Характеристики автобусов ПАЗ.
В настоящее время Павловский автобусный завод выпускает автобусы малого и среднего классов для различного применения: автобус ПАЗ-32053 и его модификации, новые модели ПАЗ-3204 и низкопольный городской автобус ПАЗ-3237.
1. Ав тобусы ПАЗ-320530 могут оснащаться двигателями ЗМЗ 5245, работающими на бензине (5245.1000400) или сжиженном газе и бензине (5245.1000400-10). Тип двигателя — четырёхтактный, с микропроцессорной системой управления подачей топлива, с искровым зажиганием.
Автобусы ПАЗ-320530 категории М3 класса II и класса I – II предназначены для перевозки пассажиров в условиях эксплуатации, соответствующих категориям I, II, III, кроме горного рельефа местности. Категории и классы автобусов приведены в Автобусы ПАЗ-320530 изготовлены в исполнении У1 по ГОСТ 15150 для эксплуатации при температурах окружающего воздуха от минус 45 0 С до плюс 40 0 С и относительной влажности до 75 % при 15 0 С. Автобусы I класса имеют шины меньшей размерности (245/70R 19,5). Автобусы ПАЗ-320530 с двигателями типа ЗМЗ 5245 имеют следующие модификации:
1.1. ПАЗ-320530-02, однодверный, бензиновый (от 18 до 25 мест для сидения, пассажировместимость 38 – 42 человека).
1.2. ПАЗ-320530-22, однодверный, газ сжиженный — бензин (от 18 до 25 мест для сидения, пассажировместимость 38 – 42 человека).
1.3. ПАЗ-320540-02, двухдверный, бензин, (от 18 до 23 мест для сидения, пассажировместимость 39 – 43 человека).
1.4. ПАЗ-320540-22, двухдверный, газ сжиженный – бензин, (от 18 до 23 мест для сидения, пассажировместимость 39 – 43 человека).
1.5. ПАЗ-320550-02, улучшенной комфортабельности, однодверный, бензин (мест для сидения -21 +1, пассажировместимость 36 человек).
1.6. ПАЗ-320550-22, улучшенной комфортабельности, однодверный, газ сжиженный — бензин (мест для сидения -21 +1, пассажировместимость 36 человек).
1.7. ПАЗ-320570-02, для перевозки детей, бензин (мест для сидения -22 +1, пассажировместимость 22 человека).
1.8. ПАЗ-320570-22, для перевозки детей, газ сжиженный – бензин (мест для сидения -22 +1, пассажировместимость 22 человека).
2.Характеристика автобуса ПАЗ-4234 - модели автобуса среднего класса, предназначенного для городских и пригородных перевозок. Является удлинённой на одно окно модификацией автобуса ПАЗ-32053. ПАЗ-4234 — двухдверный автобус, имеет номинальную вместимость 50 человек, в том числе мест для сидения – 30. Машина оснащена дизельным двигателем ММЗ Д-245.9 в 136 лошадиных сил, механической пятиступенчатой коробкой передач, пневматическими тормозами и ABS. Также существует модификация ПАЗ-4234-05, в которой используется дизельный двигатель Cummins ISF3.8s3168.
Длина автобуса 8165 мм, ширина 2500 мм, высота по крыше 2890 мм. База 4345 мм. Существуют различные модификации ПАЗ-4234.
ПАЗ-423401 – тоже стандартной комплектации, но выполнен с одной автоматической дверью и одной аварийной.
ПАЗ-423402 – отличается улучшенной планировкой, все сидения расположены по ходу движения автобуса, две автоматические двери.
ПАЗ-423403 относится к автобусам междугороднего класса, салон улучшенной планировки, оборудован багажными полками, сидения с регулировкой, одна автоматическая дверь, вторая – аварийная.
ПАЗ-423404 – установлен силовой агрегат фирмы Cummins, две автоматические двери.
ПАЗ-423405 – отличается от предыдущей модификации задней аварийной дверью.
ПАЗ-423470 – является школьным автобусом, оборудован дополнительной третьей основной и выдвижной четвертой ступеньками. Сидения с высокими спинками, оборудованы ремнями безопасности, возле каждого места находится кнопка связи с водителем. Сзади расположен отсек для рюкзаков и портфелей.
3. Х арактеристика автобусов семейства ПАЗ-3204. Автобусы относятся к категории М3 класса I – II и предназначены для перевозки пассажиров в условиях эксплуатации, соответствующих категориям I, II, III, кроме горного рельефа местности. Автобусы изготовлены в исполнении У1 по ГОСТ 15150 для эксплуатации при температурах окружающего воздуха от минус 45 0 С до плюс 40 0 С и относительной влажности до 75 % при 15 0 С. В семейство автобусов ПАЗ-3204 входят следующие модели:
ПАЗ-320402-04, с двигателем ЯМЗ 5342
ПАЗ-320402-05, с двигателем CUMMINS ISF 3.8
ПАЗ-320470-04, на базе ПАЗ-320402-04, для перевозки детей
ПАЗ-320470-05, на базе ПАЗ-320402-05, для перевозки детей
ПАЗ-320412-04, с двигателем ЯМЗ 5341
ПАЗ-320412-05, с двигателем CUMMINS ISF 3.8
ПАЗ-320472-04, на базе ПАЗ-320412-04, для перевозки детей
ПАЗ-320472-05, на базе ПАЗ-320412-05, для перевозки детей
ПАЗ-320412-10 с двигателем Cummins типа BGe5 195
ПАЗ-320472-10, на базе ПАЗ-320412-10, для перевозки детей
ПАЗ-320414-04, с двигателем ЯМЗ 5341
ПАЗ-320414-05, с двигателем CUMMINS ISF 3.8
Автобусы ПАЗ-320402, ПАЗ-320470 малой размерности (база 3800 мм, длина автобуса 7600 мм). Автобусы ПАЗ-320412, ПАЗ-320412-10, ПАЗ-320472 и ПАЗ-320414 средней размерности (база 4760 мм, длина автобуса 8560 – 8800 мм). Автобусы ПАЗ-320412-10, ПАЗ-320472-10 имеют двигатель, работающий на компримированном (сжатом) природном газе. Двигатель однотопливный (только на газе).
4. Х арактеристика автобуса ПАЗ-3237.
Низкопольный автобус малого класса для городских перевозок. Высокая маневренность в плотном городском потоке, удобная посадка — высадка пассажиров, дисковые тормоза всех колес – все это делает автобус актуальным в условиях крупных городов в режиме работы «между часами пик». Автобус оборудуется системой наклона кузова «книлинг» и аппарелью, что позволяет перевозить людей с ограниченными возможностями.
Автобус ПАЗ-3237 может изготавливаться в северном исполнении с двойным остеклением боковых окон и утеплением пассажирского салона.
Технические характеристики.
Тип кузова — несущий, вагонной компоновки, ресурс кузова 8 лет.
Длина / ширина / высота, мм — 7885 / 2505 / 2815.
База 3650 мм.
Высота потолка в салоне – 2300 мм
Общее количество мест / в т.ч. посадочных — 55/17+1 место для инвалида на коляске.
Шасси / мост – Raba.
Рулевой механизм — рулевой привод с гидроусилителем CSEPEL A 300.92.
Тормозная система:
Рабочий тормоз: — пневматический двухконтурный привод с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес – дисковые, АВS.
Стояночный тормоз: — тормозные механизмы задних колес с приводом от пружинных энергоаккумуляторов.
Аварийный тормоз — каждый контур рабочей тормозной системы.
Вентиляция — принудительная и естественная.
Система отопления — жидкостной подогреватель и отопители в салоне.
Двигатель — Cummins 4ISBe 185B, количество и расположение цилиндров 4R.
Рабочий объем, л — 4,5.
Мощность двигателя, кВт (л.с.) — 136(185) при 2500 мин-1.
Расположение — заднее, продольное.
КПП – механическая, 5-ст./ АКПП Allison серии 2100.
Автобус имеет следующие комплектации:
— ПАЗ-3237-01: двигатель Cummins ISBe 150, автоматическая коробка передач Allison, мосты RABA;
— ПАЗ-3237-03: двигатель Cummins ISBe 185В, автоматическая коробка передач Allison, мосты RABA, или механическая коробка передач ZF с тросовым приводом и мосты КААЗ.
— ПАЗ-3237-09: двигатель Cummins ISBe 160В, автоматическая коробка передач Allison, мосты RABA.
5. Хара ктеристика автобуса ПАЗ-3206-05.
Автобус изготавливается в исполнении У1 по ГОСТ 15150, предназначен для эксплуатации при температурах окружающего воздуха от минус 45 0 С до плюс 40 0 С и относительной влажности воздуха до 75 % при 15 0 С. Автобус ПАЗ-3206-05 относятся к категории М3G (колёсная формула 4х4) и предназначен для перевозки пассажиров по дорогам с различными видами покрытий.
Максимальное количество мест для сидения – 28. Максимальная вместимость также 28 мест. База 3600 мм.
Модель двигателя ISF 3.8 s3168. Тип — дизельный, с туpбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Номинальная мощность, нетто, кВт — 122,0. КПП – механическая, 5 – ступенчатая. Раздаточная коробка – механическая, с приводом на передний мост. Главная передача заднего и переднего мостов одноступенчатая, гипоидная, с дифференциалом кулачкового типа с передаточным числом редуктора 6,17. Поворотные кулаки переднего моста с шарнирами равных угловых скоростей.
Во времена СССР «пазики» были привычным атрибутом урбанистического пейзажа. Бочкообразные автобусы развозили пассажиров по городам и весям огромной страны. Сегодня ООО «Павловский автобусный завод» после модернизации представляет собой современное предприятие, выпускающее востребованную продукцию.
Создание
К 30-м годам «автомобильная лихорадка» охватила страну. Строились новые автомобильные предприятия-гиганты. Грузовички и легковушки все чаще стали встречаться на дорогах общего пользования, потеснив Механизированные транспортные средства стали поступать и в армию. Для обслуживания техники требовались инструменты и спецоснастка.
Чтобы удовлетворить нарастающий спрос, правительством было решено организовать работу предприятия, где бы выпускали кузовную арматуру и шоферский инструмент. В качестве площадки был выбран городок Павлово. Он удачно располагался между Москвой и Нижним Новгородом - ведущими автомобильными центрами страны. заработал 5.12.1932, в первый же год выпустив продукции на сумму почти 2 млн рублей.
Новые возможности
После войны, имея тесные кооперативные связи с Горьковским автозаводом, ПАЗ постепенно перешел на сборку автобусов. Первые пять ГЗА-651 покинули ворота завода 5.08.1952 года. Это была однодверная капотная модель на базе ГАЗ-51, где вместо кузова был смонтирован пассажирский салон на 19 сидячих мест.
Коллективу Павловского автобусного завода потребовалось 6 лет, чтобы разработать собственную бескапотную модель ПАЗ-652. Это был классический «пазик», ставший самым узнаваемым автобусом СССР (до прихода эпохи Икарусов). Особенностью конструкции стали две автоматических пневматических двери, удобные сиденья и увеличенная вместимость. Если в ГЗА-651 помещалось 23 человека, то в новую модель почти вдвое больше - 42 (23 из которых - места для сидения).
За 10 лет производства (1958-1968) было собрано 62121 единиц. Машина имела высокую проходимость и главным образом предназначалась для различных организаций, для перемещения пассажиров по пригородным и междугородним маршрутам. Впрочем, использовалась она и как общественный городской транспорт.
Завод-рекордсмен
Павловский стал одним из важнейших производителей общественного транспорта в СССР. 12.11.1968 года заводчане первыми в Советском Союзе применили метод перехода на новую модель без остановки основного конвейера, что помогло снизить производственные издержки и сократить время на переналадку.
ПАЗ-672 стал развитием предыдущей модели. Он выпускался Павловским автобусным заводом вплоть до 1989 года. Всего на дорогах ездило более 280000 экземпляров. В 1982 началось производство модернизированной версии ПАЗ-672М. Модель обладала большим ресурсом двигателя, был улучшен комфорт салона, повышена надежность рулевого гидроусилителя, переработана оптика. Всего существовало более 20-ти модификаций и исполнений, в том числе в полноприводном варианте.
В условиях рынка
Еще до распада СССР (в 1989 году) Павловский автобусный завод поставил на конвейер новую модель ПАЗ-3205, которая производится и поныне. Ей суждено было стать самой массовой в 90-е годы. Внешний вид и технические характеристики автобуса малого класса не сильно изменились. В целом дизайн стал более современным, повышена надежность мотора и основных узлов. В 2014 проведен рестайлинг модели. На данный момент произведено порядка 145 000 единиц ПАЗ-3205. Конструкторами создано около 30 модификаций на все случаи жизни:
- однодверные;
- двухдверные;
- пассажирские;
- грузопассажирские;
- для лиц с ограниченными возможностями;
- варианты VIP и «люкс»;
- в северном исполнении;
- школьные;
- изотермические;
- полноприводные и другие.
Наши дни
Начиная с 2000 годов ПАЗ ускорил разработку современных автобусов, выпуская модели различного класса. Среди них: ПАЗ-4228, ПАЗ-4223, ПАЗ-4234, ПАЗ-4230 «Аврора», ПАЗ-5271, ПАЗ-5272, ПАЗ-5220. Важным этапом стало создание первого российского низкопольного городского автобуса ПАЗ-3237.
Сегодня предприятие развивается семимильными шагами. Бухгалтерская отчетность по ООО «Павловский автобусный завод» свидетельствует о хороших финансовых показателях. Например, в 2015 году прибыль возросла на 5%, составив 318 млн рублей. В 2009 году ПАЗ-3204 завоевал звание «Лучший российский автобус малого класса». Это стало возможным благодаря масштабной модернизации производства, проводимой с 2006 года.
Согласно Swot-анализу Павловского автобусного завода, предприятие остается ключевым для экономики города Павлово. Фактически оно является градообразующим и вносит неоценимый вклад в развитие района. ПАЗ, несмотря на сложную экономическую ситуацию 90-х начала 2000-х, смог сохранить производственные мощности в полном объеме. Каждый рабочий день с конвейера сходят до 42 единиц техники.
Павловский автозавод собирает около 80% городских автобусов в России и является одним из крупнейших автопредприятий страны с богатым производственным опытом. По объему выпускаемой продукции входит в топ-10 ведущих мировых производителей.
Павловский автобусный завод является основным производителем малых автобусов в России и входит в десятку крупнейших производителей в мире. Ежегодно с конвейера предприятия сходит более десяти тысяч единиц техники.
Блог Дальнобойщик, один из первых интернет журналов, кому удалось пройти по цехам завода с фотокамерой и сделать полноценный репортаж. За организацию этой экскурсии, огромное спасибо директору департамента массовых коммуникаций ООО «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» Ворониной Элле Александровне, а так же лично PR менеджеру Фефеловой Ольге Андреевне.
- Завод в Павлово, берёт своё основание в 1932 году, изначально он был рассчитан на выпуск шоферского инструмента, а так же изделий кузовной арматуры для автомобилей Горьковского и Ульяновского автозаводов.
- Первый автобус на базе автомобиля ГАЗ-51, был выпущен в августе 1952 года.Следующий год станет для заводчан юбилейным. За время своего существованияпод маркой ПАЗ было выпущено более 600 тыс. машин различных моделей и модификаций.
- Наша экскурсия по заводу началась со сварочно-кузовного цеха.
- Отсюда берёт своё начало заводской конвейер.
- На стапеле сваривают каркас. Уже угадываются очертания будущего автобуса.
- На ПАЗе внедрили лучшие технологии, успешно апробированные и применяемые на западе. Ушли в прошлое огромные складские помещения. Производство комплектующих идет на два шага впереди монтажа, так называемая «сборка с колёс».
- Честно сказать меня поразила культура производства на этом предприятии. И это не пустые слова,однажды мне удалось побывать на одном из лучших оборонных заводов страны - ПАЗ на высоте.
- Возможно, будут возражения и примеры стерильных цехов западных заводов, но давайте не будем забывать, где мы и где запад.Специально для критиков - чтобы почувствовать себя в шкуре производителя работающего в России, для начала откройте хотя бы ИП. А если через пару лет вы всё ещё будете платить налоги, тогда нам будет, о чём поговорить.
- ПАЗ – градообразующее предприятие, здесь нет китайцев или таджиков. Надо отдать должное руководству предприятия, автобусы продолжают сходить под заводской маркой.
- Около пяти тысяч сотрудников трудятся на заводе и стабильно получают заработную плату.
- Каркас будущего автобуса начинает свой путь на конвейере.
- Самый массовый российский автобус, его не смог сломить даже китайский автопром
- Сварщики в Павлове, так же суровы, как и их коллеги из Челябинска.
- Все штампованные детали изготавливают здесь же, в соседнем цеху.
- Со слов начальника сварочно-кузовного цеха, сварщик – самая высокооплачиваемая рабочая специальность на заводе.
- Табличка с VIN- номером на ПАЗе.
- Готовые корпуса поступают в окрасочный цех. Проследуем за ними.
- Грунтованный корпус готовый к покраске.
- В 2009 году введен в действие окрасочный комплекс нового поколения «Айзенман».
- До введения нового оборудования, покрасочный цех был большой головной болью всех работников и руководства малярки.
- Взвесь грунта и краски висело как проклятие над всеми рабочими цеха, но теперь это в прошлом.
- Мне показалось, что в окрасочном цехе работают одни женщины.
- Свежеокрашенный автобус готов проследовать на сборочный конвейер.
- Командует отправкой милое создание.
- Следующий этап нашей экскурсии сборочный цех. Проследуем туда.
- На любом российском заводе, не обременённом регистрацией ГИБДД и ГОСТами, можно встретить удивительные транспортные средства. Местные Левши перековали мечи на орала.
- А базу ГАЗели, сократили до неприличных полутора метров.
- На сборочном конвейере собирают различные модификации автобусов марки ПАЗ.
- ПАЗ-3204 был запущен в серийное производство в январе 2009 года. Признан Лучшим автобусом года в 2009, 2010, 2011 гг.
- Обратите внимание, пассажирские сидения новой модели. И сравним со старыми «седушками», их фото будут ниже.
- Монтаж аккумуляторного блока.
- На данный момент на конвейере ПАЗа устанавливают три модели двигателя. Дизельный ММЗ, бензиновый ЗМЗ, дизельный Cummins. С 2012 – автобусы ПАЗ 3204 будут оборудоваться дизельным двигателем ЯМЗ 530.
- На фото, двигатель Cummins
- Участок подсборки мостов.
- Футорки, фотография для тех, кто в теме.
- Сидения, родом из прошлого века. Незаменимая кстати вещь, при работе под машиной.
- Жёлтый цвет, модификации школьного автобуса. Помимо прочих изменений, в нём присутствуют сидения оборудованные ремнями безопасности, стеллажи для школьных рюкзаков. Каждое место оснащено кнопкой связи с водителем, и дополнительной подножкой, которая в открытом виде стопорит движение автобуса.
- Старый, добрый «Пазик». Автобус малого класса, до настоящего времени является основной моделью завода.
- Заводское время, идёт отсчет готовой продукции. Каждый день сборочный конвейер покидает 36 новеньких автобусов.
- Участок установки двигателя в автобусы.
- Участок стыковки шасси и двигателя.
- Компьютерная диагностика и настройка двигателя.
- Вклеивание окон.
- ПАЗ-3204 - новая модель завода, призванная заменить на конвейере ветерана ПАЗ-3205.
- Стенд проверки тормозной системы.
- Новенький автобус покидает сборочный цех.
- В заключение нашей экскурсии нам показали новую, флагманскую модель заводчан ПАЗ-320412, автобус с символическим названием Вектор.
- Знакомство с ним оставило у меня только приятные впечатления. Качество сборки и исполнение на самом высоком уровне. Стало известно, что уже есть клиенты на покупку крупных партий данной модели автобуса.
- Покидал завод в полной уверенности, у ПАЗа есть будущее!
- Оригинал статьи находится на сайте Блог Дальнобойщик http://dalnoboi-russia.blogspot.com/2011/12/paz.html
Просьба ко всем, кто хочет сделать перепост репортажа - свяжитесь на нашем сайте с его автором, Валерием Писановым.