Скончался прусов. Главный конструктор легендарной «Нивы» Петр Прусов отмечает семидесятилетие

Скончался прусов. Главный конструктор легендарной «Нивы» Петр Прусов отмечает семидесятилетие

Диана Стуканова

Пётр Прусов

Издательская серия «Творцы АВТОВАЗа»

Тольятти 2011

УДК 629.3(092)

ББК 65.305.424.3 ВАЗ

Книга подготовлена к печати

по заказу управления организации работы с персоналом ОАО «АВТОВАЗ» издательской группой ООО «Двор печатный АВТОВАЗ»

Редактор-составитель Александр Е. Степанов

Стуканова Д.Н. Пётр Прусов. Серия «Творцы АВТОВАЗа», выпуск 6, редак- тор-составитель А.Е. Степанов, Тольятти, 2011, 192 с. (+240 c. илл.).

Историко-биографическая книга посвящена жизни и деятельности третьего главного конструктора ОАО «АВТОВАЗ» (1998-2003), ведущего конструктора автомобиля ВАЗ-2121

«Нива» (Lada 4х4), руководителя рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в Чеченской Республике, вице-президента Российской Ассоциа- ции автомобильных инженеров Петра Михайловича Прусова.

Книга иллюстрирована фотографиями из личного архива П.М.Прусова, Ю.М.Овчинни- кова, архивных фондов ОАО «АВТОВАЗ», фотокорреспондентов корпоративной газеты Ека- терины Сергеевой и Юрия Михайлина, рабочих архивов Вадима Котлярова и Геннадия Маслова (клуб ветеранов НТЦ «Рассвет»).

Издание рассчитано на массового читателя.

© Стуканова Д.Н., Тольятти, 2011

© ОАО «АВТОВАЗ», Тольятти, 2011

© ООО «Двор печатный АВТОВАЗ», Тольятти, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Из любой ситуации можно выйти победителем. Главное – жела- ние победить». Эти слова – подходящий эпиграф для биографии моего героя. Пётр Михайлович Прусов – из поколения победителей. Ведь он родился в партизанской зоне. В Белоруссии, отчаянно сражавшейся с фашистами. В белорусской деревне, среди людей неунывающих. Чув- ство самоиронии хранило и хранит его. Силён духом тот, кто может по- смеяться над собой и не сдаваться в самой безнадёжной ситуации.

Монологи героя о детстве, юности, студенческой жизни, службе в армии, которые последуют ниже, раскрывают истоки его характера. Характера воинствующего оптимиста.

В жизни Прусова было немало испытаний – он выдержал их до- стойно.

Среди вершин, им покорённых, самая большая – ВАЗ.

Летом 1970 года в отдел главного конструктора ВАЗа пришел мо- лодой белорус – выпускник Запорожского машиностроительного института. Новичка бросили прямо в воду, то есть в глубины про- изводства. Он оказался бойким и настырным, сразу проявил характер. Благодаря незаурядным качествам, через два года был назначен веду- щим конструктором проекта Э2121, будущей «Нивы».

Когда Прусова называют отцом «Нивы», он спорит, не соглашаясь с такой однобокой точкой зрения. Его аргументы ясны: «Нива» – тво- рение командное. Прусов работал над проектом внедорожника вместе с коллегами – конструкторами, дизайнерами, испытателями, техно- логами.

Конструкция «Нивы» в 1970-е годы была революционной: никогда ещё в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Такая схема, как у «Нивы» (несущий кузов, независимая передняя подвеска, дисковые тормоза), была предложена впервые. «Нива» рождалась

в спорах, причем на всех уровнях. Однако игра стоила свеч. По кон- струкции она была признана одним из самых удачных проектов Волж- ского автозавода.

Вопреки стереотипу, Прусов причастен не только к рождению

«Нивы». Свою лепту Пётр Михайлович внёс в развитие таких проектов как «ЛАДА САМАРА» («восьмёрка», «девятка» и её модификации –

«93-я» и «99-я» модели), «ОКА», «ЛАДА 110», «ЛАДА КАЛИНА»,

«ЛАДА ПРИОРА»… Многие идеи воплотились в этих автомобилях при его поддержке и по его инициативе. Именно Прусову довелось прини- мать ключевые решения в ранге руководителя конструкторской службы: с 1983 по 1998-й он был заместителем главного конструктора, а с 1998-го по 2003 год – главным конструктором АВТОВАЗа.

Будучи главным конструктором АВТОВАЗа, он мечтал сделать

«проект развития». Но так сложилось, что всё время после «восьмёрки» приходилось делать «проекты выживания». Реалии производства под- резали крылья мечте.

И всё-таки Прусов сумел воплотить в жизнь незаурядные проекты, оставившие свой след в истории АВТОВАЗа и отечественного авто- мобилестроения. Масштабы деятельности Петра Михайловича давно пересекли пределы Тольятти и АВТОВАЗа.

В последние годы Петр Михайлович работал советником вице-пре- зидента ОАО «АВТОВАЗ» по перспективному развитию. А в настоящее время – ведущим инженером-конструктором. Спокойный заслуженный отдых не по нему. Тем более, что в 2007 году Прусов стал руководителем рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA и авто- компонентов в Чечне. Создание там производства вазовских автомоби- лей – серьёзный шаг, который надо просчитать до мелочей. Поэтому регулярные командировки в Чеченскую Республику – важный пункт в его насыщенном до предела расписании сегодняшних дней.

Кроме того, до недавнего времени Прусов являлся президентом Российской Ассоциации автомобильных инженеров. Сейчас он – вице- президент этой авторитетной общественной организации. В сообще- стве российских инженеров авторитет Прусова очень высок.

А есть ещё семья – любимые жена, дочери, внуки и внучки. Есть масса друзей. Для всех открыто его сердце. Он по-настоящему любит людей. И помогает им бескорыстно.

Стремительная жизнь Петра Михайловича Прусова вместила не- мало ярких мгновений, легших как зёрнышки мозаики в бесконечное полотно истории АВТОВАЗа.

Глава I

ИСТОКИ ХАРАКТЕРА

На войне как на войне

Пётр родился в канун Рождества 6 января 1942 года в деревне Зубки Лиозненского района Витебской области. Пятым и последним ребенком в семье Прусовых. Как вспоминала его мама, произошло это поздним вечером: « Уже дюже тёмно было». И ещё она припоминала одну деталь: как Петя родился – так сразу глазёнками уставился на го- рящую лампу. Словно младенец был любознательным от роду.

Рассказывает Пётр Прусов:

– Зубки я сам называю центропупом. Если вокруг моей родной де- ревни провести окружность радиусом 600 километров, то в ней ока- жутся Москва, Санкт-Петербург, Минск и Таллинн, Рига и пол-Киева. Получается, что все эти города – окрестности Зубков.

От редактора

Лиозненский район – живописный уголок на востоке Витебской обла- сти. Занимает площадь 1,4 тыс. кв. км. Граничит на севере и западе с Витебским и Сенненским, на юге – с Оршанским и Дубровенским рай- онами Витебской области, на востоке – с Руднянским районом Смо- ленской области Российской Федерации. Центр района – городской посёлок Лиозно – находится в 40 км от областного центра, города Ви- тебска, и в 270 км от столицы республики, города Минска. Районным центром городской посёлок Лиозно стал 17 июля 1924 года.

Лиозно появилось на карте в 1569 году. О происхождении названия су- ществует несколько различных версий. Считается многими, что посе- ление строили для князя Асовского мужики из села Микулино, и окрестные люди называли их лёзными, то есть, пришлыми, чужими.

«Лёзные люди – чужие, неместные, гулящие, лентяи, беглые кресть- яне». В документах 16 века неоднократно встречается выражение «лёз- ные люди». Если идти от немецкого «лёзе» – это вольный люд, освобождённый от цеховой зависимости. Наверное, так это и было. Эти люди селились здесь, потому и посёлок назван Лёзно. Другие полагают, что название произошло от слова «лозное», то есть, от места, где много лозы. Третьи убеждены, что первыми поселенцами этого места были братья Лиозновы, от чьей фамилии и произошло название местечка.

Существует и легенда о Лиозно. У одного купца были сын Андрей и красавица дочь Марыся, которая очень нравилась местному попу. Как-то купец с сыном уехали на торг, а поп в это время заявился к де- вущке и попытался её совратить. Та заманила его в баню, а когда он разделся, ошпарила его кипятком. Разозлился поп, и когда отец вер- нулся, наговорил тому гадостей: «Вот поймал я твою дочь в бане, да не одну, они меня раздели, кипятком облили». Разгневался купец и при- казал сыну убить дочь-развратницу. Но Андрей увёл Марысю из дому, и купили они за небольшие деньги «лозное место» – участок, порос- ший лозой, раскорчевали его, запахали, построили дом. И возникло здесь поселение Лозное-Лозно-Лёзно-Лиозно.

Лиозненщина находится на пересечении дорог и торговых путей. Здесь проходил древний торговый путь «из варяг в греки», здесь сходились дороги из Западной Европы в Восточную, и нередко решалась судьба государств. Здесь были Полоцкое княжество и Великое княжество Ли- товское (Витебское воеводство).

Поселенцы Лиозно занимались земледелием и животноводством, охо- той и пчеловодством, т...

(1998-2003), доктор технических наук .

Биография

АвтоВАЗ

Окончив институт с отличием, выбрал при распределении Волжский автомобильный завод ; в 1970-1975 годах - инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора завода.

В апреле 1972 года Прусов был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121 .

В 1975-1978 годах П. М. Прусов - начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода. В 1977 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей».

В 1978-1983 годах он начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода; в 1983-1988 годах - заместитель начальника управления главного конструктора - заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.

В 1998-2003 годах - главный конструктор генерального департамента развития ОАО «АвтоВАЗ».

В 2003 году вышел на пенсию.

С 2007 года - ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АвтоВАЗ».

Прусов Петр Михайлович, ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АВТОВАЗ».

Трудовая деятельность:

1958 - 1962 гг. - учеба в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства Лиозненского района Витебской области;

1959 - 1960 гг. - участие в освоении целинных земель Казахской ССР;

1962 г. - инженер по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района Витебской области;

1962 - 1965 гг. - служба в Советской Армии (Белорусский военный округ) и в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире, ранен;

1965 - 1970 гг. - учеба в Запорожском машиностроительном институте имени В.Я.Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы»;

1967-1970 гг. - инженер-конструктор ОГК завода «Коммунар» в Запорожье.

1970 - 1975 гг. - инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1972 г. - ведущий конструктор проекта ВАЗ-2121.

1975 - 1978 гг. - начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1977 г. - защита диссертации на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей»;

1978 - 1983 гг. - начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1983 - 1988 гг. - заместитель начальника управления главного конструктора - заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1986 г. - защита диссертации на соискание степени доктора технических наук по теме «Типаж легковых автомобилей СССР»;

1988 - 1998 гг. - начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра - заместитель главного конструктора ПО «АвтоВАЗ»;

1998 - 2003 гг. - главный конструктор АО «АВТОВАЗ» генерального департамента развития;

1998 г. - председатель Совета главных конструкторов автомобильных заводов России;

2000 г. - технический руководитель проекта по выпуску автомобилей ВАЗ-2110 из машинокомплектов ОАО «АВТОВАЗ» в г. Черкассы (Украина);

2002 г. - технический руководитель проекта по выпуску внедорожников «Нива» ВАЗ-21213 в г. Усть-Каменогорске (Казахстан);

2003 г. - уволен в связи с уходом на пенсию по возрасту;

2007 г. - по настоящее время - ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АВТОВАЗ».


Награды

1959г. - медаль «За освоение целинных земель»;

1975 г. - знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года»;

1976 г. - орден «Знак Почета»;

1977 г. - занесен в Книгу почета Волжского автомобильного завода;

1977 г. - серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку компоновки основной конструктивной схемы, технического задания и технического проекта полноприводного автомобиля ВАЗ-2121;

1978 г. - знак «Победитель социалистического соревнования 1978 года»;

1979 г. - знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года»;

1980 г. - знак «Ударник десятой пятилетки»;

1984 г. - золотая медаль ВДНХ СССР за разработку конструкции, создание материально-технической базы и доводку модели автомобиля ВАЗ-2108;

1984 г. - почетное звание «Заслуженный машиностроитель РФ»;

1986 г. - медаль «За трудовую доблесть»;

1988 г. - серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку концепции автомобиля ВАЗ-21099;

1989 г. - Почетная грамота Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК профсоюза рабочих;

1991 г. - серебряная медаль ВДНХ СССР;

1995 г. - Благодарственное письмо мэрии г.Тольятти;

1995 г. - почетное звание «Заслуженный конструктор РФ»;

2001 г. - Почетная грамота Губернатора Самарской области;

2003 г. - Почетная грамота мэра г.о. Тольятти Н.Д.Уткина;

2007 г. - золотая медаль Петра Великого «За трудовую доблесть»;

2008 г. - Почетная награда Американского Биографического Института за выдающиеся достижения в автомобильной индустрии. Установка именной Звезды на Аллее технической славы в г.Флинт (2010 г);

2010 г. - официально зарегистрированная регалия (крест) Hubners Who is Who одноименного Международного Швейцарского энциклопедического издательства. Биография Прусова П.М. опубликована в 5-м издании энциклопедии в «Who is Who в России».

2012 г. - медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой»;

2012 г. - Почетная грамота Губернатора Самарской области.

Прусов Петр Михавлович родился 6 января 1942 года в селе Зубки Лиозненского района Витебской области Белорусской ССР. Отец - Михаил Владимирович Прусов (1905г.р) - бригадир колхоза, участник боевых действий 3-х войн, кавалер ордена Красной звезды. Мать - Прусова Ольга Емельяновна (1907г.р.) - рабочая колхоза, удостоен ордена «Знак Почета» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.

Создатель легендарного автомобиля «Нива», вошедшего в тройку лучших автомобилей мира в 1979 году.

Конструкция «Нивы» была поистине революционной: никогда ещё в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Её конструкция опередила мировые разработки в этом направлении. Япония догнала СССР в этом сегменте только в 1990 году, и это был единственный советский автомобиль, который закупался этой страной для реализации на внутреннем рынке, в Японии до сих пор существуют и активно действуют фан-клубы «Нивы». «Нива» успешно продавалась более чем в 100 странах мира. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% из всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии - 90%. Во Франции вообще «Нива» длительное время была культовым автомобилем. В досье «Нивы» - гуманитарные акции мирового уровня: более 15 лет эти автомобили работали на советской антарктической станции имени Беллинсгаузена, в 1998 г. «Нива» покорила Северный полюс Земли и своим ходом достигла площадки на горной цепи Эверест на высоте 5200 м, а в 1999 году с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого еще никто в мире. «Нивой» одержаны десятки побед на международных ралли, в том числе «Париж-Дакар».

5 апреля 2012 года исполнилось 35 лет со дня начала серийной сборки «Нивы», общий объём реализации которой потребителям всех рынков давно превысил 2 млн. штук.

Как заместитель главного конструктора (1983-1998) и главный конструктор АВТОВАЗа (1998-2003) П.М.Прусов сумел воплотить в жизнь и другие незаурядные проекты, оставившие свой след в истории отечественного и мирового автомобилестроения. Недаром в его честь (единственного советского и российского автоконструктора) на Аллее технической славы в г. Флинт (США) в 2010 году установлена именная Звезда.

Прусов занесен в книгу «Who is who в России», по данным этого издания он удостоен 16 Золотых, 2 серебряных и 1 бронзовой медали ВДНХ СССР.

П.М.Прусов был инициатором создания в 1998 году и первым председателем Совета главных конструкторов автомобильных заводов России, что подтверждает небывалую высоту его авторитета конструктора и организатора производства в сообществе российских инженеров.

С 2007 года Прусов П.М. занимается решением задач по расширению рынков сбыта продукции ОАО «АВТОВАЗ». При его непосредственном участии организовано производство автомобилей ЛАДА-4х4 в республике Казахстан в ООО «Азия-Авто», что позволило ОАО «АВТОВАЗ» увеличить программу сборки автокомплектов на 5000 штук. В настоящее время Петр Михайлович ведет работу по организации производства на новом сборочном автомобильном заводе в республике Казахстан.

С 2009 года Прусов П.М. руководил рабочей группой по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в г. Аргун Чеченской республики. Данная задача успешно выполнена, и в 2012 году ОАО «АВТОВАЗ» увеличивает производство автокомплектов еще на 2000 штук. За вклад в развитие машиностроительного производства Чечни в январе 2012 года глава Чеченской Республики Р.А.Кадыров наградил Прусова П.М. медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой».

Благодаря большому жизненному опыту и глубоким профессиональным знаниям Прусов П.М. по праву приглашается правительством и профильными организациями в комиссии при формировании и обсуждении новых нормативно-правовых актов Российской Федерации в области технического регулирования выпуска и обращения транспортных средств. При активном участии Прусова П.М. разработаны и доведены до практической реализации технический регламент РФ "О безопасности колесных транспортных средств", специальный технический регламент РФ "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных веществ", технический регламент Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Число полученных Прусовым П.М. патентов и авторских свидетельств на изобретения и полезные модели только с 2000 года составило 20 штук, из которых 4 - на изобретения, экономический эффект от внедрения (без учета соавторов) - около 40 миллионов рублей. За огромный вклад в развитие машиностроения от имени Российской общественной комиссии в 2007 году Прусов П.М. награжден золотой медалью Петра Великого «За трудовую доблесть».

Прусов П.М. активно участвует в общественной деятельности. Является членом исполнительного комитета международной автомобильной организации FISITA. Признанием заслуг Петра Прусова среди технической и научной общественности явилось избрание его президентом «Ассоциации автомобильных инженеров России», в настоящее время он занимает должность вице-президента данной организации. Прусов П.М. много и плодотворно работает с молодыми инженерными кадрами, неоднократно возглавлял Государственную аттестационную комиссию в Тольяттинском государственном университете.

В 2004 году по инициативе Петра Михайловича создана некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Форте», занимающаяся разработкой и внедрением социальных программ образования в г.Тольятти. Он является учредителем и председателем правления фонда.

Имя Петра Михайловича Прусова вписано золотыми буквами в историю мирового автопрома. Такие люди-легенды, выдающиеся деятели мирового масштаба, как Петр Михайлович, умножающие славу России, подают пример истинного патриотизма и гордости за родное Отечество. Жизнь и судьба этого человека являются наглядным примером честного и добросовестного труда на благо России. Именно на таких людей должно равняться молодое поколение. Это великая честь для Тольятти, что легендарный конструктор автомобилей проживает в нашем городе, укрепляя веру в возможность дальнейшего развития его промышленных предприятий. Благодаря труду таких людей, как Петр Михайлович Прусов, наш город по праву носит звание автомобильной столицы России.

Учитывая вклад в развитие промышленности Тольятти, в создание мощного инженерного потенциала города, в укреплении интереса мирового сообщества к техническим разработкам, проводимым в Тольятти, в способствовании популяризации инженерных специальностей у молодежи города Петру Михайловичу Прусову присвоено звание «Почетный гражданин городского округа Тольятти» (Решение Думы городского округа Тольятти №895 от 16.05.2012 года).

Церемония прощания пройдет 21 марта с 11.00 в Спасо-Преображенском Соборе Тольятти. Похороны состоятся на Тольяттинского городском кладбище.

«Я выражаю самые искренние соболезнования семье и родным г-на Прусова», – заявил Президент ПАО «АВТОВАЗ» Николя Мор . «Петр Михайлович был великим человеком, создателем первого в мире внедорожника с несущим кузовомлегендарной ВАЗ 2121 «Нива», которая сегодня носит имя LADA 4×4 и остается крайне популярной в России и за рубежом. Вдвойне печально, что он ушел в год празднования 40-летнего юбилея своего автомобиля, буквально несколько дней не дожив до памятной даты 5 апреля. Весь коллектив АВТОВАЗа глубоко скорбит этой потере. Завод берет на себя расходы, связанные с погребальной церемонией».

Петр Михайлович Прусов родился в деревне Зубки Лиозненского района Витебской области в 1942 году. После окончания Запорожского машиностроительного института в 1970 году пришёл на Волжский автомобильный завод в Тольятти, где начал свою трудовую деятельность инженером – конструктором, а уже в 1972 году был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121 «Нива».

Петр Михайлович Прусов – создатель Нивы ВАЗ 2121

Пётр Прусов принимал участие в разработке многих других моделей АВТОВАЗа, а с 1998 до 2003 года он был главным конструктором предприятия. В качестве заместителя главного конструктора по проектированию, а затем и главного конструктора принимал участие в проектировании ВАЗ 1111«Ока», семейства автомобилей ВАЗ 2110 и Samara 2, ВАЗ 2123, семейства автомобилей Kalina, а также ряда концептуальных моделей.

В марте 2003 года в связи с уходом на пенсию, освобожден от должности главного конструктора, однако продолжил активную работу на предприятии. В 2007 – 2014 являлся ведущим инженером-конструктором отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля ПАО «АВТОВАЗ». В 2007-2011 гг. – руководитель рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA в Чеченской Республике. С февраля 2017 года Петр Прусов работал советником вице-президента по персоналу и социальной политике ПАО «АВТОВАЗ».



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков