Нужна ли аттестация рабочих мест. Кто и как проводит аттестацию рабочих мест. Как она проходит

Нужна ли аттестация рабочих мест. Кто и как проводит аттестацию рабочих мест. Как она проходит

09.03.2019

Какие рабочие места нужно аттестовывать?

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Согласно п. 4 Порядка, аттестовывать необходимо все рабочие места, трудовая функция которых предусматривает:

  • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника;
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Приказом Минтруда России от 12.12.2012 № 590н в Порядок внесены изменения: теперь не требуется аттестация так называемых «офисных» рабочих мест, т.е. тех, на которых сотрудники заняты работой исключительно с ПЭВМ, копировально-множительной или другой оргтехникой либо бытовой техникой, которая не используется в технологическом процессе производства.

Кто может проводить аттестацию?

Аттестация проводится совместно работодателем и специально привлекаемой по договору гражданско-правового характера аттестующей организацией (п. 6 Порядка). При этом работодатель обязан обеспечить проведение аттестации, а аттестующая организация отвечает за точность измерения и оценки исследуемых факторов (п. 52 Порядка).

В соответствии с ч. 3 ст. 217 ТК РФ приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н утверждены:

  • Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация (в этот перечень входит, в частности, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда);
  • Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

В соответствии с п. 3 вышеуказанного приказа оказание услуг в области охраны труда организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

Организации, прошедшие в установленном порядке аккредитацию, вносятся в Реестр аккредитованных организаций (пп. 14–25 Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда). Минздравсоцразвития России размещает сведения о них на своем официальном сайте rao.rosminzdrav.ru. При проведении аттестации работодатель вправе потребовать от организации копию уведомления о включении в реестр (п. 7 Порядка).

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю (п. 6 Порядка), в противном случае при проведении проверки Госинспекцией труда результаты аттестации могут быть признаны недействительными. Стоит проверить ее учредительные документы или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), чтобы убедиться, что одна организация не является учредителем другой, а учредители и руководители одной организации не состоят в родстве с учредителями и руководителями другой организации.

Для проведения аттестации рабочих мест не обязательно привлекать только одну организацию (п. 6 Порядка). В случае необходимости можно привлечь две и более организации (например, если филиалы работодателя находятся в разных регионах или требуется измерение большого количества производственных факторов).

Стоимость аттестации одного рабочего места устанавливается в каждом случае индивидуально (в среднем от 1,5 тыс. до 5 тыс. рублей) и зависит от количества измеряемых производственных факторов, количества рабочих мест в организации, подлежащих аттестации, оборудования, которое использует аттестующая организация. В связи с этим уместно напомнить, что ч. 3 ст. 226 ТК РФ установлено: финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Как организовать процедуру аттестации?

Прежде всего, необходимо издать приказ о проведении аттестации (Приложение) и утвердить состав аттестационной комиссии. В приказе необходимо назначить председателя комиссии, определить полномочия аттестационной комиссии, указать сроки и график проведения аттестации (п. 9 Порядка).

В состав аттестационной комиссии, согласно п. 10 Порядка, требуется включить:

  • представителей работодателя (ими могут быть руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские и иные работники);
  • специалиста по охране труда;
  • представителя профсоюза (или другого представительного органа работников);
  • представителей аттестующей организации.

Председателем аттестационной комиссии нужно назначить представителя работодателя.

Если в компании отсутствует профсоюзная организация, представители работников могут быть избраны общим собранием работников.

Аттестационная комиссия на предприятиях малого бизнеса и микропредприятиях может иметь сокращенный состав:

  • работодатель (его представитель);
  • представитель аттестующей организации;
  • представитель профсоюзного органа (при его наличии);
  • представитель организации или специа­лист, привлекаемый работодателем по договору гражданско-правового характера для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

При проведении аттестации работодатель обязан оказывать содействие аттестующей организации, в частности, предоставлять необходимую информацию и документацию, а также разъяснения в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к целям аттестации (п. 7 Порядка). От кадровой службы могут потребоваться штатное расписание и должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка или коллективный договор.

Созданная аттестационная комиссия должна составить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец – в Приложении 1 к Порядку), а также:

1. Выделить в перечне аналогичные рабочие места, т.е. такие, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  • одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (СИЗ) – п. 12 Порядка.

Для аттестации аналогичных рабочих мест достаточно оценить 20% таких рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места (п. 40 Порядка).

2. Определить факторы, подлежащие оценке.

3. Присвоить уникальный порядковый номер (не более восьми знаков) каждому рабочему месту.

После завершения подготовительных процедур представители аттестующей организации проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая, согласно п. 13 Порядка, включает в себя:

  • оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • оценку травмоопасности рабочих мест;
  • оценку обеспеченности работников СИЗ;
  • комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и определения уровней факторов производственной среды и трудового процесса. При проведении оценки должны использоваться нормативно утвержденные методы измерений и проверенные в установленном порядке средства измерения (п. 16 Порядка).

Объектами оценки травмоопасности рабочих мест, согласно п. 21 Порядка, считаются:

  • производственное оборудование;
  • приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
  • соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.

Если проведение измерений и оценок угрожает безопасности аттестующих специалистов или работников, аттестационная комиссия может принять решение не проводить их. В этом случае условия труда на данном рабочем месте автоматически признаются опасными. Решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации (п. 5 Порядка).

Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты проводится на основании оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места (п. 30 Порядка).

Все оценочные процедуры оформляются протоколами. Протоколы измерений и оценок гигиенических условий труда оформляются по каждому оцениваемому фактору в соответствии с требованиями, изложенными в п. 18 Порядка.

Бланки протокола оценки травмоопасности и оценки обеспеченности работников СИЗ приведены в приложениях 4 и 5 к Порядку. Если выдача СИЗ не требуется на данном рабочем месте, протокол оценки обеспеченности работников СИЗ не составляется (п. 32 Порядка).

Дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ (п. 33 Порядка). Протоколы оценки подписываются специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяются печатью аттестующей организации (пп. 19, 27, 35 Порядка).

На основании протоколов проведенных оценочных процедур и измерений проводится комплексная оценка условий труда на рабочем месте (п. 36 Порядка) и заполняется карта аттестации рабочего места по условиям труда. Ее образец приведен в Приложении 2 к Порядку, вместе с рекомендациями по заполнению (Приложение 3 к Порядку).

На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. По итогам комплексной оценки рабочее место может быть признано аттестованным с формулировкой «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 37 Порядка) либо «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 38 Порядка). При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка).

  • приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
  • перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
  • карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок;
  • сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (образец – в Приложении 7 к Порядку);
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, образец которого – в Приложении 8 к Порядку;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого – в Приложении 9 к Порядку;
  • сведения об аттестующей организации, образец которых – в Приложении 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • заключение (-я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
  • предписание (-я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Работодатель утверждает отчет об аттестации, подписывает приказ о завершении аттестации и знакомит работников под роспись с ее результатами. В течение 10 календарных дней от даты издания приказа работодатель должен направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда (п. 45 Порядка). Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение 45 лет, а при тяжелых и вредных условиях труда – 75 лет (п. 602 приказа Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»). Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

Информацию о результатах аттестации работодатель обязан сообщить в территориальное подразделение Фонда социального страхования России (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.). На основании этих данных будут определяться надбавки и скидки к страховому тарифу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Периодичность проведения аттестации

При определении перечня работников с ненормированным рабочим днем необходимо помнить о некоторых запретах и ограничениях, которые многие теоретики выводят из совокупного толкования ст. 97, 99, 101 ТК РФ: нельзя привлекать к работе в режиме ненормированного рабочего дня работников, которых в силу закона запрещено привлекать к труду сверх установленной нормы рабочего времени.

Рабочее место должно проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка) в следующих случаях:

  • если по результатам предыдущей аттестации было установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда;
  • если для данного рабочего места обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

При этом пятилетний срок начинают исчислять от даты завершения предыдущей аттестации, а датой начала проведения следующей аттестации считают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Если по результатам предыдущей аттестации условия труда на рабочем месте были признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), повторная плановая аттестация не проводится.

В некоторых случаях должна проводиться внеплановая аттестация (пп. 47, 48 Порядка):

  • в случае обращения работника или проф­союза с заявлением о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;
  • по результатам государственной экспертизы условий труда (если качество проведенной аттестации признано неудовлетворительным);
  • в случае выдачи предписания о проведении аттестации государственной инспекцией труда;
  • при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
  • в случае замены производственного оборудования;
  • при изменении технологического процесса;
  • в случае изменения средств коллективной защиты.

Аттестация новых рабочих мест, организованных в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий, должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Порядка).

Процедура проведения внеплановой аттестации и оформление ее результатов аналогичны плановой аттестации. Для каждого аттестованного рабочего места создается новая карта аттестации (п. 49 Порядка), изменения в старую карту вносить не нужно.

Результаты аттестации

Результаты аттестации используются как самой организацией, так и иными заинтересованными органами (государственными, страховыми, медицинскими), в целях (п. 3 Порядка):

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В частности, для составления плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации на основе Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России, от 1 марта 2012 г. № 181н;
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
  • контроля состояния условий труда на рабочих местах;
  • оценки профессионального риска;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • подготовки контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников (карты аттестации рабочих мест используются согласно Приложению 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н);
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
  • санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Несвоевременное или некачественное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда может повлечь за собой штраф на должностное лицо от 1000 до 5000 рублей; на юридическое лицо – штраф от 30 до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если должностное лицо ранее уже было подвергнуто наказанию за подобное правонарушение, то оно может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ).


Приложение

Пример приказа о проведении аттестации рабочих мест

Нажмите чтобы увеличить

Для чего проводят аттестацию рабочих мест? Как это правильно сделать? С какой периодичностью нужно проводить аттестацию рабочих мест? Какова стоимость данной процедуры? Что грозит за нарушение сроков проведения аттестации? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в статье

Согласно положениям трудового законодательства организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, независимо от применяемого ими режима налогообложения должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. А что это такое? Согласно статье 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Порядок). Указанный Порядок содержит требования к проведению аттестации, оформлению ее результатов и их использованию. Вместе с тем отметим, что Минтруд России своимприказом от 12.12.2012 № 590н внес некоторые изменения в Порядок, которые вступили в силу 26 февраля 2013 года. Поэтому при проведении аттестации в настоящее время следует учитывать и эти поправки.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Посмотреть бесплатно и скачать Федеральный закон, а также бланки и формы приказов для проведения специальной оценки труда вы можете в предварительно зарегистрировавшись по .

Какие рабочие места подлежат аттестации

До вступления в силу приказа Минтруда России от 12.12.2012 № 590н работодателю следовало проводить аттестацию всех рабочих мест. С 26 февраля 2013 года перечень рабочих мест, подлежащих обязательной аттестации, сокращен. Теперь проводить аттестацию следует только на тех рабочих местах, выполнение трудовых функций на которых может причинить вред здоровью и жизни работника. Так, в соответствии с пунктом 4 Порядка обязательной аттестации подлежат рабочие места, на которых:

Выполняется работа с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

Осуществляется эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

Выполняется работа с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника и определяемыми аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

Используется электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент;

Хранится, перемещается и (или) применяется сырье и материалы.

Заметим, что обязательной аттестации подлежат как существующие рабочие места, так и вновь созданные в процессе ведения бизнеса (например, при реконструкции производства, внедрения новой техники).

В то же время не подлежат аттестации рабочие места тех сотрудников, чья трудовая деятельность связана исключительно:

С работой на компьютерах;

Эксплуатацией копировально-множительной (ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд самой организации;

Использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства.

Таким образом, рабочие места, на которых используется обычная офисная техника, аттестовывать нет необходимости. Тем не менее, если сам работник или представитель профсоюза обратится к работодателю с заявлением о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте, организация или ИП будут обязаны ее провести. Кроме того, обязать работодателя провести аттестацию того или иного рабочего места может трудовая инспекция, выдав соответствующее предписание (п. 47 Порядка).

Виды аттестации рабочих мест и сроки ее проведения

В зависимости от срока и основания проведения можно выделить три вида аттестации:

Первичная;

Повторная;

Внеплановая.

Основанием для проведения первичной аттестации рабочих мест является организация нового рабочего места. Происходит это в двух случаях. Первый - создание организации как юридического лица или регистрация ИП. Второй - завершение строительства, реконструкции, технического перевооружения производства, внедрение новой техники и технологий.

Заметим, что срок, в течение которого должна быть проведена аттестация при создании организации (регистрации ИП), не определен. А вот во втором случае аттестация должна быть проведена не позднее одного года с момента создания таких рабочих мест (п. 4 Порядка).

Повторная аттестация рабочих мест проводится на рабочих местах, на которых по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда. Также повторной аттестации подлежат рабочие места с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Об этом - пункт 8 Порядка. Подобная аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Причем отсчет пятилетнего срока начинается со дня завершения предыдущей аттестации.

Основания для проведения внеплановой аттестации рабочих мест установлены пунктами 47 и 48Порядка. К ним относятся:

Обращение работника о проведении аттестации его рабочего места;

Обращение представителя профсоюза;

Результаты государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;

Предписание Роструда или государственной инспекции труда, выданное работодателю;

Приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

Улучшение условий труда;

Замена производственного оборудования;

Изменение технологического процесса;

Изменение средств коллективной защиты.

Порядок проведения аттестации

Сам процесс проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе определяется состав аттестационной комиссии. В соответствии с пунктом 10 Порядка в комиссию включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации, а также аттестующей организации. Представителем работодателя могут быть руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам. Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

Функции, которые возлагаются на аттестационную комиссию, перечислены в пункте 12 Порядка. К ним относятся:

Осуществление руководства и контроля за проведением аттестации на всех ее этапах;

Формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативно-правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организация их изучения;

Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, выделение аналогичных рабочих мест и указание факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

Подготовка предложений по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

Указанные единые справочники утвержденыпостановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787

Присвоение номера каждому рабочему месту;

Заполнение и подписание карты аттестации рабочего места по условиям труда (образец карты и рекомендации по ее заполнению приведены в приложениях № 2 и 3 к Порядку);

Подготовка предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

Разработка по результатам аттестации плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

На втором этапе руководитель организации или коммерсант издает приказ о проведении аттестации рабочих мест (п. 11 Порядка). Унифицированной формы приказа не утверждено, поэтому работодатель составляет его в произвольной форме, но обязательно указывает:

Состав аттестационной комиссии;

ФИО председателя аттестационной комиссии;

Срок проведения аттестации.

Не забудьте ознакомить с приказом о проведении аттестации всех членов аттестационной комиссии и иных лиц, указанных в нем.

На третьем этапе начинается сам процесс аттестации, который осуществляется работодателем совместно с аттестующей организацией на основании гражданско-правового договора.

К функциям аттестующей организации относится:

Проводить аттестацию может только организация, имеющая аккредитацию

Измерение и оценка факторов рабочей среды и трудового процесса;

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Оформление и подготовка отчета об аттестации.

В соответствии с пунктом 6 Порядка работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Итак, процесс аттестации начинается с составления аттестационной комиссией перечня рабочих мест.

Напомним, рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Для составления перечня рабочих мест следует использовать штатное расписание и список работников с указанием профессии (должности) и структурного подразделения. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер (от 1 до 99 999 999), то есть не более восьми знаков.

Затем аттестующая организация проводит оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Она включает в себя:

Оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

Оценку травмоопасности рабочих мест;

Оценку обеспеченности работников СИЗ;

Комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Возьмите на заметку

Что такое аналогичные рабочие места?

Согласно положениям законодательства при составлении перечня рабочих мест следует выделять аналогичные рабочие места. Выявить такие места можно по совокупности следующих признаков:

Профессии или должности одного наименования;

Выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

Использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья, работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

Использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

Одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте;

Одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

Одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При присвоении порядкового номера аналогичные рабочие места обозначаются буквой «а».

Об этом - пункт 12 Порядка.

Все измерения и оценки оформляются протоколом, который подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации, и заверяется печатью (п. 18, 27 и 37 Порядка).

По итогам аттестации с комплексной оценкой условий труда рабочее место может быть признано:

Соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда. Такое решение принимается, если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ, а также не выявлено несоответствие рабочего места требованиям охраны труда (п. 37 Порядка);

Не соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанное решение принимается при отрицательной оценке хотя бы одного из указанных выше параметров (п. 38 Порядка).

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателю следует незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка).

Оформляем результаты проведенной аттестации

Согласно пункту 44 Порядка результаты аттестации рабочего места по условиям труда аттестационная комиссия оформляет в виде отчета об аттестации. К указанному отчету должны быть приложены следующие документы:

Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

Карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок;

Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (приложение № 6 к Порядку);

Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (приложение № 7 к Порядку);

План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (приложение № 8 к Порядку);

Итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение № 9 к Порядку);

Сведения об аттестующей организации (приложение № 10 к Порядку) с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестата аккредитации с приложением, который устанавливает область аккредитации испытательной лаборатории, уведомления о включении в Реестр аккредитованных организаций, которые оказывают услуги по аттестации);

Протоколы заседаний аттестационной комиссии;

Заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

Предписания должностных лиц о выявленных нарушениях (при наличии).

Далее аттестационная комиссия в течение 10 календарных дней со дня получения отчета рассматривает его, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю.

Этапом, завершающим процесс аттестации, является подписание работодателем приказа о завершении аттестации и об утверждении отчета об аттестации. На это ему отводится 10 рабочих дней с даты получения итогового протокола заседания аттестационной комиссии. Не забудьте ознакомить с приказом о завершении аттестации всех членов аттестационной комиссии, работников, а также иных лиц, указанных в нем.


Что грозит за нарушение сроков проведения аттестации

Пунктом 52 Порядка установлено, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию возлагается на работодателя. За достоверность проведения измерений и оценок ответственность возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Так, в случае нарушения порядка проведения аттестации, а также сообщения работодателем недостоверных сведений в инспекцию по труду работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ.

Штраф в этом случае составит:

Для должностного лица - от 1000 до 5000 руб.;

Индивидуального предпринимателя - от 1000 до 5000 руб. или приостановление его деятельности на срок до 90 суток;

Приостановление деятельности применяется, если существует угроза жизни и здоровью людей

Организации - от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Обратите внимание: если аттестация рабочих мест проведена после 1 декабря 2010 года неаккредитованной организацией, инспекция по труду вправе потребовать от работодателя повторного проведения аттестации. Об этом - пункт 11 приказа Роструда от 31.08.2011 № 193.

Аттестация рабочих мест по условиям труда обязательна для всех работодателей - как организаций, так и ИП.

Исходя из требований Трудового кодекса, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте (ст.212 ТК РФ).

В соответствии с положениями ст.209 Трудового кодекса, аттестация рабочих мест по условиям труда является оценкой условий труда на рабочих местах в целях:

  • выявления вредных или опасных производственных факторов,
  • осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011г. №342н и вступил в действие с сентября 2011 года.

Законом от 06.11.2011г. №300-ФЗ внесены изменения в статьи 17 и 22 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998г. №125-ФЗ.

В соответствии с данными изменениями, с 2012 года работодатели обязаны сообщать в ФСС сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих таким осмотрам (п.18 ст.17 закона 125-ФЗ).

Кроме того, начиная с 2012 года, трудовые инспекции (которым организации также обязаны предоставлять результаты аттестации) ужесточают контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда. Об этом уже не раз упоминали их представители.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох при проведении проверки трудовой инспекцией, необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, касающиеся аттестации рабочих мест.

НАЧАЛО ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

Работодатели, исполняющие требования Трудового кодекса и собирающиеся провести аттестацию рабочих мест, а так же компании, оказывающие услуги аттестации, должны руководствоваться действующим Порядком.

Все рабочие места работодателя обязательно подлежат аттестации.

Для проведения аттестации работодателю необходимо привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию (одну или несколько, по выбору работодателя), которая выполнит работы по аттестации на договорной основе.

С Реестром аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда можно ознакомиться на сайте Минздравсоцразвития по адресу http://rao.rosminzdrav.ru/ .

Обратите внимание: Датой начала проведения аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации (п.8 Порядка).

Соответственно, чтобы избежать штрафных санкций*, организациям и ИП необходимо начать аттестацию. То есть - издать приказ об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

*Штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП, в следующих размерах:

  • для должностных лиц - от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);
  • для ИП - от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Аттестацию вновь организованных рабочих мест необходимо начать не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

Итак, для начала аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.

Состав аттестационной комиссии и график проведения работ по аттестации утверждаются приказом руководителя.

Согласно п.10 Порядка, в состав аттестационной комиссии включаются:

  • представители работодателя,
  • специалист по охране труда,
  • представители работников,
  • представители аттестующей организации.
В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться:
  • руководители структурных подразделений организации,
  • юристы,
  • специалисты по кадрам,
  • специалисты по труду и заработной плате,
  • главные специалисты организации,
  • медицинские работники,
  • иные работники.
При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу , в состав аттестационной комиссии включаются:
  • работодатель или его представитель,
  • представители аттестующей организации,
  • представители работников (при наличии),
  • представители организации или специалист, привлекаемые по договору ГПХ для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

Аттестационная комиссия:

1. Осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах.

2. Формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы, организует их изучение.

3. Составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест* и указанием:

  • факторов производственной среды и трудового процесса,
  • травмоопасности,
  • обеспеченности работника специальной одеждой и обувью, другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ),
которые необходимо измерять и оценивать исходя из:
  • характеристик технологического процесса,
  • состава производственного оборудования,
  • применяемых сырья и материалов,
  • результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных, опасных производственных факторов,
  • требований нормативных правовых актов,
  • мест проведения этих измерений;
*Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  • одинаковый набор вредных, опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
4. Готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*.

*Постановление Правительства РФ от 31.10.2002г. №787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

5. Присваивает номер каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более 8 знаков: от 1 до 99 999 999).

6. Заполняет и подписывает карты аттестации.

7. При необходимости готовит предложения о внесении изменений, дополнений в трудовой договор в части обязательств работодателя:

  • по обеспечению работника СИЗ,
  • установления соответствующего режима труда и отдыха,
  • других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными, опасными условиями труда.
8. По результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями*.

*В плане мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями, указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные, опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ

Аттестующая компания должна выполнить:

  • все необходимые измерения и оценки, в том числе оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда,
  • оформление и подготовку отчета об аттестации.
При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:
  • Уведомление о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
  • Проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Кроме того, аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных по результатам аттестации.

При проведении аттестации работодатель обязан:

  1. Содействовать аттестующей организации при проведении аттестации.
  2. Предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме (по вопросам, относящимся к целям аттестации).
  3. Запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц.
  4. Не пытаться сузить круг вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации.
  5. Не скрывать и не ограничивать доступ к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией.
  6. Не утверждать отчет об аттестации с приложениями, если они не подписаны представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АТТЕСТУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

При проведении аттестации аттестующая организация:

1. Определяет методы проведения измерений и оценок* на основе действующего Порядка и нормативных правовых актов.

*Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку:

  • соответствия условий труда гигиеническим нормативам.
  • травмоопасности рабочих мест.
  • обеспеченности работников СИЗ.
  • условий труда на рабочих местах.
2. Количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.

3. Исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация.

4. Запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.

5. Отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:

2. Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации.

3. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку.

4. Карты аттестации рабочего места по условиям труда (приложение №2 к Порядку), оформляющиеся по Рекомендациям по заполнению карты аттестации рабочего места (приложение №3 к Порядку), с протоколами измерений и оценок.

5. Сводная ведомость результатов аттестации (приложение №6 к Порядку).

6. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (приложение №7 к Порядку).

7. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда* (приложение №8 к Порядку).

*План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, представителем работников, передается на утверждение работодателю.

8. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение N 9 к Порядку).

9. Сведения об аттестующей организации (приложение №10 к Порядку), с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией:

  • аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории;
  • копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации.
10. Протоколы заседаний аттестационной комиссии.

11. Заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии).

12. Предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю.

Работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Вышеуказанные документы на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

В соответствии с п.3 Порядка, результаты аттестации используются в целях:

1. Приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

2. Установления работникам, занятым:

  • на тяжелых работах,
  • работах с вредными,
  • опасными,
  • иными особыми,
условиями труда:
  • сокращенного рабочего времени,
  • дополнительного оплачиваемого отпуска,
  • повышенной заработной платы.
3. Информирования работников:
  • об условиях труда на рабочих местах,
  • о существующем риске для здоровья,
  • о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов,
  • о полагающихся работникам компенсациях, при выполнении тяжелых, опасных и вредных работ.
4. Контроля за состоянием условий труда.

5. Оценки профессионального риска.

6. Обеспечения работников средствами сертифицированной индивидуальной и коллективной защиты.

7. Подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных или опасных условиях труда.

8. Подтверждения соответствия проводимых работ по охране труда государственным нормативным требованиям.

9. Подготовки списка работников, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам.

10. Расчета скидок или надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

11. Решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания.

12. Рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников.

13. Санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда.

14. Обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.

15. Приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

16. Обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

17. Сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков