Как побороть страх вождения. Как преодолеть страх вождения автомобиля: избавляемся от автофобии Как побороть страх за рулем машины

Как побороть страх вождения. Как преодолеть страх вождения автомобиля: избавляемся от автофобии Как побороть страх за рулем машины

Страх перед вождением автомобиля бывает абсолютно у всех, кто впервые садится за руль. И не стоит верить заявлениям людей, утверждающих, что якобы именно он, впервые сев за руль, не испытывал никакого страха. Во всяком случае, небольшое смущение и легкая робость у него присутствовала, и это нормально. С психологической точки зрения, чувство страха очень полезно для человека, так как спасает его в опасных жизненных ситуациях. Но чувство страха полезно тогда, когда это рациональный страх, когда он осознан и соответствует ситуации. Страх перед автомобиля в большинстве случаев является иррациональным, надуманным. С течением времени такой иррациональный страх вождения авто может перерасти в фобическую составляющую, и человек уже ни при каких условиях не сядет за руль. Однако все человеческие страхи и фобии являются обратимыми расстройствами, а это значит, что такие страхи можно преодолеть и довольно успешно.

Смотрите в лицо своим страхам 😉

У каждого человека бывают свои страхи, так как каждый человек это индивидуальность. Одни просто боятся неприятностей во время езды на автомобиле. Другие, к примеру, бояться летать на самолете. У кого-то присутствует страх перед встречей с работником автоинспекции, кто-то просто боится выехать на встречную полосу, или того, что у него откажут тормоза. Отсюда можно предположить, что человек боится за свою жизнь, однако все люди разные, и у всех страх проявляется по-разному. Некоторые, имея автомобиль, никак не могут преодолеть страх перед вождением, за рулем чувствуют себя нерешительно, скованно, порой трусливо и неуверенно, пряча свой страх, что может привести к плачевным последствиям. Такие люди никогда не смогут стать полноценными водителями.

Женщины ведут себя в случаях страха вождения немного по-другому, чем мужчины. Это связано в первую очередь с биологическими причинами, и особенностями ее организма. Слабый пол, как правило, медлителен и менее решителен, чем сильный. Однако если дама сможет сделать шаг, и преодолеть свой страх, она вполне может стать квалифицированным водителем, ничем не хуже, чем мужчина, который также подвержен иррациональному страху вождения автомобиля. Порой женщина может стать лучшим водителем, чем большинство мужчин. Страхи бывают разные, возникать они могут по-разному и в совершенно разных ситуациях. Сам по себе страх пройти, конечно, может, но в очень редких случаях. В основном, он обрастает все новыми и новыми красками, формами, и проявлениями. Человек в таком состоянии находится под действием постоянного стресса, который усугубляется, и может привести к невротическому расстройству. Такой человек может стать агрессивным или просто замкнуться в себе.

Самое простое, что можно сделать в такой ситуации — не боятся пробовать чаще садиться за руль и учится водить автомобиль за городом, где нет движения вообще, и просто наплевать на все свои негативные эмоции. С одной стороны совет верный и правильный, и в некоторых случаях довольно хорошо работает. Но есть еще определенная категория людей, которые не могут преодолеть свой страх. Такие люди начинают дрожать перед поездкой задолго до ее начала, постоянно прокручивая в своей голове разные невероятные ситуации, в которые он может попасть, тем самым еще больше себя запугивая. Как быть таким горе водителям, есть ли выход в такой тяжелой с их точки зрения ситуации, и возможно ли помочь им преодолеть этот надуманный страх?

Со страхом необходимо бороться постепенно

Такой человек должен понять, для чего ему нужно водить автомобиль, и действительно ли он хочет этого. Осознав, что вождение автомобиля необходимо и будет доставлять удовольствие, вторым этапом важно осознать, что все страхи, которые есть, не что иное, как просто выдумка, буйство его, трусишки, фантазии. Важно знать, что справиться с такими страхами можно, и порой это не так сложно, как кажется.

Психология утверждает, что страх сесть за руль связан с низкой самооценкой человека, повышать которую никогда не бывает поздно даже с возрастом, это надо делать, чтобы чувствовать себя свободным, а не быть зависимым от страха, и самое неприятное, от надуманного страха, который в реальности ни чем не подкрепляется, только фантазиями человека. Итак, с чувством страха можно и нужно бороться, а вот с чувством беспомощности, которое зарождает эти страхи, гораздо тяжелее. Тем более при отсутствии жизненных достижений, чувство беспомощности непременно будет нарастать.

После того, когда человек понял и решил, что вождение автомобиля ему необходимо, и он не один в этом мире, кто будет водить автомобиль, необходимо будет принять для себя две главных составляющих:

  1. Человек должен признать, что он действительно испытывает страх перед вождением, и этот страх иррациональный, а значит фобический.
  2. Осознать, что поддаваясь такому страху, он порождает в себе новые страхи, с которыми без помощи специалиста справиться будет уже намного сложнее. Тем самым человек живет в своих страхах и теряет, или ограничивает свою свободу.

Будьте настойчивы в преодолении своих фобий

Существуют также несколько психологических аффирмаций, работающих по принципу самовнушения, для преодоления страха:

  1. Для меня нет никакой опасности, когда я нахожусь за рулем автомобиля
  2. Негативные мысли, это просто плод моего воображения, от которых пора отказываться
  3. Страх лишь эмоция, через которую нужно и можно легко переступить
  4. Страх призван быть учителем, я учусь у своих страхов, поэтому большое удовольствие превращать негативные мысли в позитивные
  5. Каждое утро необходимо просыпаться с чувством уверенности в себе

Очень эффективно в преодолении страха действует метод постепенности. Если страх очень силен, то зону своего комфорта необходимо расширять, и делать это постепенно. Для начала это могут быть тренировки вождения за городом, затем на знакомых улицах с минимальной интенсивностью движения. Необходимо начинать водить автомобиль и преодолевать страх в компании хороших знакомых или близких родственников, которые являются опытными водителями. Метод визуализации тоже работает и приносит свои плоды. Он основан на представлении опасной и экстремальной ситуации, из которой человек выходит с достоинством и честью, то есть действует очень спокойно, уверенно, а самое главное умело. Проводить работу методом визуализации лучше с уверенным и мастерским вождением, и результат не заставит себя долго ждать. Вождение впоследствии станет умелым и мастерским.

Страх вождения автомобиля присущ абсолютно всем

И последнее. На протяжении борьбы и преодоления своего страха, нежелательно смотреть телевизионные программы о происшествиях на дорогах. Когда страх перед вождением начнет ослабевать, ему на смену придет чувство большой удовлетворенности, а истинное удовольствие от вождения автомобиля придаст ощущение хорошего настроения и гордости за себя.

  • Новости
  • Практикум

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

Как правильно реагировать на затопление улиц. Видео и фото дня

О том, что этот тезис - больше, чем просто красивые слова, наглядно доказывают видеоролики и фото, появившиеся после потопа, произошедшего в Москве 15 августа. Напомним, на столицу менее, чем за сутки, выпало более месячной нормы осадков, в результате чего канализация не справилась с потоком воды, а многие дороги просто затопило. Между тем, как...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Требования, которые предъявляются к дополнительному оборудованию в салоне автомобиля, растут стремительными темпами. Вплоть до того, что в салоне элементарно не хватает места для размещения всей необходимой аппаратуры. Если раньше обзору мешали только видеорегистраторы и ароматизаторы воздуха, то сегодня перечень девайсов, ...

Какой автомобиль выбрать семьянину

Семейный автомобиль должен быть безопасным, вместительным и комфортным. Кроме того, семейные машины должны быть удобны в использовании. Разновидности семейных машин Как правило, у большинства людей понятие «семейный автомобиль» ассоциируется с 6-7-миместной моделью. Универсал. Такая модель обладает 5-ю дверями и 3-мя...

КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.

Как выбрать марку автомобиля При выборе машины необходимо изучить все плюсы и минусы автомобиля. Поищите информацию на популярных сайтах автомобильной тематики, на которых делятся опытом владельцы машин, и тестируют новинки профессионалы. Собрав всю необходимую информацию, вы можете вынести решение в...

Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх

Берегись автомобиля?

Стать «вечным пассажиром» или преодолеть страх вождения ? Теперь у вас есть выбор.

Она умоляла 19-летнего внука не садиться за руль нового мотоцикла - у того барахлило заднее колесо. Воображение рисовало ей всякие ужасы, а память как назло подкидывала картинки с разных ДТП, когда-то увиденных по ТВ. Сердце ныло, и она попросила внука проверить новый мотоцикл в сервисе, прежде чем обкатывать. Однако горячая кровь парня бурлила и требовала адреналина. Наскоро успокоив заботливую бабулю, он оседлал свою «обновку» и укатил в ночь. Эта ночь стоила ему ноги.

Бабушка - известная актриса Галина Польских - никогда не забудет то утро, когда ей сообщили, что внук в реанимации. И, наверное, никогда не простит себя за то, что не удержала его, несмотря на свои нехорошие предчувствия. Ее внук Филипп гонял на новом мотоцикле всю ночь, а под утро, уже возвращаясь домой, не справился с управлением и на большой скорости врезался в отбойник. Сейчас, два года спустя, он уже практически привык к протезу и заново осваивает мотоцикл. Смелости этому парню не занимать, чего не скажешь о людях, у которых один вид машины или мотоцикла вызывает неконтролируемый приступ ужаса - страха перед вождением.

Страх и ужас на колесах


Отцу моего друга когда-то в юности цыганка нагадала смерть от автомобиля. Страх водить машину победил, несмотря на то, что он вырос в семье профессионального шофера. За руль он так и не сел, до конца жизни проездив на велосипеде. До конца жизни в буквальном смысле: его сбил грузовик, когда он на своем велосипеде ехал в магазин за хлебом. Предсказание мистическим образом сбылось, однако эта трагическая гибель стала результатом рокового стечения обстоятельств, не имеющего никакого отношения к вождению.

Цыганки в наше время перепрофилировались и предсказывают лишь прибыль и удачу, за такие предсказания лучше «ручку золотят». И смертью от автомобиля уже никого не отпугивают от баранки. Однако, несмотря на ежегодно растущее количество автомобилистов, число тех, кто испытывает страх перед вождением автомобиля и не решается сесть в водительское кресло, не уменьшается.

Актриса Марина Александрова столкнулась со страхом вождения, сев за руль своего первого автомобиля. «Я до сих пор волнуюсь, когда сажусь за руль. Каждый день как экзамен», - сказала она в одном из интервью после покупки машины. Сейчас она довольно уверенно водит, но перестала ли она бояться? Избавилась ли от страха вождения автомобиля?

Звезда сериала «Универ» Мария Кожевникова вполне уверенно водила машину до тех пор, пока не попала в серьезную аварию. Сейчас актриса ездит с водителем, преодолеть страх вождения у нее пока не получается…

Сотни подобных историй о страхе перед вождением можно найти на сайтах автолюбителей из серии «за рулем», «автоледи», «автошкола онлайн» и т. д. «Муж называет женщин за рулем мартышками, а потом удивляется, почему я боюсь водить…», «Когда сажусь за руль, ноги становятся ватными, а во рту пересыхает; страшно, даже когда инструктор рядом», «Завожу двигатель, а сердце у самой бьется так, как будто сейчас из груди выскочит», «Права у меня уже несколько лет, но реального опыта вождения, может, с месяц наберется. Неудобно признаваться, но… просто тупо страшно», «Каждый урок вождения заканчивается истерикой, наверное, брошу это дело». Грустные истории побежденных страхом водить машину.

Да что там истории из интернета, я сама из этой невидимой миру армии «боящихся»! Водить всегда было страшновато, а после аварии страх перед вождением стал просто неконтролируемым. И как тут побороть страх вождения автомобиля? В итоге машина осталась ржаветь в гараже, а я начала превозносить перед знакомыми автомобилистами преимущества общественного транспорта.

Попытки преодолеть себя были неудачными до тех пор, пока я не узнала психологию вождения, то есть откуда «растут ноги» у этого страха.

Запах зрительного страха

Ведь что такое автомобиль? Как говорят на всех без исключения курсах вождения, «транспортное средство - это источник повышенной опасности». Напряженное движение, безбашенные мотоциклисты, скользкая дорога после дождя, наглые лихачи с купленными правами, перебегающие дорогу пешеходы, не знающие прав «гастарбайтеры» на старых «ГАЗельках», собственная неопытность и боязнь впасть в ступор в нештатной ситуации - тут есть от чего поддаться панике. А тут еще СМИ с завидной регулярностью тиражируют информацию о ДТП, часто страшных и кровавых. При этом журналисты и блогеры в погоне за читаемостью и рейтингами не брезгуют ничем, публикуя шокирующие фотографии с мест аварий. Как тут перебороть страх перед вождением автомобиля?

Впечатлительным и эмоциональным людям достаточно прочитать одну такую заметку, и воображение начинает услужливо рисовать страшные картинки, зачастую подначивая примерить ситуацию на себя и своих близких… Что говорится на тренинге «Системно-векторная психология» о страхе вождения автомобиля, кто ему больше подвержен? Подобная впечатлительность - удел людей со , которым свойственна самая интенсивная эмоциональная амплитуда. Только способен практически мгновенно «упасть» из счастья в отчаяние или, например, скакнуть из меланхолии в эйфорию. Как говорила одна моя коллега: «Ты то плачешь, то смеешься - сходи щитовидку проверь».

В случае со зрительным вектором щитовидная железа ни при чем. Сам по себе эмоционально насыщенный вектор в случае стрессов, фрустрации или неразвитости способен сделать своего обладателя по-настоящему истеричным без каких-либо нарушений эндокринной системы.

Чтобы перебороть страх перед вождением автомобиля, как и проявления любого другого страха, нужно понимать особенности зрительного вектора. Страх - одна из самых сильных зрительных эмоций. В любом проблемном состоянии вектора он может превратиться в навязчивое состояние. «Запах страха» инспирирован зрительниками. Когда они боятся, их состояние ощущается окружающими чуть ли не на физическом уровне.

Кстати, на эту тему немецкими учеными в 2009 году в Университете Генриха Гейне (Дюссельдорф) было проведено целое научное исследование. Основой исследования стал простой эксперимент: участникам давали понюхать специальные подушечки с образцами пота студентов. Один комплект - с потом студентов, собранным перед сложным экзаменом, второй комплект - с потом студентов из спортзала. Добровольцы, рискнувшие понюхать, разницы между запахами не почувствовали. Однако томограф, который в это время обследовал их мозг, зафиксировал, что «предэкзаменационные» подушечки вызвали повышенную активность участков мозга, отвечающих за эмоции, и в частности за сочувствие и сопереживание. Это реальный факт, зафиксированный документально.

В состоянии страха, в том числе страха перед вождением автомобиля, организм человека вырабатывает особые феромоны, которые транслируют его состояние в окружающий мир. У зрительника эти феромоны самые «кричащие». Такова природа зрительного вектора, обусловленная его архетипичной ролью - в древности люди со зрительным вектором охраняли человеческую стаю, раньше всех замечая опасность и своим сильным испугом передавая мгновенный сигнал опасности остальным.

И именно у зрительников самый сильный страх смерти, ведь даже успев предупредить стаю о надвигающейся опасности, большинство древних охранников не успевали спастись и погибали в пасти хищников или первыми попадали под смертельные удары врагов.

Глубоко укоренившийся в обладателях зрительного вектора страх смерти чаще всего проявляется через различные фобии и навязчивые страхи, в том числе через страх вождения автомобиля. Ведь за рулем постоянно существует риск сбить кого-то, попасть в аварию, погибнуть самому или ненамеренно погубить своих пассажиров. И даже если вероятность этого риска меньше тысячной доли процента, для многих зрительников страх вождения автомобиля вполне реален, практически осязаем.

Такая вот особая психология вождения: если, садясь за руль, вы чувствуете панику, у вас налицо один или несколько симптомов страха, которые вы не в силах преодолеть (влажные ладони, слабость в ногах, частое сердцебиение, усиленное потоотделение, холод в груди и прочее), то вас можно поздравить - скорее всего, вы обладатель зрительного вектора! Здесь есть чему порадоваться, ведь именно зрительники дают миру самых тонко чувствующих, эмоционально чувствительных людей, которых неумолимо тянет к прекрасному: артистов, ценителей искусства, людей с горячими сердцами, способными к сопереживанию, любви и милосердию.


Однако склонность к страхам, пугливость, склонность к панике - это, увы, тоже неотъемлемая сторона зрительного вектора, так сказать, ложка дегтя в бочке меда. Эмоциональная палитра зрительника начинается (но этим не заканчивается) с самой яркой краски, которой, безусловно, является страх. И чем менее развит вектор, чем больше стрессов и напряжения в жизни зрительника, чем сложнее и горше было его детство, тем больше у него шансов заполучить себе какой-нибудь навязчивый страх, а то и несколько…

Выпавшая на нашу долю фобия, заставляющая постоянно думать о том, как преодолеть страх вождения автомобиля, способна сильно осложнить жизнь. Особенно в тех случаях, когда автомобиль является важной составляющей этой жизни. Есть ли выход из этой ситуации? Как применить знания психологии для вождения автомобиля?

Как перестать беспокоиться и начать водить

На сайтах автолюбителей «матерые водилы» часто дают советы боязливым новичкам, которые испытывают «естественный» страх перед вождением. Все эти советы можно условно свести всего к нескольким стандартным рекомендациям, как побороть страх вождения автомобиля:

    Больше занятий с инструктором - рядом с опытным водителем (да еще и с дополнительным комплектом педалей у него под ногами) страх становится меньше.

    Купите машину побольше и помощнее с полным комплектом подушек безопасности и прочих прибамбасов, максимально гарантирующих выживание, «если, не дай бог, что».

    Больше ездить самому, наматывая километры и накапливая опыт. Мол, все страхи от неопытности.

    И, наконец, самый гениальный совет: перестать бояться! Успокоиться, расслабиться, разложить по полочкам свои страхи, внушить себе уверенность, перестать бояться ошибок, а если что - останавливаться и включать аварийку, пока не наступит спокойствие, и прочее и прочее.

Что ж, советы все разумные и дельные: и машина безопасная не помешает, и с инструктором надо заниматься, и километраж собственный накатывать. Никуда не годятся лишь советы из серии «перестаньте бояться». Это все равно что сказать икающему человеку «Перестань икать!» или дрожащему от холода «Не дрожи!». Можно миллион раз садиться за руль и все равно каждый раз трястись от страха и испытывать это отвратительное тянущее чувство пустоты где-то в районе желудка… Увы, зрительный страх смерти не поддается доводам логики.

Кроме того, страх вождения может быть связан не только с нарушениями в зрительном векторе, другие векторы вносят в эту фобию свою лепту, порой делая ее настолько невыносимой, что человек даже и не пытается себя перебороть. «Берегись автомобиля» для него уже не название старой доброй комедии, а пожизненное кредо.

Так как же побороть страх вождения? Может, проще махнуть на него рукой и стать вечным пешеходом? И всю жизнь с завистью смотреть на тех, кто уверенно крутит руль и посмеивается над «нелепыми страхами»? Наверное, это был бы хороший совет для тех, у кого душа уходит в пятки, когда нога давит на педаль газа, если бы не было возможности победить этот страх. Но такая возможность есть, и есть люди, которым удалось избавиться от страха вождения благодаря знаниям, которые даются на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».


Жизнь, в которой есть открытые проявления страха, не дает возможности человеку испытать полноценное счастье. Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх.

Как побороть страх вождения автомобиля подскажет тренинг «Системно-векторная психология», который позволяет понять глубинные причины и механизмы возникновения страха. Пройдя курс лекций Юрия Бурлана, вы сможете не только сохранять спокойствие за рулем, но и, наконец, начать получать удовольствие от вождения.

Сила этого знания действительно работает. Проверено на себе.

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения – утверждал Остап Бендер, но для некоторых обладателей средства передвижения, личное управление им становится недоступной роскошью. С чем это связано, и почему немалая часть окончивших автошколу людей и получивших водительские удостоверения, так никогда и не становятся водителями? Причина часто кроется не в отсутствии машины, а в патологическом страхе перед вождением.

Термин амаксофобия означает панический страх передвижения с помощью транспортного средства, в том числе, управляя им.

Стоит четко отделять психическое расстройство, от закономерной боязни у новичков. Несмотря на то, что причины и симптомы могут быть очень схожими, процесс преодоления будет существенно разниться.

Понятие фобия тем и отличается от боязни, что представляет собой навязчивый, сильно выраженный, неконтролируемый и часто необъяснимый страх. Фобии не проходят с опытом, борьба с ними представляет собой серьезную работу с психикой, как самостоятельную, как и с помощью разных специалистов, в зависимости от тяжести проявления симптома. Боязнь водить машину чаще обусловлена отсутствием опыта, чем фобическим расстройством.

Откуда берется страх

Страх вождения может быть вызван массой причин. Трудней всего преодолевать его после пережитого лично ДТП. Конечно, все ситуации индивидуальны, но случившаяся авария наносит травму психике. У впечатлительных людей фобия может развиться после увиденного смертельного происшествия на дороге. После такого эмоционального потрясения трудно заставить себя вновь сесть за руль, ощущение опасности не покидает человека.

Многие не чувствуют своего контроля над техникой, либо не уверены в себе настолько, что бояться спровоцировать ДТП. Боязнь возможных угрызений совести и криминальной ответственности в случае наезда на пешехода, или причинения вреда своим пассажирам приводят к тому, что амаксофобы просто отказываются от возможности водить.

Есть гипотеза, что амаксофобия является генетически обусловленным симптомом. Тревожно-мнительные родители передают свой характер по наследству, плюс воспитание в таком же стиле помогает развиться фобии.

Симптомы фобии

Основными признаками фобии является:

  • напряженность;
  • повышенная потливость;
  • помутнение зрения;
  • нехватка воздуха;
  • учащенный пульс;
  • тремор конечностей;
  • анемия;
  • тошнота.

Страх вождения у новичков – это нормально?

Как мы уже упоминали, амаксофобия и обычный страх у новичков могут симптоматически выглядеть весьма схоже. Однако принципиальная разница проявит себя достаточно быстро. Тревожная реакция новичка пройдет при наработке опыта, симптомы же фобии так легко не исчезнут. Амаксофоб будет всячески саботировать любые поездки, потому что он не может управлять своим страхом. Страх и вождение трудно сочетать длительное время, это стресс. Если с каждой поездкой страх не уменьшается (а этого не будет происходить в случае фобии), человек просто откажется от затеи. Он будет убеждать себя, что ему это не нужно, он и не хотел уметь водить, да и в действительности, большинство амаксофобов осознанно предпочитают не идти сдавать на права.

Поэтому если вы новичок и испытываете упоминаемые выше симптомы – не волнуйтесь, повода считать, что у вас фобия совершенно нет. Особенно побороть страх вождения автомобиля новичку женщине оказывается трудно. Этому есть некоторые объяснения с точки зрения психологии. Тем не менее масса примеров, когда женщины с опытом начинают чувствовать себя уверенным и полноправным участником движения. По статистике женщины объективно являются гораздо более аккуратными водителями, может быть именно излишняя осторожность, благодаря их натуре этому способствует.

Женщинам трудней преодолеть страх вождения потому, что они более эмоциональны, чем мужчины. У мужчин преобладает логическое мышление, а в условиях дорожного движения это некоторое преимущество. Кроме того, особенности зрения, скорость реакции, способность быстрой оценки всех обстоятельств и принятие решения – оставляет за мужчинами прерогативу в данном вопросе. Но это не значит, что у девушки за рулем нет шансов.

Советы женщине, которые помогут побороть страх вождения

Самый главный совет и банальный совет в борьбе со страхом – это практика, практика и еще раз, практика. Каждый километр, каждый перекресток, каждое объезженное кольцо, переезд или удачная парковка прибавляет опыта и уверенности в себе.

Ни для кого не секрет, что страха нагоняет еще и требовательное отношение других участников движения. Заглохла на светофоре, буквально на 10 секунд, а уже наслушалась бибиканья, насмотрелась недовольных физиономий, выглядывающих из обгоняющих машин. Все это угнетает и хочется провалиться сквозь землю вместе со своим автомобилем, хотя по сути никто не пострадал, ничего страшного не случилось, и особой проблемы на дороге ты не создала. По этому поводу хочется сказать: не берите на себя ответственность за эмоции других водителей . Это сугубо их проблемы, если они испытали недовольство. Могли ничего не испытать, могли отнестись с пониманием, ведь сами были новичками, могли улыбнуться и испытать позитивные эмоции. Может просто у яростно бибикающего типа брак неудачный, и он вообще жизнью недоволен, а тут еще вы заглохли на перекрестке.

Следующий важный совет, который поможет безбоязненно водить машину – обязательно изучите принцип работы автомобиля. Безусловно, женщины любят перекладывать всю ответственность за техническую часть на мужчину. Никто с этим не спорит и не предлагает вам лежать под машиной и ковырять трансмиссию, или менять самостоятельно колеса.

Но вот основные принципы знать необходимо, ведь иногда дамы начинают видеть автомобиль, как волшебную штуку, которой управляют так: «сюда нажмешь – туда поедет». При таком отношении страх, даже с опытом, может долго не уходить. Если ты не понимаешь, как может себя повести автомобиль, а как не может, просто в силу своего технического устройства, то тебе трудно будет принять быстро верное решение в какой-либо нестандартной ситуации.

Страх вождения в городе

Стоит отдельно выделить боязнь новичков ездить по оживленным улицам города. Здесь накладывается и дополнительная ответственность из-за большого количества участников движения, и упоминаемая уже нами невежливость других водителей при ошибке новичка, и множество знаков, на которые трудно обращать внимание, когда еще не доведены до автоматизма движение двух ног по трем педалям. Так или иначе, но водить в городе надо уметь, редко когда человек приобретает машину и сдает на права, только чтобы удовлетворить потребность ездить за город на дачу раз в неделю.

Основными рекомендациями начинающим водителям будет осваивать маршруты постепенно. Например, заранее продумать полностью путь, посмотреть по карте все повороты, светофоры, стрелки. И первый выезд совершить пораньше с утра, когда движение не загружено. Ознакомьтесь со всеми знаками, двигайтесь осторожно, не обращая внимания на бибикающих провокаторов.

Часто можно услышать совет новичку – подольше ездить с опытным близким водителем. Это палка о двух концах. Безусловно, страшно вам будет гораздо меньше, когда справа от вас сидит надежный человек. Но это может выработать в вас привычку перекладывать ответственность на «старшего» товарища настолько, что потом еще трудней будет водить самостоятельно. Близкие люди частенько из лучших побуждений начинают так активно участвовать в вождении, что вы привыкаете делать то, что вам говорят, а не принимать решение лично в каждый момент времени.

О том, как побороть страх вождения новичку и научиться хорошо ездить на автомобиле без опаски, рассказывают в этом видеоролике

Выводы

Страх вождения может быть двух видов: у новичков, связанный с отсутствием опыта, и у амаксофобов, связанный с тревожным расстройством. Симптомы и первого и второго случая могут быть одинаковыми. В случае фобии лучше обратиться к психологу за консультацией, если необходимость водить есть, а преодолеть себя вы не можете. Для неопытных водителей, в особенности это касается женского пола, выше приводились полезные рекомендации. Не забывайте вешать знак «У» в треугольнике, и быть уверенным в себе, ведь не боги горшки обжигают.

Почему люди боятся садиться за руль автомобиля. Что вызывает страх вождения и в каких видах он проявляется. Эффективные способы справиться с боязнью водить авто и стать уверенным водителем.

Содержание статьи:

Страх водить машину - это чувство, которое мешает довольно большому количеству людей присоединиться к многомиллионной армии автолюбителей. Есть статистические данные, подтверждающие, что немало индивидов по этой причине так и не садится за руль даже после окончания курсов вождения. Давайте рассмотрим, почему они отказываются от такой необходимой сегодня свободы передвижения и есть ли у них шансы изменить свою точку зрения.

Причины возникновения страха водить машину


Если рассматривать страх как понятие, то эта базовая эмоция несет в себе очень важную функцию. Она сигнализирует об опасности и запускает механизм цепной реакции самосохранения: мозг, получив тревожный сигнал, активизирует выработку надпочечниками гормонов стресса - адреналина и норадреналина, которые и «встряхивают» весь организм.

Далее происходит внешнее реагирование на ситуацию, которое может проявляться по-разному: кто-то поспешно ретируется, кто-то замирает, кто-то начинает паниковать, а кто-то подавляет свой страх и действует дальше. Конечно, если это страх водить машину, то любой из перечисленных методов реакции может привести к фатальному исходу, но предпочтительным все же считаются активные действия.

Рассматривая возможные причины возникновения страха перед вождением, будет совершенно естественным предположить, что больше поводов бояться автомобиля будет у новичков.

Во-первых, они еще не имеют соответствующих знаний и опыта по сравнению с бывалыми водителями. Поэтому реакция на разнообразные дорожные ситуации у них будет не всегда быстрой и правильной.

Во-вторых, в начале своей водительской карьеры на новичка обрушивается огромное количество новой информации при минимуме времени на принятие решения. То есть там, где начинающий водитель еще думает, его опытный «коллега» делает на уровне рефлексов.

Таким образом, почва для возникновения боязни вождения у новичка благодатная. Однако опыт показывает, что и водители с многолетним стажем также могут испытывать страх перед своим уже знакомым железным другом. Чаще всего - после определенного негативного происшествия (аварии).

Основными предрасполагающими факторами для развития страха вождения являются:

  • Собственный неудачный опыт вождения;
  • Негативный опыт других, услышанный от родных, близких, знакомых или увиденный в реальности, в СМИ;
  • Некорректное поведение инструктора по вождению;
  • Сильная привязка к материальным ценностям;
  • Чрезмерное чувство ответственности к своей жизни и жизни других.

Важно! Страху вождения, как и многим другим фобиям, чаще всего подвержены мнительные, неуверенные в себе, склонные к тревожности люди. Поэтому он не всегда имеет рациональное объяснение и реальную «почву».

Разновидности страха вождения автомобиля

В действительности страх ездить на машине - только «верхушка айсберга». Внутри него прячутся истинные переживания, которые мешают человеку найти общий язык с автомобилем. Исходя из этого, выделяют несколько основных видов страхов, которые и формируют чувство боязни управлять машиной.

Страх попасть в аварийную ситуацию


Страх дорожно-транспортного происшествия - лидер списка фобий, которые не позволяют человеку сполна насладиться всеми преимуществами вождения автомобиля. При этом одни переживают, как бы не покалечиться или не лишиться жизни самому, другие опасаются за жизнь своих пассажиров или пешеходов. Есть категория людей (в основном женская), которые панически боятся сбить на дороге животное.

Подпитывать природное чувство страха умереть могут яркие картинки, которые рисует бурное воображение мнительных людей. Подкидывают масла в огонь и зрелищные ролики в интернете, сюжеты в новостях и телепередачах, статьи в газетах, эмоциональные рассказы других. Конечно, не может не сказаться и собственная травма - увиденная или пережитая авария, смерть или увечье близкого человека в результате ДТП.

Примечательно, что боязнь аварии является не только самой распространенной причиной страха вождения, но и самой сильной - полностью преодолеть страх смерти не могут даже самые опытные водители. Не говоря уже о начинающих автолюбителях и тех, кто только планирует ими стать. Поэтому часть из них даже не пытается найти способ, как перебороть страх водить машину, оставаясь в пассивной роли пассажира.

Страх материального ущерба


Боязнь потерять имущество - еще один из распространенных факторов, которые мешают человеку спокойно чувствовать себя за рулем машины. Сам по себе автомобиль - вещь не дешевая, траты на которую не ограничиваются только покупкой. Эксплуатация транспортного средства также требует немалых материальных затрат, не говоря уже о капитальных ремонтах. Тем более после аварий, да еще и не своего автомобиля, если виновником ДТП окажетесь вы.

Такие ситуативные комбинации в мозге практичного человека могут вырисовывать значительные суммы возможного ущерба, из-за чего он так и не решается овладеть навыками вождения. Есть другой вариант интерпретации боязни материальных потерь, связанных с вождением авто, когда повышенное чувство ответственности не позволяет садиться за руль чужого авто.

В принципе страх материального ущерба и страх смерти можно назвать двумя сторонами одной медали, поскольку они имеют одно общее понятие - потеря, убытки. Поэтому они в той или иной степени присущи всем автолюбителям.

Страх утраты контроля


Немало людей не решается управлять автомобилем из-за страха не справиться с ним в какой-то определенной ситуации. Кто-то боится заглохнуть на перекрестке или оживленной трассе, кого-то пугают встречный транспорт и пешеходы, переходящие дорогу.

Есть люди, которые боятся растеряться в автомобильном потоке или не справиться с управлением во время непогоды (ливня, снегопада, гололеда). Многих отталкивает от самостоятельного вождения перспектива внезапной поломки авто.

При этом одних пугает собственная беспомощность, а других - нежелание выглядеть глупо или нелепо в глазах других (попутчиков, водителей других авто, пешеходов и т.д.). В последнем случае бояться чьего-то осуждения или насмешки действительно глупо, поскольку водителями не рождаются - ими становятся. Абсолютно все когда-то были новичками в вождении и совершали ошибки.

Чаще всего в основе такой боязни лежит отсутствие навыков вождения и чувства габаритов автомобиля, а также достаточных знаний о его устройстве. Поэтому самым лучшим способом побороть страх водить машину в этом случае будет практика и время.

Боязнь автомобиля как такового


Есть люди, которые боятся машину в принципе, отождествляя ее с живым агрессивным существом. Они наделяют железного зверя неуправляемым характером, подчинить который человеку не под силу. И именно страх перед этим неуправляемым «чудовищем» делает невозможным содружество человека и авто априори. По мнению людей с таким убеждением, в отношениях «человек-машина» главным является автомобиль.

Такая фобия относится к иррациональным, поскольку все мы знаем, что авто - это механизм, который создан человеком и им же управляется. Хотя большинство владельцев не отрицает тот факт, что их авто имеют свой характер. Но, скорее, капризный, чем агрессивный.

Важно! Очень редко препятствием для спокойного вождения автомобилем выступает только один из вышеперечисленных видов страха. Чаще они идут в комплексе, разбиваясь по значимости.

Способы преодоления страха вождения


Практика показывает, что опытному водителю преодолеть возникнувшие «по поводу» страхи гораздо легче, чем новичку, у которого эти страхи, по большому счету, только «в проекте». Но есть несколько проверенных способов, как свести эти переживания до минимума и найти взаимопонимание со своим авто.

Самые эффективные методы, как избавиться от страха водить машину:

  1. Определенность целей . Прежде чем вступать в борьбу со своим страхом за право свободного вождения, разберитесь со своей мотивацией. Если вы хотите водить машину только потому, что этого хотят или требуют другие (родители, супруг или супруга, близкий человек, работодатель), или просто из желания быть не хуже других, задумайтесь над необходимостью таких мероприятий. В действительности вы либо еще не готовы для управления авто, либо вам это вообще не нужно. Если же ваши цели имеют четкую конкретику (получить хорошую работу, имея права, расширить сферу путешествий, получить независимость и комфортность перемещения и т.д.), шансов перебороть свою фобию и осуществить задуманное гораздо больше.
  2. Практика, практика и еще раз практика . Вождение - это навык, который вырабатывается со временем. Помните, что еще не родился тот человек, который смог бы сразу освоить все тонкости вождения до автоматизма и одновременно контролировать ситуацию на дороге, дорожные знаки, приборы, переключение скоростей и действия педалями. Все это осваивается постепенно, шаг за шагом. Таким образом, чем больше времени вы потратите на освоение этих навыков, тем быстрее почувствуете уверенность за рулем. А значит, у вашего страха будет меньше пищи для роста. Главный совет - будьте настойчивыми и последовательными. Начинайте с автодрома, затем переходите на пригородные трассы. После того как вы почувствуете в себе уверенность расширять ареалы своих возможностей, выезжайте на освоение вечерних малооживленных городских дорог. И только после этого можно пробовать нырять в дневную суету городских автомобильных потоков.
  3. Теоретическая подготовка . Чтобы не растеряться посреди дороги из-за поломки авто, учите его строение и основные возможные неполадки. Знание механики автомобиля - верный способ стать увереннее в обращении с ним. Если вы будете знать и понимать, что и как происходит после того или иного вашего движения или манипуляции, то и поводов нервничать у вас будет намного меньше. Конечно, знания автомеханика дано освоить не всем, но вот самые часто встречающиеся ситуации запомнить можно. Не забывайте правило: «Осведомлен - значит, вооружен». Поэтому изучите самые распространенные для новичков проблемы: трогание с места, торможение, соблюдение дистанции, рядности, ощущение габаритов авто, движение в потоке с другой скоростью и т.п. Не игнорируйте необходимость знания правил дорожного движения. Постарайтесь не просто запомнить их механически, а понять логику этих инструкций. Несмотря на то, что многие уверяют в их бесполезности в условиях городских джунглей, эти правила спасли многие жизни и спасут не меньше. Не ленитесь изучать и запоминать маршруты - это придаст вам большей уверенности на дороге.
  4. Помощь опытного водителя . Если вы хотите подружиться со своим автомобилем, но все еще чувствуете в себе неуверенность во время вождения, не стесняйтесь привлекать к поездкам более опытного в этом деле человека. Во-первых, он сможет подсказать правильное решение в трудной для вас ситуации. Во-вторых, даже ощущение того, что вы в авто не одни - уже придает уверенности. Только выбирайте на роль штурмана человека, который не только имеет опыт вождения, но и отличается спокойным, терпеливым характером. Поскольку известны случаи, когда нервный взрывной «инструктор» надолго отбивал желание садиться за руль.
  5. Дополнительные курсы вождения . Если в вашем окружении нет надежного опытного «второго» водителя или вы настроены именно на профессиональную помощь - запишитесь на курсы экстремального или контраварийного вождения. Можно также просто договориться с инструктором о дополнительных уроках вождения. Чем больше нюансов поведения за рулем в нестандартных ситуациях вы будете знать, тем меньше будет поводов для волнений.
  6. «Маркировка» . Для тех, кто только осваивает навыки вождения, есть специальный знак «Начинающий водитель». Для неуверенных в себе девушек-водителей есть знак «Туфелька». Установите такой знак в своем авто - и остальные водители будут более внимательными и терпеливыми по отношению к вам.
Как избавиться от страха водить машину - смотрите на видео:

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков