не позволяет злоупотреблять возможностями двигателя, а машины на механике таким качеством не обладают.
  • Риск перегрузки мотора. Если невнимательный или неопытный водитель не будет правильно переключать передачи, мотору придется работать на повышенных оборотах.
  • Риск порчи сцепления. Частое бесполезное нажатие педали сцепления причиняет вред автомобилю.

Автомобили с АКПП хвалят не зря. Вот ряд их достоинств:

  • Удобство. Вождение такого авто можно по праву назвать легким.
  • Контроль оборотов. Он предусмотрен в авто с АКП для того, чтобы двигатель не перегревался.

По поводу разгона и расхода топлива тоже немало споров. Их смогут разрушить факты. Классический автомат вряд ли разгонится быстрее механики, но вот машина на АКПП с шестью или семью передачами и парой дисков сцепления запросто покажет свое преимущество перед МКПП.

Это касается и расхода топлива. Машина на классическом автомате требует больше топлива, на механике, но авто на АКПП с шестью или семью передачами окажется экономичнее.

Перед вами минусы авто на автомате:

  • Проблемы с запуском двигателя в зимний период. Даже дорогие авто с АКПП заводятся хуже, чем бюджетные машины с механической коробкой передач.
  • Частота замены масла.
  • Высокая стоимость авто и ремонта.

Механика или автомат для новичка и всех остальных

Обратите внимание на список особенностей водителей и рекомендации по выбору коробки переключения передач:

  • Новичок. Начинающему водителю комфортно ездить на авто с автоматом. Оно особенно подойдет в случае, если человек приобретает личный транспорт с АКПП и не собирается ездить на другом.
  • Водитель, садящийся за руль редко. Те, кто ездят нечасто, периодически «теряются» и забывают то, чему учили в автошколе. Автомат — отличный вариант.
  • Водитель, ездящий по центру города. Пробки, заторы и бешеный ритм сочетаются с авто на АКПП.
  • Водитель, живущий в регионе с холодным климатом. Чтобы ежедневно не сталкиваться с проблемами запуском двигателя при морозе, стоит приобрести машину на механике.
  • Водитель, которому приходиться часто ездить по загородным трассам. Такому человеку подойдет авто на механике.

Итог

Водителям, которые еще не знакомы с автоматической коробкой переключения передач, стоит знать о ее особенности. При вождении машины с АКПП скорость чувствуется хуже, поэтому новичкам не рекомендуется разгоняться.

Еще один интересный факт — адаптироваться к автоматической коробке проще, чем к механической. Если вы ездили на машине с первым вариантом трансмиссии, осторожничайте, «пересаживаясь» во вторую.

Делайте выбор сами, учитывая требования и предпочтения. На вопрос нельзя ответить однозначно, ведь и у механической, и автоматической КПП есть недостатки и достоинства.

Что лучше, механика или автомат? Приобретение автомобиля заставляет будущего владельца задуматься о том, что лучше: механическая коробка передач или коробка-автомат, механика или автомат? У данного вопроса есть большое количество ответов, которые помогут сделать осознанный и правильный выбор.

механика или автомат

Что легче в управлении механика или автомат

Прежде всего, стоит отметить, что автоматическая коробка передач дает легкость в управлении. На трассе это не столь заметно, как при движении по перегруженным городским улицам. Именно в пробках проявляются все преимущества АКПП в управлении. При возникновении постоянных препятствий: светофоров, заторов, пешеходных переходов и многого другого – не нужно периодически выжимать сцепление и работать с ручкой переключения передач для выбора скорости, соответствующей текущей обстановке.

Достаточно плавно работать с педалью газа. Также АКПП позволяет уверенно тронуться в гору путем нажатия газа, в то время, как для МКПП потребуется продуманная работа со сцеплением и переключением скоростей. То же самое наблюдается и при обгоне: достаточно резко нажать на газ, и АКПП моментально переключится на пониженную передачу, чтобы набрать соответствующую мощность для безопасного и быстрого проведения маневра. В авто с механической коробкой требуется постоянная работа со сцеплением. Однако, данный факт не всегда стоит расценивать, как отрицательный. Именно автомобиль с МКПП позволяет начинающему водителю набраться большого опыта в вождении.

Расход топлива – механика или автомат

Расход топлива у авто с АКПП больше и на 100 км разница доходит до 1 литра. Стоит отметить, что этот показатель существенной роли не играет. При плавной работе с педалью газа расход топлива у авто с АКПП будет практически таким же, как и у механики. Здесь главную роль в экономии топлива играет сам водитель и стиль его управления. Экстремальное вождение всегда способствует значительному расходу горючего.

Разница в обслуживании – механика или автомат

Обслуживание автомобиля с механической коробкой передач заключается в заливке масла в коробку до определенного уровня. Данное обслуживание очень простое. Достаточно следить за тем, чтобы масло нигде не подтекало и изредка проверять его уровень в коробке. Замена и доливка масла в механической коробке проводится на любой СТО в кратчайший промежуток времени.

В автомобиле с автоматической коробкой передач дело обстоит несколько иначе. Вместо масла внутри данного агрегата находится жидкость ATF – automatic transmission fluid, которая имеет существенные отличия от масла. Помимо смазывания трущихся деталей она призвана выполнять ряд функций в жестких температурных режимах. В первую очередь жидкость передает крутящийся момент от двигателя к коробке-автомат. Условия работы здесь весьма жесткие, и как бы не старались производители увеличить ресурс жидкости ATF, она неизбежно теряет свои технические свойства, перегревается и испаряется.

Ее замену рекомендовано производить через каждые 50 тыс. км пробега. Одновременно замене подлежит фильтр. Данный ремонт требует определенного мастерства и не в каждом автосервисе он может быть проведен на должном уровне. Стоимость его, конечно же, высока, поэтому обслуживание АКПП проигрывает механике по очень многим параметрам.

Небольшой ресурс

Среди автомобилистов бытует мнение, что у АКПП ресурс в несколько раз меньше, чем у механики. Однако, это заблуждение. При правильной эксплуатации ресурс коробки-автомат может в несколько раз превзойти механику. Достаточно следить за уровнем жидкости ATF. На работе авто отражается не только малый уровень, но и большой, при котором жидкость постоянно вспенивается, что чревато сбоями в работе.

Эксплуатация автомобиля с АКПП должна быть щадящей. Трогаться следует плавно, без резких рывков. Не рекомендуется использовать автомобиль в качестве тягача. Также не следует выбираться из сугробов, песков или болота самостоятельно, потому что длительная пробуксовка оказывает отрицательное воздействие на коробку. Автоматика “думает”, что при пробуксовке начинается разгон и, как следствие, включается повышенная передача. Не получится выбраться из сугроба или болота при помощи, так называемой, раскачки. Это когда в авто с МКПП сначала включаются первую передачу и тут же резко заднюю. Во всех этих случаях лучше всего воспользоваться буксиром.

Особенности при запуске двигателя и буксировке

Автомобиль с АКПП невозможно завести с буксира или толкача, как это можно сделать у механики, если в авто разрядился аккумулятор. У коробки-автомат нет жесткого сцепления с двигателем, а его обороты передаются через гидротрансформатор – ATF. Чтобы АКПП заработала, требуется подача жидкости ATF под давлением при помощи насоса. В виду того, что не работает двигатель, то и насос тоже бездействует.

При , есть определенные особенности: нельзя буксировать автомобиль на большие расстояния. Если все же буксировки не избежать, то нужно проводить ее недолго, при включенном двигателе на передаче N и на малой скорости, в противном случае следует воспользоваться эвакуатором.

Управление зимой – механика или автомат

Особых отличий между АКПП и МКПП в управлении зимой нет, за исключением того, что в гололед при торможении на авто с коробкой-автомат отпускают педаль газа и ждут, когда коробка сама переключится на пониженную передачу. Для механики эту передачу включают принудительно и добиваются быстрого снижения скорости.

В зимний период перед поездкой следует хорошо прогреть автомобиль с АКПП, чтобы до своего рабочего состояния прогрелась и жидкость ATF. Особенно опасны поездки на непрогретой АКПП на незначительные расстояния, в частности до 8-10 км. Если этого никак не избежать, то следует очень плавно и осторожно работать с педалью газа. Любые рывки на светофоре и резкое нажатие на акселератор оказывают очень негативное воздействие на АКПП.

Цена-механика или автомат

Какая разница в стоимости автомобиля – механика или автомат, конечно же автомат, выше механики. Разница эта зависит от класса авто и колеблется в пределах 1000$ и выше. Ремонт и обслуживание коробок механика или автомат тоже обойдутся дороже.

Давным-давно (но не в прошлую пятницу), когда я работал над талмудом про , мне на глаза попалось вот такое сообщение - так сказать, из раздела «Их нравы». Цитирую:

«Двое вооруженных подростков из американского штата Джорджия ограбили мужчину, забрав его бумажник и ключи от Хонды Аккорд. Однако угнать ее не смогли потому, что никогда в жизни не видели коробку с ручным переключателем скоростей! Единственным, что они сумели заставить работать, было радио».

Американцы давно отвыкли от всего ручного - от коробок, стеклоподъемников и т.п. Это их выбор. А что у нас? Опять-таки, вспомню случай из собственной жизни. Более десяти лет назад, когда впервые в жизни я - это была S60 с автоматом, - то один коллега, одобрительно покивав, все-таки задал вопрос:

Михаил Владимирович! А что, неужели с механикой достать не получилось?

Тут уже в ступоре оказался я. Коллега не шутил - он совершенно искренно не понимал, как можно добровольно «ездить на автомате»? Правда, впоследствии он все-таки «сменил ориентацию», хоть и был спортсменом до мозга костей. Но тогда его поддержал и другой коллега - тоже «гонщик». Дескать, хочу, чтобы я управлял машиной, а не машина мною!

Лично мне такие доводы кажутся надуманными. Конечно, можно перевалить на водителя ручное управление всеми механизмами - были же когда-то автомобили с ручным управлением опережением зажигания. Но это было сделано все-таки по бедности: сегодня подобные решения уместны разве что для аттракциона. Автопром, как мне кажется, свой выбор тоже сделал. Во всяком случае, условная ценовая планка, за которой царит только автомат, опускается все ниже. Но А- и пока что допускают «плюрализм» мнений - тут есть и механика с ручками, и автоматы. Солярисы, Логаны, Рио - мало ли…

Попробуем собрать воедино все плюсы и минусы механических коробок и автоматов. Уточним сразу - в основном речь пойдет о самых доработанных и самых массовых на сегодня . Именно такие коробки по-прежнему устанавливают на престижные и дорогие машины. С разберемся в отдельном материале.

Механическая коробка передач

Минусы

Плюсы

  • Мучения для новичков, не умеющих правильно пользоваться сцеплением и трогаться с места (двигатель может заглохнуть), а также выбирать нужную передачу
  • В момент троганья на подъеме автомобиль у многих водителей откатывается назад
  • Сильная утомляемость водителя при движении в условиях городских пробок - постоянные переключения и т.п.
  • Простота конструкции в сравнении с автоматами. Относительная дешевизна ремонта
  • Довольно большой ресурс: работает себе и работает
  • Простота пуска мотора при севшей АКБ. Возможен пуск «с толкача»
  • Как правило, меньший расход топлива по сравнению с автоматом: отсутствуют потери в гидротрансформаторе
  • Меньшая стоимость автомобиля
  • Возможность для водителя почувствовать себя эдаким повелителем автомобиля
  • Отсутствие проблем с на любые расстояния
  • Больше возможностей выбраться из грязи враскачку: ручная коробка позволяет гораздо быстрее переключаться. Автомат же в таком режиме скоро перегреется

Автоматическая коробка передач

Минусы

Плюсы

  • Автомобиль заведомо дороже такого же, но с ручкой
  • Ремонт влетит в копеечку. Если ручная коробка - это, грубо говоря, набор шестеренок, то автомат - это еще и фрикционы с соленоидами и мозгами. Да и специалистов по гораздо меньше
  • Расход топлива, как правило, выше: гидротрансформатор требует жертв.
  • Проблемы с буксировкой на большие расстояния: масляный насос, как правило, стоит на первичном валу. Во время буксировки он не работает, и наступает .
  • Если села батарея, то «с толкача» машину не пустить
  • Ресурс, как правило, уступает долговечности механической коробки передач: деталей здесь гораздо больше, причем компанию шестеренкам составляют капризные фрикционы.
  • Автомат нуждается в прогреве, а греется при этом медленнее двигателя. Он же не является источником тепла!
  • Хуже динамика разгона и выше расход (в классе недорогих автомобилей)
  • Рай для новичков: нет сцепления, и не надо ничего постоянно переключать
  • Автомобиль при троганье в горку никогда не попятится назад: блокировка предусмотрена конструкцией.
  • Автомобиль никогда не заглохнет даже у новичка
  • У водителя меньше шансов неумелыми действиями причинить коробке вред
  • Оптимальную передачу выбирает автомат - ошибка водителя исключена
  • Не так тяжело двигаться в пробках
Лично мое мнение однозначное: я - за автоматы. Разумеется, речь идет о ситуациях, в которых человек может позволить себе и то, и другое, но просто сомневается. Если финансы не позволяют выходить из бюджета, тогда дело другое, но при прочих условиях я рекомендую только автомат. Впрочем, каждого коллегу, который имеет другое мнение, прошу высказать свои «фи», ежели таковые найдутся.

Что касается рассуждений о том, что кому-то хочется активно управлять машиной, то я их, в принципе, понимаю. И с ужасом жду момента, когда из автомобиля вовсе исчезнет руль - за ненадобностью. Потому что с этого момента моя автомобильная жизнь окончательно прекратится. Усаживаться в кресло водителя, чтобы читать книжку или спать, я не стану. Впрочем, я, конечно же, забегаю вперед... Но не очень далеко.

При выборе автомобиля обычно обращают внимание на тип его кузова, мощность двигателя, комплектацию… Не последнюю роль при этом играет тип трансмиссии, которой оснащена машина. Если суровые советские автомобилисты выбора типа коробки передач были лишены и, в лучшем случае, весь «выбор» в конце 80-х сводился к четырехступенчатой или пятиступенчатой «механике», то наши современники могут выбирать между традиционной механической коробкой передач, уже привычной автоматической трансмиссией и некоторыми её подвидами - бесступенчатым вариатором и роботизированной «механикой».
Не бывает идеального типа трансмиссии, одинаково подходящего всем автомобилям и всем водителям. Главное - четко понимать различия между разными коробками передач и определиться с выбором, исходя из собственных предпочтений, условий эксплуатации и назначения транспортного средства.

Механика

Старейшим типом трансмиссии является, разумеется, традиционная «механика». Водитель сам выбирает нужную передачу, руководствуясь дорожными условиями и интенсивностью движения. Переключения передач осуществляются «через нейтраль» при выключении сцепления. Передаточные числа подбирают таким образом, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя во всем диапазоне скоростей. На большинстве легковушек старт с места необходимо выполнять на первой передаче, после чего последовательно переключаться «вверх». Изначально «механика» отличалась от современной коробки по конструкции и способу управления. К примеру, у легендарного Ford Model T коробка передач планетарного типа была двухступенчатой и приводилась в действие при помощи педали, у которой было три позиции: нейтраль, первая, вторая передачи. Для включения задней передачи и тормоза использовались две другие педали.

Со временем механические трансмиссии стали трехступенчатыми, а в 60-е большинство производителей остановилось на четырехступенчатой конструкции (четыре передачи для движения вперед, и одна - назад). В начале 80-х в массовый обиход вошли пятиступенчатые коробки, а в конце ХХ века на автомобили начали устанавливать шестиступенчатую механику. И это не предел: компания BMW ведет работы по созданию семиступенчатой механической трансмиссии, а Porsche уже оснащает такой коробкой новый Porsche 911.

Как правило, четвертая передача выполнена «прямой», то есть её передаточное отношение близко к единице, а пятая (шестая) - повышающей, для экономичного движения с равномерной скоростью. Большое количество «ступенек» позволяет конструкторам сблизить передаточные числа и сделать первые передачи более «короткими», а последние, напротив, «длинными». Благодаря этому автомобиль получает хорошую динамику в городском движении с сохранением требуемой экономичности за городом на высоких скоростях. Для этой же цели иногда используют несколько вариантов передаточных чисел (рядов КП) в зависимости от типа двигателя и его мощности. Иногда конструкторы не изменяют передаточные числа передач, но применяют разную главную пару - на модификациях с более слабым двигателем устанавливают «короткую» пару, чтобы обеспечить приемлемую динамику, в то время как на мощных версиях применяют «длинную» (скоростную) главную передачу.
Кроме увеличения количества передач, «механика» также совершенствовалась «качественно». Со временем все передачи переднего хода получили синхронизаторы, благодаря которым переключение передач происходит легко и мягко, не требуя от водителя выполнения особых приёмов с перегазовкой и двойным выжимом сцепления. С каждым новым поколением автомобилей механическая коробка передач становилась все более тихой и долговечной, что позволило некоторым производителям довести её ресурс до общего срока службы автомобиля даже без регулярной смены масла!

Новейший Porsche 911 оснащен семиступенчатой (!)
МКП

Недостаток у «механики» только один - она требует постоянного внимания со стороны водителя, ведь он должен постоянно переключать передачи в зависимости от скорости движения и дорожных условий. Именно поэтому «механика» долго оставалась «камнем преткновения» для большинства водителей слабого пола, для которых «автомат», напротив, стал настоящим спасением. Впрочем, и многие водители-мужчины в наше время не очень-то жалуют «механику», особенно если они живут (и ездят) в мегаполисах с вечными пробками и интенсивным движением.
Сегодня «механика» является уделом лишь самых доступных (бюджетных) авто, а также используется на спорткарах. Но в большинстве случаев производители предлагают потенциальному владельцу альтернативу в виде автоматической трансмиссии.

Таким образом, имеем:

Плюсы механики (механической коробки передач)

1) Разгонная динамика автомобиля у рядовой механики лучше, чем у автомата. С механикой вы можете раскручивать двигатель, до «красной зоны», а вот автомат начнет переключать передачи при определенных оборотах (если конечно вы едете не на ручном режиме автомата), поэтому динамика разгона на несколько секунд быстрее у механики, чем у автомата.

2) При определенном мастерстве вождения и быстром переключении скоростей, а также при мастерстве пускать автомобиль накатом, можно добиться приличной экономии топлива на механике, на автомате сделать такое будет затруднительно. Автоматическую коробку передач вообще не рекомендуется включать на нейтральную скорость при движении.

3) Механика в сравнении с автоматом требует меньше масла. В автомат нужно лить от 6 до 10 литров, трансмиссионного масла. В механику около 3 литров.

4) Зимой автомобиль с механикой легче завести. Во-первых, в коробке меньше масла, во-вторых, при нажатии на педаль сцепления, вы как бы отключаете коробку передач от двигателя, соответственно нагрузка при пуске двигателя снижается.

5) Ремонт. Механическую коробку передач, отремонтировать значительно дешевле автомата, да и сделать механику могут практически любые, даже не официальные компании.

6) Последнее, зимнее вождение. На автомобиле с механикой можно спокойно буксовать в снегу, на автомате это не желательно, масло трансмиссии может перегреться.

Минусы механики

1) Итак, первый минус механики в нашей статье «автомат или механика » - удобство вождения. Самый значительный минус механики, это удобство вождения. Начинающие водители очень долго привыкают к механической коробке передач. Особенно у них плохо получается «трогание с места на автомобиле» , а также движение с места в подъем.

2) Сцепление. Начинающие водители на автомобилях с механической коробкой передач, могут запросто спалить сцепление автомобиля, из-за неопытности. А это уже дорогостоящий ремонт, на автомате такого не произойдет по принципу.

3) Ресурс двигателя. Ресурс двигателя на автомобиле с механикой значительно ниже, чем на автомобиле с автоматом. Все потому что автомат не даст вам «насиловать» двигатель, раскручивать его до предела.

Автомат

Главная особенность автоматической трансмиссии для водителя - самостоятельное переключение передач. Это обеспечено примененим специальных механизмов - например, планетарной передачи и гидромеханического привода.
Гидротрансформатор имеет три рабочих колеса и отличается более низким КПД, чем «чистая механика» или промежуточный вариант с гидромуфтой. Однако благодаря ухищрениям конструкторов потери на передачу крутящего момента в гидромеханической трансмиссии со временем снизились и почти достигли уровня традиционной трансмиссии.

Сам гидротрансформатор не может обеспечить весь необходимый диапазон передаточных чисел, вследствие чего вместе с гидравликой стали использовать коробку передач с фрикционными муфтами и гидроприводом. Сложная гидромеханика позволяет менять передаточные числа при переключении передач без разрыва потока мощности. Благодаря этому автомат при переключениях работает плавно и не требует участия водителя - достаточно включить режим «драйв» в самом начале поездки и более не отвлекаться на переключения.

«Интеллектуальную роль» у классического автомата с гидротрансформатором выполнял гидроблок управления и насос гидросистемы. Сначала необходимость в переключении передач определялась по показаниям центробежного регулятора, «измерявшего» скорость автомобиля и по силовому регулятору, который разными способами определял нагрузку на двигатель.
При всей прогрессивности и сложности конструкции у классического "гидроавтомата" был ряд недостатков, самым существенными среди которых являлись медлительность и невысокий КПД по сравнению с традиционной механикой, что особенно ощущалось на малолитражных автомобилях.

Поэтому со временем гидротрансформатор с "механическим" управлением уступил место более совершенным и сложным типам автоматической трансмиссии.
Пионером в категории «умный автомат» стала немецкая компания Porsche, первой реализовавшая полуавтоматический режим работы АКП с электронным управлением.

Сегодня "типтроником" ("tiptronic") нередко называют все виды подобных "автоматов" на любых автомобилях, хотя это название является торговой маркой Porsche. Ключевое отличие «типтроника» от обычного автомата - возможность ручного переключения. В режиме M(manual) такая коробка позволяет выбирать нужную ступень принудительно как "вверх", так и "вниз", благодаря чему водитель при желании может переключать передачи самостоятельно. К тому же трансмиссия такого типа является «адаптивной», то есть она словно «подстраивается» под манеру вождения водителя и переключает передачи в соответствии со стилем его езды.
Впрочем, у большинства автоматических трансмиссий расход топлива все равно чуть выше, чем у аналога «на механике», а время разгона до 100 км/ч на пару секунд дольше. Однако для большинства адептов автоматической трансмиссии его главный плюс - самостоятельное переключение передач - перекрывает все недостатки. Поэтому многие водители при выборе трансмиссии отдают предпочтение именно «автомату», который не требует от водителя постоянного внимания и не заставляет отвлекаться от собственно управления автомобилем.
Как и «механика», автоматические коробки передач "не любят" агрессивной манеры езды с резкими разгонами, особенно в непрогретом состоянии, а постоянное "насилие" над автоматом заметно снижает его ресурс, что особенно актуально для мощных автомобилей. Кроме того, "автоматы" требуют не только бережной эксплуатации, но и правильного обслуживания - в частности, замены масла и фильтров в строгом соответствии с регламентом.

Роботизированная механика

Дальнейшее развитие автоматических трансмиссий привело к изобретению довольно интересных гибридов - так называемых «роботов». Такая трансмиссия, по сути, является обычной механической коробкой передач со сцеплением, но процессом переключения управляет не водитель, а умная электроника.
Сначала подобные "роботы" стали применяться на компактных городских малолитражках, для которых традиционный "гидроавтомат" не подходит из-за слабого двигателя. У разных производителей эта трансмиссия называлась по-разному: Opel — Easytronic, Fiat — Dualogic, Citroеn — Sensodrive и т.д.

Поскольку на электронику в этом случае возложена очень непростая задача, то даже довольно совершенная роботизированная механика работала не очень плавно из-за резкого прерывания крутящего момента. Грубо говоря, «робот» переключал передачи примерно так же, как не очень опытный водитель. Вдобавок такая трансмиссия не отличалась высокой надежностью, из-за чего «роботы» с одним сцеплением практически исчезли с рынка.

Второе поколение, называющееся преселективной трансмиссией, стало стало более совершенным. Каждый производитель называет «преселекты» по-разному: Volkswagen - DSG, Audi — S-tronic, Porsche — PDK, Ford — PowerShift…. Конструктивная особенность и главное отличие от первых "роботов" - пара сцеплений, каждое из которых "обслуживает" свой ряд передач с отдельными валами для четных и нечетных "ступеней". Такая схема позволяет мгновенное переключение передач без разрыва крутящего момента, что обеспечивает высокую плавность работы на уровне обычного «автомата», а по динамике и топливной экономичности преселективные трансмиссии как минимум не уступают «механике».
Единственный недостаток «роботов» - не самая высокая надежность и нестабильный ресурс. К сожалению, некоторые коробки выходят из строя еще в гарантийный период, а также ведут себя странно - работают с рывками при переключении передач.

Вариатор

Cамым необычным вариантом автоматической трансмиссии является вариатор - механическая передача, основанная на передаче вращения (момента) трением через промежуточное тело (ремень, ролик), которое можно переводить в любую точку переменного радиуса ведущего и/или ведомого колёс, получая изменение передаточного отношения. На автомобилях применяется клиноременной или цепной вариатор, а сама бесступенчатая трансмиссия получила название CVT (англ. Continuously Variable Transmission).
Благодаря конструкции вариатор способен плавно изменять коэффициент передачи (отношение скоростей вращения и вращающих моментов двигателя и движителя) во всём рабочем диапазоне скоростей и тяговых усилий.

Для водителя эта конструктивная особенность вариатора означает максимально плавную работу двигателя и трансмиссии - ведь переключений передач, по сути, просто не происходит! Правда, чтобы не «пугать» водителей подобной бесступенчатостью и избежать занудного завывания мотора во время разгона, конструкторы придумали «виртуальные» ступени.
Всем хорош вариатор - и работает плавно, и КПД у него даже выше, чем у традиционной «механики». Однако при реальном применении такой трансмиссии на автомобилях конструкторы столкнулись с проблемой передачи значительного крутящего момента от двигателя на колеса. Ременной привод подходит для мопедов, скутеров и слабосильных машин особого малого класса, а вот на более тяжелых автомобилях применяют цепь.
Вариатор идеально сочетается не только (и не столько) с традиционным ДВС, сколько с гибридной силовой установкой и электродвигателем. Поэтому большинство автопроизводителей относятся к вариаторам прохладно - в частности, после некоторых экспериментов «немцы» выбрали для себя в качестве наиболее перспективной преселективную трансмиссию, а большинство американских и азиатских компаний применяет классический гидротрансформаторный автомат. А вот японцы используют вариатор не только на малокубатурной двухколесной технике, но и на авто - к примеру, Nissan серийно оснащает трансмиссией Xtronic CVT свои многие автомобили, а Toyota активно применяет вариатор на гибриде Prius (Hybrid Synergy Drive — гибридный синергический привод).

Минусы автоматической коробки передач.

1) Классический автомат разгоняется медленнее, чем механика

2) Опять же классический автомат, расходует больше топлива

3) Необходимость земены масла в автоматической трансмиссии

4) Зимой заводится сложнее

5) Стоимость автомобиля с автоматом дороже

6) Стоимость ремонта автомата дороже, чем механики

Плюсы автомата

Вот про плюсы я хочу поговорить по подробнее, потому как автоматы различны и не стоит их так сказать валить в одну кучу.

1) Разгон автомата различен. Да классический гидротрансформаторный автомат на 4 -ре передачи медлительнее, чем механика. Но сейчас существуют вариаторы и автоматы на 6 и 7 - ть передач с двумя дисками сцепления, они не уступают по эффективности механики, а иногда ее превосходят. Например, вариатор превосходит механику, также как и автоматическая коробка DSG от Volkswagen.

2) Автомат классический (4 - ре передачи) расходует больше топлива, но если взять современные автоматы или вариаторы (на 6 ть передач или бесступенчатые трансмиссии), то у них уже потребление топлива намного ниже, иногда, даже ниже чем на механике.

3) Удобство вождения автомобиля с автоматом намного выше. Даже не опытный водитель сможет спокойно без нервов и рывков тронуться с места, не создавая аварийной ситуации.

4) Ресурс двигателя и узлов трансмиссии, намного выше, автомат контролирует обороты и не даст перегреть двигатель.

Советы по выбору трансмиссии
Какую именно трансмиссию выбрать, зависит от конкретных предпочтений, стажа водителя и типа выбираемого автомобиля. Ведь далеко не всегда выбор возможен, а иногда он состоит из пары вариантов - «механика или автомат» и «механика или робот».
Если предстоит эксплуатация в условиях городских пробок, то хорошим выбором будет именно «автомат» (независимо от его подвида). При езде по загородным дорогам не напрягает и обычная «механика». Нужно помнить, что для большинства автомобилей мощностью до 100 л.с. наличие автоматической транмсиссии означает удорожание на 2000-3000 у.е. и заметное ухудшение динамических показателей. Для мощных же автомобилей (свыше 200 л.с.) тип трансмиссии не имеет принципиального значения, а начиная с определённой ценовой категории и рабочего объема «автомат» входит в список стандартного оснащения, в то время как «механика» предлагается далеко не везде и только в виде исключения.

Олег Полажинец

Человек думает над тем, что для него будет лучше - механика или автомат. Это решение существенно влияет на выбор машины для постоянного пользования. Однозначного и единственно правильного ответа здесь нет. Каждый водитель должен взвесить все «за и против» прежде, чем выбирать МКПП или отказываться от неё, проанализировать преимущества, недостатки каждой трансмиссии и сделать соответствующие выводы.

Разделение АКПП на подвиды

Прежде чем перейти к главному нашему вопросу, необходимо сделать небольшое отступление и разобраться в разновидностях АКПП.

  1. Гидромеханическая коробка передач (обычный автомат) имеет простую конструкцию и элементарный принцип работы. Задача водителя сводится к управлению педалями газа и тормоза, и своевременно переключать селектор в необходимый режим. Именно этот тип трансмиссии открыл эру автоматизированных механизмов для переключения скоростей. Он не был совершенен по причине повышенного расхода топлива.
  2. АКПП «вариатор» имеет два шкива: один с постоянным размером, а второй - с переменным. Передачи переключаются очень плавно и совсем незаметно для водителя. Казалось бы, что может быть лучше? Но очень высокая стоимость таких механизмов, непозволительность буксования, присутствие механического трения внутри коробки, высокие потери энергии, большие топливные расходы заставили инженеров работать над созданием более совершённых механизмов.
  3. Роботизированная механика управляется специальными программами и электронным блоком. Здесь уже нет тех проблем, которые присутствуют в вышеописанных . Топливо экономится, скорости переключаются быстро, даже разгон не занимает много времени. Для спокойного вождения этот вариант является идеальным. Можно было бы утверждать, что именно эта коробка передач является лучше всех остальных, вот только конструкторы Volkswagen изобрели новый механизм для переключения скоростей, который оказался ещё лучше.
  4. Роботизированная механика класса DSG. Вот она - идеальная автоматическая система, у которой очень сложно найти недостатки, если отбросить высокую стоимость и нежелательность пробуксовок. Но эти моменты являются стандартными для каждой автоматической КПП.

С какой трансмиссией удобнее ездить

В этом вопросе наблюдается единогласие между сторонниками различных коробок передач. Автомат в этом смысле превосходит своего ручного конкурента - МКПП. Особенно остро это ощущается в крупных городах с большой плотностью автомобилей на магистралях. Передвижение в тянучке требует постоянного и создаёт необходимость часто выжимать педаль сцепления. Понятное дело, что все эти действия не самым положительным образом влияет на состояние автомобиля и способствует его быстрому износу. Совсем другое дело - АКПП. Этот механизм позволяет чувствовать себя спокойно, расслабленно, не переживать за вероятность остановки двигателя в самый неподходящий момент (а в автомобильных пробках каждый момент является неподходящим). Если для вас комфорт вождения стоит на первом месте, то механика точно не для вас.

Не добавляет удобства водителям и наличие третьей педали. Автомобиль - это, в первую очередь, средство для комфортного передвижения. Ни о каких неудобствах даже речи быть не может. Если технический прогресс позволяет перенести часть водительских обязанностей на электронные системы, то глупо не воспользоваться такими возможностями. Автоматическая коробка передач позволит направить все внимание на дорогу, а не на рычаг переключения скоростей и правильное выжимание педали сцепления.

С какой коробкой передач динамика лучше

Такого единодушия, какое наблюдалось в первом вопросе, уже не будет. Когда дело касается динамики, то мнения по поводу того, какая коробка передач лучше, сильно отличаются друг от друга. Поклонники механического механизма переключения скоростей приводят в качестве убедительных доводов возможность полного раскрытия потенциала, который заложен в мотор. Также механика позволяет быстро ускоряться в тех случаях, когда это необходимо для водителя.

Со всеми этими доводами сложно не согласиться, но стоит брать во внимание тип автоматической трансмиссии, которая используется в автомобиле.

  1. Вариатор демонстрирует низкие характеристики резвости машины, уступая любой МКПП. А вот плавность демонстрирует исключительную.
  2. Роботизированная и гидротрансформаторная АКПП составляет достойную конкуренцию своим механическим собратьям, хотя и здесь сложно придерживаться одного мнения. На работу трансмиссии оказывает существенное влияние качество исполнения управляющей электроники.
  3. Наличие в коробке автомат режима Sport повышает динамичность автомобиля на несколько пунктов.

Управление роботизированной коробкой передач осуществляется с помощью специальных программ

И вновь мы сталкиваемся с неоднозначностью, которая не позволяет выделить тот тип коробки передач, которая подарит водителю безукоризненную динамику. Если производитель вашей будущей машины сэкономил на формировании связки мотора с КПП, то о чудесах говорить не приходится. Если заглянуть в салон дорогих, спортивных авто, а лучше сесть за руль и провести тест-драйв, то динамика будет зашкаливать. Все упирается в стоимость автомобиля, а соответственно и . Бюджетный автомобиль и даже представитель среднего класса могут «похвастаться» дешёвыми АКПП с небольшим набором ступеней. Такие механизмы сознательно «придушиваются» автопроизводителями, которые таким образом стремятся ограничить проявление лихачества на дорогах и компенсировать неопытное вождение.

Сколько уходит топлива

Может показаться, что с этим вопросом сложностей возникать не должно. Смотрим на данные по расходу топлива из технических характеристик автомобилей с различными коробками передач и сравниваем их. Автомат немного увеличивает количество расходуемого бензина, ведь на функционирование этого устройства требуется энергия. Инженеры автомобильных компаний не перестают работать над созданием экономичных технологий, которые окончательно вытеснят МКПП с автомобильного рынка. Взять хотя бы систему «старт-стоп», которая уже хорошо известна многим автомобилистам.


Механизм автоматической коробки переключения передач в разрезе

В то же время встречается немало водителей, которые пользуются МКПП и расходуют такое количество топлива, которое превосходит любой автомат. Такой нонсенс имеет место при активной езде, которая сопровождается частыми перегазовками, резким увеличением скоростного режима и неожиданным торможением. Если вы относитесь именно к такой категории водителей, то сэкономить на топливе за счёт выбора авто с МКПП вам не удастся. Может быть лучше для вас будет ориентироваться на хорошую автоматическую трансмиссию.

Экономичный вариант трансмиссии

Достойным экономичным вариантом является роботизированная коробка передач, оборудованная двумя сцеплениями. Такой механизм ещё называют преселективным. Бывает, что производители машин вводят свои обозначения, но часто встречается следующая комбинация символов - DSG. Такой автомат работает следующим образом: в то время, как один из дисков сцепления посылает тягу на колёсную базу, второй диск находится в готовности стать ему заменой. В результате такой схемы наблюдается быстрое переключение передач скорости. Двигатель может в постоянном режиме поддерживать необходимое количество оборотов за счёт большого количества передач (от 6 до 8). Такая коробка передач лучше всего подходит для экономного водителя.

Преодоление сложных ситуаций на дороге

Пока Россия не может похвастаться хорошими дорогами, водителям приходится обращать внимание на то, как трансмиссия будет вести себя в условиях бездорожья. Можно сказать, точно - механика предоставляет автовладельцу больше шансов выбраться из песочной или снежной западни. При умелом обращении МКПП может превратиться в послушный и чуткий механизм, который будет точно реагировать на управление со стороны водителя.

АКПП в этом смысле проигрывает, поскольку она подчиняется чётко прописанному алгоритму, который не предусматривает выхода из подобных нестандартных ситуаций. Но и здесь есть приятные исключения, например, Land Rover и некоторые другие внедорожники. Здесь, как правило, устанавливаются такие АКПП, которые можно перенастроить под сложившиеся условия. Добавим сюда умный полный привод и получим автомобиль, для которого нет плохих дорог. За такие технологии придётся хорошо заплатить.

Есть ещё один вариант, который предполагает выбор автомат коробки передач без опасения застрять в первом сугробе. Наличие дополнительных режимов, например, зимнего. Он может предполагать ограничение тяги, которая подаётся на ведущую колёсную базу. Как бы сильно ни была вдавлена педаль акселератора, вероятность пробуксовки будет сведена к минимуму. Некоторые автомобили могут начать движение со второй передачи.

Сложности с ремонтом

Когда возникают или ломается коробка передач, то понимаешь, что лучше иметь авто с МКПП. Если из строя вышел двигатель, то буксировка машины с АКПП выполняется крайне осторожно. Этот процесс возможен, но расстояние не должно превышать 30 км, максимальная скорость 50 км/час, а нейтральный режим включён до тех пор, пока авто не будет доставлено к специалистам. Если двигатель вообще не подаёт никаких признаков жизни, то автомобиль придётся грузить на погрузчик. Запуск с буксира или «толкача» допускает только механика. В этом смысле она лучше своего электронного оппонента.

Автомат отремонтировать дорого и сложно. Не так много имеется мастеров, которые хорошо разбираются в устройстве электронных трансмиссий и готовы будут устранить любую поломку.

Стоимость и расходы на эксплуатацию

АКПП - это удовольствие дорогое. Во-первых, повышает стоимость автомобиля, а, во-вторых, характеризуется дорогостоящей эксплуатацией и обслуживанием. Замена масла в автоматической коробке передач требуется проводить часто. В среднем на каждые 60 тыс. км. В то время как с МКПП этот промежуток увеличивается до 90 тыс. пробега. Также разнится и объём масла, который потребуется для замены. На автомат уйдёт до 9 литров, а механика потребует не больше 3.

Как видите сами, финансовая сторона вопроса играет не в пользу АКПП. Но как говорится, за удовольствие и комфортную езду на автомобиле нужно платить. Стоит ли сопротивляться техническому прогрессу, когда он стремится сделать нашу жизнь лучше? Мы давно сменили счёты на электронную технику, впустили в свою жизнь смартфоны и гаджеты, отдали часть своих домашних дел электронным устройствам и постоянно делаем свою жизнь более комфортной благодаря техническим новинкам.

Так может быть механика в автомобилях отживает своё и пришло время стать ей частью нашей истории? От этого никуда не деться, МКПП в один момент исчезнет с автомобильного рынка, уже некоторые автомобильные концерны полностью отказываются от производства трансмиссий такого типа. Вероятно, лет через десять только на профессиональных гоночных машинах будет установлена механика для того, чтобы водитель смог продемонстрировать своё мастерство в управлении подобными механизмами.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков