Аннотация
Произведён поиск информации и источников информации о двигателе прототипе проектируемого ДВС КамАЗ-720, а так же о заводе изготовителе двигателя прототипа КамАЗ.
Приведены основные характеристики двигателя прототипа, а так же история завода изготовителя.
Краткое описание дизеля КамАЗ-740
Двигатели КамАЗ-740 и его различные модификации получили широкое применение в гражданской и военной технике. Самое большое распространение с использованием этих двигателей или их модификаций получили автомобили КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310.
Модель – дизель Камаз-740
Тип - четырехтактный с воспламенением от сжатия
Число цилиндров - 8
Расположение цилиндров - V-образное, угол развала 90 °
Порядок работы цилиндров - 1-5- 4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала - правое
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм - 120x120
Рабочий объем, л - 10,85
Степень сжатия - 17
Гарантируемая мощность, кВт (л. с.) - 154,4(210)
Максимальный крутящий момент, Н/ м (кгс/м) - 650 (65)
Частота вращения коленчатого вала, мин:
При гарантируемой мощности – 2600
- при максимальном крутящем моменте, мин - 1600...1800
- на холостом ходу, не более:
- минимальная - 600
- максимальная - 2930
Удельный расход топлива, г/л. с./ч (по скоростной характеристике):
Минимальный - 165
- Максимальный - 178
Фазы газораспределения:
открытие впускного клапана - 13°
закрытие впускного клапана - 49°
открытие выпускного клапана - 66°
закрытие выпускного клапана - 10°
Число клапанов на цилиндре - один впускной и один выпускной
Давление масла в прогретом двигателе, МПа (кгс/см2), при частоте вращения коленчатого вала:
Номинальной - 0,40...0,55 (4,0...5,5)
- минимальной холостого хода, не менее - 0,1 (1)
Масса силового агрегата, кг - 1120
Масса не заправленного двигателя, кг – 730
История создания КамАЗ-740
История создания двигателя берёт начало на заводе ЗИЛ. На данном заводе был спроектирован автомобиль ЗИЛ-170. Автомобиль создавался на смену ЗИЛ-130, который должен был заменить его в кратчайшие сроки.
Первый ЗИЛ-170 был построен в конце 1968 года. Уже в мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗИЛ-170 прошел первые испытания на участке Углич–Рыбинск.
Однако во время пробега выяснилось, что 180-сильной мощности ярославского дизеля для автомобиля такого класса явно недостаточно. Установка же восьмицилиндрового 240-сильного ЯМЗ-238 увеличивала бы моторный отсек и потребовала бы полной перепланировки кабины. Пришлось разработать специальный двигатель, позднее получивший название КамАЗ-740. Рассказы о том, что этот двигатель стал копией американского оригинала, на самом деле не подтверждаются. История его появления гораздо более интересна. Дело в том, что незадолго до этого на вооружение советской армии был принят танк Т-64. Он обладал двигателем уникальной конструкции со встречным движением поршней. При 120-миллиметровом диаметре цилиндра и 120-миллиметровом ходе поршня рабочий объём этого 10-цилиндрового двухтактного дизеля 13570 куб. см. Появилась мысль использовать восьмицилиндровый вариант танкового двигателя на грузовике. Однако мощность такого дизеля оказалась избыточной – 560 лошадиных сил для грузовика по тем временам было бы слишком круто. Никто тогда не предполагал, что в будущем на раллийный вариант этого автомобиля будут ставить 731-сильный 17,24-литровый мотор, разгоняющий12-тогную машину до сотни за 16 секунд и позволяющий развивать 215-километровую скорость.
В конце концов, конструкторы решили, используя поршни из высококремнистого алюминиевого сплава и стальные шатуны двутаврового сечения от танкового двигателя, создать обычный V-образный четырёхтактный дизель-мотор, который, имея 10,857-литровый объём, при 2100 оборотах в минуту развивал 210-сильную мощность.
Блок-картер двигателя был отлит из чугуна и снизу закрывался штампованным поддоном. В расточках блоков были установлены гильзы цилиндров мокрого типа. Сверху гильзы были закрыты индивидуальными головками.
По всей высоте цилиндров были проделаны протоки для охлаждающей жидкости, благодаря чему обеспечивается интенсивный отвод тепла от гильз цилиндров, что обеспечивало охлаждение поршней и поршневых колец и снижает температуру масла. Водяные рубашки блока и головок цилиндров сообщались между собой посредством специальных отверстий в привалочных плоскостях, уплотняемых резиновыми кольцами.
В нижней части развала блока был установлен распределительный вал, приводивший в движения верхнерасположенные клапана газораспределительного механизма. Под распредвалом в коренных опорах крепился коленчатый вал.
С двигателем была сблокирована и новая трансмиссия, снабжённая так называемым делителем – дополнительной двухступенчатой коробкой передач, установленной между сцеплением и основной коробкой передач и позволяющей вдвое увеличить число ступеней в трансмиссии. Применялся также блокируемый межосевой дифференциал.
Двигатель и трансмиссию на ЗиЛе изготовили достаточно быстро, но после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах» дальнейшую разработку и последующую сборку ЗИЛа-170 было решено перенести на КамАЗ. Тогда же название машины ЗИЛ-170 поменяли на КамАЗ-5320. Первый, опытный КамАЗ-5320 уже с новым двигателем был собран в 1974 году, а первый серийный экземпляр сошёл с заводского конвейера 16 февраля 1976 года – в канун начала работы XXV съезда КПСС.
При 4510-миллиметровой колёсной базе КамАЗ-5320 имел 7435-миллиметровую длину и 2,5-метровую ширину. Высота без тента составляла 2,63 м етра.
Камаз-740. Поперечный разрез.
Осень 1970 года - уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КАМАЗа - Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.
Январь 1971 года - сдан первый в Набережных Челнах 12-ти этажный жилой дом для первопроходцев КАМАЗа.
1973 год - возведены корпуса практически всех объектов первой очереди комплекса, пущен первый городской трамвай, поставлен под нагрузку первый энергоблок ТЭЦ.
Май 1974 года - в экспериментальном цехе управления главного конструктора КАМАЗа собран первый двигатель.
1975 год - на всех заводах комплекса идет монтаж, пуско-наладка технологического оборудования, выпуск пробной продукции.
Декабрь 1975 года - на заводе двигателей собран силовой агрегат N 1 по временной технологии, но собственными силами.
16 февраля 1976 года - с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошел первый камский грузовик.
Правительство страны утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме КАМАЗ получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому, минуя все главки.
29 декабря 1976 года - Государственная комиссия во главе с Министром автомобильной промышленности СССР Поляковым В. Н. подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов.
Ко времени сдачи в экспллуатацию 1-ой очереди КАМАЗ обладал огромными производственными фондами. Они были в 2 раза выше, чем на ВАЗе и в 3 раза превосходили общеотраслевой показатель по Минавтопрому.
Октябрь 1977 года - КАМАЗ досрочно завершил свой первый годовой план, выпустив 15000 автомобилей. К концу декабря их было уже 22 тысячи.
Август 1978 года - изготовлен 50-тысячный грузовик.
Июнь 1979 года - с главного конвейера сошел грузовик за номером 100000. Темпы роста производства на КАМАЗе были рекордными не только для нашей страны.
Апрель 1980 года - выпущен 150-тысячный большегруз.
Февраль 1981 года - сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КАМАЗа.
Февраль 1983 года - главным событием этого года стало создание производственной фирмы КАМАЗавтоцентр, главной задачей которого стало обеспечение всех автомобилей КамАЗ гарантийным обслуживанием и поставка запасных частей к ним на весь период жизни аввомобиля. уже к концу десятилетия в его составе было 210 автоцентров. Развитая сеть автоцентров на огромной территории СССР, а также за рубежом сразу же сблизила КАМАЗ с потребителем, позволила оперативно реагировать на требования заказчика, эффективно проводить маркетинговые исследования, максимально быстро осуществлять ремонт автомобилей и поставки запчастей.
В настоящее время автоцентры КАМАЗа превращаются также в активно действующие дилерские центры по продаже автомобилей и запчастей.
1986 год - Автомобили КамАЗ, составляющие лишь четвертую часть грузового автопарка страны, занятого на уборке, перевезли 60% урожая 1986 года.
1987 год - создано производство микролитражных автомобилей "Ока". 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка Ока-ВАЗ-1111. В 1994 году введен в строй завод по производству микролитражных автомобилей "Ока", рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год.
1988 год - по подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей КамАЗ страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы КАМАЗ полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством.
25 июня 1990 года - Правительство приняло решение о создании на базе имущества Производственного объединения КАМАЗ акционерного общества. КАМАЗ стал первым из крупнейших предприятий страны, вступившим в эпоху новых экономических отношений. Устав акционерного общества КАМАЗ утвержден на общем собрании 11 августа 1990 года.
14 апреля 1993 года - пожар на заводе двигателей, охвативший в считанные минуты всё предприятие, почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование.
С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях - восстановление мощностей по выпуску 100 тыс. двигателей и, параллельно, создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования. В невиданно короткие сроки, благодаря поддержке правительства России и Татарстана, камазовцам удалось буквально из пепла вновь восстановить предприятие. Уже в декабре 1993 года завод двигателей выпустил первую послепожарную продукцию.
Сегодня группа ОАО КАМАЗ - это единый производственный комплекс,
расположенный в Набережных Челнах, в который входят 9
специализированных заводов, включающих в себя все технологические
переделы современного машиностроения, а также 6 заводов, находящихся
за пределами Челнов: в России, Украине и Казахстане. Все они имеют
самостоятельный юридический статус с правом самостоятельной работы на
рынке.
Историческая справка
К середине 60-х годов в бывшем СССР как никогда остро встала проблема грузовых перевозок автомобильным транспортом. Страна давно уже нуждалась в новом грузовике, способном резко повысить производительность труда на транспорте и за короткий отрезок времени во много раз увеличить грузооборот.
Ни один из действующих автомобильных заводов страны выполнить такую задачу не мог. Требовались совершенно новые современные грузовики - комфортабельные, мощные, универсальные, способные эффективно эксплуатироваться в любых климатических и дорожных условиях и заполнить нишу автомобилей грузоподъемностью от 8 до 20 тонн.
В 1969 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей.
Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на маленький городок на Каме Набережные Челны. Его преимущества были очевидны. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга, близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки, строительными материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в будущем - транспортировкой грузовиков потребителям.
А наличие в регионе крупнейшей строительной организации "КамГЭСэнергострой" позволяло создать все условия для завершения строительства плотины и гидроэлектростанции мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, возведения заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей.
На стройку в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты из всех уголков Союза, представлявшие более 70 национальностей.
Свыше 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и ведомства выполняли заказы КАМАЗа на строительные материалы и оборудование. На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек.
Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации Свинделл-Дреслер, Холкрофт, Сикаст, Ингерсолл Рэнд из Америки, Буш, Хюллер, Либхер из Германии, итальянские Морандо, Эксцелла, Фата, французский Рено, шведский Сандвик, японские Камацу и Хитачи.
КАМАЗ рождался буквально на голом месте - посреди холмистого поля. Чтобы сгладить неровности местности и выполнить вертикальнуюю планировку строителям предстояло отсыпать и перевезти миллионы кубометров грунта.
13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.
Комплекс заводов на Каме раскинулся на обширной территории в 22 квадратные мили.
Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы. Сотни тысяч людей КАМАЗ вытащил из бараков и коммуналок, дал комфортабельное жилье, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга.
Благодаря КАМАЗу в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны.
Каждый год город пополнялся на 30-40 тыс. человек. Если до начала строительства КАМАЗа в Набережных Челнах было 27 тыс. человек, то к середине 90-х годов в автограде проживало более 530 тыс. жителей, десятков национальностей и разных вероисповеданий, для которых были созданы все условия, связанные с развитием их самобытных культур и национальных религий.
Уникальная серия автокниг - Ремонт без проблем. Пошаговый ремонт автомобиля, более 3000 цветных фотографий
Заказ книг из-за пределов РФ. Доставка в любую страну
Сейчас мало кто помнит о том, что этот автомобиль создавали и испытывали сотрудники ЗИЛа: прототип назывался ЗИЛ-170, а двигатель для него готовил Ярославский моторный завод. Опытный образец был готов еще в 1968 году!
Техническое задание на проектирование опытного ЗиЛ-170 подразумевало создание 10 модификаций большегрузных авто с колесной формулой 6х4 для работы в составе автопоездов весом до 26,5 т и шести полноприводных.
Разработав семейство автомобилей ЗИЛ-133, запуск которого в производство по разным причинам откладывался, КЭО "ЗИЛ" в 1967 году приступило к работе над новым перспективным семейством автомобилей ЗИЛ-170 (6х4) и ЗИЛ-175 (4х2), аналогичных по классу ЗИЛ-133.
В качестве прототипа, среди закупленных за рубежом для испытаний и выявления требуемого класса капотных и бескапотных аналогов, выбор главного конструктора по грузовым автомобилям ЗиЛа Анатолия Маврикиевича Кригера пал на американский «International» серии 220.
International COF-220 (1962-1966).
Возможно, что при выборе образца, свою роль сыграло и то, что Кригер уже был знаком с грузовыми автомобилями фирмы «Интернейшнл» по работе над ЗиС-150.
Бескапотная компоновка с комфортабельной кабиной; мощный дизельный двигатель; пневмогидравлический усилитель в приводе сцепления; 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач с передним делителем, превращающим ее в 10-ступенчатую; многоконтурная пневматическая тормозная система; блокируемый межосевой дифференцал; рулевое управление с гидроусилителем; возможность работы в составе автопоезда - качества нового грузовика, позволявшие сделать революционный шаг в производстве советских грузовых автомобилей.
В версии ЗиЛа кабина приобрела немного другие, более прямоугольные формы и изящный передок, с такой привычной нам решеткой воздухозаборника в правой части.
ЗиЛ-175
ЗиЛ-170 на ВДНХ 1969 год.
Уже в мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗиЛ-170 прошел первые испытания на участке Углич-Рыбинск.
За четверть века дизайн и конструкция машин почти не изменились...
ЗиЛ-170
Но ЗиЛ-170 никогда не строился серийно на родном заводе.
К середине 60-х годов прошлого века в СССР остро ощущался дефицит грузовиков, особенно грузоподъемностью более 8 тонн. Грузооборот внутри Советского Союза рос, а ни один из действующих автомобильных заводов страны не был готов наладить выпуск таких машин. Требовались совершенно новые грузовики. Большинство машин (основную часть грузового парка составляли машины средней грузоподъемности) давно отработали нормативные сроки. Назрела необходимость в технике большей грузоподъемности, автопоездах для дальних перевозок массовых грузов и тяжелых автосамосвалах. В директивах XXIV съезда КПСС говорилось: «Требуется создать комплекс автозаводов по производству грузовых автомобилей в Татарской АССР и смежных предприятий в прилегающих районах…».
В середине 1969 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. Город по своему географическому положению (близость железной дороги и прочие факторы) подошёл как место для будущего автозавода. Кроме того, организация "Камгэсэнергострой" справилась бы как со строительством плотины и 1,5 млн.-киловаттной ГЭС, так и с возведением заводских корпусов и жилья.
Строительство КамАЗа оказалось последней «Всесоюзной ударной комсомольской стройкой», которая была успешно завершена, причем, намного раньше запланированных сроков.
Прототип грузовика КамАЗ-5320 (ЗиЛ-170) с кабиной со спальным местом на испытаниях.
"КамАЗ" заводской сборки на испытаниях.
После строительства на новый Камский автомобильный завод и была передана документация на новый грузовик, знакомый нам как КамАЗ.
В мае 1974 года на КамАЗе в экспериментальном цехе управления главного конструктора был собран первый двигатель, а конвеерное производство собственными силами, но еще по временной технологии, началось в декабре 1975 года. Первые 5 грузовиков КамАЗ-5320 сошли с главного сборочного конвейера, работавшего еще только в пуско–наладочном режиме, 16 февраля 1976 года. По традиции тех лет грузовики из первой партии были украшены лозунгом «Наш трудовой подарок XXV съезду КПСС».
КамАЗ-5320 №1.
Пока коллектив КамАЗа продолжал сборку автомобилей на главном конвейере в наладочном режиме из деталей, полученных в процессе пуско-наладки технологического оборудования, правительство утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме Камский автомобильный завод получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки. 29 декабря 1976 года Государственная комиссия во главе с министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. К концу 1976 года было выпущено 5000 автомобилей, в числе которых были КамАЗ-5320, его модификации и cедельный тягач КамАЗ-5410. Производство шасси для самосвала КамАЗ-5511 началось в 1977 году. Все эти модели имели схожую конструкцию и во многом были унифицированы.
Модельный ряд КамАЗ:
Крупнотоннажные 5410, 5411, 5415, 5425, 5320, 5321, 5360, 5510, 5511, 4310, 4311, 6511
капотные 4355
среднетоннажные 4911, 4925
Вот так появился "народный" КамАЗ.
P.S. На официальных сайтах КамАЗа упоминания о ЗиЛ-170 почуму то нет.
„ … В оснащении предприятий КАМАЗа участвовало более 700 иностранных компаний, среди которых были известные всему миру корпорации: Ingersoll-Rand, Komatsu, Liebherr, Morando, Renault, Sandvik, Fata, Hitachi …”Кто ожидал, что столь молодая компания, которой всего лишь 40 лет станет одним из крупнейших производителей грузовиков и отчасти спецтехники. Но это так, возможно в истории компании огромную роль сыграло государство. Так как компания изначально создавалась на деньги из госбюджета. Однако обо всем по порядку и с самого начала…
Прошлое столетие. В 60-х годах назревает необходимость в создании крупного парка российских большегрузных автомобилей, который должен был быть прибыльным, конкурентоспособным, комфортабельным, мощным и главное – иметь способность эксплуатироваться в любой точке мира, несмотря на климатические и дорожные особенности разных стран.
Причиной необходимости такого автопарка послужила ситуация тех времен в стране. Даже если бы резко увеличили производство всех существовавших отечественных грузовых автомобилей, проблема прироста грузооборота в стране не решилась бы.
Собственно поэтому появилась явная необходимость создания принципиально нового и качественного грузовика, появление которого значительно повысило бы производительность труда в транспортном секторе.
А проблема, почему такой грузовик не появился раньше, таилась в самой промышленности того времени – не существовало ни одного завода в СССР, который бы справился с поставленной задачей.
Поэтому в 1969 году Совет Министров СССР и ЦК КПСС подписывают "Постановление о строительстве комплекса предприятий по производству грузовых автомобилей". До подписания документа было изучено более 70 возможных вариантов размещения. Однако было решено отказаться от крупных городов, и в результате выбрали маленький городок на реке Кама – Набережные Челны.
Официальная "закладка" камня в основание завода.
И хотя город был "крошечным" по сравнению с другими вариантами, но он имел свои плюсы: географическое положение – практически центр бывшего СССР; логистика – близость судоходных рек Кама и Волга, а также рядом располагалась железная дорога (транспортная логистика обучение).
Все эти плюсы решали проблемы с доставкой на новое предприятие строительных материалов, оборудования и самих комплектующих для сборки грузовиков. Спустя несколько десятилетий эти же факторы устранили проблему с транспортировкой готовой продукции.
Стоит отметить "косвенную причину", которая повлияла на выбор людей, подписавших постановление о строительстве комплекса. Ей была крупнейшая в масштабах региона работающая стройорганизация "Камгэсэнергострой", которая могла справиться не только со строительством плотины и гидроэлектростанции мощностью порядка полутора миллионов киловатт-часов, но и со строительством зданий предприятий, жилья для будущих работников нового комплекса.
"И началась стройка века в маленьком городке на Каме" - говорили многие люди, включая и известных личностей. С разных уголков Союза на стройку в Набережные Челны начинают приезжать специалисты и рабочие более 70 разных национальностей.
13 декабря 1969 года все начинается – в этот день рабочие приступает к выкапыванию траншей для фундамента Камского автозавода, в планах которого было заложено производство 150 000 грузовиков и 250 000 двигателей в год. Под возведение комплекса была выделена территория порядка 22 квадратных миль.
Осенью 1970 года были уложены первые кубометры бетона в фундамент "первенца" КАМАЗа – им стал Ремонтно-инструментальный завод, и корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.
А немного позже, в январе 1971 года заканчивается стройка первого в Набережных Челнах двенадцатиэтажного жилого дома для работников компании КАМАЗ. Двумя годами спустя сдаются почти все корпуса всех объектов первой очереди комплекса, в связи с этим на улицах города начинает курсировать первый трамвай.
Интересно, что в строительстве примет участие более 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и разные ведомства – все выполняли заказы КАМАЗа на поставку стройматериалов и оборудования для заводов. А на самой стройплощадке было задействовано более 100 000 человек.
По тем временам автозавод был самым современным и технологичным на территории бывшего СССР. В оснащении предприятий КАМАЗа участвовало более 700 иностранных компаний, среди которых были известные всему миру корпорации: Ingersoll-Rand, Komatsu, Liebherr, Morando, Renault, Sandvik, Fata, Hitachi.
Однако помимо строительства комплекса для КАМАЗа в Прикамье будет создан и один из мощнейших - промышленный и научный центр, а вслед за ним появится развитая инфраструктура близлежащей пригородной сельскохозяйственной зоны.
В 1974 году правительству и министрам будет представлен первый двигатель, над которым долгое время работали в экспериментальном цехе управления главного конструктора КАМАЗа.
Через год на всех заводах комплекса "к логичному завершению" подходят работы над монтажом оборудования, пуско-наладочные работы и лишь после этого появляется пробная продукция.
Благодаря строительству предприятий на Каме численность города каждый год начинает увеличиваться на 30 000-40 000 человек. В итоге до строительства в городе проживало 27 000 жителей, а к середине 90-х автоград разрастется в разы до 530 000 жителей, представляющих десятки национальностей и разных вероисповеданий. Для приезжающих создаются все условия, связанные с развитием традиций их культур, национальных религий.
В начале 1976 года с главного сборочного конвейера автозавода выходит первый камский грузовик. А позже завод получает статус производственного объединения – это стало возможным после того, как правительство СССР утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью.
Первый грузовик покинул конвейер в 1976 году.
Немного позднее, в декабре, официально был подписан акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Стоит отметить, что до сдачи в эксплуатацию первой очереди КАМАЗ обладал огромными производственными фондами, которые были 2 раза выше, чем на ВАЗе.
В октябре 1977 года руководство КАМАЗа объявило о досрочном завершении первого годового плана, выпустив 15 000 грузовиков. К концу года рост готовой продукции перешел отметку в 22 000 автомобилей.
Август 1978 года ознаменовался в истории компании выпуском "юбилейного" 50-тысячного КАМАЗа, а годом позже был выпущен 100-тысячный грузовик. В 1980 году был пройден рубеж в отметку – 150-тысячный КАМАЗ.
Позже произошло одно из главнейших событий в истории автомобильной компании, а именно – в 1983 году создается дочерняя фирма "КАМАЗавтоцентр", в задачи которой вошло обеспечение всех автомобилей КАМАЗ обслуживанием по гарантии и также организация поставки запасных частей к автомобилям на весь период жизни автомобиля. К 1990 году сеть имела 210 автоцентров, располагавщихся на территории СССР и зарубежных стран.
Однако история КАМАЗа это не только грузовики, но и… В 1987 году заканчиваются наладочные работы, и 21 декабря с конвейера сходит первая микролитражная машина Ока-ВАЗ-1111.
Тремя годами спустя по решению правительства на базе имущества производственного комплекса создается акционерное общество КАМАЗ. Новое ОАО стало одним из первых акционерных обществ в Советском Союзе.
Правда, было не все так гладко в компании. Апрель 1993 года ознаменовался для компании пожаром на предприятии по производству двигателей. Огонь быстро охватил за считанные минуты все здания завода, в итоге уничтожив помимо производственного корпуса, и сложнейшее технологическое оборудование.
После ликвидации пожара незамедлительно начались восстановительные работы в двух направлениях – восстановление прежних мощностей завода двигателей, и второе – работы по созданию производства силовых агрегатов с использованием новейшего технологичного оборудования.
Менее чем спустя год предприятие было полностью восстановлено. И в декабре 1993 года появилась первая продукция завода двигателей после пожара.
В 1994 году на заводе происходят изменения, а после них вводится в эксплуатацию конвейер, рассчитанный на сборку порядка 75 000 микролитражек Ока в год.
Пятью годами позднее с конвейера сходит 1 600 000-й КАМАЗ, к этому же времени был выпущен и двухмиллионный дизельный двигатель.
В 2003 году предприятие проходит планку в 1 700 000-й грузовой автомобиль. Интересно, что в этот же год были введены мощности по сборке среднетоннажных грузовиков с грузоподъемностью 3-5 тонн.
Сегодня компания, как и ранее, продолжает свое развитие, выпуская новые модели грузовиков и автобусов. Восьмое место в мире по объему производства дизельных двигателей, а в России производитель является одним из наиболее крупных и развитых производств, включающих в себя девять крупнейших специализированных заводов.
КАМАЗ
ОАО «КАМАЗ» (англ. KAMAZ ) (Кам ский а втомобильный з авод ) - российская автомобилестроительная компания, крупнейший в России и СНГ комплекс предприятий по производству большегрузных автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и комплектующих, расположенный в Набережных Челнах (Татарстан, Россия).
Входит в число 10 ведущих мировых компаний по производству тяжёлых грузовиков, занимает 8-е место в мире по объёмам выпуска дизельных двигателей.
ОАО «КАМАЗ» представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения в составе 16-ти специализированных заводов на территории РФ и стран СНГ , из них 9 - в Набережных Челнах. Помимо разработки и производства предприятие занимается сервисным обслуживанием грузовых и легковых автомобилей, внутренней и внешней торговлей и другими видами деятельности.
Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов.
История
Планирование
В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существующие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.
В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города - в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги - позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.
Строительство заводов и города
Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме . Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КАМАЗа - Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.
Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970 -1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб . (в том числе на строительно-монтажные работы - 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб. (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).
Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).
На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США , Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.
Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-ти этажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз - с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента - комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х-1980-х годах.
Проектирование и запуск производств
Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР : институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).
Также, к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл - Дресслер» (Питсбург , США ) - технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) - проект завода двигателей, «Либхерр» (Штутгарт, ФРГ ) - производство коробок перемены передач.
Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КАМАЗ 5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170(6x4) и ЗИЛ-175 (4x2) разработки Московским автомобильным заводом им. И. А. Лихачева и Ярославским моторным заводом в 1967-1969 годах.
В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.
Выпуск автомобилей
Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года - бортовой КАМАЗ-5320. А в конце года 29 декабря министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов, ранее подписанный государственной комиссией.
Утверждённый на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно - в октябре 1977 года (к 60-летию Великой Октябрьской революции), и перевыполнен за год почти на треть (22 000).
Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100000-й грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР .
В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.
На десятом году производства (в 1987 году) была создана линия по производству малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль («Ока-ВАЗ-1111») был выпущен уже 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый Завод по производству малолитражных автомобилей «Ока» ).
В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» Советский Союз получил только от их эксплуатации около 8 млрд руб. транспортной прибыли. То есть, за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством . Составляя треть грузового автопарка страны КамАЗы перевозили до двух третей всех грузов, перевозимых автотранспортом.
В 1990 году на базе заводов КамАЗа создаётся одно из первых акционерных обществ РСФСР и Советского Союза - ОАО «КАМАЗ».
Пожар 1993 года
14 апреля 1993 года начался пожар на Заводе двигателей КАМАЗа. Он охватил всё предприятие, уничтожив основной производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Завод двигателей был полностью разрушен.
Ущерб автомобильному производству России был огромен, при поддержке правительства Татарстана и Российской Федерации предприятию удалось постепенно восстановить мощности по выпуску 100 тыс. двигателей, а также ввести в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование для производства силовых агрегатов. В декабре 1993 года завод двигателей снова начал выпускать продукцию.
КАМАЗ в 1990-х годах
В 1990-х годах в связи с общим спадом производства в России и финансовыми затруднениями, на заводах КАМАЗа сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Огромные мощности фактически простаивали, отчего, в первую очередь, страдало население города, так как КАМАЗ всегда являлся градообразующим предприятием.
К концу 1990-х усилиями руководства предприятия, при поддержке правительств России и Татарстана, удалось конвертировать долг объединения в размере 1 миллиард долларов США в акции предприятия, восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности.
30 августа 1999 года с конвейера КАМАЗА сошёл 1600000-й большегруз. Завод двигателей произвёл к тому времени 2 миллиона дизельных двигателей.
В 2001 году КАМАЗ впервые за семь лет получил прибыль в пятьдесят семь миллионов рублей.
КАМАЗ в начале 2000-х годов
В 2005 году контрольный пакет акций ОАО «ЗМА» (завод малолитражных автомобилей, производивший легковые автомобили «Ока») был продан группе «Северсталь-Авто ».
В 2006 году команда «КАМАЗ-мастер» победила во внедорожных ралли «Дакар » в седьмой раз (в пятый раз подряд). За повышение качества производства «КАМАЗ» (новые двигатели соответствуют международным экологическим стандартам «Евро-3») - единственный из представителей машиностроительной области, получил в 2006 году Премию правительства РФ в области качества.
За 2007 год КАМАЗ выпустил 52650 грузовиков, 63200 двигателей и силовых агрегатов - это явилось рекордом последовавших после пожара лет. С конвейера сошёл 1,8-миллионный автомобиль (с начала производства 30 лет назад). Несмотря на недостаточное количество, но учитывая усложнение технологии производства и переход на новые стандарты было заявлено о достижении уровня загрузки производства автомобилей в советскую эпоху.
В этом же году на внешних рынках было реализовано рекордное за всю историю экспорта количество техники КАМАЗ - 13444 единицы. Указом Президента России генеральный директор ОАО «КАМАЗ» С. А. Когогин был награждён орденом Дружбы .
В 2008 году создан Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ-КГТУ(КАИ ) - совместный проект ОАО «КАМАЗ» и КГТУ им. А. Н. Туполева , направленный на подготовку технических кадров для КАМАЗа.
История названия
Открытое акционерное общество «КАМАЗ» создано 23 августа 1990 года путём преобразования Производственного объединения «КАМАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня 1990 года. Он стал одним из крупнейших предприятий СССР.
Ранее название предприятия неоднократно менялось:
- В 1969 -1973 годах - оно именовалось Камский автомобильный завод - дирекция Камского автомобильного завода (пользовались двумя названиями в равной степени);
- С 1973 года - Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей ;
- C 1976 года - Производственное объединение «КамАЗ»
ОАО «КАМАЗ», начиная с 1973 года, владеет товарными знаками КАМАЗ и KAMAZ, а с 1987 года - комбинированным товарным знаком КАМАZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак). Данные товарные знаки признаны общеизвестными на территории Российской федерации, решениями Палаты по патентным спорам Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, начиная с 31 декабря 1999 года.
Ранее использовавшееся наименование «КамАЗ» более не употребляется. Например, в настоящее время как фирменное наименование, так и марки автомобилей на продукции пишутся в верхнем регистре, например: «бортовой тягач КАМАЗ-43114».
Структура группы
ОАО «КАМАЗ» имеет более 110 дочерних и зависимых предприятий, владеет долями в уставных капиталах еще более 50 различных фирм и предприятий. Вместе они образуют «Группу КАМАЗ»
В группу входят :
Грузовые автомобили КАМАЗ на форуме сайт, модельный ряд:
От: Васильев А.,  21379 просмотров
Вам может быть интересно: