Строительная техника применяемая при строительстве дома: какая нужна. Классификация строительных машин Какие машины есть на стройке

Строительная техника применяемая при строительстве дома: какая нужна. Классификация строительных машин Какие машины есть на стройке


К атегория:

Общие сведения о строительных машинах

Классификация строительных машин


Классификация строительных машин - это система, основанная на распределении машин по совокупности признаков их сходства и различия, а также взаимосвязей. Она делится на различные классификационные подразделения (уровни). Согласно общему классификатору промышленной продукции строительные машины отнесены к классу «Строительные и дорожные машины» (рис. 1.1), который делится на подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и индексы.

Класс- подразделение машин, объединенных общностью назначения в строительстве.

Подкласс - подразделение машин для определенного вида работ.

Группа - подразделение машин, сходных по принципу действия.

Подгруппа - подразделение машин, объединенных принципом действия, методом выполнения технологической операции, конструктивной схемой, ограниченное величинами главного параметра.

Вид - разновидность данной подгруппы.

Подвид - разновидность данного подвида, отличающаяся конструктивным исполнением, например, ходового устройства.
Индекс - конкретное обозначение модели машины данного подвида.

Пример принятой иерархии машин приведен в табл. 1.1.

Схемы классификации машин для земляных работ, а также грузоподъемных приведены на рис. 1.2 и 1.3.

Все машины, применяемые для производства строительно-монтажных работ, делятся на: машины строительные и машины дорожные.

К дорожным относятся: грунтосмесители, фрезы, нарезчики швов, распределители дорожных смесей, асфальтоукладчики, профилировщики оснований, автогудронаторы.

Таблица 1.1
Классификация строительных и дорожных машин на примере экскаваторов и стреловых самоходных кранов



Отдельную группу составляют машины ручные, пневматические и электрические, т. с. механизированный инструмент.

Основой укрупненной классификации строительной техники является назначение машин.

Они по назначению делятся на подклассы:
I. Машины для земляных работ.
II. Машины подъемно-транспортные.
III . Машины для буровых работ.
IV. Машины для свайных работ.
V. Машины для бетонных и железобетонных работ.
VI. Машины для отделочных работ.
VII . Машины дорожные.
VIII . Ручные машины (механизированный инструмент).

Более детальная классификация машин проводится также по конструкции, виду рабочего органа, возможности перемещения, роду привода, степени поворота, способу опирания.

Помимо этого действует общий классификатор, определяющий назначение и место строительных и дорожных машин.

Все они по диапазону температур, при которых они сохраняют свою работоспособность, подразделяются на две группы: – машины общего назначения, предназначенные для работы при температуре ±40 °С (исполнение У); – машины специальные, специального исполнения, предназначенные для работы при температуре до -60 °С (исполнение УХЛ) и машины для работы при температуре до +60 °С (исполнение Т).

Предусмотрена классификация грузоподъемных кранов по режимам работы.

Установлены также классы использования СО … СЭ в зависимости от числа циклов работы крана за срок его службы, классы погружения 0 … 4 в зависимости от коэффициента нагружения и группа режима работы кранов в зависимости от класса использования и класса нагружения.

Разбивка машин на их составные части - сборочные единицы - изображается с помощью классификационных схем, которые позволяют наглядно представить конструктивные исполнения машин данной группы, включая ходовые устройства, привод, рабочее оборудование и рабочие органы, тип подвески, систему управления.

Классификационными схемами охвачены машины и инструмент, применяемые в строительстве в целом, а также машины, используемые для механизации отдельных видов работ: подготовительных, земляных, свайных, монтажных и вертикального транспорта, логрузочно-разгрузочных работ.

Индексация машин - это условное буквенно-цифровое обозначение (индекс), отражающее модель машины и ее главный параметр.

Общее буквенно-цифровое обозначение машин предусматривается ГОСТами. Однако индексы машин, присваиваемые им заводами-изготовителями, иногда отличаются от ГОСТовских.

Для экскаваторов, стреловых и башенных кранов принята комбинированная индексация, включающая следующие характеристики: 1-я цифра - размерная группа, 2-я - тип ходового устройства. 3-я - исполнение рабочего оборудования, 4-я - порядковый номер модели. Буквы в индексе, которые стоят после цифр, обозначают очередную модернизацию (А, Б, В, П..); климатическое исполнение (УХЛ - холодного климата, Т - тропическое, ТВ - тропическое влажное; машины для умеренного климата не имеют такого обозначения).

Деление строительных и дорожных машин на основные группы приведено в табл. 1.2.

Для башенных кранов предусмотрены такие обозначения: Г -для гидротехнического строительства (КБГ); Р - для ремонта зданий (КБР); М - модульные краны (КБМ).

Номер размерной группы башенных кранов (номинальный грузовой момент, т-м), 1-я -до 25; 2-я - 60; 3-я - 100, 4-я - 160, 5-я - 250, 6-я - 400, 7-я - 630, 8-я - 1000, 9-я - более 1000.

Порядковые номера модели для кранов с поворотной и неповоротной башнями соответственно 01 …69 и 71 …99.

Иногда строительные министерства и ведомства присваивают свои индексы кранам: СКГ-401 - специальный кран гусеничный грузоподъемностью 40 т, 1-я модель; МКГ-25БР - монтажный кран гусеничный грузоподъемностью 25 т, башенное оборудование, с раздвижными тележками; ДЭК-252 - дизель-электрический кран грузоподъемностью 25 т, 2-я модель; MCK -I0-20 - монтажный специальный кран башенный грузоподъемностью 10 т, вылет 20 м; МК.П-25 - монтажный кран пневмоко-лесный грузоподъемностью 25 т, МКТТ-100 - монтажный кран с телескопической стрелой на базе тягача, грузоподъемностью 100 т, М КАТ-40- монтажный кран автомобильный с телескопической стрелой, грузоподъемностью 40 т; СМК-12 - специальный монтажный кран грузоподъемностью 12 т, АБКС-6 - автомобильный башенный кран для сельского строительства грузоподъемностью 6,3 т.

Таблица 1.2
Основные классификационные группы строительных машин



Грузопассажирским подъемникам присвоены индексы: ПГС-800 - подъемник грузоподъемностью 800 кг; МГПС-1000 - мобильный грузопассажирский строительный подъемник грузоподъемностью 1000 кг.

Автоподъемники и вышки индексируются различно: АГП-28 - автогидроподъемник, высота подъема 28 м; ВС-18 - вышка строительная, высота подъема 18 м.

Для других групп строительных машин, оборудования и инструмента установлены следующие буквенные обозначения: ЭТР - экскаваторы траншейные роторные; ЭТЦ - экскаваторы траншейные цепные; ДЗ - бульдозеры, скреперы, автогрейдеры; ДУ - машины для уплотнения грунтов; СП - машины и оборудование для свайных работ; БМ - бурильные и бурильно-крановые машины; СБ - оборудование для бетонных работ; СО - машины и оборудование для отделочных работ, устройства полов и кровельных работ; ТО - погрузчики одноковшовые; ТА - машины для разгрузки цемента; ТР - разгрузчики нерудных; ТП - подъемники мачтовые строительные; ПГП - подъемники грузопассажирские; ТЦ - автоцементовозы; инструменты (ручные машины): ИЭ - электрические, ИП - пневматические.

При строительстве систем теплогазоснабжения, водопроводно-канализационных сетей и сооружений используется большое количество строительных машин различных по назначению, конструкции, параметрам и мощности.

Строительные машины классифицируются: по роду выполняемой работы (по технологическому признаку); по режиму работы; по роду используемой энергии и виду силового оборудования; по степени подвижности и степени универсальности.

По роду выполняемой работы строительные машины делят на следующие группы: грузоподъемные; транспортирующие; погру-зочно-разгрузочные; для производства земляных работ; для буровых работ; для свайных работ; для переработки и сортировки каменных материалов; для приготовления и транспортирования бетонных и растворных смесей и уплотнения бетонных смесей; для отделочных работ; для обработки труб (трубоочистные и тру-боизоляционные); ручные для монтажно-сборочных работ.

Каждая группа строительных машин может быть разделена на подгруппы, объединяющие машины в пределах более узкого -круга выполняемых ими работ (например, к грузоподъемным машинам относятся краны и подъемники). Каждая подгруппа в свою очередь объединяет машины отдельных типов, различающихся между собой конструкцией отдельных узлов или машин в целом (например, траншейные экскаваторы делятся на роторные и цепные).

Каждый тип машины имеет несколько типоразмеров (моделей), сходных по конструкции, но различающихся между собой вместимостью рабочего органа, грузоподъемностью, габаритами и массой, производительностью, мощностью силовой установки и другими данными.

По режиму работы различают машины периодического (цикличного) действия, которые производят работу путем периодического повторения одного и того же цикла (включающего рабочие и холостые операции), и машины непрерывного действия. К первой группе машин относятся строительные краны, подъемники, одноковшовые экскаваторы и др., ко второй - многоковшовые экскаваторы, конвейеры, насосы для перекачивания смесей и т. д.

По роду используемой энергии и виду силового оборудования

различают машины с приводом от двигателей внутреннего сгорания, электрических, гидравлических, пневматических, а также паровых двигателей. Применяют и смешанные системы привода - дизель-электрическую, дизель-гидравлическую, электропневматическую и т. д.

По степени подвижности машины делят на стационарные, переносные и передвижные (прицепные и самоходные).

По степени универсальности различают машины универсальные, снабжаемые несколькими видами сменного рабочего оборудования для выполнения различных технологических операций (одноковшовые строительные экскаваторы, краны, погрузчики и т. д.), и специализированные, предназначенные для выполнения только одного вида работ (трубоочистные и изоляционные машины, растворо- и бетононасосы и т. д.).

Чтобы выполнить работы быстро и рентабельно, требуется надежная техника. Помимо этого важно правильно организовать работы, чтобы машины использовались эффективно, ведь впустую растраченное время и некачественная работа означают потерю денег. Компания «ГМТ», которую я посетил, как раз и занимается обустройством такой жилой зоны в одном из городов центральной России.

Руководитель стройки Вячеслав Глазов показал мне свои «владения». Проект предполагает обустройство примерно 170 объектов и сети автомобильных дорог.

Экскаваторы и каменистый грунт

Для разработки каменистого грунта здесь используются различные экскаваторы и строительные самосвалы. Очень часто приходится наблюдать, как строители, чтобы ускорить работу, нагружают в самосвалы столько, сколько поместится в кузов, не учитывая, что масса 10 кубометров камня, например, гораздо больше, чем масса такого же объема земли. Как следствие у самосвалов ломаются рессоры и амортизаторы, машины встают на ремонт, а вместо увеличения темпа работа замедляется. А потому честь и хвала прорабу, которому хватает мужества (и мудрости!) подсчитать массу груза и не позволить перегружать самосвалы.

Грейдер HBM-Nobas BG 240 TA-4

В. Глазов рассказал мне, что сначала вывоз грунта выполняла некая фирма-субподрядчик, однако не уточнил название. Техническое обслуживание на этой фирме было организовано плохо, поэтому самосвалы выходили из строя, срывались графики вывоза грунта, что грозило срывом сроков всего проекта. И тогда В. Глазов заменил субподрядчика. Когда реализуется серьезный коммерческий проект, нельзя использовать ненадежное оборудование, которое задерживает выполнение работ. Сейчас перевозки выполняют самосвалами IVECO EuroTrakker Cursor и МАЗ-551633-371. Автомобили работают отлично, график выполняется. Из этого случая можно извлечь урок: техническое состояние оборудования надо тщательно поддерживать, регулярно проводить обслуживание, и тогда машины будут работать бесперебойно.

Объем вынутого грунта составил примерно 19 тыс. м 3 . Поскольку этот материал не годился для строительства, его вывозили со стройки, а пригодный для строительства песчаный грунт, объем которого составил около 10 тыс. м 3 , оставили и использовали при строительстве дорог. В. Глазов заметил, что зубья ковшей экскаваторов при работе испытывают тяжелые нагрузки, их приходится менять каждые две недели. На стройке работают экскаваторы Case 988LLC Plus и Hitachi EX210LCH – все 20-тонного класса.

Экскаваторы-погрузчики укладывают трубы

На площадке, подготовленной экскаваторами, прокапывают траншеи, в которые укладывают трубопроводы к возводимым зданиям. Эту работу выполняют уже упомянутые экскаваторы, а также экскаваторы-погрузчики Case 580K Turbo (двигатель 59 кВт, масса 8,2 т). Дно траншей уплотняют экскаватором и легкими вибрационными катками Bomag BW 100 AD-4 (мощность 25,2 кВт, масса 2,4 т). Укладка труб в траншеи – ответственная работа, требующая аккуратности и точного соблюдения технологии: нельзя допустить, чтобы какая-то часть трубы опустилась из-за проседания плохо утрамбованного грунта. В. Глазов рассказал, что трубы укладывали со всевозможными мерами предосторожности, и машины работали вполне удовлетворительно, что свидетельствует об их высоком качестве и регулярном, своевременном выполнении техобслуживания.

Автогрейдеры и уплотняющие катки

Строительство дорог – это особая группа работ. Специалистам известно, какая аккуратность, точность и тщательное соблюдение технологии при этом требуются. Чем больше предполагаемая транспортная нагрузка на дорожное полотно (по количеству и массе транспортных средств), тем выше требования к качеству работ и прочности дорожных одежд.

Дороги в зоне строительства рассчитаны и на движение автомобилей местных жителей, т. е. наибольшая нагрузка – это непрерывное движение тяжело нагруженных легковых автомобилей и проходящих время от времени грузовиков с товарами для магазинов. Наибольшая нагрузка на дорогу приходится в период строительства – непрерывным потоком идут грузовики со стройматериалами, причем такими тяжелыми, как кирпич и цемент. И хотя эти нагрузки непродолжительны, они могут стать причиной сильных разрушений дорог, поэтому В. Глазов уделяет большое внимание качеству строящихся дорог. Строительство дороги начинается с отрывки экскаваторами выемки для возведения земляного полотна. Выемка обычно не глубокая, зато ее профиль должен быть выдержан очень точно. Выемку затем заполняют четырьмя слоями различных материалов. Снизу засыпают грунтовое полотно, поверх него – изолирующий слой, а на него – подстилающий слой. На этот слой укладывают бордюрные камни, а затем основание дорожной одежды.

Основанием дорожной одежды служит дробленый гравий, просеянный на грохоте. По мере того, как работа все ближе подходит к укладке дорожной одежды, требования к качеству и точности ужесточаются. Для окончательного уплотнения дорожного основания компания «ГМТ» использует 12,5-тонные катки Bomag BW 213 PDH-4 (ширина уплотняемой полосы 2250 мм).

Профилирование полотна дороги выполняют грейдерами HBM-Nobas мод. BG-160 T-4 (мощность 97 кВт) и мод. BG 240 Т-4 (172 кВт). Глазов очень доволен результатами их работы и хвалил операторов «ГМТ». Руководство компании уделяет серьезное внимание повышению квалификации операторов, и прежде, чем разрешить им работать на строительстве, их квалификацию проверяют специалисты. Компания придает важное значение подбору людей: «Некоторые операторы умеют отлично управлять машинами, но способны также нарочно сломать машину, если хотят продлить себе выходные дни или устроить «отгул», а в нашей компании таких людей не должно быть». Здесь гордятся работниками своей компании, которые занимаются техническим обслуживанием машин: «Если надо – они будут работать 24 часа в сутки, но сделают работу вовремя». Операторы грейдеров работали старыми, проверенными методами и профилировали поверхность с требуемой точностью, в пределах 15 мм, не нанося повреждений бордюрным камням. Точность достигается благодаря медленному движению автогрейдера, планирующего материал с одной стороны. Оператору грейдера помогает рабочий, по указаниям которого отвал грейдера проходит очень близко к бордюрному камню. Когда весь материал с одной стороны спланирован, грейдер делает проход в противоположном направлении и материал планируется с другой стороны, затем направление прохода опять меняется и так до тех пор, пока весь материал не будет спланирован должным образом. К работе грейдеров HBM-Nobas претензий нет: они эффективны, надежны и несложны в эксплуатации.

Системы позиционирования повышают качество планировки

Эта тема давно меня интересует, и я начал расспрашивать, не применяются ли системы позиционирования на этой стройке. Вячеслав Глазов рассказал, что знаком с современными промышленными системами позиционирования, очень высоко оценивает их значение (например, производитель одной из таких систем заявляет, что она способна обеспечить точность планирования в пределах 3 мм и сократить число рабочих, направляющих грейдеры). Однако Глазов считает нецелесообразным применять эти системы в случаях, когда такой высокой точности не требуется: их эксплуатация стоит очень дорого. «Операторы «ГМТ» имеют высокую квалификацию и выполняют работу достаточно точно – настолько, насколько нужно. Лазерные системы позиционирования очень полезны при строительстве шоссейных дорог и магистралей, а для строительства в нашем случае такая точность не нужна», – сказал он.

Когда планировка дорожного полотна завершена, поверхность поливают вяжущим: 3%-ной цементной смесью, чтобы закрепить материал. Последний этап – введение битумной эмульсии. Перед этим должны быть установлены бордюрные камни и водосливные желоба. Бордюры устанавливают работники специализированной фирмы.

Экскаваторы-погрузчики устанавливают водосливные желоба

Водосливные желоба устанавливают по завершении строительства основного дорожного полотна. И по соображениям эстетики, и по соображениям безопасности они должны пролегать параллельно линии бордюра. Эту работу выполняли упомянутые выше экскаваторы-погрузчики, как раз когда я посещал стройку. Железобетонные желоба доставляют к месту укладки в ковше погрузчика, а затем опускают на место экскаваторной стрелой. По указаниям рабочего-помощника оператор тщательно выравнивает лоток. Таким образом, два человека и экскаватор-погрузчик за 5 минут укладывали один желоб – выполняли работу, которую без машины с трудом выполнила бы бригада из пяти человек, затратив гораздо больше времени.

Хищения шин

Глазов рассказал мне, что на стройке периодически случаются кражи, причем у воров «популярны» шины для спецтехники. Он не считает, что на этой стройке случаев кражи больше, «чем обычно». «Это жизнь, обычное дело», – считает он, хотя и согласен, что воровство доставляет немало проблем и задерживает работу. Как и везде, на этой стройке, конечно, есть охрана, но и она не может полностью предотвратить хищения.

Поливочно-моечные машины на борьбе с пылью, снегоочистители – со снежными заносами

Пыль – беда любой стройки в сухое время, и эта стройка не исключение. Поскольку площадь ее немалая, при сильном ветре пыль поднимается тучей. И здесь помогают поливочно-моечные машины на шасси МАЗ-6303 (вместимость цистерны 17 м 3 , ширина рабочей зоны при поливе 20 м), создающие искусственный дождь, который прибивает пыль. Стройка расположена невдалеке от водоема, из которого в цистерны и набирают воду. Глазов пояснил, что есть официальное разрешение на забор воды из озера, и власти района дали его из соображений экономии водопроводной воды, а также для того, чтобы воду из поливочно-моечных цистерн не использовали для питья. Он показал мне колонку с питьевой водой из городского водопровода.
Зимой для очистки от снега дорог и подъездных путей успешно применяют шнекороторные снегоочистители на шасси «Урал-4320», производительности которых 1500 т/ч при ширине полосы 2810 мм вполне хватает для расчистки.

Хранение топлива

Топливо для машин хранят в восьми цистернах. В. Глазов сказал, что топливо в цистернах не застаивается – потребление составляет около 10 000 л в неделю, поэтому микроводорослей в емкостях нет. Место для цистерн окружает кирпичная стена, которая должна препятствовать разливу нефтепродуктов, если таковой произойдет. На земле видны жирные пятна от пролитого топлива, которые следует засыпать: по-видимому, заправку топлива произвели недостаточно внимательно. Заправочный шланг аккуратно уложен, а не валяется на земле, значит, топливо проливается при заправке машин.

Строительство идет по графику, работы выполняются вовремя, и есть хорошие шансы, что объект – жилой микрорайон – сдадут в срок. Одной из важнейших составляющих этого успеха стал удачный подбор надежной и эффективной дорожно-строительной техники.

В строительстве эксплуатируется более 1000 видов строительных машин различных по назначению, конструкции, принципу действия, размером, мощности, производительности.

Строительные машины классифицируются:

    По назначению (технологическому признаку);

    По режиму работы;

    По виду силового оборудования;

    По степени подвижности;

    По степени подвижности;

По назначению строительные машины делятся:

    Транспортные;

    Транспортирующие;

    Погрузочно-разгрузочные;

    Грузоподъемные;

    Для земляных работ;

    Для свайных работ;

    Для отделочных работ;

    Для бетонных и железобетонных работ;

    Ручные машины (механизированный инструмент);

Каждая группа машин разделяется на подгруппы.

Например: грузоподъемные включают в себя 4 подгруппы:

    Домкраты;

  • Подъемники;

Каждая подгруппа объединяет машины различных типов.

Например: подъемники делятся:

    Мачтовые;

  • Скиповые;

    Струйные;

Каждый тип машин имеет ряд типов размеров (моделей сходных по конструкции, но различающимися между собой отдельными параметрами, массой, производительностью, мощностью и т.д.).

По режиму работы различают:

    Периодического (циклического действия) выполняемую работу путем периодического повторения одних и тех же чередующихся операций

Например: с цикличной выдачей продукции: строительные краны, одноковшовые экскаваторы и погрузчики.

    Машины непрерывного действия, выдающие продукцию непрерывным потоком (конвейеры, многоковшовые экскаваторы и т.д.)

По виду силового оборудования:

    С приводом от двигателя внутреннего сгорания, электрического, гидравлического и пневматические;

    С комбинированным приводом: дизель электрический, дизель гидравлический;

По степени подвижности:

    Стационарные;

    Переносные;

    Передвижные;

По степени универсальности:

    Универсальные многоцелевого назначения, оснащенные различными видами сменного рабочего оборудования предназначенные дл выполнения большого разнообразия технологических операций(строительные экскаваторы, бульдозеры, погрузчики и т.д.).

    Специализированные, имеющие 1 вид рабочего оборудования и предназначены для выполнения только одного технологического процесса(свайные молоты, бетононасосы и др.);

Требования к строительным машинам.

Строительные машина должны соответствовать своему назначению и обеспечивать максимально возможную производительность.

Тае же приспосабливаться к меняющимся условиям эксплуатации. Машина должна иметь минимальную массу, простую конструкцию, надежную и технологичную конструкцию с максимально использованием стандартных деталей и унифицированных сборных единиц, быть удобной для монтажа, перевозки, обладать устойчивостью.

Строительная машина должна обладать высокой надежностью и долговечностью, отличаться простотой технологического обслуживания, быть экономичной в эксплуатации, обеспечивать безлопастные условия труда и минимальную утомляемость обслуживающего персонала.

Самоходные машины должны обладать высокой маневренностью и проходимостью.

В строительных работах используется широкий ассортимент различных видов техники. Мы рассмотрим основные и наиболее часто используемые при строительстве машины.

Экскаваторы

Одним из самых востребованных типов строительной техники признан экскаватор. Он способен выполнять сразу несколько полезных при строительстве функций. С помощью множества насадок и ковшей экскаватор может служить в качестве землеройной машины, а также выполнять функции погрузчика или автогрейдера. Такая машина способна выкапывать траншеи, а также разгружать различные грузы или выравнивать некрупные площадки. Аренда такой многофункциональной техники всегда пользуется большим спросом.

Строительные краны

При строительстве без подъёмного крана никак не обойтись. Ему по силам выполнять функцию подъема и транспортировки больших грузов по строительной площадке в ходе строительных и монтажных работ. Также существует такой подвид, как автокран, преимущество которого заключается в том, что он имеет высокую мощность, но при этом обладает большой мобильностью.

Помимо этого, насчитывают целое множество разновидностей кранов, в соответствии с их классификациями. Обычно подъёмные строй-краны классифицируются по нескольким признакам:

  • По типу грузозахватного органа (кран может быть магнитного типа, а также грейферным, крюковым, контейнерным или оснащенным клещами);
  • По степени поворота (бывают поворотные и неповоротные виды);
  • По типу привода (они делятся на ручные приводы, а также гидравлические, пневматические и, наконец, электрические);
  • По способам перемещения (существуют стационарные и более мобильные передвижные краны, а также переставные, радиальные и самоподъёмные краны);
  • По типу опоры (среди множества типов выделяют опорные, рельсовые, а также подвесные, тракторные и многие другие).

Погрузчики

Такие машины нужны для разгрузки и погрузки грузов и для их перемещения. Они характеризуются особой компактностью и ловкостью при поворотах. Эти свойства незаменимы в сельском хозяйстве, а также на производственных заводах и в сфере торговли.

Бульдозеры

Обычно они нужны для выкапывания слоёв грунта, а также для транспортировки разнообразных сыпучих материалов и выравнивания крупных участков.

Обычно бульдозеры делят на три следующие типа:

  • Бульдозеры с неповоротным отвалом: ковш располагается перпендикулярно и не предполагает изменений положения;
  • Бульдозеры с поворотным отвалом: у него, в отличие от предыдущей модели, можно изменять расположение отвала в одной плоскости;
  • Универсальный бульдозер способен установить отвал под любым углом в силу своей конструкции.

Автосамосвалы

Такие машины являются по сути своей грузовиками с поднимающимся кузовом. Они нужны для перемещения и разгрузки различных строительных материалов. Например, выгрузка осуществляется путём поднятия кузова. Автосамосвалы подходят для перемещения песка, керамзита, щебня и многих других материалов. Самосвалами также пользуются в целях вывоза мусора. Эта машина пригодится на каждой стройке.

2.2 Землеройно–транспортные машины

2.3 Землеройные машины

2.4 Грузоподъёмные машины и механизмы

2.5 Самоходные грейдеры (автогрейдеры)

3. Хронометраж рабочего цикла

3.1 Результаты хронометража рабочего процесса экскаватора ЭО–3323А

3.2 Результаты хронометража рабочего процесса бульдозера Т130

4. Организация технического обслуживания и ремонта строительных машин

5. Техника безопасности

Библиографический список


1. Организация учебной практики

Цель практики: Ознакомиться с основными типами строительных машин и основами их автоматизации; изучить устройство и рабочий процесс машин; провести работы по определению производительности машин.

Подъем строительства на качественно новый уровень возможен за счет последовательного проведения курса на дальнейшую его индустриализацию, существенного сокращения ручного труда, совершенствования структуры и организации строительного производства.

Одним из ведущих факторов в решении задач сокращения себестоимости и сроков строительства, повышения производительности труда и общей эффективности строительного производства является комплексная механизация строительно-монтажных работ. Широкому внедрению комплексной механизации и автоматизации в строительное производство способствует насыщение строительства необходимым количеством высокопроизводительных машин, освоение производства ряда новых типов машин, расширение технологических возможностей средств механизации и совершенствование организации их эффективного использования.

Непрерывный количественный и качественный рост строительства требует дальнейшего сокращения стоимости, трудоемкости, сроков строительно-монтажных работ, повышения эффективности капиталовложений и производительности труда, успешное решение которых может быть обеспечено усовершенствованием технологии и организации работ, внедрением поточных методов производства, повышением эффективности использования существующего машинного парка строительства, созданием и внедрением новых, более совершенных и производительных строительных машин и оборудования, широкой комплексной механизацией и автоматизацией тяжелых и трудоемких технологических процессов, улучшением условий труда.

Современное строительство ведется индустриальными методами и представляет собой комплексно-механизированный поточный процесс монтажа зданий и сооружений из сборных элементов, изготовляемых на заводах и домостроительных комбинатах (ДСК) в условиях высокомеханизированного и автоматизированного производства. В настоящее время в строительстве используется огромный парк строительных машин и оборудования (около 600 тыс. ед.), позволяющий комплексно механизировать основные работы на всех стадиях строительного производства. Комплексная механизация строительства на современном этапе развития техники требует внедрения систем машин, базирующихся на применении основных машин повышенной единичной мощности с комплектацией их средствами механизации всех технологических процессов.

Важным фактором повышения производительности труда в строительстве является возрастающая оснащенность строительно-монтажных организаций ручными машинами, средствами малой механизации и нормокомплектами для кровельных, штукатурных и малярных работ. Для сокращения малоквалифицированного и монотонного труда, а также труда в тяжелых и вредных для здоровья условиях, все шире осуществляются мероприятия по внедрению автоматических манипуляторов (промышленных роботов) при производстве отделочных, землеройно-планировочных и других работ. Номенклатура строительных машин постоянно расширяется и пополняется более совершенными типами и моделями, отвечающими современным требованиям технологии городского строительства.

При производстве строительных работ в сложившихся городских условиях часто возникают дополнительные трудности из-за необходимости выполнения работ в стесненных условиях и в сжатые сроки, поскольку большинство из них связано с нарушением пешеходного движения, установившегося режима работы транспорта, наземных и подземных коммуникаций и т.п. Кроме того, зачастую приходится выполнять трудоемкие подготовительные операции по разрушению старых строений, фундаментов, дорожных покрытий и т.п. Для эффективного выполнения работ в стесненных условиях используется широкая номенклатура высокопроизводительных специальных и универсальных машин многоцелевого назначения, обладающих компактностью, высокими мобильными и транспортными качествами и обеспечивающих полную безопасность работ в данных условиях. Широко используются в стесненных условиях средства малой механизации, позволяющие практически полностью исключить ручной труд. Растущие из года в год масштабы и современная технология городского строительства требуют постоянного увеличения парка строительных машин и оборудования, расширения номенклатуры, повышения технического уровня машин, улучшения организации их использования.

Повышение технического уровня основных видов строительных машин и оборудования обеспечивается прежде всего за счет повышения их единичной мощности (энергонасыщенности) и производительности, универсальности и технологических возможностей, надежности и долговечности, улучшения удельных показателей важнейших рабочих параметров, развития гидрофикации приводов, широкого использования в конструкциях машин унифицированных узлов, агрегатов и деталей, расширения номенклатуры сменного рабочего оборудования, применения современных систем автоматизации управления рабочими процессами машин, повышения приспособляемости машин к техническому обслуживанию и ремонту, улучшения условий труда машинистов (операторов) и т.п.


2. Основные теоретические сведения

2.1 Машины для подготовительных работ

Подготовительные работы включают очистку строительной площадки от леса и кустарника, камней, строительного мусора, корчевку пней, рыхление горных пород и мерзлых грунтов. К вспомогательным работам относятся бурение шпуров и скважин, в том числе скважин для изготовления буронабивных свай.

Рыхлители служат для рыхления мерзлых грунтов и пород, которые не могут разрабатываться обычными машинами для земляных работ, экскаваторами, бульдозерами, скреперами.

Одноковшовые строительные экскаваторы могут разрабатывать грунты с удельным сопротивлением копанию k 1 =0,5МПа, а многоковшовые с k 1 =0,8МПа. Бульдозеры и скреперы могут разрабатывать только грунты, у которых k 1 не превышает 0,3 МПа. Более крепкие грунты, а также мерзлые породы средней прочности разрабатывают чаще всего после предварительного рыхления.

Рыхлители.

Рыхлитель представляет собой навесное или прицепное оборудование к гусеничным тракторам или базовым тягачам различной мощности и с разным тяговым усилием.

Прицепное оборудование менее эффективно, чем навесное, так как имеет меньшие маневренность и устойчивость, а для заглубления зубьев нельзя использовать массу тягача, поэтому его следует применять только для сравнительно малых объемов работ и при отсутствии рыхлителей с навесным оборудованием. Применение рыхлителей экономически выгодно для использования в строительстве.

Кусторезы, корчеватели – собиратели.

Кусторезы – это машины, предназначенные для срезания кустарников и деревьев с максимальным диаметром стволов 20…40 см.

Различают кусторезы ножевые и фрезерные. Широко применяют ножевые кусторезы с прямыми и пилообразными ножами. Работает кусторез следующим образом. Отвал (нож) опускается на поверхность земли и при движении машины вперед срезает кусты.

Корчеватели – собиратели – это такие машины, которые применяют для извлечения из почвы крупных камней и пней, корчевания кустарников и уборки деревьев, срезанных кусторезами или поваленных древовалами. Рабочим органом служит решетчатый отвал с зубьями. Отвал крепится к толкающей раме трактора. Извлекать камень можно толкающим усилием или подклинить его, а затем поднять. Вторым способом можно извлекать камни большого веса, находящиеся на большой глубине. Для извлечения этим способом требуется больше времени.

Спереди трактора на гусеничные балки на шарнирах навешен активный валкователь. Для обеспечения рабочих скоростей передвижения базовый трактор оборудован ходоуменьшителем. Регулирование высоты срезания и установка рабочего органа в транспортное положение осуществляется с помощью гидроцилиндров от гидросистемы трактора. Валкователь в транспортное и рабочее положения устанавливают с помощью гидравлической передней навесной системы, которой оборудован трактор.

Для корчевания крупных пней, валунов, выкорчевывания части мелколесья, их сгребания и перетряхивания используют корчеватели, которые являются навесным или прицепным оборудованием, в основном к гусеничным тракторам. Корчеватели классифицируют по расположению и назначению рабочего органа: по расположению рабочего органа корчеватели бывают с передним и задним расположением, по назначению – корчеватели-собиратели, корчеватели-погрузчики и корчевательные агрегаты.

Корчеватели на отвале имеют обычно не более 4 зубьев. Корчеватели-собиратели имеют отвалю с уширителями, на которых устанавливают 9 зубьев, поэтому они лучше приспособлены для работ по сгребанию кустарника и перемещению пней и корней в кучи или валы. Корчевальные агрегаты включают комплект орудий, имеющих аналогичное название. Корчеватели-погрузчики снабжены устройством поворота корчевального отвала и могут производить погрузку пней и корней в транспортные средства.

Современные корчеватели удаляют пни путем разрыва корней толкающим усилием трактора с одновременным приложением вертикального усилия, создаваемого гидроцилиндрами подъема и поворота отвала. При корчевании, сгребании и транспортировании выкорчеванной (или срезанной кусторезами) древесины эти машины перемещают в валы и кучи значительно (до 300 тонн/га) количества почвы. Большое количество почвы остается на пнях, образуются большие подпневые ямы. Поэтому необходима последующая планировка площади.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков