Тест-драйв Toyota Prius: инновационный рекордсмен. Репортаж

Тест-драйв Toyota Prius: инновационный рекордсмен. Репортаж

Удивительно, но история этого высокотехнологичного автомобиля началась еще в прошлом тысячелетии – в 1993 году, когда японцы решили сделать машину, способную успешно продаваться по всему миру. Основной акцент сделан на экономичности – была поставлена цель добиться на 50% по сравнению с моделью Toyota Corolla. И это им удалось. Серийный автомобиль сошел с конвейера в 1997 году, спустя всего пять лет после начала проекта. Сейчас Toyota Prius – самый продаваемый гибрид. Каждый день реализуется более 2 тысяч таких автомобилей по всему миру.

Начало производства Toyota Prius – 1997 год

Какой реальный расход у Toyota Prius?

Давайте проверим некоторые теоретические данные на практике. Например, заявленный заводом-производителем расход топлива в городском режиме у Prius – 3,9 литра на 100 километров, что выглядит достаточно оптимистично. Только непонятно, в каких условиях были получены данные результаты. Поэтому проведем свой эксперимент по определению реального расхода топлива у .

Будем проверять средний расход бензина по циклу «дом-работа-дом» в течение двух дней. Маршрут в Москве: проспект Вернадского, Ломоносовский проспект, Нахимовский проспект, Коломенский проезд, проспект Андропова. Расстояние от дома до работы – 16 километров, время в пути на работу – 1 час, с работы – 1 час 30 минут (на работу все едут в разное время, а с работы – в одно). Температура утром -2 градуса.


Средний расход бензина по циклу «дом-работа-дом» составил 7,5 литров на «сотню»

Средний расход по московскому городскому циклу в режиме ECO составил 7,5 литров на 100 километров вместо заявленных 3,9 л. Казалось бы, потребление топлива большое, но только по сравнению с паспортными данными. Если сравнивать с другими автомобилями, которые я испытывал по этому же маршруту, то Prius действительно оказался экономичным. Судите сами: средний расход у 1,2 с «автоматом» составил 11,9 л, а у KIA Rio 1,6 л – 12,5. Притом что Toyota Prius более тяжелый и мощный автомобиль.

А какой максимальный расход топлива возможен у Toyota Prius? Для этого надо активировать режим PWD и вдавливать педаль газа в пол при каждом удобном случае: с любого светофора и при любом перестроении. Максимум, чего я смог добиться, – 9,8 л на «сотню», что для машины весом 1,5 тонны очень достойный результат. По итогам второй части эксперимента я понял, что Toyota Prius вовсе не «овощной» автомобиль – зажигать можно и на нем. Например, чтобы , надо выжать одновременно педали газа и тормоза, а как только загорится зеленый – «бросить» тормоз. Гибридная машина, как бешеный троллейбус, устремится вперед, оставив в недоумении других участников движения.

Сколько Toyota Prius проедет исключительно на электротяге?

Хотя Prius не является «чистым» электромобилем, он может ехать только на электротяге – не зря же у него есть специальная функция EV. А сколько километров автомобиль сможет преодолеть только на электродвигателе – мало кто себе представляет. Экспресс-голосование по этому вопросу, которое я провел у себя в твиттере и в ЖЖ, показало отсутствие даже приблизительного представления о том, на что способен Prius. Большинство моих друзей называли цифры от 30 до 100 километров.


Сколько проедет Toyota Prius на одном электродвигателе?

Тест проводился на закрытой территории судостроительного завода в Москве. Маршрут – петляние между корпусами с небольшими замедлениями и ускорениями. Как только батарея показала полный заряд – я бесшумно двинулся в путь. Можно было предположить, что расстояние, пройденное на электротяге, будет меньше, чем писали «френды», но на самом деле... включился, когда на одометре была цифра 1 километр 800 метров, при этом заряд батареи был на уровне 1/3 от общего объема. Если двигаться по прямой, да еще и летом, с небольшой скоростью, вполне возможно достичь результата километра четыре, но никак не 30 и тем более 100.


На электромоторе пройдено 1800 метров

Разумеется, электродвигатель в Toyota Prius предназначен для помощи основному бензиновому мотору и для «дерганья» в пробках, где как раз и формируется большой средний расход топлива. Нельзя сказать, что Prius при малых скоростях всегда едет на электромоторе, – ДВС достаточно часто включается для подзарядки основной батареи. Ведь кроме того, чтобы просто осуществлять движение 1,5-тонного автомобиля, энергия тратится на «дневной свет», музыку, навигацию, работу вентилятора печки... Вопреки ожиданиям, ДВС запускается весьма акцентированно, а не бесшумно, как можно было предполагать. Так же отчетливо слышно и как он глушится.


Стоимость Toyota Prius в максимальной комплектации – 1 399 000 рублей

Субъективное впечатление

Toyota Prius ощущается тяжелым автомобилем, эдаким электрокатком. Достаточно быстрым катком. Ход – плавный, подвеска – в меру жесткая. В салоне, как и в багажнике, места предостаточно, несмотря на , который, по идее, должен был «съесть» часть свободного пространства внутри автомобиля. Интерьер же, несмотря на нестандартное расположение основных элементов, показался мне скучноватым – серая кожа и такой же безликий пластик. Вероятно, так подчеркивается экологичность автомобиля маркетологами Toyota.


Интерьер не отличается красочностью

С другой стороны, необычного тут действительно много: комбинации приборов как таковой нет – есть монохромный дисплей по центру передней панели; рычага КПП тоже нет – вместо него синий джойстик. Еще одна интересная особенность: при езде назад автомобиль издает резкие импульсные звуки «пи-пи-пи», как некоторые грузовики. С одной стороны, такая забота о водителе весьма похвальна, с другой – сильно раздражает.

Особенности и стоимость владения Toyota Prius

Одно дело – покататься на Toyota Prius несколько дней, а другое – владеть им. Об особенностях эксплуатации я спрошу у своего «френда» Александра Коченова.

– Александр, расскажи подробнее про эксплуатацию Prius. Дорогой он в обслуживании? Как быстро «уходят» колодки, на сколько хватает основной аккумуляторной батареи?

– У меня предыдущая модель – Toyota Prius 20, которых сейчас достаточно много на вторичном рынке. При покупке заменил масло в коробке и меняю его раз в 80 тыс. км. В моторе масло меняю раз в 10-13 тыс. км – лью «синтетику», меняю воздушный, салонный и, естественно, масляный фильтры. Цена вопроса: 1200 руб. – масло, и около 1000 руб. трачу на все фильтры (это все сам делаю, благо теплый гараж с ямой есть в наличии). На машину поставил защиту картера, с установкой вышло около 3000 руб.


На предыдущем моем Prius при пробеге около 100 тыс. км менял передние колодки – 1200 руб. за комплект и 300 руб. за замену. Мне это сделали по пути в Нижний Новгород, когда старые внезапно заскрипели. Примерно так. Еще могу про кузовщину «докинуть».

На предыдущем своем Prius 11 попал в небольшую аварию, пришлось менять капот. Взял его за 5 тыс. руб. на «разборке». Тогда, два года назад, эта запчасть была в одном экземпляре на всю Москву. Сейчас таких проблем уже нет. Совсем.

На новогодние праздники планирую поехать в Австрию, покататься на «доске». Предварительно заеду в сервис: кажется, рычаги в передней подвеске «помирают», ну и колодки пусть глянут, пробегу уже тысяч 150.

Колодки задние вечные, передние ходят очень долго. Про умирающую батарею – сказки, они у первых Prius своей смертью начали умирать только сейчас. Ремонт недорогой, всю менять не обязательно – меняются отдельные элементы, по 1,5-3 тыс. руб. Новая стоит 60 тыс. руб., если покупать самому.

– Конечно! Toyota Prius – вполне комфортный автомобиль, не доставляющий головной боли.

Прогревается на ходу за 10 минут. «Кушает» по городу («газ в пол» и пробки): летом – 6 литров, зимой – 8. По трассе – смотря как едешь: 140-150 км/ч – 6,5 л, в потоке на скорости 90-110 – меньше «пятерки». Бензин заливаю 92-95 по настроению, разницы нет. И главное, автомобиль не ломается.

Немножко теории

Так в чем же инновационность автомобиля Toyota Prius? Только ли в гибридной силовой установке? Не только. Основные агрегаты автомобиля – мотор и коробка передач – в Toyota Prius не совсем обычные: двигатель работает по циклу Аткинсона, а КПП имеет так называемую планетарную структуру.

Основное отличие двигателя, работающего по циклу Аткинсона, от ДВС, работающего по классическому циклу Отто, – другие фазы газораспределения: 3-й такт впуска значительно длиннее, клапан закрывается на половине пути поршня к верхней мертвой точке, то есть когда в цикле Отто уже происходит такт сжатия. Кроме того, двигатель Аткинсона получил специальный коленвал со смещенными точками крепления, что позволило снизить потери на трении и поднять степень сжатия мотора до 13:1. В целом цикл Аткинсона эффективнее цикла Отто более чем на 10%. Однако такой тип двигателя способен хорошо работать лишь на высоких оборотах, на малых мощностные показатели подают. Поэтому данный силовой агрегат отлично сочетается с электромотором, который компенсирует нехватку тяги на «низах».

Коробка передач в Toyota Prius – планетарная: механическая система, состоящая из нескольких планетарных зубчатых колес (шестерен), вращающихся вокруг центральной солнечной шестерни. Такой тип коробки передач более компактен и обеспечивает быстрое и плавное переключение скоростей без потери мощности, в отличие от обычной АКПП с гидротрансформатором. Планетарные передачи отличаются долговечностью, так как нагрузка передается сразу несколькими сателлитами, что снижает напряжение зубьев. По субъективным ощущениям, такой тип коробки передач похож на вариатор – автомобиль разгоняется плавно и без рывков.


Планетарная передача

Что касается гибридной схемы Toyota Prius, то она в автомобиле параллельная и состоит из двигателя внутреннего сгорания объемом 1,8 л и мощностью 99 л.с. (145 Н·м) и электромотора мощностью 81 л.с. (207 Н·м). Кроме двигателей гибридная схема включает в себя инвертор, аккумуляторную батарею и генератор, который также выполняет роль стартера для пуска бензинового двигателя. Батарея может заряжаться несколькими способами: при торможении (рекуперация энергии), от двигателя через генератор и используя кинетическую энергию автомобиля.

Автомобиль на тест-драйв был предоставлен компанией «Рольф».

Николай Назайкинский

Даже в своем третьем поколении в России остается нишевым продуктом. Чтобы узнать, чем может привлечь этот высокотехнологичный автомобиль женщин, мы задействовали нашего тест-пилота в юбке

Суть Toyota Prius - это вызов. Вызов классическому дизайну, традиционным технологическим решениям и наплевательскому отношению к окружающей среде. В этом смысле владелец японского гибрида - бунтарь и оригинал, что не мешает ему быть прагматиком. Ведь автомобиль, первое поколение которого дебютировало в 1997 г., остается лидером сегмента по аэродинамике (коэффициент CX здесь всего 0,25), и в его «теле» бьются сразу два «сердца»: бензиновый 1,8-литровый 99-сильный агрегат, работающй по циклу Аткинсона, дополнен 82-сильным электродвигателем (совокупная мощность - 136 л.с.). Само собой, есть и комплект никель-металлгидридных батарей. Тяга передается на колеса передней оси через вариаторную трансмиссию. Такая схема позволяет проезжать до 2 км исключительно на электротяге, но машина имеет также «боевой» режим Power, когда ДВС и электромотор работают совместно ради лучшей динамики. Иными словами, владелец Prius может хорошо экономить на топливе, время от времени превращая свой автомобиль в «зеленый» электрокар, но может и «пришпорить» свое транспортное средство, если нужно торопиться.

Несмотря на это, в разговорах начистоту друзья наверняка намекнут владельцу Prius, что тот переплатил, ведь за японский гибрид, сопоставимый по габаритам с седаном Mazda 3 и лифтбеком Skoda Octavia , придется отдать сегодня как минимум 1 535 000 рублей, в то время за «одноклассников» с обычным ДВС просят значительно меньше миллиона.

Фэншуй и оригами

Начиная тест, спрашиваю Еву, что может привлечь женщину в этом гибриде. Необычная внешность? «Ну, внешность тут на любителя, - замечает моя напарница. - Тем, кто фанатеет от всего японского - гаджетов, оружия, архитектуры, - думаю, понравится и силуэт, и фары, будто с зазубринами, и люк с солнечными батареями. Или хотя бы перепонка на заднем стекле - выглядит необычно, провокационно. Жаль только, что ее нижняя часть быстро покрывается грязью». Вот вам и обратная сторона футуристического дизайна!

«Но на самом деле, - развивает мысль Ева, - меня больше цепляют интересные «фишки» в салоне. Рычажок переключения передач голубого цвета и красная клавиша «аварийки» на сером фоне - это как яркие акценты в живописи. Какой-то знак, символика, сигнал».

А как с практичностью? Ведь создатели Prius утверждают, что нашли оптимальный баланс между комфортом, удовольствием от вождения и эксплуатационными расходами. Здесь у нашего тест-пилота тоже свое мнение: «Мне больше всего импонируют хороший обзор и маневренность - габариты чувствуешь великолепно. И автопарковщик имеется, правда, чтобы его активировать, нужно куда-то вглубь меню лезть - неудобно, лучше бы обычные датчики парковки сделали. А то сдаешь назад, слышишь резкий писк и думаешь, что это датчики отрабатывают, а оказывается, просто звуковое сопровождение. А вот камера заднего вида - вещь действительно полезная. Только объектив все время протирать нужно, иначе изображение на дисплее размытое, как в тумане».

Подводя итог первым впечатлениям, Ева говорит, что, на ее взгляд, этот автомобиль какой-то парадоксальный. Например, здесь есть много девайсов, направленных на комфорт и безопасность (навигатор , круиз-контроль, громкая связь для телефона, проектор на лобовое стекло), но организовано все это не очень удобно. Так, кнопки обогрева передних сидений под центральной консолью нужно долго искать, да и интенсивность обогрева не настроить - можно только включить или выключить. К тому же кресла прогреваются неравномерно: поясница теплая, а плечи холодные. Есть и другие неоднозначные моменты, которые соседствуют с весьма удачными решениями конструкторов. Дверные проемы широченные - удобно и вещи закинуть, и ребенка в детское кресло усадить, багажник же длинный и широкий, но, к сожалению, невысокий: небольшие коробки и сумки влезут, а вот что-то объемное вряд ли. «Ничего удивительного, - отвечаю, - ведь под задним диваном разместилась батарея. Это она отобрала полезное пространство. Зато, если сложить сиденья заднего ряда, получается ровный пол, а это, как ни крути, преимущество».

А следом уже сам пытаюсь обратить внимание на достоинства «японца»: «С мелкими эргономическими недостатками вполне можно мириться. Зато бортовая электроника - самая современная. Взять хотя бы солнечную батарею в крыше! Летом, в жару, элементы люка питают климатическую установку и не дают салону нагреваться». Ева соглашается и добавляет, что ей очень нравится мощная печка (лобовое стекло быстро оттаивает даже в сильный мороз), а также… глубокие басы магнитолы - звук, как в автомобилях премиум-класса.

Главная кнопка

«У меня от обилия кнопок на руле и центральной консоли просто глаза разбегаются, - то ли жалуется, то ли восхищается Ева. - С руля можно управлять не только «музыкой» и круиз-контролем, но и печкой». Пытаясь ухватить суть настроения Моторной, спрашиваю, какая кнопка тут для нее главная. «Конечно, PWR, - выносит неожиданный вердикт наш тест-пилот. - Ездить в Москве можно, только если она всегда нажата: тогда гибрид показывает, на что он по-настоящему способен». Я почти готов согласиться. Кнопка PWR (Power - «мощность») действительно обостряет реакцию на «газ » до предела, да и бензиновый мотор начинает звучать на спортивный манер. Ездить с такими настройками приятно, тем более что и расход топлива возрастает не так сильно - с фактических 6,5 л/100 км в черте города зимой примерно до 8 л/100 км.

Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин

Fiat Linea
(седан 4-дв.)

Поколение II Тест-драйвов 3

Однако я все-таки не теряю надежды увидеть в Еве если не защитника экологии, то хотя бы рачительную автомобилистку: «Но ведь есть еще экономичный режим ECO mode и электрический EV. Ты что, их игнорируешь?» Вопрос, честно говоря, провокационный: дело в том, что обычно бортовой компьютер быстренько переключает электрорежим на ECO mode, в результате чего притупляется отклик на «газ», на 11,6% сокращается степень открытия дросселя и понижается производительность кондиционера. В ответ слышу: «В электрическом режиме логично и комфортно двигаться в глухих пробках, но далеко так не уедешь. К тому же во многих ситуациях важнее успеть проехать перекресток, а не сэкономить. В конце концов, по чеку, который выставляет Prius, я в состоянии заплатить», - резюмирует Ева, имея в виду калькуляцию, которую осуществляет после каждой поездки бортовой компьютер автомобиля: на израсходованное топливо здесь вывешивается «ценник» в евро.

Что касается управляемости, то наши с Моторной взгляды полностью совпали. «Машина хорошо слушается руля, не рыскает на высокой скорости, руль довольно легкий, но информативный», - говорит Ева. Ей не нравится, пожалуй, только, поведение автомобиля на скользкой зимней дороге: «Чуть подморозит, и тормозной путь заметно увеличивается. Этого как-то не ожидаешь». На самом деле поведение Prius на обледенелом асфальте типично для переднеприводного автомобиля, да и к алгоритму замедления сложно придраться, тем более что любые поползновения уйти с курса пресекают штатные ABS, ESP, cистема помощи при экстренном торможении (EBA), система распределения тормозного усилия (EBD) и противобуксовочная система (ASR).

Подытоживая, задаю напарнице контрольный вопрос: «Для кого же сделана эта машина?» «Мне кажется, прежде всего для мужчин - практичных, не слишком молодых, умеющих считать деньги и испытывающих слабость к гаджетам», - отвечает наш тест-пилот. Что ж, собственно, ради максимальной экономии и комфорта этот автомобиль и задумывался. Причем в кризисные времена, по мнению Евы, популярность японского гибрида может возрасти. И, может быть, даже среди женщин.

Автор Василий Сергеев, обозреватель журнала "Автопанорама" Издание Автопанорама №4 2015 Фото Кирилл Калапов

Отзывы о Тойота Приус с момента ее существования только положительные. Автомобиль действительно хорошо продуман, более двенадцати лет он выпускается в различных модификациях. Всего этого автомобиля выпущено более двух миллионов экземпляров. В Швеции на 1000 человек приходится 6 таких авто. Такая востребованность на данное средство транспорта обусловлена экологическими качествами и экономичностью топлива.

Немного истории

Первые автомобили вышли в 1997 году и только через шесть лет была выпущена следующая волна этих средств транспорта. 2011 год ознаменовался выходом третьего поколения Тойоты Приус и любители гибридных авто сразу были покорены ним. Последнее поколение отличается от предыдущих характеристиками ДВС. Старые модели выпускались с двигателями объемом 1,5 л, а мощность их была меньше на 20 л.с., чем у современных каров.

Концепция

Если упустить технологические новшества, которые гениальные японские разработчики реализовали в этом авто, то полным обзор Тойота Приус назвать будет нельзя. Вся суть гибридных автомобилей состоит в установке силовых агрегатов в количестве 2 штук. Один это обычный ДВС, а второй – электрический двигатель. Машина запускается от ДВС сразу же. За счет энергии движения (кинетической) собирается энергия электрическая, позволяющая перейти на электрический двигатель для экономии топлива. Большим плюсом является одновременная работа двух двигателей. Для работы данной системы нужен обязательно аккумулятор, накапливающий на первых парах электрическую энергию, без которой не возможна работа электрочасти силовой установки.

Вид внутри и внешне

Современная модификация Тойоты Приус не сильно отличается от второго поколения, хотя смещена немного назад кабина, удлинился чуть капот. Внешний вид теперь представляет динамичный и сбалансированный автомобиль для семьи.

Больше информации предоставляет современная модель на панели приборов. В центе ее расположен большой дисплей, информирующий водителя о состоянии авто. Здесь же вы увидите кнопку, запускающую двигатель. Немного дальше расположился рычаг, переключающий скорости.

Делая обзор Toyota Prius, хочется упомянуть обязательно о сидениях. Кресло водителя по сравнению со старой модификацией расположено выше, нет такого и в машинах, принадлежащих такому классу. Такой ход позволил улучшить для водителя углы обзора, а также процедура высадки и посадки стала проще.

Остальные места посадки тоже очень удобные, в них имеется индивидуальная регулировка. Авто выполнено на высшем уровне, его можно относить к высшему классу. Но есть и минусы – двери имеют пластиковые вставки и материал для сидений.

По внешнему виду есть сходство с Короллой и все же авто имеет собственные черты. Для освещения используются только светодиодные лампы.

Нам поставляют автомобили с колесными дисками в 15 дюймов, а вот в Скандинавию и Северную Америку в 17 дюймов. Если и вам захочется их заменить, то проблем не будет.

Технические характеристики

Рассмотрим технические характеристики авто.

  • Начнем с марки - Toyota Prius Wagon.
  • Изготавливается в Японии.
  • Тип кузова – Хетчбек.
  • Дверей и мест в авто по 5.
  • Двигатель объемом 1797 куб.см.
  • Мощность – 99л.с., 5200 об.мин.
  • Скорость максимально развивает до 165 км/ч.
  • За 10 с разганяется до 100 км/ч
  • Параллельный тип привода.
  • 5 АКПП – КПП
  • Топливо – бензин, с расходом на 100 км по городу 4,2 л, а по трассе – 3,8 л
  • Ширина авто 1775 мм, длина – 4615 мм, клиренс – 140 мм, высота – 1575 мм
  • Шины - 205/60R16
  • Полная масса авто- 1805 кг, снаряженная – 1470 кг
  • Топливный бак объемом 45 л.

Приступим к обсуждению двигателей, которых в автомобиле 2. Работать могут они поочередно или в паре. Основным агрегатом является ДВС, имеющий объем 1,8 л. Скорость авто может составлять 180 км/ч, но все же благоприятнее режимы при езде менее 140 км/ч. Если включить кондиционер или печку, то на сто километров потребуется 8 литров бензина.

Электрический же двигатель, установленный в авто может иметь предельную скорость 70 км/ч. Этот агрегат наделен максимальной мощностью в 82 л.с.

Над оптимизацией работы данной машины японские конструкторы поработали максимально. Так силовая установка имеет два режима работы: EcoMode и PWR Mode. В первом режиме авто едет не слишком резво, но зато максимально экономиться бензин. Второй режим наиболее динамичный, упор в нем ставится на скорость, и нет практически контроля расхода топлива.

Технические характеристики, присущие Тойоте Приус, позволяют экономно расходовать топливо – на 100 км – 2 л. А это фантастический показатель.

Следующим объектом рассмотрения станет подвеска автомобиля, не являющаяся чем-то особенным. Впереди установлена подвеска McPherson, а сзади полунезависимая, наделенная одной Н-образной балкой. Над передней осью находится блочок, в который входит силовая часть и электроника. Под задним сиденьем расположилась тяговая батарея.

Техническая часть автомобиля организована грамотно, что дает положительные отзывы Тойота Приус.

Гарантия

Японская корпорация предоставляет на данный автомобиль выгодные гарантийные условия. Так полная гарантия составляет пробег 100 тыс. км или три года. Выбирать условия гарантии может покупатель. Отдельная гарантия предоставляется и на гибридные части, к ним относится и аккумуляторная батарея. Срок этой гарантии 5 лет. Покупая данный автомобиль, поломок бояться не следует, ведь японский производитель обещает не оставлять в беде.

Экология

В западной Европе давно при покупке машины делается ставка на количество выбросов СО2, СО и угарного газа. Объясняется это определенными дотациями и налоговыми льготами. Эти авто наносят минимальный вред окружающей среде. Переплачивая за автомобиль, покупатель в тех странах компенсирует затраты льготами. Поэтому эти машины очень популярны по всему миру.

В нашем отечестве не получил распространения подобный «зеленый тариф». Нет нужных законодательных инициатив, базой которых может стать мировой опыт.

Ценовая политика

Данное гибридное средство транспорта представлено в двух модификациях: базовая и улучшенная. Цена Тойота Приус базовой модификации составляет один миллион 125 тысяч рублей. Улучшенная модификация дороже на 249 тысяч рублей, но переплачивать стоит. Конечно, отталкиваться нужно от своего бюджета.

Итоги

Тест драйв Тойота Приус нами заканчивается. Автомобиль, несомненно, стал культовой моделью в мировых масштабах. На просторах отечества он только начинает свой путь, его шажки еще маленькие. Преград много – бюрократические в плане законодательства, завышенная стоимость. Но радует, что автомобиль у нас начинает осваиваться и занимать свою нишу. Такие автомобили с каждым годом все востребование. Такой транспорт в мире станет основным. Может и наши автолюбители, смогут идти в ногу со временем и пересядут на такое авто.

У тро, в которое мне предстояло забирать из офиса российского представительства компании Toyota гибридный «Приус», выдалось пасмурным. Стою на стоянке, жду, пока мне принесут заветный ключ. Корпоративная этика вынуждает сотрудников ставить на парковку перед зданием только автомобили Toyota и Lexus, все остальные спрятаны на паркинге сзади. Здесь и новые Toyota Land Cruiser Prado, и веселые малыши iQ, и премиальные «Лексусы». На фоне всех остальных необычным каплевидным силуэтом выделяется белоснежный Prius.

В нешний вид точь-в-точь как в фильмах будущего 10-летней давности, в которых автомобили с причудливыми формами словно парят над улицами современных мегаполисов, где наравне с людьми миром управляют роботы с продвинутым интеллектом, который во что бы то ни стало должен захватить мир и уничтожить человечество.

П очему-то Toyota Prius вызывает у меня именно такие ассоциации. Сложная передняя оптика с двумя светодиодными линзами, горбатая крыша, фирменные значки Toyota с голубым ореолом, свидетельствующем о сложной гибридной начинке этого дорожного аппарата, причудливые легкосплавные диски, выполненные для улучшения сопротивления воздушным потокам – экстерьер «Приуса» можно описывать до бесконечности. Однако разрабатывая этот автомобиль, японские инженеры в первую очередь думали не о высокой моде и автомобильных подиумах, а об аэродинамических характеристиках. Ведь философия гибридного привода – это защита окружающей среды и экономия топлива. Надо сказать, что с этой задачей «тойотовцы» справились хорошо: коэффициент аэродинамического сопротивления у Toyota Prius равен 0,25 Сх.

В салоне тема будущего нашла продолжение в электронной комбинации приборов, пухлом руле-штурвале со стесанной нижней площадкой, «парящей» центральной консоли и филигранно выполненном селекторе трансмиссии. Все скромно, не вычурно, но достаточно функционально и современно. Передние кресла отличаются сносным профилем, но из-за очень скользкой кожаной отделки в повороте пассажиров буквально выбрасывает из сиденья. В поворотах приходится изо всех сил упираться в площадку для левой ноги и держаться за пухлое рулевое колесо.

К ак настоящий автомобиль будущего, Toyota Prius имеет в своем арсенале парочку примочек для «развлечений». Первая – проекция скорости и данных навигационной системы на лобовое стекло. Вроде бы обычное дело, но и здесь Toyota пошла дальше: специальными клавишами картинку можно регулировать по высоте и яркости.

Т акже нельзя не отметить и возможность автоматической парковки. И «Приус» опять удивил! Он может парковаться не только параллельно, но и перпендикулярно. Правда, процедура это муторная, да и условия для парковки должны быть идеальными.

С зади Toyota Prius просторная и удобная – центрального тоннеля фактически нет. Расстраивает лишь все та же пресловутая скользкая кожа. Объем багажника составляет 445 литров. Немного? Зато под полом умудрились разместить полноразмерную запаску, да еще и комплект аккумуляторов, питающих электрическую составляющую гибридного привода.

С уммарная мощность гибридной силовой установки Toyota Prius составляет около 136 л.с., которые складываются из 99 л.с. 1,8-литрового бензинового двигателя и 79 л.с. электромотора. Сложная арифметика, не правда ли? Все дело в том, что из «идеальных» 178 л.с. нужно вычесть часть мощности, которая уходит на подпитку электродвигателя, чем занимаются генератор и комплект аккумуляторов.

Ф илигранный селектор трансмиссии, расположенный на «парящей» консоли, отвечает только за ездовые режимы, «паркинг» включается отдельной кнопкой. Рядом примостились еще три клавиши, отвечающие за режимы работы. Первый EV активирует только электротягу. В результате Prius превращается в настоящий «троллейбус». Но здесь есть свои ограничения: газ сильно не нажимать, больше 35 км/ч не разгоняться. Да и заряд батареи в режиме EV тает на глазах. Экономичный режим Eco больше подходит для толчеи в пробках. Отклики на педаль акселератора вялые, но и расход топлива соответствующий. После нажатия клавиши PWR гибридная Toyota преображается. Реакции на газ становятся быстрее, а ускорение – динамичнее.

Р улится «Приус» синтетически. На скорости нередко требуются излишние подруливания, необходимость которых вырастает при сильном боковом ветре, который так и норовит вытолкнуть хэтчбек на соседнюю полосу. В поворотах досаждает явно ненатуральное усилие на руле, в результате чего водителю приходится играть в «угадайку» при выборе правильной траектории. Зато в городе тойотовский гибрид в своей тарелке. «Короткий» руль, хорошая маневренность и легкость в управлении отлично сочетаются с урбанистическим пейзажем большого мегаполиса.

Т еперь о главном, об экономичности. Ведь как ни крути, а гибридный привод появился именно с целью сократить количество вредных выбросов в атмосферу, что находится в прямой зависимости от расхода топлива. Здесь Prius не подкачал. Согласно показаниям бортовой электроники, средний расход топлива составил около 5 литров на 100 км пути. Причем феномен гибрида заключается в том, что и в пробке, и на трассе эта цифра если и имеет отклонения, то буквально на пару десятых. Ведь в пробке большую нагрузку берет на себя электромотор, а на трассе бензиновый двигатель по законам жанра сам занимается экономией. Конечно, при желании и на «Приусе» можно поднять расход топлива до серьезных высот, но создавался автомобиль совсем не для этого.

С тоимость Toyota Prius у официальных дилеров составляет 1 249 000 рублей. Сумма немалая. За эти деньги большинство россиян предпочтут автомобиль классом выше. Однако постепенно и в нашей стране люди начинают задумываться об экономичности, все больше и больше обращая внимание на современные дизельные моторы. Может, когда-нибудь дойдет очередь и до гибридов. Только для этого мало расхода 5 литров на 100 км. Для владельцев гибридных автомобилей нужно ввести льготный транспортный налог, сделать скидки на топливо. И только тогда мечты о зеленой планете с чистым воздухом и кристальными реками могут стать немножко реальнее. А пока технологичный «Приус» вынужден соседствовать на дороге с 20-летними полуразвалившимися грузовиками, у которых на стекле красуется новенький талончик техосмотра, а из выхлопной трубы валит дым вперемешку с моторным маслом…

Р услан Галимов


Портал сайт поддался западному тренду и провел три недели, максимально экономя топливо и минимально загрязняя окружающую среду, вместе с самым недорогим гибридным автомобилем российского рынка – Тойотой Приус.

Автомобили с шильдиком «Hybrid» или просто «h» на российских дорогах с каждым годом встречаются всё чаще. Ещё бы! Ведь российские представительства восьми автомобильных концернов пополнили шоу-румы двоякодвижимыми моделями.

К сожалению, почти все из представленных автомобилей относятся к премиум-классу и недоступны большинству покупателей из-за очень высокой цены. А те, кто может себе позволить выложить несколько миллионов рублей за инновационный автомобиль, чаще выбирают не экономичный, а наоборот, мощнейший из предлагаемых вариантов. Таковы особенности нашего автомобильного менталитета.

Это, кстати, отлично понимают в компании Lexus, которая является рекордсменом как по количеству гибридных моделей в гамме, так и по их продажам. Дело в том, что гибридные версии моделей Лексус являются одновременно и одними из самых мощных модификаций. И российские покупатели премиального японского бренда, в большинстве случаев, покупают не гибридную технологию, а количество лошадиных сил.

Мы же решили протестировать, если так можно выразиться, «народный гибрид» – Toyota Prius. Конечно, и его дешёвым никак не назвать: базовая стоимость – 1 189 000 рублей, а протестированного автомобиля – 1 395 000 рублей. Однако, как ни крути, Приус – самый доступный автомобиль российского рынка с бензоэлектрической силовой установкой. Во многом, благодаря этому в 2011 году в России было реализовано 225 автомобилей, то есть, по одной машине каждые полтора дня, что не так уж и плохо.



Вот и попробуем поставить себя на место потенциального владельца и оценить все особенности необычной модели.

Необычность Приуса сразу подчёркивается внешностью. Хотя, формально, автомобиль относится к популярному «гольф»-классу и представляет собой обычный пятидверный хэтчбек, дизайнерам удалось создать образ, сразу выделяющийся из потока одноклассников. Назвать красавцем Приус, конечно, получится вряд ли, однако, есть в его экстерьере какая-то неуловимая притягательность, которой, до последнего времени, были лишены остальные модели Тойоты.

Теперь о самом интересном — силовой установке. Если не углубляться в технические подробности, она у Тойоты Приус состоит из четырех частей: двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя, мотор-генератора и высоковольтной батареи.


Основой движущей силой служит бензиновый двигатель системы Аткинсона объемом 1.8 литра и мощностью 99 лошадиных сил, который помимо того, что приводит в движение передние колёса Приуса, является ещё и источником энергии для генератора, который тут же передаёт её тяговому электромотору. Кроме того, во время остановок генератор подпитывает батарею при включённом ДВС, а также, по сути, является для него стартером.

Электродвигатель помогает как ДВС, обеспечивая его дополнительной тягой, так и зарядке высоковольтной батареи, которой электромотор передаёт энергию, полученную от рекуперативного торможения.

Сама батарея Panasonic эквивалентной мощностью 37 лошадиных сил является источником движения Приуса при отключенном бензиновом моторе, полностью превращая Тойоту в электромобиль.

Синхронизация работы всех элементов силовой установки осуществляется посредством компьютера. Водитель может выбирать лишь режим движения: EV – режим электромобиля, ECO mode – режим максимальной экономии топлива и POWER mode – режим максимальной отдачи всей силовой установки.


Стоит отметить, что в EV-режиме Prius может проехать не более двух километров и не быстрее 33 км/ч, причём нажимать на педаль газа нужно очень плавно, иначе неизбежно подключится бензиновый мотор, сообщив об интенсивном ускорении. Особенностью работы в других режимах является тот факт, что у Toyota Prius отсутствует холостой ход: гибридный хэтчбек трогается исключительно на электротяге с последующим подключением ДВС и глохнет, как только правая нога снижает давление на педаль акселератора.

Несмотря на всю сложность конструкции, за всё время теста придраться к работе двигателей нам не удалось, учитывая даже те факты, что подопытный Приус успел пробежать около 30 000 км и застать 25-градусные морозы. Бензиновый двигатель подключался всегда без каких-либо сбоев, причём, делал это очень деликатно, не вызывая приступов раздражения.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков