Kettenkrad — немецкий мотоцикл на гусенице. Мотоциклы второй мировой

Kettenkrad — немецкий мотоцикл на гусенице. Мотоциклы второй мировой

18.04.2019

Мотоциклы во Вторую мировую войну были самостоятельной боевой единицей. Германия создала первые мотоциклетные батальоны ещё в 1935 году. Успешно использовались мотоциклы и Красной армией, и союзниками.

BMW R75

Большое распространение в армии Вермахта получил мотоцикл BMW. Это произошло благодаря моделям R12 и R71. Но самым известным мотоциклом Второй мировой стал BMW R75, получивший прозвище «Сахара» из-за того, что его поставляли в Африку в армию Роммеля.

Мотоцикл повышенной проходимости имел четырёхтактный оппозитный двигатель объёмом в 745 см3 мощностью в 26 л. с., кардан, гидравлический задний тормоз и девять скоростей: семь вперёд и две назад. Мотоциклист мог остановиться на «Сахаре» среди болота или песка и без пробуксовки съехать с места.

Оборотной стороной совершенства R75 стала его стоимость. Мотоцикл обходился по цене двух автомобилей Volkswagen.

BMW R75 мог буксировать противотанковую пушку PaK-35/36 калибром 37 мм или прицеп с 81-миллиметровым миномётом или с противотанковым ружьём. На коляску устанавливали пулемёты MG-34 и MG-42 или огнемёт. На коляске и на мотоцикле располагались кронштейны для ёмкостей с боеприпасами, канистр и маскировочных сетей.
Мотоцикл использовался в разведподразделениях, в мотоциклетно-стрелковых частях и стал одним из символов фашистской агрессии.

DKW

К 1944 году Германия стала больше использовать лёгкие мотоциклы. Самыми популярными были DKW RT125 и DKW NZ350.

123-кубовый двухтактный DKW RT125 был взят на вооружение в 1941 году и стал шедевром инженерной мысли. В 1943 году была выпущена военизированная версия мотоцикла с более ёмким баком и картером, отлитым из чугуна. Двигатель выдавал 6,4 л.с. и разгонял мотоцикл до 75 км/час.

DKW NZ350 производился только для армии. Благодаря низким передаточным числам КП он легко шёл по грязи на невысокой скорости. При весе в 145 кг и мощности в 11,5 л. с. мотоцикл развивал скорость в 105 км/час.
Обе модели выпускались до конца войны и были настолько удачными, что их клоны разошлись по всему миру.

На основе DKW RT125 в СССР были разработаны «Минск», М1А «Москва» и К-125, а DKW NZ350 стал прототипом «ИЖ-350».

NSU «Kettenkrad»

Этот мотоцикл на гусенице вошёл в историю под названием «Кеттенкрад» (Kettenkrad - трак, «Kraftrad» - мотоцикл), был разработан изобретателем Хайнрихом Эрнстом Книпкапмом и производился компанией NSU. «Кеттенкрад» оснащали 1,5-литровым двигателем Opel Olimpia мощностью в 36 л. с. Мототрактор развивал скорость 65 км/час по шоссе и до 40 км/час – по пересеченной местности.

Изначально разрабатывался для десанта, действовавшего в тылу врага, но позже стал выполнять функции тягача. Мог тянуть артиллерийское орудие весом до полутоны, либо прицеп.

Занимался буксировкой самолётов на аэродромах, прокладывал линии связи – сзади легко помещалась катушка с проводом.
После войны уцелевшие экземпляры использовали в сельском хозяйстве. Всего с 1940 по 1949 год было произведено 9 тыс. экземпляров.

«М-72»

История легендарного мотоцикла «М-72» началась в 1940 году. Известно, что мотоцикл скопировали с BMW R71. По одной версии, чертежи мотоцикла передали Советам немцы, по другой – мотоциклы были тайно вывезены из Германии через третьи страны. Надо признаться, не мы одни копировали BMW. Этим грешили американцы и даже японцы.

Мотоцикл «М-72» увидел свет в цехах Московского мотоциклетного завода в 1941 году. «М» – означало Москва. Производство было одобрено лично Сталиным.
«М-72» был оснащён оппозитным нижнеклапанным двигателем объёмом 746 см3 с мощностью в 22 л. с. и разгонялся до 85 км/час. Масса с коляской составляла 380 кг. К сожалению, на советском оборудовании инженеры не могли выдержать немецкую точность изготовления деталей, и мотоцикл проигрывал BMW в надёжности.

Осенью 1941 года производство было перенесено в Ирбит, в Тюмень и в Горький. В Ирбите производство «М-72» пришлось организовывать в цехах пивзавода, остальные места оказались занятыми. Мотоциклы собирали буквально под открытым небом и параллельно монтировали оборудование.

Первая партия мотоциклов была выпущена в феврале 1942 года. За год в Ирбите было выпущено 1587 мотоциклов, в Горьком - 1284 мотоцикла, в Тюмени – 187.
В 1943 году выпуск «М-72» увеличился, а в 1944 стал рекордным - 5380 штук.
Всего за годы войны ИМЗ выпустил 9800 мотоциклов.

На коляску «М-71» можно было установить ручной или станковый пулемёт, огнемёт, 50- и 82-миллиметровые миномёты, противотанковое ружьё, некоторые мотоциклы оборудовали бронещитами.
В армии срочно создавались разведгруппы и мотоциклетные отделения, полки и бригады. Всего за годы войны были сформированы не менее 49 крупных мотоциклетных соединений.
Из работников Московского мотоциклетного завода была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН).

Нarley Davidson WLA-42

Своих мотоциклов не хватало, и тут на помощь пришел Лэнд-лиз. Всего СССР получил 35 тыс. мотоциклов. 5 тыс. из них были направлены в НКВД и в милицию. Остальные – на фронт. Советская армия получала американские «Индианы», английские «Велосетты» и «Матчлессы», но самым лучшим стал Нarley Davidson WLA-42, поставки которого Наркомвнешторг «выбил» в 1943 году.

Мотоцикл оказался надёжен и непривередлив к топливу. 740-кубовый V-образный продольный двигатель развивал мощность в 25 л. с., высокий ветровик защищал от дождя. Мотоцикл был оснащён боковыми сумками, кобурой, площадками для ног и мог разогнаться до 110 км/час. За безотказность и неприхотливость солдаты прозвали его «Валуем».

«Валуи» поставлялись в страну разобранными, их сборкой занимались заводы в Москве и в Серпухове. Производство колясок для них было налажено на ГАЗе. В 1944 году было выпущено 11 000 колясок, но этого оказалось мало, потому что только «Валеуев» в этом году было завезено в страну больше 14 тыс. штук.
Всего за годы войны в США было выпущено 90 тыс. экземпляров «Харли». Производство «Валуя» продолжалось до 1951 года.

Недавно на мотосайтах появилась тема для обсуждения новинки в области конструкции двухколесных транспортных средств. Концептуальную модель представленной техники разработала группа китайских студентов. Они представили мотоцикл гусеничный , который по своей конструкции напоминал спортивный байк. Чудо техники имеет стандартную подвеску, но движение происходит благодаря гусеницам.

Представленное транспортное средство вызвало бурю обсуждений. У любителей мототехники сразу же возникло множество вопросов о ходовых качествах и возможностях нового мотоцикла. Некоторые начали сомневаться в работоспособности представленной модели. Однако следует сказать, что разработка китайских конструкторов является не только концептуальной разработкой. Истории известны реальные мотоциклы на гусеничном ходу. У этой мототехники был целый ряд интересных особенностей.

Первые разработки

Представляет собой достаточно сложную конструкцию. Ее разработками занимались профессиональные и частные конструкторы еще в начале прошлого века. Прототипом такого мотоцикла стал велосипед на гусеничном году, который разработал в 1900 году Генри Стиз. Он даже получил патент на свое изобретение.

Далее в Великобритании в 1927 году был создан один из первых мотоциклов, который имел два задних колеса на гусеничном ходу. Он получил название RASC Triumph. Это транспортное средство было изготовлено по заказу королевской армии. Модель переделали из подобной ей разработки с движителем 2х1. RASC Triumph получил движитель 3х2. Этот мотоцикл был изготовлен в одном экземпляре. При тестировании его ходовые качества были превосходными. Однако разработка не получила дальнейшего развития. Штатные мотоциклы, которыми на то время владела королевская армия, получили улучшенные мобильные характеристики.

RASC Triumph ныне находится в музее, посвященном армейскому транспорту. Восстановить представленное транспортное средство практически невозможно. Сотрудники музея утверждают, что аутентичные 11-дюймовые шины задних колес мотоцикла были утеряны.

Мотоцикл OES

Разработанный в Великобритании годом позже (в 1928 году), был изготовлен на оборудовании Осборнской инженерной компании. При этом компания представила сразу два прототипа. Мотоцикл мог использоваться с гусеницей, которая надевалась на колеса задней тележки, или без нее.

Заднее второе колесо представленных разработок сообщалось зубчатым ремнем с первым колесом. Такие мотоциклы были созданы для армии и частного пользования. Их эксплуатировали как тракторы. Однако большого интереса у покупателей новое оборудование не вызвало.

Подобные разработки велись и в Италии. Модель, выпущенную в 1931 году, назвали тракторциклом. Изначально ее разрабатывали для нужд сельского хозяйства. Однако со временем ее стали эксплуатировать фашистские милиционеры в Италии. Изначально разработчики "трактора-мотоцикла" планировали его применение в хозяйственных целях.

Первые немецкие мотоциклы

Был необходим в военных целях правительству страны. Поэтому разработки новинок транспортных средств здесь велись быстро и масштабно.

Одним из первых мотоциклов на гусеничном ходу стала модель «Виктория». Ее представили широкой общественности в 1931 году. Это транспортное место было рассчитано на 3 посадочных места с движителем 3х2.

Представленная модель создавалась на протяжении 4 лет (с 1927 по 1931 гг.). Он мог развивать скорость до 120 км/ч. Двигатель на этом мотоцикле был четырехтактный с объемом 596 см³. Мощность оборотов составляла 18 л. с. Была также разработана спортивная модель. Она имела мощность оборотов 24 л. с. На то время это был высококлассный мотоцикл, который получил достаточное распространение среди потребителей.

Мотоцикл BMW Schneekrad

Армия нуждалась в полном техническом оснащении. Поэтому финансирование выделялось на создание новых моделей оборудования, транспорта и оружия. Наиболее известный гусеничный мотоцикл Вермахта был создан на базе машины Новая модель получила название BMW Speziel TR500 Schneekrad. Его представили широкой общественности в 1936 году в одном экземпляре.

На сегодняшний день не сохранилось ни одного экземпляра представленной техники. Этот мотоцикл имел коляску, которая была установлена на лыже. Его ходовая была взята от легкого танка. Она полностью помещалась внутри гусеницы.

Управляемость у этой техники была плохой. Повороты было выполнять крайне тяжело. Мотоцикл развивал скорость до 125 км/ч. Для гражданских было создано 20 тыс. экземпляров, а для военных - 10 тыс. единиц техники. Причем скорость мотоциклов с гусеницей Вермахта была меньше, чем у гражданских (всего до 85 км/ч). Эта модель стала классикой, но большого распространения не получила.

Мотоцикл-вездеход NSU Kettenkrad HK 101

Первый немецкий гусеничный мотоцикл, который поступил в серийное производство, был больше похож на небольшой танк. Эта модель была выпущена в 1944 году и называлась NSU Kettenkrad HK 101.

Этот вездеход называется мотоциклом благодаря соответствующей посадке водителя и наличию переднего колеса. Торможение выполняется при помощи фрикционов гусениц. Для этого достаточно одного оборота.

В послевоенные годы представленную технику применяла немецкая комиссия по лесному хозяйству в своих целях. Сегодня представленные машины еще сохранились. Реставрированное оборудование даже продавали с аукциона в 2015 году. В нем полностью восстановили коробку передач, дифференциал, двигатель и главную передачу.

Мотоцикл-снегоход

Мотоцикл гусеничный постоянно совершенствовался. В 1980 году итальянская компания Pozzo di Recoaro создала новый тип техники, который назвали Alpen Scooter. Этот мотоцикл скорее относился к классу снегоходов. Изначально его использовала в своих целях итальянская армия для передвижения по заснеженным горным массивам.

В комплекте к мотоциклу присутствовала передняя лыжа. Для передвижения по грунту и льду применялась гусеница определенного типа. В ранних моделях применялся двигатель объемом 200 см 3 , затем его сменили на мотор 250 и 300 см 3 . Представленное оборудование также применялось для передвижения медицинских работников к пациентам в снежную погоду.

Самодельные доработки

Мотоциклы с гусеничным ходом имели ряд недостатков. Проблематично было стабилизировать их в вертикальном положении на больших и малых скоростях, а также при перемещении по пересеченной местности. Поэтому частные пользователи всегда скептически относились к подобной технике.

Однако в 60-е годы прошлого столетия появились самодельные гусеничные мотоциклы. Их конструкторы создавали подобную технику из подручных деталей. Такие мотоциклы применяли для езды по снегу и в сельскохозяйственных нуждах.

Одним из первых и самых известных мотоциклов представленного типа стал «АНТ-1». Его прототипом были модели советских снегоходов, которые в то время были представлены на страницах журнала «Моделист-конструктор». Карельский инженер А. Кокшаров разработал несколько моделей мотоцикла с гусеничным ходом «АНТ». Эта техника была способна ездить по снегу глубиной до 25 см. Масса составляла 110 кг.

Мотоцикл «Урал»

Существуют модели представленного оборудования, которые ныне собирают из различных мопедов. Для населения нашей страны более доступны транспортные средства отечественного производства. Поэтому не удивительно, что смог появиться, например, гусеничный мотоцикл «Урал» .

Инженеры-любители дорабатывают конструкцию своего транспортного средства в различных целях. Это позволяет легко передвигаться по снегу, перевозить достаточно большие грузы.

При создании такой чудо-техники используются детали от комбайна, а также мотор от мотоцикла «Урал». Движение у подобной техники достаточно маневренное. При этом расход топлива составляет около 6 л на 100 км. Оборудование развивает скорость по целине до 60 км/ч.

Принцип изготовления самодельной техники

Мотоцикл на гусеничном ходу своими руками стараются сделать многие инженеры-любители. Это заманчивая идея, которая скорее относится к категории конструктивных изысков. Такое транспортное средство позволит передвигаться по вязкой поверхности, например, по снегу, грязи или заболоченной местности.

Скорость передвижения у подобных самоделок достаточно низкая. Поэтому представленная техника не является достаточно эффективной. Сегодня в продаже существуют специальные наборы. Их приобретают конструкторы-любители для создания своих моделей мотоциклов гусеничного типа. Это сложный процесс. Он позволяет создать на базе готового мотоцикла вездеход или снегоход. Обычно гусеница монтируется на заднее колесо. При этом вес будет распределяться некорректно. Если гусеница не будет нагружена должным образом, она не сможет справляться со своей задачей.

Недостатки самодельных конструкций

В домашних условиях создать достаточно трудно. В первую очередь потребуется выполнять достаточно много сварочных работ. Чаще всего инженер-любитель не сможет решить проблему с правильным распределением веса техники. В этом случае он может попытаться перенести гусеницу вперед. Однако эта задача обычно практически не выполнима в домашних условиях.

Поэтому инженеры могут пойти на компромисс. Две небольшие гусеничные ленты размещают по бокам. Их в меньшей степени смещают вперед максимум на треть длины. Такая гусеница сможет выполнять свои функции полноценно, однако только на ровной дороге.

Поэтому многие технологи утверждают, что создание гусеничного мотоцикла не является практической необходимостью. Скорее это просто конструкторская головоломка. Хотя на сегодняшний день разработано множество достойных экземпляров техники. В них учтены условия местности. Сам процесс создания подобной техники приносит любителям множество положительных эмоций. Это настоящий вызов для любого конструктора.

С момента приручения лошади и изобретения колеса человек использовал все возможные средства передвижения в военных целях. Колесницы, телеги, автомобили. Не обошла эта участь и мотоцикл. Мы решили разобраться в эволюции военных мотоциклов от первых моделей с начала XX века до наших дней


Первым военным «мотоциклом» принято считать представленный в 1898 году Фредериком Симсом Motor Scout. Пальма первенства в данном случае досталась британскому детищу спорно, так как изобретение Симса имело четыре колеса, однако по всем остальным показателям это был именно мотоцикл. Имея в своей основе велосипедную раму и седло, Motor Scout Симса был оснащен полуторасильным двигателем французской фирмы De Dion-Bouton , пулеметом системы Максима и бронированным щитком, который защищал грудь и голову стрелка. Помимо водителя-стрелка, Motor Scout мог нести на себе 450 килограммов снаряжения и топлива, которого ему было достаточно на 120 миль пробега. К сожалению, в связи с окончанием Англо-бурской войны изобретение Фредерика Сима не получило широкого распространения в армии.



Первая мировая война

К началу Первой мировой войны идея ввести мотоциклы в армию окончательно укоренилась в умах военачальников всех прогрессивных стран. Основной причиной этого стала вполне рациональная задумка заменить лошадей моторизированной техникой. Именно благодаря этому первыми в армии мотоциклы получили курьеры и вестовые солдаты, однако многие армии не стали ограничивать себя только таким их использованием. Первые мотоциклы, усиленные пулеметами, появились в германской армии. В отличие от изобретения Симса, это были модернизированные гражданские мотоциклы, которые не отличались хорошей броней. Стоит заметить, что попытки создать бронированный мотоцикл продолжались вплоть до пятидесятых годов XX века, однако ни к чему так и не привели. Несмотря на этот недостаток, немецкие «передвижные пулеметные точки» были успешно применены в некоторых операциях на фронтах Первой мировой.

Следующим шагом в развитии военной мототехники стало вполне логичное появление передвижных ПВО. Авиация уже перестала использоваться только в качестве разведки и стала эксплуатироваться наравне с остальной техникой в боевых действиях. В связи с этим появилась потребность отбивать атаки с воздуха, для чего на мотоциклы установили крупнокалиберные пулеметы.

К сожалению, на протяжении Первой мировой войны мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов, в том числе и топлива для остальной техники.

В Первую мировую мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов.

Послевоенная лихорадка

После окончания Первой мировой войны все страны-участницы, по достоинству оценившие все плюсы мототехники на поле боя, начали разрабатывать новые виды мотоциклов. Многие из них были чересчур футуристичны для своего времени. Так, например, в 1928 году французы представили новый мотоцикл Mercier. Основным его отличием от прочих коллег по цеху являлось переднее гусеничное колесо, что для того времени казалось весьма свежей идеей. Позже, в 1938 году, также француз, инженер Леэтр, представил свой мотоцикл под названием Tractorcycle. Как следует из названия, Леэтр модернизировал модель 1928 года, сделав свой мотоцикл целиком на гусеничном ходу. Казалось бы, легкая броня и высокая проходимость должны были сделать эту модель идеальным военным мотоциклом, однако существовал ряд серьезных недочетов: большой вес (400 килограммов), низкая скорость (при моторе мощностью 500 кубических сантиметров он развивал скорость всего лишь 30 км/ч) и плохая управляемость. Так как поворот мотоцикла осуществлялся изгибанием гусеницы, при повороте мотоцикл был крайне неустойчив. Позже Леэтр добавил в свою конструкцию боковые колеса, но армия так и не заинтересовалась его разработкой.

Нестандартную модель военного мотоцикла создавали и в Италии. Конструкторы компании Guzzi представили трицикл, оснащенный пулеметом и все тем же бронещитом, однако отличительной чертой этого мотоцикла было то, что пулемет оказался направлен назад и развернуть его не было никакой возможности.

В Бельгии тоже пытались создать что-то оригинальное, и в 1935 году концерну FN это удалось. Бельгийские конструкторы представили более простую модель бронированного мотоцикла M86. По сравнению с остальными европейскими «коллегами» M86 получился удачным: мотоцикл был оснащен форсированным двигателем на 600 кубических сантиметров, усиленной рамой, бронелистами, закрывавшими мотоцикл и водителя по бокам и спереди. Также M86 мог нести с собой целиком закованную в броню коляску, на которую был установлен пулемет системы Браунинга. За все время производства было произведено около 100 подобных мотоциклов, которые стояли на вооружении таких стран, как Румыния, Боливия, Китай, Венесуэла и Бразилия. К сожалению, ни одного экземпляра не сохранилось.

Помимо различных малоприспособленных для жизни идей, развивалась и «обычная» мотоиндустрия. Особенно ярко это было заметно в Германии. После окончания Первой мировой войны по условиям мирного договора Германии было запрещено производить все виды вооружения, однако про мототехнику не было ни слова. В связи с этим в Германии начался настоящий рассвет мотостроения. Основным фактором для развития этой сферы являлось то, что мотоцикл мог приобрести средний житель разоренной страны, тогда как автомобиль оставался уделом богатых. Именно это и подстегнуло компанию BMW переключиться с производства запчастей для поездов на мотоциклы и вступить в состязание со вторым крупным производителем мотоциклов в Германии, фирмой Zundapp.

Поначалу BMW не представили ничего нового, устанавливая на свои мотоциклы оппозитный двигатель М2 В15, который фактически копировал английский мотор Douglas, но уже к 1924 году инженеры представляют созданный с нуля первый серийный мотоцикл BMW R32.

Но время шло, и с начала 1930-х годов баварский концерн понял необходимость создания специализированного военного мотоцикла. Именно таким стал BMW R35. В отличие от свих предшественников он имел телескопическую переднюю вилку и более мощный двигатель, объемом 400 кубов. Важным моментом для армии являлась карданная передача, которая отличалась высокой износостойкостью относительно цепной. Конечно, были у R35 и «старые болячки», например жесткая задняя подвеска. Иногда при больших нагрузках рама лопалась, но это не помешало R35 встать в строй. Этот мотоцикл пользовался успехом как в пехоте, моторизированных частях и медсанбатах, так и в полиции. Производство BMWR35 продолжалось до 1940 года, после чего он уступил место узкоспециализированным военным мотоциклам.


БЕЛЬГИЙСКИЙ FN M86


НЕМЕЦКИЙ BMW R32


Одновременно с моделью R35 BMW выпускал модель R12. Фактически это был улучшенный вариант R32. Мотоцикл имел двигатель объемом 745 кубических сантиметров и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, что делало его на класс выше, чем R35. Создавая военную версию R12, из конструкции был удален один из двух карбюраторов, что понизило мощность с 20 лошадиных сил до 18-ти. Благодаря низкой цене и хорошим показателям, модель R12 стал самым массовым мотоциклом в немецкой армии. С 1924 года по 1935-й было выпущено 36000 таких мотоциклов. Как и большинство мотоциклов фирмы BMW, R12 выпускался как «соло», так и с коляской. Выпускаемая фирмой «Royal» она была любопытна тем, что не имела ни одного сварочного шва и обладала специально разработанной рессорой для бережной транспортировки раненых.

Последним, но не менее интересным мотоциклом, в ветке довоенных BMW была модель R71. Выпускаемый с 1938 года в четырех модификациях, он был родоначальником советского военного мотопроизводства.

Помимо BMW, в промышленной гонке участвовал и вышеупомянутый мотоконцерн Zundарр, который так же выполнял государственные заказы. Zundарр поставлял три основные модели: К500, КS600 и К800. Большой популярностью среди солдат пользовалась модель К800 с коляской. Благодаря своей дешевизне они легко попали «на вооружение», однако из всей ветки, представленной фирмой Zundарр, только К800 мог состязаться с BMW R12. Также К800 был интересен тем, что только это единственная четырехцилиндровая модель, стоявшая на вооружении в германской армии. Эта особенность была отчасти и недостатком, так как задние цилиндры у К800 плохо охлаждались, что приводило к частому замасливанию свечей.

В России же в ходе и после окончания Первой мировой войны своего мотопроизводства практически не было. Так продолжалось вплоть до 1930-х годов. Именно тогда, в момент технического переоснащения Красной армии, появилась потребность в собственном мотоцикле, который мог бы перенести все тяготы русской погоды. Первыми специально разработанными для армии отечественными мотоциклами были Л300 и ХМЗ 350. Фактически ХМЗ 350 был копией американского Harley-Davidson, однако российский аналог сильно уступал в качестве западному мотоциклу, и от него было решено отказаться. На его замену встал выпускаемый с 1931 года ТИЗ-АМ600. Этот мотоцикл был разработан и поставлялся только в армию. Являясь сочетанием «Харлея» и некоторых британских веяний, ТИЗ-АМ600 был собственной разработкой отечественного автопрома, хоть и не особо выдающейся.

В 1938 году отечественные КБ представляют сразу несколько моделей: Иж-8, Иж-9 и Л-8. Самым ярким и удачным среди представленных мотоциклов был Л-8. Относительно мощный верхнеклапанный двигатель в 350 кубических сантиметров был гордостью отечественного мотопроизвоства. Но несмотря на то что модель Л-8 выпускалась сразу на нескольких заводах по всей России, мотоцикл не отвечал всем потребностям армии. Связано это было с тем, что каждый завод вносил свои поправки в проект мотоцикла, что привело к отсутствию унификации в запчастях и превратилось в серьезную проблему в боевых условиях.


НЕМЕЦКИЙ ZUNDАРР К800



СОВЕТСКИЙ ТИЗ-АМ600



СОВЕТСКИЙ Л-8


Вторая мировая война

Kraftrad («силовое колесо») - именно так в Германской армии называли мотоциклы. Именно отсюда появилось сокращение «Krad» или буквы «К» и «R» в обозначении некоторых мотоциклов. Но обо всем по порядку.

С 1940 года в германской армии начались настоящие реформы. Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов. Первыми и единственными в своем роде стали два мотоцикла: BMW R75 и Zundapp KS750. Это были специально разработанные для передвижения по бездорожью «тягловые лошадки». Оборудованные приводом колеса коляски и специальной скоростью для бездорожья, оба мотоцикла зарекомендовали себя как нельзя хорошо. Однако из-за высокой цены эти мотоциклы поставлялись сначала в африканский корпус и парашютно-десантные части, а после 1942 года в войска СС. Также в 1942-м было принято решение выпускать новый усовершенствованный мотоцикл Zundapp KS750 с коляской BMW 286/1, но, к сожалению, этой модели так и не удалось увидеть свет. Его производство должно было начаться после выполнения заказа на производство 40 тысяч R75 и KS750, которых за все время войны было выпущено всего около 17 тысяч.

Чем-то абсолютно новым для немецкой армии стал полугусеничный мотоцикл Sd. Kfz. 2, известный как Kettenkrad. Выпускаемый с 1940-го по 1945-й, Kettenkrad был предназначен для передвижения легких орудий и был больше тягачом, нежели мотоциклом. Внутри этой модели стоял полуторалитровый двигатель фирмы Opel. Всего за годы войны было произведено 8733 подобных агрегатов, которые в основном поставлялись именно на восточный фронт. Гусеничная тяга прекрасно справлялась с русским бездорожьем, но были у них и свои недостатки. Kettenkrad часто переворачивался на резких поворотах, а из-за системы посадки водитель не мог быстро спрыгнуть с мотоцикла. Также на Sd. Kfz. 2 нельзя было заезжать на возвышенности по диагонали.

Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов.

О появлении полноценного мотоцикла в российской армии существует легенда: Когда в 1940 году комитету по бронетанковым войскам были представлены все новейшие моторазработки почти всех стран, кто-то из высокопоставленных военных чинов спросил: «На чем наступают немцы?» В ответ ему указали на BMW R71. С этого момента началась разработка мотоцикла М72. Первая партия этих мотоциклов вышла с конвейера в июле 1941 года, уже после вторжения германских войск на территорию СССР. М72, фактически не отличался от R71: он имел простую конструкцию, оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести, обладающий мощностью в 22 л. с., дуплексную трубчатую раму с использованием труб переменного сечения, переднюю вилку с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора. Конечно, мотоцикл был не быстрым (максимальная скорость М72 - 90 км/ч), но с высоким крутящим моментом, что было большим преимуществом для военной машины.

BMW R71 произвел впечатление и на американских конструкторов. Так, двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и привод карданным валом на заднее колесо американское производство «посадило» на классическую основу фирмы Harley-Davidson, получив при этом новый мотоцикл Harley-Davidson 42ХА. В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42. Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL и отличался от своего «мирного брата» только усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя. Также на нем были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson М1А1. Внутри же мотоцикл имел V-образный двухцилиндровый двигатель на 740 кубических сантиметров, что позволяло ему развивать внушительную для того времени скорость в 110 км/ч.

WLA42 поставлялся и советскую армию, где на него часто ставили коляску от отечественных моделей. Однако американцы поставляли в союзные армии и другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.

Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL. Он отличался от своего «мирного брата» усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя.

Армейские мотоциклы после войны

После окончания Второй мировой войны и окончательного распила Германии между странами-союзницами на арену снова вышел BMW R35, выпускавшийся немцами с 1935-го по 1940-е годы. В советской оккупационной зоне выпуск R35 возобновился в городе Айзенах в 1946 году. Безусловно, мотоцикл был доработан и изменен. В нем сменили электрооборудование и систему питания, а также добавили заднюю подвеску. Именно таким он и начал поступать в СССР. Мощный и неприхотливый, он пользовался большим спросом. Примерно то же самое происходило и с остальными мотоциклами Второй мировой. Их перекраивали и меняли, но суть оставалась та же.

Серьезной новинкой стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.107, который по сей день пользуется большим спросом. Оснащенный коляской Gear-Up, этот мотоцикл представляет собой дефорсированную версию гражданского ИМЗ-8.017. Этот мотоцикл может быть оснащен пулеметом, что делает его отличным экземпляром военного мотопроизводства.

Также сейчас популярен армейский Harley-Davidson с двухтактным одноцилиндровым двигателем «Ротакс» на 350 кубических сантиметров. Эта модель широко распространяется по всему миру и используется как мотоцикл разведки или сопровождения. Однако, как и большинство современных военных мотоциклов, «Харлей» имеет недостаток: он использует топливо JP-8. По своему составу JP-8 больше похоже на смесь авиационного керосина с дизельным топливом, что делает его непригодным для использования с обычными бензиновыми двигателями. Но есть и исключения. К примеру, мотоцикл HDT M103M1, созданный на базе известного Kawasaki KLR650, использует простое дизельное топливо, что является неоспоримым преимуществом. Также этот мотоцикл может похвастаться высокой экономичностью. При средней скорости 55 миль в час он проходит 96 миль на одном галлоне топлива.

В 1940 году Министерство вооружений Третьего Рейха выставляет задание, согласно которому необходимо создать легкий и маневренный тягач, способный работать в стесненных условиях гор. Грузоподъемность ограничена значением в 500 кг. Второе серьезное ограничение - возможность транспортировки самолетом.

За разработку тягача берется компания Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, более известная как NSU. Буквально за несколько месяцев, под руководством видного немецкого конструктора Эрнста Книпкампа, экспериментальный цех завода выдает на государственные испытания машину, весьма необычного вида.

Kettenkraftrad передвигается вдоль окопа.


В сжатые сроки инженерно-конструкторский отдел спроектировал и изготовил 11 образцов тягача. Решению задачи помогло то, что Эрнст Книпкамп уже пытался предложить Вермахту похожий транспорт несколькими годами ранее, но тогда попытки не увенчались успехом. В том же, 1940-м году мототягач успешно проходит испытания и принимается на вооружение Вермахта. Основная проблема, которую был призван решить тягач - буксировка и перевозка грузов в трудных условиях гор. Установка гусеничного движителя решила сразу несколько проблем: уверенное сцепление с дорогой, позволявшее реализовывать мощный двигатель от автомобиля, малая ширина, обеспечивавшая возможность маневрирования на узких участках и вне дорог, а так же возможность «танкового» разворота на месте.


Постановочная фотография для печати. 1941г


Сердце NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 - автомобильный, рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель Opel Olympia мощностью 36 л.с. и объемом 1,3л. Трансмиссия включала сухое однодисковое сцепление, 3-ступенчатую коробку передач, демультипликатор и двойной дифференциал. В ходовую часть входили переднее управляемое колесо мотоциклетного типа, гусеничный движитель, состоящий из пяти сдвоенных обрезиненных катков и цепной ленты, шириной 170 мм с резиновыми подушками. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. Сухая масса мотоцикла составляла 1235 кг. Он мог перевозить груз в 325 кг и буксировать прицепы массой до 450 кг. Топливные баки общей емкостью 42 литра, размещенные по бокам от сиденья водителя, обеспечивали запас хода в 260км по шоссе и 175км по пересеченной местности.


Где-то на восточном фронте. Осень 1943г.


Шахматное расположение катков позволяло распределять нагрузку между осями тягача - это увеличивало ресурс частей, снижало вес конструкции и уменьшало удельный вес на грунт. Так же улучшалась плавность движения машины. Изобретатель подвески - Эрнст Книпкамп. Именно этот тип подвески (названный в честь автора) будет позднее применен на танках «Тигр» и «Пантера».


Рабочее место водителя. Наши дни


Вопреки распространенному мнению, рулевое колесо брало на себя лишь часть нагрузки при повороте - руль не только поворачивал колесо, но и воздействовал на гусеничные дифференциалы, «притормаживая» требуемую гусеницу. Таким образом, опытный водитель мог развернуть трехметровую машину на пятачке диаметром 4 метра.


Двухстороннее движение по лесной просеке.


В частях Вермахта машине отдали должное. Сочетание простоты обслуживания, малых размеров и легкости управления завоевали признание со стороны всех солдат, в руках которых данный тягач находился. Малая ширина позволяла ездить там, где невозможно было применение ни одного другого средства передвижения. Солдаты в шутку называли его «Гусеничной лошадью». На фото выше по лесной просеке идет двухстороннее движение, в котором Kettenkrad чувствует себя преотлично среди повозок, даже невзирая на распутицу. На титульной фотографии статьи мототягач едет по дну противотанкового рва. Свойства машины позволяли ей передвигаться и при полном отсутствии дорог.


Горными дорогами. 1942г.


Но и своего изначального назначения мототягач не утратил. Стоит сказать, что горно-егерские дивизии Вермахта до появления описываемого тягача передвигали всю технику либо на лошадях, либо собственными руками. К примеру «облегченная» гаубица весила чуть менее 800кг. Не удивительно, что «гусеничный» мотоцикл оказался столь востребован.



Kettenkraftrad хоть и разрабатывался для парашютно-десантных войск Люфтваффе, тем не менее никогда не десантировался на парашюте. Подобные технологии лишь удел будущего. Как правило, он доставлялся на захваченный десантниками аэродром.


Как тягач, Kettenkrad мог тащить легкое орудие или же специальный штатный прицеп даже в условиях сильной распутицы. На большинстве архивных фотографий тягач занят буксировкой и везет пассажиров - настоящая «рабочая фронтовая лошадка».



Явно перегруженный Kettenkrad. Если самолет пуст, то нештатная нагрузка составляет «всего» 5 человек (вместо штатных двух) и 5,2 тонны. Если самолет загружен, то на сцепке буксируется до 10 тонн. Вероятно персонал аэродрома намерено утяжеляет тягач.


Однако были у тягача и недостатки. Главный из которых - сложность обслуживания подвески. Несмотря на высокую надежность узлов, их ремонт не был редкостью и в этом случае все катки подвески необходимо было снимать. Однако на скромном тягаче это были еще «цветочки». По-настоящему механики наплачутся через несколько лет, когда на вооружение поступит танк «Тигр» с 4-мя рядами катков.

Следующий недостаток - православные нечистоты нашей Родины. Вернее их осеннее и зимнее состояние. Зачастую, с утра под тягачом необходимо было развести костер, чтобы привести в движение смерзшиеся за ночь катки. Поздние модификации мототягача комплектовались паяльной лампой, которая «размораживала» не только движитель, но и прогревала картер. Однако несмотря на этот недостаток машина очень высоко ценилась в первую очередь на Советско-Германском фронте. Особенно проходимость машины сыграла свою роль осенью 1941-го года, когда Вермахту приходилось наступать по дорогам, вусмерть разбитыми отступающей Советской армией. Именно события первой осени Великой Отечественной Войны заставили Немецкое руководство пересмотреть планы производства неприоритетного «горного» тягача и вместо нескольких сотен в год начать производить тысячи.


Пассажиры веселятся, а водитель явно нервничает - есть от чего.


Отдельным недостатком можно поставить высокий центр тяжести - нередко мототягач опрокидывался. Этому способствовала как узкая база, так и внушительная максимальная скорость - до 50км/ч на хорошем покрытии. При этом водитель редко успевал выскочить из седла. Кстати, стоит отметить немалый шум, который издавали гусеницы при езде по ровному асфальту - по дорогам его старались перевозить на грузовом транспорте.


Хороший обзор на тягач сзади. Видны просторные пассажирские сидения, штатный прицеп Sd.Ah 1. Можно обратить внимание на брызговики - Kettenkrad с легкостью достигал скорости 30-40км/ч. Август-сентябрь 1943г.


В первых модификациях при движении по пересеченной местности очень сильно страдало рулевое колесо - в последствии спицованное колесо было заменено на цельное литое. При постоянном движении в распутице переднее колесо иногда попросту снимали - чтобы не собирало перед собой грязь.


На фотографии горные егеря успешно движутся вверх по заснеженному склону. Колесо снято.


Судя по обстановке - территория СССР. Время и место неизвестно.

На переднем крыле виднеется цветок эдельвейса. 1-я горно-стрелковая дивизия Вермахта.


Всего за годы войны было произведено 8871 тягачей разных модификаций. Но и после войны производство продолжилось - из комплектов было собрано не менее 500 единиц, которые поступили на службу в лестничества или же отправились в сельское хозяйство.

Помимо производства оригинальных тягачей, французская компания Babiole после войны производила небольшой трактор на базе описываемого тягача. Инженеры отказались от рулевого колеса и развернули на 180 градусов сиденье водителя. К слову, немцы изначально планировали развернуть на базе предприятий оккупированной Франции дополнительное производство мототягачей, однако в связи с высадкой союзников, этим планам было не суждено сбыться. Как показала история, Французы с пользой для себя использовали переданную им документацию и образцы Kettenkrad.


Vignoble Tracteur - «Виноградный трактор» французского производства.


На территории СССР трофейные тягачи вовсю использовались местным населением. Автору статьи известен случай, когда в середине 90-х старенький Kettenkraftrad был выкуплен у деда в глухой деревне непосредственно из-под самодельного плуга. Дед сам его в 1945 году привел и с конца войны на нем пахал себе огород.

В Бронетанковом музее Кубинки можно посмотреть на сохранившийся экземпляр.

Использованные материалы:
1) Wikipedia
2)
3)
4) Несколько фотографий из поисковика, которые принадлежат их законным владельцам.
5) Pen & Sword «Images of War - Motorcycles at War»

Эту удивительную машину придумали наши враги и рассчитывали с её помощью нас победить. Но, думается, данный гибрид трактора и мотоцикла интересен не поэтому. Как ни крути, это одно из самых странных транспортных средств ХХ века. Вот и посмотрим, откуда оно взялось и что оно такое.

В Историю немецкий гусеничный мотоцикл вошёл под названием «Кеттенкрад» (Kettenkrad). Объясняется оно просто: «Ketten» — гусеничный трак, а «Krad» укороченная военными форма слова «Kraftrad» — мотоцикл. А официальное его название, первоначальное, и того круче — «Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2». Да, ещё есть тип — HK-101.

Что же до затейливого кода SdKfz, то им, надо думать, как раз обозначали машины-гибриды – уже во время первой русской зимы нацисты поняли, что на колёсах особо не поездишь: немцы делали наполовину (или на 2/3) гусеничными грузовики, артиллерийские установки и машины для командного состава.

У Мельхорна три гусеничных мотоцикла (ездят два), у американцев – девять (все на ходу). То есть, и тот, и другие знают, с чем имеют дело. Да, на этих сайтах владельцы не только хвастаются своими машинами, но и ищут редкие запчасти и даже продают «Кеттенкрады» тысяч за 45 долларов.

Поэтому, чтобы воссоздать картину, доверимся этим, ну и кое-каким другим источникам, вроде этого , этого и вот этого . Всё воедино, к сожалению, пока толком никто так и не собрал.

В общем, концепцию придумал и запатентовал в июне 1939 года немецкий изобретатель Хайнрих Эрнст Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp). По его замыслу, это было транспортное средство, способное к перевозке небольших грузов по бездорожью.


Нацисты перевозят на «Кеттенкраде» себя и свои орудия (фото panzer-modell.de).

Дальнейшей разработкой, а затем и производством занялась NSU Werke AG Neckarsulm (NSU), ранее называвшаяся Neckarsulm и занимавшаяся производством вязальных машин, велосипедов, мотоциклов и автомобилей. Именно поэтому часто «танкоцикл» называют NSU Kettenkrad, хотя машину выпускала и компания Stower Werke.

Первые 500 штук нулевой серии были произведены уже в июле 1940-го, а 5 июня 1941 года армия взяла на вооружение первую модель — SdKfz 2.

Забегая вперёд, скажем, что всего моделей было три, то есть плюс SdKfz 2/1 и SdKfz 2/2. Чаще всего пишут, что выпуск продолжался до 1948-го, а всего гусеничных мотоциклов было произведено 8345 штук.


Теперь на гусеничном танке разъезжают любители военно-исторических маскарадов (фото foothill.net).

По другим данным, с 1940-го по 1945-й было произведено 8411 машин, а с 1945-го по 1949-й ещё 550 для гражданских нужд. Итого: 8961.

Однако продолжим. «Кеттенкрад» изначально разрабатывался для парашютистов-диверсантов, действующих в тылу врага, в основном в горной местности.

На гусеничном мотоцикле могли спиной к спине разместиться два-три человека и тянуть за собой необходимое лёгкое вооружение, вроде миномётов и небольших противотанковых орудий (весом до 450 кг).

Но от использования машины в данном качестве, несмотря на хорошую проходимость, пришлось отказаться – после тяжёлых потерь на острове Крит парашютисты превратились в наземные войска – необходимость отпала сама собой.


Редкое нынче зрелище – 9 «Кеттенкрадов» одновременно. Их собрали американцы. Все машины на ходу (фото kettenkrad.com).

Таким образом, «танкоцикл» был, скорее, не оружием, а транспортным средством для буксировки и прокладки кабеля.

Две последние модели использовались преимущественно связистами, на «мотоцикле» и двухколёсных прицепах (Sd.Anh. 1.1 и Sd.Anh. 1.2 — Sonderanhanger: «специальный трейлер») устанавливались большие катушки кабеля, в том числе тяжёлого сверхпрочного для распределительных щитов.

Один из источников утверждает, что в конце войны топливо для немцев стало на вес золота, поэтому самолётам больше не позволялось самим выезжать на взлётную полосу — вытягивать их туда стало работой «Кеттенкрадов». Скорее всего, нескольких одновременно.

Короче говоря, стационарного оружия на «Кеттенкраде» не было – он не был машиной смерти. Так что больше подходит определение «мототрактор». Можно было бы и просто «трактор» – от мотоцикла у него, по большому счёту, только переднее колесо, без которого он теоретически может обойтись.

SdKfz 2 был оснащён 1,5-литровым 4-циллиндровым двигателем Opel Olympia 38 мощностью 36 «лошадей», что позволяло ему двигаться по дороге с максимальной скоростью 64 км/час, по бездорожью в полтора-два раза медленнее. И это при весе в 1200 кг.

Модель, конечно, но хорошо видны катушки кабеля (фото quarter-kit.com).

Правда, характеристики некоторые источники называют другие – кто пишет максимальная скорость 75 км/час, кто 80 км/час, но, как говорится, за что покупали, за то и продаём. Оправдание, между прочим, необходимое, так как сведений крупицы, а достоверность за давностью лет установить уже невозможно.

Например, говорят, что после войны некоторая часть «мототракторов» была завезена в США и использовалась тамошними лесниками, а в Германии в то же время «Кеттенкрады» обрели обязанности в сельском хозяйстве.

Пишут, что впоследствии французская фирма SIMCA производила запчасти для Kettenkrad, но не собирала машины полностью, а одна французская же компания — Babiolle — предлагала восстановленные «Кеттенкрады».

Так или иначе, промышленность от причудливых машин отказалась: производить их слишком дорого, покупать накладно, да и вообще – кому они нужны. Примерно так.

С другой стороны, совершенно точно известно, что значительное количество «мотоциклов» осело в военно-исторических музеях и у частных коллекционеров. Тот самый Андреас Мельхорн из Брауншвайга, к примеру, преспокойно разъезжает на одном из «Кеттенкрадов», который с виду в отличном состоянии.


С помощью гусеничного мотоцикла Стивен Спилберг спасал рядового Райана.

На вопрос, а «сильно ли шумит это транспортное средство?», Мельхорн отвечает: «Хм, хороший вопрос. Спросите моих соседей! Двигатель „Кеттенкрада“ очень тихий, но вы слышите шум гусениц. Он сильно отличается от шума других машин на дороге. А вообще, можно сказать, что „Кеттенкрад“ шумит, как средний грузовик».

В заключение стоит отметить, что «мототрактор» встречается в виде моделей и игрушек, а последней заметной работой гусеничного мотоцикла стали съёмки в кино.

Стивен Спилберг в 1998 году не смог отказать себе в удовольствии показать «Кеттенкрад» в картине «Спасти рядового Райана». Причём эпизод с гусеничным мотоциклом основан на реальных событиях:

13 июня 1944 года во время обороны французской деревни трофейный «Кеттенкрад» американцы использовали в качестве приманки — им удалось заманить немецкий танк на узкую улицу и забросать бомбами-липучками. Всего в фильме снялись пять гусеничных мотоциклов.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков