Возбуждение генератора ваз 2108. Схема подключения генератора в автомобилях ваз

Возбуждение генератора ваз 2108. Схема подключения генератора в автомобилях ваз

Автомобиль как живой организм - все его детали требуют за собой бережного ухода и аккуратного обращения. Но, как и человеческий организм, машина иной раз дает «сбои».

Выход из строя электрического генератора может доставить массу проблем автовладельцу, но в его ремонте нет ничего сложного, и уж тем более, нет ничего такого, с чем бы не справился мужчина.

Итак, сегодня мы будем ремонтировать электрогенератор.

Генератор в автомобиле служит для выработки электрической энергии, и осуществляет электропитание аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться, и машина будет ехать ровно столько, на сколько хватит заряда аккумулятора.

Электрогенератор расположен под капотом автомобиля и приводится в действие ременной передачей. Причиной поломок генератора являются следующие неисправности : выработка щеток генератора, неисправность реле зарядки, выход из строя диодного моста генератора, заклинивание подшипников роторного вала генератора.

Проверка генератора ВАЗ 2108-21099, для выявления неисправностей:

  1. Присутствие посторонних шумов при работе - вероятный износ подшипников вала генератора.
  2. Недостаточное напряжение на «выходе» генератора - износ щеток или недостаточное натяжение ремня.
  3. Увеличение и снижение напряжения на «выходе» также может быть следствием неисправности диодного моста генератора.

Для первичной диагностики неисправностей - достаточно проделать следующие процедуры:

  • Проверить, вольтметром, напряжение на клеммах аккумулятора. При работающем двигателе и исправном генераторе напряжение на аккумуляторе должно варьироваться от 13,8 до 14,5 вольт.
  • При включенном двигателе прислонить ладонь к корпусу генератора и выявить вибрацию. При увеличенном износе подшипников вала вибрация, передаваемая на корпус генератора, будет более чем ощутима, спутать ее, с чем-либо, будет очень трудно.
  • Проверка натяжения ремня генератора: при выключенном двигателе необходимо надавить на ремень - его прогиб под пальцем не должен быть больше 1 - 1,5 см.

Практическая часть - снятие генератора, его разборка, ремонт и установка на место

В связи с тем, что генератор расположен под капотом автомобиля, двигатель необходимо заглушить, руль вывернуть вправо, до упора и открыть капот. Электрогенератор на автомобилях ВАЗ 2108 - 15 установлен перед двигателем, в нижнем левом углу подкапотного пространства, между двигателем и радиатором охлаждения.

Перед демонтажем генератора необходимо отсоединить «массу» от аккумулятора, т.е. минусовый контакт.

Перед снятием самого генератора, дабы не делать лишнюю работу, снимаем реле зарядки с корпуса генератора и проверяем выработку щеток генератор. Реле зарядки установлено в задней части корпуса генератора, и крепится к нему двумя болтами. Для откручивания их Вам понадобится «крестовая» отвертка. При откручивании болтов, будьте аккуратны и не уроните их на защиту картера, иначе достать их оттуда будет одной большой проблемой.

Для снятия реле необходимо отсоединить провод, контакт в виде «мамы». После снятия реле зарядки и визуального осмотра щеток - принимаем решение о приобретении нового реле регулятора напряжения генератора или обратной установки демонтированного, в зависимости от износа щеток. Для их нормальной работы необходима длина щетки не менее 4 см. Теперь приступаем непосредственно к снятию электрогенератора с двигателя.

  1. Отсоединяем провода от генератора - как правило, они красного цвета и состоят из двух групп проводов, красного цвета. Одна группа состоит из двух проводов и крепится гайкой к болту, на задней стенке генератора. Другая группа состоит из одного провода и соединяется с клеммой генератора, посредством контакта «папа-мама», так же на задней стенке генератора.
  2. Для снятия генератора с двигателя необходимо открутить две гайки и один болт, в следующей последовательности: откручиваем гайку, крепящуюся к планке натяжителя ремня генератора (в верхней части генератора), отвинчиваем болт крепления планки натяжителя к блоку двигателя и снимаем ее. Последним этапом является отвинчивание гайки от болта, крепящего кронштейн генератора к блоку двигателя.
    • Кронштейн крепления генератора расположен в нижней части блока двигателя, непосредственно под генератором. После отвинчивания этой гайки необходимо снять ремень генератора со шкива самого генератора.
    • Болт крепления генератора следует выдавить влево, из кронштейна, до его упора в корпус кузова или в грязевую защиту генератора.
    • Со стороны правого колеса необходимо открутить два винта, крепящие пылевую защиту генератора к кузову автомашины.
    • В случае если болт крепления генератора будет по-прежнему упираться в какие либо детали кузова, Вам следует надавить на двигатель одной рукой, и одновременно с этим вытащить болт, другой рукой.

Теперь Ваш генератор отсоединен от двигателя полностью, и можно приступать к его разборке и ремонту.

Разборка электрогенератора

При разборе электрогенератора необходимо иметь «под рукой» две важные вещи: съемник подшипников и тиски. Это значительно упростит и ускорит Вашу работу. Гаечным ключом на «19» отвинчиваем гайку от роторного вала, которая закрепляет крыльчатку на валу.

Для этого Вам необходимо одной рукой придерживать непосредственно крыльчатку, а другой рукой отвинчивать гайку, против часовой стрелки. Придется затратить определенные усилия, разумеется, но эту гайку нужно отвинтить. Крыльчатка генератора закреплена на валу шпонкой, и после снятии крыльчатки с вала необходимо удалить эту самую шпонку.

Важно : Вам следует запомнить расположение распорных шайб и гаек на роторном валу, при их демонтаже. Каждый тип генераторов имеет свои особенности по их расположению, вне зависимости от того, что и как указано в инструкциях и книжках по ремонту автомобилей. Запомните, а лучше зарисуйте, как такие шайбы установлены на Вашем генераторе.

Теперь мы переворачиваем генератор задней крышкой вверх, и откручиваем гаечным ключом на «8» четыре гайки. Вытаскиваем освободившиеся четыре шпильке и освобождаем лицевую часть корпуса генератора.

В лицевой части крышки генератора установлен «передний» подшипник, закрепленный пластинами. Снимаем, открутив гайки, пластины и выбиваем подшипник из посадочного места. Это проще всего сделать деревянной дощечкой, по размеру совпадающей с диаметром подшипника.

Сейчас нам понадобятся тиски: накрутив на роторный вал гайку, закрепляем генератор, или то, что мы с Вами еще не разобрали, в тисках. Заднюю крышку, резким движением вверх, срываем с посадочного места подшипника.

У нас остался зажатыv в тисках роторный вал, с «задним» подшипником в самой верхней части. Чтобы его демонтировать, необходим съемник, надеваем его на подшипник и снимаем с вала.

Теперь у Вас на руках два подшипника - «передний» (он же маленький) и «задний» (большего размера) - смотрим на их маркировку и приобретаем точно такие же.

Важно : Практика показывает, что при приобретении подшипников для генератора , необходимо их снять, и по аналогии купить в магазине. Такие советы продавцов как: «они все однотипные» или «если у Вас генератор старого образца, то берите эти» - часто ошибочны. Да почти всегда ошибочны. Ради экономии времени, проще всего снять подшипники и по их маркировке подобрать аналогичные.

Тот же совет касается и диодного моста, установленного в задней крышке генератора. Если на нем визуально наблюдаются повреждения, или окись металлов - лучше без раздумья снять (он крепится четырьмя гайками к внутренней части задней крышки) и приобрести новый.

Стоимость запасных частей (в среднем): Подшипники (пара) - 150 рублей. Реле зарядки: 140 рублей. Диодный мост - 200 рублей. Съемник подшипников - 100 рублей. Итого: 590 рублей.

Сборка генератора осуществляется в обратном порядке:

  1. Начинаем с установки заднего подшипника на вал. Это делается при помощи молотка и небольшой дощечки. Двумя-тремя ударами сажаем подшипник на вал.
  2. В случае снятия диодного моста - закрепляем его на «родные» места, на те же четыре шпильки, в задней крышке корпуса генератора.
  3. Устанавливаем заднюю крышку на ротор генератора, так, чтобы подшипник полностью «сел» в свое посадочное место в задней крышке генератора, для упрощения процедуры можно использовать молоток, и не очень сильными ударами по задней крышке, «посадить» ее на вал.
  4. В передней крышке осуществляем замену малого (или переднего) подшипника и закрепления его пластинами в посадочном месте.
  5. Внимаем из тисков генератор и прежде чем надеть переднюю крышку, одеваем распорное кольцо на вал, между передним подшипником и упорной выемкой на валу.
  6. Устанавливаем переднюю крышку и затягиваем «крест-накрест», гайки на длинных шпильках, чтобы затяжка была равномерной.
  7. В выемку, на роторном валу, устанавливаем шпонку, после чего надеваем крыльчатку генератора, и затягиваем гайкой.

Генератор собран и теперь, для удобства, нужно установить в штатное место реле генератора со щетками. И не забудьте подсоединить к нему (реле) провод от генератора.

Установка генератора на двигатель

Порядок установки - обратный его снятию:

  1. Вставляем генератор в кронштейн крепления.
  2. Одной рукой давим сверху на двигатель, а другой рукой, из-под арки переднего правого колеса, вставляем болт кронштейна на свое место. Гайку этого болта накручиваем, н не затягиваем.
  3. Закрепляем саморезами пылевую защиту генератора.
  4. Надеваем ремень привода генератора на шкив генератора и устанавливаем планку натяжителя ремня генератора . Натягиваем ремень до положенных значений прогиба (1 - 1,5 см.) и одновременно затягиваем гайку на плаке натяжителя.
  5. Теперь затягиваем гайку на кронштейне крепления генератора.

Все, генератор установлен. Убедитесь, еще раз, что массовая клемма снята с аккумулятора и подсоедините все провода к генератору.

Помните, что их три штуки: парные провода крепятся гайкой к шпильке, на задней стенке генератора, а «мама» вставляется в «папу».

Вот теперь можно надеть клемму «минус» на аккумулятор и завести автомобиль. Я уверен, что у Вас вся работа была проделана правильно, и генератор стал вырабатывать напряжение, необходимое для работы машины.

Для уверенности в правильной работе генератора, проверьте вольтметром выдаваемое напряжение. Удачи Вам на наших дорогах!

Может для кого-то покажется диким, но очень часто приходится встречать владельцев ВАЗ 2109-2108, которые при первой же неисправности генератора предпочитают не заниматься его ремонтом, а просто заменить устройство на новое. Есть даже и такие, кто не удосуживается проверить износ щеток, а сразу бежит за новым генератором. На самом деле можно выполнить ремонт, то есть заменить заведомо неисправную деталь на новую и все, устройство будет работать еще сто лет!

Для того, чтобы разобрать генератор на ВАЗ 2109-2108, нам понадобится следующий инструмент:

  • ключ рожковый или накидной на 17
  • головка на 10 и 7 мм
  • трещоточная рукоятка
  • отвертка крестовая и плоская

Порядок разборки и замены деталей генератора на ВАЗ 2109-2108

Итак, первым делом необходимо отсоединить проводок от интеграла со щетками и открутить два болтика крепления, которые показаны на фото:

Затем щетки вынимаются без каких либо проблем, так как больше их ничего не держит. После этого нужно постараться открутить гайку шкива, при этом необходимо удерживать сам шкив от проворачивания. Так как подручными средствами блокировать его не просто, можно сначала открутить все гайки крепления задней крышки, как показано на фотографии ниже:

После этого болты становятся свободными и значит их можно слегка выдавить в обратную сторону. Это нужно для того, чтобы они заблокировали шкив, так как они попадут между лопастями. Более наглядно это видно на приведенной ниже картинке:

Теперь гайка откручивается без проблем, и после этого можно вынимать ее, и шкив соответственно тоже:

После чего вынимаем 4 болта, которые соединяют две части генератора:

Затем плоской широкой отверткой пробуем разъединить составные части устройства, наглядно это показано на фото:

Но также стоит извлечь шпонку, так как она не даст снять крышку:

Теперь можно снимать крышку:

Она может сняться либо отдельно, либо же сразу вместе с ротором. Хотя, ротор можно вынуть потом также без труда:

После чего можно без проблем снимать обмотку:

Чтобы извлечь диодный мост, необходимо вытащить болты его крепления с обратной стороны задней крышки, как это наглядно продемонстрировано на фотографии внизу:

И вынимаем его:

Получается, что весь генератор ВАЗ 2109-2108 полностью разобран на составные части, каждую их которых можно заменить при ее выходе из строя. Более подробный материал по диагностике деталей генератора читайте в следующих статьях этого раздела. Сборка происходит в обратной последовательности.

Генератор автомобиля предназначен для выработки электроэнергии, и осуществляет подзарядку аккумуляторной батареи. В случае нарушения нормального режима работы электрогенератора на автомобиле, его аккумулятор начинает постепенно разряжаться.
И ваш автомобиль далеко не уедет. Все зависит от того на сколько ему хватит заряда аккумуляторной батареи. Выполнить снятие и ремонт генератора ваз 2108 вы сможете самостоятельно.
Начинаем ремонт с выявления причины неисправности, чтобы избежать множества ненужных и трудоемких операций. Наша простая и понятная инструкция по ремонту вам в этом поможет.

Распространенные неисправности

Электрогенератор располагается под капотом машины и работает от ременной передачи.
Самые распространенные причины поломок генератора следующие:

  • Ослабла натяжка, либо растянулся ремень генератора
  • Неисправно зарядного реле
  • Выработались щетки генератора
  • Вышел из строя диодный мост
  • Заклинило подшипник (или оба подшипника) роторного вала

Проверка с целью выявления неисправностей

Признаки неисправностей и их выявление:

  • Прослушиваются посторонние шумы явно слышимые при работе – это вероятный признак износа подшипников вала
  • Низкое напряжение, получаемое на «выходе» от генератора – означает износ щеток либо ослабленное натяжение ремня
  • Повышение либо понижение напряжения, получаемое на «выходе» может быть вызвано неисправностью диодного моста

Выявление неисправностей через контрольную лампу панели приборов

Что означает загоревшаяся красная лампочка на приборной панели с изображением аккумулятора:

  • В любом случае это сигнал о том, что напряжение на выходе агрегата ниже напряжения аккумуляторной батареи либо наоборот напряжение аккумуляторной батареи ниже напряжения, поступающего от генератора
  • Когда с повышением оборотов двигателя лампа гаснет скорее всего неполадки связаны с генератором
  • Если стала светить ярче — пора менять аккумуляторную батарею

Чтобы выполнить первичную диагностику неисправностей, вам достаточно сделать следующие процедуры:

  • Проверьте при помощи вольтметра напряжение на (контактах) клеммах аккумуляторной батареи. На работающем моторе при исправном генераторе на аккумуляторе напряжение должно быть в пределах 13,8 — 14,5 вольт
  • На запущенном двигателе прикоснитесь ладонью к корпусу прибора, чтобы обнаружить вибрацию. Когда увеличен износ подшипников вала, их вибрация, передаваемая через корпус генератора, более чем ощутима, перепутать ее с чем-то другим весьма трудно
  • Проверьте натяжение ремня: при остановленном двигателе вам необходимо нажать на ремень пальцами – его прогиб не должен превышать 1 - 1,5 сантиметра

Предварительные работы

Вследствие того, что наш агрегат располагается под капотом машины, двигатель придется заглушить, руль выкрутить вправо до упора, открыть капот. Генератор электроэнергии на ваз 2108 установлен впереди мотора.
И располагается в подкапотном пространстве в нижнем левом углу, между мотором и радиатором.
Итак:

  • Перед снятием агрегата необходимо отключить «массу» от аккумуляторной батареи, (минусовый контакт, либо обе клеммы)
  • Чтобы избежать лишней работы перед снятием агрегата, снимаем с него реле зарядки и проверяем заодно выработку щеток
  • Реле зарядки располагается в задней части агрегата и прикреплена к его корпусу двумя винтами
  • Чтобы открутить их вам потребуется «крестовая» отвертка
  • Откручивая винты, будьте осторожны, чтобы не упали на защиту, иначе придется доставать их оттуда, а это будет еще одной огромной задачей (причем совершенно не нужной)
  • Чтобы снять реле, нам необходимо освободить (отсоединить) провод, имеющий контакт типа «мама»
  • После того как сняли реле зарядки, визуально осмотрели щетки – принимаем решение, стоит ли приобретать новое реле напряжения либо устанавливаем обратно демонтированное, все зависит от степени износа щеток
  • Для нормальной работы щеток необходима длина не менее 4сантиметров

Приступаем к снятию агрегата с двигателя

Приступаем к снятию генератора ваз 2108, ремонт – будет следующим шагом:

  • Отсоединяем от агрегата провода – они, как правило, красного цвета входят в две группы
  • Первая группа из двух проводов прикреплена гайкой к болту, который расположен на задней крышке
  • Вторая группа — из одного провода, соединена с клеммой агрегата посредством контактов «мама — папа», на той же задней крышке генератора.

Чтобы снять генератор с мотора, нам необходимо отвернуть пару гаек и один болт в определенной последовательности:

  • Сначала откручиваем гайку, которая крепится к планке натяжителя приводного ремня (расположена в верхней части источника питания)
  • Затем отвинчиваем болт, крепящий планку натяжителя к корпусу мотора, снимаем ее
  • Третьим этапом отвинчиваем гайку от болта, который крепит кронштейн генератора на блоке двигателя

Некоторые нюансы, которые облегчат новичкам процесс снятия агрегата своими руками:

  • Кронштейн, крепящий генератор, располагается в нижней части корпуса двигателя, под генератором. Отвинтив его гайку необходимо сразу снять приводной ремень со шкива самого агрегата
  • Болт, крепящий генератор следует выдавливать влево из его кронштейна до упора в кузов либо в защиту агрегата
  • Необходимо выкрутить два винта расположенных со стороны колеса (правого), которые крепят грязевую защиту к кузову
  • Если болт, крепящий генератор по-прежнему упирается в какие-нибудь детали кузова, следует нажать на мотор одной рукой, одновременно вытаскивать болт, работая другой рукой.

Теперь, когда генератор снят с двигателя полностью, мы можем приступать к разборке.

Переходим к разборке

Для разбора электрогенератора вам просто необходимо иметь два важных инструмента:

  • Съемник для подшипников
  • Тиски

Они значительно облегчат а так же ускорят Вашу работу.
Кроме них пригодится:

  • Молоток
  • Набор ключей (либо головок)
  • Набор отверток

Теперь, когда мы запаслись необходимым инструментом, приступаем к разборке:

  • Воспользовавшись ключом на 19, откручиваем гайку, которая крепит крыльчатку на валу

  • Для этого необходимо придерживать крыльчатку одной рукой, а другой рукой снимаем гайку, вращая ее против часовой стрелки
  • Придется приложить определенные усилия, но эту гайку необходимо открутить
  • Крыльчатка застопорена на валу шпилькой, после того, как сняли крыльчатку с вала нам необходимо вынуть эту шпильку

Внимание: Следует запомнить и даже записать расположение распорных шайб на роторном валу и гаек при их снятии. Так как каждый тип прибора — генератора имеет свои неповторимые особенности по их непосредственному расположению, которое не зависит от указаний в инструкциях либо книжках по ремонту.
Запоминайте сразу, а лучше зарисовывайте, порядок расположения таких шайб, установленных на имеющемся у вас агрегате.

  • Теперь переворачиваем агрегат вверх задней крышкой, откручиваем, используя ключ на 8 гайки (их четыре)
  • Вытаскиваем четыре шпильки, освободившиеся при этом, и высвобождаем лицевую часть корпуса
  • В этой части крышки расположен «передний» подшипник, который закреплен пластинами (этот подшипник со стороны привода выходит из строя чаще; причиной его выхода из строя может быть перетяжка ремня привода)
  • Снимаем пластины, открутив гайки, затем выбиваем подшипник при помощи наставки из его посадочного места
  • Для этого идеально подходит деревянная дощечка, которая по размерам совпадает с диаметром выбиваемого подшипника (можно использовать наставку из мягкого металла, подходящего размера)

  • Теперь нам необходимы тиски: накручиваем гайку на роторный вал, зажимаем агрегат или точнее то, что еще не разобрали в тиски
  • Его заднюю крышку срываем резким движением вверх с посадочного места
  • Теперь, когда мы сняли крышки генератора, у нас зажат в тисках сам роторный вал, на котором находится «задний» подшипник в верхней части, как видим на фото внизу.

  • Чтобы демонтировать подшипник с вала, нам необходим специальный съемник
  • Надеваем съемник на подшипник и стаскиваем подшипник с вала

  • Теперь у нас руках есть два подшипника: «передний» (маленький) и «задний» (тот что побольше размером) - посмотрите внимательно на их маркировку, приобретайте такие же точно

Важно:Как показывает практика, при покупке новых подшипников, необходимо снять старые. И затем купить новые аналогичные в магазине.
А такие подсказки продавцов типа: «они все одинаковые» либо «если генератор у вас старого образца, однозначно берите вот эти» - часто являются ошибочными. Вернее почти всегда.
Рекомендуем, чтобы сэкономить ваше время, деньги и нервы, проще снять подшипники и уже по их заводской маркировке подбирать аналогичные.

  • Этот совет распространяется на выпрямительный блок (диодный мост), который установлен в задней крышке
  • Если на блоке видны повреждения, либо окись металлов – рекомендуем без лишних раздумий снять его (он крепится посредством четырех гаек к внутренней части крышки) и незамедлительно приобрести и установить новый

Средняя цена запчастей

Рассмотрим в какую цену обойдется ремонт без помощи специалистов на сто:

  • Зарядное реле — около 140 рублей
  • Подшипники (оба) – примерно 150 рублей
  • Сам диодный мост – около 200 рублей
  • Специальный съемник для подшипников – до 100 рублей

Итого ремонт генератора обойдется всего: 590 рублей.

Собираем агрегат

Начинаем сборку для ваз 2108 генератора, ремонт подошел к завершающей стадии:

  • Сборка начинается с запрессовки заднего подшипника обратно на вал. Это действие мы выполняем при помощи небольшой дощечки и молотка
  • Двумя-тремя сильными ударами насаживаем подшипник на вал
  • Если снимали выпрямительный блок – возвращаем его те же четыре шпильки крепления выпрямительного блока, расположенные в задней крышке
  • Теперь устанавливаем саму заднюю крышку обратно на ротор, чтобы подшипник до конца «сел» в предназначенное посадочное место, расположенное в задней крышке
  • Чтобы упростить процедуру, можно воспользоваться молотком, и бить через деревянный брусок не сильными ударами по крышке, чтобы «посадить» ее полностью на вал
  • В нашей передней крышке производим замену малого (переднего) подшипника и закрепляем его пластинами
  • Вытаскиваем из тисков агрегат и перед надеванием передней крышки, одеваем на вал распорное кольцо, которое должно находиться между передним шарикоподшипником и упорной выемкой, расположенной на валу
  • Ставим переднюю крышку, затягиваем гайки на шпильках «крест-накрест», чтобы затяжка их была равномерной
  • Устанавливаем шпонку в выемку роторного вала, после этого насаживаем крыльчатку и затягиваем ее гайкой

Вот генератор собран, сейчас удобно установить на место реле со щетками.

Возвращаем агрегат на место

Порядок установки – процесс обратный снятию:

  • Вставляем его в кронштейн крепления
  • Одной рукой надавливаем сверху на мотор, а второй рукой, со стороны переднего правого колеса, мы вставляем болт крепления кронштейна на место
  • Гайку болта накручиваем, но не затягиваем
  • Затем закрепляем при помощи саморезов пылевую защиту
  • Теперь надеваем приводной ремень на шкив агрегата и ставим планку натяжителя ремня
  • Натягиваем приводной ремень до нужного значения прогиба (1 – 1,5 сантиметра) и одновременно зажимаем гайку, расположенную на плаке натяжителя
  • Теперь зажимаем гайку, находящуюся на кронштейне крепления нашего генератора.

Все, агрегат успешно установлен. Для ваз завершен.
Убедитесь, лишний раз, что клемма минус снята с аккумуляторной батареи и подключите все провода назад к генератору. Помните, что: парные провода прикрепляются гайкой к шпильке, расположенной на задней крышке генератора, а одиночный провод соединяется посредством разъемов типа «мама — папа».
Теперь можно подключить клемму «минус» на аккумуляторную батарею и запустить двигатель.
Если работа была вами проделана правильно, то на ваз 2108 ремонт электрооборудования (генератора в частности) завершен и больше не составляет вам проблемы. Источник питания стал вырабатывать положенное напряжение для работы автомобиля.
Для полной уверенности в исправной работе, можно проверить вольтметром выдаваемое им напряжение.
Если не все понятно в устройстве генератора, то о ремонте ваз 2108 ищите в разделе электрооборудование либо воспользуйтесь обучающим видео.

Устанавливается генератор ВАЗ-2108 в передней части моторного отсека, приводится в движение гибким клиновидным ремнем. Необходим для питания бортовой сети автомобиля и зарядки аккумуляторной батареи. Нуждается агрегат в своевременном обслуживании - если не производить ремонт, он перестанет питать сеть, вызовет массу неприятностей.

Первые признаки того, что не работает генератор - это заметное уменьшение яркости освещения и падение напряжения. Но самое главное - загорается лампа на приборной панели. Изучите конструкцию генератора восьмерки, чтобы самостоятельно производить его обслуживание и ремонт.

Для чего необходим генератор?

Он нужен для питания бортовой сети при запущенном двигателе. На остановленном вся сеть питается от аккумуляторной батареи. Если вы самостоятельно проводили замену генератора ВАЗ-2108 или любого другого автомобиля, то видели, что у него имеется один силовой вывод. К нему подключено несколько проводов:

  1. Самый толстый соединяет генератор с плюсовой клеммой аккумуляторной батареи. Именно по этому проводу происходит зарядка АКБ. Обратите внимание на то, что предохранителей на нем нет. Поэтому при любых манипуляциях с генератором необходимо обесточить бортовую сеть.
  2. Тонкий короткий провод, идущий к регулятору напряжения - необходим для питания обмотки возбуждения.
  3. Редко, но бывает, что к этому выводу генератора подключается дополнительное оборудование.

На автомобилях используется довольно старая, но зарекомендовавшая себя конструкция генератора ВАЗ-2108. Карбюратор применяется в системе впрыска топлива. На инжекторных автомобилях от силового вывода генератора запитаны топливные форсунки и катушки зажигания. Все остальные потребители берут питание от плюсового вывода аккумуляторной батареи.

Конструкция генератора

Можно выделить несколько составных частей, из которых состоят генераторы, используемые в автомобилях:

  1. Ротор - на нем находится обмотка возбуждения.
  2. Статор - неподвижная часть, состоит из магнитопровода (изготовлен из трансформаторной стали) и силовой обмотки.
  3. Передняя и задняя крышки - в них устанавливаются подшипники, необходимые для свободного вращения ротора.
  4. Подковообразный блок выпрямителя - состоит из шести полупроводниковых диодов.
  5. Щеточный узел в одном корпусе с регулятором напряжения.
  6. Конденсатор - позволяет избавиться от переменной составляющей вырабатываемого тока.
  7. Контактные кольца - с их помощью передается ток к обмотке возбуждения ротора.

Чтобы привести в движение ротор, используется клиновый ремень генератора ВАЗ-2108. Он надевается на шкивы коленчатого вала и генератора.

Особенность работы генератора

Обязательное условие функционирования любой генераторной установки - это наличие магнитного поля. Причем оно не обычное должно быть, а подвижное. В первый год изучения физики в школе рассматриваются магнитные поля, как они возникают и их особенности.

Если поднести к рамке из какого-нибудь проводника постоянный магнит, то никаких изменений не произойдет. Но если принудительно вращать рамку или магнит, то на краях проводника появится разность потенциалов. Именно этот принцип заложен в генераторах переменного тока.

Работа автомобильного генератора

Но в генераторе нет магнита, его функции выполняет обмотка возбуждения. Кратко можно описать состояния так:

  1. При остановленном моторе и выключенном зажигании все системы автомобиля обесточены, на обмотку возбуждения не подается напряжение.
  2. Когда вы включаете зажигание, происходит подача постоянного напряжения на регулятор.
  3. Регулятор напряжения позволяет стабилизировать значение на одном уровне.
  4. Далее ток передается через щетки и контактные кольца на роторную обмотку.
  5. Возникает магнитное поле, но оно неподвижное, поэтому на силовом выводе не вырабатывается напряжение. Но оно есть, так как этот вывод электрически соединен с плюсовой клеммой АКБ.
  6. Как только вы начинаете вращать коленчатый вал стартером (или даже путем толкания автомобиля), ротор генератора вращается и вырабатывается ток.

После запуска двигателя основную нагрузку по питанию потребителей электроэнергии берет на себя генератор, аккумулятор в это время заряжается.

Снятие генератор на "восьмерке"

Чтобы демонтировать агрегат для проведения замены или ремонта, вам потребуется наличие ключей на «17» и монтажной лопатки. Обязательно перед началом проведения работ обильно обработайте все резьбовые соединения, чтобы облегчить демонтаж. Процедура выглядит следующим образом:

  1. Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
  2. Выкрутите верхнюю гайку крепления корпуса генератора к кронштейну.
  3. Выкрутите гайку на нижнем болте крепления.
  4. Сдвиньте корпус генератора к блоку двигателя и снимите ремень.
  5. Выкрутите гайку с силового контакта и отведите в сторону провода.
  6. Извлеките нижний болт крепления.

После всех этих манипуляций можно полностью демонтировать агрегат. Сделать это можно как снизу, если не установлена на автомобиле защита, так и сверху.

Модификации генераторов

На более новые автомобили ВАЗ-2109, 21099, 2110, устанавливались модификации генераторов с обозначением 94.3701. У них мощность намного выше, нежели у тех, которые использовались на восьмерках. Но размеры генератора ВАЗ-2108 такие же, как и у более современных, устанавливаемых на десятках. Поэтому они взаимозаменяемы, но имеют различные характеристики. Вот отличия:

  1. Сила тока у 94.3701 составляет 80 А, что на 25 А выше, нежели у восьмерочного агрегата.
  2. Диапазон регулировки напряжения на генераторе 94.3701 больше.
  3. Выше передаточное соотношение между ротором генератора и коленвалом двигателя.

Установка нового агрегата целесообразна, если используется аккумулятор большей емкости, а в системе потребителей электроэнергии очень много таких, которые имеют большую мощность. И если использовать стандартные электрические машины, аккумулятор будет разряжаться, ему не хватит тока.

Разборка генератора восьмерки

Чтобы провести полный ремонт, вам потребуется разобрать весь агрегат. Для этого:

  1. Отсоедините провод питания регулятора напряжения и выкрутите два болта крепления его корпуса к задней крышке.
  2. Головкой на «10» выкрутите все гайки, которыми крепится задняя крышка.
  3. Аккуратно надавите на болты, чтобы их немного вынуть из передней крышки. Этим вы застопорите ротор - шляпки болтов упрутся в крыльчатку.
  4. Выкрутите гайку, которой крепится шкив и крыльчатка к ротору.
  5. Снимите шкив, старайтесь не потерять шпонку.
  6. Извлеките болты.
  7. Разъедините все части, используя плоскую отвертку.

Вот и все, теперь все составные части разложены, но потребуется еще провести несколько манипуляций для полной разборки - выпрямительный блок все еще соединен с обмотками статора. Но если вам нужно только заменить подшипники генератора ВАЗ-2108, снимать все остальное нет необходимости.

Замена подшипников

Поломка эта происходит очень часто, появляется жуткий свист со стороны генератора, скрежет. Причина появления посторонних звуков одна - чрезмерный износ из-за превышения допустимого ресурса или из-за сильной натяжки ремня. Чтобы заменить подшипники, необходимо:

  1. На передней крышке выкрутить болты крепления планки.
  2. Используя оправку, выбить подшипник из посадочного места.
  3. Протереть металл, чтобы на нем не осталось следов металла или грязи.
  4. Нанести небольшое количество смазки на новый подшипник.
  5. Аккуратно при помощи оправки запрессовать новый подшипник.
  6. Прикрутить планку болтами.

С подшипником задней крышки все еще проще - он обычно вместе с ротором снимается, остается его аккуратно сбить.

Замена вентилей

Можно мультиметром проверить исправность всех вентилей и заменить неисправные. Обычно выходит из строя всего два. Но обязательное условие для идеальной работы выпрямителя - сопротивление всех полупроводников должно быть одинаковым. В противном случае в одном плече напряжение будет больше, в другом меньше. Внимательно ознакомьтесь с тем, как произведено подключение генератора ВАЗ-2108, чтобы при сборке не напутать ничего.

Самый простой способ ремонта - это заменить всю подкову. Если напряжения мало, аккумулятор не заряжается, но ремень натянут как следует, регулятор исправен, то потребуется провести небольшой «тюнинг». В конструкцию нужно ввести дополнительно несколько диодов, чтобы увеличить напряжение на выходе. Способ сложнее - выявить, какие вентили вышли из строя, заменить их, хорошенько пропаять контакты и залить эпоксидной смолой во избежание короткого замыкания. Вряд ли кто-то захочет так много манипуляций проводить, ведь готовый выпрямитель стоит примерно 350-450 рублей.

Обмотки генератора

Одни из надежных узлов генератор ВАЗ-2108 - это его обмотки. Проверить их работоспособность можно с помощью мультиметра или пробника на лампе. Для этого соедините щупы с контактными кольцами на роторе - лампа должна загораться. Омметр же покажет наличие сопротивления. Заодно проверьте, нет ли пробоя на корпус. Аналогичным образом проводится проверка обмоток статора.

Если имеется обрыв в обмотках, либо замыкание на корпус, проводить самостоятельно перемотку не имеет смысла - занятие слишком сложное. Проще найти на вторичном рынке аналогичную деталь и произвести замену. Можно обратиться в мастерские, занимающиеся перемоткой двигателей. Но сумма ремонта окажется примерно такой же, как и стоимость нового ротора или статора. На вторичном рынке можно приобрести вполне рабочий генератор ВАЗ-2108 за 1000-2000 рублей, новый вдвое больше стоит.

В заключение

Сразу необходимо установить новые контактные кольца и регулятор напряжения на купленный генератор, бывший ранее в употреблении. После установки генератора ВАЗ-2108 проверьте зарядку аккумулятора. Напряжение должно быть до 14,7 Вольт. Если ниже, стоит модернизировать диодный блок или проверить регулятор напряжения. Рекомендуется также провести замену подшипников, чтобы не разбирать агрегат по несколько раз.

На карбюраторные двигатели и двигатель с системой впрыска топлива модель ВАЗ 21083-20 устанавливают генератор типа 37.3701, а на двигатели модели ВАЗ 2111, которыми комплектуется часть автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099, устанавливается генератор типа 94.3701.
Оба генератора - переменного тока, трехфазные, с встроенным выпрямительным блоком и с электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).
Ротор генератора 37.3701 приводится во вращение клиновым ремнем, а генератора 94.3701 - поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя (на части двигателей ВАЗ 2111 - от демпфера).
На части автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 может быть установлен генератор ААК-5102 производства Словении. Этот генератор по своим характеристикам и установочным размерам взаимозаменяем с генератором 94.3701, но имеет некоторые отличия в устройстве узлов и деталей.

Техническая характеристика генераторов

Статор 23 (12) (рис. 9.6 и 9.7) и крышки 1 (10) и 15 (11) стянуты четырьмя болтами. Вал ротора генератора 6 (19) ротора вращается в подшипниках 4 (20) и 20 (25), которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 3 (27). В скобках указаны номера позиций на рис. 9.7.
ПРИМЕЧАНИЕ
Контактные кольца генератора 94.3701 уменьшенного диаметра (по сравнению с генератором 37.3701) для понижения окружной скорости вращения и уменьшения износа щеток.
Схема соединений генератора 37.3701 показана на рис. 9.8. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «В» через соединенные параллельно контрольную лампу 5 и резисторы 9. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке. При этом ток через контрольную лампу не проходит и она не горит. Управляющее напряжение подается на вывод «Б» регулятора напряжения непосредственно от вывода «30» генератора. Вывод «Ш» регулятора маркировки не имеет. С ним соединяется щетка 13 (см. рис. 9.6).
Схема соединений генератора 94.3701 показана на рис. 9.9. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 5, расположенную на панели приборов. При включении на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя - гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.
У генератора 37.3701 с 1996 г. изменено устройство регулятора напряжения и щеткодержателя. Теперь регулятор напряжения размещен в металлическом корпусе и приклепан к щеткодержателю (см. рис. 9.6, а), т.е. образует с ним неразборный узел. У нового регулятора напряжения отсутствует вывод «Б», и напряжение подается только к выводу «В». По своим характеристикам прежний и новый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.
На небольших партиях автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 могут быть установлены генераторы производства Болгарии, Словении или Германии. Эти генераторы взаимозаменяемы с генератором 37.3701 по характеристикам и установочным размерам, но несколько отличаются по конструкции. В данном разделе сайта описывается только отечественный генератор 37.3701 как основной для автомобилей семейства ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.

Рис. 9.9. Схема соединений системы генератора 94.3701 на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - монтажный блок; 4 - замок зажигания; 5 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная на панели приборов ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» -подключаться к зажиму «30» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды генератора, и они повредятся. Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на выводе «30» генератора, что может повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.
Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением вывода «30» генератора с «массой». При этом через диоды протекает значительный ток и диоды повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра. Диоды выпрямительного блока генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как такой прибор имеет слишком высокое для диодов напряжение и диоды при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание). Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора. Проверять сопротивление изоляции обмотки статора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от диодов выводами фазных обмоток. При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех выводов генератора и аккумуляторной батареи.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Если в пути порвался ремень генератора, а запасной вы забыли дома, временно заменить ремень генератора можно кольцом шириной 20 мм, вырезанным из старой автомобильной камеры. Чтобы снизить потребление тока при движении автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с неисправным генератором, по возможности отключите радиоприемник, лишние приборы освещения, вентилятор отопителя, обогрев стекла и т.п.

Рис. 9.6. Генератор 37.3701 автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
а - регулятор напряжения и щеточный узел генераторов выпуска с 1996 г.; 1 - крышка генератора со стороны контактных колец; 2 - болт крепления выпрямительного блока; 3 - контактные кольца; 4 - шариковый подшипник вала ротора со сторон» контактных колец; 5 - конденсатор 2,2 мкФ ±20% для подавления радиопомех; 6 - вал ротора; 7 - провод общего вывода дополнительных диодов; 8 - зажим «30» генератора для подключения потребителей; 9 - штекер «61» генератора (общий вывод дополнительных диодов); 10 - провод вывода «Б» регулятора напряжения; 11 - щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения; 12 - регулятор напряжения; 13 - щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения; 14 - шпилька для крепления генератора к натяжному устройству; 15 - крышка генератора со стороны контактных колец; 16 - крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора; 17 - полюсный наконечник ротора; 18 - шайбы крепления подшипника; 19 - дистанционное кольцо; 20 - шариковый подшипник вала ротора со стороны привода; 21 - стальная втулка; 22 - обмотка ротора (обмотка возбуждения); 23 - сердечник статора; 24 - обмотка статора; 25 - выпрямительный блок; 26 - стяжной болт генератора; 27 - буферная втулка; 28 - втулка; 29 - поджимная втулка; 30 - вывод «В» регулятора напряжения; 31 - щеткодержатель

Рис. 9.7. Генератор 94.3701 автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 - кожух; 2 - вывод «В+» для подключения потребителей; 3 - помехоподавляющий конденсатор; 4 - общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу - «+» регулятора напряжения); 5 - держатель положительных диодов выпрямительного блока; 6 - держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 - выводы обмотки статора; 8 - регулятор напряжения; 9 - щеткодержатель; 10 - задняя крышка генератора; 11 - передняя крышка генератора; 12 - статор; 13 - обмотка статора; 14 - дистанционное кольцо; 15 - шайба; 16 - конусная шайба; 17 - шкив; 18 - гайка; 19 - вал ротора; 20 - передний подшипник вала ротора; 21 - клювообразные полюсные наконечники ротора; 22 - обмотка ротора; 23 - втулка; 24 - стяжной винт; 25 - задний подшипник ротора; 26 - втулка подшипника; 27 - контактные кольца; 28 - отрицательный диод; 29 - положительный диод; 30 - дополнительный диод; 31 - вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов)

Рис. 9.8. Схема соединений системы генератора 37.3701 на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 - генератор; 2 - отрицательный диод; 3 - дополнительный диод; 4 - положительный диод; 5 - контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 6 - комбинация приборов; 7 - вольтметр; 8 - монтажный блок; 9 - дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 10 - реле зажигания; 11 - выключатель зажигания; 12 - аккумуляторная батарея; 13 - конденсатор; 14 - обмотка ротора; 15 - регулятор напряжения



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков