Какие организации не уплачивают утилизационный сбор. Что такое утилизационный сбор и кто его должен платить

Какие организации не уплачивают утилизационный сбор. Что такое утилизационный сбор и кто его должен платить

Утилизационный сбор начал действовать в России недавно. В связи с этим у граждан возникает масса вопросов: как рассчитать сумму платежа, когда перечислять средства, кто обязан платить и т.д.

Суть сбора

Сбор представляет единовременный платеж в госбюджет, который обязаны вносить граждане при покупке транспортного средства. Норма принята в целях обеспечения безопасности экологической обстановки и охраны здоровья и жизни человека.

Обязанность по уплате сбора установлена Федеральным законом от 28.07.2012 №128 . В тексте документа сказано, что утильсбор нужно вносить за любое импортируемое или произведенное в РФ авто. Правительство составило полную характеристику групп и разновидностей транспортных средств, попадающих под новую норму.

Поступившие в бюджет средства в дальнейшем направляются на утилизацию автомобиля согласно действующим экологическим нормативам.

Кто обязан платить и кто контролирует

Для владельцев транспортных средств взнос является гарантией безвозмездной утилизации автомобиля. Зачисление денег в госбюджет контролируют органы государственной власти:

  • Федеральная таможенная служба – касаемо ввозимых на территорию страны автомобилей;
  • Федеральная налоговая служба – в отношении остальных транспортных средств, в т. ч. выпущенных в Российской Федерации.

Таким образом, сбор взимается только один раз за все время существования авто. Платеж вносит производитель (применимо в отношении российских автомобилей) или один из собственников.

Когда нужно платить

Чаще всего люди при покупке машины в России никакие сборы не уплачивают, так как за них это уже сделал производитель или один из предыдущих владельцев-импортеров (если приобретается авто б/у).

При покупке новой машины в салоне либо самоходного средства (например, квадроцикла) вывод об оплате средств можно сделать по присутствию пометки в ПТС. Об этом говорится пунктах 7-8, 12-18 Постановления №1291, а также пунктах 7-8, 13-20 Постановления №81.

Если утилизационный сбор никогда не уплачивался, нужно обратиться к специалистам налоговой инспекции по месту прописки для подачи расчета суммы платежа по установленной форме. Если машина ввозится из-за рубежа, расчет подается в таможенный орган (Постановления №1291 и №81).

Нужно учитывать то, что пометка о внесении утилизационного сбора отсутствует в ПТС, оформленных на колесные транспортные средства до начала осени 2012 года. На такие автомобили требование об уплате сбора не действует.

Освобождение от уплаты

Случаи, когда вносить средства не нужно, определены законодательством (пункт 6 статьи 24.1 ФЗ №89 , Письмо ФНС России №СД-4-3/5250@ , Постановление Правительства РФ №81):

  • транспортные средства импортируются на территорию РФ как индивидуальное имущество граждан, являющихся участниками государственной программы переселения в Россию соотечественников, живущих за границей, либо признанных в соответствии с законом беженцами или вынужденными переселенцами;
  • автомобиль выпущен более 30 лет назад и не эксплуатируется в коммерческих целях, имеет «родной» кузов, двигатель и раму, восстановлен или сохранен в изначальном состоянии (категории и виды определены российскими органами власти);
  • транспортные средства, не входящие в перечень разновидностей колесных ТС и прицепов к ним, утвержденный ;
  • транспортные средства, не входящие в Перечень разновидностей колесных ТС и прицепов к ним, утвержденный Постановлением №81 ;
  • прицепы к колесным ТС, выпущенные и поступившие в обращение до 10 октября 2016 года;
  • транспортные средства, находящиеся в собственности дипломатических и консульских представительств, международных организацией, а также сотрудников перечисленных учреждений и их родственников.

На бланке ПТС автомобилей, в отношении которых сбор не взимается, ставится пометка с основанием неуплаты (пункт 5 статьи 24.1 ФЗ №89 , Постановления № 1291 и №81).

Сумма сбора

Сумма платежа определяется по формуле:

УБ = БС * К, где

УБ – утилизационный сбор, БС – базовая ставка, К – коэффициент определения платежа в соответствии с перечнем сумм утильсбора, введенным Постановлением Правительства РФ №1291 .

Базовая ставка рассчитывается исходя из принадлежности транспортного средства к определенной группе:

  • легковые некоммерческие авто – 33 000 рублей;
  • используемые в коммерческих целях легковые и грузовые авто, а также автобусы – 150 000 рублей.

Расчетный коэффициент зависит от года производства транспортного средства и его характеристик:

  • габаритов;
  • объема двигателя;
  • массы.

Уплата при импорте авто

Сумму сбора рассчитывается как произведение базовой ставки и расчетного коэффициента, установленных Правительством РФ. Базовая ставка для легковых авто составляет 33 000 рублей, коэффициент для новых машин с моторами до 1 литра составляет 1,65.

Таким образом, если машина новая, владелец уплачивает:

33 000 * 1,65 = 54 450 руб.

Заплатить утильсбор, взимаемый таможней или налоговой, можно при помощи электронных платежных средств (терминалы, банкоматы), через интернет или в отделении банка. После внесения средств в таможенный орган или ИФНС подаются документы :

  • заполненный расчет сбора;
  • платежные квитанции.

В таможне после завершения процедуры оформления выдается ПТС, в котором будет стоять отметка об уплате утильсбора. Также владелец получает приходный ордер.

Последствия и возврат

Транспортное средство не может быть поставлено на учет без уплаты сбора . Даже если на руках будет иметься ПТС, автомобиль все равно будет расцениваться как не прошедший регистрацию в определенном законом порядке.

Ездить на таком авто можно только в течение 20 дней, т. е. согласно ПДД на протяжении срока действия транзитного номера. Далее автовладельцу грозит административная ответственность: за управление незарегистрированным ТС накладывается штраф до 800 рублей . При вторичном нарушении водитель лишается прав на срок до трех месяцев .

Если на протяжении трех лет после оплаты сбора и внесения соответствующей записи в ПТС выявлен факт неуплаты или оплаты неполной суммы, таможенная служба в течение 10 дней с момента обнаружения направляет плательщику уведомление о необходимости перечисления средств. В уведомлении обязательно указываются основания для доначисления.

Если деньги не уплачиваются в течение 20 дней с момента получения извещения от таможни, доначисленная сумма платежа взыскивается через суд.

Случаи ошибочного перечисления средств, например, когда сбор уже уплачивался прежним автовладельцем, встречаются редко, но, тем не менее, возникают. В данной ситуации нужно обратиться в учреждение, принявшее платеж:

  • налоговую инспекцию (если машина произведена в России);
  • таможню (авто ввезено из другой страны).

Деньги можно вернуть на основании поданного заявления . Бланк заявления на возврат излишне выплаченных средств в отношении колесных ТС можно получить у сотрудников налоговой и таможенной службы. Вместе с заявлением подаются:

  • паспорт заявителя (оригинал, ксерокопии основных страниц);
  • паспорт ТС (оригинал, ксерокопия);
  • квитанция об уплате средств (приходно-кассовый ордер, платежное поручение);
  • бумага, подтверждающая ошибочность взыскания платежа.

Решение о возврате денег или об отказе в возмещении принимается органом исполнительной власти в течение 30 дней.

Сроки обращения за оформлением возврата составляют три года со дня осуществления перевода. Деньги возмещаются посредством банковского перевода на лицевой счет заявителя.

На что обратить внимание

При покупке автомобиля нужно внимательно изучить ПТС . Пометка об уплате взноса заносится в раздел «особые отметки». Отсутствие записи возможно в следующих случаях :

  • документ на отечественное авто выдан до 1 сентября 2012 года либо ввоз машины из-за границы осуществлен до указанной даты (обязанность по уплате сбора на такие ТС не распространяется);
  • иностранный автомобиль куплен за границей и в дальнейшем самостоятельно ввезен в Россию.

Обязанность по внесению платежа несет покупатель как лицо, осуществившее ввоз машины на территорию РФ.

При покупке нужно обратить внимание на то, что в ПТС на авто, в отношении которого средства не взимаются, также должна стоять пометка. Она содержит основания для освобождения от сбора .

Если паспорт на отечественный автомобиль был оформлен в период с начала осени 2012 года и до конца 2013 года, в документе вместо пометки об уплате может стоять другая запись – о возложении обязанностей по утилизации .

При этом нужно удостовериться, что на момент оформления ПТС компания-производитель не была исключена из реестра предприятий, принявших обязанность по утилизации своей продукции. С этой информацией можно ознакомиться на официальном сайте Министерства промышленности и торговли РФ http://minpromtorg.gov.ru/ . Особое внимание необходимо уделить графе «дата исключения из реестра».

Отсутствие в ПТС отметки о внесении платежа без законных оснований может говорить только об одном: прежний собственник как-то избежал прохождения процедуры (скорее всего незаконным путем). Это означает, что обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя. В таком случае можно либо отказаться от совершения сделки, либо попробовать уменьшить цену на авто.

Если в ПТС стоит пометка с освобождением от уплаты, нужно самостоятельно посчитать сумму платежа и сделать перечисление.

Что такое утилизационный сбор, кто и когда должен его оплачивать, порядок расчета сбора для физических и юридических лиц, а также, кто входит в льготные категории лиц, мы подробно рассмотрим в этой статье.

Обязанность россиян по уплате утилизационного сбора при покупке автомобиля установлена пунктом 1 статьи 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, введенной в 2012 году.

Согласно указанной норме утилизационный сбор – это разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта.

Иными словами, денежные средства, полученные в качестве сбора при покупке автомобиля, в дальнейшем будут направлены на его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

Какие автомобили облагаются?

Утилизационным сбором облагаются все автомобили на территории Российской Федерации с 01.09.2012. Данный сбор направлен на обеспечение экологичности последующей утилизации транспортных средств (ТС).

Утильсбор является обязательным платежом и взимается с каждого ТС единожды. Любому автовладельцу необходимо знать, что без наличия соответствующей отметке о внесении утильсбора в паспорте (ПТС) приобретаемого автомобиля невозможно поставить его на регистрационный учет в ГИБДД.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Большинству автовладельцев, приобретших свое авто с нуля на территории России, не приходится сталкиваться с вопросом уплаты утилизационного сбора, так как за новые авто данный вид платежа уже внесен импортером, осуществляющим ввоз ТС либо заводом автопроизводителем.

Если вы относитесь к категории водителей, предпочитающих машины без пробега, необходимо при покупке просто удостовериться, что в ПТС занесена соответствующая отметка о внесении платежа за утилизацию.

Тем кто совершает приобретение на вторичном авторынке, помимо тщательной проверки самого ТС, следует также внимательно отнестись к сопроводительной документации на интересующий автомобиль.

Обратите внимание на дату выдачи паспорта приобретаемого автомобиля.

В случае если ПТС выдан до вступления в силу ФЗ, то есть до 01.09.2012 уплата утильсбора не потребуется.
Законодательно определены категорий лиц, которым не требуется вносить утилизационный платеж за свои частные автомобили:

  • переселенцы (соотечественники, проживающие за границей, а также беженцы) ввозящие в Россию свои ТС;
  • дипломаты (включая членов семьи), имеющие соответствующий иммунитет;
  • владельцы ретроавтомобилей (старше 30 лет), сохранившие либо восстановившие оригинальную комплектацию авто.

Однако в случае покупки автомобиля у лица, относящегося к одной из вышеперечисленных групп, как и в случае выявления неправомерного уклонения, продавцом от внесения соответствующего платежа, последующему владельцу придется исполнить обязанность по уплате утильсбора.

Поэтому, приступая к оформлению сделки купли-продажи, внимательно отнеситесь к изучению сопроводительной документации на приобретаемый автомобиль, а именно обратите внимание на графу особые отметки в ПТС и осведомитесь о причинах неуплаты утилизационного сбора.

Своевременно обнаружив проблему, вы сможете либо отказаться от совершения сделки, либо получить скидку в размере предстоящих затрат на оплату утилизационного сбора.

Следует отметить, что с 01.01.2014 (№278-ФЗ) отменены льготы на транспорт, ввозимый из стран Таможенного союза, а также на автотранспорт, относящийся к международным перевозкам, который ранее попадал под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Будущим автовладельцам следует знать в каких случаях им придется самолично оплачивать утильсбор:

  1. ввоз приобретенного за границей авто;
  2. приобретение авто у льготников, освобожденных от уплаты утильсбора;
  3. приобретение у правонарушителей, своевременно не исполнивших требование об внесении утильсбора.

В первом случае сбор платежа исполняет Федеральная таможенная служба, а в последующих двух - Федеральная налоговая служба.

Когда необходима оплата утилизационного сбора?

В соответствии с пунктом 3 статьи 24-1 Закона № 89-ФЗ российский гражданин обязан уплатить утилизационный сбор в двух случаях:

При ввозе транспортного средства из-за рубежа.

Например, покупка автомобиля в Японии с последующим самостоятельным доставлением его в Россию.

При покупке транспортного средства у лиц, освобожденных законом от уплаты утилизационного сбора, либо не оплативших его в нарушение установленного порядка.

Иными словами, утилизационный сбор взимается однократно за все время существования транспортного средства, и платить его должен либо изготовитель – если речь идет об отечественном автопроме, либо один из владельцев.

Недавнее введение утилизационного сбора вызывает много вопросов и недопонимания. Автовладельцев интересуют ответы по существу: для всех ли обязателен сбор или кто-то может избежать его, когда он должен быть уплачен и есть ли возможность рассчитать сумму, которую требуется уплатить, без посторонней помощи?

Данная статья поможет разобраться во всех важных моментах, связанных с расчетами и порядком оплаты утилизационного сбора на транспортное средство.

Что такое утилизационный сбор на автомобиль?

Закон №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» предусматривает обязательное внесение гражданами в казну денег, представляющих собой утилизационный сбор – это сумма, разово уплачиваемая в государственную пользу практически всеми владельцами ТС. Данная обязанность была введена в 2012 году на основании статьи 24-1 пункта 1 вышеупомянутого закона.

Утилизационный сбор представляет собой обязательный платеж, который накладывается на покупателя автомашины с целью охраны и защиты экологии окружающей среды от губительного воздействия транспорта во время его эксплуатации, а значит косвенно и защиты здоровья и жизни граждан. Проще говоря, деньги, которые автовладелец заплатит при покупке транспортного средства сегодня, спустя положенный срок пойдут на его благополучную утилизацию отработавшего своё автомобиля при соблюдении всех установленных норм и технических условий.

Кто должен платить утилизационный сбор?

В соответствии с тем же законом, существуют всего две ситуации, обязывающие заплатить за утилизацию автомобиля:

  • Если транспортное средство завезено на территорию страны из-за границы;
  • Если предыдущий владелец ТС не оплачивал сбор на транспорт (уклонился от уплаты либо был по каким-либо причинам освобожден), то данная обязанность возлагается на плечи нового владельца машины.

Все вышесказанное позволяет сделать еще один немаловажный вывод: сбор на утилизацию ТС платит не каждый последующий владелец, а только тот, кто первым на территории Российской Федерации полноправно сел за руль. Сбор взимается за конкретный автомобиль один-единственный раз за период его жизни на территории Российской Федерации. И еще один момент, если мы говорим о машинах отечественного автопрома, то сбор на утилизацию уплачивает сам завод-изготовитель.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора?

Есть предусмотренные законодательными актами случаи, в соответствии с которыми владелец от уплаты сбора освобождается:

  • Когда автомобиль насчитывает 30 лет и более. Почтенный возраст должен дополняться еще двумя обстоятельствами: (автомобиль не должен использоваться в коммерческих целях; рама, кузов и двигатель, должны быть «родными»).
  • Если ТС принадлежит консульству, дипломатическому представительству на территории РФ, каким-либо международным организациям, сотрудникам или членам их семей.
  • Если автовладелец в рамках соответствующей программы по «добровольному переселению соотечественников из-за рубежа» ввозит в страну машину как своё личное имущество.

Но здесь очень важен следующий юридический аспект: если в двух последних вариантах авто будет продано, то покупатель, его приобретший, сбор на его утилизацию оплатит в законном порядке, поскольку всех привилегий автомобиль немедленно лишится.

Как рассчитать сумму утилизационного сбора?

Самостоятельно узнать сумму, которую вам нужно будет внести в пользу государства не составит труда, и для этого нужно воспользоваться следующей формулой - сумма утилизационного сбора = базовая ставка, умноженная на величину поправочного коэффициент а:

Величину коэффициента «К» можно узнать в «Перечне размеров утилизационного сбора», который утвержден Правительством РФ (№ 1291 от 26.12.2013 года). Он зависит от нескольких факторов:

  • возраст ТС;
  • масса ТС;
  • габариты автомобиля;
  • объем двигателя.

Величина базовой ставки «БС» определена типом и назначением транспортного средства:

  • легковые автомобили – 20 000 рублей (без использования в коммерческих целях);
  • грузовые автомобили и автобусы – 150 000 рублей (также коммерческие легковые авто).

Пример расчета суммы сбора на утилизацию: имеется автомобиль легковой, производитель – РФ, возраст – немногим более 3х лет, масса – до 2,5 т. В этом случае, поправочный коэффициент будет равен 0,88. Сумма, которая составит утилизационный сбор, будет составлять 20 000 рублей 88 копеек.

Где ставится отметка об уплате утилизационного сбора?

Доказательства об оплате сбора должны быть зафиксированы – необходимо, чтобы в ПТС стояла соответствующая отметка, настоятельно рекомендуем вам обратить на это внимание, при оформлении сделки купли/продажи авто. Для этого в паспорте транспортного средства существует специальный раздел для особых отметок.

Отметка может не стоять по нескольким причинам:

  • паспорт автомобиля был получен владельцем ранее, чем 1 сентября 2012 г.
  • автомобиль иностранного производства был ввезен на территорию РФ до 01.09.2012 года.
  • автомобиль иностранного производства был ввезен на территорию РФ после 01.09.2012 года, но владелец не оплатил сбор на утилизацию.

Имейте в виду, что в случае, когда утилизационный сбор не взимается, в паспорте транспортного средства ставится соответствующая отметка, указывающая причины освобождения от оплаты, на слово верить продавцу без такой отметки нельзя!

Если паспорт на отечественный автомобиль датирован периодом с 01 сентября 2012 до 31 декабря 2013, то в паспорте может стоять отметка, подтверждающая, что обязательства по утилизации приняты на себя производителем. Тут главное убедиться, что производитель включен в реестр организаций, которые приняли на себя обязательства по утилизации собственной продукции. Эта информация находится в открытом доступе на сайте Министерства промышленности и торговли РФ . Если все-таки есть сведения об исключении, то обратите внимание на дату этого события.

Когда в паспорте нет ни одной из оговоренных отметок, но при этом отсутствуют основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора за конкретный автомобиль, значит, предыдущий владелец избежал оплаты незаконным способом. В этом случае, если сделка еще не заключена, вам стоит отказаться от нее, либо попытаться снизить цену на сумму сбора, ведь в дальнейшем все обязательства, в том числе, оплата утилизационного сбора, лягут на плечи нового владельца, т.е. Вас.

Наказания за неуплату утилизационного сбора

Основная проблема состоит в том, что до того момента, пока сбор не будет оплачен, автотранспорт поставить на учет не получится. Даже если на руках имеется паспорт транспортного средства, оно не будет считаться прошедшим регистрацию.
Транзитные номера действительны всего двадцать суток, в дальнейшем это штраф, в сумме от пятисот до восьмисот рублей первично, и наказание, вплоть до лишения водительского удостоверения на 3 месяца, при повторной проверке и выявления факта неуплаты. Данные штрафы регламентирует статья 12.1 КоАП РФ и инспектора ГИБДД будут весьма рады обнаружить у вас отсутствие отметки об оплате утилизационного сбора.

Возврат средств, если утилизационный сбор уплачен ошибочно

В работе чиновников бывает всякое, в том числе, и случаи ошибочного требования оплаты тех или иных сборов. Например, производитель авто уже уплатил сбор или предыдущий владелец авто выполнил обязательства, а то или иное должностное лицо обязало вас оплатить повторно для получения тех или иных документов. Сумма сбора немаленькая (так для мощных и дорогих иномарок утилизационный сбор может доходить до 600 тысяч рублей), поэтому для возврата средств необходимо обратиться в ту организацию, которая ошибочно взяла с вас утилизационный сбор:

Владельцу ТС необходимо будет заполнить заявление установленного образца, как правило, бланк его предоставят сами сотрудники указанного органа.

Кроме того, вам понадобятся:

  • копия паспорта владельца автомобиля;
  • оригинал и копия паспорта транспортного средства;
  • документ, подтверждающий уплату сбора;
  • документ, свидетельствующий о том, что была совершена повторная ошибочная оплата.

Решение о том, будут ли возвращены денежные средства, принимается в течение месяца. Возможен и отказ с указанием причины.

Важно не упустить время, ведь претензии и заявления принимаются только в течение трех лет с момента уплаты.

Рассчитывать на индексацию или возврат комиссионных сборов не приходится, а при вынесении положительного решения сумма будет переведена на счет заявителя в банке.

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"

С 1 сентября 2012 г. в составе обязательных платежей появился новый утилизационный сбор. Отныне без его уплаты в большинстве случаев невозможно получить паспорт транспортного средства (ПТС).

Что такое утилизационный сбор

Понятие утилизационного сбора появилось в российском законодательстве в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Благодаря Федеральному закону от 28.07.2012 N 128-ФЗ в Законе об отходах появилась новая статья - ст. 24.1 "Утилизационный сбор".
Данный сбор уплачивается "в целях обеспечения экологической безопасности" за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное (изготовленное) в РФ. Соответственно, те организации и предприниматели, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты потребительских свойств теми транспортными средствами, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, будут получать за счет средств федерального бюджета компенсацию затрат, связанных с данной деятельностью.

А плата с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, при передаче отходов утилизирующим организациям и предпринимателям взиматься уже не будет: это запрещено п. 9 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Без уплаты утилизационного сбора невозможно будет получить ПТС (кроме случаев освобождения от уплаты сбора, упомянутых в п. 7 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Наложен запрет и на регистрацию транспортного средства, в отношении которого не уплачен законодательно установленный сбор. Соответствующие изменения были внесены и в п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Исключений из состава колесных , за которые придется платить сбор, не так уж много, и все они прямо поименованы в п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ. В категорию освобождаемых от сбора попали, например, автомобили, ввозимые в РФ в качестве личного имущества беженцами, вынужденными или добровольными переселенцами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями и т.д. К числу "льготируемых" относятся также старые автомобили (с года выпуска которых прошло не менее 30 лет, при определенных условиях). Не придется платить сбор и в случае, если автомобили произведены (изготовлены) организациями, принявшими на себя в установленном порядке обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.

Действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе не распространяется на те колесные транспортные средства, на которые ПТС были выданы до 1 сентября 2012 г. , то есть до даты вступления этого Закона в силу.

Конкретные виды и категории транспортных средств, в отношении которых нужно уплачивать утилизационный сбор, с соответствующими размерами сборов, а также Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора (наряду с некоторыми другими Правилами) утверждены комментируемым Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870, которое также начало действовать 1 сентября 2012 г.

Кто должен платить

В соответствии с Законом N 89-ФЗ плательщиками сбора являются лица, которые:

  • ввозят транспортные средства в РФ;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, или у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.

По первому основанию фактически платить сбор придется любому импортеру, то есть тем физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или организации, которые приобретают транспортное средство за рубежом и осуществляют его ввоз в Россию.

Исключение составляют случаи ввоза в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, имеющих статус товаров Таможенного союза, при соблюдении Правил и условий, утвержденных тем же Постановлением N 870.

Например, не придется платить утилизационный сбор российской организации, приобретающей у белорусской или казахской фирмы автомобиль, который эта фирма ранее ввезла, скажем, из Германии или из Японии, при условии, что автомобиль ввозится в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом достаточно будет уплатить ввозные таможенные пошлины по применяемым на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан ставкам, отличным от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55).

Однако необходимо учесть, что, как разъяснялось в Телетайпограмме ФТС России от 05.09.2012 N ТФ-975, утилизационный сбор не уплачивается только за транспортные средства, поименованные в указанном Решении Совета ЕЭК N 55, ввозимые с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан и помещенные на территориях этих государств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с 23 августа 2012 г.

По второму основанию плательщиками взноса являются все производители автомобилей, которые изготавливают их на территории РФ. Правда, и для них есть альтернатива: они могут принять на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами при утилизации "их" автомобилей. Это значит, что при покупке изготовленного в России автомобиля непосредственно у организации-производителя покупателю не нужно беспокоиться об уплате сбора. Хотя, конечно, сумма сбора будет заложена в цену автомобиля и по большому счету конечным "плательщиком" станет покупатель, как и, например, в случае с НДС.

И наконец, по третьему основанию плательщиком может стать любой покупатель автомобиля на территории РФ. А это значит, что при покупке в России транспортного средства у любого лица, не являющегося его производителем, после 1 сентября 2012 г. необходимо проверять статус продавца, а также факт уплаты им утилизационного сбора.

К примеру, покупатель автомобиля на территории России однозначно должен уплатить утилизационный сбор, если продавцом (предыдущим собственником) является консульство иностранного государства, дипломатическое представительство, международная организация, пользующаяся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, либо физическое лицо, являющееся сотрудником консульства, диппредставительства, международной организации (или член семьи такого сотрудника).

Кто и как рассчитывает

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением N 870, взимать утилизационный сбор поручено органам ФТС России . Но рассчитывать сумму сбора должны сами плательщики . Для подтверждения правильности расчета нужно представить пакет документов в таможенный орган. Это может быть таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, либо таможня, в регионе деятельности которой находится место регистрации (место жительства) плательщика (если декларирование не осуществляется).

В пакет документов включаются:

  • заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной Приложением N 1 к Правилам;
  • копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Таможенники должны проверить правильность расчетов и дождаться поступления уплаченного сбора по соответствующему КБК. Только после этого в бланке ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании его неуплаты в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Плательщику сбора выдается приходный ордер (в настоящее время это таможенный приходный ордер (ТПО)) (Телетайпограмма ФТС России от 31.08.2012 N ТФ-963).

Сведения об уплате утилизационного сбора передаются таможенниками в МВД и в Минсельхоз России.

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (п. 5 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).

В Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном Постановлением N 870, выделены пять групп. Они соответствуют классификации, предусмотренной Приложением N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720).

Для этих пяти групп ТС предусмотрены базовые ставки для расчета сбора, а также коэффициенты, дифференцированные:

  • в зависимости от "возраста" (для новых транспортных средств и транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более трех лет), а также
  • по иным признакам в зависимости от разновидности транспортного средства (исходя из объема двигателя либо массы транспортного средства).

В случае если дата выпуска (дата изготовления) транспортного средства не может быть подтверждена документально, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.

Базовая ставка утилизационного сбора для первой группы, в которую входят транспортные средства категории M1, равна 20 тыс. руб., а для остальных - 150 тыс. руб.

Причем для транспортных средств первой группы, ввозимых физическими лицами для личного пользования, установлены максимально низкие коэффициенты, поэтому за новый автомобиль (коэффициент 0,1) "частнику" придется заплатить всего 2 тыс. руб., а за подержанный (если его "возраст" превышает 3 года, коэффициент 0,15) - 3 тыс. руб.

А вот предпринимателям, ввозящим транспортное средство или приобретающим его у лица, которое ранее этот сбор не уплачивало, придется платить более существенные суммы.

Например, организация ввозит новый автомобиль категории M1 с объемом двигателя 1800 куб. см. За такую машину придется уплатить утилизационный сбор в размере 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).

А если организация в октябре 2012 г. ввозит автобетоносмеситель, выпущенный в 2008 г., ей придется заплатить аж 1 950 000 руб. (150 000 руб. x 13).

Своеобразная "льгота" предусмотрена в отношении транспортных средств категорий N1, N2 и N3, полная масса которых превышает 12 тонн, которые помещаются под таможенный режим временного ввоза в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок". В отношении указанной категории ТС применяется коэффициент, равный 0,25.

Поэтому, например, если организация ввозит новое транспортное средство категории N1, N2 или N3, полная масса которого составляет 18 тонн, и собирается использовать его исключительно для внутренних перевозок грузов по России, ей надо заплатить сбор "по полной программе" в размере 220 500 руб. (150 000 руб. x 1,47).

Если же точно такое же транспортное средство соответствует нормам Постановления N 147, помещается под таможенный режим временного ввоза и используется для международных перевозок товаров, сумма сбора будет в четыре раза меньше, а именно 55 125 руб. (150 000 руб. x 1,47 x 0,25).

Как учитывать

ФТС России в Информации от 31.08.2012 сообщило реквизиты для уплаты утилизационного сбора:

банк получателя - ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701;

БИК 044501002;

счет N 40101810800000002901;

получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

ИНН 7730176610, КПП 773001001;

ОКАТО 45268595000.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей :

  • (104) - показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией РФ (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 "Утилизационный сбор");
  • (107) - восьмизначный код осуществляющего администрирование платежа таможенного органа (в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ).

Но, безусловно, прежде чем перечислять сумму исчисленного утилизационного сбора, необходимо перепроверить реквизиты, ведь они могут меняться.

Утилизационный сбор хоть и является обязательным платежом, но не относится к налогам. Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационные сборы представляют собой неналоговые доходы федерального бюджета.

Поэтому в бухгалтерском учете расчеты по уплате утилизационного сбора следует отражать на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" , а не на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Для покупателя (импортера) транспортных средств в случаях, когда обязанность платить взносы возлагается законом именно на него, перечисление суммы утилизационного сбора является необходимым условием для того, чтобы получить ПТС и зарегистрировать транспортное средство. Значит, уплата данного сбора является одним из видов затрат, непосредственно связанных с приобретением объекта основных средств, которые подлежат включению в первоначальную стоимость транспортного средства в соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету " " ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). Следовательно, покупатель (импортер) должен отразить начисление утилизационного сбора записью по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 76.

Однако в случае, если импортером транспортного средства является торговая организация, которая не собирается сама использовать данные автомобили, а приобретает их для последующей перепродажи, ввозимые транспортные средства представляют собой не основные средства, а товары. Но все равно суммы утилизационных сборов должны формировать стоимость как одна из разновидностей затрат, непосредственно связанных с их приобретением (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н)). В такой ситуации составляется запись по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 76.

Пример. Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля автомобилями, ввозит в РФ с территории Германии новые легковые автомобили с объемом двигателя 1600 куб. см.
Сумма утилизационного сбора за каждый автомобиль составляет 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).
Предположим, что в октябре 2012 г. всего ввезено 10 автомобилей по контракту с немецкой фирмой-производителем, условия поставки - DDU Москва (то есть все расходы по доставке, страхованию в пути, а также по уплате необходимых таможенных платежей уже заложены в цену товара и оплачиваются фирмой-поставщиком). Контрактная стоимость одного автомобиля составляет 40 тыс. евро.
Для упрощения примера предположим, что оплата за полученные автомобили была произведена сразу после их получения, также в октябре 2012 г., а установленный Банком России официальный курс евро составил:
- 39,98 руб. - на дату получения автомобилей (перехода права собственности на автомобили к российской фирме - покупателю);
- 40,50 руб. - на дату оплаты (списания средств с валютного счета в адрес иностранного поставщика).
При ввозе автомобилей были уплачены:
- таможенная пошлина - 3 998 000 руб. по ставке 25% от таможенной стоимости (согласно ЕТТ ТС - 25%, но не менее 1,25 евро за 1 куб. см объема двигателя, но в данном случае первая величина (25% от таможенной стоимости) получается значительно больше);
- таможенный сбор за таможенное оформление - 30 000 руб.;
- ввозной НДС по ставке 18% - 3 598 200 руб. ((40 000 евро x 10 шт. x 39,98 руб. + 3 998 000 руб.) x 18%) (в расчет налоговой базы принимается таможенная стоимость и таможенная пошлина, но не учитывается таможенный сбор).
Один из автомобилей приобретен организацией в качестве служебного, то есть он будет использоваться самой торговой организацией при осуществлении ее деятельности и, значит, представляет собой основное средство, которое подлежит регистрации в ГИБДД и постановке на баланс в составе внеоборотных активов. А остальные девять автомобилей куплены для последующей перепродажи, то есть представляют собой товары.
При постановке служебного автомобиля на учет в ГИБДД уплачены государственные пошлины в размере 1800 руб.
В описанных условиях бухгалтер торговой организации составляет следующие записи:
Дебет 76 Кредит 51
- 3 998 000 руб. - уплачена таможенная пошлина;
Дебет 76 Кредит 51
- 30 000 руб. - уплачен таможенный сбор;
Дебет 68 Кредит 51
- 3 598 200 руб. - уплачен ввозной НДС;
Дебет 08 Кредит 60
- 1 599 200 руб. (40 000 евро x 1 шт. x 39,98 руб.) - отражена стоимость автомобиля, приобретаемого в качестве служебного;
Дебет 08 Кредит 76
- 399 800 руб. (1 599 200 руб. x 25%) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля таможенная пошлина;
Дебет 08 Кредит 76
- 3000 руб. (30 000 руб. : 10 шт.) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 359 820 руб. ((1 599 200 руб. + 399 800 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к служебному автомобилю;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по служебному автомобилю;
Дебет 08 Кредит 76
- 26 800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 26 800 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 68 Кредит 51
- 1800 руб. - уплачены государственные пошлины в связи с регистрацией служебного автомобиля в ГИБДД;
Дебет 08 Кредит 68
- 1800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма государственных пошлин;
Дебет 01 Кредит 08
- 2 030 600 руб. (1 599 200 + 399 800 + 3000 + 26 800 + 1800) - введен в эксплуатацию приобретенный служебный легковой автомобиль по первоначальной стоимости;
Дебет 41 Кредит 60
- 14 392 800 руб. (40 000 евро x 9 шт. x 39,98 руб.) - приняты к учету девять автомобилей, приобретенных для последующей перепродажи, квалифицируемых в качестве товаров;
Дебет 41 Кредит 76
- 3 598 200 руб. (14 392 800 руб. x 25%) - включена таможенная пошлина в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации;
Дебет 41 Кредит 76
- 27 000 руб. ((30 000 руб. / 10 шт.) x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 3 238 380 руб. ((14 392 800 руб. + 3 598 200 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 41 Кредит 76
- 241 200 руб. (26 800 руб. x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 241 200 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 60 Кредит 52
- 16 200 000 руб. (40 000 евро x 10 шт. x 40,50 руб.) - оплачены автомобили;
Дебет 91-2 Кредит 60
- 208 000 руб. ((16 200 000 руб. - (1 599 200 руб. + 14 392 800 руб.)), или (40 000 евро x 10 шт. x (40,5 руб. - 39,98 руб.))) - списана курсовая разница (в связи с изменением курса Банка России на дату фактической оплаты поставленных автомобилей по сравнению с курсом, действовавшим на дату их принятия к учету и возникновения задолженности перед иностранным поставщиком).

В примере для наглядности по отдельности показано начисление таможенного НДС по ввозимым автомобилям (которые в дальнейшем используются по-разному), принятие начисленных сумм налога к вычету, а также перечисление суммы утилизационного сбора. На практике же обычно каждая из перечисленных операций отражается одной проводкой.

А для организаций, являющихся производителями транспортных средств (на территории РФ), уплата утилизационного сбора в отношении собственной продукции представляет собой неотъемлемую часть расходов на производство. Поэтому начисление утилизационного сбора у них должно отражаться записью по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 76.

Подытожим

Уплачивать утилизационный сбор необходимо с 1 сентября 2012 г. Но если ПТС на транспортное средство был выдан до этой даты, платить этот сбор не потребуется (действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе на такие транспортные средства не распространяется).

На практике платить утилизационный сбор придется:

  • всем импортерам, которые ввозят транспортные средства в РФ (за исключением отдельных случаев ввоза с территории государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС);
  • всем производителям транспортных средств, которые осуществляют их изготовление (производство) на территории РФ;
  • всем тем, кто приобрел транспортные средства в России у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение Закона либо по основаниям, предусмотренным в абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.

Рассчитать сумму утилизационного сбора нужно самостоятельно, а после его уплаты надо представить пакет документов в таможенные органы. Они должны проставить соответствующую отметку в ПТС. Расчет производится исходя из базовых ставок и коэффициентов, приведенных в Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном комментируемым Постановлением N 870.

Порядок бухгалтерского учета сумм уплаченных утилизационных сборов зависит от конкретных обстоятельств, в частности от статуса плательщика и от квалификации соответствующих транспортных средств в качестве тех или иных объектов бухгалтерского учета (основных средств, товаров или готовой продукции).

Декабрь 2012 г.

Для колесных транспортных средств (ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Сбор гарантирует владельцам транспортных средств их безвозмездную утилизацию. Взимает утилизационный сбор Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора).
В большинстве случаев при приобретении автомобиля в России вам не потребуется уплачивать утилизационный сбор самостоятельно. Его плательщиками, как правило, являются импортеры автомобилей в РФ либо российские автопроизводители.
Приобретая новый автомобиль в автосалоне, судить об уплате утилизационного сбора можно по наличию отметки в паспорте транспортного средства (ПТС). С 1 сентября 2012 г. ПТС выдаются только на транспортные средства, в отношении которых данный сбор уплачен (п. 7 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Требования об уплате утилизационного сбора не распространяются на транспортные средства, приобретенные после 1 сентября 2012 г., но ПТС на которые выданы до 1 сентября 2012 г. (п. 2 ст. 3 Закона от 28.07.2012 N 128-ФЗ).

Таким образом, для конечных приобретателей автомобилей на территории РФ исключается необходимость в личной уплате утилизационного сбора.

Ситуации, когда вам придется заплатить этот сбор самостоятельно:

  1. при его на территорию РФ;
  2. при приобретении транспортного средства у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора (участники госпрограммы по переселению, граждане, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, дипломатические представительства, консульские учреждения, международные организации, а также их сотрудники и члены их семей);
  3. при приобретении транспортного средства у лиц, которые должны были заплатить утилизационный сбор, но не сделали этого (п. 3 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Риски неуплаты утилизационного сбора

ГИБДД откажет в постановке на учет транспортного средства, если в отношении него должен был быть уплачен утилизационный сбор, но это не сделано.

а) в графе должна быть отметка об уплате утилизационного сбора (или об освобождении от уплаты). Если такой отметки нет, то лучше отказаться от сделки, так как с 1 сентября 2012 г. запрещена выдача ПТС без отметки об уплате утилизационного сбора (или об освобождении от уплаты);

б) если в графе стоит отметка об освобождении от уплаты утилизационного сбора, то нужно самостоятельно рассчитать и заплатить этот сбор.

Если ПТС выдан до 1 сентября 2012 г., то отметки об утилизационном сборе может и не быть. Такой ПТС действителен и платить по нему утилизационный сбор не нужно.

Размер и порядок уплаты утилизационного сбора при ввозе автомобиля из-за границы

Если автомобиль новый, вам придется уплатить 2000 руб., если автомобиль старше трех лет - 3000 руб. (Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор).

После уплаты сбора вам необходимо представить в таможенный орган заполненный и подписанный вами расчет утилизационного сбора, а также платежные документы об уплате утилизационного сбора (п. 8 Правил).

После завершения таможенного оформления таможенный орган выдаст вам ПТС с отметкой "утилизационный сбор уплачен" и приходный ордер (п. п. 10, 11 Правил).

Октябрь 2013 г.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков