Кто и почему не пускает на зимники частный автотранспорт? Что такое зимник, его особенности, правила движения по зимним дорогам Что такое зимник.

Кто и почему не пускает на зимники частный автотранспорт? Что такое зимник, его особенности, правила движения по зимним дорогам Что такое зимник.

Зимник - это дорога, которая может существовать лишь зимой. Причём, там, где в остальные сезоны нет вообще никаких намеков на дороги (другими словами, на большинстве северных территорий России).

Почти весь путь экспедиции до Тикси мы ехали именно по зимникам. В Подмосковье таких не увидишь. Зимник не просто дорога с примятым снегом, это целая дорожная история со своими правилами и технологией, достойная самого пристального внимания...


Зимники возникают там где летом одни болота, а сотни рек покрывают ландшафт мелкой сеткой. Летом тут передвигаются по воде, и лучший зимник - тот, который проходит по льду. Он ровный и более-менее прямой.

Чтобы "разбить" лагерь на ночлег, достаточно чуть съехать с дороги. Обратите внимание на тарелку на крыше автомобиля - это отличный спутниковый интернет Амтел-связь , который не давал нам скучать холодными вечерами:

3.

Ночью температура опускалась до -50, правда, мы так ни разу не сфотографировали эти показатели на термометре. Все-таки, когда в темноте вылезаешь из машины по делам, последнее о чем думаешь на морозе, так это о съемках:

4.

С утра пораньше развлекались с кружкой горячей воды. Если на крепком морозе выплеснуть кипяток в воздух, он моментально превратится в снег:

5.

Облако пара вздымается над головой и опускается на землю снежинками. Главное, фотографировать против солнца:

6.

Потому что с другой стороны это выглядит не так эффектно:

7.

Зимник - официальная дорога, которая готовится по специальной технологии. Соотвественно, вдоль пути часто встречаются базы дорожных рабочих. На одну такую мы заехали и посмотрели как живут мужики:

8.

Быт у них, мягко скажем, не ахти:

9.

Зимник по суше менее удобен, чем речной. Очень много ям и кочек:

10.

Как только мы въехали на него, скорость катастрофически упала. Вообще, средняя скорость движения в тайге колеблется в районе 25-30 км в час. Какая бы у вас ни была машина и подвеска, не надейтесь ехать быстрее:

11.

Яма на яме:

12.

Иногда встречаются относительно ровные участки, и можно разогнаться до 50-60 км в час. При этом автомобиль начинает "пылить" снегом и необходимо держать дистанцию между машинами:

13.

У дорожников, похоже, есть какая-то норма по количеству знаков на определенный участок пути. Правда, все они сосредоточены очагами по несколько штук, между которыми десятки километров пустоты:

14.

"Осторожно, неровности!" - самый смешной указатель, который вообще может быть на зимнике. По хорошему его можно поставить один раз в начале дороги - все равно неровности не прекращаются:

15.

У рабочих этих знаков, как у дурака фантиков:

16.

Кто ездит по зимнику? Легковых машин мы практически не видели. Ездят одни дальнобойщики на грузовиках:

17.

Дальнобойщики топят в салоне, как в парной и сидят всю дорогу в майках и тапочках. Жара стоит такая, что на улицу они выскакивают не одеваясь:

18.

На горизонте начали расти сопки:

19.

На вершинах заснеженные елки:

20.

21.

22.

23.

После этого зимник "разошёлся" на две дороги: одну короткую, но по суше с ямами, другую длинную, но по льду реки. Во втором варианте был ещё риск наледи, из-за которой автомобили переодически уходят под воду.

Что мы выбрали и как добрались, я расскажу в следующем посте. Stay Tuned!

24.

На огромной территории России большая часть земли находится в условиях Арктики, где нет практически никакой инфраструктуры, и между населёнными пунктами, сёлами и деревнями нет никаких дорог, только направления.
Летом населённые пункты окружают дремучие леса и топкие болота, делая путешествие в цивилизацию не просто путешествием, а целой экспедицией (которая северянами воспринимается как норма). Казалось бы, что зимой условия ещё хуже, морозы достигают 50-60 градусов, но тем не менее путешествовать и перевозить грузы по зимним дорогам намного проще, главное подготовится к сильным морозам.
Проще? Я бы так не сказал.
Путешествуя по зимникам севера Якутии, я часто слышал от самих якутских дальнобойщиков сравнение зимника с дорогой жизни и смерти. Если бы не зимники, то во многие населённые пункты стало бы невозможно забрасывать топливо, еду и прочие необходимые предметы быта. С другой стороны, работа дальнобойщиком на зимнике - это непрекращающийся экстрим, и во время нашего автопутешествия к морю Лаптевых мы не один раз встречали тех, кто попал в беду на дороге. Мне даже думать не хочется о том, как люди по несколько месяцев живут на зимнике, вызволяя из ледового плена свои автомобили, и через что они при этом проходят.

Якутские зимники.

1 Немного про дороги, по которым мы ездили. Зимник бывает разным, дорогу прокладывают по болотам, тундре, редколесью и даже по рекам. Зимник, проходящий по замёрзшим рекам, на мой взгляд самый красивый и самый опасный, но и самый удобный - ехать по льду можно с приличной скоростью, но зато на застывшей реке встречаются пустоты, наледи и провалы... Часть зимника проходила по рекам с очень живописными берегами, летом тут и вовсе сказочная красота, а мы, подгоняемые временем и опасаясь не попасть в пургу, проскочили эти края на полном ходу.

2 По разбитым таёжным зимникам особенно не погоняешь - кочка на кочке и сверху ещё пара кочек. Бывали дни, когда в день мы проходили по 200 с небольшим километров! От бесконечной тряски начинали болеть даже мышцы! Про спину молчу, на остановках приходилось разминаться - мы отжимались, приседали, делали планку и просто ходили, что бы хоть как то размять мшцы. У коллеги начал сбоить ноутбук с обычным жёстким диском (не понятно, от морозов или от тряски). Вещи летали по салону, и я был очень рад, что взял хорошо защищавший технику . Отдельно переживал за харддиски, но вроде бы обошлось без последствий - работают.

3 Зимник - это не просто направление в снегах и по рекам - это настоящая дорога с указателями и дорожными знаками!

4 Море Лаптевых, безжизненная пустыня по которой местами можно было разгонятся до 100 км в час! Но к сожалению ровных участков без снега было мало. Ожидал увидеть множество торосов, как на белом море в Карелии, но в этом районе море Лаптевых было словно ровный стол. Проехали несколько трещин и больше никаких препятствий на пути не было.

5 Если тут запуржит - это очень плохо. В считанные минуты дорогу, вернее направление, по которому едут машины, занесёт и таким машинам как наши, будет невероятно сложно пробиться хоть куда-нибудь. Этот участок по морю считается самым опасным именно из за пурги, самым непредсказуемым. На обратном пути из Тикси мы поняли насколько нам повезло. Ночью, пока наша команда отдыхала в гостинице, дул очень лёгкий ветерок, но и его хватило что бы на дороге появились перемёты - частые сугробы. Если бы не отправленая вперёд шишига (Газ-66), пробившая в некоторых местах нам дорогу, пришлось бы покопать.

6 Я увидел то, ради чего сюда хочется вернуться и уже в нормальном формате сделать путешествие а не так как у нас, галопом по якутским просторам))) Впрочем я не жалуюсь, автопробеги - это всегда быстро и наскоком. Для нормальной работы и сбора фото и видео материала, начинать и заканчивать путешествие надо было не в Иркутске.

7 Если пришло время отдохнуть, водитель ищет "карман", ставит туда машину и спит. Все путешественники и дальнобойщики поступают по этому принципу.

8

9

10 Мчали мы по сверкающей пустыне и вот те на, табличка - море Лаптевых!

10

Про опасности на зиниках мы слышали по несколько раз в день, нам вообще рекомендовали не соваться в Арктику и предрекали, что машины наши не пройдут. Я могу отчасти согласится с этими утверждениями - если бы случилась пурга, у нас были бы проблемы (временного характера). Откопать машину после пурги и куда-то доехать по целине - это своего рода подвиг. Но зимники в Якутии держат в образцовом состоянии - мы в этом убедились. И я думаю, что после пурги снегоуборочная техника быстро расчищает дорогу, по-другому тут и нельзя - зимники это единственная возможность доставить груз до дальних сёл на севере. И ещё очень опасно путешествовать в конце зимы - с потеплением на реках начинает появлятся вода, и на обратном пути мы проезжали несколько таких мест.

В ледяном плену.

11 Мы много слышали про застрявшие машины, нас очень часто предостерегали от необдуманных решений, зимник не прощает ошибок. Но довольно долго мы ехали по зимнику без происшествий и не встречали пострадавших. И где-то уже в Арктике нам встретился первый утопленник, хотя так и не скажешь что утопленник. Провалился этот камаз неглубоко, но тем не менее встрял надолго. Чтобы его вытащить, надо не одну неделю и если сам водитель не в состоянии это сделать, приглашают специальных ребят которые это делают быстро и качественно и за весьма немаленькие деньги.

12 Как так получается что машины проваливаются? Случается по разному. Бывает так, что под снегом не видно воды, и водитель со всего маху попадает в ловушку. Удвительно, но факт - под свежим снегом вода долгое время не замерзает, у нас один оператор случайно наступил на такой снег и намочил свои валенки. Бывает так, что Камаз сильно нагружен, больше меры и лёд не выдерживает. Бывают наледи - это когда вода выходит на лёд, начинает замерзать и потом по ней можно ехать, но лёд не толстый, и машины проваливаются.

13 Вот наёмная бригада, которая вымораживет этот камаз. Что значит вымораживает? Под машиной есть лёд, метр или полметра, никто не знает. Для начала, ребята смотрят толщину льда и потом начинают вокруг машины долбить ячейки. Иногда долбят иногда выпиливают бензопилой неглубокий слой льда, суть в том, что бы холод добрался до воды и проморозил её глубже. Как промёрзнет, снова долбят. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не выморозят машину целиком. Тогда стенки между ячейками ломают и вытаскивают утопленика. Иногда случаются аварии, можно пробить лёд до воды и тогда вся работа коту под хвост - вся ячейка наполняется водой. Если не делать перегородки, вода затопит всю машину целиком и вся работа начинается сначала...

14

15 Каждый случай индивидуален, но как правило, если машина провалилась и встала, вытащить её получается не меньше чем за месяц, иногда люди живут по несколько месяцев, мы встречали и таких....

16 На первый взгляд, такую машину уже не восстановить, но это на первый взгляд. Умельцы переберут машину, и она снова начнёт перевозить полезные грузы, хотя трудно сказать, как машина будет работать после таких испытаний.

17 Вот ещё один утопленник. Ему повезло меньше, ну по крайней мере, завяз он во льдах гораздо сильнее.

18 Тут хорошо видны ячейки и перегородки между ними.

19 Глядя на эту машину, я вспомнил фильмы про катастрофы и обледенения земли.

20 Эти ребята уже не один месяц живут у машины. Она принадлежит ему, и это единственный кормилец семьи, тут всё понятно. Надо успеть вытащить до наступления весны. Если это не сделать, весенний лёд во время ледохода запрсто перемолет камаз, и на нём можно ставить крест.

21 Этот Камаз в ледяном плену с января. Да, кажется так. Судя по глубине льда, становится понятно, как долго его вымораживали. Водитель Камаза, рассказывая про свою беду открывал нам дверь кабины - там пол во льду, так глубоко провалилась машина.

22 Дальнобойщики в общем то спокойно рассказывают свои истории. Может быть от того, что времени прошло достаточно, может быть они в принципе такие. Вообще, я много повидал в этом путешествии дальнобойщиков, они в принципе ребята спокойные, не то что некоторые джиперы.

23 А вот и наша первая наледь. Нам повезло, мы уже знали про неё, и знали что перед нами по ней прошла примерно наших габаритов машина. Но всё равно, первой пошла подготовленая восмидесятка, ну а на подстраховке, если даже с ней что-то случится, на подходе шишига. Мы ходили по краям наледи, дальше отвалов, весь пушистый снег скрывал под собой воду. Там ехать было опасно из-за непредсказуемости льда под снегом. Вообще, подобные препятствия на зиниках в одиночку мало кто проходит. Обычно собирается небольшая колонна и уже вместе едут. Если кто-то встанет, его постараются быстро вытащить.

24

25 Там где смогла 80 ка, наши неподготовленные машины тоже могли пройти, но потребовалось почистить дорогу от огромных кусков льда. Всё это ребята сняли на видео, думаю в фильме будут сюжеты с этой темой.

26 От открытой воды и сильного мороза над наледью стоит туман. Весьма живописно и даже сказочно красиво, но вспоминая вмёрзшие в лёд камазы, долго тут тусить и снимать не возникает никакого желания.

27

На обратном пути, нам пришлось преодолеть ещё несколько наледей. Судя по всему, скоро зимники закроют до следующего сезона. В этом году в Якутии, говорят, было не так холодно, как обычно и нам очень повезло - мы просто чудом успели проскользнуть и не встретиться с серьёзными проблемами.

Больше материалов и фотографий можно посмотреть на официальном сайте этой экспедиции - www.rgoexpo.ru

У экспедиции была важная социальная миссия – колоссальное количество энергии и движений, которые совершали участники на своем пути по самым холодным местам России к цели пойдут на по-настоящему доброе дело. Специальное приложение «Непотека» перевело весь пройденный ребятами путь в баллы проекта «Непотека 2.0» (http://www.nepoteka.ru/), эти баллы бренд Rexona конвертирует в живые деньги и направит на развитие и популяризацию активного образа жизни – на строительство мобильной спортивной площадки, которая проедет по городам России.

Компания Toyo Tires (http://www.toyotire.ru/) предоставила для экспедиции несколько комплектов шипованной резины Observe G3-Ice, которая обеспечила комфорт и безопасность даже на труднопроходимых участках маршрута, где ехать придется по глубокому рыхлому снегу или по льду. Эти шины разработаны специально для экстремальных зимних условий, они дают отличную управляемость, резиновая смесь остается мягкой и не теряет своих свойств даже в сильный мороз, глубокий протектор «елочкой» хорошо гребет снег, а хитро расположенные шипы образуют 20 рядов на поверхности шины и позволяют уверенно тормозить на льду. Toyo Observe G3-Ice идеально подходит для путешествия в Заполярье.

На первый взгляд идея ехать в Надым через достигнутый Салехард выглядит странной: из простейшей географической карты следует, что оба города стоят в тупиках, причём если до Салехарда железная дорога из Москвы в целом прямая, то до Надыма по рельсам и шоссе надо сделать гигантский крюк через пространства Сибири. Между ними же три сотни километров лесов и болот, которые, казалось бы, можно только перелететь... да не совсем. Между Салехардом и Надымом я впервые познакомился с такой специфической сущностью Крайнего Севера, как ЗИМНИК - это дорога, которую наводят зимой по наморожённому льду да укатанному снегу. Зимников в России много, и Салехард-Надым среди них натуральный хайвей - даже называют его местные "трассой".

А проходит он вдоль насыпи Мёртвой дороги - пожалуй самой необычной из многочисленных российских железных дорог. Её насыпь на заглавном кадре видна слева, но о ней - в следующих двух частях, пока же расскажу о зимнике какой он есть: устройство, нюансы, техника, встречи по дороге, в том числе со съезжавшимися к Надыму ненцами. Здесь - совсем другая жизнь.

Утром, переехав на маршрутке замёрзшую Обь, в аэропорту Салехарда я встретился с Максимом raven_ptitsa и удалым, но правильным, как казак, надымчанином Мишей, который приехал за нами ночью на чёрном "Паджеро". Покрутившись по Салехарду, купив в "Дарах Ямала" несколько хвостов муксуна, мы взяли курс на восток по асфальтовой дороге. Зимник в наше время "уже не тот", из 300 километров треть (от Салехарда) - асфальт, треть (от Надыма) - отсыпка, и лишь треть посредине остаётся собственно зимником, раскисающим в оттепель и непроходимым в пургу, и даже по идеальной погоде - безветренному крепкому морозу - эта треть пути съедает две трети времени. Раньше при хорошем раскладе путь из Надыма в Салехард занимал 12 часов, сейчас - 5-6 часов, а вот при плохом раскладе что сейчас, что раньше можно было ехать сутки и в итоге где-нибудь застрять в ожидании МЧС. Асфальтовая дорога проходит мимо поворотов на и Аксарку - единственных соседей Салехарда на правом берегу Оби, и то, куда она ведёт, видно хотя бы по встречным машинам, будь то колонна грузовиков с дорожно-строительной техникой:

Или колёсные вездеходы. Вот например нам повстречались подряд два "Петровича " - такие с 2011 года выпускают в Тюмени, и производитель Xpen"ов, на которых парой недель позже мне , в шутку назвал их "вездеходами премиум-класса".

Час пути по асфальту - и мы упёрлись в шлагбаум: это и есть начало собственно зимника. По фактической погоде его порой закрывают - иногда для самых тяжёлых и самых малопроходимых машин, а порой и для всех. Первыми отсекают фуры и легковые "пузотёрки", последними - джипы с высокой посадкой, как наш "Паджеро". На постах у шлагбаумов все проезжающие машины отмечают, чтобы в случае чего было ясно, кого искать:

В основном зимник выглядит как-то так - утрамбованный снег, под которым слой льда, качество дороги - "смерть подвеске":

Дело в том, что лёд - не асфальт и даже не глина: зимник - "живой", и каждая оттепель, каждая метель изрядно его меняет. Вот потеплело и сквозь лёд пробились ручьи, вскоре замёрзшие кочками и скользкими пространствами; вот прошёл "Урал" и выдавил колеи да ухабы, а вот задул ветер и намёл перемётов. Вдобавок, в сечении зимник представляет собой горбыль с твёрдой серединой и мягкими обочинами, заехав на которые одной стороной скорее всего увязнешь в снегу. На зимник не ездят без троса и лопаты... вернее, конечно, ездят, но сугубо на свой страх и риск.

Здесь бывают разные коллизии - например, пока я сидел в Надыме, упавшая на бок поперёк дороги фура перекрыла зимник более чем на сутки. Типичный сюжет - две фуры пытаются разъехаться и обе вязнут у обочин, а вытянуть их сможет разве что гусеничный вездеход, которому ползти до места полсуток. И это ещё сейчас, когда зимник накатан и широк: Миша рассказывал, что ещё недавно на нём не могли разъехаться две машины. Вот пример местной этики: ты идёшь в колонне из 5 машин, тебе навстречу колонна в 7 машин, и значит ты проиграл - все пять машин сворачивают с твёрдой середины и падают в снег. Но это не потому, что выживает сильнейший - просто семью машинами, проехав, вытащить обратно пять машин намного легче, чем наоборот.

Вот на обратном пути (там я ехал с оказией на "Ниве") мы попытались обогнать фуру и влетели колёсами в снег. Фура сразу остановилась, водитель "Нивы" нашёл трос и машину благополучно вытянули. На "Паджеро" мы тоже увязли, но там справились сами - мы с Максом вылезли из машины и повисли на её подножке, чтобы сместить центр тяжести, пока Миша выруливал из снежного кювета.

Доводилось слышать, что в снегу у дороги погребено немало сгоревших машин - это общесибирский сюжет: вот ты заглох на дороге в лютейший мороз, а мимо никто не едет. Чтобы согреться, водитель сжигает сначала какие-то вещи, потом кресла или покрышки, а под конец остаётся сжечь лишь саму машину, и дай бог если этого хватит до прибытия помощи. Честно говоря, ни одного горелого остова я не видел, вот разве что скелет снегохода валялся близ сталинского лагеря "Щучий":

Основная техника на зимнике - фуры типа "Уралов" и "Камазов": техника на Севере в основном отечественная, потому что обратная сторона её ненадёжности - возможность починить на коленке и достать запчасти в любой дыре. Попадаются и легковушки, и в принципе движение тут весьма активное - раз в полчаса что-нибудь да проедет.

Но обслуживает зимник едва ли не больше техники, чем его проезжает - тут и там попадаются базы дорожников в виде россыпи балков (жилых вагончиков), немалая часть фур везёт трактора или экскаваторы, не редкость повстречать бульдозер, расчищающий снег или тягач с волокушей:

Собственно волокуша, в народе "балалайка" или "гитара" - такой тромбуют снег на проезжей части:

Почти военного вида гусеничные вездеходы "Витязь " разработки 1980-х годов (считаются чуть ли не самой проходимой в мире машиной) у отворота на Ярудейское газовое месторождение - уж не знаю, его ли они обслуживают или сам зимник:

То и дело попадаются горы заметённого снегом песка - для отсыпки, которая местами тёмная и плотная, напоминая пошорканный асфальт:

Не забывают и про разметку - вдоль зимника стоят дорожные знаки, указатели, километровые столбы, деревянные вешки со светоотражателями (на случай низкой видимости; видны на вводном кадре), и разве что на поверхности разметку сделать не представляется возможным:

А водных предград по дороге так много, что всем не хватило названий, поэтому у ледовых переправ и мостов часто написано просто "Ручей":

Капитальный мост тоже не случаен - сейчас полным ходом идёт строительство круглогодичной дороги, которую обещают сдать к 2018 году:

Немало мостов, особенно ближе к Надыму, уже открыты для проезда, но некоторыми приходится любоваться с ледовых переправ:

И если раньше зимник представлял собой единственную тоненькую нить, то сейчас первые и последние десятки километров он изрядно ветвится - тут и насыпи строящейся дороги, частью уже открытые для всех едущих, а частью нет, тут и усиленные зимники для тяжёлой техники дорожников, куда посторонних как правило не пускают, а салехардские и надымские форумы переполнены советами, как и где туда "запрыгивать" и где самый удобный "спрыг".

Большая часть зимника проходит сначала вдоль правого берега Полуя вверх по течению, затем вдоль опять же правого берегу реки Ярудей вниз по течению - первый впадает в Обь, второй - в реку Надым. А посредине, на их водоразделе, полого поднятом чуть выше - соответственно, чуть сильнее ветра и потому лес растёт не очень охотно. Это так называемое Русское поле, где злые ветра чаще всего заметают дорогу или сдувают снежное покрытие со льда, самая сложная часть пути:

А снова нырнув в лес, не стоит удивляться вот этой вывеске:

В тёплом безветренном месте у середины пути образовалось натуральное кафе, куда на той же "Ниве" мы подвозили вдупель пьяного дорожника. Более того, километров через 20 есть ещё и бензоколонка, причём цены не сильно отличаются от обычных дорог - вот только про качество ничего не знаю.

Не знаю, насколько это кафе легально, но народная тропа сюда не зарастает, и когда откроется круглогодичная дорога - дядя Вася будет её королём:

И по всей длине зимнике, перепрыгивая то на правую, то на левую сторону тянется Мёртвая дорога - заметная насыпь, в снегу которой покоятся рельсы, мосты, водоспуски. Порой её постройки очень капитальны:

Но помимо всяческих мостов, семафоров, путейских домиков на разъездах тут и там в лесу мелькают силуэты бараков, заборов и вышек сталинских лагерей. Обилие истории - главное отличие этого зимника от любого другого. Об этом всём будут отдельные посты.

"Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц, Потому что не водится здесь воронья... " - пел Высоцкий, но из всей живности на этом зимнике нам попадался лишь чёрный ворон:

А среди многочисленных дорожных знаков зимника и вообще северных дорог самые необычные - вот эти:

Олени на дороге нам действительно встретились неподалёку от Салехарда:

"Так вот ты какой, северный олень" - удивительно, но я видел этих животных впервые. Впрочем, олени очень пугливы, и только завидев машину, быстро утянулись в разреженный лес. Я так и не успел разглядеть, были ли среди них белый олень - один такой, как неприкосновенный хранитель, должен быть в каждом стаде.

Обратите внимание, как разрыт снег - они копытят, то есть добывают из под снега корм. Позже случилась оттепель, за которой вновь ударил мороз, и землю сковал мощный наст - поэтому это стадо так и осталось единственным, увиденным мной за без малого месяц: в поисках корма они куда-то ушли. А вот на ездовых оленей ещё насмотримся.

Ведь где олени - там, стало быть, и оленеводы: коренастые ненцы в мешковатых подпоясанных малицах и меховых сапогах-кисАх, которые крепятся к поясу. Параллельно зимнику тянентся снегоходная тропа, по которой они носятся на "Буранах" и "Ямахах" один за другим, лишь на некоторых участках выходя на сам зимник.

Эй!
-Давай запрыгивай, только быстро, спешим!
-Я вас сфоткать хотел!
-А, фоткай, фоткай!

Максим говорил, что такие вот войлочные балахоны, видимо за неимением своих оленей, носят "промысловики", то есть рыболовы и охотники, и по крайней мере на Дне оленевода я таких одежд действительно не видел. Впрочем, вот с этим товарищем у меня вышел такой диалог:
-Простите, вы рыболов?
-Браконьеров что ли ищешь?
-Ну, я слышал, что в такой одежде рыболовы ходят.
-Не, оленеводы тоже.
Но возможно, он меня принял за рыбнадзор и потому не стал распространяться на эту тему. Кстати, всех представителей коренных народов в Надыме почему-то называют ханты, хотя на самом деле в его окрестностях кочуют исключительно ненцы.

А ездят по снегоходной тропе не только на буранах. Но когда из-за поворота дороги показались нарты с парой оленей, которых ненец в малице подгонял длинной палкой-хореем, сильнее меня удивились Максим и наша попутчица, большую часть жизни прожившая в Надыме - как и я, новичок в этих краях, они такое видели впервые.

На зимник я выезжал суммарно 4 раза (дважды - от начала до конца, дважды - с Максимом по объектам Мёртвой дороги), и ненцы встречались мне каждый раз, причём становилось их всё больше и больше. Это специфика их труда, из-за которой они единственными среди народов СССР сумели сохранить кочевой образ жизни: дело в том, что северный олень не приручается, и их сада по сути остаются дикими, ходят из века в век своими тропами и в своё время, зимой уходя на юг от морозов, а летом на север от оводов, и люди за этими стадами лишь приглядывают, чтобы их не уморили болезни и не подрали волки. С марта начинается каслание - то есть перекочёвка людей вслед за стадами, и Дни оленевода в том или ином селении проходят тогда, когда захотят сами олени, проще говоря - когда близ населённого пункта скопится больше всего оленеводов. Ну а Надым так расположен на оленных путях, что столица Дня оленевода - именно он, а не Салехард. Вот в чистом поле гружёные нарты - верный признак каслания:

А накануне Дня оленевода мы повстречали такую вот нарядную команду на буране с прицепом - они ехали на праздник, в котором собирались активно участвовать: женщина представилась "хозяйкой чума". Тут обратите внимание на три основных вида ненецкой зимней одежды - слева мужская малица, справа женская ягушка (отличается тем, что распашная, чтобы кормить детей грудью без отрыва от производства), а посредине совик, соок или просто "гусь" - самая тёплая одежда, надеваемая поверх малицы: говорят, в гусе можно в 40-градусный мороз валяться пьяным и проснуться без признаков обморожения. Вся эта одежда шьётся из двух оленьих шкур мехом наружу и вовнутрь, только малицы и ягушки - из осеннего меха телят, а совик - из зимнего меха взрослых оленей. Минусы этой одежды в том, что при температурах выше -20 в ней уже жарко, а в городе она хранится не может, начиная быстро гнить и скверно пахнуть. Но для жизни в тундре более совершенной одежды не придумано до сих пор...

Женское украшение - шапка с амулетами и бляшками, передающимися из поколения в поколение. Аналогичное украшение у мужчин - "пояс оленевода", где висят инструменты и амулеты, включая обязательный медвежий клык, и такие я ещё покажу в посте про сам День оленевода.

Но у ненцев необычна не только одежда, но и само тело - ведь в тундре они не имеют возможности помыться, даже летом не купаются, и поэтому пахнут... нет, не застарелым потом, а почему-то смолой. Слышал, что кожа у них самоочищается какими-то особыми выделениями, и дающими этот смолистый запах, а может просто так пахнет ношенная-переношенная одежда из оленьей шкуры. Запах оленеводов не спутаешь ни с чем.

Непосредственно накануне Дня оленевода в 6 километрах от Надыма и вовсе выросло целое стойбище. , правда поселковом, я был ещё в августе под , там же рассказывал о происхождении, культуре и просто впечатлениях от общения с этим удивительным народом. Впечатление с тех пор не изменилось: ненцы конечно себе на уме, но у них очень твёрдый внутренний стержень, и по крайней мере на трезвую голову (сильно пьяных ненцев я, вопреки стереотипам, пока не встречал) они держатся с редким достоинством - это редкий в постсоветской России народ, сохранивший свою сущность.

В один из дней мы заметили ненца в нартах с четвёркой оленей, гнавшего по снегоходке километров 30 в час. Мы его, конечно, довольно быстро обогнали:

А затем свернули к остаткам сталинского лагеря, и вскоре он нас нагнал и притормозил. Олени, убрав красные языки, тут же принялись лизать снег, а Максим недолго думая предложил кочевнику чая из термоса и печенья к чаю: к ненцам в принципе не принято ходить без подарка. Так на снегоходке произошла встреча двух миров, в равной степени друг от друга далёких и потому друг другу интересных - оленевод сделал привал, а мы с чайком присели на его нарты. Он был из Яр-Сале, посёлка и тундры за Обской губой, и встреченная на Дне оленевода землячка сходу опознала его по фотографиям и сказала даже, как его зовут - Гоша Худи:

Я спросил, почему он ездит на оленях, когда есть буран (тем более горючее для кочевников дотируется государством), и Гоша ответил, что оленям надо тренироваться, чтобы выдержать косалание. С большим отрывом крупнейшее в России поголовие оленей Ямало-Ненецкого округа, порядка 600 тысяч голов, примерно поровну совхозное и частное, и Гоша Худи - частник. Несколько лет назад у него случился мор, и (тут я не понял) то ли выжила, то ли вымерла треть стада, к чему он, впрочем, относился философски: природа проводит выбраковку, оставляя для потомства сильнейших. Часть оленей тогда потерялись, и вот одного из них он нашёл в совхозном стаде под Надымом и ездил туда его забирать, и думаю не стоит удивляться, что своего "быка" (взрослого ездового самца) оленевод узнал в лицо.

Олени маленькие, размером то ли с ослика, то ли с пони - пониже, но подлиннее. Однако - очень мощные, натуральные комки мышц и сухожилий под шкурой с необычайно плотным мехом. Если малицы и чумы - совершенные вещи для здешних реалий, то северный олень - совершенное животное для здешение природы. А ненцам он - и еда, и одежда, и стройматериал, и транспорт. Только очень уж пуглив - даже за ухом почесать не каждый олень в упряжке дастся, но эти вот дались.

Наконечник хорея. На другом его конце в старину было острие - при надобности хорей превращался в копьё, ведь как и всякие кочевники, ненцы были прирождёнными воинами.

Ну а яр-салинцы, как мне показалось из общения - это самые нэнэй-нэнэч ("настоящие люди" - именно так переводится на русский название "ненцы"), в смысле самые true среди оленеводов. Гоша Худи говорил, что их притесняют - и вроде с одной стороны мы знаем о том, что кочевникам платят пособие, дотируют топливо, спутниковую связь, лекарства и продукты, а с другой... Например, "Газпром" на Ямальском полуострове построил самую северную в мире железную дорогу , но не оборудовал её проходами для оленей, и конечно же, для оленеводов это не только серьёзная проблема, но и просто пощёчина, от которой каждый ненец за устьем Оби решил, что строительство дорог - это плохо. Вернее, как пояснил sibir79 , с тех эту проблему успели решить, хотя и не без ошибок, но, как говорится, "осадочек остался".

Выпив чаю, Гоша спросил, где можно будет посмотреть фотографии, и Максим ответил, что без проблем вышлет их на электронную почту. Гоша быстро сообразил, что у него в Яр-Сале есть то ли сын, то ли племянник (это уже я запамятовал), который дружит с компьютером, а значит надо доехать туда, где ловит сеть, и позвонить ему узнать адрес электронной почты. И хотя все сотни километров зимника необитаемы, где-то как-то всё же местность ловит сигналы, и те, кто ездит здесь постоянно, знают такие места. Вот и Гоша сказал нам, где его подождать километрах в 20 отсюда, и мы поехали туда. Пока ждали, Максим достал армейский индивидуальный пищевой набор - такие сейчас не проблема купить в интернете. Вполне съедобно и даже вкусно, вот только гуляш с привкусом металла цвета хаки:

Гошу мы прождали дай бог минут 15, удивишись такой скорости. В какой-то момент из-за холма раздались удалые пронзительные крики - каюр подгоняет оленей не только хореем, но и голосом, и как я понимаю, у каждого свой клич. Оленья упряжка на большом ходу - зрелище впечатляющее, у оленей розовые языки болтаются шлейфами, а пыхтят они как небольшой паровоз.

Устанавливаем связь с Яр-Сале. Кстати, заметьте - лица у ненцев как правило грустные:

Рассматриваем кисы и пояс. Это опять же о том, кто тут ещё "туземцы" - гордый оленевод и мы, удивлённо пялящиеся его снаряжение.

"Поселковые ненцы - они не настоящие. Если ненцы потеряли оленеводство - значит, они потеряли сущность" - сказал нам Гоша, да помчался дальше, свернув с зимника куда-то на свою тропу. Ненецкие тундры - кажется, последнее место в России, где бетонные русские города окружены землёй кочевников.

А ещё где-то у зимника (где - не скажу) есть священно дерево - лиственница с длинной горизонтальной веткой, увитая и увешанная цветными лентами. Возможно, это "дерево желаний", что-то сродни - повязнная ленточка обозначает какую-то просьбу к духам и богам. Один раз, проезжая мимо этого дерева, мы видели, как двое ненцев ему кланялись - наверное, молились. Где-то в более потайных местах есть и жертвенники, и идолы, но свои храмы ненцы ставили так, чтобы случайный человек не смог их найти, и говорят, выдают их в первую очередь горки оленьих рогов, оставшихся от принесённых в жертву животных. А в посте про окрестности Антипаюты (где стойбище) я показывал ещё и хальмер - ненецкое кладбище, не похожее ни на что из привычного нам.

Зимник стоит с декабря до мая с перерывами по несколько дней на погоду, ненцы тут частые гости в феврале-марте, но с ними или без них это целый мир, как бы подпространство, параллельное измерение, разделяющие два богатых города. Тут можно встретить многое - вот например в Надыме видел такую вот афишу, от которой что мне, что Максу делалось слегка не по себе.

Впереди в какой-то момент появляются огни телевышки, и за расступившимся лесом встают многоэтажки Надыма:

Надымский шлагбаум и выезд из города по узкой дорожке среди гаражей и балков:

Но про Надым расскажу позже. А в следующей части - о сопровождающих на протяжении всего зимника остатках Мёртвой железной дороги.

P.S.
Извиняюсь за режим "два поста в день" - так надо, чтобы успеть выложить всю серию (а это десяток постов) подряд.

    ЗИМНИК, зимника, муж. 1. Дорога, которой пользуются только зимой, по которой нельзя ездить летом (обл.). «Вот он едет зимником по реке… с возом на мельницу.» Салтыков Щедрин. 2. Санный путь (обл.). 3. Крестьянин, приезжающий на зиму в город для… … Толковый словарь Ушакова

    ЗИМНИК, а, муж. Дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой. | прил. зимниковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 10 автозимник (1) ветер (262) декабрь (8) … Словарь синонимов

    Гонять. Кар. Ходить в поисках денег, заработка. СРГК 1, 365 … Большой словарь русских поговорок

    зимник - Временная дорога, прокладываемая зимой по снежной целине, речному или озерному льду. Syn.: снежно ледяная дорога … Словарь по географии

    М. 1. Дорога, которой пользуются только зимою. отт. Санный путь. 2. Небольшая тёплая изба, в которой живут зимой. 3. Землянка или строение для ночевки лесорубов, охотников, рыбаков и т.п. (обычно в зимнее время). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Часто вылезаешь из машины на разведку, а потом лень, или некогда, возвращаться за зеркалкой. На этот случай на поясе висит телефон, а в нагрудном кармане - мыльница. Фотки, что получше - с зеркалки, что похуже - с мыльницы.

Итак, Москва, утро, на улице слегка похолодало, идёт снежок. Термуха пока лежит в сумке, потому что -3 - это не серьёзно. И так жарковато в унтах и в пуховике.

11:35 Обнаружили высокую температуру тосола - решили остановиться. Пока грели двигатель, чтобы разобраться - замёрзли как суки.

В Ярославле по стандартной процедуре запасли чизбургеров - всё равно на заднем сиденье температура отрицательная, не испортятся. А потом зашли в "Метро" за чаем и прочим.

16:15 Остановились помыть стёкла, и, судя по тому, что вода, выливаемая на машину, мгновенно замерзает, может быть и правда за бортом -17.

21:26 Два советских инженера, разочарованные тем, что датчик забортной температуры показывает полную ерунду, придумали небольшое техническое усовершенствование - теперь датчик всё показывает правильно. Мы оторвали его от стекла, где он, якобы, должен находиться, и высовываем его на верёвочке в окно - точность замечательная. За бортом 18 градусов мороза.

22:32 Проезжая фура по секрету сообщила, что в Сыктывкаре холодно: -33. Контрольное измерение с помощью усовершенствованной методики показало, что за бортом -15,5.

День закончился в гостинице в Кирове.

Утром на стоянке гостиницы был обнаружен новый Трэкол, перегоняемый из Москвы. Едем верной дорогой. :)
Телевизор в номере показал, что на улице -22, машина завелась так себе, но для -22 это нормально.


Полдень, за бортом -24. Неторопливо ползём в сторону Сыктывкара. Вокруг ничего нет, одни ёлки и снег.
На заправке купили антизамерзательную зимнюю жидкость, которая ещё и чистит стекло. Хорошая вещь, не знал, что бывает.

Возле Сыктывкара стоит знак "Ухта 417", а через километр - "Ухта - 315". Интересно.

Набежали облака. Предчувствия их не обманули, под облаками температура сразу стала -18,5
На очередной заправке установили причину шума, донимающего нас второй день. Однако, это выжимной подшипник.

16:35 Сумерки, пошёл снег. За бортом -19.
17:15 Снег идёт неслабый. Остановись на пробу сожрать доширак - греем воду чайником от прикуривателя. Греет он медленно, но светится прикольно.

19:02 Добрались до Ухты, нашли гостиницу "Парма". В этой поднапарме за двухместный номер нам зарядили 6800. Газпром - зло.
Пока искали другую гостиницу, на улице Строительной спросили у мужика дорогу. Мужик оказался спецом по гостиницам и за 600 рублей сдал нам на ночь прикольную двухкомнатную квартиру с кухней, кладовкой и двумя телевизорами.


С утра -10. Снег так и идёт. Как не вовремя. Он всё засыплет и мы не проедем.
Прогноз обещает ноль, а потом вообще -40.
Выпили чаю/какао на вокзале Ухты.

10:18 Перед Сосногорском вдоль по дороге тёк какой-то ручей. Вариантов не было - проехали по нему. После вынужденного форсирования пришлось останавливаться и обкалывать лёд с колёс, брызговиков и крыльев. Его было много и он аццки скрежетал на ходу.


Дорога теперь выглядит сильно интереснее.

12:35 Снег всё идёт, за бортом -9. Что характерно - дорогу чистят, а не ждут пока он выпадет и растает, как у нас. Видели уже две машины.


Снег падает и налипает на всё. Дорожные знаки не читаются вовсе. Стоят такие белые таблички.
Пришлось взять антиснежную щётку (хорошо, что она раздвигается), залезть в сугроб и очистить самый большой из них.
Как выяснилось - зря. :)


12:50 На подъезде к Вуктылу из-за профиля дороги похожего на верх буквы "о" на 80 км/ч случилась ошибка пилотирования.
Снимок сделан с той стороны, откуда мы приехали, что, впрочем, видно по следам. :)

В самом Вуктыле заскочили в дирекцию заповедника Югыд-Ва на предмет разведки. Сотрудницы как раз предавались поглощению обеда, но, тем не менее, выделили нам одну, которая и провела краткий ликбез. Заодно удалось выкупить у неё фотоальбом заповедника, чтобы позже рассмотреть его в подробностях, а так же вытребовать буклет.

Вуктылом заканчивается Большая земля. То что мы доедем досюда мы предполагали с известной долей уверенности. Но вот что будет дальше - было совершенно непонятно. Информация заканчивалась на том, что ледовые переправы открыты для легкого транспорта. И вот, в 14:17 мы проходим по ледовой переправе через Печору и вступаем на зимник.

Кстати о зимниках. Их не расчищают, а наоборот - утрамбовывают. Поэтому дорога вместо привычной нам насыпи с сугробами по бокам представляет собой полутораметровую траншею в лесу. Вот так выходишь из машины, подходишь к краю дороги, а у тебя на высоте носа начинается ровный снежный покров, уходящий вдаль. И повсюду ёлки. :)

Так вот, по идее, при такой технологии, чем больше выпало снега - тем лучше дорога. В перспективе так оно и есть. Однако, 10-15 сантиметров выпавшего на дорогу снега... На полном приводе я бы не обратил на него внимания, но привод-то был совсем не полный...

18:05 Догнали мужика на 11-й. Ехали то перед ним, то за ним, пока не встретилась горка, на которую он не смог заехать. Стали его выпихивать. Он стал разворачиваться, потому что привод передний, и если заедешь, то жопой вперёд, и застрял. Мы немножко подкопали - благо, естьдве лопаты - зацепили его за морду и выдернули. Но жопой он тоже не заехал. Стал его объезжать справа - сделал аццкий миллиметраж, машину понесло влево, еле поймал. Повезло.

19:15 Приехали грузовики с уазами и всех спасли. Температура за бортом ~0. Всё мокрое, ужас.
Кстати, интересный эффект получается, когда толкаешь машину в унтах на снегу. Подходишь сзади, примериваешься, упираешься в снег, ка-ак толкнёшь!... Результат: машина с места не сдвинулась, а ты лежишь мордой в снег. :)

Что интересно, мужик уехал из Усинска в августе в Молдавию и слегка там подзадержался. Понятно, что зимнюю резину он туда не возил, и теперь возвращается домой на летней. С женой и ребёнком. Мы сначала подумали, что он псих - оказалось, нет. Он просто обычный супермонстр. :) 30 лет за рулём в Усинске, как надо ездить по снегу он знает хорошо и доехал бы вообще без проблем, но у него сдохла печь и пришлось потерять сутки в Емве - за это время пошёл снег. А по такому снегу на летней резине - это абзац. В общем, поехали дальше с ним - мало ли что. Как у него летала жопа - не передать. Первые раз двадцать я думал, всё - абзац, сейчас будем выкапывать, а потом уже привык. Он просто едет в постоянном разнонаправленном заносе. :) Кстати, сказал, что из Усинска ж/д-платформа для машины до Ухты стоит 17 тысяч, а паром до Вуктыла 4-5 тысяч. Думаю, летом выбор очевиден.

20:26 Прошли вуктыльский зимник, вышли на печорские дороги. Заправились.
22:57 Пробиваемся по зимнику к Усинску. За бортом какой-то аццкий буран, бывает что и на ближнем свете не видно вообще ничего. Дорогу переметает только так.

Доехали до ремонтно-дорожных работ (как я понимаю, делают всесезонную трассу Печора-Усинск). Указатель на Усинск стоял влево от известного нам трека - поехали по указателю. Рубиловка на этих дорожных работах пошла серьёзная: угадай в каком месте ехать и не застрянь. Мужика, как специалиста пустили вперёд, плюс если уж кто-то сядет - лучше вытаскивать на зимней резине. Мужик застрял всего два раза, и то вынули просто на руках. Встречный КАМАЗ сказал, что мы правильно едем, а той дороги, что у нас на треке - просто нет (может, он просто не знает).

23:58 Вышли на ледовую переправу через Печору у Усть-Усы. Переправа вся помечена вешками, кое-где что-то мигает... Красота!

00:15 Ледовая переправа Усть-Усы имеет одну характерную особенность: на восточном берегу Печоры дорога идёт вдоль реки, а потом под 90 градусов поворачивает вправо, в очень неслабую горку. Поэтому в этом месте всегда случаются проблемы, а уж в такой снегопад - к гадалке не ходить.

Короче, снег засыпал весь песок, если он там был, а потом этот снег раскатали в лёд. В общем, с первого раза мы заехали метров на 50 и этим всё завершилось. Тогда был введён в действие альтернативный план: набрать скорость вдоль реки и так заскочить наверх. Нифига не вышло. Раздолбленный снег на повороте в начале подъёма погасил почти всю скорость, тем не менее, мы поднялись немного выше грузовика, который стоял на у края дороги в точке изменения кривизны склона и нервировал нас, а там по чуть-чуть, по чуть-чуть развернулись и, жопой вперёд, легко заехали наверх. А там оказывается стоит дли-инная очередь полноприводных грузовиков и ждёт разъезда, потому как им так же не спуститься по этой ледяной горке. В смысле спуститься-то они спустятся, но быстро, по прямой и в Печору.

01:22 Поездили с мужиком по деревне, поискали трактор, ничего не нашли. Оставили ему канистру бензина и трос. Никак не придумали, как его затащить наверх.
[Примечание. Потом, когда уже не надо, был придуман план для этой ситуации: надо было поставить запаску, оставить машину на домкрате и скатить ему два шипованных колеса, он бы точно заехал. Эх, хорошая мысля приходит опосля.]

02:43 Въезжаем в Усинск. Похолодало, за бортом -10,5. Снег почти не идёт.
03:52 Путём тупого перебора нашли себе гостиницу "Геолог". С помощью администратора из гостиницы "Пилигрим". Она мало того, что сказала, где есть дешёвая гостиница, позвонила туда, узнать есть ли места, так ещё сокрушалась, что не может нас проводить, потому что на дежурстве.

Гостиница "Геолог", хотя и недорогая, зато вместо того, чтобы спать, мы ещё полчаса оформляли _четыре_ бумажки, чтобы впустить внутрь.

Подъём в девять утра. Вчера думать было тяжело, а сегодня понятно, что цель-минимум достигнута, мы в Усинске (ударение на "и"). Правда, нам сказали, что в Нарьян-Мар мы, конечно, не доедем: нужна тачила посерьёзнее - ну, это нам уже говорили перед дорогой на Нижмозеро, которую, мы, кстати, вполне прошли. Короче, было решено доехать до начала НМ зимника и, хотя бы, посмотреть, что это такое. Заодно пересечь Полярный Круг. Тем более, что туда асфальтовая дорога. Итак, за окном снова -20, вот только... раньше я думал что поговорка "если ворона летит хвостом вперёд - на улице сильный ветер " - это шутка.


Ветер дует.
Обратите внимание на способ подвеса и высоту светофоров.


Снег убирают сразу, а не как у нас.


Бывает и так. :)


И мы двинулись на север.
Пейзаж за окном был очень нефтегазовый и чем дальше, тем больше.


Погода улучшалась. Точнее, сдувало облака.
Хорошо было видно гало - ну ещё бы, вчера 0, а сегодня -20.


Сезонные леса.
Месяц вегетация, 11 месяцев - спячка.


11:50 Достигли Полярного круга.
Вот они, два разных знака в одном месте.
За бортом -20, и ветер явно за 10м/с. Замерзаешь в момент.
Влажный после вчерашнего унт отлично сохнет на морозе.


Два вида деревьев: берёза и лиственница.
Солнце всё так же на запад, а мы на север.


Тундра начинает так: раз - и деревьев дальше нет. Одни факелы.
Самое популярное название ручья здесь... правильно - Безымянный. За километр пересекли три таких.

Что любопытно, в этом месте стоит невнятный пустой домик без признаков жизни, зато с ограничением 10км/ч.


Факел попутного газа.
Вещь, освещающая всю Северо-Восточную Европу и Западную Сибирь.
Все кто его видят - тут же снимают.

Он же, но в движении.
Ветер чувствуется даже в записи.


13:20 Хотели в Харьяге заправиться, но на заправке был слив бензина.
Обнаружили очередной агрегат на шинах низкого давления.
Ждать не стали, у нас с собой есть ещё 40 литров про запас, не пропадём.


13:40 Доехали до конца дороги, нашли ведомственный зимник "Печоранефть". Поговорили с мужиками на посту: они говорят, что, может, мы и проедем, шансы у нас есть. Надо доехать до первого поста Нарьян-Марского зимника - это 22км - и спросить там. Поехали, посмотрим!


И мы поехали.
Должен сказать, что на неопытного меня НМ-зимник произвёл большое впечатление. Раньше я полагал, что зимник - это либо место где просто ездят зимой, когда всё замёрзнет, либо сначала тракторами утаптывают снег, а потом все ездят. Здесь всё не так.


Снег топчут тракторами, поливают кипятком и потом ровняют такими чугунными чушками и ставят вешки.
Получается настоящая широченная ледяная дорога, хотя и волнистая местами.
С каждым снегопадом она становится всё лучше, и отдельные психи прорываются по ней аж до мая (на 6х6 КАМАЗах, конечно).


14:01 Доехали до первого поста. Такой вагончик МЧС, спрятанный за насыпной горой снега (чтобы не дуло) и шлагбаум.
Спросили, как насчёт Нарьян-Мара. Нам говорят: мы не знаем, решайте сами ехать, или нет.
Всё что требуется, чтобы поехать - записаться в журнал.
Что называется, угадайте с трёх раз принятое решение.

Мы записались, и нас пропустили через шлагбаум. Осталось только залить канистру, и можно ехать.


Залить канистру оказалось не так просто. Ветер всё сильнее и сильнее. Как результат - литров пяти из двадцати мы не досчитались.
Пока заливали канистру, а потом снимал эти кадры - конкретно подморозил правую руку. Минут 15 потом держал её под печкой.


14:13 Старт. Посмотрим, как тут ездят в Нарьян-Мар.
На самом деле выяснилось, что, вследствие волнистости зимника, тут ездят 40-50км.
Пока мы это выясняли - несколько раз воткнулись мордой в лёд так, что ледышки градом полетели через капот, по лобовому стеклу и дальше назад. Замёрзшие волны перекатывались через борт. :)
Любой опыт имеет свою цену.

14:55 Встретили уже вторую группу машин, заливающих зимник водой. За бортом -27, лобовое стекло подмерзает.


15:41 Нашли ведомственную отворотку со шлагбаумом и вагончиком. Не поворот ли это на Варандей?
Зимник дальше пошёл не из голубого льда, а из коричневого. И светоотражающая лента на вешках пропала.

16:02 Еле-еле обогнали вездеход, который мчал по зимнику все 50км/ч.
По горизонту стоит шарфом какой-то непонятный туч. Лихорадочно вспоминаем прикладную метеорологию - не признак ли это надвигающейся пурги?

Во многих местах со сложным рельефом маршрут для спуска и подъёма не совпадает. Спуск идёт по прямой, а подъём - по траектории меньшей крутизны. Особенно часто это бывает там, где через ручьи наморожены ледяные мосты - не ледовые переправы, а настоящие ледяные мосты: насыпи из снега пролитые водой. Так вот эти подъёмы зачастую засыпаны снегом, в котором колея от Уралов. Конечно, мы там садимся на брюшко. Поэтому приходится брать препятствие по другому: с разгону, по дороге, предназначенной для спуска, но перед этим посылать второго пилота на следующий холм, для высматривания подкрадывающихся КАМАЗов, чтобы, выскочив на сотне км/ч на холм, не влететь им прямо в лоб. Считаю, это была бы нелепая смерть.

17:37 Прошли зимник, вышли на насыпь. Зимника здесь действительно 130 километров.

18:17 Угодили в старый перемёт. Заметили, но не успели затормозить - лёд. Снег старый, слежавшийся; в нём - колея от грузовиков. Вот в ней мы аккуратно вывесились. Здесь случился интересный момент. Когда пытались выехать задним ходом - заглохли. Второй пилот открывает дверь и что-то делает, собираясь выйти посмотреть. Я поворачиваю ключ зажигания. Ничего. Ни единого звука. Пилоты молча смотрят друг на друга: "закрой дверь".
На самом деле, пять минут спустя проходящий грузовик нас спас. Заодно испытали свой самодельный 20м металлический трос - он вполне работает. Машина завелась, поехали дальше.

18:52 Ночь, -25. Поднялся совсем некислый ветер.



19:30 Свершилось чудо, мы вступаем в Нарьян-Мар. Ну кто бы мог подумать. :)

21:30 Нашли самую дешёвую гостиницу НМ - 3000 рублей за двухместный номер. Технически она находится в посёлке Искателей. Заодно запарковали машину на ночь за 400 рублей. Вот это я понимаю, цены. Поругались с ними по этому поводу. Нам сказали включить машину в розетку. Поскольку включать нам нечего - вытребовали себе тёплый бокс. Не надо бы ставить машину с мороза в тёплый бокс, но, боюсь, иначе мы утром просто не заведёмся. На улице конкретный дубарез .



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков