Установка генератора на двигатель.

Установка генератора на двигатель.

28.09.2019

Генератор вырабатывает электроэнергию и подзаряжает аккумуляторную батарею. Нарушение стабильной работы электрогенератора приводит к постепенной разрядке аккумулятора.
В результате поездка на автомобиле будет короткой – пока полностью не разрядится аккумулятор. Внезапная поломка электрогенератора часто доставляет массу проблем владельцу машины.
Хотя на ваз 2109 ремонт генератора — очень простая процедура, с которой можно легко справиться своими силами. Выполнить ремонт своими руками под силу каждому, не нужны специальные инструменты либо профессиональные навыки.
Электрогенератор размещается под капотом авто и приводится в действие посредством приводного ремня. Причинами поломки являются такие распространенные неисправности: выработка (поломка) щеток, поломка диодного моста, реле зарядки, заклинивание подшипников вала.

Диагностика электрогенератора

Начнем с выявления причин поломки:

  • Шумная работа электрогенератора означает износ
  • Если напряжение на «выходе» пониженное – скорее всего износ щеток либо просто ослабло натяжение приводного ремня
  • Повышение либо снижение электрического напряжения на «выходе» может означать неисправность диодного моста

Выполняем первичную диагностику неисправностей:

  • Проверяем вольтметром, напряжение на контактах аккумуляторной батареи. Если генератор исправен, то на работающем двигателе напряжение на клеммах должно быть 13,8 — 14,5вольт
  • Прислоняем ладонь к корпусу агрегата и выявляем вибрацию. Если износились подшипники вала — будет ощутима вибрация на корпусе, перепутать ее, с другой неисправностью практически невозможно
  • Проверяем натяжение ремня: при выключенном моторе надавливаем на ремень пальцем, прогиб при этом не превышает 1 — 1,5сантиметра (если больше, то необходимо увеличить натяжение ремня)

Проверяем диодный мост при помощи контрольной лампы на 12 Вольт и аккумулятора:

Примечание: Проверяется выпрямительный блок (он же диодный мост) без снятия электрогенератора с машины. Для этого отсоединяем провода от аккумулятора, затем генератора, и снимаем колодку с регулятора напряжения.

  • Чтобы проверить положительные диоды подсоединяем к «+» (плюс) аккумулятора контрольную лампочку, а второй контакт лампы к клемме «30» электрогенератора, а проводок, идущий от «-» (минуса) аккумулятора – любому болту крепления диодного моста. Если лампочка при этом горит, это означает замыкание в положительных диодах — блок требуется заменить
  • Чтобы проверить отрицательные диоды подсоединяем к «+» аккумулятора контрольную лампочку а второй контакт лампы к любому болту крепления диодного моста, а проводок идущий от «-» аккумулятора подсоединяем к корпусу агрегата. Если лампочка при этом загорается, это значит замыкание в отрицательных диодах — блок надо заменить

Снимаем электрогенератор с машины

Перед снятием отключаем «массу» от аккумулятора, т.е. снимаем минусовую клемму.
Затем действуем по порядку:

  • Прежде чем снимать электрогенератор целиком, во избежание лишней работы, начнем с реле зарядки, снимаем его с корпуса генератора, чтобы визуально определить выработку его щеток
  • Реле зарядки расположено в задней части его корпуса, и прикреплено к агрегату двумя болтами
  • Чтобы их открутить нам потребуется «крестовая» отвертка
  • Осторожно откручивайте болты, чтобы не уронить, иначе они упадут за защиту корпуса, тогда достать их будет большой проблемой
  • Чтобы окончательно снять реле надо отсоединить провод, с контактом типа «мама»

Инструкция по проверке исправности реле — регулятора напряжения:

  • Подсоединяем контрольную лампочку на «12»Вольт к щеткам (фото внизу)
  • Подаем напряжение 12 Вольт: «+» идет на клемму реле, а «-» подключаем к“массе” щеткодержателя
  • Контрольная лампочка должна засветиться

  • Увеличиваем напряжение до 15–16Вольт – лампочка должна погаснуть
  • В случае когда лампочка не погасла либо не загорается при 12Вольтах, требуется заменить реле со щеткодержателем
  • Проверяем легкость передвижения щеток в держателе и выступание
  • Когда щетки выступают менее чем на 5 миллиметров, необходимо заменить щетки, а проще целиком реле вместе со щеткодержателем
  • Если на щетках обнаружили сколы либо трещины надо заменить регулятор

Теперь переходим к снятию электрогенератора:

  • Отсоединяем провода – они, обычно, красного цвета, и разделены на две группы
  • Первая состоит из двух проводов и крепится при помощи гайки к болтику, на задней крышке нашего агрегата
  • Вторая состоит из единичного провода и подключается к клемме генератора, контактом «папа-мама», располагается тоже на задней крышке
  • Чтобы отсоединить генератор от мотора, нам надо открутить один болт и пару гаек, в таком порядке:
  • Откручиваем первую гайку, которая находится на планке натяжителя (располагается в верхней части электрогенератора)

  • Затем сдвигаем электрогенератор, чтобы снять приводной ремень
  • Откручиваем болт, которым крепится планка натяжителя к , и снимаем ее

Примечание: Генератор с ваз 2109, снимаем вместе с кронштейном, иначе очень трудно вынуть болт, крепящий агрегат к кронштейну будет мешать лонжерон кузова.

Теперь, когда мы сняли генератор с двигателя, можно приступать к разборке и ремонту.

Необходимый инструмент

  • Тиски
  • Съемник для подшипников
  • Набор ключей
  • Набор отверток

Разбираем электрогенератор

Разборку выполняем в такой последовательности:

  • Ключом на «19» ослабляем и откручиваем гайку роторного вала, которая крепит крыльчатку
  • Для этого зажимаем генератор в тиски, отверткой придерживаем крыльчатку от проворачивания, а ключом откручиваем гайку, в направлении против часовой стрелки

  • Крыльчатка генератора на валу крепится шпилькой, сняв крыльчатку с вала надо вынуть эту самую шпильку, чтоб не потерять

Важно: Следует непременно запомнить, а лучше зарисовать расположение распорных гаек и шайб, когда их снимаете.
Каждый тип и вид генераторов имеет некоторые отличия по их взаимному расположению, не зависимо от того, как указано в книжках и инструкциях по ремонту авто. Сделайте это во избежание проблем впоследствии.

  • Теперь переворачиваем генератор вверх задней крышкой, и ключом на «8» откручиваем четыре гайки
  • Вытаскиваем четыре шпильки и снимаем лицевую часть корпуса

  • В лицевой крышке электрогенератора находится «передний» подшипник, он закреплен пластинами
  • Откручиваем гайки, снимаем пластины
  • Затем выбиваем подшипник из посадочного места
  • Используем для этого деревянную дощечку либо оправку, совпадающую по размеру с диаметром подшипника
  • Снимаем распорную втулку с вала ротора
  • Вынимаем ротор генератора из задней крышки
  • Отсоединяем выводы статорной обмотки от выпрямительного блока, отвернув гайки крепящие их
  • Сняв гайки, извлекаем болтики, которые крепят выводы
  • На болтиках находятся изолирующие колодки
  • Теперь вынимаем из корпуса статорную обмотку

Теперь нужно снять диодный мост, расположенный в крышке генератора, для этого:

  • Откручиваем гайку, крепящую вывод «30″
  • Рядом с выводом «30″ находится разъем со штекером
  • Штекер извлекаем, предварительно отжимаем его фиксатор при помощи небольшой плоской отвертки
  • Фиксатор отжимаем с внутренней стороны, после чего проталкиваем штекер внутрь, разъем при этом остается на крышке
  • Извлекаем диодный мост из крышки

Теперь нам снова понадобятся тиски:

  • Зажимаем роторный вал в тисках, чтобы «задний» подшипник был в верхней части
  • Берем съемник для подшипников, надеваем его, как показано на рисунке и стягиваем подшипник с вала

Вот мы и разобрали генератор ваз 2109, ремонт и замена деталей еще впереди:

  • И того имеем пру подшипников – «передний» (самый маленький) и «задний» (побольше) - проверяем их маркировку и покупаем точно с такой же маркировкой

Важно: Как не раз показала практика, при покупке подшипников электрогенератора, необходимо снять старые, взять из с собой либо переписать маркировку, чтобы купить новые в магазине.
А советы продавцов типа: «все они одинаковые, взаимозаменяемые» либо «если Ваш электрогенератор старого образца, вам подойдут эти» - очень часто являются ошибочными. Чтобы сэкономить свое время и деньги, проще снять старые подшипники и подобрать аналогичные по их маркировке.

  • Этот совет относится и к диодному мосту, который расположен в задней крышке генератора
  • Если визуально на нем наблюдаются повреждения, либо окислился металл – не раздумывая, снимайте его (он прикручен четырьмя гайками к задней крышке с внутренней стороны) и покупайте новый

Проверяем детали на наличие дефектов:

  • Осматриваем переднюю крышку генератора
  • Если обнаружили трещины, (обратите особое внимание на места крепления), заменяем крышку
  • Измеряем диаметр посадочного места для подшипника в передней крышке
  • Если гнездо под подшипник деформировано либо диаметр его превышает 42миллиметра, заменяем крышку
  • Осматриваем заднюю крышку нашего генератора
  • Если она имеет повреждения, либо изношено (сломано) посадочное колечко под подшипник, заменяем крышку
  • Осматриваем внутреннюю поверхность статора. На ней не должно быть царапин -следов от задевания якоря
  • Если износ есть – необходимо заменить подшипники либо крышки электрогенератора

Проверяем статор:

  • Проверяем, нет ли разрывов в статорной обмотке. Для этого включаем контрольную лампочку 12 Вольт с использованием аккумуляторной батареи
  • Поочередно подсоединяем контрольную лампочку между выводами обмотки
  • Во трех положениях лампочка должна гореть
  • Когда лампочка не загорается, значит, произошел обрыв
  • Заменяем статор либо обмотку
  • Проверяем, на отсутствие замыкания обмоток якоря на корпус. Включаем для этого контрольную лампочку 12 Вольт от аккумулятора
  • Подсоединяем лампу к выводу роторной обмотки, а проводок от батареи к корпусу статора
  • Когда лампочка загорается, это значит, есть замыкание: тогда нужно заменить статор либо обмотку

Проверяем ротор:

  • Осматриваем контактные кольца. При обнаружении задиров, царапин, рисок, следов износа и т.п., кольца нужно прошлифовать
  • Когда повреждения колец не удалить шкуркой, протачиваем их на токарном станке, снимаем минимальный слой металла, затем шлифуем
  • Проверяем омметром (тестером) сопротивление роторной обмотки, подключив прибор к контактным кольцам
  • Когда тестер показывает “∞”, это значит, обрыв в обмотках — надо заменить ротор
  • Проверяем контрольной лампочкой, на отсутствие замыкания обмотки якоря на корпус. Включаем контрольную лампу 12 Вольт от аккумулятора
  • Один провод подсоединяем к корпусу якоря, второй поочередно к каждому кольцу
  • Лампочка в обоих случаях не должна светиться
  • Когда лампа загорается — обмотка замкнута: вам необходимо заменить якорь

Затраты при ремонте

Примерная цена деталей:

  • Подшипники (комплект) – 150 руб
  • Диодный мост – 200 руб
  • Реле зарядки — 140 руб
  • Съемник для подшипников – 100 руб
  • Всего: 590 руб

Собираем электрогенератор

После диагностики и замены дефектных деталей переходим к сборке:

  • Устанавливаем задний подшипник. Выполняем это с помощью дощечки и молотка
  • Наносим два-три сильных удара и наживаем подшипник на вал
  • В случае, когда снимали диодный мост – прикручиваем его обратно, в заднюю крышку корпуса
  • Надеваем заднюю крышку на якорь так, чтобы подшипник целиком «сел» в посадочное место в крышке, чтобы было легче, можно воспользоваться молотком, несильными ударами по крышке, «насадить» ее на вал
  • Заменяем малый (он же передний) подшипник в передней крышке и закрепляем его в посадочном месте пластинами
  • Достаем генератор из тисков и перед тем как надеть переднюю крышку, ставим распорное колечко на вал, между упорной выемкой и передним подшипником
  • Надеваем переднюю крышку, затем затягиваем гайки шпилек «крест-накрест», так их затяжка будет равномерной
  • Устанавливаем шпильку в выемку на валу якоря, после этого надеваем крыльчатку, и зажимаем гайкой
  • Наш генератор собран, осталось установить на штатное место реле – регулятор зарядки со щетками
  • Не забудьте подключить к нему (этому реле) проводок от генератора

Устанавливаем генератор на место

Чтобы установить генератор на место, выполняем действия в обратном порядке:

  • Прикручиваем к генератору кронштейн крепления
  • Прикручиваем кронштейн с электрогенератором на место, гайку не зажимаем до упора
  • Прикрепляем саморезами защиту от пыли
  • Одеваем приводной ремень обратно на шкив генератора
  • Затем устанавливаем планку натяжителя
  • Натягиваем ремень, чтобы прогиб составлял 1 – 1,5 сантиметра и в то же время зажимаем гайку на планке натяжителя
  • Теперь можно зажать гайку на кронштейне генератора до упора

Все, мы установили на ваз 2109 генератор, ремонт окончен. Убедитесь обязательно, что клеммы сняты с аккумулятора, затем подключаем все провода обратно к генератору.

Важно: Запомните что проводов три: парные прикрепляем при помощи гайки к шпильке, которая есть на задней крышке, штекер типа «папа» вставляется в разъем «мама».

Теперь надеваем клеммы на аккумулятор и заводим двигатель автомобиля. Генератор подает напряжение, необходимое для полноценной работы автомобиля.
Для уверенности проверьте вольтметром выдаваемое генератором напряжение. Дополнительно вы можете посмотреть наше видео по этой теме, либо набрать в поиске: ваз 2109 видео.

Разберем снятый с двигателя генератор 37.3701 учитывая некоторые особенности его разборки. Этот генератор устанавливается на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 ранних годов выпуска. Но вполне взаимозаменяем с более поздним генератором 9402.3701 и аналогичными ему. Его разборка не представляет особой сложности и требует минимум инструментов и минимум навыков в ремонте подобных устройств.


Необходимые инструменты

— Крестовая и шлицевая отвертки

— Накидные ключи (головки, торцевые ключи) на 8 мм, 10 мм, 19 мм

— Молоток

Порядок разборки генератора 37.3701

— Снимаем регулятор напряжения

На генераторе 37.3701 он объединен в единый узел со щетками (правда, до 1996 г. это были две разные детали). Сначала отсоединяем наконечник провода диодного моста от регулятора напряжения. Для снятия регулятора отворачиваем отверткой два винта его крепления и извлекаем из отверстия в задней части (крышке) генератора.


снятие регулятора напряжения генератора 37.3701

— Снимаем шкив генератора

Для этого стопорим его от проворачивания отверткой и отворачиваем гайку его крепления накидным ключом на 19 мм. Момент затяжки большой, поэтому лучше применять ключ с длинной ручкой.


снятие шкива генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

После чего снимаем следующие детали: гайка, шайба, шкив с крыльчаткой, сегментная шпонка.

— Снимаем конденсатор

Для этого ключом на 10 мм отворачиваем гайку крепления его провода с вывода «30» генератора. Крестовой отверткой отворачиваем винт крепления конденсатора к задней половине генератора и снимаем его.

— Разъединяем половинки корпуса генератора

В начале помечаем их взаимное расположение (нанеся метки на обе части). Ключом на 10 мм (удобнее использовать головку или торцевой ключ) отворачиваем четыре гайки стяжных болтов (под гайками имеются граверные шайбы).

Вытягиваем болты. Снимаем переднюю часть генератора. Извлекаем ротор из задней части генератора. Если не извлекается можно постучать по нему выколоткой из мягкого металла через окно под регулятор напряжения или, навернув на резьбу вала гайку, и зажав ее в тисках, резким движением вверх сдернуть заднюю крышку в вала. На валу ротора остается подшипник. При необходимости его демонтируем съемником и напрессовываем новый (См. ).

— Извлекаем подшипник из передней части генератора

Эту операцию проводим, если необходима замена переднего подшипника генератора. Ключом на 8 мм отворачиваем четыре гайки крепления передней защитной пластины подшипника. Снимаем ее.

Легким ударом молотка по торцу вала ротора выбиваем его вместе с передним подшипником из передней крышки генератора. Снимаем заднюю защитную пластину с винтами и дистанционное кольцо с вала.

В другом случае, можно более аккуратно отрезком трубы подходящего диаметра выбить старый подшипник вместе с валом. Подшипник с разных сторон поддеваем монтажкой и резкими движениями сдвигаем с вала ротора (можно использовать съемник).

— Отсоединяем статор

Ключом на 8 мм (удобнее использовать головку или торцевой ключ) отворачиваем три гайки крепления клемм статора к диодному мосту. Извлекаем его из задней крышки генератора поддев шлицевой отверткой или стукнув по ней молотком.

Для того чтобы разобрать генератор Ваз 2109 необходимо его снять с автомобиля, разборка генератора необходима для того чтобы провести дефектовку и при необходимости заменить такие детали как подшипники или ротор или любую другую деталь генератора.

Отверните гайку и снимите регулировочную планку ремня генератора Ваз 2109

Отверните гайку крепления и выньте поджимную втулку

Выньте болт и снимите кронштейн с генератора

Отверните гайку крепления, удерживая шкив от проворачивания, и снимите шкив вместе с крыльчаткой вентилятора. Выньте из вала якоря сегментную шпонку

Отверните гайку и отсоедините провод конденсатора от клеммы «30» генератора

Отверните винт и снимите конденсатор

Отсоедините колодку с проводом от щеткодержателя

Отверните два винта крепления реле регулятора

Выньте щеткодержатель с регулятором напряжения

Отверните четыре гайки крепления и выньте четыре стяжных болта

С помощью съемника снимите с вала якоря крышку со стороны привода

Снимите распорную втулку с вала якоря

Выньте якорь из крышки со стороны коллектора

Отверните три гайки крепления и отсоедините выводы статора от выпрямительного блока

Выньте три болта крепления выпрямительного блока и выводов статора с изолирующими колодками

Выньте статор из крышки

Отверните гайку крепления клеммы «30»

Отожмите отверткой выступ на штекере внутри колодки и протолкните штекер с проводом внутрь крышки. При этом пластмассовая колодка остается на крышке

Выньте выпрямительный блок из крышки

Для замены подшипника генератора Ваз 2109 в крышке со стороны привода отверните четыре гайки крепления, выньте болты и снимите внутреннюю и наружную шайбы крепления подшипника. Затем с помощью подходящей оправки выпрессуйте подшипник из крышки. Новый подшипник генератора запрессовывайте заподлицо с поверхностью крышки. Усилие надо прикладывать только к наружному кольцу подшипника

Чтобы заменить подшипник генератора Ваз 2109 со стороны коллектора, спрессуйте его съемником с вала якоря. Напрессуйте новый подшипник до упора, прилагая усилие только к внутреннему кольцу подшипника. На этом разборка генератора завершена, сборка генератора Ваз 2109 выполняется в последовательности, обратной разборки.

Замена подшипника генератора ваз 2109 просто необходима, так как в противном случае генератор выйдет из строя. А это приведет к тому, что пользоваться машиной будет невозможно, так как без генератора она не работает, а тот, в свою очередь, не функционирует без подшипника. Если в работе подшипника генератора заметны какие-то дефекты, то его необходимо заменить. Замена подшипника на генераторе ваз 2109 может быть выполнена и своими силами.

Диагностика

Прежде, чем начать замену подшипника, следует проверить его работу и других деталей генератора на износ или повреждения.

Проверка заднего подшипника

Чтобы проверить, насколько правильно работает задний подшипник, следует:

  • ​ Визуально определить, нет ли на его поверхности царапин, трещин или других повреждений.
  • ​ Проверить скорость его вращения.
  • ​ Слегка покачать наружное кольцо подшипника из стороны в сторону.
  • ​ Резко покрутить его по часовой стрелке.

Примечание: в это время подшипник не должен заедать. В противном случае его придется заменить.

Проверка переднего подшипника

Осуществляется немного по-другому:

  • ​ Придерживать шкив левой рукой.
  • ​ Правой рукой плавно прокручивать переднюю крышку сначала вперед, а после — назад.

Примечание: если при этом подшипник или его крышка заедают, то его нужно срочно заменить.

Проверка крышки генератора

Для того, чтобы осуществить проверку крышки генератора, необходимо:

  • ​ Снять крышку.
  • ​ Посмотреть, нет ли на ней каких-либо дефектов.
  • ​ Поставить ее на место. Если она плотно крепится обратно, значит ее пока не нужно менять.

Обычно подшипник завальцован в крышке. Поэтому его замена подразумевает и замену самой крышки. Однако стоимость крышки является довольно высокой, поэтому некоторые предпочитают вынимать подшипник, после чего осуществлять его ремонт или замену.

Замена подшипника

Если во время работы двигателя подшипник стучит, шумит или издает еще какие-то звуки, то его следует менять. При этом такой стук может сигнализировать не только о неисправных подшипниках. В некоторых случаях могут сломаться ролики. Чтобы это проверить, следует снять ремень генератора. Включить двигатель. Если стук остался, значит проблема в роликах,но если он исчез, нужно менять подшипники. Делается это так:

  • ​ Ослабить гайку и болт, при помощи которых крепится генератор.
  • ​ Снять ремень. Запустить двигатель.

Примечание: если после этого стук исчез, это не означает, что проблема решена. Нужно продолжить замену подшипников.

  • ​ Отключить аккумулятор, после чего отсоединить провода от генератора.
  • ​ Снять переднюю защитную часть картера.

Примечание: нижнее, а не верхнее, так как генератор впоследствии будет снят именно через низ.

  • ​ Заблокировать ротор генератора (в этом поможет плоская отвертка).
  • ​ Открутить шкив.
  • ​ Снять кожух.
  • ​ Открутить щетки(см.Замена щеток генератора своими силами), а также четыре болта, крепящие половинки генератора.
  • ​ Сделать метки на двух половинках.
  • ​ Отверткой снять заднюю крышку.
  • ​ Прикрутить гайку к резьбе ротора.

Примечание: чтобы облегчить дальнейшие действия, следует снять ротор с подшипника, после чего держаться руками за ушки передней крышки. Следует стукнуть гайкой по деревяшке.

  • ​ На подшипник поставить какой-то предмет (можно взять брусок подходящего размера и формы). Ударив по этому предмету молотком, выбить подшипник.
  • ​ Взять новые подшипники.
  • ​ Смазать их маслом.
  • ​ Новый подшипник следует забивать через старый.
  • ​ Чтобы он лучше держался в крышке, следует развальцовывать края.
  • ​ Поменять задний подшипник.
  • ​ Подставить под него плоский прочный предмет (отвертку или зубило) и бить сверху по нему молотком.
  • ​ Чтобы запрессовать подшипник, можно использовать трубчатый ключ.

Ремонт генератора

Ремонт происходит в следующей последовательности:

  • ​ Снять генератор с машины.
  • ​ Отжать три защелки.
  • ​ Снять пластмассовый кожух.

Примечание: делать это следует аккуратными движениями, чтобы не повредить детали.

  • ​ Открутить два винта, крепящие регулятор напряжения.
  • ​ После этого снять его вместе с щеткодержателем.
  • ​ Отсоединить аккумулятор.
  • ​ Отвинтить четыре болта крепления блока и конденсатора.
  • ​ Отогнуть провода статора таким образом, чтобы появилась возможность снять блок.
  • ​ Желая заменить конденсатор, следует отвернуть гайку, снять шайбу, а также втулку(см.Меняем конденсатор (генератор ваз)).

Примечание: для облегчения работы можно отцепить наконечник провода конденсатора.

  • ​ Снять стяжные винты (их 4).
  • ​ Снять крышку генератора, используя при этом отвертку.
  • ​ Зажать ротор так, чтобы он стал неподвижным.
  • ​ Отвернуть гайку, крепящую шкив.
  • ​ Снять пружину, шкив и упорную шайбу.
  • ​ Вынуть ротор.

Примечание: легче его вынуть со стороны привода.

  • ​ Снять с него дистанционное кольцо.

Примечание: если на нем есть какие-то дефекты, то его следует отшлифовать.

  • ​ Проверить ротор стоит омметром. Он покажет, нет ли в его обмотках обрыва.
  • ​ Осмотреть статор. С внутренней стороны не должно быть зазоров от якоря. Если они есть, подшипники нужно поменять.
  • ​ Внимательно диагностировать крышку генератора. Если во время вращения подшипников крышку заедает, значит ее нужно поменять.
  • ​ Собрать генератор в обратном порядке.
  • ​ Но перед тем как ставить генератор на место, следует проверить, не стерся ли его ремень. Чтобы это проверить, необходимо согнуть ремень пополам с противоположной стороны. Если на нем появляются небольшие трещинки или разрывы, значит его срочно нужно заменить.

Примечание: они довольно заметны, поэтому их можно увидеть без труда. Однако это не касается микротрещин (то есть, с ними ремень еще может быть использован).

  • ​ Также необходимо обратить внимание на состояние щеток. Если они стали короче, чем были раньше, значит их нужно поменять. В противном случае аккумулятор будет слишком быстро разряжаться.

Заменить подшипник генератора можно своими руками, так как сделать это совсем несложно даже в домашних условиях. Цена ремонта может быть различной. Ведь зачастую нужно менять не только подшипник, а и другие детали генератора, так как его повреждение приводит к выходу из строя других составных частей. Конечно, прежде чем приступать к ремонту, стоит пересмотреть фото и видео на эту тему. Инструкция также не помешает.

Автомобиль как живой организм - все его детали требуют за собой бережного ухода и аккуратного обращения. Но, как и человеческий организм, машина иной раз дает «сбои».

Выход из строя электрического генератора может доставить массу проблем автовладельцу, но в его ремонте нет ничего сложного, и уж тем более, нет ничего такого, с чем бы не справился мужчина.

Итак, сегодня мы будем ремонтировать электрогенератор.

Генератор в автомобиле служит для выработки электрической энергии, и осуществляет электропитание аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться, и машина будет ехать ровно столько, на сколько хватит заряда аккумулятора.

Электрогенератор расположен под капотом автомобиля и приводится в действие ременной передачей. Причиной поломок генератора являются следующие неисправности : выработка щеток генератора, неисправность реле зарядки, выход из строя диодного моста генератора, заклинивание подшипников роторного вала генератора.

Проверка генератора ВАЗ 2108-21099, для выявления неисправностей:

  1. Присутствие посторонних шумов при работе - вероятный износ подшипников вала генератора.
  2. Недостаточное напряжение на «выходе» генератора - износ щеток или недостаточное натяжение ремня.
  3. Увеличение и снижение напряжения на «выходе» также может быть следствием неисправности диодного моста генератора.

Для первичной диагностики неисправностей - достаточно проделать следующие процедуры:

  • Проверить, вольтметром, напряжение на клеммах аккумулятора. При работающем двигателе и исправном генераторе напряжение на аккумуляторе должно варьироваться от 13,8 до 14,5 вольт.
  • При включенном двигателе прислонить ладонь к корпусу генератора и выявить вибрацию. При увеличенном износе подшипников вала вибрация, передаваемая на корпус генератора, будет более чем ощутима, спутать ее, с чем-либо, будет очень трудно.
  • Проверка натяжения ремня генератора: при выключенном двигателе необходимо надавить на ремень - его прогиб под пальцем не должен быть больше 1 - 1,5 см.

Практическая часть - снятие генератора, его разборка, ремонт и установка на место

В связи с тем, что генератор расположен под капотом автомобиля, двигатель необходимо заглушить, руль вывернуть вправо, до упора и открыть капот. Электрогенератор на автомобилях ВАЗ 2108 - 15 установлен перед двигателем, в нижнем левом углу подкапотного пространства, между двигателем и радиатором охлаждения.

Перед демонтажем генератора необходимо отсоединить «массу» от аккумулятора, т.е. минусовый контакт.

Перед снятием самого генератора, дабы не делать лишнюю работу, снимаем реле зарядки с корпуса генератора и проверяем выработку щеток генератор. Реле зарядки установлено в задней части корпуса генератора, и крепится к нему двумя болтами. Для откручивания их Вам понадобится «крестовая» отвертка. При откручивании болтов, будьте аккуратны и не уроните их на защиту картера, иначе достать их оттуда будет одной большой проблемой.

Для снятия реле необходимо отсоединить провод, контакт в виде «мамы». После снятия реле зарядки и визуального осмотра щеток - принимаем решение о приобретении нового реле регулятора напряжения генератора или обратной установки демонтированного, в зависимости от износа щеток. Для их нормальной работы необходима длина щетки не менее 4 см. Теперь приступаем непосредственно к снятию электрогенератора с двигателя.

  1. Отсоединяем провода от генератора - как правило, они красного цвета и состоят из двух групп проводов, красного цвета. Одна группа состоит из двух проводов и крепится гайкой к болту, на задней стенке генератора. Другая группа состоит из одного провода и соединяется с клеммой генератора, посредством контакта «папа-мама», так же на задней стенке генератора.
  2. Для снятия генератора с двигателя необходимо открутить две гайки и один болт, в следующей последовательности: откручиваем гайку, крепящуюся к планке натяжителя ремня генератора (в верхней части генератора), отвинчиваем болт крепления планки натяжителя к блоку двигателя и снимаем ее. Последним этапом является отвинчивание гайки от болта, крепящего кронштейн генератора к блоку двигателя.
    • Кронштейн крепления генератора расположен в нижней части блока двигателя, непосредственно под генератором. После отвинчивания этой гайки необходимо снять ремень генератора со шкива самого генератора.
    • Болт крепления генератора следует выдавить влево, из кронштейна, до его упора в корпус кузова или в грязевую защиту генератора.
    • Со стороны правого колеса необходимо открутить два винта, крепящие пылевую защиту генератора к кузову автомашины.
    • В случае если болт крепления генератора будет по-прежнему упираться в какие либо детали кузова, Вам следует надавить на двигатель одной рукой, и одновременно с этим вытащить болт, другой рукой.

Теперь Ваш генератор отсоединен от двигателя полностью, и можно приступать к его разборке и ремонту.

Разборка электрогенератора

При разборе электрогенератора необходимо иметь «под рукой» две важные вещи: съемник подшипников и тиски. Это значительно упростит и ускорит Вашу работу. Гаечным ключом на «19» отвинчиваем гайку от роторного вала, которая закрепляет крыльчатку на валу.

Для этого Вам необходимо одной рукой придерживать непосредственно крыльчатку, а другой рукой отвинчивать гайку, против часовой стрелки. Придется затратить определенные усилия, разумеется, но эту гайку нужно отвинтить. Крыльчатка генератора закреплена на валу шпонкой, и после снятии крыльчатки с вала необходимо удалить эту самую шпонку.

Важно : Вам следует запомнить расположение распорных шайб и гаек на роторном валу, при их демонтаже. Каждый тип генераторов имеет свои особенности по их расположению, вне зависимости от того, что и как указано в инструкциях и книжках по ремонту автомобилей. Запомните, а лучше зарисуйте, как такие шайбы установлены на Вашем генераторе.

Теперь мы переворачиваем генератор задней крышкой вверх, и откручиваем гаечным ключом на «8» четыре гайки. Вытаскиваем освободившиеся четыре шпильке и освобождаем лицевую часть корпуса генератора.

В лицевой части крышки генератора установлен «передний» подшипник, закрепленный пластинами. Снимаем, открутив гайки, пластины и выбиваем подшипник из посадочного места. Это проще всего сделать деревянной дощечкой, по размеру совпадающей с диаметром подшипника.

Сейчас нам понадобятся тиски: накрутив на роторный вал гайку, закрепляем генератор, или то, что мы с Вами еще не разобрали, в тисках. Заднюю крышку, резким движением вверх, срываем с посадочного места подшипника.

У нас остался зажатыv в тисках роторный вал, с «задним» подшипником в самой верхней части. Чтобы его демонтировать, необходим съемник, надеваем его на подшипник и снимаем с вала.

Теперь у Вас на руках два подшипника - «передний» (он же маленький) и «задний» (большего размера) - смотрим на их маркировку и приобретаем точно такие же.

Важно : Практика показывает, что при приобретении подшипников для генератора , необходимо их снять, и по аналогии купить в магазине. Такие советы продавцов как: «они все однотипные» или «если у Вас генератор старого образца, то берите эти» - часто ошибочны. Да почти всегда ошибочны. Ради экономии времени, проще всего снять подшипники и по их маркировке подобрать аналогичные.

Тот же совет касается и диодного моста, установленного в задней крышке генератора. Если на нем визуально наблюдаются повреждения, или окись металлов - лучше без раздумья снять (он крепится четырьмя гайками к внутренней части задней крышки) и приобрести новый.

Стоимость запасных частей (в среднем): Подшипники (пара) - 150 рублей. Реле зарядки: 140 рублей. Диодный мост - 200 рублей. Съемник подшипников - 100 рублей. Итого: 590 рублей.

Сборка генератора осуществляется в обратном порядке:

  1. Начинаем с установки заднего подшипника на вал. Это делается при помощи молотка и небольшой дощечки. Двумя-тремя ударами сажаем подшипник на вал.
  2. В случае снятия диодного моста - закрепляем его на «родные» места, на те же четыре шпильки, в задней крышке корпуса генератора.
  3. Устанавливаем заднюю крышку на ротор генератора, так, чтобы подшипник полностью «сел» в свое посадочное место в задней крышке генератора, для упрощения процедуры можно использовать молоток, и не очень сильными ударами по задней крышке, «посадить» ее на вал.
  4. В передней крышке осуществляем замену малого (или переднего) подшипника и закрепления его пластинами в посадочном месте.
  5. Внимаем из тисков генератор и прежде чем надеть переднюю крышку, одеваем распорное кольцо на вал, между передним подшипником и упорной выемкой на валу.
  6. Устанавливаем переднюю крышку и затягиваем «крест-накрест», гайки на длинных шпильках, чтобы затяжка была равномерной.
  7. В выемку, на роторном валу, устанавливаем шпонку, после чего надеваем крыльчатку генератора, и затягиваем гайкой.

Генератор собран и теперь, для удобства, нужно установить в штатное место реле генератора со щетками. И не забудьте подсоединить к нему (реле) провод от генератора.

Установка генератора на двигатель

Порядок установки - обратный его снятию:

  1. Вставляем генератор в кронштейн крепления.
  2. Одной рукой давим сверху на двигатель, а другой рукой, из-под арки переднего правого колеса, вставляем болт кронштейна на свое место. Гайку этого болта накручиваем, н не затягиваем.
  3. Закрепляем саморезами пылевую защиту генератора.
  4. Надеваем ремень привода генератора на шкив генератора и устанавливаем планку натяжителя ремня генератора . Натягиваем ремень до положенных значений прогиба (1 - 1,5 см.) и одновременно затягиваем гайку на плаке натяжителя.
  5. Теперь затягиваем гайку на кронштейне крепления генератора.

Все, генератор установлен. Убедитесь, еще раз, что массовая клемма снята с аккумулятора и подсоедините все провода к генератору.

Помните, что их три штуки: парные провода крепятся гайкой к шпильке, на задней стенке генератора, а «мама» вставляется в «папу».

Вот теперь можно надеть клемму «минус» на аккумулятор и завести автомобиль. Я уверен, что у Вас вся работа была проделана правильно, и генератор стал вырабатывать напряжение, необходимое для работы машины.

Для уверенности в правильной работе генератора, проверьте вольтметром выдаваемое напряжение. Удачи Вам на наших дорогах!

Генератор 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.


Необходимые инструменты

— Ключ на «8» (торцевой или головка)

— Ключ на «10» (торцевой или головка)

— Шлицевая среднеразмерная отвертка

— Крестовая среднеразмерная отвертка

Порядок сборки генератора 37.3701

Устанавливаем диодный мост (выпрямительный блок) в заднюю крышку генератора

Укладываем диодный мост вовнутрь крышки (нижняя часть подковы моста к кронштейну крепления генератора). См. фото выше. При этом пропускаем провод с наконечником через отверстие в задней крышке. Другой провод (вывод дополнительных диодов моста) устанавливаем в пластмассовую колодку на задней крышке (вывод «67» генератора). На наконечнике этого провода имеется металлический усик для фиксации, который нужно немного отогнуть. Продеваем через отверстие в диодном мосту и отверстие в крышке контактный болт. Он имеет пластмассовую втулку, которая вставляется в отверстие в крышке для изоляции болта от «массы». Временно фиксируем контактный болт гайкой М8 (ключ на «10»).

Устанавливаем статор генератора

Укладываем его в заднюю крышку. При этом пазы по бокам статора должны совпасть с отверстиями под стяжные шпильки в крышке. Присоединяем клеммы статора к диодному мосту. С обратной стороны крышки продеваем в отверстия три винта и крепим клеммы к мосту гайками М6 (ключ на «8»). На каждом винте должен быть установлен пластмассовый изолятор и скоба-ограничитель.

Вставляем подшипник в переднюю крышку генератора

Если подшипник извлекался из передней крышки при разборке генератора, то при сборке запрессовываем в нее новый. Можно использовать отрезок трубы диаметром равным внешнему диаметру подшипника. См. . Устанавливаем переднюю и заднюю защитные крышки подшипника. Стягиваем их винтами. Гайки на винтах под ключ на «8» расположены со стороны передней части крышки.

Собираем и устанавливаем ротор генератора

Если снимался задний подшипник, то напрессовываем на вал ротора новый (отрезком трубы равным по диаметру внутреннему кольцу подшипника). Надеваем на вал ротора упорное кольцо. Насаживаем переднюю крышку с подшипником. Вставляем ротор задним подшипником в посадочное отверстие в задней крышке генератора.

Стягиваем генератор длинными болтами

Продеваем четыре длинных стяжных болта через отверстия в крышках генератора (со стороны передней крышки). Затягиваем гайки болтов ключом на «10» крест накрест.

Устанавливаем шкив генератора

Вставляем в паз на валу ротора шпонку. Насаживаем на вал шкив. Затягиваем при помощи ключа на «19» гайку шкива.

От проворачивания его можно удерживать при помощи продетой насквозь отверткой.

Устанавливаем конденсатор

Крепим конденсатор винтом к задней крышке генератора при помощи шлицевой отвертки. Отворачиваем гайку на контактном боте генератора (вывод «30»). Надеваем на болт вывод конденсатора. Закрепляем его гайкой.

Устанавливаем регулятор напряжения

Вставляем регулятор напряжения щетками вовнутрь отверстия в задней крышке генератора (щетки должны стать на коллектор ротора). Закрепляем его на крышке двумя винтами, используя крестовую отвертку. Присоединяем наконечник провода идущего с диодного моста к выводу на регуляторе напряжения.

Все, генератор 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью собран

Примечания и дополнения

— На автомобилях до 1996 года выпуска регулятор напряжения генератора 37.3701 состоял из двух частей: собственно самого регулятора и щеточного узла. Это две отдельные детали. После 1996 года это единый узел.

— Конструкция шкива генератора 37.3701 может различаться. Шкив может быть цельным: крыльчатка и шкив – единый узел (как в описанной выше инструкции по сборке генератора), либо может состоять из отдельных деталей: крыльчатки и шкива, состоящего из двух половинок. Порядок установки такого шкива на вал ротора следующий: шайба, шпонка, крыльчатка, распорная шайба, две половинки шкива, еще одна шайба, гайка.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков