Запорожский автомобильный завод. Модельный ряд заз с техническими характеристиками и ценами Автомобили заз весь модельный

Запорожский автомобильный завод. Модельный ряд заз с техническими характеристиками и ценами Автомобили заз весь модельный

На основе которого осуществилось зарождение промышленности в этой стране. В дореволюционное время он представлял собой четыре небольших предприятия, которые находились на одной территории и специализировались на выпуске сельскохозяйственной техники. Во время войны производственные мощности были заняты созданием техники для армии. Все это тяжелое время автомобильный запорожский завод пережил. И сегодня он успешно работает в Украине.

Краткое описание

ЗАЗ - это единственная компания, которая делает автомобили в Украине. Причем она выполняет полный цикл изготовления легковых машин: штамповка, сварка, окраска, оснащение кузова, сборка. На заводе используется качественное технологичное производство, которое со временем совершенствуется. Нельзя сказать, что автомобильный запорожский завод использует новейшие технологические производственные линии, однако инновационные решения имеют место. Как минимум, производство соответствует требованиям стандарта ISO 90001 от 2000 года.

Сегодня компания активно развивается, закупая европейское оборудование и сотрудничая с крупными корейскими и даже российскими компаниями, в частности, с ЗАО "ЛИМА". ОАО "Запорожский автомобильный завод" выпускает собственные и собирает европейские известные марки автомобилей. Рассмотрим это подробнее.

Какие машины выпускает Запорожский автомобильный завод?

За все время существования было выпущено много рядов разных автомобилей.

Полномасштабное производство:

  1. "Запорожец" версии 965.
  2. "Запорожец" версии 966.
  3. "Таврия" версии 1102.
  4. "Дана".
  5. "Таврия Нова" версии 1102.
  6. "Таврия Пикап" версии 11055.
  7. "Славута".
  8. "Ланос".
  9. "Ланос" фургон.

Многоузловая сборка:

  1. Daewoo Lanos.
  2. Daewoo Sens.
  3. Mercedes-Benz M-class.
  4. Mercedes-Benz E-class.
  5. Opel Astra, Vectra, Corsa.
  6. Chevrolet Aveo, Lacetti.
  7. ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099.
  8. Chrysler 300C.

Все эти модели выпускались на автомобильном запорожском заводе. Практически каждый помнит легендарные автомобили "Таврия" и "Славута", которые и сегодня пользуются большим спросом на рынке. И хотя эти автомобили уже не выпускаются, они все равно присутствуют на отечественных дорогах, а некоторые из них выглядят как новые.

Сегодня на официальном сайте можно посмотреть список машин, которые выпускает запорожский автомобильный завод. Цена на автомобили при этом вполне доступны для потребителя:

  1. "Сенс" седан (176 000 гривен или около 6 800 долларов США).
  2. "Сенс" хэтчбек (цена не указана).
  3. Forza седан (225 000 гривен или 8 600 долларов США).
  4. Forza хэтчбек (220 000 гривен или 4 500 долларов США).
  5. "Вида" седан (228 000 гривен или 8 760 долларов США).
  6. "Вида" хетчбэк (260 тысяч гривен или 10 000 долларов США).
  7. "Ланос Карго" (221 000 гривен или 8 500 долларов США).
  8. "Вида Карго" (274 300 гривен или 10 500 долларов США).
  9. Городские, пригородные и туристические автобусы.

В данном списке указаны цены запорожского автомобильного завода только на базовые комплектации. Некоторые модели имеют класс "комфорт", и там стоимость выше приблизительно на 5-10%.

Судя по отзывам покупателей, качество всех этих автомобилей вполне соответствуют стоимости. Они не лучше импортных аналогов, но и не дороже. ЗАЗ производит автомобили бюджетного класса, и они идеально адаптированы для украинских эксплуатационных условий и дорог. Эти машины просты и дешевы в обслуживании, доступны на рынке и могут даже конкурировать с бюджетными автомобилями известных китайских, корейских, европейских брендов.

Структура

Кроме основного завода в Запорожье состав ЗАЗ включает разные хозрасчетные предприятия, специализирующиеся на определенных работах. Как минимум, можно выделить следующие крупные предприятия:

  1. "Автозаз-мотор". Изготавливает двигатели для легкового автотранспорта объемом 1.1-1.3 литра. Также здесь производятся коробки передач. В год здесь выпускается около 130 000 силовых установок.
  2. "Ильичевский завод автоагрегатов" (Одесская область). Производственные мощности этого завода позволяют собирать автомобили. Запорожский автомобильный завод производит сборку здесь легковых машин марок Mercedes-benz, Chevrolet, Jeep, Chrysler, а также грузовых Dong Feng и автобусов ЗАЗ I-VAN.
  3. Завод "Искра" в г. Роды. Здесь в основном изготавливаются различные компоненты для автосервисов: баки для смазочных материалов и топлива, тенты, чехлы, тяго-сцепные приспособления для автомобилей, спецодежда и т.д.
  4. "Таврия-Магна" (Запорожье). Компания представляет собой совместное канадско-украинское предприятие, в состав которого входит украинская компания "Автозазавтобаз" и канадский промышленный гигант Magna International Inc. Тут изготавливаются большие и сверхбольшие пресс-формы для производства деталей для автомобилей и не только.

Как видите, предприятие является достаточно обширным и представляет собой целую группу разных компаний.

Прессовое производство

Подразделение завода, в котором реализовано прессовое производство, является самым крупным. Здесь стальные листы металла превращают в полноценные кузова и составные детали. Оно состоит из трех цехов и специального участка по ремонту прессового оборудования. Площадь всего подразделения составляет 31.5 тыс. кв. м.

На данный момент прессовое производство осуществляется при помощи высокотехнологичного оборудования - многопозиционными пресс-автоматами, линиями раскроя, а также прессами японских, немецких производителей. Всего данное подразделение выпускает более двух тысяч наименований деталей.

Сварка

Сварка кузова ведется на линиях с оборудованием, аналогов которому в Украине нет. В состав входят гибкие линии производства итальянских, немецких, американских компаний. Изготавливаются кузова робото-технологическими комплексами, благодаря чему обеспечивается высокое качество сборки и сварки, а также снижение трудозатрат. Контроль качества современными средствами диагностики прилагается.

Окраска

На заводе есть специальный цех окраски с оборудованием ведущих производителей Германии, Италии, Франции. Поверхность кузова здесь предварительно подготавливается с использованием специальных составов фосфатирования и грунтовок без содержания свинца. Внедрение новых технологий позволило снизить затраты труда, увеличить производительность и как результат снизить себестоимость автомобиля.

Изготовление двигателей

Моторный завод в Мелитополе - это хозрасчетное предприятие производителя ЗАЗ. Однако именно здесь делаются моторы для автомобилей. Тут были изготовлены первые примитивные по современным меркам моторы для "Запорожцев", и здесь же был придуман и реализован первый в Украине двигатель с развернутым впрыском топлива и электронной системой управления. В 2004 году получил сертификат соответствия международным стандартам.

Главным заказчиком продукции данного завода является ЗАЗ, однако часть продукции идет на экспорт.

Сдача

В цехе сдачи готовые автомобили подвергаются специальным испытаниям и проверкам. Только после успешного прохождения автомобиль переправляется в дилерскую сеть. В данном цехе применяется оборудование для испытаний, которое полностью соответствует европейским стандартам. В частности, в цехе установлена новая камера герметичности, где каждый автомобиль проверяют на водонепроницаемость.

Испытания

На используется трек испытаний, созданный по аналогии с треками компании "Дженерал Моторз". Пять участков трека со специальным покрытием дают возможность проверить работу каждого узла транспорта в условиях вибрации. Все эти испытания позволяют вовремя выявить неисправности, шумы или другие возможные проблемы и быстро устранить их.

Все произведенные на автомобильном запорожском заводе машины сначала подвергаются испытаниям на специальных участках трека, а затем производится контрольный осмотр машины. Это гарантирует полную безопасность транспорта, которую получают покупатели.

Существует несколько версий на счёт года основания Запорожского автомобильного завода. Сами заводчане датой создания завода привыкли считать 1863 год, когда голландец Абрахам Кооп создал завод по производству сельскохозяйственной техники. Другой вариант - 1908 год, когда был основан Мелитопольский моторный завод (МеМЗ), который с 1960 года начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. Ещё одна дата - 1923 год, тогда бывший завод Абрахама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности предприятия сохранилось до 1960 года - производство сельхозтехники.

И так, наверное, до настоящего времени выпускал бы завод «Коммунар» сенокосилки и бороны, если бы однажды в голову Никите Сергеевичу Хрущеву не пришла идея обогнать Штаты и по количеству автомашин на душу населения. Правда, в отличие от Америки, наша машина (как и квартира) должна быть малогабаритной. Ну, не нравились Хрущеву крупные вещи!

И выбор пал на «фиатовскую» новинку FIAT-600. Изначально автомобиль планировалось собирать на заводе «МОСКВИЧ» и именно поэтому разработкой автомобиля занялось КБ «МЗМА», которое совместно с автомобильным институтом НАМИ разработал так называемый «Москвич-444», впоследствии переименованный в «Москвич-560». Но по решению коллегии Госплана в связи с перегруженностью завода «МОСКВИЧ» производство решено было начать на заводе «Коммунар» в Запорожье.

И 22 ноября 1960 года предприятие выпустило первую партию «ЗАЗ-965» в народе получившего название «Горбатый» за свою оригинальную форму кузова.

Практически сразу же после выпуска «горбатого» конструкторское бюро ЗАЗа приступило к разработке новой машины «ЗАЗ-966», имеющего абсолютно новый кузов.

Однако его производство задерживало союзное руководство, возможно, по экономическим соображениям: ставить на конвейер новую модель всего через год после выхода предыдущей считалось расточительным. Поэтому «ЗАЗ-966» вышел в свет только спустя шесть лет.

Это был типичный для 1960-х годов «прямоугольный» седан, характерной особенностью дизайна которого стали боковые воздухозаборники. В народе их тут же прозвали «ушами», а сам автомобиль «ушастым». Так эпоха ЗАЗа «горбатого» сменилась долгой эпохой его ещё более анекдотичного «ушастого» наследника.

Его двигатель также располагался сзади. Вначале это был 30-сильный МеМЗ-966А, который устанавливался на последних модификациях его «горбатого» предшественника. Затем появился 40-сильный МеМЗ-966В, позволявший на прямой трассе разгонять автомобиль до скорости 120 км/ч. Правда, на практике достигали её далеко не все, и штрафы за превышение скорости «Запорожцами» действительно были настолько редкими, что расценивались как анекдот.

Более серьёзной переделке модель подверглась в 1979-1980 годах. «ЗАЗ-968М» стал последним отечественным автомобилем с расположенным в заднем отсеке двигателем - но и самым долгоживущим, так как выпускался до 1994 года. Лишившись своих «ушей», заменённых простыми решётками, машина получила прозвище «мыльница» - за свой уже устаревший и слишком простой дизайн. Зато для неё впоследствии были изготовлены более мощные двигатели: МеМЗ-968ГЭ (45 л.с.) и МеМЗ-968БЭ (50 л.с.).

Возможно, дальнейшая модернизация модели позволила бы создать что-то интересное, однако в 1990-е годы возобладало мнение, что «Запорожцы» являются позором украинского автопрома. И Запорожский автозавод сконцентрировался на производстве «ТАВРИИ».

В ноябре 1963 года идею создания переднеприводной микролитражки на «ЗАЗ» принес 29-летний инженер Владимир Стешенко. Новый главный конструктор «заразил» ею сначала КБ, а затем и руководство всего объединения. Сам же Стешенко проникся идеей переднего привода после знакомства со знаменитым Mini. Особенно впечатлил украинского конструктора тот факт, что эта скромная «коробочка» Mini исключительно благодаря переднему приводу, а также развернутому поперек и сдвинутому вперед мотору наголову разбила всех конкурентов в ралли 1962 года. И в том числе Porsche 911, Fiat Abarth 600 и Volkswagen 1200L.

К 1976 созданы ещё два опытных образца - седан, с передним приводом и полноприводный хетчбэк. Эти два варианта и легли в основу «Перспективы» (именно так в КБ именовался тогда автомобиль «ТАВРИЯ»). В 1980 году создание автомобиля было закончено и долгих 7 лет ушло на воплощение конструкторской задумки в «жизнь». И только в 1988 году было начато полноценное производство этого автомобиля. На базе разработанной «ТАВРИИ» был создан автомобиль в кузове седан, получивший имя «СЛАВУТА».

Отдельного слова заслуживают экспериментальные разработки ЗАЗа не поставленные в массовое производство.

В 1961 году под руководством Ю.Н.Сорочкина параллельно с разработкой 966-ой машины был спроектирован опытный грузовик ЗАЗ-970 грузоподъемностью 350кг.

По сути, автомобиль был некой поисковой компоновочной работой. Машина заводчанами была прозвана «Точило» и в отличие от последующих машин 970-го семейства имела небольшой капот.

В 1962 году, наряду с фургоном ЗАЗ-970Б был создан шестиместный микроавтобус (по нынешней классификации - минивэн) ЗАЗ-970В. Сиденья второго и третьего ряда были сконструированы складывающимися, поэтому автомобиль был, по сути, грузопассажирским - при сложенных двух задних сиденьях он мог перевозить 175 кг груза, а при сложенных двух рядах сидений - 350кг груза.

Как и у фургона ЗАЗ-970Б, двигатель заметным «горбом» выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и размещены на заметном расстоянии друг от друга - между ними располагался сервисный люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне микроавтобуса был предусмотрен вентиляционный люк в крыше, а дверь для входа и выхода пассажиров была всего одна - по правому борту.

В конце 70-ых годов ХХ века на ЗАЗе рассматривался как один из вариантов расширения выпускаемого на тот момент модельного ряда - проект «Такси». Был объявлен внутризаводской конкурс на лучший автомобиль этого типа.

Один из вариантов-призеров конкурса представлял собой автомобиль на агрегатах перспективной «Таврии» и его длина не превышала 3,5 метра. Примечательно расположение водителя - над левым передним колесом, в то время как двигатель предполагалось разместить справа от него.

В течение 1990-1992 годов выпускалась необычная модификация базового ЗАЗ-968М - пикап ЗАЗ-968МП.

Сразу следует отметить, что пикапы аналогичной конструкции производились ЗАЗом, как и любым автозаводом, всегда для своих внутризаводских нужд (характерный пример - ЗАЗ-965П). Однако же попавший в серию ЗАЗ-968МП - не что иное, как попытка завода предложить рынку в начале 90-ых годов ХХ века в качестве развозной машины свой внутризаводской пикап.

По сути, ЗАЗ-968МП делался по стапельно-обходной технологии - у выбракованного или даже кондиционного (в зависимости от величины спроса на пикапы в конкретный период) кузова ЗАЗ-968М отрезалась задняя часть кабины и за передними сидениями приваривалась задняя стенка с окном. Заднее сиденье не ставилось, образовавшаяся ниша и являлась грузовым отсеком.

Но опыт был неудачным и вслед за сокращением производства этого автомобиля был снят с производства и ЗАЗ-968М.

Очередная глобальная перемена в Запорожье произошла в 1998 г., когда было зарегистрировано совместное украинско-корейское предприятие с иностранной инвестицией в форме ЗАО «АвтоЗАЗ-ДЭУ». и началась крупноузловая сборка автомобилей Daewoo Lanos, Daewoo Nubira и Daewoo Leganza - первых созданных силами своих собственных специалистов моделей корейской компании.

История автомобиля LANOS (в Россию поставляется под брендом CHANCE) весьма интересна. Этот переднеприводный автомобиль с дизайном от ателье ItalDesign был впервые показан еще в 1997 году. В 2002 г. Daewoo показала новую модель под названием Kalos (в России сменившую неблагозвучное для русского уха название на AVEO), но Lanos продолжил свое существование! В 1998 г. выпуск этого автомобиля был налажен в Польше и на Украине.

И вот на протяжении уже почти 10-ти лет этот автомобиль входит в число самых продаваемых иномарок в России, отлично зарекомендовав себя, как рабочая лошадка для таксопарков, курьерских служб, ГИБДД, и предприятий, использующих его в качестве «разъездного» авто.

В 2003 г. завод в Запорожье вновь поменял форму собственности и стал ЗАО с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод». Сейчас 50% предприятия принадлежит компании УкрАвто и еще 50% - швейцарской компании «Hirsch & Cie».

С 2004 г. помимо моделей ЗАЗ и Daewoo непосредственно на Запорожском заводе освоено полномасштабное производство автомобилей ВАЗ-2107, 21093 и 21099, которые выпускаются и до настоящего времени.

Интересным проектом в развитии Запорожского автозавода стал проект «Opel».

25 марта 2003 года в Киеве состоялось подписание договора о сотрудничестве между Укравто, ЗАО «ЗАЗ» и компанией «Адам Опель АГ». Согласно контракта Запорожский автозавод весной 2003 года начал сборку автомобилей марки «Опель» моделей «Вектра», «Астра», «Корса» из машинокомплектов, ввозимых на Украину.

По признаниям самих автозаводцев, сотрудничество с немецким автоконцерном научило заводчан по-немецки четкому подходу к качеству собираемых автомобилей. И, несмотря на то, что в настоящий момент это сотрудничество уже прекращено по соображениям экономической эффективности, автозаводцы до сих пор применяют систему качества, которую они освоили совместно с немецкими партнерами.

В 2009 году запорожский автозавод приступил к выпуску на своих мощностях автомобилей концерна KIA. Совместно с корейскими партнерами на мощностях ЗАО «ЗАЗ» сейчас выпускается 2 модели корейского концерна, это KIA Cee"d и KIA Sportage.

Но 2010 г. возможно станет еще одной серьезной вехой в истории Запорожского автозавода. В декабре 2010 года на главный конвейер ЗАЗа поставлена новая модель, которая придет на смену самому популярному LANOS (в РФ с 2009 г. представлена как CHANCE).

На основе китайского Chery A-13 запорожский автозавод начал выпускать автомобили под собственной маркой ZAZ-FORZA.

Автозаводцы уже имели опыт в сборке автомобилей из Китая, в 2006 г. на заводе в Ильичевске, входящем в состав ЗАО «ЗАЗ» собирались «пилотные» партии китайских автомобилей.

А в декабре 2010 года на конвейере ЗАЗа стартовала полноценная сборка нового автомобиля. Он будет поставляться не только на внутренний рынок Украины, но и в Российскую Федерацию. Будут представлены исполнения Base, Comfort, Luxury в кузовах седан и хэтчбек. В настоящий момент автомобили проходят сертификационные испытания на полигоне в подмосковном Дмитрове и в середине 2011 года уже появятся у дилеров.

Текст статьи и фотоматериалы предоставлены Кремлевым А.О. - начальником отдела маркетинга автосалона « », официального дилера ЗАО .

У этого автомобиля было много имен. От обидного «Запор» и «Горбатый» до ласковых «Кругленький» и «Чебурашка». Он был необычен буквально всем: непривычно маленький, непривычно дешевый, с непривычным «горбом» в корме, недра которой содержали тарахтящий двигатель воздушного охлаждения. Приятно удивляла и цена: 1800 рублей против 2511 за Москвич и баснословные 5100 за Волгу! Скопив 22 свои зарплаты и простояв несколько лет в очереди на машину, новоиспеченный автолюбитель получал СОБСТВЕННОЕ транспортное средство. Для многих семей в СССР именно неказистый Запорожец стал первым автомобилем в семье. Он был предметом гордости и насмешек одновременно. «Полчаса позора и ты на работе» - это именно о нем. Самый доступный автомобиль Советского Союза: Запорожец.

История этого маленького автомобильчика началась в конце пятидесятых годов, когда стало понятно, что страна остро нуждается в машине особо малого класса, этакого «народного автомобиля» на манер Ситроена «Ши-Ви» или Жука. Первоначальную разработку машины поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей (МЗМА). Работа началась в конце 1956 года, за основу был взят итальянский ФИАТ 600, а разработку поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей.
Уже в 1957 году был создан прототип будущего «Запорожца» - тогда ещё Москвич – 444, а всего было сделано 5 экспериментальных машин. К 1958 году стало ясно, что на полностью загруженном Московском заводе мощностей для производства нового микролитражного автомобиля просто нет. И 28 ноября 1958 года Совмин СССР принимает «историческое» решение об организации на Запорожском заводе сельхозтехники «Коммунар» производства нового автомобиля без прекращения выпуска основного вида продукции. Поставщиком двигателей назначили Мелитопольский Моторный Завод (МеМЗ)
Производство пришлось открывать практически с «чистого лица», своих «автомобильных» инженеров у завода не было, посему часть команды была призвана с ГАЗа и все того же МЗМА, а часть проходила на этих заводах стажировку.


Серийный ФИАТ-600

Москвич- 444 . Опытный образец 1958 года. Выделяется характерными элементами дизайна и двухцветной окраской кузова


ЗАЗ-965.Опытный образец 1960 г. Видны характерные каплевидные повторители поворотов на крыльях

Вот что вспоминает один из создателей машины, тогда ещё только демобилизованный из армии аэродромный техник Иван Кошкин (Авторевю №4, 2011):

Экспериментальные Москвичи оказались ходовыми макетами. Перемещаться самостоятельно кое-как могли, но ездить по дороге с нагрузкой- нет. Посудите сами: передняя подвеска с поперечной рессорой обеспечивала динамический ход всего 30-40 мм, хотя для наших дорог нужно было не менее 70. А этот ирбитский мотоциклетный мотор? Ведь сразу было понятно, что он не годен! Мы даже серьезно испытывать этот образец не стали.

Неудачи, связанные с двигателем, преследовали Запорожцы всегда. Сначала долгое время не могли найти нужный силовой агрегат, даже оснащали экспериментальные образцы моторами BMW, потом в кратчайшие сроки «подгоняли» мотор, созданный в НАМИ и спешно присланный в Запорожье… Воздушное охлаждение двигателя автоматически означало и наличие автономной печки, в итоге и то и другое не работало должным образом и не обладало достаточным ресурсом.


В 1961 году была выпущена первая партия «Горбатых». Однако в авто магазины она не попала, а разошлась по смежникам. Сорвать план производства легковых автомобилей в СССР было нельзя! Поэтому выкручивались, как могли, модернизируя откровенно «сырую» машину «на ходу»…

На базе «Горбатого» выпускали несколько основных модификаций:
965АЭ - экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в стандартном оснащении. На рынках Запада продавалась под названиями Yalta или Jalta. По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров.

965Б/965АБ/965АР - инвалидная модификация, предназначенная для людей с поврежденными ногами и здоровыми руками.

965П - пикап для внутризаводского использования. Вообще, целесообразность создания пикапа на базе заднемоторной машины весьма сомнительна. Создаваемый по обходной технологии, он не имел ни боковой, ни задней двери.

965С - автомобиль для сбора писем с правым расположением руля и заглушками вместо задних окон.

В 1963 автомобиль первый раз серьезно модернизируют и начинают устанавливать 27-сильный (против 22 у предыдущей модели) двигатель МеМЗ-965, а также проводят фейслифтинг передка.

В 1963-ем же году на экраны страны выходит первая советская «пляжная» комедия «Три плюс два». Лирическая и беззаботная лента с загорелыми героями, блестящими автомобилями и ресторанами на берегу моря по началу сильно не понравилась сильным мира сего от кино. Мол, как так: в кадре советские люди полтора часа ничего не делают! Пускаются в автомобильные погони, читают западные «дюдюктивы» и вьют любовные интриги. Подобный скептицизм, впрочем, не помешал фильму на просмотрах в кинозалах страны собрать 35 миллионов человек… Однако для нас картина ценна прежде всего 966-ым Запорожцем в роли второго плана, а также крылатой фразой Андрея Миронова: «Консервная банка системы Запорожец».

Кстати, последующий за фразой диалог кажется лишенным смысла:

— Консервная банка системы «Запорожец»!
- Новой марки?
- Старье!

О какой новой марке спрашивал дипломат Вадим ветеринара Романа – остается загадкой, т.к. к 1963 году модель ЗАЗ-966 ещё не выпускалась. Можно лишь предположить, что два друга посещали ВДНХ, где ежегодно выставлялась новые концепты «зреющего» 966-ого…

Меж тем, объективно говоря, ЗАЗ-965 был изначально моделью уже устаревшей: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю – у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Кстати, ФИАТ – 600 тоже в свое время «снялся в кино», и не у кого-нибуть, а у самого маэстро Фредерико Феллини. Именно белый Фиат стал первым автомобилем одного из второстепенных героев в ленте «Ночи Кабирии» 1957 года.

Кстати, такой спорный элемент конструкции, как навешанные на средних стойках двери, был вызван необходимостью повысить удобство эксплуатации машины для инвалидов, «целевой аудиторией» которых отчасти и являлся. Вообще, автомобиль изначально проектировался максимально ремонтопригодным, простым по конструкции и проходимым. Например, двигатель можно было извлечь из моторного отсека вдвоем, а передние и задние стекла были взаимозаменяемы.

В Киеве, возле здания автодорожного техникума на метро Лыбедская, установлен памятник «965-ому».

Историческая справка: Запорожский завод Коммунар имеет давнюю историю. Он был основан в 1863 году (что интересно, через два года после отмены крепостного права) голландцем Абрагамом (Авраамом) Коопом и специализировался на производстве сельхозтехники. В 1923 году бывший завод Коопа был национализирован и переименован в Коммунар. Сохранив магистральное направление деятельности, завод перепрофилировался на выпуск более современной продукции – комбайнов и тракторов. В 1961 году завод переименовывают в Запорожский Автомобильный Завод и на нем разворачивается выпуск автомобильной продукции.

В 1966 году завод приступает в выпуску новой модели запорожца – ЗАЗ-966. Вокруг дизайна этого автомобиля до сих пор не утихают споры. Многие указывают на очевидное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Однако, основополагающая идея в дизайне Принца – а именно опоясывающая горизонтальная поясная линия – в свою очередь является элементом стайлинга Американского Chevrolet Corvair 1960 года. Кстати, столь привычный нам «Запор» мог выглядеть и гораздо смелее, о чем свидетельствуют поисковые прототипы тех лет. Однако вычурные передние крылья, ниспадающая крыша и обилие хрома очень быстро сделали бы автомобиль морально устаревшим, а частная смена или обновление главной модели были невозможны по целому ряду причин. Возможно, именно по- этому на производство был поставлен более «спокойный» внешне вариант. Конструктивно же он мало чем отличался от своего предшественника и оснащался с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В - 887 куб.см, 27 л.с.).


Один из первых прототипов «966-ого». 1961 год. Чувствуется сильное влияние американской школы дизайна


Ещё один из поисковых прототипов. Передок выполнен не таким вычурным


А этот вариант сильно напоминает вазовскую «копейку» оформлением передка


«Первоисточник»: Chevrolet Corvair 1960 года


NSU Prinz 4


Серийный ЗАЗ-966


ЗАЗ -968 выпускался с 1972 года. Отличался в том числе введением фонарей заднего хода. Перед нами, однако, вновь экспортная модификация

Полномасштабное же производство ЗАЗ-966 с собственным силовым агрегатом (1198 куб.см, 41 л.с.) началось позже, в 1967 году. Впрочем, 1,2-литровых моторов на все автомобили не хватало, и часть машин даже следующей, «968-й», модели снабжали 30-сильным двигателем, ведущим свою родословную напрямую от мотора ЗАЗ-965 и даже по тем временам не обеспечивавшим необходимой динамики.

Ниже представлена видеозапись новостей тех лет, посвященная поступлению в продажу нового ЗАЗа-966

Однако мне представляется более интересным поговорить не о самом «966ом», а о модификациях, которые предполагалось выпускать на его базе и которые так навсегда и остались концептами.

В 1962 году, с учетом накопленного на модели ЗАЗ-970 опыта, «Коммунар» представил целое семейство легких автомобилей 970-го семейства (все колесной формулы 4х2), среди которых был и цельнометаллический фургон ЗАЗ-970Б. Внешний вид всего семейства разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля (понятия «дизайн-центр» тогда еще не существовало) под руководством Юрия Викторовича Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Петрович Мурашов (еще работая на ЗМА, он участвовал в создании «Москвича-444»). Автомобили комплектовались форсированным до 27 л.с. двигателем от ЗАЗ-965А (располагался сзади) и стандартной коробкой передач. Помимо этого, автомобили унаследовали от ЗАЗ-966 независимую подвеску всех колес: переднюю торсионную на продольных рычагах и заднюю пружинную.


ЗАЗ-970. 1961 год


ЗАЗ-970Б. 1962 год


Фургоны ЗАЗ-970Б имели перегородку между салоном и грузовым отсеком. Полезный объем грузового отсека составлял 2,5 куб.м. Грузоподъемность машины составляла 350 кг с водителем и пассажиром. Заднемоторная компоновка 970-го семейства обусловила своеобразие доступа к грузу в кузов фургона - грузовые двери располагались по обеим сторонам кузова. Кроме того, в некоторых источниках есть упоминание о еще одной вспомогательной дверце сзади, над мотором. Стоит также отметить, что в силу V-образной конструкции двигателя, он «горбом» выступал в кузов, отчего грузовая площадка не была ровной по всей площади пола.


Пикап ЗАЗ-970Г «Целина». 1962-1964 года


Полноприводный ЗАЗ-971. 1962 год
Вскоре после создания опытного грузовика ЗАЗ-970, в 1962 году на заводе «Коммунар» был построен полноприводный автомобиль ЗАЗ-971 c тентованным верхом, также выполненный на агрегатах ЗАЗ-965А и ЗАЗ-966. Автомобиль имел заднее расположение силового агрегата. Всего был построен один автомобиль с таким кузовом. Впоследствии на заводе велись работы по созданию полноприводных модификаций автомобилей 970-го семейства на базе конструктивных решений, отработанных на ЗАЗ-971.

В 1969 году на экраны страны выходит мультфильм «Крокодил Гена» о крокодиле, работающим, как ни странно, африканским крокодилом в зоопарке. Дети очень радуются новому, необычно поставленному кукольному мультфильму, а взрослые переименовывают «Запор» в «Чебурашку» за характерную форму «ушей-воздухозаборников»

В 1972 году появляется ЗАЗ-968
В 1973 он модернизируется до версии ЗАЗ-968А
В 1974-м увидела свет его своеобразная «люксовая» модификация ЗАЗ-968А Улучшилась активная (тормоза) и пассивная (ремни безопасности и энергопоглощающая рулевая колонка) безопасность. В салоне стало меньше хрома и больше пластика. Новая пластмассовая передняя панель прикрыла архаичный голый металл. Вместо старых сидений поставили новые, более удобные, от «Копейки» ВАЗ-2101. Обе модели выпускались паралельно до середины 1979 года.
В 1979 ему на смену приходит ЗАЗ-968М, который с незначительными изменениями выпускался до конца производства этой модели.

Модификации ЗАЗ-968М в целом повторяли модели предыдущих лет выпуска, а на базе бракованных кузовов по-прежнему, выпускались пикапы для внутрезаводских служб. Впрочем, встречалась информация, что до 1994 года такие автомобили выпускались и по заказам.

Маленький автомобиль большой страны: Запорожец


Экспериментальный ЗАЗ-968М. Обращают на себя внимание «облагороженные» колеса. В серию такие не пошли.
С точки зрения изменений в дизайне конструкторы пошли по классической для тех лет схеме рестайлинга: постепенно автомобиль терял первоначальные хромированные декоративные элементы, а их место занимали пластиковые или резиновые. В ходе модернизаций Запорожец утратил и знаменитые уши и характерную хромированную планку на передке, называемые «Крылья Советов», а округлые повторители поворотов и фонари сменились на квадратные и прямоугольные соответственно. Мощным и современным двигателем за всю свою долгую конвейерную жизнь автомобиль так и не обзавелся. И Даже на версию 968 М иногда ставились слабенькие 30 – сильные моторы, хотя 41 и даже 50-сильный моторы уже выпускались.

С начала семидесятых Запорожский Автомобильный Завод предпринимает попытки создать новый переднеприводный автомобиль Перспектива (названия Таврия закрепится много позже), но все эти попытки будут безуспешными вплоть до 1988 года. Впрочем, создание Таврии – это уже другая эпоха и тема одного из наших следующих обзоров.

Всего за время производства Запорожцев было выпущено около трех миллионов экземпляров, что для страны с почти трехсотмиллионным населением (по данным на 1991 год) конечно не много. Тот же ФИАТ-600, выпускавшийся с 1955 до 1969 год – т.е. 14 лет, разошелся тиражом в 2 600 000 экземпляров, при этом к 1970 году население Италии составляло около пятидесяти трех миллионов человек. По-настоящему народным «Запорожец» не стал. Ни старания Никиты Хрущева, ни безусловный энтузиазм коллектива предприятия не смогли совершить чудо там, где этого чуда не ждали. Красноречивее всего о неудачах своего родного предприятия говорит испытатель Иван Кошкин:

…У нас же же на гениев работала вся страна, но только в одной области – оборонной.

И все же, перед огромной частью советских автолюбителей Запорожец свою задачу выполнил - стал первым автомобилем, приобщил к иной культуре передвижения и образу жизни. Говорят, что в 1972 году студент ЛГУ Володя Путин выиграл в лотерею свой первый автомобиль - это был именно ЗАЗ-966. «Вброс» это или правда, мы конечно, едва ли узнаем - однако, во многом «Ушастик» действительно был первым и если бы ему чуть-чуть повезло, обязательно бы стал самым народным авто

Вся история «Запорожца»

5 (100%) 1 голос[а]

ЗАЗ (Запорожский автомобильный завод) - это ведущее предприятие автомобильной промышленности в Украине. Основанное еще в 1898 году предприятие и по сей день радует нас все новыми модельными рядами ЗАЗ.

В 1964 году после окончания войны, и затяжного послевоенного периода запускает на конвейер свой лучший автомобиль с патриотичным и характерным названием «Запорожец». В 1980 году была представлена последняя из всех модификаций «Запорожцев» – модель 968М.

Автомобиль ЗАЗ становится самым доступным авто для всего советского населения. Выпуск «Запорожца» будет происходить практически до конца 1994 года, что станет легендарным, так как ни одно авто в Украине не будет выпускаться и продаваться так долго.

В 1970 году запорожские инженеры и автомобильные конструкторы начали новый проект. Началось создание модели Таврия. Целых семь лет ушло у конструкторов Запорожского автомобильного завода на создание этого модельного ряда, так как каждый раз прототип авто имел очень много недостатков. Но уже в 1978 году автомобиль был запущен в производство и продажу. А в 1988 году модель Таврия поставили на конвейерное производство.

Форца – новая, улучшенная версия своего предшественника лифтбека Chery A13. Эта модель была произведена для того чтобы сменить старую модель автомобиля 1103 Славута. Первый раз автомобиль показали на Запорожском Автомобильном Заводе в 2012году.

Дизайн автомобиля был разработан и введен в производство одним из лучших итальянских дизайнеров, сотрудничающих с ЗАЗ. Модель Форца предлагает нам в трех разных комплектациях. Производство комплектующих на данный автомобиль делят между собой Украина и ее партнер по автомобилестроению Китай. Китай изготавливает внешнюю часть, то есть кузова. А Украина производит всю внутреннюю часть, то есть салон. Производство двигателей для Форца происходит на заводе в городе Мелитополь, Украина.

Ланос T150- седан B-класса с механической коробкой передач, элегантное и динамичное авто, которое производят на ЗАЗ. Это надежный, комфортный автомобиль, в котором есть все, что вам может понадобиться. Он малогабаритный, но при этом очень вместительный, удобный и достаточно функциональный. Ланос T150 потребует от вас минимальной сложности управления, автомобиль очень просто в эксплуатации. Ланос T150 – это хорошее решений и выбор для тех, кто хочет приобрести надежный, безопасный автомобиль, с прекрасными ходовыми качествами.

Если вы решили его приобрести то стоит сказать, что на российском автомобильном рынке модель Ланос T150продают под маркой Chevrolet Lanos и Chance.

Славута - это автомобиль, созданный совместным сотрудничеством украинского и корейского производства, который представляет собой «семейный» автомобиль. Автомобиль соединяет в себе все нужные качества хорошего семейного авто. Это, конечно, безопасность, надежность, качество, легкость в эксплуатации и прекрасные ходовые качества. Так как Славуту выпускают с пятью дверьми, то посадка пассажиров очень свободна, так же как и доступ к багажному отделению автомобиля. Модель Славута обладает большим для своего модельного ряда багажникам, что очень радует автолюбителей отечественного автопрома. Салон вашего авто будет выполнен с помощью лучших полимерных металлов, а цветовая гамма салона вызывает чувство домашнего уюта и комфорта. Все что надо при хорошей поездке. Славута – это лучший выбор для тех, кто ценит малогабаритность, экономичность, комфорт и безопасность.

Zaz Chance – это бюджетный автомобиль с передним приводом. Его выпуском занимается Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ). На выбор покупателей предоставляется в варианте седан и хэтчбек. Такое название машина получила для российского потребителя. Украинским покупателям он известен под названием ZAZ Lanos. Еще автомобиль популярен как Chevrolet Lanos и Daewoo Lanos. У себя на родине, на Украине, Ланос является бесспорным лидером по продажам, причем уже последние пять лет. История модели берет свое начало в 1997 году. Весь модельный ряд ЗАЗ .

Внешний вид

С 2009 года, россиянам стала доступна модель ЗАЗ Шанс. За эти года, автомобиль не претерпел больших изменений. Если брать современные мерки, то, понятное дело, внешность Chance является немного скучноватой. Модель получила округленные формы кузова, которые по стилю сходятся с капле подобными передними и задними фарами.

Внешность шагнула вперед, делая ZAZ автомобилем более современным. Кузов из цельного метала, несущего типа. Выглядит симпатично, а подгонка кузовных деталей и панелей на неплохом уровне. 17-ти миллиметровый клиренс позволяет без труда «проглатывать» легкие ямы и выбоины. В комплекте идут небольшие колеса R13-R14.

Интерьер

ZAZ Chance приобрели немного другие кресла. Теперь сидения обладают боковой поддержкой. А вот рулевое колесо до сих пор не имеет никаких регулировок ни по вылету, ни по высоте. Объективно говоря, в машине не так много свободного пространства и поэтому рослым людям и за рулем, и на пассажирских сидениях может быть не сильно комфортно.

Вся передняя панель изготовлена из твердого пластика, как и обшивка передних карт. Панель вылита из монолитного куска, что отбрасывает всякие скрипы, отсутствующие даже на авто с пробегом. В базовой версии зеркала регулируются вручную и отсутствуют электрические стеклоподъемники. Отправившись на задние сидения можно заметить, что тут тесновато и по высоте, и в коленах.

Но двое людей среднего роста и размеров будут чувствовать себя вполне уютно. Водительское сидение не регулируется по высоте, а только по длине. Органы управления получили свое логичное место размещения. Порадовали дополнительные, для задних пассажиров воздуховоды, что, несомненно, делает ему комплимент.

Хотя багажник не является одним из самых больших в классе, как, например, у



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков