Либерально демократический стиль воспитания. Семейное воспитание: стили и типы

Либерально демократический стиль воспитания. Семейное воспитание: стили и типы

Момент, когда в семье появляется ребенок – это также момент, когда у родителей начинает формироваться собственный стиль воспитания. Несмотря на то, что в природе не существует идентичных семей, выделают всего 4 стиля воспитания детей. Как правило, родители придерживаются какого-то из них неосознанно, даже не подозревая, что существует классификация, определяющие характеристики и модели поведения. Стиль поведения с детьми может изменяться от года к году, например, родители часто решают записаться на курсы по воспитанию или прочитать несколько книг. И все же, наиболее часто стиль семейного воспитания формируется из собственного понимания родителей, как нужно воспитывать детей, что хорошо, а что плохо.

На самом деле, от того, какого стиля воспитания придерживаются родители, зависит характер, поведение, а порой и судьба их ребенка. Большое влияние на становление личности детей влияет атмосфера, в которой они растут, а также родительское поведение, стиль общения.

На что влияет стиль семейного воспитания?

  • успеваемость в младшей, средней и старшей школе;
  • сексуальная активность в период взросления и после;
  • вероятность попадания в «плохую компанию» и риск вовлечения в криминал;
  • склонность или отсутствие склонности к жестокости, аморальным поступкам;
  • склонность к злоупотреблению алкоголем, наркотиками;
  • самооценка, понимание своих собственных желаний и предпочтений.

Стили воспитания детей: отличительные особенности

BrainApps подробно расскажет о каждом стиле воспитания в семье, чтобы вы могли оценить и проанализировать их, сравнить, и подобрать наиболее предпочтительный. Если у вас уже есть дети, вы сможете понять, к какому стилю относится ваш метод воспитания, подметить собственные ошибки, недочеты, а главное, исправить их. Так вы точно сможете обеспечить ребенку счастливое детство и при этом воспитать развитую, порядочную, разностороннюю личность.

Авторитарный стиль воспитания

У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься. При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача. Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом.

Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх. В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:

  1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
  2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.

Как сгладить авторитетный стиль?

  • научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
  • реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
  • объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
  • дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
  • постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

Либеральный, попустительский стиль воспитания детей

Можно сказать, что этот тип семейного воспитания противоположен авторитарному. В такой семье между родителями и детьми могут поддерживаться теплые, дружеские отношения, но сильно хромает дисциплина. Родители, которые придерживаются либерального семейного воспитания детей, не склонны возлагать большие ожидания, самое главное для них – счастье ребенка. Как и авторитарный стиль, либеральный является не слишком хорошей крайностью. Родители в погоне за счастьем и комфортом своего чада забывают о дисциплине и наказаниях. Не устанавливают допустимые рамки поведения и стремятся сделать абсолютно все, чтобы у ребенка или подростка была возможность самовыражения.

Другой вариант либерального стиля воспитания – когда родители не особо интересуются воспитанием вообще, пускают рост и развитие на самотек. С одной стороны, это дает возможность ребенку самостоятельно развиваться, с другой же создает между родителем и ребенком пропасть.

Каковы последствия либерального воспитания ребенка в семье?

Если авторитарный стиль обращения с детьми становится причиной появления грубых или несамостоятельных людей, то либеральный – «недолюбленных» или чересчур отвязанных. Возможны следующие варианты развития личности:

  1. Самостоятельный, уверенный в себе человек, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях.
  2. Люди, которые привыкли жить вне общественных рамок. Считают, что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.

Как сгладить либеральный стиль?

Либеральный стиль воспитания детей не является оптимальным, не способствует росту физически и психологически здорового человека. Если описанный выше подход к воспитанию детей вам слишком знаком, вот советы:

  • проводите с ребенком больше времени, интересуйтесь им, ваша задача – установить доверительные, теплые, но не лишенные авторитета родителя, отношения;
  • включитесь в жизнь ребенка, установите хотя бы несложные правила, которые приучили бы чадо к дисциплине, например, что домой нужно приходить не позже 9-10 часов вечера, а перед тем, как сесть за игры, нужно помыть посуду и сделать уроки.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Подобный стиль воспитания появляется в семьях, где родители очень сильно переживают о своем чаде. Разумеется, ведь сын или дочка еще совсем маленькие, они не могут сами решить свои проблемы, их нужно оберегать, опекать, может случиться что-то нехорошее!

Воспитание детей в такой семье во многом основывается на ограничениях. Чтобы с ребенком что-то не случилось, ему запрещают, например, гулять на улице вечером, общаться с «неблагоприятными» детьми, а иногда даже не разрешают заниматься спортом.

Вообще, гиперопека может проявляться по-разному. Это и стремление, обычно матерей, «привязать» чадо к себе, не отпускать, постоянно приглядывать и контролировать. Иногда гиперопека проявляется в излишней обеспокоенности здоровьем. Еще одна распространенная форма опекающего стиля воспитания – когда ребенок вырастает, прекращается в подростка, а к нему все равно относятся как к маленькому и не самостоятельному.

Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?

Стиль воспитания в семье во многом определяет и стиль жизни всех членов, а значит, влияет на обстановку, в которой растет ребенок. Часто гиперопекающие родители стремятся оградить ребенка от сложностей, иногда эти сложности – всего лишь домашние и школьные обязанности. Гиперопека приводит к возникновению следующих личностей:

  1. Человек, который считает, что он лучше окружающих. Из-за опекающего типа воспитания он привык манипулировать окружающими, относится к людям недоверчиво, высокомерно. Не слишком любит трудиться, однако требователен к окружающим и не желает считаться с чужим мнением.
  2. Зависимый, несамостоятельный человек, который не в состоянии справиться с трудностями и проблемами. Не проявляет инициативу, беспомощен, даже во взрослом возрасте по каждому вопросу советуется с мамой или папой.

Как сгладить гиперопеку?

Если вы заметили за собой опекающий стиль воспитания детей, не корите себя, ведь вы всего лишь заботились о ребенке и хотели, как лучше. Тем не менее, над подходом к воспитанию детей придется поработать:

  • найдите золотую середину, даже самому самостоятельному малышу нужна родительская опека, однако не стоит перебарщивать;
  • не стремитесь полностью, самостоятельно решать проблемы ребенка, лучше давайте советы и помогайте в преодолении трудностей;
  • не ограничивайте общение детей только с семьей, пусть чаще общаются со сверстниками;
  • в семейных отношениях детям нужна дисциплина, однако не забывайте про свободу, давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность.

Авторитетный или демократичный стиль воспитания детей

Наконец мы подошли к наиболее удачному стилю семейного воспитания, благодаря которому вырастают гармоничные, самостоятельные, не оторванные от общества люди. Авторитетное воспитание ребенка сбалансировано, родитель и ребенок принимают и понимают друг друга. В какой-то степени этот тип воспитания детей похож на либеральный, однако есть одно существенное различие: воспитание детей не пускается на самотек, а проходит под чутким, но ненавязчивым контролем.

Авторитетный стиль семейного воспитания подразумевает, что ребенок – самостоятельная и самобытная личность. В семье с детьми общаются, предъявляют умеренные дисциплинарные требования, оказывают любовь и поддержку, возлагают надежды, но не принуждают насильно к достижению целей.

Придерживаясь этого стиля семейного воспитания, родители стремятся разговаривать с детьми, объяснять требования, обсуждать проблемы и недомолвки. Чтобы избежать принуждения, взрослые приводят логичные, разумные доводы и отстаивают свою правоту.

Каковы последствия авторитетного воспитания ребенка в семье?

Если ребенку повезло вырасти в семье, где к детям применяли авторитетный стиль воспитания, скорее всего он – самостоятельная личность, которая умеет принимать решения, не боится ответственности за свои поступки. Он отличается умением ставить цели и стремиться к ним, не боится проявлять инициативу, строит с людьми вокруг отношения, основанные на уважении и взаимопонимании. Он знает, что такое компромисс и как его найти, а еще, обладая своим собственным мнением, принимает мнение окружающих людей.

Если ваш стиль семейного воспитания демократичный, мы не будем давать вам советов. Вы и так проявляете чудеса понимания своего ребенка, адекватно оцениваете его возможности, играете активную, положительную роль в его жизни.

Добрый день, дорогие читатели!

Тема воспитания ребенка остается одной из самых животрепещущих. Правильно ли мы относимся к нашим малышам? Какие люди из них вырастут? Во многом это зависит от того, как поведут себя родители. Рассмотрим основные стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.

Исследования показывают, что от поведенческой линии родителей зависит, как будет чувствовать себя малыш во взрослой жизни. Успеваемость в школе, социальная активность и даже последующая сексуальная жизнь определяются не только генами и средой, но и стилем воспитания.

Благоприятным психологическим климатом считается обстановка, при которой все члены семьи относятся друг к другу с уважением, соблюдают взятые на себя обязательства. Дети в такой семье уважают старших, а старшие всегда готовы защитить младших.

В благополучной семье все вопросы решаются за общим столом сообща. Все члены имеют достаточную самооценку, каждый может развивать свои способности без ущерба для других.

Но далеко не всегда мы можем достичь такого микроклимата в семье. У родителей тоже есть свои страхи, предубеждения, стремления, которые мешают наладить нормальные отношения с детьми. В результате мы получаем некий смешанный тип воспитания, где перекрещиваются разные стили.

Стиль доминирования

Семья с авторитарным режимом воспитания больше обращает внимание на традиции, требует послушания, но мало учитывает мнение детей. Слова родителей не обсуждаются: мама и папа всегда правы. Инициатива ребенка не поощряется, зато в доме царят запреты, постоянный контроль, нередки физические наказания за проступки.


К чему приводят подобные стили воспитания дошкольников? В результате доминирования папы и мамы подростки вырастают либо вялыми, инфантильными и безынициативными, либо жестокими, бунтарями, но легко поддаются влиянию более сильных и уверенных в себе товарищей.

Мальчики в таких семьях растут с заниженной самооценкой. Они не уравновешены, единственное, что их сдерживает, — это контроль родителей. Когда во взрослом возрасте контроль исчезает, поведение такого ребенка может обратиться против общества.

Есть мнение, что люди в гитлеровской Германии в ту эпоху воспитывались в семьях в духе авторитаризма, поэтому беспрекословное подчинение они восприняли как нечто само собой разумеющееся.

Либеральный

Этот стиль еще называют попустительский. В такой семье царят теплота, дружеская атмосфера, но дисциплина явно страдает. Желания ребенка ставятся во главу угла, мнения родителей учитываются в последнюю очередь.


Либеральный стиль позволяет малышам раскрыть свои творческие способности. Папа и мама заботятся о ребенке и могут сделать его счастливым.

Однако беда состоит в том, что либерально настроенные взрослые не ощущают ответственности за малышей и их будущее, поэтому покорно выполняют их просьбы и желания.

Поскольку в семье нет дисциплины, дети предоставлены сами себе, при этом они получают ложное представление о том, что могут контролировать взрослых. Когда подростки становятся взрослыми, они пытаются таким же образом манипулировать другими людьми, правда, у них это мало получается.

Именно этот педагогический метод порождает несчастливых детей. Они вырастают депрессивными, безвольными, в среде таких подростков больше всего случаев насилия, злоупотребления алкоголем, наркотиками.

Отсутствие дисциплины мешает в будущем установить контроль над собой на работе, в социальной сфере. Ребята с трудом контролируют свои желания, не имеют далеко идущих целей. В школе они учатся плохо, потому что родители не интересуются их образованием, не участвуют в дискуссиях.

Авторитетный

Такой стиль еще можно назвать демократический, или направленный на сотрудничество. Для него характерны забота и дружеское внимание в семье, эмоциональная поддержка и любовь взрослых. Но, несмотря на это родители последовательны в своих требованиях, поощряют в малышах инициативу, ответственность, решительность.


Чтобы объяснить детям некоторые правила, которым обязательно нужно следовать, взрослые используют разумные доводы, доказательства. Они не насаждают свою волю, дети могут сами принимать решение, имеют выбор.

В результате в выигрыше остаются обе стороны. Родители возлагают на малышей реальные ожидания, поощряют успехи в учебе, вовлечены в деятельность своих чад, но при этом дети не проявляют агрессивность, имеют высокую самооценку, привыкают сами добиваться целей.

Пожалуй, это один из самых лучших стилей воспитания. Дети, выросшие в таких семьях, — сознательные граждане, творческие люди, устремленные к своей цели.

Хаотичный

Аномальные стили воспитания в семье не блещут последовательностью в требованиях взрослых. Ребенку не предъявляются конкретные требования, между родственниками существуют разногласия по поводу того, как вести себя с крохой.


Поскольку мнения и эмоциональный настрой взрослых постоянно меняется, малыши теряют чувство стабильности. Мама и папа то ругают «на чем свет стоит», то проявляют умилительные ласки. В результате ребенок вырастает тревожным, мало обращает внимания на требования взрослых, у него плохо выражена социальная адаптация.

Гиперопека

Все предыдущие стили воспитания подростков и малышей все же дают хоть порой и малую, но все же самостоятельность крохам. Опекающий стиль полностью «привязывает» взрослого к ребенку. Как правило, этим «грехом» страдают тревожные мамочки. Им постоянно кажется, что с их малышом произойдет несчастье, поэтому они пытаются оградить его от всех негативных сторон жизни.

Но, по сути, они пытаются жить вместо ребенка, делая все за него и лишая самостоятельности. Каким вырастет такой малыш? Сценариев может быть два: пассивным, эгоистичным или агрессивным, пытающимся вырваться из-под родительской опеки.

Но самое страшное – это передача потомству чувства тревожности. Дети начинают ощущать себя зависимыми, становятся инфантильными.

Определить стиль воспитания в конкретной семье очень сложно. Чаще всего присутствует несколько методов педагогической «работы» взрослых, так что получается смешение методик. А еще сложнее проанализировать как бы со стороны свою ситуацию. А вдруг и вы и есть тот «Гитлер» в юбке или самодовольный либерал?

Лучше всего – это взгляд со стороны. Если ваш малыш ходить в детский сад или школу, расспросите воспитателей и учителей, как он ведет себя, как относится к окружающим. Если пытается сам стать тираном, значит, и вы ведете себя дома так же.

Если не слушается, позволяет едкие высказывания в адрес старших, значит, с либерализмом пора заканчивать. Или соседка по парте помогает ему завязать бантик на шапке? Тогда пора учить его самостоятельности и сокращать гиперопеку.


Поведение в обществе малыша – показатель стиля воспитания его родителей. Словно в зеркале, мы узнаем себя в своих детях.

До скорых обсуждений, друзья!

От развития ребенка в рамках семьи зависит в большей степени все его дальнейшее будущее. Именно здесь закладываются азы поведения, общения и восприятия этого мира. От стиля семейного воспитания дошкольников зависит и детский отклик к окружающей действительности. Нелишним для родителей будет ознакомиться с возможными стилями воспитания, узнать об их положительных и отрицательных сторонах. Такой обдуманный подход поможет создать гармоничные отношения внутри семьи.

Воспитание внутри семьи закладывает основы личности ребенка

Семья - начальная ступень в развитии ребенка

Мальчики и девочки как губки впитывают все семейные способы общения и поведения, воспринимают их как образец, применяя в дальнейшем в обществе. Именно здесь истоки проблем в воспитании.

Являясь первыми воспитателями, родители имеют колоссальное воздействие на детский разум. Это дает им право превосходства по сравнению с педагогами в детских садах и школах, которые тоже начинают применять воспитательные приемы к детям. Хорошая семья отличается взаимопониманием между родителями и детьми, ведь они имеют одинаковые цели и задачи.

От того, какие стили воспитания в семье выберут родители, будет зависеть формирование личности ребенка. Под стилем воспитания подразумевается ряд принципов, в числе которых: контроль, телесный и чувствительный контакт, способ руководить поведением ребенка, влияние на него, наличие поощрений, запретов и пр.

Вопросом стилей семейного воспитания занимались отечественные и зарубежные психологи. Каждая классификация основана на личных критериях авторов, потому единого мнения по этому вопросу нет.



Ответственность родителей за формирование личности ребенка очень велика

Классификация стилей семейного воспитания Дж. Болдуина

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

В основу классификации американского психолога Джеймса Мартина Болдуина легли следующие критерии: семейный контроль и требования, эмоциональная поддержка и способы оценки. На этой основе он выделил два стиля воспитания.

Демократический стиль

При данном стиле воспитания повышается уровнь общения в семье, дети, в том числе и дошкольного возраста, активно участвуют в обсуждении семейных вопросов, их мнение является важным и весомым, родители всегда готовы прийти на помощь, но это не предполагает отказа от детской самостоятельности. Родители при демократическом стиле воспитания стараются не замыкаться на собственном восприятии личности ребенка.

Контролирующий стиль

В данном случае налицо большие ограничения в поведенческих возможностях детей дошкольного возраста. Ребенок получает доходчивое и обстоятельное объяснение запретов и их смысла. В данном стиле воспитания подразумевается, что в семье не бывает разногласий по поводу уместности дисциплинарных мер.

Психолог проводил исследования детей, росших в семьях, где применялись различные стили воспитания, в том числе и смешанный тип. Дж. Болдуин пришел к выводу, что мальчики и девочки, выросшие в семьях с демократическим стилем воспитания, имели следующие характеристики:

  • неплохая способность к лидерству;
  • положительное психологическое развитие;
  • высокая социальная активность;
  • легкий контакт с ровесниками;
  • отсутствие альтруизма;
  • недостаток эмпатии и чувствительности.


В контролирующем типе воспитания ребенок сильно ограничен запретами

Использование контролирующего стиля воспитания приводит к тому, что дети:

  • отличаются более высокой степенью послушания;
  • легко внушаемы;
  • являются боязливыми из-за чрезмерного контролирующего давления;
  • не отличаются настойчивостью в достижении целей;
  • не являются агрессивными.

Применение смешанного способа воздействия влияет на дошкольников следующим образом:

  • легкая внушаемость;
  • послушание;
  • высокая степень эмоциональной чувствительности;
  • отсутствие агрессии;
  • низкий уровень фантазии;
  • неоригинальность мышления;
  • отсутствие любознательности.


Минусы смешанного типа воспитания - отсутствие любознательности и фантазии

Классификация стилей семейного воспитания Г.Крайга

Типы и стили семейного воспитания психолог рассматривает через призму двух основных параметров: контроль со стороны родителей и уровень теплоты во взаимоотношениях. Рассмотрим, какие тактики поведения родителей автор выделяет.

Авторитетный стиль

Авторитетный стиль воспитания основан на высоком уровне контроля со стороны взрослых, но одновременно поощряется детское желание к обособленности и самостоятельности, наличие теплых внутрисемейных взаимоотношений. В результате авторитетного стиля воспитания мы видим социально-адаптированных девочек и мальчиков, способных к самоконтролю, с высоким уровнем самооценки и уверенности в себе.

Авторитарный стиль

В авторитарном стиле воспитания большая роль отводится неукоснительному исполнению всех родительских требований, взаимоотношения в такой семье прохладные и далекие. Дети отличаются замкнутостью, угрюмостью, частой раздражительностью и боязливостью. Для девочек, выросших в семьях с авторитарным стилем воспитания, характерна пассивность и зависимость, а для мальчиков – агрессия и неуправляемость.



В авторитарных семьях дети почти не имеют права голоса, их задача - выполнять указания родителей

Либеральный стиль

Либеральный стиль воспитания минимизирует контроль со стороны родителей, а отношения носят теплый характер. Поведение ребенка никак почти не регулируется, но в то же время не теряет своей весомости теплота в общении. Более в этой семье идут на контакт дети, нежели взрослые. Вырастая в семьях с либеральным стилем воспитания, дети учатся быть агрессивными, напористыми в поведении, чрезмерно импульсивными. Для них характерно отсутствие требовательности к себе, но нередко дети становятся очень творческими и активными людьми.

Индифферентный стиль

Автор отделяет также индифферентный стиль воспитания, при котором контроля со стороны родителей нет совсем, равно как и самих взаимоотношений. Взрослые не занимаются с детьми и не общаются, любые ограничения при индифферентном типе общения отсутствуют. Присутствие враждебности по отношению к детям рождает в их юных сердцах злобу и желание вести себя антисоциально. Таковы проявления индифферентного стиля воспитания.

Классификация стилей семейного воспитания Д.Элдера

  • Автократичный стиль подразумевает единовластие со стороны взрослых. Их мнения и решения не обсуждаются и не объясняются. Контроль за детским поведением здесь слабый. Характерно навязывание воли и подчеркивание некомпетентности ребенка в разных сферах жизни.


В автократичной семье все решения принимаются исключительно взрослыми
  • Авторитарный стиль воспитания предполагает приятие всех решений только родителями. Мальчикам и девочкам разрешается высказать свое мнение, но не более.
  • Демократический стиль воспитания - детям отводится равное место в процессе обсуждения. Все имеют право голоса.
  • Эгалитарный стиль полностью уравнивает права и возможности взрослых и детей. Такой способ подразумевает не только равноправие в плане приятия решений, но и равноценное разделение ответственности за этот выбор.
  • Разрешающий стиль характерен для тех семей, где взрослые дают детям очень много свободы, ожидая при этом, что они будут нести ответственность за самостоятельно приятые решения.
  • Следом идет попустительский стиль воспитания, при котором у ребенка появляется полная и бесконтрольная свобода. При попустительском стиле воспитания часто взрослые не соблюдают последовательность собственных действий: за один и тот же поступок кроха может быть как поощрен, так и наказан.
  • Под игнорирующим стилем воспитания подразумевается полное отсутствие интереса к жизни ребенка со стороны взрослых. Запросы, потребности ребенка – все это остается без внимания.

Рассмотренные в данной главе стили, направленные на воспитание детей дошкольного возраста, дают нам полную картину возможных вариантов общения внутри семьи с точки зрения психологии.



Игнорирующее воспитание - незаинтересованность родителей в проблемах и радостях ребенка

Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской

Автор разделяет стили семейного воспитания, основываясь на следующих критериях: эмоциональность и степень включенности взрослых в отношения с детьми. Классификация стилей воспитания насчитывает всего 6 видов:

  1. пристрастие: дети - это единственная цель в жизни;
  2. безразличие к потребностям, интересам и запросам детей;
  3. эгоизм со стороны родителей: взрослые взваливают на мальчиков и девочек непосильные ноши;
  4. ребенок рассматривается как объект для воспитания, но без учета его индивидуальных особенностей;
  5. ребенок – помеха в построении карьеры, личной жизни;
  6. ребенок получает ряд обязанностей, но при этом получает и уважение.

Стили аномального семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера

Основополагающие факторы для разделения стилей воспитания, следующие: эмоциональное присутствие взрослых в детской жизни, уровень заботы и контроля, учет возрастных и личностных способностей ребенка. Приведем данную классификацию, в которой представлены аномальные стили воспитания:

  • Гипопротекция – контроль и опека находятся на минимальном уровне. Встречаются даже ситуации патологической безнадзорности. Мальчикам и девочкам уделяется мало внимания как в духовном, так и в физическом аспекте. Часто имеет место скрытая гипопротекция, при которой контроль присутствует на формальном уровне, а на деле имеется полное отсутствие заботы и тепла.


Для гипопротекции характерна минимальная забота о ребенке
  • Доминирующая гиперпротекция . Чрезмерная забота угнетается контролем в самых незначительных вещах. Налицо присутствие большого количества запретов и ограничений. Все это приводит к отсутствию самостоятельности, решительности, инициативности у ребенка. Таким детям трудно постоять за себя (рекомендуем прочитать: ).
  • Потворствующая гиперпротекция . При таком аномальном способе общения ребенок является светочем. Все желания, прихоти исполняются в мгновение ока. В результате потворствующего отношения мы видим ребенка с большим желанием быть лидером, при этом не отличающегося упорством и настойчивостью.
  • Эмоциональное отвержение . Взрослые игнорируют потребности детей, нередки случаи жестокого обращения. Родитель выражает свой эмоциональный негатив в виде постоянных недовольств. Ребенок постоянно находится под влиянием фраз: «не такой», «не тот», «слабо развитый, которого любой может поколотить». Порой взрослые пытаются спрятать свое эмоциональное отвержение, чрезмерно заботясь о ребенке, но в то же время холодность выдает себя в виде отсутствия искренности. Взрослому тягостны тесные взаимоотношения, он желает от них быстрее избавиться.
  • Повышенная моральная ответственность . Требования, выдвигаемые к ребенку, не соответствуют его возрастному развитию. К примеру, возложение на дитя ответственности за здоровье и жизнь близких, ожидание безоговорочной честности, порядочности. Такие завышенные требования сочетаются с игнорированием истинных потребностей ребенка и его личных интересов.


Ребенок далеко не всегда в силах выполнить все требования, возлагаемые на него родителем

Хаотический стиль

Выделяет также еще один тип – хаотический стиль семейного воспитания. Данный способ общения подразумевает непоследовательность действий взрослого. Нет единого подхода к воспитательному вопросу, отсутствуют четкие требования и обязанности. При хаотическом стиле воспитания ребенка родители сами не могут договориться о том, что правильно в данном случае, а что нет.

Ребенок при таком стиле воспитания не усваивает необходимой стабильности и размеренности в окружающем мире. У него отсутствуют четкие правила поведения и оценки. Хаотические родительские реакции отнимают у ребенка возможность получить стабильность. Мальчики и девочки из-за непоследовательных наказаний и поощрений становятся тревожными, неуверенными и импульсивными. В тяжелых ситуациях такие дети проявляют агрессию, неуправляемость и антисоциальное поведение. При данном стиле воспитания в итоге мы видим детей с отсутствием самоконтроля, ответственности. Дети имеют низкую самооценку и незрелые суждения. Приведенная классификация стилей детского воспитания отражает только самые резкие отклонения внутри семейного круга.

Традиционная типология подразделяет три основных способа общения внутри семьи. Дадим родителям краткие рекомендации по ним.

Авторитарный тип общения

Авторитарный стиль воспитания подразумевает, что желание родителей является законом для ребенка. Здесь есть свои плюсы и свои минусы. В результате малыш становится замкнутым, тесный контакт со взрослыми теряется. Впоследствии такие дети становятся несамостоятельными и неуверенными в себе. Небольшой процент детей при авторитарном стиле воспитания порой вступает в «противоборство», пытаясь отстоять свои позиции.



Подросший ребенок может открыто протестовать против авторитарного стиля воспитания

Учитывайте его особенности, потребности и склонности. Не желая видеть в будущем неуверенного в себе, замкнутого человека, начинайте использовать наши рекомендации и корректировать свое отношение и свое влияние уже сейчас.

Демократический тип общения

Наиболее гармоничный стиль семейного воспитания – демократический. Дисциплина в семье сочетается с детской самостоятельностью. У ребенка имеется ряд обязанностей, но при этом нет ущемления его прав. Взрослые уважают мнение младших и учитывают его при необходимости. Большие конфликты, как правило, никогда не рождаются в «демократических» семьях.

Во всем царит умеренность. Гармоничное развитие рождает неагрессивных людей с лидерскими способностями. Подросток способен контролировать окружающих, но сам поддается манипулированию крайне редко. Дети из «демократичных» семей коммуникабельны и легко адаптируются в любом обществе. Взрослые уважают авторитетное мнение, желания и интересы ребенка.



Демократичный стиль воспитания предполагает почти полное равенство взрослых и детей в семье

Дружеские взаимоотношения не должны перекрывать родительский престиж. Он необходим, чтобы подросток знал - он сможет к нему прибегнуть в случае проблемы и положиться на вас. Таким образом, частично необходимо использовать авторитетный стиль воспитания.

Либеральный тип общения

Другое название – попустительский стиль семейного воспитания, очень современный. Взрослые совсем не занимаются ребенком, у которого отсутствуют любые ограничения и запреты.

Разрешать ребенку быть целиком в своей власти неправильно. Такая либеральная тактика может родить появление у подростка плохих друзей, негативно на него влияющих, поэтому, если вы не желаете своему ребенку подобного, меняйте свой попустительский способ общения. Для отвыкания от либерального общения важно присутствие правил и обязанностей, занесенных в воображаемую таблицу, равных для всех членов семьи. Проводите с ребенком больше времени, не позволяйте присутствовать бесконтрольности.

Стиль воспитания (общения) в семье – это совокупность частных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для развития ребенка и его подготовки к общественной жизни. В основном рассматривается преобладающий тип родительского влияния на ребенка, но при этом необходимо учитывать: кто из членов семьи доминирует и как он доминирует, а также значимость влияния какого-либо члена семьи на ребенка. Однако, часто можно наблюдать разногласия супругов по отношению к одному и тому же поступку ребенка, которые формируются в зависимости от стилей отношения между родителями.

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Стили воспитания в семье

Стиль воспитания (общения) в семье – это совокупность частных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для развития ребенка и его подготовки к общественной жизни. В основном рассматривается преобладающий тип родительского влияния на ребенка, но при этом необходимо учитывать: кто из членов семьи доминирует и как он доминирует, а также значимость влияния какого-либо члена семьи на ребенка. Однако, часто можно наблюдать разногласия супругов по отношению к одному и тому же поступку ребенка, которые формируются в зависимости от стилей отношения между родителями.

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимание на мнение детей и не признавая возможностей компромисса. В таких семьях высоко ценится послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание всегда наказывается, часто физически. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считая нужным как то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

Тот факт, что в прошлом многие люди в Германии последовали за Гитлером, приписывают тому, что они воспитывались в условиях авторитаризма, который требовал от них беспрекословного подчинения. Таким образом, родители как бы «создали условия» для Гитлера.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. Дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными , неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Авторитарный стиль воспитания делает одних детей безвольными и неуверенными, а в других он порождает агрессивность. Первые не делают попыток научиться самостоятельно принимать решения и «ломаются» как личность. Вторая категория детей из семей с авторитарным стилем воспитания с возрастом приобретает большое количество негативных черт характера: неумение идти на компромисс, конфликтность, жестокость и агрессию .
Родительский диктат сказывается на неумении детьми решать конфликты путем обсуждения. Чаще всего с возрастом они приемлют лишь силовой способ решения проблемы.

Влияние авторитарного стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с авторитарным стилем воспитания имеют низкую самооценку. Они не могут быть инициаторами какой-нибудь положительной деятельности. Вдобавок к этому особенность спонтанного действия и неуравновешенность делает таких детей по мере их взросления опасными для общества.
Единственное, что может удержать воспитанного в атмосфере «домашней диктатуры» человека от совершения антиобщественных действий, – страх перед наказанием, но это характерно лишь для малышей и подростков. С возрастом такой страх проходит.

2.2 Попустительский стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют метод наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж .

При попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Такие родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют чересчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на критику в свой адрес, при этом у них всегда кто-то виноват. Они не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть всё время на виду, и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Нередко родители таких детей говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не происходит. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

Влияние попустительского стиля воспитания на характер ребенка

Младшие школьники из таких семей не любят ни умственный, ни физический труд. Во время урока они очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.

Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Исследования показали, что существует связь между попустительским воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.
Так как детей не научили контролировать себя и следить за своим поведением, то у таких детей меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, поэтому они “прилагают много усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой”.

Влияние попустительского стиля воспитания на адаптацию в обществе
Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей к тому, что они становятся “уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества”. А это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки. Не имея высоких целей и надежд, дети обычно с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не желают брать на себя ответственность”.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

2.3 Демократический стиль воспитания

Для демократического стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Демократические родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от родителей попустительского стиля, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей и при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. “Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские”. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.
Демократические родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их. В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Более того, в отличие от других детей они лучше приспособлены к жизни.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

В семьях с демократическим стилем воспитания родители поощряют детскую самостоятельность и личную ответственность. Взросление ребенка происходит в атмосфере взаимопонимания и эмоциональной поддержки. Дети знают, что в них верят. Тем самым они стараются оправдать доверие родителей и достичь лучших результатов.

Влияние демократического стиля воспитания на характер ребенка
По данным исследований, дети демократичных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями. Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность. У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.

Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. Так как демократичный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети. У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.

Ключевыми чертами их характера являются уверенность в себе, ответственность, умение обсуждать сложные вопросы.

Влияние демократического стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с демократическим стилем воспитания, как правило, хорошо учатся, умеют строить отношения со сверстниками, не подвержены негативному влиянию со стороны других. Они неагрессивны, осознают свои цели и объективно оценивают возможности, поэтому могут добиться в жизни больших успехов.

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

2.4 Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Лежащее в основе гиперопеки стремление матери "привязать" к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего ее страх одиночества, или более широко - страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке.
Другой распространенный мотив гиперопеки - существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие.
Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых на поверку оказываются плодом мнительного воображения родителей.
Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка.
Еще одна причина гиперопеки - инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.
Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а по сути - жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила – все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых.
Взрослые всегда спешат. Маме некогда ждать, когда малыш натянет колготки или застегнет пуговицы, ее раздражает, что он долго сидит за столом и размазывает по тарелке кашу, обливает себя молоком, не умеет толком умыться и вытереть руки. И не обращая внимания на то, как ребенок пусть пока еще и неловко, но упорно старается просунуть пуговицу в петлю, настойчиво пытается справиться с непослушным мылом, отстраняет его руки: "Дай я сама сделаю, как следует". Стремление сделать все за ребенка проявляется и в том, как взрослые играют с ним. Малыш пытается собрать пирамидку, но у него не получается надеть колечко на стержень, он хочет открыть коробку, но крышка "не слушается" его, он пытается завести ключом машинку, но ключ "не хочет" поворачиваться в отверстии. Ребенок сердится, бежит к маме. И заботливая мама, вместо того, чтобы похвалить его за старание, поддержать и терпеливо помочь ему вместе справиться с трудностями, сама собирает, открывает, поворачивает.
В сущности, за стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям. Взрослые откладывают воспитание самостоятельности на будущее, когда малыш подрастет: "Сделаешь сам, когда вырастешь". А когда он подрастает, вдруг оказывается, что он ничего не умеет и не хочет делать самостоятельно. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях или детском саду! Одни сами открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают на себя курточки и сапожки, радостно бегут на прогулку, другие безучастно сидят на банкетке и ждут, пока их оденет воспитатель. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, умоют, уберут, предложат интересное занятие – вот следствие гиперопекающего стиля воспитания, который формирует у ребенка общую установку на жизнь не только в семье, но и в боле широком социальном контексте.

Гиперопека может обернуться и другой крайностью. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным. Многие жалобы родителей на негативизм, упрямство, строптивость малышей, которые наиболее ярко проявляются к концу раннего возраста, в период кризиса 3-х лет, обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. В старших возрастах эти качества могут закрепиться, стать устойчивыми чертами личности. Главная неблагоприятная роль гиперопеки - передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой.
В большинстве случаев родители довлеют над своими «чадами» на протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма (сохранению у взрослых психических черт, свойственных детскому возрасту). Проявляется в незрелости суждений, эмоциональной неустойчивости, нестабильностью взглядов. Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины сынки».

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Влияние гиперопекающего стиля воспитания на характер ребенка

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации.

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.

Постоянный контроль и ограничения могут с возрастом сформировать у ребенка скрытность, умение хитрить. В подростковом возрасте ребенок может начать сознательно использовать ложь как средство самозащиты от бесконечного внедрения взрослых в свою жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от родителей, особенно опасному в этом возрасте.

Ребенок, привыкший к чрезмерной опеке, может стать послушным, удобным для родителей. Однако за внешним послушанием часто скрывается неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться. Гиперопека подавляет волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, воспитывает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование различных умений и навыков. Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству. Большинство учеников 4-6 классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, считая, что они не справятся с ними. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не участвующих в жизни семьи, но число недовольных подобной опекой, было в несколько раз меньше. Этот опрос показал, как постепенно угасает желание детей быть активными, брать на себя различные обязанности, если взрослые препятствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они "ленивы", "несознательны", "эгоистичны" оказываются запоздалыми и во многом несправедливыми. Ведь мы сами, желая детям добра, оберегая от трудностей, с малых лет воспитываем в них эти качества.

Влияние гиперопекающего стиля воспитания на адаптацию в обществе
Последствием гиперопеки может стать формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей.

Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

2.5 Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.

В такой семье родители или "не видят" своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.

В семье никого не интересует развитие или духовный мир ребенка, его держат на дистанции, предпочитая не общаться вообще. В младшем возрасте он чудовищно страдает из-за такого отношения.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

В будущем из такого человечка может вырасти как прекрасный любящий родитель, который постарается дать своим детям все, чего он был лишен в детстве, так и неуправляемый, агрессивный тип, мечтающий отомстить всему миру за собственные обиды.

Подростки часто имеют проблемы с законом.

2.6 Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками.
У родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно ласковых проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Со временем ребенок становится неуправляемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Фрустрация - психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Влияние хаотического стиля воспитания на характер ребенка
Под влиянием хаотического стиля воспитания ребенок будет пренебрегать мнением родителей. По мере взросления может проявиться неуправляемость.
Регулярная «смена
курса » воспитания способна спровоцировать в детях повышенную неуверенность, импульсивность, заниженную самооценку и отсутствие чувства ответственности.

Влияние хаотического стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с хаотическим стилем воспитания узнаваемы по отсутствию самоконтроля, тревожности и импульсивности. Под влиянием родителей они легко меняют свое мнение, могут совершать противоречивые поступки.
Характерным является неумение доводить до конца начатое. Чаще всего это обусловлено вовсе не отсутствием навыков, а именно эмоциональным состоянием.

Невро́з, психоневро́з, невроти́ческое расстройство (новолат. neurosis от др.-греч. νεῦρον - «нерв») - в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

Подхалимаж - это когда приходится что-то делать, ради чего-то или кого-то, с целью за это получить выгоду.


Классификация семей.

Существует множество различных вариантов состава или структуры, семьи:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
- «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993). А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:
- нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);
- расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).
Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.
В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:
1. Структурный состав:
- полная семья (есть мать и отец);
- неполная семья (есть только мать или отец);
- искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
2. Функциональные особенности:
- гармоничная семья;
- дисгармоничная семья.
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:
- централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
- автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
- демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М., 1996) разделяют на:
- партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и
- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.



В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Авторитарный стиль семейного воспитания. При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.

Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания. При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Отчужденный стиль семейного воспитания. При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Хаотический стиль семейного воспитания. Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Демократический стиль семейного воспитания. При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков