ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.
Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.
1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора
Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас
- главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер
- внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор
- наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина
- слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки
- жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.
Общие сведения
Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:
дорожные
(в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
зимние
, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
всесезонные
являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
универсальные
обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
повышенной проходимости
рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.
Основные размеры шин:
посадочный диаметр (d)
на обод колеса, обозначается в дюймах;
ширина профиля (s)
смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл. 1, 2, 3);
серия (h)
- отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
наружный диаметр (D
) - диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
высота профиля (H)
- разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.
Рисунки протектора шин:
ненаправленный рисунок (фото а) - симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
направленный рисунок (фото б) - симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
асимметричный рисунок (фото в) - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.
Обозначения шин:
Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.
Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Цифры и буквы означают:
185; 215; 5,90 - ширина профиля в мм или дюймах;
70; 90 - серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
R - обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву “D” не указывают);
14; 15; 13 - посадочный диаметр обода в дюймах;
С - индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 - посадочный диаметр обода в дюймах.
Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 - наружный диаметр;
10,5 - ширина профиля;
R - радиальная шина;
15 - посадочный диаметр.
Маркировка шин отечественного производства
В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:
товарный знак и (или) наименование изготовителя;
наименование страны - изготовителя на английском языке - “Made in…”;
обозначение шины;
торговая марка (модель шины);
индекс несущей способности (грузоподъемности);
индекс категории скорости (табл.4);
“Tubeless” - для бескамерных шин;
“Reinforced” - для усиленных шин;
“M+S” или “M.S” - для зимних шин;
“All seasons” - для всесезонных шин;
дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя - год;
“PSI” - индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом “С”);
“Regroovable” - в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
знак официального утверждения “E” с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
“ГОСТ 4754”;
национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
порядковый номер шины;
знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
“TWI” - место расположения индикаторов износа;
балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
штамп технического контроля.
Маркировка зарубежных шин
На них могут быть некоторые другие обозначения:
“Тous terrain” - всесезонная;
“R+W” (Road + Winter) - дорожная + зимняя (универсальная);
“Retread” - восстановленная;
“Inside” - внутренняя сторона;
“Outside” - наружная сторона;
“Rotation” - направление вращения (для шин с направленным рисунком);
“Side facing inwards” - сторона, обращенная внутрь;
“Side facing outwards” - сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
“Steel” - обозначение наличия металлокорда;
“TL” - бескамерная шина;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - камерная шина.
Рекомендации
Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:
низкопрофильная “резина” впереди и высокопрофильная сзади;
на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины , а сзади без шипов ;
впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.
Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.
Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать “идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:
с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами “пожертвовали”;
с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.
Поэтому перед выбором шин необходимо определить:
какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны - “спортивность”, комфортность, экономичность и т.п.
условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.
При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh,
где d - посадочный диаметр колеса (дюймы), s - ширина профиля шины (мм), h - серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл. 5.
Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.
Тонкости шинной МАРКИРОВКИ
Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:
Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.
Маркировка | Что означает | Примечание |
---|---|---|
All season или Tous terrain | Всесезонная | |
R+W (Road+winter) | Дорожная +зимняя (всесезонная) | |
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) | Грязь и снег | |
XL (extra load) | Повышенной грузоподъемности | Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности |
R или Radial | Радиальная конструкция шины | |
Reinforced | Усиленная | |
Retread | Восстановленная | |
Regroovable | Возможна нарезка/ углубление канавок | |
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) | Направление вращения шины | Только для шин с направленным типом протектора |
Inside или Side facing inwards | Внутренняя сторона боковины | |
Outside или Side facing outwards | Внешняя сторона боковины | Только для шин с асимметричным типом протектора |
С (commercial) | Для легких грузовиков и микроавтобусов | Обычно расположена в конце маркировки размерности шины |
P (passenger) | Легковая | |
LT (light truck) | Для легких грузовиков и автобусов | На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины. |
SUV | Для вседорожников | |
Steel или Steel belted | Металлокордный брекер | |
Tubeless или TL | Бескамерная | |
Tube type или TT | С камерой | |
TWI (Tread wear indication) | Индикатор износа глубины протектора | |
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом | Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. | Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата. |
Maximum load … | Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности | |
Maximum Pressure … | Максимально допустимое давление в шине по стандарту США | |
ETRO | Европейская техническая организация по шинам и дискам | |
ECE | Европейская комиссия по экономике | |
DOT | Министерство транспорта США | |
FMVSS | Федеральный стандарт безопасности транспортных средств |
Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:
Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:
Примечание:
Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.
Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.
О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.
Тату на плечах
1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.
2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки
3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»
4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)
5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.
6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам.
Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.
В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин
Во время смены сезонов каждый водитель сталкивается с необходимостью замены шин на своём автомобиле. Кроме логичного выбора зимней, летней или всесезонной резины, необходимо определиться с типоразмером шины, степенью нагрузки на неё, а также скоростными качествами авто. Как маркируется резина и что означает та или иная маркировка - давайте разберёмся.
Чтобы добиться хорошей управляемости автомобиля, устойчивости на дороге, его проходимости, необходимо, чтобы резина соответствовала автомобильному транспорту и условиям его эксплуатации.
Знаете ли вы? Первым прототипом современной шины стало изделие, которое было изобретено в 1847 году Робертом Томпсоном. Учёный решил обернуть колёса гужевого транспорта специальным эластичным материалом, который бы снижал шум и облегчал движение экипажей.
Основная задача шин заключается в обеспечении всем участникам дорожного движения максимальной безопасности. Этого можно добиться, если «одевать» авто по сезону: в летний период применять летнюю резину, в зимний - зимнюю.
Что касается всесезонных шин, то они разработаны для использования в одном температурном диапазоне. Так, например, если резина применялась летом, то для зимы она уже не пригодна, поскольку будет опасной для передвижения.
Существуют различные типы классификации автомобильных шин:
По назначению (сезонности):
- летние, или дорожные - предназначены для езды при плюсовой температуре на шоссе; для применения в зимний период или для передвижения на грунтовых дорогах изделия не подходят;
- зимние - используются для зимы, для передвижения при минусовых температурных показателях воздуха, на дорогах, засыпанных снегом и укрытых льдом;
- всесезонные - считаются промежуточным вариантом между летними и зимними, однако уступают и тем, и другим в организации качественного сцепления резины с покрытием дороги в условиях определённого сезона;
- универсальные - подходят для эксплуатации на шоссейных и грунтовых дорогах;
- повышенной проходимости - используются для езды на мягких почвах или по бездорожью.
По рисунку протектора:
- направленные и ненаправленные;
- асимметричные и симметричные.
По размеру профиля , который определяется соотношением ширины резины к высоте (измеряют в процентах):
- сверхнизкопрофильные - до 50 %;
- низкопрофильные - от 50 до 65 %;
- нормальные - от 65 % и выше.
По способу герметизации:
- бескамерные;
- камерные.
Важно! Большая часть всех автопокрышек, производимых сегодня, являются бескамерными.
Чтобы узнать, какую покрышку подобрать к автомобилю, следует детальнее остановиться на её маркировке.
Расшифровка маркировки шин
С 2012 года в государствах Европейского Союза был принят закон об обязательной маркировке шин. Следовательно, все покрышки, изготовленные в Европе, имеют стандартизированное обозначение.
Резина, согласно евромаркировке, должна оцениваться с учётом трёх главных параметров: топливная эффективность, надёжность сцепления на мокром покрытии и внешний шум качения.
Основная маркировка
Маркировка наносится на все виды автопокрышек. Именно по ней владелец авто может узнать размер шины, её изготовителя, индекс скорости и нагрузки. Маркировка состоит из нескольких цифр и ряда буквенных обозначений, расшифровав которые, можно узнать все сведения о резине.
Производитель
Найти страну или фирму-изготовитель на колесе довольно просто, ведь компании размещают на всей поверхности резины свой логотип или указывают место производства - например, «NOKIAN», «GOODYEAR» или «Made in Korea».
Среди наиболее популярных брендов, занимающихся производством резины, можно отметить:
- «Continental», Германия;
- «Nokian», Финляндия;
- «Michelin», Франция;
- «Hankook», Южная Корея;
- «Goodyear», Соединённые Штаты Америки;
- «Bridgestone», Япония;
- «Yokohama», Япония;
- «Nexen», Южная Корея;
- «Nankang», Тайвань;
- «Белшина», Беларусь;
- «Росава», Украина.
Продукция азиатских и в особенности японских, а также европейских и американских компаний отличается чрезвычайно высоким качеством и обладает превосходными ездовыми свойствами.
Важно! Сегодня на рынке в больших количествах представлена продукция китайских производителей, которая не отличается хорошим качеством и является исключительно копией покрышек известных брендов.
Модель и тип протектора
Сцепление шины с поверхностью дороги во многом зависит от протектора автопокрышек - спецэлемента, который призван обеспечить защиту внутренней стороны от различных повреждений, а также для создания оптимального пятна контакта шины.
По типу протектора различают следующие автопокрышки:
- С симметричным ненаправленным рисунком - традиционный вариант, который характеризуется надёжностью, малой стоимостью, универсальностью и практичностью. Такие колёса легко заменять, причём их монтаж не зависит от направления вращения.
- С симметричным направленным рисунком - один из наиболее популярных вариантов среди автомобилистов. Такой рисунок позволяет кардинально повысить сопротивление аквапланирования, что особенно важно при передвижении на мокром шоссе. Широкие канавки, расположенные на шине, прекрасно справляются с задачей отвода воды из пятна контакта с поверхностью дороги. Каждая покрышка имеет спецзапись на боковине «ROTATION», а также нарисованную стрелочку, которая указывает на направление вращения.
- С асимметричным ненаправленным рисунком - в основном применяется для более дорогих легковых авто. Асимметричный протектор даёт возможность усовершенствовать эксплуатационные теххарактеристики покрышки по сравнению с симметричным. Данный вид шин имеет некоторые особенности, связанные с их установкой. Монтаж осуществляется согласно надписям «Outside» и «Inside», то есть с учётом внутренней и внешней сторон колеса.
- С асимметричным направленным рисунком - можно встретить значительно реже, чем три предыдущих. Подобные колёса имеют обозначения на боковой части: стрелочку и надпись «ROTATION», которые указывают направление вращения. Вместе с тем, на покрышках могут указываться символы «Outside» и «Inside», обозначающие внутреннюю и наружную части. Также существует разделение на левые «L» и правые «R».
Что касается моделей автопокрышек, то производители выпускают их своеобразными линейками, в которых каждая модель обладает своими уникальными свойствами и теххарактеристиками.
Важно! При монтаже резины следует обязательно учитывать тип рисунка протектора .
Существуют следующие модели колёс:- Экономичные - применяются для не очень дорогих автомобилей, относящихся к типу малолитражек. Они характеризуются невысокой стоимостью, большим пробегом относительно следующей замены, возможностью экономить топливо.
- Модели, разработанные для города , - подходят для эксплуатации в городских условиях. Достаточно недорогие, практичные, удобные, легко меняются, обеспечивают комфорт при езде.
- Спортивно-комфортные - специально разработаны для водителей, предпочитающих быструю, стремительную езду. Они не такие жёсткие, как спортивные покрышки, и способны обеспечить автовладельцу хорошую, довольно мягкую, но при этом скоростную езду.
- Спортивные - используются для скоростной езды. Они изготовлены из специальной резины, обладают усиленной конструкцией, благодаря чему способны выдерживать разгон до 250–300 км/ч. Такие покрышки довольно дорогостоящие.
- Внедорожные - шины, которые применяются для езды по бездорожью и вне дорог общего использования. Такие изделия отличаются наличием «тракторного» рисунка протектора и усиленной конструкцией. Их чаще всего используют для передвижения внедорожников и сельхоз транспорта.
Индекс скорости
Индекс скорости (ИС) - цифровой показатель, указывающий максимально возможную расчётную скорость покрышки, то есть ту скорость, которую сможет выдержать резина.
Данный индекс обозначается определённой латинской буквой.Индекс скорости | Допустимая скорость, км/ч | Индекс скорости | Допустимая скорость, км/ч | Индекс скорости | Допустимая скорость, км/ч |
А1 | 5 | D | 65 | Q | 160 |
А2 | 10 | E | 70 | R | 170 |
А3 | 15 | F | 80 | S | 180 |
А4 | 20 | G | 90 | T | 190 |
А5 | 25 | J | 100 | U | 200 |
А6 | 30 | K | 110 | H | 210 |
А7 | 35 | L | 120 | V | 240 |
А8 | 40 | M | 130 | W | 270 |
B | 50 | N | 140 | Y | 300 |
C | 60 | P | 150 | ZR | свыше 240 |
Индекс нагрузки
Не менее важным параметром считается индекс нагрузки (ИН) - параметр, указывающий максимально возможную нагрузку, которую способна выдержать резина при соответствующем ИС и давлении воздуха в ней.
Допускается кратковременное превышение уровня нагрузки на 15–20 % от допустимого, однако при длительной нагрузке шину может разорвать на кусочки.
Важно! В таблице указан ИН на одну покрышку, поэтому для расчёта общей цифры, то есть максимального веса авто, следует показатель умножить на число колёс - 4.
Таблица ИН выглядит следующим образом:Индекс нагрузки | Индекс нагрузки | Индекс нагрузки | |||
40 | 140 | 60 | 250 | 80 | 450 |
41 | 145 | 61 | 257 | 81 | 462 |
42 | 150 | 62 | 265 | 82 | 475 |
43 | 155 | 63 | 272 | 83 | 487 |
44 | 160 | 64 | 280 | 84 | 500 |
45 | 165 | 65 | 290 | 85 | 515 |
46 | 170 | 66 | 300 | 86 | 530 |
47 | 175 | 67 | 307 | 87 | 545 |
48 | 180 | 68 | 315 | 88 | 560 |
49 | 185 | 69 | 325 | 89 | 580 |
50 | 190 | 70 | 335 | 90 | 600 |
51 | 195 | 71 | 345 | 91 | 615 |
52 | 200 | 72 | 355 | 92 | 630 |
53 | 206 | 73 | 365 | 93 | 650 |
54 | 212 | 74 | 375 | 94 | 670 |
55 | 218 | 75 | 387 | 95 | 690 |
56 | 224 | 76 | 400 | 96 | 710 |
57 | 230 | 77 | 412 | 97 | 730 |
58 | 236 | 78 | 425 | 98 | 750 |
59 | 243 | 79 | 437 | 99 | 775 |
Индекс конструкции
На покрышке также размещена маркировка, которая указывает на конструкцию:
- R или Radial - радиальная конструкция. Часто неопытные водители путают с радиусом шины. Отсутствие подобного символа свидетельствует о том, что колесо - диагонального типа. Колёса радиальной конструкции отличаются отличной эластичностью и большой грузоподъёмностью.
- D (или без указания ) - диагональная конструкция, которая характеризуется хорошим равновесием.
- B - диагонально-опоясанный тип.
- Steel - говорит о том, что в конструкции присутствует стальной корд.
Размеры шин
На покрышках производители также указывают их размеры.
Эта маркировка состоит из таких пунктов:
- Х - параметр ширины, измеряемый в миллиметрах, например 210 (мм);
- Y - протектор резины, то есть процентное соотношение высоты профиля к ширине, к примеру 55 (%);
- тип конструкции, например R, что означает радикальный тип;
- Z - диаметр диска колеса, например 14 (дюймов);
- ИП - 94;
- ИС, к примеру T.
В результате, размерность шины будет выглядеть следующим образом: 210/55 R 14 94 T.
Важно! Запрещается применение шин разных типоразмеров на одной машине.
Тип шины
Тип шин также указывается изготовителями определёнными обозначениями:
- Р (Passanger) - свидетельствует о том, что колесо используется для легковых машин. Может встречаться надпись P-metric, которая является американским вариантом маркировки и на евроизделиях не используется.
- С - шина, применяемая для легкогрузовом транспорте или автобусах, с малой вместительностью. Используется у изготовителей стран СНГ.
- LT (Light Truck) - обозначает то же самое, что и «С», только у изготовителей других стран мира.
- ТТ - шины с камерой.
- ТL - автошины без камеры.
Нужно отметить, что бескамерные покрышки вполне могут применяться вместе с камерой, однако срок эксплуатации такой камеры будет непродолжительным.
Дополнительная маркировка
Кроме базовых обозначений, которые располагаются на боковине покрышки, также можно найти ряд других символов.
Неделя и год выпуска:
- колёса, изготовленные до 2000 года, имеют обозначение в виде трёхзначного числа, которое означает неделю выпуска и год, к примеру, 16-я неделя и 1998 год - (168);
- покрышки, которые выпускались после 2000 года, обладают четырёхзначной нумерацией, например, 0602, где 6 - неделя выпуска, 02 - 2002 год.
Место установки шины:
- F (Front wheel) - возможна установка только на переднее колесо;
- «Rear wheel» - монтаж только на заднее колесо;
- «Rotation» или стрелка - указывает направление вращения.
Стандарты:
- E (в кружочке) - резина, которая изготавливалась с учётом евротребований ECE;
- DOT (Department of Transportation США) - шина, произведённая по госстандартам качества США.
Видео: обозначения и расшифровка на шинах Сезонность:
- AS, Any Season, All Season, R+W, AW, A.G.T. - тип всесезонных шин;
- Winter или рисунок снежинки - резина, созданная для зимы;
- Rain, Aqua, Water, Aquatred, Aquacontact или нарисованный зонтик - дождевая покрышка, которая подходит для езды по мокрому шоссе.
Знаете ли вы? Любая шина изготавливается из различных натуральных и синтетических материалов: смолы, каучука, серы, масел, текстильных и полимерных нитей. Однако точный «рецепт» производства покрышек знают только производители, ведь это является коммерческой тайной.
Другие обозначения:- Temperature (А, В, С) - термостойкость шины, где А - максимальное значение;
- Studless - не полежит ошиповке;
- Studdable - подлежит ошиповке.
На первый взгляд кажется, что расшифровать маркировку шины довольно сложно. Однако это не так. Все обозначения на боковине покрышки представляют собой набор техпараметров и иной полезной информации, указывающей на: страну и компанию-производителя, размер автопокрышки, её тип, максимально допустимую скорость и нагрузку, способ монтажа, сезонность.
Водителям остаётся только запомнить базовые символы маркировки и подбирать покрышки согласно нужным параметрам.
Подписывайтесь на наши ленты в
Каждому автовладельцу однажды приходилось слышать такое словосочетание как всесезонные шины или, проще говоря, "всесезонка". Наверное, многие задавались вопросом, что такое всесезонка и для чего тогда нужны сезонные шины, если можно один раз переобуться и больше "не париться" по этому поводу. Сегодня мы постараемся дать ответы на эти и многие другие вопросы, для того чтобы вам было легче сделать правильный выбор.
Для начала давайте разберемся, что такое всесезонные шины ? Те, кто сразу же хмыкнул и ответил, что это универсальные шины, которые одинаково хороши и для зимы и для лета - не правы! На самом деле всесезонные шины - это шины, которые имеют удовлетворительные характеристики как для летнего так и для зимнего использования. Обращаю ваше внимание, что именно удовлетворительные, а не идеальные или отличные.
Какие параметры определяют эксплуатационные характеристики шин?
Шины различают по следующим параметрам:
- Состав резины;
- Высота протектора;
- Рисунок протектора.
У зимних шин протектор высокий, что позволяет им обеспечивать лучшее сцепление колес с дорогой, такие шины лучше сминают снег и более расположены к последующей самоочистке протектора от снега. Зимние шины имеют протектор, который состоит из ламельных блоков, которые в свою очередь делятся на еще более мелкие ламели. Главным преимуществом зимней резины является ее эластичность, которую она сохраняет даже при низких температурах благодаря специальному составу резины.
У летних шин протектор более низкий, для этого типа шин главное - обеспечить надежное сцепление колес с асфальтным покрытием. Сцепление обеспечивает специальный рисунок, который наносится на шины при их изготовлении. Рисунок летних шин отличается от рисунка зимних, например у летних - глубина и ширина канавок, которая разделяет блоки протектора небольшая. Существуют также модификации летних шин, так называемые "дождевые" шины. Протектор таких создан специально оптимизированным для максимально быстрого вывода воды, которая попадает в углубления протектора. Чаще всего дождевые шины имеют продольную канавку, которая проходит по всей поверхности шины, благодаря углублениям выполненных под углом, вода быстро выбрасывается их шины в сторону. Летние шины делают из более твердых материалов, это делается с учетом того, что в жару асфальт разогревается и слишком мягкая резина не сможет обеспечить требуемой жесткости, в результате чего машина может потерять управление.
Это некий компромисс между летней и зимней резиной, то есть зимой они чуть лучше летней и чуть хуже зимней, а летом наоборот. По сути всесезонка - это неплохо приспособленная к зиме и лету шина, протектор у всесезонных шин ниже, по сравнению с зимними шинами, однако блоки протектора рассечены на ламели и отделены друг от друга как и на зимней резине. Некоторые автомобилисты выдвигают гипотезы о том, что всесезонные шины были придуманы для теплых стран где - большая редкость. В принципе, от части они правы, всесезонку можно и даже, наверное, нужно использовать там где температура не опускается очень низко или, например, в тех странах, где днем очень тепло, а ночью бывает небольшой мороз. Установив в этом климате, например, зимнюю резину, днем она будет подвергаться большому износу и наоборот, если переобуться в "летнее", то ночью или поздним вечером летние шины могут подвести вас в самый неприятный момент, на каком-нибудь повороте... Поэтому выбирая компромисс под названием всесезонка, водители проживающие в таком климате, экономят деньги и берегут свое здоровье.
Что касается нас, русских автомобилистов, то использовать всесезонные шины круглый год я бы настоятельно не рекомендовал. Зимы у нас холодные и простые, слегка оптимизированные шины, у нас просто "не пройдут", в итоге желание сэкономить время и деньги может вылиться в большие растраты на ремонт и лечение, я думаю намек понятен, объяснять нет необходимости...!?
Хотя с другой стороны, Россия большая и охватывает несколько климатических поясов, поэтому следует прислушаться к производителям автомобильных шин, а они советуют выбирать шины с учетом климата и средней температуры воздуха в зимнее и летнее время. Неправильно категорически отрицать существование всесезонных шин и утверждать, что они абсолютно бесполезны и не для чего не годятся. Как и любого изделия у всесезонных шин имеются свои плюсы и минусы, предлагаю рассмотреть их в качестве краткого резюме.
Плюсы всесезонки:
- Эти шины стоят дешевле, чем зимние и летние вместе взятые;
- Вы экономите на необходимости "переобуваться" дважды в год;
- В случае если зима окажется аномально теплой, всесезонка вас неплохо выручит, небольшой снег им не страшен, при этом они хорошо себя чувствуют на асфальте. Кроме того, они не так шумят во время движения как подавляющее большинство зимних шин.
Минусы всесезонных шин:
- На льду всесезонка уступает зимним шинам на укатанном снегу;
- Всесезонка изнашивается вдвое быстрее за счет того что используется круглый год;
- Эластичность всесезонных шин гораздо ниже по сравнению с зимними шинами, поэтому в сильный мороз (ниже -10°) они могут задубеть, в итоге машина будет скользить при малейшем заносе. То же самое летом, если слишком жарко, чрезмерная мягкость приведет к тому, что шины утратят сцепление с дорогой.
Покупая всесезонку необходимо понимать, что это обычные шины, которые "туго вписываются" в понятие "почти зимние" или "почти летние", это резина не для гонок или бездорожья, а значит и ездить на такой резине необходимо соответствующим образом.
А теперь когда вы знаете обо всех позитивных и негативных сторонах "всесезонки" и "сезонки", ответьте себе на вопрос заданный вами в начале этой статьи: Что лучше - всесезонка или зимняя резина ? У каждого на этот вопрос получится свой ответ и для каждого он будет по-своему правильным. Важно понимать то, что всесезонные шины хуже чем сугубо летние или сугубо зимние, поэтому стать полноценной заменой для тех или других всесезонка, конечно же, не сможет никогда. Всесезонные шины рассчитаны на тех, кто проживает в теплых климатах, редко выезжает из гаража, не имеет "лишних" денег на дополнительный комплект резины и при этом не любит высоких скоростей, если вы именно такой человек тогда смело покупайте всесезонку. Для всех остальных, я настоятельно рекомендовал бы купить два комплекта резины и менять ее в зависимости от времени года, это может и дороже, но в любом случае так гораздо спокойнее и безопаснее.
Как отличить летнюю резину от всесезонки? Что то написано? Иещё
- Рисунок на шинах автомобиля.
При повышении температуры нужно переобуть машину в летние шины. Что такое летние шины.. .
Все шины разработаны под определнные условия. И при неподходящих условиях, покрышки становятся не эффективными. Но самое неприятное, начинает подводить курсовая устойчивость, управляемость и тормозные свойства. Автомобиль с запозданием реагирует на поворот руля, нехотя отзывается на нажатие педали тормоза.
Чем хороши летние шины?
Они обладают большим сопротивлением эффекту всплывания на лужах (аквапланированию) . Помогает этому рисунок поверхности летних шин, он оснащн большим количеством продольных канавок для отвода воды.
В зависимости от условий эксплуатации, летние шины делятся на 3 типа: дорожные, повышенной проходимости и универсальные.
Дорожные - Рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками.
Использование внедорожных покрышек приводит к повышенному расходу топлива, и гудят они очень сильно на асфальте.
Универсальные или смешанные покрышки. Существует разновидность универсальных шин - так называемый тип "M+S".
Один момент поможет вам отличить летний "M+S" от зимнего: у последнего на боковине всегда ставится значок #916;.
Вообще, лучше покупать резину в специализированных магазинах.
Перед тем как купить резину, загляните в инструкцию по эксплуатации Вашего автомобиля. Там можно узнать подходящие размерность и индекс скорости шин. Важно, чтобы все шины были не только одного производителя, но и одной модели, с одинаковым рисунком протектора.
Для чего нужен рисунок протектора. ?
Рисунок обеспечивает сцепление с дорогой, лучше всего - ассиметричный рисунок, как можно более глубокий.
Шины с V-образным рисунком протектора, лучше подходят для сухого асфальта.
Типоразмер шин
Зимой лучше ставить более узкие шины, а летом - более широкие. Стоит обратить внимание на типоразмеры, рекомендованные производителем.
Все шины различаются ещ и индексом скорости
Индекс нагрузки и скорости обозначается на боковой поверхности шины и имеет, к примеру, следующий вид: 90Т. 90 означает нагрузку на одну шину 600 кг, а буква Т соответствует максимальной скорости 190 км/ч. Чем большую скорость может развивать автомобиль, тем с большим индексом скорости нужно брать шины.
При покупке летних покрышек существует мнение, что лучше взять подержанные, но от хорошего производителя, чем новые, сомнительного качества.
Рисунок на шинах: в чем принципиальная разница?
Рисунки на протекторах автомобильных шин делят на три группы: ненаправленные, направленные и ассиметричные.Первые имеют узор, симметричный поперечному сечению колеса. В этом случае обеспечивается наиболее оптимальное взаимодействие авто с сухой трассой.
Если изображение сохраняет симметрию относительно продольного сечения шины, то его относят к направленным. Такие модели делают для того, чтобы наиболее эффективно избавляться от воды в месте контакта резины с дорогой, поэтому такие шины обеспечивают максимальный комфорт на мокрой трассе.
В том случае, когда рисунок не имеет симметрии, его классифицируют как ассиметричный. Такие шины считаются универсальным вариантом. Обычно одна их половина имеет рисунок, подходящий для езды по сухой дороге, а вторая по мокрой.
Каждый производитель выпускает шины с различным рисунком, однако все соблюдают основное правило: чем шире канавки и реже шашечки и ромбики, тем лучше колеса будут вести себя на влажной дороге и наоборот. .
- по буквам
- на всесезонке по всей длине окружности резины глубокие дождевые канавки идут 2 или 3 штуки. плюс снежинки могут быть нарисованы
- что то умное все пишут...вот картинка, тут все понятно))
- Конечно, делает!
Eagle и Ultra GripНо лучше берите Michelin
Если в основном по городу ездите - нешипованную X-Ice 2 - всю прошлую зиму ездил, качество исключительное
если за городом, или в городе дороги вообще не чистят - то шипы: X-Ice North XIN2Всесезонки, как и все универсальное, работает не очень как летом, так и зимой.
- Одно из достоинств бескамерной шины длительное сохранение давления при проколе, а, следовательно, БЕЗОПАСНОСТЬ! Кроме того, бескамерная шина намного легче камерной, а значит, меньше нагружает подвеску и подшипники ступиц колес, а также меньше нагревается при длительной скоростной езде. Бескамерная шина маркируется надписью на боковине Tubeless. Камерная Tube Type.
ДЕЛЕНИЕ ШИН НА СЕЗОННЫЕ КЛАССЫ.
Классическое деление шин на сезонные классы: летние, зимние и всесезонные. Принадлежность шины к тому или иному классу определяется массой различных критериев, главным из которых является рисунок протектора.
Летняя шина имеет относительно неглубокие протекторные канавки; выступы протектора, как правило, большой площади, и на них либо вообще нет, либо очень мало мелких прорезей (ламелей) . Рассчитана на сухую погоду.
Протектор у зимней шины с крупным рисунком, с глубокими и широкими канавками, с большим количеством мелких прорезей, обеспечивающих сцепление со скользкой дорогой. По вине такого рисунка зимняя шина довольно тяжело катится и сильно шумит, кроме того, быстро изнашивается, т. к. сделана из мягкой резины.
Зимние шины делятся на три основные группы: шипованные (продаются с шипами, установленными на заводе; эксплуатация их без шипов нежелательна) , нешипованные и те, что можно использовать как в шипованном, так и в нешипованном варианте (выпускаются с гнездами под шипы; ошиповка на сервисной станции) . Шипованные шины, безусловно, хороши на обледенелых дорогах и на снегу - вероятность заноса невелика и тормозной путь минимален. Но на чистом твердом покрытии шипы только мешают: при торможении возникает опасность блокировки колес и заноса, т. к. стальные шипы неплохо скользят по асфальту. Современные технологии позволяют создавать нешипованные зимние шины, способные держать на льду не хуже, чем шипованные.
Зимние шины имеют маркировку на боковине M+S, что означает Mud+Snow (Грязь+Снег); некоторые производители пишут еще и Winter (Зима) .
Всесезонные шины маркируются на боковине либо All Seasons (Все сезоны) , либо Any Weather (Любая погода) . Некоторые производители обходятся сокращенными вариантами этих надписей: соответственно AS и AW.
Дождевые: основные элементы протектора дождевой шины глубокий водоэвакуационный канал, делящий шину на два полушиния (получается как бы две узкие шины в одной широкой) , и косо нарезанные поперечные канавки, по которым вода выбрасывается из пятна контакта, что резко снижает вероятность аквапланирования, т. е. скольжения по водяной пленке на высокой скорости.
Внедорожные шины, как и легковые, тоже делятся на сезонные классы, хотя для них привязка к сезону не является определяющим критерием. Основное для внедорожных шин специализация по конкретным условиям бездорожья. Снежная целина, глубокий песок, болото, скалы и т. п. для каждой из этих номинаций выпускаются свои, узкоспециальные модели шин.
Шины высших классов делают по особым, гоночным технологиям, предполагающим резкое ужесточение требований к шине по всем параметрам: сверхпрочные, сверхстойкие к износу, сверхскоростные, сверхлегкие на ходу и т. д.
Большинство производителей обозначает шины высших классов индексами HP (High Performance) и UHP (Ultra High Performance).
МАРКИРОВКА ШИН.
На боковину шины наносится масса различных обозначений.
Типоразмерная надпись 255/35 18 ZR. Иногда скоростную категорию вводят в обозначение размера, и тогда надпись выглядит так 255/35ZR18.
255 ширина профиля шины, выраженная в миллиметрах. Это линейное расстояние между наружными сторонами боковин шины, измеренное при номинальном внутреннем давлении, без учета высоты рельефа маркировки.35 серия шины. Это отношение высоты профиля (половины разности внешнего диаметра шины и монтажного диаметра обода) к ширине профиля, выраженное в процентах. Серия один из важнейших параметров, определяющих ходовые качества шины; чем она ниже, тем шина гоночнее. Конструкция радиальных шин позволяет
- Goodyear EAGLE VECTOR EV-2
Goodyear Vector 4 Seasons
это всесезонная резиона марки Гоодиер
Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В данном разделе, мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.
Подобрать шины / каталог шинРасшифровка маркировки шин.
195/65 R15 91 T XL
195 - это ширина шины в мм.
65 - Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто - «профиль».
Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R - означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).
Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.
15 - диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.
91 - индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН - 91 - 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.
Таблица индексов нагрузки шины:
T - индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС - Н - до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.
Таблица индексов скорости:
Маркировка американских шин:
Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger - для легковой машины) или «LT» (Light Truck - лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.
Например: 31x10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)
31
- внешний диаметр шины в дюймах.
10.5
- ширина шины в дюймах.
R
- автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15
- внутренний диаметр шины в дюймах.
Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера - внешний диаметр, вторая - ширина, третья - внутренний диаметр.
Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:
XL или Extra Load - усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).
M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) - грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.
All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) - Любая погода.
Пиктограмма * (снежинка) - резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.
Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) - специальные дождевые шины.
Outside и Inside ; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside - с внутренней.
RSC (RunFlat System Component) - шины RunFlat - это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.
Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.
Tubeless - бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type - обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.
Max Pressure ; максимально допустимое давление в шине. Max Load - максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.
Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).
Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.
Буква E (в кружочке) - шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation - Министерство транспорта США) - американский стандарт качества.
Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А - наилучший показатель).
Traction А, В или С - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.
Treadwear ; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.
TWI (Tread Wear Indiration) - указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).
DOT - Закодированный адрес производителя, код размера шины, сертификат, дата выпуска (неделя/год).