Автомобили советской эпохи. Автомобили советской эпохи Различные аэродромные снегоуборочные машины

Автомобили советской эпохи. Автомобили советской эпохи Различные аэродромные снегоуборочные машины

Большинство дорог в Советском Союзе, особенно находящихся за городской чертой, всегда оставляло желать лучшего. Особенно это остро почувствовалось в послевоенные годы, когда государству требовалось восстанавливать сельское хозяйство и объекты инфраструктуры. Стране были необходимы автомобили, способные без труда передвигаться по пересеченной местности и в условиях бездорожья. Поэтому в 1946 году Григорий Моисеевич Вассерман, который являлся ведущим конструктором на Горьковском автозаводе, начал работать над новым внедорожником.

Рождение «труженика»

Первый образец машины, который рабочие завода назвали «тружеником», с официальной сошел с конвейера в 1947 году. В 1948 году на заводе были собраны еще 3 машины. В то время такая скорость появления автомобиля, от проекта до первых опытных образцов, считалась просто феноменальной. Но тому было объяснение. Дело в том, что в его конструкции были использованы готовые узлы и механизмы, с успехом применявшиеся на машинах, выпускаемых серийно.

Например, двигатель, объем которого составлял 2,1 литра, достался «шестьдесят девятому» от знаменитого ГАЗ-М-20 ("Победа"). Его немного доработали, в результате чего мощность возросла до 55 л. с.

Трансмиссия нового внедорожника также была заимствована у «Победы».

Новинкой в автомобиле стало появление устройства, обеспечивающего предпусковой подогрев. Салон оборудовали отопителем, а для лобового стекла был предусмотрен обдув теплым воздухом. Все эти новшества позволяли эксплуатировать ГАЗ-69 в любое время года и любую погоду.

Появление ГАЗ-69А

Первые испытания под наблюдением государственной комиссии прошли в сентябре 1951 года. В этом же году был собран первый образец ГАЗ-69А, который имел заметные отличия от обычного «шестьдесят девятого». Прежде всего, они касались кузова автомобиля.

У ГАЗ-69 было две двери. Впереди стояло два сиденья. Сзади были установлены три скамьи для перевозки шести человек. Такое аскетичное обустройство кузова объяснялось тем, что данный автомобиль был предназначен прежде всего для армии. Поэтому удобства приносились в жертву практичности.

ГАЗ-69А имел более широкое назначение, его планировалось использовать для нужд народного хозяйства. Потому к существующим дверям было добавлено еще две, а деревянные скамьи заменил мягкий диван, на котором могло уместиться три человека. Кроме того что кузов ГАЗ-69А получил новые элементы, изменения коснулись еще и топливной системы. В «шестьдесят девятом» стояло два топливных бака с различными объемами: один 47, другой 28 литров. В ГАЗ-69А их заменили на один бак объемом в 60 литров.

Проходимость - главный козырь

Однако добавленные удобства не сделали из ГАЗ-69А комфортный городской автомобиль. Он по-прежнему остался суровым работягой без излишеств. Его проходимость и неприхотливость могли стать эталоном для любых внедорожников мира того времени.

Именно безупречная проходимость семейства «шестьдесят девятых» стала их отличительной чертой. Короткая база, небольшая масса, система полного привода, отличный клиренс под мостами автомобиля давали возможность внедорожнику не бояться сложных дорожных препятствий.

Такие качества автомобиля, а также его низкая стоимость обеспечили машине спрос не только в СССР, но и за границей. Около 50 стран зарубежья приобретали советский внедорожник для собственных нужд.

Оборудование внедорожника

Несмотря на то что салон авто ГАЗ-69А считался довольно просторным, садиться в него было не совсем удобно из-за узких дверей.

Комфортных излишеств в салоне также не найдешь. Всё только самое необходимое.

Передняя панель ГАЗ-69А (фото выше) содержала минимум приборов:

  • спидометр;
  • указатель, информирующий водителя о количестве оставшегося топлива в баке;
  • амперметр, показывающий уровень заряда аккумуляторной батареи.

Отопительная система для зимы и солнцезащитный козырек для летнего периода - вот и все удобства, предлагаемые производителем для комфортной эксплуатации.

Крышка багажника была откидной. Если она находилась в открытом положении, это удлиняло пол багажного отделения и давало возможность перевозить негабаритный груз.

Обтянутые дерматином кресла были хоть и мягкими, но скользкими, и на неровной дороге усидеть на них было проблематично. ГАЗ-69А имел рессорную конструкцию подвески, из-за чего автомобиль пружинил на ухабах, а вместе с ним и все те, кто находился в салоне. Собственно, за такую прыгучесть машину и прозвали «козликом».

Очистку лобового стекла от внешних загрязнений выполнял которого была установлена сверху над стеклом.

Для защиты салона автомобиля от непогоды предусматривалось покрытие, представлявшее собой тент из плотного непромокаемого материала (брезента). Тент ГАЗ-69А натягивался на кузовной металлический каркас и при помощи петель, «впаянных» в края покрытия (люверсов), прочно закреплялся у основания.

Трансмиссия

На ГАЗ-69А силовой агрегат и два моста были закреплены на рамной конструкции. Рама имела прямоугольную замкнутую форму с шестью поперечными усилениями.

Оба моста автомобиля были ведущими. в конструкции предусмотрен не был.

Как уже говорилось выше, двигатель на внедорожнике устанавливался от автомобиля «Победа» и имел маркировку ГАЗ-20. Его объем составлял немногим более двух литров и мощность 55 л. с. Работал четырехцилиндровый агрегат на бензине с низким октаном (А-66).

Механическая коробка передач, установленная на ГАЗ-69А, имела три ступени переключения для движения вперед и одну для заднего хода.

Гидроусилитель руля в конструкции автомобиля не предусматривался, да, собственно, и нужды в нем особой не было, руль поворачивался даже на стоящем автомобиле без особых усилий.

Технические характеристики

Имел следующие:

  • габаритные размеры автомобиля (с учетом брезентового тента) составляли З м 85 см х 1 м 75 см х 1м 92 см (длина, ширина, высота соответственно);
  • межколесная колея - 1 м 44 см;
  • расстояние от дорожного полотна до моста - 21 см;
  • заявленный расход топлива - 14 л на 100 км, реальный расход варьируется от 16 до 20 литров, в зависимости от нагрузки;
  • максимально возможная скорость - 90 км/ч;
  • вес автомобиля без снаряжения составляет 1415 кг, 1535 кг - вес снаряженного автомобиля.

Вклад современных умельцев в конструкцию автомобиля

Несмотря на то что ГАЗ-69А в последний раз сошел с конвейера еще в 1973 году, он до сих пор попадается на российских дорогах. Правда, увидеть его в том виде, в каком он вышел из ворот завода, все же затруднительно. Тяга любителей раритетных авто внести в их облик современные нотки очень велика. Тюнинг ГАЗ-69А не ограничивается только изменениями внешнего вида автомобиля. Изменяется его ходовая часть и даже двигатель.

Усовершенствования ходовой части внедорожника

Так как ГАЗ-69А является внедорожником, то владельцы этого раритетного автомобиля в первую очередь пытаются улучшить его и без того хорошую проходимость.

Для этого делают лифтинг автомобиля. Причем он выполняется не только по кузову, когда его приподнимают над рамой, используя специальные проставки, но и по подвеске, когда увеличивается клиренс внедорожника.

Лифтинг по кузову делается с одной целью - чтобы появилась возможность установить на ГАЗ-69А колеса большего диаметра.

Для придания «козлику» более привлекательного вида, а заодно и улучшения его качеств, на него устанавливают силовые бампера повышенной прочности. Конструкция автомобиля дополняется лебедкой, наличие которой иногда выручает на непролазных дорогах.

Сопло выхлопной трубы устанавливается выше уровня кузова автомобиля. Совершенствуются пороги машины. Стандартные шины заменяются эффектной грязевой резиной. Устанавливаются хромированные диски колес.

Тюнинг двигателя

Все вышеперечисленные усовершенствования автомобиля требуют повышения его мощности, поэтому владельцы стараются заменить двигатель ГАЗ-69А на более современные агрегаты. Причем под капот устанавливают не только отечественные модели, такие как 406 ("Волга") или УАЗовские УМЗ 417 или Но и двигатели немецких производителей "БМВ" - М10 или М40.

Тюнинг любого автомобиля - дело дорогостоящее, а тюнинг внедорожника, тем более раритетного, выльется его хозяину в круглую сумму. Зачастую на деньги, потраченные только на диски, можно приобрести еще один автомобиль. Но если не обращать внимания на финансовую сторону, тюнинг делает машину не только красивой и уникальной, заставляющей прохожих оборачиваться ей в след, но и более надежной в эксплуатации.

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-69 - ГАЗ-69А

производство ГАЗ-69 Горьковский завод начал в 1953 году, причем параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и его модификации ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешел после 1956 года. Со временем производство «шестьдесят девятых» было полностью передано на завод в Ульяновск.

Производство ГАЗ-69 было прекращено в 1971 году. Автомобиль ГАЗ-69 завод выпускает двух моделей: восьмиместный - модель ГАЗ-69 и пятиместный - модель ГАЗ-69А. Конструкции обеих моделей одинаковы, за исключением кузова и бензиновых баков. Модификации автомобиля ГАЗ-69:

#i Автомобиль М-72 выпускался Горьковским заводом с середины 1955 года на шасси ГАЗ-69 с кузовом «Победы». Эта машина сходила с конвейера до 1958 года. #i Автомобиль амфибия ГАЗ-46.

Кузов ГАЗ-69 - цельнометаллический, открытый, восьмиместный, двухдверный, с задним откидным бортом и съемным тканевым тентом. Кузов ГАЗ-69А - цельнометаллический, открытый, пятиместный, четырехдверный, с багажником в задней части и опускающимся тканевым тентом. Грузоподъемность ГАЗ-69 - 8 чел. или 2 чел. на передних сидениях и 500 кг груза Грузоподъемность ГАЗ-69А - 5 чел. и 50 кг груза в багажнике Допустимая масса прицепа, кг - 850 Собственная масса ГАЗ-69, кг - 1525

#i В том числе на переднюю ось - 860 #i В том числе на заднюю ось - 665

Собственная масса ГАЗ-69А, кг - 1535

#i В том числе на переднюю ось - 820 #i В том числе на заднюю ось - 715

Полная масса ГАЗ-69, кг - 2175

#i В том числе на переднюю ось - 940 #i В том числе на заднюю ось - 1235

Полная масса ГАЗ-69А, кг - 1960

#i В том числе на переднюю ось - 925 #i В том числе на заднюю ось - 1035

Дорожные просветы под осью, мм:

#i передней - 210 #i задней - 210

Радиус поворота, м:

#i по оси следа внешнего переднего колеса - 6 #i наружный габаритный - 6,5

Максимальная скорость, км/ч - 90 Контрольный расход топлива при скорости 30-40 км/ч, л/100 км - 14 Двигатель М-20М, карбюраторный, четырехтактный, четырёхцилиндровый, расположение цилиндров Вертикальное. Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 88X100 Рабочий объем, л - 2.43 Степень сжатия - 6.5 - 6.7 Максимальная мощность, л. с. - 65 при 3800 об/мин Максимальный крутящий момент, кгс-м 15,2 при 2000 об/мин Карбюратор - Вертикальный, балансированный, с падающим потоком. Имеет экономайзер и ускорительный насос. Напряжение электрооборудования - 12B Аккумуляторная батарея - 6СТ-54 Прерыватель-распределитель - Р-23 Катушка зажигания - Б1 Свечи зажигания - М12У Генератор - Г20 Реле-регулятор - РР24Г Стартер - СТ20 Фары - ФГ2-А2 Сцепление однодисковое сухое Коробка передач - Двухходовая, с 3 передачами вперед и одной назад Главная передача одинарная гипоидная Передаточные числа:

#i коробки передач - I-3,115; II-1,772; III-1.00; З.Х.-3.738 #i раздаточной коробки I-1,15; II-2,78; #i главной передачи - 5,125

Рулевой механизм глобоидальный червяк с двойным роликом. Передаточное число - 18,2 Подвеска:

#i Рессорная, на 4 продольных полуэллиптических рессорах, работающих совместно с 4 гидравлическими поршневыми амортизаторами двухстороннего действия.

Тормоза:

#i рабочий Колодочные на все 4 колеса; привод гидравлический от педали. #i стояночный колодочный с барабаном. Привод механический, тросовый от рычага.

Число колес - 4+1 Размер шин - 6,50 - 16 Давление воздуха в шинах:

#i передних колес, кгс/см2 - 2 #i задних колес, кгс/см2 - 2.2

#i ГАЗ-69 Основной топливный бак - 48 л., дополнительный бак - 27 л. #i ГАЗ-69А (один) топливный бак - 60 л.

Габаритные размеры

Контрольно-измерительные приборы и органы управления

1 - рулевое колесо, 2 - защелка рамы ветрового окна, 3 - кнопка сигнала, 4 - рукоятка жалюзи радиатора, 5 - щиток приборов, 6 - рычаг люка вентиляции, 7 - кнопка предохранителя освещения, 8 - зеркало, 9 - выключатель освещения приборов, 10 - включатель стеклоочистителя, 11 - противосолнечный щиток, 12 - выключатель фонаря освещения, 13 - направляющие обдува ветрового окна, 14 - фонарь освещения, 15 - кулиса ветрового окна, 16 - отопитель, 17 - рычаг тормоза, 18 - рычаг переключения передач, 19 - педаль стартера, 20 - рычаг раздаточной коробки, 21 - рычаг выключения переднего моста, 22 - педаль акселератора, 23 - трехходовой кран топливного бака (на автомобиле ГАЗ-69А не ставился), 24 - педаль тормоза, 25 - педаль сцепления, 26 - кнопка ножного переключателя света, 27 - включатель поворотной фары, 28 - блок плавких предохранителей, 29 - штепсельная розетка, 30 - центральный переключатель света, 31 - указатель уровня бензина, 32 - контрольная лампа температуры воды, 33 - манометр, 34 - лампа освещения приборов, 35 - спидометр, 36 - термометр, 37 - индикатор дальнего света, 38 - амперметр, 39 - замок зажигания, 40 - включатель освещения приборов, 41 - кнопка подсоса, 42 - кнопка ручного управления дросселем, 43 - включатель вентилятора обдува ветрового стекла.

Полноприводный автомобиль ГАЗ 69 был одной из немногих легковых моделей с формулой 4х4, которые производил . Серийное производство «козлика» началось в 1953 году, и выпуск модели продолжался почти двадцать лет. После горьковчане автомобиля подобного плана уже так больше и не создали, а машина получилась на редкость удачной. Впрочем, горьковчанами модель ГАЗ 69 собиралась недолго – производство модели было полностью перенесено на Ульяновский автозавод в 1956 году.

Так выглядит классический ГАЗ 69а

В дальнейшем ульяновцы и занялись разработкой легких внедорожников, занимаются они выпуском таких автомобилей до сих пор. Кстати, нередко «козлик» именуют УАЗ 69, и сразу после прекращения производства 69-ого начался выпуск другой не менее популярной модели УАЗ 469, но создателем уже был Ульяновский автомобильный завод. В общей сложности создано более 600 тыс. легковых внедорожников ГАЗ 69, включая различные модификации.

За основу легкового внедорожника ГАЗовцы взяли автомобиль ГАЗ 67, который хорошо себя зарекомендовал в военные и первые послевоенные годы.

Внешний вид автомобиля ГАЗ 67


Агрегаты и узлы новой марки были взяты от «Победы», ЗИМ и . Если ГАЗ 67 был создан для армейских нужд, то ГАЗ 69 пикап уже чаще использовался в народном хозяйстве. Автомобиль разрабатывался 5 лет (с 1948 по 1953), и его опытные образцы имели название «труженик». Машину в народе прозвали «козликом» за прыгучесть при езде по ухабам и кочкам, да за короткую базу и высокую посадку. С такой прыгучестью передвигаться на скорости в ГАЗ 69 становилось опасно – на внедорожнике можно было легко перевернуться.

Выпуск полноприводного ГАЗ был освоен в двух версиях:

  • В 2-дверном варианте, с кузовом, оснащенным деревянными лавками, рассчитанным на 6 человек;
  • В 4-дверном кузове, с посадкой в салоне 5-ти человек, с брезентовой крышей.

Читайте также

Автомобили ГАЗ М1

5-местный ГАЗик (модель ГАЗ 69А) имел народное название «командирский» или «председательский», в зависимости от того, где он применялся – в армии или колхозе.

Пример командирского ГАЗика 69А


Но автомобиль был явно не городским, да и не было смысла ему по городским дорогам ездить. Проходимости «козлика» в то время могли позавидовать все внедорожники мира – 69-ый с удивительной ловкостью преодолевал любой брод и выползал из самой непроходимой грязи.

Во второй половине XX века ГАЗ 69А часто использовался в качестве разъездной машины военной автоинспекции (ВАИ). В гражданском исполнении немало было автомобилей, которые нашли свое применение в ГУВД. Для милиции специально разработали модели с жестким верхом. На милицейских машинах салон разделялся на две части – впереди сидели водитель и патрульный милиционер, сзади кузов предназначался для правонорушителей.

Технические характеристики ГАЗ-69

В четырехдверный ГАЗ 69А садиться не очень удобно – двери в нем достаточно узкие. Но места в салоне хватает, и водитель размещается комфортно. Дизайн автомобиля считался в свое время передовым, впрочем, до сих пор внешний вид «козлика» нравится многим.

В салоне нет никаких излишеств, на передней панели только самые необходимые приборы – спидометр, датчик температуры, амперметр и указатель уровня топлива в баке.

Отопительная система и солцезащитные козырьки в машине присутствовали. Крышка багажника ГАЗ 69А откидывается, автомобиль имеет грузоподъемность 500 кг (без учета двух пассажиров). Кресла в салоне не слишком удобные – они обтянуты дермантином, и на ухабах и поворотах по ним пассажиры скользят. Ремней безопасности в то время не предусматривалось – ремнями только-только стали оснащаться «Форды» в Америке, а в Советском Союзе о них вообще даже и не слышали.

Стеклоочиститель лобового стекла на машине не такой, какой мы привыкли видеть на современных автомашинах. Трапеция (привод дворников) располагается сверху, практически на крыше. Соответственно, поводки со щетками очищают «ветровик» сверху вниз, а не наоборот.

Читайте также

Автомобили ГАЗ-14 Чайка

Хорошей проходимости авто в немалой степени способствуют высокая посадка, минимальные свесы крыльев и бамперов, небольшой собственный вес автомашины. Несмотря на то, что ГАЗ 69А не оснащен гидроусилителем руля, рулевое колесо вращается легко, без особых усилий.

Под капотом легкового внедорожника разместился 2-литровый двигатель с нижним расположением клапанов. Его мощность составила 55 л. с., модель мотора – ГАЗ 20 . ДВС ГАЗ 20 разработан на базе 6-цилиндрового двигателя ГАЗ 11, который применялся на легендарном грузовике ГАЗ 51. Мотор ГАЗ 20 имеет 4 цилиндра большего диаметра и работает на низкооктановом бензине А-66.

Чертеж устройства двигателя газ 20


Двигатель ГАЗ 20 до этого устанавливался на машине ГАЗ М20 «Победа». На водяном насосе установлена металлическая массивная крыльчатка вентилятора, имеющая шесть лопастей. Коробка передач, само собой, была механическая, с тремя передачами вперед и одной задней скоростью. Подвеска очень жесткой получалась за счет рессор – все-таки это не грузовик, но машину и не предполагалось эксплуатировать в городе по ровным дорогам.

Полный привод колес на ГАЗ 69 не постоянный, включение переднего моста осуществляется при помощи раздаточной коробки.

В тормозной системе ГАЗ 69 усилитель тормозов не предусмотрен, и тормоза довольно жесткие. Внедорожник имеет рамную конструкцию, оба моста и силовой агрегат крепятся на раме. Оба моста ведущие, межосевого дифференциала в них нет. Рама прямоугольной замкнутой формы, имеет шесть поперечных усилений. На переднем мосту устанавливаются шариковые ШРУСы Bendix-Weiss.


Характеристики автомобиля ГАЗ 69 А:

  • Размеры (длина/ширина/высота) – 3,85/1,75/2,0 метра, высота указана с учетом жесткой или брезентовой крыши;
  • Максимальная скорость – 90км/час;
  • Вес авто – 1,5 тонны;
  • База колесная – 2,3 м;
  • Колея передних и задних колес (одинаковая) – 1,44 м;
  • Дорожный просвет – 21 см;
  • Объем бензобака – 60 литров;
  • Расход топлива – 14 л/100 км по паспорту (в реальности от 16 до 20 л в зависимости от условий эксплуатации).

Советский Союз никогда не славился высоким качеством дорог, да и проложены он были далеко не везде. Поэтому очень актуальными для отечественных реалий были внедорожники, над одним из которых в 1946 году начал работать сотрудник ГАЗа Григорий Вассерман. Служащие завода прозвали свое детище «тружеником», но официально оно носило имя ГАЗ-69.

Первый опытный образец «шестьдесят девятого» появился уже в 1947 году, а спустя год было собрано еще три таких автомобиля. Такое быстрое развитие проекта было обусловлено тем, что внедорожник собирался из запчастей и узлов, которые уже применялись на серийных автомобилях. Двигатель объемом 2,1 литра, например, был позаимствован у « » и после небольшого усовершенстования стал выдавать 52–55 л. с. Важным новшеством стало устройство предпускового подогрева, без которого завести ГАЗ-69 зимой было бы практически невозможно. Для комфортной эксплуатации в минусовые температуры, кстати, был установлен обдув лобового стекла теплым воздухом, чтобы оно не замерзало, и отопитель салона. Трансмиссия была также позаимствована у «Победы», но имела другие передаточные числа, что положительно отразилось на проходимости новинки.

В сентябре 1951 года прошли первые государственные испытания автомобиля, а также появился на свет первый образец ГАЗ-69А. Обычный ГАЗ-69 имел две двери, два сиденья спереди и три скамьи в задней части кузова, на которых могли уместиться шесть человек, и предназначался прежде всего для нужд армии, в то время как ГАЗ-69А был рассчитан на пять человек и позиционировал себя как автомобиль для народного хозяйства. Кроме того, на простом «шестьдесят девятом» имелось два топливных бака объемами 47 и 28 литров, а на его пятиместном собрате с приставкой «А» - один 60-литровый. Главным преимуществом восьмиместной версии была вместимость - лавки в заднем отсеке можно было сложить, борт откинуть, и тогда в кузов с легкостью помещались крупногабаритные грузы или носилки для раненных. В армии ГАЗ-69 чаще всего использовался как командирская машина или тягач для перевозки боеприпасов и небольших артиллерийских орудий массой до 850 кг. Реже на внедорожник устанавливали радиостанции и химическое оборудование.

Главным козырем модели ГАЗ-69 в обоих вариантах кузова была потрясающая проходимость. Солидный просвет в 210 мм, полный привод и малые свесы позволяли внедорожнику играючи штурмовать 30-градусные подъемы и преодолевать водные преграды глубиной до 70 см. Подвеска, кстати, и спереди и сзади была рессорной, и из-за нее ГАЗ-69 подскакивал на каждой кочке, за что и был прозван «козликом».

Практически одновременно в 1953 году стартовало серийное производство ГАЗ-69 на Горьковском и Ульяновском автомобильных заводах. Одни из первых «шестьдесят девятых» даже успели поучаствовать 7 ноября того же года в параде на Красной Площади. Поначалу УАЗ собирал внедорожник из уже готовых деталей, и только спустя три года, когда на ГАЗе «труженика» сняли с производства, освоил полностью самостоятельную постройку. На мировой авторынок ГАЗ-69 попал в 1956 году. Поставки велись в полсотни стран, а особой популярностью из-за небольшой цены и максимальной неприхотливости «козлик» пользовался в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

Производился ГАЗ-69 до 1973 года, и за двадцать лет на обоих заводах в обеих вариациях было суммарно собрано почти 635 тысяч экземпляров.

МЕСТО В СТРОЮ

Опыт эксплуатации первого советского джипа ГАЗ-67 не оставил никаких сомнений в необходимости массового производства таких машин, причем не только в армии, но и для народного хозяйства. Фронтовой полноприводник создавался "впопыхах" и во многом "на глазок" - до Второй мировой войны аналогов джипа попросту не существовало. Специалисты, проектировавшие его "потомка" в условиях мирного времени, могли не торопиться, целенаправленно совершенствовать конструкцию и использовать фронтовую практику ГАЗ-67 для "работы над ошибками".

Большая часть врожденных недостатков ГАЗ-67 была обусловлена жесткими ограничениями технического задания - как по унификации с освоенными к началу войны узлами и агрегатами, так и по ряду эксплуатационных и "архитектурных" параметров. Ведущий конструктор ГАЗ-67 Григорий Вассерман предвидел, что автомобили такого класса будут востребованы и после окончания войны, поэтому еще в 1944 году начал разрабатывать платформу легкого джипа следующего поколения. Он вновь пошел по пути комбинирования уже разработанных элементов конструкции машин перспективной горьковской линейки. Так, например, требованиям к силовому агрегату более-менее соответствовал высокооборотистый и экономичный мотор, созданный для "Победы" . А недостаточно высокий для вездехода и буксировщика крутящий момент этого двигателя предполагалось компенсировать за счет применения демультипликатора в раздаточной коробке - подобный узел прекрасно зарекомендовал себя в лендлизовских американских джипах.

Проходимость и "тяговитость" ГАЗ-67 нареканий не вызывала. При проектировании новой машины нужно было поработать над устойчивостью (за излишнюю прыгучесть при езде по бездорожью ГАЗ-67 заслуженно получил прозвище "Козлик"), экономичностью и ремонтопригодностью. Автомобиль должен был стать более вместительным без существенного увеличения габаритов - за счет смещения вперед двигателя и переднего ряда сидений относительно колесной базы. Новый джип сразу задумывался как грузопассажирское транспортное средство. Страна возвращалась к мирной жизни - значит, надо было позаботиться о комфорте водителя и пассажиров.

Официальное техническое задание на проектирование легкового полноприводника было сформулировано в 1946 году. Колесная формула "4х4" по заводским правилам автоматически задавала первую цифру двузначного индекса - "6" (вспомним ГАЗы семейства "61", ГАЗ-64, ГАЗ-67). Поскольку последняя полноприводная разработка горьковчан - созданная в 1944 году колесная самоходная пушка КСП-76 - имела рабочее обозначение "ГАЗ-68", второй цифрой индекса перспективного вездехода, указывающей на порядковый номер модели, становилась "девятка". Таким образом, в "метриках" платформу нового горьковского джипа проиндексировали "ГАЗ-69" .

С МИРУ ПО НИТКЕ

Ведущим конструктором проекта стал Г.Вассерман. Общую компоновку разработал Ф.А.Лепендин. За трансмиссию отвечали В.С.Соловьев (впоследствии главный конструктор ВАЗа), Б.А.Дехтяр и С.Г.Зислин. Кузов (один из немногих абсолютно аутентичных элементов конструкции) разрабатывал Ю.А.Фокин под руководством ведущего кузовщика ГАЗа Б.Н.Панкратова. Впервые в отечественной практике для модельного ряда утилитарных автомобилей одного завода с неунифицированными кузовными элементами был разработан дизайн в едином узнаваемом ключе. Грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63 и джип ГАЗ-69 выглядят как родные братья, но отнюдь не близнецы.

Сначала была создана грузопассажирская двухдверная версия кузова модели "76" (если бы сохранилась довоенная нормаль индексирования, то такая модификация получила бы обозначение "ГАЗ-69-76"). От спартанской простоты ГАЗ-67 решили отказаться. К мощной раме из закрытых лонжеронов крепился металлический "короб", в грузопассажирском варианте оснащавшийся двумя дверями, открывающими доступ к двум стационарным сиденьям, за которыми располагалась транспортная площадка с откидным задним бортом. На ней можно было перевозить полтонны груза или шестерых пассажиров, которые по трое размещались бы на двух откидных лавках, расположенных вдоль бортов. От непогоды салон защищал съемный брезентовый тент. Пространство над дверями также могло наглухо закрываться брезентовыми боковинами с целлулоидными окнами. Относительная герметичность грузопассажирского отсека позволила оснастить салон мощным отопителем.

Как и планировал Вассерман, от ГАЗ-М20 "Победа" новому внедорожнику достался силовой агрегат (50-сильный четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель, сцепление и трехступенчатая механическая КПП). Но чтобы использовать его максимально эффективно, конструкторам пришлось изрядно потрудиться. Самой простой и очевидной операцией стало изменение передаточных чисел КПП. Поскольку двигателю внедорожника приходится много работать "внатяг" на высоких оборотах, для защиты от перегрева его оснастили масляным радиатором и вентилятором с шестью лопастями, а для облегчения запуска в мороз - предпусковым подогревателем. Мощность доработанного двигателя увеличилась до 55 л.с., однако и этого было недостаточно для обеспечения должной "тяговитости" на бездорожье, поэтому расположенную отдельно от силового агрегата раздаточную коробку сделали двухступенчатой, оснастив ее демультипликатором. Полученные таким образом шесть "скоростей", три из которых пониженные, позволяли выбрать оптимальный режим передачи крутящего момента для любых дорожных условий.

Были использованы шариковые шарниры равных угловых скоростей переднего привода. Остальные элементы конструкции заимствовали у других послевоенных горьковских автомобилей. Например, у "Победы" - карданные шарниры, рабочие тормоза и их гидропривод, рулевой механизм и задние амортизаторы; у ГАЗ-51 - ручной тормоз, контрольные приборы, предпусковой подогреватель двигателя и оптику. Это позволило существенно сократить время разработки конструкции, а также ускорить и удешевить освоение производства нового внедорожника.

ЧУТЬ БОЛЬШЕ КОМФОРТА

С самого начала работ над новым внедорожником было ясно, что легковой автомобиль повышенной проходимости востребован не только армией, но и народным хозяйством. О свободной продаже джипов частникам речь не шла, но в легком вездеходе нуждались строители, геологи, сельские врачи и участковые милиционеры, председатели колхозов и журналисты. И пассажирам, и водителю не помешало бы чуть больше комфорта. Четырехдверный пятиместный фаэтон, получивший кузовной индекс "77", был создан в мае 1951 года (если бы сохранилась довоенная индексация горьковских автомобилей, то он получил бы индекс "ГАЗ-69-77"). От "армейского" собрата ГАЗ-69-76 он отличался компоновкой салона и расположением некоторых элементов конструкции. За спинками передних сидений устанавливался стационарный сплошной трехместный диван, попасть на который пассажиры могли через задние двери. Соответственно, запасное колесо, находившееся у ГАЗ-69-76 снаружи, на боковом борту за водительской дверью, переехало на пол просторного багажника за спинкой заднего сиденья. Вместо двух бензобаков (основного, 47-литрового, расположенного под полом за водительским местом, и 28-литрового резервного под передним пассажирским сиденьем) решили обойтись одним 60-литровым, прекрасно вписавшимся под задний диван. При этом горловина для заправки машины топливом осталась на то же месте. Брезентовый тент сделали не съемным, как на грузопассажирских версиях, а в духе гражданских фаэтонов - складным.

В результате всех изменений "мирная" версия ГАЗ-69-77 (впоследствии она получила официальный индекс "69А") оказалась на 10 см уже грузопассажирского собрата (из-за отсутствия запаски на борту) и на 11 см ниже; без нагрузки - на 10 кг тяжелее; но с полной нагрузкой - на два центнера легче.

СВОЯ КОЛЕЯ

Первые серийные ГАЗ-69 сошли с заводского конвейера 25 августа 1953 года. В Горьком "69-е" выпускали только три года. Ульяновский автозавод (УАЗ) был значительно расширен и переоборудован, и уже с конца 1954 года производство начало постепенно переезжать с "малой родины" Максима Горького на "малую родину" Владимира Ленина. В декабре 1954-го на УАЗе собрали наладочную партию из шести ГАЗ-69, а в начале 1955 года освоение выпуска Ульяновским автозаводом легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицепов к ним было "узаконено" приказом министра.

В 1956 году производство ГАЗ-69 в Горьком полностью прекратилось. С 1953 по 1956 годы горьковчане успели выпустить 16382 автомобиля ГАЗ-69 и 20543 ГАЗ-69А. В 60-х годах "газики" усовершенствовались. Была усилена червячная пара рулевого механизма, изменена конструкция ручного тормоза, позволившая упростить его привод и облегчить регулировку. За счет сварки рамы в углекислом газе повысились ее прочность и долговечность.

В 1968 году была разработана техническая документация на комплексную модернизацию "69-й" платформы. Изменения планировались достаточно серьезные, поэтому модернизированным полноприводникам присвоили обновленные индексы - "ГАЗ-69-68" и "ГАЗ-69А-68".

Внедорожники получили новые мосты. Передний типа УАЗ-452 с дифференциалом УАЗ-451Д, оснащенным четырьмя сателлитами, комплектовался усиленными шкворневыми узлами модели УАЗ-452, кулаками шарниров повышенной прочности и усиленными упорами ограничителей поворота. Задний мост модели УАЗ-451Д также достался газикам от ульяновских "двоюродных братцев".

Для снижения износа деталей трансмиссии и экономии бензина при выключенном приводе переднего моста в его конструкцию ввели специальную муфту, позволяющую отсоединять полуоси от ступиц передних колес. За счет применения передних тормозов модели УАЗ-452 (с двумя рабочими цилиндрами) и более жестких тормозных барабанов повысили эффективность тормозной системы. Кроме того, модернизации подверглись карданные валы, шарниры стоек амортизаторов и фары. В качестве обязательной опции появился выключатель массы. И, наконец, обе модификации получили новые тенты. В обоих вариантах заднее окно было увеличено, а в боковинах тента грузопассажирской версии появились дополнительные сдвоенные оконца.

Схема автомобиля ГАЗ-69А

Технические характеристики ГАЗ-69А

Число мест 5 Масса:
Максимальная скорость 90 км/ч снаряженная 1535 кг
Расход топлива 14 л/100 км полная 1960 кг, в том числе:
Электрооборудование 12 V на переднюю ось 925 кг
Аккумуляторная батарея 6СТ-54 на заднюю ось 1035 кг
Генератор Г20 Наименьший радиус поворота:
Реле-регулятор РР24Г по следу переднего наружного колеса 6 м
Стартер СТ20
Свечи зажигания М12У Дорожные просветы (с полной нагрузкой):
Размер шин 6,50-16 под передней осью 210 мм
под задней осью 210 мм


© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков