Виды самосвалов. Самосвалы

Виды самосвалов. Самосвалы

Самосвал (англ. Tipper) - особое конструктивное решения для грузовиков, которое позволяет переворачивать кузов для облегчения разгрузочных работ. Обычно самосвалы применяют для транспортировки сыпучих грузов, например, песка или гравия. Кроме того, кузов можно снять и оставить в любом месте для проведения погрузочных работ. Самосвалы по типу разгрузки могут быть: задними, двухсторонними или трёхсторонними.

на фото: самосвал MACK GRANITE, 2011 г. в.

Самосвал (грузовые самосвалы, автомобили самосвалы , англ. Dump Truck) используется для доставки сыпучих материалов (например, песок, гравий или грунт). Обычный самосвал оснащен гидравлическим кузовом, который закреплен на задней оси, при поднятии кузова содержимое свободно высыпается на землю сзади автомобиля. Чаще всего они используются в областях строительства, дорожного строительства, сельского хозяйства, коммунальных службах (вывоз снега и т. п.).

Самосвал впервые был сконструирован в Сен-Джоне, Нью Брунсвик, когда Robert T. Mawhinney разместил кузов на грузовике с платформой в 1920 году. Подъемный механизм работал при помощи лебедки, присоединенной к кабелю, который, в свою очередь, был перекинут через шкив на стойке, стоящей за кабиной. Кабель был соединен с передним краем кузова, точка вращения которого находилась на задней оси грузовика. Оператор поворачивал рычаг для того, чтобы поднимать или опускать кузов машины. Сегодня, естественно, все автомобили управляются гидравлическими устройствами, существует множество их вариантов, отвечающих тем или иным требованиям определенной области применения таких автомобилей.

Типы самосвалов

Самосвалы классифицируются:

  • 1. По типу выгрузки (наклоном или принудительной)
  • 2. По направлению выгрузки (в бок, назад)
  • 3. По типу кузова (бункер, платформа, съезжающий бункер, съезжающая платформа)

Хотя грузоподъёмность самосвала меньше, чем у аналогичного грузовика с фиксированной грузовой платформой, тем не менее самосвалы выгодны из-за сокращения времени на разгрузку. Самосвалы различают по способу разгрузки - задняя, боковая, двусторонняя и универсальная разгрузка на все стороны. В России самосвалы производят компании КАМАЗ , КРАЗ , УРАЛ , ЗИЛ , ГАЗ .

Стандартный вариант самосвала

на фото: самосвал CHEVROLET C7500, 2009 г. в.

Стандартный вариант самосвала - это колёсный грузовик с кузовом, закрепленным на раме. Он поднимается при помощи гидравлического подъемника, задняя часть кузова закреплена на задней оси грузового автомобиля. Задний откидной борт кузова закреплен на шарнирах.

В США стандартный самосвал имеет одну переднюю ось и одну или более задние оси, которые обычно имеют двойной ряд колес с обеих сторон. Задняя ось может с механическим приводом или без. Большинство задних осей без механического привода поднимаются для того, чтобы минимизировать износ, если автомобиль не загружен или загружен не полностью, а в случае, если автомобилю нужна дополнительная поддержка, то задние оси опускаются. Они называются подъемными мостами. Подъемный мост может быть управляемым или без управления; управляемый мост всегда имеет по одному колесу с обеих сторон.

Обычная конфигурация для стандартного самосвала - шесть колес и один управляемый подъемный мост; десятиколесный автомобиль имеет две управляемых оси; трехосный с одним подъемным мостом и двумя управляемыми осями; существует вариант, состоящий из двух подъемных мостов и двух управляемых осей. Самый большой стандартный самосвал, который называют «сороконожкой», имеет семь осей. Две задние управляемы оси, передняя управляемая ось, остальные четыре - подъемные. Промежуточные оси необходимы для распределения нагрузки на шасси, иногда обеспечивают дополнительное торможение. В Евросоюзе используют самосвалы с 2,3 и 4 осями.

Короткая колесная база стандартного самосвала делает его более маневренным по сравнению с полуприцепом, грузоподъемность которого выше.

[ грузовые самосвалы, автомобили самосвалы ]

(Articulated Trucks)

на фото: Самосвал с шарнирно-сочленённой рамой (Articulated Trucks)

Стандартный вариант самосвала имеет шарнир между кабиной и кузовом, но он отличается от полуприцепа тем, что кабина жестко закреплена. Управление осуществляется гидравлическим подъемником. Такие автомобили хорошо адаптированы к суровым условиям эксплуатации.

Внедорожные (карьерные) самосвалы

Карьерные (внедорожные) самосвалы используются на открытой разработке полезных ископаемых. Из-за их габаритов и веса эксплуатация на дорогах общего пользования не представляется возможной. Крупные модели доставляются до места работы по частям и уже там собираются.

Карьерный самосвал Liebherr T282B - рекордсмен по грузоподъёмности 363 тонны, автор фото: René Engel (лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported)

Самосвал с прицепом

Это стандартный самосвал с прицепом, перевозящий различные грузы (гравий, песок, асфальт, снег, бревна, etc)

Такие самосвалы перевозят обычно груз весом в 26-27 тонн, от 3 до 5 загрузок ежедневно.

Полуприцеп-самосвал

Это - комбинация тягача и прицепа, где прицеп имеет самостоятельный гидравлический подъемник. Обычно это трехосный тягач, который тянет за собой двухосный полуприцеп. Преимущество такого автомобиля - быстрая разгрузка. Недостаток - неустойчивость автомобиля при выгрузке, что ограничивает использование автомобиля в местах с неровным уровнем дорог.

Итак, самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих, или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидывания из кузова.

см. ещё :

Особенности моделей, выбор б/у, эксплуатация в России.




От: Васильев А.,  23932 просмотров

Вам может быть интересно:




Ваше имя:
Комментарий:

Самосвал - это грузовая саморазгружающая машина, которая состоит из прицепа (полуприцепа) и бункерного кузова. Разгрузка происходит методом механического наклона, при помощи гидравлики и телескопических подъемников, или же принудительным способом с помощью шнека. Данная техника предназначена для перевоза груза, который можно разгружать опрокидыванием кузова.

Виды самосвалов:

  • Дорожные самосвалы. Этот вид агрегатов используют для общих работ. Самые известные модели состоят из 2-х или 4-х осей имеют грузоподъемность примерно 40 тонн. Европейское производство изготовляет спецтехнику с пятью осями, а в Америке выпускают самосвалы с семью осями. Данные агрегаты часто используют в сельском хозяйстве, в строительстве, а также для ремонтов.
  • Внедорожные самосвалы (карьерные). Предназначены для открытых разработок полезных ископаемых. Этот вид самосвалов имеет большие габариты, из-за этого на рабочее место они могут доставлять в разобранном виде, затем их собирают. В таком агрегате иногда может использоваться донная разгрузка. Но в этом случае необходим дополнительный специальный разгрузочный комплекс.
  • Силовая гибридная установка. Генератор силового тока питает тяговые электродвигатели, с помощью которых вращаются колеса, и приводятся в действие дизельным двигателем. Тормозная система включает в себя совмещение гидравлики и электромоторов. Данные автомобили отлично работают паре с такими машинами как тросовые или гидравлические экскаваторы, так как они осуществляют загрузку в несколько циклов.
  • Сочлененные самосвалы. Этот вид машин отлично подходит для тех мест, где необходима повышенная проходимость и маневренность. Практически всегда это строительные и карьерные работы. Сочлененные самосвалы имеют вид трехосных моделей, имеют шесть ведущих колес и выключатель межколесного дифференциала. Есть модели этого самосвала, которые имеют гусеничный ход.
  • Самосвалы, которые предназначены для подземных работ. Эту технику применяют для добычи полезных ископаемых, а также для транспортирования взорванных или механических пород, которые находятся в шахтах. Данные самосвалы еще предназначены для строительства тоннелей. Использования этой техники на открытых разработках не совсем эффективно.

Данная характеристика дает возможность разобраться, для каких работ предназначен тот или другой самосвал.

Когда вас интересует корейская косметика – посетите сайт www.ori-tal.ru. Только там вы найдете качественную корейскую косметику и все про ее влияние на вашу кожу.


Андироба (Карапа) Семейство: Мелиевые Другие названия: крабвуд (Гайана); краппа (Суринам); фигероа (Эквадор); караполе (Гваделупа); карапа (Гвиана); камакари (Бразилия); масабало (Колумбия). Распространение: Карибский бассейн, Центральная и Южная Америка. Описание древесины Андироба Древесина имеет цвет от красного до светло-красного, темнеет при сушке. Фактура, в основном, гладкая, однако, иногда переплетается с рябью в более плотной ткани, создавая фигуру…


Амбойна (Нарра) Семейство: Бобовые Коммерческие названия: розовое дерево (Филиппины, Папуа – Новая Гвинея). Саженцы продаются под торговым названием AMBOYNA BURR. Другие названия: красная нарра, желтая нарра, сена, ангсена. Распространение: Ост-Индия. Описание древесины Амбойна Сердцевина дерева варьируется от светло-желтого, золотисто-коричневого до кирпично-красного цвета. Древесина родом из Кагаяна обычно тверже и тяжелее, она кроваво-красного цвета. Амбойна обладает…


Алон (Бомбакс) Семейство: Bombacaceae Коммерческие названия: Кондроти, Алон-бомбакс. Другие названия: огумалонга (Камерун, Габон); акагауан (Берег Слоновой Кости); кингью (Либерия); мунгура (Мозамбик). Распространение: Тропическая Африка. Также в Южной Америке и Южной Азии. Описание древесины Алон Сердцевина бледно-красновато-коричневого цвета и подвержена грибковому обесцвечиванию. Фактура прямозернистая, грубая, тусклая на вид и очень впитывающая. Вес в среднем 550 кг/м3;…

Самосвал представляет собой удобное и практичное решение в том случае, если необходимо осуществить перевозку сыпучего груза, будь то песок, гравий или грунт. Удобно с помощью самосвала вывезти со стройки мусор, снег.

Важной технической характеристикой самосвала, выгодно отличающей его от других разновидностей грузовиков, является наличие самоопрокидывающегося кузова. Это позволяет производить разгрузку автомобиля в минимальный срок без привлечения дополнительных единиц спецтехники и рабочей силы.

Сфера применения самосвалов довольно широка. Эта машина имеет сравнительно небольшие габариты, благодаря чему она способна вписываться в ограниченное пространство, что особенно важно при работах в черте города, а так же при строительстве шахт, тоннелей.

Технические характеристики делают самосвал пригодным для перевозки тяжелых и габаритных грузов на большие расстояния в минимальный срок. Поэтому самосвал востребован при выполнении дорожных и сельскохозяйственных работ. Невозможно представить себе строительство без использования такой спецтехники, как самосвал.

Виды самосвалов

При осуществлении работ всегда важно выбрать именно ту модификацию самосвала, которая наиболее удобна для их осуществления. Видов самосвалов и связанных с этим классификаций несколько.

Отличаются самосвалы друг от друга по следующим характеристикам:

  • грузоподъемность;
  • сфера применения;
  • тип осевой нагрузки;
  • габариты;
  • тип кузова.

По грузоподъемности выделяются пять категорий:

  1. самосвалы с малой грузоподъемностью до 1 тонны;
  2. самосвалы с малой грузоподъемностью до 2 тонн;
  3. самосвалы со средней грузоподъемностью – перевозят груз до 5 тонн;
  4. самосвалы с большой грузоподъемностью – способны перевозить груз весом от 5 до 10 тонн;
  5. самосвалы, имеющие особенно большую грузоподъемность – более 10 тонн.

Следующей чертой, отличающей различные виды самосвалов, является их сфера использования.

Карьерные самосвалы

Эти машины находят применение там, где нужна высокая проходимость – при горных работах и добыче полезных ископаемых. Самосвал имеет грузоподъемность до 40 тонн, оснащен механизмом задней выгрузки. Высокой проходимостью он обладает благодаря двум осям и заднему приводу.

Сочлененные самосвалы

Шарнирно сочленённый самосвал имеет более высокую проходимость, чем карьерный. Применяется такой автомобиль при строительных и карьерных работах. Самосвал оснащен шарнирно – сочлененной рамой и тремя осями с шестью ведущими колесами.

Самосвал для подземных работ

Такой самосвал особенно эффективно функционирует в условиях ограниченного пространства шахт и тоннелей. Именно там данную модификацию автомобиля и применяют. Он служит для вывоза и разгрузки взорванных или разрыхленных пород.

Сельскохозяйственные самосвалы

Особенностью самосвала, используемого в сфере сельского хозяйства, является возможность перевозить крупногабаритный, но сравнительно легкий груз. Это, например, может быть сено, корма. Самосвал имеет трехстороннюю разгрузку кузова.

Строительный самосвал

На стройке необходим самосвал, который способен перевозить достаточно тяжелый сыпучий груз, такой как песок или гравий. Строительные самосвалы оснащены задней разгрузкой, редко она может быть двухсторонней.

Помимо прочих особенностей, самосвалы бывают с краном, что позволяет облегчить процесс погрузки и разгрузки.

Наличие различных модификаций самосвалов делает использование этого вида спецтехники особенно удобным. Всегда есть возможность выбрать машину определенного размера, имеющую функции, позволяющие осуществлять работы быстро и качественно при минимальных затратах.

Проведение большого количества работ в тяжелой промышленности, горнодобывающей отрасли, строительстве и сельском хозяйстве не обходится без применения такого вида грузовых автомобилей как самосвалы.

Эти трудяги встречаются на сельских дорогах и стройплощадках, в заводских цехах и карьерах, их можно увидеть возле угольных шахт и при строительстве автомобильных дорог.

Несмотря на то, что перевозки самосвалами происходят вроде бы одинаково, каждый из этих грузовиков имеет свои особенности и предназначен для выполнения определенного вида работ.

Описание и назначение самосвалов

Самосвал – это автотранспорт, который оборудован саморазгружающимся кузовом. Именно эта особенность и объединяет данный вид грузовиков. Основным их предназначением является перевозка различных инертных грузов.

Груз может быть полужидким и сыпучим, навалочным. Также эта техника применяется для транспортировки различных фракций скальных пород.

Применение самосвала оправдано при перевозке земли и камня, руды и песка, щебня, гравия и угля, асфальта, различных бетонных смесей, зерна, картофеля и другой сельскохозяйственной продукции и строительных материалов.

Есть большегрузные самосвалы, которые способны транспортировать крупные скальные породы, а есть такие, грузоподъемность которых не превышает 2-х тонн. Все они отличаются особенностями своей конструкции, мощностью двигателя и предназначением.

На некоторые модели самосвалов возможна установка дополнительного оборудования, которое существенно расширяет возможности автомобиля. Другие наоборот созданы для выполнения работ в определенных условиях, как например с задней разгрузкой, и не могут быть модернизированы. Преимуществом самосвалов является:

  • Отсутствие необходимости задействовать при разгрузке дополнительную рабочую силу и технику,
  • Возможность эксплуатации в специфических условиях,
  • Внушительный объем перевозимого груза.

Многие самосвалы могут похвастаться отличной проходимостью по пересеченной местности, другие предназначены для движения только по дорогам. Есть такие модели которые наоборот не годятся для эксплуатации в обычных условиях, зато они успешно справляются с работой в определенных отраслях.

Многие карьерные самосвалы доставляют к месту работы на платформе. Из-за своей огромной массы им не рекомендуется ездить по асфальтным дорогам. А небольшой ЗиЛ вот уже несколько десятилетий работает в сельском хозяйстве. Хотя он и не является в полной мере внедорожным автомобилем, тем не менее, успешно справляется с полевыми работами.

Виды самосвалов

На сегодняшний день производится огромное количество самосвалов самого разного предназначения. Они имеют наибольшее распространение среди других видов грузовых автомобилей, так как их применение дает возможность значительно сократить время и расходы на разгрузку, а значит добиться максимальной экономической эффективности.

Все самосвалы можно условно разделить на несколько типов:

  • Карьерные – используются исключительно в горнодобывающей отрасли. Например, карьерный самосвал Western Star 6900XD, автомобиль-самосвал ,
  • Строительные – их назначение доставка на строительную площадку необходимых материалов, вывоз мусора. Это , самосвал IVECO AMT 453911,
  • Сельскохозяйственные – используются для транспортировки продукции, подготовки почвы и других работ в агропромышленном комплексе. Как правило, это ЗиЛ, самосвалы ГАЗ и другие грузоподъемностью до 10-ти тонн.

Немаловажным фактором является и способ опрокидывания кузова. Грузовые самосвалы могут иметь кузов с задним опрокидыванием, боковым, двух или трехсторонним, с предварительным подъемом. У каждого из видов этой техники есть свои особенности, которые нуждаются в более подробном рассмотрении.

В семействе карьерного транспорта встречаются самые большие самосвалы. Они предназначены для работы там, где нет дорог. Ввиду большой массы и больших осевых нагрузок их движение по обычным дорогам недопустимо.

Они нашли свое применение на открытых горных разработках, применяются при строительстве масштабных сооружений (дамб, каналов и т.д.) Такие самосвалы имеют колесную формулу 4х2, короткую базу и дизельные двигатели большой мощности.

Короткая база значительно улучшает их маневренность, что немаловажно при работе в стесненных условиях строительных площадок.

Также на эти автомобили зачастую устанавливают дополнительное оборудование, расширяющее возможности грузовика. Ярким примером тому может служить модель российского самосвала выпущенного на базе автомобиля .

Оборудованный грейфером, этот автомобиль может самостоятельно проводить загрузку/выгрузку сыпучих грузов, работать в качестве обычного крана-манипулятора. Такие самосвалы имеют колесную формулу 4х2 или 6х2, оборудованы дизельным или карбюраторным двигателем, могут передвигаться со скоростью до 90км/ч

В сельском хозяйстве грузоперевозки самосвалами как правило выполняются относительно небольшими автомобилями грузоподъемностью до 10-ти тонн. Им часто приходится ездить по проселочным дорогам и полям, поэтому для таких автомобилей очень важно иметь небольшую массу.

Самосвалы с большей грузоподъемностью могут разбить сельские дороги за довольно короткое время, поэтому их используют достаточно редко.

Популярные компании-производители самосвалов на российском рынке

В настоящее время на российском рынке представлены самосвалы как отечественных, так и зарубежных производителей.

Самосвалы Камаз в большей мере интересуют строительные организации, хотя есть модели, разработанные специально для горнодобывающей отрасли. Но они составляют небольшую часть автопарка техники занятой в этой сфере.

Львиную долю работ в карьере выполняют автомобили зарубежных производителей. Это и белорусские самосвалы МАЗ и БелАЗ, и техника, произведенная на европейских, азиатских и американских заводах.

Многие производители специально оборудуют самосвалы для работы в сфере добычи полезных ископаемых. Так, например автомобиль-самосвал имеет кузов для скальных пород, это дает возможность применять его на горных разработках. Среди всего многообразия этой техники можно выделить несколько брендов пользующихся наибольшей популярностью:

  • Тонар,
  • Камаз,
  • Actros,
  • Ford,
  • Scania,
  • БелАЗ,
  • Iveco,
  • Western Star.

Среди импортных грузовиков особым спросом пользуется продукция компаний Actros и FAW. Многие модели этих производителей имеют оптимальные для применения на строительных площадках характеристики.

Автомобили и самосвал имеют внушительный объем кузова и мощный двигатель, который дает возможность интенсивно эксплуатировать их в сложных производственных условиях. Каждый из производителей стремится занять свою нишу на рынке и обеспечить потребителя оптимальной техникой.

Как правильно выбрать самосвал

Когда вы уже определились с типом грузовика и тем, какие задачи он будет выполнять, необходимо адекватно оценить свои финансовые возможности.

Автомобили разных производителей зачастую отличаются лишь условиями обеспечения комфорта водителя самосвала. Это конечно немаловажный фактор, но и цена техники с центральным замком или электроподъемниками боковых стекол существенно возрастает.

Поэтому многие покупатели стремятся за счет ограничения количества опций снизить стоимость грузовика. Так, например полноприводный самосвал стоит значительно дороже, чем его менее комфортный отечественный аналог. Особое внимание при выборе обратите на:

  • Функциональность,
  • Надежность,
  • Экономичность,
  • Возможность модернизации,
  • Сервисное обслуживание.

Не нужно забывать о надежности и возможности ремонта самосвала. Наличие рядом сервисного центра позволит свести к минимуму простой техники в случае ее выхода из строя. Сопоставив свои потребности с возможностями, вы сможете приобрести автомобиль самосвал, который будет эффективно выполнять все поставленные перед ним задачи.

Автомобильный карьерный транспорт получил широкое распространение на открытых разработках горнодобывающих отраслей во всем мире. В данном материале речь пойдет об основных типах самосвалов, применяемых в карьерах

Применение автотранспорта в горном деле подтверждает его высокие технико-экономические показатели при использовании в сложных условиях: глубокое или сложное залегание полезных ископаемых, разработка месторождений с ограниченными запасами (при ограничении размеров в плане до 2,5 км) или малым сроком эксплуатации. Автотранспорт рационально использовать в карьерах с небольшими объемами производства (примерно 50...90 млн. т/год) при расстоянии транспортировки грузов 3...5 км.

Основу автомобильного карьерного транспорта составляют самосвалы различных типов. Используют также выемочно-транспортирующие машины - скреперы (при совмещении экскавационных работ) и подъемно-транспортное оборудование - фронтальные погрузчики (особенно на схемах разработки с применением драглайна или кранлайна).

Источник фото: rm-terex.com

Самосвалы имеют свои преимущества перед конвейерным транспортом в условиях транспортировки горных пород с разными физико-механическими свойствами. При этом в отличие, например, от железнодорожного транспорта достигается упрощение процесса отвалообразования, есть возможность передвигаться по относительно крутым (4...5° или 8...100°) подъемам автодорог за счет сокращения длины транспортных коммуникаций. Основные недостатки автотранспорта - цикличность, зависимость от состояния дорог, снижение производительности в сезон дождей, в гололедицу, снегопад, загрязнение атмосферы отработавшими газами, высокие энергоемкость и эксплуатационные затраты.

Классификация самосвалов. Три основных типа

В настоящее время наиболее широко в карьерах применяют три типа самосвалов: строительные грузоподъемностью 10...25 т для передвижения по дорогам общего пользования, строительные с шарнирно-сочлененной рамой грузоподъемностью 10...50 т и внедорожные карьерные грузоподъемностью 23...345 т. Отдельно в классификации самосвалов выделяются карьерные автопоезда в составе седельных тягачей для буксировки самосвальных прицепов и полуприцепов, но данный тип менее распространен. В ограниченных случаях используют рудничный автотранспорт.

Маркировка отечественных машин соответствует отраслевой нормали ОН 025 270-66 (см. таблицу), а по классификации транспортных средств, принятой в правилах ЕЭК ООН и ГОСТ Р51709-2001, их относят к категории № 3. За рубежом, например в Японии, также существуют внутренние стандарты, однако в маркетинговых интересах производители обычно вводят собственную классификацию самосвалов по классу грузоподъемности и применяют собственную индексацию.


Первый тип самосвалов: строительная группа

Использование в карьерах такого типа самосвалов, как строительные, обычно ограничено их малой грузоподъемностью и затруднениями при перевозке крупнокусковых грузов, однако они незаменимы в местах, где перевозки технологически можно осуществлять только по дорогам общего пользования (например, в дорожном или гидротехническом строительстве в местах с высокой плотностью населения, где применение специализированного транспорта затруднено), на перевозке сыпучих и мелкокусковых грузов (песок, щебень, предварительно разрыхленная порода) или в карьерах с малыми объемами добычи на плече до 40 км. Сейчас в России самосвалы "строительной группы" выпускают ЗАО "Бецема", заводы Пушкинский машиностроительный, "Урал", КАМАЗ, НефАЗ, КЗКТ ("Русич") и "Яровит", в ближнем зарубежье - МАЗ, КрАЗ и МЗКТ ("Волат").

Модели с шарнирно-сочлененной рамой

Самосвалы, называемые по классификации "внедорожные с шарнирно-сочлененной рамой" (для удобства их часто называют ADT - от англ. articulated dump truck), обычно используют в строительстве, но в отличие от строительных самосвалов они приспособлены для применения на бездорожье. Сейчас на российском рынке этот вид спецтехники представлен пятью производителями - БЕЛАЗ, МоАЗ, ЧСДМ, Bell и Volvo.


Источник фото: volvoce.com

Кроме этого, во всем мире данный тип самосвалов выпускают компании Caterpillar, CNH (известны под марками Astra, Case, DDT, Link-Belt, FIAT-Kobelco, New Holand, O&K), Desmond, Hydrema, JCB, John Deere (также Hitachi), Kaelble, Komatsu, Mitsubishi, Moxy, NHL, Randon, Royal, RTC и Terex. Самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой изготавливают с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4 и 6х6. Двухосные модели Volvo A25D по заказу оборудуют специальной системой подруливания (с выносными колесами, расположенными в базе), что позволяет разворачиваться в камерах шахт и на открытых площадках с ограниченным створом для маневров. Некоторые модели выпускают в варианте для подземных работ. Класс автомобилей ADT в России является сравнительно новым, хотя до 2000 года предпринимались отдельные попытки начать их производство. В некоторых карьерах с начала 1980-х годов ограниченно использовали шахтные сочлененные самосвалы серии МоАЗ-7405-9586.

Техника для подземных работ

Отдельно в классификации самосвалов можно также выделить технику для подземных работ. Такие машины сейчас выпускают Atlas Copco, Burdmachines, Bumar, Caterpillar-Elphinston, Dux, GIA (Kiruna Truck), Kaelble, Marcotte, Normet, Paus, Tamrock и YMC. Конструкция позволяет использовать их на открытых горных разработках, но специфика подземных работ (для чего они, собственно, и сконструированы) не позволяет применять их с полной отдачей в карьерах.

Основной тип - внедорожные самосвалы

Основу автопарка, используемого на открытой разработке полезных ископаемых, составляют карьерные (внедорожные) самосвалы. Сейчас их выпуском занимаются более 20 компаний: БЕЛАЗ, МоАЗ, Ashok-Leyland, Bharat, Case, Caterpillar, Caterpillar-Elphinston, Hindustan, Hitachi (Euclid), Komatsu, Kyomsungsang (Kumsusan - Кымсусан), Kress, Liebherr, NHL, Perlini, Randon, Rimpull, Shaofeng (Шаофэн), Tamrock (Toro Supra), Terex (Unit Rig и Payhauler), Terberg и Zhonghuan (Чжунхуань). Разнообразие применяемых за многолетнюю историю развития самосвалов схем привело к тому, что наиболее целесообразной стала схема с приводом на задние колеса и разгрузкой кузова назад. Прочие схемы, например привод на переднюю, среднюю ось, поворотный кузов или кузов с боковой разгрузкой, думперы и проч., в карьерах так и не прижились.


Источник фото: truck-auto.info

Выпуском полноприводных двухосных моделей заняты МоАЗ, Terex. Кроме этого многоосные автомобили выпускают Ashok-Leyland (ALRD 20, 6х2) и Tamrock (производит в двух вариантах - 10х6х8 и 8х8х8), в их моделях изменение направления движения осуществляется поворотом мостов вокруг оси подвешивания к раме - рулевая трапеция попросту отсутствует.

Автопоезда (карьерный тягач+полуприцеп)

Компании Terex и Rimpull предлагают на рынке автопоезда - полуприцеп с донной разгрузкой в составе с карьерным тягачом. Такие самосвалы целесообразно применять в комплексе со специальными разгрузочными механизмами. Подобная схема опорожнения кузова используется на карьерных 180-, 200- и 330-тонных самосвалах Kress. Необходимо заметить, что подобную схему разгрузки широко применяли на Западе в угольных разрезах в 1950-1970-х годах. Вместо самосвалов использовали высокопроизводительные самоходные скреперы, которые загружали в карьере и перегружали на эстакадах горную массу в конвейерные транспортеры или в кузова землевозов, отвозивших ее на склад. Большинство землевозов в то время представляли собой двухосный трактор-тягач или одноосный тягач скрепер в составе с прицепом-кузовом ковшовой формы. Эту схему сейчас не используют по причине высоких затрат на содержание парка инфраструктуры (в среднем расходы увеличиваются на 22...83%).

Комплектация современных автосамосвалов

Для современных автосамосвалов с колесной формулой 4х2 расчетный (руководящий) уклон в карьерах по соображениям пропускной способности, обеспечения безопасности и скорости движения принимается равным 70...80‰. В исключительных случаях на отдельных участках допускается уклон до 100‰. При использовании автопоездов с колесной формулой 6х2 и 6х4 для обеспечения эффективности перевозок целесообразнее пологий уклон 40...50‰.

Все современные автомобили, используемые в карьерах, оснащены дизелями мощностью 200...3550 л.с. с турбонаддувом, рабочим объемом от 10 до 117 л. Применение других двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных силовых установок не оправдало себя ни экономически, ни экологически, ни технологически. Удельная мощность дизелей находится в пределах 3,7...5,6 кВт/т. Привод на колеса осуществляется от двигателя через гидромеханическую коробку передач (на самосвалах грузоподъемностью до 100 т) или от системы дизель-электрического привода с мотор-колесами, оснащенными индивидуальной силовой установкой - электродвигателем.


Источник фото: liebherr.com

Применение электромеханической трансмиссии вкупе с невысокой удельной мощностью дало возможность использовать на карьерных самосвалах систему электропривода от внешней электросети. Такая схема позволяет снизить при транспортировке горной массы на большое расстояние - до 20 км при значительных объемах добычи, тепловую нагрузку на дизель на затяжных подъемах, а также в карьерах с большим залеганием полезных ископаемых. Например, система Siemens, используемая для электроснабжения дизель-троллейвозного транспорта, зарекомендовала себя как экономически эффективная и экологически чистая и широко использовалась на карьерах ЮАР (Palabora Mining Company, 1981-1985 гг.), Намибии (Rossing Mine, 1986 г.) и Заира (Gecamines, 1986 г.). Тяговые сети карьеров выполнены на постоянном токе номинальным напряжением 1,5 и 3,0 кВ или однофазном переменном токе номинальным напряжением 10 кВ.

Кузова самосвалов изготавливают из низколегированной стали с высокой прочностью на растяжение. В качестве разгрузочного привода применяют мощное гидравлическое подъемное устройство - телескопические гидроцилиндры, позволяющие опрокидывать кузов назад на угол 43...65° и выгружать грузы массой до 300 т. Разгрузка занимает от 9 до 30 с. Одна и та же модель самосвала для разных условий эксплуатации может быть оснащена кузовами различного исполнения - с плоским, двускатным днищем, ковшового типа, с футеровкой, с запираемым задним бортом (для перевозки грузов высокой плотности). Все кузова оснащены защитным козырьком над кабиной, обеспечивающей требования стандарта FOPS (защита от падающих сверху предметов). Машины грузоподъемностью до 70 т оснащают кузовами с принудительной "эжекторной" разгрузкой и теледумперами, разгрузка которых осуществляется за счет уменьшения внутреннего объема кузова. Опрокидывание кузова таких машин происходит за счет смещения груза к заднему борту.


Источник фото: belaz.by

Основных игроков на рынке карьерных самосвалов не много. Первенство по числу выпускаемых машин держит БЕЛАЗ, в состав которого еще в 2004 году вошел Могилевский автозавод. На рынке крупных самосвалов лидирует Caterpillar. Деятельность этой компании в сфере производства карьерных автосамосвалов началась в 1963-м с выпуска 35-тонного самосвала Caterpillar 769. До этого компания выпускала одно- и двухосные тягачи для самосвальных прицепов и полуприцепов Athey. Сейчас компания выпускает девять моделей карьерных автосамосвалов и четыре базовые модели строительных самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, не считая машин Elphinston, собираемых в Австралии.

Следом за Caterpillar идет компания Komatsu, и основу ее производства составляют самосвалы грузоподъемностью 25...300 т, в том числе модели, доставшиеся в наследство от Dresser. Активно конкурируют с этими гигантами на рынке компании Terex и Hitachi. В секторе сочлененных самосвалов выделяются компании CNH, Bell и Volvo, но основной упор они делают на использование своих машин в дорожном строительстве.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков