Водительские сиденья. Местные отличия

Водительские сиденья. Местные отличия

16.06.2019

Изобретение относится к конструкции сидений с регулируемым наклоном или откидыванием и направлено на повышение комфорта размещения пользователя на устройстве, содержащем такое сиденье. Конструкция сиденья включает опорную раму, сиденье и спинку. Сиденье включает раму сиденья, образованную боковинами, передней поперечиной и задней поперечиной, и шарнирно соединено с опорной рамой посредством по меньшей мере одного механизма крепления, расположенного ниже поверхности сиденья. По меньшей мере одна уравновешивающая пружина установлена между сиденьем и опорной рамой, содержащей первый и второй боковые элементы, а также передний и задний элементы рамы. Механизмы крепления установлены асимметрично относительно сиденья по сравнению с центральной осью сиденья, таким образом, что ось шарнира проходит между коленями и бедрами пользователя, который сидит на конструкции сиденья в обычной позе, поставив ноги параллельно и откинувшись на спинку сиденья. Механизм крепления расположен между боковинами сиденья и боковыми элементами опорной рамы. 4 н. и 4 з.п. ф-лы, 11 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к конструкции сиденья для кушетки, кресла, дивана (шезлонга) или т.п. В частности, изобретение относится к конструкции сиденья с регулируемым наклоном или откидыванием.

Уровень техники

Из DE 10200401 А1 известна кушетка, в которой можно откидывать сиденье при помощи подъемного устройства, установленного в задней кромке сиденья. Однако такой наклонный механизм пригоден только для превращения места для сиденья в наклонную подушку для опоры спины.

Кроме того, в некоторых моделях серии кушеток StressLess, выпускаемой заявителем, в сиденье и спинке предусмотрены криволинейные направляющие, которые позволяют выдвигать вперед или приподнимать каждое место для сиденья.

Однако все известные решения являются очень сложными и содержат множество взаимодействующих элементов. Это вносит вклад в удорожание производства и, следовательно, приводит к высокой цене изделия, а также может ограничивать "диапазон комфортных условий" изделия, т.е. позиции, в которых пользователю удобно сидеть или лежать на кушетке.

Раскрытие изобретения

Задачей изобретения является обеспечение кушетки или другой мебели для сидения/лежания, которая создает повышенный комфорт за счет регулирования угла наклона сиденья без ограничения количества позиций, удобных для пользователя, или существенного повышения цены изделия.

Эта задача решена при помощи конструкции сиденья согласно пункту 1 формулы изобретения, которая пригодна для использования в кушетке, кресле или диване.

Краткое описание чертежей

Ниже приведено более подробное описание вариантов осуществления изобретения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых представлены:

фиг.1 - вид в перспективе конструкции сиденья с регулируемым наклоном, с удаленным валиком,

фиг.2 - вид сбоку конструкции сиденья с удаленной боковой стенкой,

фиг.3 - соответствующий вид сбоку с наклоном сиденья вниз,

фиг.4 - вид спереди конструкции сиденья,

фиг.5 - вид сверху конструкции сиденья,

фиг.6 - вид сверху в продольном разрезе и вид сбоку дивана с конструкцией сиденья согласно изобретению; диван показан без валиков, с сиденьем в первой плоской позиции,

фиг.7 - диван с сиденьем во второй позиции,

фиг.8 - деталь дивана; используемый упругий элемент, а - вид в перспективе, b - вид в разрезе,

фиг.9 и 10 - виды в перспективе примеров мебели, включающих конструкцию сидений согласно изобретению и реализованных в виде кушетки и дивана, соответственно.

Осуществление изобретения

На фиг.1 показана конструкция сиденья согласно изобретению. Как показано на чертеже, два сиденья установлены рядом друг с другом, образуя двухместный диван. Изобретение относится к конструкции сиденья, которую можно использовать в качестве основного компонента в любой мебели, предназначенной для сидения. На чертеже показаны только корпус, сиденье и спинка. При использовании в кресле или диване обеспечиваются также боковые стороны, валики, подушки и т.п.

Конструкция 1 сиденья включает опорную раму 2, спинку 3 и сиденье 4. Опорная рама 2 состоит из четырех вертикальных пластин, образующих прямоугольный блок с открытой верхней и нижней частью. Эта опорная рама предназначена для монтажа компонентов, образующих мебель, в частности сиденья 4, спинки 3, ножек 5 и т.п. При этом каждая опорная рама включает первый и второй боковые элементы 2а, b, а также передний и задний элементы 2с, d рамы.

Сиденье 4 включает раму 6 сиденья, пружины 7 сиденья и по меньшей мере один шарнирный механизм крепления. В этом варианте осуществления рама 6 сиденья имеет форму квадрата с четырьмя сторонами, образованными двумя по существу прямолинейными взаимно параллельными передней и задней поперечинами 9а, b, из которых одна проходит рядом со спинкой 3, а другая, параллельная ей, - вдоль передней стороны рамы, и двумя угловыми или криволинейными взаимно параллельными боковинами 10а, b. Пружины 7 сиденья стягивают раму 6 сиденья между передней и задней поперечинами 9а, b, образуя пружинящую поверхность для подушки или т.п. Механизм крепления выполнен из двух шарнирных устройств 8а, b крепления, установленных на боковых элементах 2a, b для прикрепления сиденья 4 к опорной раме 2. В варианте осуществления, показанном на чертеже, рама сиденья включает третью поперечину 10с, которая выступает за пределы периметра рамы сиденья, при этом концы указанной поперечины подвешены в устройствах 8а, b крепления на опорной раме. Устройства крепления выполнены в виде опорных блоков, изготовленных из соответствующего материала, в частности из дерева или металла, но предпочтительно из пластмассы. Поперечина повышает жесткость рамы сиденья. В альтернативном варианте осуществления к раме сиденья можно приварить короткие отрезки труб, на которых устанавливают устройства крепления.

В варианте осуществления, показанном на чертеже, устройства 8а, b крепления установлены асимметрично к сиденью 4 относительно центральной оси, проходящей через сиденье, поэтому ось шарнира будет проходить между коленями и бедрами пользователя, который сидит на сиденье в обычной позе, поставив ноги параллельно и откинувшись на спинку сиденья. Устройства крепления могут быть установлены, например, на одной трети расстояния от передней части сиденья. Задачей изобретения является расположение устройств крепления таким образом, чтобы обеспечить самоуравновешивающееся откидывание спинки. Устройства крепления предпочтительно не содержат стопоров или тормозов, поэтому наклон ограничивается устройствами крепления и их расположением в сочетании с пружинами.

Механизм крепления обеспечивает также получение по существу горизонтального положения сиденья, когда пользователь лежит на нем, и наклона сиденья вниз в задней части, когда пользователь садится. Сиденье наклоняется назад, т.е. к спинке, под углом, превышающим 0 градусов, предпочтительно от 0 до 10 градусов, более предпочтительно от 3 до 7 градусов, от 2 до 6 градусов, от 4 до 8 градусов или от 4 до 6 градусов и наиболее предпочтительно примерно 5 градусов относительно горизонтальной поверхности.

Самоуравновешивающаяся установка угла наклона сиденья повышает ощущение комфорта у пользователя как в сидячем, так и в лежачем положении.

На фиг.2 показан вид сбоку конструкции сиденья согласно изобретению, при этом боковая стенка опорной рамы удалена. Криволинейные боковины 10а, b включают концевые части 11а, b, выступающие назад за пределы рамы сиденья. Концевые части 11а, b расположены между двумя концевыми упорами или поверхностями 12, 13, которые находятся ниже спинки. Концевые упоры 12, 13 ограничивают пределы угла наклона сиденья 4, поскольку боковины опираются на верхний концевой упор 12 в горизонтальной позиции и на нижний концевой упор 13, когда сиденье наклонено вниз в сторону задней части. Однако сиденье 4 может также останавливаться в промежуточных позициях между концевыми упорами, если это обеспечивает равновесие для пользователя.

На фиг.4 показан вид спереди откидного сиденья 4. В конструкции сиденья, показанной слева, сиденье 4 имеет наклон вниз, в то время как сиденье в конструкции, показанной справа, является горизонтальным. Одна или более уравновешивающих пружин 14 установлены между опорной рамой и каждой из боковин 10а, b или задней поперечиной 9b. Если сиденье не нагружено или недостаточно нагружено для изменения равновесия, уравновешивающие пружины 14 прижимают сиденье 4, удерживая его в горизонтальной позиции. При этом горизонтальная позиция означает ненагруженную или пассивную позицию, в которой находится сиденье, если оно не занято. Следует отметить, что в пассивной позиции сиденье может также иметь предварительно установленный угол относительно горизонтали.

В варианте осуществления, показанном на фиг.4, под каждой концевой частью боковин 10а, b предусмотрена уравновешивающая пружина 14. Пружина установлена под нижним концевым упором 13 и концевой частью боковины, соответственно. Если сиденье 4 нагружено, часть, расположенная сзади, прижимается и сжимает пружины. Таким образом, сиденье с некоторым сопротивлением будет наклонено вниз к спинке 3. У пользователя возникнет впечатление "погружения" в сиденье, что повысит ощущение расслабления и комфорта. Если пользователь захочет лечь (здесь мы предполагаем, что конструкция сиденья используется в диване, состоящем из нескольких сидений, последовательно соединенных друг с другом), распределение веса пользователя на сиденье 4 изменится, т.е. центр массы пользователя будет смещен таким образом, что сопротивление уравновешивающих пружин 14 будет прижимать сиденье 4 вверх и восстановит, по существу, горизонтальную поверхность из нескольких сидений, что обеспечит удобство расположения, например, для послеобеденного сна.

Вместо угловых уравновешивающих пружин, как показано на чертежах, можно использовать спиральные пружины, листовые пружины или упругие элементы. Можно также использовать одну пружину, расположенную либо посредине задней поперечины, либо со сдвигом относительно середины. Уравновешивающие пружины могут быть также расположены в устройстве крепления и/или в сочетании с ним, например, в виде торсионных пружин.

В другом варианте осуществления (не показан) механизм крепления включает один или более шарниров, установленных на сиденье (с его нижней стороны), при этом указанные шарниры прикрепляются к стержню, проходящему между боковыми элементами опорной рамы.

Как указано выше, конструкцию сиденья согласно изобретению можно использовать в нескольких типах мебели. На фиг.6 показан диван, использующий указанную конструкцию сиденья. К передней части сиденья в шарнирных точках 17а, b присоединена откидная часть 16. Противоположный конец откидной части присоединен также к опорной раме 2 в шарнирных точках 18а, b крепления. Когда сиденье 4 имеет наклон в одном направлении, откидная часть 16 будет наклоняться в противоположном направлении, образуя перегиб в поверхности сиденья и выпуклость вблизи коленей пользователя, занимающего диван. Если пользователь ложится на диван, сиденье возвращается в пассивную позицию, образуя прямолинейную непрерывную поверхность, пригодную для лежания одного пользователя, для сидения нескольких пользователей или для частичной опоры пользователей на диван.

На фиг.7 показан диван с сиденьем 4 во второй позиции, где сиденье имеет наклон вниз в направлении спинки 3. При наклоне сиденья задняя поперечина 9b, ближайшая к спинке 3, наклоняется вниз, в то время как передняя поперечина 9а, ближайшая к откидной части 16, наклоняется вверх. Таким образом, откидная часть 16 наклоняется вверх вблизи сиденья 4 и поворачивается вокруг шарнирных устройств 18а, b крепления, при этом откидная часть 16 и сиденье 4 образуют угол, превышающий 0 градусов. Такая ситуация имеет место, например, когда пользователь сидит, опираясь на спинку 3.

По сравнению с известными решениями шезлонг или диван согласно настоящему изобретению отличается тем, что сиденье и откидная часть соединяются в шарнирных точках 17а, b и, кроме того, имеют независимые шарнирные подвески на противоположных концах. Поэтому, если сиденье и откидная часть наклоняются, весь сборный узел должен быть раздвижным, чтобы обеспечивать возможность такого наклона. Такое раздвижение предпочтительно обеспечивается в шарнирных точках 17а, b между сиденьем и откидной частью. В первом варианте осуществления шарниры могут представлять собой обычные двухэлементные шарниры с трубчатыми концами для установки в раме сиденья и соответствующей раме в откидной части. Каждый шарнир может быть прикреплен первым концом к раме, а другим концом - свободно скользить внутри трубчатой рамы. Оба конца также могут свободно скользить. Поэтому при наклоне сиденья вверх рамы в шарнирных точках немного раздвигаются в стороны.

Однако предпочтительно реализовать каждую шарнирную точку 17а, b в виде упругого шарнира, показанного на фиг.8а и 8b. Он представляет собой трубчатое тело 19 из упругого материала. Шарнир имеет биконическую или коническую форму в направлении обоих концов и содержит кольцевой выступ 20 посредине. Шарнир предпочтительно полностью или частично закрыт стенкой 21, расположенной посредине внутренней части трубки. Такой шарнир можно просто установить, поскольку он вставляется в трубчатые концы рам. Шарнир состоит только из одного элемента и обладает хорошей износоустойчивостью. Кроме того, он не создает скрипа во время эксплуатации.

1. Конструкция (1) сиденья, включающая опорную раму (2), сиденье (4) и спинку (3), при этом сиденье (4) включает раму сиденья, образованную боковинами (9а, b), передней поперечиной (10а) и задней поперечиной (10b), и шарнирно соединено с опорной рамой (2) посредством по меньшей мере одного механизма (8а, b) крепления, расположенного ниже поверхности сиденья (4), при этом по меньшей мере одна уравновешивающая пружина (14) установлена между сиденьем (4) и опорной рамой (2), содержащей первый и второй боковые элементы (2а, b), а также передний и задний элементы (2с, d) рамы, отличающаяся тем, что механизмы (8а, b) крепления установлены асимметрично относительно сиденья (4) по сравнению с центральной осью сиденья, таким образом, что ось шарнира проходит между коленями и бедрами пользователя, который сидит на конструкции сиденья в обычной позе, поставив ноги параллельно и откинувшись на спинку сиденья, при этом указанный механизм (8а, b) крепления расположен между боковинами (9а, b) сиденья (4) и боковыми элементами (2а, b) опорной рамы (2).

2. Конструкция по п.1, отличающаяся тем, что указанная рама сиденья или ее выступающая часть расположена между по меньшей мере одним концевым упором (12, 13) опорной рамы (2), при этом указанный концевой упор или упоры (12, 13) ограничивают возможный угол поворота сиденья (4).

3. Конструкция по п.1 или 2, отличающаяся тем, что механизм крепления расположен примерно на 1/3 расстояния от переднего элемента (2с).

4. Конструкция по п.1, отличающаяся тем, что сиденье (4) выполнено с возможностью наклона вниз не более чем на 10 градусов и предпочтительно на 5 градусов от горизонтальной линии.

5. Кушетка, включающая конструкцию (1) сиденья по одному из пп.1-4.

6. Диван, включающий конструкцию (1) сиденья по одному из пп.1-4, в которой откидная часть (16) шарнирно соединена первым концом с сиденьем (4) в качестве его продолжения, при этом откидная часть также шарнирно соединена вторым концом, противоположным указанному первому концу, с опорной рамой.

7. Диван по п.6, отличающийся тем, что откидная часть соединена с сиденьем посредством упругих шарниров (17а, b).

8. Кресло, включающее конструкцию (1) сиденья по одному из пп.1-4.

Похожие патенты:

Изобретение относится к мебели и обеспечивает выполнение мебели для сидения и лежания простой, удобной и надежной в эксплуатации, с простым механизмом трансформации, занимающей немного места и позволяющей использовать полость коробчатого основания в качестве ящика для постельного белья.

Очень важно во время поездки обеспечить безопасность детей. Но для этого необходимо провести правильную установку детского кресла. Если верить статистике, то в 95 процентах случаев оно позволяет избежать травм и увечий.

К сожалению, из-за неправильной установки детского кресла уровень защиты значительно снижается. В качестве наглядного примера можно взять ещё одну цифру. Порядка 80 процентов родителей покупают дорогие автокресла, но неправильно их устанавливают, в результате эффективность использования равна нулю.

Несмотря на это конструкции детских кресел с каждым годом становятся только сложнее. Как результат разобраться в инструкции довольно трудно, особенно с учётом того, что конструкционные схемы могут отличаться друг от друга.

Установку детского автокресла в автомобиль можно посмотреть на следующем видео:

Как установить кресло на ремнях

Инструкция и схема установки

Для начала обязательно детально изучите инструкцию, которая должна идти в комплекте. Поверьте, конструкция детского кресла совсем не так проста, как кажется, на первый взгляд.

В идеальном варианте не стоит устанавливать автокресло на переднем сиденье. Лучше всего выбрать место сзади. Дело в том, что подушка безопасности, которая при ударе выскакивает из передней панели, может нанести серьёзный вред малышу.

Внимание! Самым надёжным местом считается середина заднего сиденья.

Алгоритм установки детского кресла состоит из таких этапов:

  1. Отодвиньте переднее кресло, чтобы оно не мешало установке.
  2. Освободите пространство для монтажа и поставьте кресло на предполагаемое место установки.
  3. Протяните ремни безопасности по намеченной области.
  4. Затягивая лямки нужно приложить максимум усилий.
  5. Когда фиксирующие элементы будут установлены - проверьте плечевую область. Она должна быть застёгнутой. Именно этот элемент отвечает за фиксацию сиденья.
  6. Отрегулируйте высоту направляющей. Ремень не должен находиться слишком высоко, ведь при рывке он может сползти в область шеи.
  7. Как только кресло будет закреплено, приложите некоторые усилия и подвигайте его в разных направлениях. Оно должно крепко держаться. При этом малый люфт считается допустимым.
  8. Усадите ребёнка и проверьте, как сидят ремни. Зазор между малышом и лямкой должен быть чуть больше двух пальцев.

Согласно существующим правилам безопасности детское кресло нужно проверять каждый раз перед поездкой. Подробности установки вы можете увидеть на схеме внизу.

Внимание! Люфт не должен быть более двух сантиметров.

На данный момент наиболее востребованной конструкцией на рынке считается детское кресло с тремя точками фиксации. Оно обеспечивает высокий уровень защиты, а его цена находится на доступном уровне.

В некоторых случаях бывает так, что длины лямки, которая идёт в базовом комплекте автомобиля, недостаточно для того, чтобы провести установку детского кресла в автомобиле. В таком случае нужно заменить её на более длинную или выбрать другую модель кресла.

Особое внимание при монтаже конструкции нужно уделить группе, к которой принадлежит устройство. Дело в том, что рекомендации по установке кресел для детей разного возраста серьёзно отличаются. Возьмём, к примеру, новорожденных. Они обязательно должны располагаться лицом против движения. Проще говоря, малыш должен смотреть назад.

Нюансы при установке детского кресла на переднем сиденье

Обычно рекомендуется производить установку детского кресла на заднем сиденье автомобиля. Но этому правилу не всегда можно следовать. Допустим, если речь касается грузовика, то единственный вариант - установить конструкцию на середине переднего сиденья.

Внимание! Если крепите детское кресло спереди, то обязательно отключите подушку безопасности.

Если же у вас нет возможности отключить подушку безопасности, то можно использовать одну хитрость. Достаточно отодвинуть переднее сиденье назад и осуществить установку детского кресла. Это позволит обезопасить малыша от столкновения с подушкой безопасности.

Правила установки детского автокресла на видео:

Что собой представляет система крепления Isofix

Автомобильная индустрия развивается крайне стремительно. Каждый день совершенствуются двигатели, появляются новые модификации трансмиссий и современные бортовые системы управления. Не отстаёт от общего тренда и безопасность.

Основную роль в безопасности пассажиров играют ремни. Именно они фиксируют тело при столкновении, оберегая человека от травм и от более плачевных последствий. Но в первую очередь разработчики стараются обезопасить детей от всевозможных опасностей. Примером их работы является система Isofix.

Технология была изобретена в 1987 году, но до сих пор сохраняет свою уникальность. Конечно, за более чем двадцать лет учёными в конструкцию было внесено множество модификаций, но принцип остался неизменным.

Авторство изобретения принадлежит немецкому концерну Volkswagen. Но разработка была поручена легендарному производителю детских кресел компании Romer. Особое распространение технология получила благодаря своей простоте и надёжности. Как результат данный стандарт превратился во всемирный тренд.

Подтверждением действенности системы является закон, вышедший в 2011 году. Согласно ему, абсолютно все автомобили, выпущенные после этой даты в Европе, должны иметь в наличии данную систему.

В основе конструкции Isofix лежат две стальные петли, которые своим очертанием напоминают букву «П». Они расположены друг от друга на расстоянии в 280 мм. Необходимая жесткость достигается благодаря силовому каркасу, который их скрепляет.

Внимание! Силовой каркас размещается под спинками сидений.

Но только этими конструкционными элементами устройство детского кресла с системой Isofix не ограничивается. Не так давно учёными было внесено одно важное изменение, которое повлияло на уровень безопасности и добавило работы при установке.

Теперь, чтобы обеспечить большую безопасность детского кресла, при установке нужно не забыть про якорный ремень. Это дополнительная точка фиксации. По внешнему виду это обычная дуга с крючком. Она может регулироваться по длине.

Третий ремень в значительной мере снижает нагрузку на основные крепёжные механизмы. Но его главное предназначение кроется в уменьшении силы хлыстового удара, который возникает при экстренной остановке или столкновении.

В качестве альтернативы якорному ремню в конструкции детского кресла может использоваться упор. К счастью, его установка не отличается особенной сложностью. Главным его недостатком является меньшая надёжность в сравнении с «якорем».

Ту же задачу выполняет специальный упор в пол для кресел, устанавливаемых по ходу движения. Он не так эффективен, как якорный ремень, и делает конструкцию чуть больше, но зато не требует наличия дополнительных скоб крепления в автомобиле.

Когда речь заходит о системе Isofix нельзя обойти внимание группы кресел, для которых возможна и невозможна установка этой системы. В первую очередь, если не использовать фиксацию ремнями, то лишь группа 0, 0+ и 1 имеют возможность установки.

Если речь заходит про вторую и третью группу, то основная фиксация происходит благодаря ремням. Система Isofix выполняет второстепенную роль, обеспечивая более надёжную посадку при установке.

Внимание! Отдельно нужно рассказать об универсальных устройствах с системой Isofix. Они могут крепиться при помощи простых ремней с тремя точками фиксации.

Если в качестве примера брать американские нормы безопасности, в которых прописано использование и установку системы Isofix, то это LATCH. По факту это стандарт крепления для монтажа детских кресел.

Инструкция по установке кресла с системой Isofix

Фиксация детского кресла Isofix происходит благодаря двум замкам. Отдельно нужно сказать, что практически все технические параметры петель и фиксаторов жестко регламентированы европейским законодательством. Сам же алгоритм установки довольно прост.

  1. Найдите скобы. Они находятся у основания.
  2. Подтяните к скобам два кронштейна (они находятся внизу).
  3. Чтобы захватить скобы, воспользуйтесь специальными «язычками».

Важно! Признаком того, что вы сделали всё правильно, будет характерный щелчок.

Детское кресло с якорной фиксацией имеет дополнительные особенности в установке. Чтобы добиться полной фиксации конструкции, вам необходимо зацепить крючок за скобу. Она находится за спинкой сиденья. В некоторых автомобилях её можно найти в багажном отделении или даже на потолке. К счастью, на надёжность это не влияет.

Устанавливаем детское кресло Isofix по стандарту LATCH

Для установки используется штатный ремень или нижний. Используйте тот вариант, который обеспечит наилучшую фиксацию. Автокресло нужно сильно вжать в сиденье авто. При этом конструкция не должна сдвигаться более чем на 2,5 сантиметра.

Согласно данному стандарту всегда нужно использовать якорный ремень. Очень важно после установки системы спрятать штатные ремни безопасности от детей. Это не даст малышам запутаться в них.

Внимание! Лучше всего заблокировать натяжители неиспользуемых ремней.

Направление установки детского автокресла зависит от возраста ребёнка. Для тех, кто помладше - против хода, для детей постарше - по ходу движения. Для проверки надёжности конструкции нужно взяться за неё там, где проходят ремни и несколько раз дёрнуть. Легче всего установку проводить вдвоём.

Как видите, разные системы имеют отличающиеся друг от друга системы установки. Но стоит отметить, что в современных стандартах безопасности допускается их комбинирование. Мало того, когда речь касается детей постарше и устройства Isofix, подобная мера предосторожности является обязательной.

Правильная установка детского автокресла в автомобиле. Разъяснения МВД РК на видео:

Недостаток штатной спинки в том, что внутри нее установлено всего три пружины, которые не способны обеспечить необходимый упор позвоночнику водителя. Чтобы доработать спинку придется разобрать сиденья (см поясничный подпор).

Если установить в спинку сидений ВАЗ дополнительные пружины (всего стало шесть), то особых улучшений Вы не заметите, само расположение пружин неоптимально. Чтобы позвоночнику было комфортно нужна твердая опора, поэтому в результате была выбрана самая простая конструкция, в которой верхняя часть спинки закрывается куском железа (кстати, на более новых сидениях в этом месте установлен кусок пластика аналогичной формы), а нижняя часть спинки закрывается фанерой или ДВП. Пружины можно оставить или демонтировать, не важно.

Кстати, аналогично с помощью куска фанеры можно решить проблему с проседаниями сидений .

Боковая поддержка сидений

В отличии от ВАЗ на иномарках сиденья с боковой поддержкой. Чтобы добавить/увеличить боковую поддержку, можно поступить следующим образом. Толстый поролон вырезается нужной формы и устанавливается в бока сидений (при желании можно использовать дополнительный поролон и для спинки). Форма и размер подбирается индивидуально, в зависимости от размеров водителя.
В качестве боковой поддержки также можно использовать битопласт (звукопоглощающий материал, который используется при шумоизоляции) толщиной 10мм. Куски этого материала вырезаются нужной формы, а затем наклеиваются на металлические боковины сиденья.

Что касается сидушки (нижней части сиденья), то тут поступаем аналогично. Однако, нагрузка на материал в этом месте на много больше, и чтобы сиденье удерживало форму и не сползало в стороны на заводе в подушку установили одну спицу (поперечную, на рисунке она красная). Если присмотреться, то можно заметить, что в каркасе есть полости и для продольных спиц, но они не установлены (на рисунке зеленые). Такое ощущение, будто на заводе знали, что сиденья ВАЗ будут дорабатывать самостоятельно.


Чтобы установить эти две дополнительные натяжки потребуется найти каленую проволоку толщиной 2-3 мм. Затем:
  1. Установить две спицы в середину толщины поролона, под полостями. Они будут основой крепления. (на рис. нижняя красная)
  2. Устанавливаем шесть колец для связи (зеленые).
  3. Установить съемную спицу с загнутыми ушками (они для связи с поперечной спицей), на 2-3 см. короче длины полости.
  4. Сборка сиденья, причем верхняя спица после сборки должна плотно лежать на поролоне.

Добавить или усилить боковую поддержку сидений можно не только для спины, но и для головы. Привычный, штатный подголовник сидений можно переделать, изменив его форму. Для этого потребуется разобрать его до железного каркаса. Сформировать новый скелет, используя пластиковые панели ПВХ и монтажную пену. Чтобы обивка сидений не пострадала, окутываем ее скотчем. После того, как пена застынет, обрабатываем ее ножом, придавая нужную форму. Теперь потребуется поролон, которым следует обшить наш подголовник.

В заключении одеваем чехлы, которые были сделаны своими руками по новой форме сидений:

Заключение

Если штатная форма сидений ВАЗ Вас не устраивает, тогда всегда можно попытаться ее изменить. Не делайте боковые подпорки слишком большими, иначе штатные чехлы не налезут, и придется

В современном автомобиле сиденье представляет собой достаточно сложную техническую систему. Все делается для того, чтобы обеспечить комфорт и безопасность для пассажиров и водителя, не повышая при этом стоимость конструкции. Форма элементов сидений и материалы, из которых эти элементы изготовлены, могут различаться. В то же время, схема конструкции не меняется последние 20-30 лет.

Автомобильное сиденье состоит из нескольких основных элементов: каркаса, плоских пружин и подушек из пористого материала. В качестве наполнителя для подушек обычно используется поролон, хотя более современным решением является применение пористой резины. Каркас часто изготовляют из стальных труб, но здесь тоже возможны варианты (стеклопластик, алюминий и т.д.). Рассмотрим основные направления по улучшению конструкции автомобильных сидений.

Инновации

Оказывается, плоские стальные пружины можно заменить упругими лентами. В этом случае мы получаем меньшую нагрузку на пористый материал. Ленты, заменяющие собой пружины, изготовляют из специальной резины или из резиноткани. Второй вариант, кстати, является наиболее современным. Основание сиденья можно вообще сделать жестким, установив снизу прессованную стальную раму. Но в легковом авто такое сиденье обязательно должно быть подрессорено, то есть установлено на рессоры.

Применение пористой резины позволяет изготовить подушку сиденья, которая будет опираться на стальные прутья, а не на упругие элементы. Такое сиденье не скрипит, а вся конструкция получается очень долговечной. Все же, наиболее доступным материалом остается поролон, поэтому большинство производителей продолжают использовать именно его.

Перспективы развития

Не исключено, что в будущем появятся «умные» сиденья, форма которых будет подстраиваться под фигуру пассажира. Но создание таких сидений не подразумевает использование сотен механических деталей и десятков регулируемых элементов. Главным образом возможности конструкции будут основаны на применении «пневмокарманов»: полость, оснащенная каркасом, может заполняться воздухом под давлением.

трубопроводы, и их кожухи также выступают внутрь салона. Допустимые размеры этих выступов также оговариваются стандартом.

Расположение поручней для стоящих пассажиров, оговоренное стандартом, проверяется специальным испытательным устройством. Кроме поручней и опор для рук стоящих пассажиров, предусматриваются также поручни у служебных дверей.

Автобусы малой вместимости, рассчитанные для перевозки не более

22 сидящих или стоящих пассажиров, подразделяются на два класса:

- класс А (для перевозки стоящих и сидящих пассажиров);

- класс В (транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров, все пассажиры располагаются на сиденьях).

Требования стандартов к интерьеру и компоновке салона этих транспортных средств в основном такие же, как к автобусам большой вместимости, но имеются некоторые отличия (ГОСТ Р 41.52-2001 (Правило ЕЭК ООН № 52)), касающиеся количества и расположения дверей, а также размеров проходов. Размеры сидений по ширине и взаимному расположению должны быть такими же, как для автобусов большой вместимости классаI (городских).

Компоновка кабины трактора. Управление машинотракторным агрегатом осуществляется одним водителем, и на тракторах в большинстве случаев достаточно устанавливать одноместные кабины. В связи с этим компоновка внутреннего пространства кабины, ее интерьер, по существу определяется компоновкой рабочего места оператора, этот вопрос рассмотрен в главе 2 учебника.

Целесообразность такого подхода к компоновке кабины трактора подтверждается и зарубежным опытом – во многих странах распространены одноместные кабины с дополнительным посадочным местом для рабочего или пассажира. На некоторых тракторах в качестве дополнительного места используют инструментальный ящик, крышку которого покрывают мягкой обивкой. Отдельные фирмы-производители тракторов устанавливают по заказу съемное сиденье для пассажира.

9.2. Сиденья

Автомобильное и тракторное сиденье отличается от сидений, расположенных в домах и общественных местах (кресел, диванов, стульев и т.п.), прежде всего тем, что оно находится в движущемся объекте, который подвергается динамическим воздействиям, это определяет требования, которым оно (прежде всего сиденье водителя), должно удовлетворять.

Автомобильное и тракторное сиденье должно обеспечивать:

- удобную позу водителя и пассажира;

- благоприятное распределение давлений на участки тела;

- защиту человека от вибраций и других динамических воздействий;

- передачу телу человека (водителя) необходимых динамических воздействий, чтобы он мог «чувствовать» автомобиль или трактор;

- фиксацию тела в определенном положении, несмотря на динамические воздействия, прежде всего горизонтальные;

- возможность изменения позы.

Материал обивки сиденья должен быть паропроницаемым, но в то же время обеспечивать необходимую термоизоляцию, обивка сиденья должна противостоять загрязнениям, легко очищаться, быть износостойкой и не изнашивать одежду.

Как видно, требования во многом противоречивы и взаимно исключают друг друга, рациональное решение, как обычно, достигается разумным компромиссом.

Сиденье должно соответствовать стандартным требованиям пассивной безопасности, и, прежде всего, должна быть обеспечена необходимая прочность сиденья (ГОСТ Р 41.80-99 (Правило ЕЭК ООН № 80)). Автомобильное сиденье (подушка, спинка и их крепление) должно выдерживать горизонтальную нагрузку, направленную вперед и назад, приложенную в центре масс сиденья и равную двадцатикратному весу сиденья, и направленный назад момент относительно точкиН (см. рис. 2.1 и рис. 2.8) около

Удобная поза водителя и пассажира обеспечивается габаритными параметрами сиденья, о чем говорилось в главе 2, и формой и упругостью подушки сиденья и спинки. Основная нагрузка от веса сидящего человека приходится на седалищные бугры, сравнительно небольшие зоны на ягодицах, которые «приспо-

соблены» для восприятия

значительных

давлений.

В зависимости от наклона

формы, таз человека мо-

жет занимать

различное

положение, как это пока-

зано на рис. 7.6.

На рис. 7.6,а изо-

положение

водителя

пассажира

Рис. 7.6. Влияние профиля сиденья на поло-

при плоском сиденье. Вес

жение позвоночника:

а – при плоском сиденье;б – при сиденье с

на плече l вра-

опорным валиком; 1 – опорный валик;2 – опора

момент, дейст-

в зоне поясницы

вующий на таз.

седалищные бугры спол-

зают вперед, а позвоночник неестественно изгибается. На рис. 7.6,б изображено сиденье, имеющее опорный «валик»1 , который препятствует скольжению туловища вперед. Опора2 в зоне поясницы поддерживает таз, он занимает анатомически правильное положение, и мышцы туловища расслабляются. Положительный эффект достигается также наклоном по-

Рис. 7.7. Эпюра удовлетворительного распределения давлений (в кПа) на спинку и подушку сиденья:

1 – спинка; 2 - подушка

душки сиденья спереди назад. При этом необходимый угол наклона зависит от высоты сиденья и положения бедер.

Способность человека чувствовать давление на различные участки кожи называется тактильной чувствительностью. Когда человек занимает на сиденье правильное положение, основная вертикальная нагрузка приходится на седалищные бугры или располагается несколько впереди них. Здесь между костями таза и сиденьем находятся только кожа и жировые прослойки (мышечных волокон нет). Величина давления в этой зоне может быть около 7

кПа. В других местах подушки сиденья, с которыми соприкасается тело человека, давление должно быть существенно ниже. На рис. 7.7 показаны эпюры удовлетворительного распределения давления на подушке 2 и спинке1 .

Позвоночник человека имеет выгибы вперед (лордоз, например, поясничный) и назад (кифоз, например, в области лопаток). В области под лопатками надо обеспечить поддержку спины, давление в этой зоне будет выше. В области крестца давление также может быть высоким, особенно если водитель с большой силой нажимает на педали. Такое распределение давлений благоприятно.

Для удерживания тела от смещения в боковом направлении можно сделать форму сиденья вогнутой, чашеобразной, но такое сиденье, удобное, например, для гонщиков на соревнованиях типа ралли, для обычной езды будет сковывать движения и затруднять изменение позы, что, в конечном итоге, приведет к усталости. Поэтому для обычных автомобилей ограничиваются тем, что в боковых частях подушки делают валики, которые не увеличивают существенно давления на внешние стороны бедер, но достаточно препятствуют боковому смещению тела при крутых поворотах. Вогнутая форма придается также и спинке.

Способность сиденья изолировать человека от динамических, прежде всего вибрационных, воздействий определяется упругостью сиденья и способностью демпфировать колебания. Человек, сидящий на упругом сиденье, представляет собой колебательную систему. Эта система имеет определенную частоту собственных колебаний, и если эта частота совпадает или близка к собственной частоте колебаний подрессоренной массы автомобиля или трактора, то возникает резонанс (амплитуда колебаний человека на сиденье резко возрастает). Амплитуда колебаний уменьшается с уве-

личением демпфирования колебательной системы. Если характеристика упругости подушки сиденья нелинейна, т.е. ее жесткость возрастает с увеличением сжимающей силы, то резонансные явления проявляются слабее. Свойства колебательной системы «человек – сиденье» удобно оценивать величиной статического прогиба, т.е. деформацией сиденья под действием веса человека. Статический прогиб однозначно связан с частотой собственных колебаний. В среднем для комфортабельных мягких сидений можно принять величину деформации подушки от веса человека около 80 мм, для жестких спортивных сидений – около 45 мм.

Упругодемпфи-

характеристики

автомобильных

от их конструкции, в ча-

стности, от того, какой

упругого

элемента

использован. Сиденья с

металлическими

ми элементами показаны

на рис. 7.8. Как видно из

стальных пружин, неза-

висимо от их вида, на-

крывается сверху каким-

либо мягким материалом,

а уже затем – обивкой.

Пружины разных конст-

рукций из стальной про-

обеспечивают

правильном

руировании хорошие уп-

свойства

но демпфирование

Рис. 7.8. Сиденья с металлическими

гда оказывается недоста-

точным. Повысить демп-

упругими элементами:

фирующие свойства си-

а – цилиндрические пружины сжатия;б – пружины

денья удается, например,

непрерывного плетения; в – змейковые пружины;г –

горизонтальные пружин растяжения

пружин заключить в от-

дельный чехол из ткани, но это можно сделать только вручную, и сиденье получается дорогим. Пример такой конструкции показан на рис. 7.8,а справа. Пружины непрерывного плетения (рис. 7.8,б ), для которых используется тонкая стальная проволока, тесно соприкасаются между собой, их витки входят друг в друга, и возникающее трение интенсивно гасит колебания. Применяются та-

Рис. 7.9. Сиденья с неметаллическими упругими элементами:

а – с подушкой из вспененной резины или полиуретана; б – с резиновыми лентами; в – с подушкой на жестком основании; г – жесткое сиденье

кие сиденья на многих легковых автомобилях. Змейковые (зигзагообразные) пружины (рис. 7.8,в ), используемые иногда в сочетании с витыми пружинами, позволяют получить хорошие характеристики упругости сиденья с правильным ее распределением по поверхности, но при этом с демпфированием могут возникнуть определенные проблемы. Стальные пружины растяжения используются на недорогих автомобилях и при их применении правильное распределение жесткости по поверхности сиденья затруднительно.

В качестве упругих элементов сидений часто используются различные вспененные синтетические материалы. Примеры конструкций таких сидений приведены на рис. 7.9. Для получения нужных характеристик упругости сиденья в массиве подушки устраиваются воздушные полости (рис. 7.9,а ). Сиденье с резиновыми (чаше с резинотканевыми) лентами в качестве основного упругого элемента (рис. 7.9,б ) имеет примерно те же свойства, что и сиденье со стальными пружинами растяжения, но работа расположенной над ними мягкой прослойки облегчается, потому что ленты шире пружин. Жесткое формованное основание под подушкой из вспененного материала (рис. 7.9,в ), которое часто выполняется штамповкой из стального листа, обеспечивает нужную форму подушки без затруднений, но защита от вибраций ограничена. Та-

кие сиденья часто используются в городских автобусах, а иногда, наряду с ними, применяются жесткие сиденья, часто отформованные заодно со спинкой (рис. 7.9,г ).

Рис. 7.10. Подрессоренное сиденье

Наилучшую защиту от низкочастотных колебаний обеспечивает подрессоренное сиденье (рис. 7.10). Подушка и спинка такого сиденья обычно выполняются из вспененного материала на штампованных из стального листа основаниях. Основное устройство сиденья – система подрессоривания. Она включает направляющее устройство, упругий элемент и демпфирующее устройство. Упругий элемент может быть разных типов и конструкций: стальная пружина или торсион, пневматический баллон. Упругий элемент имеет устройство для регулирования в зависимости от массы человека, пользующегося сиденьем. Такие сиденья, как правило,

применяются для водителей тяжелых грузовых автомобилей и тракторов. Демпфирующее устройство, чаще всего гидравлический амортизатор, обеспечивает нужную степень затухания колебаний, иногда имеет регулировки. Для подгонки положения сиденья под размеры конкретного человека оно снабжается системой регулировок.

Из-за трения тела о сиденье при движении транспортного средства, от тепла и испарений, выделяемых телом, между телом человека и сиденьем возникает неблагоприятная среда. Одежда становится влажной, создается ощущение дискомфорта. Важнейшим свойством обивки и непосредственно прилегающего к ней изнутри материала сиденья является паропроницаемость. Наилучшей паропроницаемостью обладают ткани из натуральных волокон. Однако для сидений большинства транспортных средств они применяются ограниченно, потому что часто не обладают необходимой износостойкостью, сравнительно легко загрязняются и с трудом чистятся. Для сидений дорогих автомобилей применяются ткани из натуральных волокон в комбинации с синтетическими, чаще всего имеющие короткий мягкий ворс. Полностью синтетические ткани успешно используются на автомобилях малых и средних классов. Натуральная кожа обладает большинством желательных положительных свойств, однако дорога, поэтому применяется на дорогих автомобилях. Очень часто используются различные материалы под общим названием «искусственная кожа». Обычно это ткань с покрытием из синтетического материала. Для обеспечения необходимой паропроницаемости искусственная кожа делается перфорированной.

На дорогих автомобилях иногда применяются специальные вентиляционные устройства, расположенные внутри сидений, которые позволяют создать наиболее комфортные условия для человека.

Необходимо, чтобы обивка сиденья имела определенные фрикционные свойства, шероховатость. Это препятствует нежелательному перемещению человека при горизонтальных ускорениях. В то же время поверхность материала обивки не должна быть излишне грубой, потому что это будет способствовать изнашиванию одежды.

Для повышения комфортабельности транспортного средства, особенно в холодное время года, на многих автомобилях устанавливается система подогрева сидений.

Сиденья автомобилей должны снабжаться подголовниками. Они играют важную роль в системе пассивной безопасности, и требования к ним оговариваются стандартами (ГОСТ 24309-90 (Правило ЕЭК ООН № 25)). Минимальная высота подголовника над точкойН (см. рис. 2.1 и рис. 2.8) при измерении под углом 25ο должна составлять 700 мм. Ширина подголовника не должна превышать 170 мм, и он не должен смещаться назад под действием статической нагрузки 890 Н более чем на 102 мм. Кроме этого, к подголовнику предъявляются определенные требования по энергопоглощающим свойствам.

Требования к тракторным сиденьям, в общем, такие же, как с сиденьям автомобилей (скорее, впрочем, грузовых автомобилей), однако имеется некоторая специфика, которая определяется более «суровыми» условиями эксплуатации тракторов. Кроме того, если водитель автомобиля постоянно держит руки на рулевом колесе, и оно является опорой для рук, то оператор гусеничной машины при многих технологических операциях вовсе не должен постоянно держать руки на рычагах управления поворотом, и тогда для рук необходима иная опора. Поэтому тракторные сиденья снабжаются подлокотниками.

Основные параметры сиденья оператора трактора приведены на рис. 7.11 и в табл. 7.4.

Рис. 7.11. Основные параметры сиденья оператора трактора

Для обивки тракторных сидений чаще всего применяются синтетические материалы, чаща всего темных тонов расцветки.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков