Штраф за перегруз по общей массе. Штраф за превышение нагрузки на ось

Штраф за перегруз по общей массе. Штраф за превышение нагрузки на ось

В Министерстве Транспорта РФ придумали очередные меры, которые защитят дороги от преждевременного разрушения. Санкции за перегруз существенно ужесточаются. В предложении есть плюсы для перевозчиков, однако минусов - не меньше.

Вкратце о сути инициативы. Во-первых, за перегруз транспортного средства теперь придется отвечать грузовладельцу, который ранее оставался безнаказанным. А во-вторых, крупные штрафы (до 500 тыс. руб.!) будут грозить не только юридическим, но и физическим лицам, которые раньше в основном отделывались легким испугом (небольшим штрафом). А теперь разберемся подробнее, к чему внедрение этой идеи приведет.

Перегруз выгоден

Начнем с того, что это не первая мера на тему сбора средств с участников рынка за порчу дорог. С ноября c владельцев грузовиков массой выше 12 т будет взиматься плата за проезд по федеральным трассам - 3,7 руб. за 1 км. Собранные средства, порядка 50 млрд руб. ежегодно, как обещано, пойдут в дорожный фонд. При этом "Росавтодор" рассматривает возможность подобного же сбора с тяжелых грузовиков и автомобилей массой свыше 3,5 т с ноября нынешнего года. Как задумка на перспективу обсуждается предложение обложить подобным образом и проезд по региональным трассам.

И чиновники, и многие перевозчики не отрицают, что проблема превышения нагрузки на ось действительно актуальна. По оценке "Росавтодора", ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам грузовиками, составляет более 2,5 трлн руб. Начальник управления эксплуатации автомобильных дорог ведомства Павел Ручьев приводил данные о том, что 28% федеральных автодорог работают в условиях перегрузки. По его данным,

с превышением нагрузки сейчас следует более 30% всех грузовых автомобилей. В среднем они перегружены на 45%.

"Грузовладельцы в погоне за сокращением стоимости доставки хотят максимально загрузить машину, а перевозчики, боясь потерять контракт, идут на это, что в итоге приводит к ускоренному износу транспортных средств и дорог, по которым движется этот транспорт", - комментирует директор по транспорту FM Fresh Александр Дьяконов.

По оценке главы Уральского филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александра Салаутина, перевес на большегрузных (негабаритных и тяжеловесных) автопоездах, созданный грузовладельцем, может достигать 2,4 и даже 5 т при общем грузе массой 70 т. Так что проблема действительно актуальна.

"Чаще всего такие случаи встречаются в перевозке стройматериалов, песка, щебня, товаров, расфасованных в мешки, а также пива, арбузов и картофеля", - свидетельствует Александр Дьяконов. В транспортной компании РАТЭК упоминают наряду с сыпучими грузами автозапчасти и металлопрокат. На нарушения, по словам участников рынка, часто идут грузоотправители при перевозке небольших, но тяжелых грузов - не хочется отпускать полупустую машину.

По словам независимого эксперта в сфере логистики Александра Трахтенберга, среди самих транспортников чаще всего идут на риск, соглашаясь на серьезный перегруз, индивидуальные предприниматели и небольшие компании.

Кто виноват, тот и платит

Для транспортных компаний наказание за превышение нагрузки на ось существует уже сейчас. Компанию-перевозчика при нарушении ожидает штраф в сумме до 500 тыс. руб.

А вот грузовладелец не нес никакого наказания и зачастую специально дезинформировал о весе груза. И только когда автомобиль попадал на весовой контроль, грузоперевозчик узнавал о перегрузе и, соответственно, получал наказание.

За все отдуваются транспортники, причем санкционная система довольно громоздкая. Штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража, причем оплатить его надо на месте под угрозой штрафстоянки, рассказывает начальник автоколонны в логистической компании "Веста" Светлана Быкова.

В случае поддержки предложения Минтранса и владельцу груза придется отвечать за "излишки". Придется законопослушно взвесить свой груз, опломбировать грузовик и выдать водителю машины сертификат о проведенном взвешивании. Для транспортных предприятий нововведение скорее в плюс: пока что перевозчик не имеет рычагов влияния при погрузке.

"Уравнивание ответственностей грузоотправителя и перевозчика даст возможность дисциплинировать обе стороны", - считает исполнительный директор "Хино Моторс Сэйлс" Юрий Зорин. А Александр Дьяконов из FM Fresh указывает, что транспортным компаниям такое новшество даже будет выгодно, если, конечно, грузовладелец будет исправно платить за рейсы и при этом не превышать нормативы нагрузки.

Однако, как говорится, возможны варианты. Если грузовладельцы продолжат превышать нормативы, перевозчикам придется заложить штрафы в тарифы, рассуждает эксперт. Что не может не отразиться на ценах товаров, которые, как известно, и так растут.

"Не все виды грузов, например строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков", - добавляет Юрий Зорин. Придется закладывать в тарифы и процесс получения спецразрешений.

Против "уклонистов"

Вторая новелла, предлагаемая Минтрансом, вызывает больше нареканий. Напомним, предлагается уравнять штрафы для юридических и физических лиц. Сейчас последние в случае нарушения платят скромную сумму всего в пару тысяч рублей. Так что распространилась практика: юрлица сдают свои автомобили в лизинг физлицам и в случае штрафа отделываются очень скромными суммами. Теперь же это не пройдет - санкции вырастут вплоть до 500 тыс. руб.

Сдача автопарка в аренду с целью уклонения от больших штрафов прекратится, прогнозируют перевозчики.

В небольших компаниях, правда, опасаются, что штрафы окажутся неподъемными, что приведет к массовому закрытию (точнее, станет дополнительным стимулом для него). Как бы то ни было, речь опять же о росте тарифов и за ними цен на товары, говорят участники рынка.

Дополнительным фактором для вышеозначенных негативных процессов стало то, что формула расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами при превышении допустимых осевых нагрузок, была скорректирована, причем не в пользу перевозчиков. Благодаря изменениям в Правилах перевозки грузов допустимые нагрузки были уменьшены.

Эти и другие изменения законодательства делают использование тяжелых фур менее выгодным - интерес к самосвальной технике с меньшим собственным весом вырос уже сейчас, свидетельствуют в ООО МЗ "Тонар".

Весы для грузовиков

Прежде чем усложнять систему санкций за перегруз, надо наладить систему автоматизированного весового контроля, считают участники рынка. Впрочем, пилотные проекты на эту тему уже работают. Например, в Татарстане. Здесь, как докладывал замминистра транспорта республики Анатолий Геллер, проводится эксперимент по оснащению осей транспортных средств датчиками нагрузки с привязкой к навигационному оборудованию. "Ведь фактически не более 10% транспортных средств имеют нарушения, связанные с превышением нагрузки на ось. А остальные 90% вынуждены простаивать на весах и ждать своей очереди", - объясняет эффективность такого нововведения чиновник.

В "Ространснадзоре" намерены в перспективе наладить всероссийскую систему "отлова" перегруженных автомобилей, о чем прессе сообщил замглавы службы Асланбек Ахохов. Согласно пояснениям чиновника, машины сначала будут проезжать через вмонтированные в дорогу весы. В случае обнаружения перегруза авто отправят на стационарный пункт взвешивания для проверки корректности данных. И только после этого будут выписывать штрафы. Все данные с постов весового контроля будут поступать в "Ространснадзор" и "Росавтодор".

Надо ли добавлять, что такая общероссийская система обещает влететь налогоплательщикам в копеечку?

Комментарии участников рынка

Юрий Зорин, исполнительный директор "Хино моторс сэйлс":

Введение штрафов для грузоотправителя и увеличение их для физлиц (до 500 тыс. руб.) приведет к тому, что перевозчики заложат соизмеримые риски в цену своих услуг, а грузоотправители - в цену товаров. Однако и соблюдение правил загрузки (правильное распределение грузов), скорее всего, увеличит конечный ценник. С другой стороны, не все виды грузов, например, строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков. Кроме того, здесь встает вопрос о сроках получения спецразрешения и требуемых сроках доставки.

Александр Дьяконов, директор по транспорту FM Fresh:

Сейчас, если при взвешивании автомобиля установлено, что вес превышает разрешенный законодательством норматив хотя бы на 500 кг, водитель должен заплатить штраф. У водителя не всегда с собой есть необходимые деньги. Поэтому он связывается со своим руководителем, но оперативно отправить деньги, как правило, не удается. И автомобиль помещается на штрафную стоянку.

Возможно, стоило бы организовать процесс следующим образом: создать пункты автоматизированного весового контроля, оборудованные камерами видеофиксации по типу контроля скоростного режима. Если весы фиксируют нарушение, то видеокамера считывает государственный номер автомобиля и отправляет в единый центр для оформления штрафа с последующей отправкой почтой владельцу автомобиля. Это позволит сделать процедуру максимально прозрачной.

Сергей Карчевский, заместитель начальника управления сбыта по региональным продажам ООО М3 "Тонар":

Практика показывает, что в последнее время вырос интерес к самосвальной технике с меньшей собственной массой. Этому способствовали, в том числе, последние изменения в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом (в редакции Постановления №12), согласно которым допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств (ТС) были уменьшены.

Считаю, что постановление №12 более прогрессивно в плане сохранения дорожного покрытия. Ведь на сохранность дорожного полотна в первую очередь влияет осевая нагрузка, а не полная масса ТС. Не случайно в Европе большим спросом пользуются многоосные ТС.

Можно прогнозировать, что спрос на прицепную технику с облегченным весом и большим количеством осей должен возрасти. А так называемые "монстры" постепенно уйдут в прошлое.

Иван Хворов, менеджер по продажам ЗАО "Алкоа СМЗ":

Уменьшение суммы допустимых осевых масс, узаконенное Постановлением Правительства РФ №12 от 09.01.2014, существенно сокращает полезную нагрузку грузовика. Учитывая, что прибыльность бизнеса перевозок всегда была низкой, уменьшение полезной нагрузки, разумеется, должно обратить внимание транспортников на вопрос снижения собственного веса сцепки. Этого можно достичь разными способами. Например, выбором меньшей кабины при заказе тягача или легкого дополнительного оборудования (компрессоры, ящики и пр.), а можно и заменой стальных элементов алюминиевыми. Отмечу, что некоторые компании (в том числе и Alcoa) предлагают онлайн-калькуляторы возврата инвестиций в облегчение массы сцепки. Когда перевозчик видит, за сколько окупятся деньги, вложенные в замену стальных дисков алюминиевыми, например, ему проще принять решение и планировать инвестиции. Только при замене стальных дисков алюминиевыми на 5-осной сцепке экономия массы составит 260-275 кг в зависимости от типоразмеров дисков.

Светлана Быкова, логистическая компания "Веста", начальник автоколонны:

Думаю, если такой закон примут, он будет дисциплинировать грузоотправителя. Сейчас за все отвечает водитель - он должен следить и за погрузкой, и за распределением массы по осям. "Проспал" - значит виноват. Причем штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража от границы области до пункта контроля. И оплачивать его водитель должен сразу на месте, а у него не всегда есть с собой необходимые денежные средства. Если оплаты нет, то автомобиль помещается на штрафстоянку.

Добавлю, что у нас в парке многие автомобили оборудованы системой определения нагрузки на ось, позволяющей с достаточно высокой степенью достоверности определить массу перевозимого груза и правильность его размещения.

Одним из главных факторов, который негативно воздействует на дорожное покрытие и повышает вероятность возникновения аварии, является перегруз автомобиля. Причем эта вероятность существует как для грузового, так и для легкового автомобиля.

Какие конкретно риски существуют в случае перевоза на авто тяжелых грузов и какое наказание за это может последовать – об этом далее в статье.

Штраф за перегруз легкового авто

Легковой автомобиль выделен в отдельную категорию, поскольку требования к нагрузке осей и штрафы за это, установленные для грузовика, на него не распространяются. Но это не значит, что легковую машину можно безнаказанно нагружать по максимуму – это тоже является нарушением, ведь все риски и опасности в этом случае остаются теми же.

ВАЖНО! Применить штраф инспектор может только в том случае, если количество перевозимых в салоне пассажиров превышает допустимый предел.

Данный предел устанавливается заводом-изготовителем, но для его определения необязательно смотреть специальную документацию на авто. Определить максимально допустимое количество пассажиров можно и по наличию ремней безопасности – для каждого из них полагается один ремень.

Если данные требования не будут соблюдаться, к водителю будет применена следующая ответственность:

  • штраф в размере 500 руб . – за несоблюдение правил перевозки;
  • штраф величиной в 1000 руб . – за каждого пассажира в салоне, который не пристегнут.

То есть если посадить в четырехместную машину четырех пассажиров, то один из них окажется без ремня безопасности, поэтому водителю придется заплатить 1500 руб . Однако в некоторых случаях штраф может и не применяться – получится обойтись только предупреждением.

При перегрузе легкового авто так же, как и в случае с грузовым, оказывается негативное воздействие на различные детали и агрегаты, что приводит к их быстрому износу и повышает вероятность аварии. Для избежания всего этого нужно тщательно проверять вес перевозимого груза (особенно это касается водителей грузовиков) и убедиться, чтобы фактические данные совпадали с теми, что указаны в документации на товар. В противном случае избежать крупного штрафа не получится.

Штраф для грузового автомобиля

За нарушение установленных выше требований к водителю будет применяться штраф в соответствии со ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в размере:

  • 1,5-2 тыс. руб. – в общих случаях;
  • 10-15 тыс. руб. – для нарушителей, которые являются должностными лицами;
  • 250-400 тыс. руб. – для предприятий.

ВАЖНО! В некоторых случаях штраф может применяться и при отсутствии у водителя специального разрешения на перевозку крупногабаритных грузов, если оно является обязательным.

Заплатить при этом придется от 2 до 500 тыс. руб. Кроме этого, штраф может быть наложен и в том случае, если водитель проигнорировал знак 3.11 или 3.12. Данные знаки ограничивают движение автомобилей с определенной полной массой или нагрузкой на каждую ось. Штраф за нарушение составляет 2-2,5 тыс. руб.

Еще одно нарушение касается предоставления недостоверной информации относительно габаритов груза, что стало причиной нарушения правил его перевозки. За это полагается штраф в сумме 5 тыс. руб. Для юрлиц и предпринимателей эта цифра возрастает до 250-400 тыс. руб.

ВАЖНО! Для получения информации о точной массе перевозимого груза проводится специальная процедура – контрольное взвешивание (замер). Определять эти данные «на глаз» инспектор ГИБДД не может.

Что представляет собой перегруз

Перегруз автомобиля (вне зависимости от того, легковой он или грузовой) – это такое явление, при котором нагрузка на переднюю и (или) заднюю ось транспортного средства превышает установленный предел. Осевая нагрузка, в свою очередь, это давление, которое оказывает та или иная ось на дорожное покрытие из-за высокой массы перевозимого груза.

Общая масса снаряженного автомобиля состоит из двух компонентов:

  • вес самого ТС;
  • масса транспортируемого груза.

ВАЖНО! При этом общая нагрузка авто высчитывается путем сложения давления передней и задней оси.

На практике соотношение между осями неодинаковое и большая нагрузка всегда приходится на заднюю, поскольку там расположен грузовой отсек. Максимально допустимая масса для каждого автомобиля определяется заводом изготовителем и указывается в соответствующих документах.

Возможные риски при перегрузе автомобиля

Ограничение по предельно допустимому весу груза, перевозимого в автомобиле, вводится не случайно. В случае нарушения установленных требований водителя ожидает серьезная опасность, которая может заключаться в следующем:

  1. Разбивание дорог. Это первая и главная причина, по которой запрещается перегружать автомобиль. Повреждение дорожного покрытия является не просто ущербом, но также повышает вероятность возникновения аварий, в том числе с участием других транспортных средств.
  2. Вероятность возникновения аварии при езде на старых мостах и конструкциях. Это также может привести к тому, что покрытие просто не выдержит давления и может быть разрушено, создавая опасность как водителю, так и другим автомобилям и людям.
  3. Удлинение торможения. Перегруженный автомобиль будет медленнее останавливаться, что может стать рискованным в случае угрозы ДТП. При резком торможении автомобиль может занести из-за повышенной неустойчивости авто. Особенно это опасно, если дорога мокрая и скользкая (при дождливой погоде или в гололед).
  4. Высокий износ частей самого автомобиля (сцепления, шин, тормозной системы). На плохой дороге или при неаккуратном управлении у автомобиля могут просто лопнуть рамы или амортизаторы.

ВАЖНО! Кроме всего этого, существует вероятность, что груз может выпасть из машины. Это также является аварийным риском, особенно если груз относится к категории опасных.

Это лишь основные факторы, подтверждающие, насколько рискованным может оказаться перегруз ТС. С целью предотвращения всех этих ситуаций к нарушителям может применяться штраф. Поэтому для отдельных категорий авто установлены максимально допустимые габариты и массы перевозимого груза, нарушать которые запрещено.

Максимально допустимая нагрузка на ось у грузового авто

В ГОСТах, в соответствии с которыми строятся дороги в РФ, содержатся требования относительно максимально возможной на них нагрузки. Такие же требования имеются и в Правилах дорожного движения, в соответствии с которыми все авто делятся на две категории:

  • группа А – они не могут двигаться по скоростным дорогам, для них допускается использование только автодороги 1, 2 и 3 категорий;
  • группа Б – такие ТС могут двигаться по любым видам автомобильных дорог, вне зависимости от их типа.

Для перечисленной выше максимальной нагрузки в законе предусмотрена допустимая погрешность в размере 5% . Все, что выше этого предела, уже считается нарушением.

Проведение контрольного взвешивания

Данная процедура проводится на контрольных пунктах проверки веса, которые специально устанавливаются на дорогах. Взвешивание может проводиться одним из данных способов:

  1. В динамике – в этом случае автомобиль взвешивается без остановки. Скорость движения при этом не должна превышать 5км/ч. Для определения массы машины используются поосные автомобильные весы. Основной недостаток этого способа – наличие погрешности при получении данных. В зависимости от ситуации она составляет от 0,5 до 3%.
  2. В статике – при этом машина полностью прекращает движение. Такое взвешивание позволяет наиболее точно определить полную массу транспортного средства.

Если в результате проведения процедуры было выявлено превышение закрепленного законом предела, по данному факту составляется акт в установленной форме. На основании данного документа к водителю применяется административная ответственность в виде штрафа, указанного выше.

Разумеется, перевозчики зачастую сталкиваются с нечестными грузоотправителями, которые в бумагах указывают один вес, тогда как на самом деле может иметь место серьёзный перевес. В этом случае сотрудники ДПС штрафуют водителя и владельца автомобиля. Законом предусмотрены в этом случае штрафы для физ.

Ответственность за перевес груза на грузовом автомобиле

лица – 5000 руб., а для юридического лица – от 250000 до 400000 рублей. При этом следует отметить, что за существенное превышение веса груза транспортному средству грозит отправка на штрафстоянку до уплаты штрафа.

факт искажения сведений;

Перегруз автомобилей – одна из проблем разрушения дорожного покрытия. Только в 2014 году приняли 3 закона, изменяющих правила проезда большегрузных автомобилей. Ниже будет рассмотрено понятие перегрузки автомобиля и ответственность за перегруз.

Перегрузка автомобиля – осевая нагрузка – нагрузка массы автомобиля, которая передаётся на дорожное полотно.

Масса автомобиля рассчитывается суммой нагрузки на заднюю ось и нагрузки на переднюю ось.

На некоторых участках трасс и почти перед каждым мостом можно увидеть знак 3.12, который устанавливает ограничение веса транспорта, проезжающего по нему. Если нагрузка на любую из осей автомобиля превышает установленное знаком ограничение, то водитель обязан проехать маршрут иным путём. За игнорирование знака статьёй 12.21.1 КоАП предусмотрена ответственность в размере 2 – 2,5 тысяч рублей.

Перегруз опасен разбиванием дорог, вероятностью возникновения аварийных ситуаций, удлинением тормозного пути, что также может привести к авариям. При этом ответственность за перегруженный автомобиль несёт всегда водитель.

Проверка массы автомобиля осуществляется на контрольных пунктах. В случае превышения максимально допустимой нагрузки на ось на водителя может быть наложен штраф от 1500 до 15000 рублей, а размер штрафа для перевозчиков юридических лиц – от 250000 до 400000 рублей. При этом допускается перегруз грузового автомобиля не более 5%.

Для езды с крупногабаритным грузом нужно иметь спецразрешение, которое выдаётся грузоотправителем. Езда без него наказывается штрафом в размере от 2000 до 500000 рублей.

Как показала практика, штраф за перегруз в суде оспорить почти нереально. Здесь нужен опытный юрист, который хорошо знаком со спецификой данного направления. Совет перевозчикам и водителям можно дать только один – внимательно проверять груз и его вес перед его принятием. Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю. В примечании к ст.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ ЗА “ПЕРЕГРУЗ”

12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, то есть перевозчики – индивидуальные предприниматели тоже платят повышенный размер штрафа. При этом в случае, если грузоотправитель намеренно исказил сведения о весе груза, то можно подать на него иск о возмещении убытков.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ (Устав автомобильного транспорта) устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной или заявке веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему 20 – процентный штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

административный штраф на перевозчика за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;

оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);

оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

факт искажения сведений;

наличие и размер понесенного ущерба;

причинную связь между правоотношением и ущербом.

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

При этом наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной.

Ответственность за перегруз (превышение максимального веса груза).

Перегруз автомобилей – одна из проблем разрушения дорожного покрытия. Только в 2014 году приняли 3 закона, изменяющих правила проезда большегрузных автомобилей. Ниже будет рассмотрено понятие перегрузки автомобиля и ответственность за перегруз.

Перегрузка автомобиля – осевая нагрузка – нагрузка массы автомобиля, которая передаётся на дорожное полотно.

Масса автомобиля рассчитывается суммой нагрузки на заднюю ось и нагрузки на переднюю ось.

На некоторых участках трасс и почти перед каждым мостом можно увидеть знак 3.12, который устанавливает ограничение веса транспорта, проезжающего по нему. Если нагрузка на любую из осей автомобиля превышает установленное знаком ограничение, то водитель обязан проехать маршрут иным путём. За игнорирование знака статьёй 12.21.1 КоАП предусмотрена ответственность в размере 2 – 2,5 тысяч рублей.

Перегруз опасен разбиванием дорог, вероятностью возникновения аварийных ситуаций, удлинением тормозного пути, что также может привести к авариям. При этом ответственность за перегруженный автомобиль несёт всегда водитель.

Проверка массы автомобиля осуществляется на контрольных пунктах. В случае превышения максимально допустимой нагрузки на ось на водителя может быть наложен штраф от 1500 до 15000 рублей, а размер штрафа для перевозчиков юридических лиц – от 250000 до 400000 рублей. При этом допускается перегруз грузового автомобиля не более 5%.

Для езды с крупногабаритным грузом нужно иметь спецразрешение, которое выдаётся грузоотправителем. Езда без него наказывается штрафом в размере от 2000 до 500000 рублей.

Разумеется, перевозчики зачастую сталкиваются с нечестными грузоотправителями, которые в бумагах указывают один вес, тогда как на самом деле может иметь место серьёзный перевес. В этом случае сотрудники ДПС штрафуют водителя и владельца автомобиля. Законом предусмотрены в этом случае штрафы для физ. лица – 5000 руб., а для юридического лица – от 250000 до 400000 рублей. При этом следует отметить, что за существенное превышение веса груза транспортному средству грозит отправка на штрафстоянку до уплаты штрафа.

Как показала практика, штраф за перегруз в суде оспорить почти нереально. Здесь нужен опытный юрист, который хорошо знаком со спецификой данного направления. Совет перевозчикам и водителям можно дать только один – внимательно проверять груз и его вес перед его принятием. Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю. В примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, то есть перевозчики – индивидуальные предприниматели тоже платят повышенный размер штрафа.

Чем грозит перегруз легкового и грузового автомобиля?

При этом в случае, если грузоотправитель намеренно исказил сведения о весе груза, то можно подать на него иск о возмещении убытков.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ (Устав автомобильного транспорта) устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной или заявке веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему 20 – процентный штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

административный штраф на перевозчика за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;

оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);

оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

факт искажения сведений;

наличие и размер понесенного ущерба;

причинную связь между правоотношением и ущербом.

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

При этом наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной.

Ответственность за перегруз (превышение максимального веса груза).

Перегруз автомобилей – одна из проблем разрушения дорожного покрытия. Только в 2014 году приняли 3 закона, изменяющих правила проезда большегрузных автомобилей. Ниже будет рассмотрено понятие перегрузки автомобиля и ответственность за перегруз.

Перегрузка автомобиля – осевая нагрузка – нагрузка массы автомобиля, которая передаётся на дорожное полотно.

Масса автомобиля рассчитывается суммой нагрузки на заднюю ось и нагрузки на переднюю ось.

На некоторых участках трасс и почти перед каждым мостом можно увидеть знак 3.12, который устанавливает ограничение веса транспорта, проезжающего по нему. Если нагрузка на любую из осей автомобиля превышает установленное знаком ограничение, то водитель обязан проехать маршрут иным путём. За игнорирование знака статьёй 12.21.1 КоАП предусмотрена ответственность в размере 2 – 2,5 тысяч рублей.

Перегруз опасен разбиванием дорог, вероятностью возникновения аварийных ситуаций, удлинением тормозного пути, что также может привести к авариям. При этом ответственность за перегруженный автомобиль несёт всегда водитель.

Проверка массы автомобиля осуществляется на контрольных пунктах. В случае превышения максимально допустимой нагрузки на ось на водителя может быть наложен штраф от 1500 до 15000 рублей, а размер штрафа для перевозчиков юридических лиц – от 250000 до 400000 рублей. При этом допускается перегруз грузового автомобиля не более 5%.

Для езды с крупногабаритным грузом нужно иметь спецразрешение, которое выдаётся грузоотправителем. Езда без него наказывается штрафом в размере от 2000 до 500000 рублей.

Разумеется, перевозчики зачастую сталкиваются с нечестными грузоотправителями, которые в бумагах указывают один вес, тогда как на самом деле может иметь место серьёзный перевес. В этом случае сотрудники ДПС штрафуют водителя и владельца автомобиля.

Штраф за перегруз автомобиля в 2018 году

Законом предусмотрены в этом случае штрафы для физ. лица – 5000 руб., а для юридического лица – от 250000 до 400000 рублей. При этом следует отметить, что за существенное превышение веса груза транспортному средству грозит отправка на штрафстоянку до уплаты штрафа.

Как показала практика, штраф за перегруз в суде оспорить почти нереально. Здесь нужен опытный юрист, который хорошо знаком со спецификой данного направления. Совет перевозчикам и водителям можно дать только один – внимательно проверять груз и его вес перед его принятием. Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю. В примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, то есть перевозчики – индивидуальные предприниматели тоже платят повышенный размер штрафа. При этом в случае, если грузоотправитель намеренно исказил сведения о весе груза, то можно подать на него иск о возмещении убытков.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ (Устав автомобильного транспорта) устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной или заявке веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему 20 – процентный штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

административный штраф на перевозчика за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;

оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);

оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

факт искажения сведений;

наличие и размер понесенного ущерба;

причинную связь между правоотношением и ущербом.

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

При этом наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной.

Транспортировка товаров грузовыми машинами должна совершаться с соблюдением требований к весу автомобиля, который не должен превышать установленные законом нормы. Превышение допустимой массы перевозимых грузов ведет к преждевременному изнашиванию дорожного полотна. За перегруз автомобиля несет ответственность и перевозчик, и грузоотправитель. Договор перевозки должен учитывать максимальную грузоподъемность транспортного средства.

Международные правила

Перегруз, транспортировка тяжеловесных и крупногабаритных грузов без соответствующего разрешения, облагается административными штрафами. Допустимая масса нагрузки на ось грузовой машины задается заводом-изготовителем ТС. Международные грузоперевозки попадают под действие ряда Международных конвенций 1949, 1961 и 1975 годов, подписанных в Женеве, и Европейского соглашения о международных магистралях. Для перевозки грузов через границы разных стран требуется

  • наличие пакета личных документов водителя и на управляемое им ТС;
  • получение специального разрешения на автомобиль и сопроводительной документации на груз.

Подробнее о деталях и тонкостях перевозок из-за рубежа можно прочесть на https://www.eride.ru/.

Согласно международным нормам перевозчик отвечает за полную или частичную утерю, повреждение груза и нарушение сроков доставки, а отправитель за ошибки в ТТН, несоответствие массы брутто сопроводительным документам, за повреждения упаковки из-за недостаточной информированности перевозчика о специфике транспортируемых товаров.

Внутренние перевозки

После того, как груз пересек границу РФ, начинают действовать российские требования и правила к транспортировке товаров и вещей грузовыми автомашинами. На перевес 2% и более на каждую ось автомобиля требуется брать специальное разрешение, требования к осевым нагрузка разнятся в зависимости от времени года весны и осени.

Делимые, наливные и рассыпчатые грузы могут в процессе езды автомобиля неравномерно распределяться в кузове и создавать разные нагрузки на оси.

Кто отвечает за перегруз по осям перевозчик или грузоотправитель

В этом случае юридическая ответственность для перевозчика, как правило, не наступает.

Штраф налагается за несоответствие сведений о массе и габаритах счету-инвойсу и перемещение по федеральной дороге груза весом 12 т и более. Перевозчик обязан

  • надежно зафиксировать и правильно распределить груз в прицепе;
  • иметь и при необходимости предоставлять сопроводительную документацию и остальные свидетельства, касающиеся технического состояния ТС, прав управления и пр.;
  • следовать по маршруту и выполнять остальные условия договора перевозки.

Транспортировщик отвечает за качественный крепеж перевозимых им контейнеров и паллет, сохранность и целостность сборного груза. Отправитель также обязан проследить за креплением поддонов, прочностью тары и упаковки. Перевозчик в случае выявления нарушений контролирующими организациями по маршруту следования может решить проблему перегруза несколькими способами.

1. При нагрузке на оси перераспределить объекты в кузове автомобиля.

2. При выявлении превышения массы переместить часть транспортируемых товаров и предметов в другое ТС.

3. Получить спецразрешение на перевозку грузов, вес которых превышает установленные законом нормы.

Наложение штрафа за недопустимый вес сборного или другого груза на компанию-собственника ТС, ИП, физическое лицо, владеющего транспортным средством, не снимает ответственности с отправителей. В случае доказанности их вины в отношении перегруза происходит возмещение убытков перевозчику.

Штраф за перегруз на ось — одна из самых коварных ловушек для «водителей-тяжеловесов», поскольку динамический весовой контроль может показать перегруз даже при полном отсутствии такового.

Основание для ответственности водителя определяет ПДД, конкретную её стоимость — КоАП. Штраф за перегруз по осям исключением из этих правил не является: речь идёт о пункте 23.1 ПДД и пункте 12.211 Кодекса (части 3 и 5). Как видно из этих документов, штраф грозит за перегруз оси в 5% и значительно отличается для лиц физических и юридических:

  • Водитель (частное лицо) — 1.5-2 тыс. р (лишение прав за тяжелое нарушение на срок 4-6 месяцев);
  • Водитель (должностное лицо) — 10-15 тыс. р.
  • Юридическое лицо — 250-400 тыс. р.

При этом штраф за превышение нагрузки на ось не исключает наказания за и наоборот, ввиду чего общий ценник за нанесение вреда идеальным российским дорогам и душевному равновесию инспекторов ГИБДД, может вылиться в астрономическую цифру. Готовиться к столкновениям на пунктах весового контроля можно по нескольким направлениям, каждое из которых мы рассмотрим деталях.

Штрафы за перегруз по осям (ППГАТ)

Правила перевозки грузов дорогами России определяют точные цифры нагрузки на ось, зависящие от расстояния между сближенными осями. Для использования этих нормативов в деле автомобиль предварительно должен быть идентифицирован или измерен. Сделать это можно по тех. талону или путём измерений, что сразу же вызывает множество вопросов, так приборы для измерения должны быть сертифицированы недопустимо измерение линейками,строительными рулетками и прочее). Текущая версия ППГАТ так определяет предельные осевые нагрузки:

Как видно из этой таблицы, предельная нагрузка может отличаться на целую тонну, в зависимости от расстояния между осями и нормативной нагрузки, под которую дорога была спроектирована, а в сумме и вовсе на 3 тонны. Эта редакция Правил действительна до конца 2014-го года, а штраф за перегруз по осям 2015, будет определять новая версия ППГАТ, включающая также методики расчёта нанесения вреда дорожному полотну в зависимости от региона.

Добавится к списку дорог полотно под нагрузку 6 тонн/ось, а к списку осей сдвоенные и строенные оси прицепов. Нагрузка на одиночную ось (авто с двумя осями) в этой редакции определяет норматив полотна (например, допустима нагрузка в 11.5 тонн для полотна 115 кН/11.5 тс), данные для остальных можно почерпнуть из следующей таблицы:

Вид транспортного средства Расстояние в метрах между осями Предельное значение нагрузки кН/10 тс
Дорожное полотно 60 кН/6 тс Дорожное полотно 100 кН/10 тс Дорожное полотно 115 кН/11.5 тс
Сдвоенные оси Менее 1 м (включая 1 м) 8 (9) 10 (11) 11.5 (12.5)
1-1.3 м (включая 1.3 м) 9 (10) 13 (14) 14 (16)
1.3-1.8 (включая 1.8 м 10 (11) 15 (16) 17 (18)
Более 1.8 м 11 (12) 17 (18) 18 (20)
Строенные Менее 1 м (включая 1 м) 11 (12) 15 (16.5) 17 (18)
1-1.3 м (включая 1.3 м) 12 (13.5) 18 (19.5) 20 (21)
1.3-1.8 (включая 1.8 м 13.5 (15) 21 (22.5) 23.5 (24)
Более 1.8 м 15 (16) 22 (23) 25 (26)
Сближенные Менее 1 м (включая 1 м) 3.5 (4) 5 (5.5) 5.5 (6)
1-1.3 м (включая 1.3 м) 4 (4.5) 6 (6.5) 6.5 (7)
1.3-1.8 (включая 1.8 м) 4.5 (5) 6.5 (7) 7.5 (8)
Более 1.8 м 5 (5.5) 7 (7.5) 8.5 (9)

В скобках указаны цифры, применяемые для расчета величины наносимого ущерба. В отдельную строчку вынесены значения для автомобилей и прицепов, имеющих более восьми колёс на одной оси. Все эти нормативы должны соблюдаться при погрузке, но необходимо учитывать и тот факт, что перегруз на ось и штраф зависят также от метода проведения весового контроля и погрешности оборудования.

Помимо общих нормативов, на территории некоторых стран СНГ, в частности в РФ, применяется процедура сезонных ограничений, таких, например, как «весенняя сушка». Летом 2014-го года, при температуре свыше 32 °C, «большегрузы» смогут передвигаться по асфальтобетонным дорогам РФ лишь с большими ограничениями в том числе по нагрузке на ось, а в некоторых случаях будут останавливаться вовсе. Официальную информацию можно найти на сайте Росавтодор — организации, ежегодно отстаивающей проект, несмотря на заявления Министерств Юстиции и Экономики о причинении таким способом вреда экономике страны.

Порядок проведения весового контроля

Порядок работы ПВК и допустимое для использования на нём оборудовании описаны в специальном документе, утверждённом Минтранс РФ в апреле 2011-го. Согласно ему для весового контроля должны использоваться два вида весов: динамические и статические (контрольные). Для остановки транспортного средства достаточно «пробоя» на первых (общих) весах при движении ТС со скоростью мене 5 км/ч, но штраф за перегруз по осям можно выписать только по результатам контрольного взвешивания. В конечном акте должны быть указаны оба значения.

Помимо стационарных ПВК, на дорогах может действовать передвижной весовой контроль, однако основанием для штрафа за ось его показания служить не могут.

Если нарушение показывают контрольные весы, составляется протокол, отражающий совершённое водителем административное правонарушение. Инструментальный контроль, протокол и штраф за перегруз на ось составляют разные люди. Соответственно на пункте контроля водителю приходится иметь дело с двумя категориями должностных лиц: сотрудниками ГИБДД и сотрудниками ПВК. Полномочия вторых не простираются далее следующих границ:

  • В присутствии ГИБДД запросить у водителя разрешение на перевоз «тяжеловеса» (и ничего более);
  • Произвести инструментальный осмотр;
  • Сообщить ГИБДД о результатах осмотра;
  • Регулировать движение в пределах действия знака «ПВК»;
  • Выступать в качестве свидетеля при составлении протокола.

Рулевая ось (Steer), ведущая ось (Drive) и оси свободного качения (Trailer – прицепы и полуприцепы) принимают на себя разные типы нагрузок. Соответственно распределяются и шины под нагрузку на ось: рулевые, ведущие свободного качения (на прицеп) универсальные (подходящие для всех типов).

Права и обязанности

Обе категории лиц должны иметь полное обмундирование и предъявлять по требованию водителя документы, удостоверяющие их полномочия. Сотрудник ГИБДД, помимо остановки транспортного средства, имеет право потребовать следующие документы:

  • ТТН (и санитарный паспорт, если из накладной следует, что того требует груз);
  • Путевой лист;
  • Водительское удостоверение, паспорт ТС и карточку техосмотра;
  • Страховой полис.

Водитель может (но не обязан) предъявить специальное разрешение на перевозку тяжеловеса. После прохождения взвешивания водитель имеет право получить пояснения по всем проведённым работам. В составленном акте должны быть отражены все проведённые измерения, нормативные данные дорожного полотна и расчёт ущерба (штраф за перегруз на ось), включая коэффициенты регионов. Также водитель может потребовать паспорт весового и измерительного оборудования (указанным в них данным должны соответствовать размеры и уклоны подъездных дорожек).

Если маршрут не проходит по дорогам федерального значения, возможно получения специального разрешения на провоз «тяжеловеса». Подаётся в отдел сохранности автодорог, вместе подробной развесовкой по осям.

Самостоятельное определение нагрузки на ось

Для того, чтобы избежать штрафа за перегруз о осям, лучше всего, конечно, автомобиль не перегружать. Расчёт можно произвести несколькими способами. В первую очередь нужно получить данные о распределении масс в используемой модели тягача. Существуют специальные программы-калькуляторы, позволяющие рассчитать нагрузку на ось для конкретных машин. Если проблема не так критична и требуется лишь примерное распределение по осям, можно воспользоваться следующими формулами.

  1. Из тех. паспорта (или свидетельства о регистрации) узнаём массу машины (и прицепа, если таковой используется). Нужно учитывать, что реальный вес может незначительно отличаться, к тому же значительная часть его приходится на кабину (двигатель), в общем, на переднюю ось для классического тягача.
  2. Из ТТН узнаём вес груза (любой дальнобойщик понимает, что лучше знать вес реальный, а не указанный в накладной).
  3. Нагрузку на прицеп можно условно считать равной 75% от общей массы груза и прицепа (всё это тянет грузовик). Если груз весит 26 тонн, а прицеп 10, нагрузка на прицеп составит 27 тонн (36 * 0.75).
  4. Нагрузка на прицеп просто делится на количество его осей. Т.е. на каждую ось трёхосного прицепа в нашем примере придётся 9 тонн. Простое деление имеет погрешности (1-2%), но для получения точных данных нужна информация о расстоянии между осями.
  5. На сам грузовик приходится 25% от суммарной массы прицепа и груза, в нашем случае это также 9 тонн (36 * 0.25). Плюс масса самого авто (для примера возьмём её равной 7 тоннам, в сумме — 16 тонн).
  6. На задние оси приходится ~75% от массы авто и нагрузки, т.е. в нашем примере это 12 тонн (16 * 0.75). Если грузовик трёхосник, эту нагрузку можно смело делить на два, т.е. по 6 тонн на каждую заднюю ось.
  7. Оставшиеся 4 тонны должны прийтись на переднюю ось. Финальный расклад по трёхосному прицепу (10 тонн) и трёхосному грузовику (7 тонн) с грузом в 26 тонн следующий: 4 + 6 + 6 + 9 + 9 + 9.

Заключение

Реальное давление оси на участок земли (измерительные приборы) зависит от множества параметров, среди которых можно найти даже давление в шинах и износ протектора. Поэтому водитель часто оказывается заложником ситуации, забирая груз проходящий по весу только условно, однако именно ему грозит лишение прав, в случае взятия вины на себя.

Нагрузка на ось и штраф являются не только следствием погрузки, но и измерения на Посту весового контроля.

Штраф за превышение нагрузки на ось не означает, что вред дорожному полотну нанесён умышленно (не в следствие, например, смещения груза), а именно в этом случае судам рекомендуется использовать лишение прав. Для того чтобы доказать умышленный перегруз оси, проще всего получить акт без всяких пометок, но с подписью водителя, т.е. чисто доказанное нарушение. Во избежание этого водителю рекомендуется принимать самое активное участие в процессе «взвешивания» и делать пометки в акте о любых несоответствиях установленному регламенту проведения весового контроля.

Показания динамических весов не должны быть причиной идти на поводу у инспектора, ведь только по документам их погрешность может достигать нескольких процентов, а на деле часто «динамика» показывает перегруз в 5-10%. Штраф за перегруз по осям может быть выписан только после взвешивания на контрольных, статических весах, при том условии, что прибор сертифицирован и используется правильно.

Перегруз автомобилей – одна из проблем разрушения дорожного покрытия. Только в 2014 году приняли 3 закона, изменяющих правила проезда большегрузных автомобилей. Ниже будет рассмотрено понятие перегрузки автомобиля и ответственность за перегруз.

Перегрузка автомобиля – осевая нагрузка – нагрузка массы автомобиля, которая передаётся на дорожное полотно.

Масса автомобиля рассчитывается суммой нагрузки на заднюю ось и нагрузки на переднюю ось.

На некоторых участках трасс и почти перед каждым мостом можно увидеть знак 3.12, который устанавливает ограничение веса транспорта, проезжающего по нему. Если нагрузка на любую из осей автомобиля превышает установленное знаком ограничение, то водитель обязан проехать маршрут иным путём. За игнорирование знака статьёй 12.21.1 КоАП предусмотрена ответственность в размере 2 – 2,5 тысяч рублей.

Перегруз опасен разбиванием дорог, вероятностью возникновения аварийных ситуаций, удлинением тормозного пути, что также может привести к авариям. При этом ответственность за перегруженный автомобиль несёт всегда водитель.

Проверка массы автомобиля осуществляется на контрольных пунктах. В случае превышения максимально допустимой нагрузки на ось на водителя может быть наложен штраф от 1500 до 15000 рублей, а размер штрафа для перевозчиков - юридических лиц – от 250000 до 400000 рублей. При этом допускается перегруз грузового автомобиля не более 5%.

Для езды с крупногабаритным грузом нужно иметь спецразрешение, которое выдаётся грузоотправителем. Езда без него наказывается штрафом в размере от 2000 до 500000 рублей.

Разумеется, перевозчики зачастую сталкиваются с нечестными грузоотправителями, которые в бумагах указывают один вес, тогда как на самом деле может иметь место серьёзный перевес. В этом случае сотрудники ДПС штрафуют водителя и владельца автомобиля. Законом предусмотрены в этом случае штрафы для физ. лица – 5000 руб., а для юридического лица – от 250000 до 400000 рублей. При этом следует отметить, что за существенное превышение веса груза транспортному средству грозит отправка на штрафстоянку до уплаты штрафа.

Как показала практика, штраф за перегруз в суде оспорить почти нереально. Здесь нужен опытный юрист, который хорошо знаком со спецификой данного направления.

Кто платит за перегруз

Совет перевозчикам и водителям можно дать только один – внимательно проверять груз и его вес перед его принятием. Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю. В примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, то есть перевозчики – индивидуальные предприниматели тоже платят повышенный размер штрафа. При этом в случае, если грузоотправитель намеренно исказил сведения о весе груза, то можно подать на него иск о возмещении убытков.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ (Устав автомобильного транспорта) устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной или заявке веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему 20 – процентный штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

Административный штраф на перевозчика за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;

Оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);

Оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

Факт искажения сведений;

Наличие и размер понесенного ущерба;

Причинную связь между правоотношением и ущербом.

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

Превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

В грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

При этом наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной.

Законодательно установлен запрет на движение по дорогам общего пользования тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимой массы больше чем на два процента.

Вычисляется перегруз не по общей массе, а по нагрузке на каждую из осей грузовика. Поэтому даже если общая масса груза в пределах нормы, но он был распределен неравномерно, это также является нарушением.

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Ответственность за него предусмотрена статьёй 12.21.1 КоАП, а выявляется оно двумя основными способами.

1. Взвешивание на постах весового контроля.

Этим способом за перегруз привлекают водителей, людей ответственных за перевозку и организации. Он строго регламентируется. Чаще всего нарушается Приказ Минтранса от 27.04.2011 N125, согласно которому, инспектор может останавливать вас для проверки, только если у него есть «предварительные результаты, полученные с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении». Остановить большегруз просто так инспектор не может, у него должны быть сведения о предварительном взвешивании, согласно которым конкретный автомобиль имеет определенные отклонения в нагрузке на оси. Если нет таких результатов, то никаких оснований для остановки и направления на какое-либо взвешивание у него нет.

Чрезмерно настаивать на соблюдении этого положения не стоит, т.к. есть риск оказаться подвергнутым наказанию за «неподчинение законному требованию», а недостающие предварительные результаты потом могут появиться неизвестно откуда. Тем не менее нужно уверенно указать инспектору на беспричинность остановки, а также отразить это обстоятельство письменно в самом протоколе, если дело дойдёт до его составления.

2. Автоматическая фиксация.

В этом случае привлекается собственник тяжеловеса. Не имеет значения, кому принадлежит транспортное средство: «физику» или фирме – штраф для всех назначается равный и максимальный.

Применение автоматической фиксации – новшество последних двух лет. Практически на всех выездах из Нижнего Новгорода в 2016 году были установлены так называемые рамки с оборудованием, фиксирующим в автоматическом режиме перегруз по осям грузового автотранспорта. Эти рамки уже вовсю работают в Балахнинском, Семеновском, Шатковском и других районах.

Штраф составляет от 150 до 500 тысяч рублей, и такая практика грозит разорением грузоперевозчикам и способна погубить транспортный бизнес в нашей области. Издёвкой на этом фоне выглядит предложение воспользоваться скидкой 50% в течение 20 дней.

Согласно КоАП собственник автомобиля, получивший штраф с камеры, освобождается от административной ответственности, если докажет вину другого лица. Такими виновниками фактически являются водитель, грузовладелец, осуществивший погрузку и арендатор машины.

Наши юристы смогут доказать вашу невиновность, но чтобы нам помочь в этом, соблюдайте несколько простых условий:

  • Ведите правильный документооборот по перевозкам
  • Сохраняйте ТНки, ТТНки и путевые листы
  • Имейте ОСАГО для неограниченного круга лиц.
  • Помните, срок обжалования — 10 дней

Объясните реальному виновнику, что ответственности он избежит, так как срок давности привлечения составляет два месяца.

Осталось отменить незаконное постановление!

Перегруз автомобиля: контроль за нарушениями, нормы и штрафы

Ответственность за перегруз грузового автомобиля в 2017 году

Штраф за перегруз по осям

Не так давно в силу вступили правила, согласно которым норматив по перегруз автомобилей по осям стал куда строже – раньше допускалось отклонение на 15 %, теперь на только на 5%.

Статья 12.21.1 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов —
(в ред. Федерального закона от 06.11.2011 N 296-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
3.1. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ)

На 2018 год действует и штраф за недостоверные сведения о массе и габаритах груза – накладывается он на юридические лица, и весьма весом – от 5000 для граждан до 400 000 для юридических лиц.
По отдельной статье регламентируются нарушения требований дорожных знаков о максимальной нагрузке или нагрузке по осям. Размер штрафа за перегруз автомобиля в этом случае составит от 2000 до 2500 рублей.

Штраф за искажение сведений о массе и габаритах груза

Еще один штраф предусмотрен на КоАП РФ, а Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":
Если отправитель груза неверно указывает сведения о массе и габаритах груза в накладных документах, он может быть привлечен к штрафу в размере 20% от провозной платы.
В целом введение штрафов за перегруз грузовых автомобилей нацелено в первую очередь на сохранение дорожного полотна.

Юридические вопросы

Чем грозит перегруз легкового и грузового автомобиля?

Регулярно благодаря грузовым транспортным средствам по городам России доставляется множество товаров. Каждыйгрузоперевозчик обязан внимательно следить за показателем загрузки авто, ведь в случае нарушения установленных правил последует штраф.

Перегрузкой является осевая нагрузка транспортного средства, то есть вес автомобиля, который возлагается на дорожное полотно в ходе поездки. Общая масса рассчитывается исходя из двух показателей, это: нагрузка на заднюю ось и переднюю.

Тяжеловесные транспортные средства, в свою очередь, часто обладают большей нагрузкой на заднюю часть, так как перевозят различного рода товары.

На многих трассах, в том числе и перед мостами, водители могут увидеть знак 3.12. Он указывает на ограничения в весе и запрещает проезд автомобилей с перегрузом. В таком случае водитель обязуется проехать указанный участок другим путем, иначе последует штраф, установленный статьей 12.21.1, части 5 КоАП.

Ответственность за перегруз

В соответствии с текущим законодательством, ответственность возлагается на нескольких лиц. В первую очередь от противоправных деяний пострадает сам водитель – административное правонарушение наказывается штрафом.

Если уполномоченным лицом является некая организация или предприятие, занимающееся перевозкой грузов, тогда вследствие подобного правонарушения, пострадает и само предприятие, и ее руководители. В данном случае необходимо отметить, что если автомобиль был арендован перевозчиком, то вся ответственность за правонарушение возлагается на арендатора.

В случае, когда правонарушение было установлено и зафиксировано дорожными видеокамерами, то отвечать за содеянное будет непосредственно сам владелец. Причем это касается не только обычных граждан, но также и юридических лиц и ИП.

Что касается самих штрафов, то за перегруз они для индивидуальных предпринимателей будут такими же, как и для юридических лиц (предприятий). Это указано в примечании статьи за перегруз транспортного средства. Окончательная сумма штрафа рассчитывается в зависимости от массы перегруза, а также большое значение имеет наличие разрешения на работу с крупными грузами, так как за превышение массы в нем, имеется отдельная статья.

Получение разрешения

Чтобы получить разрешение на перевозку грузов необходимо пройти не самую простую процедуру:

  1. Подать запрос на получение разрешения заказчику перевозки.
  2. Заполнить заявление и отправить его в дорожную службу (в зависимости от маршрута следования ТС) с указанием технических спецификаций, метрических данных и другой информации, полученной у заказчика перевозки.
  3. После согласования и проверки маршрута, прибыть в местное отделениеГИБДД для получения пропуска.

Только после получения этого разрешения можно приступать к перевозке грузов. Данная процедура занимает много времени, в зависимости от готовности всей необходимой документации и других факторов – от 7 до 30 рабочих дней.

Контрольные пункты проверки

Контрольные пункты размещаются на многих трассах для проверки веса грузовых транспортных средств, в частности, каждой оси. При нарушении установленных норм, грузоперевозчик понесет наказание по части 3, статьи 12.21.1.

Тем не менее, законодательство предполагает, что небольшой перегруз возможен. В той же статье указывается допустимость в пределах 5%.

На контрольных пунктах, грузоперевозчик может быть оштрафован и по 1 части той же статьи, в случае, если будет обнаружено, что у него отсутствует спецразрешение на перевозку. Водитель получает его на специализированном интернет-ресурсе или у отправителя груза. В данном случае наказание составляет от 2000 рублей до 500000.

Штрафы и наказания за перегруз

Узнать, какая сумма штрафа может грозить — довольно просто. Для этого достаточно обратиться к статье 12.21.1 КоАП Российской Федерации. Следует отметить, что штраф и размеры напрямую зависит от правонарушения, в частности от того, насколько фактическая нагрузка больше установленных норм.
В соответствии с установленным наказанием и правонарушением, водителю может быть выписан не только штраф, но и транспортное средство отправляется на штрафстоянку. Тогда придется дополнительно оплатить и за его пребывание.

Размеры штрафа отличаются, в зависимости от того, для кого он составляется. Так, для обычных граждан он будет минимален – от 2000 рублей, а максимальное количество составляет 500 тысяч рублей, что грозит юридическим лицам в случае нарушения установленных правил. Немаловажно, что нарушители понесут и крайнюю ответственность, которая, возлагается в случае перегруза, на половину превышающего допустимые нормы.

Установленные нормативы в таблице ниже:

К группе «А» относятся автомобили, эксплуатация которых разрешается на дорогах I-III категории, к группе «Б» эксплуатация которых разрешена на всех дорогах.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков