Причина попадания воздуха в систему охлаждения двигателя. Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения: расскажем и покажем

Причина попадания воздуха в систему охлаждения двигателя. Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения: расскажем и покажем

Откуда берется воздух в системе охлаждения если все хомуты хорошо затянуты, уровень антифриза всегда в норме, протечек нет, термостат и помпа работают отлично.

Думаю причина в том, что с радиатора сделан пароотводный патрубок в бачек расширителя, вот там и образуется воздушная пробка. Радиатор остывает быстрее и теплый антифриз с раширительного бачка начинает испарять воздух в систему. Вниз гнать воздух выдавливая антифриз в бачке сил много надо, а вот обратно под давлением гнать воздух в радиатор и создавать пузыри в верхних патрубках системы - это весьма вероятно с легкостью получается.

Как происходит завоздушивание СОД при обычной эксплуатации автомобиля с нормальным уровнем ОЖ, плотно затянутыми хомутами, герметичными радиаторами и исправной пробкой РБ?

Взглянем на рисунок СОД на фото 2. Пароотводящий шланг №6 никогда не бывает полностью заполнен ОЖ. Если бы он был прозрачным, то мы бы увидели в процессе работы ДВС, что внутри него участки с жидкостью чередуются с участками воздуха. Установиться жидкости на определённом уровне мешает поверхностное натяжение. К тому же, у нашего РБ отметка уровня «MAX» находится на примерно 60мм выше штуцера пароотвода радиатора двигателя №11. При охлаждении ДВС, а следовательно и залитой в него ОЖ, происходит затягивание атмосферного воздуха в верхнюю часть радиатора, откуда он посредством подводящего шланга №9, имеющего небольшой наклон, попадает в термостат. По утру мы включаем ДВС, помпа которого напором ОЖ завлекает попавший воздух в радиатор отопителя через подводящий шланг №2 и в ДВС через шланг подводящей трубы №3. Но не подумайте, что прямо на следующий день с утра Вы получите проблему с СОД. Нет. Это происходит постепенно, день за днём, и зависит от уличной температуры. Первым делом мы слышим разные звуки из под панели приборов. Водопад, бульканье, перелив воды, журчание… В холодный период времени года к этому добавляется снижение теплопроизводительности радиатора отопителя. В салоне холодно. И лишь когда температура ДВС «ползёт» по доске приборов к красной зоне, а вентиляторы радиатора ДВС не смолкают долгое время, мы начинаем чесать затылок. Хуже всего, если о проблеме с СОД мы узнаем по клубам пара из под капота.

Из этой ситуации я нашел такой выход - нужно чтобы пароотводный патрубок утонул в антифризе на дне бачка расширителя. Взял систему от медицинской капельницы, запихал иглу с трубкой от капельницы в патрубок расширителя, далее этот патрубок с трубкой внутри от капельницы надел обратно на бачок и захомутал. Все, теперь обратное давление сверху в систему через радиатор никак не сможет создастся, обратного хода воздуху в радиатор нету.

Как сделать водяной затвор?
фото 3
Отрезаем гдето 15-20 см трубки от капельницы. На один конец надеваем наконечник от иголки. Как можно сильнее н ягиваем трубку на штуцер от иголки. Иголку саму можно изначально отломать. Далее всю эту конструкцию заталкиваем в штуцер расширительного бачка, и отрезаем лишнюю часть штуцера иголки, как показано на фото. Чтобы шланг капельнцы протолкнулся в 90 градусный угол в РБ нужно конец трубки подрезать на скос - так легче он там протолкнется. Далее надеваем патрубок РБ и хомутаем его. Всё, водяной затвор сделан, обратного хода воздуху из РБ в радиатор нет.

Система охлаждения двигателя автомобиля требует к себе повышенного внимания как в теплое время года, так и в зимний период. Поэтому правильное и своевременное техническое обслуживание охлаждающей системы поможет вам избавится от множества проблем с машиной, возникающих чаще всего из-за несоблюдения элементарных правил.

Автомобильная система охлаждения имеет достаточно сложное устройство, надежная работа которого возможна только при исправности всех её узлов и агрегатов. В идеале, техническое обслуживание системы должно сводиться всего к двум пунктам:

  1. Промывка – инструкция по промывке системы охлаждения двигателя ;
  2. Замена охлаждающей жидкости – инструкция по замене антифриза .

Но идеальных условий не бывает, поэтому в процессе эксплуатации автомобиля важно следить за герметичностью охлаждающей системы и за тем, что вы в неё заливаете. В этой статье мы расскажем на что нужно обращать внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для предупреждения возникновения неисправностей.

Подробно о том, как работает система охлаждения двигателя в автомобиле и об особенностях ее обслуживания смотрите видео внизу страницы.


Для начала давайте вспомним, что залито в вашу систему охлаждения? Еще не так давно можно было довольно часто встретить автомобили с водой в системе охлаждения двигателя вместо антифриза. К счастью, в наши дни применение воды в качестве охлаждающей жидкости стало скорее исключением из правил. Обычно ее используют в аварийных ситуациях, когда что-то в систему залить нужно, а антифриза под рукой нет.

Если сравнивать характеристики воды и специальной охлаждающей жидкости (антифриза), то последняя имеет массу преимуществ – это и более высокая температура кипения, и низкая температура замерзания, и наличие в составе смягчающих и антикоррозионных присадок, предотвращающих образование накипи и ржавчины в системе охлаждения двигателя.

С этим вопросом мы определились – никакой воды в системе охлаждения двигателя! Но стоит иметь в виду, что долговечность работы системы во многом зависит и от качества охлаждающей жидкости. Не стоит покупать первую попавшуюся канистру с надписью "Антифриз" или "Тосол", отдавать предпочтение нужно только продукции надежных производителей, имеющих все необходимые сертификаты.

Большинство поддельных жидкостей содержат в своем составе агрессивные кислоты, которые со временем разъедают не только детали охлаждающей системы, но и приводят к появлению "раковин" даже в головке блока цилиндров двигателя! Поэтому экономить на антифризе мы вам не советуем.

Очень подробно о видах автомобильных охлаждающих жидкостей, об их отличии друг от друга, и о том, как выбрать антифриз для своего автомобиля мы писали в этой статье , настоятельно рекомендуем ознакомиться!

Также одним из важных критериев качества охлаждающей жидкости является наличие в её составе специальных флуоресцентных добавок, которые помогают обнаруживать течи в системе охлаждения двигателя. Так как система должна быть герметичной, то течи в ней недопустимы.

Проверка системы охлаждения на герметичность


Проверка системы охлаждения двигателя на герметичность – очень важный этап в её обслуживании. Дело в том, что в герметичной системе антифриз кипит при температуре 130 °С, а в обычных условиях он закипает всего при 108 °С. Поэтому малейшая трещина, например, в радиаторе охлаждения, резиновом шланге или в расширительном бачке, нарушает герметичность и двигатель закипает.

Облегчить поиск микротрещин в системе охлаждения двигателя помогают специальные флуоресцентные добавки, входящие в состав современных антифризов – благодаря им он светится в лучах ультрафиолетовой лампы.

Но, к сожалению, далеко не у каждого автолюбителя есть такая лампа. Поэтому в процессе технического обслуживания системы охлаждения двигателя рекомендуем придерживаться нескольких простых правил:

  1. Для проверки уровня жидкости на расширительном бачке имеются отметки MIN и MAX. При холодном двигателе уровень антифриза должен находиться между этими двумя отметками.
  2. Если в расширительном бачке уровень охлаждающей жидкости постоянно снижается, то это свидетельствует об её утечке, то есть о нарушении герметичности системы охлаждения двигателя.
  3. Внимательно осмотрите ваш радиатор и патрубки на отсутствие течей и подтёков, при необходимости подтяните соединительные хомутики и убедитесь в том, что крышка радиатора закрыта до упора.

Наличие воздуха в автомобильной системе охлаждения (так называемые, "воздушные пробки") также способно нарушить её работу. Ниже мы раскроем вам самый простой способ, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя .

Наличие воздуха в системе охлаждения проверяется следующим образом:

  • Откройте крышку расширительного бачка,
  • Включите обогрев салона на полную мощность и дайте мотору поработать на холостых оборотах две-три минуты,
  • Если в системе охлаждения есть воздух, то в расширительном бачке появятся пузырьки.

Для того, чтобы удалить воздух из системы охлаждения двигателя, автомобиль нужно поставить под наклоном, таким образом, чтобы "передок" был немного "задран" к верху. Далее последовательность действий будет следующей:

  1. Откройте крышку радиатора и заведите машину.
  2. Включите печку и дайте поработать двигателю несколько минут, чтобы воздух мог выйти из ситемы.
  3. После этого мотор можно заглушить и пробку радиатора закрыть.

А теперь давайте рассмотрим еще несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для профилактики появление неисправностей или их устранения.

На что следует обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя


Чтобы предупредить неисправности системы охлаждения двигателя, необходимо регулярно выполнять следующие операции по ее техническому обслуживанию:

  • Проверка плотности охлаждающей жидкости . Плотность антифриза проверяется ареометром. При повышенной плотности, разбавьте вашу жидкость дистиллированной водой, а при пониженной – аналогичной охлаждающей жидкостью.
  • Натяжение приводного ремня . Одной из самых распространенных причин перегрева двигателя автомобиля (особенно с механическим приводом вентилятора) является слабое натяжение приводного ремня. Пробуксовка ремня снижает производительность помпы и, соответственно, скорость вращения крыльчатки.
  • Чистка системы охлаждения двигателя . Также не забывайте проверять внешнее состояние мотора и радиатора. И радиатор, и двигатель нуждаются в регулярной чистке, так как грязь и мусор мешают нормальному охлаждению мотора. Зачастую радиатор забивается грязью, пылью, тополиным пухом и прочей гадастью. Весь этот мусор легко устраняется сильной струей воды или мощным пылесосом. Потёки масла на двигателе и прилипшая к ним пыль также должны регулярно смываться.
  • Проверка термостата . Важным элементом системы охлаждения является термостат, благодаря которому поддерживается оптимальная рабочая температура мотора, а также быстрый прогрев двигателя сразу после запуска. Подробно о том как устроен автомобильный термостат и методах его диагностики мы писали в статье об устройстве и принципе работы автомобильного термостата .
  • Вентилятор системы охлаждения двигателя . Еще один элемент, требующий внимания при уходе за системой охлаждения двигателя – это вентилятор. На большинстве современных автомобилей установлены электрические вентиляторы охлаждения, которые управляются термоэлектрическим датчиком, вкрученным в радиатор. При достижении заданной температуры контакты датчика замыкаются, и вентилятор начинает работать, охлаждая поверхность радиатора.

Если при нагревании двигателя вентилятор не включается, то причина этого может крыться в датчике температуры. Работоспособность датчика определяется очень просто, для этого нужно просто замкнуть его контакты:

  • если вентилятор заработал, значит неисправен датчик,
  • если нет – причина или в электродвигателе вентилятора, или в электрической цепи его питания.

Видео об особенностях обслуживания системы охлаждения двигателя

Система охлаждения каждого автомобиля достаточно сложное устройство с множеством различных узлов, входящих в ее состав. И самой распространенной неисправностью является воздушная пробка. В данной статье речь пойдет именно про эту поломку, причины ее возникновения, последствия, способы устранения, а также про профилактические действия.

Следить за состоянием системы охлаждения нужно также тщательно, как и за самыми важными системами авто. Фото: lr-club.com

Что такое воздушная пробка и симптомы проявления

Некоторые начинающие автомобилисты очень часто слышали такое выражение «воздушная пробка», но не все знают, что это такое и опасна ли она для работы автомобиля. Воздушная пробка – это попадание воздуха в систему циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). В следствие возникновения такой неисправности нарушится правильная циркуляция ОЖ по системе, что в дальнейшем может привести к дорогостоящему ремонту.

Основные симптомы проявления завоздушенности следующие:

  1. Отсутствие тепла в салоне автомобиля. В связи с тем, что воздух попал в систему охлаждения, отсутствует подача ОЖ в радиатор отопителя, а, стало быть, отсутствует тепло.
  2. Перегрев двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Если система завоздушена, то ОЖ не может спокойно перемещаться и вследствие этого происходит перегрев мотора. Определить это можно по индикатору температуры, который расположен на приборной панели;
  3. Снижение мощности двигателя.

При обнаружении таких дефектов следует провести осмотр всех компонентов, входящих в систему.

Теперь стоит рассмотреть причины, по которым происходит такая проблема.

Причины завоздушенности системы охлаждения

Существует достаточно много причин, по которым воздух может попасть в систему охлаждения, но стоит рассмотреть самые распространенные:

  1. Повреждение прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). Если прокладка ГБЦ повреждена, тогда возможна утечка ОЖ, проявляться это будет следующим образом: бурление в расширительном бачке, попадание жидкости в масляный поддон, а также белый пар из глушителя.
  2. Разгерметизация насоса водяного (помпы). В случае разгерметизации помпы она может подхватывать воздух и далее образуется воздушная пробка.
  3. Разгерметизация элементов системы охлаждения. Воздух в систему может попасть через нарушение герметизации в местах соединения патрубков, штуцеров и трубок. В то время, как по патрубку или трубке будет проходить ОЖ, в месте повреждения возможен подсос воздуха извне.
  4. Поломка крышки расширительного бачка.

    Пробка расширительного бачка работает по принципу клапана и стравливает избыточное давление. В случае ее поломки происходит обратный процесс и она начинает закачивать воздух в систему.

  5. Повреждение радиатора.

Еще одна распространенная причина появления воздушных пробок — попадание воздуха в систему во время замены или доливки ОЖ.

К чему может привести воздух в системе охлаждения


Последствия могут быть разными, от незначительных до критических, все будет зависеть от того, в какой момент автомобилист обнаружил неисправность. Фото: mail.ru

Из незначительных последствий можно отметить следующие:

  • выход из строя различных датчиков. В результате поломки датчиков будут поступать некорректные данные о работе автомобиля;
  • частичное или полное отсутствие тепла в салоне автомобиля;
  • повышенный расход топлива;
  • увеличенный износ деталей ДВС.

Если вовремя не обнаружить и не устранить воздух в системе охлаждения, это может привести к поломке ДВС.

Материалы и жидкости при нагревании расширяются, если будет отсутствовать должное охлаждение, то это может привести к видоизменению узлов двигателя, и как следствие к гибели мотора. А далее к дорогостоящему и по времени затратному ремонту. Теперь необходимо рассмотреть способы, которыми устраняется воздушная пробка.

Методы устранения воздушной пробки

Существует несколько способов, благодаря которым устраняется воздушная пробка в системе охлаждения. Все они достаточно просты и нет необходимости посещения станции технического обслуживания.

Первый способ выглядит следующий образом:

  • снимается пластиковая защита;
  • далее следует с помощью отвертки ослабить крепление хомута и снять верхний или нижний патрубок дроссельной заслонки;
  • затем откручивается пробка бачка расширительного и на горловину кладётся чистая ветошь;
  • теперь со всей силы нужно подуть в расширительный бачок, выполнять процедуры следует до тех пор, пока из снятого патрубка не польется ОЖ;
  • установить патрубок обратно на место и затянуть хомут, а также поставить защиту на место.

Второй способ:

  • передними колеса заехать на подъем или эстакаду таким образом, чтобы верхней точкой в системе охлаждения стала крышка радиатора;
  • выкрутить крышки с расширительного бачка и радиатора охлаждения;
  • завести двигатель и довести до рабочей температуры 90 градусов;
  • далее следует погазовать и постепенно доливать ОЖ в расширительный бачок. Доливку осуществлять до тех пор, пока в бачке не перестанут выделяться пузыри.

Третий способ.

  • необходимо довести двигатель до рабочей температуры в 90 градусов и заглушить мотор;
  • теперь с помощью отвертки ослабляется хомут крепления патрубка дроссельной заслонки, и непосредственно снимается сам патрубок;
  • далее следует ждать до тех пор, пока из патрубка не выйдет весь попавший в систему воздух, как только побежит ОЖ, следует быстро его одеть на место.

Такими способами можно своими руками избавится от воздушной пробки. Стоит отметить, что из всех методов первый является на 100% эффективным.

Также, если следовать некоторым простым правилам, о которых речь пойдет ниже, можно избежать возникновения неисправностей с системой охлаждения.

Видео-инструкцию по развоздушиванию системы охлаждения вы найдете здесь:

Что снизит риск возникновения воздушной пробки

Если придерживаться правил эксплуатации автомобиля, то можно существенно снизить риск возникновения воздушной пробки в машине. Выглядят эти рекомендации следующим образом:

  • соблюдение предписаний сервисной книжки по прохождению технического обслуживания (ТО);
  • проверка уровня охлаждающей жидкости не реже чем раз в месяц;
  • заливать только рекомендуемую и качественную ОЖ. Очень часто если используется некачественная ОЖ, то происходит завоздушивание системы.

Итог

Пришло время подведения итогов. Система охлаждения в каждом автомобиле играет главную роль для обеспечения нужного охлаждения и поддержание нужной температуры ДВС, а также отвечает за обогрев салона. Если вовремя проводить плановое ТО и следить за уровнем ОЖ, то проблем в работе двигателя не будет возникать. Ведь если вовремя не заметить и не устранить завоздушивание системы, то это может привести к серьезным проблемам, в некоторых случаях к капитальному ремонту ДВС.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков