Управление автомобилем зимой: езда по снегу и в гололед – полезные советы. Основные правила зимнего вождения

Управление автомобилем зимой: езда по снегу и в гололед – полезные советы. Основные правила зимнего вождения

Может, зимой лучше пересесть на общественный транспорт?

Не надо. Если вы думаете, что обезопасили себя на зимний период от происшествий, то, возможно, вы их получите весной. За три месяца спячки в маршрутке вы забудете, как водить автомобиль. Поэтому, чтобы не учиться по‑новому и не получить звание подснежника, лучше перебороть страх, подготовить машину и себя и осторожно ездить.

Как подготовить машину к зиме?

Перед холодами необходимо тщательно проверить состояние автомобиля, а ещё лучше пройти техобслуживание.

Специалисты рекомендуют сменить ещё и масло – на менее вязкое, чтобы оно не замерзало. Для холодов лучше приобрести масло класса 5w40 (на таком масле машина может ездить от –25 до +35 градусов). Это облегчит запуск двигателя. На техосмотре обязательно проверят охлаждающую и тормозную жидкости, которые при необходимости меняют.

Разумеется, надо переобуться в зимнюю, например шипованную, резину. А для непредвиденных ситуаций купите трос, лопатку и «крокодилы» – стартовые провода, которыми от другого автомобиля можно завести ваш, если сел аккумулятор.

Фото Натальи Малыхиной

Зачем прогревать машину?

Постоять 5–10 минут с работающим двигателем нужно, чтобы масло прогрелось. Это обеспечит смазку всех цилиндров двигателя.

Если масло не нагреется и пойдёт по двигателю в холодном вязком состоянии, нарушится его работа и машина может сломаться. Кроме того, если вы прогреете машину, то уменьшите расход топлива.

Как правильно ездить на дороге в зимнее время?

Нужно внимательно следить за спидометром: зимой особенно опасно превышать скоростной режим. Нужно двигаться в потоке на безопасной друг от друга дистанции. Рассчитывать её надо так, чтобы вы могли затормозить, не применяя экстренного торможения – когда педаль тормоза приходится давить в пол. Все манёвры нужно совершать на низкой скорости, чтобы избежать заноса.

В Белгороде очень много спусков и подъёмов. Чтобы начать движение в гору, машина с механической коробкой передач откатится назад. По ледяной поверхности автомобиль скатывается ещё сильнее. Если вы попадёте в ДТП на горке, знайте: виноват тот, кто сзади.

Не стоит без надобности совершать обгон. Если всё‑таки собрались его сделать, помните о том, что необходимо посмотреть в зеркала и убедиться, что никто не начал обгон до вас.

Фото Натальи Малыхиной

Как правильно тормозить при гололёде?

Чтобы сократить зимой тормозной путь, нужно прерывисто нажимать педаль тормоза. Кроме того, тормозить лучше двигателем, то есть постепенно понижая передачи.

Не стоит надеяться, что вас спасёт антиблокировочная система: даже применив её, вы не сможете мгновенно остановить машину.

Что делать, если машину занесло?

Если что‑то пошло не так, то нужно крутить руль, как ни странно, в сторону заноса. Нельзя резко жать на тормоз или выдёргивать ручник. Дальнейшие действия зависят от того, какой у вашей машины привод. Если задний, то поворота рулевого колеса будет достаточно. С передним приводом нужно немного нажать на газ.

Умение выходить из заноса пригодится и осенью: мокрые листья на дороге опасны так же, как и гололёд.

Схема с сайта drive2.ru

Что делать с автомобилем, который не заводится?

Первым делом проверяем аккумулятор: тут понадобятся те самые стартовые провода. Если двигатель запустился после соединения с другой машиной, значит у вас сел аккумулятор. Это часто случается, если машина долго стоит на морозе и не ездит.

Главное в таких случаях – не заводить с толкача: машина может покатиться по льду, и вы не сможете её остановить. Кроме того, если у машины дизельное топливо, то при морозе оно может замёрзнуть.

Как выехать из сугроба?

Действуем так же, как при буксовании в грязи. Нужно откопать колёса, которые буксуют, и подложить под ведущие колёса что‑то твёрдое. Это обеспечит сцепление с дорогой и поможет выбраться из сугроба. Можно попытаться стартовать со второй передачи: количество оборотов увеличится, за счёт этого больше шансов выехать из сугроба.

Если не удалось выехать, тогда звоним другу или на станцию техобслуживания, чтобы вас взяли на буксир.

Как проехать в сильный снегопад?

Как и при любой другой погоде, нужно соблюдать скоростной режим и держать дистанцию. Из‑за ограниченной видимости в снегопад лучше увеличить расстояние до следующей машины, насколько возможно.

Кстати, моросящий дождь опасен даже больше ливня или снегопада тем, что вода с бензином и маслами образует тонкую плёнку. На ней может занести машину, как на льду.

В Белгородской области часто бывают дождливые зимы, так что ещё одна опасность на дорогах – водяной клин. Попадая в него, водитель на несколько секунд может потерять управление, поэтому нужно быть особенно бдительным и ехать медленно на затопленных участках. Чтобы после этого просушить тормозные колодки, нужно прерывисто нажимать на педаль тормоза.

Фото Натальи Малыхиной

Что делать, если машина заглохла посреди дороги?

Прежде всего необходимо включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки. Только после этого можно предпринимать какие‑то действия.

Причиной может стать отсутствие топлива: иногда ломается датчик, и водитель не знает о том, что бак пуст.

Можно снять клемму аккумулятора, подождать 10 минут, вернуть её на место и попробовать завести. Если была ошибка в автомобильном компьютере, то это может помочь.

Под капотом можно проверить ремни подвесного оборудования: они могут соскочить или порваться. С первой проблемой можно справиться самому и вернуть его на место. С порванными ремнями и другими серьёзными поломками нужно вызывать эвакуатор или друга с тросом и везти машину в ремонт.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала автослесарей Константина Стерликова , Александра Малыхина и Владимира Калюша , а также инструктора по вождению Марину Загорельскую .

Наталья Малыхина

Как ездить зимой, многие начинающие водители начинают задумываться ещё при первом похолодании. Ведь в отличии от многих стран, у нас при обучении водителей летом, в автошколах никто не даёт советов новичкам, как вести себя на зимних дорогах (большинство водителей учатся на собственных ошибках, но цена такой учёбы, может быть очень дорогой). И первая же зима в жизни водителей новичков, обучавшихся вождению летом, может привести к печальным последствиям, при первом же выезде на зимнюю заснеженную или обледенелую трассу. В этой статье будут даны несколько полезных советов, которые помогут избежать начинающим водителям аварийных ситуаций, и позволят чувствовать себя на зимних дорогах более увереннее и спокойнее.

Во многих цивилизованных странах, зимний водительский сезон начинается с определённого числа (точная дата зависит от географического расположения страны), которое означает точную дату начала зимнего сезона. И это значит, что с этого числа, водители не имеют право выезжать на дороги общего пользования, пока не переобуют машину с летней резины на зимнюю. И это правило было придумано не просто так, а исходя из печального опыта. В некоторых северных странах, даже нельзя выезжать на дороги в определённые дни без противобуксовочных цепей или шипованной резины.

У нас же многие водители затягивают с переобувкой шин до последнего, а некоторые так и ездят первые месяцы зимы (а первые дни зимы самые опасные), а то и всю зиму на летней резине. И для таких водителей, каждый новый день за рулём — это постоянный вопрос: повезёт-не повезёт?

Зимняя резина и летняя . Для начала выясним разницу между летней резиной и зимней, и это поможет более адекватно решить для себя, можно ли ездить на летней резине зимой?

Состав зимней резины существенно мягче летней, и если кататься на зимней резине летом, то она быстро сотрётся, да и расход бензина будет больше. А если кататься на летней резине зимой, то более жёсткая летняя резина, на морозе дубеет и уже имеет свойства не резины, а пластмассы. Такая покрышка на снегу имеет плохое сцепление, а что уж говорить про гололёд.

Для примера возьмите пластмассовую шариковую ручку и проведите её тыльной стороной по письменному столу — разумеется сцепления никакого. А теперь возьмите простой карандаш с резинкой на его кончике и проведите резинкой по столу. Разница ощутимая, и такая же разница будет между летней и зимней резиной при минусовой температуре. И чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже сцепление летней резины с зимней дорогой, и даже с сухим мёрзлым асфальтом.

Зимняя резина на морозе наоборот из слишком мягкой становится нормальной упругости, но не дубовой, и хорошо держит дорогу, а протектор за счёт отличной упругости резины, хорошо сцепляется с дорогой, даже покрытой снегом. Конечно нормального сцепления со льдом не будет, как у шипованной резины, но лёд в городах бывает редок, так как дороги посыпаны реагентами.

Некоторые водители в целях экономии ставят зимнюю или шипованную резину только на два ведущих колёса. Делать этого очень нежелательно, так как из-за разного сцепления передних и задних колёс, занос машины более вероятен, даже более, чем на летней резине.

Ещё раз напоминаю, что если нет денег на зимнюю резину, то лучше сэкономить на бензине и никуда не выезжать зимой, чем экономить на собственной безопасности и окружающих. Зимняя резина намного дешевле и потраченных нервов в случае аварии. Ну а своё здоровье или здоровье пассажиров (или пешеходов) дороже зимних шин в миллионы раз.

Советы как ездить зимой.

  • Самый первый совет: если пока нет возможности заменить летние шины зимними, то тогда вообще не стоит выезжать на зимние дороги (как выбрать шины и их маркировке читаем ). Поверьте — новые зимние шины стоят ощутимо дешевле разбитого кузова вашей машины и машины встречного водителя. А ваша, или чья то человеческая жизнь вообще бесценны.
  • Желательно ещё до первых морозов проверить как работают дворники, желательно перед началом зимы заменить их новыми (свежими резинками). Иначе старая резина на дворниках, при первых же морозах задубеет, растрескается и не будет нормально работать. А ухудшение обзора в плохую погоду (в метель, мокрый снег и т.п.) чревато аварийными ситуациями.
  • Проверьте работу отопителя салона и нормальную работу обдува (обогрева) лобового стекла. В идеале следует установить лобовое стекло с подогревом (подробно о нём ), и тогда вам не нужно будет каждое морозное утро мучиться со скребком, а обзор лобового стекла будет отличным уже в первые минуты поездки. Не помешает установить и зеркала с подогревом, или самостоятельно изготовить подогрев зеркал (об этом читаем вот в ).
  • Проверьте работу фар и омывателя фар, так как в слякоть стёкла фар постоянно придётся очищать от грязи, которая заметно снижает эффективность освещения. Зимой темнеет рано и не стоит напоминать, что хороший свет гарантирует хороший обзор и безопасность на дороге.
  • Не забудьте в омыватели фар и лобового стекла залить вместо воды незамерзающую жидкость.
  • По возможности посетите автосервис, для проверки одинакового тормозного усилия на каждом колесе вашей машины. Если какое то из колёс будет затормаживаться слабее, а какое то колесо затормозится резче, то занос машины на скользкой дороге неизбежен. Желательно ещё в тёплые осенние дни свежей (если ей более полутора лет).
  • При торможении на скользкой дороге не давите на педаль тормоза резко, давите плавно (если у вас нет ). При этом полезно ещё и тормозить двигателем (особенно на спуске) оперативно переключая передачи с повышенных на пониженную.
  • Помните — при заносе машины тормозить бесполезно — это только ухудшит ситуацию на скользкой дороге (особенно если у вас нет системы АБС). При заносе машины, чтобы выйти из заноса, колёса должны начать вращаться, а не быть заблокированными. На переднеприводных машинах, чтобы вывести машину из заноса, следует немного прибавить газ, но так, чтобы не было пробуксовки ведущих колёс.
  • На заднеприводных машинах при заносе следует вообще убрать ногу с педали газа и позволив машине катиться на холостых оборотах, выравнивать машину рулём и снижать скорость торможением двигателем.
  • При покупке машины, начинающим водителям которые собираются ездить первую зиму, советую по возможности покупать автомобиль с системой АБС и с противобуксовочной системой.
  • В поездках на зимней (скользкой) дороге, всегда старайтесь держать как минимум в два раза большую дистанцию перед впереди идущим автомобилем, чем при поездках в тёплое время (по сухому асфальту).
  • Такие действия как разгоны, торможения, поворот руля, всегда старайтесь делать плавно, так как любое резкое действие может спровоцировать занос автомобиля.
  • Особенно плавно добавляйте газ в плотном городском трафике и даже на заполненной машинами стоянке. У новичков бывает даже так, что они при трогании с места со стоянки, не могут тронуться из-за слишком большой подачи газа, и машина с буксующими колёсами сползает в сторону, пока не упрётся боком в стоящую рядом машину соседа.
  • Новичкам с механической коробкой передач, которые ещё не научились правильно дозировать газ (особенно на мощных машинах) полезно начинать трогаться на скользком покрытии со второй передачи. И именно так работают большинство автоматических коробок, когда на них включается специальный зимний режим (ссылка на автоматы ниже).
  • Выехать при пробуксовке например в сугробе можно используя раскачку машины — для этого плавно подаем газ (машина чуть перемещается вперёд), затем отпускаем педаль газа и выжимаем сцепление, при этом машина возвращается назад, и опять подаём газ и плавно отпускаем сцепление — всё повторяется и при этом машина раскачивается. При очередной подаче машины вперёд, даём чуть больше газку и выезжаем за счёт помощи момента инерции от толчка машины вперёд.
  • Выезжать из сугроба без пробуксовок, поможет простейшая противобуксовочная система, которая изготавливается на машине из штатного ручника (стояночного тормоза). А как это сделать я подробно написал в .

При поездках зимой даже по сухому асфальту, перед выездами на мосты, развязки, возвышенности трассы, или продуваемые ветрами дороги рядом с полем, заранее сбавьте скорость и приготовьтесь к тому, что в таких местах может быть обледенение дороги (в некоторых местах стоят знаки, как на фото слева, а в некоторых нет). Такие места опасны тем, что водитель, двигаясь по сухой дороге на приличной скорости, привыкает к хорошему сцеплению колёс с асфальтом, и при попадании на такие участки, от неожиданности потери сцепления колёс, может потерять контроль над собой и машиной.

  • При управлении машиной зимой, следует учитывать её вес и то что более тяжёлая машина легче трогается без пробуксовки, но хуже останавливается, а лёгкая машина наоборот, легче останавливается но на ней труднее тронутся на скользкой дороги без пробуксовки. Если у вас лёгкая заднеприводная машина, то в багажнике не помешает мешок с песком как балласт, к тому же песок можно будет посыпать на скользкие участки под колёсами, если вы где нибудь забуксовали и не можете выехать.
  • Но тормозной путь, точнее его протяжённость в метрах даже на скользкой дороге, у своей машины желательно знать каждому водителю. Это приходит с опытом, а пока его нет, не разгоняйтесь до больших скоростей и держите повышенную дистанцию.
  • Если нет возможности держать повышенную дистанцию (например в плотном городском трафике), а опыта у вас нет, то займите крайнюю правую полосу и спокойно двигайтесь по ней. Левые ряды в плотном трафике занимайте заранее и только в случае поворота налево.
  • При затяжных спусках (зимой) никогда не двигайтесь на нейтрали, а всегда на передаче, и если нужно сбавить скорость на скользких спусках, не пользуйтесь тормозами (если нет АБС), а тормозите двигателем, переходя на пониженные передачи, которые должны соответствовать скорости (на тахометре при этом обороты должны быть примерно 2 — 2,5 тысячи). Если у вас автомобиль с автоматической коробкой, то выберите соответствующий режим — об этом написано .
  • В конце затяжного спуска можно сымитировать систему АБС (у кого её нет), используя так называемое прерывистое торможение. То есть нажимаете на тормоз и тут же отпускаете тормозную педаль, не допуская блокировку колёс, и так несколько раз, пока машина не остановится. Но если впереди идущая машина достаточно близко, то используйте и торможение двигателем и прерывистое торможение.
  • При подъёме на скользкой дороге, у заднеприводной машины меньше вероятность пробуксовки даже с пустым багажником, потому что весь вес машины при подъёме в горку перемещается назад, на ведущие задние колёса. У переднеприводной машины в таком случае передние ведущие колёса разгружаются, и вероятность пробуксовки больше. Если вы не можете въехать на скользкий подъём на переднеприводной машине из-за пробуксовки, то попробуйте въехать задним ходом, при этом передние ведущие колёса больше будут загружены и меньше будут пробуксовывать.

Ну и самый главный совет новичкам: помните, что большинство аварий случается в первые дни зимы, когда у водителей, привыкших к сухим дорогам, ещё не выработалась привычка чувствования скользкого покрытия. Поэтому перед выездом на скользкие дороги общего пользования, советую сначала выехать на покрытый снегом (лучше льдом) замёрзший водоём (см. фото ниже) или открытую безлюдную площадку, и попробовать поездить на ней с подачей газа, с поворотами, торможениями и т п.

То есть почувствовать свою машину на скользком покрытии и добиться того, чтобы неуправляемый занос, благодаря вашим действиям, стал управляемым.

Если вам это удастся, то на дороги общего пользования можно смело выезжать, не переживая за свою безопасность и безопасность окружающих. А если даже и не получится научиться управлять заносом машины, зато вы уже будете знать, не по книжкам, а на собственном бесценном практическом опыте, что может привести к заносу вашей машины, и уже на скользких дорогах общего пользования вы будете намного увереннее и безопаснее для окружающих.

Действия для новичков при заносе машины.

При заносе машины в повороте, многие неопытные водители допускают распространённую ошибку. Когда руль машины повёрнут в повороте, а машину несмотря на повёрнутый руль выносит из поворота на обочину, то многие новички пытаются довернуть руль в сторону поворота ещё больше. В результате, повёрнутые боком к направлению заноса колёса, ещё хуже сцепляются с дорогой и машину нессёт с ещё большей скоростью не в поворот, а на обочину.

А делать следует вот что: к примеру при левом повороте, если вы увидели и почувствовали, что вы повернули руль влево, но машина не движется в сторону поворота, а её несёт на обочину вправо, то следует тут же сбросить газ и чуть повернуть руль вправо (в гонках опытные гонщики руль ещё больше поворачивают в сторону заноса, а не в сторону поворота, и чем быстрее это сделать, тем быстрее выравнивается машина). При сбросе газа, за счёт инерции и массы передней части машины и двигателя, автомобиль тут же делает клевок, загружая передние управляемые колёса, а это позволяет им лучше сцепиться даже с скользкой поверхностью дороги.

К тому же колёса чуть вывернуты в сторону заноса вправо, а не стоят боком к направлению заноса (если бы они были повёрнуты влево), а значит площадь контакта шин с дорогой больше, что тоже увеличивает сцепление колёс с дорогой. В итоге машина уже начинается слушаться руля и двигаться уже туда, куда повёрнуты передние колёса, и останется чуть довернуть руль влево, чтобы вписаться в поворот.

Конечно на словах всё просто, но нужен практический опыт, и именно для этого я и посоветовал новичкам выше в тексте, что прежде чем выезжать первый раз в гололёд, полезно потренироваться где нибудь на пустынной и скользкой площадке.

Ещё следует помнить, что при управлении заднеприводной машиной, занос может произойти если вы при прохождении поворота и повороте руля в сторону поворота, резко добавляете газ. Не забываем, что на заднеприводной машине ведущие задние колёса меньше нагружены, чем на переднеприводной (конечно если у вас не Порше с движком сзади — специалисты Порше знают своё дело).

На переднеприводной машине в таком случае занос мало вероятен, но возможна пробуксовка передних ведущих колёс, и если долго не сбрасывать газ при этой пробуксовке, то можно так же спровоцировать занос и не вписаться в поворот.

Надеюсь эта статья и видеоролик под ней, поможет начинающим водителям ответить на вопрос, как ездить зимой на машине и не бояться гололёда, и надеюсь постепенно этот теоретический опыт перейдёт в практический и позволит ездить так же уверенно как и летом, успехов всем.

Правила безопасной

езды в зимний период

Начало зимы для неподготовленных водителей обычно оборачивается «днем жестянщика». Чтобы этот «праздник» обошел вас стороной, расскажем об особенностях зимней езды на машинах с разным типом привода, а также дадим несколько простых советов, как избежать аварийных ситуаций на скользкой дороге

текст: 5 колесо / 20.10.2014

Передний привод

Трогаясь с места, автомобиль с передним приводом скользит меньше, чем, с задним, поскольку крутящий момент от двигателя передается на передние колеса, и они тащат за собой всю машину. Действительно, переднеприводные авто ведут себя устойчивее на скользкой дороге, но в случае заноса «отловить» их несколько сложнее, нежели заднеприводные. При заносе (когда задняя часть автомобиля пытается опередить переднюю), водитель инстинктивно пытается затормозить, но сброс газа на переднем приводе может привести еще к большему заносу или к вращению. В этом случае автомобиль необходимо выравнивать именно нажатием на педаль акселератора с одновременной работой рулем. Главное условие в данной ситуации - знать меру. Все движения нужно правильно «дозировать», реакция должна быть быстрой, но не резкой. Перекручивание руля и перегазовка могут привеcти к потере контроля над машиной. На скользкой дороге переднеприводным автомобилям свойственна недостаточная поворачиваемость, что делает управление более предсказуемым при неожиданных маневрах.

Задний привод

Задний привод требует практики, особенно при движении в зимнее время. Такие автомобили «страдают» избыточной поворачиваемостью, поэтому они быстрее уходят в занос, нежели с полным или передним приводом. Чрезмерные движения рулевым колесом и резкие нажатия на газ на скользкой дороге - это практически стопроцентный срыв в занос. Поэтому неопытным водителям, плохо «понимающим» поведение автомобиля, с задним приводом зимой будет крайне непросто. Основным правилом для них должен стать оптимальный скоростной режим. «Медленно, но верно». На невысоких скоростях стабилизировать заднеприводный автомобиль достаточно легко, достаточно лишь снять ногу с газа. Нехитрые правила для выхода из заноса на заднем приводе: не давить на газ, убрать ногу с педали тормоза и поворачивать руль в сторону заноса.

Полный привод

Ошибочно пологать, что на полноприводном автомобиле зимой ездить безопаснее. Безусловно, полный привод дает ряд преимуществ на плохой дороге, увеличивает динамику автомобиля при разгоне, делает его более проходимым. Но на скользкой дороге полный привод очень коварен. Там где передне- или заднеприводные автомобили давно бы ушли в занос (когда это можно исправить в «зародыше»), полноприводный держит дорогу до последнего. Но и срыв, как правило, происходит абсолютно неожиданно и выйти из него достаточно сложно. Полный привод в момент заноса требует очень точной работы педалью газа (чтобы не потерять управляемость, нужно сохранять достаточную тягу). Чтобы стабилизировать автомобиль необходимо, так же как и на переднем приводе повернуть руль в сторону заноса и плавно работать педалью газа. Задние колеса замедлят вращение, развитие заноса прекратится, а на передних останется запас тяги, и они «вытянут» машину. В теории все выглядит просто, но на практике управление полноприводным автомобилем требует определенной практики и вывести из заноса гораздо сложнее, чем автомобиль с любым другим приводом.

Общие правила безопасной езды зимой

1.Сбрасывайте скорость до вхождения в поворот

Каким бы опытным водителем вы ни были, ничто не может удержать автомобиль на дороге, если вы начинаете маневр на слишком высокой скорости. Притормозите до входа в поворот. В повороте нужно двигаться плавно, спокойно, и набирать скорость стоит только после прохождения поворота.

2. Избегайте лишних движений рулём

Спокойное управление помогает лучше проходить повороты. Если повернуть руль больше, чем требует траектория движения, то автомобиль может утратить сцепление и уйти в боковой занос. Автомобиль понесёт вперед, и, в худшем случае, он вылетит на встречную полосу.

3. Не «топчите» педали

Старайтесь работать педалями тормоза и газа, как можно плавнее. Резкое нажатие на тормоз может привезти к заносу.

4. Набирайте скорость только после прохождения поворота

В повороты нужно входить достаточно спокойно, и покидать их тоже нужно правильно. На скользкой дороге набирайте скорость только тогда, когда кривая уже позади. Если же излишне надавить на газ во время поворота, ведущие колёса могут потерять сцепление, и вы потеряете контроль над автомобилем.

5. Правильный взгляд

Во время попыток стабилизировать автомобиль и вывести его из заноса всегда смотрите туда, куда вы хотели направить свой автомобиль первоначально направить.

По материалам Nokian Tyres

Зима всегда приходит неожиданно. Городские службы рапортуют о полной готовности к холодам и снегопадам, но все равно однажды утром мы просыпаемся и понимаем, что дороги, как обычно, замело и добраться на работу на автомобиле будет сложно. Вот в такие моменты и приходится вспоминать обо всех навыках зимнего вождения.

Первое, о чем нужно позаботиться - это правильная посадка за рулем . Забудьте о летней расслабленности, сидеть за рулем нужно так, чтобы всегда быть готовыми к экстренным ситуациям. Руль - это не дополнительная опора, весь вес тела должен приходиться на сидение, руки расположите в верхнем секторе руля. Голову не нужно наклонять в бок, назад или вперед, держите шею ровно - именно в таком положении создаются идеальные условия для органов равновесия.

Отрегулируйте сидение и подголовники таким образом, чтобы они могли принять на себя вес вашего тела в случае удара сзади. Не забывайте о ремнях безопасности.

Важно также научиться правильно трогаться с места . Если на сухой трассе даже у новичков с этим проблем не возникает, то в те моменты, когда дорога больше похожа на каток для фигурного катания, даже опытные водители буксуют и долго «сушат лед», в такие моменты машина может двигаться куда угодно, но только не вперед.

Специалисты советуют во время старта применять технику постепенного увеличения тяги. Легкая пробуксовка пойдет на пользу - очистит протектор от снега. Плавно выжимая сцепление, переходите на первую передачу, автомобиль должен тронуться с места, резко давить на газ не нужно, это может привести к пробуксовкам. Если вы жмете на газ, а автомобиль буксует, то нужно сбросить обороты, колеса будут крутиться медленнее и возможно произойдет зацепление с дорожным покрытием.

На автомобилях с задним приводом непосредственно перед началом движения можно затянуть до половины стояночный тормоз и сразу же отпустить, как только автомобиль начнет движение.

Чего нельзя делать, так это жать на газ до упора и резко отпускать его, такие резкие рывки не пойдут на пользу, а прорези протектора только забьются снегом и грязью. Тягу увеличивайте постепенно. Если автомобиль все равно буксует, то не забывайте о песке - подсыпьте его под ведущие колеса. Используйте технику разгона на сброс газа.

Торможение на скользкой трассе всегда представляет сложности и часто становится причиной многочисленных аварий и наездов на пешеходов. В экстренных ситуациях мы давим на тормоз чисто автоматически, но на льду делать этого ни в коем случае нельзя, потому что колеса блокируются и автомобиль несет из-за силы инерции, а на скользкой дороге длина тормозного пути возрастает многократно.

Профи советуют тормозить двигателем, то есть при выжатом сцеплении убирать ногу с педали газа. Колеса не блокируются резко, а постепенно. Приблизительно по такому же принципу работает и антиблокировочная система ABS. Но начинать тормозить двигателем нужно заблаговременно, потому что резко остановиться на месте не получится.

Также применяется импульсное торможение, когда водитель не резко жмет на тормоз, а короткими импульсам - несколько нажатий в секунду, причем важен именно первый импульс, который поможет продиагностировать насколько покрытие скользкое. При импульсном торможении можно воспользоваться быстрым переходом на пониженные передачи. Опытные водители могут использовать способ одновременного нажатия на педаль газа и тормоза, то есть вам нужно, не отпуская педаль газа, перенести левую ногу на тормоз, нажатие должно быть плавным, но достаточно резким. При таком способе колеса не блокируются полностью.

При торможении двигателем эффективны перегазовки перед переходом на более низкие передачи: сбрасываем газ - выжимаем сцепление - перескакиваем на более низкую передачу - резко жмем на газ до максимальных оборотов и отпускаем.

Эффективность такого способа объясняется тем, что при замедлении автомобиль будет останавливаться плавно и уменьшится риск неконтролируемого заноса.

Езда по заснеженным трассам и городским магистралям тоже представляет трудности. Чтобы проблем возникало меньше, нужно двигаться по общей колее. Нужно следить за дорогой и избегать таких ситуаций, когда левые колеса едут, например, по наезженной колее, а правыми вы наехали на укатанный снег. В результате может произойти занос на 180 с въездом в сугроб или кювет.

Главное правило - соблюдение дистанции, нужно быть всегда готовыми к тому, что передние или задние водители не справятся с управлением. Очень осторожно ведем себя на перекрестках.

Если нужно проложить маршрут по свежему снегу, особенно если заезжаете в какой-нибудь двор или ищете место для разворота, то нужно сначала убедиться, что под снегом нет пеньков, ям и открытых канализационных люков.

Если видите препятствия в виде сугробов, заносов, хаотично проложенных колей, то проезжать их нужно плавно и на низкой скорости. Не забывайте зимой о лопате, потому что ею часто приходится работать, особенно с утра, откапывая машину.

Очень опасное явление на обледенелых дорогах - занос .

Чтобы выйти из него нужно повернуть руль в сторону заноса, центробежная сила по инерции вернет автомобиль в прежнее положение, а уже по мере выхода из заноса руль крутят в обратную сторону. На переднеприводных авто при заносе нужно газовать, а на заднеприводных, наоборот, отпускать педаль акселератора.

Как видим, зимой могут случиться самые разные ситуации, поэтому профессионалы советуют новичкам воздержаться от поездок в это время года.

По данным на 23 февраля, на территории Камчатского края эксплуатируется 1 автозимник Палана – Анавгай общей протяженностью 435 километров на котором установлены ограничения до 20 тонн.

ЧТО ТАКОЕ ЗИМНИК?

Для многих регионов России зимние дороги или зимники являются единственным средством сообщения с удаленными населенными пунктами. Связанно это с тем, что тундра и заболоченное редколесье российского Севера в теплый сезон является не преодолимым препятствием для колесной техники. Обычно зимники начинают функционировать в ноябре и движение на них продолжается вплоть до мая, пока почва окончательно не отмерзает. Часть зимников ведомственные, и имеют ограничение на передвижение частного транспорта. На многих из них установлены шлагбаумы и контрольно-пропускные пункты. Поскольку строятся и обслуживаются такие дороги силами частных компаний (обычно нефтяными или газовыми) то хозяева имеют полное право ограничивать движение на них. Но частная техника все же ездит по этим дорогам, правда далеко не каждый автомобиль способен передвигаться по снежным магистралям, это под силу только внедорожникам. Дело в том, что как бы хорошо не следили за состоянием зимника, после каждого снегопада хорошо утрамбованная дорога превращается в участок спортивного бездорожья. Поверхность зимника обычно находится ниже уровня окружающего снежного покрова. И снегопады или сильный ветер очень быстро засыпают дорогу, делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в основном это трактора К-700 (Кировец), они тащат за собой специальные волокуши, которые в зависимости от формы расчищают либо трамбуют снег. Для удобства работы техники, а также для транспорта, передвигающегося по не расчищенному зимнику, дорога маркируется специальными вешками, снабженными светоотражающими лентами. Благодаря им даже заметенная дорога легко читается и полноприводная техника может передвигаться без угрозы сбиться с пути. Длина зимних дорог варьируется от десятков до сотен километров. На протяженных зимниках через каждые пятьдесят-сто километров сооружаются базы дорожной техники, из которых машины ежедневно выходят на работы по поддержанию зимника. Нередко на таких базах устраиваются пункты отдыха водителей, состоящие из нескольких теплушек. Там можно переночевать, поесть и произвести легкий текущий ремонт. Также на этих базах имеется радиосвязь и водители автомобилей, передвигающихся по зимнику, отмечаются в специальных журналах учета движения транспорта, также аналогичные журналы в обязательном порядке имеются на пропускных пунктах расположенных на въездах-выездах зимников. Северный край суров, непогода и морозы, постоянные спутники суровой зимы, иногда в считанные минуты способны превратить спокойное передвижение по зимнику в битву за жизнь, а посему очень важно знать местоположение участников движения в любой момент времени. Чем больше на трассе автобаз и пунктов отдыха, тем легче вычислить местоположения автомобиля попавшего в беду. Движение по зимникам обычно осуществляется в темное время суток. В свете фар белая дорога обретает рельеф за счет игры света и тени, днем же напротив дорога сливается с окружающим снегом и можно легко сползти на рыхлую обочину.

Особенности зимних дорог

Снег - самое сложное и непредсказуемое покрытие из всех существующих. Дело не столько в том, что ровный покров скрадывает рельеф и маскирует бугры и канавы, основная его опасность в другом. Японские ученые, плотно занимающиеся изучением свойств снега, насчитали в России около семидесяти(!) его разновидностей. В зависимости от температуры и плотности снежный покров способен менять свои свойства до противоположных. Так, например, при температурах близких к нулю по Цельсию, снег очень липкий и тяжелый, при этом его коэффициент сопротивления качению настолько высок, что не уступает рыхлому сухому песку. При снижении температуры свойства снега меняются. Минус десять-двадцать градусов в купе с высокой влажностью, свойственной для таких температур, превращают его в "манную крупу", снег смерзается в небольшие гранулы и становиться серьезным препятствием для колесной техники, машины буксуют на ровном месте - им не за что зацепиться. При температурах ниже минус тридцати влага вымерзает, снег снова меняет свои свойства теперь это мельчайшая снежная пыль. Утрамбованная сильным северным ветром она выглядит как настоящее шоссе, взрослый человек легко передвигается по ней, даже не оставляя следов. Но кажущаяся твердость обманчива, стоит только провернуть колесо, как снег расступается и машина провалившись оказывается обездвижена, практически без шансов выбраться самостоятельно. Но это еще не все сюрпризы которые нам преподносит снег. При смене температур образуется наст. Чем чаще прыгает ртуть термометра, тем больше слоев наста намерзает. Снегопады и перемены погоды превращают снежный покров в слоенный пирог. Обычно наст не настолько толст, чтобы выдержать вес автомобиля, поэтому подламывается, автомобиль оказывается в ситуации парохода скованного льдами. Единственная возможность выбраться из такой западни - продалбливать наст вокруг машины и вытаскивать ее обратно на твердое место. Большую опасность при передвижении по тундре представляют сильные северные ветры. Дело в том, что при строительстве зимних дорог в тундре, магистраль прокладывается по возвышенностям, там суше и быстрее промерзает грунт, но в это и проблема, так как дорога в результате открыта всем ветрам и шквальный ветер, а он на Севере обычное явление, поднимает снег и метет его через дорогу. Во-первых, образуются переметы мешающие передвижению, а во-вторых видимость падает до нескольких метров, что делает передвижение на скорости (требуемое для прохождения переметов) невозможным. Но останавливаться тоже нельзя - стоящая машина моментально оказывается заметенной снегом. В случае если вы не можете продолжать движение следует остаться в машине и дожидаться помощи, если о вашем передвижении по зимнику известно дорожным службам или дождавшись конца метели идти за помощью. Ни в коем случае не следует отправляться пешком в метель это опасно для жизни.

Техника, передвигающаяся по зимникам

В основном это полноприводные грузовые автомобили, Уралы и КамАЗы. Часто встречается гусеничная техника, она представляет наибольшую опасность для легкового транспорта. Во время движения в кабине гусеничного вездехода очень шумно и водители пользуются противошумными наушниками. Светотехника таких аппаратов также оставляет желать много лучшего, а скорость они развивают весьма порядочную, поэтому существует немалый шанс, что вас просто не заметят, особенно если ваш автомобиль светлого цвета и фары залеплены снегом. Легковой транспорт встречается крайне редко, обычно такие машины идут в сцепке с грузовиками или тракторами, или же проехав самостоятельно твердый расчищенный участок, останавливаются у перемета и ожидают попутный вездеход, чтобы прицепившись к нему пройти гиблый участок.

Правила движения по зимним дорогам

Передвигаясь по зимним дорогам следует соблюдать все правила дорожного движения. Особое внимание стоит обращать на знаки дорожного движения, поверьте уж где-где, а на зимниках они установлены далеко не просто так. Есть такое выражение "Правила дорожного движения написаны кровью", так вот особенно оно актуально на таких дорогах как зимники. Поэтому настоятельно рекомендуем следовать их рекомендациям. Также на зимниках существуют и свои собственные правила, например, на подъеме преимущество имеет автомобиль двигающийся вверх. И если вы, подъехав к спуску, увидели машину подъезжающую снизу, остановитесь, оставив место для маневра на выезде и подождите пока встречный автомобиль закончит подъем и минует вас, только после этого продолжайте движение. Ведь подняться по скользкой заснеженной дороге далеко не просто особенно большегрузному автомобилю и если из-за того что вы, не подумав выехали ему навстречу он потеряет ход, то может возникнуть довольно опасная ситуация, в которой грузовик, становившийся на склоне может опрокинуться сдавая назад.

Также не в коем случае не следует пить за рулем. Управление автомобилем в сложных дорожных условиях уже само по себе серьезное испытание и не каждый водитель в состоянии справиться с управлением автомобилем даже будучи абсолютно трезвым и сосредоточенным, не говоря уже о пьяном.

Практические советы

Езда по зимним дорогам требует определенных навыков. Главное правило, не выезжать за ограничительные вешки или если их нет, не съезжать с утрамбованного полотна. Стоит одному колесу машины зацепить мягкий снег как машину моментально стаскивает с дороги и она проваливается. Выбраться без посторонней помощи очень трудно. Даже если на машине установлена лебедка это мало что меняет так как зацепить крюк в тундре совершенно не за что. Поэтому передвигаться по зимникам в одиночку не следует, движение на северных дорогах нельзя назвать интенсивным, так что можно провести несколько часов в ожидании помощи. Так же большую опасность представляют ледяные переправы. Не смотря на то, что их обычно специально намораживают для того, чтобы они выдерживали вес тяжелого транспорта, на них случаются каверны, нередко водители тяжелой большегрузной техники не обращают внимания на знаки у переправ с ограничением тоннажа и грузные машины проламывают колесами лед. Поэтому если ледовая переправа не просматривается под снегом или из-за неровностей рельефа, лучше не пожалеть пары минут, выйти из машины и внимательно осмотреть место где вы собираетесь проехать, поверьте это может сэкономить вам не мало времени и нервов. Если на переправе посреди дороги торчит вешка это значит, что лед в этом месте проломлен и проезжать близ этого места не следует.

Также выезжая на зимник вы должны понимать, что расход топлива в сложных дорожных условиях возрастает многократно, поэтому стоит им запастись, ведь в суровых условиях русского Севера горючие - жизнь. Даже если вы рассчитываете провести в дороге пару часов в машине должен быть запас воды и пищи, это как раз тот случай, когда береженного Бог бережет. В машине обязательно должна быть хорошая лопата и надежный буксировочный трос. Совсем не лишними будут лыжи или снегоступы.

Если зимник сильно заметен снегом, имеет смысл приспустить ведущие колеса, пятно контакта возрастет, а сопротивление качению напротив уменьшиться, машина будет меньше буксовать и лучше управляться. Если ваша машина все же сползла с дороги в рыхлый снег, не торопитесь переключать передачи и давить на газ. Для начала стоит выйти из машины и посмотреть насколько глубоко она провалилась, поверьте снаружи это видно гораздо лучше чем изнутри. Перед тем как вы сядете обратно и попробуете выехать стоит обкопать машину, удалив снег из под мостов и днища. Независимо от того, пытаетесь ли вы выехать самостоятельно или машину выдергивают на тросу, выбираться надо обратно, по своей же колее, это самый простой и действенный способ. При движении по зимнику покрытому свежевыпавшим снегом и при прохождении переметов старайтесь не допускать пробуксовки колес, если чувствуете, что машина теряет ход а до конца заснеженного участка еще далеко, лучше остановиться, аккуратно сдать назад, выйти из машины и померить глубину снежного покрова. Дальше принимать решение уже исходя из ситуации. Никогда не ленитесь выйти и посмотреть, это занимает не много времени, гораздо больше уходит на ликвидацию последствий необдуманных действий.

Подготовка автомобиля для движения по зимним дорогам и бездорожью

Основным гарантом высокой проходимости являются специальные грязевые колеса большой размерности с глубоким протектором. Лучше всего подходит американская резина Super Swamper Irok размерностью 3814 дюймов. Для достижения максимального эффекта давление в колесах понижают до 0.3-0.5 атмосферы. Для того чтобы поставить такие колеса на автомобиль требуются небольшая модификация кузова (лифт и резка крыльев) и существенные изменения в подвеске и трансмиссии, с помощью лифт-комплекта, других пружин или рессор или специальных проставок увеличиваются ходы подвески и сам автомобиль становиться значительно выше. Поскольку колеса большего размера увеличивают нагрузку на трансмиссию автомобиля изменяются передаточные числа (посредством установки других главных пар в мосты).

Обвес также претерпевает серьезные изменения. На место штатных бамперов устанавливаются специальные силовые конструкции способные выдержать удар о ледяной бруствер или дерево. На автомобиль устанавливается как минимум одна лебедка с электрическим, гидравлическим или механическим приводом. Воздухозабор во избежание гидроудара двигателя при прохождении бродов выводиться на крышу автомобиля. Для бесперебойной работы двигателя в условиях низких температур устанавливается автономная печка (работающая на основном топливе автомобиля) для подогрева охлаждающей жидкости. Также для поддержания комфортной температуры автономная печка устанавливается в салон автомобиля.

На машину устанавливается дополнительная светотехника, для обеспечения достаточного обзора в условиях плохой видимости. Также в машину устанавливается комплект оборудования для спутниковой навигации, и радиосвязь.

Перед путешествием каждый автомобиль снабжается максимально полным комплектом наиболее важных запасных частей, полным набором инструмента, комплектом внедорожного оборудования, включающим в себя рывковый буксировочный трос, высокий реечный домкрат, удлинитель лебедочного троса, корозащитную стропу для лебежения, трапы для прохождения ледовых трещин. Также каждая машина комплектуется канистрами для того чтобы суммарный запас хода по бездорожью был не менее пятисот километров.

Все описанное выше является профессиональной подготовкой и совсем не обязательно, а за частую и не нужно для движения по зимникам. Главное четко рассчитывать свои силы и возможности автомобиля. Управляя машиной с умом и осторожностью вы имеете все шансы проехать по зимнику на совершенно стандартном полноприводном автомобиле. А если и случаться какие-нибудь непредвиденные трудности вам всегда помогут водители проезжающих автомобилей. Помочь ближнему - закон для Севера и дай Бог, чтобы так и было впредь.

Водитель будь внимателен и помни!

Водители транспортных средств, во время сильных морозов воздержитесь от дальних поездок по автомобильным дорогам, эксплуатация которых возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре (зимникам)! Такие поездки небезопасны.

Если нет возможности отложить поездку, необходимо соблюдать ряд несложных правил:

Отправляясь в дальнюю дорогу, всегда сообщайте своим близким, друзьям или соседям, куда вы едете и когда планируете вернуться;

Изучите заранее маршрут на карте;

Перед поездкой убедитесь, что взяли с собой мобильный телефон с полностью заряженным аккумулятором;

Возьмите с собой свисток. Если придется звать на помощь, голоса надолго не хватит – связки быстро устанут, и вы охрипнете. Зато сигнализировать о своем местонахождении с помощью свистка можно достаточно долго, к тому же без ощутимого вреда для организма;

Возьмите с собой рюкзак или сумку, в которых должны находиться компас, нож, фонарик, спички или зажигалка в непромокаемой упаковке. Необходимо взять с собой котелок, продукты питания, воду, теплые вещи;

Тем, кто постоянно пользуется лекарствами, а это, прежде всего, касается пожилых людей, нужно иметь при себе медикаменты;

Лучше ехать с попутчиками, не на одной машине, а хотя бы на двух, след в след. В такие поездки не следует брать детей.

Если вы заблудились в дороге или попали в экстремальную ситуацию, найдите возможность сообщить об этом, звоните по телефону 112.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков