Регистрируем самодельную машину. Как правильно зарегистрировать самодельное ТС

Регистрируем самодельную машину. Как правильно зарегистрировать самодельное ТС

Время чтения: 4 минут

Предположим, вы в состоянии сконструировать и собрать концепт-кар, который способен перевернуть автомобильный мир. Более того, вам удалось это сделать. Машина радует глаз как инновационным дизайном, так и техническим совершенством. Но на ней хочется ездить не только возле гаража, а для этого ее придется регистрировать. Вопрос в том, как поставить на учет самодельный автомобиль в 2018 году и стоит ли с этим связываться?

Необходимо ли регистрировать самодельный автомобиль

Еще каких-то лет тридцать с небольшим назад необходимости в регистрации не существовало вовсе. В Советском Союзе вплоть до начала 80-х можно было ездить на самодельных авто без серьезных ограничений. Но постепенно они появились.

Развитие мирового автопрома привело к ужесточению норм безопасности и сертификации транспортных средств. В СССР сначала ограничили мощность и размеры, а в середине двухтысячных – уже в РФ – даже совсем запретили эксплуатацию машин, собранных из серийных комплектующих.

Сегодня же выехать на широкую дорогу можно после прохождения длинного ряда процедур в соответствующих инстанциях. Регистрация самодельных транспортных средств разрешена, более того – является обязательной. В 2015 году вступил в силу приказ Федерального агентства Росстандарт, разрешающий эксплуатацию самодельных авто массой менее трех с половиной тонн, а также мотоциклов, прицепов и полуприцепов. В отдельной статье мы еще расскажем, .

Сертификация: что и как

Первым делом машину придется сертифицировать. Для этого нужно обратиться в специальную лабораторию Ростехрегулирования. Ближайшую можно найти на официальном сайте органа. Сразу оговоримся: начинать конструирование необходимо с определения технических требований к конструкции, установленных Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Доставка авто в лабораторию своим ходом запрещена.

Оценка вашего «болида» будет производиться на специальном треке, как транспортного средства, выпускаемого малыми партиями, что, в общем-то, соответствует действительности.

Основное внимание эксперты обратят на:

  • соответствие габаритов;
  • безопасность рулевого колеса, ремней безопасности и мест их креплений, стекол, зеркал;
  • эффективность тормозной системы, освещения и световой сигнализации;
  • управляемость и устойчивость;
  • соответствие европейским экологическим нормам: уровень шумов, содержание вредных веществ в выхлопе и салоне.

Краш-тест, к радости владельцев, проводиться не будет. Вместо этого предусмотрена экспертная оценка конструкции. Потребуется полный комплект технической документации со всеми чертежами и расчетами.

Важно тщательно подготовиться к данной проверке, поскольку повторная сертификация запрещена. После успешного прохождения всех экспертиз счастливый владелец получит одобрение. Этот документ бессрочный и именно он дает теоретическую возможность получения техпаспорта в ГИБДД. Но необходимо учитывать, что с введением более суровых экологических норм машина автоматически перестает соответствовать требованиям эксплуатации. Так что регистрация самодельного автомобиля в России совсем не выглядит простым делом.

В МРЭО и ГИБДД

Сначала вы должны подтвердить в МРЭО, что автомобиль на самом деле собран вами, а все конструктивные части и комплектующие были приобретены легально.

Самодельный лимузин – особый случай?

Учитывая развернувшуюся борьбу с «крокодилами», заполонившими наши улицы, вопрос, как оформить лимузин в ГИБДД, волнует множество самоделкиных, построивших свой бизнес на проведении свадеб или аренде элитных авто. Как правило, даже серийные машины подвергаются такому бешеному тюнингу, что автоинспекция просто не может пройти мимо. Что уж говорить о настоящих «лимузинах», сваренных из нескольких жигулевских кузовов.

Раньше в большинстве случаев дело обходилось регистрацией изменений конструкции. Теперь переоборудованные лимузины приравнены к самоделкам. Соответственно, самодельным лимузинам, не прошедшим вышеописанную регистрацию, эксплуатация запрещена. Любой сотрудник ГИБДД, остановивший такое чудо, имеет право аннулировать регистрацию ТС.

Узаконить эксплуатацию лимузина будет непросто. Впрочем, так же, как и любого другого самодельного ТС. Дополнительную сложность вызовет сертификация. Дело в том, что доказать соответствие нормам безопасности конструктора, ослабленного длинной рамой из нескольких кузовов, существенно сложнее. А вероятнее всего, просто невозможно. Но если экспертную оценку удастся пройти, то и в ГИБДД проблем быть не должно.

Как видим, процесс получения разрешения на эксплуатацию самодельного автомобиля требует много времени, нервов, сил и средств. Всегда нужно лишний раз хорошенько подумать, стоит ли овчинка выделки.

МРЭО отказывает в постановке на учет: Видео

Самодельные машины явление довольно редкое, но, тем не менее, встречающееся в нашей жизни. Между тем, на них распространяются стандартные , которые требуют регистрировать любое транспортное средство. Только после этого самодельный автомобиль можно использовать на дорогах общего пользования без каких-либо ограничений. Стоит отметить, что российское законодательство для «самоделок» допускает регистрацию только тех единиц, которые обладают массой не более 3,5 тонн. Остается только узнать, как зарегистрировать авто, сделанное своими руками.

Порядок действий при регистрации самодельного автомобиля

При регистрации автомобиля необходимо соблюдать определенный порядок действия. Так, требования по кузову выдвигаются специалистами испытательной лаборатории, которые и выдают итоговое заключение. Существуют строгие ограничения по параметрам, поэтому согласовать их лучше еще до того момента, когда вы начнете строить самодельный автомобиль. С требованиями можно познакомиться в автотранспортном НИИ, которое в дальнейшем и проведет испытания готового образца с выдачей сертификата.

Самодельный автомобиль ЮНА

Каждая деталь машины должна иметь документ о законном владении, например, чек о покупке, старого авто или справку о снятии машины с учета (для хлама используемого в качестве донора).
После получения протокола испытаний дорога лежит в Институт безопасности дорожного движения. Здесь самодельную машину проверят на соблюдение существующих норм безопасности и возможность использования авто на дорогах совместно с другими участниками движения. Вместе с предоставлением машины потребуется представить полученный ранее протокол испытаний. Процесс сертификация происходит в течение месяца с момента подачи соответствующей заявки в институт.

Следующим этапом является поход в МРЭО, где должна быть получена справка о том, что автомобиль не имеет идентификационного номера. Данная справка требуется для предоставления в бюро судебных экспертиз, которое выдает постановление, предписывающее Для этого придется представить три документа:

  • Заключение специалистов Института БДД
  • Заключение экспертов МРЭО
  • Российский общегражданский паспорт владельца авто

Только после этого сотрудниками ГИБДД машине будет присвоен идентификатор и набит номер. Вот теперь можно ехать в МРЭО и . Стоит отметить, что на каждом этапе предусмотрена оплата государственной пошлины, что в итоге выливается в приличную сумму. В выданном техпаспорте в графе марка автомобиля будет написано «самодельный».

Как видим процедура регистрации подобного автомобиля длительная по времени и весьма затратная, при этом, не зная заранее как регистрировать подобные авто, можно запросто запутаться и потратить еще больше времени, денег и сил.

Самодельный автомобиль ЛАУРА

Регистрация самодельного прицепа

Процесс регистрации самодельных прицепов для машины имеет несколько важных отличий. Во-первых, от владельца требуется наличие фаркопа, к которому требуется приложить квитанцию о его покупке. Во-вторых, требуется предоставление сотрудникам ГИБДД техпаспорта на автомобиль, который будет использоваться в качестве тягача для данного прицепа.

Немного истории о самодельных автомобилях

Развитие самодельного автомобилестроения началось в Советском Союзе под влиянием массовости производства, когда отечественный автопром выпускал ограниченное количество моделей общего пользования. В результате, машин с определенной специализацией в продаже не было, что вынуждало советских граждан, особенно в сельской местности, идти на разного рода ухищрения. Наиболее распространенным вариантом производства самодельных машин было строительство пикапов, так как в личное пользование получить грузовик не представлялось возможным. Своими руками делали даже машины-амфибии, используемые на охоте или в удаленных регионах с неразвитой дорожной сетью и регулярными паводками.

Видео о самодельных автомобилях СССР:

Встречались и поклонники эстетической стороны вопроса, создававшие привлекательные внешне авто. Подобные машины становились частыми гостями различных выставок, и имели возможность ездить по дорогам.
До 80-х годов прошлого года никаких ограничений на регистрацию подобных авто не существовало, и даже после их появления требования были весьма мягкими и большинство «Кулибиных» либо укладывалось в установленные рамки, или легко обходило их вполне законным путем.

Запрет на самоделки

Ситуация с самодельными машинами изменилась в 2005-м году, когда вышедшие поправки в законодательство полностью запретили на территории страны регистрацию транспортных средств, построенных не в заводских условиях. Официальной причиной назвалось требования формирования единых стандартов, но фактически в стране боролись с иностранными «конструкторами», когда в страну ввозились под видом запасных частей разобранные автомобили, собираемые на месте в качестве самодельных.

В результате настоящие автолюбители оказались в сложном положении. Они не бросили занятия любимым делом, и продолжали конструировать самые разнообразные самодельные автомобили, демонстрируя их на выставках, но не имея возможности самостоятельно перемещаться по дорогам, вынуждены были использовать для перемещения машин эвакуаторы.

На видео самодельный автомобиль SPACER:

Только позднее запрет был отменен, и появилась возможность оформлять подобные авто для использования на дорогах общего пользования.

Как зарегистрировать авто самодельной сборки было описано выше. Скажем только, что государство после введения обязательной сертификации нашло способ борьбы с «конструкторами», используя термин «малая серия», фактически один автомобиль. То есть, собрать несколько машин у мошенников не получится, так как второй экземпляр сертификацию уже никогда не пройдет.

Самодельный спорткар из Украины:

А как в Европе

Стоит отметить, что европейцы со всей серьезностью относятся к самодельным машинам, и для них используется стандартная процедура регистрации, как и для всех новых серийных моделей. В процессе проверки проверяется качество:

  • Тормозной системы
  • Безопасность стекол и зеркал
  • Управляемость и устойчивость машины
  • Уровень шумов
  • Уровень вредных выбросов от двигателя
  • Наличие и соответствие системы освещения

Процесс сертификации в России можно и не пройти. В таком случае регистрировать машину в ГИБДД откажутся. Подобное решение можно обжаловать через суд, но лучше просто исправить недостатки в конструкции машины.
Главное стоит понимать, что процесс регистрации зачастую занимает значительно больше времени и сил, чем создание самого транспортного средства, поэтому придется запастись терпением.

Если у вас есть авто, которое вы собственноручно собрали из доступных запчастей и старых автомобилей, то вам можно гордиться собой - такое под силу не многим. Однако, если вы собираетесь на этом самодельном автомобиле не только участвовать в ралли по бездорожью, но и ездить по дорогам общего назначения, тогда вам предстоит пройти довольно сложный путь - согласно действующему законодательству.

Сертификация

Прежде всего до регистрации нужно пройти сертификацию самодельного авто. В 2014 году был принят приказ Ростехрегулирова ния, в котором весь этот процесс детально описан. Вам нужно узнать, где находится ближайший пункт сертификации. Сделать это можно на официальном сайте Ростехрегулирования.

Уточнив адрес и договорившись о встрече, вы доставляете свое транспортное средство. Важный момент - доставлять своим ходом самодельный автомобиль запрещено, поэтому придется вызывать эвакуатор или нанимать автомобиль с прицепом.
Ваш автомобиль будут сертифицировать по упрощенной схеме, как малосерийное транспортное средство, то есть произведенное в количестве - 1 штука.

На что в органе сертификации обращают внимание? Это:

По результатам тестов владельцу самодельного автомобиля выдадут заключение экспертизы - одобрение типа ТС, которое не имеет срока давности.

Кроме того, ваше авто будут проверять на специальной площадке-треке. В некоторых городах есть особые НИИ безопасности движения, где и выдают справки о том, что автомобиль безопасен и полностью соответствует всем существующим требованиям.

После проведения испытаний и тестов на безопасность и соответствие авто всем требованиям выдается заключение экспертизы, которое понадобится для дальней регистрации.

Регистрация в ГИБДД

Регистрация самодельного транспортного средства в МРЭО происходит по той же схеме, что обыкновенного серийного автомобиля. Но вся проблема в том, что у вас нет паспорта транспортного средства. Чтобы его получить, вы должны подтвердить, что автомобиль действительно был собран вами, а все запчасти и элементы к нему были приобретены на законных основаниях.

То есть вы должны будете предъявить договор купли-продажи, если купили старый автомобиль, взятый за основу самоделки. Соответственно это ТС должно быть снятым с регистрации, о чем у вас должна быть справка. Если же документально подтвердить пути получения запчастей и агрегатов вы не можете (например нашли их на свалке или сосед продал вместе с гаражом), то нужно будет написать заявление с описанием всех обстоятельств. Желательно также приложить фотографии, на которых запечатлены этапы сборки самодельного ТС.

Может быть и такое, что вас направят в бюро судебных экспертиз, где автомобиль будут проверять эксперты. Это в том случае, если у вашего самодельного ТС нет никаких идентификационны х номеров - кузова, двигателя, VIN-код, шасси. В бюро вам выдадут справку, что всё нормально, и идентификационный номер можно присваивать.

С этой справкой нужно ехать в ГИБДД, где автомобилю присвоят идентификационны й номер, набьют его на металлическую пластину и установят под капотом. И вот после присвоения номера, вы сможете отправиться в МРЭО, чтобы наконец-то получить СТС и госномера.

Не забудьте также, что у вас при себе должны быть документы подтверждающие личность (паспорт) и водительское удостоверение. Все справки, которые вам выдадут в каждой из инстанций тоже понадобятся для получения СТС и номерных знаков.

Во время регистрации в ГИБДД потребуется подтвердить право своей собственности на все элементы и детали авто для того, чтобы получить VIN-номер.

Нормы сертификации

Тестирование и сертификация - самые важные этапы. Без одобрения типа ТС получить СТС и номерные знаки на самодельное авто не удастся, поэтому рекомендуем внимательно изучить соответствующий приказ Ростехрегулирова ния. Особое внимание уделите:

  • безопасности (ремни, руль, тормозная система, зеркала);
  • экологическим стандартам;
  • уровню шума и качеству шумоизоляции;
  • устойчивости.

Если же сертификацию вы не пройдете, то вам будут выданы рекомендации о внесении изменений в конструкцию, которые следует учесть.

Чтобы произвести регистрацию своего самодельного авто, потребуется запастись терпением и собрать все документы соответствия, начиная от экспертиз на безопасность и заканчивая тестированием и сертификацией. Собрав все эти документы, подтвердив тем самым право использовать и управлять авто на дрогах России, дальнейшая регистрация протекает по аналогии обычного ТС с получением номерных знаков.

У нас в стране много талантливых механиков. Поэтому количество самодельных авто более чем внушительное. Тем не менее чтобы выехать на дорогу недостаточно просто собрать самодельное транспортное средство, его нужно зарегистрировать. А для этого необходимо обратиться в соответствующие инстанции и пройти сертификацию.

Внимание! Вес самодельного авто, которое вы хотите зарегистрировать не может превышать трёх с половиной тон. Кроме машины, вы также можете легализировать самодельный мотоцикл и даже прицеп.

История самодельных авто

Наиболее стремительно строительство самодельных автомобилей развивалось в Советском Союзе. Именно тогда в нашей стране впервые возник вопрос о том, чтобы зарегистрировать новую машину.

Дело в том, что в те времена создавались машины только для массового сектора. Если вам нужно было что-то уникальное, заточённое под определённые цели, приходилось заниматься этим самостоятельно.

Внимание! Частым модификациям подвергались бензобаки машин. Они поддавались дополнительной обработке. Это позволяло заливать в них бензин более низкого качества.

Были и более радикальные случаи создания самодельных автомобилей. Очень часто отечественные умельцы из двух старых авто, собирали одно новое, и потом всё что им оставалось — это поставить его на учёт.

Если говорить про самые отдалённые уголки страны, то в деревнях и сёлах крайне популярно было превращать легковые авто в грузовые. Правда, в таком случае о том, чтобы поставить авто на учёт и речи быть не могло.

Кузов легковой машины удлинялся, увеличивалась грузоподъёмность. Подобная изобретательность напрямую была связана с отсутствием грузовиков в личном пользовании граждан.

Самыми известными автомобилями того времени, сделанными своими руками, были амфибии, способные преодолевать водные преграды с удивительной лёгкостью. Правда, такие устройства на учёт точно никто поставить бы не смог.

В это тяжело поверить, но уже тогда создавались первые самодельные спортивные авто, которые тем не менее было вполне реально поставить на учёт. Эти творения принимали участие в выставках и вполне законно ездили по дорогам.

Внимание! Поначалу автомобили, сделанные своими руками, в Советском Союзе, вообще, не нужно было регистрировать.

Первые ограничения появились в 80-годах. Именно тогда, чтобы свободно ездить нужно было поставить самодельное авто на учёт. Тем не менее данный закон касался далеко не всех ТС, а лишь тех, чья мощность была выше 50 лошадиных сил на тонну, а габариты более 4,7 метра в длину и 1,8 в ширину.

Правда, уже тогда использовались определённые хитрости, которые давали возможность не ставить самодельное авто на учёт. В результате внедорожники регистрировались как тракторы.

Важно! Из-за лояльного к изобретателям закона в тот период автолюбители смогли поставить на учёт тысячи авто, которые до сих пор колесят где-то по территории нашей страны.

Ставим авто на учёт

Тестирование

Самые серьёзные требования выдвигаются к конструкции авто. Она тестируется в специальной лаборатории, и только после одобрения учёных вы сможете поставить машину на учёт. Но это будет только ваш первый шаг на пути к легализации.

Совет! Лаборатория имеет целый перечень жёстких критериев, которым должна соответствовать машина, и их лучше всего уточнять ещё на этапе проектирования.

Как только машина пройдёт испытание в научно-исследовательском центре, вы получите протокол. Это главное свидетельство того, что вы собрали безопасную машину, которую можно ставить на учёт, не подвергая риску чьи-либо жизни.

Важно! На каждую деталь у вас должен быть документ, способный подтвердить законность её приобретения.

Многие механики-автолюбители собирают авто из запчастей другого транспортного средства. Если это так, то вы должны позаботиться о снятии старого ТС с учёта. Только после этого вы получите законодательное право на использование данных запчастей.

Очень часто приходится тратить множество времени и сил на поиск нужных деталей, и когда везёт найти владельца машины, комплектующие которой идеально вам подходят, вы, конечно же, её покупаете. В таком случае не забудьте сохранить договор купли-продажи. Он вам понадобится, когда нужно будет поставить на учёт самодельное авто.

После получения протокола испытания, вам для того чтобы поставить авто на учёт понадобится поехать в ИБДЖ. В компетенции этого института выдавать заключения, которые засвидетельствуют безопасность самодельного ТС.

Внимание! Сертификация осуществляется в течение одного месяца.

Заключение МРЭО и присвоение номера в ГИБДД

После окончания сертификации вам следует поехать в МРЭО. В этой инстанции необходимо получить постановление об отсутствии идентификационного номера у вашего самодельного авто, которые вы хотите поставить на учёт.

С полученной в МРЭО бумагой нужно подъехать в бюро судебной экспертизы. Там вам дадут направление в ГИБДД. При получении идентификационного кода для самодельного авто, вам понадобятся такие документы:

После того как вы получите идентификационный код, ваше самодельное авто поставят на учёт в МРЭО. При этом вы должны иметь при себе пакет документов, которые вы использовали на всех предыдущих этапах.

Внимание! На каждом этапе получения нужных вам свидетельств, заключений и протоколов — придётся платить государственные пошлины.

После того как вы поставите самодельное авто на учёт, вам выдадут технический паспорт. В нём в главе марка будет надпись: «Самодельный». Здесь указывается на основе конструкции какой машины вы создали новое ТС.

С прицепами ситуация немного другая. В принципе, поставить его на учёт даже проще, но есть определённые нюансы. Во-первых, вам понадобится фаркоп. Чек о покупке нужно предоставить в отделении ГИБДД. Во-вторых, нужен технический паспорт автомобиля, к которому вы будет цеплять самодельную конструкцию.

Нормы сертификации

Перед тем как поставить самодельное авто на учёт не помешает узнать, какие требования к ТС, сделанному своими руками, выдвигают компетентные органы сертификации.

Оценка самодельного авто проходит согласно стандартам, которые действуют для транспортных средств, производимых малыми сериями. Они намного мягче, нежели к серийным автомобилям.

Интересно, что в Европе всё совершенно по-другому. Там никаких поблажек для самодельных авто нет. Если вы захотите поставить его на учёт, то придётся проходить тестирование наравне с серийными моделями.

Важно! Европейские нормы сертификации включают в себя множество параграфов, которые контролируют даже такие технические нюансы, как надёжность ремней безопасности и уровень шума.

Итоги

Как видите, поставить самодельное транспортное средство на учёт не так-то уж и просто. Прошли те времена, когда можно было создать собственную машину-амфибию и бороздить на ней просторы родины. Теперь чтобы выехать на дорогу понадобится не один месяц.

Процедура сертификации включает в себя тестирование в лаборатории и сбор всевозможных документов. Также не стоит забывать про госпошлины. Вам придётся ещё не раз заплатить перед тем, как поставить авто на учёт.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков