Кузовной ремонт: шаг за шагом. От простого к сложному

Кузовной ремонт: шаг за шагом. От простого к сложному

Статья об основных видах кузовных работ автомобиля – инструменты, порядок работы, советы и рекомендации. В конце статьи – видео о важном секрете кузовного ремонта.


Содержание статьи:

Своевременные ремонт кузова и покраска машины существенно увеличивают срок эксплуатации ТС. Автовладелец должен периодически производить не только внешний осмотр авто, но и заглядывать в более труднодоступные места – под днище и капот, так как кузов является важным и дорогим элементом машины.

Быстрое обнаружение проблемы влияет как на скорость её выполнения, так и на существенную экономию денег. Малейшая царапина или безобидный скол делают металл кузова беззащитным перед коррозией, которая способна нарушить целостность поверхности в течение года.

Разновидности и причины повреждений автомобиля


Категории неисправностей:
  • механические;
  • коррозионные;
  • разрушение антикоррозионной поверхности.
Механические повреждения возникают в результате аварий и езде по просёлочным дорогам. От степени полученных неисправностей зависит и сложность ремонта. Конечно, если транспортное средство не проще продать на запчасти.

В результате автокатастроф происходит нарушение геометрических параметров автомобиля, возвратом которых в исходное заводское состояние занимаются СТО, сервисные центры и автомастерские. Причём повреждённые элементы могут быть заменены, если их невозможно восстановить.

Классификация кузовных работ авто


Реставрация кузовных элементов автомобиля делится на две основные категории: локальная (мелкая) и сложная (капитальная).
Также выделяют подкатегории. Например, внешний ремонт и работы средней сложности. Первый подразумевает нанесение лакокрасочных покрытий (ЛКП) и выполнение аэрографии, а во втором случае проведение восстановительных работ с возможностью замены отдельных деталей.

Реконструкция кузова не всегда может быть выполнена своими руками, так как при обширных повреждениях требуется диагностика и специализированные инструменты.

Виды кузовного ремонта:

  1. Восстановление геометрии. Возврат геометрических параметров кузова к заводским. При необходимости осуществляется замена деталей с использованием резки и сварки металла.
  2. Лакокрасочные работы. Покраска кузова производится после его ремонта и обработки.
  3. Избирательная (локальная) покраска. Красятся повреждённые или заменённые детали. При этом тщательное внимание уделяется оттенкам краски, дабы не возникал цветовой дисбаланс.
  4. Абразивная полировка. Применяется, если ЛКП имеет повреждения в виде неглубоких царапин и некритичных дефектов. Используются абразивные пасты различной зернистости. Читайте статью - своими руками.
  5. Локальные антикоррозийные работы. Поражённые части зачищаются до поверхности металла. Для этих целей используются преобразователи ржавчины.
  6. Реставрация переднего и заднего бампера.
  7. Восстановление порогов. Работы подразумевают восстановление мест для домкрата.
  8. Жестяные работы.
  9. Сварочные работы.
  10. Работа на стапеле. Устройство, предназначенное для восстановления формы кузова после аварий.
  11. Рихтовка.
Специализированное оборудование и соблюдение технологии процесса являются главными факторами при выполнении качественных работ по восстановлению кузова.


Некритичные повреждения поверхности кузова ТС в целях экономии времени и средств можно устранить своими руками. В первую очередь, это связано с предотвращением коррозионных проявлений.

Перед началом работы следует запастись необходимыми материалами:

  • грунтовкой и краской;
  • наждачной бумагой;
  • растворителем;
  • шпатлёвкой.
Если повреждение свежее, то достаточным будет очистить его от грязи и пыли, а затем протереть ветошью, смоченной растворителем. Высохшая поверхность грунтуется при помощи тонкой кисти или поролоновой губки.
После высыхания грунтовки наносится краска – методом распыления или с помощью кисточки. Если подобран верный оттенок, то реставрированная область не будет выделяться на поверхности кузова.

Если появились следы коррозии, то потребуется наждачная бумага или пескоструйная обработка. Зачистка поражённой области должна осуществляться с "захватом" ЛКП. Обнажённый металл обрабатывается растворителем, и используется шпатлёвка для выравнивания рабочей поверхности.


Шпатлевание (при необходимости) осуществляется в несколько слоёв. При этом каждый слой шлифуется и обезжиривается. Финишным этапом является нанесение грунтовки и окрашивание поверхности.

Ремонт днища машины


Большинство днищ автомобилей производители обрабатывают специальными мастиками, способными бороться с коррозией на протяжении многих лет. Эффективность мастик сводится к нулю при нарушении целостности защитного слоя.

Езда по дорогам не лучшего качества (просёлочные, лесные, с выбоинами на асфальтных покрытиях и т. д.) приводит к повреждениям днищ ТС. В этом случае необходимо своевременно защитить оголившийся металл, так как под воздействием коррозии в полу автомобиля уже через год появятся дополнительные (нежелательные) источники вентиляции.

Восстановление защитного слоя днища авто вполне можно произвести своими руками. Это несложный процесс, но неудобный. Обязательно наличие средств для защиты глаз – маска или очки.

Материалами для проведения ремонтных работ являются:

  • наждачная бумага;
  • растворитель;
  • грунтовка;
  • битумная мастика.
Сначала с повреждённых участков днища удаляются грязь и ржавчина. Далее применяется растворитель, удаляющий оставшиеся загрязнения. Проблемные участки грунтуются и, после высыхания, обрабатываются мастикой.


Когда вмятина имеет открытый характер (сколы, отслоения), то при правильном подходе можно обойтись без помощи профессионалов.

Сначала необходимо выровнять повреждённую поверхность. При помощи подходящего инструмента (отвёртка, монтировка, рукоять молотка) с внутренней стороны кузовной детали применяют дозированную силу. Во избежание царапин используют резиновые наконечники.

Зачистка, шпатлевание, грунтовка и окраска выполняются после того, как рабочая поверхность будет максимально выровнена.


Автомобильный каркас – это в первую очередь металл, способный исправно служить не один десяток лет, но он беззащитен перед коррозией. Внутри машины достаточно труднодоступных мест, но самыми уязвимыми считаются следующие:
  • ниши дверей и крышки багажника;
  • пороги;
  • лонжероны.
В профилактических мерах применяют антикоррозийные средства - «Мовиль» или ему подобные. При применении густой мастики необходимо развести её с растворителем. Если используются баллончики с защитными компонентами, то достаточно подобрать подходящую насадку.

Антикоррозионная обработка производится без разбора деталей кузова. Для её точного выполнения необходимо обращаться к руководству по ТО автомобиля, в котором обычно имеется схема по проведению антикоррозионных работ скрытых полостей и способов доступа к ним.

Капитальный ремонт


Когда структура кузова имеет критические повреждения или требуется полная замена деталей, производится капитальный ремонт. Подобные процедуры требуются после автокатастроф или стихийных бедствий.

При этом самостоятельное выравнивание геометрии кузова и дальнейший ремонт невозможны без специализированных инструментов и подходящих условий. Именно в подобных случаях актуально обращение к специалистам.

Оборудование, требуемое для реконструкции кузова в сервисных центрах:

  • подъёмник;
  • стапель (применяется при восстановлении геометрических параметров автомобильного кузова с использованием электронных высокотехнологических измерительных систем);
  • сварочный аппарат;
  • домкрат;
  • споттер (для выполнения рихтовки);
  • пневмоинструмент;
  • слесарный инструмент;
  • инвентарь для проведения жестяных работ.
Также используются стойки, цепи, захваты, верстак, наковальни и другие средства для проведения ремонтных работ.


Данный способ удаления неровностей на поверхности кузовных элементов в настоящее время обрёл высокую популярность. Подобные методы по душе любому автовладельцу, так как в процессе эксплуатации ТС часто возникновение "обидных" дефектов на поверхности деталей кузова. Такие повреждения могут возникнуть в результате намеренного или ненамеренного воздействия рук и ног, из-за града, неудачной парковки и прочих факторов.

Беспокрасочное выравнивание существенно экономит время автолюбителей. Финансовая экономия тоже налицо, так как отпадает необходимость в покупке различных "косметических" средств.


Главным достоинством такой реставрации является высокое качество выполненной работы.

Советский автопром для такого ремонта не годится в силу мягкого кузовного покрытия. Своими руками подобное восстановление лучше не производить, так как без должного навыка и наличия необходимых инструментов избавиться от вмятин без нарушения ЛКП практически невозможно.


В целях удобства обычно бампер снимается и определяется состав элемента.

Ход работ:

  • неровности удаляются путём нагрева;
  • царапины со сколами шпаклюются и шлифуются;
  • при разломах используется термосварка;
  • изделие окрашивается стандартными методами.


Полировка бывает двух видов – защитная и абразивная. Первая заключается в нанесении на поверхность кузова воскосодержащих компонентов, а вторая – в нанесении абразивных паст на ЛКП, предварительно очищенное от тонкого слоя заводской краски.
В обоих случаях полировка служит для устранения мелких царапин на кузовных элементах и приводит внешний вид машины до заводского состояния.

Рихтовочные работы заключаются в корректировке повреждённых кузовов. К ним относится как восстановление геометрии авто, так и исправление вмятин и повреждений. Конечной целью рихтовки является приведение деталей кузова в то состояние, в каком они находились после штамповки.


При проведении рихтовочного ремонта используются наковальни соответствующей конфигурации. В силу изменения физических свойств металла при работе с ним необходимо наличие не только специальных молотков, но и верная "ударная расстановка" – удары слабые, но частые. Если рабочая поверхность изделия имеет складки, то восстановление начинается с них, с движением к центру дефекта. При этом необходимо проверять на ощупь реставрируемый металл после нескольких ударов подряд.

Заключение

Кузовной ремонт ТС можно выполнить своими руками, если:

  • повреждения не критического уровня;
  • присутствуют необходимый инвентарь и средства для восстановления;
  • владелец обладает должными навыками.
Когда речь идёт о комплексном ремонте или автовладелец имеет завышенные требования, а также при отсутствии мест для реставрации (гараж, придомовая территория и т. д.), следует обращаться в специализированные ремонтные центры.

Коррозия – главный враг автомобиля и его владельца. Ржавчина способна погубить машину любого производителя. Первую антикоррозийную обработку необходимо проводить в сервисных центрах. Причём в российских условиях это обязательно даже в тех случаях, когда авто только сошло с заводского конвейера.

При должном подходе и внимательном отношении, машина способна прослужить своему владельцу не один десяток лет.

Видео о секрете кузовного ремонта:

Если повреждения кузова автомобиля незначительные, то проводить капитальную реставрацию его нет никакой необходимости. В этом случае локальный кузовной ремонт будет именно той операцией, которая будет кстати. Многие называют этот вид ремонта даже сродни профилактике, ведь незначительные с виду царапины, успешно устраняемые в процессе частичного ремонта, способны в дальнейшем разрушать кузов. Узнаем больше об этом виде ремонта, изучим особенности его проведения.

Преимущества и особенности проведения

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Примечательно, что современная технология проведения частичного ремонта кузова автомашины позволяет всего за несколько часов устранить свежие потертости, царапины и сколы. При этом не нужно будет проводить полную перекраску кузова или его деталей, не нужно ничего демонтировать, тем самым, не нарушая заводской сборки. Безусловно, все это говорит о больших преимуществах этой разновидности кузовного ремонта.

Одной из важнейших задач, которую решает локальный кузовной ремонт, это точный подбор цвета. Благодаря передовым технологиям удается подбирать краску, аналогичную любому составу, применяемому в современной автопромышленности.

Кроме того, в локальный кузовной ремонт активно вовлечены особые составы наподобие шпатлевки, эмалей, лаков и так далее. При этом компоненты этих составов, предназначенных исключительно для ремонта, подбираются таким образом, чтобы на месте дефекта образовалась многослойная и прочная полимерструктура. Чем идеальнее она «врастается» в слой оригинального ЛКП, тем качественнее считается состав, который часто даже превосходит по прочности и другим полезным свойствам конвейерную краску.

Еще раз напомним читателю, что отличием локального вида ремонта автомобиля является то, что он проводится только на участке кузова с дефектом, там где имеется царапина или вмятина. Остальная поверхность ЛКП остается нетронутой, что позволяет затрачивать на данный вид ремонта гораздо меньше времени и сил.

Также нет необходимости проводить при таком виде реставрации сложные приемы и методы, включающие обязательное применение сварки, рихтовки, замены и так далее.

Инструкция по проведению локремонта кузова своими руками

Кузов автомобиля – это самая дорогостоящая его составляющая. Нередко кузов называют основой, остовом, каркасом. Действительно, невозможно себе представить работоспособную машину со слабым, разрушенным кузовом. Только прочный и качественный остов автомобиля способен гарантировать безопасное передвижение водителя и пассажиров, отвечать за комфорт и многое другое.

В результате ДТП и даже незначительных столкновений кузов все равно испытывает колоссальные нагрузки, подвергаясь заметной или незаметной физической деформации. Чтобы «вылечить» его, собственно говоря, и проводятся различные способы ремонта.

Сегодня нет дефицита в выборе сервисов, занимающихся кузовным ремонтом. Однако у россиянина не всегда имеется достаточное количество средств, чтобы заказать услуги. Приходится как-то выкручиваться, проводя работы своими руками, тем самым, снижая затраты на восстановительные работы.

Видео о том, как проводится локальный ремонт в сервисе

Скажем сразу, что особых сложностей, даже для новичка, локальный ремонт не представит. С другой стороны, надо умело относиться к работе, начиная процесс с подготовительного этапа – оценки повреждений. В данном случае желательно обратиться к специалисту, который грамотно оценит состояние повреждений и укажет, какой вид ремонта предпочтительнее проводить.

Итак, если ситуация ограничивается лишь частичным ремонтом, то можно владельцу самостоятельно приступать к делу.

Посредством локального ремонта можно устранить сколы, царапины (вошедшие в ЛКП неглубоко), вмятины, начальные следы коррозии и т. д.

Царапины и сколы лучше всего убирать карандашами особого типа – автокарандашами. Это делается вкупе с полиролями. Данные этапы работ не требуют особых навыков и знаний, не отнимут много времени, так как не придется ничего разбирать, а лишь четко следовать порядку действий.

Ликвидация выемки на кузове будет зависеть непосредственно от глубины повреждения. Если она незначительная, то достаточно будет нажать с изнаночной стороны на вмятину. Безусловно, нужно для начала суметь предоставить доступ к противолежащей стороне, демонтировав часть обивки салона.

Если вмятина средней глубины, используются рихтовочные инструменты. В данном случае — киянка с резиновым ударником и наковаленка, покрытая парой слоев мягкой ткани для предотвращения повреждения краски. Затем деталь аккуратно обрабатывают с изнанки, начиная с центра выемки, и мало-помалу переходя к краям.

Примечание. Осуществляя все эти работы, надо помнить о том, что ударная сила должна грамотно корректироваться. В противном случае деталь можно настолько повредить, что о возвращении к первоначальной форме можно только мечтать.

Глубокие вмятины устраняются тем же способом, только с той лишь разницей, что в конце нужно будет убрать и следы сколов. В этих целях поверхность, уже выпрямленную до этого, тщательно обрабатывают эпоксидной эмалью, затем шлифуют и окрашивают.

Современная технология удаления вмятин подразумевает еще один эффективный способ устранения. Поверхность металлического кузова в том месте, где она повреждена, подвергается воздействию высоких температур. Затем это место резко охлаждают, что приводит к мгновенному выпрямлению. Конечно же, такой способ – удел профессиональных автомастерских, где за процессом нагревание/охлаждение следит обученный специалист. Все же, данную работу можно выполнить и в домашних условиях, воспользовавшись газовой горелкой и ледяной воды. При правильной работе деталь сразу же вытянется, получив свою изначальную форму.

Первичные следы коррозии устраняются в целях профилактики. Если же ситуация запущена, то поможет только сварка, но это уже другая история.

Итак, локальный ремонт ржавых зон подразумевает использование различных преобразующих составов, эффективно борющихся с коррозией. Такие смеси преобразовывают ржавчину, оказывают на нее химическое воздействие. В дальнейшем на обработанную поверхность наносится ЛКП защита.

Разновидности локального ремонта кузова

Как правило, в СТО принято классифицировать локальный ремонт по технологиям. Самой простой методикой, лучше других зарекомендовавших себя, является PDR. Данная технология подразумевает проведение работ, которые не включают ни рихтовку, ни покраску. PDR рекомендуется проводить в тех случаях, когда нет опасности развития коррозии, и ЛКП не пострадало, хотя кузов и потерял свой презентабельный вид. Специальные присоски, автокарандаши – это популярные инструменты проведения PDR.

Полироли и карандаши применяются также, если ЛКП повреждено незначительно. 2-3 слоя особого состава на металлическую поверхность – все, кузов как новенький.

Совет. Отличный способ проверить, нужен ли кузову именно локальный ремонт. Надо провести по царапине пальцем. В случае отчетливого прощупывания реставрация необходима.

ЛР с покраской – следующая разновидность технологии. В данном случае применяется различный инструментарий, вплоть до сварочного аппарата.

Узнать больше о нюансах проведения локального ремонта можно из видео и фото – материалов. Полезно будет почитать другие публикации и инструкции нашего сайта по кузовному ремонту.

1882 Просмотров

Нередко водители, которые совсем недавно сели, за руль и те, кто водят уже давно, попадают в дорожно-транспортные происшествия. Это случается каждый день в любом городе, где население больше, чем тысяча человек. Аварии происходят по различным причинам, и никто от этого не застрахован. В итоге оба водителя получают разбитые машины. После того, как каждый водитель получает компенсацию, они решают, где и . Сегодня ремонт кузова автомобиля процедура дорогая, поэтому водители пытаются найти что-то дешевле. Нередко водители производят ремонт своими руками

Стадии

Существует несколько стадий ремонта.

  • Первая стадия - это когда автомобиль поврежден несильно, и потребуется лишь незначительное выпрямление деталей с помощью выпрямителей без покраски. Разумеется, он не будет стоить дорого, и делать его будут быстро. Его можно произвести своими руками. Для этого нужно всего лишь оборудование. Технология проста настолько, что любой водитель сможет сделать это своими руками с первого раза. Технология этой стадии основана на том, что с помощью специального приспособления вмятина выпрямляется без особого труда, и после этого ремонта не требуется красить битую деталь.

Такая технология подойдет для несильных аварий, где из всех повреждений лишь небольшая ровная вмятина на двери, крыле или багажнике.

  • Такой кузовной ремонт авто производят все, кто хоть раз ездил на машине. Происходит это потому, что для того, чтобы произвести такой кузовной ремонт в гараже, нужен только гараж и это приспособление.
  • Второй тип повреждений - это серьезное дорожно-транспортное происшествие, после которого автомобилю потребуется замена кузовных деталей, таких как: дверь, капот и другие. Чаще всего такие повреждения сопровождаются битыми стеклами и фарами. Этот ремонт своими руками можно тоже произвести, но процесс будет несколько трудоемким. Этот метод работы основан на том, что после аварии будут заменены некоторые детали кузова. Этой работой уже мастера в обычных гаражах занимаются реже. Потому что для того, чтобы делать такой кузовной ремонт в гараже требуются нужные кузовные детали для конкретного автомобиля и желательно в нужном цвете. Нередко такой ремонт легковых авто сопровождается покраской. Естественно, что такой ремонт намного дороже, чем первый тип.
  • Третий тип повреждений – это уже серьезные вмятины на . К сожалению, не так редко случаются аварии, в которых гибнут люди. Именно после таких аварий легковые машины получают повреждения третьей степени. В этом случае легковые автомобили редко подвергаются ремонту по причине того, что нарушается конструкция каркаса автомобиля. Такие машины просто списываются в утиль и продаются на запчасти. Нередко владельцы автосервисов покупают такие машины в погоне за нужными деталями. Для того, чтобы произвести ремонт такой степени потребуется обратиться в хороший сервис, потому что такой ремонт своими руками произвести не получится.

Инструмент

Как уже понятно, существует три стадии ремонта кузова легковой машины. Поэтому существует большое множество инструментов, чтобы производить ремонтные работы. Для того, чтобы производить ремонтные работы на первой стадии повреждения потребуется приобрести недорогое оборудование, которое продается практически в каждом хорошем автомобильном магазине. Некоторые водители после покупки такого инструмента пытаются заработать, делая кузовной ремонт в гараже для других машин по особой технологии. Для того, чтобы пользоваться таким инструментом, не нужно обладать особыми умениями и навыками.

Следующий инструмент нужен для того, чтобы производить более серьезные ремонтные работы. К таким инструментам относятся стапель, споттер, отрезная машинка и обратный молоток.

Стапель нужен, чтобы можно было восстановить геометрию кузова. Чаще всего такое оборудование требуется для тех, кто после повреждений третьей стадии решает восстановить машину.

Помимо этого, это устройство может пригодиться тем, у кого повело кузов от удара второй степени. Так или иначе, это устройство пользуется определенной популярностью в области починки легковых машин.

Споттер нужен, чтобы производить работы по кузову автомобиля. Это устройство тоже пользуется большим спросом на рынке. Дело в том, что его цена не такая большая, но с помощью этого устройства можно получать стабильный доход практически в любое время года.

Даже в случае попадания в небольшое ДТП цена восстановительных работ может быть достаточно высокой. Кажется, что сложность работ небольшая и в их проведении нет ничего сложного. Если есть большое желание, немного времени, необходимые ресурсы и инструменты, то восстановление кузова самостоятельно - это вполне посильный процесс. Давайте рассмотрим технологии восстановительных работ по этапам.

Геометрические характеристики

Необходимо убедиться в том, что после ДТП или каких-либо других негативных факторов пространственная геометрия кузова автомобиля осталась без существенных изменений. Это можно сделать с помощью измерения расстояний между так называемыми контрольными точками. Если информация по данным точкам отсутствует, тогда ориентируются на хорошо видимую силовую часть. Так, между элементами монтажа подвески и двигателя должны быть симметричные расстояния.

Если геометрия кузова нарушена, тогда восстановление кузова автомобиля возможно, но эта операция потребует огромного вложения средств и сил. Это очень трудоемкий процесс. Все дело в том, что для качественного выполнения работ такого уровня необходимо иметь целый комплекс оборудования. Это стапель, на котором кузов вытягивается в необходимом порядке.

Естественно, стоимость такого комплекса довольно высока. Специалисты в небольших гаражах применяют подручные средства и инструменты. Это могут быть разные растяжки или домкраты. С помощью таких нехитрых приспособлений можно выполнить восстановительные работы, но о качестве говорить трудно. Если нет возможности использовать для работы специальный стенд, тогда покупать его нет никакого смысла, это оборудование стоит очень дорого. Ремонт в СТО, где занимаются кузовными работами, обойдется гораздо дешевле. Так, в г. Москве на восстановление кузова цена начинается от 4 тысяч рублей (вытягивание на стапеле незначительных перекосов).

Как восстановить геометрию

Если все-таки хочется решить вопрос своими руками, то процесс заключается в так называемом вытягивании точки поврежденного участка. Но для начала нужно рассчитать эту точку, вычислить ее, а затем предугадать, как поведет себя кузов в процессе воздействия.

Вначале заменяют поврежденные детали обвеса, которые дешевле купить новыми, нежели заниматься восстановлением. Это могут быть двери, бампер, крышка капота, багажника. После этого переходят к вытягиванию.

Борьба с коррозией

Очень внимательно следует относится к очагам коррозии. Также мимо мастера не должны пройти и сквозные дыры. Если на лакокрасочном покрытии имеется лишь небольшое пятно ржавчины, то это совсем не означает, что металл не прогнил насквозь. Металл под краской может вовсе отсутствовать.

Если есть кусок кузова, в котором образовались сквозные дыры, тогда его полностью вырезают до появления цельного металла. После этого на место вырезанного куска приваривают заплатку. Если ржавчина не настолько серьезна, тогда восстановление кузова будет представлять собой зачистку пораженных мест до цельного металла.

Небольшие вмятины

Чаще всего ремонтные работы начинают по причине большого количества небольших повреждений. Если имеются действительно небольшие деформации, где нет вытягивания металла, разрывов и других последствий, то эти дефекты можно исправить без перекрашивания. Форма восстанавливается механическим путем с полным или частичным сохранением лакокрасочного покрытия. Но нужно понимать, что процесс потребует огромного количества времени. Хотя такие дефекты исправить проще всего. Профессионалы называют их «хлопунами» из-за характерных хлопков. Нужно лишь немного нагреть место или воздействовать на него механическим образом с обратной стороны. Вмятина вернется в свое нормальное положение с характерным звуком. Если нужна сварка либо есть необходимость заменить деталь, то здесь без покрасочных работ просто не обойтись. Но в этом есть плюсы - можно использовать более простые восстановительные методы без использования шпаклевки.

Серьезные дефекты

Восстановление кузова авто, если на нем есть серьезные вмятины, потребует полного снятия ЛКП. Для этого подойдет шлифовальная машинка и соответствующая насадка. Самое главное в этом процессе - работать так, чтобы не перегреть металл. Когда металлические части кузова сильно нагреются, свойства металла начнут меняться.

В случае если по периметру повреждения металл сильно вытянут (например, вмятина сильно глубокая), тогда его возвращают к изначальному виду. Здесь необходимо приложить усилие и воздействовать по периметру, при этом плавно выводить участок кузова к его изначальному виду. Для таких работ отлично подходит небольшая киянка и наковальня. Металлический молоток для этих целей не подойдет, так как будет деформировать металл. Наковальню прикладывают к внешней части вмятины, а изнутри делают легкие удары киянкой. Металл вернется на его законное место.

Восстанавливаем сильные деформации

Когда участки сильно вытянуты, восстановление кузова по вышеописанному методу не поможет. Процесс будет очень затруднительный и трудоемкий. Потребуется полностью снять ЛКП. Также ремонт повреждения требует наличия промышленного мощного фена и

К нужны графитовые электроды. По технологии восстановление повреждения кузова полностью аналогично предыдущему способу - нужно выправить вмятину, начиная от одной точки периметра, и затем постепенно приближаться к центру. Но используют уже не киянку с наковальней, а точечно нагревают металл и после воздействуют механически. Нагретая жесть становится более пластичной и податливой.

Насколько сильно нагревать, зависит от метала. Температуру подбирают опытным путем. С промышленным феном нет никаких сложностей. Но если будет использоваться существует риск прожечь кузов практически насквозь. Электроды имеют разную форму и подбираются в зависимости от типа повреждения и формы вмятины. Круглые деформации исправляются тонким электродом, длинные - более широким.

Использование точечной сварки

Кузова автомобиля, когда нужно вернуть изначальную форму, может быть очень трудозатратным. Далеко не всегда можно добраться до поврежденного участка с обратной стороны. В данном случае можно попытаться исправить дефект снаружи целиком. Для того чтобы проделать это, прихватывают сварочным электродом металл на участке, который необходимо вытянуть. Затем при помощи специальных приспособлений или же металл вытягивается. Затем графитовый электрод отламывают. Место приварки к металлу шлифуется.

Напайка металла на вмятину

В этом случае дефект не вытягивают. Восстановление кузова делают немного иначе. Здесь не подразумевается вытягивание деформации. В образовавшуюся вмятину напаивается специальный припой. Данный метод позволяет практически идеально вывести любой дефект.

Результат будет поразительный. Толщиномером не удастся выявить следы ремонта. Для этой процедуры нужен припой, флюс и кислота, а также достаточно мощный паяльник. Рабочую поверхность следует тщательно зачистить, а затем произвести лужение. Далее наплавляют остальной объем. Самое главное, чтобы припоя хватило. Когда процесс закончится, поверхность тщательно промывают. Флюс - это химически активное вещество. Полностью идеальной поверхность, восстановленная таким образом, не будет. Нужно дополнительно шлифовать и снимать излишки припоя. Также формируют правильную форму. Далее место полируют, и только потом можно получить хороший результат.

Заключение

Как видно, восстановление, ремонт кузова можно выполнить различными способами. Естественно, решить серьезную задачу в гаражных условиях не получится. Но справиться с небольшими деформациями вполне возможно.

Действительно ОСАГО и развивающиеся попутно с ним другие виды страхования привели к небывалому ранее усилению страховых компаний, укреплению позиций и расширению их влияния на автосервисный бизнес ООО «Автоцентр». Уже сейчас страховщики стали основными заказчиками, поставляя в кузовные цеха многих сервисов до 90% автомобилей. Основной "контингент" машин, направляемых страховщиками, нуждается лишь в мелком и среднем ремонте, но компании готовы поставлять таких машин достаточно много. При этом страховщики круто меняют жизнь ремонтных предприятий, диктуя свои условия и расценки, которые значительно ниже, чем действовали в предыдущий "исторический период".

Выход из создавшегося в отрасли положения лежит главным образом в значительном повышении производительности труда, которое невозможно без изменения организации и технологического процесса ремонта. Выживут только сервисы, которые научатся работать по жестким "страховым" нормам и подгонят под них свою технологию и оборудование. Мало того, как показывает опыт других стран, те, кто сможет работать, как того требует время, получат клиентов разорившихся мастерских.

Передовые российские фирмы, поставляющие материалы и оборудование для кузовных цехов, не остаются в стороне от происходящих процессов. Наоборот, они стремятся так или иначе помочь своим клиентам - сервисным предприятиям.

Рассмотрим один из предлагаемых компанией ООО «Автоцентр» вариантов реорганизации кузовного участка. Он основывается на многолетнем опыте американских ремонтных предприятий и позволяет многократно увеличить выработку с единицы площади. Такой эффект удается получить, изменив в первую очередь организацию работ кузовного участка, что становится возможным благодаря применению уникального оборудования - напольных устройств для восстановления геометрии кузова автомобиля (стапелей) канадской фирмы Wedge Clamp.

Как это делалось раньше.

Традиционная, общепринятая сейчас планировка кузовного участка представляет собой следующую картину: несколько постов (с подъемниками, а некоторые даже без них) и один большой универсальный стапель.

На кузовном участке выполняют арматурные, жестяные, кузовные работы, включающие сварку и выравнивание поверхности с помощью шпатлевки. Утверждать, что каждую из этих операций проводят на отдельном посту - преувеличение, но не слишком большое. Прежде всего машина поступает на пост, предназначенный для арматурных работ, затем она идет на стапель, если требуется восстановление геометрии кузова, или на пост, где выполняют жестяные работы. Сварку и шпатлевку обычно выполняют на одном из этих постов, а иногда для этих работ отводят специальные рабочие места.

Кроме того, считается чуть ли не нормой, если мастера загоняют на участок как можно больше машин, забивая ими все проходы и проезды. В результате, чтобы перегнать машину с поста на пост, приходится постоянно играть в известную детскую игру "пятнадцать" - сдвигать, перемещать несколько автомобилей, чтобы через некоторое время опять начать все сначала. На это уходит масса времени и сил, так как большая часть машин обездвижена.

Такие планировка и организация процесса приемлемы, если сервис ремонтирует небольшое количество поврежденных сложных и дорогих автомобилей, восстановление которых на каждом посту занимает достаточно длительное время. Но «завязанные в узел» автомобили страховыми компаниями предоставляются в ремонт как раз не так уж часто. Реалии таковы, что за сильно пострадавшие в аварии машины выгоднее выплатить страховку, чем возиться с их восстановлением.

Значит, при работе со страховыми автомобилями на универсальный стапель в течение одного дня приходится ставить несколько машин с мелкими и средними повреждениями. При этом время установки и съема автомобиля (непроизводительные операции) может достигать чуть ли не 50% от общих затрат времени на исправление геометрии кузова при средних повреждениях. В результате получается, что большие стационарные стапели для таких работ, мягко говоря, малопригодны.

Кузовные работы "от и до" на одном посту.

ООО «Автоцентр» все посты на участке кузовного ремонта сделал универсальными. Причем настолько универсальными, что на них можно производить все виды работ, выполняемых на кузовном участке, установив там подъемник и устройство для восстановления геометрии кузова, выполнять сварку и шпатлевку. Машина стоит, а рабочие переходят от поста к посту. Именно такую идеологию ремонта исповедуют американские сервисники, у которых кузовной участок представляет собой ряд боксов с отдельными воротами. Прибывшую аварийную машину загоняют в свободный бокс. В нем проводят все необходимые работы, и машина покидает пост только для перемещения на участок окраски. Но оборудование такого поста должно отвечать определенным условиям. Прежде всего это касается стапеля для восстановления геометрии кузова, который должен быть напольным и обладать следующими характеристиками:

Невысокая стоимость, позволяющая оснастить им каждый пост.

Небольшой вес элементов анкерной, силовой и измерительной систем, обеспечивающий простоту сборки и облегчающий перемещение от поста к посту.

Удобство хранения всех составляющих системы и аксессуаров, не ограничивающее проведение на посту иных (не кузовных) работ.

Коррозионная стойкость и простота очистки внутренних полостей рельса.

ООО «Автоцентр» установил стапели, предлагаемые канадской фирмой Wedge Clamp, которые отвечают всем этим требованиям и заметно отличаются от оборудования остальных производителей. Уместно заметить, что ряд компаний поставляют напольные системы для правки кузовов, но предлагают использовать их вместо большого универсального стапеля на сервисах с незначительным объемом кузовных работ. Основное преимущество такого стапеля заключается в том, что при убранных анкерной и силовой системах образуется ровная площадка, на которой можно выполнять другие операции. В чем уникальность системы Wedge Clamp?

Прежде всего специалисты Wedge Clamp принципиально изменили материал и форму силовых элементов (рельсов), заливаемых бетоном.

Известна общепринятая конструкция такого элемента - это два стальных швеллера, полки которых попарно направлены одна навстречу другой и расположены на некотором небольшом расстоянии. Снизу щель между полками заварена стальной пластиной, а по бокам к швеллерам приварены уголки для того, чтобы вся эта конструкция прочно держалась в бетонной заливке. Для обеспечения лучшей фиксации на фундаменте к этим же уголкам крепятся анкеры.

Недостатки конструкции видны невооруженным глазом. Во-первых, стандартный швеллер при необходимом размере полок имеет большую ширину. Таким образом для обеспечения прочности крепления всей конструкции её заглубление и глубина заливки бетоном должны составлять 400 мм. Во-вторых, подобные напольные стапели имеют замкнутую раму той или иной конфигурации, что затрудняет очистку внутренних полостей. В-третьих, стальные рамы очень тяжелые, их установка и монтаж - дорогостоящие операции.

Канадские инженеры сконструировали оптимальный для использования и монтажа профиль рельса и организовали его производство методом экструзии из специального высокопрочного и стойкого к коррозии и механическим повреждениям алюминиевого сплава. Высота рельса всего 36 мм, а боковые стенки расположены под углом, что обеспечивает большую прочность при заливке бетоном. Все сопряжения имеют галтели, снимающие концентрацию напряжения. Верхняя часть боковой поверхности рельса имеет обратный угол, играющий роль замка при заливке бетоном.

Такой рельс можно как ставить на пол и крепить только анкерами (через препятствие высотой 36 мм любая машина переедет), так и заливать бетоном. Причем производитель рекомендует толщину заливки бетоном всего 156 мм. Учитывая наши реалии, в частности любовь к уложенной на полу бокса плитке, специалисты "Интерколор" рекомендуют заливку толщиной 200 мм, но все равно это в два раза меньше, чем обычно.

Если на сервисе уже имеется бетонный пол, можно сделать алмазными пилами канавки сечением 300x200 мм, уложить в них рельс и залить его. Для установки рельса практически не требуется никаких дополнительных приспособлений. Нет необходимости выполнять конструкцию в виде замкнутой рамы, она легко собирается из отдельных заготовок длиной 2130 мм, перевозить которые можно даже в легковушке.

Для облегчения чистки внутренних полостей рельса к его торцам крепят "оконечники", которые облегчают "выход" грязи.

Стоимость предлагаемой рельсовой системы невысока - для одного поста в стандартной комплектации цена составила 3500 евро, а каждый последующий обошёлся в 2500 евро.

Дословный перевод названия фирмы Wedge Clamp Clamp - "клиновой зажим". Действительно, практически все крепления системы представляют собой клинья, которые обеспечивают соединения без зазоров. Систему легко собрать и разобрать с помощью всем знакомого инструмента, название которого указано в заголовке.

Многие крупногабаритные элементы стапеля, как и анкерные стойки, изготовлены из алюминиевого сплава, а значит, их легко переносить от поста к посту. Необходимую продольную жесткость конструкции придают стальные балки, которые крепят также клиньями.

Установку автомобиля на систему Wedge Clamp производят с помощью подкатного домкрата с высотой подъема не менее 800 мм, последовательно вывешивая переднюю и заднюю оси. Лучше для этой цели использовать ножничный подъемник, а в идеале одностоечный плунжерный. Но вывешивать автомобиль приходится не всегда. Вначале рассказывалось, что у кузовщиков значительно увеличилось количество автомобилей с мелкими и средними повреждениями, которые тем не менее требуется "потянуть" на стапеле. Для таких работ Wedge Clamp имеет совершенно уникальный набор анкерных элементов EZE Tie Down System, которые позволяют за считанные минуты с помощью только кувалды закрепить автомобиль, не вывешивая его. Система поражает простотой. Губки крепят к автомобилю, а затем в них забивают клиньями поперечные балки. После этого устанавливают кронштейн, стойку, второй кронштейн и все фиксируют клином. Стойка выполнена таким образом, что может фиксировать автомобили с любым клиренсом. Для хранения этой системы, как и всех других, есть удобный настенный планшет Wedge Clamp - продукт с американского континента - обладает на редкость удачной системой крепления рамных автомобилей. Она включает в себя уникальные поворачивающиеся относительно двух осей зажимы, которые позволяют адаптироваться к любому виду рам и использовать для крепления рамных автомобилей значительное количество деталей стандартной анкерной системы. Благодаря этому система получилась почти в два раза дешевле аналогичных систем других производителей (правда, аналогичными их можно назвать с большой натяжкой). Кроме того, планшет для крепления деталей системы на стене входит в её стоимость.

Если для правки рамных автомобилей необходимо приложить относительно небольшие усилия, то можно применить упрощенную систему крепления, которая позволяет использовать для рамных автомобилей стандартные зажимы.

Wedge Clamp также предлагает широчайшую гамму адаптеров для фиксации автомобилей, имеющих специфические места крепления, например для автомобилей Honda, BMW, Mercedes. Недавно фирма выпустила комплект универсальных зажимов, который стоит всего 1700 евро, но позволяет закрепить все модели BMW и Mercedes.

Силовая система.

Особенностью и преимуществом Wedge Clamp является отказ от использования векторных тяговых устройств.

Векторный выпрямитель, называемый просто вектором, чаще всего используется в напольных системах для правки кузова. Он состоит из двух башмаков, закрепленных на рельсах, цепи, гидроцилиндра с удлинителем и зажима. Чтобы усилие от цилиндра передавалось на автомобиль, вектор должен быть собран правильно. Иначе сила, приложенная к башмаку на рельсе или анкеру, может стать чрезмерной и послужить причиной аварии. Безопасная работа с вектором не обеспечивается его конструкцией, а зависит от опыта и знаний оператора.

Кроме того, как правило, при правке кузова необходимо приложить усилие к нескольким его точкам, а ряд рихтовочных работ требует многократной перестановки вектора. В таких случаях это простое устройство оказывается недостаточно производительным. Поэтому канадцы отказались от этих устройств и предложили вместо них два типа силовых башен ЕZE Roller и Monoque. Башни развивают усилие 10 тонн и в отличие от традиционных устройств такого типа имеют две рабочие цепи, что позволяет выполнять правку сразу двух точек с автоматическим выравниванием усилия между ними. Это ускоряет процесс и уменьшает общее усилие правки. Если одна точка уже достигла нужного положения, цепь можно в любой момент, не снимая усилия, зафиксировать.

Основное достоинство башни Monoque - компактность. Она может работать в очень тесном помещении. Для её установки достаточно всего 737 мм от автомобиля до любого препятствия. С помощью нехитрого приспособления устройство можно превратить в подъемный кран или задать усилие правки, направленное вверх.

Простое устройство - труба-балка с двумя роликами и кронштейнами, которые крепят к рельсам клиньями, позволит приложить усилие, направленное вниз, к любой точке днища автомобиля. При этом, как и все другие аксессуары, оно комплектуется планшетом для хранения на стене.

Для сложных случаев ремонта можно использовать две башни совместно и опять же их усилие будет автоматически выравниваться.

Башня ЕZE Roller по сравнению с Monoque проще, легче, максимально мобильна благодаря колесам с подпружиненной подвеской и стоит на целую тысячу евро дешевле. Но если Monoque крепится к рельсам с помощью кронштейнов и клиньев, то для фиксации ЕZE Roller используется еще одна цепь. Ее устанавливают так, что башня испытывает только вертикальные нагрузки. Вот почему ЕZE Roller такая легкая и ажурная.

Для измерений координат контрольных точек кузова Wedge Clamp производит уникальную вращающуюся измерительную систему. Этой измерительной системой можно достаточно просто промерить все контрольные точки днища либо верха кузова автомобиля. Использование небольшой дополнительной опции позволит производить измерения по трем координатам. Попытки других фирм производить что-то подобное, как правило, успеха не имели.

В заключение опять вернемся к организации кузовного участка. Если, как мы говорили раньше, рельсовой системой оснастить все или большинство постов кузовного участка, то это совершенно не значит, что каждый пост должен иметь свою анкерную, силовую и измерительную системы. Простые расчеты с учетом известных коэффициентов загрузки показывают, что, например, на пять постов нужны две-три анкерные системы и три-четы ресиловые башни. Поэтому стоимость поста (из расчета, что их будет пять) снижается до 7000 евро. Такая цена может заинтересовать большинство сервисов, особенно тех, кто работает или собирается работать со страховыми компаниями. Это особенно важно, учитывая возможность кардинального изменения организации всего кузовного ремонта, влекущее за собой многократное увеличение производительности за счет устранения перегонов машин между постами, сокращения времени установки автомобиля на стапель и повышения скорости правки. Количество ремонтируемых, а не просто простаивающих на участке автомобилей, увеличивается, а стало быть и денег заработают больше.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков