На какой ток ставить аккумулятор. Каким током и напряжением заряжать автомобильный аккумулятор - инструкция

На какой ток ставить аккумулятор. Каким током и напряжением заряжать автомобильный аккумулятор - инструкция

Метод заряда током постоянной силы.

Полный заряд АКБ происходит при подключении ее к источнику тока постоянной силы с напряжением до 16,2 В. Сила тока при 20-часовом заряде берется равной 1/20 Ср, а при 10-часовом - 1/10Ср (где Ср - номинальная емкость АКБ).

Преимуществом заряда током постоянной силы является возможность полного заряда батареи. Чем меньше зарядный ток, тем глубже заряд. Однако, не стоит впадать в крайность - при совсем низком токе время зарядки будет несравнимо большим. Наоборот, при очень большом токе батарея «закипит» значительно быстрее, но при этом не успеет зарядиться на все 100%.

К недостаткам данного метода относятся:

  • необходимость стабилизации силы тока,
  • обильное газовыделение,
  • возможность повышения температуры.

Для снижения указанных отрицательных эффектов применяют двухступенчатый режим заряда. В течение 1-й ступени производят заряд током 0,1Ср до достижения АКБ напряжения 14,4 В. Затем продолжают заряд током, уменьшенным в 2 раза.

Метод заряда при постоянном напряжении.

Данным методом можно зарядить АКБ до 90-95% номинальной емкости. Недостаток метода - значительный нагрев батареи из-за большой силы тока в начале заряда.

Напряжение источника, к которому подключена АКБ, выдерживается постоянным.

В зависимости от величины напряжения ток может достигать в начале процесса значительной силы, а затем по мере заряда снижается до нуля. Обычно напряжение источника равно 14,6-15 В.

Есть и неклассические способы .

Метод подзаряда малым током.

Величина тока от 0,03 А до 0,5 А. Используется для компенсации тока саморазряда и поддержания АКБ в заряженном состоянии, также для восстановления ее емкости в тренировочном цикле.

Автоматический метод заряда. Современный, оптимальный метод заряда батарей, состоящий из двух этапов. На первом этапе производится заряд АКБ током постоянной силы 0,1Ср, после того как напряжение АКБ возрастет и достигнет 14,4-14,8 В (напряжения ограничения), дальнейшая подзарядка происходит при постоянном напряжении с автоматически уменьшающимся током.

Этот метод исключает отрицательные эффекты, присущие вышеперечисленным способам. Он обеспечивает автоматическое поддержание оптимальной скорости заряда, не допуская опасного для батареи перенапряжения, приводящего к обильному газовыделению и кипению электролита.

При правильно выбранном напряжении величина силы тока уменьшается до значения, компенсирующего саморазряд А=E.

ВНИМАНИЕ!

  • Производить заряд АКБ разрешается только в помещениях с подходящей приточно-вытяжной вентиляцией!
  • Во время заряда выделяется взрывчатая смесь водорода и кислорода, вредная для жизни и взрывоопасная!
  • Не подходите к аккумулятору, особенно во время заряда, с открытым огнем или зажженной сигаретой! Не производите никаких действий, способствующих образованию искры!
  • При выключенном двигателе и всех потребителях электроэнергии отсоедините как описано выше и выньте аккумулятор из автомобиля (при зарядке батареи на автомобиле обязательно отсоедините электрические кабели и следуйте инструкции автомобиля)!
  • Аккумулятор заряжается только постоянным током!
  • Запрещено осуществлять заряд аккумулятора высокими зарядными токами!

07.06.2018

Каждый автовладелец знает, что транспортное средство требует к себе повышенного внимания Необходимо вовремя менять масло, проводить техосмотр машины. А по окончанию летнего сезона у владельцев машин возникает вопрос: как правильно проводится зарядка автомобильного аккумулятора? Рассмотрим это процесс более подробно.

Зарядка аккумуляторных батарей производится от источника выпрямленного тока. Допускается использование различных выпрямителей, которые допускают регулировку напряжения либо зарядного тока. Используются 2 метода заряда батареи: при постоянном напряжении либо при постоянном значение силы тока. И тот, и другой метод одинаково влияют на долговечность батареи. При выборе устройства для зарядки автомобильных аккумуляторов необходимо руководствоваться ниже приведенной информацией.


Зарядка при постоянном значении силы тока

Заряжать батареи необходимо с силой тока, которая соответствует 1/10 от номинальной емкости. Чтобы поддерживать силу тока на одном уровне, нужно использовать регулирующее устройство. У такого способа есть недостаток. Каждые 2 часа нужно регулировать силу тока, а по окончанию заряда наблюдается обильное газовыделение. Чтобы сократить его, следует ступенчато понижать силу тока, когда растет зарядное напряжение. Многих водителей интересует время зарядки автомобильного аккумулятора. Если номинальная емкость составляет 90 Ач, то на зарядку уйдет около 10 часов.

Если напряжение достигло отметки 14,4 вольта, то силу зарядного тока необходимо сократить вдвое. Если батарея имеет емкость 60 Ач, то сила тока составит 3 А. При такой силе тока продолжается заряд до того момента, когда начнется газовыделение. Если у батарей нет отверстий, через которые можно долить воду, то можно еще в 2 раза уменьшить силу тока при напряжении в 15 вольт. Батарея заряжена на 100%, если напряжение, сила тока в процессе зарядки неизменны 1-2 часа.


Зарядка при постоянном напряжении

Как провести зарядку автомобильного аккумулятора таким способом? Напряженность АКБ в конце зарядки зависит от зарядного напряжения. Если напряжение составляет 16 вольт, то за сутки батарея зарядится почти полностью. Когда включается ток, его сила может составлять свыше 50 А. Все зависит от того, какую емкость имеет батарея. Именно поэтому зарядное устройство имеет схемные решения, которые держат предельное значение силы тока в диапазоне 20-25 А.

В процессе заряда напряжение на концах батареи становится таким же, как и напряжение зарядного устройства . Ток зарядки автомобильного аккумулятора сокращается, стремится к нулю. Благодаря этому процесс зарядки проходит без вмешательства человека. Критерий окончания процесса зарядки - это напряжение в 14,4 вольта на концах батареи. Также загорается сигнал зеленого цвета, который сигнализирует о завершении процесса.

Частью схемы зарядки автомобильного аккумулятора является составной транзистор . Он может принадлежать серии КТ827. Выходное напряжение при этом определяется переменным резистором. Выходной ток таких схем определяется мощность, типом трансформатора. Минимальная их мощность составляет 200 Вт. У трансформатора есть 3 главных вывода.

Некоторые схемы зарядного устройства имеют тиристорное управление. Оно проходит за счет сдвига фаз. Такие схемы довольно просты. Конструкцию могут монтировать в обычном оргалите. Тиристоры, а также диоды должны крепится на теплоотводе. Именно так получается зарядка автомобильного аккумулятора своими руками.


Зарядка при помощи солнечных батарей

Солнечную батарею устанавливают на приборной панели машины. Ее подключают к разъему прикуривателя. Такое устройство очень полезно во время длительной стоянке транспортного средства для позарядки батареи. Особенно это актуально зимой. Благодаря правильно подобранной мощности модуля контролер заряда не нужен. Для солнечной зарядки автомобильного аккумулятора потребуется солнечная батарея , имеющая мощность 6 ватт; кабель, соединяющийся с бортовой сетью машины; развязывающий диод.

Подобный модуль может зарядить батарею, емкость которой составляет не более 75 Ач. Контролер заряда при этом не потребуется.

Если нужна подзарядка АКБ весь день, то нужно использовать иной модуль. Его мощность не превышает 60 ватт. Для таких случаев нужно использовать контроллер заряда. Он позволит защитить батарею от перезаряда. Таким образом будет проходить правильная зарядка автомобильного аккумулятора.

Сама обмотка (которая в бесперебойнике играет роль первичной обмотки) тут у нас будет понижающей, то есть вторичной. Трансформатор является обычным понижающим сетевым трансформатором, при таком режиме работы на выводах вторичной обмотки образуется переменное напряжение с номиналом 24 Вольт 8-15 Ампер, в зависимости от мощности трансформатора.


Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи.

Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете . Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.

У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см3 Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см3.


Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см3), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектной банке аккумулятора будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/смі), чем в остальных ячейках.

Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денситометрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см3 или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3.


При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки. Одновременно необходимо замерить температуру электролита. Результат измерения плотности приводят к +25°C. Для этого к показаниям денситометра надо прибавить или отнять поправку, указанную в специальной литературе.

Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см3, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.

Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор (АКБ) зарядным устройством. Инструкция для чайников.

Батарею следует подзаряжать в следующих случаях:

  • Батарея разряжена
  • Раз в год
  • Перед морозами
  • Нечем заняться

Батарею следует зарядить, если она неуверенно крутит стартер,
напряжение на АКБ незаведенного авто приближается к 12.0 вольтам,
индикатор (при его наличии) показывает необходимость зарядки.

Малые пробеги и недостаточное напряжение с генератора могут не обеспечивать полного заряда. Поэтому для профилактики батарею раз в год рекомендуется зарядить полностью.

Морозы губительно влияют на АКБ. Увеличивается саморазряд. Разряженный аккумулятор имеет низкую плотность электролита. Он может замерзнуть. Жидкость, как известно, при замерзании расширяется, замерзший электролит может замкнуть и разрушить пластины АКБ, после этого аккумулятор очень быстро приходит в негодность – имеет малую емкость и может подвести, даже если показывает хорошее напряжение.

Для зарядки АКБ потребуется зарядное устройство, оно может быть с контролем по напряжению, по току, позволять выбрать один из этих вариантов или быть полностью автоматическим. Рассматривать будем заряд с контролем по току или напряжению.

Если аккумулятор стоял на морозе, ему нужно отогреться. Чтобы начать заряд не обязательно ждать пока он полностью согреется. Если АКБ разряжен не в ноль, можно начать заряжать, но к окончанию зарядки он должен быть комнатной температуры . Если не успел отогреться - дозарядить после отогрева. Если разряжен в 0 – сначала отогреть.

Протираем АКБ тряпкой, выкручиваем пробки, часто они под съемной пластиковой пластиной. Не допускайте попадания грязи в банки.

Смотрим уровень электролита. Если ниже меток на корпусе или того хуже, не закрывает пластины – доливаем ДИСТИЛИРОВАННОЙ воды до требуемого уровня.

На зарядном устройстве все ручки выкручиваем в положение Min. Накидываем положительную + клемму. Немножко поворачиваем ее из стороны в сторону - для хорошего контакта. Накидываем отрицательную – клемму, немножко поворачиваем ее из стороны в сторону. Включаем Зарядное устройство в сеть.

Смотрим маркировку с емкостью АКБ, например 55 ампер часов. Умножаем емкость на 0.1 и получаем ток зарядки аккумулятора. 55 * 0,1 = 5,5 А

Напряжение зарядки для 12В батарей не должно превышать 14,7-14,9 вольт.

Так мы получили 2 значения необходимые для зарядки.

При зарядке нужно контролировать, чтобы ток и напряжения не выходили за эти значения.

Зарядка постоянным током
Выставляем соответствующий ток, можно чуть меньше. Если зарядное устройство автоматическое оно само будет поддерживать этот ток, меняя напряжение. Напряжение будет постепенно повышаться. Если зарядное устройство старое, не автоматическое, нужно следить за приборами и поворачивать ручку увеличивая напряжение в ручную, удерживая ток на требуемом уровне. Напряжение при этом не должно превышать 14,9В.

Зарядка постоянным напряжением
При такой схеме зарядное устройство держит заданное напряжение, например 14,7 вольт, но ограничивает силу тока. Процесс работы аналогичен. Во время такого заряда напряжение будет постоянным, а ток падать. Автоматическое зарядное устройство будет само поддерживать заданную силу тока для напряжения. Если устройство не автоматическое нужно поворачивать ручку, чтобы при напряжении 14,7 В ток для нашего примера не превышал 5,5 А но и не был ниже 1 ампера.

Заряжать меньшими токами можно, увеличится время зарядки. Токами выше емкости x 0,1 заряжать не следует, это губительно сказывается на пластинах АКБ.

Заряд окончен, если при напряжении 14,9В сила тока не меняется в течении часа. Она будет меньше 1 А. В банках, при этом, будет видно выделение пузырьков.

Если у Вас есть ареометр, он должен показать плотность соответствующую заряженной батареи.

Если емкость АКБ не устраивает, его можно попробовать потренировать.

1 способ – разрядить аккумулятор лампочкой до 11,9В и полностью его зарядить

2 способ – заряд током разной направленности. При этом устраняется сульфация пластин (своего рода налет, препятствующий нормальной работе). Для второго способа нужно специальное зарядное устройство, с подобной функцией. Например, режимом «цикл». Смысл режима – напряжение заряда периодически подается и снимается. Подробнее о режиме нужно прочитать в инструкции к зарядному устройству. Если устройство работает в этом режиме полуавтоматически - например нужно прицеплять лампочку и самому выставлять ток, то нужно следить, чтобы в процессе работы напряжение не опускалось ниже 11,9 и не повышалось выше 15, если это не предусмотрено в инструкции.

Удачной зарядки АКБ!

Каждый автовладелец, которому время от времени приходится, должен знать, каким током. Неопытные автомобилисты думают, что для выполнения подзарядки батареи ее надо просто подключить к зарядному прибору и включить в сеть, но это не совсем верно. Данный процесс требует соблюдения определенных правил, о которых мы расскажем ниже.

Общие принципы заряда АКБ

Какой надо применять ток зарядки автомобильного аккумулятора 60а? Прежде чем приступить к процедуре заряда нужно ознакомиться с техническими характеристиками используемого аккумулятора. Также надо изучить характеристики и зарядного прибора. Вне зависимости от особенностей используемой АКБ, желательно, чтобы ток заряда либо напряжение были постоянными. В том случае, если вы не знаете, как самостоятельно ограничить сигнал, в электроцепь подключения можно добавить выпрямительный элемент, использующееся для настройки величины напряжения.

При покупке либо взятии в аренду зарядного прибора нужно также тщательно изучить все технические особенности и характеристики девайса. Это важно потому, что ЗУ может иметь определенные возможности. Например, если зарядный прибор будет применяться для работы с 12-вольтной батареей, то большинство устройств при необходимости могут увеличить напряжение до 16 вольт. Обычно это делается для восстановления работоспособности не обслуживаемых АКБ.


Способы восстановления заряда своими руками

Как произвести заряд АКБ малым зарядным асимметричным током в соответствии со схемой? На практике существует два метода для выполнения этой задачи - либо использовать постоянный ток , либо постоянное значение напряжения. В этом случае особых отличи в данных методах нет - каждый из способов считается полноценным и эффективным. Естественно, если при их выполнении будут соблюдаться все необходимые моменты и нюансы.

Метод 1 - при постоянстве тока

Сначала предлагаем ознакомиться с первым способом возобновления работоспособности батареи путем использования постоянной силы тока. Отличительной особенностью данного способа считается то, что владельцу транспортного средства нужно периодически контролировать величину параметра на зарядном девайса. А если возникнет необходимость, то ток нужно будет отрегулировать. Обычно процесс диагностики и проверки осуществляется один раз в 1-2 часа, но желательно, чтобы не реже (автор видео - канал Нижегородский аккумуляторщик).

Какой же ток лучше использовать для реализации этого метода? Сам процесс выполняется с учетом постоянного значения - величина должна составить около 0.1% от всей емкости аккумулятора автомобиля. При таком токе батарея будет разряжаться в течение 20 часов. То есть если будет 75 Ач, то величина тока для восстановления заряда батареи должна быть около 7.5 ампер. Как ограничить эту величину - на большинстве современных зарядных приборов имеется специальный регулятор, ограничить значение параметра можно с его помощью.

Также нужно отдельно сказать о не обслуживаемых аккумуляторах. При возобновлении работоспособности такого устройства нужно повышать значение напряжения при зарядке до 15 вольт, одновременно уменьшая величину тока на 50%. То есть если емкость используемого девайса равно 60 Ач, то величина тока должна быть выставлена на уровне 3 ампер. О том, что автомобильный аккумулятор полностью заряжен, можно узнать по тому, что на протяжении 1-2 часов при зарядке все рабочие значения остаются неизменными. Если же сам девайс не обслуживаемый, то процедуру восстановления можно завершать тогда, когда напряжение на устройстве будет равно 16.4 вольтам.

Второй способ - при постоянстве напряжения

Еще один метод - при постоянстве напряжения, не более сложный в реализации и не менее эффективный.

Процедура зарядки должна производиться в течение не менее чем 24 часа:

  1. Устройство демонтируется с автомобиля, для этого отключаются все клеммы и отсоединяются фиксаторы.
  2. Батарея извлекается, к ее клеммам подключаются щупы зарядного прибора.
  3. Затем, вам надо будет подождать, как сказано выше, около суток. После этого следует проверить параметры на дисплее ЗУ (автор видео - канал Аккумуляторщик).

Как понять о том, что АКБ заряжена:

  • в том случае, если параметр напряжения равен 14.4 вольтам, то за последующие сутки может быть возобновлено примерно 75-85% заряда батареи, но в данном случае многое зависит от особенностей аккумулятора;
  • если параметр напряжения варьируется в районе 15 вольт, это свидетельствует о том, что батарея восполнена примерно на 85-90%;
  • когда параметр напряжения будет равен около 16 В, то можно сделать вывод, что батарея заряжена приблизительно на 95-97%, то есть ее дальнейшая эксплуатация, в принципе, уже допускается;
  • если вы хотите, чтобы девайс подзарядился до максимума, то для выполнения этой задачи понадобится не более суток, о заряде может сообщить напряжение в 16.3 В.

Если вы являетесь владельцем более современного прибора для зарядки, то на его корпусе могут располагаться специальные индикаторы - лампочки - с помощью которых можно определить завершение процесса. Когда батарея будет готова к эксплуатации, индикатор будет гореть зеленым цветом. Если же его цвет красный - то процедура либо не завершена, либо в процессе выполнения появились неполадки, требуется более детальная диагностика. Многие специалисты-аккумуляторщики утверждают, что не обслуживаемые АКБ необходимо подзаряжать приблизительно до 95%, этот вариант считается наиболее актуальным. В таком случае батарея сможет полностью отработать всей срок службы, но при этом необходимо следить, чтобы параметр напряжения был не меньше 14.4 вольт.

Фотогалерея «Неисправности АКБ»

Заключение

В подзарядке нуждается любой современный аккумулятор, вне зависимости от того, какова его стоимость и каким производителем он был выпущен. Своевременное выполнение этой задачи позволит значительно увеличить ресурс эксплуатации используемого девайса. Особенно актуально выполнять такую процедуру перед наступлением холодов, а также после зимы. Не забывайте о том, что при выполнении подзарядки обслуживаемого аккумулятора необходимо обязательно открутить пробки на его банках.

В том случае, если вы не сделаете этого, то в банках может образоваться высокое давление , а это, в свою очередь, может привести к взрыву. Непосредственно пробки полностью извлекать не стоит, можно их немного ослабить.

Если вы слишком часто сталкиваетесь с проблемой разряда, то нужно произвести диагностику девайса. В первую очередь, необходимо проверить корпус на наличие повреждений, работоспособность клемм. В устройстве с поврежденным корпусом может быть утечка электролита, что приведет к его постоянному разряду. Также необходимо проверять и уровень раствора электролита - в идеале жидкость должна покрывать все банки, если это не так, то в систему нужно долить дистиллированной воды. Все это нужно проверять перед тем, как начать подзарядку.

Видео «Как увеличить плотность рабочей жидкости?»

Как своими руками повысить плотность электролита в банках устройства и что для этого потребуется - ответы ищите в ролике ниже (автор - Denis Legostaev).

На первый взгляд может показаться, что зарядка АКБ - это простая процедура. Казалось бы, что здесь такого - нужно просто подключить аккумулятор в сеть и подождать, пока он зарядится на 100%. Однако, в этом вопросе есть некоторые нюансы, которые необходимо учитывать. Каким током нужно заряжать автомобильный аккумулятор? Ниже вы узнаете об этом.

Общие принципы заряда АКБ

Чтобы заряженный АКБ функционировал долго, необходимо использовать хороший и нужный ток . Сила тока батареи на 60 Ач на автомобиле не должна превышать норму, в противном случае автолюбитель может столкнуться с определенными проблемами. Сразу же нужно отметить, что осуществить зарядку автомобильной батареи не так сложно, особенно, если вы что-то понимаете в химии и физике. Перед тем, как заряжать АКБ, необходимо внимательно изучить его эксплуатационные особенности и свойства.

Также надо изучить характеристики непосредственно ЗУ, но наиболее важный момент - это знать, каким током лучше заряжать прибор на 60 Ач или любой другой. В первую очередь, помните о том, что в любом случае должен быть постоянным. Если вы не знаете, как ограничить этот импульс, можно применять специальные выпрямители. Эти девайсы необходимы для регулировки напряжения и прочих показателей.

Покупая или беря в аренду ЗУ, необходимо внимательно ознакомиться с его характеристиками и возможностями. К примеру, ЗУ, необходимое для работы с 12-вольтовыми АКБ, позволяет увеличить уровень напряжения до 16.6 вольт, если это нужно. Как правило, это требуется для того, чтобы произвести заряд любого необслуживаемого прибора.

Методы заряда автомобильных АКБ

Итак, если вы решили самостоятельно пустить ток заряда через аккумулятор автомобиля на 60 или более Ач, вам будет полезно ознакомиться со способами проведения процедуры. Практически могут использоваться два способа для этой цели - либо при постоянстве тока, либо при постоянстве напряжения. Принципиальных различий в этих способах нет никаких - оба метода являются полноценными. Разумеется, при правильном подходе и соблюдении всех технологий.

Способ 1 - при постоянстве тока

Для начала рассмотрим схему заряда аккумулятора легковой или грузовой машины при постоянстве данного параметра. Одной из отличительных характеристик этого метода является то, что автовладельцу необходимо время от времени контролировать параметр на ЗУ и регулировать его при надобности. Как правило, процедура проверки и контроля должна происходить каждый один или два часа, но не реже.

Каким током заряжать автомобильный аккумулятор? Процедуру заряда автомобильной батареи осуществляют с учетом постоянной величины вышеуказанного показателя. Данный параметр равен 0.1% от общей емкости батареи, когда она будет без перерывов разряжаться на протяжении двадцати часов. Соответственно, если емкость составляет 60 Ач, то ток для зарядки девайса должен составлять 6 ампер. Чтобы поддерживать постоянство этого показателя на протяжении всего процесса, необходимо использовать регулятор, которым оснащаются многие ЗУ.

Чтобы уровень заряженности батареи транспортного средства был более высоким, специалисты советуют использовать функцию ступенчатого снижения силы импульса. Активация функции ступенчатого снижения актуальна в том случае, когда начинает возрастать показатель сопротивления.

Отдельно следует выделить рекомендации касательно не обслуживаемых приборов последнего поколения. В этом случае следует увеличивать параметр напряжения до 15 вольт, при этом снижая параметр тока в автомобильном аккумуляторе в два раза. Иными словами, если емкость вашего прибора составляет 60 Ач, то параметр малого тока следует установить на 1,5 ампера.

После заряда аккумулятора асимметричным током устройство можно считать готовым к работе тогда, когда все параметры в течение одного-двух часов будут без изменений. В том случае, если прибор является не обслуживаемым, то соответствующее состояние наступит в том случае, когда уровень напряжения составит 16.4 вольта (автор видео - Учимся водить машину. Все секреты начинающим).

Способ 2 - при постоянстве напряжения

Какой ток выбрать в этом случае? Данный способ полностью зависит от величины указанного выше параметра, обеспечивающегося прибором для заряда.

Если вы будете подзаряжать батарею на протяжении суток, то процесс будет осуществляться таким образом:

  • если уровень напряжения составляет 14.4 вольта, то за 24 часа будет восполнено около 75-85% заряда в зависимости от особенностей агрегата;
  • если указанный выше показатель составит около 15 вольт, то уровень зарядки устройства будет равен около 85-90%;
  • в том случае, если параметр составит 16 вольт, аккумулятор транспортного средства сможет зарядиться примерно на 95-97%;
  • чтобы подзарядить прибор на полную, потребуется не менее 20 и не более 24 часов, при этом уровень напряжения должен составлять 16.3 вольта.

Чтобы понять, что устройство заряжено полностью, основным показателем для этого будет служить уровень напряжения на выходах прибора. Эта величина должна составлять 14.4 вольта. Если ЗУ оснащено световым индикатором, то оно сообщит автомобилисту об окончании процедура зеленым светом. По мнению многих специалистов, не обслуживаемые батареи следует подзаряжать примерно до 95% - таким образом они смогут отработать весь свой ресурс эксплуатации, при этом величина напряжения должна составлять не мене 14.4 вольт.

Помните о том, что заряжая обслуживаемое устройство, желательно перед началом процесса выкрутить все пробки на нем. Если пробки будут плотно затянуты, это может спровоцировать избыточное давление в системе, что в теории чревато взрывом. Пробки не обязательно выкручивать полностью, достаточно их просто ослабить.

Многие автовладельцы, сталкиваясь впервые с проблемой разряда аккумуляторной автомобильной батареи и решения самостоятельно зарядить ее, задаются следующим вопросом: "Каким током заряжать аккумулятор?". Для того чтобы осуществить этот замысел, прежде всего необходимо иметь пуско-зарядное или зарядное устройство, которое позволяет преобразовать ток, подаваемый из обычной розетки в 220В, в ток, который имеет значительно меньшее напряжение - 15В. Измерительные параметры напряжения в 15В считаются оптимальным для того, чтобы осуществить качественную при этом не нарушив его систему.

Отвечая на вопрос о том, каким током заряжать аккумулятор, прежде всего, необходимо определиться с выбором способа заряда АКБ.

Как определить полный заряд? Как только будет заряжена, она начнет выделять газы. Это верный признак того, что АКБ полностью заряжена и готова к эксплуатации. Еще один признак полного заряда - это стабильность показателей напряжения в течении часа и более. Повышение эффективности заряда будет тем выше, чем больше будет снижен ток в конце заряда. Для этого перед тем как батарея полностью зарядится, необходимо постепенно снижать силу тока (при показателе 14,4 подается ток в 3 Ампера). Такое воздействие повышает зарядное напряжение.

При полной зарядке аккумулятора, как правило, не выделяется излишек газа, так как заряд составляет до 95%. Зная, каким током заряжать автомобильный аккумулятор, важно правильно подобрать для этого метода эффективные регулирующие зарядные устройства.

  • Существует еще один метод - уравнительный, который используется тогда, когда батарея уже заряжена на 95% и ее нужно подвести до 100%. На вопрос о том, каким током заряжать аккумулятор в этом случае, ответом будет сила тока, равная следующему расчету. Ток равен 3% от емкости аккумулятора. При этом не только достигается 100%-ная зарядка, но и выравнивается во всех банках АКБ.

Не секрет, что одним из наиболее важных и незаменимых узлов каждого автомобиля является аккумулятор. Неправильная эксплуатация АКБ сопровождается разными сбоями в ее работе, которые часто приводят к повреждению других важных систем. Чтобы избежать таких неприятностей, нужно заранее поинтересоваться, как осуществить зарядку аккумулятора в домашних условиях.

Общая информация

Пытаясь понять, как зарядить аккумулятор, нужно внимательно ознакомиться с его устройством, принципом работы и существующими типами. Это позволит найти подходящий способ зарядки, а также безошибочно восстановить заряд АКБ автомобиля.

Итак, многие модели автомобилей оснащены аккумуляторами кислотно-свинцового типа. Они представляют собой конструкцию из шести баночек, помещенных в пластиковый корпус с надежной изоляцией от окружающих воздействий. Материал корпуса характеризуется специфическими свойствами, которые делают его неуязвимым к воздействиям кислоты.

Емкости соединяются между собой последовательным образом, так как в каждой из них расположены электроды с противоположными зарядами (отрицательным и положительным).

Такие элементы спрятаны в жидком электролите, но по мере эксплуатации АКБ они становятся неисправными, что снижает показатели емкости узла. В дальнейшем это вызывает быструю потерю заряда и другие неполадки в работе аккумулятора.

Существующие типы

На рынке доступно две разновидности аккумуляторных батарей. К ним относятся:

  1. Модели, которые подлежат обслуживанию.
  2. Необслуживаемые конструкции.

Представители первого типа оснащены баночками с откручивающими крышечками. Это означает, что владелец транспортного средства может самостоятельно восстановить уровень электролита или заменить некачественный состав более качественным. Однако приступать к такой процедуре без опыта и навыков категорически запрещено, ведь это может привести к выходу из строя батареи.

Чтобы предотвратить это, достаточно связаться со специалистом и доверить задачу в его руки. Услуга стоит недорого, но в большинстве случаев полностью восстанавливает АКБ. Необслуживаемые модели выполнены другим образом - в них отсутствуют съемные крышечки. Это значит, что возможность ремонта и реанимации полностью исключается.

Некоторые владельцы автомобилей добавляют в батарею очищенную воду, пытаясь увеличить уровень электролита. Делать такое не рекомендуется, за исключением особых случаев, например, при остановке автомобиля в отдаленной от города местности. Чтобы проверить текущий объем жидкости, нужно снять крышечки и посмотреть на внешнее состояние баночек. Если электролит находится ниже электродов, повторная заливка является обязательным условием . Восстанавливая уровень жидкости, нужно убедиться, что он одинаковый во всех баночках.

Специалисты советуют отказаться от залития воды или электролита без нужного опыта и навыков. Перед тем как начать такую работу, нужно оценить качество и уровень жидкости с помощью специального прибора. Если же рассматривается вариант использования воды, то нужно применять только дистиллированную и заливать ее маленькими порциями.

Разновидности зарядных устройств

В зависимости от принципа работы, выделяют несколько разновидностей зарядных устройств. Интересуясь, как заряжать аккумулятор, важно знать, чем они отличаются и как устроены. По типу заряда приборы разделяются на:


Проверка состояния АКБ

Перед тем как начать зарядку аккумулятора авто, необходимо провести оценку его состояния. Для проверки используются разные способы и приборы:


Не секрет, что автомобильные генераторы не способны вернуть полный уровень заряда, а делают это только на 60%. В результате, полная зарядка батареи является обязательным условием и ее нужно проводить как минимум один раз в сезон, перед началом холодов.

При наличии гидрометрического индикатора нужно регулярно смотреть на его показания. О необходимости срочной зарядки АКБ может говорить медленное вращение стартера во время пуска.

Процесс зарядки

Разобравшись, как зарядить автомобильный аккумулятор, остается подробно изучить технику безопасности и ознакомиться с пошаговой инструкцией. Учитывая тот факт, что в аккумуляторах присутствует серная кислота, работу по зарядке лучше проводить в безопасном помещении с хорошей вентиляцией и температурным режимом от +10 градусов Цельсия.

Можно провести восстановление уровня заряда без снятия аккумулятора, но при условии, что окружающая температура держится на плюсовой отметке. Если заряжать АКБ при морозе, это снизит КПД всего процесса, а также приведет к замерзанию жидкости в банках. Поэтому для успешной зарядки аккумулятора зимой важно занести его в теплый гараж.

Перед началом зарядки необходимо провести небольшую подготовку, протерев устройство содовым раствором. Такой процесс позволит избавиться от остатков кислоты, которая часто скапливается на корпусе АКБ. Для приготовления состава необходимо взять одну столовую ложку соды и развести ее в стакане жидкости. Во время очистки раствор будет шипеть, что укажет на наличие кислотных остатков.

Завершив изъятие аккумулятора с транспортного средства, можно приступить к откручиванию крышечек на баночках, а затем положить их сверху, чтобы начался процесс испарения электролита без выплескивания. К тому же необходимо провести визуальную оценку уровня жидкости. Если он в норме, пластины будут погружены примерно на полсантиметра.

Также важно ознакомиться с состоянием баночек по соседству. Важно, чтобы они обладали одинаковым объемом электролита. Если это не так, придется долить в резервуар дистиллированную воду. При работе с необслуживаемым АКБ такое действие выполнять не нужно.

Подключение прибора

Подключая устройство для зарядки аккумулятора, важно следить за полярностью. На клемму со значением плюс (+) подсоединяется соответствующая клемма зарядного прибора. Если не учесть этот факт и неправильно выбрать полярность, это повлечет за собой разные неприятности, в том числе и короткое замыкание и полное повреждение АКБ. Поэтому, перед тем как начать процесс зарядки, следует убедиться, что клеммы подключены правильно. Для различения полярности используют цветочную маркировку. К примеру, элемент со значением плюс может окрашиваться красным цветом, а минусовой - черным.

Для равномерного распределения электрического заряда по пластинам необходимо заряжать батарею малыми токами. Это предотвратит возможный перегрев жидкости в баночках, а также сделает зарядку максимально продуктивной. При выполнении такой задачи необходимо использовать силу тока на уровне 1/10 емкости.

Если устройство зарядки не оснащено какими-либо рычагами и является автоматическим, поменять режим и внести свои изменения, к сожалению, не удастся. Зачастую такие модели обладают специальными световыми индикаторами, указывающими на текущий этап зарядки. При полном заряде должно произойти загорание зеленой лампочки.

Если в зарядном устройстве установлен амперметр, то зарядку можно будет считать выполненной после опускания стрелки до нулевого уровня. Продолжительность определяется подаваемой силой тока. При необходимости срочной зарядки рекомендуется использовать высокие токи, однако это снизит запас работы АКБ. Если спешить не нужно, лучше заряжать систему малыми токами. В таком режиме весь процесс займет около 8 часов.

По завершении остается выполнить отсоединение зарядных клемм, закрутить крышечки и провести повторное протирание поверхности устройства раствором соды. Во время зарядки капельки жидкого электролита будут оседать на корпусе, и, если не убрать их, это повысит риск утечки тока, что повлечет за собой быструю разрядку. К сожалению, 80 процентов водителей даже не догадываются о таком, а потом интересуются причинами быстрой потери емкости АКБ.

Альтернативные способы

Если аккумулятор был разряжен, но возможности зарядить его специальным устройством нет, можно подыскать альтернативные выходы из ситуации. К ним можно отнести следующие способы зарядки:


Разбираясь, как заряжать автомобильный аккумулятор, важно придерживаться всех советов и следовать инструкции. Также нельзя забывать о технике безопасности, иначе это может привести к непоправимым последствиям.

В первую очередь необходимо позаботиться о безопасности глаз и слизистых оболочек, которые боятся воздействия серной кислоты. Важно помнить, что вещество из баночек аккумулятора характеризуется токсичным составом и любое взаимодействие с открытыми частями тела может закончиться плачевно. Чтобы не допустить этого, следует соблюдать осторожность.

После завершения монтажа и демонтажа батареи, важно тщательно промыть руки. Также процесс зарядки лучше осуществлять в пространстве с хорошей вентиляцией. Выбирая зарядку, следует отдавать предпочтение проверенным моделям от известных брендов, учитывая рекомендации производителя АКБ. В таком случае устройство верно и долго прослужит своему владельцу, а любые сбои в его работе будут практически исключены.

В зимний период времени особенно актуальны темы связанные с аккумуляторами автомобиля, ведь холодный пуск может его быстро разрядить. Многие меняют старые батареи (), покупают новые (главное ) – однако большинство старается их подзарядить и использовать дальше. Благо современные батареи ходят достаточно долго (порядка 4 – 5 лет), но этот срок может быть намного уменьшен! Если вы неправильно подадите ток и рассчитаете неправильное время заряда, то аккумулятор может быстро выйти из строя. Поэтому сегодня подробная информация — сколько по времени нужно проводить зарядку вашего АКБ …


Сразу хочется оговориться — специальным зарядным устройством, при примерной температуре в 25 градусов Цельсия, это важно, ведь если температура превышает 35 градусов, то процесс лучше не начинать (здесь зависимость температуры электролита и окружающего воздуха)! Все дело в том, что электролит имеет различную плотность при различной температуре (кстати, можете посмотреть — ). Однако я предлагаю вспомнить принципы заряда и разряда.

Принцип работы аккумулятора

Для того чтобы его заряжать нужно понимать как он работает — нет я сейчас не буду разлагать его на различные составляющие, все и так знают что внутри свинцовые пластины в . Нам нужно понять — что такое, например — 55 Ампер*час и 12 Вольт.


  • Ампер и часы – измеряется в Ампер/часах. То есть если ваш АКБ (аккумуляторная батарея) 60 А*ч – то он может отдавать 60 Ампер в течение одного часа. Соответственно если нагрузка падает, например до 30А, то он может отдавать уже два часа и так далее. Думаю это понятно.
  • Напряжение – принято считать, что напряжение равно 12 Вольт, хотя это не совсем правильно. Нормальное значение рабочего варианта 12,6 – 12,7В (есть варианты и с большим), это полностью заряженный на 100%.


Если напряжение составляет 12В, то можно констатировать что разряд батареи примерно 40 – 50%, однако с такими показателями можно ездить. Если ваш авто исправен и генератор дает нормальную «зарядку», то напряжение быстро восстановится. Также хочется отметить что показатель в 11,5 – 11,6В говорит о «», это очень «неприятно» для батареи. Начинается процесс «сульфации» свинцовых пластин внутри, что просто уменьшает емкость АКБ — может настолько, что автомобиль просто не запуститься.

То есть мы с вами поняли — нормальные показатели в 12,7В (заряжен), именно с таким напряжением будет отдаваться 60 Ампер в течении часа, а дальше оно упадет до 11,6В (разряжен). Потом зарядка и повторная эксплуатация.

Два строения аккумуляторов

Это также важная строчка, все дело в том — что заряжать каждый из типов, нужно по-разному, точнее готовиться к процессу заряда. ИТАК:

Первый тип – это так называемые необслуживаемые батареи. У которых внутри есть электролит и он как бы «запаян» внутри, то есть не может испариться. Если превращается в пар, дальше конденсируется на стенках и повторно выпадает в основной электролит. Это самый беспроблемный тип. Не нужно забивать голову с пополнением уровня, плотностью и т.д.


Второй тип – (который уходит в прошлое) – обслуживаемый. У него нет герметичного корпуса, поэтому электролит (а точнее вода из него), может испаряться, тем самым понижая уровень. Этот вариант один из самых проблемных, за ним нужно уметь ухаживать и заряжать! Например, если понижен уровень — зарядка недолжна производиться! Нужна правильная подготовка.


Подготовка аккумулятора

Прежде чем заряжать батарею, ее нужно правильно подготовить, ведь если вы ее снимаете, то нужно проверить все и сразу. Как я писал сверху пойдет речь именно об обслуживаемом аккумуляторе.

  • Для начала нужно удалить весь конденсат, окись и грязь с поверхности и контактов. Для этого просто берем обычную тряпку, мочим ее в растворе обычной соды и протираем верхнюю часть – контакты. Таким образом, мы добиваемся чистоты – это важно! Ведь если ваш аккумулятор имеет откручивающиеся крышки сверху, то в них при демонтаже может попасть грязь – что крайне не желательно! Ведь она может быть причиной выхода из строя батареи, просто .
  • Можно открутить крышки. Проверяем уровень электролита, если он крайне низок – не закрывает пластины, то нужно – ОБЯЗАТЕЛЬНО, добавить дистиллированной воды. Иначе просто «убьете» свою батарею. Свинцовые пластины нагреются и осыпяться.
  • В идеале нужно замерить плотность электролита. Напомню для рабочего, нормального аккумулятора она составляет – 1,26 – 1,30 г/см3.

После подготовительных работ можно переходить к зарядке. Однако стоит отметить — что она бывает двух вариантов – при помощи постоянного тока и при помощи постоянного напряжения, время может сильно разниться от этих параметров. Если конечно у вас не универсальное зарядное устройство, там вы по минимуму имеете настроек.

Время заряда постоянным током

Думаю, не стоит объяснять — что минусовую клемму аккумулятора вы подсоединяете к минусу «зарядника» с плюсом точно также. Многие придерживаются именно этого варианта, ведь «Ампераж» который мы подаем на АКБ очень важный параметр – его ни в коем случае нельзя превышать, а если сильно занизить, то батарея будет долго заряжаться.

Также хочется предупредить — что напряжение должно быть больше номинального – то есть от зарядного устройства получаем около 13,8 — 14В, примерно столько же дает автомобильный генератор. Только тогда пойдет заряд, если напряжение будет меньше чем 12 (а тем более 11В), то ничего не произойдет, а скорее всего еще более усугубит разряд.

ИТАК : Оптимальным считается напряжение в 10% от общей емкости батареи, то есть если у вас 75 А*ч, то заряжать нужно с током в 7,5А.


Таким образом — если ваша батарея полностью разряжена (напряжение менее 11,7В), то она должна зарядиться за 10 часов! Однако время может сократиться от уровня разряда.

В варианте с обслуживаемой батарей определить это достаточно легко – как только пойдут пузырьки с поверхности электролита в банках, это значит — заряд полностью состоялся.

От себя хочу добавить – в далекие времена (лет так 20 назад), мой отец очень часто заряжал АКБ дома, особенно зимой. Он ставил на 60Ач вариант ток в 2А и оставлял на ночь, таким образом — батарея брала нужное количество энергии — из этого малого тока. Нужно отметить разряд был тогда не глубоким. Поэтому если хотите просто «подпитать» свой АКБ, например напряжение на контактах ровно 12В, поставьте его на ток в 1 – 2А на ночь!

Однако сейчас существует еще один способ, который требует также минимум вмешательства человека.

Время заряда постоянным напряжением

Этот вариант набирает все большую популярность – именно этот принцип реализован на многих китайских устройствах, где практически нет индикаторов «ВОЛЬТАЖА» и «АМПЕРАЖА», а есть только светящиеся «точечки» или шкала, которая сигнализирует заряд. Такое устройство разработано специально для необслуживаемых аккумуляторов, ведь вы не сможете смотреть за кипением электролита и выделением из него газа, ибо все герметично. Поэтому первый вариант, не совсем хорош. Здесь автоматически регулируется напряжение и «ампераж».

ИТАК : Напряжение может плавать в пределах от 13,8 до 14,5В, чем больше напряжение тем быстрее идет заряд.

Так в первый час батарея может впитать в себя от 50 до 60% от номинальной емкости. ТО есть если она 60А, то 60Х60%=36А

Во второй час – напряжение падает, и заряд происходит медленнее, около 15 – 20%

Третий час – еще ниже, около 7 – 8%

Четвертый – почти полная емкость в 90 – 96%.


В процессе работы двигателя аккумуляторная батарея () независимо от типа (обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор) подзаряжается от автомобильного генератора. Для контроля заряда аккумулятора на генераторе установлено устройство под названием реле-регулятор.

Сама эксплуатация автомобиля зимой зачастую предполагает короткие поездки, включение большого количества энергоемкого оборудования (подогревы зеркал, стекол, сидений и т.д.) Нагрузка на аккумулятор значительно возрастает. При этом зарядиться от генератора и компенсировать потери, затраченные на запуски, батарея попросту не успевает. С учетом вышесказанного оптимально полностью заряжать аккумулятор зарядным устройством до 100% не реже одного раза в год до наступления холодов.

Добавим, что в случае проблем с запуском двигателя по причине наличия неисправностей мотора (проблемы с топливной аппаратурой, и т.п.), владельцу приходится намного дольше и интенсивнее крутить стартер. В таких случаях заряжать аккумулятор внешним зарядным устройством потребуется намного чаще.

Зарядка аккумулятора зарядным устройством

Чтобы знать, как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля зарядным устройством, а также осуществить зарядку батареи обслуживаемого типа, необходимо придерживаться определенных правил. Зарядное устройство (ЗУ, внешнее зарядное устройство ВЗУ, пускозарядное устройство) фактически является конденсаторным зарядным устройством.

Автомобильный аккумулятор — источник постоянного тока. Во время подключения АКБ нужно обязательно соблюдать полярность. Для этого места подключения плюсовой и минусовой клеммы обозначены плюсовым и минусовым знаком («+» и «–») на аккумуляторе. Выводы на ЗУ имеют аналогичную маркировку, что позволяет правильно подключить аккумулятор к зарядному устройству. Другими словами, «плюс» аккумулятора соединяется с «+» клеммой зарядного устройства, «минус» на АКБ подключается к выходу «-» ЗУ.

Обратите внимание, случайная смена полярности приведет к тому, что вместо заряда будет происходить разряд батареи. Также необходимо учитывать, что глубокий разряд (аккумулятор полностью посажен) может в отдельных случаях вывести аккумуляторную батарею из строя, в результате чего может не получиться зарядить такой АКБ при помощи зарядного устройства.

Также необходимо учитывать, что перед подключением к зарядному устройству аккумулятор нужно снять с автомобиля и тщательно очистить от возможных загрязнений. Потеки кислоты хорошо удаляются влажной ветошью, которая смачивается в растворе с содой. Для приготовления раствора достаточно 15-20 грамм соды на 150-200 грамм воды. На наличие кислоты укажет вспенивание указанного раствора при нанесении на корпус АКБ.

Что касается обслуживаемых аккумуляторов, пробки на «банках» для заливки кислоты следует выкрутить. Дело в том, что во время зарядки в аккумуляторе образуются газы, которым необходимо обеспечить свободный выход. Также следует произвести проверку уровня электролита. При снижении уровня ниже нормы производится долив дистиллированной воды.

Каким напряжением заряжать аккумулятор автомобиля

Начнем с того, что зарядка аккумулятора предполагает подачу на него такого тока, которого не хватает батарее для полного заряда. На основе данного утверждения можно ответить на вопросы, каким током заряжать аккумулятор автомобиля,а также сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.

В том случае, если аккумулятор с емкостью 50 Ампер-часов заряжен на 50%, тогда на начальном этапе следует установить зарядный ток 25 А, после чего этот ток нужно динамично уменьшать. К моменту полного заряда аккумулятора подача тока должна прекратиться. Такой принцип работы лежит в основе автоматических зарядных устройств, при помощи которых автомобильный аккумулятор заряжается в среднем за 4-6 часов. Единственным минусом таких ЗУ является их высокая стоимость.

Также стоит выделить зарядные устройства полуавтоматического типа и решения, которые предполагают полностью ручную настройку. Последние наиболее доступны по цене и широко представлены в продаже. С учетом того, что аккумулятор обычно разряжен на 50%, можно высчитать, сколько заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля, а также понять, сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля обслуживаемого типа.

Основой для расчета времени заряда АКБ является емкость аккумулятора. Зная данный параметр, время заряда просчитывается достаточно просто. Если аккумулятор имеет емкость 50 А ч, тогда для полной зарядки требуется подать на такую батарею ток не более 30 А ч. На зарядном устройстве выставляется 3А, что потребует десять часов для полной зарядки аккумулятора зарядным устройством.

Чтобы на 100% быть уверенным в том, что аккумулятор полностью заряжен, через 10 часов можно выставить на ЗУ ток 0.5 А, после чего продолжить заряжать батарею еще 5-10 часов. Такой способ заряда не представляет опасности для автомобильных аккумуляторов, которые имеют большую емкость. Минусом можно считать необходимость заряжать АКБ около суток.

Для экономии времени и быстрой зарядки аккумулятора можно выставить на ЗУ 8 А, после чего производить заряд около 3 часов. По истечении данного срока ток заряда уменьшается до 6 А и аккумулятор заряжается этим током еще 1 час. В итоге, потребуется 4 часа для зарядки. Отметим, что данный режим зарядки не является оптимальным, так как АКБ желательно заряжать небольшим током до 3 А.

Зарядка большим током может привести к перезарядке и избыточному нагреву аккумулятора, в результате чего значительно сокращается его ресурс. Также отметим, что использование способов заряда аккумулятора, которые направлены на сведение к минимуму негативного процесса сульфатации пластин, на практике не имеют заметных положительных результатов.

Правильная эксплуатация аккумулятора в зависимости от его типа (обслуживаемый и необслуживаемый), исключение глубокого разряда и своевременная зарядка при помощи ЗУ позволяют кислотному аккумулятору исправно работать от 3-7 лет.

Как оценить состояние и заряд автомобильного аккумулятора

Правильная зарядка и ряд условий, которые необходимо соблюдать в процессе эксплуатации автомобильного аккумулятора, способны обеспечить нормальный запуск двигателя даже в условиях крайне низких температур. Главным показателем состояния АКБ является степень его заряда. Далее мы ответим, как узнать, заряжен ли аккумулятор автомобиля.

Начнем с того, что некоторые модели батарей имеют специальный цветовой индикатор на самой АКБ, который указывает на то, заряжен или разряжен аккумулятор. Стоит отметить, что указанный индикатор является весьма приблизительным показателем, по которому можно с определенной долей вероятности определить только необходимость дозарядки. Другими словами, индикатор заряда может показывать то, что аккумулятор заряжен, но при этом пускового тока при отрицательных температурах оказывается недостаточно.

Еще одним способом определения степени заряда аккумулятора является замер напряжения на выводах АКБ. Данный способ также позволяет весьма приблизительно произвести оценку состояния и степени заряда. Для замера аккумулятор потребуется снять с автомобиля или отключить от ЗУ, после чего нужно дополнительно выждать около 7 часов. Температура наружного воздуха не имеет принципиального значения.

  • 12.8 В-100% заряда;
  • 12.6 В-75% заряда;
  • 12.2 В-50% заряда;
  • 12.0 В-25% заряда;
  • Падение напряжение менее 11.8 В указывает на полный разряд аккумулятора.

Также можно осуществить проверку степени заряда аккумулятора без ожидания. Для этого напряжение на выводах АКБ нужно мерить нагрузкой при помощи так называемых нагрузочных вилок. Такой способ является более точным и достоверным. Указанная вилка является вольтметром, параллельно выводам вольтметра подключается сопротивление. Величина сопротивления составляет 0.018-0.020 Ом для АКБ с показателем емкости от 40-60 Ампер-часов.

Вилку нужно подключить к соответствующим выходам на батарее, после чего через 6-8 сек. зафиксировать показания, которые отображает вольтметр. Далее можно оценить степень заряда батареи по напряжению с использованием нагрузочной вилки:

  • 10.5 В — 100% заряда;
  • 9.9 В — 75% заряда;
  • 9.3 В — 50% заряда;
  • 8.7 В — 25% заряда;
  • Показатель менее 8.18 В — полный разряд АКБ;

Также можно провести измерения при отсутствии нагрузочной вилки без снятия аккумулятора с авто. Батарея должна быть подключена к бортовой сети транспортного средства. Затем потребуется дать нагрузку на аккумулятор посредством включения габаритов и дальнего света головной оптики (для автомобилей со штатными галогеновыми лампами). Лампочки фар имеют мощность 50 Вт, нагрузка получается около 10 А. Напряжение нормально заряженного аккумулятора в этом случае должно составлять около 11.2 В.

Следующим способом, который позволяет проверить заряд АКБ, является замер напряжения на выводах батареи в тот момент, когда производится запуск ДВС. Данные измерения можно считать достоверными только при условии нормально работающего стартера.

В момент пуска показатель напряжения не должен оказываться ниже отметки в 9.5 В. Падение напряжения ниже указанной отметки означает, что аккумулятор сильно разрядился. В этом случае требуется его зарядка при помощи ЗУ. Данный способ проверки также позволяет выявить неполадки стартера. На автомобиль устанавливается заведомо исправный и на 100% заряженный аккумулятор, после чего производится замер. Если напряжение на клеммах АКБ в момент запуска упадет ниже 9.5 В, тогда очевидны проблемы со стартером.

Напоследок добавим, что замеры разными способами предполагают фиксацию колебаний в доли вольта. По этой причине к вольтметру выдвигаются повышенные требования. Крайне важна точность устройства, так как малейшая погрешность даже в один или два процента приведет к ошибке в измерении степени заряда АКБ на 10 -20 %. Для замеров рекомендуется использовать приборы с минимальной погрешностью.

Как зарядить полностью разряженный аккумулятор автомобиля

Частой причиной глубокого разряда АКБ является банальная невнимательность. Зачастую достаточно оставить автомобиль с включенными габаритами или фарами, салонным освещением или магнитолой на 6-12 часов, после чего аккумулятор оказывается полностью разряженным. По этой причине многих автовладельцев интересует вопрос, можно ли восстановить полностью разряженный аккумулятор.

Как известно, полный разряд аккумулятора сильно влияет на срок службы батареи, особенно если говорить о необслуживаемом аккумуляторе. Производители автомобильных аккумуляторов указывают, что даже одного полного разряда бывает достаточно для выхода АКБ из строя. На практике относительно новые аккумуляторы удается восстановить как минимум 1 или 2 раза после их полного разряда без существенной потери эксплуатационных свойств.

Для начала необходимо определить насколько сильно разрядилась батарея, воспользовавшись одним из указанных выше способов. Также можно сразу поставить аккумулятор на зарядку. Далее полностью разряженный аккумулятор необходимо заряжать в том режиме, который рекомендован производителем АКБ. Стандартом является подача величины тока заряда на отметке 0.1 от общей емкости батареи.

Полностью посаженный аккумулятор заряжается таким током не менее 14-16 часов. Для примера рассмотрим зарядку аккумулятора с емкостью 60 Ампер-часов. В этом случае ток заряда должен быть в среднем от 3 А (медленнее) до 6 А (быстрее). Полностью разряженную автомобильную аккумуляторную батарею правильно заряжать самым малым током, причем как можно дольше (около суток).

Когда напряжение на клеммах аккумулятора больше не увеличивается на протяжении 60 мин. (при условии подачи одинакового зарядного тока), тогда аккумулятор полностью заряжен. Необслуживаемые аккумуляторы при полной зарядке предполагают величину напряжения на отметке 16.2±0.1 В. Следует учитывать, что такая величина напряжения является стандартом, но при этом имеется зависимость от показателя емкости АКБ, тока заряда, плотности электролита в аккумуляторе и т.д. Для замера подойдет любой вольтметр независимо от погрешности прибора, так как необходимо замерить постоянное, а не точное напряжение.

Чем зарядить аккумулятор автомобиля, если нет зарядного устройства

Самым простым способом зарядки АКБ является запуск автомобиля методом «прикуривания» от другого авто, после чего нужно двигаться на автомобиле около 20-30 минут. Для эффективности зарядки от генератора предполагается либо динамичная езда на повышенных передачах, либо движение на «низах».

Главным условием является поддержание оборотов коленвала на отметке около 2900-3200 об/мин. На указанных оборотах генератор обеспечит необходимый ток, который позволит подзарядить батарею. Отметим, что данный способ подходит только при условии частичного, а не глубокого разряда АКБ. Также после поездки все равно потребуется реализовать полный заряд аккумулятора.

Довольно часто автолюбители интересуются, чем еще можно зарядить автомобильный аккумулятор, кроме ЗУ. Наиболее часто в качестве замены предполагается использовать зарядные устройства, которыми заряжают мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки и прочие гаджеты. Сразу отметим, что данные решения не позволяют зарядить автомобильный аккумулятор без ряда манипуляций.

Дело в том, что основным условием для подачи тока от зарядного устройства к АКБ является то, что на выходе ЗУ должно присутствовать напряжение, которое будет больше напряжения на выходах аккумуляторной батареи. Другими словами, при напряжении выходов аккумулятора 12 В напряжение выхода зарядного устройства должно составлять 14 В. Что касается различных устройств, то напряжение их батарей зачастую не превышает 7.0 В. Теперь представим, что под рукой находится зарядное устройство от гаджета, которое имеет необходимое напряжение 12 В. Проблема все равно будет присутствовать, так как сопротивление аккумуляторной батареи автомобиля измеряется в целых Омах.

Получается, подключение зарядки от мобильного устройства к выходам аккумулятора фактически будет представлять собой короткое замыкание выводов блока питания зарядки. В блоке произойдет срабатывание защиты, в результате чего такое ЗУ не подаст ток на аккумулятор. При условии отсутствия защиты высока вероятность выхода из строя блока питания от значительной нагрузки.

Стоит добавить, что аккумулятор автомобиля также не следует заряжать от различных блоков питания, которые имеют подходящее напряжения на выходе, но в них конструктивно отсутствует возможность отрегулировать величину подаваемого тока. Только специальное ЗУ для АКБ автомобиля представляет собой такое устройство, которое имеет на своем выходе нужную величину напряжения и тока для зарядки батареи. Параллельно с этим имеется возможность управления постоянной величиной тока.

Самодельное ЗУ для аккумулятора автомобиля

Теперь перейдем от теории к практике. Начнем с того, что сделать зарядное устройство для аккумуляторной батареи из блока питания от стороннего девайса можно своими руками.

Обратите внимание, данные действия представляют определенную опасность и выполняются исключительно на свой страх и риск. Администрация ресурса не несет никакой ответственности, информация представлена исключительно в ознакомительных целях!

Существуют несколько способов изготовления ЗУ. Давайте поверхностно рассмотрим наиболее распространенные:

  1. Изготовление зарядного устройства от источника, который на своем выходе имеет напряжение около 13-14 В, а также способен обеспечить силу тока больше 1 Ампера. Для такой задачи подойдет блок питания ноутбука.
  2. Зарядка от обычной бытовой электрической розетки 220 Вольт. Для этого понадобится наличие полупроводникового диода и лампы накаливания, которые последовательно соединяются в цепь.

Следует учитывать, что использование подобных решений означает зарядку АКБ посредством источника тока. В результате требуется постоянный контроль времени и момента окончания заряда аккумулятора. Данный контроль осуществляется при помощи регулярных замеров напряжения на клеммах аккумулятора или подсчета того времени, на которое АКБ поставлена на зарядку.

Помните, перезаряд аккумулятора приводит к повышению температуры внутри батареи и активному выделению водорода и кислорода. Закипание электролита в «банках» АКБ вызывает образование взрывоопасной смеси. В случае возникновения электрической искры или появления других источников для возгорания аккумуляторная батарея может взорваться. Подобный взрыв может привести к пожарам, ожогам и травмам!

Теперь заострим внимание на наиболее распространенном способе самостоятельного изготовления ЗУ для аккумулятора автомобиля. Речь идет о зарядке от БП ноутбука. Для реализации задачи необходимы определенные знания, навыки и опыт в области сборки простых электрических цепей. В противном случае оптимальным решением будет обратиться к специалистам, приобрести готовое зарядное устройство или заменить аккумулятор на новый.

Сама схема изготовления ЗУ достаточно проста. К БП подключается балластная лампа, а также выходы самодельного ЗУ подключаются к выходам АКБ. В качестве «балласта» потребуется лампа с небольшим номиналом.

Если попытаться осуществить подключение БП к АКБ без использования в электроцепи балластной лампочки, тогда можно быстро вывести из строя как сам блок питания, так и аккумуляторную батарею.

Следует пошагово подбирать нужную лампу, начиная с минимальных номиналов. Для начала можно подключить маломощную лампочку повторителя поворота, потом более мощную лампу поворота и т.д. Каждую лампу следует отдельно проверять посредством подключения в цепь. Если лампочка горит, тогда можно переходить к подключению аналога, большего по мощности. Данный способ поможет не вывести из строя блок питания. Напоследок добавим, что о заряде АКБ от такого самодельного устройства будет свидетельствовать горение балластной лампы. Другими словами, если аккумулятор заряжается, тогда лампа будет гореть, пусть даже и очень тускло.

Новый аккумулятор должен быть полностью заряжен и работоспособен, то есть предполагает немедленную установку на автомобиль для начала дальнейшей эксплуатации. Перед приобретением необходимо произвести проверку АКБ по ряду параметров:

  • целостность корпуса;
  • замер напряжения на выходах;
  • проверка плотности электролита;
  • дата изготовления АКБ;

На начальном этапе необходимо удалить защитную пленку и осмотреть корпус на предмет трещин, потеков и других дефектов. В случае обнаружения малейших отклонений от нормы аккумулятор рекомендуется заменить.

Затем производится замер напряжения на клеммах нового аккумулятора. Измерить напряжение можно вольтметром, при этом точность устройства не имеет значения. Напряжение не должно быть ниже отметки в 12 Вольт. Показатель напряжения в 10.8 Вольт указывает на то, что аккумулятор полностью разряжен. Такой показатель является недопустимым для новой АКБ.

Плотность электролита измеряют при помощи специальной вилки. Также параметр плотность косвенно указывает на уровень заряда батареи. Завершающим этапом проверки становится определение даты выпуска аккумулятора. Аккумуляторы, которые были выпущены 6 мес. назад и более от дня планируемой покупки приобретать не следует. Дело в том, что готовый к использованию АКБ имеет склонность к саморазряду. По этой причине для длительного хранения батарею необходимо заранее подготовить, но в таком случае аккумулятор уже нельзя считать новым готовым изделием.

Получается, ответ на вопрос, нужно ли заряжать новый аккумулятор для автомобиля, будет отрицательным. Новый аккумулятор заряжать нет никакой необходимости. Если планируемый к покупке аккумулятор разряжен, тогда он может быть попросту старым, бывшим в употреблении или имеет место производственный брак.

Другие вопросы касательно зарядки автомобильных аккумуляторов

Очень часто в процессе эксплуатации владельцы пытаются заряжать аккумулятор без снятия батареи с автомобиля. Другими словами, зарядка АКБ производится без снятия клемм прямо на машине, то есть аккумулятор на зарядке остается подключенным к сети транспортного средства.

Обращаем ваше внимание на то, что при зарядке аккумулятора показатель напряжение на выводах батареи может быть на отметке около 16 В. Данный показатель напряжения сильно зависит от того, какой тип ЗУ используется при зарядке. Добавим, что даже выключение зажигания и изъятие ключа из замка не означает, что все устройства в автомобиле обесточены. Охранный комплекс или сигнализация, головное мультимедийное устройство, внутрисалонное освещение и другие решения могут оставаться включенными или находиться в режиме ожидания.

Зарядка аккумулятора без снятия и отключения клемм может привести к тому, что на включенные устройства подается слишком высокое напряжение питания. Результатом обычно является поломка таких устройств. Если в вашем автомобиле имеются приборы, которые не могут быть полностью обесточены после выключения зажигания, тогда заряжать аккумулятор без отсоединения клемм запрещено. Перед зарядкой в этом случае необходимо произвести обязательное отключение «минусовой» клеммы.

Также не следует начинать отключение аккумулятора с «плюсовой» клеммы. Клемма «минус» на аккумуляторе соединяется с электросетью автомобиля посредством прямого соединения с кузовом. Попытка отключения «плюса» первым может иметь печальные последствия. Непреднамеренный контакт гаечного ключа или другого инструмента с металлическими элементами кузова/двигателя автомобиля приведет к короткому замыканию. Данная ситуация достаточно распространена в тех случаях, когда при помощи ключей производится откручивание плюсовой клеммы с вывода АКБ при не снятом минусе.

Что касается зарядки аккумулятора на холоде или в помещении зимой без отопления, то АКБ можно смело подзаряжать в таких условиях. Во время зарядки батарея нагревается, температура электролита в «банках» будет положительной. Параллельно с этим заносить аккумулятор в тепло для зарядки требуется в том случае, если внутри аккумулятора замерз электролит и АКБ была полностью посажена. Заряжать такой аккумулятор нужно строго после того, когда произойдет оттаивание замерзшего электролита.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков